История развития велосипеда
С самого детства каждый из нас тем или иным образом имел дело с велосипедом. Кто-то вовсю гонял по двору, кто-то лишь мечтал о железном друге, кто-то просил покататься у друзей. В любом случае велосипед уже стал неотъемлемой частью нашей жизни, чем-то само собой разумеющимся. Даже сложно представить, что когда-то двухколесных средств передвижения совсем не было, и кому-то пришлось изобретать велосипед. В этой статье мы погрузимся в историю велосипеда и узнаем, кого же благодарить за столь полезное изобретение.
Зачем было изобретать велосипед
В основе каждого изобретения лежит идея отдельного человека или группы лиц, а в основе идеи – объективная причина необходимости появления нового изобретения. По мнению многих исследователей, одной из главных объективных причин изобретения велосипеда послужил голодный и холодный 1816 год, вошедший в мировую историю под названием «Год без лета».
В апреле 1815 года на индонезийском острове Сумбава (что недалеко от современного популярного курортного острова Бали) произошло мощнейшее извержение вулкана Тамбора, в результате которого погибло более 71 тысячи жителей, населявших многочисленные острова региона. Но неприятности на этом не закончились. Огромное количество вулканического пепла попало в атмосферу и в течение нескольких месяцев распространялось по ней, что в конце концов спровоцировало в 1816 году эффект вулканической зимы в северном полушарии.
Постоянные наводнения, многомесячные аномальные холода, непрестанные холодные ливни и даже снег посреди лета – все это почти полностью погубило урожай. Последствия извержения ощущались еще несколько лет. Особенно пострадали от погодных аномалий Западная Европа и Северная Америка. Как следствие, начался массовый падеж домашнего скота, страдавшего от недоедания. Поголовье лошадей также резко снизилось, что заставило срочно искать альтернативу этому способу передвижения.
Создание велосипеда
В самом начале 1818 года барон Карл Фридрих Кристиан Людвиг Драйс фон Зауерброн из немецкого города Карлсруэ запатентовал созданное годом ранее первое двухколесное самодвижущееся средство, послужившее праобразом современного велосипеда. Изобретатель назвал свое детище «Laufmaschine», что в переводе означало «машина для бега». Это изобретение очень напоминало современный велосипед, только без педалей и с деревянной рамой.
Машина для бега мгновенно стала популярной во всей Европе – многие английские и французские предприятия по производству карет начали выпускать новое модное средство передвижения. Но поскольку англичанам и французам немецкое слово «Laufmaschine» сильно резало слух, то машины для бега стали производить под названием «Дрезина» (если фамилию изобретателя Карла Драйса (Drais) прочитать на французский манер и добавить к нему суффикс -ine, означающий принадлежность, то получится Draisine, то есть, по-русски говоря, дрезина).
Интерес к дрезинам был настолько велик, а прибыли от их продаж были таковы, что уже в конце 1818 года британский коммерсант Денис Джонсон объявил о выпуске новой, усовершенствованной модели. Возникла небольшая заминка – потребовалось новое слово для обозначения усовершенствованной дрезины, дабы отличать старую модель от существенно переработанной новой (иначе это все равно что изобрести дирижабль и продолжать называть его старым словом «аэростат»).
Однако эта неловкая пауза длилась совсем недолго – французский изобретатель Жозеф Нисефор Ньепс, больше известный как первооткрыватель фотографии, предложил слово vélocipède «велосипед» практически сразу же после появления новой модели дрезины.
Французское слово «велосипед» образовано сложением двух латинских слов velox «быстрый» и pedis «ноги» (т.е. буквально «быстроног» или «быстроножник»). Обращение к латыни было не случайно – во-первых, латынь всегда была языком ученых мужей, а во-вторых, французы больше других европейских народов любили баловаться латинскими словечками. Однако авторство слова «велосипед» оспаривается другим французом.
По второй распространенной версии усовершенствованная модель Дениса Джонсона была названа dandy-horse (т.е. «лошадка английского денди»). А вот слово «велосипед» появилось немного позже.
Как все стали крутить педали
Когда в 1863 году девятнадцатилетний Пьер Лалман, зарабатывавший до этого на жизнь изготовлением детских колясок, соорудил в своей мастерской в Париже первую «лошадку денди» с крутящимися педалями, произошел поистине революционный прорыв в истории велосипеда.
В следующем году промышленники братья Оливье из Лиона, высоко оценив изобретение Пьера Лалмана, взяли его к себе и начали массовый выпуск «лошадок денди» с педалями в сотрудничестве с каретных дел мастером Пьером Мишо.
Пьер Мишо был первым, кто додумался заменить деревянную раму велосипеда на металлическую, а также (по некоторым данным) решил сменить неблагозвучное для французского уха название «денди-хорс» на латинское «велосипед».
До сих пор доподлинно так и не установлено, кто же первый придумал название «велосипед» – бургундец Жозеф Нисефор Ньепс (1765-1833) или же лотарингиец Пьер Мишо (1813-1883). Зато письменные источники четко зафиксировали первые (пока еще робкие) попытки проникновения слова «велосипед» в русский язык именно в это время – в начале второй половины XIX века.
Пьер Лалман же, проработав пару лет у братьев Оливье, уехал в Америку и запатентовал там свое изобретение в ноябре 1866 года. Именно Пьера Лалмана чаще всего незаслуженно считают изобретателем велосипеда, так как внешне его велосипед больше походит на своего современного потомка, чем изобретение незаслуженно отодвигаемого на второй план Карла Драйса.
Другие старинные велосипеды
В истории велосипеда есть модели, которые не получили большой популярности и практически никак не повлияли на эволюцию транспортного средства. В первую очередь сюда можно отнести изобретенный шотландцем Томасом МакКоллом в 1830 году двухколесный велосипед без педалей. Главное отличие модели от дрезины заключается в том, что у разработки переднее колесо несколько больше заднего.
Не стал популярным велосипед и другого шотландца – Киркпатрика Макмиллана. В 1839-1840 годах кузнец из маленькой деревушки усовершенствовал изобретение МакКолла тем, что добавил к нему седло и педали. Можно сказать, что именно Макмиллан первым сделал велосипед, имеющий максимальное сходство с современным. Педали приводили в движение заднее колесо, которое в свою очередь было соединено шатунами с металлическими стержнями. Повернуть переднее колесо можно было рулем, велосипедист размещался между колесами. Очень напоминает привычный нам велосипед, не так ли? Вот только в те годы изобретение осталось незамеченным, поскольку сильно опережало свое время.
