Велосипед зимой
Зима и велосипед – вещи совместимые! Можно не закрывать сезон зимой и катать круглый год. Это не только позволит сохранить форму, укрепить здоровье и выносливость, но и разнообразить досуг. Но, впрочем, статья посвящена не тому, что кататься зимой – это здорово. Статья посвящена тем, кто уже решился ездить зимой. Наши рекомендации помогут насладиться зимней ездой на велосипеде в полной мере.
Техника езды на велосипеде зимой
Первое, что вам нужно понять, это то, что техника зимней езды на велосипеде отличается от летней. Вы сильно зависите от дорожного покрытия. На вашем пути могут попадаться лед, снег (рыхлый или с настом), слякоть и лужи. Иногда ехать легко, иногда опасно, иногда сложно, иногда невозможно.
Зимой противопоказаны резкие повороты и резкое торможение. На льду вообще лучше не касаться тормозов и никак не наклонять велосипед, очень плавно поворачивать руль велосипеда. Зимой задействуются чаще низкие передачи, особенно при движении по сугробам.
На некоторых участках сложно разогнаться выше 7 км/ч. Зимой езда медленная и осторожная, поэтому приходится закладывать больше времени на привычный маршрут.
Во время езды передний переключатель, тросики и элементы трансмиссии могут забиваться жидкой грязью и талым снегом. Все это при минусовой температуре поверхности дороги замерзнет, переключение скоростей станет невозможным. Перед длительными стоянками нужно счищать грязь. Лучше в небольшой минус избегать оживленных автодорог, на них сосредоточена слякоть и грязь, в то время как сельские, лесные дороги и тротуары покрыты замерзшим снегом и льдом.
Остерегайтесь обочин дорог, там очищенный с дорог снег тает и снова замерзает, образуя жесткую смесь дорожной грязи и льда. Заезжать на такие участки очень опасно, ведь неровности сложно разглядеть, а из-за них можно вылететь под колеса автомобиля. Лучше ездить по тротуарам, а за пределами города – по асфальту возле опасных обочин. Если вас обгоняет машина, не съезжайте на обочину во избежание скольжения на льду. При гололеде от поездок по проезжей части лучше отказаться. По ПДД запрещено движение на велосипеде в гололедицу и снегопад.
Не бойтесь падать. Очень сложно откатавшись зиму на велосипеде, ни разу не упасть. Падения для многих велосипедистов становятся привычными и даже ежедневными. При небольшой скорости падения в одежде и перчатках проходят без каких-либо последствий. Важно научиться выравнивать равновесие при возможном падении, выпрыгивать с велосипеда при невозможности выровнять равновесие либо соскальзывая, плавно ложиться на лед.
Зимой светлое время суток очень короткое, поэтому при каждом выезде проверяйте наличие заряженных фонарей красного заднего и переднего белого света. Хорошая видимость – залог безопасности.
Как только поездите зимой пару дней, прочувствуете все особенности зимней езды, быстро приобретете необходимые навыки. Возможно, первое неудачное падение сбавит желание ездить зимой, но не сдавайтесь, вскоре вас ничего не будет страшить.
Подготовка велосипеда
Если вы не заканчиваете велосезон с приходом заморозков, лучше хранить велосипед в прохладном месте – в гараже, на закрытом не утепленном балконе, на закрытой лестничной площадке. Так можно избежать многих проблем, возникающих при резком перемещении велосипеда из холода в тепло.
Езда на велосипеде зимой негативно сказывается на всех элементах ходовой части велосипеда. Особенно разрушительна соль, которой посыпают дороги. С этим не сложно мириться, мы подскажем как избежать лишних затрат.
Чем меньше на зимнем велосипеде различных частей и подвижных узлов, тем дешевле и проще пройдет ваша велозима.
Поэтому для зимней езды нужно выбирать простые велосипеды, без амортизаторов. Если у вас велосипед с дорогой навеской, лучше приобрести б/у детали более низкого класса для зимней езды, либо установить на велосипед свои старые сношенные детали, что еще функционируют.
Нужно поставить жесткую ригидную вилку либо установить вилку более низкого класса, которую будет не жалко. Также можно поставить старую трансмиссию (звезды и цепь).
Если вы решили ездить на велосипеде с дорогой навеской, которую жалко, то не ленитесь ее чистить и протирать до суха после каждой поездки. Регулярно чистите цепь и смазывайте механизмы по мере необходимости. Смазку для цепи выбирайте более густую, так она дольше будет вымываться из звеньев.
Дисковые тормоза предпочтительнее в зимних условиях. Стандартные ободные тормоза плохо останавливают велосипед, будучи мокрыми и обледенелыми. При этом они «съедают» обода колес.
Счищайте с тормозных дисков и ободов колес снег и следите, чтобы они были сухими и чистыми во время хранения велосипеда между поездками.
В период слякоти важно устанавливать крылья на велосипед, чтобы чувствовать себя комфортно.
Нужно ли шипованные покрышки для велосипеда зимой?
Использование зимней резины обязательно для автомобилистов, но нужна ли она велосипедисту – решает каждый сам для себя.
Зимняя резина шипованная – оснащена металлическими шипами, равноудаленными друг от друга. Бывает 2-5 рядной. На такой резине можно без проблем ездить по льду и снегу.
Не стоит заблуждаться, что использование шипованной резины предотвратит падения райдера, она просто снижает риск падения и облегчает маневренность. Вы все равно будете падать на льду, просто реже или при других обстоятельствах, чем раньше.
