История советской игрушки
В этой статье мы поговорим об игрушках в СССР, об идеологической составляющей их производства периода 1920-1970-х гг. Неизменные атрибуты детства покупают в память о счастливом прошлом, для украшения интерьера или пополнения коллекции, а также в подарок подрастающему поколению. Советские игрушки ценят за качество, функциональность, натуралистичность.
Куклы и лошадки, танки и солдатики отражают историю нашей страны. После революции 1917 года игрушка стала мощным средством коммунистического воспитания девочек и мальчиков. Внешний вид детских товаров проходил строгую цензуру, модели разрабатывались в соответствии с государственными требованиями.
Кукла «Непослушная Аленка», пластмасса, Московская фабрика подарочных и сувенирных игрушек, СССР, 1970-1990 гг.
Игрушка «Гоночный автомобиль», металл, СССР, 1970-1990 гг.
20-е годы
Одна из главных задач советской власти заключалась в формировании человека нового типа, свободного от буржуазных предрассудков и наклонностей, нацеленного на строительство светлого коммунистического будущего. Создание новых, идейно правильных игрушек идеально подходило для идеологической пропаганды. Но разруха, вызванная Первой мировой и Гражданской войнами, помешала наладить их промышленное производство в первые годы существования СССР. Ввоз импортных игрушек прекратился. «Забавы» производились в артелях из отходов промышленности — дерева, ткани, картона или изготавливались дома из подручных материалов. Артель «Забава детей» в Москве выпускала кукол-работниц в красных косынках, пожарных, молочниц, почтальонов. Загорские мастера вытачивали из дерева пионеров-барабанщиков, красноармейцев, матросов.
В борьбе большевиков с пережитками буржуазного прошлого не обошлось без перегибов и в сфере товаров для детей. Педагоги-новаторы пришли к выводу, что куклы вредны для девочек, так как прививают мещанские вкусы, «низменный» материнский инстинкт. «Неправильные» игрушки изъяли из детских садов. Но стараниями Надежды Крупской, Антона Макаренко и Анатолия Луначарского куклу детям вернули.
В 1919 году в Москве был создан Музей игрушки на основе коллекции Н.Д. Бартрама, включавший учебные мастерские и лаборатории. Вокруг музея объединились талантливые художники и педагоги, сумевшие сохранить дореволюционные технологии изготовления игрушек и воспитать новые кадры советских мастеров.
В 1928 году была закрыта фабрика кукол «Журавлев и Кочешков» — крупнейшая из тех немногих, что остались с дореволюционного времени. Она выпускала фарфоровые головки кукол, не уступавших по качеству европейских образцам. Фабрику по решению Наркомата просвещения ликвидировали за идеологическое несоответствие. Уничтожили и хранившиеся на складе экземпляры.
Из дореволюционной игрушечной промышленности сохранились хотьковская артель А. Дунаева под Москвой, изготавливавшая терракотовые кукольные головки, ленинградский завод «Треугольник», производивший резиновые игрушки, Сергиевская Кустпромартель, выпускавшая изделия из дерева и папье-маше.
Первые советские артели по производству игрушек появились в местах бывших народных промыслов: «Все для ребенка», «Забава ребенка», «Дитяшка». В 1929 году на базе Кустпромартели (Сергиев Посад) создается первое в СССР специализированное предприятие по производству игрушек, выпускавшее кукол, лошадок-качалок, автомобили, елочные украшения.
30-е годы
С 30-х годов вопросы количества и качества советской игрушки решались на уровне государства.
В 1932 году организован Всесоюзный научно- экспериментальный институт игрушек в Загорске (Сергиев Посад) с филиалом в Вятке. Это были единственные в мире научно-исследовательские учреждения в сфере разработки и производства игрушек.
В Загорск был переведен и Музей игрушки. Экспонаты содержались в ненадлежащих условиях, что отрицательно сказалось на их сохранности. В 1933 году музей передали в систему промысловой кооперации, он превратился в кабинет образцов и учебного материала для производственников при Институте игрушки. Для большинства историков, художников, искусствоведов, а также советской детворы музей стал недоступен.
С 1933 по 1938 гг. создание, производство и распространение игрушек, их идеологическое соответствие контролировал Комитет по игрушке. Им были рекомендованы к выпуску 119 наименований, среди которых преобладали механические вещицы, предметы быта, животные. К производству комитет допустил 906 наименований: посуда, автомобили, животные, револьвер, кукла-пионерка, ружье, пожарные, красноармейцы, кубики.
Под запрет попадали игрушки, вызывавшие вредные с точки зрения государства эмоции, развивавшие ненужные качества личности. Причинами «опалы» были характеристики: «уродливая форма», «идеологически вредный образ», «антихудожественное оформление». Люльки запретили как антипедагогические и ненужные игрушки, связанные с половым воспитанием, копилки — как предметы, не соответствующие коллективистской идеологии.
С помощью игрушки предполагалось заложить основы интернационального общения и толерантности. Трудящиеся других национальностей и рас должны были изображаться натуралистично, а не в виде карикатурных фигурок.
Выпуск фабричных экземпляров сосредоточился в Московской области и Ленинграде. Дети из провинции довольствовались преимущественно самоделками. К середине 30-х гг. игрушечные производства открылись в отдаленных регионах и республиках. В 1937 году игрушки выпускали более 400 северских предприятий.
К концу 30-х годов стали делать сложные заводные игрушки, электрические железные дороги – дефицитный и дорогой товар. В предвоенные годы вырос выпуск детально проработанных моделей военной техники. С помощью игр и игрушек государство транслировало идею «Если завтра война, если враг нападёт, если тёмная сила нагрянет…» Дети, играя во «Взятие крепости», «Взорвать отряд белых», «Маневры красных партизан» и т.д. приобретали навыки ведения боя, маскировки, разведки.
В первых выпусках журнала «Советская игрушка» (1935-1939 гг.) были сформулированы требования к главным атрибутам детства – политичность, четкая классовая принадлежность, соответствие коллективным формам быта.
Несмотря на все трудности, советская промышленность 30-х гг. смогла обеспечить детей добротными и разнообразными игрушками, которые создавались для новых людей новой страны.
40-е годы
Во время Великой Отечественной войны производство игрушек в СССР понесло серьёзный урон: часть предприятий была разрушена, часть стала работать на нужды фронта. Кукол шили дома из лоскутков, набивали опилками или паклей. Автоматы выпиливали из досок, мячи делали из тряпок, скрученных в комок и связанных веревкой. Лепили фигурки из глины, вырезали свистульки из дерева. Вместо миниатюрной кукольной посуды использовали черепки от настоящих чашек, тарелок, горшков.
