Велосипед ссср складной салют

Содержание скрыть

Велосипед Салют

Можно ли где-то найти старые велосипеды СССР? Купить такие модели, наверняка, можно в интернете или на аукционах.

Салют в наше время

У многих с этим названием ассоциируется исключительно советский велосипед Салют — этакий гость из прошлого, антикварный представитель классики. Да, этот байк, действительно, гость из прошлого в некотором роде. Но и он идет вперед вместе со временем.

Сейчас можно приобрести с рук неплохой и достаточно современный подростковый велосипед, который вовсе не будет уступать своим конкурентам. Но чем же эта марка отличается от других? Поговорим об этом подробнее.

Особенности

Особенности велосипеда Салют:

  • Прежде всего, некоторое сохранение старых традиций. В чем же оно проявляется? К примеру, можно встретить и складные байки, что, впрочем, очень даже удобно, хотя и напоминает советские годы.
  • Колеса отличаются достаточно большим диаметром. Именно за счет них велосипед этой модели сохраняет свою дизайнерскую неповторимость.
  • Рама у таких байков исключительно стальная. Сталь прекрасно дополняет колеса в деле самобытности этого производителя. Благодаря своим стремлениям, Салют уверенно конкурирует с другими производителями на российском велосипедном рынке.
  • Ну а в остальном Салют мало чем отличается от других отечественных производителей.
  • Цены у него также привлекательно низкие — как правило, они колеблются в пределах 3−6 тысяч рублей.

Но не нужно думать, что эта марка решила остановиться в своем развитии: как и другие она стремиться порадовать россиян своими новинками — удобными и привлекательными моделями. Одна из таких моделей — Салют 114−912. Рассмотрим ее более подробно.

Дорожный складной Салют 114−912

Дорожный складной велосипед для взрослых, модель 113 — 911 Салют выпускался на Пермском машиностроительным заводе. Предназначался для поездок по дорогам с разным покрытием, а модель 114−912 — его преемник.

Устройство складного велосипеда Салют:

    передняя — из стальных труб с круглого сечения;
  • Рама — открытого типа, стальная с литым замком складывания и поперечной трубой жёсткости между нижней и подседельной трубой;
  • Руль — высокий стальной, с литым удлинённым выносом и регулировкой по высоте;
  • Колёса — обод стальной коробчатый;
  • Шины — бортовые;
  • Педали — дорожного типа, стальные;
  • Втулка задняя — со свободным ходом, тормозная;
  • Тормоза передние — ручные кантилеверного типа;
  • Тормоза задние — барабанного типа;
  • Седло — регулируемое по высоте на стальном каркасе, пружинами и полужёстким покрытием из кожзаменителя;

Технические показатели велосипеда Салют

  • База (расстояние между центрами колёс) — 1090 мм;
  • Высота рамы (расстояние между верхом подседельной трубы и центром каретки) — 435 мм;
  • Размер шин — 533 х 37 мм;
  • Число зубьев задней звёзды — 18;
  • Число зубьев передней звёзды — 48;
  • Шаг велосипеда — 6,14 м;
  • Вес велосипеда без дополнительного оборудования и принадлежностей — 14,8 кг.

На велосипед устанавливался стальной проволочный багажник, светоотражатели на спицах колёс и заднем крыле. Высота руля и седла регулировалась с помощью быстродействующих зажимов.

Работы со старыми Салютами

Ремонт старого велосипеда

У большинства наших соотечественников в гараже завалялся какой-то старый велосипед, который все время хочется привести в порядок через капитальный ремонт. Давайте попробуем разобраться, как же собрать хороший байк из союзного байка Салют.

Начнем с колес

Резина — это первый материал, который приходит в непригодность. Даже если с виду она внушает доверие, поверьте, первый нормальный скачек быстро развеет ваше оптимистическое настроение. Всю резину желательно заменить на новую, так как это станет основой нормальной, а главное — безопасной езды.

Обода и спицы

Кстати, рекомендуем:

Подшипники

Наверняка, они все уже заржавели. Чтобы исправить эту мелочь, следует разобрать узел, собрать все шарики и отмочить их в керосине, использовать жидкость, применяющуюся в ремонте машин WD40.

Шатуны на клиньях

Вспомните свое детство, в котором очень часто приходилось ездить с шатающейся педалью. Это происходило по причине своеобразного крепления, в основе которого использовались клинья, имеющие свойства расшатываться. Благо, сейчас не используются подобные узлы. Если этот узел в порядке, следует просто хорошенько очистить его и вставить заново.

Обязательно вымочите цепь в керосине и обработайте ее наждачной бумагой, а после всего этого — обильно смажьте маслом, дайте впитаться и устраните излишки. Эти простые действия позволят не только устранить скрип, но и улучшить скоростные показатели байка.

Этот элемент на данном велосипеде вечный, если, конечно, не попадал в непредсказуемые аварийные ситуации.

Скорее всего, ремонт этого элемента ограничится покраской или сменой болтов крепления руля. Для этого проще всего использовать пульверизатор и обычную краску. При возникновении более серьезных проблем не обойтись без сварки, но в этом и вся прелесть подобных велосипедов: они поддаются ремонту.

Тоже довольно долговечный элемент, ремонт которого сводится к замене прорезиновых рукоятей или смазыванию подшипников в рулевом стакане.

Какой апгрейд Салюта можно сделать

Как и любой современный байк, «Салют» тоже поддается апгрейду. С чего начать? Для начала следует проверить седло. Оно точно будет требовать ремонта, который может ограничиться простой заменой пружинных элементов или более серьезными изменениями.

В детстве подобные элементы обшивали мехом или другим материалом, который мог улучшить комфорт. Можно сделать подобное или просто купить новое современное сидение, которое подойдет именно вам.

Обязательно замените старые крылья, которые уже давно морально устарели и, скорее всего, уже начали прогнивать. Сегодня продается большое количество легких моделей, которые не только качественно защищают от брызг, но и способны облегчить усилия во время движения за счет своего меньшего веса.

Можно придумать массу интересных идей, позволяющих украсить уже ваш обновленный советский велосипед Салют. Стоит лишь немного пофантазировать или вспомнить детство, когда с фантазией у нас никогда не было проблем.

Велосипед салют ссср

Сообщества › Взгляд в Прошлое › Блог › Знаменитые советские велосипеды

1. КАМА
Иметь «Каму» было невероятно круто. Этот велик был настоящим бестселлером. В конце 80-х он стоил сто рублей, что было не так уж мало, но за ним все равно выстраивались очереди. Ещё бы не выстраиваться — советские дети потому так хорошо и учились, что такие вещи как «Кама» покупались родителями в обмен на обещание приносить теперь только пятерки.

