Велошлем
Большинство здравомыслящих велосипедистов сразу после покупки велосипеда или после повреждения башки приобретают велошлем. Подход у всех разный. Кто-то подолгу изучает статьи и ассортимент, кто-то идет в первый попавшийся спортивный магазин и сразу покупает понравившуюся модель. Лишенные здравомыслия катаются надеясь на то, что при падении головой не приложатся.
Суперкороткий экскурс в историю велосипедных шлемов
Примерно с 1920-х годов некоторые велолюбители использовали велошлемы аналогичные мотоциклетным и лётным. До 1970-х годов массового запроса на велошлемы практически не существовало. Только на велогонках использовались шлемы визуально похожие на современные шоссейные, но сделанные из набитых опилками кожаных сосисок. Последние десятилетия усилиями маркетологов и с появлением реально опасных направлений велоспорта тема стала популярна и коммерчески интересна.
Субъективное
Откатавшись 20 лет на горном велосипеде без шлема я задумался о его приобретении только собрав электровелосипед для загородного существования. В прошлом несколько раз пытался обзавестись этим девайсом. Но безуспешно. Мешали приобретению два обстоятельства. Во первых, мне не нравится носить что-то на голове. Во вторых, никакие шапки за исключением кепок мне не идут. Как-то будучи на рекламных съемках в Милане я затащил супер-профессиональную стилистку в магазин головных уборов. Примеряя на меня различные шапки, она обхохоталась до боли в животе. Так ничего адекватного и не подобрала.
Когда я надеваю на себя стандартный велошлем и смотрюсь в зеркало, в моей голове непроизвольно возникает только одно словосочетание: «это п####ц».
Собрав электровелосипед, я твердо решил все же что-то для защиты головы приобрести и внимательно изучил теорию и то, что сейчас продается. Чем с вами и делюсь. Сразу отмечу, что меня интересовали только бюджетные варианты. Дорогие изучайте тут. И я не эксперт по велошлемам. Таковых вообще в природе не существует.
Требования к велошлему для владельцев электровелосипедов отчасти отличаются от требований к велошлему для интенсивно педалирующего велосипедиста. Во первых, шлем ебайкера может быть не столь тотально вентилируемым (крутить педали на электровелосипеде можно без особого напряжения), во вторых, он должен лучше защищать голову при падениях (скорости-то побольше). В остальном требования одинаковые. Шлем должен максимально хорошо защищать голову, быть симпатичным, удобным, легким, открытым или фулл-фейсом (с дополнительной защитой нижней челюсти) и не пробивать дыру в бюджете.
Коротко про классификацию велосипедных шлемов
Шлемы для обладателей электровелосипедов не делают, поэтому выбираем из того, что есть. В зависимости от стилей катания велосипедные шлемы имеют следующие разновидности – шоссейные, МТВ, даунхилльные, трековые, ВМХ, скейтинговые, а также детские, подростковые и женские (это самая загадочная разновидность). Шоссейные велосипедные шлемы встречаются чаще всего. У них продолговатая обтекаемая форма, очень большие вентиляционные отверстия. Шлемы МТВ очень близки по конструкции к шоссейным, но дополнительно оснащены съёмным козырьком.
Велошлемы для даунхилла напоминают по своему строению мотоциклетные, однако имеют гораздо меньший вес. В таких шлемах обязательна защита для подбородка. ВМХ-шлемы такие же (обязательная защита подбородка, лёгкий вес, большой квадратный козырёк).
Конструкция трековых велошлемов – компромисс между защитными характеристиками и аэродинамическими. Они продолговатой формы. Хвостовая часть удлиненная, с заходом на спину, вентиляционных отверстий нет, или их мало.
Скейтинговые шлемы округлые, в просторечии называются «котелок». Изготовлены с применением жёстких пластиков, вентиляционные отверстия небольшие.
Помимо велошлемов выпускается огромное количество мотоциклетных шлемов, многие из которых прекрасно подходят для любителей неспешного катания по городу и для владельцев электровелосипедов.
А нужен ли шлем? Хз…
Существует мнение, что шлемы создают ложное чувство безопасности. Возможно и так, но мне нравится чувство безопасности, пусть и ложное.
Экспериментально доказано, что взрослые велосипедисты привыкшие носить шлемы, катались без шлемов медленнее. При этом наличие шлема никак не влияет на среднюю скорость велосипедистов привыкших ездить без шлема (как раз мой случай). Про использование шлемов с электросамокатами пока никаких исследований не проводилось.
Британский учёный Иэн Уолкер обнаружил, что велосипедистам в шлеме, водители оставляют меньше места для проезда. В среднем водители приближались к велосипедисту в шлеме на 8.5 см ближе, чем к велосипедисту без шлема. Количество водителей, проезжающих на расстоянии меньше метра от велосипедиста, увеличилось на 23 %, если велосипедист был в шлеме. Что логично: байкер в шлеме воспринимается априори более адекватным и подготовленным, чем его коллега в гражданской одежде. Следовательно, можно обгонять его плотнее, не боясь, что тот вильнет под колеса. Конечно, это повышает риск несчастного случая. Да и хрен бы с ним. Я по асфальту почти не езжу.
Надо полагать, что самый безопасный способ катания вместе с автотранспортом – это имитация поддатого велосипедиста. Пойте хорошую песню, выписывайте кренделя и машины будут объезжать вас как можно дальше.