Цеха по выпуску игрушек, работая при крупных заводах, в качестве сырья использовали отходы производства. Изготавливали солдатиков, автоматы, военную технику.
Восстановительные мероприятия начались уже с 1943 года. Была создана Комиссия по игрушке при Комитете по делам образования. В 1944 году в освобожденном Киеве создается экспериментально-механический завод игрушки имени Н.Ф. Ватутина. На нем выпускали трехколесные велосипеды и жестяные игрушки.
В 1948 году провели республиканский конкурс на новые образцы игрушек. Стали выпускать кукол в национальных костюмах, фигурки представителей различных профессий, суворовцев, нахимовцев.
50-е годы
В 50-е годы отдается предпочтение игрушкам, обучающим детей практическим навыкам. Представление об играющем ребенке касалось дошкольников. Для советских девочек и мальчиков школьного возраста педагоги рекомендовали наборы «Юный техник», «Химические опыты» и т.д.
Игрушечная индустрия отражает оптимистичное коммунистическое будущее, оборону, большое строительство. Производят строительную технику, самолеты, лодки, корабли, кукол, одетых в представителей различных профессий. Выпускают нескольких видов лошадок («малая», «средняя», «героическая», «озвученная»), металлическую юлу, заводных плюшевых медведей. Куколки, изготовленные из резины, копировали одежду и прически детей тех лет.
В 1955 году НИИ игрушки экспонировал 20 экземпляров кукол на международной выставке в Индии. Наряженные в этнографические и исторические костюмы народов СССР они стали своеобразными послами интернациональной дружбы.
60-е годы
Игрушечная индустрия откликнулась на успехи СССР в освоении космоса выпуском ракет, космонавтов, самолетов, пилотов. Новые игрушки моделировали профессиональные художники (Л. Сморгон, Е. Лаврова, Н. Тыркова, Л. Разумовский). Например, «Красный треугольник» выпускал милых зверушек по моделям Н. Тырковой. Но дешевизна и массовость производства моделей преобладала над их художественным качеством.
Игрушечные весы, наборы парикмахера и доктора, швейные машинки, полицейские машины и кареты «скорой помощи» знакомили детей с идейно правильными, востребованными в стране профессиями, помогали в профориентации.
Саратовский завод «Тантал» в середине 60-х выпустил несколько моделей мотоциклов и танков, но для массового производства они были слишком дороги и сложны в изготовлении.
На смену целлулоидным игрушкам приходят полиэтиленовые. Новый материал дешевле и прочнее, ему легко придать форму и окрасить в массе.
Игрушка «Буденовец», пластмасса, СССР, 1965-1975 гг.
70-е годы
Производство игрушек достигло своего расцвета. С развитием химической промышленности плюш вытеснил искусственный мех, цвета изделий стали более яркими. Мягкие игрушки делали в виде домашних и диких животных, сказочных героев.
В 1971 году запустили массовое производство моделей автомобилей. Машинок из дерева, металла и пластмассы хватало и раньше, но они были слабого исполнения. К 1982 году на заводе «Тантал» был освоен выпуск практически всех советских автомобилей, продукцию начали экспортировать в 40 стран. На казанском «Элеконе» делали уменьшенные копии грузовиков.
В 70-х впервые появились модели военной техники, выполненные с соблюдением реальных пропорций. В предыдущие годы их делали максимально условными для сохранения секретности.
С развитием телевидения появляется спрос на фигурки героев мультфильмов: волка и зайца из «Ну, погоди!», Буратино и Мальвину, Кота в сапогах, Чиполино, Чебурашку и Крокодила Гену. В конце 70-х ряды игрушек пополнил Олимпийский Мишка.
Автомобиль коллекционный «Москвич-433», металл, СССР, 1970-1990 гг.
Модель «Армейский грузовик», металл, Тульский патронный завод (ТПЗ), СССР, 1970-1990 гг.
Игрушка «Олимпийский мишка», пластик, СССР, 1977-1990 гг.
Мотоциклы СССР: 10 самых любимых моделей
Вспоминаем десять самых известных мотоциклов, которые были когда-то королями дорог и проселков огромной страны.
В Советском Союзе мопеды, а тем более мотоциклы, были по-настоящему культовыми вещицами. Порой, они доставляли владельцам массу хлопот: часто ломались, с запчастями было туго, но их берегли, постоянно что-то в них перебирали, чтобы, вдоволь навозившись с железом, крутануть ручку газа, услышать трескучий звук выхлопа, почувствовать запах бензина и вырваться на просторы вселенной.
Это была свобода, а, значит, подлинное счастье. На мотоциклах ездили на работу, танцы, охоту, рыбалку, девчонок катали, а могли и к морю махнуть.
Мотоциклы были доступнее машин не только по деньгам. Во времена тотального дефицита он появлялись-таки в спортивных магазинах, но надо было ловить момент: такой товар раскупался почти мгновенно.
Ниже представлен скорее не рейтинг, а «групповой портрет» мототехники, ставшей одним их символов советской эпохи. Техника того времени встречается теперь редко, но в деревнях еще можно встретить, например, «Иж Планета Спорт» или чешскую «Яву».
Ну, как, вы уже чувствуете аромат эпохи? Тогда — вперед!
М-1А «Москва»
Попробуем выстроить этот экскурс в мотоциклетное прошлое великой страны в хронологическом порядке. Возьмем послевоенный период, ну, просто потому, что он нам понятней и ближе.
Мотопром возрождался на базе лучших образцов трофейной техники. А ее в СССР было завезено немало. И вот уже на Московском велосипедном заводе осваивают производство копии немецкого мотоцикла DKW RT125 со 125-кубовым двигателем.
Аппарат называют М-1А «Москва». Это — первый послевоенный мотоцикл СССР — простой и легкий, для которого не требовалось много металла и резины.
На такой технике обучались мотоциклисты в школах ДОСААФ. В 1951 году производство передали в Минск на вновь построенный велосипедный завод. Почти такая же модель с индексом К-125 выпускалась в Коврове.
В 1951 году в Ижевске наладили выпуск модели «Иж-49». За основу, как и в случае с «Москвой», взяли трофейный аппарат. Правда, DKW NZ 350 подвергся некоторым усовершенствованиям, что сделало его только лучше — под нашей маркой, разумеется.
