Велосипедист догоняет пешехода

Содержание скрыть

Можно ли переезжать пешеходный переход на велосипеде

велосипедист на пешеходном переходе

Ситуация, когда велосипедист «на всём скаку» мчится на «железном коне» по пешеходному переходу, давно перестала удивлять и пешеходов, и водителей. Редко-редко можно услышать свисток полицейского, призывающего велосипедиста остановиться. Нарушение правил дорожного движения (а речь идёт именно о нём) становится повсеместным. Почему так происходит? Каким правилам должен подчиняться велосипедист на пешеходном переходе?

Кто же он на самом деле?

Проблему самоопределения велосипедисту поможет решить свод ПДД. Следуя определению, сформулированному правилами дорожного движения, велосипед является немеханическим транспортным средством, а велосипедист – его водителем. Спешившийся велосипедист, мирно перевозящий своё транспортное средство через проезжую часть, автоматически превращается в пешехода (пункт 1.2). Вывод прост: переход является пешеходным, а значит, переходить его имеют право лишь пешеходы, то есть велосипедисты, ведущие велосипед за руль.

Примечание. Есть только одно отличие в поведении пешеходов и тех, кто таковыми становится, пускаясь с велосипеда: за границами населённых пунктов люди двигаются по проезжей части навстречу движению транспорта, а спешившиеся велолюбители – в ту же сторону, что и транспортный поток (п. 4.1)

Нужно ли водителям велосипедов уступать дорогу пешеходам?

Да. Оказываясь в роли водителя ТС, то есть, находясь за рулём велосипеда, на регулируемых пешеходных переходах велосипедист должен ездить, ориентируясь на сигналы обычных транспортных или специальных велосипедных светофоров, а также знаки регулировщиков (п.6).

На нерегулируемых пешеходных переходах водитель велосипеда должен уступить дорогу пешеходам (14.1). В городах с трамвайным движением, если трамвайные пути проходят по проезжей части, также нужно пропускать пешеходов, направляющихся к трамваю, подошедшему к остановке, или выходящих из него (14.6).

Разрешено ли разворачиваться на пешеходном переходе?

Иногда водитель велосипеда с нетерпением ждёт участка, размеченного «зеброй», чтобы развернуться на нём, и при этом даже не задаётся вопросом, можно ли совершать подобные развороты. Согласно пункту 8.11 ПДД, велосипедистам запрещено разворачиваться на пешеходном переходе. А как быть в этом случае? Необходимо сойти с велосипеда, пройти по «зебре», ведя свой байк за руль, а затем продолжить путь в заново выбранном направлении.

Переход — не место для отдыха!

Правила дорожного движения напоминают, что пешеходные переходы – это ограниченные по функциональности участки проезжей части. Именно поэтому на пешеходных переходах, а также в зоне пяти метров до них или за ними нельзя останавливаться и, тем более, стоять (12.4).

А железнодорожный переезд?

Если пересечение проезжей части по пешеходному переходу не угрожает жизни и здоровью людей напрямую, то нарушение правил движения через переезд железной дороги смертельно опасно как для велосипедиста, так и для пассажиров пытающегося стремительно затормозить поезда. Нужно помнить, что масса поезда во много раз превышает массу велосипеда, и последствия столкновения в 99% случаев окажутся трагическими.

При движении через железнодорожные пути велосипедист обязан:

  • остановиться перед закрытым шлагбаумом;
  • обращать внимание на сигналы светофора;
  • следить за звуковыми сигналами.

Водитель, который переезжает линии железной дороги, должен сохранять бдительность, не ездить с наушниками в ушах, иметь велосипед, оборудованный светоотражателями, фонариком и фарами, чтобы не допустить аварии, произошедшей по его вине.

Среди нас ему не место!

Сходная ситуация неуместности возникает, когда велосипедист появляется в пешеходной зоне. Чтобы не мешать идущим по тротуару людям, велолюбитель должен помнить, что ехать следует в порядке приоритета по следующим участкам:

  • пешеходным дорожкам;
  • обочине;
  • вдоль правого края проезжей части.

велосипедист на тротуаре

Ездить по тротуару разрешено, если вам ещё не исполнилось14 лет, вы перевозите или сопровождаете дошкольника, а также в том случае, когда возможность движения по более приоритетным зонам отсутствует. В большинстве наших городов до сих пор нет возможностей полноценного перемещения по велосипедным или велопешеходным дорожкам, а обочины завалены то мусором, то снегом. Тогда безопаснее действительно двигаться по тротуару.

При этом важно помнить уточнение, которое содержится в пункте 6 статьи 24 ПДД, напоминающее, что в случае, когда перемещение на велотранспорте мешает движению пешеходов, в обязанности велосипедиста входит предупредительное отношение к людям: водитель велосипеда обязан спуститься и продолжить путь по «густонаселённой» части дороги пешком. Если велосипедист попадает в зону пешеходки, это означает лишь то, что передвигаться по ней нужно как можно медленней и осторожней.

Преступление и наказание

О том, что ожидает нарушителей, повествует статья 12.29 ПДД.

беседа с работником ГИБДД

  • Пересечение не спешившимся велосипедистом проезжей части по «зебре», создание помех движению пешеходов и/или проезду любых транспортных средств может быть прощено только в первый раз, по усмотрению полицейского. Повторное предупреждение влечёт за собой штраф в 200 рублей.
  • Нарушение ПДД пьяным велосипедистом карается денежным взысканием в сумме от 300 до 500 рублей.

Чтобы ваши действия не создавали помехи на проезжей части, не раздражали водителей автомобилей, а ещё хуже – чтобы вы не сбили кого-то из людей, переходящих дорогу, необходимо запомнить простое правило: велосипедист может только перейти, но не переехать дорогу по пешеходному переходу.

велосипедист на городской трассе

Штрафы велосипедистам

велосипед как транспортное средство

Комментарии

Попов Артем 31 октября, 2017 — 13:36

Почему пешеходный переход НУЖНО переезжать верхом:

1. Самое глваное — из просмотренных мною тысяч ДТП с сбитием пешеходов и велоспиедистов пешеход в 90% случаев получает тяжелые травмы и даже не поднимается. Даже при ударе машиной на 20 км/ч уже есть неплохой шанс получить травму суставов и переломы.
Сбитый велоспиедист улетает по вектору направления удара, велосипед играет роль демпфера, растягивая импульс и на порядки уменьшая ускорение, которое получит велосипедист. В результате даже при высокой скорости сбившей машины обычные травмы это ссадины и ушибы от падения на асфальт, собственно от самой машины повреждений (удар тонной металла на 60 км/ч) велосипедист обычно не получает.
В 90-95% процентах случаях сбитый велоспиедист тут же вскакивает и идёт осматривать велосипед. Т.е. травматизм на 2 порядка ниже, чем у пешеходов. Вот и выбирайте, как вы будете переходить ПП.

2. Идиотская нынешняя версия ПДД считает, что сигвеи, моноколёса, ролики, и прочие средства передвижения, достигающие 50км/ч, могут переезжать ПП, а велосипедист, маячивший полминуты в ожидании зеленого и едущий по зебре 5 км/ч — это опасность-опасность! Что нужно сделать — вывести все эти девайсы, вместе с велосипедом, в отдельный вид транспортных средств, со своим пунктом упрощённых правил, и разумно ограничить скорость движения в конкурирующей среде — на тротуаре и ПП.
Иначе я предлагаю каждому водителю автомобиля при подьезде к зебре выходить из машины и показывать пешеходам свои права — ведь ездить без них запрещено. Заодно решит проблему ДТП на ПП — ведь не пешеходы сбивают машины, а наоборот.

