Азы техники езды на велосипеде для новичков

Уметь ездить на велосипеде и делать это правильно – разные вещи. Зачастую новички об этом не догадываются, покрываясь шишками, ссадинами и синяками на протяжении долгих лет. Каково же их удивление, когда оказывается, что техника езды на велосипеде давно изучена и описана их предшественниками и коллегами.
Положение райдера и размеры рамы
При подборе рамы важен подбор руля по форме и положению. Для профессиональной шоссейной езды выбирают руль, изогнутый на подобии бараньих рогов. Предпочтение при спортивной езде отдается не столько скорости, сколько аэродинамике.

Для кросс-кантри, МТВ и пересеченной местности выбирают прямой руль, так как упор приходится и на ноги, и на руки. Вдобавок ко всему, байком легче управлять с помощью прямого руля. Особое внимание уделяют хвату – выбирают грипсы диаметра, позволяющего охватывать руль полностью. Слишком толстые грипсы не подойдут. Также руль выбирают по ширине. Рукам должно быть удобно. Неправильный выбор может спровоцировать туннельный синдром и быструю усталость.
Настройка седла
При настройки седла основное правило – это удобство. В спортивном варианте необходимо настраивать седло так, чтобы нога могла полностью распрямляться. Это делается для того, чтобы все мышцы принимали участие в педалировании.

Для прогулки подойдет высота седла, обеспечивающая неполное распрямление. Так райдер будет меньше уставать и комфортнее себя чувствовать при любой скорости езды. Он легко сможет сойти с велосипеда, если это потребуется. Идеально подходит для чопперов, прогулочных и других моделей, подразумевающих близкое расположение велосипеда к дороге.
Чтобы подобрать размер рамы и высоту седла, пользуются «правилом пятки»: при удобном расположении на седле, райдер должен упираться, не сгибая и не вытягивая ногу, пяткой в педаль.
Правильная настройка велосипеда
Значительная часть параметров байка требуют регулярной проверки. Перед тем, как поехать на велосипеде, рекомендуется измерить давление в колесах. Стоит менять давление, в зависимости от параметров трассы и дистанции, даже если велосипедист всегда использует одни и те же покрышки.

При езде по ровному асфальту колеса обычно накачиваются почти до максимума, без перекачки, чтобы избежать быстрого износа колес. Если ездить по пересеченной местности, лучше использовать среднюю накачку.
Регулярная настройка амортизаторов – еще одно важное правило. Спуск с гор требует жесткой настройки амортизирующих компонентов, чтобы не перевернуться. А вот вести байк по асфальту лучше с заблокированными амортизаторами, чтобы избежать перерасхода энергии.
Техника правильного педалирования
Эффект от езды и рекомендованные приемы зависят от того, с каким напором и каденсом придется вращать педали. Понятие «каденс» подразумевает частоту их вращения. Основы педалирования укладываются несколько правил:
- Стабильность каденса – залог приятных ощущений и длительной езды.
- Поймать идеальный каденс можно на практике примерно за десять поездок.
- Снижать частоту вращения (например, если изменился наклон), а также ускоряться на спусках не рекомендуется.
- Правильное педалирование – это вращение педалей. Некоторые новички выбирают «топать», но это неверный выбор, так как нагрузка должна быть равномерной во всех позициях, а не только на удобную четверть окружности.
- Если велосипедист испытывает любые неприятные ощущения, рекомендуется сбросить скорость или остановиться, чтобы не повредить мышцы, суставы или сухожилия.
Существует механизм, который называется «контактные педали». Он позволяет обеспечить механическую фиксацию ног велосипедиста на педалях, благодаря специальной конструкции и обуви.

Полный контакт позволяет использовать усилия мышц максимально, но движение ступней блокируется, поэтому первые поездки с таким оборудованием опасны, особенно если велосипедист выберет дороги общего пользования в качестве поля для тренировок.
Базовые советы по технике езды на велосипеде
Любая дистанция требует соблюдения нескольких полезных рекомендаций:
- Некоторые препятствия можно не объезжать, лучше научиться использовать все возможности амортизаторов.
- Нужно научиться переключать скорости, в зависимости от ситуации;
- Велосипедист должен регулярно отслеживать состояние своего организма;
- Если научиться правильно падать и использовать шлем, травм будет гораздо меньше;
- Передвигаться по городу нужно внимательно и аккуратно, так как велосипедист – это полноценный участник дорожного движения, ошибки которого могут повлечь за собой опасность для других водителей и пешеходов.
Овладев навыками правильной езды, райдер не только обезопасит свой организм и байк от различных повреждений, но и сможет научиться делать трюки на велосипеде. Любая дистанция станет ему подвластна, а значит, и опыта для освоения новых возможностей, будет больше.
По какой стороне дороги должны двигаться велосипедисты?

