ПДД для велосипедистов
С 14 лет по российским законам человек имеет право передвигаться на велосипеде по дорогам общего пользования. Особенность велосипедного транспорта в том, что когда владелец велосипеда катит его рядом с собой, он считается пешеходом, а когда едет, то должен соблюдать правила для велосипедистов. Как и водителям автомобилей и мотоциклов велосипедистам запрещено управлять своим транспортным средством в состоянии опьянения. За это предусмотрен штраф. Об этом и многих других нюансах ПДД для велосипедистов расскажем в этой статье.
Кто такой велосипедист и должен ли он следовать ПДД?
Велосипедист – человек, управляющий велосипедом. К велосипедам согласно правилам дорожного движения относят транспортное средство, у которого не менее двух колёс и которое приводится в движение мускульной силой человека или электродвигателем мощностью до 0,25 кВт. Такой двигатель электровелосипеда должен автоматически отключаться при достижении скорости 25 километров в час.
Какие правила дорожного движения применяются к велосипедистам?
Отдельных правил для велосипедистов не существует, но все правила, касающиеся водителей и транспортных средств в целом, касаются и велосипедистов. Те же пункты ПДД, в которых указано, что они относятся только к механическим транспортным средствам, к велосипедистам отношения не имеют.
Когда эксплуатация велосипеда запрещена?
Как и в случае с автомобилем, владелец велосипеда должен проверять его техническое состояние перед выездом на дорогу (согласно пункту ПДД №2.3.1).
Запрещено управлять велосипедом, у которого:
- Неисправен или сломан руль, звуковой сигнал и тормоз.
- Спереди не установлен белый светоотражатель и фонарь, а в ночное время – фара.
- Сзади не установлен красный светоотражатель (фонарь).
- По бокам велосипеда отсутствуют красные или оранжевые светоотражатели.
Эти требования перечислены в шестом пункте ПДД. Также нужно размещать светоотражатели так, чтобы велосипед был максимально заметен на дороге.
С какой скоростью можно ездить велосипедисту
Требования соблюдать скоростной режим едины для всех участников дорожного движения. Согласно ПДД для велосипедистов важно:
- Выбрать скорость, которая позволяет остановиться при возникновении опасности.
- Позволяет безопасно выполнять манёвры в реальных дорожных условиях.
- Не превышает ограничения, установленные дорожными знаками.
Если на основных дорогах города можно двигаться на скорости до 60 км/ч и превысить этот показатель велосипедисту вряд ли удастся, то во дворах и жилых зонах скоростные ограничения равны 20 км/ч.
Можно ли велосипедисту ездить пьяным?
Согласно пункту 2.7 ПДД РФ всем водителям запрещено управлять транспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Велосипедисты не являются исключением из этого числа.
Права у велосипедиста не заберут, так как их у него нет, но дадут штраф от 1 до 1,5 тысяч рублей (статья 12.29 КоАП РФ).
Как правильно показать сигнал поворота?
Важное требование к велосипедистам – заранее предупредить других участников движения о намерении повернуть или остановиться. Для этого нужно использовать следующие жесты:
- При повороте налево – вытянуть в сторону прямую левую руку или вытянуть и согнуть под прямым углом правую.
- При повороте направо – вытянуть в сторону прямую правую руку или вытянуть и согнуть под прямым углом левую.
- При остановке – поднять вверх любую руку.
Эти простейшие жесты позволяют избежать возникновения на дороге аварийной ситуации.
Может ли велосипед идти на обгон?
Да, велосипедистам не запрещено обгонять другие ТС, при условии, что их обгон:
- Не создаёт опасности для других участников движения.
- Осуществляется с левой стороны.
- Перед обгоняемым транспортом достаточно места для завершения манёвра.
Нужно учесть, что на некоторых участках дороги обгон запрещён. К таковым относятся:
- Регулируемые перекрёстки.
- Пешеходные переходы.
- Места с ограниченной видимостью.
- В тоннелях, на мостах и эстакадах.
- Ближе 100 метров от железнодорожных переездов.
