Циклокросс: слияние горного и шоссейного велосипеда
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 августа 2016; проверки требуют 13 правок.
TCX Циклокроссовый велосипед Giant для дорожных гонок
Циклокроссовый велосипед (также «велокроссовый велосипед») — это велосипед, предназначенный для велокросса — это шоссейный велосипед, с повышенной проходимостью.
Touring, туринг, туристический велосипед
Все просто — это велосипед для туризма. Большие расстояния, длительные автономные поездки, много времени в седле. Туринг должен иметь два достоинства: надежность и комфорт. Неприхотливось достигается путем подбора недорогих, но крепких компонентов, ничего новомодного. Любую поломку вы должны иметь возможность починить или в пути, или в ближайшем населенном пункте. Поэтому никаких ультрасовременных железок и стандартов. За комфорт отвечает более прямая посадка, брызговики, удобное седло (очень часто это Brooks), покрышки шириной 30-40 мм и защитой от проколов, а еще масса креплений, багажников и флягодержателей. В общем, это прекрасный велосипед для путешествий, но вот ехать на нем быстро довольно утомительно, правда кому это нужно, когда у вас с собой 30 кг вещей?
Циклокросс, CX, Cyclocross
Касательно циклокросса, нужно помнить, что этот велосипед разработан для узкоспециализированного использования — гонок по грязи, песку, снегу, лужам с переодическими перебежками и ношением велосипеда на плече. Эти цели диктуют специфическую геометрию и комплектацию: каретка выше, колесная база короче, грязевые зазоры максимальные, покрышки с цепким протектором и шириной от 30 мм, более острый угол рулевой, прямая верхняя труба. Очень хорошо про CX написал Дима Петров, рекомендую ознакомиться. Циклокросс жесткий, очень верткий, до нервности и не расчитан на очень большие скорости, а учитывая, что для увеличения геометрической проходимости часто ставят 1 звезду спереди (обычно 40t), то гонятся с чистокровными шоссерами на ровном асфальте ему тяжковато. Хотя многие знакомые выбрали именно CX в качестве постоянного велосипеда. Им не страшны грунты, плохие дороги и впечатления у ребят только хорошие. Но с точки зрения именно теории, циклокросс не оптимальный выбор для города. А если вы, все же, решили встать на эту скользкую и грязную дорожку, то немного советов начинающему приверженцу CX можете почитать у Антона Пустовита.
Геометрия
Геометрия велокроссовой рамы адаптирована под относительно невысокие «грунтовые» скорости, с одной стороны, и под переноску велосипеда на плече — с другой. Для кроссовой рамы характерны более длинные нижние перья, чем у шоссейной, меньший угол наклона рулевой колонки (70° против 73°) и отсутствие слопинга — завала верхней трубы рамы (ряд шоссейных рам также не имеет слопинга). По сравнению с шоссейным велосипедом, велокроссовый байк будет иметь лучшую управляемость на низких скоростях.
Циклокросс, что это такое. Циклокроссовые велосипеды
Циклокросс или велокросс – это уникальный вид спорта, в котором спортсмены проезжают на велосипедах короткую кольцевую гонку с препятствиями. Этот вид спорта требует от участников умения преодолевать различные технические элементы. Препятствия могу быть как естественными, например, корни деревьев, рвы, холмы, так и искусственными, например, небольшие стенки до 50 см в высоту. Циклокросс — это смесь из двух видов спорта: велоспорта и бега. Спортсмены часто спешиваются с велосипедов для преодоления препятствий и им приходится бежать с ними на плече или в рука.
Разгар сезона по циклокроссу – осенью и зимой, поэтому визитной карточной этого вида спорта является грязь и снег.
Этот вид спорта пользуется огромной популярностью в таких странах, как:
- Бельгия;
- Чехия;
- Италия;
- Франция;
- Нидерланды;
- США.
Первые соревнования по циклокроссу прошли в 1902 году во Франции. На сегодняшний день велокросс включен в официальную программу UCI (Международный союз велосипедистов) и в январе месяце проходит чемпионат мира.
Для участия в соревнованиях допускаются спортсмены на циклокроссовых велосипедах. Такой велосипед можно по праву считать гибридом шоссейного велосипеда и маунтинбайка (МТБ). Велосипеды внешне схожи с шоссейными, но имеют ряд отличий, благодаря которым они лучше подходят для езды по бездорожью, грязи и препятствиям.
Что позаимствовал циклокросс у модели МТБ?
Поскольку трасса по велокроссу проложена по пересеченной местности инженеры позаимствовали у МТБ некоторые части, чтобы велосипед был более управляемый, чем шоссейный и более проходимый.
Итак, от МТБ циклокроссовой модели велосипеда достались:
- Широкие покрышки – для лучшей проходимости;
- Большие задние звезды – возможности заезда в крутые подъемы;
- Маленькие передние звезды – для увеличения клиренса велосипеда;
- Дисковые тормоза – обеспечивают высокую эффективность торможения;
- Специальные контактные педали.
Какие элементы достались циклокроссу от шоссейника?