Во второй половине XIX века появились известные всем нам по старым фотографиям и гравюрам велосипеды с огромным передним колесом и непропорционально маленьким задним. Такие велосипеды получили особое наименование – «penny-farthing», данное им по названию соответствующих английских монет – пенни и фартинга (фартинг, стоивший одну четвертую пенни, по размерам был намного меньше, чем пенни).
Однако эти монстры очень быстро вышли из моды, так как сиденье было расположено на очень большой высоте, а центр тяжести в пенни-фартинге был смещен к переднему колесу, что делало такие велосипеды довольно опасными.
Рождение современных скитальцев
В 1884 году англичанин Джон Кемп Старли создал новую модель велосипеда и назвал ее , что в переводе с английского означает «скиталец», «бродяга». Эта модель стала столь популярной, что в некоторых языках слово Rover стало использоваться для обозначения велосипеда вообще – как, например, в польском языке (rower), откуда позднее оно попало в западнобелорусский (ровар) и в западноукраинский (ровéр). А Джон Кемп Старли, вдохновленный успехами новой модели, спустя пару лет основал компанию Rover Company, которая со временем превратилась в гигантский автомобильный концерн и просуществовала до 2005 года, когда внезапно разорилась.
Первые роверы уже обладали цепной передачей на заднее колесо, сами колеса были одинаковыми по размеру, а велосипедист сидел между ними. Такая конструкция казалась настоящим прорывом после сомнительных пенни-фартингом, и получила название «безопасной».
Далее история велосипеда заключается лишь в совершенствовании роверов Старли. В 1888 году транспортное средство снабдили надувными шинами из каучука (изобретение Джона Бойд Данлопа), которые сделали катание максимально комфортным и популярным. Так начался золотой век велосипедов.
В 1898 году решили проблему торможения. В обиход вошли педальные тормоза, а появившиеся ручные не сразу нашли широкое применение. Также был изобретен механизм свободного хода, благодаря чему велосипед смог катиться сам, без вращения педалей.
В 1878 году сделали первый складной велосипед, в 1890-е годы – алюминиевый. К началу ХХ века появились механизмы переключения скоростей. Впрочем, те системы были абсолютно неудобными и непопулярными. Современный же механизм изобрел в 1950 году итальянский велогонщик Туллио Кампаньоло.
В конце ХХ века в США были сконструированы особые гоночные и горные велосипеды, известные нам по сей день.
Изобретатели велосипедов
В 1898 году Антон Павлович Чехов опубликовал рассказ «Человек в футляре», вошедший в золотой фонд русской литературы. Ключевой конфликт рассказа возникает, когда персонаж-ретроград видит свою невесту и ее брата на велосипедах.
«Если учитель едет на велосипеде, то что же остается ученикам? Им остается только ходить на головах! И раз это не разрешено циркулярно, то и нельзя. Я вчера ужаснулся! Когда я увидел вашу сестрицу, то у меня помутилось в глазах. Женщина или девушка на велосипеде — это ужасно!»
Современный читатель воспринимает эту историю как проявление предвзятости Беликова — «как бы чего не вышло». Однако контекст этой истории совершенно иной — Чехов писал о том, как современный образ жизни приходит в российскую глубинку. Конфликт не выдуман, а взят из современной писателю повседневности. Основатель FDA (Комитет лекарственного и пищевого надзора США) Харви Уили в 1930 году в своей автобиографии писал о том, как его, молодого профессора Университета Пардью, в 1880 году ругал ректор Эмерсон Уайт на совете попечителей: «Мы глубоко огорчены его поведением… Самое тяжелое нарушение из всех стало только что нам известно. Профессор Уили купил велосипед. Вообразите мои чувства и чувства других попечителей, когда они увидели нашего профессора одетым, как обезьяна, и катающимся на колесах по нашим улицам».
Чтобы понять, почему Беликов и Уайт на противоположных сторонах мира ругаются на велосипедистов идентичными выражениями, нужно понять, чем был велосипед для конца викторианской эпохи.
До велосипеда
Велосипед привычной нам конструкции состоит из рамы, двух колес на подшипниках, гибкой вилки и цепного привода с педалей на заднее колесо. Кажущаяся самоочевидной конструкция возникла, тем не менее, лишь в конце XIX века.
Велосипед привычной нам конструкции состоит из рамы, двух колес на подшипниках, гибкой вилки и цепного привода с педалей на заднее колесо. Кажущаяся самоочевидной конструкция возникла, тем не менее, лишь в конце XIX века
Самый древний элемент велосипеда — подшипник. Подшипники скольжения и качения были обнаружены при раскопках римских «кораблей озера Неми», датируемых 40-ми годами н. э. Корабли были обнаружены на глубине свыше двадцати метров еще в XIX веке, но долго были недосягаемыми. В 1920-е годы по инициативе диктатора Бенито Муссолини были организованы дорогостоящие и публичные раскопки с осушением озера Неми. В результате на поднятых кораблях обнаружили остатки двух подшипников: один — шариковый, другой — роликовый. К сожалению, в 1944 году музей кораблей был уничтожен отступающими из Италии нацистами, и судить о том, были ли подшипники пропагандистским мифом эры Муссолини или существовали реально, нельзя — остался только фонд черно-белых фотографий в Музее истории науки и техники Милана. Современная наука склоняется к мысли, что «подшипники Неми» все-таки не мистификация.
Затем подшипники исчезают до Ренессанса. Рисунки подшипника появляются в документах Леонардо да Винчи 1497 года, затем в трактате Le diverse et artificiose machine капитана Агостино Рамелли 1588 года. Первый реальный подшипник качения появился в хронометрах Джона Гаррисона в 1759 году, но лишь в 1794-м уэльский механик Филипп Вон запатентовал подшипник современного типа с кольцевой рамкой.
Несколько моложе цепная передача. Шестерни знал еще античный мир, как видно из «антикитерского механизма» (100 год до н. э.). Использование цепей для передачи усилия упоминается Полибием (III век н. э.). Но первая бесконечная цепная передача с шестерни на шестерню, вероятно, была изобретена китайским полиматом Су Суном. Рисунок «небесной лестницы» находится в трактате Су Суна 1092 года, описывающем сложные механические башенные астрономические часы. Судя по рисунку, это не классическая цепь из клепаных овальных колец под углом 90 градусов, а что-то более похожее на современные велосипедные цепи с роликовыми элементами. Часы Су Суна до нашего времени не дошли и, вероятно, существовали лишь в чертежах. В Европе цепные передачи из роликов, способные передавать вращательный момент с шестерни на шестерню, впервые рисует все тот же Леонардо да Винчи, но работающие механизмы становятся известны лишь с Промышленной революции.