Мотоцикл получился надежный, очень живучий и невероятно красивый. Он и сегодня способен покорить своей внешностью истинного байкера — какая посадка, какие выверенные линии… Да, это была машина!
Завод производил версии с коляской, спортивные — для кросса и шоссе. Обладать ими сейчас — это не каждому под силу: «Иж-49» имеет коллекционную ценность. Купить его можно не меньше, чем за 100 тысяч рублей. При этом цена стремится к росту.
«Иж Планета»
1962 год. Ижевский мотоциклетный завод приступает к сборке принципиально новой для себя модели «Иж Планета», ставшей родоначальницей целого семейства, выпускавшегося до 2008 года («Иж Планета 7»).
Созданный на базе «Иж-56» мотоцикл среднего класса, предназначался для езды по дорогам с разным покрытием. Гарантийный пробег «Иж Планеты» по сравнению с предшественником вырос на 2 000 км, а срок службы деталей цилиндро — поршневой группы — в полтора раза (благодаря применению контактно-масляного воздухоочистителя).
Были установлены новый бензобак, легкосъемное седло, глушители. Вместо штампованного переднего и заднего крыла применены штамповано-сварные.
В действие «Иж Планета» приводил одноцилиндровый, двухтактный двигатель воздушного охлаждения. Коленчатый вал — сборный, прессованный. Картер — блочного типа. В передней части находится кривошипная камера, в задней размещена коробка передач. Картер состоит из двух половин с разъёмом по средней продольной плоскости. Педали ножного переключения передач и кикстартера расположены с левой стороны картера коробки передач.
Мотоцикл выпускался до 1966 года, всего было произведено 405 303 экземпляра — довольно приличный тираж по тем временам.
«Иж Планета Спорт»
В 1973 году ижевцы снова порадовали мотоциклистов страны, выпустив первый советский мотоцикл со спортивным характером. Модель называлась «Планета Спорт».
Интересно, что в отличие от всех более ранних мотоциклов, которые создавались по образу и подобию немецких моделей, «Планета Спорт» перекликалась с японскими мотоциклами 60-70-х годов прошлого века.
«Иж Планета Спорт» сделала серьезный шаг в сторону качества сборки. Благодаря этому она активно продавался на экспортных рынках. Машину оценили в Великобритании, Нидерландах и Финляндии. Говорят, что советские байкеры разгонялись на этом аппарате до 140 км/ч!
«Восход»
В 1957 году в городе Ковров Владимирской области начали выпускать мотоциклы «Восход». Очень неприхотливые, с одноцилиндровым двигателем объемом 173,7 «кубика», они пришлись по душе моторизованной публике.
К тому же, завод имени Дягтерёва постоянно модернизировал эту модель, выпуская версии «Восход-2», «Восход-3, «Восход-3 М». Последним мотоциклом «Восход» стала модель «3 М-01» с двигателем мощностью 15 лошадиных сил.
Внешне «Восходы» уступали «Ижам», но благодаря своей надежности, они стали незаменимым на селе. И по сей день в российских деревнях можно встретить «Восход». И не просто встретить, а прокатиться.
В 50 — 60-х годах прошлого века советская милиция активно использовала в своей работе мотоциклы с коляской «М-62», которые выпускал Ирбитский мотоциклетный завод. Четырехтактный двигатель этой машины выдавал целых 28 «лошадей».
Кстати, обычным гражданам СССР эксплуатировать «Уралы» без коляски в то время не разрешалось. Дело в том, что эти мотоциклы были довольно тяжелыми в управлении. Но милиция ездила на них и без колясок, что выглядело весьма круто.
«М-62» можно увидеть в фильме «Берегись автомобиля», особенно он был хорош в сцене погони за «двадцать первой» «Волгой», угнанной советским Робин Гудом Юрием Деточкиным.
«Тула-200»
В 1986 — 1988 годах в Советском Союзе выпускался очень необычный мотоцикл «Тула-200», который отличался широченными внедорожными колесами. Нужны они были потому, что модель предназначалась для охотников и рыболовов.
От мотороллера «Тулица» взяли мотор, форсировав его до 13 л.с. Это позволило разгоняться до 90 км/ч, хотя для такого аппарата скорость была не главным показателем, куда важнее ценилась проходимость.
В год выпускалось 10 000 -12 000 тысяч таких байков. Последний сошел с конвейера завода в 1996-м.
Jawa 360
Едва ли не предел мечтаний советского моторизованного человека — чешский аппарат Jawa. Дружественная страна позаботилась о том, чтобы в СССР на этой красавице ездил каждый третий мотоциклист — всего в страну было поставлено более миллиона «Явы» различных моделей и версий.
Производство новой серии мотоциклов «Ява» моделей 250–623 и 350–633, отличавшихся оригинальным дизайном, началось в 1970 году. Мотоциклы имели хребтовую раму и двигатель с раздельной системой смазки. В 1973-м в серию запустили модель «Ява 350–634» с дуплексной закрытой рамой и новым мотором. Производство мотоциклов с объёмом двигателя 250 см³ прекратилось.
После модернизации в 1984 г. модель получила индекс 638 и с небольшими изменениями продолжает выпускаться до сих пор.
Многие ранние экземпляры мотоцикла и сейчас еще живы, особенно ценятся те, что с боковой коляской из стекловолокна.
Jawa 350/638
Jawa 350 — 638 — последний чешский мотоцикл, продававшийся в СССР, где он тоже стал народным. Успев выйти перед самой перестройкой, в 1984 году, эта модель часто снималась в суровых фильмах конца 1980-х-начала 1990-х.
Внешне мотоцикл был сравнительно простым, но с «изюминкой». Большая фара с выступающими по бокам круглыми поворотниками и, располагающиеся сверху, колодцы приборной доски выглядели очень гармонично.
Бак был объемный, но формы имел аккуратные, в задней части его имелись довольно габаритные накладки для колен водителя. Но самое главное, что имелось на баке — это надпись «Jawa».
У модели 638 было двойное ровное сиденье, разделенное посередине ремешком для пассажира, за которое он и должен был держаться.
Двухцилиндровый двигатель был полностью открытым для обозрения, все составные элементы его хорошо просматривались, хотя открытость его играла важную роль — мотор имел воздушное охлаждение.
К достоинствам этого мотоцикла можно было отнести стильный вид, до которого советским мотоциклам было очень далеко.