Ник 18 мая, 2018 — 00:17

Основная причина ограничений — обеспечить дополнительную безопасность участникам движения и пешеходам. На быстродвижущийся объект через пп, водитель среагирует с задержкой, а может и не успеть среагировать. Правила пишутся «кровью» и статистикой ДТП.

Зебра опасна. 15 апреля, 2019 — 08:39

Дальнейшие расслабления ПДД подавят преимущество пешеходов и велосипедистов на зебре и приведут к опасным условиям на переходах (Водитель не увидел неожиданно появившегося . на зебре и сшиб его)Можно так же утверждать Водитель бронетягача со второстепенной дороги не заметил преимущества водитителей неожиданно несущихся по главной дороге и собрал их в кучу.Тем более он первый начал моневр и имеет право его закончить.

Стас 10 мая, 2019 — 08:37

При приближении к пп водитель должен снижать скорость загодя, чтобы «не пытаться успеть среагировать на быстро движущийся объект» это раз, а два — люди их (пп) перебегают на скорости не хуже велосипеда. таким образом водитель, подъезжая к пп должен быть во все оружии, чтобы не наделать делов. Но как говорит жизненный опыт — всем пофиг, пока петух не клюнет в одно место. И подготовка водителей у нас не ахти, поэтому все и ездят как попало после получения прав, туда же идет и аварийность на дорогах — некоторые вообще не соображают за руль чего уселись.

Иван 27 июня, 2019 — 13:35

А как вам такой случай. Я поворачиваю на перекрестке на лево на зеленый. пропускаю пешеходов, начинаю трогаться. и в это время через переход летит на полном газу равозчик пицы. Только боковым зрением успеваю его поймать и резко торможу. Кто здесь не прав? Это это переход, но не переезд. Хочешь быстро ехать, ехай по общей дороге по всем правилам , и везде успеешь.

Боря 1 июля, 2019 — 13:25

езда велосипеда навстречу по проезжей части (вместо пересечения в зоне пешеходного перехода) -не гарантия того, что такой велосипедист будет более заметным (напротив, из-за существенно меньших габаритов)

Дмитрий 29 июня, 2019 — 17:58

Полностью поддерживаю этот пост. Что за дебилы придумали закон спешиваться на пешеходнике, ну давайте теперь ролики снимать с ног, а инвалид пусть с коляски своей встает и пешком идет, какого хрена он нарушает передвигаясь на колесах. Считаю нужно просто в законе прописать «Снизить скорость до пешеходной». Сам постоянно езжу через пешеходник верхом и бесят водители которые возмущаются.

Андрей 4 сентября, 2019 — 18:19

Логика есть. Человек на велосипеде не в состоянии изменить скорость и направление движения так же как это может сделать пешеход в случае опасности. Но я считаю, что каждый челове должен сам оценивать риски и принимать решение переходить или переезжать переход. Важно донести людям (особенно детям) все возможные последствия каждого их действия на дороге. К сожалению, многие этого не знают, особенно те, у кого нет водительских прав.

Руна 7 ноября, 2019 — 01:03

Абсолютно согласна!
Меня просто мучает вопрос : «Почему в Европейских странах ПДД для водителей автомобилей всегда в приоритете сначала велосипедист, а потом пешеход? И допускается переежать по ПП, не спешиваясь!
И действительно, почему в России автомобилисты игнорируют ПДД в части снижать скорость перед ПП и пропускать не только ПП но и велосипедистов? Сколько раз было , что меня спешившуюся с велосипедом на ПП не то что не пропускали ,но ещё и газку поддавали,чтобы побыстрее проехать и не пропустить ! А если велосипедист , двигается по пешеходному переходу с такой же скоростью, что и пешеход , паралельно потоку пешеходов , не создавая помех, кому это мешает?

Лидия 18 декабря, 2019 — 13:02

Бесят водители, которые видят меня, начинают притормаживать, начинаю переезжать — СИГНАЛЯТ, какого хрена? Мы же с тобой посмотрели друг на друга! Нет, им принципиально важно посмотреть как я унижусь — слезу с велика и улиткой проползу перед ними. Я спешиваюсь, когда люди рядом или навстречу тоже переходят. А когда я одна и с водителями переглядываюсь ЗАЧЕМ.

Лидия 18 декабря, 2019 — 12:47

Я притормаживаю перед ПП, слева никого, начинаю движение, справа машина замедляется, потому что видит меня, очевидно, смотрим друг на друга, начинаю пересекать его полосу. он сигналит. Ну что за долбоебизм?! Я одна еду, очень медленно, зачем спешиваться, если нет угрозы наехать на пешехода, переходящего навстречу или рядом со мной. Почему водителю принципиально важно «унизить» велосипедистку, прикрываясь заботой о безопасности! Не смешите меня, по их логике будет безопаснее если я совсем как улитка буду переползать перед ними со своим грузом? Им же самим хочется, чтобы человек пересек дорогу плавно, без суеты. Лицемеры!

Влад 29 апреля, 2018 — 10:27

Штрафуют велосипедистов за езду по пешеходнику только так. Сегодня самому 800 рублей выписали. Переехал пешеходник рядом с ДПСниками со скоростью пешехода, даже приостановился машину пропустил. Он мне и сказал что если б я был пешком он водителя бы оштрафовал, а так водиле и предъявить нечего, вот меня и оштрафовали.

kuper426 3 мая, 2018 — 15:13

И правильно сделали что штрафанули

ТС источник пов. 15 апреля, 2019 — 08:47

Чем управлял водитель ДПС?

Таня 9 мая, 2018 — 14:49

А я ехала по пешеходному, а на тротуаре сотрудник ГИБДД, меня хотел оштрафовать. Ну я дала ему свой номер телефона, сделаю лучше вечером ему минет, чем деток своих 800 рублей лишу.

Евгений 22 мая, 2019 — 08:50

Татьяна, вы умничка. Когда будете в следующий раз нарушать скиньте свой маршрут и номер телефона. Мы будем в патруле и подъедем, решим всё на месте

Ник 13 июля, 2019 — 15:54

А потом этими губами детей своих целовать? Может лучше заплатить эти 800 рублей?

Кирилл 27 мая, 2018 — 15:14

Таня, вот это правильно! Побольше бы таких сознательных велосипедисток.

Slava 30 мая, 2018 — 11:46

а как быть если в Москве ехать по тротуару на Ленинском проспекте, например, там каждые 100 м чтоли спешиваться? я не говорю про перекрестки очевидные, там вдоль выездов из прилегающих улочек, дворов итп рачертили зебры желтые- получается я должен их все время пешком переходить?

Свет 28 июня, 2018 — 11:38

На Ленинском очень мало велодорожек. а значит катить следует по проезжей части. Не пробовали это делать?

Серж 29 июля, 2018 — 22:01

А как, по правилам или по совести надо было поступить? — Был у меня случай, ехал в лесу, по просёлочной дороге, авто там очень редко ездят, дорога широкая 4-5 м., справа резкий склон, на встречу шеренгой подростки, пацаны, девченки.
Я ехал, считай у самой кромки, судя по взгляду меня увидели, но самого последнего момента даже шаг в сторону не сделали, в самый последний момент чуть плечо человек отвел, в результате я рулем задел рюкзак, когда уже проехал метра 2 услышал маты. видать, всё же что-то задел, может самолюбие их )) , тормозить и устраивать разборки не стал. Как бы вы поступили? Остановились и ждали когда мимо вас они пройдут или ехали дальше?

Андрей 4 сентября, 2019 — 18:25

Да посигналить им надо было, нефиг шеренгами по до дорогам и затруднять движение.