Причина этого отставания, вероятно, двоякая. Во-первых, и цепь, и подшипник требуют технологии металлообработки, обеспечивающей допуски меньше того, который может обеспечить ручная обработка. Во-вторых, цепь нужна там, где есть серьезное и постоянное усилие, то есть двигатель. Конный и ножной привод могут обойтись и без цепи и подшипников, и именно машинный век стимулировал создание более эффективных приводов, которые затем вернулись назад, в транспорт с ножным приводом.
Первый «велосипед»
Название «велосипед» — французское, это перевод с немецкого laufmaschine — «машина для бега». Так молодой аристократ Карл фон Дрезе назвал для рынка Франции свою двухколесную машину, запатентованную в 1817 году и более известную в то время под названием «дрезина».
Дрезина была велосамокатом — двухколесной машиной с деревянной рамой и металлическими колесами, на которую надо было садиться верхом и ехать, отталкиваясь попеременно ногами, как при беге. Рулевая поворотная вилка у дрезины уже была, хотя и не осевая. На заднем колесе была ножная тормозная педаль-ложка, наподобие тех, что стоят на современных самокатах. К машине требовались подбитые металлом туфли, обычная обувь от такой езды очень быстро приходила в негодность. Эта машина сохранилась и сейчас выставлена в Техническом музее Мюнхена.
До патента 1817 года фон Дрезе уже несколько лет экспериментировал с двухколесными машинами. Первым «велосипедистом» стал русский царь Александр I, который в конце 1813 года в ходе переговоров о переустройстве освобожденной от Наполеона Европы навещал свою тещу графиню Амалию, вдову герцога Баденского (Дрезе-отец был верховным судьей Баденского герцогства). Прокатившись на машине, царь воскликнул по-французски: «Отличная выдумка!» — и пожаловал изобретателю перстень с бриллиантом1. Как показала дальнейшая история, царь не ошибся.
12 июня 1817 года Карл фон Дрезе публично проехался на «бегомашине» из родного Мангейма в пригород Рейнау, развив скорость 13–15 километров в час. Маршрут пролегал по одной из лучших на тот момент дорог Европы с твердым покрытием. Пресса Германии широко осветила это событие, и через несколько лет практически все правители и богатые люди Германии и Австрии обзавелись дрезинами. Изобретение было сразу скопировано и улучшено во Франции и Англии.
В Англии «велосипед» стал известен как «лошадка денди» благодаря популярности у модной молодежи, или «детская лошадка» — что достаточно точно отразило замысел фон Дрезе. С точки зрения эргономики дрезина была механическим эквивалентом если не лошади, то скорее пони или ослика. Человек сидел на ней, как если б это было верховое животное. По одной из версий, глобальное годичное похолодание в 1816 году («год без лета») вследствие катастрофического извержения вулкана Тамбора в 1815-м подхлестнуло интерес к машине фон Дрезе именно потому, что в ней видели механическую замену верхового скота, которой не страшна бескормица.
Техническую карьеру Дрезе, который в 1821 году начал разрабатывать еще и первую пишущую машинку, прервала политика. Хотя монархи Европы Дрезе любили, сам он был радикальным республиканцем. В 1820 году Дрезе-отец как судья Бадена приговорил к смерти студента Занда, убившего консервативного публициста Коцебу. Казнь вызвала возмущение радикалов по всей Европе, и Дрезе-младший, которого стали травить со всех сторон, бежал в Бразилию. Когда в конце 1820-х он вернулся на родину, мода на дрезину прошла. Двухколесные машины и их производные изготовлялись и продавались, но уже в намного меньших количествах.
Дрезе продолжал работать, создав еще и железнодорожную тележку — ту самую, которую в наше время и знают как «дрезину». Технический гений, однако, не принес Дрезе ни денег, ни славы — радикалы продолжали охотиться на «сына злодея», а аристократия относилась к отщепенцу-демократу плохо. В 1848 году, во время революций в Европе, Дрезе публично отрекся от титула и стал именоваться «гражданин Карл Дрезе». После подавления революционного движения он подвергся преследованиям, был объявлен душевнобольным и умер в бедности — что интересно, через дом от дома вдовы Жозефины Бенц и ее семилетнего сына Карла, в будущем создателя первого автомобиля в истории.
Рулевая поворотная вилка у дрезины уже была, хотя и не осевая. На заднем колесе была ножная тормозная педаль-ложка, наподобие тех, что стоят на современных самокатах. К машине требовались подбитые металлом туфли
Костотрясы
Следующим качественным рывком стала замена привода с ножного на педальный. Первоначально на «велосипеды» типа дрезин пытались ставить педали, управляемые вертикальным движением стопы — как у швейных машин или ручных прялок. Схема была неэффективна, и настоящий рывок произошел, когда в 1863 году в парижской каретной мастерской отца и сына Пьера и Эрнеста Мишо на переднее колесо «велосипеда» был посажен кривошип с двумя педалями. Это та же схема, что у детских велосипедов в наши дни. Кто был автором этого прорыва, неизвестно, поскольку именно в это время у Мишо работал инженер Пьер Ламеллен, который после увольнения уехал в США и запатентовал там усовершенствованный вариант велосипеда Мишо. По некоторым данным, идея принадлежала именно ему, а не владельцам мастерской.
Но в массовую серию пошли именно велосипеды новой компании Micheaux et Cie, созданной Мишо и богатыми наследниками братьями Эме и Рене Оливье. Около 1867 года Эме Оливье добавил в конструкцию Мишо вторую ключевую инновацию. По традиции, идущей от Дрезе, рама велосипеда была перекладиной сверху (как лошадиная спина). Оливье заменил раму на диагональную перекладину — нижний конец на уровне осей колес, верхний — на уровне опоры руля. Седло размещалось на отдельной опоре. Это позволило сделать велосипед намного легче и изготовлять его промышленным способом — штампуя или из труб. Треугольная рама современного велосипеда восходит к этому интеллектуальному разрыву Оливье с «лошадиным» наследием в пользу новой человеко-машинной эргономики.
Модель Мишо вызвала в Париже кратковременный велосипедный бум — это был первый и пока локальный взлет популярности двухколесных машин. Париж находился в разгаре «османизации»: префект столичного округа барон Жорж Эжен Осман по распоряжению императора Наполеона III сносил старый Париж и возводил на его месте современный прогрессивный город — тот Париж, который мы знаем. В ходе реконструкции в Париже стали появляться улицы и бульвары с твердым и по тому времени непревзойденно ровным покрытием из макадама — гравия с вяжущим наполнителем. Условия для езды на велосипедах были очень хорошими. Катание на велосипедах по парижским улицам стало массовой забавой. Так же массово возросло количество дорожных инцидентов — велосипедисты налетали на пешеходов, и тяжелые цельнометаллические колеса наносили пешеходам травмы. Энтузиазм велосипедистов также умерялся сильными вибрациями всей конструкции, из-за которой долго кататься было просто трудно. Велосипед Мишо получил неофициальную кличку «костотряс».