Выбор между шипованной и обычной резиной зависит от предстоящих маршрутов:
- При езде по чистому льду (по ледяной поверхности озер и рек) без 4-5-рядной шипованной резины сложно обойтись, иначе колеса будут иметь плохой контакт с поверхностью льда, и легкий боковой ветерок сможет повалить вас.
- При движении по городу и за его пределами без шипованных покрышек можно обойтись. Просто приноровиться плавно поворачивать, очень плавно тормозить, объезжать опасные участки, научиться безопасно падать.
Всего пару дней-недель за зиму шипованные покрышки в городе – необходимость. Это период, когда поверхность дороги покрыта льдом: днем держится плюсовая температура, а ночью подмораживает. Сложно ехать с утра, а к обеду снова безопасно. Бывает, что ледяная корка держится пару дней, не тает, не присыпается снегом, ее не отбивают и не посыпают. В опасный гололед лучше воздержаться от поездок на велосипеде.
Двигаться на шипованной резине вне льда труднее, чем с простыми покрышками: меньше накат и велосипед тяжелее. Кроме того, шипы стачиваются об поверхность асфальта и плитки. Получается, что идеальным было бы ехать по утрам, а также в гололед на шипованной резине, а после обеда и в другие дни – на простой. Находить время на частую перебортировку колес – не веселая задача, поэтому многие велосипедисты выбирают что-то одно: проездить всю зиму на простых покрышках или шипованных.
Какую бы резину вы не выбрали, убедитесь, что ваши покрышки обеспечивают хорошее сцепление с поверхностью. Если вы не довольны работай шипованных покрышек, можно попробовать уменьшить давление в камерах колес. Из-за пониженного давления в камере, пятно контакта покрышки с дорогой увеличится и захватит больше рядов шипов.
Зимнюю резину для велосипеда не обязательно покупать, ее можно сделать самостоятельно. Почитайте статью «Шипованные покрышки для велосипеда своими руками».
Зимняя одежда для езды на велосипеде
Среди велосипедистов, не боящихся зимы, популярна поговорка: «Не бывает плохой погоды, бывает плохая одежда».
При выборе одежды для длительной зимней прогулки на велосипеде нужно соблюдать важные правила. Во-первых, нельзя одеваться очень тепло. Именно здесь многие новички допускают ошибку. Оденетесь слишком тепло и начнете потеть, пропитанная потом одежда будет плохо сохранять тепло тела, вы замерзнете. Нужно одеваться так, чтобы чувствовать прохладу в первое время движения. Вскоре вы разогреетесь и тепловой баланс будет достигнут. При длительных стоянках обязательно накидывайте на себя теплую одежду, потому что стремительно будете остывать.
Во-вторых, нужно соблюдать принцип многослойности. Несколько тонких слоев одежды лучше, чем один толстый. Использование принципа несколько слоев в одежде дает наибольшую гибкость и позволяет комфортно чувствовать себя во время всей велопрогулки.
Нижний слой одежды должен оставаться сухим. С этой задачей отлично справляется термобелье из 100% синтетики. Термобелье из натуральных материалов будет впитывать влагу, что приведет к более скорому замерзанию. Подробнее про свойства и использование термобелья можно почитать в статье: «Как выбрать термобелье?».
В качестве среднего, утепляющего слоя удобно использовать одежду из флиса. Флис сохраняет тепло, отводит влагу, быстро сохнет, греет, будучи мокрым. Почитать подробнее о материале флис можно в статье «Флис – все о ткани». Как правило даже в сильные морозы не возникает необходимости в теплой куртке при движении на велосипеде. Вместо этого используется несколько слоев одежды из флиса.
Наружный слой одежды ветро- и влагозащитный. Для зимы хорошо подходит одежда из мембранной ткани. Если вы готовы потратиться на зимнюю экипировку, обратите внимание на такие дорогие и качественные материалы, как Gore-Tex, Windstopper и прочие.
Полный комплект для зимней езды следующий: термобелье + флис (его аналоги) + ветрозащитная куртка
Важна конструкция верхней одежды:
- наличие световозвращающих элементов
- удлиненная спина, лучше со специальной юбкой сзади, при опускании которой куртка полностью закрывает попу
- удлиненные рукава, чтобы закрывали запястья при вытягивании рук. Оптимально, чтобы степень прилегания манжетов рукава регулировалась
- вентиляция на подмышках (на спине зимой не нужна)
- регулируемый капюшон, чтобы при повороте головы не нарушался обзор
Держите голову в тепле – через нее остывает все тело, использовать головной убор нужно обязательно. Это может быть бафф или подшлемник, или теплая шапка. В морозные влажные и ветреные дни нужно закрывать лицо маской или балаклавой. Это не только согреет лицо и защитит от обветривания, но и предотвратит появление более серьезных повреждений кожи от воздействия мороза и ветра. Для велоезды лучше подходят не шарфы, а баффы, оптимально – флисовые.
Зимой часто используются очки, ведь сильные ветра – привычное дело. Лучше выбирать горнолыжные маски и прочие очки с прокладкой из поролона. такая прокладка изолирует лицо от оправы очков. Так же немаловажно, что бы очки не запотевали при интенсивных нагрузках. Для этого в очках предусмотрена вентиляция.
Перчатки зимой обязательны. Даже при сильных морозах в горнолыжных или пуховых варежках будет жарко. Предпочтение следует отдавать более легким моделям, например, флисовым. Оптимально брать на прогулку несколько пар перчаток: толстые-теплые и рукавицы полегче.