Также велосипедист обязан уступить место при обгоне его автомобилем на узкой дороге и не препятствовать такому обгону.
Где велосипедистам разрешено ездить по ПДД?
Правилами для велосипедистов установлены ограничения в зависимости от возраста велосипедиста. Дети до 7 лет могут кататься на велосипеде только по пешеходным дорожкам, тротуарам и пешеходным зонам. В возрасте от 7 до 14 лет можно двигаться по дорожкам для велосипедов. С наступлением 14-летнего возраста разрешено передвижение по дорогам общего пользования.
Нужно учесть, что двигаться по краю дороги, полосе для транспорта или по обочине разрешено только при условии отсутствия велосипедной дорожке и невозможности двигаться вне проезжей части дороги (п. 24 ПДД).
Как выделяются дорожки и полосы для велосипедистов?
Для обозначения различных видов дорожек и полос, на которых разрешено двигаться велосипедистам, используются специальные знаки.
Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему — просто обратитесь к нашему юристу:
+7 (812) 507-64-25 (Санкт-Петербург)
Это быстро и бесплатно!
Как выделяется полоса для велосипедов?
Специальные полосы для движения велосипедистов обозначаются знаками 5.11.2, 5.12.2, 5.13.3, 5.13.4.
Как выделяется велосипедная дорожка?
Место начала и конца велосипедной дорожки отмечены знаками 4.4.1 и 4.4.2.
Как выделяется велопешеходная дорожка?
В случае, если дорожка не разделена на две части (для пешеходов и велосипедистов), то она обозначается знаками 4.5.2 и 4.5.3.
Разделённые дорожки обозначены знаками 4.5.4 и 4.5.5, которые показывают по какой половине двигаться велосипедам.
Должны ли велосипедисты уступать дорогу пешеходам?
Велосипедист должен уступить пешеходу дорогу в двух случаях:
- При переходе пешехода по зебре (пункт 14.1).
- Во время поворота, если траектория его движения пересекается с линией движения пешехода (пункт 13.1).
Это правило для велосипедистов схоже с правилами для водителей механических ТС.
Как правильно проезжать перекрёстки на велосипеде?
В 13-м разделе ПДД указаны правила проезда перекрёстков. Они едины для автомобилистов и велосипедистов. Нужно руководствоваться право приоритета в конкретной ситуации. Наиболее простой вариант – регулируемый перекрёсток, где ехать нужно в соответствии с сигналом светофора.
Как проезжать равнозначные перекрёстки по правилам дорожного движения на велосипеде?
Если на перекрёстке нет светофора, а также знаков «Главная дорога» и «Уступить дорогу», то пропускать на нём нужно все ТС, которые находятся справа.
Исключением является трамвай – ему нужно уступать всегда.
Как правильно проезжать неравнозначные перекрёстки?
Согласно ПДД для велосипедистов (пункт 12.9) преимущество на таком перекрёстке у того, кто находится на главной дороге. Она всегда обозначена знаком 2.1.
Иногда дополнительно к знаку установлена табличка с указанием изменения направления главной дороги (эта дорога на табличке выделена жирной чёрной линией).
Особенностью для велосипедистов является то, что поворот налево им разрешён только, если на дороге не больше одной полосы в одном направлении, а также нет трамвайных путей.
На многополосной дороге в таком случае нужно слезть с велосипеда, перейти с ним дорогу по пешеходному переходу и дальше двигаться в нужном направлении.
Как правильно ездить группами?
Группа велосипедистов должна ехать по крайней правой полосе дороги. При этом нужно соблюдать несколько правил:
- Двигаться друг за другом.
- Если в группе больше 10 велосипедов, нужно разделить её на несколько так, чтобы в одной было не больше 10 человек.
- Можно ехать парами, но при условии, что ширина обоих велосипедов не превышает 75 см.
- Дистанция между группами должна быть не менее 100 метров, для возможности их обгона автомобилями.
Важно при этом соблюдать требования безопасности и быть заметными на дороге.
Как перевозить на велосипеде ребёнка?