Велосипедный бум прервала Франко-прусская война, окончившаяся для Франции поражением и тяжелыми репарациями. В других странах масштаб бума был меньше — отчасти из-за менее подготовленных дорог, отчасти из-за того, что «костотрясы» очень быстро уступили место следующему поколению велосипедов.
Пенни-фартинги
В 1869 году Эжен Мейе изобретает и патентует колесо на натяжных спицах. Спицы позволили снизить вес колеса и одновременно улучшить его балансировку. Легкое колесо Мейе изначально придумывал для велосипеда новой модели, которую и представил в том же 1869 году. Это был велосипед с очень большим передним и маленьким задним колесом. В истории велосипедного дела к нему прилипло прозвище «пенни-фартинг», по названию двух английских монет разного размера. На континенте велосипед этого типа иногда называли «гран-би», или «кенгуру», но все эти прозвища возникли уже на закате короткой эры пенни-фартингов. В 1880-е годы его называли просто «велосипед».
Пенни-фартинг стал одним из символов конца XIX века и эпохи, получившей название викторианской, по имени правившей с 1837 по 1901 год английской королевы Виктории. Велосипед, позволявший без труда разгоняться до 25 километров в час, стал любимцем студентов, модной молодежи и мужчин среднего и высшего класса без различия возраста. Такие возможности «пенни-фартингу» давало легкое и очень большое приводное колесо, которое легко раскручивалось и имело большую длину окружности.
«Пенни-фартинги» были пригодны только для мужчин. Сидеть на велосипеде можно было, только сильно вытянув ноги по обе стороны колеса, а садиться на него нужно было сзади, залезая на особую ступеньку. Это можно было проделать только в брюках. Очень скоро появились модели-трициклы для женщин, где было не одно большое колесо, а два — между ними можно было располагаться ближе к уровню земли и полусидя. На женских велосипедах впервые появляется цепная передача с расположенных внизу педалей на ось за спиной велосипедистки. Кто придумал цепную передачу — точно неизвестно. Возможно, еще в 1868 году мастера Эжен Мейе и Андре Гильме перенесли привод «костотряса» с переднего колеса на заднее с использованием знакомой нам «велосипедной цепи» из роликов2, но то, что эта модель не позднейшая подделка, до сих пор вызывает сомнения. А в моделях 1880-х годов их уже много. Так требования викторианских приличий прямо повлияли на научно-технические изменения.
Вслед за женскими велосипедами появились и велосипеды-тандемы для парных выездов, где мужчина сидел позади женщины. Это разнообразие моделей привело к тому, что в среднем и высшем классах Европы стала складываться культура коллективных велопоездок за город, которая уже воспринималась как подрыв устоев: мужчины и женщины вместе, да еще крутят колеса. Но настоящая революция нравов викторианского общества средствами механического транспорта произошла через десять лет, в 1890-е.
Настоящий рывок произошел, когда в 1863 году в парижской каретной мастерской отца и сына Пьера и Эрнеста Мишо на переднее колесо «велосипеда» был посажен кривошип с двумя педалями. Это та же схема, что у детских велосипедов в наши дни
У «пенни-фартингов» был один серьезный недостаток — травмоопасность. Они сильно кренились на поворотах и часто переворачивались. Это происходило как при столкновении с препятствием, так и при резком торможении — задние колеса были малы и бесполезны, и единственный тормоз все того же ложечного типа был на руле и фиксировал сверху переднее колесо. Рывок вперед чуть больше, чем надо, — и седок летел кувырком через руль, путаясь в нем ногами.
«На этот раз инструктор стал впереди и велел подталкивать машину сзади. Мы тронулись с моста значительно быстрее, тут же наехали на кирпич, я перелетел через руль, свалился головой вниз, инструктору на спину, и увидел, что велосипед порхает в воздухе, застилая от меня солнце. Хорошо, что он упал на нас: это смягчило удар, и он остался цел.
Через пять дней я встал, и меня повезли в больницу навестить инструктора; оказалось, что он уже поправляется. Не прошло и недели, как я был совсем здоров. Это оттого, что я всегда соблюдал осторожность и соскакивал на что-нибудь мягкое. Некоторые рекомендуют перину, а по-моему — инструктор удобнее».
Рассказ «Укрощение велосипеда» Марка Твена 1886 года, откуда взят этот фрагмент, основан на реальных событиях.
Сломанные руки и разбитые головы у любителей «пенни-фартингов» были в порядке вещей, и хотя это мало кого отпугивало, производители механической техники продолжали думать над новыми решениями, более безопасными.
Созданная в 1885 году модель получила именно такое название — «безопасный велосипед». Британский механик Джон Старли вернулся назад к схеме «костотряса» на двух одинаковых колесах, но сделал изменения в раме и приводе. Переднее колесо получило прямую вилку с тормозом, седло устанавливалось на вертикальную стойку, диагональная рама сократилась до перекладины между колесами, а заднее колесо крепилось в собственной вилке. На колесо шла цепная передача. На вертикальной центральной стойке рамы снизу крепились педали, а сверху седло. Первая «безопасная» модель, получившая название Rover (англ. «странник»), выглядит практически так же, как современный велосипед, да, по сути, им и является — и велосипеды под этой маркой выпускаются до сих пор.
До полностью современного велосипеда оставалось только две детали: пневматические шины вместо наварных и ручной тормоз. Пневматические шины появились всего через два года — их изобрел Джон Данлоп. В начале 1890-х они еще были премиальным продуктом и стоили отдельных денег, но к началу XX века новые велосипеды уже штатно снабжались пневматическими шинами. С «костотрясами» было покончено.
А так как тормоз «ложкового» типа на пневматических шинах работал плохо и снашивал ценную резину, то уже в 1897 году Абрам Дак из Чикаго патентует тормоз клещевого типа, тормозящий не шину, а обод; таким тормозом мы пользуемся и сейчас.
Всемирный велосипедный бум
«Безопасный велосипед», легкий в производстве, простой в обращении, с отличной проходимостью и доступный даже не слишком опытным ездокам, за считанные годы стал популярным во всем мире. Буквально за десятилетие велосипеды старых образцов были сняты с производства. Загородные дороги по выходным заполняли сотни велосипедистов.