У «Камы» был очень современный и стильный профиль, она обладала массой достоинств. Во-первых, длинные втулки руля и сиденья позволяли сделать её настоящим «байком» (кроме того, велик «рос» вместе с хозяином). Во-вторых, у «Камы» не было горизонтальной рамы и колеса были небольшого диаметра, что серьезно увеличивало возможность погарцевать «на дыбах». В-третьих – выпускались складные «Камы».
Особым шиком было сделать на «Каме» хороший «обвес». Дефицит заводских тюнинговых деталей позволял развернуться фантазии. На руль и раму надевали шланги от противогазов, активно использовалась в тюнинге изолента в разных цветовых сочетаниях; велик обвешивался катафотами, на руль крепились зеркала; на колеса ставились «трещотки» из картона, а в колеса (чтобы можно было гонять по свалкам и закоулкам) вставлялись «колбасы», найденные на ближайшей стройке. Кто помнит – тот поймёт, о чём речь.
«Каму» обклеивали наклейками с гоночными машинами, на «сидушку» и ручки руля вешалась бахрома, а на спицы надевались детали из конструктора. И ещё: на крылья крепились брызговики из резины или линолеума.

2. УРАЛ
«Урал» — это нестареющая классика. Среди советских велосипедов – это диплодок. Неубиваемый, тяжелый, он на протяжении десятилетий служил советским людям верой и правдой. Он не боялся ничего: ни бездорожья, ни больших грузов. На нем перевозили канистры и дрова, доски и трубы.

На «Уралах», принайтовав связки удочек, катились на рыбалку рыбаки. На «Уралах» не форсили, их не обклевали наклейками и не обвешивали катафотами – не солидно. Зато на «Урале» была аптечка, ремонтный набор и насос, часто прямо на раму крепилось второе, пассажирское, сиденье.
Ребенку ездить на «Урале» было неудобно, но сноровка позволяла ездить под рамой, что тоже считалось особым шиком.
«Уралы» и сегодня успешно справляются с непростой обязанностью «дачного велика». Некоторые особо верные «ураловцы» уверены, что негоже русскому человеку покупать заграничные «байки», пока остается в живых хоть один «Урал», а он, как уже можно понять, вечен.

3. МОСКВА 80, позже ТАХИОН

«Москва-80» — это самый легендарный советский велосипед, хотя бы по той причине, что он так и остался легендой – прокатиться на нём посчастливилось немногим. История его показательна и даже поучительна. Когда в середине 70-х годов Москва получила право на проведение Олимпиады, сразу встал вопрос: на каких велосипедах будет соревноваться наша сборная? Задать вопрос и постановить, что необходимо создать отечественный спортивный велосипед – это одно, довести решение до дела – совсем другое.

В условиях дефицита времени велосипед всё же был создан. Для своего времени он был уникален: собранный по последнему слову техники, из высокопрочных и легких материалов (с применением титана), он весил всего 8 килограмм. Однако предстартовые испытания на велотрассах в Сочи выявили недостатки «Москвы-80», главным из которых было переоблегчение машины в ущерб надежности.
Катать домашнюю Олимпиаду на нем не рискнули, советские спортсмены выступали на проверенных велосипедах итальянской фирмы Colnago, а на «Москве-80» состязались в шоссейной гонке спортсмены из Камеруна. Всего было выпущено около 52-х велосипедов «М-80» для различных видов гонок на треке и шоссе и еще 20 рам с вилками в качестве запасных. С 81 года начался выпуск «»Тахиона». Причем ранние трековые Тахионы мало чем отличались от «Москва-80» большинство узлов оставались такими же, геометрия также мало изменилась.

По мере выпуска Тахион все дальше отходил от «Москва-80» т.к. совершенствовалась конструкция велосипедов непрерывно. Тахионы 1983 года имели уже все узлы собственной «тахионовской» конструкции и своеобразную геометрию.

4. ТУРИСТ
Шоссейные велосипеды – это «роллс-ройсы» советского велопрома. Самое главное отличие их от «простых смертных» великов заключалось, конечно, в наличии нескольких скоростей. В случае «Туриста» — четырех. Во время долгих поездок («Турист» был велосипедом, созданным именно для велопоходов) этот фактор играл решающую роль.

Владельцы шоссейников были небожителями, для детей возможность прокатиться хотя бы на раме «Туриста» признавалась за высшее благо. У «Туриста» в заводской комплектации был насос, подрамная сумка с инструментами (помните ключ «семейник»?), багажник. Некоторые экземпляры выходили с завода с фарой и чудом техники — динамо-машиной.
Также нужно сказать про спортивный эргономичный руль, в народе прозванный за свою форму «бараном». Благодаря его форме, можно было менять хват и давать спине заслуженный отдых. Кроме того, «Турист» был оборудован ручными тормозами, рычаги которых крепились всё на том же «баране». «Турист» был самым народным из всех спортивно-шоссейных советских велосипедов. Несмотря на отсутствие привычных сегодня амортизаторов – это была очень достойная и надежная машина.

5. ОРЛЁНОК
«Орленок» (по-литовски «Эрелюскас») был подростковым велосипедом, а значит – почти взрослым. Его покупка была своеобразной инициацией для советского ребенка, который прошёл стадию «Львонков» и «Школьников».

Немного изогнутая рама «Орленка» была будто специально создана для того, чтобы его удобно было заносить на плече по лестничным пролетам до своего этажа. Да-да, когда у тебя появлялся «Орлёнок» ты больше мог не рассчитывать на то, что старшие будут тебе помогать в деле доставки велика «в гараж».

Что отличало «Орленок» от детских велосипедов, так это то, что количество спиц, профиль обода, втулки и каретка были такие же, как на больших велосипедах, а потому владелец «Орленка» сразу вставал на более высокую ступеньку в дворовой иерархии. Ещё один момент: «Орленок», как и другие велосипеды, многие умельцы переделывали в мотовелосипеды, но это уже другая история.

6. ЗИЧ — 1
Что будет, если авиационный завод станет выпускать велосипеды? Получится великолепная модель, которую многие будут считать шедевром. Именно таким стал велосипед «ЗиЧ-1», выпускаемый бывшим авиационным заводом имени Чкалова.

та модель стала самой желанной для детишек 40-х годов. «ЗиЧ-1» был самым дорогим и самым технически совершенным велосипедом того времени. Такую дорогостоящую покупку могли позволить себе лишь представители интеллигенции, военные в высоких чинах, обеспеченные представители партноменклатуры. Велосипед, впервые увидевший свет в 1946 году, стал культовым, так как велолюбители считали его лучшим из всех моделей 30-70-х годов. «ЗиЧ-1» обладал своеобразным дизайном, который сразу же приглянулся покупателям. Помимо этого, у него была система переключения 3-х передач и ручные тормоза. Этот велосипед прекрасно подходил для тех людей, которые любили кататься в ночное время, так как у него была фара на переднем крыле и генератор электричества, предназначенный для питания фары.

7. СПУТНИК
Наверное, каждый слышал много раз о велосипеде под названием «Спутник». У многих был такой, а некоторые даже сохранили его на память о днях минувшей молодости. Он выпускался на Харьковском велосипедном заводе, откуда расходился по всей стране в 60-70-х годах прошлого века.

