Каким должен быть туристический велосипед?
Как понятно из названия, туристический велосипед — это велосипед, предназначенный для путешествий. Но такое определение весьма расплывчатое, так как путешествовать можно и на старом советском велосипеде, и на современном байке. Вот только комфорт поездки будет отличаться.
Да и туризм может быть разный: кто-то любит ехать по хорошему асфальту, а кому-то подавай бездорожье или грунтовки. Поэтому чёткого определения здесь нет, но есть общие пожелание, которых стоит придерживаться.
Итак, давайте рассмотрим, каким должен быть велосипед для путешествий.
Базовые принципы
Подбирая туристический велосипед, ищите надёжные варианты. Не стоит гнаться за весом, покупая модель полегче. При полной загрузке баулов вещами разной степени полезности, 1-2 кг значимой роли не сыграют, а 200-300 грамм и подавно.
Руководствуйтесь правилом «если что-то может сломаться, оно обязательно сломается». По возможности избегайте велосипедов с движущимися сочленениями и уязвимостями (амортизационные вилки, гидравлические тормоза, складные рамы).
Составные части туристического велосипеда
Многие велотуристы сами собирают туринг из различных компонентов. Но на подобный шаг можно идти только, имея за плечами определённый опыт и точно зная требования, выдвигаемые к тому или иному узлу.
Если спецом по великам Вы себя не считаете, то лучше покупать готовый заводской вариант. Но и тут есть свои нюансы. В зависимости от того, в каких походах собираетесь участвовать, велосипед может потребоваться разный. Но и общие моменты всё же есть.
Рама туристического велосипеда
У туристических велосипедов рамы, как правило, либо стальные, либо титановые.
Стальные рамы примечательны высокой ремонтопригодностью: их удается сварить в случае поломки. Также такие рамы имеют хороший накат и неплохо гасят вибрацию.
Как правило, для изготовления рам из стали используется хром-молибденовый сплав. Он отличается хорошей стойкостью к коррозии и высокой удельной прочностью.
Преимущество титана — его невероятная прочность, сочетаемая с лёгкостью. Если сталь хорошо ремонтируется, то титан практически не ломается. При этом по степени наката титановые рамы не уступают стальным. Минус один – высокая цена.
Карбоновые и алюминиевые рамы тоже не запрещено использовать для туризма, но только, когда речь идёт о нечастых походах продолжительностью в несколько дней, максимум пару недель.
В более длительных турах, к тому же, проводимых по нескольку раз в год, их эксплуатировать не рекомендуется. Карбоновые — из-за хрупкости, алюминиевые — из-за низкой выносливости металла.
Руль для туристического велосипеда
Есть два вида рулей, которые рекомендуются к использованию в походах:
- руль-баран
- руль-бабочка
Первый позволяет разгрузить спину велосипедиста, так как тот будет находиться практически в горизонтальном положении. Такая посадка также способствует обтекаемости, а, как следствие, и значительной экономии сил.
Второй вариант примечателен своей мультипозиционностью: с ним можно менять хват, что не даёт рукам затекать.
Руль-бабочка позволяет избавиться от болевых ощущений, которые проявляются при длительной езде с постоянным положением рук.
Тормоза туристического велосипеда
Ещё одним важным моментом, на котором следует акцентировать внимание, являются тормоза. Лучше всего, если они будут ободными (кантилеверными или V-brake). Их сложно сломать, и они просты в настройке, в отличие от дисковых тормозов.
Колёса туристического велосипеда
Как уже говорилось выше, велотуризм может быть разным: кто-то любит путешествовать по хорошему асфальту, а кого-то тянет в горы или лес. Соответственно, и колёса нужны разные.
Сторонникам асфальта лучше выбирать велосипед с 28-и дюймовыми колёсами, узкими покрышками и гладким протектором.
Если же автодороги вызывают скуку, и Вы стараетесь убраться от них подальше, тогда стоит остановить выбор на моделях с 26-и дюймовыми колёсами, широкими покрышками и агрессивным протектором.
Основные требования, выдвигаемые к туристическому велосипеду — это надежность, удобство и простота ремонта. Все составляющие должны соответствовать данным критериям.
Спортивно — туристический велосипед «Турист» 153 — 421
Велосипедный завод имени В. И. Петровского в Харькове выпускал спортивно — туристический велосипед «Турист» 153 — 421 для занятий спортом и туристических поездок. Эта модель, в отличии от других поступала в торговую сеть и была доступна широким слоям населения.