С далека можно легко спутать циклокроссовый и шоссейный велосипед, потому что они имеют такие схожие элементы, такие как:
- Рама.
- Руль.
- Колеса.
В циклокроссах установлены колеса диаметром 28 дюймов. Такой же размер используется и на шоссе. Кроме этого вилка без амортизатора, благодаря чему прикладываемая мощность велосипедистом не теряется. И главным сходством можно считать руль-баран, на который намотана специальная обмоткой и на него установлены классические шоссейные тормозные ручки.
Кроме этого, в современных циклокроссах используются 20 или 22-скоростные трансмиссии, как и шоссейных велосипедах, т.е. 10 или 11 звездочек сзади и 2 спереди.
Индивидуальные особенности велосипеда циклокроссовой модели
Основные особенности циклокроссовых велосипедов:
- Дополнительные тормозные ручки.
- Укороченная верхняя труба рамы.
- Небольшие передние звезды.
- Большой зазор между рамой и колесами.
Одной из интересных особенностей можно считать дополнительные тормозные ручки, которые устанавливают на верхнюю часть руля для удобства управления на технически сложных участках трассы. Также к индивидуальным особенностям циклокроссовой модели относится укороченная верхняя труба рамы, благодаря чем велосипед становится более управляемый.
В отличие от шоссейного велосипеда, где используются более длинные рамы для достижения лучшего аэродинамического эффекта. В циклокроссе аэродинамика практически не важна, а на первый план выходит управляемость велосипедом.
Кареточный узел находится выше, чем у шоссейной модели, что обеспечивает лучшую проходимость через препятствия. В циклокроссовых велосипедах используют две передних звезды: большую на 48 зубьев, а маленькую на 34, в отличие от шоссейных 53 и 39, соответственно. Также в велосипедах увеличен зазор между рамой (вилкой) и колесами, чтобы там не скапливалась грязь и ее можно было легко убрать.
Сравнительный анализ ЦК и МТБ
Итак, вот мы и разобрались, какие имеет сходства и различия циклокроссовый велосипед с маунтинбайком, поэтому сравним их по другим характеристикам, таким как:
- Стоимость. Цена на гоночный МТБ может достигать 10 тысяч долларов, при этом циклокроссовые модели стоят дешевле. В первую очередь – это связано с отсутствием дорогостоящей вилки с амортизатором.
- Вес. Средний вес гоночного МТБ около 8000 — 8500 гр., а циклокросс с лучшим оборудованием может весить 7000 – 7500 гр. Вес велосипеда – ключевой фактор при езде в гору, но после веса гонщика.
- Проходимость. Проходимость МТБ и ЦК можно считать примерно одинаковой, потому что на обоих велосипедах установлены покрышки с широким протектором.
- Универсальность. В этом плане циклокросс выигрывает у МТБ, потому что, установив на него узкую резину на нем можно не только эффективно тренироваться на шоссе, но и участвовать в соревнованиях.
Особенности
Благодаря колесам 622 мм, рулю-«барану», шоссейным манеткам Dual-control и жесткой вилке, велокроссовый велосипед с первого взгляда может быть спутан с шоссейным гоночным. Однако это различные классы велосипедов — по своим характеристикам велокроссовый велосипед находится между шоссейным гоночным велосипедом и дорожным гибридом.
Велокроссовый велосипед имеет три важнейшие особенности, отличающие его от шоссейного:
- относительно толстая внедорожная резина;
- измененная геометрия рамы.
- кантилеверные или дисковые тормоза
Поскольку велокросс проводится в сложных дорожных условиях, требуется установка соответствующей резины. Это «зубастые» покрышки 622х33…35 мм (пример регламента UCI) или более широкие, которые «режут грязь» и обладают хорошим сцеплением с грунтом. Замена покрышек тянет за собой и другие модификации: большие грязевые зазоры рамы и вилки (которые производят в усиленном исполнении) и дисковые или кантилеверные тормоза вместо клещевых.
Gravel, грейвл, гравийник
В отличии от CX, который ни на что, кроме жести не рассчитан, стихией грейвела является уже асфальт, но с возможностью легко и незадумываясь съехать на грунтовку, не сильно объезжать мелкие колдобины и вообще получать максимум удовольствия от катания. Да, наверное так и есть — удовольствие, фан и комфорт ставятся во главу угла при проектировании грейвела. Вы не лимитированны ни местом катания, ни дистанцией, ни рамками спорта. Да, он будет не таким проходимым, как СХ и не таким быстрым, как чистокровный шоссейник. Но расслабленая посадка, низкая каретка, широкие покрышки и чуть заваленая рулевая сделают поездку максимально комфортной, можно катать бреветы и быть свежим огурцом. Превосходно-универсальный велосипед. Хочу!
Что лучше циклокросс или шоссер?
Каждый сможет найти для себя положительные и отрицательные стороны каждой модели велосипеда. В первую очередь велосипед выбирают под определенную специализацию:
- Шоссе.
- Маунтинбайк.
- Триатлон.
- Циклокросс.
- Велотриал.