Переднее колесо получило прямую вилку с тормозом, седло устанавливалось на вертикальную стойку, диагональная рама сократилась до перекладины между колесами, а заднее колесо крепилось в собственной вилке. На колесо шла цепная передача
Для женщин езда на велосипедах стала первым доступным видом спорта и досуга под открытым небом, который к тому же позволял проводить его совместно и наравне с мужчинами. Это очень быстро поняли ранние феминистки, которые стали пропагандировать велосипед как средство эмансипации женщин, которым он, по сути, и являлся. Смелыми демаршами были не только совместные велопрогулки, но и только женские поездки.
Это не улучшало репутацию ни женщин-велосипедисток, ни мужчин-велосипедистов. Но, по крайней мере, в 1880-е годы женщины носили юбки. «Безопасный велосипед» поменял ситуацию: можно было сделать женскую раму, но от захвата подола в шестерню часто не спасали даже щитки. И в результате появился женский велокостюм, ключевым элементом которого были широкие шаровары до колена, переходившие в узкие брюки. Сверху надевалась или традиционная блузка, или жакет охотничьего стиля.
Этот компромисс между платьем и штанами не мог обмануть никого. В викторианском мире много десятилетий считалось, что к самоконтролю способны только мужчины, а женщины создания эмоциональные, себя не контролируют и мечтают только о том, как бы, образно говоря, кинуться мужчине на шею. Строгое платье должно было держать этого джинна сексуальности в рамках, и в наиболее чопорных ситуациях даже упомянуть за столом куриную ножку считалось непристойным. Ноги, обтянутые материей, для викторианского мира были таким актом сексуальной дерзости, который превышал любое декольте XVIII века. Словом, велосипедная цепь укрепила зашатавшиеся нравы, чтобы тут же опрокинуть их в пропасть.
В 1892 году главным всемирным хитом от Австралии до Норвегии и от США до Индии была песня «Дейзи Белл, или Велосипед для двоих», ставшая самой тиражируемой звукозаписью по новой технологии «грампластинок». Герой песни повествовал, как он, несмотря на свою бедность, готов увезти девушку на велосипеде-тандеме в светлые дали, если она согласится выйти за него замуж. Успеху песни способствовало то, что в героине угадывалась одна из главных знаменитостей эпохи Fin de siecle графиня Дейзи Гренвилл (в будущем «красная графиня»-социалистка). А в певце, везущем ее на велосипеде, соответственно, ее любовник — наследник трона Британской империи Эдуард. Сила велосипеда уравнивала всех: принц, как и простой парень из среднего класса, точно так же крутил педали позади гордой девушки, держащей общий руль.
В библиотеке новозеландского города Крайстчерч, который в ту пору был небольшим полусельским городком на самом дальнем краю ойкумены, дальше лишь Антарктида, — хранится набор фотографий «Женский велоклуб Аталанта». Аталанта — античная охотница, равная по силе лучшим мужчинам и не желавшая идти замуж. Дюжина женщин позирует перед камерой — и у всех «безопасные велосипеды». Фото датировано 1892 годом. Другие фото показывают девушек на прогулке, но с ними едут несколько мужчин — их братья. «Аталантам» было небезопасно ездить одним, встречные мужчины реагировали на одиноких женщин крайне сурово. В 1895 году девушки уже свободно ездили одни — мужчины привыкли. В других странах Европы происходило примерно то же самое — стартовая точка сильно напоминала современную Саудовскую Аравию, через десять лет стайка женщин в штанах уже стала в порядке вещей. Журнал «Панч» в 1895 году шутил над девушкой, которая носила велосипедный костюм, не имея велосипеда: ее цель выглядеть и современной, и привлекательной была очевидна.
Так велосипед — теперь уже просто «велосипед», который мы знаем, — стал инструментом не только технического, но и социального прогресса, на котором человечество въехало в XX век с его равенством полов и социальных классов. Пневматические колеса раздавили казавшуюся незыблемой социальную иерархию.
Беликов у Чехова возмущается точно так же, как новозеландские мужчины, и почти одновременно с ними:
— Разве преподавателям гимназии и женщинам прилично ездить на велосипеде?
— Что же тут неприличного? — сказал я. — И пусть катаются себе на здоровье.
— Да как же можно? — крикнул он, изумляясь моему спокойствию. — Что вы говорите?!
Оказалось, можно. Вероятно, и сам Чехов заставил Беликова умереть, потому что в противном случае «человеку в футляре» пришлось бы футляр покинуть — наступал велосипедный XX век, и выбора не оставалось.
Как изобретали велосипед
Тот вид, в котором мы знаем велосипед сейчас, это средство передвижения обрело далеко не сразу. Хотя каждый из нас привык относиться к его существованию, как к должному, история изобретения велосипеда прошла долгий и тернистый путь перед тем, как предстать в привычном для нас виде.
Мифы о создании велосипеда
Существует множество мифов по поводу первенства в его разработке, и лидерство удерживает известнейший изобретатель Леонардо да Винчи со своим учеником Джакомо Капротти. Не так давно были якобы обнаружены зарисовки того средства передвижения, которое заслужило любовь и признание в нынешнем веке. Но это остаётся всего лишь мифом, так как многие считают данную информацию фальсификацией, не имеющей ничего общего с действительностью. Хотя некоторые энтузиасты создали вполне рабочую модель по этим эскизам.
Следуя хронологии, следующий миф гласит о том, что некий граф де Сиврак в 1791 году изобразил человека на подобии самоката, прозванной «потешной лошадкой». Но подтверждение этой фальсификации были получены, как и автор — Луи Бодри, француз, создавший её в 1891 году, используя Джина Хенри Сиврака, коммерсанта, получившего позволение импортировать четырёхколёсные экипажи в 1817 году, как прототип для несуществующего графа.
Ещё одна легенда касается отечественных просторов, и гласит о некоем крепостном умельце Ефиме Артанове, что жил на Урале, в Тагильском посёлке, который разросся и известен как г. Нижний Тагил. Миф гласит, что на этом изобретении он одолел 2000 вёрст до Москвы, дабы удивить царя по приказу его хозяина, некого Акинфия Демидова. Что у него якобы получилось, и он получил за это свободу для себя и своей семьи. Остался даже тот самый велосипед, но химический анализ выявил то, что это подделка, что была сделана не раньше 1870 года. Да и описание этого события, что найдены в рукописях В. Д. Белова, не совпадают с датами из официальных хроник. Есть мнение, что основой для создания мифологической личности Артамонова был использован вполне реальный человек — некий изобретатель Е. Г. Кузнецов-Жепинский, тоже крепостной, получивший свободу за факт создания дрожек с верстометром и музыкальным органом в 1801 году.