Николай 2 августа, 2018 — 19:48

Я автомобилист с 10 летнем накатанным стажем. Подьезжая к нерегулируемому пешеходному переходу я сбрасывая скорость, так же оцениваю наличие пешеходов и оцениваю могу ли проехать..если их нет то я спокойно еду дальше..быстро едуший велосипедист может оказаться передо мной в мгновение ока..я просто не успею среагировать..

Сергей 6 мая, 2019 — 23:21

как таковой дискуссии по вопросу велосипедистов нет. правила устаревшие — и не отвечают актуальным вызовам времени. возможно, следующий президент РФ будет велосипедистом, и проблема будет решаться на уровне внесения в ПДД новых пунктов. например, везде пишут, что быстро едущий велосипедист . его не заметит водитель — = СОГЛАСЕН. но почему бы велосипедисту , не переехать на пустом регулируемом перекрестке на зеленый ( для пешехода) светофор . опять если продолжать дискуссию. вот опять запретить. не разрешить. к сожалению не знаю какие в европе правила для велосипедистов. ( был в барселоне, что то не догадался спросить. ) = но опять у моря например ТАК там велодорожка по всей бероговой линии моря. и вопрос как бы отпадает для велосипедистов. у автолюбителей — претензии к велосипедистам. у пешеходов так же. к примеру : когда еду на велике по тратуару = БЛЯМКАЮ. что бы предупредить пешехода. а многие идут в наушниках. и ничего не слыШАТ. и в последний момент когда проезжаешь мимо, испуганно ШАРАХАЮТСЯ . и под траекториЮ ДВИЖЕНИЯ велика. на самом деле проблема есть. но никто её РЕШАТЬ ( даже обозначить) не хочет . уже на марс лететь собрались . а к велосипедистам предвзятое отношение . позиционирую себя как велосипедиста ( не спортсмен, не прогулка) а именно как СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ .

Стас 10 мая, 2019 — 08:43

Считаю, по крайней мере, на регулируемом надо разрешить переезд на вело, ибо машины стоят под светофором и водителям нет нужны реагировать на кого бы то ни было, а под красный велопереезд итак небезопасен)

иегадуил 4 июня, 2019 — 17:17

]Ок — еще один конкретный пример -велосипедист подъехал к началу пешеходного перехода , остановился ,как говорится на одной ноге, сидя в седле , ждет когда его пропустят , не создавая помехи другим участникам движения , пешеходный переход пустой —автомобили останавливаются и пропускают —- так ли уж важно идти в данном случае пешком , тратя время на спешивание , может пускай быстро проедет короткий отрезок , освободив дорогу автомобилистам . Другой пример—велодорожка ,имеющая множество пересечений с примыкающими второстепенными , обычно пустынными придворовыми и технического назначения дорогами , буквально каждые сто-двести метров , Как же глупо будет спешиваться каждые две минуты на пешеходных переходах , особенно на протяжении десяти километров. Третий пример —совершенно пустынный ночной или утренний город , машин мало , пешеходы спят —представьте себе велосипедиста , слезающего на каждом пешеходном переходе , а их на пути штук сто и ведущего велосипед на совершенно пустынных улицах, Глупо да и все—,хотя может и правильно,— всю жизнь в законы и правила не запихнешь,— И да , кстати , -у меня есть две машины и есть два велосипеда , и для достигших высокого интеллектуального развития поясню —одно никак не исключает другого.
. велосипедисты при отсутствии велодорожки имеют право передвигаться по тротуарам , проезжей части , придворовым территориям, проселочным дорогам и т,п, на общих основаниях , а не как кому-то там нравится или нет , . так что , извините , А велосипедистам могу пояснить , что формально , если вас собьют на пешеходном переходе во время езды по нему—вы будете виноваты , если вы шли по пешеходному переходу — то вы пешеход и вы правы —это надо учитывать , и действовать сообразно обстоятельствам

Валерий 19 июня, 2019 — 14:26

Даже не знаю, комментарий у меня, информация к размышлению или вопрос? Я часто на пешеходном переходе на велосипеде верхом, но на педали всего одна нога, а другой я отталкиваюсь от земли и немного качусь стоя на одной ноге на педали. Ну как дети на самокатах. Вроде бы и пешком, раз ногой от земли отталкиваюсь, но «менты» могут инкриминировать — не слез, мол, и не идёшь на двух ногах рядом и не катишь «велик» как пешеход. Нарушаю или нет? Кстати, я это делаю не из вредности или глупости. Если этих переходов штук 20, то спешиваться постоянно подташнивает. И ещё раз, кстати: поскольку никакого доверия на дороге нет никому постоянно верчу головой и когда абсолютно убеждён в безопасности — еду, превышая скорость пешехода может чуть-чуть и то уж в конце перехода.

Юрий 3 июля, 2019 — 22:28

Сторонники запретов исходят из позиции, что все велосипедисты дебилы и несутся сломя голову. Так вот, дебилы есть везде. Человек с чувством самосохранения старается вести себя осторожно всегда, независимо от того, как он передвигается. А то, что у нас очень снизилась общая культура и в передвижении тоже- это очень заметно. Появилась «мода» среди пешеходов ходить по левой стороне, притом началось всё так резко, как будто страну переименовали в Англию. Культура (то- бишь правила поведения) была придумана не просто так, а чтобы не наступать на те же грабли постоянно и не бить морды друг-другу каждый день, доказывая кто прав. Как-то так думаю.

Олег 19 августа, 2019 — 23:30

Надо сделать так, как в Белоруссии: по пешеходным переходам на регулируемом перекрестке — проезд велосипедистов РАЗРЕШИТЬ, на НЕрегулируемых — переход, как и положено — в качестве пешехода.

Игорь 20 августа, 2019 — 06:01

В ПДД все верно. Запрет пересекать на велосипеде пешеходный переходе не случайно возник.
Стасу, ты забыл, что часть авто поворачивает на зеленый направо и налево и вот он тут долгожданный велосипедист. Ни всегда его можно вовремя заметить, мешает растительность, кусты, деревья при повороте, бывает и уклон тротуара — возвышенность.
Велосипедист — это ни пешеход и его скорость (для много-скоростных велосипедов) может достигать 30-40 км/час.
Это означает, что велик проходит в секунду около 8 метров.
Водитель автомобиля, чтобы убедиться в безопасности поворота, должен посмотреть направо — 1 секунда,
посмотреть налево 2-я секунда, посмотреть прямо и начать движение 3-я секунда.
При скорости 30 км/час велик будет находиться на расстоянии 24 метра от перекрестка.
Вопрос: как водитель сможет среагировать на внезапное появление велосипедиста.
Конечно, если голова у него вращается на 360 градусов ежесекундно, но это не возможно.
Поэтому давайте все соблюдать ПДД и меньше будет ДТП.

Анна 15 сентября, 2019 — 19:55

Когда только начала более-менее уверенно ездить на велосипеде (лет в 12) — сразу же полезла изучать ПДД для велосипедистов, хоть и не собиралась ездить по дорогам. Лучше всего запомнила про пешеходный переход и запрет при езде по проезжей части поворачивать налево. Помня это, всегда слезаю перед пешеходным переходом с велосипеда и иду пешком. (Один-единственный раз в жизни я решила «как все» переехать по пешеходному переходу — меня ТАК обсигналили, что запомнила на всю жизнь!). Сейчас всё больше вижу людей, которые слезают с велосипеда и переводят его через пешеходный переход пешком. Это радует! Значит, люди стали более информированными.