«Вятка ВП-150»
Это — не мотоцикл, но с ним связана путь не очень большая, но, все-таки, эпоха в жизни страны.
В 1956 году конструкторы Вятско-Полянского машиностроительного завода совместно со специалистами Центрального Экспериментально-Конструкторского Бюро (ЦЭКБ) мотоциклостроения из Серпухова Московской области (ныне ОАО «Мотопром») начали работу над мотороллером класса 150 см³.
Времени было в обрез, опыта по созданию подобных аппаратов — никакого. Поэтому за прототип был взят итальянский мотороллер Vespa 150GS 1955 года выпуска. С него снимались мерки, по готовому мотороллеру изготавливались чертежи.
Напомним, что Vespa (итал. оса, шершень) — культовый итальянский мотороллер, который выпускается концерном Piaggio с апреля 1946 года и до сих пор. Родоначальник европейской конструкторской школы мотороллеров, первый успешный скутер в мире.
Этот аппарат был до невозможности красив, обладал тихим и плавным ходом. Им легко управляли даже женщины.
Кстати, на базе «Вятки» делали целую гамму трехколесных мотороллеров с различными кузовами. Они служили в качестве коммерческого транспорта по доставке компактных грузов — легкие, экономичные, маневренные.
Постскриптум. Практически, каждая модель, о которой мы рассказали, заслуживает отдельного исторического очерка. В данном случае мы не ставили такую цель, ограничившись беглым обзором, который, надеемся, дал некоторое представление о том, на чем ездили наши деды, отцы, а порой и мы сами.
Зарплаты и цены в СССР. 1970-1979
1970-е годы — самое стабильное время в СССР. Цены почти не менялись, дефицит снизился, но по-прежнему приобрести многие товары было проблематично. Достижением считалось раздобыть через знакомых, или отстояв в многолетней очереди мебельный гарнитур, а к Новому Году закупить шампанское, шоколадные конфеты и шпроты. Приобретение автомобиля оставалось для большинства несбыточной мечтой. Но в целом товары первой необходимости были доступны, средней зарплаты хватало не только на продукты, но и на сбережения, которые помещались на сберкнижку. Появляется новое явление — советский средний класс, представляющий собой наиболее успешных работников науки, культуры и спорта, директоров предприятий, мелких чиновников. В отличие от основной массы советских граждан, они обязательно имели собственный автомобиль, регулярно могли посещать санатории, а небольшие квартиры в престижных районах были обставлены качественной мебелью. Разница между доходами разных слоёв населения была незначительной, почти отсутствовало такое явление как бедность, а богатыми считались те, кто получал в 5-10 раз больше среднего.
1 рубль — самая мелкая купюра в 70-х годах
Строгое планирование отдельных отраслей экономики приводило к постоянной нехватке или переизбытку товаров, что и было основной причиной дефицита. Например, завод, стремящийся перевыполнить план по производству, вынужден был простаивать из-за задержек с поставкой комплектующих, возникшими в связи с неправильно распределённым финансированием или просто из-за отсутствия подписи должностного лица. В целом производство работало не в полную мощность, а качество оказывалось низким. Редкие товары, попадая в магазины, быстро образовывали очереди. Их могли припрятывать и перепродавать во много раз дороже, несмотря на строгий контроль со стороны закона. Распределение шло в первую очередь в столицу и крупные города, а также важные промышленные центры, поэтому там дефицит ощущался не так сильно, как в мелких населённых пунктах. Цены устанавливались государством, а на рынках — колхозами. Нередко цена реализации оказывалась ниже стоимости производства.
В 70-е годы импортные товары редко попадали в СССР и были очень востребованы. Их привозили те немногие граждане, которым посчастливилось побывать заграницей и посетить бутики и супермаркеты с невиданным для советского гражданина изобилием. Выезд зарубеж строго контролировался и разрешался лишь единицам. Частично окунуться в подобие заграничного изобилия можно было в Прибалтике, а также в центральных магазинах Москвы и Ленинграда. В крупных городах работали магазины сети «Берёзка» (в республиках имели другие названия), где продавались импортные товары, но не за рубли, а за специальные чеки Внешпосылторга. Чеки выдавались по возвращению в качестве командировочных. Были чеки для социалистических стран и стран третьего мира, ценность которых равнялась советскому рублю, и для капиталистических (они были примерно в 4,5 раза дороже, что соответствовало реальному курсу доллара). Торговля этими чеками, как и иностранной валютой, считалась преступлением. Официальный курс доллара был 90 копеек, то есть ценность рубля завышалась искусственно в 5 раз.
Зарплаты
5 рублей образца 1961 года
В советское время официально работать вынужден был каждый, кто достиг трудоспособного возраста. За тунеядство могли отправить на принудительные работы или в ссылку. Подработка и предпринимательство считались незаконными, но несмотря на это практически в каждой организации можно было прибрести по знакомству что-нибудь из дефицита по завышенной цене. Средняя зарплата в городах составляла примерно 100-120 рублей, в Москве могла доходить до 150. Работники низкой квалификации получали всего 80-90 рублей, а стипендия у студентов была ещё в два раза ниже. Для отличников стипендия составляла 65 рублей. Пенсии были примерно равны стипендиям. Наиболее квалифицированные работники и начальники могли получать 300-400 рублей, а чиновники ещё больше. Самые крупные премии для работников культуры, спортсменов, учёных могли исчисляться несколькими тысячами рублей, а в редких случаях в качестве премии давали автомобиль.
Продукты питания
Средняя продуктовая корзина на месяц составляла около 40-50 рублей, то есть студенту-отличнику приходилось экономить на еде, чтобы позволить себе одежду и поездки в другие города. Но обычному рабочему свободно хватало на еду и всё необходимое. Рассмотрим стоимость некоторых продуктов в 1970-е годы:
Плакат советского времени «Главрыбсбыт»
Овощи и фрукты:
— картофель: 10 к/кг;
— капуста: 8-10 к/кг;
— свекла: 9 к/кг;
— лук репчатый: 10 к/кг;
— зелень: 5 к/пучок;
— яблоки: 20-50 к/кг;
— мандарины и апельсины: 1,2-1,5 р/кг;
— бананы: 1,1 р/кг.
Хлебобулочные изделия:
— белый хлеб: 20-25 к;
— ржаной хлеб: 15-18 к;
— булка «городская» — 7 к;
— пирожок или булочка: 4-6 к;
— кекс с изюмом: 16 к;
— бублик: 5 к;
— коржик: 6 к;
— язычки слоёные: 7 к;
— тульский пряник: 7 к.