На велосипеде были установлены обода из дюралюминиевого проката. Но могли так же устанавливаться и стальные. Тормоза с симметричной тягой, усиленные педали, улучшенные переключатели скоростей — все это сделало «Спутник» одним из наиболее популярных велосипедов в стране. Кроме того, он считался мужским легкодорожным велосипедом. В комплекте с велосипедом шли разнообразные «бонусы», такие как: насос, звонок и сумка с комплектом инструментов. Установленный на «Спутнике» руль был спортивного типа, благодаря чему велосипед использовался не только для велопрогулок, но и для спортивных тренировок.

8. ШКОЛЬНИК
«Школьник» — самая популярная модель детских велосипедов в советские времена. Они выпускались на Горьковском велосипедном заводе производственного объединения «ГАЗ».

Этот завод начал свою работу еще в 1940 году, изначально являясь цехом Горьковского автозавода по производству «детских автомобилей» и их комплектующих. Во время Второй мировой войны завод был переквалифицирован на выпуск боевых мин. Но уже в 1956 году началось изготовление велосипеда «Школьник». Эта модель предназначалась для детей 10-11 лет, и поэтому пользовалась огромным спросом среди населения страны. Каждый ребенок, родители которого могли позволить себе купить ему такой велосипед, рассекал на нем с особой гордостью, и берег его как самое ценное сокровище в своей жизни. Наверное, благодаря такому отношению сохранилось множество экземпляров данной модели. Также «Школьник» продавался во многих странах социалистического лагеря. Велосипед выпускался по 1993 год. Ранние модели для мальчиков имели закрытую раму, хотя со временем от этой конструкции отказались. Задняя втулка велосипеда имела свободный ход, руль был высокий с увеличенным выносом, седло мягкое с жестким каркасом.

9. АИСТ ДЕСНА
Эта марка в свое время получила огромное распространение и невероятную популярность, что позволило ей продолжить существование и по сей день. Эти велосипеды запомнились любому человеку, чье детство пришлось не только на вторую половину прошлого столетия, но и на начало нынешнего столетия.

Марка «Аист» была создана в 1947 году. Уже в 1950 году был продан стотысячный велосипед. Простота конструкции, легкость в ремонте, удобство в обслуживании сделали велосипеды этой марки наиболее популярными среди веломашин подобного типа. На данный момент велосипеды этой марки производятся белорусским заводом «Аист».

Велосипед салют выпускаемый в СССР и его фото

Велосипед «Салют» является символом советской велосипедной индустрии. Этот двухколесный байк умеет складываться на две части, что явно облегчает транспортировку и делает его удобно туристической моделью. Сама конструкция рассматриваемого велосипеда напоминает «Каму». Главным отличием между ними являются увеличенные колеса второго.

Основные характеристики велосипеда «Салют»

Велосипед марки Салют .

Производитель данного популярного на просторах бывшего Советского Союза велосипеда закладывал в модель следующие характеристики:

  • складную раму, которая упрощала не только перемещение, но и хранение;
  • полный вес конструкции в пределах 15 килограмм;
  • модель комплектовалась двумя колесами диаметром 20 дюймов, который являлся наиболее оптимальным вариантом, как для подростков, так и взрослых велосипедистов;
  • основные элементы изготавливались из алюминиевого сплава;
  • велосипед комплектовался оцинкованным багажником, сигнальным звонком и тормозной ножкой;
  • модель могла двигаться в одном скоростном режиме, который зависел от прикладываемой силы велосипедиста.

Ремонт старого велосипеда: основные особенности

У большинства наших соотечественников на гараже завалялся какой-то старый велосипед, который все время хочется привести в порядок через капитальный ремонт. Давайте попробуем разобраться, как же собрать хороший байк из союзного байка «Салют».

  1. Начнем с колес. Резина — это первый материал, который приходит в непригодность. Даже если с виду она внушает доверие, поверьте, первый нормальный скачек быстро развеет ваше оптимистическое настроение. Всю резину желательно заменить на новую, так как это станет основой нормальной, а главное – безопасной езды.
  2. Обода и спицы. Ахиллесовой пятой данных велосипедов является «восьмерка» на колесах. Причину данного явления очень сложно объяснить, так как диаметр таких колес всего 20 дюймов. Если вы забыли, как исправить этот дефект, следует прочитать горы литературы, конечно, это шутка, нужно всего лишь поочередно подтягивать спицы в разных полюсах и обязательно положить защиту во внутреннюю часть обода, которая исключит прокол камеры.
  3. Подшипники. Наверняка, они все уже заржавели. Чтобы исправить эту мелочь, следует разобрать узел, собрать все шарики и отмочить их в керосине, использовать жидкость, применяющуюся в ремонте машин WD40.
  4. Шатуны на клиньях. Вспомните свое детство, в котором очень часто приходилось ездить с шатающейся педалью. Это происходило по причине своеобразного крепления, в основе которого использовались клинья, имеющие свойства расшатываться. Благо, сейчас не используются подобные узлы. Если этот узел в порядке, следует просто хорошенько очистить его и вставить заново.
  5. Цепь. Обязательно вымочите цепь в керосине и обработайте ее наждачной бумагой, а после всего этого — обильно смажьте маслом, дайте впитаться и устраните излишки. Эти простые действия позволят не только устранить скрип, но и улучшить скоростные показатели байка.
  6. Рама. Этот элемент на данном велосипеде вечный, если, конечно, не попадал в непредсказуемые аварийные ситуации. Скорее всего, ремонт этого элемента ограничится покраской или сменой болтов крепления руля. Для этого проще всего использовать пульверизатор и обычную краску. При возникновении более серьезных проблем не обойтись без сварки, но в этом и вся прелесть подобных велосипедов: они поддаются ремонту.
  7. Руль. Тоже довольно долговечный элемент, ремонт которого сводится к замене прорезиновых рукоятей или смазыванию подшипников в рулевом стакане.

Апгрейд старого «Салюта»

Как и любой современный байк, «Салют» тоже поддается апгрейду. С чего начать? Для начала следует проверить седло. Оно точно будет требовать ремонта, который может ограничиться простой заменой пружинных элементов или более серьезными изменениями. В детстве подобные элементы обшивали мехом или другим материалом, который мог улучшить комфорт. Можно сделать подобное или просто купить новое современное сидение, которое подойдет именно вам.

Обязательно замените старые крылья, которые уже давно морально устарели и, скорее всего, уже начали прогнивать. Сегодня продается большое количество легких моделей, которые не только качественно защищают от брызг, но и способны облегчить усилия во время движения за счет своего меньшего веса.

Можно придумать массу интересных идей, позволяющих украсить уже ваш обновленный советский «Салют». Стоит лишь немного пофантазировать или вспомнить детство, когда с фантазией у нас никогда не было проблем.