От дрезины до «пенни-фартинга»
Официальная история развития велосипеда началась тогда, когда профессор Карл фон Дрез, немец по происхождению, носивший титул барона, запатентовал в 1817 году первый в мире двухколёсный самокат. Его личное название изобретения звучало как «машина для бега», ведь она не имела педалей и седла, и передвигаться на ней можно было только отталкиваясь ногами. А в остальном он был подобен современным велосипедам и был выполнен из дерева. Англичане и французы окрестили новинку дрезиной, в честь изобретателя. Со временем в Великобритании она приобрела немалую популярность. К тому моменту в обиходе было иное название — «дэнди-хорсе». Их выпуском занялись многие предприниматели, один из которых снабдил дрезину седлом с возможностью регулировать высоту. И именно в то время впервые, благодаря французу Ж. Н. Ньепсу, прозвучало слово «велосипед» (vélocipède).
Бытует теория, что необходимость создания велосипеда появилась у людей после произошедшего извержения вулкана Тамбора, повлёкшего аномальную погоду во всём Северном полушарии. Это повлекло голод, что привело к понижению поголовья лошадей.
Новый виток развития наступил в 1840 году на юге Шотландии. Кузнец из небольшой деревни усовершенствовал самокат Дреза своим способом, добавив седло и, главное, педали, которые придавали вращение заднему колесу. Переднее же управлялось посредством руля. Эту модификацию постигла та же участь, что и все изобретения, опередившие своё время — известности она не приобрела.
Следующий патент, касающийся велосипеда, был получен Пьером Лалманом, занимавшимся сборкой детских колясок во Франции, и содержал в себе схему оснащения велосипеда педалями на переднем колесе. А ещё он ничего не знал о шотландской разновидности дрезины, и потому его педали требовалось крутить, а не толкать.
Велосипед в исполнении Лалмана вскоре был замечен и по достоинству оценён. Братья Оливье, крупные промышленники, в сотрудничестве с инженером Пьером Мишо поставили их производство на поток. Мишо оказался первым, кто догадался выполнить рану велосипеда из металла. Но их сотрудничество продлилось недолго, и вскоре Лалман отбыл в Америку, где и получил патент на своё изобретение. По всей видимости, его можно рассматривать как фактического изобретателя велосипеда.
Во второй половине XIX века стали популярны велосипеды системы «пенни-фартинг». Имя ей дали две одноимённые монетки, с которыми сравнивали соразмерность колёс, первое из которых в разы больше заднего. Седло и педали находились почти прямо над передним колесом, имеющим диаметр 130–160 см. Такие большие колёса делались из расчёта покрытия как можно большего расстояния за один оборот колеса. Но центр тяжести смещался вперёд, и любой камень на пути велосипеда мог привести к тяжёлой аварии. Позже придумали сместить сидение ездока чуть назад, что повысило безопасность езды, но крутить педали стало сложнее.
Колесо с металлическими спицами — дело рук изобретателя Каупера, который предложил её в 1867 году. Идея оказалась очень удачной. А цепная передача появилась в велосипеде благодаря другому изобретателю — Лоусону, и датирована 1878 годом.
Ровер и золотой век велосипедистов
Rover («Скиталец») — такое название носит первый велосипед, который похож на те, что мы видим сейчас. Создан он был в далёком 1884 году Д.К. Старли, а производился он со следующего года. Теперь на велосипеде использовалась цепная передача, а колёса были одного размера. Конструкцию сразу же окрестили безопасной. Само же слово осталось во многих языках, обозначая велосипед. Кстати, в России из-за одинакового диаметра колёс такое средство передвижения называлось бисиклетом либо бициклетом — но со временем слово из обихода выпало и забылось.
И 1888 год ознаменовался появлением надёжных шин из каучука, которые предохраняли колесо от мелких камней и сделавшие поездки удобнее и избавившие сами велосипеды от прозвища «костотрясы». Изобретатель был не первым, кто придумал саму концепцию шин, это было сделано и запатентовано в 1845 году, но его технология была намного совершеннее и могла быть использована в массовом производстве.
История развития велосипеда в 1890 году вошла в свой Золотой век. Но и в нём существовала проблема, портившая жизнь велосипедистам. Это была ржавчина. Нержавейку тогда варить ещё не умели, потому уход за двухколёсным другом занимал очень продолжительное время. В тематической книге, датированной 1895 годом, инструкция по уходу занимала ни много, ни мало — 4 страницы.
Складную конструкцию придумали в 1878 году, а велосипед, на котором передвигаться можно в положении лёжа («лигерад») — в 1895. С 1895 года начали выпускать алюминиевые рамы.
Такие переключатели скоростей, которые мы видим сейчас, изобрели только в 1950 году велогонщиком и производственником велосипедов — Туллио Компаньоло. А появились они в начале XX века. Первый способ переключения скоростей был довольно долог и трудоёмок. Система включала в себя две звёздочки на заднем колесе, которые нужно было снять, вынуть заднее колесо, перевернуть, вновь зафиксировать да натянуть цепь. А планетарный механизм был разработан в 1903, хотя стал популярен только через 30 лет.
Вторая половина XX века также изобиловала инновациями, эволюция велосипедов продолжалась. А 74-й год ознаменовался началом применения титановых сплавов в производстве рам, а через год стали применять углепластик. В 1983 появился велокомпьютер, а в последнем десятилетии миллениума разработали индексную систему переключения скоростей.
Пару слов в заключение
Но не стоит считать, что велосипеды пользовались стабильной популярностью. Они имели свои взлёты и падения, как, например, период с 1905 года. В то время рынок насыщался автомобилями, и интерес к велосипедам был невысок. Возвращаться в массы он начал только в 70-х годах, когда проблемы экологии и здорового образа жизни начали занимать в умах людей должное место. Нынче самой большой популярностью они пользуются в Европе. Лидируют среди всех Дания и Нидерланды. Жители этих стран в среднем за год преодолевают 900 км. По 300 км в год проезжают люди в Бельгии и Германии.
В заключение можно сказать, что начавшаяся почти 200 лет назад история велосипеда далеко не закончена, и через сотню лет он вполне может занимать такое же важное место в жизни людей, как и сейчас.
Ездить на велосипеде умеет каждый второй житель планеты, но очень быстрый велосипед покупает не так много людей. Скептики считают, что двухколёсный железный друг, по сравнению с авто, ползёт как черепаха. С этим мнением готовы поспорить специалисты, они точно знают, какой велосипед самый быстрый в мире. Предлагаем и вам удостовериться в быстроте передвижения велосипеда.
Конструируем собственный велосипед с мотором, устанавливаем над задним крылом двигатель от бензопилы или бензокосы. Способы установки, а также готовые решения.
Мы настолько привыкли к цепным велосипедам, что существование других разновидностей даже не рассматривается. А зря! Ведь существует ещё велосипед с карданом, который начал выпускаться гораздо раньше цепных моделей.