Молочная продукция:
— молоко: 22 к/литр (бутылка), 17 к (треугольная упаковка), 19 к/литр (на розлив);
— кефир: 30 к/литр;
— сгущённое молоко: 55 к (жб банка, 400 г);
— сыр: 2,7-3,5 р/кг.
Рыба и морепродукты:
— рыба (хек, тюлька): 20-40 к/кг;
— рыба (минтай, карп): 70-80 к/кг;
— рыба (палтус): 2,5 р/кг;
— рыба (осётр): 5-10 р/кг;
— сельдь солёная (на вес): 1,3-1,5 р/кг;
— икра красная: 4 р/банка;
— икра чёрная: 5-6 р/банка;
— сардины в банке — 60-70 к;
— килька в томатном соусе — 32 к.
Мясо:
— мясо: 1,2-2,5 р/кг;
— курица: 1,9 р/шт;
— колбаса «докторская»: 2,2 р/кг;
— колбаса копчёная: 4-5 р/кг;
— колбаса ливерная: 46 к.
Прочее:
— гречневая крупа: 52 к/кг;
— крупа перловая: 26 к/кг;
— сахар-песок: 90 к/кг;
— сахар-рафинад: 1,04 р;
— мука: 46 к;
— соль крупная: 6 к/кг;
— майонез: 33 к/банка;
— сырок «дружба»: 14 к;
— яйца: 30-90 к за десяток (в зависимости от сорта);
— огурцы солёные: 40-50 к/банка (3 литра);
— помидоры маринованные: 40-50 к/банка (3 литра);
— кабачковая икра — 42 к;
— зелёный горошек: 39 к/банка;
— уксус столовый: 24 к/бутылка;
— чай индийский: 90 к/пачка;
— кофе растворимый: 6 р/банка;
— кофе в зёрнах: 4 р/кг;
— печенье: 25-30 к/пачка;
— конфеты шоколадные: 3-5 р;
— конфеты (коробка): 2-8 р;
— карамель: 1,8 р/кг;
— квас бочковой: 3 к/стакан, 6 к/кружка, 36 к/бидон;
— газированная вода в автомате: 1 к (без сиропа, 3 к с сиропом);
— берёзовый сок: 8 к/стакан;
— бутылка лимонада: 10 к;
— бутылка «пепси»: 30 к;
— семечки: 6 к/стакан;
— мороженое в бумажном стаканчике: 7 к (фруктовое), 10 к (молочное), 13 к (сливочное), 15 к (промбир);
— мороженое пломбир в вафельном стаканчике: 19 к;
— мороженое в шоколаде «эскимо»: 22 к.
Часть расходов на продукты можно было возместить, если сдать пустые бутылки в пункт приёма примерно по 5-15 к за бутылку, в зависимости от объёма и типа. За пустую майонезную банку давали 3 копейки. На колхозных рынках продукты стоили дороже в полтора-два раза, а иногда и выше, но они были свежее, а выбор больше. В магазинах основные продукты имелись в избытке, но как правило низкого качества. Некоторые товары были сезонными, и большую часть года отсутствовали в продаже.
Алкоголь и сигареты
Чрезмерное употребление алкоголя в СССР было весьма распространённым явлением, несмотря на всевозможные меры, принимаемые Минздравом и общественными организациями. В связи с этим цены на крепкий алкоголь делались высокими, но проблему это не решало. Пиво практически не считалось алкогольным напитком и могло употребляться всюду, в том числе в обеденных перерывах. В столовых пиво продавали на розлив в стеклянных кружках, по городу встречались передвижные цистерны с надписью «Пиво». Коньяк и шампанское, а также дорогое вино считались дефицитом и покупались в основном только на праздник. Существовали и всевозможные настойки, фруктовые вина невысокого качества без выдержки. Ниже приведены цены на алкогольную продукцию:
Плакат советского времени «Росглавпиво»
— бутылка вина (молдавское, болгарское): 2-3 р;
— бутылка вина (грузинское): 3-4 р;
— бутылка фруктового вина: 1-2 р;
— портвейн «777» — 3,4 р;
— коньяк армянский: 5-13 р;
— шампанское: 3,67 р;
— бутылка водки: 3,5 р;
— «чекушка» (0,25 литра): 1,5 р;
— кружка пива: 21 к;
— бутылка «Жигулёвского» пива: 37 к.
Курение, в отличие от алкоголизма, не пресекалось вообще и считалось нормой поведения. Чаще всего курили сигареты без фильтра или папиросы. Существовало большое количество видов сигарет, и цены на них были небольшие, многие реализовывались в мягкой бумажной упаковке.
— сигареты «Прима» (без фильтра): 14 к/пачка;
— сигареты «Южные» (укороченные, без фильтра): 7 к/пачка;
— папиросы «Беломор»: 22 к;
— сигареты с фильтром (мягкая упаковка): 30-32 к;
— сигареты с фильтром (твёрдая упаковка): от 40 к;
— табак для трубки: 1 р/100 г;
— спички (коробок): 1 к.
Общепит
Основу общественного питания составляли столовые, где можно было приобрести полноценный обед не более чем за 1 рубль. Средняя порция еды стоила около 50 копеек, чай или сок до 10 копеек. Обычно в качестве гарнира предлагались варёные макароны, рис и гречка, а на второе котлеты. Из супов имелись борщ, солянка, щи. Существовали также кафе и рестораны, еда в которых стоила значительно дороже. Поход в дорогой ресторан мог обойтись в 10 рублей на человека, что считалось большим расточительством.
Книги, газеты, журналы
Практически вся информация поступала к советским гражданам из бумажных источников, поскольку телевизор и радиоприёмник имелись не у каждого. Новости можно было прочитать в газете «Правда», которая стоила 4 копейки. Газета «Пионерская правда» имела символическую цену — 1 копейка. Журналы стоили примерно по 40-50 копеек. Школьные тетради продавались всего за 2 копейки/штука. Книги стоили приблизительно от 20 копеек до рубля, существовала возможность получить их бесплатно в обмен на несколько килограммов макулатуры. Блокнот для записей стоил 8 копеек. Школьные учебники и научная литература стоили около 1 рубля и даже выше, но чаще всего они выдавались бесплатно в учебных заведениях.