Удобны для езды на велосипеде рукавицы, напоминающие клешни лобстера. Они имеют три пальца: один для большого пальца и два отдела для остальных. В зависимости от конструкции монеток, указательный палец должен быть отделен от остальных или в каждом отделе перчаток располагаться по два пальца. В трехпалых перчатках руки остаются в тепле, при этом нужные пальцы сохраняют высокую подвижность. Помимо сохранения тепла, перчатки должны защищать руки от ветра в ветреную погоду. С этой задачей справляются перчатки из более дорогих материалов, либо наверх обычных тонких перчаток надеваются верхонки. Благодаря верхонкам на рукавицы можно комфортно чувствовать себя при переменной погоде, в зависимости от внешних условий снять лишний слой или утеплиться.
Кроме того, существуют специальные рукавицы на руль велосипеда. Они зафиксированы на руле, не мешают переключению передач и нажатию тормозных ручек, руки продеваются внутрь рукавиц и защищены от всех неблагоприятных условий.
На обуви экономить нельзя. Нужно выбирать качественные ботинки с нескользящей рельефной подошвой. Дорогая обувь идет с гортексом, ноги в ней хорошо дышат. Оптимально, чтобы обувь была на размер больше. Так ботинки можно будет одеть в теплых носках.
Для недлительных поездок подходят несколько тонких носков. Для длительных поездок лучше флисовые носки.
Кроме утепления ног изнутри, их можно утеплять снаружи. Для этих целей использую утепленные бахилы. Особенно актуальны велобахилы при езде в контактной обуви не по сезону.
Защитят ботинки от попадания в них снега гамаши.
Питание во время зимней езды на велосипеде
Зимой очень важно сытно питаться и часто потреблять жидкость.
Из-за низкой температуры может показаться, что вы не обезвожены. Не забывайте, что при нагрузке вы теряете много жидкости и ее количество нужно восстанавливать. Поэтому даже если не хочется, регулярно пейте воду.
Обычно при температуре до минус шести градусов можно возить бутылку с водой. Вода при большем минусе начинает замерзать, поэтому лучше брать с собой хороший термос.
Питание имеет ключевое значение. От еды зависит количество энергии и выделяемого тепла телом. Без должного питания вы не сможете согреться. Обязательно регулярно и достаточно сытно питайтесь, зимой нужно ощутимо больше еды, чем для аналогичной поездки летом.
Наши рекомендации подходят к концу. Если вам понравится кататься на велосипеде зимой, можно попробовать съездить в зимний велопоход. Почитать про особенности подготовки к зимнему путешествию можно в статье: «Велопоход зимой: особенности».
Техническое обеспечение велосипеда после зимы
Велопрогулка – это настоящее наслаждение, которое любят себе дарить музыканты, актёры, художники, поэты, писатели да и обычные люди. Наверное, только во время езды на велосипеде можно вкушать свободу и радость движения.
- Содержание статьи:
Некоторые любители велосипедных прогулок не могут отказать себе в наслаждении покататься на байке даже зимой. Если приобрести специальные зимние велопокрышки, то можно и на протяжении зимних месяцев не расставаться с любимым другом и применять его по назначению.
Однако, честно говоря, не каждый согласится быть таким экстремалом. Зачастую, когда начинается холодный, дождливый сезон, люди прячут свои велосипеды, чтобы только с наступлением тепла снова сесть за руль.
Всё это, конечно, хорошо, но единственная неприятная вещь, способная испортить настроение во время велопрогулок, это повреждение железного друга.
Правильная подготовка железного друга к сезону
Чтобы миновать подобные неприятности велосипеды после зимы обязательно осматривают. В идеале, если Вы обошлись без технического обслуживания двухколёсного коня в осенний период, то не отказывайтесь от данной процедуры весной. Тем не менее, осмотреть транспорт и слегка подремонтировать его вполне возможно и дома.
Веломастера утверждают, что если перед зимой хозяин велосипеда правильно его законсервировал, то по пришествию весны с ним тоже ничего плохого случиться не должно. Подкрутка некоторых деталей – это совсем не проблема. Но, невзирая на это, чтобы создать себе условия для безопасной езды, следует полностью осмотреть двухколёсную машину.
Немаловажные нюансы:
- «Послушайте» цепь. Если Вы применяли качественную смазку, то в течение зимы она не сможет высохнуть. А если пришлось смазать цепь с помощью дешёвого средства (например, солидола или литола), то за зимний период смазка высохнет и понадобится повторная процедура. После этого покрутите педали. Во время прокрутки цепь не должна издавать скрипы. Помимо этого, чистятся звёзды.
- Накачайте колёса. Подкачка осуществляется до максимальных значений, указанных на покрышке. Чем лучше накачать колеса, тем легче оно катится и меньше возможности его проколоть.
- После вышеописанного проверьте каждое колесо на присутствие люфта. Колёса крутятся, пошатываются в разные стороны, чтобы не было никакого болтания. Зажмите переднее колесо между ногами и поравняйте его по отношению к рулю. Натяжка спиц велосипеда — завершающий этап проверки колеса.
- Очень важной процедурой является торможение. Сначала защёлкните велосипедные тормозные колодки (если Вы отпускали их перед началом зимнего сезона), после этого покрутите колёса. При задевании ободка тормозом следует вернуться к регулированию колёс. При исправности колодок нужно покрутить колесо и нажать на тормоз. Чересчур сильные либо слабые тормоза должны насторожить владельца велосипеда. Неисправность может зависеть от затяжки тросов, тормозных колодок. А ещё может вытекать тормозная жидкость. Не забудьте проконтролировать затянутость болтов и обратить внимание не скрипят ли тормоза при торможении.