Универсального велосипеда не существует, но есть такие, которые можно использовать в смежных видах спорта, например, шоссе и велокросс. Для безопасности во время тренировок и гонок лучше использовать велосипед, который предназначен для конкретного вида спорта. Каждый решает для себя сам, какой ему вид спорта больше нравиться и какой велосипед лучше.
Отзывы велосипедистов
Приобрел недавно велокроссовый велосипед и очень доволен. По шоссе едет нормально, а по грунтовым дорогам просто сказка. Очень хорошая управляемость, быстрый разгон. Очень удобно пользоваться дополнительными тормозами. Пересел на циклокросс с МТБ. Единственное, что нужно привыкнуть к отсутствию вилки с амортизатором.
Владимир, 35 лет
Езжу на циклокроссе уже полтора года и впринципе всем доволен. Мне нравится и по природе покататься и на шоссе выехать. Поэтому целенаправленно покупал такой велосипед. По асфальту едет медленнее, чем у шоссейный, но меня устраивает.
Евгений, 22 года
С детства занимаюсь любительским велоспортом. В моем детстве осенью и зимой всегда в спортивных школах проводили велокроссы, в то время все ездили их на обычных стартшоссе с широкой резиной. И мне всегда нравился этот вид спорта, он более динамичный, чем шоссе. Недавно купил карбоновый циклокросс. Аппарат супер! Нарадоваться не могу! Поехал в лес и вспомнил молодость.
Виктор, 41 год
Endurance Road, эндуранс, тренировочный шоссер, комфорт-шоссе
Главное, не путайте Endurance Road (шоссейные велосипеды) с Enduro — среднеходными подвесами предназначеными для эндуро-гонок (где валят вниз и крутят вверх одинаково яростно).
Как правило, эта категория велосипедов уже является откровенно шоссейной. Но с нюансами. Эндурансы чуть мягче, поддатливей. В них часто используются технологии поглощения вибраций и хитрые профили вилок и задних перьев. Цель — баланс между жесткостью и взрывным характером, но при этом гонщик не должен бороться с велосипедом и чувствовать позвоночником каждую неровность дороги. Покрышки тоже шире стандартно шоссейных (как правило 28мм), для гашения ударов и лучшего контроля на сложных участках полотна. При этом геометрия таких велосипедов не так сильно отличается от откровенно гоночных, как в случае грейвелов. Именно ендуранс (а грейвел с некотороми оговорками) больше всего подходят для длительных веловыездов или гонок по брусчатке (например Париж-Рубэ).
Циклокросс как альтернатива шоссейнику
Как альтернативу для тренировок и просто покатушек по шоссе циклокросс рассматривать можно, но для более серьезных выступлений все же лучше выбрать именно шоссейный велосипед. Потому что:
- На шоссейном велосипеде можно достичь лучшего аэродинамического эффекта, с помощью вытянутой и более низкой посадке.
- На циклокроссе установлено достаточно маленькое передаточное соотношение, поэтому на больших скоростях может не хватить передачи.
Но циклокроссовый велосипед можно незначительно переоборудовать и использовать его для тренировок на шоссе. Будет достаточно заменить широкую резину на узкую и ваш накат по асфальту значительно улучшится. Кроме этого, возможно, понадобится удлинить вынос руля, чтобы посадка стала ниже.
Aeroad, аэродинамический шоссейник
Сопротивление воздуха — одна из основных проблем на больших скоростях для гонщиков. И инженеры все время пытаются ее решить. Так и появилась категория аэродинамических велосипедов. Все лучше от раздельных монстров, но при этом это все еще групповой шоссер с более комфортной посадкой и управляемостью, чем «рогатка». Такие велосипеды очень дорогие, как правило, тяжелее своих классических коллег, но на прямой или при встречном ветре могут существенно помочь гонщику секономить драгоценную мощность и привезти его на финиш первым. Проблем у аэроуда две. Первая, вес, он нивелирует сохраненные на ровняке ватты при необходимости горовосхождения. А вторая — как ни странно, его аэродинамика, точнее широкий профиль. При сильном боковом ветре такие велосипеды значительно сильнее сносит. Так что, большинство спринтеров (и их спортивные директора) перед каждым этапом гонки тщательно анализируют профиль трассы, ветер и принимают решение, какой велосипед брать на гонку — классический или аэродинамический.
Time Trial, TT, «рогатка», велосипед для раздельного старта
В этом велосипеде все направлено на уменьшение фронтального сопротивления воздуха. Максимально узкий профиль, никаких выступающих деталей, наиболее низкая из возможных посадок гонщика. А то, что наезднику не очень удобно, по барабану — он должен выдавать максимальную мощность и крутить шатуны, как Сатана. Страдания превращаются в скорость, благо заезды недолгие.
Track, трековые велосипеды
Здесь все просто: два колеса, руль-баран, отсутствие тормозов и глухая передача. Все:)
Это продиктовано целью — гонки на треке. Но именно трековые велосипеды и их вариации (городские синглсипды) вы также можете встретить в городе, народ их любит за неприхотливость и отличный внешний вид.