Одежда
Советская мода менялась очень медленно, вариантов одежды в магазинах предлагалось немного. Нужные размеры часто отсутствовали, поэтому одежду приходилось подшивать самостоятельно. Все ходили практически в одном и том же, но иногда удавалось «достать» что-нибудь эксклюзивное или даже импортное. Ниже приведены некоторые цены на советскую одежду:
— школьная форма: 17,75 р;
— пионерский галстук: 55 к;
— школьный фартук: 7 р;
— детские колготки: 1,3 р;
— женские колготки: 3,4 р;
— трусы мужские: 3 р;
— спортивные штаны: 3,2 р;
— халат: 11,7 р;
— пиджак и брюки: 60 р;
— плащ: 82 р;
— шапка из кролика: 12 р;
— шапка норковая: 220 р;
— женские туфли: 25 р;
— женские кожаные сапоги: 40 р;
— футбольные бутсы: 25 р.
Предметы быта и прочие изделия
100 рублей — самая крупная купюра в 70-х годах
Практически всё для дома продавалось в магазинах «Хозтовары» и имело символическую цену. Но найти что-нибудь качественное становилось проблематично, особенно это касалось электроники. Иметь телевизор могли только люди с достатком выше среднего, поскольку стоил он примерно 2 зарплаты. Более доступными считались радиоприёмники, они стояли почти в каждом доме. Магнитофоны с ленточным проигрывателем стоили примерно как телевизор, но ещё более престижными и дорогими считались проигрыватели грампластинок. Обзавестись холодильником считалось большой удачей, чаще всего приобретали б/у. Далее показаны цены на повседневные вещи и электротовары:
Косметика:
— зубной порошок: 4-5 к;
— губная помада: 1 р;
— расчёска-гребешок (пластик): 12 к;
— металлическая расчёска: 75 к;
— лезвия для бритвы: 2,5 р/упаковка;
— ножницы: 70 к.
Посуда:
— ложка алюминиевая: 20 к;
— чугунная сковорода: 80 к;
— алюминиевая сковорода: 4,8 р;
— дуршлаг: 95 к;
— кофеварка: 1,9 р;
— эмалированная миска: 1-2 р.
Инструменты:
— паяльник: 1 р;
— плоскогубцы: 1,5 р;
— домкрат автомобильный: 3,45 р;
— дырокол: 1,5 р;
— швейная машинка «Зингер»: 62 р.
Игрушки:
— игрушка резиновая: 1-2 р;
— конструктор металлический: 2,2 р;
— шахматы деревянные: 4 р;
— кожаный мяч: 3,4 р;
— модель автомобиля 1:43: 3,5 р;
— ёлочные игрушки: 20 к/шт;
— гирлянда электрическая: 6 р.
Электроника:
— фотоаппарат «Зенит»: 100 р;
— фен: 45 р;
— пылесос: 40-45 р;
— утюг: 5 р;
— телевизор: 200 р;
— радиоприёмник: 26-60 р;
— магнитофон «Маяк»: 260 р;
— проигрыватель для грампластинок: 345 р;
— виниловая грампластинка: 1,9 р;
— плёнка для магнитофона: 2 р;
— наручные часы: 15-40 р;
— холодильник «Минск»: 390 р.
Прочее:
— футляр для очков: 1,4 р;
— бытовые весы: 1 р;
— лампа накаливания: 7-10 к;
— батарейка: около 20 к;
— наволочка белая: 1,9 р;
— простыня: 6,7 р;
— подушка: 6,5 р;
— пластилин детский: 50 к;
— компас: 1,2 р;
— удочка: 7,5 р;
— рулон обоев: от 30 к;
— детская коляска: 45 р;
— гитара: около 50 р.
Услуги
Стоимость услуг в советские годы была значительно ниже, чем сейчас, если сравнивать с продуктами питания или вещами. Услуги ЖКХ оплачивались по тарифам, причём по счётчику платили только за электричество (4 копейки киловатт), остальное в зависимости от площади квартиры и количества проживающих. Звонок по городу с телефона-автомата стоил 2 копейки. Милиция, газовая служба, скорая помощь и пожарная вызывались бесплатно. Междугородняя связь была доступна с домашнего телефона, для этого нужно было вначале позвонить в диспетчерскую и заказать звонок по межгороду, или через переговорные пункты. Оплата междугородних звонков осуществлялась по минутам. Далее приведены некоторые цены на услуги:
— стрижка под ноль: 7 к;
— стрижка мужская: 70 к;
— стрижка женская: 3 р;
— звонок по телефону-автомату: 2 к;
— пользование домашним телефоном: 1,5 р/месяц (без учёта межгорода);
— билет в кинотеатр: 12 к (детский), 20 к (взрослый);
— абонемент в бассейн на 3 месяца: 3,5 р;
— фотография чёрно-белая в ателье: 50 к;
— койка-место в курортном посёлке в сезон: 1 р/сутки;
— ежемесячная плата за детский сад: 11 р;
— путёвка на море от профсоюза: 12 р.
Мебель
Обстановка стандартного советского дома 70-х годов включала в себя обеденный стол со стульями, простейший кухонный гарнитур (или даже без него), письменный стол и диван, шкаф для одежды. Дорогую мебель, люстры, ковры покупали на десятилетия, передавали по наследству.
— люстра стеклянная: 25 р;
— люстра хрустальная: 212 р;
— настенный ковёр: 100 р;
— деревянный стул: 7 р;
— кухонный шкаф навесной: 70 р;
— шкаф напольный: 130 р;
— гарнитур комнатный польский: 830 р.
Общественный транспорт
Автобус ЛИАЗ-677
Городской транспорт в 1970-е годы был более чем доступен. Проезд в трамвае обходился всего в 3 копейки, в автобусе — 4-5 копеек, метро — 5 копеек. Причём оплата осуществлялась самостоятельно, пассажир опускал монету в приёмник и отматывал себе билет. Из-за низкой стоимости проезда «зайцев» было не так уж много. Штраф за безбилетный проезд составлял 5 рублей.
Проезд в маршрутном такси стоил значительно дороже — 15 копеек. В часы пик из-за загруженности транспорта иногда приходилось пользоваться услугами такси, за поездку надо было отдать несколько рублей, поэтому регулярное использование такси рассматривалось как признак высокого достатка. Оплата в такси осуществлялась по счётчику, до 1973 года 1 километр стоил 10 копеек, но в дальнейшем из-за роста цен на бензин выросли и тарифы.
