Велоспорт как вид спорта

Содержание скрыть

Все о велосипедах

К велосипедному спорту относят все виды катания на велосипеде в спортивных целях. Такой вид транспорта, как велосипед приводится в движение с помощью мускулов ног человека. Такой вид спорта зародился в 19 веке и в 20-м уже стал чрезвычайно популярным.

Федерация велоспорта России и УСИ организовывают соревнования по все виды спорта

УСИ и Федерация велоспорта России

В наши дни также многие не пренебрегают занятиями велоспортом. Например, в Швейцарии находится союз велосипедистов, который основали такие страны, как
Италия, Франция, Бельгия и Англия. Название организации любителей велоспорта – УСИ. Основными направлениями деятельности организации УСИ является развитие и организация различных чемпионатов по велоспорту. Аналогом УСИ в России является Федерация велосипедного спорта в России.

Первые соревнования по велоспорту

Практически сразу же после того, как был изобретен велосипед, стали проводиться первые в мире соревнования по велоспорту. Начиная с 90-х годов 19-го века, большой популярностью стали пользоваться многокилометровые гонки. Одной из первых, популярных до сих пор гонок, стала гонка Париж — Брест-париж. Впервые эта гонка состоялась еще в 1891 году. Другая, также популярная и известная до сих пор гонка, это гонка Тур-де-Франс, впервые состоявшаяся в 1903 году.

Однако все гонки в то время, да и сейчас делились на групповые и индивидуальные гонки. Первые соревнования по велоспорту сильно отличались от теперешних велогонок, ведь раньше велосипеды были не настолько удобны и практичны, нежели сейчас. Можно сказать, что ездить на таких велосипедах было не настолько удобно, чем на современных велосипедах. Однако велосипедистов это практически не смущало и их спортивный интерес и воля к победе вели их к победе в гонке.

Самыми главными в мире велоспорта является УСИ и Федерация велоспорта

Виды велоспорта

В мире очень много разновидностей велоспорта. Одним из направлений велоспорта можно назвать велоспорт-шоссе. Он подразумевает под собой гонки по асфальту на специальных шоссейных велосипедах.

Велокросс- это вид велосипедного спорта, в котором спортсмены соревнуются в гонках, проходящих по пересеченной местности.

Велоспорт-трек – это комбинация нескольких видов езды на велосипеде: командного спорта, индивидуальной и командной гонки преследования, гонки на очки, гита, мэдисон, а также кейрин.

Вид велоспорта триал — это стиль катания, при котором велосипедисту приходится преодолевать естественные и искусственные препятствия посредством велосипеда.

Горный велосипед – это спорт, в котором велосипедисты-спортсмены на специальных горных велосипедах соревнуются на различных покрытиях (ландшафтном и асфальтовом).
Все выше описанные виды велоспорта проходят как соревнования в езде на велосипеде на время или на преодоление различных препятствий или же других трудностей на дороге или трассе.

Велоспорт-шоссе является разновидностью велоспорта, которая включает в себя езду по шоссе на время. Такой вид спорта относится к более коммерческим видам в спорте. Подавляющее большинство велосипедных команд спонсируются различными коммерческими организациями. Например, спонсором русской команды, которая постоянно располагается в Италии, является предприниматель Олег Тиньков.

Велоспорт-шоссе – это очень распространенный вид велоспорта, он в свою очередь делится на несколько подвидов — командная и групповая гонки, а также раздельная гонка и критерием (специальная гонка, которая проходит по улицам города).

Федерация велоспорта России и УСИ знают какие виды велоспорта популярныВелотриал – вид велоспорта, в котором велосипедисту нужно преодолевать различные преграды на дороге, такие как камни, поваленные деревья и доски. В этом виде спорта спортсмену нужно преодолеть все преграды, на дороге не вставая с велосипеда на ноги и при этом, не дотрагиваясь к преградам телом или рукой. Велотриал – это очень популярный вид спорта, особенно в Европе и США.

Фрирайд представляет собой одну из многочисленных дисциплин велоспорта, состоящую в езде на велосипеде по местам, которые не предназначены для езды на велосипеде. Это могут быть как естественные, так и искусственные (созданные специально для соревнований) места. Для соревнований по фрирайду часто используют горные велосипеды, так как они очень прочные и могут выдерживать сильные нагрузки, ведь спортсменам бывает нужно перепрыгивать через небольшие овраги. Соревнования по фрирайду обыкновенно организовываются компаниями-производителями.

Кросс-кантри является самым популярным видом спорта и является, по сути, гонками по пересеченной местности. Длина пути в соревнованиях по кросс-кантри составляет 2-5 км и при этом спортсмены должны пройти 6-10 кругов. Велосипед для соревнований по кросс-кантри очень легкий и при этом прочный, он не позволяет игрокам ездить по подъемам и спускам. Чемпионаты по кросс-кантри проводятся ежегодно. Отметим, что кросс-кантри в России широко распространен и в 2005 году русский гонщик Юрий Трофимов завоевал титул чемпиона мира на чемпионате, проводившемся в Италии.

Трековый велоспорт: путеводитель по велотреку

Велоспорт включает множество видов, в числе которых вы найдете и трековый велоспорт. Велотрек занимает огромную нишу велосипедного спорта, содержит в себе большое количество олимпийских дисциплин и является наиболее интересным и тактичным из всех видов велосипедного спорта. В этой статье мы расскажем о популярных дисциплинах трекового велоспорта.

Все трековые дисциплины, как уже понятно из названия, подразумевают велотрек. Велотреки бывают крытые (с деревянным полотном) и открытые (бетонные). Длина полотна велотрека варьируется от 200 (и менее) метров до 333 метров (Велотрек Крылатское в Москве). Казалось бы, как именно можно соревноваться при езде по такому короткому кругу? На самом деле, существует ряд очень интересных и требующих превосходной физической формы дисциплин, которые существуют вместе с велосипедным треком.

Кейрин

Кейрин бывает как среди мужчин, так и среди женщин. Восемь гонщиков принимают участие в кейрине. Расстояние дистанции приблизительно 2000 метров (в зависимости от длины полотна велотрека). Первые несколько кругов (приблизительно 1400 метров) гонщики располагаются за Дерни (разгоняющий, на специальном мото- или электро-цикле). Дернист разгоняет велосипедистов до скорости приблизительно 35-42 км/ч. Гонщики держатся позади Дерни, выбирая наиболее удобную для себя позицию. За два с половиной круга до финиша (т.е. за 400-600 метров), дернист сходит с трассы, после чего гонщики вступают в борьбу. Сила, храбрость и выносливость – вот необходимые качества для достижения успеха в кейрине.

Предварительные заезды и полуфиналы в кейрине проводятся в зависимости от количества участников, что позволяет определенному гонщиков квалифицироваться в следующий заезд. После предварительных раундов, те, кто не сумели квалифицировать, получают шанс участвовать в заездах надежды.

Кейрин был придуман японцами как азартная игра в 1948 году, а впервые появился на чемпионатах мира в 1978 (Мюнхен) и 1979 (Амстердам), после чего (с 1980-го) UCI (международный союз велосипедистов) принял решение и включении Кейрина в программу мировых первенств среди мужчин. С 2000 года Кейрин также был включен в мужскую программу Олимпийских игр (с 2002 года и для женщин).

Скретч

Скретч бывает среди мужчин и среди женщин. Все участники Скретча принимают старт в одно и то же время. Гонщики проходят одну и ту же дистанцию (до 15км у мужчин и 10км у женщин). Победителем становится тот спортсмен, который первым пересекает финишную черту в конце гонки. Хотя наиболее важным качеством спортсмена в Скретче является скорость, достижение успеха невозможно без тактического мышления .

Группы гонщиков часто уходят в отрыв в начале дистанции, чтобы затем, работая в группе, увеличить свое преимущество. На небольшом треке, лидеры, обогнав основную группу гонщиков на круг и присоединившись к ним, могут продолжать гонку до победы.