Устройство спортивно – туристического велосипеда «Турист» 153 — 421
— Рама – стальная с тонкостенными трубами, головной узел рамы цельноштампованный;
— Вилка передняя – из труб с круглым сечением, легированные сплавы стали;
— Руль – дорожный, стальной;
— Колёса – обод коробчатого сечения, щитки колёс облегчённые;
— Спицы – стальные, редуцированные с резьбой 2,1 х 0,4 мм);
— Тормоза – ободные, кантилеверного типа;
— Втулка заднего колеса – бестормозная, с четырёхступенчатой трещоткой, новым креплением звёзд к втулке;
— Педали – стальные, дорожного типа;
— Седло – полужёсткий каркас и мягкое покрытие из кожзаменителя;
Технические характеристики
— Высота рамы (расстояние между центральной частью каретки и верхом подседельной трубы) – 540, 560, 580 и 600 мм;
— База (расстояние между центрами втулок колёс) – 1060 мм;
— Шины — бортовые, размер – 622 х 32 мм;
— Число зубьев задних звёзд – 16, 20, 22 и 24;
— Число зубьев передних звёзд – 51;
— Количество передач – 4;
— Цепь – втулочно – роликовая 12,7 / 3,3 мм;
— Шаг велосипеда – 3,11 – 7,94 м;
— Масса туристического велосипеда — без дополнительного оборудования и принадлежностей – 14,5 — 14,7 кг.
На велосипед на заводе устанавливался стальной багажник из проволоки, подножка, светоотражатели жёлтого цвета на спицы колёс и красного цвета на задний щиток колеса. В комплектацию входил насос и подрамная сумка с набором инструментов. На отдельные экземпляры устанавливалась фара и генератор электричества.
В настоящее время велосипед «Турист» купить довольно сложно, поскольку данная модель уже не выпускается.Фотография «Туриста» 153 — 421 из коллекции велосипедов Влада Карганова http://vk.com/id70117629
Также читать на эту тему:
Когда человек, который далек от мира велосипедов по какой-либо причине решил приобрести первый в своей жизни велосипед, то наверняка он […]
Когда планируете покупку велосипеда и опираетесь на определённую сумму, то необходимо учитывать, что подавляющее большинство современных велосипедов продается без необходимого […]
Многие велосипедисты не носят шлем не только из-за того, что пренебрегают своим здоровьем. Часто, особенно женщины считают, что велосипедный шлем […]
GPS навигаторы не лишены недостатков, рассмотрим некоторые из них. Чтобы навигатор нормально работал (определял своё местоположение), надо, чтобы в зоне […]
27 thoughts on “ Спортивно — туристический велосипед «Турист» 153 — 421 ”
Все ОК, только руль — алюминиевый «баран» на более ранних и АЛЮМИНИЕВЫЙ дорожного типа — не более поздних.
у меня этот велик уже 33 года на ходу классная машинка оказалась вот бы сейчас где прикупить новый
У меня такой новый в гараже стоит, не катанный) От деда достался.
Еще в заводской бумаге, так что если кому нужен пишите, подумываю продать его!
здраствуйте почем продадите
за сколько 89140563209
Александр, можно увидеть фото вашего велосипеда, который у Вас?
Здравствуйте! Ещё продаете Турист?
9 тысяч! фото могу выслать…
Ребята связаться с хозяином велосипеда можно по адресу tractor_belarus@mail.ru
Александру. Велосипед продан ?
Я помню мой отец в середине 80-х годов купил велосипед турист, отдав за него порядка 100 рублей, да еще это был дефицитный товар, в тот момент когда он зашел в спортивный магазин, который находится рядом со стадионом наука выкатывали несколько велосипедов такого типа, один достался ему, а у меня был сначала велосипед десна, салют, потом катался на отцовском велосипеде, как сейчас помню краска была желтый металлик и такой велосипед был лучшим, пока не начали появляться горные велосипеды, а сейчас думаю, что турист все же лучший велосипед так как велосипед моей юности. Плохо, что ХВЗ перестал его выпускать, а то бы я купил, точно такой же, что был у нас — с краской желтый металлик руль чуть изогнутый не рога, четыре скорости. Даже посоветовал бы ХВЗ возродить выпуск такой модели, потому, что целое поколение людей которым было в 90-х годах по 10-15 лет помнят велосипеды своих родителей и спрос сейчас на такие велосипеды был бы огромен.
Мой первый велосипед старше меня. Уже полгода езжу каждый день. Лёгкий, прочный, выносливый. 4-ю передачу пока не использую — то ли сил не хватает, то ли она только для шоссе.