Олег 27 сентября, 2019 — 05:33

В нашем городе водители авто аккуратно пропускают пешеходов, даже тех, которые еще не вступили на ПП, но собираются это сделать. Часто вижу велосипедистов которым пофиг и которые верхом на велике проезжают по ПП. Был случай, когда велосипедист, проезжая по ПП, указывал на знак 5.19.1 — Пешеходный переход. Приходилось останавливаться и полуматом объяснять, что он не пешеход.

ИгорьБ 19 октября, 2019 — 15:53

Как ездили, так и будут ездить, подвергая опасности пешеходов, себе будут портить автомобили при столкновении, потому что наказания нет и не будет!

Алекс 19 декабря, 2019 — 01:35

Под зелёный сигнал светофора можно хоть на корсаках — цитата из автошколы, а на велосипеде нельзя, прикольно.

юрий 13 января, 2020 — 18:53

Есть зелёный сигнал светофора ,и он гласит-можно двигаться! А на чём я буду, на роликах или лыжах, это мало кого должно заботить. Я иду/еду на зелёный, значит, автомобилям горит красный и они должны стоять!
Кстати, инвалидная мотоколяска — тоже машина. И инвалиду надо вылезти и ползти рядом?

Михаил 21 мая, 2020 — 15:06

Правила пдд написаны кровью, как и техника безопасности, велосипедистам нечего делать на узком тротуаре и на пешеходном переходе велосипедист должен переходить пешком, некоторые типа доставщики гоняют как сумасшедшие.

Вася 22 июня, 2020 — 11:29

Сначала создайте велосипедистам нормальные условия для передвижения, а потом говорите кто чего должен. Были бы у нас велодорожки, ни один нормальный человек с велосипедом и не сунулся бы на тротуар. Так же как и культура вождения и уважения ко всем участникам движения, а не только к тем кто тебя выше и больше.

Александр 27 июня, 2020 — 01:17

Ну одно дело не регулируемый пешеходный переход, там лучше спешиться даже если и разрешено было бы проезжать, потому что инвалиды за рулём не видят никого) А вот главный вопрос это про светофоры, нигде нет чёткого ответа и даже гайцы не могут чётко и внятно дать ответ) Я еду по тратуару, впереди перекрёсток, должен ли я спешиться при РЕГУЛИРУЕМОМ переходе? Я слышу только «да», а вот на вопрос каким пунктом пдд это описано никто ответить не может) Вот на протяжение 10лет все жду когда до меня докопается какой нибудь мент или гаишник))

Clash 17 апреля, 2021 — 18:47

ПДД это описание простого способа обеспечить безопасность движения.
Никто не запрещает обеспечивать безопасность сложным способом.
Принцип перехода проезжей части в любом месте применим и для переезда по пешеходному переходу: «При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части, где она хорошо просматривается в обе стороны.»
Нужно дождаться проезда всех ТС или достаточной дистанции от ТС до перехода, чтобы безопасности пересечь переход.

Правила дорожного движения для велосипедистов в 2021 году

Велосипед как вид транспорта становится все более популярным, и множество сторонников здорового образа жизни, да и просто экономных людей, пересаживаются на своих двухколесных друзей. А чем больше на дороге участников движения, тем строже нормы ПДД к ним. Рассмотрим максимально подробно, какие правила езды на велосипеде необходимо соблюдать, чтобы не попасть в ДТП.

Общие требования ПДД для велосипедистов

Основные положения правил езды для велосипедистов изложены в 24 статье ПДД, но это не единственное упоминание двухколесного ТС в законах. C 2014 года в правилах появилось понятие «велосипедная дорожка», и в идеале граждане на этом виде транспорта должны ездить только по ней (ст. 24.1 ПДД) и всегда переезжать на нее, если таковая появляется в их поле зрения. Но по факту они есть только в крупных городах, вроде Москвы или Санкт-Петербурга, и то на оживленных проспектах. Как справляться с этой проблемой жителям спальных районов и небольших провинциальных городков – обсудим ниже.

Необходимо надеть средства защиты вроде шлема или щитков на колени и локти. В законе нет обязанности носить эти вещи ни детям, ни для взрослым, и за их отсутствие наказания не будет, но элементарные соображения безопасности все же никто не отменял. Глаза лучше закрыть специальными спортивными солнцезащитными очками.

Должен ли он следовать ПДД?

Велосипед официально приравнен к виду транспортного средства и для ПДД мало чем отличается от автомобиля. Для этого двухколесного транспорта действуют все правила, которые начинаются с «Водитель обязан…», «Транспортное средство должно…» и т.д. Велосипед не относится к механическим ТС, так что если в тесте речь идет именно о них, то это не для велосипедистов.

За нарушения правил дорожного движения велосипедист будет нести административную ответственность наравне с другими участниками движения.

Правила движения велосипедистов

Специальных правил движения непосредственно для велосипедистов не так много и они не так строги, как для автомобилей, но их все же необходимо придерживаться, особенно, если передвигаться на велосипеде вдоль загородных трасс.

По проезжей части

Правила движения по проезжей части регламентируются в статье 24.2 ПДД. В них указано, что по трассе можно перемещаться только в том случае, если рядом нет специальной велосипедной дорожки или по каким-то причинам по ней нельзя проехать. Велосипедист должен находиться строго у правого края трассы по направлению потока, не заезжая за полосу, которая разделяет автодорогу от обочины (сплошная линия 1.2.1 или прерывистая 1.2.2).

Подъезжая к пешеходному переходу, он должен притормозить, пропустить людей и двинуться дальше, как и машины.

Также ехать по автодороге можно, если ТС имеет габариты больше одного метра или передвигается с прицепом, ширина которого больше одного метра. Когда по дороге следует целая велосипедная колонна, для нее допустимо передвигаться только в один ряд. В две колонны можно ехать в виде исключения, если:

  • Ширина велосипеда с водителем не больше 0,75 метра;
  • Двигается не более десяти ТС;
  • Группы, в которых больше десяти велосипедов, должны следовать в несколько частей по десять участников. Для облегчения обгона им следует растянуться на дистанцию в 80-100 метров друг от друга.

По обочине

Согласно ПДД по обочине можно ехать с правой стороны от дороги по направлению движения, если нет специально выделенных велосипедных дорожек, тротуаров, пешеходных зон или есть препятствие для движения по правому краю трассы.

По тротуару или пешеходной дорожке

По тротуару, или по пешеходной зоне можно ехать, если опять же по близости нет специальной велосипедной дорожки и нет возможности проехать по правому краю трассы. Также нужно двигаться исключительно по тротуару, если рядом едет велосипедист младше 14 лет или при перевозке ребенка до 7 лет на специально приспособленном сиденье или в коляске. Ребенок младше 7 лет на велосипеде также должен ехать исключительно по тротуару в сопровождении взрослых-пешеходов.

Дорожки и полосы для велосипедистов

Велосипедные дорожки – это полосы, которые специально выделяются в крупных городах для велотранспорта. В идеале велосипедисты должны двигаться только по ней. Езда по тротуару, в пешеходной зоне, по автостраде и по иным, не приспособленным для велосипедов местах, при наличии велодорожки запрещается.

Велодорожка – это узкая полоса с асфальтным покрытием. Рядом стоит дорожный указатель 4.4 «Велосипедная дорожка», либо знак изображен прямо на асфальте. Они бывают как с односторонним, так и с двусторонним движением.

Как правильно проезжать перекрестки на велосипеде?

Правила проезда перекрестков изложены в статье 13 ПДД. Если он не регулируется светофором или регулировщиком и является равнозначным, то приоритет в повороте всегда будет за тем, кто располагается справа. Если дорога неравнозначная (то есть имеется знак 2.1 «Главная дорога»), то первым едет тот, кто движется по основной трассе. Транспорт на второстепенной дороге пропускает машину, которая будет справа от него.