  • Велосипеды ХВЗ: испытанные временем и потребителями. Читать.
  • ХВЗ Турист — велосипед производства Харковского велосипедного завода.
  • Велосипеды Аист выпускаемые в СССР и современные модели. www.velosipedinfo.ru/velosiped-aist

Видео. Обзор складного велосипеда Салют

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Под рамой. Молодые удивятся, а некоторые ухмыльнутся 🙂 …

Даже уже и подзабыл как они выглядели то, велосипеды моего детства. Давайте посмотрим ТОП-10 самых популярных велосипедов СССР.

Я нашел два своих велика. А вы ?

1. Минский мотоциклетно-велосипедный завод

Велосипед Аист ММВЗ

Свою историю он ведет с 1945 года, а первые изделия этого белорусского завода поступили в продажу уже в 1947 году. Его оборудование было вывезено из Германии, поэтому велосипеды, а с 1951 года и мотоциклы (легендарный «Минск», который и поныне составляет производственный арсенал), отличались надежностью и долговечностью.

2. Харьковский велосипедный завод (ХВЗ)

Самый «непотопляемый» завод, сумевший выстоять и в тяжелые военные, и послевоенные, и в лихие 90-е годы. За счет талантливых конструкторов и инженеров, постоянно обновляющегося ассортимента и уже зарекомендовавших себя за долгие годы эксплуатации велосипедов, таких как «Турист», «Украина», сошедших с конвейера еще в 30-е годы, завод смог конкурировать с продукцией Китая, США и Европы.

3. Пензенский велосипедный завод им. М.В.Фрунзе (ПВЗ)

Завод с вековой историей, мощности которого большую часть времени были направлены на оборонную промышленность. Тем не менее долгие годы (пик производства приходится на начало 40-х и середину 50-х годов прошлого века) выпускал мотовелосипеды марки 16-В, модификации 16-В1 и 16-ВМ, на базе которых был разработан легкий мопед МВ-18 (1972-1975).

Велосипед дорожный для взрослых ЗИФ выпускался на Пензенском ПО “Завод имени Фрунзе”

4. Московский велосипедный завод (МВЗ)

Самый прославленный завод, на котором был разработан для спортивных соревнований гоночный велосипед «Москва-80». На нем объезжали свои треки участники олимпиады 1980 года в Москве. Конструкторами были учтены перегрузки, поэтому применялись колеса с ободьями из профилированных труб, сделанные из сверхпрочных сплавов, чтобы выдерживать езду по различным участкам дороги.

5. Авиационный завод имени Чкалова (ЗиЧ), Новосибирск

» src=»https://imgprx.livejournal.net/fc041872355501735534b47ed1fff849a6a61b78/_byVz0gXLIaVf54908I8oEChiMfuXLb4I3nP_82LbSLbnhv9uqRcfx0K6w2cUH0aEjF0CBKJ4RP2ZuhocZ7ufEM0VU8IN9lc9I2D-V_8KOhi5n6HqOUECx6ovUxupKXo» alt=»» w />

Шедевром отечественного «велопрома» бесспорно можно считать велосипед «ЗиЧ-1». Эта марка позиционировалась как самый технически оснащенный велосипед того времени. Этот велосипед мог похвастаться стальной рамой, подкрылками, механизмом переключения скоростей, багажником и спортивным рулем. Такие характеристики обеспечили «ЗиЧ-1» любовь профессионалов.

6. Завод имени Кирова

Выпускал велосипеды КВД, предназначенные для детей от 4-х до 8 лет. Для удобства и безопасности заводом-производителем предусматривались опорные ролики, что гарантировало устойчивость. Эти велосипеды стали прототипом всех современных велосипедов для детей.

7. Шяуляйский велосипедно-моторный завод Литовской ССР

Прославился тем, что долгие годы производил подростковый велосипед «Орленок» (на литовском «Эрелюкас») и велосипед для девочек «Ласточка» («Крегждуте»). По всем показателям эти «байки» были прочными, легко ремонтирующимся и оснащены дополнительно фарами, багажником, звонком, насосом и генератором питания.

8. Жуковский велосипедный завод

Этот велосипедный завод, находящийся в г. Жуковка Брянской области, изготавливал такую популярную марку велосипедов, как «Десна». Первоначально это был велосипед для взрослых с закрытой рамой, позже к модельному ряду добавился велосипед дорожный, складной — «Десна» 113-221. Вместо прямой рамы он имел изогнутую, а также колеса меньшего диаметра.

9.Пермский машиностроительный завод

Прогресс

Производил «рабочих лошадок» для жителей многих отдаленных сел страны, где мужской дорожный велосипед «Прогресс», велосипед для взрослых «Урал», складные велосипеды «Кама» и «Салют» оставались самым доступным видом транспорта.

10. Горьковский автомобильный завод

Горьковский завод, выпускающий велосипед «Школьник» для детей от 10 до 14 лет, на долгие годы сделал его полноправным хозяином многих улиц и дорог. «Школьник» имел специальные бугристые шины для прочной сцепки с любым покрытием – даже со скользким песком или глиной.

ну и пусть будет еще одиннадцатый завод не смотря на название статьи:

Складной велосипед для подростков ЛВЗ 172-121 “Эврика-2” выпускался на Львовском мопедном заводе. Особенностью этой модели была рама с шарнирами, складывающаяся в продольной плоскости и амортизатор передней вилки.

Велосипеды «Салют»: характеристики и модернизация

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Среди советских велосипедов найдется немного таких, которые отличаются компактностью и небольшим весом. Большинство не подходило для хранения в маленьких квартирах многоэтажек или для перевозки в общественных видах транспорта. Именно по этой причине складной «Салют» стал таким популярным. Благодаря мощной раме и уникальным колесам его одинаково полюбили жители городов и деревень.

Описание и история появления

Велосипед «Салют» выглядит как надежный складной двухколесный транспорт советского производства. Большинство представителей этой модели было выпущено в 1986 году.

Основное назначение такого велотранспорта – это комфортное перемещение по поверхностям различного типа.

Производителем «Салюта» являлся Пермский Моторный Завод, с конвейеров которого также вышли известные велосипеды под названием «Урал» и «Кама».

Довольно быстро компактный и легкий «Салют» стал пользоваться большим спросом среди населения страны. Помимо удобной рамы, седла, руля, транспорт был снабжен багажником, крыльями, а на некоторых вариациях был установлен передний ободной тормоз. Дворовые умельцы превращали этот простой велосипед в шедевры, используя изоленту, различные виды проволоки, кассетную ленту и другие подручные средства. Починка такого велотранспорта была дешевой и несложной, за что его популярность еще больше возросла.

Ездить на «Салюте» удобно как по асфальтированному покрытию, так и по грунтовым тропам, ведь плохие дороги не являлись для этой модели преградой. Завод представил такой велосипед как подростковый. Однако высокая проходимость и удобная ширина колес, позволяющая выдерживать существенные нагрузки, по достоинству была оценена не только детьми, а также мужчинами и женщинами разных возрастов. Еще одна особенность велосипеда этой модели заключена в том, что вес его относительно невелик.