Типы велосипедов или дайте мне «просто велосипед»!
Почему все эти велосипеды в магазине такие разные? Зачем их столько? Неужели для того, чтобы запутать покупателя? Дайте мне, пожалуйста, просто — ВЕЛОСИПЕД.
Спокойствие, только спокойствие! L-bike все сейчас разъяснит и направит в нужное русло!
В последние годы велосипедов стало производиться так много, что их пришлось как-то классифицировать. Много их стало производиться потому, что людей, которые просят «просто велосипед» стало очень мало. Всем нужно, что-то особенное:
— мне бы с багажником, девушку возить хочу, а то все возят, а я чем хуже?
— с пружиной сзади есть, чтобы мягко было?
— мне, чтобы обогнать того парня в обтягивающей форме на шоссе
— гонка какая-то проводится тут в парке завтра, мне велосипед для нее
— в поход собираюсь, дайте, чтобы ничего не сломалось
— мне для сына, чтобы не падал только
— а как мне на такой раме-то ездить, я же девушка!
Чтобы удовлетворить все эти желания покупателей производители велосипедов делают все возможное и невозможное. Дизайнеры и технологи трудятся без выходных уже более десяти лет. И, за это время, им удалось создать очень многое. Т.е. — очень много разных велосипедов. Которые мы сейчас постараемся классифицировать по типам. Для удобства, будем использовать структуру деления велосипедов по типам от нашего магазина L-bike, а марку велосипеда возьмем AUTHOR (как одну из оптимальных марок по соотношению цена-качество и, имеющую в своей линейке, практически все типы велосипедов).
MTB (горные)
Наиболее распространенный и многогранный вид велосипедов. Теоретически, на этом велосипеде можно делать практически все, что угодно — гонять по даче, ездить в магазин, в походы, совершать поездки на длинные расстояния и даже ездить на соревнования. MTB, горник, хардтейл (hardtail), байк, внедорожник, вездеход и т.д. — это все названия этого типа, которые можно услышать.
Этот вид настолько многогранен, что его можно с легкостью поделить еще на несколько типов. Скажем так — по ценно-весовым характеристикам.
Самые недорогие велосипеды. Как правило, это — стальная рама, отсутствие амортизационной вилки, оборудование самого начального уровня. Несмотря на то, что это горный велосипед, в настоящие горы и на серьезное бездорожье на нем ехать мы не рекомендуем. Этот велосипед предназначен для более спокойного катания — приятные прогулки по паркам, поездки в магазин, на работу и т.п. Сильно усовершенствовать такой велосипед (ставить более дорогое оборудование, легкие покрышки и т.д.) особо смысла нет. Просто катайтесь и получайте удовольствие. Цена в среднем до 10 тысяч рублей
Средний ценовой диапазон
Дорогие MTB
Author Revolt (2012)
Отдельной строкой стоит отметить горные велосипеды 29«, которые «затесались» в раздел MTB. Это, так называемые бигфуты (niner) — горные велосипеды с размером колес 29«. В последние годы они стали настолько сильно набирать популярность, что, возможно, в скором времени мы создадим для них отдельный раздел. Велосипеды эти весьма интересны и «стоят» где-то между MTB горными велосипедами и Гибридами. Очень популярны они у опытных туристов, а также активно начинают завоевывать позиции на кросс-кантри марафонах. Более подробно эти велосипеды мы рассмотрим в отдельной статье.
Author Instinct 29 (2012)
Модели от AUTHOR в горных велосипедах: Outset, Impulse, Solution, Basic, Dexter , Kinetic, Traction, Context, Versus, Instinct, Modus, Vision, Revolt , Dexter 29, Traction 29, Instinct 29
Шоссейные
Велосипеды для тех, кто уже определился. Определился с местом, где он будет кататься — шоссе и только шоссе. И, желательно, хорошее шоссе — где-нибудь в Италии J. Конечно же, это шутка, но в каждой шутке, как говорится . С Италией не всегда получается, а в России и в Петербурге, в частности с шоссейными дорогами не особо хорошо, мягко говоря — или трафик огромный или качество дорог такое, что лучше уж на горном. Но, несмотря на все препятствия, шоссейный велосипед существует и весьма успешно. Шоссейный велосипед — это болид, созданный для скорости. Максимально низкая вытянутая посадка для улучшения аэродинамики, тончайшие, очень сильно накачанные шины, специальные контактные педали, никаких крыльев и багажников. Бывают случаи, когда от этих характеристик отходят — ставят багажники, крылья, более комфортные седла. Это обусловлено возможностью использование шоссейных велосипедов для дальних шоссейных походов или поездок в стиле марафон (бревет).
Ценовой диапазон очень велик. — от 20-30 тысяч рублей за модели начального уровня, до «космических» цен на спортивные шоссейные велосипеды для серьезных гонок (от 100 тысяч рублей)
Модели от AUTHOR в шоссейных велосипедах: А3300, А4400, СА5500, СА6600, СА8800, СА9900.
XC Race
Велосипед «едет сам». И это, почти, правда. Велосипеды XC Race — это те же MTB горные велосипеды, но только самого высокого уровня. Они выделены в отдельный раздел, потому что они не предназначены для обычного катания. Эти велосипеды предназначены для соревнований и только для них. Бывают, конечно, случаи, когда такие велосипеды можно увидеть на улице, но это единичные случаи — спортсмен едет на гонку или с гонки, у спортсмена временно нет второго велосипеда, у человека очень хороший достаток и он может позволить себе просто кататься на таком велосипеде.
AUTHOR Introvert (2012)
В этом типе велосипедов собрано все лучшее, что смогли придумать инженеры для максимальной пользы этого велосипеда на трассе. Идеальная работа вилки на спусках и техничных участках, рама, «помогающая» ехать в самые крутые горки, безупречно работающие тормоза, четкие переключения передач, о которых даже не надо думать. И, все это должно работать в любых условиях — жара, дождь, грязь, снег, вода и т.д. Велосипеды предназначены для тех, кто знает, где их можно использовать, а также для тех, кто просто хочет вложить большую сумму денег в хорошую вещь. Цена в среднем от 80 тысяч рублей.
Модели от AUTHOR: Egoist, Master, Introvert, Magnum
Гибриды
Нечто среднее между горным и шоссейным велосипедом. Отсюда и название — Гибрид. В последние годы стал очень популярен. Отлично подходит для шоссе, но идеальное покрытие не обязательно, т.к. шины намного толще, чем у шоссейного велосипеда. Покрышки так же имеют протектор, достаточный для поездок по умеренному бездорожью. Как правило, имеют амортизационную вилку с небольшим ходом, что очень хорошо снимает нагрузку при езде по плохому шоссе и среднему бездорожью. Оборудование практически все взято от горного велосипеда. Колеса 28 дюймов. В силу своей популярного, выбор велосипедов это типа очень велик. Компания AUTHOR представляет очень большую линейку данного типа — от самых простых моделей (AUTHOR Compact, Horizon, Classic) до моделей очень высокого уровня (AUTHOR Synergy). Ценовая политика от 8 до 50 тысяч рублей.
