Велосипедные сумки на раму

Содержание скрыть

Как выбрать велочемодан

Велочемодан – это та неизбежная вещь, с которой рано или поздно сталкивается любой увлечённый велосипедист. Если вас беспокоит сохранность велосипеда во время путешествия или перевозчик требует, чтобы велосипед находился в чехле, чемодане или коробке, стоит заблаговременно об этом позаботиться.

Мягкий чехол недорог, но не гарантирует лучшую защиту. Твёрдый велобокс отлично защитит велосипед, но он дорогой. Картонная коробка бесплатна, но неудобна в транспортировке.

Прочтите нашу статью, чтобы понять, как выбрать велочемодан.

Как выбрать велочемодан

Виды велочемоданов

Боксы для велосипедов

Это жёсткий, твёрдый чемодан. Отличный вариант для тех, кто очень много путешествует.

  • Гарантия лучшей защиты вашего велосипеда: велобоксы изготавливают из прочного пластика или термоплата.
  • Велобоксы очень прочные и выдержат многочисленные перелёты.
  • Цена: нижний предел 20 тыс. рублей, а в среднем от 30 тыс. рублей.
  • Велобокс будет занимать место у вас дома, ведь его никак не сложить.
  • Вес: велобоксы порой весят больше, чем сам велосипед в полностью оснащённом виде (10-16 кг).

Сумка для велосипеда

Это тканевая защита велосипеда при правильной упаковке. Подойдёт нечастым путешественникам.

Тренировочные планы к марафону и полумарафону. Скачайте и начните подготовку сегодня.

  • Цена: сумки в десятки раз дешевле боксов – 4 тыс. рублей для самых простых моделей, от 10-12 тыс. рублей в среднем сегменте, от 25 тыс. рублей за дорогие модели.
  • Сумки не так много весят (2-9 кг), но защищают велосипед благодаря мягкому подкладу.
  • Они почти не занимают места для хранения.
  • Для хорошей упаковки велосипеда вам потребуется немного практики.
  • В более дешёвых моделях вам самостоятельно нужно будет добавить подклад для защиты велосипеда.

Чехол

Этот вариант велосипедной сумки не имеет никакой защиты. Может подойти для перевозки велосипеда в машине, но никак не для сдачи в багаж.

  • Цена: это самый дешёвый вариант – от 1500 рублей.
  • Вес: чехол, представляя собой всего лишь тонкую ткань из полиэстера, почти ничего не весит (не более 1 кг).
  • В аккуратно сложенном виде чехол займёт места не больше, чем рубашка.
  • Защищает велосипед только от царапин и не подходит для перевозок в самолёте.
  • В мягком чехле велосипед неудобно переносить.

Картонная коробка

Нельзя не упомянуть эту альтернативу в силу её доступности рядовому велосипедисту. Коробку можно спросить в местном веломагазине, они обычно просто выбрасывают их, так что коробка достанется вам бесплатно.

  • Они бесплатны.
  • Они очень лёгкие.
  • Без добавления пузырчатой пленки или другой набивки коробки не обеспечивают особой защиты.
  • Возможно, на обратном пути вам придётся заменить коробку, если она окажется повреждена или вам будет неудобно перевозить её до отеля.

Как же выбрать? Всё зависит от того, как часто вы путешествуете и какой у вас велосипед: дорогой или дешёвый, карбоновый или алюминиевый.

Если планируется разовая поездка за границу, лучше сделать выбор в пользу сумки, ведь её, к тому же, легче хранить, когда она не используется. А если вы много путешествуете и хотите, чтобы у велосипеда была максимальная защита, выбирайте жёсткий бокс.

Аренда велочемодана

Не каждый велосипедист может позволить себе покупку велосумки за 10-20 тыс. рублей, особенно если дальние поездки очень редки. К счастью, в крупных городах есть аренда кейсов для велосипеда. В аренду их могут сдавать как компании, так и частные лица.

Цена аренды зависит от типа и дороговизны чемодана, но в среднем начинается от 300 рублей в сутки. Компании могут также прописывать минимальный срок аренды, который обычно равен 7 дням.

Что должно быть в велочемодане

Будь то велобокс или сумка для велосипеда, ваше путешествие станет намного комфортнее, если выбранный аксессуар соответствует следующим характеристикам:

  • есть колёсики для удобной транспортировки – лучше, если они утоплены в основание чемодана, поскольку так они менее уязвимы для поломки;
  • есть перекидной плечевой ремень и ручки;
  • внутри чемодана есть ремешки для крепления велосипеда;
  • чемодан имеет отдельные карманы для колёс и мелких деталей.

Это основные характеристики, на которые стоит обращать внимание при покупке. Лучшие велосипедные чемоданы, к сожалению, тяжёлые, поэтому заранее изучите условия перевозки и узнайте норму бесплатного багажа.