Конструктивные особенности

Велосипедные рамы «Салюта» изготавливались из высокопрочного сплава стали, который показал себя как качественный материал. Стоит заметить, что есть разные конструктивные особенности рам.

  • Складная рама на шарнирах отличалась тем, что части конструкции были закреплены при помощи рукоятки или винта под ключ шестигранник. Складной вариант легко транспортировать и хранить даже в многоэтажках.
  • Универсальная рама в форме ромба являлась престижной. Особую популярность она приобрела у мужчин.
  • Разборная рама представляет собой две полурамы, имеющие жесткое соединение в пределах подседельной трубы. Такой вариант встречается довольно редко и теперь является раритетом.

Рулевые колонки на модели глубокие с регулируемым выносом. Ими удобно управлять, когда посадка ровная. Регулирование возможно как по высоте, так и по наклону рукояток. Вилка изготовлена из стали и имеет круглое сечение.

Сиденье на «Салюте» встречается двух типов: мягкое латексное и пружинное жесткое. Шток можно поднять до максимальной отметки.

Стоит отметить, что за счет ножного тормоза сидение приходится располагать ниже, чем удобный для велосипедиста уровень посадки. Это необходимо для безопасного торможения.

Обода на велосипедах этой модели одностенные и имеют 36 спиц. Размер колеса составляет 533х37 мм. Диаметр шины по современным стандартам в дюймах равен 20. Ранее такой параметр расценивался как детский, так как он создавал неудобства для взрослых.

Регулирование жесткости втулки осуществляется при помощи зажима в виде конуса. Его нужно послаблять или затягивать, используя подходящий ключ. Для фиксации настроек имеется наружная контргайка.

Общая масса полностью укомплектованного велосипеда составляет около 15 кг. Максимальный вес моделей составлял 15,5 кг.

В комплект входит стальной или хромированный багажник, простой сигнальный звонок, крылья. Скорость на модели была всего одна. Некоторые велосипеды «Салют» были оснащены ножкой-подставкой. Педали выполнены из металла, а их тип характеризуется как дорожный. В зависимости от года выпуска характеристики этой модели могут несколько отличаться.

Тонкости эксплуатации и обслуживания

«Салют» доказал свою надежность, прожив более 20 лет, при этом он продолжает радовать своих владельцев приятными поездками.

Чтобы велосипед оставался таким же долгие годы, достаточно соблюдать нехитрые правила по уходу за ним. Желательно делать это регулярно, тогда «железный конь» будет исправен. Накануне каждой поездки владельцы этой веломодели должны проверять тормоза и шины. Обязательно следует контролировать надежность соединения в местах резьбы.

Каждый сезон необходимо 2-3 раза перебирать и при необходимости смазывать детали. Колеса, перед тем как отправиться на длительное хранение, должны быть разобраны, а их функциональная система промыта с использованием керосина. После такой процедуры важно ее тщательно вытереть и нанести смазку (лучше всего нейтральную).

Хранить «Салют» необходимо в сухих помещениях, в которых отсутствуют резкие колебания температуры.

Находится на сохранение велотранспорт должен в подвешенном состоянии. Желательно, чтобы колеса оставались накачанными.

Регулярный ремонт позволит избежать множества неприятных сюрпризов. Практика показывает, что нужно постоянно следить за состоянием резины. Как только она стала непригодна, важно позаботиться о ее замене. Новая резина позволит безопасно передвигаться по всем видам дорог.

Важным моментом является такая проблема колес «Салюта», как «восьмерка». Избежать этого можно, если по очереди производить подтяжку спиц в разных направлениях. В этом случае во внутренней части обода должна быть защита, чтобы камеры не оказались проколотыми.

Подшипники могут время от времени покрываться ржавчиной. Это исправляется путем разбора узла, доставанием всех шариков и отмачиванием их в керосине. После этого их необходимо смазать составом WD40, который продается в автомагазинах.

Чтобы педали не шатались, необходимо уделять внимание шатунам на клиньях. Периодически они нуждаются в очистке. Если же они испорчены, то стоит поменять их на современные узлы. Периодически цепь необходимо вымачивать в керосине, обрабатывать наждачной бумагой, а затем смазывать маслом – это избавит велосипед от скрипов и позволит улучшить показатели по скорости. Раму необходимо периодически подкрашивать. Иногда нужно поменять болты, отвечающие за крепление. При тяжелых поломках раму можно подвергнуть даже сварке.

Руль прослужит довольно долго, если смазывать подшипники, которые находятся в рулевом стакане. Также при износе стоит производить замену прорезиненных рукояток.

Как можно усовершенствовать?

В настоящее время немало веломоделей «Салют» дожило до наших дней, при этом они стали еще лучше. Многие умельцы обновляют и усовершенствуют велосипеды, давая им новую жизнь.

Чаще всего модернизация начинается с замены колес.

Многие любители недовольны маленьким диаметром родных шин и предпочитают их заменить крупными вариантами с повышенной проходимостью. Нередко выбор останавливается на колесах диаметром 26 дюймов. Можно выбрать изделия со светоотражающей полосой и антипрокольным слоем из кевлара. Чтобы установить новые колеса, приходится раздвигать вилку и при помощи напильника делать места для крепления оси шире. Сзади все становится без проблем.

После установки новых колес следующее обновление напрашивается само собой: нужно сменить крылья. Старые лучше не оставлять, так как они будут близко к резине, да и удерживающие их перья из проволоки показывают себя с не лучшей стороны.

Лучше установить современные пластиковые крылья, подходящие под размер новых колес. Крепежи у них надежнее.

В случае регулярной транспортировки велосипеда в лифте, удобно в ходе тюнинга сразу укоротить заднее колесо. В таком случае при вертикальном положении транспортное средство будет занимать меньше места.

Самой интересной частью модернизации старой модели является установка планетарной втулки – достаточно три скорости. Тормоза можно оставить ножные или заменить на роллевые или дисковые. Однако установка последних потребует больших изменений в раме. Стоит заметить, что установка и настройка планетарной втулки своими руками не вызывает никаких затруднений – подробную инструкцию можно найти в интернете.

Конечно, для установки придется еще раз раздвигать перья рамы, а затем проверять ее геометрию. Однако даже вылезшие вследствие этого изменения других узлов того стоят. Важным моментом является количество зубьев на передней и задней звезде. Оптимальное соотношение – это один к двум. Желательно сразу поменять каретку и крепление шатунов под квадратное сечение.

Иногда может понадобиться укорачивание цепи при замене одной или обеих звезд.

В ходе обновлений стоит подумать и о руле. Самый простой способ – доварить на его концах небольшие вставки из металла. Их легко скрыть пластиковыми накладками. Сидение следует поменять на новое, которое будет удобнее. При этом желательно сменить и зажим на подседельном штыре, чтобы быстро регулировать высоту седла. Не лишним будет и замена багажника, а также установка новой подножки.