Статистика в странах и регионах, где приняты законы об обязательном ношении шлемов не демонстрирует очевидного снижения травм головы велосипедистов. Высказываются предположения, что такие законы контрпродуктивны.
В 1998 году Европейская федерация велосипедистов (ECF) приняла документ, в котором были отвергнуты законы об обязательном шлеме, которые, с точки зрения федерации будут иметь более негативные, чем положительные последствия для здоровья.
В анализе 2014 года частота смертей на велосипеде:
США – 4,7 трупа на 100 миллионов километров,
Германия – 1,3 жмурика,
Нидерланды – 1,0 откинувшихся,
Дания – 1,1.
Исследование более 4000 случаев травм велосипедистов в авариях в городе и районе Ганновера в период между 1985 и 2003 годами показало следующее:
– из 4264 травмированных 78 или 1,7% носили шлем,
– 16,8% несчастных случаев происходили непосредственно на велосипедных дорожках,
– 64,3% всех аварий произошло на перекрестках, переходах или входах в здания,
– наиболее частыми были травмы ног (62%), в основном из-за прямого воздействия автотранспорта; в 46% случаев были ранены руки, в 21% грудная клетка, в 48% случаев были травмы головы, из которых 68%, т.е. 32% всех несчастных случаев, имели травмы «выше уровня уха», т.е. «в пределах защитного диапазона шлема».
По России данных нет, но если будут, то понятное дело весьма нелицеприятные для сограждан. Так что пусть они за бугром без шлемов катаются, а я хочу голову защитить, она у меня одна.
Велошлем для зимы
Для зимы нет ничего лучше прекрасных шлемов для горнолыжного спорта и сноуборда. На этом рынке столь жесткая конкуренция, что цены на модели из коллекций 2-5-летней давности от известных брендов полностью соответствуют качеству. Они комфортны, в них не жарко, не холодно, они прекрасно защищают голову, в них никуда не дует, не мерзнут уши и при этом не сильно страдает слышимость. Есть модели с регулируемой вентиляцией.
Если вы живете в городе, где есть магазин Триал-Спорт то легко подберете себе отличный шлем с 40-60-% скидкой за 3000-5000 руб. Мой опыт показывает, что выбор зимнего шлема по картинками и описаниям – пустая трата времени. Нужно идти в магазин и заниматься примеркой. Зато потратив на это свое время вы сможете выбрать шлем, в котором удобно даже спать.
Утепленный вариант шлема – неплохое решение для любителей зимних велопрогулок. Горнолыжные и сноубордические шлемы выпускают куча фирм. В идеале такой шлем должен соответствовать одному из трёх стандартов сертификации:
- CEN 1077 (Common European Norm, CEN);
- Snell RS-98 (Snell Memorial Foundation);
- F2040 (American Society of Testing and Materials, ASTM).
Подробнее о испытаниях и сертификатах этой группы шлемов можно почитать тут.
Для жителей городов, где со шлемами проблема остается интернет. Но и тут можно сделать удачную покупку.
Для продолжительных заездов на электробайках зимой опытные пользователи рекомендуют снегоходный модуляр с подогревом (ценник от 7000 руб). Для обычных велосипедов модуляр – не вариант (тяжелый, жарко, ограничено поле зрения).
Велошлем с визором
Защитные очки или визоры при перемещениях на больших скоростях весьма желательны. Как-то в юности мчался я на мотоцикле Ява по совершенно безлюдной дороге под Тверью (тогда еще Калинином), а в следующий момент осознал себя лежащим в бурьяне в неестественной позе. Осторожно пошевелив конечностями выяснил, что кости вроде бы целы. И тут с ужасом понял, что смотрю только одним глазом. Осторожное ощупывание незрячего глаза дало следующую информацию: там что-то влажное и волосатое… Это наверное глаз от удара перевернулся и снаружи торчат нервы, мелькнуло в сознании… Замирая от страха я ухватил выбитый глаз пальцами, выкулупнул его из глазной впадины и поднес к зрячему глазу. Вот оно думаю, как это бывает “взглянуть в глаза самому себе”…
К счастью это оказался мертвый шмель. Как позже выяснилось по особенностям окраски фингала, он попал мне под надбровную дугу и отрикошетировал в глаз. Зрение не пострадало, только декоративность лица, пока бланш не рассосался.
Моделей велошлемов с визорами довольно много. У них есть свои сторонники и противники. Некоторым людям визор нравится тем, что частично защищает лицо от холодного ветра и капель дождя. Другим не нравится, поскольку в дождь ухудшает видимость из-за ползущих по нему капель. Если вы носите очки, шлем с визором может вам не подойти. Без примерки по картинкам этого не понять.
Если визор поцарапался или разбился, прикупить новый можно тут, или ищите на Алиэкспрессе по ключевым словам “визор Tanked”.
Забрало помимо защиты глаз отчасти экранирует встречный поток воздуха и позволяет соплям стекать в рот, а не размазываться ветром по лицу. Выколет ли оно осколками вам глаза при падении, неизвестно. На первый взгляд штука ценная, но никаких исследований по поводу эффективности и безопасности велошлема с забралом мне найти не удалось.
Велошлем в стиле ретро
Неплохая линейка шлемов для мотоциклов в стиле ретро может заинтересовать владельцев круизеров и электровелосипедов сделанных на основе круизеров и мангалов.