- Стоит убедиться в том, что велоруль (и колёса тоже) ходит плавно, и в нём нет люфтов. Проверкой послужит его прокручивание в правую и левую стороны. При наличии шатания затягиваются болты, чтобы от него избавиться.
- Проверьте затянутость педалей и шатунов на валу. Узлы максимально затягиваются. Если затянуть слабо, то во время поездки на железном коне из-за непрерывных оборотов велосипедные педали могут отпасть.
- В самом конце стоит проверить работу переключателей скоростей. Но не забудьте перед такой проверкой смазать цепь. Если она сухая, то переключение будет очень тугим. Если переключатели не функционируют как положено, надо тут же обращаться к веломастеру.
Неисправность, с которой необходимо обратиться в веломастерские
- Когда стираются тормозные колодки.
- Наличие «восьмёрки» колеса (во время езды колёса болтаются из стороны в сторону).
- Некорректная работа переключателей (при нажатии на них слышно хруст, а самого переключения не происходит).
- Болтание руля (при нажатии переднего тормоза велосипед тормозит рывками. Такая реакция свидетельствует о наличии люфта рулевой колодки).
alt=»Исправление восьмерки на велосипеде» width=»115″ height=»115″ />Как исправить восьмерку на колесе велосипеда. Узнать.
Профессионалы советуют:если при первом осмотре Вы не выявили каких-либо неполадок, но во время езды что-то неправильно функционирует, лучше обратиться к мастерам. Сам владелец стального коня не всегда может сам его отремонтировать в домашних условиях.
Словом, у велосипеда имеется не столь много узлов, с которыми могут случаться поломки. Чаще всего веловладельцам приходится сталкиваться с неправильной работой переключателей, подтиранием тормоза (при езде слышно звук «чух-чух») и «восьмёркой» колеса. Не менее опасными для велосипеда считаются различные люфты.
Если присутствуют люфты рулевой или колеса, а веловладелец игнорирует такие поломки и ездит дальше, то вскоре могут разбиться подшипники, посадочное место подшипников и придётся поспешить с заменой каретки, рулевой, втулки.
Места хранения байков зимой и самые распространённые проблемы с велосипедами
В большинстве случаев хозяева отправляют это транспортное средство на зиму туда, где оно не сможет никому помешать. Потому очень часто велосипеды стоят на балконах, в гаражах и сараях. Самые везучие байки оставляются в квартире.
С какими велосипедными болезнями приходится сталкиваться, если оставить транспорт под воздействием снега, дождя и мороза?
- Каждая металлическая деталь двухколёсной машины может пострадать от ржавчины. Со временем с ней трудно будет распрощаться. Таким образом, срок годности велосипеда постепенно придёт к концу.
- Резина на колёсах тоже боится резких перепадов температуры. Зимние морозы (даже если нет перепадов) также негативно влияют на её состояние. Из-за описанных факторов резина лишается своей природной эластичности, и на ней появляются трещины.
Какой должна быть зимовка велосипеда
Оказывается, что важно не только определить состояние транспортного средства перед сезоном, но и обеспечить ему правильную зимовку.
- Выберите место хранения. На Вашем железном друге могут отрицательно сказаться такие факторы как солнце, влага и мороз. По этой причине хранение велосипеда на балконе в холодное время года категорически запрещено. Для велосипеда необходимо сухое помещение, отсутствие холода и солнечных лучей. Можно оставлять цепного коня в чулане или гараже. И так аж пока не настанут первые тёплые дни. Никому не хочется иметь ржавый велосипед, у которого потрескалась и облезла краска на раме.
- Устройте байку консервацию. Во-первых, протрите все детали транспорта с помощью влажной тряпки. Смажьте его каждое уязвимое место, особенно цепь. Для этого есть специальная машинка. А ещё, если машинки у Вас нет, можно воспользоваться небольшой щёткой. Обработайте цепь, взяв машинное масло или специальную полимерную тефлоновую смазку. Чистая смазанная цепь снимается с транспортного средства и прячется до наступления весенних дней. Помимо данной важной детали, стоит почистить и смазать каждую звезду скорости и тросики для велосипеда. Передний, а также задний переключатели передач ставятся на маленькие звёздочки.
- Попытайтесь защитить краску и седло. Кожаное седло смазывается жиро-восковой мазью (для пластикового подойдёт протирание обычной тряпкой). Кстати, его также лучше держать по отдельности от всего велосипеда. Для надёжной защиты краски и лака, покрывающих раму изделия, используйте полироль на основе воска. Если Вы собираетесь оставить байк на зиму в своём жилище, можно нанести только один тонкий слой. Если планируете хранить велосипед в гараже, то делайте слой потолще.
- Позаботьтесь о колёсах. Байк можно хранить на колёсах или сняв их. Как же избежать потенциальную деформацию обода? Если подвесить велосипед за раму, шины накачиваются не до максимальных пределов. В том случае, если байку придётся стоять всё время на колёсах, то их нужно накачать полностью. Однако всё-таки идеальным вариантом является снятие колёс с велосипеда, чтобы хранить их отдельно.