Медали в скрэтче на чемпионатах мира разыгрываются с 2002 года.

Гонка по очкам

Проводится как среди мужчин, так и среди женщин. В этой гонке очки присуждаются гонщикам, занявшим первые места в спринтах, проводимых в определенных интервалах в течение гонки (каждые два километра). Победителем гонки по очкам не обязательно становится гонщик, первым пересекший финишную черту, а чаще всего тот, кто накопил большее кол-во очков в течение гонки. Выигравший спринт гонщик получает 5 очков, за 2-е место гонщик награждается 3-мя очками, за третье – 2-мя и за четвертое — одним. Двойные очки предоставляются при пересечении линии в середине гонки и на заключительном кругу. Если гонщик или гонщики сумели обогнать остальную группу на круг, они получают 20 очков за каждый круг. Те же гонщики, которые проиграли лидерам круг, лишаются 20 очков. В случае если два или больше гонщиков заканчивают гонку с равным количеством очков, то победителем становится тот из них, кто выиграл большее число спринтов. Если и эти показатели оказываются равными, то победитель определяется согласно месту, занятому на заключительном спринте.

Расстояние, которое необходимо проехать мужчинам в гонке по очкам – 40 километров, у женщин эта дистанция меньше – 24 километра. Храбрость, выносливость, концентрация внимания, реакция, способность быстро принимать решения – вот качества, которыми должен обладать гонщик для достижения победы.

На международном уровне, гонка по очкам – одна из наиболее молодых видов гонок на треке. Она не являлась Олимпийской дисциплиной до 1984 (у женщин 1996). На Чемпионатах Мира гонка была впервые введена в 1977 (у женщин в 1988), у юниоров в 1975 (у девушек в 1989).

Индивидуальная гонка преследования

Индивидуальное преследование – это гонка на время (4км у мужчин и 3км у женщин). Благодаря относительно длинной дистанции, этот вид трековых гонок рассматривается как соревнования на выносливость. Индивидуальное преследование на международном уровне проводится как турнир на выбывание. Два гонщика стартуют на противоположных концах трека. Цель гонки состоит в том, чтобы показать самое быстрое время на определенной дистанции. Гонщик должен обогнать соперника на круг.

На чемпионате мира восемь самых быстрых в квалификационном раунде гонщика достигают полуфиналов. Четыре самых быстрых в полуфиналах достигают финалов, и «самый быстрый проигравший» выигрывает бронзовую медаль. Тем, кто не в состоянии войти в четверку лучших, присуждаются пятое, шестое место и т.д., в соответствии с их временем. Выносливость и тактика играют главную роль в гонке индивидуального преследования.

После слияния профессионалов и любителей в этой категории, расстояния индивидуального преследования составляют 4000 метров для мужчин, 3000 метров для мужчин-юниоров и женщин, 2000 метров для юниорок и для юношей и девушек. Гонки преследования были Олимпийским видом спорта с 1964 года (у женщин с 1992) и были включены в Чемпионаты Мира в 1946 году (у женщин – в 1958) и для юниоров с 1975 года (у юниорок с 1987 года).

Гонка на время

Гонка на время для мужчин 1 км и для женщин 500 метров – единственная дисциплина среди гонок на треке, которая проводится без квалификации и без предварительного или промежуточного круга. До 1993 года старт давался только для одного гонщика, с 1994 по 1997 два спортсмена соревновались друг против друга на полотне одновременно. С 1998 года правила снова поменялись, вернувшись к своему первоначальному виду, то есть в гонке стартует один гонщик. До сих пор 1000-метровая мужская гонка на время традиционно была первой гонкой в международных чемпионатах.

В национальных соревнованиях, участник гонок на короткое расстояние может участвовать в спринте и в гонке на время. Однако в международных соревнованиях гонка на время была включена в программу в семидесятые годы.

Участник гонки на время экономно расходует свою силу. Мощным стартом гонщик должен быстро набрать максимальную скорость. Лучший результат для километра — приблизительно одна минута. Скоростная выносливость и высокая частота педалирования имеют решающее значение для конечного результата. Тактика имеет второстепенное значение.

Километровая гонка на время классифицировалась как Олимпийский вид спорта с 1928 года и как вид спорта Чемпионата Мира с 1966 года. Километр появился в юниорских финалах с 1977 года. Женщины впервые стали участвовать в 500-метровой гонке на время в Чемпионате Мира 1995 года.

 Аксессуары Topeak в Интернет-магазине SCOTT RUSSIA
Topeak — лидер в области аксессуаров для велосипедов. Более 400 моделей аксессуаров в наличии в Интернет-магазине SCOTT RUSSIA. Подробнее.

Спринт

Спринт среди мужчин или женщин – классический вид гонок на треке на короткую дистанцию, в котором два и более гонщиков соревнуются на дистанции в три круга. В спринте учитывается время заключительных 200 метров.

Особые требования в спринте – сила и скорость. Ключ успеха – тактика. Гонщики пробуют превзойти друг друга в своего рода игре кошки-мышки. Внезапные изменения скорости, попытки бездействия и маневра – типичные способы обмануть противника.

Спринт проводится согласно правилам турнира с гонщиками, отобранными по квалификации в 200-метровой гонке на время. Самый быстрый гонщик в квалификации участвует в гонках против самого медленного, второй против второго с конца, и так далее. В первых раундах, занимающие последние места гонщики, имеют дополнительный шанс. После четверть финалов есть две гонки, чтобы определить победителя. Проигравший выбывает. Если победитель не установлен после двух гонок, есть третья, решающая гонка.

Спринт – самая старая дисциплина чемпионатов (первые Чемпионаты Мира имели место в Кельне в 1895 году), все еще практикующаяся и фигурирующая во всех международных чемпионатах для всех категорий. Мужской спринт впервые появился в программе Чемпионата Мира в 1893 году (у профессионалов в 1895, у женщин в 1958) и в программе Олимпийских игр в 1896 году (у женщин в 1988). Юниоры участвуют в международных чемпионатах чемпионатах с 1975 года, юниорки – с 1987.

Мэдисон

Мужской вид мэдисон, или «американка», изначально разыгрывался на шестидневных гонках, которые начали проводиться в 1899 году в Мэдисон Сквейр Гарден в Нью-Йорке. Предшественником мэдисона было катание на роликовых коньках. В конце 1990-х годов подобные соревнования стали проводиться как эстафета.

В течение многих лет команды, состоящие из двух гонщиков, фигурировали только в шестидневных гонках и, позже, как высшая точка многих гонок на треке. В 1995 году эта дисциплина была включена в программу чемпионатов мира для мужчин. Мэдисон впервые стал Олимпийским в 2000 году в Сиднее.

Гонка охватывает расстояние 50 километров. Два гонщика в команде могут только тогда сменять друг друга, когда они проезжают друг мимо друга. Смена обычно производится посредством «ручной плети» (принимающий смену ровняется со сдающим, тот подталкивает дружеским рукопожатием принимающего, смена произведена).

Только один член команды постоянно находится в гонке, в то время как его товарищ по команде медленно едет по верхам трекового полотна, пока не настало его время, чтобы участвовать в гонке (обычно полтора круга). Цель – проехать как можно больше кругов. В указанных интервалах команды выигрывают очки за премии (5, 3, 2, 1 очка). Как правило, «количество кругов более важно, чем выигрыш очков».

Мэдисон требует специальной технической подготовки спортсмена. Во время смены с помощью «ручной плети» нередки травматичные падения. Смена происходит на скоростях около 40 км/ч.

Командный спринт

Командный спринт (ранее – Олимпиский Спринт) среди мужчин – одна из самых молодых дисциплин Чемпионатов по трековому велоспорту. Награды победителям этого вида гонок на короткую дистанцию были впервые присуждены на Чемпионате мира в 1995 году.