Проезд в поезде между городами был достаточно дорогим, например за билет от Москвы до Ленинграда в плацкартном вагоне нужно было отдать 11 рублей, столько же стоил проезд от Москвы до Минска, Москва-Одесса — 18 р. Билеты на самолёт имели практически ту же ценовую категорию, авиасообщение, как и сейчас, шло в основном через столицу:
Москва-Воронеж — 16 р;
Москва-Ленинград — 18 р;
Москва-Сочи — 31 р;
Москва-Новосибирск — 56 р;
Москва-Красноярск — 68 р;
Москва-Петропавловск-Камчатский: 168 р.
Дорога из столицы на Дальний Восток могла поглотить целую зарплату и даже больше, но по современным меркам это не так уж много.
Личный транспорт
Автомобиль «Жигули» 1970-х годов
Пределом мечтаний рядового советского гражданина был автомобиль «Жигули» (вначале ВАЗ-2101, затем ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106), являвшийся почти точной копией итальянского Фиата. Стоимость этого чуда автопрома в магазине была 5500 рублей, что равнялось примерно 40 средним зарплатам. Понятия «взять в кредит» не существовало, приходилось откладывать с каждой зарплаты. Но даже те, кому удалось накопить такую сумму, вынуждены были записываться в очередь и регулярно являться на перекличку. Автомобилей выпускалось относительно мало, а желающих их купить оказывалось в разы больше. Более доступным для многих был автомобиль «Запорожец», имевший значительно более грубое исполнение. ГАЗ-24 «Волга» выдавалась только в качестве служебного автомобиля и свободно не распространялась, однако имея некоторые связи можно было приобрести и её тысяч за 10 или даже выше.
Автомобиль «Запорожец»
Счастливому автовладельцу в нагрузку к автомобилю приходилось получать длинные очереди в автомастерских, некачественные шины и постоянный дефицит запчастей. Бензин на заправках продавался по 10 литров, то есть купить можно было 10, 20, 30 литров и т.д. Это объяснялось неточностью бензоколонок того времени. Стоимость 10 литров бензина на протяжении десятилетия менялась несколько раз, например вначале АИ-93 стоил 1 рубль, а к началу 1980-х уже 4 рубля. А-76 стоил примерно на четверть дешевле. Штраф за превышение скорости был 10 рублей, а за более мелкие нарушения около 5 рублей.
Куда более доступным транспортом являлся велосипед, который стоил около 30-50 рублей (детский — 15-25 рублей). Спортивный велосипед — около 70-100 рублей. В сельской местности были популярны мопеды, которые стоили 145-220 рублей, мотороллер — 250-450 р. Мотоциклы в зависимости от марки могли стоить от 300 до 700 рублей.
Недвижимость
Приобрести квартиру в 70-е годы было невозможно, жильё давали работникам предприятия на время работы, причём в большинстве случаев можно было рассчитывать лишь на комнату в коммуналке. При наличии высшего образования и одного-двух детей в семье в некоторых случаях выдавалась двухкомнатная квартира в крупном промышленном центре. Получить квартиру в Москве или Ленинграде можно было только при трудоустройстве в этих городах. Квартиры в престижных районах или домах высокого класса выдавались чиновникам, директорам, работникам науки и культуры. При смене места работы квартира возвращалась обратно, поскольку собственность не оформлялась.
Для автовладельцев была доступна возможность вступить в гаражный кооператив, это требовало достаточно крупных регулярных денежных взносов, участия в собраниях и так далее. Дачами обзаводились только наиболее важные работники науки и культуры, партийные деятели.
Найди отличия. Какие западные фотоаппараты позаимствовал СССР
Советское — лучшее! При отсутствии альтернатив эта фраза для многих граждан СССР служила постулатом. Хотя некоторые советские изделия иногда отличались от западных только логотипом. Мы уже видели это на примере изделий «Электроники». То же можно наблюдать и в фотоиндустрии. ФЭД — это советская Leica, «Киев» — советский Zeiss Contax. Рассказываем об этих и других устройствах, которые лежали у истоков советской фотографии и чьи аналоги можно найти на Западе.
Leica — ФЭД и «Зоркий»
Как водится, даже в руководстве к фотоаппарату советские авторы не могли не уколоть буржуев. Так, в книжке «Фотоаппараты „ФЭД“ и „Лейка“», которая является сильно сокращенной переработкой Leica Handbuch, уже на первых страницах натыкаемся на такую фразу: «Как водится в буржуазных государствах, талантливый конструктор камеры Оскар Барнак остался в тени; слава и доходы достались предпринимателю».
Другое дело — Советский Союз. В этом руководстве за 1935 год без обиняков говорится, что «удача германской конструкции» заинтересовала советскую промышленность и вторая модель Leica была воспроизведена на харьковском заводе Трудовой коммуны НКВД им. Ф. Дзержинского. Собственно, ФЭД и является аббревиатурой от «Феликс Эдмундович Дзержинский».
Удивительно, но сейчас все мобильные устройства гонятся за псевдобоке и размытием фона, тогда как в 1935 году ценили большую глубину резкости, которая «живописно вырисовывает детали заднего плана».
Советский ФЭД (как и его вдохновитель Leica II) был небольшим компактным фотоаппаратом, рассчитанным на 35-мм пленку и формат кадра 24×36 мм. Нижняя крышка металлического корпуса была съемной. Через нее происходила зарядка пленки.
Всего до Великой Отечественной войны было выпущено порядка 160 650 фотоаппаратов ФЭД. И если в 1934 году было собрано только 1800 устройств, то к началу сороковых выпускали уже под 33 000 штук. После войны производство довольно быстро возобновилось. И уже в 1955-м с конвейера сошли почти 150 000 фотоаппаратов.
Тогда же, после войны, на Красногорском механическом заводе начали выпускать фотоаппарат «Зоркий», который был полным аналогом ФЭД. В 1951 году КМЗ освоил выпуск модели «Зоркий-3», создатели которой вдохновлялись конструкцией немецкого Leica III. В новинке была съемная задняя стенка, которая облегчала зарядку пленки. Со временем эти устройства модернизировались, от анахронизмов избавлялись опытным путем. Например, в поздних модификациях крышка не снималась, а откидывалась.