Передачи переключать не удобно, но это только первое время. Позже понимаешь, что многие подъёмы можно преодолеть и не переключаясь))) И, в зависимости от того, куда собрался ехать, включаешь нужную передачу до старта.
Алюминиевый руль сломался, пришлось поменять на стальной. Прикольно было ехать 15 км по городу, руля одной рукой)))
Стальные обода, которые на нём стояли, за тридцать лет жёсткого пользования так и не обнаружили признаков восьмёрок. Жаль, от времени начали трескаться, пришлось поменять.
В общем, офигенный аппарат. Я уверен, что рама вечная — даже краска до сих пор, как новая (это действительно заводская краска). Никакой ржавчины.
Педали рассыпались. То есть, рассыпаются. Они состоят из стольких элементов, что практически каждую неделю отваливается что-нибудь новое. И всё равно, там ещё много чего держится. С сервисом проблемы — запчасти трудно найти. Но возможно.
Скоро его полностью отремонтирую, и в гробу я видал эти новые велосипеды! Мой Турист 30 лет живёт, и проживёт ещё 20 точно. Куда там этим Гиантам!
У меня велосипед Спорт — Турист с 1975 года. Купил сам на студенческую стипендию. Активно использовал его в 70-х и начале 80-х. Потом служба и дальние дали. Ездил на нём племянник, падал, врезался во что-то. Восьмёрка переднего колеса и чуть погнута рама в районе крепления насоса. В 90-х годах я его конфисковал у племянника в плачевном состоянии и занялся модернизацией стального коня. Заменил рогатый алюминиевый руль на стальной дорожный. Поставил простой звуковой сигнал, пищалку. Заменил ручки тормозов и трубки с тросиками. Поставил на переднее колесо механический одометр. Заменил шатуна, поставил пластиковые педали. Вал педалей поставил на промышленные закрытые подшипники качения (теперь при любой нагрузке педали крутить — одно удовольствие). Вторую меньшую переднюю звёздочку заменил на овальную. Поставил защиту от цепи на большую переднюю звездочку (или она уже была там?))) Заменил цепь. Поставил на заднюю ось импортную каретку на пять скоростей с самой большой звёздочкой. Теперь только на вертикальную стенку не могу заехать))) На крылья поставил пластиковые брызговики. Поменял на импортный задний механизм переключения скоростей. На заднее колесо поставил утолщённые спицы. Трижды менял седло (родное было жесткое, второе — развалилось, третье — в самый раз по попе). Поставил багажник на заднее колесо и прямоугольную сетку (с дачи возил урожай до 15-20 кг в ней). Покрасил раму автомобильной краской — «слоновая кость». И родного в моём велике остались только слегка погнутая рама, два крыла и два обода… Но ездит аппарат до сих пор хорошо, доставляя удовольствие после скучного всепогодного велотренажера)))
У меня Турист 1981г.Купил без багажника за 122р.Через неделю продавали такие же с багажником из прута за 124р.Но мне,конечно,не обменяли.Поставил багажник покупной, от дорожного вело,из трубок, и с опорой на две более толстых трубки.Возил на нем картошки по 10кг.Ездил быстро и много.Надо усиливать тормоза и удлиннять раму.Алюминиевый руль обламывался два раза-и слева, и справа.Заменил на стальной от дорожного.Для усиления тормозов предлагаю поставить спереди собранное самостоятельно колесо со втулкой от заднего колёса дорожного вело.Это будет дешёвый аналог дискового тормоза.Дёшево и сердито.
Есть Турист и Украина оба новые не ездили, если кому интересно для коллекции пишите. Фото вышлю.
Есть велосипед турист , какой год не знаю , но и скорости есть , в общем могу показать на фото , продаю ! Пишите на почту Sasha.kleverrr@mail.ru , дам номер МОСКВА
Продам 2 велосипед хвз турист. Г. Москва ЮАО
Голубой полностью на ходу, ровная гиометрия рамы, есть легкая ржавчена связи с временем, все запчасти родные кроме седенья. Сел и поехал. 7000 р.
Зеленый. Ровная рамы. Под востановление.
Фото по требованью. Ylabeled@mail.ru
Продаю спортивный велосипед Турист ХВЗ , ( 1990 г.) на ходу , в родной краске , новые шины и камеры ,4 передачи , есть крылья.
Цена 4 т. р.
Звонить после 12 ч.
Продаю спортивный велосипед Турист ХВЗ , ( 1990 г.) на ходу , в родной краске , новые шины и камеры ,4 передачи , есть крылья.