Команда по Олимпийскому спринту состоит из трех гонщиков. Две команды соревнуются друг против друга. Задача стартующего гонщика состоит в том, чтобы принести команде как можно более высокую скорость. После одного круга и еще максимум 30 метров ведущий гонщик выбывает и покидает трек. Второй гонщик также проезжает только один круг, и уступает третьему последний круг. Время измеряется, когда третий гонщик пересекает финишную черту.

Лидирующий гонщик не должен качаться (должен идти строго по траектории), пока круг не завершен и не должен оставаться впереди больше, чем один круг плюс 30 метров. Несоблюдение этих правил закачивается дисквалификацией команды.

Командный Спринт проводится согласно правилам турнира. В квалификационных заездах восемь самых быстрых команд квалифицируются на второй круг; в этом круге первый конкурирует восьмого, второй седьмого и так далее. Четыре победившие команды соревнуются между собой в финале. Две финальные команды с лучшими результатами во втором круге соревнуются за первое и второе места, а две другие команды – за третье и четвертое места.

Командная гонка преследования

4-километровая командная гонка преследования среди мужчин – самая сложная дисциплина в велосипедном спорте на треке. Четыре выносливых спортсмена составляют хорошо согласованную команду. В этой дисциплине также хорошо проверяется опыт тренера, его способность подобрать наиболее гармоничный квартет. Члены команды из четырех мужчин должны не только выступить хорошо как индивидуальные гонщики преследования, но должны также продемонстрировать высокие технические навыки.

Две команды стартуют с середины противоположных сторон велотрека. Время отсчитывается, когда третий гонщик пересечет линию. Три гонщика должны финишировать. Может случиться, что один гонщик выбывает перед завершением дистанции, и квартет распадается.

Как и индивидуальное преследование, командное преследование проводится согласно правилам турнира. Четыре самых быстрых квартета входят в полуфиналы, в которых первый выступает против четвертого, и второй против третьего. Победивший из тех двух квартетов полуфиналов, которые не вошли в финал, получает третье место. Места с 5 по 8 присуждаются командам в соответствии с временем, которое они показали.

В международных соревнованиях, мужчины и юниоры преодолевают традиционное расстояние из четырех километров. Командное преследование входит в программу Олимпийских игр с 1908 года и в программу Чемпионатов Мира с 1962 года (у юниоров – с 1975).

Омниум

Омниум — одна из самых интересных дисциплин, особенно, среди мастеров и любителей велоспорта. Соревнования в омниуме включают шесть дисциплин, которые проводятся в следующем порядке:

1) Круг с хода (индивидуальная гонка на время)
2) Гонка по очкам
3) Гонка с выбыванием
4) Индивидуальная гонка преследования
5) Скретч
6) Гит с места (индивидуальная гонка на время)

Чуть выше мы описали в подробностях гонку по очкам, индивидуальную гонку на время, индивидуальную гонку преследования и скретч.

Круг с хода

Это та же индивидуальная гонка на время, только включающая в себя старт с хода от линии финиша. Обычно, дистанция на которой берется результат 250 или 200 метров (для соответствующих велотреков), разгон составляет 3,5 круга.

Гонка с выбыванием

Представляет из себя индивидуальную гонку, в которой последний спортсмен, пересекающий линию каждого промежуточного финиша, выбывает из гонки. Обычно, промежуточный финиш разыгрывается каждый второй круг. Гонка с выбыванием требует особый опыт и тактику у спортсмена. Во время гонки важно просто быть не последним и совершенно не важно быть первым (кроме последнего круга, когда осталось только 2 гонщика).

Гит с места

По сути та же индивидуальная гонка на время, ограниченная по дистанции.

Победителем омниума становится спортсмен с наименьшей суммой занятых мест.

Омниум — молодая олимпийская дисциплина. Впервые омниум был включён в программу Олимпийских игр в Лондоне 2012 года.

Теперь вы знаете основные дисциплины трекового велоспорта. Вступайте в наши группы в социальных сетях facebook и Вконтакте и мы расскажем о трековых велосипедах и эффективных тренировках на велотреке.

ГОНКИ ВЕЛОСИПЕДНЫЕ

ГОНКИ ВЕЛОСИПЕДНЫЕ, составная часть велосипедного спорта, гонки на треках, шоссе и внедорожные – на пересеченной местности (велокросс). Победителем считается велосипедист, первым пришедший к финишу (гонки с общим стартом), показавший лучшее время на дистанции (гонки с раздельным стартом) или получивший в ходе гонки больше всех призовых очков. Проводятся также соревнования, в которых спортсмен должен преодолеть максимально возможное расстояние за определенное время.

Гонки на велосипедах являются составной частью триатлона. В последнее время широкое распространение получили экстремальные велодисциплины. Одна из них – маунтинбайк – наряду с традиционными гонками на треке и шоссе входит в официальную программу Олимпийских игр.

Кроме гонок к велосипедному спорту относят фигурную езду и игры в мяч на велосипеде (велобол и велополо). См. также ВЕЛОСИПЕД, BMX-ИНГ.

ШОССЕЙНЫЕ ВЕЛОГОНКИ

ПАРАЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ

В календарь соревнований, подразделяющихся на несколько классов, входят чемпионат и Кубок мира, Олимпийские игры, мэйджор-туры, континентальные и национальные первенства и пр. В них (в зависимости от ранга гонки) принимают участие профессиональные и смешанные команды, национальные сборные и т.д. В отдельной гонке могут участвовать не более 200 спортсменов: каждую команду, согласно регламенту того или иного соревнования, представляют 4–10 гонщиков (в исключительных случаях их число может быть увеличено до 12).

Шоссейные гонки подразделяются на однодневные и многодневные.

 USA Cycling ШОССЕЙНЫЕ ГОНКИ

Однодневные гонки.

Гонки на время (или с раздельным стартом) проводятся в виде индивидуальных заездов: участники стартуют по одному через определенные интервалы (обычно 90 сек). Побеждает спортсмен, показавший лучшее время. (Интересно, что гонки с раздельным стартом были изобретены в Англии в начале XX века – как способ обойти существовавший тогда в стране запрет на шоссейные гонки.).

В групповых гонках дается общий старт. Выигрывает тот, кто приходит к финишу первым.

При одинаковых показателях по окончании гонки среди претендентов может быть проведен дополнительный спринт на 1000 м. В командном зачете победитель определяется по сумме трех лучших индивидуальных показателей представителей каждой из команд. В случае, если две и более команд «наберут» одинаковое время, победитель определяется по сумме мест, занятых представителями команд в индивидуальном зачете.

Однодневные гонки могут проходить как по кольцевому, так и по незамкнутому маршруту. Протяженность кольца должна быть не менее 12 км. Иногда гонки проводятся на комбинированной трассе, заканчивающейся кольцом, по которому участники должны проехать определенное количество кругов.

В программу Олимпиад сейчас входят четыре шоссейных велодисциплины: групповая гонка у мужчин (239 км) и женщин (128 км), а также индивидуальная гонка (46,8 км – мужчины и 31,2 км – женщины). Время, как и на чемпионатах мира, фиксируется с точностью до сотой доли секунды.

Одно время в олимпийскую программу входила также командная шоссейная гонка (на 100 км). Команды (из 4 гонщиков) стартуют с 3-минутным интервалом. На финиш команда должна прийти в составе не менее 3 человек. Время фиксируется по третьему из пришедших к финишу участников команды.

Многодневные гонки.

Состоят из нескольких этапов и проводятся в течение минимум двух дней. Этапы многодневных соревнований представляют собой групповые гонки и гонки на время (индивидуальные и командные). В программу может входить так называемый пролог (индивидуальная гонка на дистанции не более 8 км) и полуэтапы. В зависимости от общей продолжительности соревнований в их расписание могут быть включены дни отдыха.