Детей можно перевозить только на велосипедах, оборудованных специальными местами для сидения. Детей младше 7 лет можно перевозить лишь в специальном велосипедном кресле (пункт 24.8 ПДД).
Также важно использовать шлемы, как для ребёнка, так и для самого велосипедиста.
Запреты для велосипедистов
В ПДД для велосипедистов есть запреты, касающиеся только их:
- Поворот налево и разворот на многополосных дорогах и дорогах с трамвайными путями.
- Езда без рук.
- Езда по пешеходному переходу (можно только переходить пешком).
- Перевозка пассажиров на велосипедах, которые для этого не оборудованы.
- Перевозка громоздких грузов, выступающих более, чем на полметра по бокам или сзади.
- Перевозка грузов, мешающих управлять велосипедом.
- Буксировка других велосипедов или чтобы другое ТС буксировало данный велосипед.
Эти требования указаны в ПДД в пунктах 24.8 и 24.9.
Также велосипедистам запрещено выезжать на участки дорог, обозначенные знаками 3.1, 3.2, 3.9, 4.5, 5.1, 5.3, 5.33. Однако дети до 14 лет могут кататься на велосипедах в местах установки знаков 4.5 и 5.33.
5 частых ошибок велосипедистов
Среди наиболее распространённых нарушений, связанных с незнанием велосипедистами правил, можно выделить следующие:
- Переезд перехода по зебре. По правилам нужно катить велосипед.
- Езда против движения. Пешеходам можно идти навстречу движению, велосипедистам ехать можно только по ходу транспортного потока.
- Езда против движения. Пешеходам можно идти навстречу движению, велосипедистам ехать можно только по ходу транспортного потока.
- Не показывать сигналы поворота и остановки.
- Езда по левой полосе.
- Поворот налево и разворот.
Нужно внимательно изучить ПДД, чтобы не допускать таких ошибок, так как многие из них приводят к авариям.
Какой штраф за нарушение ПДД велосипедистом?
Большинство штрафов по КоАП РФ применяются только к водителям механических транспортных средств, имеющим водительское удостоверение. Поскольку у велосипедистов такого удостоверения нет, то их они не касаются. Но велосипедистов могут оштрафовать по статьям КоАП 12.29 и 12.30:
- За нарушение правил движения (ехал на красный свет и т.п.) – 800 рублей.
- За вождение в пьяном виде – 1000-1500 рублей.
- За создание помехи для пешеходов и других водителей – 1000 рублей.
- За причинение вреда здоровью по неосторожности – 1000-1500 рублей.
Если велосипедист оплатит штраф в течение 20 дней с момента его назначения, то, как и автомобилист, он получит 50% скидку.
Как вести себя при ДТП?
Все правила поведения в случае аварии указаны в пунктах 2.5-2.6 ПДД РФ. В целом они сводятся к следующему алгоритму:
- Убедиться в отсутствии повреждений, а если они есть, то вызвать скорую помощь.
- Обозначить место аварии и не двигать велосипед.
- Вызвать ГИБДД.
- Снять место ДТП на телефон.
- Найти свидетелей.
- Дождаться полицейских и поучаствовать в составлении протокола.
После составления протокола его копию выдадут участникам аварии, а также выдадут справки о ДТП. Эти документы нужны для получения компенсации в страховой компании.
Если виновник аварии попытается скрыться важно запомнить номер его машины.
Возместят ли велосипедисту ущерб, если в ДТП виноват он сам?
Согласно статье 1079 ГК РФ автомобиль для велосипедиста – источник повышенной опасности. Поэтому в большинстве случаев при аварии компенсацию выплачивает автомобилист (или его страховая компания).
Исключением из этого правила являются ситуации, когда удаётся доказать, что велосипедист врезался в автомобиль специально или ДТП произошло из-за обстоятельств, независящих от обоих его участников.
Суд освободит водителя автомобиля от необходимости выплачивать компенсацию, если будет доказано, что велосипедист нарушил ПДД. Но если в этом случае был нанесён вред здоровью велосипедиста, то избежать выплаты не удастся.
Можно ли перевозить велосипед в метро?