Это не относится к трамваям – у них всегда преимущество.

Если светофор или регулировщик есть, то подчиняться нужно их сигналам. Велосипеду по статье 24.8 ПДД запрещено поворачивать налево, если дорога имеет больше одной полосы движения. Он можете двигаться только вперед и направо. Если ему требуется повернуть налево, то придется спешиться и искать пешеходный переход на другую сторону трассы.

К сожалению, некоторые водители не в курсе, что велосипедист является таким же участником движения, как и он сам, и могут с пренебрежением отнестись к двухколесному транспорту. Это серьезное заблуждение.

Чтобы не подвергать себя ненужной опасности от невежественных водителей, велосипедисту лучше всего остановиться на своей полосе и терпеливо дождаться, когда другие участники дорожного движения совершат свой маневр, и только когда дорога будет свободна, пересекать трассу самому.

Максимальная скорость

Велосипедист должен придерживаться того же скоростного режима, который указан на знаке для всех участников дорожного движения (пункт 10.1 ПДД). Как правило, в городской черте скоростной максимум составляет 60 км/ч, во дворах и жилых зонах нельзя двигаться быстрее 20 км/ч. Если превысить первый показатель на велосипеде практически невозможно, то нарушить второй не составляет никакого труда. На дороге можно встретить ограничения скорости еще меньше – все они обязательны для исполнения.

Если у велосипеда есть электропривод, то на отметке в 25 км/ч он должен выключаться.

Вне города скоростной режим, как правило, недосягаем для транспорта на мускульной тяге, так что при езде по загородной трассе нарушить ограничение скорости велосипедисту практически невозможно.

Светофоры и перекрестки

Двухколесное ТС, которое двигается по автомобильной трассе, является одним из участников движения. Соответственно на перекрестках, которые контролирует светофор, велосипедисты подчиняются тем же правилам, что и автомобилисты. Заезжать за ограничительную линию, ехать на запрещающий сигнал светофора и разворачиваться велосипедист не имеет права. Ему следует остановиться перед перекрестком и дождаться, пока вся колонна не получит разрешающий сигнал.

Сигналы маневрирования и световые приборы

В соответствии со статьей 8.1 ПДД транспортное средство обязано подавать сигналы о начале движения, о повороте, перестроении, торможении и остановке. В отличие от автомобилей, велосипеды не оборудованы огнями, и правила обязывают велосипедистов давать знаки о маневрировании с помощью рук.

Никто не запрещает установить на велосипед специальное оборудование со световыми сигналами. Так можно существенно облегчить собственное передвижение на дорогах.

  • Поворот налево: вытянуть в сторону левую руку, либо правую согнуть под прямым углом и отвести вбок;
  • Поворот направо: вытянуть в сторону правую руку, либо левую согнуть под прямым углом и отвести вбок;
  • Остановка: поднять вверх левую или правую руку.

Все эти сигналы следует выполнять за пару секунд перед началом маневра. Важно, чтобы другие участники движения могли увидеть ваш знак и заблаговременно среагировать. После того, как сигнал подан и есть уверенность, что у водителей было достаточно времени и возможностей увидеть его, можно возвращать руку на руль и поворачивать.

Не выполняйте эти сигналы вместе с торможением с одной рукой на руле, чтобы не вылететь из седла.

Если водитель транспортного средства передвигается в темное время суток, то по статье 19.1 ПДД ему необходимо иметь при себе светоотражающие элементы. Для велосипедистов – катафоты и фонарь. Белый отражатель нужно закрепить спереди вместе с включенным фонарем, а красный сзади. Также неплохо иметь катафоты на колесах и надеть куртку с отражающими наклейками.

Для велосипедистов в возрасте до 14 лет

Велосипедистам до 14 лет необходимо передвигаться исключительно по тротуару или по велосипедной дорожке, и только в пределах пешеходных зон. На дороге не должно возникнуть ситуации, когда ребенок едет по дорожной полосе, а его родитель по тротуару. И наоборот тоже запрещено.

На загородных трассах, где нет ни велодорожки, ни пешеходной зоны, передвигаться детям до 14 лет на велосипедах нельзя и неважно, есть рядом взрослый или нет.

Ребенка до 7 лет на велосипеде должны сопровождать взрослые пешеходы на тротуарах или пешеходных дорожках. Сопровождать его на собственном велосипеде также нельзя.

Привилегии велосипедистов

С недавнего времени велосипедисты получили преимущество: им разрешается двигаться по выделенной полосе для маршрутных транспортных средств. Такие дороги обозначены синими дорожными щитами (5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14). Кроме легковых такси, школьных автобусов и велосипедов, на ней не имеет права появляться ни один из видов транспорта. Однако есть нюанс: велосипедисту заезжать на нее можно только, если она располагается справа, и рядом нет велосипедных дорожек.

Велосипедистам запрещается

  • Управлять транспортом без рук на руле – лихачества и езда с помощью одних ног недопустимы;
  • Ехать с грузом, который выдается за габариты более чем на 0,5 метра в любую сторону или мешает управлению;
  • Перевозить пассажиров на раме, на багажнике или другим способом, который не предусмотрен конструкцией;
  • Перевозить ребенка без специально оборудованного кресла;
  • Ездить по пешеходным переходам;
  • Находясь в правом потоке, разворачиваться или поворачивать налево на трамвайных линиях, или на трассе с дву- и более полосным движением – если на дороге нет специального разрешающего поворот знака или если дорога не проходит в специальной велосипедной зоне;

Если срочно нужно повернуть налево, то можно слезть с велосипеда и как обычный пешеход перейти на другую сторону дороги по «зебре», ведя транспорт рядом.

  • Буксировать другой велосипед (если нет специального буксировочного прицепа, на котором надежно закреплено другое ТС);
  • Двигаться по автомагистралям;
  • Разговаривать по телефону, держа руль одной рукой.

Штрафы для велосипедистов и частые ошибки

Теперь поговорим, как не нужно ездить на велосипеде.

Пьяный на велосипеде

Велосипед – это тоже вид транспортного средства, который может представлять опасность для окружающих, а человек в седле – его водитель. Соответственно, если появиться на нем в состоянии алкогольного опьянения, то это будет считаться нарушением статьи 2.7 ПДД, которая прямо запрещает садиться за руль в пьяном виде любого ТС.

Передавать управление пьяному тоже не допускается. В этом случае отвечать будет еще и владелец велосипеда.

Когда эксплуатация велосипеда запрещена?

Переезжать трассу вдоль пешеходного перехода верхом на велосипеде запрещено. По ним могут двигаться только люди на своих двоих, так что если велосипедисту нужно пересечь трассу по «зебре», ему придется слезть и пройти переход, ведя свой транспорт рядом. Особенно это касается участков, которые не контролируются светофорами.

Этот запрет действует в первую очередь ради безопасности самого велосипедиста, так как резко остановиться с тем же успехом, как пешеход, велосипедист не в состоянии. К тому же он, как правило, двигается быстрее, чем человек, и высока вероятность не заметить приближающийся автомобиль.

Также нельзя садиться за руль, если у велосипеда неисправны или вовсе отсутствуют тормоза. Среди молодежи демонтировать «лишние и тяжелые» тормоза это распространенная практика, идущая вразрез со статьей 2.3.1 ПДД, которая обязывает водителя иметь исправную тормозную систему.

Также по пункту 6 «Основных положений по допуску ТС к эксплуатации» нельзя управлять велосипедом, если сломан руль, звуковой сигнал, нет светоотражателей спереди, сзади и по бокам для езды ночью.