Как правило, победитель многодневной гонки определяется по общей сумме очков, полученных в ходе соревнований. При равенстве очков в расчет принимается:

количество побед, одержанных на отдельных этапах;

количество побед в промежуточных спринтах;

общее время по сумме всех этапов.

Не редкость ситуация, когда разрыв между победителем многодневных гонок и его ближайшими преследователями составляет считанные секунды. К примеру, американец Грег Лемонд в 1989 выиграл на «Тур де Франс» всего 8 сек – при общей длине трассы 3267 км (время победителя составило 87 ч 38 мин 35 сек).

В командный зачет идут три лучших «времени», показанных представителями каждой из команд (на отдельном этапе и во всей гонке). В случае равенства соответствующих показателей: – лучшая команда дня определяется по сумме мест, занятых тремя лучшими ее гонщиками;

– при подведении общих итогов гонки выигрывает команда, которая чаще других занимала первое место на отдельных этапах.

Если по ходу гонки в составе команды остается менее трех спортсменов, ее показатели в командном зачете не учитываются.

Самая известная на сегодня и самая сложная из многодневных велогонок – профессиональная «Тур де Франс». Она продолжается около трех недель, ее дистанция проходит по территории Франции и пяти соседних стран. Чаще других (по 5 раз) в «Тур де Франс» побеждали французы Жак Анкетиль и Бернар Ино, бельгиец Эдди Меркс и испанец Мигель Индурайн.

В тройку самых престижных «многодневок» входят также «Джиро д’Италия» и «Вуэльта-а-Эспанья».

Немалой популярностью пользуется и «Велогонка мира», входящая в европейский календарь элитных гонок. Соревнования 2002 стали 55-и по счету. Многие знаменитые гонщики (например, олимпийский чемпион Сергей Сухорученков) начинали свою карьеру на международной арене с этой гонки. Чаще других командный приз «Велогонки мира» выигрывала сборная СССР (20).

Еще одна разновидность шоссейных гонок – критериум. Она проходит по замкнутому маршруту длиной от 800 до 1000 м – как правило, в черте города. Общая протяженность дистанции зависит от длины «кольца» и составляет 80–150 км. Если критериум состоит из нескольких этапов, последним, согласно правилам, обязательно должна быть индивидуальная гонка.

В последнее время все большую популярность получают всевозможные гонки на выживание (в качестве отдельной дисциплины и составной части триатлона), заезды на 12, 24 и более часов и сверхмарафонские дистанции, включая континентальные и кругосветные велопробеги.

ТРЕКОВЫЕ ВЕЛОГОНКИ

Проводятся на специальных треках овальной формы длиной от 133 до 500 м (чемпионаты мира и Олимпийские игры – от 250 до 400 м). Угол наклона трека – 42 градуса на торцевых (закругленных) частях и 12,4 – на прямых участках. Ширина трека должна быть одинакова по всей его длине и составлять не менее 5 м (для треков высшей категории – не меньше 7). Разметка, наносимая на трек (спринтерская и стайерская линии, финишная черта и пр.), должна иметь контрастную расцветку.

Результаты (в гонках на время) фиксируется с точностью до тысячных долей секунды.

 USA Cycling ТРЕКОВЫЕ ГОНКИ USA Cycling ТРЕКОВЫЕ ГОНКИ

Основные виды трековых гонок.

Гит с места

(1 км у муж и 500 м у жен) – заезд одного гонщика на время. Его задача – как можно быстрее развить максимальную скорость и постараться удержать ее до финиша. Гит не требует никакой тактики, – одной только силы и техники. Призеров гонок нередко разделяют тысячные доли секунды.

Спринт (200 м). Общая длина дистанции – 1 км, но в зачет идут лишь заключительные 200 м. Стартовав одновременно, два гонщика стремятся занять наиболее выгодную позицию для финишного рывка. Более предпочтительной считается вторая позиция, позволяющая неожиданно для соперника «прибавить» и выскочить вперед. В ходе тактических маневров спортсмены используют всю ширину полотна трека. Нередко они останавливаются и, балансируя на месте, ведут тактическую борьбу (см. ниже сюрпляс).

Соревнования в спринте начинаются с квалификационного этапа и далее проходят по системе с выбыванием. Показавший в квалификации лучшее время выступает в паре с самым медленным спортсменом, показавший второй результат – с предпоследним и т.д. Выигравший в двух заездах проходит в следующий этап соревнований (в случае ничьей для определения победителя проводится третий дополнительный заезд).

Индивидуальная гонка преследования

(4 км – муж, 3 км – жен). На противоположных сторонах трека одновременно стартуют два гонщика. Побеждает в заезде тот, кто сумеет догнать соперника или первым придет к финишу (если гонщики покажут одинаковое время, выигрывает спортсмен, быстрее прошедший заключительный круг). Как и в спринте, соревнования в этом виде программы начинаются с квалификационных заездов, после чего идут с выбыванием. Гонка преследования требует выносливости, отточенной техники, концентрации внимания, психологической устойчивости и тактического расчета. Одни спортсмены стремятся за счет мощного старта сразу же добиться преимущества и затем удерживают его на протяжении всей дистанции, другие, наоборот, делают ставку на финишный рывок.

Командная гонка преследования

(4 км) проводится только среди мужских команд (по 4 спортсмена). Общее время фиксируется в тот момент, когда переднее колесо велосипеда третьего из участников команды пересечет финишную черту (команда может добиться и досрочной победы, – если сумеет настичь соперника: третий из ее гонщиков должен поравняться с третьим гонщиком другой команды). Партнеры идут плотной группой – буквально в нескольких см друг позади друга. Многое определяет правильная тактика и распределение обязанностей. Нередко кто-то из гонщиков «везет» команду, а незадолго до финиша пропускает вперед партнеров, сохранивших больше сил для финишного рывка.

Олимпийский (или командный) спринт. В этом виде соревнуются только мужчины. В гонке (протяженностью 3 круга) принимают участие две команды по 3 человека, результат фиксируется по третьему спортсмену. По правилам, каждый участник команды должен идти первым один из кругов. Основная нагрузка ложится на «первого» лидера, который задает темп команде в начале гонки, и на «третьего»: он берет на себя бремя финишного рывка. При равных показателях лучшей в заезде считается команда, которая быстрее прошла заключительный круг.

Гонка по очкам

(40 км – муж, 24 км – жен: на Олимпийских играх). Самая протяженная из трековых дистанций. В этой групповой гонке побеждает спортсмен, набравший в сумме наибольшее количество очков: в промежуточных спринтах, на общем финише и за «обгон» основной группы. Начинается гонка с предварительного – «разгоночного», – круга. Первые четыре гонщика в каждом спринте получают призовые очки: лидер – 5, следующие, соответственно, 3, 2 и 1 (в финишном спринте призовые очки в 2 раза больше). Обгон основной группы приносит спортсмену еще 10 очков (если основная группа затем нагонит лидера, эти 10 очков снимаются). Гонщик должен все время анализировать ситуацию на треке и мгновенно принимать решение: когда атаковать, а когда, наоборот, пропустить вперед соперника и поберечь силы. При равенстве очков у двух и более гонщиков в расчет принимается количество побед, одержанных ими на промежуточных финишах, далее – количество вторых мест и т.д.

Мэдисон

– разновидность гонки по очкам, «позаимствовавшая» название у нью-йоркского Мэдисон-сквэр-гардена (в некоторых странах ее называют «американская гонка»). Команды, состоящие из 2 человек, стремятся пройти как можно больше кругов за установленное время или преодолеть определенное расстояние, набрав при этом максимально возможную сумму очков на промежуточных финишах (5 – за первое место, 3 – за второе, 2 – за третье и 1 – за четвертое). Количество промежуточных финишей определяется длиной трека велодрома. Партнеры по команде поочередно сменяют друг друга на треке. Команда, которую по ходу гонки трижды обгонит основная группа, по решению судей, может быть снята с дистанции.