В метро велосипед можно перевозить только в разобранном виде, в специальном чехле. При этом он будет считаться ручной кладью, и оплачивать его провоз нужно в соответствии с правилами провоза ручной клади в данном метрополитене.
Безопасность велосипедистов на дороге
На сегодняшний день велосипед является популярным и востребованным средством передвижения для людей любых возрастов. Он удобен в использовании и обслуживании, его легко хранить и даже возможно брать с собой в поездки. Как известно, дорога считается не самым спокойным местом, а велосипедные дорожки оборудованы далеко не во всех населенных пунктах. Тротуар же не позволяет вместить велолюбителей и пешеходов, часто создавая конфликтные ситуации и столкновения. Не остается ничего другого, кроме как выезжать на проезжую часть и двигаться в потоке автомобилей. Поэтому, знание правил ПДД и основ безопасности необходимы любому велосипедисту.
ПДД для велосипедистов
Главное ограничение, которое устанавливает ПДД – езда на велосипеде по дороге возможна лишь при достижении 14-ти лет. Даже в сопровождении взрослых смотреть за ребенком практически невозможно, а водителям авто его может быть не видно. Поэтому не стоит рисковать здоровьем детей.
Разобравшись с основным правилом, перейдем к остальным:
- Держитесь с правой стороны как можно ближе к обочине. Обгон следует совершать аккуратно и предупреждать об этом. Запрещается выезжать более чем на 1 метр от правого края, за исключением объезда препятствий.
- Забудьте о плеере и наушниках, даже при очень тихой музыке может случиться так, что вы не услышите машину.
- Сообщайте другим участникам движения о своих перемещениях или помехах как на прямом участке, так и на повороте или перекрестках. Делать это нужно так, как указано в руководстве ПДД.
- Полностью останавливайтесь на каждом светофоре, в том числе пешеходном. При переходе дороги следует слезать с транспортного средства и перевозить его самостоятельно.
- Подъезжая к остановке нужно убедиться, что вы сможете объехать троллейбус или автобус до того, как он тронется с места.
Передвижение в группе
Сегодня встречаются как одинокие велосипедисты, так и целые группы. Особенной популярностью пользуются различные акции, городские соревнования и другие мероприятия с участием велосипедов. Необходимо соблюдать дистанцию, следить за действием впередиидущих и не создавать опасных ситуаций для тех, кто находится позади.
Следует двигаться с общей скоростью, не петлять и не подрезать. Любые маневры должны обозначаться рукой или дублироваться звуковым сигналом. Не желательно курить, разговаривать по телефону и естественно исключить прием алкоголя.
Меры безопасности
Прежде чем выезжать на велосипеде на дорогу, следует учесть многие моменты:
- Убедитесь в исправности тормозов, педалей и колес.
- Необходимо наличие звукового сигнала.
- Для езды в темное время суток или при плохой видимости вам понадобятся два фонаря – белый спереди и красный сзади.
- По бокам должны быть закреплены оранжевые или красные светоотражатели. Приветствуются дополнительные светоотражающие элементы на одежде.
- Велосипед – это одноместное средство передвижения. На нем можно перевозить детей в возрасте до 7 лет при наличии специального сиденья, а также подножек и защитных щитков.
- Перевозимый груз не должен мешать велосипедисту и другим участникам движения. Его габариты не могут быть более полуметра с каждой стороны.
Следует отметить, что при наличии велосипедной дорожки велосипедист обязан двигаться по ней. Садиться и слезать с велосипеда нужно с правой стороны, а также следить за правильным положением стопы.
В данной статье представлены лишь некоторые выдержки из основных правил, которые необходимо знать. Разумеется, перед выездом на дорогу следует тщательно ознакомиться с нормами ПДД, для того чтобы обезопасить себя и окружающих от чрезвычайных ситуаций.
Автомобиль и велосипедная дорожка – что нужно знать, чтобы не нарушить ПДД
Велосипеды в условиях мегаполисов с каждым годом набирают обороты популярности. Европейские страны, а также Китай и Япония давно «пересели» на велосипед. Копенгаген, Токио, Пекин, Хельсинки, Нидерланды, Стокгольм. Города можно перечислять до бесконечности. Транспорт экологичный, а главное, бесплатный.