Краткую информацию по типам велосипедов, надеюсь, вы усвоили. А теперь давайте рассмотрим конкретные линейки четырех популярных производителей и вы сами сможете наочно понять разницу между видами.
Specialized
Спеши имеют очень широкую линейку дорожных велосипедов. За дивизион разделок выступает Shiv Expert
Аеро шоссе представляет S-Works Venge ViAS, велосипед самого Петера Сагана
S-Works Tarmac Disc представляет собой классическую шоссейную групповую ракету, очень жесткий и легкий. Кстати, раньше грейвелы и СХ можно было определить по дисковым тормозам. Сейчас, как видим, эти тормоза можно найти даже на топовых истинно-шоссеных велосипедах.
Ендуранс от Спеша был назван на честь самой известной брусчаточной гонки — Roubaix, и в 2017 году он получил существенное изменение принципа амортизации, а именно пружинный механизм в руле. Надеемся, что выпадет возможность сделать на него большой обзор, очень интересный велосипед.
Спешовский грейвл называется Diverge и у нас на рынке он пользуется хорошим спросом, приятная цена способствует.
А вот прекрасная туринговая Sequoia, неизвестно, доберется ли до наших краев вообще. А жаль, чудная хромолевая рама, геометрия и куча креплений для внешней навески…
Один из циклокроссовых CruX уже даже на киевских гонках светится, яркий велосипед.
Ну и замыкает спешовское шествие простой и изящный трековый Langster
Все важные черты вышеобозначенных велосипедов мы внесли в отдельную таблицу, для удобства анализа отличий. Туда вошла информация о покрышках, трансмиссии и геометрии. Для корректности сравнения, мы брали все велосипеды в размере М (54), а если такого в природе не существовало, то максимально близкий по цифрам. Ах, да, для понимания, что такое рич, длинна перьев и прочего — держите картинку.
GIANT
Открывает парад Джаянтов ТТ-машина TRINITY ADVANCED PRO 0 с переменным углом подседела.
За ней идет, наверное самый эстетичный из аэродинамичных байков — PROPEL ADVANCED SL
Легкая ниша у Джаянта занята TCR ADVANCED SL 0 DISC, и опять классика, и опять на дисках. Тенденция очень мощная.
Эндуранс шоссе — DEFY ADVANCED SL 1
А вот грейвелов у Джаянта, фактически, два. Это REVOLT 1 и ANYROAD COMAX. Надо будет попробовать сделать сравнение вживую, пока разница не очевидна.
Циклокросы от Giant давно в Украине известны, так как они одни из немногих, которые официально к нам ввозились. TCX ADVANCED PRO 1
Cannondale
Cannondale соединяют инновации с консерватизмом. Так, у них нет новомодного аэрошоссе, но есть много годного.
Крышесносный Slate — не то грейвл, не то инопланетянин. Lefty с 30мм хода, толстые покрышки и невероятные ездовые характеристики.
А про Synapse, эндуранс серию от американцев не слышал только ленивый. Флексирующие задние перья, приятный вес и гармоничный внешний вид. К тому же, Велопланета отдавала базовые модели по совсем смешным ценам, сложно было удержаться.
SuperSix Evo вообще считается одним из самых жестких и при этом легких шоссеров в мире. Чистая классика.
Еще остается хищный Slice и приятно-винтажный CAAD10 TRACK
Цифры для сравнения
Эти немецкие велосипеды давно мне приглянулись, есть в них что-то надежное и выверенное. Кстати, обратите внимание — только Felt официально публикует вес своих велосипедов, молодцы!
Истинно шоссейную серию (ТТ, аэро и шоссе) в линейке представляют Aero TTR, AR FRD и FR1.
А вот эндуранс серия сравнительно новая, и ее представитель VR2 выглядит очень многообещающе. Надеемся, что выпадет шанс испытать его в боевых условиях.
Одного из грейвл серии мне довелось попробовать в деле, потрясающий универсал! А к нам в таблицу попал V55.
Циклокроссы от Felt украинским любителям тоже хорошо знакомы, как и Giant, давно на рынке. F1x Di2
Ну а трекового красавца TK1 я просто не смог обойти стороной. Вы только посмотрите на этот профиль и изгибы. Поэзия…
Надеюсь, вы хорошо поняли разницу между типами road bikes и при первом взгляде на незнакомый велосипед точно поймете, что перед вами.
И напоследок, вот небольшая подборка видео, которая поможет окончательно расставить все точки в вопросах классификации дорожных велосипедов.
Циклокроссовый велосипед. Предназначение и особенности
У каждого типа велосипедов, начиная от ВMXи MTB, заканчивая шоссерами и гибридами есть своя группа поклонников, считающих именно свое приобретение самым удачным или, во всяком случае, самым удачным индивидуально для них. Для столь ярых утверждений есть масса причин, начиная от предпочтений катания, заканчивая комфортом и требованием к самому двухколесному транспорту.
Но что делать, если производители неустанно подсовывают разработки-новинки, от которых меняются убеждения и исчезают привычные велостереотипы?
И в этот раз на суд велофанатов выставлен циклокросс, довольно популярный в Европе и потихоньку приживающийся у нас.