На самом деле, если у байка отсутствуют какие-либо серьёзные поломки, то уход в таком случае не составляет никакой проблемы или трудности. Следуя простым рекомендациям, описанным выше, можно сделать так, чтобы велосипед служил своему владельцу ещё на протяжении многих лет. Поэтому ухаживайте за своим стальным другом согласно правилам, и за это он всегда будет Вас радовать своим превосходным техническим состоянием.
Стойка или крепление велосипеда для хранения или ремонта его дома.
На складном велосипеде зимой
На складном велосипеде я езжу круглый год. Помимо того, что я просто очень люблю велосипед, складник — это мой рабочий транспорт, в котором объединена идея спорта и удобства. Велосипед позволяет держать форму и не тратить деньги на дорогие фитнесс-клубы.
К тому же это хорошая экономия времени, ведь на работу вам все равно нужно каждый день. Хочешь- не хочешь, но встал и поехал! Многие велолюбители боятся кататься зимой, но на самом деле при правильном подходе к делу, это ничуть не менее безопасно, чем ходьба пешком. Скажу больше: на правильных покрышках шансов упасть зимой у вас гораздо меньше, чем на обычных ботинках.
Помимо быстрого и компактного сложения, у складных велосипедов с колесами 16-20-24 есть и еще одно важное преимущество: небольшая высота. Проще говоря, в условиях скользких поверхностей контролировать ситуацию на складнике проще, а падать — приятнее и безопасней.
Вот, как выглядят мои складные велосипеды — хромолевый желтый Fnhon 20 (кастом), сделанный под летний и сухой сезоны, и зимний Лангту 24 KV 3.1 на планетарной «трешке»:
Что нужно для того, чтобы начать кататься на складном велосипеде зимой?
Мотивация. Без этого никуда. У меня все началось с обычной лени. Говорят, так начинались все великие мужские идеи и изобретения!
Пешком ходить — это долго и нудно. «Почему бы не убыстрить этот процесс?» — подумал я и после недолгих поисков в интернете логически пришел к идее складного велосипеда.
Еще мне очень не хотелось толстеть, а пузо уже начинало проклёвываться через стройный рельеф моих (так-то потрясающих) мышц. И вообще постоянные физические нагрузки очень полезны и удлиняют жизнь. Об этом справедливо не устает напоминать Геннадий Онищенко, например.
Дополнительной мотивацией было то, что я не люблю большие скопления людей. У меня начинает болеть голова и копиться агрессивное раздражение. Но и пробки я ненавижу не меньше, к тому же ездить в Москву на работу на личном авто сегодня просто очень дорого.
К сожалению, совсем обойтись без общественного транспорта (в моем случае это в 80% случаев электрички) я не могу. Но здесь можно «минимизировать риски», выбирая рейсы, где меньше народа. Летом и в сухой сезон я часто вообще обхожусь без ОТ, добираясь до работы из Подмосковья только на велосипеде.
- Кстати, на велосипеде «от двери и до двери» получается добираться примерно за тоже время, что и на электричке. Я засекал время — 1,30 минут, плюс-минус 5 минут. И в Москве ездить на складнике почти всюду получается быстрее и веселее
Вообще, столица не такая большая, какой иногда кажется пешеходам, да и автомобилистам, стоящим в пробках. К тому же складной велосипед дает невиданную свободу маневра! В любой момент вы можете «слиться» с маршрута, нырнув в метро и доехав, куда нужно (примечание: в час «пик» и без чехла такие эксперименты не работают).
Выбор велосипеда. Это очень большая и спорная тема, которая достойна отдельного поста. Вкратце скажу, что для зимы главный приоритет — надежность и простота, а отнюдь не скорость. Вот исходя из этого и нужно выбирать велосипед.
Моим первым велосипедом был Смит Тринити 20 на планетарной «трешке». Это тайваньский клон Dahon, ныне не существующий.
Но наиболее комфортным для меня вариантом зимнего велосипеда (а пробовал я много что), оказался складник с 24 колесами и планетарной втулкой с роллерным тормозом сзади.
Почему я остановился именно на таком варианте? Складной велосипед с колесами 24 дюйма в сложенном виде немногим больше, чем 20 вариант. При этом этот складник спокойно помещается в электричку и багажник автомобиля. Метро мне не нужно: не пользуюсь, но в чехле и не в час «пик» 24 велосипед перевозится без всяких проблем.
Что касается трансмиссии, классическая «перекидка» на складнике для зимы представляется мне плохим выбором. Дело в том, что грязь и реагенты со снегом — это не самое лучшая среда обитания для любого железа. На складнике расстояние до земли меньше, поэтому на цепь и петух летит вся «прелесть». Кроме того, «перекидку» постоянно приходится мыть и чистить.
Втулка и тормоза
Планетарная втулка лишена таких недостатков. Переключение происходит внутри, широкая цепь защищена и ее легко чистить. На «планетарке» переключение скоростей происходит даже в статичном положении, «с места». И втулка Shimano Nexus с 3 скоростями очень надежна и долговечна, а небольшого диапазона передач для зимы хватает с головой.
В качестве тормоза сзади я использую роллер, который практически не нуждается в обслуживании. Спереди стоит ви-брейк, но передним тормозом я зимой почти не пользуюсь (можно улететь в занос). Прекрасный вариант — дисковые тормоза, но моделей с такими рамами в России очень мало и они дороги.
Для высоких людей, по моему мнению, именно складники с колесами 24 дюйма являются оптимальными по сочетанию «комфорт передвижения и компактность». Однако всегда нужно учитывать свои индивидуальные ТТХ, потому что для людей небольшого и среднего роста очень удобны варианты 16 и 20 колес, как более компактные в перевозке.