Как выбрать велочемодан

Ещё не забудьте соотнести размер чемодана с размером велосипеда, прежде чем совершить покупку. Вы же не хотите полностью, до малейшей детали, разбирать велосипед, чтобы уместить его в сумку.

Как убрать велосипед в велочемодан

Перед тем, как упаковать велосипед, обязательно проверьте его на предмет повреждений. Некоторые перевозчики могут потребовать сделать эту процедуру перед регистрацией груза.

Убедившись в целости велосипеда, снимите оба колеса, открутите педали. Возможно, вам также потребуется снять или опустить седло, открутить руль. Не оставляйте снятые предметы незакреплёнными, так как во время перевозки они могут повредить или поцарапать раму.

Также следует немного спустить воздух из шин, но не до нулевой отметки. Этого требуют некоторые авиакомпании, но даже если такого условия в провозе нет, всё равно сделайте это для безопасности при транспортировке.

Подробная видеоинструкция, как разобрать и упаковать велосипед для безопасной перевозки

Когда велосипед будет упакован, уже в аэропорту во время регистрации попросите прилепить на чемодан с велосипедом наклейку Fragile (хрупкое).

Условия провоза велосипедов в поезде и самолёте

Провоз велосипеда может стоить от пары сотен до нескольких тысяч рублей, но может и быть бесплатным.

Велосипед примут в багаж бесплатно при соблюдении условий:

  • упакованный велосипед вписывается в бесплатную норму багажа (например, не более 23 кг);
  • если он вписывается в габариты, установленные для одного места (например, не более 203 см по сумме 3-х измерений).

Авиакомпании относят велосипед к нестандартному багажу и принимают его бесплатно, если по весу и размерам он не превышает установленные нормы.

А вот в поезде велосипед необязательно сдавать в багажное отделение, но заплатить за провоз «негабарита» всё равно придется, если по сумме трёх измерений он не вписывается в 180 см. В специализированном купе, к слову, тариф выше, чем перевозка велосипеда в ручной клади. Тарифы есть на сайте РЖД.

Если вы собрались взять велосипед в ручную кладь, оформите билет на него до посадки в поезд, потому что за оформление в пути придётся заплатить дополнительную комиссию.

То же правило работает и в авиа: если за багаж нужно доплатить, сделайте это сразу во время покупки билета. В аэропорту это может оказаться в несколько раз дороже.

Ещё одно важное замечание: согласуйте перевозку велосипеда с авиакомпанией заранее. Такого правила придерживается большинство авиаперевозчиков. Совершить звонок в колл-центр нужно не позднее, чем за 24–48 часов до вылета.

Как выбрать сумку на багажник велосипеда

Сумка на багажник велосипеда

Рано или поздно у каждого велосипедиста появляется необходимость перевозки личных вещей на своем двухколесном транспорте. Поэтому транспортное средство оснащают аксессуарами, в которых можно разместить полезный груз. Сумка на багажник велосипеда позволяет перевозить как габаритные вещи, так и небольшие предметы первой необходимости.

Сумка на багажник

Сумки для велосипедов могут располагаться на багажнике.

Для чего нужна велосипедная сумка

Поездка на любом транспортном средстве иногда может закончиться его поломкой, поэтому инструменты для быстрого ремонта должны быть под рукой. Часто возникает необходимость иметь при себе документы. При поездках на природу или велотурах приходится брать с собой воду, продукты, посуду, спальные и гигиенические принадлежности.

Ключевые преимущества

Главными преимуществами аксессуара считаются:

  • надежность — предметы в нем не потеряются и не будут выпадать во время поездки;
  • эргономичность — вещи можно быстро достать, они всегда под рукой;
  • легкий монтаж на ТС — специальные сумки оснащены удобными креплениями;
  • совместимость — на некоторые модификации крепятся навигаторы или фонари для ночной езды;
  • вместительность — возможность перевозить до 25-40 кг груза;
  • защищенность содержимого от воздействия неблагоприятных погодных условий.

Ключевые преимущества

Главными преимуществами сумки являются надежность и вместительность.

Разновидности сумок на багажник велосипеда

Модели различают по ряду характеристик: месту расположения, объему, количеству отсеков, материалу, из которого производятся и пр.

В зависимости от крепления на транспортном средстве велосумки бывают для переднего и заднего багажника.

По виду материала изготовления выделяют:

  • тканевые сумки;
  • кожаные;
  • пластиковые:
  • деревянные.

Тканевые сумки

По виду материала выделяют тканевые сумки.

Две последних разновидности чаще всего производят в форме корзин. Они предназначены для крепления на багажник.

В зависимости от количества отсеков сумки бывают монообъемные (велобаулы), двух- или трехобъемные.

Городские

Для городских прогулок подходят корзины, крепящиеся на передний, реже на задний, багажник. С такими емкостями удобно ездить за покупками. Также в городских условиях используются сумки, крепящиеся над или под рамой велосипеда, на руле транспортного средства или под седлом. В аксессуарах легко помещаются ремкомплект, запасная камера, документы, кошелек, ключи, телефон и пр.