Кейрин

на чемпионате мира 2002 в Копенгагене эта прежде сугубо мужская дисциплина была включена и в программу соревнований среди женщин. Гонщики следуют за лидером (на веломопеде), который постепенно наращивает скорость до 50 км/ч и, по сигналу судьи, за 600–700 м до финиша (общая протяженность дистанции – 2000 м) покидает трассу. (Интересно, что зародился кейрин в Японии еще в конце 1940-х и приобрел там статус профессионального спорта – на исход заездов принимаются ставки, – но на международных соревнованиях родоначальники кейрина выступают неубедительно).

Скрэтч

(муж – 15 км, жен – 10 км) дебютировал в официальной программе чемпионатов мира в 2002. Особенность этой гонки с общим стартом (количество участников не должно превышать 24) в том, что участник, отставший от основной группы на целый круг, сходит с дистанции. Если же кто-то из спортсменов сумеет опередить группу на целый круг, гонка прекращается, а он объявляется победителем. Тот из соперников, кого победитель настиг последним, получает «серебро», а предпоследний – «бронзу». Если три спортсмена одновременно обходят основную группу на целый круг, они должны пройти всю дистанцию до конца, а остальные участники сходят с дистанции.

Тандем

– гонка на велосипедах-«двойках» (на 1 и 2 км) по общим правилам спринта. На треках короче 333,33 м число пар-участников заезда не должно превышать 3. При квалификационных заездах в зачет идет один круг при старте с хода. На треках длиной менее 333,33 участники основной части соревнований должны преодолеть 6 кругов, а более 450 м – 3. В настоящее время гонки на «тандемах» исключены из программы Олимпийских игр и чемпионатов мира.

Гонки за лидером.

Гонщик следует за лидером-мотоциклистом (на время соревнований за каждым участником закрепляется персональный лидер). Спортсмены должны либо преодолеть максимально возможное расстояние за установленное время (1 час), либо как можно быстрее пройти определенную дистанцию (предварительный этап – 25 км, финал – два заезда по 30 км каждый). Все заезды проводятся в один день. Спортсменам начисляются очки в зависимости от занятого места. Результаты финальных заездов суммируются. При равенстве очков у двух и более спортсменов все решают результаты, показанные ими в более «быстром» заезде.

Гонки с выбыванием.

Разновидность индивидуальной гонки, по ходу которой спортсмен, пришедший последним к очередному промежуточному финишу, сходит с дистанции. Гонщики стартуют с ходу после «разминочного» круга. На треках длиной до 333,33 м промежуточный финиш фиксируется на каждом втором круге, на более протяженных – на каждом круге. Два последних участника, оставшихся на треке, определяют между собой победителя в заключительном спринте.

6-дневные гонки.

Командная гонка. Состоит из нескольких этапов (спринт, мэдисон и пр.), продолжается 6 дней подряд. В команду входят по 2 (3) гонщика. Соревнования проводятся на треках длиной не менее 140 м. Окончательный результат определяется по сумме набранных командами призовых очков и пройденных кругов.

ВНЕДОРОЖНЫЕ ГОНКИ (ВЕЛОКРОСС).

Технически одна из самых сложных – и «тихоходных», по сравнению с остальными, – велогоночных дисциплин (средняя скорость кроссменов составляет около 20 км/ч).

Дистанция велокросса обычно невелика: спортсменам надо несколько раз преодолеть кольцевой маршрут (от 2,5 до 3,5 км) по открытой местности и лесным участкам с препятствиями в виде бродов, грязи, корней деревьев и поваленных стволов, рвов, холмов и пр., к которым могут быть добавлены искусственные преграды.

 USA Cycling ВЕЛОКРОСС USA Cycling ВЕЛОКРОСС

Участникам кросса дается общий старт (спортсмен, допустивший фальстарт, дисквалифицируется). Если на очередном круге гонщик настигает кого-то из соперников, тот обязан уступить ему дорогу. Участник, отставший от основной группы на круг (до финального «витка»), сходит с дистанции. Опытные кроссмены стремятся сразу же после старта вырваться вперед – особенно на коротких дистанциях.

В зависимости от характера участка трассы гонщики могут не только ехать на велосипеде, но и бежать с ним или переносить на плече, – например, при подъеме в гору, что требует от них соответствующих навыков (многие кроссмены специально включают в программу подготовки бег). Но финишировать спортсмен обязан на велосипеде. По правилам, на трассе должно быть не больше 4 участков, при прохождении которых спортсменам приходилось бы спешиваться, при этом длина каждого такого участка не должна превышать 80 м. На трассе также может быть одно искусственное препятствие в виде двух деревянных планок высотой 40 см (во всю ширину трассы в месте расположения препятствия), установленных на расстоянии 4 м друг от друга. Сложные отрезки трассы должны чередоваться с более простыми. Минимальная ширина трассы – 3 м. На чемпионатах мира и гонках на Кубок мира параллельно легко разрушаемым участкам готовятся «запасные» отрезки трассы.

По ходу гонки спортсмены используют до трех велосипедов. Два – «рабочие» (велосипедист несколько раз меняет один на другой – в основном из-за того, что на трассе машина «набирает» несколько кг лишнего веса в виде грязи) и один запасной – на случай серьезных повреждений основного велосипеда. В велокроссе существует система пит-стопов, аналогичная автогонкам. Пока гонщик идет по очередному кругу, команда механиков очищает от грязи и проверяет второй велосипед.

Велокроссы обычно проводятся с сентября по март (чемпионаты мира – в конце января – начале февраля). УСИ (Международный союз велосипедистов) также разыгрывает Кубок мира по велокроссу, состоящий из 5–8 этапов, которые проходят в разных странах. Все соревнования по велокроссу, проходящие под эгидой УСИ, разбиты на 7 категорий: мировые и национальные чемпионаты, Кубок мира и т.д.

Первые велогонки по пересеченной местности состоялись во Франции в 1902. В 1924 прошли первые международные соревнования, а в 1950 в Париже дебютировал чемпионат мира. На сегодня признанными лидерами в велокроссе являются спортсмены Бельгии и Голландии. А бельгиец Эрик ван Вламинк по сей день остается рекордсменом по количеству завоеванных им (в 60–70-е прошлого века) титулов чемпиона мира – в статусе любителя, а затем профессионала (8).

 USA Cycling ВЕЛОГОНКИ ПО ПЕРЕСЕЧЕННОЙ МЕСТНОСТИ

Непродолжительные по времени, но насыщенные – с точки зрения общей нагрузки и работы, – велокроссы поначалу воспринимались не столько как самостоятельная дисциплина, сколько как форма общефизической и технической подготовки к шоссейным гонкам. Лишь со временем среди кроссменов сформировалась своя элита. А в наши дни немало мастеров велокросса нашли себя в новой дисциплине – маунтинбайке (в программе некоторых региональных соревнований велокросс считается разновидностью маунтинбайка).

Техника и тактика.

Велогонщику требуется не только физическая сила, выносливость и хорошо тренированные ноги. Чрезвычайно важна правильная его посадка – особенно с учетом того, что человеческое тело не отличается хорошими «аэродинамическими» свойствами. Наклонившись вперед, спортсмен уменьшает сопротивление встречного потока воздуха. Столь же важна рациональная работа педалями, умение «рулить» не только сидя, но и (особенно в момент финишного рывка – спурта) стоя на педалях.

Большое значение имеет тактическое чутье спортсмена, точный расчет, умение за считанные доли секунды принять верное решение, воспользоваться оплошностью соперника. От гонщика требуется немалая изобретательность, ловкость и смелость. В заездах на длинные дистанции он должен грамотно распределять силы.

Перед заездом спортсмен (или команда) и тренер составляют тактический план предстоящей гонки. Избираемая тактика варьируется в зависимости от типа гонок и покрытия трассы.