Многие велосипедисты используют байк как практичное транспортное средство и передвигаются на нем в магазины, на дачу, на природу и даже на работу.
Единственная проблема – отсутствие необходимого количества специальных велодорожек, к примеру, на город-миллионник может найтись всего одна или две. Остается один вариант – движение наравне с машинами по автомобильным дорогам и трассам.
Для безопасного передвижения каждый велосипедист должен строго придерживаться ПДД, в которых, среди прочего, черным по белому написано, по какой стороне дороги должен ехать велосипедист.
Ездить на неподготовленном велосипеде нелепо и крайне опасно, поэтому важно определить, как и где должен ехать велосипедист и чем при этом руководствоваться.
Безопасность велосипедиста
Не все понимают, что велосипед приравнивается к автомобилю, поэтому на дороге велосипедисту потребуется соблюдать общие правила движения на проезжей части (касающиеся немеханических транспортных средств).
Наравне со всеми остальными участниками дорожного движения — с автомобилистами, мотоциклистами, водителями гужевого транспорта и пешеходами — велосипедисты обязаны не только знать, но и неукоснительно придерживаться всех ПДД, актуальных на 2021 год.
Рассмотрим, какие важные факторы необходимо учитывать для безопасного движения велосипедистов.
Исправность

В первую очередь, велосипедист обязан тщательно следить за исправностью транспортного средства.
А именно — проверить все важнейшие детали велосипеда, (руль, исправные тормоза), проверить, оснащен ли он другими важными деталями для движения по трассе:
- светоотражателями (сзади, спереди, и по бокам);
- фонарями, которые работают в темное время суток;
- исправным звонком для подачи звукового сигнала.
Велосипедист должен выделить свой велосипед на проезжей части, чтобы как транспортное средство, так и сам водитель были хорошо заметны со стороны всем остальным участникам движения.
Дорожные знаки

Водителю велосипеда необходимо быть особенно внимательным к следующим знакам:
- знакам приоритета;
- знакам особых предписаний (сообщающих о движении маршрутных ТС, одностороннем движении);
- знакам, которые указывают направление движения;
- знакам запрета поворотов и въезда.
Однако при этом все другие знаки велосипедист тоже обязан знать и неукоснительно соблюдать. Во время движения водителю велосипеда следует учитывать и дорожную разметку:
- запрещено пересекать сплошную линию;
- не стоять в местах, которые размечены желтым цветом;
- пропускать пешеходов на «зебре».
Также велосипедист должен правильно передвигаться в группе, быть предельно внимательным и обладать хорошей реакцией.
Скорость

Согласно ПДД, передвигаться синхронно с потоком автомобилей – это наиболее безопасный вариант для каждого транспортного средства.
Но на дороге следует развивать и удерживать довольно высокую скорость, не меньше 20 км/час.
Придерживаться такого скоростного режима необходимо, поскольку слишком медленная езда может создать помехи автомобилям, поскольку им придется маневрировать, объезжая велосипедиста.
В особенности это касается более узких дорог, где разъезд со встречным и попутным транспортом затруднен.
Стоит отметить, что высокая скорость оправдана только в том случае, если все остальные транспортные средства движутся быстро.
Дистанция

Для велосипедиста дистанция– это расстояние по длине между другими транспортными средствами и ним.
Боковой интервал – это расстояние по ширине. Безопасная и комфортная езда по дороге предполагает необходимость в выдерживании дистанции и интервала, чтобы в случае развития опасной ситуации велосипедист мог свернуть в сторону.
В случае сокращения дистанции со впереди идущим автомобилем, понадобиться сбавить темп, или же наоборот — ускориться, если дистанция уменьшается с транспортом, идущем сзади.
В случае параллельного передвижения не следует чересчур близко прижиматься к припаркованным или попутным автомобилям, и на это есть обоснованные причины:
- Есть шанс упасть на авто в результате неровности на дороге.
- Машина может каким-либо образом задеть велосипедиста.
- Дверь стоящего автомобиля может внезапно открыться.
Итак, внимательность – это залог безопасного движения на велосипеде. При этом следует тщательно следить за происходящим по бокам и впереди.
Дорога – это движение, поэтому обстановка может меняться каждую секунду. Полезно приобрести специальное зеркало заднего вида и закрепить его на руле, благодаря чему получится следить за дорогой также и сзади.
Где ездить?
По какой стороне должны двигаться велосипедисты? Это достаточно спорный вопрос среди водителей велосипедов: одни утверждают, что двигаться нужно по ходу движения, некоторые предпочитают ехать «против шерсти», третьи вообще не задумываются над подобным вопросом. Кто же прав?
Правила дорожного движения четко и ясно определили правильное положение велосипеда: попутно с другими транспортными средствами, но правее. К примеру, по краю дороги или же в правом ряду в случае многополосного движения.