Звонить после 12 ч.
Пишите на rovillev@yandex.ru
Продаю спортивный велосипед Турист ХВЗ , ( 1990 г.) на ходу , в родной краске , новые шины и камеры ,4 передачи , есть крылья.
Звонить после 12 ч. 79268493538
Находится в г. Серпухов Московская обл.
Пишите на rovillev@yandex.ru
Задние звездочки правильно 16, 18, 20, 24, а не как в характеристиках
Катаю на таком велике с1993г,недавно закракодилил вел на shimano -бежит как новый,отличный накат и ездить одно удовольствие.Для города незаменимая техника.Всё-таки делали хорошие вещи в СССР.
Тоже хочу свой проапгрейдить на электро, поэтому можно по подробней, что и как Вы сделали
Продаю легкий велосипед ХВЗ Турист со спортивным рулем, 8 передач, оборудован для длительных туристических поездок (touring). В системе круглая зубчатка 51 зуб для шоссе и эллиптическая зубчатка 40 зубьев горная. Кассета 28, 24, 20, 16 зубьев. По желанию, могу продать к нему дополнительно круглую переднюю зубчатку 40 зубьев.
Размер рамы 55 см (21,6”). Установлен высокий подседельный штырь, который позволяет широкий диапазон регулировки на рост велосипедиста от 171 до 190 см. Рама и вилка из легированной стали, вес рамы 2,2 кг, вилки 0,8 кг. Руль из алюминиевого сплава. Вес велосипеда 13 кг. Установлен передний багажник.
Велосипед имеет отличный ход и накат, очень устойчивый, большая колесная база 1075 мм. Рама и вилка хорошо гасят вибрации на дороге. Руль «баран» позволяет менять хваты. Длительные поездки не утомительны.
Велосипед на ходу, сел и поехал. Техобслуживание прошел в июне 2018. Краска порошковая заводская, цвет синий.
11 т.руб.
Находится в г. Мытищи Московской области.
Звонить +7(916)1622782
У многих еще с советских времен ржавеют по гаражам и сараям Туристы и Салюты. Но если их чуть модернизировать, они мало в чем уступят современным. Для этого необходимо : 1. Заменить шатуны педалей на более прочные, например ураловские. 2. Поставить дополнительную внешнюю пружину для натяжения цепи. 3. Заменить булыжник-седло на мягкое, например от Камы. 4. Поставить удобный руль, см. например. После качественного ТО у вас будет бодрый, накатистый и надежный вел. Я на таком за 30 лет проехал 2 экватора.
Сегодня прикупил такой за 2т.р. Всё работает, прокатился пару км. Есть небольшие восьмерки, а в остальном норм.
Обзор легендарного велосипеда «Турист» и его современных модификаций
Популярные
Двухколесные байки сегодня используются повсеместно: на них ездят на работу, прогулки, просто катаются. Некоторые модели имеют богатую историю, например, велосипед «Турист», разработанный в Советском Союзе. В настоящее время он тоже выпускается, но в обновленном, усовершенствованном виде. Современные конструкцию имеют высокие технические характеристики, предназначены для преодоления больших расстояний.
История создания
Деятельность Харьковского велосипедного завода оказала сильное влияние на производство велотранспорта в странах бывшего СССР. «Туристом» называлось самое популярное его творение. Модель привлекала пользователей отличным качеством, высокими характеристиками, доступной стоимостью.
Первые «Туристы» были выпущены в 1949 году, производили эту модель до 1961 г. За этот период было разработано 3 модификации:
- В-31. Односкоростной байк, оснащенный механизмом свободного хода. В связи с простотой конструкции модель быстро вышла из производства, сегодня практически не встречается.
- В-32. Велосипед очень похож на предыдущий вариант, но имел 3 скорости, которые переключались при езде. Со временем модель претерпела некоторые изменения: конструкция вилки стала иной, оригинальные манетки были заменены телескопическими.
- В-33. Рама этого байка состояла из хромированной стали, а не из алюминия. Стандартные втулки были заменены элементами, которые встречаются во всех туристических моделях. Дизайн тоже преобразился, изменилась эмблема.
Главной особенностью В-33 стали детали. Одна из них — специальная цепочка, которая предотвращала потерю колпачка от камеры.
С 1961 года туристические велосипеды получили новое название — «Спутник». Это было связано со значительными достижениями в сфере освоения космоса. Первая модель В-34 имела алюминиевый руль, гребни на крыльях отсутствовали. В последующих вариациях менялись только внешний вид байков, материалы изготовления некоторых деталей.