Еще одна деталь, которая чаще всего нуждается в замене – это педали. Современные варианты позволяют подобрать оптимальное изделие под собственные запросы. В результате таких несложных изменений можно получить отличный обновленный велосипед, поездки на котором подарят новые незабываемые ощущения.

Обзор велосипеда «Салют» смотрите далее.

Запчасти для советских велосипедов

Показ 1–32 из 66 товаров в категории

Подшипник рулевой колонки для советских велосипедов (Китай)

Звездочка для советской тормозной втулки

На выбор от 14 до 26 зубов

Ключ комбинированный 8/10/12/14/17

Шарики ГОСТ 3722-2014 диаметром 6.0 мм 50 штук ШХ-15

Звездочка советской тормозной втулки закаленная 16 зубьев

для втулок Торпедо, Eagle, Master

Шарики диаметром 4.0 мм 100 штук ГОСТ 3722-2014 ШХ15

Шарики диаметром 5.0 мм ШХ15 100 штук ГОСТ 3722-2014

Шарики ГОСТ 3722-81 диаметром 3.0 мм 100 штук ШХ-15

Рулевая колонка резьбовая для советских велосипедов

Резьбовая метрическая 26х1

Звездочка для наборной втулки Туриста

100 руб. – 120 руб.

На выбор 16, 24 или 28 зубов

Звездочка советской тормозной втулки закаленная 24 зуба

для втулок Торпедо, Eagle, Master

Шарики ГОСТ 3722-81 Ø 3.0-20 Ю 100 штук 95Х18Ш нержавейка

Подседельная труба 25,0х1,6х250 мм

сталь, толщина стенки 1.6 мм

Корпус тормозной втулки под спицу 3 мм

Ключ разборки трещотки ХВЗ

Чашки каретки NECO B882

Съемник трещотки ХВЗ

Корпус тормозной втулки под спицу 2 мм

Камера велосипедная 28″х1,75-2,125 A/V 35 мм

Камера для Салюта 24″х1 3/8″ автозолотник 35 мм

Каретка под клин на промподшипниках с резьбовыми чашками

Подседельная труба 25,0х1,6х350 мм

сталь, толщина стенки 1.6 мм

Эмблема ХВЗ на рулевую колонку

Съемник трещотки ХВЗ

Цепь одно-скоростная КМС Z410A 112 зв

1 скорость, 112 звеньев, замок в комплекте

Чашки каретки NECO B887W хром, с подшипниками

под широкую цепь

Подседельная труба 25,0х1,6х450 мм

сталь, толщина стенки 1.6 мм

Каретка под клин на Аист с резьбовым валом

Каретка на Аист, Салют, Минск под клин на промподшипниках

Цепь дорожная Прибалтика ГОСТ 30442-97

1 скорость, 112 звеньев, прочный замок в комплекте

Наши новости:

Нерабочие дни магазина в январе 2020.

В связи с переводом парка велосипедов на зарубежные комплектующие 70-х годов прошлого века готовим к продаже детали хорошей сохранности производства ХВЗ 60-х и 70-х лет выпуска

Колеса размером 16 дюймов обычно устанавливаются на детские велосипеды и комплектуются 20 или 28 спицами. Для взрослого это явно мало.

Предлагаем колесо с планетаркой для взрослого складного велосипеда с 36-ю спицами.

С 2016 года ПЭК требует данные паспорта получателя груза

Велозапчасти:
У нас находят:

Запчасти для советских велосипедов (производства СССР)

В Советском Союзе выпуском велосипедов занимались как профильные предприятия, так и заводы из смежных отраслей.

Производство дорожных велосипедов было организовано на всей территории бывшего СССР:

  • Минский мотоциклетно-велосипедный завод (выпускались «Минск» и «Аист»);
  • Харьковский велосипедный завод (выпускался «Украина»);
  • Шяуляйский велосипедно-моторный завод Литовской ССР (выпускался «Орленок»);
  • Жуковский велосипедный завод (выпускался «Десна»);
  • Пермский машиностроительный завод (выпускались «Урал», «Кама», «Салют»);
  • Горьковский автомобильный завод (выпускался «Школьник»).

В нашем магазине Вы можете купить запчасти для этих моделей.

Доставка в Москву осуществляется транспортной компанией СДЭК: запчасти для советских велосипедов, которые Вы купите в интернет-магазине, получите в точке выдачи в Москве уже на следующий день.

Велосипеды «Салют»: характеристики

Велосипеды «Салют»: характеристики

Велосипеды «Салют» представляют собой одну из самых популярных марок двухколесного транспорта отечественного производства по состоянию на конец прошлого века. Впрочем, такие модели не перестают пользоваться спросом и в наши времена. Ведь байки данной марки отличаются чрезвычайно надежной сборкой и продолжительным сроком службы.

Давайте рассмотрим основные эксплуатационные свойства, которыми обладают велосипеды «Салют».

Конструктивные особенности

велосипеды салют

Велосипеды популярной марки отличаются следующими параметрами:

  • рама – стальная, усиленная;
  • рулевая колонка – высокая с удлиненным, регулируемым по высоте выносом;
  • вилка – стальная, круглого сечения;
  • колеса – стальные обода с бортовыми шинами;
  • педали – металлические, дорожного типа;
  • тормоза – задние, ножные;
  • седло – металлическое, регулируемое по высоте с полужесткой седушкой;
  • система переключения скоростей отсутствует.

Тип рамы

Велосипеды «Салют» производились из качественного, высокопрочного стального сплава. На сегодняшний день пользователям доступно несколько вариантов конструкции:

  1. Велосипед «Салют» складной – рама обладает замком шарнирного типа. В моделях, выпущенных во времена СССР, части составной конструкции крепятся рукояткой либо винтом под шестигранник.
  2. Модель с универсальной рамой в прошлом считалась наиболее престижным вариантом, поскольку рама здесь отличается ромбовидной, чрезвычайно удобной формой для пользователей мужского пола.
  3. Велосипед с рамой разборного типа состоит из двух полурам, которые жестко соединяются в области подседельной трубы. Такие велосипеды «Салют» представляют собой крайне редкие, раритетные модели.

Велосипеды данной марки оснащены глубокими рулевыми колонками, удобными для управления при ровной посадке на транспорт. Регулировка здесь может производиться как наклоном ручек, так и по высоте.

Седло

Велосипеды данной марки имеют седла, представленные в виде мягкой латексной подушки либо жесткой пружинной покрышки. Максимальный уровень поднятия штока ограничивается специальной отметкой. Поскольку такие модели останавливаются путем давления на ножной тормоз, сиденье здесь принято размещать немного ниже требуемого велосипедистом посадочного уровня, что способствует безопасной остановке.