Велоштаны

Велоштаны, отличающиеся от других моделей повышенным объемом, крепятся на задний багажник. Монообъемные модификации оснащены специальными лямками для переноски. Несмотря на большую вместительность, в таких велосумках трудно найти вещь, если она затерялась на дне. Складывать предметы в аксессуар нужно так, чтобы вес равномерно распределялся по обеим сторонам велосипеда и не создавал дисбаланс во время движения.

Велоштаны

Велоштаны отличаются повышенным объемом.

Более удобными являются двухобъемные модели, обе части которых перевешиваются через багажник по бокам. В них легче укладывать вещи, и сумки надежнее держатся на велосипеде.

Экспедиционные

Для длительных экспедиций подходят вместительные велобаулы, объем которых иногда достигает 90 л. В таких сумках помещаются и походная палатка, и посуда, и продукты, а на некоторых моделях есть специальные крепления для каремата. Весь вес в них приходится на заднюю часть транспортного средства, что делает его более устойчивым на дороге.

Трехобъемные

Если путешествие предполагается не только длительным, но и дальним, трехобъемные велоштаны являются более удобными для поездки. Они состоят из 2 боковых отсеков и одного верхнего, уложенного на задний багажник. Вес упакованных в такую сумку предметов не только приходится на заднюю часть велосипеда, но и равномерно распределяется по его бокам. В этом аксессуаре легко найти вещь, поскольку он состоит из 3 небольших отсеков.

Трехобъемные велоштаны

Трехобъемные велоштаны являются удобными для дальней поездки.

Во время перевозки большого количества предметов такая сумка комбинируется с двухобъемными велоштанами. Последние крепятся на передний багажник, трехсекционная модель — на задний.

Критерии выбора

При выборе велосумки необходимо обратить внимание на ее удобство. Аксессуар не должен мешать при движении или слишком выступать за пределы транспортного средства — в противном случае, он будет цепляться за ветки или кустарники. Также стоит обратить внимание на функциональность сумки. Ее объема должно быть достаточно для укладки всех необходимых предметов. Следует выбирать аксессуар с такими креплениями, которые позволят легко установить его на велосипеде и снять обратно.

У некоторых моделей можно менять объем при помощи компрессионных ремней и расширяющихся карманов. Такой велоаксессуар удобен как для коротких поездок, так и для длительных путешествий, когда необходимо взять с собой много вещей.

Критерии выбора

При выборе сумки обращайте внимание на её удобство.

Для прогулок в ночное время следует подобрать сумку со светоотражающими полосами или креплением для фонарика.

Аксессуар должен легко чиститься. Если во время путешествия прогнозируются неблагоприятные погодные условия, то для такой поездки лучше выбрать модель из водонепроницаемого прорезиненного материала.

Стоимость велосумок на багажник

Стоимость велосипедной сумки на багажник начинается от 300 руб. и доходит до 15 тыс. руб. Самые дешевые модели — небольшие пластиковые корзины, дорогие — кожаные варианты от спортивных брендов.

Цена компактной сумки-переноски, устанавливаемой на заднем или переднем багажнике, начинается от 800 руб. Стоимость зависит от объема, количества отделений, материала и производителя.

Двухсекционные простые велоштаны вместимостью до 20 л можно купить за 1 тыс. руб. Чем больше отделений, карманов, застежек и креплений у аксессуара, тем его стоимость выше.

Где можно приобрести

Приобрести сумку для велосипеда можно в спортивных или специализированных интернет-магазинах. Компании, занимающиеся производством аксессуаров для двухколесных транспортных средств, также имеют свои сайты и торговые представительства в больших городах.

Приобрести

Приобрести сумку можно в специальных магазинах.

Бывшую в употреблении продукцию, по стоимости ниже рыночной, можно найти по объявлениям в интернете.

Как прикрепить сумку на багажник велосипеда

Чтобы обеспечить удобную и сбалансированную езду, необходимо правильно установить сумку на багажник:

  • мелкие и легкие аксессуары следует перенести на переднюю часть велосипеда;
  • тяжелый багаж нужно поместить в задней части;
  • вес по обоим отсекам велоштанов распределяют равномерно.

При езде по ровной дороге груз располагают как можно ниже к земле, при необходимости лавировать по пересеченной местности — выше.

Багажник велосипеда

Сумку нужно правильно устанавливать на багажник.

Задний багажник с сумкой крепится на "перья" заднего треугольника рамы, передний — на подседельный штырь или переднюю вилку. Оба варианта рассчитаны на транспортировку легких (до 10 кг) грузов, но во втором случае ухудшается обзор дороги.

Главные требования к изготовлению велосумок на багажник

При изготовлении велосумок необходимо использовать:

  • непромокаемые ткани;
  • надежную фурнитуру;
  • крепления для фонаря или светоотражающих элементов в отделке аксессуара;
  • экологически чистые виды пластика (например, биоразлагаемые полимеры).

Продукцию производят и по индивидуальному заказу велобайкера. Для этого нужно предоставить не только эскиз сумки, но и размеры транспортного средства.

Какой вес можно перевозить на велосипеде

Максимальный перевозимый вес на велосипеде редко превышает 25 кг. На некоторых моделях удается разместить грузы до 40 кг. Правила дорожного движения не устанавливают предельную массу транспортируемых вещей, ограничивая только их размеры. ПДД запрещают перевозить груз, выступающий более чем на 0,5 м по длине или ширине за пределы велосипеда.

Вес

Вес сумки не должен превышать 25 кг.

Сумка для велосипеда на багажник своими руками

Некоторые велолюбители предпочитают самостоятельно изготавливать аксессуары, с учетом характеристик своего транспорта, требуемой функциональности и пр. Простым вариантом велоштанов на багажник является пошив 2 отдельных отсеков.

Для сумки необходимо сделать эскизы частей:

  • низа;
  • верха;
  • передней стенки;
  • задней;
  • боковой (2 шт.).

Все чертежи выполняют на бумаге и переносят на ткань. Стенку аксессуара, которая находится ближе к колесу, делают двойной, чтобы предотвратить ее быстрый износ. Внутри и снаружи эту часть дополнительно обшивают пластиком. В первом случае это позволит сохранить форму сумки и убережет ее от провисания в сторону колеса, во втором — создаст дополнительную защиту от механических повреждений. Скрепить части из разных материалов можно с помощью степлера или болтов.

Сумка своими руками

Вы можете изготовить сумку самостоятельно.

Молнии лучше делать сверху или сзади — тогда при поездке сумка не будет цепляться за траву, ветви деревьев и кустарников.

К багажнику аксессуар крепится с помощью привинченных к двойной стенке крючков, которые можно купить в хозяйственном магазине. Два таких отделения можно дополнительно стянуть резиновой бейкой.

Некоторые велолюбители шьют для сумок защитные чехлы — в длительных путешествиях они защищают аксессуар от налипания пыли, грязи, а при плохой погоде — от влаги. Чтобы крючки не царапали поверхность багажника и не создавали посторонние шумы, его части обматывают прозрачной клейкой лентой.

Недостатки велосумок на багажник

К недостаткам велосумок можно отнести:

  • неудобные размеры, которые могут мешать при движении или закрывать обзор;
  • небольшую грузоподъемность по сравнению с другими видами транспорта;
  • близкое размещение к дорожному полотну, что сильно загрязняет аксессуары.

Кроме того, обустройство велосипеда приспособлениями для перевозки предметов повлечет за собой расходы на покупку креплений, ремней и пр.

Отзывы велосипедистов

Андрей, 19 лет, Москва: "Главную функцию сумка на багажнике выполняет — вмещает в себя необходимые предметы. Карманы не опустошаются даже при сильной тряске во время езды".

Богдан, 25 лет, Санкт-Петербург: "Пользуюсь сумкой-контейнером больше года: надежно крепится, в нее помещаются все веломелочи. Чтобы поместить что-то крупное — нужно постараться, но для коротких прогулок подходит".

Дмитрий, 23 года, Москва: "Сумка легко крепится на багажник при помощи липучек, надежно держится во время поездки. Попал под дождь — внутри все сухо".

Часть 1

ПИК99 - производство велорюкзаков, велосумок, палаток, спальников

Велопоход предъявляет серьезные требования к упаковке и размещению багажа на велосипеде. В отличие от обычных покатушек, где можно ехать с любым завалявшимся в кладовке заплечником (разумеется, специальные велосипедные модели гораздо удобнее), рюкзак или сумки для велопохода имеют специфическую конструкцию, подходящую только для велосипеда.

Хороший велосипедный рюкзак или сумка разрабатывается и дорабатывается по ходу производства с учетом требований велотуристов, нередко и сами конструкторы активно ездят в велопоходы. Поэтому самые распространенные в среде велотуристов модели снаряжения (достаточно взглянуть на полки магазинов в вашем городе) — нередко еще и самые удобные для своих задач. Однако разные модели снаряжения предназначены для различных стилей туризма: одни больше подходят для велопутешествий по гладким европейским дорожкам, другие — для покорения обычных российских просторов, третьи — для специфических стилей туризма, где велосипед едет на своем владельце, а не наоборот.

В этой статье мы расскажем начинающим велотуристам о различных способах перевозки багажа в велопоходах (включая двух-трехдневные походы выходного дня — ПВД), рассмотрим отличительные черты различных видов сумок и рюкзаков, а также неявные особенности, на которые стоит обратить внимание при покупке, чтобы не остаться недовольным обновкой.

Итак, существует три основных способа перевозки вещей в велопоходе :

  • Заплечный рюкзак (часто в сочетании с небольшими сумками, рассредоточенными по велосипеду).
  • Боковые сумки на багажнике.
  • Монообъемный велорюкзак (так называемые велоштаны или велобаул) на багажнике.

Заплечный рюкзак — для минималистов

На самом деле, в серьезных велопоходах этот способ применяется редко из-за ограниченной грузоподъемности спины велосипедиста. Средний велосипедист может возить на спине в течение длительного времени не более 10 кг без чрезмерной усталости и риска для здоровья. В отличие от пеших туристов, у велосипедиста вся масса рюкзака приходится непосредственно на спину (а не на пояс и бедра), поэтому возить на себе получается в несколько раз меньше груза.

Начинающие велотуристы нередко пытаются в первые походы возить груз на спине, однако это принципиально неправильно. Новичок с большим туристическим рюкзаком на спине изнывает под тяжестью груза, но при этом часто не имеет при себе действительно нужных ему вещей. Безусловно, перенос груза на багажник позволил бы ему получать удовольствие от поездки, а не боли в спине и быстро накапливающуюся усталость.

Таким образом, в походах и ПВД груз возят на спине на постоянной основе лишь обладатели аскетичного сверхлегкого снаряжения, для которых вдобавок крайне важны ходовые качества велосипеда. Проще говоря, речь здесь идет про быстрые походы в спортивном темпе (нередко — с сопровождением или ночевками под крышей). Обычно для этого используются заплечники объемом до 30 литров, иногда — крупные велосипедные модели.

Нередко часть груза размещается в нескольких небольших сумках, равномерно рассредоточенных по велосипеду (внутри треугольника рамы, под седлом, на руле, на консольном багажнике). Это позволяет разгрузить спину без существенного влияния на поведение велосипеда.

Надо отметить, что обычные велотуристы при возможности стараются максимально разгрузить спину, поскольку даже 5 кг груза на спине существенно увеличивают усталость ездока, способствуют быстрому затеканию «пятой точки», а в жаркую погоду ухудшают вентиляцию спины. Чаще на спине возят необходимый минимум вещей, а большую часть — грузят на багажник(и).

Влияние багажа на динамику велосипеда

В следующих разделах речь пойдет о перевозке большей части вещей на багажнике велосипеда. Но вначале необходимо напомнить о том, как изменится поведение велосипеда после закрепления на нём 10-30 кг груза.

Итак, в первую очередь, большой вес рюкзака отражается на динамике велосипеда — разгон и езда в гору происходят медленнее и отнимают гораздо больше сил. Если в тяжелом походе снять рюкзак, то поначалу покажется, что велосипед хочет выпрыгнуть из-под ездока. Поэтому в велопоходах крайне желательно иметь тяговитые передаточные отношения трансмиссии — для комфортного заезда в горки рекомендуется передача 22-32 для 26-дюймовых горных велосипедов и 22-36 для гибридов и найнеров.

Далее, при подъеме в гору сильно чувствуется смещение центра тяжести назад — уже на 10 % подъемах по грунтовым дорогам переднее колесо норовит оторваться от земли, а на 15 % подъемах появляется реальный риск опрокидывания велосипеда. Для решения проблем со смещенным центром тяжести велосипеда можно переносить часть груза вперед, в подрульную сумку или на передний багажник.

Груз на багажнике усложняет преодоление участков, где велосипед нельзя катить, — приходится снимать багаж и либо преодолевать препятствие в две ходки, либо нести рюкзак на спине, а велосипед — под мышкой. Второй опции лишены пользователи боковых сумок, для переноски всех вещей в одну ходку им приходится заниматься увязыванием 2-4 сумок в один большой и неудобный куль.

Поскольку вес рюкзака обычно сконцентрирован на заднем колесе, велосипед становится менее стабильным при движении по прямой. Если колеса низкого качества или слабо накачаны (сзади требуется давление не меньше 3 атм), на плохих дорогах возрастает риск повреждения обода или покрышки. Естественно, багажник тоже страдает — массовые алюминиевые модели рассчитаны лишь на 15-25 кг (а на плохих дорогах — и того меньше). Если же используется передний багажник, то велосипед теряет в маневренности из-за большой инерции при повороте руля, поэтому при езде по бездорожью передний багажник обычно не используется, да и при необходимости разгрузить велосипед проблем становится в 2 раза больше.

В некоторых случаях на большой скорости тяжело нагруженный велосипед может войти в колебания с увеличивающейся амплитудой, что в конечном счете может привести к вылету с трассы. Поэтому на сильно нагруженном велосипеде нельзя ездить слишком быстро даже по хорошим дорогам. В среднем, опасный диапазон скоростей начинается от 50 км/ч.

Важно понимать, что груз на багажнике — «мёртвый», он ухудшает поведение велосипеда. Неудивительно, что любители быстрой езды негативно относятся к перевозке груза на багажнике. В то же время, груз на теле велосипедиста не оказывает негативного влияния на динамику, зато увеличивает усталость, а в теплое время года — еще и заставляет страдать от жары.

Справедливости ради, заметим, что у велосипеда с тяжелым рюкзаком есть и преимущества по сравнению с порожним:

  • Велосипед идет гораздо мягче, тяжелый груз демпфирует вибрации и удары на колесе. Это также заметно и при перевозке груза на переднем багажнике.
  • Нет риска перевернуться через руль — можно безбоязненно тормозить передним тормозом.
  • При езде вне дорог большая инерция помогает брать препятствия с наката, уменьшается риск того, что велосипед неожиданно остановится.
  • Наконец, езда на тяжелом велосипеде — это хорошая тренировка выносливости.

Боковые сумки на багажнике — европейский стиль

Боковые сумки — чисто западное ноу-хау, идеально подходящее для западного стиля велотуризма, заключающегося в длительных велопутешествиях по хорошим дорогам.

Типичный западный туристический велосипед оснащается багажниками на переднем и заднем колесах, на каждом багажнике висят по 2 боковых сумки, дополнительно на заднем багажнике сверху привязаны эспандерами палатка и большая герма с вещами (а то и две). Часто всё это дополняется большим кофром на руле и еще несколькими сумками, рассредоточенными по раме, не считая 2-8 бутылок для воды в специальных держателях на раме и вилке. Груз, для которого не хватило места, размещают в велоприцепе, но это уже тема для отдельного разговора.

Описание конструкции

Боковые сумки изготавливаются из различных видов ткани (как промокаемых, так и водостойких) на жестком или полужестком основании, прилегающем к багажнику. Сумки имеют небольшой объем, в диапазоне 15-25 литров каждая, зато на велосипеде их можно закрепить до 4 штук.

Небольшие размеры сумок позволяют выполнять их из прочной непромокаемой ткани (тезы), обеспечивающей полную защиту от любого дождя, а иногда (если сумка закрывается скруткой) — и от полного погружения под воду. Однако использование такой ткани существенно увеличивает массу и стоимость сумок.

Недорогие российские сумки обычно крепятся к багажнику стропами со скобами-трехщелёвками. Такое крепление весьма надежное, но простота установки и снятия сумок страдает — это занимает много времени. Кстати, для простоты можно связать сумки стропами между собой и перебросить через багажник, закрепив их эспандером.

Сумки западных производителей используют пластиковые и металлические крючки для подвешивания за багажник, часто в сочетании с пластиковым основанием сумки и быстрозажимным механизмом. Это крепление гораздо удобнее, но качество фурнитуры играет важнейшую роль — некачественный крепеж просто развалится посреди похода, оставив незадачливого туриста с неудобным кульком в руках. Кроме того, пластиковое основание жестко ограничивает объем сумки, не позволяя набивать ее до отказа, как мягкую модель.

Из дополнительных аксессуаров промышленность предлагает для боковых сумок верхний кофр (превращающий конструкцию в подобие велоштанов из 3 частей), подвеску для превращения сумки в заплечный рюкзак, плечевые ремни, вкладыши для ноутбука, замок с ключом и крепление для фляги с водой.

Достоинства

В чем преимущества боковых сумок? Они позволяют гибко адаптироваться под количество возимого багажа. Например, в покатушку можно взять одну сумку, в ПВД — две, в многодневный поход — четыре, а не поместившиеся вещи положить сверху на багажник. Если же у вас вообще нет багажа, это тоже не проблема — сумки можно возить пустыми.

Кроме того, боковые сумки имеют достаточно жесткую конструкцию и крепятся независимо друг от друга, а это значит, что их можно загружать как угодно владельцу, без оглядки на какие бы то ни было правила балансировки груза. Также несколько объемов упрощают поиск нужной вещи, когда не требуется переворачивать все вещи вверх дном, чтобы найти мелочевку, запрятанную на самом дне.

Стоит также отметить, что боковые сумки могут быть закреплены очень низко, что улучшает стабильность велосипеда при езде. Большинство передних багажников рассчитано именно на такое сверхнизкое размещение сумок (lowrider). Сумки можно без проблем вешать даже на самые маленькие и куцые багажнички, тогда как велоштаны требуют достаточно крупного багажника с защитой спиц.

Помимо всего перечисленного, качественные дорогие сумки позволяют в походе полностью выключить голову из процесса сбора вещей: накидал вещей в сумку как попало, повесил ее на крючки двумя движениями, а даже если пойдет дождь, то не беда — сумка непромокаемая.

Недостатки

(Фото Екатерины Костюхиной — турист уже не первый день волочит свой велопоезд по Исландии)

Однако у российских велотуристов боковые сумки практически не используются. Почему? Здесь необходимо вспомнить, что западные велотуристы предпочитают длительные велопутешествия по качественным дорогам (в частности, по самым жирным дорогам на карте), тогда как в России хорошие дороги — нередко еще и самые опасные для нашего брата, да и в целом любителей плохих дорог в России гораздо больше. Также большинство велотуристов в течение года много ездит в ПВД с активным использованием электричек, дизелей и другого подобного транспорта.

Так вот, важнейший недостаток боковых сумок — сложность переноски отдельно от велосипеда. Если вам необходимо запрыгнуть в транспорт, перетащить велосипед по непроезжаемой дороге или через брод, то каждую велосумку потребуется снять, перенести их отдельно от велосипеда, затем вернуться за самим велосипедом, и в конце — навьючить багаж обратно. Это неудобно, занимает много времени, да и в целом велосумки не так удобно носить в руках (по сравнению с велобаулом за спиной), а в сочетании с велосипедом под мышкой — практически невозможно без кустарного увязывания сумок в один кулёк.

Еще один недостаток велосумок — их небольшой объем при достаточно большой собственной массе. Если поездка занимает больше пары дней, западный велотурист вынужден ставить передний багажник и увеличивать количество сумок до четырёх (дополняя по вкусу кофрами на руль или даже велоприцепом). Это делает их переноску еще неудобнее, управляемость велосипеда на плохой дороге дополнительно ухудшается, «мёртвая» масса (сумки + багажники) растет. Например, 4 непромокаемых сумки общим объемом 80 литров весят 4 килограмма — как два 85-литровых монообъемных рюкзака с дождевыми чехлами.

Российские туристы при пользовании сумками обычно все же стараются не ставить передний багажник, а не помещающиеся в сумки вещи (палатка, вещи в герме и коврик) крепят сверху на багажнике. Однако на плохих дорогах с кустами и камнями упаковка палатки и герма долго не проживут.

Наконец, последняя проблема у боковых сумок — высокая требовательность к качеству фурнитуры, на которую приходится вся масса багажа (в частности, при использовании крючков или аналогичных зажимов). Вариант фатальной поломки посреди похода здесь совершенно реален, не считая особо качественных и крайне дорогих западных сумок, а также сумок с простым крепежом на стропах и трехщелёвках.

Мы много говорим про дорогие сумки, однако у читателя возникает вопрос: насколько дорогие? Отвечаем: стоимость 4 сумок Ortlieb и 2 багажников Tubus для них начинается от 500 долларов.

Вердикт

Для чего же нужны боковые сумки в российских условиях? В первую очередь, для перевозки небольшого количества багажа, который уже не вмещается в мелкие 2-8-литровые сумки, а в заплечнике везти не хочется.

Можно взять всего одну сумку, повесив ее с той стороны, где вы обычно идете, когда катите велосипед (если повесить одну сумку с противоположной стороны от себя, она будет наклонять велосипед так, что он будет постоянно лезть в ноги). Если ваш багаж достаточно легкий, боковую сумку даже не нужно будет снимать с велосипеда при переноске. Также боковые сумки совершенно спокойно можно возить в пустом виде, чего нельзя сказать о велоштанах.

Особенно полезны боковые сумки для обладателей складных велосипедов — одиночная сумка не будет мешать складыванию, что очень удобно при посадке в транспорт или по приходу на работу (любые верхние сумки и велоштаны необходимо снимать, когда складываете велосипед). А из-за коротких задних перьев и маленьких багажников у складных велосипедов даже маленький велобаул будут свешиваться вперед и мешать крутить педали, тогда как с боковыми сумками такой проблемы нет.

Как сделать велобаул своими руками

Самодельные сумки для велосипеда

На фотографии выше показаны два велобаула, которые я сделал своими руками для своего туристического велосипеда. Я нашёл в интернете инструкцию по изготовлению велобаула и немного её усовершенствовал.

Велобаул своими руками

Изготовление сумки на переднее колесо велосипеда.

Самодельный велобаул изготавливается из полиэстера. Сначала нужно вырезал длинный прямоугольник и сложить его в виде буквы U. Затем вырезать ещё два прямоугольника, которые будут служить в качестве боковых стенок сумки.

Изготовление самодельного велобаула из полиэстера

Закрываться сумка будет на «липучках» и следовательно в области боковых стенок будет две бреши, которые могут пропускать влагу. Эта проблема решается с помощью специального капюшона, закрывающего верхнюю часть велобаула.

Изготовление самодельный сумки для велосипеда

Ткань соединим с помощью паяльника с плоским наконечником и для усиления прочности дополнительно нанесём зигзагообразные швы.

Самодельный велобаул из полиэстера

В прошлом я экспериментировал с жидким полимерным покрытием Plasti Dip. Я подумал, что неплохо будет покрыть им велобаул. Работать с Plasti Dip не очень приятно, но зато его применение гарантирует высокую прочность и износоустойчивость ткани. Дно и швы сумки я покрасил в несколько слоёв с помощью обычной кисточки. Затем я опрыскал сумку из аэрозольного баллончика с этим веществом. Я наносил слой за слоем, пока сумка не перестала просвечиваться сквозь свет от лампочки. При этом на два велобаула у меня ушёл один баллончик Plasti Dip.

Жидкое полимерное покрытие Plasti Dip

При работе с этим веществом обязательно соблюдайте технику безопасности. Даже на открытом воздухе необходимо работать в маске. Кроме того данное вещество довольно огнеопасно.

Изготовление креплений для велобаула

На фотографии выше показана задняя сторона передней сумки. Способ установки велобаулов на велосипед я также позаимствовал в интернете. Правда мне пришлось его немного изменить, так как я купил багажник Jandd. Сначала я просто хотел прикрепить велобаулы к багажнику с помощью колец, но оказалось, что этому мешает нижняя часть багажника. Поэтому систему крепления пришлось немного изменить — закрепить их за нижнюю рейку багажника. При таком способе крепление велобаул не будет болтаться.

Велобаул на заднем багажнике велосипеда

Для поддержания формы и усиления жесткости на дно сумки с внутренней стороны я установил гофропластик (гофрированный пластик), который я снял со старого автомобильного багажника для перевозки велосипеда. Он имел форму буквы L и достаточные размеры, чтобы полностью закрыть дно. Также я использовал две алюминиевые стропы размером 1/8 дюйма: большой скрепил верхние части колец, а меньшей само кольцо. Я установил их таким образом, чтобы они не оказывали давления на гофропластик и помогали сохранять форму сумки. Я приобрёл несколько резиновых стяжек в магазине. Закрепил всё болтами, которые нашёл поблизости. Для профилактики их самопроизвольного развинчивания мне пригодилась сантехническая лента из тефлона.

Самодельный велобаул на переднее колесо

Изготовление самодельной сумки на переднее колесо велосипеда завершено!

Изготовление велобаула на задний багажник велосипеда.

Самодельная сумка на переднее колесо велосипеда

Для создания самодельного заднего велобаула я использовал два одинаковых рюкзака, произведённых из продуктов переработки бутылок из-под воды. С целью уменьшения размеров велобаула я отрезал ремни, правда не все — верхнюю ручку я оставил, чтобы было за что держать рюкзаки, когда я их снимал с велосипеда. Также за ручки с помощью резиновых стяжек можно крепить небольшие предметы цилиндрической формы.

Самодельная сумка на задний багажник велосипеда

Как и в случае с передним велобаулом, я нанёс кисточкой полимерное покрытие Plasti Dip на дно и швы, а затем опрыскал из баллончика полностью всю сумку. Я даже покрыл аэрозолем молнии. Чтобы убедиться, что они не слиплись, во время сушки я их периодически расстёгивал и застёгивал. Хотя после нанесения аэрозоля молнии стали работать немного туже, они стали более водонепроницаемыми. Для защиты от дождя я сделал такой же капюшон, как и для переднего велобаула.

Механизм крепления велобаула на велосипед

На фото выше показан механизм крепления, установленный на заднюю часть рюкзаков. Чтобы обеспечить хорошее натяжение, скрепите резиновыми стяжками нижнюю часть заднего багажника и крюк, которым велобаул крепится к велосипеду. Как и в случае с передним велобаулом, для поддержания формы и усиления жесткости с внутренней стороны на дно сумки я установил гофропластик (гофрированный пластик). Правда с случае с задним велобаулом пришлось добавить дополнительный слой гофропластика, так как ему придётся выдерживать гораздо большую нагрузку, чем переднему. Аналогичным образом я установил алюминиевые стропы — большой скрепил верхние части колец, а меньшей само кольцо.

Ручка на заднем велобауле

На фото показан велобаул с уже нанесённым в несколько слоёв полимерным покрытием. Заметно, как провисает дно — фотография сделана после установки только одного слоя гофропластика. Именно поэтому мне и пришла идея установить на велобаул дополнительный слой гофрированного пластика.

Велобаул после обработки полимерным покрытием Plasti Dip

Заключение.

Самодельные передний и задний велобаулы

Ну вот и всё! Мне удалось сделать велобаулы своими руками. Я ими полностью доволен. В этих велобаулах туристическое снаряжение остаётся абсолютно сухим даже во время самых сильных ливней. Они даже успешно пережили одно моё падение с велосипеда. Я могу отметить единственный недостаток, связанный с передним велобаулом — когда из него достаёшь вещи, то он немного шатается из стороны в сторону.

Источники:

https://marathonec.ru/kak-vybrat-velochemodan/
https://velife.ru/v-dalnij-put/kak-vybrat-sumku-na-bagazhnik-velosipeda.html
https://velopiter.spb.ru/articles/touring_luggage1.html
http://velofun.ru/do-it-yourself/kak-svoimi-rukami-sdelat-velobaul-sumku-na-bagazhnik-velosipeda.html