Что такое циклокросс?
Если сказать коротко, то циклокросс – это удачное сочетание дорожного гибрида и горного велосипеда с шоссейником, при этом от MTB детище получило шипованые колеса и высокую проходимость, а от шоссера геометрию, жесткую вилку и рамы руль-баран.
Хотя внешне, конечно же, циклокросс больше напоминает шоссейный велосипед, но с большими грязевыми зазорами, ярко выраженными шипами протекторов и более широкими покрышками.
Зачем же было создавать столь непонятный на первый взгляд велосипед? Дело в том что именно эта модель «заточена» для очень популярных в Европе соревнований, где сочетаются скорость, ловкость, выносливость и полное безразличие к грязи.
Да, именно к грязи, так как на циклокроссах устраивают одни из самых ярких соревнований по бездорожью с элементами преодоления преград в виде поваленных деревьев, грязи и луж.
Как правило, это не затяжные кольцевые заезды, дистанция которых колеблется от 1 до 3 километров на преодоление которых отводится от 15 до 60 минут.
Этот вид соревнований одновременно веселит и захватывает дух, так как участникам приходится падать, скользить на склонах и часть пути нести велосипед на себе.
В итоге каждый из спортсменов покрыт грязью с головы до ног, а велосипед выглядит так, что кажется, что ему пора на свалку.
Но только не циклокросс. Это одна из самых надежных и прочных моделей, предназначенных именно для нестандартных сверхнагрузок.
История создания циклокросса
Назвав циклокросс одним из молодых направлений в велоспорте, стоит отметить, что его новизна известна только в нашей стране, а за рубежом о циклокроссе узнали еще в 1902 году, когда первые соревнования организовал Даниэль Гуссео.
Хотя и до этого активного парня, любители активного вида покатушек, частенько устраивали гонки из одного населенного пункта в другой, где не возбранялось сокращать путь через поля, овраги или лесополосу.
В наше время практически каждый известный бренд выпускает линейку циклокроссов, каждый из которых находит своих поклонников.
Особенности конструкции циклокросса
Циклокроссовый велосипед, иначе как гибрид сложно назвать, но и помимо некоторых позаимствованных опций у других велосипедов, имеет и ряд собственных черт и достоинств.
- Посадка. Корпус велосипедиста имеет не 90 градусный наклон как у шоссера, а чуть меньше. Что обусловлено геометрией рамы и существенно снижает усталость во время длительных заездов.
- Маневренность. Циклокроссом намного проще управлять, чем в сравнении с тем же шоссером, особенно когда речь идет о неожиданной смене направления из-за грязи и других элементов бездорожья.
- Нестандартная прокладка тормозных тросиков. Так как часть пути велосипедист преодолевает, закинув циклокросс на плечо, было принято решение проложить тросики тормозов не снизу рамы, а сверху.
- Дополнительные тормоза. Некоторые из моделей ЦК оснащаются дополнительными тормозными системами, позволяющими использовать их в зависимости от условий трассы.
Преимущества и недостатки циклокросса
Из достоинств данного типа велосипедов стоит выделить малый вес. При высоком запасе прочности и надежности циклокроссовые велосипеды имеет вес в районе 10 килограмм, что имеет существенное значение на соревнованиях, когда часть пути приходится бежать с велосипедом на спине.
По управляемости и динамике передвижения циклокросс полностью соответствует моделям MTB, при этом развивает приличную скорость на асфальте.
Также отметим и удобство переноски, так как благодаря продуманной геометрии рамы, циклокросс является идеальным для ношения на плече.
Из минусов сложно что-либо выделить, так как это скорее вопрос практичности. Циклокросс не совсем уместен, если будет использоваться для городских покатушек, а также не создаст конкуренцию скоростному шоссеру.
В каких случаях актуален циклокросс?
Как бы не был хорош этот вид велосипеда, он имеет довольно узкую область применения, хотя если велосипедист не принципиален, то этот байк ему подойдет для любого вида покатушек.
Основная область применения циклокросса — это, конечно же, скоростная езда по грунтам, неровному асфальтовому полотну с возможными съездами по лугам и полям. Отлично подходит для изматывающих бреветов, где важна не столько скорость, сколько надежность и универсальность.
Циклокросс просто находка для тех, кто предпочитает туризм, как по цивилизованным странам, так и по удаленным от цивилизации населенным пунктам.
За счет жесткой вилки ЦК не подойдет для катания по брусчатке и не очень приспособлен для езды по снегу или песку.
Стоит ли покупать циклокросс?
Подведя небольшой итог, хотелось бы отметить, что велосипед для циклокросса станет отличным дополнением к уже имеющемуся велосипеду, к примеру, горному или шоссейному, который внесет определенной разнообразие в регулярные велозаезды.
Этот тип велосипеда не рекомендован новичкам, так как его еще нужно понять, попробовав предварительно себя как на «горняке», так и на «шоссере». Но если ваш велопуть все-таки привел к покупке циклокросса, а ваш стиль катания не узконаправлен, то этим велосипедом вы будете довольны полностью.