Да и для здоровья полезно. Мода передвигаться на двухколёсном — не только ради забавы и удовольствия, но и с целью добраться с точки «А» в точку «Б» — «докатилась» и до нашей необъятной родины. И если в удалённых регионах велоувлечение не так развито, то в больших городах всё больше находит отклик в сердцах россиян. «Это я раньше был злой, просто у меня велосипеда не было», — говорил наш любимый почтальон Печкин. Только вот ездить велосипедистам особо негде. Велосипедные дорожки появляются в городах, как говорится, «со скрипом».
Но всё же появляются. Кстати, первая такая полоса для движения появилась в нашей стране достаточно давно. Дело было в 1897, конечно, в столице. Организовали её тогда вдоль Ленинградского проспекта. Что же делать автолюбителям? Что можно и что нельзя по ПДД, когда дело касается понятия «велосипедная дорожка».
Что такое велосипедная дорожка?
Велосипедной дорожкой называют либо самостоятельную дорогу, либо полосу для движения владельцев двухколёсного экологически чистого транспорта. Существует четыре вида дорожек для велосипедов: односторонняя, двухсторонняя, совмещённая, изолированная. Ездить по ней можно только на велосипеде, гужевой повозки или небольшом мопеде.
Движение других механических транспортных средств по ней запрещено. Правда, есть одно но: по ней всё же могут передвигаться машины коммунальных и дорожно-эксплуатационных служб. Тут уж ничего не попишешь. Пешеходы тоже могут двигаться по велодорожке, но только в том случае, если нет тротуара. А что же делать автолюбителям? В первую очередь, знать правила дорожного движения и быть предельно осторожными.
Знаки и разметка
Специальная дорога для велосипедов всегда должна быть оборудована знаками и соответствующей разметкой. Также на таких полосах должны быть указатели. Так принято на всём земном шаре. Дорожный знак Велосипедная дорожка под номером 4.4 представляет собой круглый знак синего цвета, на котором изображён белый велосипед.
Его не нужно путать со знаком «Пересечение с велосипедной дорожкой». Тот треугольной формы, белый с красным ободком, и на нём также изображён велосипед.
Отношение вело- и автолюбителей
Жаль, но поладить владельцы транспорта экологически чистого, и не очень, часто не могут. К слову, есть счастливые автолюбители, которые всё же могут оказаться на велодорожке. Произойти это может в том случае, если водителю необходимо подъехать к какому-либо объекту для разгрузки своего железного коня. Тогда, в случае подобной необходимости, если по-другому подъехать нельзя, автолюбитель вынужден воспользоваться этой полосой.
Если же водитель четырёхколесного транспорта оказывается на дорожке для двухколёсных без видимых на то причин, ему может грозить штраф в полторы тысячи рублей. А за парковку на велодорожке придётся раскошелиться и того больше. Заплатить целых две с половиной тысячи. Чтобы не было соблазна заехать туда, куда не положено, на отдельных полосах устанавливают делиниаторы, по-другому — искусственные бордюры. Они не потребуются, если, например, велополосу от проезжей части отделяет капитальный бордюр. Хотя водители изощряются и умудряются припарковаться и там, даже если велодорога отделена от проезжей части не только бордюром, но и газоном. Делать это запрещено.
Использовать полосы нельзя также для обгона. Конечно, владельцы автомобилей бы и рады не пользоваться велополосами, только вот не всегда это возможно. Необходимо отметить, что при повороте автолюбитель должен уступить дорогу велосипедисту, который едет по созданной для него полосе. А вот на пересечении с такой дорожкой, где как раз-таки стоит знак «Пересечение», водитель машины, напротив, в приоритете. Его должен пропустить велолюбитель. Но, говорят водители, лучше пропустить и здесь. Ведь не все велосипедисты знают правила «назубок», а зря!
Знать правила нужно всем!