Author Codex (2012)
Двухподвесы
Велосипеды для более агрессивного катания. Подвеска присутствует не только на переднем колесе (амортизационная вилка), но и на заднем колесе (на раме). Внутри группы различаются по степени длины подвести и характеристикам ее работы.
Версии с «молоходной» задней подвеской активно применяются в спортивных кросс-кантри марафонах и в агрессивных походах, благодаря не сильно завышенному весу относительно горного велосипеда и работе задней подвески так, чтобы она не «съедала» усилия спортсмена. В последние годы такие велосипеды очень популярны на кросс-кантри марафонах и даже на гонка кросс-кантри, благодаря очень качественной работе задней подвески.
Более длинноходные подвески — для более жесткого катания. Трассы фрирайда (freeride). Название трасс само говорит за себя. На таком велосипеде можно ехать практически везде. И вниз и вверх (хотя вверх уже намного сложнее). Камни, корни, ухабы будут для вас не проблемой — все проблемы возьмет на себя велосипед и его подвески.
AUTHOR A-RAY 1.0 (2012)
Двухподвесы для даунхила (downhill — DH). Монстроподобные агрегаты, чем-то очень напоминающие мотоциклы. Огромный ход передней и задней подвесок. Многократное усиление всех деталей. Крепчайшие колеса. Мощнейшие дисковые тормоза. Как следствие — вес около 20 кг и, практически, невозможность ехать вверх. Стихия этих велосипедов — вниз и только вниз, без страха и промедления. Если вы научитесь управлять этим «поездом» он вам откроет совершенно новые горизонты свободы и адреналина.
Модели от AUTHOR: серия A-RAY, серия ERA, серия A-RH
Городские
Главная цель этого типа велосипедов — обеспечение комфорта при езде. Комфортное седло, подпружиненный подседельный штырь, багажник, защита цепи, крылья, осветительные приборы и т.д.- как правило, все это входит в стандартную комплектацию городского велосипеда (citybike). Смело садитесь на такой велосипед в брюках или юбке и отправляйтесь в модный магазин или на работу в бизнес-центр. Посадка очень комфортная и высокая — можно не бояться, что пиджак сзади разорвется по шву. В Финляндии и других европейских странах на таких велосипедах тысячи людей ездят на работы, экономя при этом время, деньги и расходы на борьбу за экологию. Очень жаль, что этот тип не имеет пока должной популярности в России. Компанией AUTHOR представлен достаточно широко (Triumph, Advent, Majesty, Seance, Viva, Dynasty, Symphony). Отдельной строкой идет складной велосипед AUTHOR Simplex, неожиданно для произодителей, завоевавший в последние годы огромную популярность.
AUTHOR Symphony (2012)
Dirt / Street
Велосипеды для молодежи (за редким исключением). Драйв, свободное катание по городу, фишки, преодоление искусственных препятствий. На таком велосипеде ехать МОДНО! Моднее, ну, разве что, на чёпере (куризере). Но, на круизере, только модно, а на дертовом или стритовом можно такое «замутить», что девченки просто ахнут.
Если вы поймете, что это ваше и будете много кататься на таких велосипедах, то будете испытывать настоящий кайф свободы передвижения по городу. Со стороны это смотрится также очень красиво.
AGANG EXE 24 (2012)
У AUTHOR есть несколько моделей для различного стиля катания — выбирайте (AUTHOR Buzz, Massacre, EXE a.m., серия A-Gang )
Детские и Подростковые
С типом велосипедов все ясно и просто. Неясно и не просто с размером велосипеда. Ведь дети имеют привычку очень быстро расти J. Поэтому отнеситесь очень ответственно к выбору размера велосипеда. Чем характерны детские велосипеды — размер колес сильно варьируется в зависимости от роста, для самых маленьких — поддерживающие колесики и безопасность (кожухи на цепь, крылья, поролон на руль). У AUTHOR очень хорошая линейка детских велосипедов, как по моделям для различных возрастов, так и по цветовым гаммам.
Author Jet (2012)
AUTHOR A-Matrix (2012)
Модели от AUTHOR: Jet, Vital, Energy, Melody, Limit, Stylo, Matrix, Cosmic, A-Matrix, A-Gang 2 mm, A-Gang 4 mm, Mirage.
Женские
Женские велосипеды, это не обязательно велосипеды с низкой рамой (без верхней трубы). Этот стереотип уже в прошлом. В последние годы выпущены специальные модели для женщин с высокой рамой (у AUTHOR это серия ASL — Basic ASL, Kinetic ASL, Traction ASL, Instinct ASL). И эти велосипеды очень популярны.
Author Kinetic ASL (2012)
Но, все-таки, визитной карточкой женского велосипеда является низкая рама. Бесспорно — это удобнее при повседневном катании и для тех, кто только начинает свой велосипедный путь и неуверен пока еще в своих силах.
Author Corsa (2012)
Кроме специфической геометрии рамы на женские модели, обычно, ставятся женские седла. В остальном, отличий от обычных (мужских велосипедов) нет.
Другие типы велосипедов
Существует еще достаточное количество типов велосипедов. Но, они встречаются не часто. О самых интересных из них мы поговорим отдельно, в других статься от L-bike.
В данной статье мы рассмотрели основные типы велосипедов. Рассмотрели очень упрощенно. Но, надеемся, что это вам поможет немного разобраться в многогранном мире велосипеда. А мы (команда L-bike), в свою очередь, постараемся помочь вам выбрать оптимальный велосипед и всегда рады ответить на все ваши вопросы по телефону (812) 702-99-77, или по электронной почте order@l-bike.ru
Магазин
Покупателям
Каталог
Москва +7 (495) 988-31-51 Санкт-Петербург +7 (812) 702-99-77 Бесплатно по России 8 (800) 301-99-70 г. Санкт-Петербург,
Среднеохтинский пр., д. 24/2
Время работы: С 11:00 до 21:00
без обеда и выходных
Источники:
https://rollmaster.ru/info/Istoriya-velosipeda_530_article.html
https://stimul.online/articles/innovatsii/izobretateli-velosipedov/
https://aktsport.ru/velosiped/istoriya-velosipeda.html
https://l-bike.ru/articles/tipy_velosipedov_ili_dayte_mne_prosto_velosiped/