Колеса

Велосипеды марки «Салют» оснащены одностенными ободами с 36 спицами. Шины имеют параметры – 533×37 мм. По причине довольно скромных размеров колеса здесь не имеют ощутимого свободного хода. Жесткость втулки регулируется послаблением или подтягиванием конусного зажима с помощью ключа. Настройки фиксируются затяжкой наружной контргайки.

Обслуживание

велосипед салют складной

Насколько надежен «Салют» (велосипед)? Отзывы владельцев показывают, что модели данной марки нуждаются в регулярном уходе. Перед очередным выездом требуется проверка работоспособности тормозов, уровня давления в шинах, затяжки всех резьбовых соединений и узлов.

Переборку компонентов велосипеда и смазку деталей необходимо производить как минимум несколько раз в течение сезона. Прежде чем помещать двухколесное средство передвижения на длительное хранение, функциональные системы целесообразно промыть керосином, тщательно протереть отрезом сухой ткани, обработать нейтральной смазкой.

Велосипед «Салют» рекомендуется хранить в подвешенном состоянии с накачанными колесами. Оставлять транспорт на период межсезонья лучше в сухом помещении, где не предполагается резких перепадов температур.

Следуя таким нехитрым рекомендациям, можно избежать серьезных проблем при эксплуатации велосипеда и значительно продлить срок его службы.

Как покоряли «Салют». В 1971 году СССР пережил триумф и трагедию в космосе

Макет стыковки космического корабля «Союз-11» и научной станции «Салют-1».

19 апреля 1971 года была запущена первая в мире орбитальная станция «Салют-1».

Десятилетие первого полета человека в космос в СССР отметили новым достижением — запуском первой орбитальной станции. Тогда еще никто не знал, что этот проект станет столбовой дорогой в освоении космоса на десятилетия вперед. И первые шаги давались сложно и трагично.

«Эфирные поселения»

Идея орбитальных станций высказывалась еще теоретиком исследований космоса Константином Циолковским. «Эфирные поселения» в представлении ученого могли быть состоящими как из одного обитаемого отделения, так и из многочисленных модулей.

В работе «Исследование мировых пространств реактивными приборами» Циолковский писал: «Эти жилища и все принадлежности для них должны доставляться ракетами с Земли в сложенном (компактном) виде, раскладываться и собираться в эфире по прибытии на место». Практическая работа над проектами орбитальных станций началась вскоре после первых пилотируемых полетов человека в космос. В Советском Союзе поначалу дальше других продвинулось КБ Владимира Челомея, с середины 1960-х годов разрабатывавшее проект орбитальной станции военного назначения. Для вывода станции на орбиту была разработана тяжелая ракета УР-500, ныне более известная как «Протон».

Команда Челомея создала корпус станции, разработала принцип размещения отсеков и внутренней начинки станции, однако вопрос с двигательными системами, а также системами жизнеобеспечения решался медленно. Кроме того, в КБ разрабатывали свой транспортный пилотируемый корабль, и работы эти шли довольно медленно.

Космонавты готовятся к тренировке в условиях невесомости. 1960 г.

Поделись во имя Родины

ОКБ-1 Сергея Королева и ОКБ-52 Владимира Челомея, конечно, делали одно общее дело, но конкуренция между двумя «фирмами» была достаточно высока. И она только обострилась, когда в 1966 году место умершего Королева занял его бывший заместитель Василий Мишин.

Мишин, пользовавшийся покровительством секретаря ЦК КПСС Дмитрия Устинова, умудрился не попасть в опалу даже после того, как Советский Союз проиграл США «лунную гонку». Конструктор обещал правительству реванш, заявив, что первая обитаемая орбитальная станция будет советской. Добиться этого он собирался за счет использования корпусов станций, взятых у Челомея, на которые предполагалось поставить агрегаты, имевшиеся у ОКБ-1. Доставлять космонавтов на станцию планировалась при помощи корабля «Союз».

План Мишина был утвержден правительством, и Челомею, не испытывавшему от происходящего никакого восторга, пришлось подчиниться. Благодаря такому ходу удалось сэкономить время и опередить американцев, также разрабатывавших свою орбитальную станцию.

Эдвин Олдрин, снятый Нейлом Армстронгом.

Как «Заря» стала «Салютом»

Изначально «сборный проект» станции получил название «Заря». Более того, его даже успели написать на корпусе. Но тут вспомнили, что «Зарей» назвали первый китайский спутник. Перекрашивать аппарат не стали, но в официальных документах станцию называли уже «Салютом». Имя это, с прибавкой порядкового номера, носили все советские орбитальные станции, вплоть до «Мира» — как гражданские, так и военные.

19 апреля 1971 года ракета-носитель «Протон» вывела на орбиту станцию «Салют», она же ДОС-1, она же ««Изделие 17К», она же «изделие № 121».

Планировалось, что на первом «Салюте» будут проведены две долговременные экспедиции. В качестве первого экипажа станции с сентября 1970 года готовились Георгий Шонин, Алексей Елисеев и Николай Рукавишников. Но в феврале 1971 года шеф советских космонавтов Николай Каманин отстранил Шонина от подготовки. В результате из третьего экипажа в первый перевели опытного Владимира Шаталова. В прежний экипаж Шаталова к Владиславу Волкову и Виктору Пацаеву в качестве командира ввели Георгия Добровольского.

Члены экипажа космического корабля

Станция не пускает

23 апреля 1971 года к «Салюту» стартовал «Союз-10» с экипажем в составе Шаталова, Елисеева и Рукавишникова.

«Союз» добрался до станции произвел стыковку, однако создать герметичный переход между кораблем и «Салютом» не удалось. Все попытки решить проблему не имели успеха. Тогда Центр управления полетами отдал команду на расстыковку. Но и отпускать от себя «Союз» станция не хотела. Ситуация была близка к критической — последним вариантом оставался подрыв пиропатронов, что освободило бы «Союз» и позволило бы космонавтам вернуться на Землю. Но тогда станция была бы окончательно потеряна для пилотируемых полетов.

Тут свое слово сказал Рукавишников. Никто лучше него в отряде космонавтов не знал устройство станций и кораблей. Консультируясь с ЦУПом, космонавт поставил перемычки в блоке электроники, что позволило освободить «Союз-10». Когда экипаж приземлился, о неудаче официально решили не сообщать. Было объявлено, что первый полет стал экспериментальным и переходить на борт «Салюта» не планировали.

Николай Рукавишников, 1979 г.

Затемнение в легких

Новую попытку покорить «Салют» должен был предпринять экипаж в составе Алексея Леонова, Валерия Кубасова и Петра Колодина. Старт их экспедиции был назначен на 6 июня 1971 года.

На проводах на Байконур тарелка, которую на счастье бросил на землю Леонов, не разбилась. Неловкость замяли, но нехорошие предчувствия остались.