Покрышки. Основная тема для зимних покатушек. Здесь нужно ориентироваться на маршруты катания. Я знаком с людьми, которые и на сликах всю зиму откатывали. Но повторять не советую: это грань, очень близкая к моргу.
В Москве во многих районах очень хорошо чистят асфальт, особенно ПЧ. Учитывая последние теплые зимы, многие обходятся без шипованных покрышек, выбирая широкую грязевую резину, хорошо работающую в снежной каше и на реагентах. Часто асфальт даже в разгар зимы на проезжей части настолько сухой, что на нем можно ездить безопасно и с приличной скоростью.
Однако во всех других случаях лучше надевать шиповку, которая подстрахует вас во всех сложных случаях. Я ставлю шипованую покрышку спереди, а сзади оставляю грязевую резину Continental Explorer 1.75 (предпочел бы шире, но на момент покупки не было). Компаунд резины с шипами по определению мягкий (маркировка 40-45а), таким же он должен быть и на зубастых покрышках. Хорошие отзывы о Schwalbe Black Jack, котоые выпускаются для 26, 20 и 24 колес
Давление в покрышках при гололеде нужно снижать, чтобы работали все «зубы». Это примерно 2-3 атм спереди, 3-3,5 атм сзади. Твердые летние покрышки, даже с большими редкими «зубами» ни в коем случае не годятся!
Если ваши маршруты в основном пролегают по загороду, то шиповку желательно ставить на оба колеса. Катание будет намного комфортным, потому что не нужно думать, как постоянно контролировать заносы.
Для складников 20 есть только одна условно качественная зимняя шиповка — SCHWALBE MARATHON WINTER. Такую же я использую на 24 колесах. Для экстрима не годится, но для города вполне сойдет.
Вилка. На складники как правило ставят жесткие вилки и для зимы это правильный вариант. Обслуживать ее не нужно, вес легкий, амортизация в холод все равно почти не работает. Вилка желательна стальная или карбон, эти материалы хорошо гасят вибрацию.
Экипировка. Я предпочитаю российскую одежду и обувь от туристических фирм, например Нова Тур, Сплав. Адекватные ценники, хорошее качество. Пусть модели выглядят неказисто, зато отлично защищают от холода.
Обувь и верхняя одежда
Обувь нужно покупать на 1-2 размера больше, чтобы влезли толстые носки. Огромной ошибкой будет покупка «размер в размер», чтобы пальцам ног не было достаточного пространства. Быстрое замерзание, а в случае долгих покатушек и обморожение ступни гарантировано!
Вниз лучше подложить войлочные или металлизированные толстые стельки. Перчатки (на сильный мороз можно варежки) также лучше выбирать на размер больше. Тогда в случае сильных морозов можно надеть дополнительные тонкие перчатки.
Я никогда не покупаю походные и горные ботинки, а также перчатки. Они не спасут в нормальный мороз. При езде на велосипеде работают абсолютно другие мышцы. Руки и пальцы ног находятся в статичном режиме, в частом соприкосновении с металлом и не получают достаточно тепла.
Вот почему наш выбор — это отдел охоты и рыбалки. Там лежит суровая, непритязательного вида одежда и обувь. Зато она рассчитана на долгие часы малоподвижного стояния при температуре до -30 с удочкой или ружьем. Как раз то, что нам и нужно!
Тело и голова
На тело я надеваю термобелье или футболку с длинным рукавом, сверху флиску, затем ветровку. При морозах с -10 уже становится актуальна легкая куртка. Дальнейшие температурные экстримы оценивайте самостоятельно, это дело очень индивидуальное.
Главное правило — в первые 7-10 минут вам должно быть немного холодно. Если одеться, как матрешка, скоро от вас будет валить пар, как от лошади и это мало того, что некомфортно, но и грозит простудой.
На голову я очень рекомендую балаклаву + вязаную шапку (шлем). На глаза — маску для сноуборда или визор для снегохода. Защита лица от холода очень эффективна! Очки для лыж в морозы совсем не выручают: дужки холодные, глаза потеют, глаза мерзнут.
В поездки с перерывами на посадку в теплый транспорт я беру запасную балаклаву, иногда сухой легкий свитер. Приезжаешь разгоряченный, пот течет ручьем, вещи хоть выжимай. Сменка очень не помешает!
Безопасность. Главное правило — скоростной режим в городе по сравнению с летом снижается на порядок. В парке и лесу можете гонять сколько угодно, там просто все шишки ваши, а не наезд автомобиля. Любые повороты мониторятся заранее и проходятся очень аккуратно. Особенно, если покрышка нешипованная!
Обязательно нужная хорошая мощная фара спереди с внешним аккумулятором, на этом экономить не нужно. Сзади достаточно яркой светодиодной мигалки. В любом случае без света в короткий зимний день выезжать нельзя, это очень опасно.
Что касается езды по дорогам, готового рецепта здесь нет. Иногда безопаснее ехать по чищенной и сухой ПЧ, чем гололедному асфальту. Но все зависит от обстановки. Если сбоку проезжей частью лежат горы реагентной обледенелой грязи, можно и нужно уходить на тротуар.
Здесь стесняться нечего, также как и слушать интернет-теоретиков, ратующих за ПДД. Это ваша жизнь и здоровье, поэтому выбирайте безопасные маршруты в каждом отдельном случае. «Тише едешь, дальше будешь» — сказано как будто специально для зимних велосипедных покатушек в городе.