На шоссе, среди прочего, надо учитывать и рельеф трассы (наличие горных участков, перепад высот и пр.), делать «поправку» на большое количество участников заезда и метеоусловия, нередко меняющиеся на протяжении гонки. Например, сильные ветры, дующие на равнинной части Франции, представляют для участников «Тур де Франс» не меньшую сложность, чем горные участки в Альпах или Пиренеях. Движение в пелотоне (плотной группой) или эшелоне (диагональной линией) позволяет снизить сопротивление воздуха и сэкономить силы. По подсчетам специалистов, велосипедисты, идущие в группе близко друг от друга, сохраняют до 40 процентов энергии по сравнению с гонщиками-одиночками.

В гонках с раздельным стартом стартующие позже имеют некоторое тактическое преимущество перед соперниками: зная, с каким результатом те прошли определенные участки трассы, они могут вносить необходимые коррективы в собственный график.

В трековых гонках различают работу на виражах и прямых участках. Многое в выборе тактики определяет длина трека. На длинном треке можно атаковать и со второй позиции, на коротком это сделать сложнее, поэтому даже признанные мастера обычно не рискуют и предпочитают изначально идти первым номером.

В техническом арсенале велосипедистов есть специфические приемы. Например, сюрпляс (франц. surplace – букв. «на месте»), используемый гонщиками в спринте. Спортсмены, стараясь занять более выгодное положение и не желая «идти первым колесом» и «тащить соперника», поддерживают равновесие, стоя на месте. Иногда это противостояние затягивается надолго. Так, в полуфинальном заезде в гите на 1 км на Олимпиаде-64 два гонщика простояли без движения 22 минуты. Но и это не предел: зафиксированы случаи, когда сюрпляс продолжался несколько часов. В настоящее время существует ограничение – не более 3 минут.

Основная тактическая борьба в спринте идет первый круг-полтора, затем спортсмены «включают» высочайшие скорости (до 80–90 км/ч) и пытаются мощным финишным рывком решить исход гонки в свою пользу.

Один и тот же технический прием выполняется в разных условиях: например, спурт с виража и с прямого участка; с ходу или после сюрпляса.

В каждой позиции на треке или шоссе свои плюсы и минусы. Идущий вторым экономит силы, поскольку основной удар встречного потока воздуха принимает на себя идущий первым. Сопернику сложно контролировать поведение преследователя: тот может совершенно неожиданно выскочить из-за спины и уйти в отрыв. Но и у идущего первым есть свои «козыри». Он может физически и психологически измотать преследователя ложными рывками, так что тот, в конце концов, «прозевает» настоящую атаку соперника.

В командных и групповых гонках большое значение имеет работа на команду, умение решать общие задачи.

Методика подготовки к различным видам гонок (например, однодневным и многодневным) имеет свою специфику.

ИЗ ИСТОРИИ ВЕЛОСИПЕДНЫХ ГОНОК.

Велосипедный спорт появился раньше, чем велосипед в современном его виде.

Первая официально зарегистрированная шоссейная гонка прошла в мае 1868 в парижском парке Сен-Клу. Длина трассы составляла всего 2 км. Выиграл гонку англичанин Джеймс Мур. В том же году в Англии состоялись первые трековые соревнования. В 1869 проведена гонка между Парижем и Руаном.

Еще какое-то время после этого гонщики соревновались на, как их называли в Англии, «пенни-фартингах» (небезопасных в управлении велосипедах с огромным передним и очень маленьким задним колесами), но настоящий велобум начался с изобретением в 1880-е «безопасного велосипеда» с одинаковыми по размеру колесами. Разрабатываются различные модели велосипеда, в том числе предназначенные специально для соревнований, повсеместно открываются велосипедные «академии» и клубы. К 1890 Лига американских велосипедистов стала крупнейшим в мире спортивным объединением.

В 90-е XIX века гонки стали столь популярны, что их включили в программу первых Олимпийских игр современности (1896). Первый чемпионат мира (по трековым гонкам) прошел в 1893 в Чикаго, два года спустя впервые разыграно мировое первенство среди профессионалов (интересно, что первые треки были песчаными, глинистыми, травяными, асфальтовыми и пр.). C 1921 проводятся мировые чемпионаты в шоссейных гонках. В 1929 впервые стартовали гонки в закрытых помещениях. В 1958 состоялся первый чемпионат мира среди женщин.

Традиционно ведущие позиции в соревнованиях велосипедистов занимают европейцы: сначала это были представители Франции и Великобритании. Со временем их «догнали» спортсмены Италии, Бельгии, Нидерландов, Испании, Германии и Дании, а также американские и – в последнее время – австралийские гонщики.

Француз Даниэль Морелон помимо трех золотых олимпийских медалей 7 раз (в период с 1966 по 1975) завоевывал титул чемпиона мира в спринте, – как и блиставший до Первой мировой войны в 100-километровой гонке за лидером Леонард Мередит (Великобритания). 10 раз подряд – с 1977 по 1986 – побеждал в спринте Киоси Накано (Япония).

У женщин вне конкуренции считающаяся величайшей велогонщицей всех времен француженка Жанни Лонго: на чемпионатах мира она выиграла в общей сложности 12 золотых медалей (в ее активе также олимпийское «золото» и множество мировых рекордов).

Известно немало гонщиков, которые, отличившись в соревнованиях любителей, затем не менее успешно выступали в статусе профессионала. Легендарный бельгиец Эдди Меркс стал первым в истории велосипедистом, сумевшим выиграть чемпионат мира и среди любителей, и среди профессионалов.

Велогонки в программе Олимпийских игр.

В программу первых Игр входили: групповая шоссейная гонка на 87 км (велосипедисты дважды проехали по марафонской легкоатлетической дистанции), трековый спринт (333,33 м), заезды на 2, 10, 100 км и 12-часовая гонка. Француз Поль Массон выиграл три золотых медали: в спринте и в гонках на 2 и 10 км. В остальных дисциплинах победу одержали соотечественник Массона Леон Фламан, австриец Александр Шмаль и грек Аристидис Константинидис, показавший лучшее время в шоссейной гонке.

С тех пор соревнования велосипедистов входят в программу всех без исключения Олимпиад. Правда, долгое время она составлялась произвольно. Так, на Играх 1900 и 1904 проводились только гонки на треке, а в 1912, – наоборот, лишь на шоссе. Программа олимпийских соревнований по велоспорту в общих чертах сформировалась в 1928. С тех пор она постоянно расширяется. В 1996 в нее была включена принципиально новая дисциплина – маунтинбайк (горный велосипед). На Играх-2000 в Сиднее по количеству разыгрываемых комплектов наград (18) велосипедисты заняли третье место – после легкоатлетов и пловцов. У трековиков прибавилось сразу четыре новых дисциплины: гит на 500 м у женщин, кейрин, мэдисон и олимпийский спринт у мужчин.

Женщины дебютировали на олимпийском велотурнире лишь в 1984. Первой в истории чемпионкой Олимпиад по велоспорту стала американка Конни Карпентер-Финни, первенствовавшая в групповой шоссейной гонке на 79,2 км.

Многократная чемпионка мира из Голландии Леонтьен Зийлард ван Морсель выиграла в Сиднее сразу три «золота». И присоединилась к компании трижды олимпийских чемпионов, в которую помимо Массона, входят его соотечественники Робер Шарпантье и Даниэль Морелон, а также итальянец Франциско Верри. (Американец Маркус Херли в 1904 выиграл 4 медали высшего достоинства, – но в «неофициальной» программе Игр.).

Международный союз велосипедистов (УСИ). Созданный в 1900 Союз является одним из старейших международных спортивных объединений. В 2002 в него входило около 160 стран.