Со временем «Спутник» стал отдельной линейкой и выпускался до 1983 года. В начале 80-х годов появилась новая модель — 153-424. Назвать успешной ее нельзя, поскольку рама не отличалась прочностью из-за использования некачественного металла. Последними «Туристами», выпущенными в советский период, стали модели 153-452, которые имели обновленную тормозную систему и крепление багажника. Именно эти конструкции считаются основоположниками современных дорожно-туристических байков.
В-31
В-32
В-33
Спутник
Технические характеристики
Первые три модели «Турист», разработанные ХВЗ, были изготовлены из хромированной стали, что делало их долговечными и неприхотливыми в уходе. Кроме того, конструкции имели схожие параметры:
- наличие трех передач, четвертая появилась у последней модификации;
- облегченные литые педали;
- жесткое либо мягкое сиденье, которое устанавливалось выборочно;
- размер колес — 622 см, 28 дюймов в диаметре, ширина — 25 мм;
- высота рамы варьируется в пределах 540–600 мм с шагом в 20 мм;
- вес — около 14 кг.
Характеристики байков призваны снижать физические нагрузки во время поездок за счет уменьшения трения колес. По сравнению с шоссейными моделями, «Туристы» имели увеличенную колесную базу, покрышки стали более качественными, что позволяло ездить по неровным дорожным покрытиями, пересеченной местности, лесам. Харьковский байк комплектовался фонарями на колесах, звонком, насосом. На заводе устанавливали багажник, раму дополняли небольшой сумочкой для хранения инструментов. Некоторые модели оснащали прожектором с электрическим генератором. Задние звездочки имели 16-24 зубчика, передние — 21. Велосипеды оснащали ручным и задним тормозом. Отличительная характеристика «Туриста» — интересная форма руля. Именно такая конфигурация является наиболее эргономичной, позволяет подниматься в гору, затрачивая при этом меньше сил.
На многие модели устанавливали подножки, багажники, выполненные из проволоки, светоотражатели красного цвета для заднего щитка, желтого — для спиц.
Современные модели
В наши дли «Турист» не утратил своей актуальности. На официальной страничке Харьковского завода можно увидеть новые модификации, которые соответствуют современным требованиям. Каждая модель имеет свои особенности:
- 48 SH. Диаметр колес составляет 28 дюймов, высота рамы — 54 см. Длина базы достигает 1095 мм. Байк оснащен 7 скоростными передачами. Педали производят из легкого алюминия, сиденье мягкое, удобное для длительных путешествий. В комплектацию входят подножка, классический велосипедный багажник, специальная защита для цепи. Конструкция состоит из прочной стали, которая при необходимости легко поддается ремонту.
- 49 BA SH. Главная особенность модели — необычная рама, напоминающая открытую двойную. Это обеспечивает максимальное удобство эксплуатации.
Завод в Харькове выпускает отличные байки с современным дизайном, однако многие райдеры предпочитают использовать дополнительный тюнинг. Самый популярный способ — установка светодиодной подсветки на колеса. Внедрить это новшество можно абсолютно на любую модель. Наиболее эффектно выглядит такой декор в темное время суток.
Возможны разнообразные эксперименты со звонками. Сегодня эти элементы представлены в огромном количестве, поэтому без труда можно обзавестись оригинальным сигнальным устройством. Спицы часто модернизируют при помощи всевозможных вставок, наклеек, обмоток. Некоторые пользователи вешают на велосипеды «номера» с именами, крепятся они впереди на руль, либо сзади на сиденье. Существует огромное количество вариантов тюнинга, которые позволяют сделать байк неповторимым, достаточно лишь использовать собственную фантазию.
Велосипед «Турист» по праву считается легендой советского велотранспорта XX века. Модель пользовалась огромной популярностью не только у путешественников, но и у любителей активного образа жизни, прогулок по паркам, пересеченной местности. Благодаря универсальным техническим характеристикам, доступной стоимости байк был распространенным, общедоступным средством передвижения.
48 SH
49 BA SH
Видео
Велосипед спортивно туристический
Туристический (туринговый) велосипед предназначен для долгих велопутешествий, маршрут которых в основном проходит по асфальтовым дорогам, но может разбавляться грунтовыми участками и небольшим бездорожьем.