Циклокросс, что это такое. Циклокроссовые велосипеды
.
Если быть объективным, то можно с уверенностью отметить в мире стремительную смену тенденций относительно велосипедных предпочтений. Еще сравнительно недавно наблюдался повальный интерес к классической модели маунтинбайка на 26 дюймов, как среди любителей, так и профессионалов. В сегодняшних реалиях данный байк начинает заметно проигрывать 29 дюймовым моделям, которые активно используются людьми для совершения путешествий. Причем люди склонны выбрать шоссейный велосипед либо циклокроссовый вариант. В рамках данной статьи мы поговорим именно о циклокроссах, рассмотрим их особенности.
- Содержание статьи:
Итак, с дисциплинарным применением байка мы разобрались, теперь можно перейти к непосредственному обзору циклокроссовой модели велосипеда, который интересен не только с точки зрений профессионального спортсмена, но и для простого обывателя.
Как же выглядит циклокроссовый велосипед? Надо сказать, что рассматривая циклокроссы, можно увидеть характерные сходства с другими прототипами. Следовательно, циклокросс является нечто средним между МТБ и шоссейным вариантом.
Что позаимствовал циклокросс у модели МТБ?
Во-первых, стоит отметить наличие у циклокросса более брутальных велосипедных покрышек, ширина которых составляет 30-35 см. Внушительный рисунок протектора схож с внедорожным. Как правило, производители покрышек имеют в своем ассортименте взаимозаменяемые варианты, как для МТБ, так и для циклокросса.
Тормозная система МТБ считается более практичной. Известно, что в циклокроссе нашли свое практическое применение сразу два вида тормозных систем. Сочетание механических (кантилеверных) и гидравлических (дисковых) тормозов является более надежным и удачным моментом. Чего не скажешь, например, о шоссейных тормозах, где используются клещи. В экстремальных условиях, например, при попадании в механизм грязи или веток, шансы на то, что клещевые тормоза выйдут из строя гораздо выше.
Какие элементы достались циклокроссу от шоссейника?
Прежде всего, можно говорить об абсолютном сходстве диаметра колес, где используются 28 дюймовые изделия. Помимо прочего, велосипедные спицы, втулки и обода тоже имеют аналогичную конструкцию. Однако, когда на рынке появились дисковые тормоза на велосипед для ЦК, то у пользователей стал очевидно проявляться интерес к колесам от «найнеров». Стоит сказать, что скорее всего подобная тенденция будет только усиливаться. Колеса от «найнера» являются более предпочтительными, чем в сравнении с «шоссейниками», поскольку имеют весьма допустимую ширину покрышки.
Руль в форме «барана «.
Рассматривая раму можно увидеть очевидную разрозненность в геометрии, но ЦК имеет аналогичную идею, которая нашла свою творческую реализацию в шоссейном варианте. По ходу обзора мы еще вернемся к раме, и рассмотрим отличия более предметно.
Еще одним очевидным заимствованием является наличие у циклокросса элемента трансмиссии, как у шоссейника. Стоит сказать, что используемое оборудование трансмиссии, зарекомендовавшее себя на моделях шоссейной группы велосипедов, успешно применяется и на ЦК. А вот МТБ варианты здесь мало используются. Есть, конечно, подобные модификации, но это реализуется лишь в рамках бюджетных моделей байков.
Настало время поговорить об отличиях ЦК от других моделей. И в центре внимания опять оказывается рама. Конструктивной особенностью данного байка предусмотрено наличие параллельной земле верхней трубы, тогда как у шоссейника можно наблюдать характерный наклон верхней балки.
На ЦК используются удлиненные перья задней рамы, что позволяет произвести установку на байк более высокую покрышку, тем самым, если сравнивать с шоссейником, расстояние между центрами колес у ЦК будет больше.
Вам также будет полезно узнать:
- Рама для велосипеда: как подобрать и как покрасить? Узнать.
- Как правильно подобрать размер рамы велосипеда по росту?
Заметна разница и между вилками велосипедов. Конструкторы специальным образом предусмотрели в проекте велосипеда момент, благодаря которому удалось сделать расстояние от вилки до ног сравнительно большим, что в итоге положительно сказалось на практике. Налипшая грязь и ветви деревьев теперь в меньшей степени мешают свободному вращению колес. При грамотном уходе за вилкой срок ее службы можно продлить в несколько раз.
В идентичности колес тоже можно найти некоторые различия. Например, на ЦК моделях втулки имеют более практичное уплотнение, что эффективно сказывается на практическом применении байка в условиях грязи. В механизм меньше забивается мусор и оседает пыль.
Индивидуальные особенности велосипеда циклокроссовой модели
- На отдельных моделях можно обнаружить наличие дополнительных тормозных ручек. Данный аксессуар не является обязательным, но его реализация оказывается весьма полезной при использовании прямого хвата руля руками сверху. Некоторые участки дороги эффективнее всего преодолевать, контролируя ситуацию при помощи дополнительных тормозов.