По традиции, на космодром летели два экипажа — основной и дублирующий. Дублерами были Добровольский, Волков и Пацаев. На Байконуре за три дня до старта у Валерия Кубасова врачи нашли затемнение в легких, которое они посчитали начальной стадией туберкулеза. Вердикт был категоричным: в полет отправиться не может. Государственная комиссия решала: что делать? Командир основного экипажа Алексей Леонов настаивал: если не может лететь Кубасов, то нужно заменить его на бортинженера-дублера Владислава Волкова. Большинство специалистов, однако, полагали: в таких условиях нужно заменять весь экипаж. Против частичной замены выступил и экипаж дублеров. Генерал Каманин в своих дневниках писал, что обстановка накалилась не на шутку. На традиционный предполетный митинг обычно отправлялись два экипажа. После того как комиссия утвердила замену и основным стал экипаж Добровольского, Валерий Кубасов заявил, что на митинг не поедет: «Я же не лечу, что мне там делать?» На митинге Кубасов все же появился, но напряжение витало в воздухе. Уже позже выяснится, что то, что врачи приняли за туберкулез, окажется просто реакцией организма Кубасова на цветение растений. В космос он потом слетает еще дважды.

Экипаж космического корабля «Союз-11» (слева направо): командир корабля Георгий Добровольский, инженер-испытатель Виктор Пацаев и борт-инженер Владислав Волков на космодроме Байконур перед полётом.

«Если это совместимость, то что же такое несовместимость?»

6 июня 1971 года «Союз-11» с экипажем в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева успешно стартовал с Байконура. На сей раз «Салют» смилостивился: космонавты смогли состыковаться и перейти на борт станции. Первая в мире орбитальная станция начала работу в пилотируемом режиме.

Советские газеты сообщали о новом большом достижении отечественной космонавтики. Это действительно был успех, но давался он очень тяжело. Уже после посадки при изучении рабочих дневников экипажа нашли запись Добровольского: «Если это совместимость, то что же такое несовместимость?»

На 11-й день работы экспедиции на борту возник пожар и стоял вопрос об экстренном покидании станции, но экипажу все-таки удалось справиться с ситуацией. Генерал Каманин записал в своем дневнике: «В восемь утра Добровольский и Пацаев еще спали, на связь вышел Волков, который вчера, по докладу Быковского, нервничал больше всех и слишком много “якал” ( “ Я решил. ” , “ Я сделал. ” и тому подобное). От имени Мишина ему было передано указание: “ Все решает командир экипажа, выполняйте его распоряжения ” . На что Волков ответил: “ Мы все решаем экипажем. Мы сами разберемся, как нам быть ” ».

«Союз-11» на стартовой площадке.

Трагедия на финише

Несмотря на все проблемы, программа полета была выполнена полностью. Проведя в космосе более 23 суток, экипаж «Союза-11» побил рекорд продолжительности космического полета.

29 июня, когда «Союз» должен был расстыковаться со станцией, начались новые неприятности. Экипажу надо было закрыть переходный люк в спускаемом аппарате. Но транспарант “Люк открыт ” на панели пульта управления продолжал светиться. Несколько попыток открыть и закрыть люк ничего не дали. Космонавты находились в сильном напряжении. Земля посоветовала подложить кусочек изоляции под концевой выключатель датчика. Так неоднократно поступали во время испытаний. Люк вновь закрыли. К радости экипажа, транспарант погас. Сбросили давление в бытовом отсеке. По показаниям приборов убедились, что воздух из спускаемого аппарата не выходит и его герметичность в норме. После этого «Союз-11» успешно отстыковался от станции.

Последние переговоры экипажа с ЦУПом проходили в обычном режиме, ни о каких новых проблемах космонавты не сообщали. «Союз-11» начал спуск с орбиты и вошел в плотные слои атмосферы, при прохождении которых связи с экипажем нет.

В 2:05 30 июня с командного пункта ВВС поступил доклад: «Экипажи самолета Ил-14 и вертолета Ми-8 видят корабль “Союз-11”, спускающийся на парашюте». В 2:17 спускаемый аппарат приземлился. Практически одновременно с ним сели четыре вертолета группы поиска. Еще в воздухе специалисты обратили внимание на то, что космонавты так и не вышли на связь. Ничего подобного раньше не было. Когда подбежали к спускаемому аппарату и открыли люк, поразились абсолютной тишине внутри корабля. Добровольский, Волков и Пацаев не подавали признаков жизни. Медики приступили к реанимационным мероприятиям, которые продолжались, говоря языком официальных документов, «до появления абсолютных признаков смерти».

Роковой клапан

Анализ записей автономного регистратора бортовых измерений «Мир», своеобразного «черного ящика» космического аппарата, показал: с момента разделения отсеков на высоте более 150 км давление в спускаемом аппарате стало резко снижаться и в течение 115 секунд упало до 50 миллиметров ртутного столба.

Эти показатели указывали на разрушение одного из вентиляционных клапанов, который предусмотрен на тот случай, если корабль совершит посадку на воду или приземлится люком вниз. Запас ресурсов системы жизнеобеспечения ограничен, и чтобы космонавты не испытывали нехватки кислорода, клапан «соединял» корабль с атмосферой. Он должен был сработать при посадке в штатном режиме только на высоте 4 км, но это произошло на высоте 150 км, в вакууме.

Судебно-медицинская экспертиза показала у членов экипажа следы кровоизлияния в мозг, кровь в легких, повреждения барабанных перепонок и выделение азота из крови. Эксперименты показали: в сложившихся условиях шансов на спасение у экипажа «Союза-11» практически не было, хотя космонавты боролись до конца.

Добровольский, Волков и Пацаев были похоронены в некрополе Кремлевской стены. Достоверно установить причину разрушения клапана так и не получилось, хотя рассматривалось большое количество версий, включая диверсию.

Леонид Брежнев и другие руководители партии и правительства несут урны с прахом погибших космонавтов Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева к месту погребения у Кремлевской стены. 2 июля 1971 года.

Без первого «Салюта» не было бы и МКС

Предполагалось, что после приземления экипажа Добровольского на орбиту отправится «Союз-12» с Алексеем Леоновым, Николаем Рукавишниковым и Петром Колодиным. Но после гибели трех космонавтов экспедицию отменили. В советской пилотируемой программе наступила пауза, растянувшаяся более чем на два года. Станция «Салют» поработала в беспилотном режиме до 11 октября 1971 года, когда он была сведена с орбиты по команде ЦУПа. Несгоревшие обломки упали в Тихий океан.

И все-таки, несмотря на все случившееся, «Салют-1» был большим шагом в освоении космоса, без которого не было и нынешней Международной космической станции (МКС).

Источники:

https://www.velodepo.ru/velosiped-salyut.php
https://infinity-terra.ru/poleznaya-informatsiya/velosiped-salyut-sssr
https://autogear.ru/article/228/331/velosipedyi-salyut-harakteristiki/
https://aif.ru/society/history/kak_pokoryali_salyut_v_1971_godu_sssr_perezhil_triumf_i_tragediyu_v_kosmose

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector