Велоспорт шоссе

Содержание скрыть
2 Шоссейный велоспорт: процедура гонок, правила соревнований, судейство

Теория шоссейного спорта

Шоссейный велоспорт относится к летним видам спорта, сезон стартует ранней весной и заканчиваетсяосенью. Наиболее престижные соревнования проходят в период с марта по октябрь.

История шоссейного велоспорта началась в 1868 году,[1] а первая крупная велогонка, «бабушка всеходнодневок» — Льеж — Бастонь — Льеж, проводится начиная с 1892. Большинство самых известных ипрестижных в настоящее время гонок появилось в конце 19 — начале 20 веков.

Является наиболее популярной и развитой в коммерческом отношении дисциплиной велоспорта. Особеннопопулярен в Европе, где проходят важнейшие шоссейные велогонки: легендарные классическиеоднодневки и гранд туры.

Соревнования делятся на групповые гонки и гонки с раздельным стартом. По классификации UCI велогонки делятся на разные категории, имеющие числовые обозначения. С 2009 года гонки высшей категории, подведомственные UCI, входят в ПроТур, а гонки, принадлежащие организаторам гранд туров, составляют серию Монументов велоспорта. По итогам выступлений на всех соревнованиях велосипедисты получают баллы в Рейтинг UCI.

Специализации гонщиков
Классик

Специалист классических однодневок, способен преодолевать неровности рельефа и длительное времянаходиться в отрыве, сохранив при этом достаточно сил на финиш. Может одержать победу на отдельныхэтапах многодневных гонок, но не обладает достаточной восстанавливаемостью и стабильностью, чтобыбороться за высокие места в генеральной классификации.

Спринтер

Обладает большой мышечной массой и резким рывком на финише, но выпадает даже на небольшихподъемах. Силовые спринтеры предпочитают мощный раскат своего поезда и финиш с колесаразгоняющего, более резкие самостоятельно выбирают позицию в голове пелотона и выигрывают за счет«взрывного» рывка. Некоторые спринтеры способны неплохо преодолевать горы и финишировать внебольшой подъем.

Раздельщик

За счет аэродинамической посадки, правильного педалирования и достаточной мышечной массы, раздельщик обладает хорошим индивидуальным ходом. Он может держаться в горах при ровном темпе, ново время атак, как правило, выпадает. Такие гонщики проводят хорошие смены и могут долгое времянаходиться на первой позиции в группе, не сменяясь, а также пытаться убежать в одиночку. Но основная ихспециализация — гонки с раздельным стартом.

Горняк

Легкий спортсмен, обладающий хорошим рывком в гору. Обычно горняки преодолевают перевалы в рваномритме, пытаясь сбросить соперников «с колеса», при этом хорошо восстанавливаются в горе. Во времяатаки они часто приподнимаются из седла, «танцуя на педалях». Но за счет небольшой массы тела, ихвыдувает из группы на равнине при сильном боковом ветре. Горняки также обладают худшиминдивидуальным ходом, нежели раздельщики.

Мастер скоростного спуска

Умеет грамотно проходить технически сложные спуски, за счет чего может заработать большое преимущество, атакуя под гору. Может уверенно спускаться с незнакомых перевалов и при плохих погодных условиях.

Универсал

Велогонщик, сочетающий в себе несколько разных специализаций. Если спортсмен не борется за победу вобщем зачете, он может пытаться уходить в отрывы на этапах разного профиля.

Генеральщик

Гонщик, нацеленный на борьбу в генеральной классификации многодневок. Генеральщиком может быть горняк, хорошо едущий разделку, или раздельщик, умеющий держаться в горах. Для победы в общем зачете велосипедист должен хорошо восстанавливаться в процессе гонки.

Грегари

Грегари выполняет работу на капитана команды: возит «на колесе», ловит атаки конкурентов, передаетводу и питание из технички. Он жертвует своими шансами ради общекомандного успеха. Наличие вкоманде хороших грегари, способных оказать поддержку в решающие моменты гонки, является одним изважнейших факторов для обеспечения победы ее капитана.

Виды шоссейных гонок

Классическая однодневка

Велогонка, проходящая по классическому маршруту (иногда, с незначительными изменениями) в течение одного соревновательного дня. Большинство таких гонок проходит весной, в начале сезона, и осенью, в его завершении. Сложность однодневок заключается в большой длине дистанции (за 200 км), пересеченном рельефе и трудном для преодоления дорожном покрытии (брусчатка, гравий, или просто разбитая дорога).