Может ли велосипед идти на обгон?

Велосипедист может обгонять другие транспортные средства, но имеет он права это делать только по статье 11 ППД, которая регламентирует безопасный обгон. Обгонять другие машины можно, если:

  • Велосипедист уверен, что дорога впереди свободна, и он не создаст опасности для другого транспорта;
  • Обгоняет с левой стороны;

Велосипедисту запрещено обгонять, если:

  • ТС впереди само начинает обгон или объезжает препятствие;
  • ТС поворачивает налево или только включило левый поворотник;
  • Безопасное возвращение на полосу невозможно.

Обгон запрещен на пешеходных переходах, на железнодорожных переездах и ближе ста метров от них, на мостах и под ними, туннелях, регулируемых и нерегулируемых перекрестках, если велосипедист не едет по главной дороге, а также в местах с плохой видимостью.

Как перевозить на велосипеде ребенка

Ребенка на велосипеде можно перевозить в двух случаях:

  • В конструкции изготовителем предусмотрено специальное сиденье с ремнями безопасности и ручкой;
  • У него есть крепление для прицепа или коляски, в которую можно безопасно посадить ребенка.

Перевозить детей на раме, багажнике, на самодельном сиденье или коляске запрещено категорически.

Штраф за нарушение ПДД велосипедистом

Велосипедист может быть оштрафован:

  • За езду в состоянии алкогольного опьянения по статье 12.29 п. 3 КоАП РФ – от 1 000 до 1 500 руб.;
  • Нарушение ПДД по статье 12.29 п. 2 КоАП РФ – 800 руб.;
  • Помеха другим участникам дорожного движения по статье 12.30 п. 1 КоАП РФ – 1 000 руб.
  • Вред здоровья человека по статье 12.30 п. 2 КоАП РФ – от 1 000 до 1 500 руб.
  • Разговор по мобильному телефону в процессе езды по статье 12.36 КоАП РФ – 1 500 руб.

Как вести себя при ДТП

Алгоритм действий описан в статье 2.5-2.6 ПДД. Если велосипедист все же стал участником ДТП, то ему следует:

  • Убедиться, что остался цел и нет серьезных ран; если пострадал кто-то другой – вызвать скорую помощь по номеру 103 или 112;
  • Если столкнулся с автомобилем, то водитель должен выставить знак аварийной остановки и включить аварийный сигнал;
  • Не трогать велосипед – пусть лежит там, где упал;
  • Если нужно получить компенсацию за ремонт своего транспорта, вызывать сотрудников ГИБДД по номеру 102;
  • Пока едет инспектор, достать смартфон и сфотографировать велосипед и другого участника аварии – это поможет прибывшему сотруднику ГИБДД восстановить картину событий;
  • Как только все фотографии сделаны, велосипед можно убирать с дороги, если он мешает движению;
  • Как только приедет машина ГИБДД сообщить свою версию событий и добиться, чтобы она была корректно отражена в протоколе;
  • Инспектор должен составить протокол и его копию со справкой о ДТП отдать участникам аварии. Эти бумаги понадобятся, если дело дойдет до суда.

В России, где велодорожки начали появляться совсем недавно, езда по густонаселенному городу может оказаться тем еще приключением и точно соблюдать правила не всегда удается. Вряд ли кто-то будет реально наказывать штрафами, если велосипедист поедет не с той стороны дороги. Но держать в голове законодательные нормы важно и нужно при возникновении спорных ситуаций и для защиты своих прав.

Все штрафы для велосипедистов за нарушение ПДД в 2021 году

Велосипедист – участник дорожного движения. Соответственно, у него есть не только права, но и обязанности, за несоблюдение которых грозит административный штраф. В нашей статье мы расскажем о том, какое наказание ждет велосипедиста за нарушение ПДД.

Наказание для велосипедистов: законодательная база

Штрафы для велосипедистов регламентируются:

ПДД – в п. 24 приводятся требования к их передвижению;

КоАП РФ – где устанавливаются размеры штрафов за нарушение правил.

Велосипедиста могут привлечь к ответственности в двух случаях:

за несоблюдение ПДД;

создание помех для других участников дорожного движения.

Виды штрафов

Согласно ч. 2 ст. 12.29 КоАП велосипедисту за нарушение ПДД положен штраф в размере 800 рублей. Важно учитывать, что данное взыскание назначается за нарушение в ходе движения. Если велосипедист идет пешком и везет транспорт рядом, он приравнивается к пешеходу.

Это общее наказание за несоблюдение правил движения, в некоторых ситуациях размер штрафа может меняться.

Проезд через пешеходный переход

В этом случае велосипедист приравнивается к водителю. Соответственно, он должен ориентироваться на сигналы светофора или указания регулировщика.

В случае их отсутствия, он должен предоставлять преимущество пешеходу, позволяя ему возможность пересечь «зебру».

Важно! Велосипедист должен пересекать дорогу по пешеходному переходу сойдя с транспорта и ведя его рядом (имеется в виду движение поперек дороги, переход на другую сторону).

За несоблюдение правил проезда по пешеходному переходу штраф стандартный – 800 рублей.

Движение по тротуару

В соответствии с п. 24.2 ПДД велосипедист может передвигаться по тротуару на законных основаниях если:

он сопровождает велосипедиста младше 14;

перевозит ребенка, не достигшего 7 лет (в предназначенном для этого месте);

нет велосипедной дорожки, а также отсутствует возможность передвижения по обочине и/или по правому ряду дороги.

В большинстве городов России нет специальных дорог для велосипедистов, поэтому за езду по тротуару привлекают к ответственности достаточно редко. Но если встретился особо принципиальный сотрудник ГИБДД, наказание за данное нарушение будет наложено. Размер штрафа за езду на велосипеде по тротуару стандартный – 800 рублей.

Езда без шлема

ПДД не включают велосипед в список транспортных средств, при управлении которыми необходимо носить защитный головной убор. Поэтому за езду без шлема штраф не предусмотрен. Использование защиты для головы остается на усмотрение велосипедиста.

Создание препятствий другим участникам движения

Если несоблюдение ПДД велосипедистом спровоцировало помехи для движения водителей, наказание регламентируется уже ч. 1 ст. 12.30 КоАП. Размер штрафа составляет 1000 рублей.

Если нарушение правил привело к причинению вреда другим участникам дорожного движения, взыскание достигает 1000-1500 рублей (ч. 2 той же статьи) в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Езда в пьяном виде

Для пьяных на велосипеде предусмотрена отдельная статья. В соответствии с ч. 3 ст. 12.29 КоАП управление данным видом транспорта в нетрезвом состоянии наказывается штрафом. Его размер составляет от 1000 до 1500 рублей.

Для управления данным видом транспорта не требуется наличие водительского удостоверения. Поэтому пьяная езда на велосипеде не может стать основанием для лишения прав.

Однако если нарушение правил привело к ДТП с получением тяжкого вреда потерпевшим, предусмотрены жесткие санкции. Велосипедисту грозит уголовное наказание по ст. 264 УК РФ. В этом случае могут быть назначены принудительные работы, арест либо ограничение свободы.

Несоблюдение скоростного режима

Минтранс РФ рассматривает возможность установления максимальной скорости для велосипедов, полностью приравняв их к мото/автотранспорту. Наряду с этим должны быть созданы специальные дорожки для их передвижения.

Однако пока в РФ не предусмотрены подобные ограничения. Поэтому штраф за превышение скорости велосипедистам не грозит. Тем не менее, для собственной безопасности важно соблюдать режим, установленный на конкретных участках дороги.