Также ПДД определили, что езда велосипедистов старше 14 лет возможна в порядке убывания:
- По велопешеходной или велосипедной дорожкам или же полосе для велосипедистов.
- На проезжей части по ее правому краю.
- По обочине.
- По пешеходной дорожке или тротуару.
Стоит обратить внимание, что все последующие пункты в вышеприведенном списке применимы в случае отсутствия предыдущих. К примеру, по обочине можно двигаться только в случае отсутствия велосипедной полосы или дорожки, а также при отсутствии возможности езды проезжей части (по правому краю).
Кроме того, есть несколько исключений:
- Разрешается ехать по проезжей части, если ширина груза или велосипеда превышает 1 метр.
- Разрешается двигаться по проезжей части также и в том случае, если передвижение осуществляется в колоннах.
В некоторых случаях, при поломке или травме, велосипедисту приходиться идти с велосипедом по дорогам пешком. Интересно, по какой стороне улицы вы будете двигаться, ведя неисправный велосипед?
В таком случае следует помнить, что при передвижении по проезжей части вне населенных пунктов пешеходы обязаны следовать навстречу движению остальных транспортных средств. Однако лица, которые ведут велосипед, должны идти по ходу движения других транспортных средств.
Выбирая маршрут, водитель велосипеда должен отдать предпочтение дорогам с низким трафиком и менее интенсивным движением, благодаря чему езда будет более легкой, безопасной, поможет избежать нежелательных аварийных ситуаций.
Особенности движения юных велосипедистов

- Движение велосипедистов возрастом от 7 до 14 лет разрешается по тротуарам, велосипедным, велопешеходным и пешеходным дорожкам и в границе пешеходных зон. Стоит отметить, что «велосипедистам-школьникам» запрещено ездить по проезжей части дороги, обочине и велосипедным полосам.
- Движение велосипедистов возрастом до 7 лет разрешается только лишь вместе с пешеходами (по пешеходным, велопешеходным дорожкам, тротуарам и пешеходным зонам).
Во время движения по пешеходным дорожкам, тротуарам, пешеходным зонам и обочинам велосипедист обязан не создавать помехи для движения иных лиц. При необходимости велосипедист обязан слезть с велосипеда, продолжив движение как пешеход.
Специальные знаки для велосипедистов
Для обозначения маневра Правила дорожного движения предусматривают следующие знаки:

- Перестроение или поворот направо: правая рука вытянутая или левая вытянутая рука, согнутая в локте.
- Перестроение или поворот налево: левая рука вытянутая или правая вытянутая рука, согнутая в локте.
- Остановка: любая поднятая вверх рука.
- Ямы справа: правая рука, опущенная вниз.
- Ямы слева: левая рука, опущенная вниз.
Не рекомендовано применять альтернативные способы (где согнутая рука), поскольку водитель может и не понять.
При движении колонной первый подает знаки ведущий, а все члены группы немедленно их повторяют. Ниже рассмотрим действия, которые велосипедистам делать запрещено.
Недопустимые действия
Велосипедистам запрещено:
- Ездить в населенном пункте по дорогам в случае наличия велосипедной дорожки. Она обозначена круглым знаком с белым велосипедом на фоне синего цвета.
- Поворачивать налево или же разворачиваться на дороге с трамвайным движением.
- Движение велосипедов запрещено на автомагистралях.
- Запрещена буксировка велосипедов (нельзя использовать сцепки, тросы и прочие уловки и приспособления).
Распространенные нарушения правил

Наиболее распространенные нарушения правил водителей велосипедов — езда навстречу транспортным средствам или движение велосипедиста по пешеходному переходу.
В вышеперечисленных ситуациях часто велосипедисты попросту забывают, что они уже стали водителями, но в душе они продолжают оставаться пешеходами.
Оба приведенных маневра чрезвычайно опасны, но особенно это относится к движению велосипедиста по пешеходному переходу.
К сожалению, самыми частыми жертвами подобных нарушений являются дети, причем водитель автомобиля не является виноватыми, поскольку он должен пропускать исключительно пешеходов, а велосипедисты к такой категории не относятся.
Итак, четкое и своевременное соблюдение правил езды на велосипеде по дорожному покрытию непременно способствует безопасности и комфорту. Ко всему прочему можно добавить, что терпение и уважение на дороге – это еще один залог успешного передвижения.
Новые правила для велосипедистов