УСИ проводит соревнования велосипедистов различного уровня, а также регистрирует рекорды скорости (любителей и профессионалов) при старте с места, с хода и в гонках за лидером на различных дистанциях на открытых и закрытых треках. Фиксируются рекорды в ходе соревнований и во время специально организованных заездов: в последнем случае гонщик принимает старт в одиночку. (Абсолютный рекорд скорости – в гонке за лидером – к настоящему моменту уже превысил отметку 260 км/ч.)

УСИ регулярно обновляет классификацию гонщиков, которым начисляются очки – в зависимости от места, занятого на очередных соревнованиях, и ранга этих соревнований. (Часовой рекорд скорости приносит гонщику еще 240 очков.) Составляется также рейтинг профессиональных команд и стран, входящих в УСИ. В конце каждого сезона выводится итоговая классификация.

В 1960-е в рамках УСИ были сформированы две самостоятельные организации: ФИАК (Международная федерация любительского велоспорта) и ФИСП (Международная федерация профессионального велоспорта) – в то время четкое разделение на любителей и профессионалов было обязательным условием для включения спортивной дисциплины в официальную программу Олимпийских игр. Но в январе 1993 они были расформированы. В настоящее время УСИ осуществляет единое руководство профессиональным и любительским велоспортом.

Велогонки в России.

Дореволюционная Россия.

В нашей стране велоспорт всегда пользовался большой популярностью. Первые соревнования прошли в июле 1883 на московском ипподроме (на велосипедах системы «паук»). Победителем заезда на полторы версты стал спортсмен из Петербурга Юлий Блок. Год спустя в Петербурге состоялись гонки на 3, 7,5 и 15 верст. В том же году официально утвержден устав велосипедного общества Москвы – первого подобного общества в России. Позже такие общества и клубы стали возникать в других городах, началось строительство велосипедных трасс, был налажен выпуск специализированных изданий. В 1891 состоялись первые соревнования на треке – на Ходынском поле в Москве. Чуть позже прошли первые многодневные гонки по маршруту Москва – Петербург.

В 1896 российский велосипедист Михаил Дьяков выиграл национальный чемпионат Великобритании и занял второе место на чемпионате мира в 100-километровой гонке за лидером (роль лидера выполнял 8-местный велосипед). Также среди пионеров отечественного велоспорта – Сергей Уточкин (известный и как один из первых русских летчиков), Петр Степанов, братья Василий и Платон Ипполитовы и др.

В 1911–1913 Анисим Панкратов совершил первое в истории кругосветное путешествие на велосипеде, за что был удостоен «Бриллиантовой звезды» УСИ, учрежденной еще в 90-е XIX века.

Велоспорт в СССР.

В 1918 разыграно первенство РСФСР, пять лет спустя – СССР. В 1932 создается Всесоюзная секция велоспорта, позже преобразованная в Федерацию.

В международных соревнованиях советские велогонщики участвуют с 1948. В 1952 СССР вступает в УСИ. В том же году наши велосипедисты впервые выступили на Олимпийских играх. Но первая победа на олимпийских трассах была одержана лишь восемь лет спустя – в Риме, когда легендарный советский гонщик Виктор Капитонов стал победителем групповой шоссейной гонки на 175 км.

В 1970 сборная СССР, которую Капитонов возглавлял уже в качестве тренера, впервые выиграла командную шоссейную гонку на чемпионате мира, а затем повторила свой золотой успех в олимпийском Мюнхене-72. Владимир Семенец и Игорь Целовальников стали тогда последними в истории олимпийскими чемпионами в гонках на тандемах. Столь же удачно выступила наша «шоссейная» команда на Играх в Монреале-76 и в Москве-80.

Кроме того, в олимпийской Москве Сергей Сухорученков (трижды признававшийся лучшим велосипедистом года) выиграл групповую гонку, а команда в составе Петраков – Осокин – Манаков – Мовчан – командную гонку преследования.

На Олимпиаде-88 года наши спортсмены получили четыре «золота» на треке. Юный Александр Кириченко выиграл гит на 1 км с места, гонщик из Клайпеды Гинтаутас Умарас – индивидуальную гонку преследования на 4 км, а Эрика Салумяэ из Таллинна – спринт: этот вид трековых гонок впервые был включен в олимпийскую программу. (Еще одну золотую медаль Эрика выиграла на Играх-92, но уже в составе сборной Эстонии.) Наши велосипедисты также выиграли командную гонку преследования.

В общей сложности сборная СССР завоевала 12 золотых медалей на Олимпиадах и более 70 – на чемпионатах мира.

В конце 80-х велоспортом в СССР занимались более 700 тыс человек, из них – свыше 150 тыс спортсменов-разрядников.

Современный этап.

Федерация велосипедного спорта России (ФВСР) основана в 1990. Объединяет региональные организации 46 субъектов РФ, входит в состав УСИ и УЕС (Европейский союз велосипедистов), проводит чемпионаты и первенства страны в разных возрастных категориях, региональные соревнования и этапы Кубка мира.

Один из самых прославленных российских гонщиков – Вячеслав Екимов, не раз побеждавший в мировых чемпионатах любителей и профессионалов и устанавливавший рекорды на различных дистанциях. Выиграв «золото» в Сеуле в одной из трековых дисциплин, он вновь поднялся на высшую ступень олимпийского пьедестала почета 12 лет спустя, в Сиднее-2000 – на этот раз после победы на шоссе. В настоящее время Екимов выступает за американскую профессиональную команду «Ю.С. Постэл» – вместе со знаменитым Лэнсом Армстронгом.

Российская гонщица Зульфия Забирова выиграла олимпийское «золото» и титул чемпионки мира в индивидуальной шоссейной гонке. В числе недавних победителей мировых чемпионатов Ольга Слюсарева и Светлана Гранковская. Среди ведущих российских велогонщиков также Алексей Марков, Елена Чалых, Оксана Гришина, Павел Тонков, Валентина Полханова, Светлана Бубненкова, Сергей Иванов и др.

Среди наших молодых спортсменов немало перспективных гонщиков: Михаил Тимошин, согласно итоговому рейтингу УСИ за 2002 ставший лучшим в мире велосипедистом в возрасте до 23 лет, юный Михаил Игнатьев, выигравший на чемпионате мира 2002 гонку с раздельным стартом среди юниоров, двукратный чемпион мира среди спортсменов до 23 лет Евгений Петров и др.

В России существовала единственная профессиональная (мужская) команда – «Итера», но в конце 2002 она прекратила существование. (В 2004 планируется создание профессиональной команды более высокого уровня: не исключено, что это будет совместный российско-бельгийский проект с участием спонсоров и гонщиков двух стран. Не исключено появление в ближайшем будущем российской женской профессиональной команды.) В активе наших гонщиков-профессионалов, выступающих за различные команды, индивидуальные победы на этапах «Тур де Франс» и «Вуэльта-а-Эспанья», а также победы в «Джиро д’Италия» – в том числе и в общем зачете: 1994 – Евгений Берзин, 1998 – Павел Тонков, 2002 – Светлана Бубненкова.

Велогонки в программе Паралимпийских Игр.

Велогонки – один из «новичков» паралимпийской программы.

В начале 80-х спортсмены с нарушениями зрения впервые приняли участие в специальных соревнованиях по велоспорту. В программе Паралимпийских игр велогонки (муж. и жен.) дебютировали в 1984. На Играх 1992 в Барселоне в гонках на специальном треке и шоссе впервые приняли участие и смешанные (муж/жен) «экипажи». На Играх-2000 велогонки были представлены 21 дисциплиной. Успешнее других в Сиднее выступили хозяева Игр, а также американцы, немцы и французы.

Соревнования велосипедистов-инвалидов проводятся в индивидуальном и командном зачетах. Спортсмены выступают как на стандартных гоночных, так и на специальных велосипедах: трехколесных, тандемах (атлеты с нарушением зрения едут в паре с видящим партнером) и др.

Фиксируются свои рекорды: большинство из них установлены в Сиднее.