Важно! Минимальное ограничение в 20 км/ч может быть превышено как велосипедами, оснащенными электродвигателями (развивают до 25 км/ч), так и собственными силами человека.

Правила движения на велосипеде

Чтобы обеспечить безопасность на дороге, велосипедист должен соблюдать ПДД наравне с водителями автомобилей и иных транспортных средств.

Кроме того, при управлении своим механическим транспортом он обязан подавать сигналы перед любым маневром – остановкой, поворотом. Делать это нужно световыми приборами, а при их отсутствии рукой, вытянутой в сторону. При повороте намерение обозначается перед маневром. При его совершении рука должна уже находиться на руле (управлять велосипедом одной рукой запрещено ПДД).

Также важно помнить, что велосипедист должен ехать по ходу движения других транспортных средств (в отличие от пешеходов, которые должны передвигаться по встречному направлению).

В соответствии с п. 24 ПДД на данном виде транспорта запрещены:

поворот налево, разворот на участках с трамвайным движением, а также на отрезках дороги, на которых более одной полосы для движения в данном направлении;

перевозка грузов, выступающих по сторонам более чем на 0,5 м либо мешающих движению;

буксировка других велосипедов;

перевозка пассажиров, если это не предусмотрено строением велосипеда.

Таким образом, велосипедист обязан соблюдать ПДД, поддерживать общую культуру вождения и обеспечивать безопасность – как собственную, так и других участников дорожного движения.

Видео

Автор: Киселев Я.Л. Юридический редактор: Глазунов Г. П.

«Меняя ПДД, нельзя забывать о необходимости менять инфраструктуру». Разбираем правки, касающиеся велосипедов и гироскутеров/самокатов/моноколес

Довольно большой пакет предлагаемых правок в ПДД касается передвижения велосипедов и входящих в моду девайсов. Ключевые новации две: во-первых, предлагается узаконить электросамокаты, гироскутеры и прочие «сегвеи», во-вторых — разрешить не спешиваться на велике при переезде пешеходного перехода (правда, только регулируемого). «Можно считать это шажочком навстречу деавтомобилизации и в целом прогрессу, — считает Юрий Краснов, который продолжает разбирать проект корректив в Правила дорожного движения. — Хотя возникают некоторые вопросы касаемо терминологии, а также уместности отдельных транспортных средств на тротуарах».

Что такое СПМ?

В проекте изменений к ПДД предпринята попытка узаконить новые средства, которые используются для передвижения: моноколеса, электросамокаты, гироскутеры и так далее.

— У меня есть вопрос по поводу терминологии, — задумывается Юрий Краснов. — Что такое «средство персональной мобильности» (СПМ)? Как его понимать? Очевидно, авторы правок решили объединить все, что едет чуть быстрее пешехода и перевозит только одного человека. Но позвольте, велосипед с электродвигателем под это определение не попадает? А автомобиль?

Приравнивание всех СПМ к пешеходам ведущий рубрики считает спорным решением. С одной стороны, декларируется, что это разные участники дорожного движения, с другой — они в своих правах равны.

Вероятно, моноколесистов и электроскутеристов хотят обязать двигаться по тротуарам (или велодорожкам, но об этом позже) и пересекать проезжую часть по «зебре». Однако что будет происходить при взаимодействии с пешеходами, пока, похоже, мало кто задумывается.

— Восприятие пространства с точки зрения пешехода и человека на транспортном средстве (самокате, скейте или роликовых коньках) сильно отличается, — замечает ведущий «Разборов…». — Если вы на чем-то катитесь, то смотрите, как правило, вдаль, отслеживаете препятствия, обращаете внимание на покрытие. В этом случае очень важна скорость приближения к объекту. А пешеход смотрит на цель: человек увидел остановку и идет туда. Он может находиться в своих мыслях, разглядывать облачка в небе, вести себя, как говорят, неосмотрительно.

Можно, конечно, укорять прохожих, которые не оглядывается каждые пять секунд и не ждут приближения велосипедиста. Но ведь это естественно: ходьба и бег придуманы природой, самим естеством. Если же мы выбираем какое-либо транспортное средство, изобретенное человеком, то автоматически несем ответственность.

— Человек рождается с вестибулярным аппаратом, настроенным на ходьбу или бег, — поддерживает эту мысль Юрий Краснов. — Мы не появляемся на свет скейтбордистами или моноколесистами. При передвижении на неких устройствах, будь то самокат или скейтборд, мы обречены на взаимодействия, и думать о безопасности должен в первую очередь наездник. Ответственность за столкновения на тротуаре обязаны нести пользователи девайсов или транспортных средств.

Пока в Минске и других городах только-только начинают осваивать моноколеса и гироскутеры. А в Европе уже хлебнули с ними проблем. Эти транспортные средства не раз сталкивались с пешеходами, и люди получали серьезные травмы. Как разрешать подобные конфликты? Кто должен разбираться?

— Боюсь, как бы у нас пешеходам не пришлось вешать на лоб камеру, чтобы в случае столкновения проще было бы установить обстоятельства, — утрирует ведущий рубрики. — А потом в новостях будем читать «Попал под моноколесо», «Лыжник на проезжей части врезался в скейт» или «Подрались электроскутерист и пешеход».

Еще одна правка по поводу средств персональной мобильности относится к скорости их движения. Этот пункт вызывает не меньше споров.

— Сейчас СПМ в определенных местах предлагают двигаться со скоростью пешехода, — обращает внимание Юрий Краснов. — Но ведь нужно подходить к вопросу здраво. Есть другие участки, где тоже следует ехать медленно: например, возле остановочных пунктов, дверей магазина или выхода из подземного перехода.

Есть простое правило среди экспертов по безопасности дорожного движения: не можешь проконтролировать — не обязывай. Пока не решен вопрос с превышением скорости автомобилей, зачем вводить некие лимиты для самокатов и сегвеев? Вроде бы забота о пешеходах, вот только это кажется заведомо невыполнимым условием.

— Не меньше вопросов вызывает уместность передвижения СМП по велодорожкам, — продолжает ведущий «Разборов…». — Велосипедисты и так жалуются, что туда выходят дети, мамы с колясками и просто прохожие. Если так пойдет дальше, то велодорожки рискуют превратиться в весьма странное явление.

Кто будет задерживать и привлекать пешеходов, мешающих на велодорожке?

В последнее время велосипедистов на улицах становится все больше и больше. Этот транспорт служит не только в рекреационных целях, но постепенно занимает место в структуре городской мобильности. И это нормально, что он требует все больше места и прав.

— Когда-то велосипедисты ездили по проезжей части (не далее 1 метра от ее края), — вспоминает Юрий Краснов. — Я помню, как ждал исполнения 14 лет, чтобы установить зеркало и выехать на дорогу. Все водители были в курсе, что по улицам может двигаться велик. А потом их вдруг решили убрать с проезжей части. Это было вызвано тем, что интенсивность потока автомобилей увеличилась, и велосипедист, как незащищенный участник дорожного движения, легко мог стать жертвой ДТП.

— Есть масса других негативных примеров, не получивших широкой огласки, — напоминает ведущий рубрики. — В одну мою знакомую на тротуаре врезался велосипедист. Удар пришелся в лицо. Благо у нее стояли брекеты, и это хоть как-то защитило челюсть.

Тем не менее придерживаемся мнения, что велосипед доказал эффективность в городе и используется не только в теплое время года. А значит, требуется создание отдельной инфраструктуры.

— Велосипед — все-таки транспортное средство, а велосипедист — водитель, — говорит Юрий Краснов. — Логичнее, если ему будет разрешено двигаться по проезжей части, но там он должен быть защищен.