В некотором смысле «туринг – это разумный компромисс между шоссейным, городским и горным велосипедом, вобравший в себя их ключевые особенности». В результате появился особый тип велосипеда, обеспечивающий: максимальный уровень комфорта при длительных поездках, отличную маневренность и динамику катания, возможность транспортировки багажа, а также не боящийся выезда на небольшое бездорожье или лесные тропы.
Конструктивные особенности
Особенности эксплуатации туринговых велосипедов и выполняемые ими задачи, разумеется, накладывают необходимость применять в их конструкции ряд решений, которые выделяют туристические велосипеды на фоне других разновидностей велотехники.
В первую очередь отличия касаются следующих элементов:
- Рама – на туристических велосипедах, как правило, используется удлиненная рама с увеличенной колесной базой, что позволяет снизить центр тяжести, обеспечить возможность установки заднего багажника, добиться лучшей маневренности и эффективного распределения веса багажа. Более того, в конструкции рамы используются более широкие трубы, обеспечивающие возможность монтажа дополнительного обвеса или крепления велосипедных сумок.
- Вилка – для турингов предусмотрена вилка с большим углом наклона, что так же вносит свою лепту в формирование увеличенной колесной базы. Кроме того, на вилке обязательно присутствуют петли для крепления крыльев и переднего багажника.
Многие модели оснащаются амортизационными вилками, повышающими комфорт в поездке. - Седло – учитывая длительность туристических велопутешествий, все туринги снабжаются седлом повышенного комфорта.
- Трансмиссия – для быстрого разгона на асфальте и возможности свободно преодолевать легкое бездорожье туристические велосипеды получают многоскоростную трансмиссию, позаимствованную у горных велосипедов. При этом особый акцент делается на низких передачах, облегчающих преодоление затяжных дорожных подъемов.
- Тормоза – масса туринга с багажом гораздо выше, чем масса обычного велосипеда, так что для торможения (особенно на спусках) требуются очень надежные тормоза с усиленными механизмами.
- Колеса – туристические велобайки комплектуются колесами с более широкими покрышками, чем скоростные шоссейные велосипеды. Отличается и протектор шин, который частично приближен к внедорожным шинам горных велосипедов. В результате обеспечивается баланс между комфортной и достаточно скоростной ездой на асфальте и уверенным преодолением незначительного бездорожья.
Кроме того, в колесах турингов используются усиленные обода и спицы, рассчитанные на большую весовую нагрузку, чем простые городские или шоссейные велосипеды. - Руль – удобство управления повышает изогнутый руль, благодаря которому обеспечивается еще и более комфортная посадка, снижающая нагрузку на спину во время долгих переездов от одного места остановки к другому.
Нюансы выбора
Выбор велосипеда – отнюдь не легкая задача. Основные моменты этого процесса, включая подбор подходящей ростовки, подробно рассмотрены в отдельной публикации «как выбрать велосипед», а ниже рассмотрим особенности выбора именно туристического велосипеда.
В первую очередь необходимо определиться с материалом рамы. Сегодня на рынке присутствует большое количество разнообразных моделей турингов с рамами из стали, алюминия, карбона и даже титана.
- Несмотря на всю «привлекательность и модность», карбоновые рамы – не лучший вариант для туринга ввиду их специфичности (карбоновые рамы переносят нагрузки только в определенных направлениях, поэтому ощутимый удар «не туда» – может привести к их поломке). Также такие рамы практически не поглощают вибрации и не поддаются ремонту.
Единственный вариант, где карбоновые рамы могут хоть как-то оправдать свою высокую цену – это путешествия строго по качественным асфальтированным трассам. - Стальные рамы универсальны, долговечны, дешевы и идеально подходят для туристов, предпочитающих путешествия по различным маршрутам, включая заезды в лес, горы и т.п. Сталь хорошо поглощает вибрации и не боится боковых ударов при падении велобайка. Кроме того, стальная рама легко ремонтируется и к ней можно приварить дополнительное крепление.
Единственный недостаток – высокая масса, что усложняет движение. - Алюминиевые рамы популярны за счет своей легкости и стойкости к коррозии. Они дороже стальных, но дешевле карбоновых. Не боятся боковых ударов, но в случае поломки ремонтируются гораздо сложнее, чем стальные.
Но, как и карбоновые, рамы из алюминия в большей степени пригодны для путешествий по асфальтовым дорогам. Дело в том, что алюминий хуже поглощает вибрации, поэтому на бездорожье будет ощущаться сильная отдача при проезде препятствий. - И, наконец, титановые рамы – самый дорогой, но и самый оптимальный вариант для туристического велосипеда. Титановые сплавы сочетают в себе: легкость алюминия, способность стали поглощать вибрации и потрясающую долговечность… Разумеется, за все это придется существенно переплатить.