В стране Олимпия. (Глава о В.Капитонове) Ред.Л.Барыкина. М., 1974
Седов А.В. Счастливый финиш. М., 1974
Капитонов В.А., Юсин А.В. И снова спиц мелканье. М., 1978
Капитонов В.А. Ради этого стоит жить. М., 1978
Куприянов А.А. 50 лет в спорте. М., 1978
Шелешнев Л.М. Большие гонки. М., 1978
Олимпийская энциклопедия. Под ред. С.П.Павлова. М., 1980
Ларссон Х. Бернт – золотой велосипедист. (Об олимпийском чемпионе Б. Йоханссоне) М., 1981
Охлябин С.Д. Давай изобретем велосипед. М., 1981
Юсин А.А. Я купил велосипед. М., 1981
Кучмий В.М. Гонка с тенью (5 шрихов к портрету одного поколения). М., 1988
Кучмий В.М. Гонщик. (О С. Сухорученкове) М., 1989
Правила спортивных игр и состязаний. Иллюстрированный энциклопедический справочник. Пер. с англ. Минск, 1998
Самин Д.К. Самые знаменитые спортсмены России. (Глава о В.Капитонове) М., 2001

По каким правилам устраиваются велосипедные соревнования

Спорт и его состязания помогают определить сильнейшего, быстрейшего или наиболее ловкого и эрудированного спортсмена. Но для того чтобы это определение было правдивым, соревнования проводятся согласно специально для этого придуманным правилам.

Соревнования на велосипедах

Велосипедных соревнований существует много, и у каждого вида свои правила

Такие нормы существуют и в велосипедном спорте. В этой статье мы расскажем о правилах, по которым проводятся гонки на велосипедах.

Дисциплины

Стоит отметить, что правила будут разниться в зависимости от того, какой вид велоспорта мы описываем.

Существует несколько основных дисциплин:

  • шоссе;
  • трек;
  • BMX;
  • горные гонки.

Далее, каждый вид рассмотрим более подробно.

Шоссе

Шоссейные — гонки, для которых используются дороги. Маршруты таких гонок очень длинные. Иные заезды проходят по нескольку дней.

Общие правила

Какой бы вид шоссейных гонок мы ни описывали, у него есть несколько определяющих черт:

  • Дорога, по которой едут спортсмены, должна обладать твёрдым покрытием. Это необязательно должен быть асфальт. Правилами не запрещено передвижение по гравию, брусчатке и даже дорогам с большими дефектами покрытия.
  • Дорога, по которой едут спортсмены, должна проходить по пересечённой местности.
Индивидуальная

Этот вид гонки подразумевает раздельный старт участников. Важно не то, кто приедет к финишу первым, а то, кто потратит на дорогу наименьшее количество времени.

Согласно правилам, первыми стартуют менее результативные спортсмены и те участники, которые недавно пришли в спорт. Завершают соревнования самые быстрые велосипедисты.

Круговой критериум

Эти шоссейные гонки предполагают, что участники едут по круговому маршруту, проложенному через городские улицы.

Группа велосипедистов на шоссе

Согласно правилам, после определённого количества круговых проездов судьи начинают давать очки за проезд промежуточных финишей. Побеждает тот спортсмен, который по итогам заезда набирает самое большое количество очков.

Групповая

Эти гонки на велосипедах предполагают одновременный старт большого количества спортсменов. Этот вид считается экстремальным.

Согласно правилам, всего гонщики проезжают расстояние от 50 до 200 километров. Побеждает тот, кто первым пересекает черту финиша.

В несколько этапов

Такой спорт предполагает, что самый быстрый велосипедист будет выбираться в несколько этапов. Сначала проводится индивидуальный заезд, затем групповой.

Согласно правилам, победителем считается тот участник, чьё суммарное время проездов оказывается самым маленьким.

Минимальный срок проведения такой гонки на велосипедах — два дня. Но знаменитый заезд Тур де Франс, например, проходит в течение трёх недель.

Такие гонки на велосипедах проводятся на территории стадионов. Такой спорт не столь экстремален, как, например, групповые шоссейные гонки. Может быть, поэтому он менее популярен в Европе.

Велосипедные соревнования на треке

В отличие от шоссейного типа трековый спорт предполагает обязательное наличие твёрдого и ровного покрытия.

К тому же велодорожки для таких дисциплин специально делаются под углом. На прямых участках градус наклона невелик и практически незаметен. На поворотах наклон может достигать 42 градусов.

Трековые гонки бывают разными. О том, какие особенности подразумевает тот или иной вид, понятно из названий.

На стадионе проводятся следующие типы заездов:

  • командные и индивидуальные;
  • с раздельным стартом или одновременным;
  • спринт и преследование;
  • спорт может оцениваться в баллах или по времени;
  • старт может даваться с движения или с места.

Общая протяжённость таких гонок варьируется от 500 метров до 50 километров.

Довольно экстремальный спорт. Иначе этот вид называют велосипедным мотокроссом.

Для него создаются специальные велосипеды, непохожие на прочие гоночные модели. У них крепкая рама и широкие шины, повышающие устойчивость и проходимость снаряда.

Такие гонки проводятся на специальных велотреках, располагающих различными неровностями.

Сама гонка неразрывно связана с покорением небольших высот и прыжками.

Велосипедные соревнования на BMX

В классическом BMX запрещены трюки. Они не только ставят под угрозу общую безопасность состязаний, но и порой отнимают драгоценнее секунды у спортсменов.

Зато существует отдельное направление мотокросса, называемое стрит-рейсингом. В нём трюки не только разрешены, но и идут в общий зачёт квалификации каждого участника состязаний.

Горные

Как видно из названия, этот вид соревнований предполагает поездку по горной местности. Этот спорт также считается экстремальным.

Этот вид гонок прочно ассоциируется со специальными горными велосипедами, которые также называют маунтинбайками.

У них массивная прочная рама, широкие, устойчивые колёса и иногда наличествуют целых два амортизатора — на вилке и на заднем колесе. Такие велосипеды называют двухподвесами.

Дисциплины

Этот спорт обладает несколькими дисциплинами:

  • Марафон. По правилам в таком соревновании может принять участие любой желающий, прошедший процесс регистрации. Дистанция таких заездов, как правило, не бывает меньше ста километров.
  • Кросс. Правила гласят, что такой заезд должен проводиться по пересечённой местности. Маршрут строится вкруговую. Общая его длина достигает пяти километров или большего расстояния.
Даунхилл

Этот спорт предполагает движение по трассе. По правилам спортсмены во время заездов должны преодолевать естественные препятствия.

В каждой из этих дисциплин побеждает тот, кто проедет трассу быстрее.

Это были основные гоночные велосипедные дисциплины и правила, по которым они проводятся. Если у вас есть, чем дополнить, воспользуйтесь для этого комментариями.

Любите спорт и не нарушайте правила. Удачи вам.

Спортсмен на велосипеде

Накачивание шины

Давление в шинах велосипеда. Каким должно быть оптимальное давление в шинах велосипеда, где уточнить необходимые параметры давления и от чего они зависят, какие имеются стандарты.

K-trak

Зимний велосипед кардинально отличается от летних вариантов многими моментами. Упускать из виду ни один из них нельзя, поскольку можно не только испортить своего двухколёсного коня, но и подвергнуть риску своё здоровье.

Седло велосипеда

Выбор нового седла на велосипед часто становится проблемой для многих велосипедистов. Частой причиной является дискомфорт и болезненные ощущения во время покатушек на седле, которое не подходит своему владельцу.

Источники:

http://bicyclelife.ru/obzor/vse-o-velosporte.html
https://bike4u.ru/articles/trekoviy-velosport-putevoditel-po-velotreku/
https://www.krugosvet.ru/enc/sport/GONKI_VELOSIPEDNIE.html
https://aktsport.ru/velosiped/osnovnyie-pravila-velosipednyih-gonok.html