В какую погоду можно кататься? В сущности, в любую, было бы желание и правильная экипировка. Я выезжал и до -30, но большого удовольствия не получил, честно говоря. В такой мороз после 30-40 минут покатушек не спасают самые лучшие и теплые вещи. У меня очень чувствительны пальцы ног, вечная проблема!
Но самая отвратительная погода — это мокрая оттепель с дождем. Тут все прелести — гололед, мокрый ветер, после которого мгновенно промерзают ноги и руки, плохая видимость. Если выезжать в такой трэш, лучше надевать неопреновые носки и перчатки. Все остальное от замерзания не спасает. А самое правильное — пропустить и пройтись пешком)).
Ну вот, вроде бы и все на сегодня. Надеюсь, вам поможет мой опыт катания в зимних условиях. Я не претендую на истину, у кого-то опыт может быть другим, поэтому в споры ввязываться не буду. Главное — это кататься! Всем бобра!
На велосипеде по снегу и льду: как я полюбил зиму
Зачем ездить на велосипеде зимой? Безопасно ли ездить по льду? Что надевать, чтобы не задубеть, и как ухаживать за велосипедом чтобы не менять все детали после зимнего сезона? На все эти вопросы я ответил себе буквально прошлой зимой, совершив предварительно максимальное число ошибок.
Зачем вообще ездить на велосипеде зимой?
Если вы активно катаетесь в летний сезон, а затем на полгода превращаетесь в пешехода и чувствуете себя не в своей тарелке — вы уже в зоне риска. Я поступал так же, и с каждым годом тоска по велосипеду брала свое, и вот я уже перестал убирать его подальше, чтобы при случае им воспользоваться.
Фото сделано в конце декабря 2015 года в Серебряном Бору, Москва: на улице порядка 3 градусов тепла, грязь подмерзла и можно ездить по лесу даже на тонких покрышках.
Помимо велокапризов были причины и более практичные. В какой-то момент я поселился довольно далеко от условной цивилизации (хоть и в Москве). Чтобы добраться до чего-то кроме условной «Пятерочки» нужно было пройти километр-другой в горку — по снегу, льду, песку, слякоти и реагентам. Это традиционное для зимы ухудшение проходимости способно отнять кучу времени у любого пешехода, даже если он не старик. Велосипед в такие моменты просто незаменим вне зависимости от возраста.
Еще одну причину я сформулировал после первой зимы: велосипед заставил меня по-другому посмотреть на некогда ненавистное время года.
Покрышки потолще: на чем я ездил
Долгое время все мои знания о зимнем катании ограничивались сюжетной аркой из сериала «Школа» Валерии Гай Германики. Там один из героев канючил у предков «зимний велосипед». Так я понял, что просто так зимой не покатаешься.
Уже потом, катаясь в летний сезон, я узнал, что такое поскользнуться на велосипеде. С самого начала я стал адептом тонких, шоссейных покрышек, молился на ровный асфальт и не собирался пересаживаться на что-то другое. Даже летом на таких можно навернуться от души (если мокрый асфальт, например). Зимой такую роскошь можно себе позволить в небольшой минус, когда сухо и нет осадков, или в уверенный плюс, даже когда они есть и не подмерзают. Но в классическую русскую зиму с метелями, гололедицами и прочими спецэффектами катание на тонких покрышках — занятие для особо смелых и умелых. А это не я! Но завершать сезон все равно не хотелось.
Мой велосипед
Обладая явной аллергией на толстые колеса и все что с ними связано — MTB, фэтбайки и прочее — я уже практически смирился с мыслью о том, что зимой меня ждет максимум велотренажер. Но тут мне совершенно случайно перепал такой велосипед: подержанный маунтин-байк Kona, какой можно приобрести в интернете за 15-20 тысяч рублей. Отказываться от такого шанса я не мог.
У «Коны» стояли колеса с достаточно мощным протектором, но не было шипов (если точнее — 26×2.25″). Гугл показывал мне фотографии покрышек с вкрученными в них саморезами, вот такие:
Фотография из интернета
Сначала я думал, что это такой велоюмор, пока не увидел на ютабе процесс изготовления — занятие, достойное мужика с канала Primitive Technology. На самом деле, при цене на хорошую шипованную резину в 5-7 тысяч рублей такое решение уже не кажется столь абсурдным. Но не для таких безруких, как я. Поэтому я просто решил забить болт на шипы и положился на толщину своих покрышек и достаточно глубокий протектор.
Человек-капуста: в чем я ездил
Сразу проясним: безусловно, кататься нужно в специальной велоодежде. В специализированных магазинах найдется тряпка с мембраной для любой части вашего тела. Например, для зимы до -15 твоему мужественному торсу достаточно термобелья, утепленной джерси и зимней велокуртки (7-10 т.р. за все). Но в первую зиму ничего этого у меня, разумеется, не было.
Для любых активностей на морозе я усвоил два правила: сначала главное не замерзнуть, потом — не вспотеть. Я легко мерзну и почти не потею («як мертвий», — как говорила моя тетя), поэтому на короткие расстояния до магазина ездил тупо в пуховике с минимальными апгрейдами в виде шарфа и перчаток — по кэжуалу! Если же выезжал на часы куда-то в лес, одевался как капуста — много слоев термобелья и пара тонких свитеров плюс легкая куртка.