После выбора подходящей рамы следует обратить внимание на колеса. Основные размеры, использующиеся на турингах – это 26- и 28-дюймовые колеса:
- первые идеальны в случае путешествий по разным маршрутам, включая бездорожье,
- вторые больше подходят для асфальтовых дорог.
Кроме того, в последнее время растет популярность велосипедов с 29-дюмовыми колесами (которые принято называть «найнерами»). Не исключается использование таких колес и на туристическом велосипеде.
29-дюймовые колеса, как и 28-дюймовые, в большей степени подходят для велосипедов, рассчитанных на путешествия по асфальтовым дорогам. Дело в том, что увеличенный диаметр обеспечивает больший пробег велосипеда от одного оборота педалей (рост динамики разгона), способствует лучшему «проглатыванию» мелких неровностей и гарантирует большую зону контакта с поверхностью, что в свою очередь увеличит силу сцепления с дорогой и обеспечит больший контроль над велосипедом в поворотах и на подъемах. При этом нужно помнить, что 29-дюймовые колеса подойдут только велосипедистам с ростом выше 180 см (из-за увеличенной высоты велобайка).
Помимо размерности колес, необходимо обратить внимание и на их прочность, которая определяется качеством спицовки и выбором материала ободьев. Для туризма лучше выбирать усиленные двойные и пистонированные обода с увеличенным до 36 числом спиц. Такие колеса отлично справятся с дорожной нагрузкой и не спасуют при полной загрузке велосипеда багажом. Для дополнительного повышения «живучести» колес можно выбрать более дорогие спицы со специальными утолщениями на концах.
Надежность тормозов – еще один важный момент, который стоит учитывать при выборе туристического велосипеда. Как правило, большая часть туринговых моделей оснащается усиленными ободными V-образными тормозами. Их конструкция достаточно проста, легко поддается ремонту и обеспечивает достаточное тормозное усилие для контроля скорости движения даже на крутых спусках.
Хорошим вариантом будет и использование более дорогих дисковых тормозов, но довольно часто из-за них осложняется установка заднего багажника, поэтому можно присмотреться к моделям, оборудованным дисковым тормозом спереди и ободным сзади. При этом тормозные системы с гидравлическим приводом на турингах лучше не использовать, так как их ремонт в полевых условиях практически невозможен.
Остальные параметры туристических велосипедов следует выбирать «по вкусу» и комфорту посадки. К ним относятся: удобство седла, форма и степень изогнутости руля, уровень комплектации и оснащения аксессуарами (о которых подробнее говорится в конце статьи).
По аналогии с велосипедами других типов, туринги также выпускаются и в женском исполнении. Их главными отличиями являются использование рамы с заниженной верхней трубой (для удобства посадки) и анатомического седла, учитывающего особенности женского организма. Кроме того, часто производители снижают диаметр труб рамы ради уменьшения общего веса женского туристического велобайка.
В остальном модели для женщин полностью идентичны с мужскими.
Популярные марки и модели
Спрос на туристические велосипеды неуклонно растет и с каждым днем все больше производителей предлагают подобные модели. Ориентироваться в таком многообразии вариантов довольно тяжело, так что мы предлагаем «рейтинг» самых востребованных брендов, выпускающих туринги.
Specialized
Известный и хорошо зарекомендовавший себя бренд из США, выпускающий широкий спектр велосипедов, включая туристические. Компания активно сотрудничает с ведущими инженерными центрами, что позволяет создавать уникальные по своим характеристикам и возможностям велосипеды, не раз становившиеся победителями различных технических выставок и велогонок.
В сегменте велотуризма Specialized предлагает развитую линейку Diverge с женскими и мужскими моделями, а также более доступную линейку байков Sequoia.
Немецкий велопроизводитель по праву считается одним из ведущих в мире – за счет: непревзойденного качества сборки велобайков, активного использования современных материалов, качественных комплектующих и передовых инженерных решений (сказывающихся на эффективности конструкции велосипедов).
Не обошли своим вниманием немцы и сегмент туристических велосипедов, представив целую линейку байков Cube Touring, в которой есть как среднеценовые модели (Cube Touring SL) или специальные женские (Cube Touring Pro Easy Entry), так и достаточно дорогие гибридные версии с электродвигателем (Cube Touring Hybrid Pro 400).
