Велосипед с планетарной втулкой и его особенности
Начнем, вероятно, с самого понятия. Что же такое планетарная передача? Если рассмотреть ее не с точки зрения кинетической механики и сопротивления материалов, то все окажется гораздо проще, чем казалось. Планетарка – это редуктор, который состоит из неподвижного элемента (ось втулки), ведущего элемента (звезда, приводимая в движение цепью) и ведомого элемента (корпус втулки). Количество передач зависит от передаточного соотношения и количества зубьев у каждого элемента планетарного редуктора. Все просто.
Преимущества и недостатки
Планетарка обладает целым рядом преимуществ, о которых грех умолчать:
- механизм переключения передач идеально защищен от агрессивных сред;
- передачи можно переключать во время стоянки, что является большим плюсом при езде по городу;
- очень простая в эксплуатации – одна манетка и нет риска попасть на «запрещенную зону» переключения передач;
- наличие одной звезды позволяет установить кожух защиты цепи от внешних воздействий;
- возможность использования более долговечных цепей от односкоростных велосипедов.
По этим преимуществам сразу вырисовывается тип велосипеда, куда так и просится планетарная втулка. Но не будем забегать вперед. Теперь о недостатках планетарной передачи:
- очень высокая стоимость, по сравнению с системами внешнего переключения;
- высокая вероятность поломки шестерен при агрессивном стиле езды;
- узкий диапазон передаточных соотношений;
- большое количество зубчатых шестерен приводит к уменьшению КПД;
- невозможность ремонта «на коленях»;
- несовместимость с эксцентриковым зажимом колеса.
Механизм планетарки придуман и внедрен не вчера. И даже не позавчера. Еще в начале ХХ века первые двухскоростные велосипеды с планетарной втулкой колесили по дорогам Англии. Их с 1902 года с успехом собирала фирма Sturmey-Archer. Сейчас такие втулки ставят на велосипеды класса «комфорт» и они очень популярны среди бюргеров западной Европы.
В нынешнее время сборку планетарных втулок могут себе позволить очень не многие производители в силу сложных технологий изготовления. Среди них такие гиганты велоиндустрии, как Shimano, Sram, Rohloff. Есть планетарки и под привычные V-Brake, и под дисковые тормоза. Выпускают даже варианты с ножным тормозом, как у односкоростного велосипеда.
Рассмотрим несколько, по возможности разных, планетарных втулок и особенности их применения на конкретном велосипеде.
Городские велосипеды
На примере городского велосипеда Pride Comfort Men’s 28’’ мы рассмотрим аспекты использования планетарной втулки Shimano sg-3c41, 36h. Велосипед разработан специально для комфортного ежедневного передвижению в пределах города. Байк собран на алюминиевой раме и оснащен ригидной вилкой. В стандартный комплект оборудования входит алюминиевые подножки, багажник, полноразмерные пластиковые крылья. И Pride не был бы самим собой, не оформив прекрасный внешний вид со стильными изгибами руля, но без потери «мужественности» в облике.
Задняя втулка, к которой мы подбираемся, 3-скоростная, планетарного типа с ножным тормозом по имени Shimano Nexus Inter-3 sg-3c41. Поскольку переключение передач происходит внутри втулки, то такая система может пройти без обслуживания, без малого 50 000 км. Очень хорошо подружится с ножным тормозом публика, которая привыкла к такой системе тормозов. Но стоит помнить, что торможение одним колесом зачастую малоэффективно. Поэтому на этой модели установлен передний тормоз – обычный ободовый. Велосипед с планетарной втулкой использует самую простую и очень надежную, почти вечную цепь для односкоростной трансмиссии.
Втулка имеет стальной корпус, что конечно, сказывается на ее весе – 1175 г, но для комфортного велосипеда это не главное. В инструкции к втулке вообще указано, что она необслуживаемая. Звучит успокаивающе.
Теперь перейдем к другому типу велосипеда – складному.
Складные велосипеды
Складной велосипед с планетарной втулкой Comanche Lago в городе, как рыба в воде. Легкий, очень практичный для мегаполисов. Велосипед очень быстро и компактно складывается. Без спешки сборка-разборка занимает не более 20 секунд. При необходимости, его можно взять с собой в общественный транспорт или упаковать в багажник автомобиля.
Задняя втулка на нем уже знакомая нам по городским велосипедам, Shimano Nexus Inter-3 sg-3c41 с тремя скоростями.
MTB с планетарной втулкой
С большим трудом, но все же удалось отыскать даже горный велосипед с планетаркой (хотя это большая редкость).
Volume Generator – не просто горный велосипед, это произведение искусства. Выполнен как симбиоз односкоростного байка и МТВ. На аппарат установлена планетарка Alfine, два дисковых тормоза.
Оторвав взгляд от байка, вернемся к втулке Shimano Alfine SG-S700. Это одна из последних разработок компании с 11ю (!) скоростями. Новая втулка получила соответствующий дизайн, переключается не только мягко, но и тихо.
При всех своих 11 передачах втулка весит всего 1 600г. Стоит, конечно, запредельную сумму, даже называть неудобно.
В принципе, цели краткого обзора мы достигли. Велосипед на планетарной втулке, несомненно, ждет светлое будущее. Судя по скорости развития технологий, скоро нам не будет казаться фантастикой экстрим-байк с планетарным механизмом.
Велосипед Nexus 16FATG3NV.GR20 NOVATRACK
Что может быть удобнее и круче складного велосипеда, если речь идет о cпокойном катании по городу, за городом или в путешествиях? Складной велосипед для взрослых и подростков — надежный, неприхотливый, с отличной управля. Читать далее.
Характеристики
- Доступность: Нет в наличии
Сертифицированные игрушки
Все игрушки на нашем сайте имеют сертификаты качества.
Доставляем по всей России
Почта России, Boxbbery, СДЭК, Деловые линии, ПЭК
Большой стоковый отдел игрушек
Постоянный раздел игрушек со скидкой.
Что может быть удобнее и круче складного велосипеда, если речь идет о cпокойном катании по городу, за городом или в путешествиях? Складной велосипед для взрослых и подростков — надежный, неприхотливый, с отличной управляемостью — все это Novatrack TG-16 3.0 Nexus. Байк оборудован надежной планетарной втулкой SHIMANO Nexus и ободным тормозом спереди. Руль и сиденье регулируются по росту. При необходимости легкая алюминиевая рама велосипеда складывается, поэтому позволит брать его с собой в путешествие или перевозить в общественном транспорте. В комплекте вы найдете пластиковые крылья, которые помогут защитить велосипед и наездника в непогоду, багажник, звонок, светоотражатели и удобную подножку.
Технические характеристики планетарной втулки Shimano Nexus 7
Если вы хотите купить велосипед с планетарной втулкой для езды в городе, то естественно хотите как можно больше передач. Но думаю многие с удивлением смогут понять, что для большинства применений велосипеду хватит всего трёх передач. Не больше и не меньше. Итак давайте обсудим почему 3-скоростные планетарные втулки могут конкурировать с более современными бюджетными 7-скоростными или 8-скоростными?
У планетарных втулок в сравнении с классическими системами переключения передач более узкий диапазон передаточных отношений. Общее передаточное отношение втулки не увеличивается прямо пропорционально количеству передач.
Например:3-скоростная планетарная втулка Shimano Nexus имеет общее передаточное отношение 186%.7-скоростная планетарная Shimano Nexus имеет общее передаточное отношение 244%.8-скоростная планетарная втулка Shimano Alfine имеет общее передаточное отношение 306%.
Обычные 7 и 8 скоростные втулки не предоставляют пропорционально больше ширины диапазона передаточных отношений, чем на 3-скоростной. Они дают в два раза больше меток для кликов переключателя, тогда как общее передаточное отношение только немного больше. Чем больше передач на втулке, тем меньше шаг между передачами. Поэтому на этих втулках можно чаще переключать передачи, оставаясь в пределах практически того же самого небольшого диапазона передач, что и на 3-скоростной втулке, на которой переключаться нужно ощутимо реже.
Исходя из моего личного опыта для местности с постоянными подъёмами и спусками тяжёлые велосипеды с вертикальной посадкой абсолютно не подходят, даже если не брать в расчёт количество передач. Большой пользы от дополнительных передач на 7- или 8- скоростной втулке не так много, так как в любом случае нижняя передача будет настроена на один и тот же передаточный диапазон. Если маршрут слишком сложный для 3-скоростной, то в таком случае потребуется лёгкий спортивный велосипед с классической системой переключения передач. От большой втулки на тяжёлом велосипеде с вертикальной посадкой не очень много пользы.
Сейчас в основном покупают велосипеды с планетарными втулками на 7 и 8 скоростей, но как мне кажется оптимальным выбором являются более простые лёгкие 3-скоростные. У вас может быть свой опыт эксплуатации планетарных втулок, но перед тем как выбрать планетарную втулку с большим количеством передач, обязательно сначала попробуйте лёгкую 3-скоростную. Возможно вы также удивитесь, как и я.
10. В интернете пишут о том, что у втулки слишком большой шаг между передачами и самих передач катастрофически не хватает, поэтому на втулке очень некомфортно ездить. Так ли это?
В самом деле, шаг между передачами не такой уж и маленький и составляет 36,4%. Да и самих передач, как это не удивительно всего три, ведь втулка трёхскоростная. Но надо понимать, что комфорт это вещь сугубо субъективная и не совсем корректно ориентироваться в подобном вопросе на мнение других велосипедистов, не попробовав самому. Отвечая на вопрос, скажу следующее: если прежде вы ездили на горном велосипеде с более чем 20-ю передачами, то конечно же вы будете чувствовать значительный дискомфорт при «пересаживании» на трёхскоростную планетарку. По сравнению с трансмиссией горного велосипеда, вам будет крайне не хватать количества передач, а большой шаг между ними будет создавать ощущение, что какую передачу не выбери, крутить всё равно неудобно и неприятно. С другой стороны, если вы «пересаживаетесь» на «трёшку» с односкоростного велосипеда, то вам планетарка скорее всего наоборот покажется очень удобной, позволяющей существенно повысить комфорт во время езды.
В общем, всё напрямую зависит от того, на чём вы ездили прежде и от вашего стиля езды. Из собственного опыта могу добавить, что до планетарки я ездил на однопередачнике, ну а когда пересел на Shimano Nexus Inter 3, она стала для меня просто незаменимой. Не буду лукавить, в течение первых поездок на «трёшке» я определённо ощущал большой шаг передач. Но в дальшейнем, когда привык к втулке и заменил заднюю звёздочку на более подходящую по количеству зубьев, понял, что более оптимальный шаг между передачами вряд ли можно было подобрать и производитель выбрал так называемую «золотую середину». Отъездив на планетарке ни много, ни мало почти 9 тысяч километров (на момент написания), по поводу количества скоростей могу сказать, что «трёшки» мне хватает практически для всех ситуаций и лишь изредка ощущается нехватка передач, с чем вполне можно мириться. Ну а на зиму, когда процесс передвижения на велосипеде требует большего количества энергии, я ставлю назад звёздочку побольше, это решает проблему нехватки крутящего момента.
Задние звёздочки планетарных втулок Shimano.
В планетарных втулках Shimano Nexus используются такие же 3-пазовые задние звёздочки, как и в планетарных втулках SRAM / Sachs и Sturmey-Archer. Задние звёздочки доступны с 13 – 24 зубьями. Заменив заднюю звёздочку, можно одновременно поднять или понизить передаточные отношения всех передач.
Задняя звёздочка удерживается на месте пружинным стопорным кольцом, которое можно снять с помощью тонкой отвёртки. Большинство задних звёздочек для планетарных втулок имеют «чашеобразные» форму, которая помогает настроить линию цепи, просто выбрав правильную сторону звёздочки. Установить на место пружинное стопорное кольцо легче всего с помощью отвёртки.
После переустановки задней звёздочки необходимо молотком легонько простукать пружинное стопорное кольцо по окружности
Это особенно важно на втулках с ножным тормозов, так как работоспособность тормоза зависит от задней звёздочки
2. Насколько корректно переключаются передачи втулки, возникают ли с этим проблемы?
Передачи во втулке переключаются просто изумительно! За весь период эксплуатации, а это на момент написания текста почти 9 тысяч километров, у меня с этим не возникало никаких проблем. Переключение происходит максимально чётко и быстро. Но следует отметить, что я использую не оригинальный грипшифт — крутилку, которая идёт в комплекте со втулкой, а двухрычажную триггерную манетку переднего переключателя передач от старого горного велосипеда. Кому интересно, модель моей манетки Shimano ST-EF50-L и она отлично совместима с планетаркой. Но всё-же, несколько недель я использовал и оригинальный грипшифт, с ним у меня так же не возникало никаких проблем, даже при переключении передач в зимнее время при температуре минус 20 градусов.
Эксплуатация планетарной втулки Shimano Nexus Inter 7.
Стартуя со светофора, вы можете как гонщик быстро прокликать вверх все передачи. Хотя конечно ваш разгон до 60 км/час вряд ли поразит Джереми Кларксона. Автомобилисты будут завистливо на вас поглядывать, так как они догонят вас на 50 метров дальше, чем ожидали. Намного чаще вы будете вызывать удивление у велосипедистов и многих будет интересовать вопрос, где же у вас на велосипеде расположен механизм переключения передач и что это за задний тормоз.
Технического обслуживания втулка практически не требует. Втулка хорошо герметизирована. У смазки длительный срок службы. Вероятно максимум что потребуется, так это регулировка троса переключения передач после того как пришлось снять колесо для заклейки прокола заднего колеса. Отрегулировать трос совсем несложно: необходимо только выбрать четвёртую передачу и на переключающем устройстве выстроить две красные метки (смотрите на фото ниже). Немного подстроить метки можно с помощью регулирующего устройства, установленного на конце поворотного переключателя.
Регулировка планетарной втулки Shimano Nexus 7.
Если передачи отрегулированы, то на втулке отсутствуют мёртвые «нейтральные» точки, когда вместо запланированной передачи приходится крутить педали вхолостую. Это особенно раздражает мужчин и вредит их шансам иметь детей.
Втулка изящная, с хорошо отполированной оболочкой из нержавеющей стали, хотя и немного громоздкая. Держать втулку в чистоте очень просто. Сразу кидается в глаза прочная добротная цепь, особенно если до этого у вас был велосипед с классической системой переключения передач. Так как на планетарных втулках цепь не испытывает никакого бокового искривления и идёт параллельно к ведущей к задней звёздочки, то по этой причине отсутствует необходимость в гибкой тонкой цепи.
На свободном ходу втулка издаёт слабый тикающий шум. Старая Sturmey-Archer также издавала подобные звуки. На данный момент в я проехал не одну сотню километров на работу и назад и хочу сказать, что велосипед с этой планетарной втулкой стал моим «любимым велосипедом» для передвижения по городу. Мой 24-скоростной велосипед лучше только при езде на длинные расстояния при условии проведения хорошего технического обслуживания, но для повседневных поездок я использую только 7-скоростной Trek. Учитывая большое количество передач, Shimano Nexus должна неплохо себя показать на бездорожье, так как она сама и задние тормоза хорошо защищены от грязи и воды (за исключением луж глубиной 15«, когда вода подбирается к тормозу или втулке). Но пока из всего «бездорожья» мне приходилось только брать бордюры.
Единственное, что мне ещё осталось сделать, так это избавиться от сликов с надписью «FAT BOY» большими красными и белыми буквами. Необходимо выбрать покрышку хотя бы с небольшим протектором и с менее обидной надписью.
Другие характеристики планетарных втулок Nexus:
Семискоростная планетарная втулка шимано нексус также включает в себя защищённую тормозную систему, доступную в двух вариантах:
- Ножной (педальный) тормоз,
- Ручной роллерный тормоз в задней втулке.
Тормоз хорошо работает как в дождь и снег, так и в солнечный весенний день.
Также можно купить передний роллерный тормоз, но лучше ограничиться обычным ободным тормозом. Я бы не рекомендовал использовать передний роллерный тормоз Nexus.
Также можно купить планетарную втулку Shimano Nexus с автоматическим переключением, но к сожалению цены на автоматические коплекты кусаются, да и заказать онлайн их пока невозможно.
11. Некоторые велосипедисты в своих отзывах о Shimano Nexus Inter 3 пишут о том, что практически никогда не используют третью передачу, потому что она слишком «ломовая». Неужели нельзя было сконструировать втулку так, чтобы задействовать все три передачи?
Для того, чтобы третья, повышающая передача не была слишком «ломовой» и редко используемой, нужно правильно подбирать соотношение между звездой системы и задней звёздочкой. Моя рекомендация заключается в том, чтобы подобрать это соотношение наиболее оптимально под ваш стиль езды. Если вы не любите ездить быстро, подберите заднюю звёздочку (или замените звезду системы) таким образом, чтобы третья передача была основной, для езды в среднем темпе, тогда прямая и понижающая передачи будут у вас в запасе для комфортного въезжания в горки. Для любителей быстрой езды я бы порекомендовал подобрать такое соотношение, чтобы третья передача позволяла вам достигать большой скорости, в то время как вторая давала возможность комфортно передвигаться в среднем темпе. Если кому интересно, для себя я подобрал следующее соотношение: спереди 40 зубов, сзади 18 (колёса 28 дюймов). С таким соотношением я езжу исключительно в летнее время года, на зиму заднюю звёздочку ставлю побольше.
Обзор в фотографиях
Покупал втулку в магазине, где они не продаются комплектом. И по сути комплект я собирал сам. Втулка, шифтер с bell crank, гайки и шток со стопорной шайбой, всё это продаётся раздельно. Я точно знал, что мне нужно и проблем не возникло. Показываю, как выглядит всё вместе. То что вы видите на фото ниже, позволяет установить втулку на велосипед и пользоваться ею. Здесь нет только звезды, которая также приобретается отдельно:
Покупка звезды дело не хитрое, продаются они практически в любом веломагазине. Сама втулка без роллерного тормоза имеет ширину 112 мм, что недостаточно для установки в раму с OLD 120 мм. Как я уже написал, у Shimano для таких случаев есть пыльник-заглушка с гайками, который доводит общую ширину втулки до нужных 120 мм. Такого пыльника в магазине не было, но мне дали другой. Помимо пыльника я также накрутил две гайки для достижения ширины втулки 120 мм. Одна гайка шириной 5 мм и вторая 3 мм: 112 мм + 5 мм + 3 = 120 мм. Ниже на фото втулка отдельно с пыльником и навёрнутыми гайками. В таком виде её ширина составляет нужные 120 мм. Вес втулки всего 885 грамм. Это самая лёгкая из всех планетарных втулок Shimano. Для сравнения, старые втулки типа Torpedo, которые использовались на советских велосипедах, весили около 900 грамм и имели лишь одну передачу.
Отдельно гайки, которые я использовал для увеличения ширины втулки:
К втулке вернёмся чуть позже. Прежде показываю шифтер с bell crank. Я привык к триггерным двухрычажным манеткам. Именно такую — ST-EF50-L я использую на другом моём велосипеде совместно с планетаркой и они идеально сочетаются. Shimano для планетарных втулок на 3 передачи таких не делает. Всё что у них доступно — грипшифт крутилка, который мне очень не нравится. Триггерная двухрычажная манетка обеспечивает точность. Можно смело нажимать рычаг до упора с любым усилием, что обеспечит переключение ровно на одну передачу. В случае с грипшифтом, стоит приложить чуть большее усилие и он провернётся сразу на две передачи. В процессе активного жёгова нет времени на нежности, хочется быстрым чётким движением переключить передачу, не подбирая усилие. С грипшифтом такое не прокатывает и приходится тратить время на аккуратное вращение. В будущем я планирую его заменить, а пока буду пользоваться тем, что есть:
Трос, как и всё остальное — фирменный, с надписью Shimano Sealed. Не знаю насколько оно sealed, но рубашка троса очень качественная, имеет высокую жёсткость:
Комплект мелких деталей, продающихся отдельно от втулки: крепёжные гайки, пыльник для правой стороны, стопорное кольцо для звезды, стопорная шайба на ось и шток. Его длина для этой модификации втулки 81,85 мм:
Переходим к осмотру непосредственно самой втулки. Первым делом покажу все надписи на корпусе. С одной стороны это надпись Shimano Nexus:
Следующая надпись, с другой стороны — Inter 3:
Также на корпусе видим модель — SG-3R40. Что означает VIA LG и цифра 5 в белом круге, я не знаю:
Рассмотрим втулку более детально со всех сторон. Это сторона со шлицами, куда устанавливается роллерный тормоз:
Вид с установленным пыльником. Он хоть и от другой модели втулки, но садится на место как влитой, нигде не болтается:
Другой ракурс с навёрнутыми гайками:
Можно было бы скрутить гайку, которая контактирует с роллерным тормозом и заменить её на обычную. Скорее всего это дало бы более приятный внешний вид и меньший зазор между гайками и пыльником. Я не стал этого делать, поскольку втулка собрана должным образом, а замена гайки привела бы к необходимости заново выбирать люфт. Пыльник отдельно, даже на нём надпись Shimano:
Сторона с приводом, куда ставится звёздочка. Вылезающая со всех щелей смазка белого цвета свидетельствует о том, что втулка внутри смазана как положено, без экономии:
Я снял большой пластиковый пыльник и под ним всё тоже в смазке:
Контргайка и посадочное место для звёздочки крупнее:
Вот пожалуй и всё, что можно было рассказать и показать про эту втулку. Если вам интересно посмотреть на велосипед, для которого куплена эта втулка, прошу пройти по этой и этой ссылкам. Также будет отдельная статья — дневник планетарной втулки, по типу этой.
3. Как правильно переключать передачи, можно ли делать это под нагрузкой, например при подъёме в гору?
Переключение передач планетарной втулки Shimano Nexus Inter 3 можно осуществлять в неподвижном состоянии велоипеда, при движении накатом (не вращая педали) и при вращении педалей без нагрузки. Я бы крайне не рекомендовал переключать передачи под нагрузкой, если вы хотите сохранить вашу втулку и возможность корректного переключения передач на долгое время. Переключение под нагрузкой конечно же не вызовет одномоментную поломку втулки, но, тем не менее, значительно уменьшит её ресурс, в частности элементов, которые осуществляют сцепление.
Наиболее оптимальный, с точки зрения продления ресурса, вариант переключения передач заключается в следующем: прежде чем переключить передачу, ослабьте давление на педали, замедлив их вращение так, чтобы педали вращались без нагрузки, сразу после этого выполните переключение и выждав момент продолжайте крутить педали как прежде, с полной нагрузкой. Когда вы привыкнете переключать передачи по этой методике, сам момент переключения будет занимать у вас не более одной секунды, при этом не создавая излишней нагрузки на собачки сцепления, сохраняя их ресурс.
Установка планетарной втулки на имеющийся велосипед.
Иногда требуется установить планетарную втулку Nexus на имеющийся велосипед .
В идеале для установки втулки Nexus рама должна иметь горизонтальные дропауты, так как на велосипедах с вертикальными дропаутами нет возможности обеспечить натяжение цепи, разве что для регулировки натяжения цепи установить натяжитель цепи (или задний переключатель скоростей).
Если на велосипеде установлены вертикальные дропауты, то для обеспечения правильного подведения троса придётся купить специальный разработанный для вертикальных дропаутов комплект шайб.
В идеальном случае расстояние между дропаутами на раме должно составлять 130 мм. Рамы на старых велосипедах обычно уже. У можно спокойно расширить задний треугольник до 130 мм. Эту процедуру может провести любой хороший веломеханик или даже можно сделать это самостоятельно. Если отказаться от роллерного тормоза и использовать тонкую конусную стопорную шайбу слева, то можно приспособить семискоростную или восьмискоростную втулку Nexus под ширину 126 мм. Если рама рассчитана на расстояние между дропаутами в 135 мм, то в таком случае для заполнения промежутка на ось можно добавить несколько шайб.
Shimano Nexus 7.
Задняя планетарная втулка Shimano Nexus Inter 7 может лучше всего показать себя на велосипеде, предназначенном для регулярных поездок на работу. Они не только обладают всеми преимуществами удобства эксплуатации старых добрых Sturmey-Archer, но и «достаточным количеством» передаточных отношений — семь передач. При желании можно купить надёжные планетарные втулки с 8 и 11 передачами.
На купленном мною велосипеде установлена 7-скоростная планетарная втулка Shimano Nexus. На велосипеде установлен ручной роллерный тормоз, а не ножной, как на многих европейских велосипедах. Мне не нравятся велосипеды с ножным тормозом, так как на таком велосипеде во время старта трудно добиться оптимального положения педалей
Это особенно важно при движении в автомобильном потоке. Задний тормоз на моём велосипеде управляется рычагом
Тормозное усилие хорошо модулируется. В целях защиты от перегрева тормоз снабжен теплорассеивающей пластиной.
Давайте вернёмся назад к передачам. Переключать передачи на втулке одно удовольствие. Передачи можно переключать, стоя на светофоре, педалируя или при езде накатом, хотя вы не можете сильно педалировать — втулка не переключится, пока вы не уменьшите давление на педали. Передачи переключаются с помощью поворотного переключателя для правой руки. Переключение происходит в виде семи щелчков с небольшими задержками. В отличии планетарных втулок, с которыми мне доводилось иметь дело раньше, здесь трос в не натянутом положении включает самую нижнюю передачу, а не верхнюю. К этому нужно просто привыкнуть, ну а в остальном здесь нечего изучать, скорее нужно разучиться.
Можно купить втулку Shimano Nexus Inter 7 отдельно и на её основе собрать колесо. Она вам обойдётся приблизительно в 159 долларов, что приблизительно составляет цену самого дешёвого нового велосипеда! Роллерный тормоз купить можно за 32 доллара. Абсолютно новое заднее колесо с ободом, спицами, втулкой, покрышкой, камерой и тормозами обойдётся в 238 долларов.
Велосипед nexus
Гражданский проспект, 118к1
Трасса Юкки 1 (Мега Парнас)
Будни с 10:00 до 22:00
Выходные с 10:00 до 23:00
Главная />SKI блог />Планетарная втулка велосипеда — что в ней хорошего
Планетарная втулка велосипеда — что в ней хорошего
Переключение передач сейчас есть на всех велосипедах за редким исключением, например, на многих детских вариантах его нет. Однако, систем довольно много, но среди них выделяются планетарные втулки – узлы, встраиваемые в заднее колесо. Рассмотрим подробнее данный вариант.
Содержание:
Принцип работы
Планетарная втулка конструктивно близка к устройству КПП автомобиля, только должна быть максимально легкой, компактной и при этом достаточно надежной.
Состав механизма:
- «солнышко» или солнечная шестерня. Деталь так названа от того, что располагается в центре системы;
- сателлиты или планетарные шестерни. На них передается вращение от солнечной шестеренки;
- водило. Это кронштейн, на котором закреплены сателлиты. Он необходим для того, чтобы исключить хаотичное движение «планет», а так же определить направление их движения;
- эпициклическая шестерня, именно на нее передается вращение от педалей;
- звездочка, которая вынесена за пределы корпуса справа. Она сопряжена с исполнительным механизмом или шлицевым приводом. Когда меняется скорость на руле через переключатель, он подстраивает вращение колеса в соответствии с условиями.
Солнечная шестерня объединена с осью, она неподвижна. За счет наличия эпицикла и сателлитов, есть два способа снятия мощности. Во-первых, можно вращать эпицикл вокруг оси и снимать мощность с водила. Момент при этом будет больше, это понижающая ступень.
На прямой передаче ось вращается напрямую – это главная ступень. Фактически, механизм планетарки в этом случае не задействуется.
На повышающей передаче вращается водило, момент меньше за счет того, что эпицикл находится на большем радиусе. То есть корпус вращается медленнее сателлитов.
Это пример работы 3-скоростной втулки, однако, принцип одинаков для всех компоновок, вплоть до 7-8-скоростных. Отличие между ними только в числе шестеренок и вариантов их зацепления
Преимущества планетарки
Планетарная конструкция имеет ряд серьезных преимуществ в сравнении с альтернативами:
- надежность. Кассеты и трещотки не дают столь высокой точности работы, кроме того, планетарку можно переключать стоя на месте, в то время, как наружные навески — только на ходу;
- переключение напрямую. В классических системах срабатывание осуществляется последовательно, планетарная позволяет сразу выставить необходимую скорость;
- минимальное техническое обслуживание. Фактически, узел считается необслуживаемым компонентом, потому меняется целиком при поломке. Нет необходимости настраивать, смазывать, чистить, а ресурс планетарного узла значительно продолжительнее классики;
- односкоростная цепь. Устанавливается по одной звезде спереди и сзади, потому цепь при работе не перекашивается для переключения передач. Односкоростная цепь дешевле и служит значительно дольше в таком случае;
- доступность ножного тормоза. Это наиболее простой и надежный тип тормозов, который доступен на некоторых марках. Он имеется не у всех из них, при его отсутствии можно использовать ободной или дисковый;
- при такой компоновке можно использовать защиту цепи. Это снижает риск испачкать одежду при катании, а так же уменьшает количество грязи, попадающей на цепь. В результате ее можно реже обслуживать;
- отличный вариант для эксплуатации зимой. В мороз такие «коробки передач» полностью защищены от снега, не обледеневают. Если планетарка оснащена барабанным тормозом, то он в морозы окажется многократно надежнее и эффективнее навесных конструкций;
- при падениях механизм будет в безопасности;
- переключение понятнее интуитивно, так как используется только одна манетка.
Недостатки
Разумеется, этот механизм не лишен недостатков:
- цена. Это основной недостаток, оснащение стоит не менее 4-5 тысяч рублей, а качественное от 8-10 тысяч. Однако, за счет большей долговечности и отсутствия необходимости в обслуживании, в долгосрочной перспективе цена окупается;
- маленькое передаточное отношение. У обычных систем переключения диапазон передаточных отношений составляет 550% в среднем. То есть один оборот педалей на самой низкой передаче позволит проехать расстояние, в 5,5 раз меньшее, чем на самой высокой. У планетарок этот показатель составляет в среднем 300%, потому они не позволят с легкостью подниматься в крутые горки, на прямых участках скорость будет не так высока. Этот недостаток отсутствует только у дорогостоящих 7, 11, 14-скоростных моделях;
- вес. Деталь достаточно тяжелая, в среднем 1,2-3 кг. Однако, при ее установке отпадает необходимость в кассетах, трещотках, переключателях, спереди остается только одна манетка, на раме остается меньше каналов с тросами. В сочетании это делает разницу в весе минимальной (в пределах 500-700 грамм при аналогичных показателях);
- неремонтопригодность. Нельзя сказать, что оборудование совсем не разбирается и не обслуживается, но без специальных знаний и инструмента провести ТО будет проблематично;
- нельзя использовать эксцентриковые зажимы. Если втулка слабо крепится на дропаутах, то может провернуться, повредить раму или оказаться сломанной самой;
- ниже КПД. При работе узел испытывает сильное трение из-за большого числа зубчатых передач. В итоге КПД педалирования в среднем падает до 92%, хотя у классических схем переключения оно достигает 98%.
Марки и модели
На данный момент выпуском занимается несколько компаний:
- Shimano;
- SRAM;
- Sturmey-Archer;
- Rohloff.
Самым продвинутым технически является «Ролофф». Компания разработала 14-скоростной механизм, который может на равных конкурировать с навесными аналогами
У «СРЭМа» есть 12-скоростная система с передаточным соотношением 400%.
У «Шимано» широкий ассортимент, в котором есть 3, 4, 7, 8-скоростные механизмы. А самый продвинутый имеет 11 передач.
«Штюрми» выпускает 3,5 и 7-скоростные модели, а так же гибридную кассетно-планетарную конструкцию.
Модели
Чаще всего на серийных велосипедах встречаются 3, 5 и 8-скоростные втулки, рассмотрим их распространенные варианты.
SHIMANO NEXUS 3C41
Цена: в минимальной комплектации, но с ножным тормозом около 5000-6000 руб
Трехскоростная в алюминиевом корпусе, имеется 36 отверстий под спицы. Конструктивно предусмотрен ножной тормоз, но есть возможность устанавливать и другие. Габариты 178Х120 мм, вес около 1200 грамм.
В данной системе используется следующее передаточное отношение:
- 0,733 на пониженной;
- на главной – 1;
- на повышенной – 1,364.
Это простейший вариант планетарки, который подойдет не более чем для размеренного катания по городу. Активно штурмовать велодорожки не получится, крутой подъем будет серьезной проблемой
RX-RK5
Цена: 7500-8000 в среднем
Sturmey-Archer радует адекватной ценовой политикой, например, данная модель рассчитана под дисковый тормоз, ее цена около 8 тысяч рублей, модель с ножным тормозом дешевле (около 7500 руб), маркируется RX-RC5.
Важно учитывать, что за эти средства многие компании предлагают уже полный комплект, который позволит установить узел на велосипед.
Комплектация включает:
- ведомую звезду с 20 зубьями;
- шифтер;
- трос с оплеткой;
- набор необходимых крепежей и расходников.
Передаточные числа начинаются от 64%, на второй – 80, далее главная передача – 100, 4-я – 125 и 5-я – 156%.
Это оснащение даст больше вариантов катания, но все-равно подойдет исключительно для города. Диапазон все еще слишком мал для активного педалирования и преодоления сложных рельефов
G8
Цена: около 15 000 руб
Данную модель планетарки предлагает «Срэм», это увесистая деталь, весом 2188 грамм. Позволяет развить до 55 Нм крутящего момента.
Модель под дисковый тормоз стоит около 15 тысяч, рассчитана на 36 спиц. При этом, в комплект не входит манетка.
Важно отметить, что даже у этого варианта систем достаточно скромные передаточные отношения. Они приближаются к отметке в 300%, это позволит кататься по городу и по хорошему асфальту на дальняк. Да, скорости не будет, какого-то бешеного КПД на подъеме – тоже. У нас, в велопрокате , используются городские велосипеды именно с этой втулкой.
Однако, этот механизм уже позволит не катать велосипед рядом с собой в горку, а ехать самостоятельно в любых условиях.
Тонкости планетарной втулки
Установить планетарку можно, фактически, на любой велосипед. Однако, при этом необходимо располагать инструментом и навыками, которые позволят правильно провести операции. Часто проще обратиться в специализированную мастерскую, а вот почему, рассмотрим на примере 8-скоростной навески от «Шимано» — Nexus.
Планетарки практически не встречаются в России на серийных велосипедах, возможной причиной этого является сложность подбора, высокая стоимость и невозможность найти мастерскую, где специалисты могут установить впринципе. На штучные велосипеды планетарные механизмы устанавливаются еще реже
Если вы хотите поставить на свой велосипед «Нексус», то нужно учитывать, что купить полный комплект достаточно сложно. Дело в том, что есть несколько комплектаций, по которым практически невозможно получить консультацию.
Основных параметров, которые нужно учитывать – 3:
- тип посадочного места для тросов;
- тип кронштейна для подключения канала с тросом к лапке втулки;
- тип гайки, обеспечивающей жесткую фиксацию планетарки на дропаутах.
Для фиксации тросов служит лапка, точнее специальное крепление на ней. Лапка – это рычаг, к поворотному механизму которого подключается трос, и которая меняет скорость при изменении его натяжения. Элемент приобретается отдельно при заказе узла, чтобы выбрать необходимую деталь, нужно учитывать тип наконечника на тросе.
Канал троса пропускается через кронштейн на лапке, их так же несколько типов. Необходимо отталкиваться от типа используемых магистралей для прокладки линий переключения передач, чтобы выбрать подходящий вариант.
Планетарная втулка работает правильно только при строго фиксированном положении, она не должна прокручиваться. Для ее неподвижного крепления служит специальная гайка. На оси имеются специальные проточки, которые не позволяют оси проворачиваться в гайке. На самой гайке имеется выступ, который фиксируется в пазе дропаутов
Однако, есть два типа дропаутов:
- горизонтальные;
- вертикальные.
Гаек так же два типа, что следует учитывать при заказе.
Осложняется ситуация тем, что очень сложно найти специалиста, который это знает и может сразу заказать все необходимое для монтажа узла.
Смазка планетарной втулки Shimano NEXUS SG-3C41 с ножным тормозом
может любой велосипедист, который знает, за который конец держать отвертку.
В основе втулки — одноступенчатый планетарный редуктор с четырьмя сателлитами. При работе планетарки три элемента редуктора: водило с сателлитами, солнечная шестерня и внешний зубчатый венец (коронная шестерня, эпицикл) вращаются каждый со своей скоростью. В нашем случае зубья солнечной шестерни нарезаны на неподвижной оси втулки.
Переключение передач втулки Shimano NEXUS SG-3C41 осуществляется присоединением звездочки и корпуса втулки, связанного спицами с ободом колеса, в различных комбинациях к частям планетарного редуктора, вращающимся с собственными скоростями.
При включенной первой передаче звездочка соединяется с коронной шестерней, а стакан втулки с водилом.
Вторая передача прямая, звездочка соединяется со стаканом, а шестерни вращаются вхолостую с минимальными потерями.
Третья, ускоряющая передача получается при соединении звездочки с водилом, а корпуса втулки с зубчатым венцом.
В процессе переключения кроме крупных силовых элементов участвуют мелкие детали типа собачек трещотки. Именно наличие мелких деталей диктует особые требования к применяемым смазочным материалам. Смазка должна быть достаточно густой, чтобы удерживаться в подшипниках и на шестеренках, но не мешать работать мелким собачкам. Производитель рекомендует специальную густую белую смазку Nexus арт. Y04120800.
Смазка втулки NEXUS SG-3C41 после дождя.
При эксплуатации велосипеда в дождливую погоду следует защитить левый по ходу движения подшипник. Для этого нужно медицинским шприцем на 20 мл нагнетать смазку (здесь и для смазки других подшипников можно использовать Литол-24, Рубин) в отверстие пыльника под тормозным рычагом. Чтобы смазка проникла в подшипник, нужно совместить отверстие в пыльнике с отверстиями в корпусе втулки. Операция выполняется без снятия колеса с велосипеда.
Смазка подшипников втулки.
В начале сезона нужно смазывать все подшипники втулки. Для смазки подшипников придется снять колесо и частично разобрать втулку.
Смазываем подшипники правой стороны. Снимаем звездочку. Откручиваем контргайку и конус. Вынимаем маленький подшипник и промываем в бензине. Удаляем остатки смазки из чашки и с конуса подшипника. Наполняем чашку свежей смазкой и собираем узел. Конус на ось накручивается до упора. Зазор подшипников регулируется не здесь, а гайками с левой стороны втулки. Для смазки большого подшипника снимаем большой пластмассовый пыльник. Благодаря множеству прорезей, он легко снимается, если подцепить ножом. В кольцевую щель, открывшуюся под пыльником, пальцем втираем 5-10 мл смазки. Этого достаточно, чтобы значительно продлить срок службы подшипника. Ставим на место пыльник и звездочку.
Переворачиваем колесо и занимаемся левым подшипником. Откручиваем плоскую контргайку и свинчиваем с оси левый конус с тормозным рычагом вместе с пыльником. Промываем подшипник и очищаем от старой смазки беговые дорожки на конусе и на корпусе втулки. Закладываем свежую смазку и собираем в обратной последовательности. При сборке регулируем подшипники вращением конуса ключом «на 22». Рекомендуется оставлять в подшипниках чуть заметный люфт.
Промывка и смазка редуктора планетарной втулки.
Когда это делать? Наш покупатель ежедневно ездил на работу в любую погоду и оставлял велосипед на открытой площадке. После года эксплуатации втулка была забита ржавой кашей (см. фото), а в подшипниках появился большой люфт.
Тут уже без полной разборки, промывки и замены смазки не обойтись.
Снимаем с колеса звездочку и пластиковый пыльник с прорезями. Откручиваем с левой стороны контргайку и конус с тормозным рычагом и пыльником. Вытаскиваем весь механизм из корпуса в правую, по ходу движения, сторону колеса. Помещаем редуктор в сосуд с керосином, и пока он отмокает, промываем корпус втулки. />
Жесткой кистью промываем редуктор и прополаскиваем в чистом керосине. Наносим смазку на зубья и оси сателлитов, зубья коронной шестерни и в подшипники. Небольшое количество смазки наносим на лепестки собачек и соответствующие им зубчатые дорожки на корпусе втулки.
ИЗЛИШНЯЯ СМАЗКА на собачках может помешать четкому переключению передач.
Собираем втулку в обратной последовательности. Механизм в корпус вставляется без лишних усилий, собачки препятствующие сборке аккуратно заправляем в корпус по мере продвижения механизма.
Регулировка подшипников описана в этой статье выше.
Наши новости:
Rapid Fire шифтер для планетарки Нексус 3 уже в продаже.
Ничего не нужно допиливать. Совместим с втулками Shimano 3C41, 3R40, 3D55.
Источники:
https://velofans.ru/vibor/velosiped-planetarnoy-vtulkoy-osobennosti
https://tvoedetstvo.ru/transport/velosipedy-dvuhkolesnye/velosiped-novatrack-16-skladnoj-alyum-nexus-3-speed-alyum-pervilka-alyuminievyj-vynos
https://krutipedaly.ru/tehniceskie-harakteristiki-planetarnoj-vtulki-shimano-nexus-7/
https://prokatski.ru/interesnoe/138-planetarnaya-vtulka
https://provelolab.ru/smazka-planetarnoy-vtulki-shimano-nexus-sg-3c41-s-nozhnyim-tormozom/