Отдельно стоит отметить, что знать и помнить правила дорожного движения необходимо всем участникам этого самого дорожного движения. То есть не только водители автотранспорта, уж часто ругают именно их, но и водители, которые выбрали для себя двухколёсный транспорт, не требующий заправки. Тем, кто «всегда прав» (они так думают), то есть пешеходам, стоит также свои знания правил время от времени «освежать», дабы не стать участником дорожно-транспортного происшествия.
Правила дорожного движения велосипедистов
Если нет велодорожки, велосипедист должен двигаться по тротуару или пешеходной дорожке.
Если велодорожки, тротуара и пешеходной зоны рядом нет — нужно ехать по обочине дороги или по краю проезжей части.
НО! Во-первых, ехать можно не дальше одного метра от правого края проезжей части. Выезжать дальше одного метра можно только для объезда препятствия и в разрешенных случаях поворота налево или разворота. Во-вторых, если на дороге есть обочина, отделенная от основной проезжей части сплошной белой иди желтой линией, ехать нужно, не заезжая на линию.
Если едем по дороге и нужно совершить маневр или объехать препятствие (например, припаркованный автомобиль), поступаем так. Сначала показываем рукой, что поворачиваем, держим руку несколько секунд, смотрим назад, убедившись, что путь свободен поворачиваем.
Объезжая стоящие машины, будьте осторожны — в них может внезапно открыться дверца.
ГАИ рекомендует, в случае движения по дороге, при отсутствии фонарей или их неисправности и, когда видимость дороги в направлении движения становится менее 300 метров или с наступлением тёмного времени суток, велосипедисту сойти с велосипеда и вести его рядом с собой (АвтоГродно).
С какой стороны дороги должен двигаться велосипедист, двигаясь по обочине?
В Правилах дорожного движения не оговорено, по какой обочине в светлое время суток (правой или левой) должен двигаться велосипедист. Велосипедист может двигаться по любой обочине, если маршрут его движения не предполагает выезд на проезжую часть дороги (ipdd.adrive.by).
В темное время суток и (или) при недостаточной видимости дороги в случае движения по обочине или по краю проезжей части дороги пешеход, ведущий велосипед, обозначенный габаритными огнями, сигнальными фонарями или световозвращателями (световозвращающими лентами), должен двигаться по ходу движения транспортных средств.
2. С какого возраста можно ездить на велосипеде по дорогам?
В пешеходных и жилых зонах, по тротуарам, по велосипедным или пешеходным дорожкам можно ездить в каком угодно возрасте. А вот выезжать на дорогу без сопровождения совершеннолетнего можно только начиная с 14 лет.
3. Как проезжать перекрестки?
Проезжать на велосипеде по пешеходному переходу запрещено. Велосипедист должен остановиться, слезть с велосипеда и катить его в руках по зебре. Исключение: «зеленые велопереезды» — места, выделенные специальной зеленой разметкой. Такие уже делают в Минске.
Но надо учитывать, что по правилам перекрестками не являются места, где велодорожка пересекает дорогу. Тут слазить с велосипеда не обязательно, однако нужно уступить дорогу всему транспорту, который пересекает велодорожку.
4. Как ехать по тротуару в городе?
Звонок поможет предупредить пешеходов о своем появлении. Если делать это заранее, то ехать по тротуару будет гораздо легче — попробуйте!
При пересечении выездов со дворов не забывайте, что видимость в этих местах часто бывает ограниченна, а некоторые водители автомобилей могут быть невнимательными. Поэтому контролируйте обстановку и притормаживайте, в случае если вам кажется, что водитель вас может не заметить или просто не пропустить.
Двигаясь по тротуару, держитесь стороны, ближней к проезжей части. Так будет спокойнее и вам, и пешеходам. Это общее правило для прокладывания велодорожек, потому что пешеходы часто заходят в здания, стоящие вдоль улицы, а через дорогу переходят в намного меньшем количестве мест.