8 апреля вступили в силу поправки о велосипедном движении в городе. Их в прошлом году предложило Министерство транспорта РФ. Что должен знать велосипедист в этом сезоне, какие изменения появились в ПДД и что до сих пор не учли — в нашем материале.
Текст: Николай Удинцев
10 апреля 2014, 14:38
Что изменилось в правилах для велосипедистов
1. Водитель должен пропускать велосипедиста на повороте
В новых ПДД водители должны пропускать велосипедистов при повороте как налево, так и направо. Кроме того, при проезде перекрёстка водитель также должен притормозить и пропустить проезжающего по перпендикулярной дороге велосипедиста.

alt=»9NzxGXiEBig» width=»125″ height=»125″ />Михаил Морозов
Лектор проекта «Велошкола», активист движения «Велосипедизация Санкт-Петербурга»
Это полезное и правильное уточнение в ПДД. Новые дорожные правила для велосипедистов вступили в силу только 8 апреля, но это не значит, что теперь при проезде перекрёстка в прямом направлении не нужно оглядываться, смещаться левее на центр полосы, предварительно махнув рукой о перестроении. «Слепые зоны» всё равно никто не отменял. Водитель авто, даже если он знает об изменениях и следует им, может вас просто не заметить.
2. При наличии велодорожки велосипедист должен двигаться только по ней
Самый спорный пункт изменений. Велосипедистам старше 14 лет нельзя двигаться по тротуару, если на нём есть велодорожка или выделенная полоса для велосипедистов. Однако если велодорожки и велополосы нет, то велосипедист может двигаться по обочине или «правому краю проезжей части». Если отсутствует и такая возможность, то велосипедист может выехать на тротуар. При этом непонятно, что можно считать «невозможностью проехать по правому краю проезжей части».

alt=»9NzxGXiEBig» width=»125″ height=»125″ />Михаил Морозов
Лектор проекта «Велошкола»
Велосипедист может ехать по тротуару. Другой вопрос, что для этого он должен „не мочь“ ехать по правому краю проезжей части. Что такое „не мочь“ — никто не понял. У меня болит голова, я плохо себя чувствую, мне страшно — это отсутствие возможности двигаться или нет?
Мы написали запрос в ГАИ с просьбой прокомментировать. Пока нам не ответили, ждём.
Однако существует ещё одна оговорка. Если велосипедист на тротуаре «подвергает опасности или создает помехи» пешеходам, то он должен спешиться.
alt=»9NzxGXiEBig» width=»125″ height=»125″ />Михаил Морозов
Лектор проекта «Велошкола»
„Создать помеху“, согласно ПДД, означает вынудить своими действиями изменить скорость или направление движения. В общем, если вдруг все пешеходы будут ходить с закрытыми глазами, ты должен им не мешать. Про опасность — да, это тоже не особо понятно. Не чётко. В общем, очень много нечётких моментов, на самом деле.
3. Детям ездить по тротуару можно
Тем не менее, есть и исключения. Если велосипедист едет с ребёнком младше семи лет или везёт ребёнка в специальной коляске, то он может ехать по тротуару. Юные велосипедисты от семи до 14 лет также должны ездить только по тротуарам и пешеходным зонам.

4. Велосипедист не должен двигаться в общем потоке машин

Что теперь запрещается делать велосипедисту
— Буксировать велосипед за велосипедом или мопедом.
— Управлять велосипедом «без рук».
— Поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с двумя и более полосами движения или с трамвайными путями.
— Перевозить длинные грузы (такой груз выступает в сторону более чем на полметра).
— Перевозить людей на раме, руле, заднем крыле и других непредназначенных для того элементах. А также перевозить детей до семи лет без специальных кресел.
Чего не учли в изменениях ПДД для велосипедистов
alt=»9NzxGXiEBig» width=»125″ height=»125″ />Михаил Морозов
Лектор проекта «Велошкола»
Отсутствие стоп-линии для велосипедов
Мы так и не дождались появления разметки „велосипедная стоп-линяя“. В странах с развитой велоинфраструктурой она есть и расположена так, что велосипедисты ждут сигнал светофора перед машинами. Всегда. Это очень полезно и повышает безопасность, потому что велосипедист в такой ситуации не выскакивает на перекрёсток „из ниоткуда“ — его видят все водители.
Не прописаны «отношения» велосипедистов
и полос для общественного транспорта
Увы, в изменениях нет ни слова про выделенные полосы для общественного транспорта. А значит велосипедистам там ездить по-прежнему нельзя.
Размытое определение
о движении велосипедиста по проезжей части
С новой трактовкой „велосипедист должен ехать по правому краю проезжей части“ непонятно, как ехать по тому же Невскому. „Край проезжей части“ – это кривая формулировка. Это же разметка, просто полоса, по ней не поездишь. Мы уже отправили официальный запрос в ГАИ с просьбой разъяснить этот момент.
Что ещё нужно знать каждому велосипедисту
По словам Михаила Морозова, каждый велосипедист должен помнить четыре основных правила:
1. Ездить по дорогам попутно движущимся транспортным средствам.
2. Показывать перестроения и манёвры рукой с прямым локтем (!).
3. Использовать передние и задние маячки, лампочки и фонарики.
4. Ездить на исправном велосипеде с исправными тормозами.
alt=»9NzxGXiEBig» width=»125″ height=»125″ />Михаил Морозов
Лектор проекта «Велошкола»
Выезжать на светофорах перед автомобилями
Не смотря на то, что стоп-линии для велосипедистов нет, мы рекомендуем велосипедистам выезжать за стоп-линию [для автомобилей], чтобы водители вас видели. При этом, конечно, не надо стоять на зебре – место между стоп-линией и зеброй всегда есть.
Быть внимательнее на тротуарах
Хорошо бы помнить, что тротуар — это территория пешеходов. Там могут быть маленькие дети, пьяные люди, выгуливаемые собаки, выгуливаемые дети, пьяные собаки (смеётся). В общем, кто угодно. И ходить там могут хоть на ушах. А велосипедисты на тротуаре — гости и опасность для пешехода. Поэтому, во-первых, стоит просто ездить осторожнее, а во-вторых, не пугать пешеходов звонками и гудками. Это невежливо. Они на своей территории, это вы „гость“. Если нужно проехать — можно просто об этом попросить.
О чем должен знать велосипедист
Велосипедист, как и любой другой участник дорожного движения, должен знать о своих обязанностях на дороге. В противном случае незнание требований к движению могут привести к определенным последствиям, начиная от штрафов, до более серьезных. Итак, что хотелось бы рассказать в этой статье:
Обязанности велосипедистов
1. Велосипедист должен, перед тем как начать свой путь, убедиться в том, что его железный конь исправен. А именно убедиться в исправности тормозной и рулевой системы, проверить работает ли звуковой сигнал (звонок), проверить световые сигналы (катафоты спереди белый, сзади красный и оранжевые сбоку), проверить давление в шинах и только после этого начинать движение;
2. Велосипедист обязан двигаться по велосипедной или вело-пешеходной дорожке или по полосе для велосипедистов, а в случае отсутствия этих дорожных конструкций по правому краю проезжей части;
Что запрещено велосипедисту
![]() | 1. Находиться в состоянии алкогольного или наркотического опьянения; |
![]() | 2. Разговаривать по мобильному телефону, за исключением случаев если разговор осуществляется при помощи «гарнитуры» и руки у велосипедиста свободны; |
![]() | 3. Осуществлять движение без рук или даже без одной руки; |
![]() | 4. Перевозить пассажиров на раме или на багажнике. Для этого существуют специальные приспособления; |
![]() | 5. Осуществлять буксировку другого транспортного средства. |
Какие штрафы предусмотрены для велосипедистов
Велосипедист является полноценным участником дорожного движения, у которого есть права и обязанности. И если он нарушает правила дорожного движения, то для него предусмотрено и наказание в виде административного штрафа.
Штраф предусмотрен статьей 12.29 ч.2, ч.3
12.29 ч.2 — Нарушение ПДД лицом, управляющим велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также водителя ТС) — штраф 800 руб.
А вот какой штраф предусмотрен за управление велосипедом в состоянии алкогольного опьянения
12.29 ч.3 Нарушение ПДД лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения — штраф от 1000 до 1500 руб.
Источники:
https://zextrem.com/zemlya/velosport/texnika-ezdy-na-velosipede.html
http://pravo-auto.com/po-kakoj-storone-dorogi-dolzhen-ehat-velosipedist/
http://piterstory.com/world/novye-pravila-dlya-velosipedistov
https://sporic.ru/chto-zapreshheno-velosipedistu-objazannosti-i-shtrafy-dlja-velosipedistov.html