- В моделях ЦК тросики либо прячутся в основание рамы, либо проходят над ней. Это очень удобно, поскольку спрятанные тросы не мешают велосипедисту преодолевать сложные участки дороги, перенося велосипед на плече.
alt=»Регулировка тормозов на велосипеде» width=»115″ />Регулировка тормозов на велосипеде своими руками.
Как видите, мы провели подробный сравнительный анализ физических достоинств и отличий велосипедов. Настало время предметно поговорить об отличительных особенностях велосипедов в процессе эксплуатации.
Сравнительный анализ ЦК и МТБ
К очевидным преимуществам ЦК над МТБ можно отнести скоростные характеристики байка. Сравнительный тест в условиях шоссе показательно демонстрирует, что ЦК при одинаковом уровне раскладки имеет преимущество в скорости на 3-5 км/ч. Многократно доказано, что у МТБ на пределе возможностей регистрируется скоростной показатель на уровне 30-35 км/ч, тогда как ЦК велосипед заметно добавляет в скорости на 5 км/ч больше.
К положительному моменту можно отнести и тот, что модифицированный ЦК байк весит порядка 10 кг, тогда как шоссейный вариант в подобной комплектации может дотягивать даже до 12.5 кг. Следовательно, пешие участки дистанции преодолеть с циклокроссом гораздо удобнее.
Что касается сравнения велосипедов в условиях прохождения грунтовых участков, то тут можно смело поставить знак равенства. Из практики можно отметить, что на циклокроссе неглубокие участки грязи и песка лучше всего преодолевать в скоростном режиме, разрезая грязь колесами. На МТБ варианте подобные участки лучше проходить, используя коробку передач и возможности широких покрышек, способных «грести», сохраняя устойчивость. Встречаемые на дороге неровности на циклокроссе ощутимы слабо за счет внушительного объема колес, а в моделях МТБ сцепление колес с неровностями гасится вилкой.
Из отрицательных моментов стоит упомянуть про невозможность циклокросса преодолеть глубокие песчаные заносы, извилистые корни и крутые камни. На МТБ подобное препятствие преодолеть проще, особенно если байк имеет модификацию вилки или вовсе используется велосипед для даунхилла. Человек на циклокроссе вынужден остановиться и преодолеть подобный участок дороги пешим кроссом. Как вариант, можно преодолеть его и на велосипеде, но тогда существует риск потерять преимущество в скорости прохождения трассы, и сильно устать, смягчая прохождение участка руками.
Если быть честным, то в отношении циклокросса можно отметить его меньшую маневренность, особенно в сравнении с МТБ. Технически сложный участок слабо контролируется за счет того, что руль циклокросса более узок. Резкий поворот руля может попросту привести к неконтролируемому заносу.
В качестве итоговой резолюции к данной статье хотелось бы выделить категории людей, кому циклокроссовый вариант велосипеда покажется наиболее приемлемым.
Прежде всего, абсолютную заинтересованность к ЦК проявляют профессиональные спортсмены, которые являются непосредственными участниками спортивных состязаний в данной дисциплине.
На втором месте расположились те, кто любит скоростные шоссейные прогулки или наоборот, желает почувствовать экстремальный дух, преодолевая бездорожные леса и поля. Велосипед серии ЦК позволяет насладиться подобными чувствами с полной мере.
В третьей очереди обладателей циклокроссов находятся люди, которые активно используют велосипед для поездок, например, на дачу или речку. Идеальный велосипед послужит прекрасным спутником, как на шоссейной дороге, так и в условиях умеренного бездорожья.
И, наконец, к четвертой касте можно отнести асфальтовых туристов и рандонёров.
Кому не стоит приобретать циклокроссовый велосипед?
Не рекомендуется использовать циклокросс в условиях города, поскольку данный байк имеет низкую посадку, что в реальности значительно сокращает обозреваемый угол. Кроме того, не стоит отдавать предпочтение ЦК, если вы горный турист, который планирует испытать велосипед в условиях такого бездорожья.
При использовании такого типа велосипеда как циклокрос, вам будет полезно узнать:
alt=»Настройка велосипеда» width=»115″ />
Назначение и особенности циклокроссовых велосипедов, их плюсы и минусы
Виды
Велосипедисты всегда подходят к выбору транспорта с особой ответственностью. В последние годы ими были востребованы классические маунтинбайки из-за их универсальности. Сейчас же огромную популярность обретает циклокроссовый велосипед, и этому есть целый ряд причин. Стоит разобраться, что представляет собой такой байк и где он чаще всего используется.
Особенности и назначение
Прежде всего пользователям нужно выяснить, что такое циклокроссы. Так называют кольцевые велосипедные соревнования с максимальной дистанцией 3,5 км. На гонку уходит приблизительно час, как правило, проводится она в осенний период. Трасса достаточно сложная, велосипедистам приходится преодолевать множество природных препятствий. Не всегда они могут проехать по маршруту на велосипеде, и тогда им приходится нести транспортное средство на себе.