Впоследствии эти фотоаппараты пользовались популярностью у различных мошенников, которые с помощью косметических ухищрений переделывали их в «Лейки» и пытались продавать по завышенным ценам. На отдельных экземплярах, чтобы поднять их стоимость в глазах коллекционеров, даже штамповали гравировку под Luftwaffe в золотой отделке. Цену на такие устройства устанавливали в пределах от $5000 до $10 000.
На базе «Зоркого» был разработан один из первых зеркальных фотоаппаратов в мире — «Зенит». Первые модели сошли с конвейера Красногорского механического завода в 1952 году. Над механизмом подъемного зеркала расположилась пентапризма.
Voigtländer Brillant — «Комсомолец» — «Любитель»
Первые среднеформатные фотоаппараты Brillant немецкой компании Voigtländer начали выпускать в 1932 году. А в 1946-м они стали источником вдохновения для двухобъективного шкального фотоаппарата «Комсомолец» с форматом кадра 6×6 см от Государственного оптико-механического завода, который вскоре был переименован в хорошо знакомое сегодня ЛОМО (Ленинградское оптико-механическое объединение).
Над основным объективом располагался объектив видоискателя. Наводиться на резкость следовало по метражной шкале, вращая переднюю линзу объектива. Всего до 1951 года было выпущено около 28 000 таких фотоаппаратов.
Логичным развитием «Комсомольца» стал «Любитель». В нем наводка на резкость осуществлялась уже через видоискатель, который при помощи шестерен «передавал» резкость на основной объектив для съемки.
В оригинальном же Brillant до 1938 года использовалась фокусировка по типу съемки с маркировками «Портрет», «Группа» и «Ландшафт», а также стандартными расстояниями и глубиной резкости. С фотоаппаратом шла специальная небольшая таблица, где эти расстояния были прописаны. Позже была изобретена система фокусировки по непрозрачному пятну в видоискателе.
Zeiss Contax-II — «Киев-2»
Немецкой компании Zeiss Ikon в 1932 году приходилось изобретать велосипед заново, избегая нарушений патентов людей, которые придумали фотоаппараты Leica. Модель Contax отличалась металлическими многозвенными шторками с минимальной выдержкой до 1/1000 секунды и съемной задней крышкой, а ко второй версии обзавелась совмещенным видоискателем и дальномером, тогда как у конкурентов из Leica в ту пору дальномер и видоискатель по-прежнему находились в разных окулярах.
В 1947 году именно конструкцию Contax-II и Contax-III взяли за основу на киевском заводе «Арсенал» для производства линейки фотоаппаратов «Киев». Оборудование для производства этих устройств, а также документацию от фирмы Zeiss Ikon Советский Союз получил в счет репараций после войны. А потому первые модели «Киев-2» собирались из немецких комплектующих.
Новинку в первую очередь рекомендовали для покупки фоторепортерам, так как за счет движения шторок вдоль короткой стороны кадра сверху вниз были возможны очень короткие выдержки вплоть до 1/1250 с. Да и совмещенный дальномер-видоискатель позволял более оперативно делать снимки с хорошей резкостью.
Энтузиаст фотодела Питер Хенниг, знакомя западную аудиторию с копией разработок Contax, процитировал одного шведского продавца, торговавшего советскими фотоаппаратами: «Это не советская камера — это немецкая камера, сделанная в Советском Союзе».
Линейка фотоаппаратов «Киев» не стояла на месте и постоянно дорабатывалась. Иногда неудачно, в результате чего изначальная немецкая надежность терялась. Со временем под этим названием на смену дальномерным пришли зеркальные устройства.
Ikonta C 521/2 — «Москва-1»
Вместе с наработками по фотоаппаратам Contax в счет репараций было перевезено и производство среднеформатных камер Ikonta, которые в СССР приобрели название «Москва». Первый фотоаппарат из этой линейки был собран на Красногорском механическом заводе в 1946 году.
«Москва-1» представляла собой копию Ikonta C 521/2 с откидными передней и задней стенками. При откидывании раздвигался мех, на конце которого находился объектив «Индустар» (f/4,5). Путем вращения линзы производилась наводка на резкость по метражу. К 1949 году было выпущено 31 632 таких фотоаппарата.
Более массовой стала модификация «Москва-2» со встроенным дальномером. С видоискателем он совмещен не был, но механически связывался с передней линзой объектива. До 1956 года было выпущено более 197 000 таких фотоаппаратов.
Hasselblad 1600F — «Салют»
В 1957 году на все том же киевском заводе «Арсенал» освоили производство модульной системы «Салют». Это был среднеформатный зеркальный фотоаппарат, который повторял конструкцию шведского Hasselblad 1600F. Короткая выдержка металлических гофрированных шторок обеспечивал выдержку вплоть до 1/1600 с.
Складывающаяся светозащитная шахта, объектив и кассетный блок были съемными. Их можно было заменять по желанию владельца. В комплекте поставки находилась вторая кассета для съемки, что позволяло фотографу более гибко выбирать чувствительность и подбирать тип пленки.
Всего было выпущено около 50 000 «Салютов». Один раз за жизненный цикл они пережили переработку: был убран автоспуск и выдержка 1/1500 с. В 1972 году модернизированный фотоаппарат получил название «Салют-С». Таких было выпущено 30 000 штук. С 1980 года эта модель под названиями «Зенит-80» и «Киев-80» предназначалась для экспорта.
Со временем пальму первенства на рынке фотоаппаратов перехватили японские фирмы. Сместился также вектор заимствований советских конструкторов. Да, в СССР выходили и оригинальные устройства, дорабатывались модели, произведенные по немецким технологиям. Но с 1960-х годов в советских магазинах можно было отыскать в том числе копии японских Ricoh, Olympus, Konica и Minolta.
Например, первый автоматический фотоаппарат «Зоркий-10» очень похож на Auto 35V.
А разошедшийся партий в 110 000 экземпляров миниатюрный «ФЭД-Микрон» напоминает Konica Eye.
Его последователь «ФЭД-Микрон-2» мог позаимствовать конструкцию у Konica C35.
А выпускавшийся с 1960 года Minolta-16 едва уловимо напоминает миниатюрный фотоаппарат «Киев-Вега».
Источники:
https://www.monetnik.ru/obuchenie/antikvariat/sovetskie-igrushki-sssr/
https://www.drivenn.ru/journal/reportazhi/motocikly-sssr-10-samyh-lyubimyh-modeley-id22584
https://www.russian-money.ru/articles/zarplaty-i-ceny-1970-1979
https://tech.onliner.by/2019/06/11/made-in-ussr