Пока же по-прежнему натужно пытаются найти компромисс. В частности, предлагается правка, запрещающая пешеходам передвигаться по велодорожкам, но коль уж пришлось, то не мешайте. Призыв хороший, вот только реалистичный ли?

— Получается, что в случае конфликта велосипедист или кто-то другой станет задерживать «нарушителя»? — задается вопросом ведущий «Разборов…». — Это приведет только к эскалации и росту напряженности, а там и до превышения пределов самообороны недалеко. Как задержать? Надо догнать, схватить. А если пешеход — профессиональный боксер?

Интересно, что для групп детей планируют сделать исключение. На велодорожках несовершеннолетние будут иметь преимущество.

— Эта фраза в очередной раз доказывает, что существование пешеходов и велосипедистов на одной территории плохо совместимо, — считает Юрий Краснов. — У велосипедистов должна быть своя отдельная территория, которая выделена конструктивно. Чтобы пешеход, попадая туда, понимал, что оказался в чужой тарелке.

Спешиваться на переходе — это насилие!

Отдельный вопрос касается необходимости спешиваться на «зебре». Пока авторы правок явно осторожничают: хотят разрешить пересекать, не слезая с велосипедов, только регулируемые переходы, причем с оговоркой — нужно замедлиться до скорости пешехода.

— Честно говоря, я, когда еду на велосипеде, так и делаю, — признается ведущий «Разборов…». — Требование каждый раз спешиваться — глупое и невыполнимое. Поэтому нахожу пешехода и аккуратно еду рядом, чтобы меня видели водители и мое появление не стало для них неожиданностью.

Конечно, возникает вопрос: а как быть с теми, кто на скорости вылетает на переход? Такие всегда были, есть и будут. Внесут данную правку или нет, их мало волнует.

— Велосипедист в таких случаях думает, что все просчитал. Однако какой-то нюанс не учел — и вот уже на место происшествия несутся скорая и ГАИ. Другой мотив — это проверить реакцию автомобилистов, своеобразное отстаивание прав, — предполагает аргументацию велосипедистов ведущий рубрики.

В Германии, где велосипедисты обязаны ехать либо по велодорожке, либо по проезжей части, наибольшее число происшествий с их участием случается, когда автомобиль поворачивает направо. В немецких автошколах привычку бросать плечевой взгляд вырабатывают с первых занятий. Если экзаменатор увидит, что курсант игнорирует ее, то последний, вероятнее всего, отправится на пересдачу.

Очередное предлагаемое новшество касается введения новых дорожных знаков и табличек, регламентирующих движение велосипедов. Можно сказать это техническая формальность, требуется узаконить то, что и так работает.

— Сейчас формируется целый класс горожан, которые используют разного рода транспортные средства, — подытоживает Юрий Краснов. — Их нельзя назвать ни пешеходами, ни водителями. Однако они движутся быстрее и потому несут ответственность за возможные последствия. Нужно помнить: вокруг другие люди. Ну а велосипедистам требуется отдельная инфраструктура. Иначе конфликты будут возникать.

Дополнено

Изначально в публикации утверждалось, что в Барселоне запрещено использование электросамокатов. Наш читатель Александр уточнил: «Запрета нет и быть, конечно, не может. Самокатов там море. Думаю, даже больше, чем велосипедов. Да, идет война с прокатчиками. Да, нельзя ездить без шлема. Да, пытаются составлять карты, где можно ездить, а где нет. Да, нельзя кидать самокаты где попало. Формально да, есть ограничения скорости. Но о запрете речи не идет».

Берегись велосипеда: что делать, если вас сбил двухколесный транспорт

Из-за «резвого» велосипедиста жительница Балашихи Наталья К. не только получила травмы, но и лишилась 20 тыс. руб. – именно в эту сумму женщина оценила ущерб от испорченной одежды и разбитых очков. Водитель двухколесного транспорта, по словам пострадавшей, скрылся с места происшествия. Что делать в такой ситуации и реально ли получить компенсацию, выяснил корреспондент «Подмосковье сегодня».

УПАЛ, ОЧНУЛСЯ, УЩЕРБ

Крик души Натальи из Балашихи вызвал бурную дискуссию в соцсети. Многие комментаторы поддержали женщину. «Велосипедистов надо остерегаться: гоняют, ничего не видя и не слыша. У меня недавно и сестру так сбили на светофоре», – написала одна из пользователей. Другие посчитали, что сумма в 20 тыс. руб. завышена, и вообще, «внимательнее надо быть». Однако эксперты отмечают: если имеет место ущерб, можно смело требовать компенсацию.

В первую очередь нужно зафиксировать произошедшее в полиции, а при наличии травм также и в больнице. Если велосипедист скрылся, стражи правопорядка должны помочь в его поиске. Учитывая количество уличных камер в городах региона, сделать это вполне реально. После можно подавать на совершившего наезд в суд. Однако стоит иметь в виду, что, если вы нарушали ПДД как пешеход, взыскать ничего не получится.

Факт! 800 руб. (до 1500 руб. в случае опьянения) ‒ штраф за нарушение ПДД велосипедистами.

УГРОЗА ЗА СПИНОЙ

К счастью, серьезные аварии с участием пешеходов и велосипедистов случаются крайне редко. А вот случаев, когда велосипедисты не нанесли вреда, а просто напугали идущего по тротуару, предостаточно.

– По правилам, велосипедист, если ему больше 14 лет, не имеет права ехать по тротуару – только по проезжей части или велодорожке, – поясняет руководитель сообщества «ВелоСерпухов» Александр Талышев. – Так что, если произошел наезд на пешехода, виноват в нем почти всегда велосипедист. Идущие пешком люди, не видя угрозы за спиной, могут внезапно шагнуть в сторону – надо учитывать это.

Ранее «Подмосковье сегодня» сообщало о том, что с наступлением лета в регионе возросло число аварий с участием несовершеннолетних велосипедистов. Так, в Рузе автомобилист сбил 12-летнюю девочку, которая каталась во дворе. А в Сергиевом Посаде подросток на мотоцикле наехал на семилетнего велосипедиста.

В каких случаях велосипедист может ехать по тротуару:

– ему меньше 14 лет

– он сопровождает велосипедиста возрастом до 14 лет

– он перевозит ребенка в возрасте до семи лет

– если отсутствуют велодорожка, проезжая часть и обочина

Кстати! Согласно ПДД, если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине подвергает кого-либо опасности или создает помехи, владелец двухколесного транспорта должен спешиться.

Андрей Губанов, член Общественной палаты Московской области:

ПОПУЛЯРНЫЕ НАРУШЕНИЯ

‒ Проезд по дорогам против движения автомобилей. Велосипедист считается участником дорожного движения и должен ехать вместе с потоком.

‒ Переезд дороги по пешеходному переходу. На «зебре» велосипедист должен спешиться и перейти улицу как пешеход. Водитель авто обязан пропускать на переходе пешеходов, но не других участников движения. Если велосипедиста сбивают на «зебре», виноватым считается он сам.

Источники:

https://velofans.ru/sovety/mozhno-pereezzhat-peshehodnyy-perehod-velosipede
https://autolawyer.guru/pdd/dlya-velosipedistov/
https://www.driver-helper.ru/shtrafy-gibdd/t/vse-shtrafy-dlya-velosipedistov-za-narushenie-pdd-v-2018-godu
https://auto.onliner.by/2019/06/08/razbor-131
https://mosregtoday.ru/soc/beregis-velosipeda-chto-delat-esli-vas-sbil-dvuhkolesnyy-transport/