Исходя из этого становится ясно, что такое циклокроссовые велосипеды. Это байки, предназначенные для таких состязаний. Они считаются чем-то средним между маунтинбайком и шоссейной моделью, но имеют ряд отличий, благодаря которым способны ездить буквально по бездорожью. При их изготовлении были учтены все особенности преодолеваемой трассы. Таким образом был создан велосипед, помогающий спортсмену пройти сложную дистанцию.
В этих моделях от горных велосипедов (МТБ) были взяты нижеперечисленные элементы:
- широкие покрышки, обеспечивающие хорошую проходимость;
- большие задние звезды, дающие возможность преодолевать подъемы под достаточно высоким углом;
- маленькие передние звезды, максимально повышающие клиренс транспортного средства;
- дисковые тормоза, дающие возможность остановиться в считаные секунды;
- контактные педали, обеспечивающие максимально комфортное передвижение.
Циклокроссовые велосипеды обладают следующими отличительными особенностями:
- укороченной верхней рамой;
- большим расстоянием от рамы до колес;
- наличием вспомогательных тормозных ручек.
Установленные на верхней части руля тормозные ручки помогают управлять транспортом на промежутках трассы повышенной сложности. За счет укорочения верхней рамы обеспечивается максимальный контроль над велосипедом.
Плюсы и минусы
Чтобы точно понять, что это такое — циклокроссовый байк, нужно рассмотреть не только его достоинства, но и недостатки. Главным преимуществом считается минимальный вес. Если учесть, что спортсмену приходится нести его немалый промежуток дистанции, данный показатель имеет крайне важное значение.
Такой байк по динамике не уступает МТБ. Он способен на большой скорости рассекать песок, грязь, а при медленной езде преодолевает сложные преграды. Правда, на дорогах с сильными неровностями и камнями велосипед не покажет себя с лучшей стороны, так как на высоких скоростях будет уходить в заносы.
Преимущества циклокроссового транспорта заметны в следующих случаях:
- спортивные соревнования;
- передвижение по неровной асфальтированной дороге;
- езда по грунтовке с незначительным количеством песка, грязи;
- передвижение по тропам и проселочным дорогам.
Для езды по городским улицам, гонок на шоссе этот транспорт считается далеко не самым лучшим вариантом. Такие байки выбирают люди, серьезно занимающиеся циклокроссом.
Спортивные соревнования
Грунтовка с незначительным количеством песка, грязи
Проселочная дорога
Разновидности
Существует несколько видов циклокроссовых байков, у каждого из них есть ряд отличительных особенностей. Например, классическая модель характеризуется стандартной геометрией. Верхняя рама в ней на 1,5 см длиннее подседельной трубы. Высота каретки составляет 65–75 мм. Покрышки у велосипеда в ширину варьируются от 35 до 37 см. На байках устанавливаются крепежи для багажника и крыльев, но в спортивных моделях они отсутствуют. Еще одной характерной деталью классических вариантов считается наличие карбоновой вилки, которая способствует подавлению вибрации в области переднего колеса.
Вторая разновидность велосипедов — гравел. Такая модель считается чем-то средним между классическим и туристическим байком. Транспорт подходит для езды по бездорожью, но не столь «прыткий», как традиционный, и считается более комфортным. Покрышки у гравела в ширину составляют 38–42 мм. С их помощью снижается количество вибраций.
Туристический байк предназначен для путешествий. Для него характерны максимальная комфортность рамы и надежность. При изготовлении таких моделей используются титан или сталь, легированная хромом и молибденом. Материалы отличаются пластичностью, способны полноценно смягчать вибрации.
Классический
Гравел
Туристический
Чем отличается от шоссейного
Изначально может показаться, что между этими моделями нет абсолютно никакой разницы. Оба варианта схожи за счет наличия изогнутого руля, у них одинаковые детали трансмиссии и рамы. Если же рассмотреть их более внимательно, будут заметны существенные различия. Прежде всего, они заключаются в назначении байка. Если шоссейный предназначен для езды по твердым дорогам, то циклокроссовый подходит для передвижения по грязи, преодоления препятствий.
Также есть отличия в конструкции циклокроссовых велосипедов:
- зазоры в вилке и перьях больше;
- каретка относительно земли поднята выше;
- другой вид тормозов;
- отличается угол наклона рулевой колонки;
- более короткая колесная база;
- покрышки существенно шире.
В циклокроссовых байках тросы трансмиссии и тормозов спрятаны внутри рамы. За счет этого они защищены от попадания грязи.
Отличия в угле наклона рулевой колонки
Другой вид тормозов
Более широкие покрышки
Советы по выбору
Первое, на что нужно обратить внимание при выборе, — ростовка. Размер рамы обозначается буквенными символами. Ниже приведена таблица соответствия роста человека, параметров рамы.
Источники:
https://portalss.ru/vybor-velosipeda/ciklokross-ili-shosser.html
https://velife.ru/vidy-vybor/ciklokrossovyj-velosiped-prednaznachenie-i-osobennosti.html
https://velosipedinfo.ru/tsiklokross-chto-eto-takoe-tsiklokrossovyie-velosipedyi
https://sport-snaryazhenie.ru/velosipedy/vidy/635-tsiklokrossoviy