Не менее известный бренд, основанный бывшим канадским велоспортсменом Джейкобом Хейлброном. Все велосипеды Kona характеризуются как очень надежные и ультрасовременные байки с уникальными техническими решениями в конструкции, качественными материалами рамы и выверенной геометрией.
Сегмент турингов у Kona в основном представлен моделями для непродолжительных (день-два) путешествий по асфальтовым дорогам (например, Kona Sutra), но есть и более обстоятельные модели с удлиненной задней частью рамы для увеличения объемов багажника (к таким относится велосипед Kona Ute).
Surly
Американский велобренд, довольно обстоятельно подошедший к производству туристических велосипедов, предлагая целую россыпь линеек на все случаи жизни. Туринги от Surly характеризуются как надежные и удобные в эксплуатации рабочие лошадки для туристических поездок любой сложности.
Среди многообразия моделей стоит отметить классическую и пользующуюся спросом модификацию Surly Long Haul Trucker для недолгих путешествий по асфальтовым дорогам, а также универсальную модель Surly Troll с оптимальным балансом характеристик, качественным обвесом и возможностью крепления множества багажа. Неплохим универсальным вариантом может стать и недавно обновленная модификация Surly Ogre.
Велопроизводство Тайваня растет стремительными масштабами, а темп задает компания Giant, известная своим скрупулезным подходом к разработке новых моделей и активным внедрением самых передовых технических новаций.
Конечно же, лидер рынка Тайваня не мог обойти вниманием сегмент турингов, в котором предлагает несколько моделей, среди которых наибольшей популярностью пользуются Giant ToughRoad SLR и Giant Roam Disc.
Еще один американский бренд, выпускающий велосипеды, известные своим качеством, продуманностью конструкции и участием в соревнованиях мирового уровня. Есть у компании и туристические модели, рассчитанные на массового пользователя.
Среди них особняком стоит классический туринг Trek 520 для недолгих велопутешествий по асфальту, пользующийся огромным спросом в США и Европе. К сегменту туристических с небольшой натяжкой можно отнести и универсальную модель Trek Police с 29-дюймовыми колесами.
Kross
Свой велопроизводитель есть и в Польше, где спрос на велосипеды растет довольно высокими темпами. Компания Kross имеет собственный исследовательский и инженерный центр, активно сотрудничает с лучшими мировыми производителями комплектующих, поддерживает велоспорт и, конечно же, выпускает туринговые велосипеды, представленные довольно богатым модельным ассортиментом.
Впрочем, особое внимание поклонников велотуризма приковано к модификациям линейки Kross Trans, которая включает более 10 моделей для мужчин и женщин.
Pride
Украинский велобренд, довольно быстро зарекомендовавший себя как производитель надежных велосипедов, собираемых из качественных комплектующих азиатского происхождения (в основном Тайвань), но по собственным проектам.
Есть в линейке велосипедов Pride и модели, которые можно отнести к разряду туринговых. Например, Pride Rocx Tour адаптирован к непродолжительным поездкам по асфальтовым дорогам, а Pride Cross неплохо показывает себя в качестве универсального туринга.
Производитель велосипедной техники из Тайваня, имеющий собственное производство в России. Байки Stinger собираются из качественных комплектующих и позиционируются как полупрофессиональные, хотя по качеству сборки все же ближе к любительским.
Имеется у бренда и своя линейка туринговых моделей, среди которых особым спросом пользуются модификации Stinger Horizont Std и Stinger Vancouver Evo. Впрочем, считать туринги Stinger полноценными туристическими велосипедами все же нельзя, в большей степени это адаптированные к путешествиям городские прогулочные модели.
Российский бренд, хорошо известный отечественным велолюбителям. Производит огромное разнообразие различных велосипедов, включая грузовые трехколесники.
В модельном ряду Stels нет полностью туристических моделей, но частично для любительского туринга адаптированы модификации Stels Navigator-360 и Stels Navigator-700. Причем последний в большей степени, благодаря лучшему обвесу и более удобному багажнику.
Оснащение «туриста»
Туристический велосипед – техника особая, требующая более богатого оснащения, чем обычный велобайк. Чтобы в дороге испытывать минимум неудобства и сложностей, опытные велотуристы рекомендуют обязательно дополнять свой туринг следующим оборудованием:
Источники:
https://by-bike.ru/vidi-velosipedov/turisticheskiy-velosiped
https://velomasterclass.ru/sportivno-turisticheskij-velosiped-turist-153-421/
https://sport-snaryazhenie.ru/velosipedy/populyarnye/803-turist
http://bikes.ironhorse.ru/varieties/touring/