Фулл-фейс
Зубы нынче дороги, поэтому в качестве велошлема я выбрал себе фулл-фейс. Очки я и так постоянно ношу, от насекомых и летучего мусора глаза более-менее защищены, а пахать родной челюстью землю не хочется.
Лучше не приобретать закрытые шлемы в которых не предусмотрена возможность вынуть внутренние уплотнители для стирки. Голова потеет и уже через полгода шлем провоняет. Использование подшлемников лишь отчасти спасает ситуацию. О выборе фулл-фейса для владельцев скоростных электровелосипедов рекомендую почитать статьи 1 и 2.
Для межсезонья с температурами от -5 до +10 С я использую дешевый китайский шлем. За три года эксплуатации у него выявлен только один минус. Если за вами погонится собака, вы ее скорее всего не услышите и узнаете о ее присутствии только, когда она цапнет вас за ногу.
Для температур выше +10 С я использую отлично вентилируемый MET Parachute. Покупать здесь, но можно найти и в России.
Также хорошей моделью для лета является Leatt DBX. В Москве обычно присутствует в 2-3 магазинах.
Все хорошо вентилируемые фулл-фейсы не дешевые. Даже на Алиэкспрессе.
Мотоциклетные шлемы фулл-фейс при ударе не разваливаются. К мотоциклетной защите другие требования и там используются другие испытания и свои сертификаты качества.
Про сертификацию ECE 22.05 (Есть вариант написания «ECE R 22.05», где «R» является ни чем иным, как сокращением от The United Nations Economic Commission for Europe (UNECE) Regulation №22.), достаточно сказать, что эти шлемы одобрены для участия в самых серьезных профессиональных соревнованиях, включая американский мотокроссовый чемпионат AMA и MotoGP.
Сертификат DOT (FMVSS218) – этот стандарт был введен ещё в 1985 году. Устарел морально.
Сертификат Snell не является обязательным условием для допуска шлема к продаже. Но авторитет сертификата высокий.
Подробно о испытаниях и сертификации мотошлемов можно почитать тут.
Надувной шлем
Для людей, которых бесят любые шлемы есть неплохой вариант для защиты башки в случае падений. Это надувной шлем, работающий по типу автомобильной подушки безопасности. Производит его компания Hovding.
Во всем известном интернет-магазине chainreactioncycles.com:
Сравнительных тестов китайских и европейских велошлемов мне найти не удалось. Предполагаю, что качество их продукции в бюджетном сегменте ничем не отличается.
Детские шлемы вероятно лучше покупать на chainreactioncycles.com.
Цены особо не отличаются от Алиэкспресса и начинаются от 1354 руб.
На Youtube множество любительских и маркетинговых краш-тестов вело и мотошлемов. Мне больше всего понравился коротенький:
В идеале велошлемов должно быть несколько. Для разных типов перемещений в пространстве и времён года.
Советы по выбору подшлемника для мотошлема
Один из важных элементов экипировки мотоциклистов – подшлемник для мотошлема. Одни им пренебрегают, другие же не представляют поездки без этого атрибута. Давайте разберемся, зачем нужна эта часть мотозащиты, в чем её преимущества и недостатки.
Назначение
Многих любителей мотоциклов интересует, нужен ли подшлемник для мотошлема и в чем его функция. Главные задачи, которые выполняет подшлемник – защита и личная гигиена байкера. Во время движения с открытым визором изделие убережет лицо от летящих навстречу насекомых, дорожной пыли и грязи. Ветер тоже перестанет быть помехой – подшлемник для мотоцикла закрывает большую часть лица, поэтому кожа не обветрится. В холодное время такая мотозащита обеспечит дополнительное тепло лицу и шее. Благодаря подшлемнику шлем не будет скользить по голове, а его внутренняя отделка останется в первозданном виде, так как через подшлемник не просочится пот и грязь.
Сколько адреналина в твоей крови
Свои плюсы и минусы имеет подшлемник для мотошлема
Плюсы и минусы использования
У подшлемника для мотошлема есть свои плюсы и минусы. Преимуществом являются защитные функции – лицо не обдувается, на него не липнет мошкара и пыль. Шлем остается чистым внутри, поэтому отпадает необходимость его стирать. Подшлемник под мотошлем – это своего рода термобелье, которое греет голову в холодный сезон, а в жару впитывает пот. Он делает поездку более комфортной, помогает отсекать дыхание, визор меньше потеет. Для использующих наушники подшлемник станет их держателем.
Среди минусов – неудобные прорези для глаз, поэтому при выборе подшлемника стоит обратить на них внимание. Не слишком удобно в нём при высокой температуре – ухудшается вентиляция шлема. Иногда появляется аллергия, что связано с невысоким качеством материала, из которого изготовлен подшлемник, либо особенностями организма. Подшлемники часто теряют.
Разновидности подшлемников
В специализированных магазинах можно найти следующие виды подшлемников:
- Цельные, более известные как балаклава, – открыта только зона глаз и в некоторых моделях – рот, обеспечивают полную защиту лица от нежелательных воздействий.
- Шапочка – мотозащита надевается исключительно на верхнюю часть головы, удобна в использовании, но КПД уменьшается по сравнению с балаклавой.
- Подшлемник для мотошлема имеет защитные функции
- Подшлемник-маску надевают на лицо, такое изделие защищает дыхательные пути от проникающих вредных веществ, однако обшивка шлема продолжит пачкаться.
- Трубовидные подшлемники закрывают не только лицо, но и шею.
- Баффы могут трансформироваться и использоваться в качестве шапочки, банданы, трубы или балаклавы.
Дизайн часто отличается, встречаются подшлемники с рисунком для мотошлема: черепом, кошкой, быком и что только байкерской душе угодно.
Критерии выбора
Материал
Материал подшлемника должен быть эластичным, отлично растягиваться и возвращаться к первоначальной форме.
Подшлемники для мотоциклистов шьют из таких тканей:
- самая недорогая и недолговечная – синтетика, для лета вполне подойдет;
- хлопок тоже привлекателен по цене и более долговечен, однако быстро изнашивается и рвется всего через пару стирок;
- подшлемники из полиэфирных волокон и хлопка прочные и приятные на ощупь;
- вискозные волокна – толстые и прочные;
- самая дорогая – термоткань, она долго служит, не растягивается, дышит и отводит влагу;
- иногда встречаются изделия из шелка, они исключают аллергию.
Необходимо наличие специальных перфорированных вставок в районе дыхательных путей. Обязательно проверьте, нет ли у вас аллергии на данный материал, он должен быть приятен на ощупь и не вызывать раздражения.
Размер
Важно не ошибиться с размером подшлемника. Для его определения нужно гибкой линейкой или сантиметром измерить линию окружности головы, проходящую на высоте 2 см над бровями и по выпуклым участкам затылка. Полученные цифры сверьте с данными размерных сеток производителя изделия. Не забывайте, что они имеют свойство растягиваться.
Сезон
Подшлемники бывают легкие и утепленные. Летний подшлемник для мотошлема обладает конструкцией воздухообмена, а зимние часто дополнены флисовыми вставками или выполнены из плотной ткани.
Ткань подшлемника не должна вызывать аллергию
Лучшие марки и производители
Наибольшим спросом пользуются подшлемники для мотоциклистов Starks, Hyperlook. А рейтинг лучших производителей на 2019 год возглавила компания Gears Anti Freeze Balaclava.
Хорошо зарекомендовала себя итальянская компания Dainese – признанный лидер на рынке экипировки, которая защищает людей с головы до пят. Компания внедряет новые элементы мотозащиты, изготовленные из более совершенных материалов. Популярны шелковые подшлемники для мотошлема от Dainese – они быстро устраняют влагу с поверхности тела, прекрасно дышат, обеспечивают великолепную терморегуляцию.
Если вам не принципиален производитель, можно заказать подшлемник из Китая.
Подшлемник для мотоциклиста своими руками
Мотоподшлемник можно сделать самостоятельно. Начать следует с выбора ткани подшлемника, об особенностях которой написано выше. После заготовки материала следует измерить длину и обхват головы, сделать выкройку, прибавив по паре сантиметров к каждому параметру.
Поэтапное изготовление изделия описано во многих байкерских блогах, и сшить подшлемник не составит труда.
Правила ухода за подшлемником
Постирать подшлемник гораздо проще, чем сам шлем. Только нужно учитывать особенности материала, о которых написано на бирке изделия.
К примеру, если подшлемник шелковый, то рекомендуется ручная стирка или деликатная машинная. Термобелье иногда приходится стирать в специальном мешочке, в деликатном режиме без отжима и с минимальным количеством порошка.
Периодическая чистка подшлемника избавит от необходимости каждый сезон заниматься очищением грязного шлема.
Велосипедные шлемы: виды и выбор
Передвижение на велосипеде приобретает в последнее время все большую популярность. Чтобы обезопасить велосипедиста от травм при возможном падении существует специальная экипировка, и шлем является одним из важных атрибутов.
Описание и устройство
Взрослые мужские и женские велошлемы в принципе нисколько не различаются и определяются их назначением. Назначение велосипедного шлема – предохранение головы от травмирования при падении. Защитные качества шлема основаны на принципе действия, описанном ниже.
Основную силу удара, полученного при падении, принимает на себя наружная оболочка каски, и удар в определенной мере смягчается внутренним пенополистирольным слоем корпуса.
Затем уже в меньшей степени нагрузка через прослойку воздействует на голову человека. Таким образом, велошлем распределяет ударную силу по всей голове, предохраняя ее кожу от ран и ссадин.
Этот принцип обеспечивается особой конструкцией.
Шлем для велосипедиста включает ряд элементов.
Корпус
Материалом для изготовления корпуса служат пенополистирол и пенополиуретан. Пенополистирол при ударе сначала сжимается, а затем восстанавливается в форме. Он характеризуется малым весом и высокой экологичностью. Пенополиуретан напоминает обычный поролон.
Для усиления защитного эффекта некоторые модели укрепляют нейлоновыми или карбоновыми волокнами.
Оболочка
Корпус каски снаружи покрыт оболочкой из пластика. Оболочка позволяет распределить ударную силу. Кроме того, она предохраняет корпус от повреждения, проколов и трещин, а также способна скользить по земле после падения велосипедиста. Эта способность уменьшает риск получения опасных повреждений шеи и головы.
Фиксирующие элементы
Велошлем фиксируется при помощи этих элементов:
- ремешков – они предназначены для крепления каски на голове;
- фиксатора-регулятора объема головы – находится в затылочной части шлема и координирует степень затягивания при помощи специального диска или бегунка.
Отверстия для вентиляции
Они необходимы для доступа свежего воздуха к голове и предотвращения перегрева.
Дополнительными атрибутами шлема являются козырек и сетка от комаров, которые создают больший комфорт для велосипедиста. Некоторые опытные шоссейники прикрепляют также к велошлему зеркало заднего обзора, что облегчает езду в условиях плотного движения.
Существуют 2 типа шлемов для велосипеда — hardshell и in-mold.
Они обладают одинаковыми защитными свойствами, но имеют некоторые различия в способе изготовления.
Шлем типа hardshell является 2-слойной конструкцией, состоящей из внутреннего вспененного слоя, способного амортизировать удары, и наружного слоя из пластика высокой прочности. Вес такого шлема довольно большой, но у него более высокая степень надежности.
Каска типа in-mold — это цельная конструкция из ударопоглощающей пены и тонкого наружного слоя. Вес такого шлема относительно небольшой, и у него хорошая вентиляция. Это повышает комфорт при его ношении и уменьшает давление на шею. Но внешнее покрытие не обладает достаточной прочностью.
Основные требования
Главным и основным требованием к шлему является максимальное обеспечение защиты. Для гарантии защитных свойств шлемы проходят проверку амортизации при ударе, устойчивости к повреждениям режущими предметами, прочности удержания головы фиксирующими ремнями, качества крепежной системы, контролируется обзор видимости – он не должен быть меньше 105 градусов.
В странах Европы и США существуют стандартные нормы амортизации удара. Поэтому импортные шлемы должны иметь заводскую маркировку и отметку о прохождении приемки.
Кроме этого, каски должны обладать хорошими аэродинамическими свойствами, что достигается благодаря форме, размеру и общему виду. Эти свойства снижают сопротивление во время езды, что особенно важно для велосипедистов-спортсменов.
Другими не менее важными требованиями являются удобство при ношении, легкость каски, обеспечение аэрации. Светоотражающая наклейка также необходима, ее крепят на затылочную часть каски. Такой элемент, отражаясь на солнце или в свете фар, обращает внимание других водителей и повышает безопасность движения на автомагистрали.
Разновидности
Существует несколько видов шлемов. Прежде всего разновидность определяется манерой и стилем езды на велосипеде.
Кросс-кантрийный (любительский)
Такие каски подходят для новичков и любителей активного отдыха, для велопрогулок и езды по шоссе. Они прикрывают верх головы, оставляя открытыми виски и затылок, снабжены большим количеством аэрационных отверстий, которые обеспечивают хорошую вентиляцию. Часто дополняются солнцезащитным козырьком.
Однако это одноразовый шлем. Если удар при падении довольно сильный, то его внутренняя часть повреждается и делает его непригодным к использованию.
Шоссейный или гоночный
Они считаются наиболее легкими по весу и применяются профессиональными спортсменами. По своей конструкции они подобны кросс-кантрийным, но отличаются лучшей вентиляцией благодаря отверстиям несколько большего размера, хорошими аэродинамическими свойствами и достаточным обзором. Козырек отсутствует.
Котелок
Этот вид применяется спортсменами в специальных велодисциплинах типа ВМХ (стрит, дерт). Для изготовления таких шлемов используется более толстый и прочный пластик. Аэрационные отверстия отсутствуют. Защитные свойства котелка более высокие, но и вес значительно больше.
Фулфейс
Используется велосипедистами, предпочитающими такие экстремальные стили езды, как фрирайд, даунхилл. Это закрытый шлем, который предохраняет и голову, и лицо, и шею. Он обычно бывает с пристегивающимся визором (или с очками), предохраняющим глаза от инородных частиц.
Для изготовления применяются такие высокопрочные материалы, как карбон и стекловолокно, не повреждающиеся даже при очень сильном ударе.
Трековый
Такой вид применяется спортсменами в гонках на велотреках. Обтекаемая форма и отсутствие вентиляции снижает сопротивление при езде и повышает аэродинамику.
Аэродинамический
Такие каски предназначаются исключительно для скоростных кольцевых и гонок на велотреке. Их каплевидная форма способствует повышению аэродинамических свойств. У них довольно большой вес и меньшее число вентиляционных отверстий.
Велошлем для горного велосипеда
Они отличаются прочной системой фиксации, более крепким внешним слоем.
Шлемы мужские и женские могут различаться только отверстием для фиксации волос на затылочной части, дизайнерским исполнением и расцветкой.
Кроме взрослых, существуют и детские шлемы. Обычно это универсальные любительские виды, размер которых не превышает 45-57 см, предназначенные для детей от 2 до 12 лет. В детских котелках отверстий для аэрации несколько меньше. Он более легкий по весу, а внутренний прокладочный слой намного мягче.
Размеры
Обычно размер шлема указывается производителем в буквенном варианте. Чтобы определить свой размер, необходимо правильно измерить объем головы. Он измеряется по линии, проходящей над бровями (выше на 2 см) и через затылочную, наиболее выступающую, часть головы.
Полученный результат можно сверить в таблице:
Объем головы в см | Размер каски |
---|---|
51-52 | XXS |
53-54 | XS |
55-56 | S |
57-58 | M |
59-60 | L |
61-62 | XL |
63-64 | XXL |
65-66 | XXXL |
Однако даже зная свой размер, перед покупкой шлема лучше его примерить.
Популярные модели
Рейтинг моделей разных видов касок показал, что лучшими и наиболее востребованными являются модели брендов Giro, Casco и Fox.
Лучшими представителями бренда Giro являются модели велошлемов Giro Synthe и Giro Foray MIPS.
- Модель Synthe относится к аэродинамическому шоссейному виду касок. Она соединила такие положительные характерные особенности, как малый вес (всего 223 г), комфорт, обеспечивающийся отличной аэрацией, и хорошие аэродинамические свойства.
- Корпус шлема вследствие использования воздушной системы Roc Loc имеет слегка приподнятую форму, что делает его очень удобным практически для каждого человека. По заверению производителя, вентиляционные способности шлема настолько высоки на любой скорости, что превосходят другие модели линейки.
Аэродинамические характеристики также отличаются самыми высокими показателями.
- Модель Foray имеет оригинальный дизайн. Обтекаемая форма каски, зауженная в затылочной части, удобна при любой позиции головы.
Повышенная прочность шлема обеспечивается тем, что наружная оболочка и внутренняя пенная прослойка соединены в один цельный слой.
Шлем оснащен системой защиты от ударов разного направления, что гарантирует очень высокую степень надежности. Дополнительные прокладки из поролона создают комфорт при ношении. Вентиляционная система включает 5 каналов, по которым воздух распространяется по всей поверхности головы, даже при малой скорости. Модель оснащена механизмом регулировки размера.
- Компания Casco тоже представлена несколькими моделями. Casco Speedairo – шлем, предназначенный для езды на больших скоростях. Отличается надежностью и высоким уровнем безопасности. Отличная вентиляция обеспечивается внутренней воздушной прослойкой и вентиляционными отверстиями, исключая перегрев и переохлаждение.
Использование специальной фиксирующей системы (Casco Loc) делает возможным застегивание и регулировку даже одной рукой.
Модель имеет козырек, положение которого можно менять с помощью особого устройства.
Casco Activ-2 – универсальный шлем, предназначенный для движения по городу и для прогулок по проселочным дорогам. Корпус изготовлен из прочных материалов высокого качества и отвечает европейским стандартам.
Внутренний пенополистирольный слой закрыт высокопрочной пластиковой микрооболочкой и хорошо предохраняет от травм.
Вентиляция создается за счет больших отверстий, образуя микроклимат, предохраняющий от перегревания. Модель также оснащена системой регулирования Casco Loc, козырьком, высоту которого можно менять, механизмом регулировки размера и посадки, сеткой от комаров. Повышенная безопасность ночью гарантируется наличием светоотражающей маркировки.
- Велошлемы full-face представлены брендом Fox. Модель Fox Rampage Pro Carbon считается самой лучшей из всей линейки бренда. Она сочетает все новые технические и дизайнерские достижения.
Рассмотрим преимущества этой модели.
- Внешняя оболочка изготовлена из высокопрочного карбона, одновременно обладающего малым весом. Твердость всей конструкции придает усиленная челюсть.
- Применение дополнительной инновационной защитной системы MYPS, заключающейся в том, что внутренний слой каски прикрепляется к наружной оболочке таким образом, что может по ней скользить за счет тонкой прокладки из специальной ткани, чем снижает риск травмирования головы при аварии.
- Система аэрации включает 17 отверстий, которые располагаются почти на всей поверхности каски.
- Внутренний слой изготовлен из материалов, обладающих функцией климат-контроля. Они способны быстро поглощать пот и быстро сохнуть, хорошо пропускают воздух и имеют антибактериальные свойства.
- Надежная фиксация гарантируется застежками с двойным кольцом в форме буквы D.
- Дизайн отличается яркостью и разнообразием красок с матовым или блестящим покрытием.
Однако вес данной модели очень большой — около 1,24 кг для размера M.
Как выбрать?
При выборе каски нужно принимать во внимание многие нюансы.
- Размер. Правильно подобранный размер гарантирует не только комфорт, но и безопасность, поэтому при покупке шлем следует примерить. Модели с регулируемым размером подгоняются индивидуально. Ощущение дискомфорта — повод примерить другую модель.
- Посадка велошлема. Надев шлем и застегнув ремни, следует проверить свои ощущения: каска не должна сидеть очень свободно или, наоборот, плотно и давить на голову. Ремешки и края не должны врезаться в кожу. При движении головы допустимо небольшое отклонение модели в стороны, но она не должна сползать на шею или лоб. При правильной посадке каска занимает горизонтальное положение, прикрывая лоб и затылок.
- Фиксация. Лучший вариант, если застежка пропускается через верхнюю поверхность корпуса и крепится к нему. Это более надежно. Ремни, закрепленные на боковых поверхностях, не гарантируют надежной фиксации, и шлем может слететь при падении. Застежка должна расстегиваться одной рукой.
- Вентиляция. Следует помнить, что вентиляция лучше, если отверстий в каске больше.
- Вес каски также нужно учитывать. Тяжелые модели оказывают большое давление на шею, поэтому предпочтительнее выбирать легкие модели, хотя они стоят дороже.
- Безопасность. Высокой степенью безопасности обладают шлемы с маркировкой CE EN 1078 (европейский сертификат безопасности). Это означает, что модель прошла тестирование рядом испытаний.
- Качество. Необходимо проверить состояние внутреннего слоя и внешней оболочки. Они не должны иметь ни трещин, ни вмятин, ни других дефектов.
- Комфорт. Для большего комфорта многие модели имеют внутреннюю подкладку, которая впитывает пот и выводит его наружу. В лучших моделях эти подкладки съемные, и их можно стирать.
- Цвет. Обычно велосипедисты выбирают шлем под цвет своей формы. Однако желательно, чтобы окраска была яркой, а значит, более заметной другим водителям. Если возможны ночные поездки, то рекомендуется покупать шлемы со светоотражающими элементами или маленьким мерцающим фонариком.
Предпочтительнее покупать шлемы с регулировкой размера. Это позволит в холодное время надевать подшлемник, ослабив ремешки.
Правила использования
В некоторых странах велошлем обязателен для велосипедиста, и существует штраф за езду без него. В нашей стране в ПДД это не предусмотрено, и можно ездить без каски, но личная безопасность требует его ношения.
Существуют определенные правила использования шлема. После покупки сначала нужно изучить инструкцию к шлему и четко ее выполнять для гарантии безопасности.
Основное и самое важное правило — шлем необходимо надевать даже в самую короткую поездку.
Важно также правильно надевать велошлем и надежно фиксировать застежки. Шлем нужен только для личного пользования, и нельзя его одалживать кому-либо, или использовать чужой.
После падения и получения удара каску нужно заменить, даже если нет видимых повреждений, так как трещины могут быть внутренними и невидимыми. А также рекомендуется менять шлем через 4-5 лет даже при отсутствии аварий.
Хранить каску нужно в прохладном затемненном и сухом помещении. Мыть можно теплой водой тряпичной салфеткой без использования чистящих средств.
В следующем видео представлен обзор популярных моделей велосипедных шлемов.
Как выбрать велошлем
Велошлем, необходимый в первую очередь для защиты головы, постепенно стал одной из базовых вещей велосипедного стиля. Даже в приложении Zwift, где пользователь может нарядить своего аватара в велоформу, абсолютное большинство не забывает подобрать и велошлем для анимированного гонщика.
Почему? Вот наиболее популярный ответ: потому что это стильно и так же неразделимо в аспекте велоформы, как шорты и джерси.
В этом руководстве по велосипедным шлемам мы ответим на самые частые вопросы, возникающие при выборе данного аксессуара.
Какие бывают велошлемы
Как и все элементы формы, велосипедные шлемы бывают разных видов, с учётом вашего стиля и гоночной дисциплины. Повседневные ли поездки, групповая гонка или гонка с раздельным стартом, езда по бездорожью и даунхилл – конструкция, уровень защиты, форма шлема будут разными.
Шоссейный шлем
Лёгок и обладает аэродинамическими преимуществами не во вред вентиляции. К нему не идёт козырёк.
Шлем для гонок с раздельного старта
Максимально аэродинамичен за счёт своей формы, он не предназначен для длительного катания: в нём нет вентиляционных отверстий.
Форма таких шлемов самая запоминающаяся. Это может быть шлем с хвостом в стиле «Чужого» или знаменитой формы Kask Bambino. Такие шлемы позволяют рассекать воздух и предлагают самую большую отдачу в экономии мощности при сохранении высокой скорости.
Длинные хвосты могут быть очень аэродинамичными при условии, что они плотно прилегают к вашей спине, но если вы опустите голову, любой выигрыш может легко обернуться потерями. Более короткий хвост или шлем без хвоста подойдут тем, кто не уверен в своей посадке.
Тренировочные планы к марафону и полумарафону. Скачайте и начните подготовку сегодня.
Аэрошлем
Представляет собой совокупность дорожного шлема и шлема для гонок на время. Конструкция его разработана с учётом уменьшения лобового сопротивления и обеспечения вентиляции. Продвинутые гонщики на соревнованиях зачастую используют именно этот тип.
МТБ-шлем
МТБ-шлемы среди своих характеристик на первое место выдвигают защиту вместо аэродинамических соображений. Такие шлемы более долговечны и предлагают усиленную защиту.
Полнолицевой МТБ-шлем предназначен для эндуро и даунхилла. Такие шлемы обеспечивают максимальную защиту не только головы, но и лица.
Конструкция
Над тем, как шлем будет обеспечивать защиту головы, проводились и до сих пор ведутся исследования. Передовые наработки в этой области привели к созданию нескольких решений для обеспечения безопасности.
Большинство шлемов сертифицированы на защиту от прямолинейных ударов, но значительная часть ударов происходит под углом.
MIPS расшифровывается как Multi-Directional Impact Protection System – многонаправленная система защиты от ударов. Шлем с MIPS между внешней и внутренней частями имеет специальную подвижную пластиковую подкладку.
Подкладка может двигаться на 10-15 мм вокруг головы во всех направлениях. Это снижает вращательную нагрузку, передающуюся мозгу во время удара.
Большинство ударов происходит под углом, и это провоцирует сжатие головы с одной стороны и расширение с другой. Из-за этого мозг сдвигается на несколько миллиметров, что и приводит к травме. Вот поэтому исследователи пришли к выводу, что шлем должен не только защищать от прямых ударов, но и уменьшать эффект вращения головы.
Из всех систем защиты эта признана самой эффективной, и всё больше райдеров выбирают именно её.
Разработанная компанией POC, модель SPIN аналогична MIPS и тоже защищает голову пользователя от косых ударов. В системе используются подкладки на внутренней стороне шлема, которые помогают голове продолжать вращаться во время удара, уменьшая количество силы, передаваемой к голове и мозгу пользователя от косого удара.
WaveCel
Система WaveCel от компании Trek ведёт свою историю с 2019 года. Главное преимущество WaveCel перед MIPS – улучшенная пластичность при сильном ударе. Эту проблему решила конструкция в виде треугольных сот, которые способны деформироваться в разных направлениях, рассеивая большее количество нагрузки.
Каждая ячейка WaveCel может смещаться относительно другой
Важные особенности хорошего велошлема
Когда-то качество велосипедного шлема определялось устойчивостью к удару, но сейчас к этому добавился ряд характеристик:
- Вес особенно важен для спортивных гоночных шлемов.
Как подобрать нужный размер
Размер шлема определяется исходя из окружности головы. Узнать эту цифру легко: возьмите измерительную ленту и измерьте полную окружность головы на высоте чуть выше бровей, в самой широкой части.
Если, например, у вас получилось 58 см, то это размер М. Используйте данную размерную сетку при определении нужного размера:
- XS – 47-51 см
- S – 51-55 см
- M – 55-59 см
- L – 59-63 см
- XL – 61-65 см
Очень важно подобрать шлем по размеру, потому что от этого зависит, насколько эффективно он будет вас защищать. Многие шлемы имеют регулировочное колёсико – не забывайте делать подгонку для плотной посадки.
Как правильно носить
Если вы нашли шлем, идеально садящийся на голову, настало время проверить несколько его характеристик.
Наденьте шлем и посмотрите, обеспечивает ли он хороший круговой обзор. Застегните его. Теперь обратите внимание, чтобы между подбородочным ремнём и подбородком проходило не более двух пальцев.
Пряжка и ремень после застёгивания должны плотно прилегать к нижней стороне подбородка, но не сдавливать его. В застёгнутом шлеме велосипедист должен свободно открывать рот для перекуса или питья.
При надетом шлеме верхние лямки должны образовывать V-образную форму прямо под ухом, а между передней частью шлема и линией бровей допускается максимальное расстояние примерно в два пальца.
Из чего делают велошлемы
Защитная часть шлема состоит из внешней оболочки и внутренней подкладки. Внешняя пластиковая оболочка шлема обеспечивает устойчивость к проколам и позволяет ему скользить при ударе, что защитит не только голову, но и шею.
Внутренняя подкладка шлема изготовлена из пенополистирола, который рассеивает ударную силу, поглощает эту энергию и сжимается.
Срок службы
Всякий материал имеет срок годности, и даже если ваш шлем не попадал в аварию, с годами старый материал может потерять свои защитные свойства. Для шлема срок службы обычно равен пяти годам. Загрязнение, ультрафиолетовое излучение и погодные условия могут со временем ослабить ключевые компоненты защиты.
В случае же, когда от удара у шлема повредилась конструкция (появилась вмятина, трещина, или что-то лопнуло), его необходимо заменить немедленно.
Бывает, что при ударе внешняя оболочка сохранила свой вид, но это совершенно не означает сохранность внутренней, главной защиты. Сжимаясь во время удара, пена из полистирола может получить трещины или помяться, поэтому уже не будет обеспечивать необходимый уровень защиты.
Три правила ухода за шлемом:
- Избегайте использования химических растворителей для чистки. Производители рекомендуют использовать только мягкую ткань или губку, а также мягкое мыло и воду. Съёмные мягкие подушечки можно стирать.
Чем легче и аэродинамичнее шлем, тем он дороже. Кроме того, у дешёвого шлема может отсутствовать сертификация безопасности. Собираясь сделать покупку, уточняйте данный момент у консультанта.
На цифру в чеке также влияет система защиты: шлемы с линейной защитой от ударов дешевле тех, что поставляются с технологией MIPS и подобными ей.
Самый простой шлем получится купить, потратив чуть больше тысячи рублей. Если интересуют шлемы подороже, на рынке есть модели и за 20-50 тысяч.
Шлемы для триатлона
В длинном триатлоне, где каждый участник едет соло, не просто так используют аэродинамические шлемы для гонок с раздельного старта. На головах триатлонистов чаще всего красуются шлемы с усечённым хвостом.
Велоэтап продолжительностью 180 км или даже 90 км ни один гонщик не сможет проехать, не изменяя положение головы, поэтому хвостатый шлем будет лишь портить аэродинамику, если опускать голову или вертеть ей.
При прочих равных, гонщик в правильно подобранном аэрошлеме будет быстрее, чем тот же гонщик в стандартном велосипедном шлеме. Представьте, сколько секунд и даже минут накапливается, когда речь заходит о 180 километрах велогонки.
Впрочем, есть фактор, который следует учитывать. В аэрошлеме всегда будет жарче ездить, и перегрев легко может стоить вам больше времени, чем сэкономит шлем. Отличным промежуточным решением будет шоссейный шлем с аэродинамической конструкцией.
Резюме: на что обратить внимание
Для начала убедитесь, что вы покупаете шлем, который подходит вам по размеру: плохая посадка может свести к нулю всю защиту.
Шлем, даже если кажется удобным, должен вам нравиться. В противном случае вы, вероятно, не захотите его носить.
И, конечно же, шлем должен соответствовать вашему стилю катания. Не выезжайте на даунхилл в обычном дорожном шлеме и не катите по шоссе в фуллфейсе, ограничивающем обзор.
Источники:
https://electropowerbikes.com/velosipednyj-shlem/
https://topkarting.ru/podshlemnik-dlya-motoshlema-osobennosti-vybora.html
https://vplate.ru/velosiped/odezhda-i-ekipirovka/shlemy/
https://marathonec.ru/kak-vybrat-veloshlem/