Вместо разнообразных велошароваров и специальной велообуви за 10к я выбрал удобные и непродуваемые штаны, которые трудно/не жалко протереть на жопе, плюс утепленные лосины (абсолютный царизм). С обувью ситуация такая: в зависимости от материала педали вы фактически все время стоите на ледяном пластике и металле, плюс ногу обдувает и возможно, еще может чем-то облить. Что тут надевать (и выходить ли вообще из дома) — решать конечно же вам.
Два важных аксессуара — шлем и какое-нибудь решение для дыхания. С первым все понятно — он должен быть и летом; зимой, если у вас летний вариант, можно надеть под него легкую шапку. Респиратор нужен из-за специфики дыхания на велосипеде. Легкие работают намного активнее, холодный воздух залетает чаще и больше. Но как мне показалось, без респираторов и масок до -10 ситуация вполне терпимая, хотя я, безусловно, когда-нибудь еще пожалею о том как глотал морозный воздух в заснеженном утреннем лесу. С дыханием я так и не определился и до сих ограничиваюсь правилом не раскрывать лишний раз варежку. Помогает не только зимой.
Скользящий: как я ездил
В описанных выше раскладах я катался всю прошлую зиму. Ездил почти каждый день, по обочине в Москве или лесным тропам, но без фанатизма — до 15-20 километров. Проблемы начинались только в двух самых экстремальных состояниях нашей зимы — гололедицу и метель. У обеих есть градации. На толстой покрышке с глубоким протектором можно вполне уверенно ездить по легкой наледи, не боясь навернуться; по неглубокому снегу — вообще кайф. Через глубокие колеи грязного снега на дорогах, создаваемые автомобилями — почти без проблем.
Но в какой-то момент снега выпадает столько, что велосипед стоит в нем, как ложка в густом борще, и никуда не едет по естественным причинам. По льду велосипед ездит замечательно, главное в этот момент не дышать — ну и не обосраться. Два моих падения из двух были на льду — оба раза я оказывался на нем довольно неожиданно и не успевал сообразить, что сейчас не стоит поворачивать, тормозить и вообще что-то делать. На шипованной резине это правило не настолько жесткое, но даже с ней резко поворачивать и тормозить на льду не стоит.
В остальном это был полный царизм. Променады по ночному лесу после десятичасовых сидений перед монитором стали традицией — особенно круто, что зимой из-за снега видимость в лесу позволяет ездить почти когда угодно и где угодно без фонарей. По городу можно сгонять не только по магазинам, но и на встречу (если дресс-код не важен). Днем 31 декабря я по делам объездил почти с десяток мест от СВАО до центра Москвы — желаю удачи повторить такой трюк на автомобиле или общественном транспорте, не умерев от старости или горя.
Но самое главное — я перестал быть чужим на морозе. Всю жизнь зима мне казалась худшим временем года для жизни. Чтобы развеять темные чары, достаточно было найти подходящую зимнюю активность: точно так же в зиму влюбляются через сноуборд или лыжи. От бодрого педалирования организм согревался и излучал тепло. Холодный ветер приятно пощипывал лицо и обжигал легкие, но не сильно. Вся эта слякотная-солевая срань под ногами, в которой копошатся несчастные пешеходы всю зиму, теперь пролетала под колесами моего велика.
Чего мне это стоило
Такое!
За все это удовольствие надо платить. Не могу сказать, что подошел к эксплуатации велосипеда зимой совсем безответственно. Я хранил его в тепле, очищал от снега после каток и даже однажды смазал цепь, но этого было мало. И цепь, и задние звезды к весне заржавели и пришли в негодность, пришлось их менять. Тормоза издавали такой адский вой, словно рядом проносится электричка. Техосмотр по итогам зимы встал почти в половину стоимости велосипеда. Механики при упоминании о зимнем катании только поморщились и заявили, что после каждой зимней катки велосипед нужно мыть, иначе цепи и звезды превращаются в расходный материал. Особенно если катаешься по городу — где, как известно, не просто слякотное говно, а с примесями реагентов. А если не мыть — то весьма жестоко заморачиваться с уходом. Тут можно найти более цивильный гид по сохранению жизни велосипеду зимой — за вычетом постоянных предложений купить ту или иную смазку, он дает полное представление о масштабе работ, с которыми придется столкнуться.
Первый зимний велосезон доставил массу удовольствия и преподал столько же уроков. Прямо сейчас велосипед готов к новой зиме, но необходимые заморочки с уходом заставляют искать альтернативные варианты. Да и сам формат MTB все еще смущает. Толстые покрышки, тяжелые рамы, переключатели скоростей и более мелкие детали, в которые может забиваться снег и грязь, не хочется терпеть даже зимой. Опыт некоторых безумцев, практикующих зимнее катание на фиксах и прочих предельно простых аппаратах с тонкими колесами слишком уж манит. Но основной итог такой: велосипед зимой — круто. Всяко лучше, чем сидеть с ноября по апрель дома и натирать своего друга (да!) в ожидании сухой погоды.
Жду в комментариях ваши советы, рекомендации, проклятия и рассказы о своем опыте зимнего катания!
Источники:
https://malpa.by/article/192-ezda-na-velosipede-zimoj-kak-podgotovitsya.html
https://velosipedinfo.ru/tehnicheskoe-obespechenie-velosipeda-posle-zimyi
https://kniganew.ru/travel/velosiped/%D0%BD%D0%B0-%D1%81%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%BC-%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B5-%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B9/
https://disgustingmen.com/spokoyno-ya-sam/na-velosipede-po-ldu-i-snegu-kak-ya-perestal-nenavidet-zimu/