Если вы объезжаете какое-то препятствие, закрывающее видимость, — сбавьте скорость и держитесь от него как можно дальше, чтобы не сбить вышедшего из-за угла пешехода или выехавшего велосипедиста. Пешеходов тоже объезжайте не вплотную, так вы их не напугаете и не столкнетесь, если кто-то внезапно шагнет в сторону.
Пункты ПДД РБ для велосипедистов
Ниже приведены основные пункты ПДД РБ, непосредственно касающиеся движения на велосипеде. Стоит заметить, что на велосипедистов распространяется действие также и других пунктов ПДД, относящихся ко всем участникам дорожного движения.
ГЛАВА
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.5. велосипед, веломобиль (далее — велосипед) — транспортное средство, за исключением инвалидных колясок, приводимое в движение мускульной силой человека (людей), находящегося на (в) нем;
2.6. велосипедная дорожка — выделенный конструктивно или с помощью линий горизонтальной дорожной разметки элемент дороги, предназначенный для движения водителей велосипедов (далее – велосипедисты), обозначенный дорожным знаком ”Велосипедная дорожка“;
2.46. пешеход — физическое лицо, участвующее в дорожном движении вне транспортного средства, в том числе передвигающееся в инвалидной коляске, на роликовых коньках, лыжах, на другом спортивном инвентаре, ведущее велосипед, мопед или мотоцикл, везущее санки или коляску, и не выполняющее в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы;
2.48. пешеходная зона — территория, предназначенная для движения пешеходов и велосипедистов, въезды на которую и выезды с которой обозначены дорожными знаками ”Пешеходная зона“ и ”Конец пешеходной зоны“;
2.72. тротуар — элемент дороги, примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном, предназначенный для движения пешеходов и велосипедистов в соответствии с настоящими Правилами;
ГЛАВА 4
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПЕШЕХОДОВ
19. В темное время суток и (или) при недостаточной видимости дороги в случае движения по обочине или по краю проезжей части дороги пешеход, ведущий велосипед, мопед, мотоцикл без бокового прицепа, обозначенный габаритными огнями, сигнальными фонарями или световозвращателями (световозвращающими лентами), должен двигаться по ходу движения транспортных средств.
ГЛАВА 9
МАНЕВРИРОВАНИЕ
58. После остановки или стоянки водитель транспортного средства, начинающего движение, обязан уступить дорогу движущимся транспортным средствам, кроме случая, предусмотренного пунктом 125 настоящих Правил. При съезде с дороги водитель обязан уступить дорогу пешеходам, всадникам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.
ГЛАВА 17
ДВИЖЕНИЕ ПО АВТОМАГИСТРАЛИ
131. Автомагистраль обозначается дорожным знаком ”Автомагистраль“. На автомагистралях запрещается:
131.1. движение пешеходов, гужевых транспортных средств, всадников, погонщиков скота, движение на велосипедах, мопедах, колесных тракторах, самоходных машинах и транспортных средствах, которые по техническим причинам не могут развивать скорость движения более 40 км/ч;
ГЛАВА 18
ДВИЖЕНИЕ В ЖИЛОЙ И ПЕШЕХОДНОЙ ЗОНАХ, НА ПРИЛЕГАЮЩЕЙ ТЕРРИТОРИИ
136. При выезде из жилой и пешеходной зон, прилегающей территории водители должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по ней, а также пешеходам, велосипедистам и всадникам, путь движения которых они пересекают.
ГЛАВА 19
ОСТАНОВКА И СТОЯНКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
142. Транспортные средства, за исключением велосипеда, мопеда, мотоцикла без бокового прицепа, толкать по проезжей части дороги запрещается (за исключением случая выведения их за пределы проезжей части дороги).
ГЛАВА 20
ДВИЖЕНИЕ НА ВЕЛОСИПЕДАХ И МОПЕДАХ
148. Движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов. При отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее 1 метра от ее правого края.
При этом:
148.1. выезд далее 1 метра от правого края проезжей части дороги допускается лишь для объезда препятствия и в разрешенных случаях для поворота налево или разворота;
148.2. колонны велосипедистов при движении по проезжей части дороги должны быть разделены на группы не более чем по 10 велосипедистов. Расстояние между группами должно составлять не менее 100 метров;
148.3. при наличии на проезжей части дороги линии горизонтальной дорожной разметки 1.2, обозначающей ее край, эта линия должна располагаться слева от велосипедиста.
149. При движении по дороге в темное время суток и (или) при ее недостаточной видимости на велосипеде или мопеде должны быть включены: спереди — фара (фонарь), излучающая белый свет, сзади — фонарь, излучающий красный свет.
150. Вне перекрестков на нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой велосипедист обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.
151. При пересечении проезжей части дороги по пешеходному переходу велосипедист должен вести велосипед рядом с собой и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.
152. Движение на мопеде должно осуществляться по обочине или проезжей части дороги не далее 1 метра от правого края проезжей части. При этом выезд далее 1 метра от ее правого края допускается лишь для объезда препятствия и в разрешенных случаях для поворота налево или разворота.
153. Велосипедисту и водителю мопеда запрещается:
153.1. использовать технически неисправные велосипеды и мопеды, а также оборудованные с нарушением требований технических нормативных правовых актов;
153.2. двигаться не держась за руль и (или) не держа ноги на педалях (подножках);
153.3. поворачивать налево или разворачиваться на дороге, имеющей трамвайный путь, и на дороге, имеющей более одной полосы для движения в данном направлении;
153.4. двигаться по дороге в условиях снегопада и (или) гололедицы;
153.5. перевозить пассажиров, за исключением перевозки детей в возрасте до семи лет на дополнительном специально оборудованном сиденье;
153.6. перевозить грузы, которые выступают более чем на 0,5 метра по длине или ширине за габариты транспортного средства, а также грузы, мешающие управлению этим транспортным средством.
154. Запрещается без сопровождения совершеннолетнего лица управлять на дороге лицам моложе:
154.1. четырнадцати лет – велосипедом (кроме пешеходных и жилых зон, тротуаров, велосипедных и пешеходных дорожек);
154.2. шестнадцати лет – мопедом (кроме пешеходных и жилых зон).
155. Водителю мопеда запрещается ездить по тротуарам, велосипедным и пешеходным дорожкам, дорожкам для всадников.
156. Запрещается буксировка велосипеда и велосипедом, за исключением велосипедного прицепа промышленного производства.
ГЛАВА 26
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДОПУСКЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ К УЧАСТИЮ В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ, ИХ ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ, ОБОРУДОВАНИЕ
200. Велосипед должен иметь исправные тормозную систему, рулевое управление и звуковой сигнал, быть оборудован зеркалом заднего вида, спереди световозвращателем белого цвета, сзади — световозвращателем (световозвращателями) красного цвета, а с каждой боковой стороны — световозвращателями оранжевого цвета.
ШТРАФЫ
За нарушение велосипедистом Правил дорожного движения на территории Республики Беларусь установлена административная ответственность и квалифицируется по статье 18.23 КоАП РБ, состоящая из четырех частей:
ч. 1. Нарушение правил дорожного движения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством, –
влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от одной до трех базовых величин.
ч. 2. Нарушение правил дорожного движения лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, совершенное в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, –
влекут наложение штрафа в размере от трех до пяти базовых величин.
ч. 3. Совершение лицами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, нарушений правил дорожного движения, повлекших создание аварийной обстановки, –
влечет наложение штрафа в размере от трех до восьми базовых величин.
ч. 4. Совершение лицами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, нарушений правил дорожного движения, повлекших причинение потерпевшему легкого телесного повреждения либо повреждение транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества, а также оставление ими места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являются, –
влекут наложение штрафа в размере от пяти до двадцати базовых величин.
По состоянию на 29.03.2017 базовая величина в Республике Беларусь составляет 23 руб.
Источники:
https://autolegal.ru/avtokredity/pdd-dlya-velosipedistov/
https://rosdorznakservis.ru/stati/bezopasnost-velosipedistov-na-doroge/
https://carextra.ru/obuchenie/velosipednaya-dorozhka-kak-vesti-sebya-avtomobilistu.html
https://velogrodno.by/pdd