Наиболее известные классики:

  • Милан-Санремо
  • Тур Фландрии
  • Гент — Вевельгем
  • Париж — Рубэ
  • Амстел Голд Рейс
  • Флеш Валонь
  • Льеж — Бастонь — Льеж
  • Классика Сан-Себастьяна
  • Джиро ди Ломбардия
  • Париж — Тур

Критериум

Однодневная круговая гонка по очкам, обычно проходящая в пределах города. Наибольшую известность имеют критериумы, проводящиеся после окончания главной велогонки сезона, Тур де Франс, с участием ярко выступивших на ней спортсменов.

Исторически сложилось, что слово критериум присутствует в названии французской многодневки Критериум ду Дофине Либере, которая критериумом не является.

Многодневка

Велогонка, состоящая из этапов, продолжительностью от нескольких дней до более, чем недели. Намногодневке разыгрываются победы в общем зачете и на отдельных этапах, обычно присутствуют и другиеклассификации. В отличие от однодневных соревнований, гонщики должны распределить свои силы на всеэтапы.

Наиболее известные многодневки:

  • Париж — Ницца
  • Тиррено — Адриатико
  • Тур Страны Басков
  • Критериум ду Дофине Либере
  • Тур Швейцарии
  • Тур Каталонии
  • Тур Германии
  • Энеко Тур

Гранд тур

Гранд тур — самый престижный вид соревнований в шоссейном велоспорте, победа на нем ценитсябольше, чем успех на любой другой гонке (включая чемпионат мира и Олимпийские игры).

Представляет собой трехнедельную многодневку, состоящую из 21 этапа различных профилей и двух днейотдыха. Помимо генеральной классификации, разыгрываются горный, спринтерский и командный зачеты, атакже некоторые другие, специфичные для данной конкретной гонки. Решающими для общего зачетастановятся «королевские» горные этапы и гонки с раздельным стартом, для финальной победы спортсментакже должен обладать хорошей восстанавливаемостью на протяжении всех трех недель гонки.

Если гранд тур заканчивается групповым этапом, он становится «этапом дружбы». На таком этапевелосипедисты большую часть времени общаются между собой и ведут гонку в спокойном ритме. Борьбаразворачивается только на последних кругах по городу, когда разыгрывается спринтерский финиш. Отрывына «этапах дружбы» побеждают не часто.

Гранд туров всего три, все они проводятся в середине сезона по дорогам Франции, Италии и Испании:

  • Tour de France — Тур де Франс (проводится в июле, с 1903)
  • Giro d’Italia — Джиро д’Италия (проводится в мае, с 1909)
  • Vuelta a España — Вуэльта Испании (проводится в сентябре, с 1935; проходила весной до 1995)

Виды этапов многодневок

Пролог

Короткая гонка с раздельным стартом (как правило, до 10 км) перед первым этапом многодневки. Из-заочень короткой дистанции, на прологе нельзя добиться большого преимущества в общем зачете. Победа, как правило, достается не раздельщику, а специалисту именно этого вида дисциплин. Существуют какиндивидуальные, так и командные прологи.

Иван Бассо на гонке сраздельным стартом

Гонка на время с раздельным стартом

ITT (англ. Individual time trial ) — гонка, в которой участники стартуют поодиночке, через определенныепромежутки времени. На таких этапах обычно используются специальные разделочные велосипеды идругие предметы экипировки, обладающие большей аэродинамикой. В случае, если велосипедист накатитстартовавшего перед ним участника, правилами запрещено объединяться в группу и «сидеть на колесе».

Помимо обычных гонок с раздельным стартом, существует также разделка в гору. На таких этапахиспользуются велосипеды для групповых гонок, а шансы на победу имеют раздельщики с хорошим горнымходом.

Как равнинные, так и горные разделки обычно являются решающими этапами за борьбу в генеральнойклассификации.

Командная гонка на время с раздельным стартом

TTT (англ. Team time trial ) — гонка с раздельным стартом, в которой команды выступают полнымисоставами. На гранд турах итоговое время всех участников команды начисляется по пятомуфинишировавшему гонщику, выпавшие в отвал велосипедисты получают дополнительное отставание. Победу на таком этапе может одержать хорошо скатанная команда, имеющая в своем составе несколькоспециалистов гонок с раздельным стартом.

Спринтерский этап

Этап включает в себя минимум неровностей рельефа, за счет чего пелотон может с легкостью накатитьотрыв и удерживать большую скорость на последних километрах дистанции, чтобы никто не мог атаковать вторым темпом. Практически все такие этапы заканчиваются групповым спринтом, шансы отрыву могутдать плохие погодные условия, или же крупный завал в пелотоне.

В случае сильного бокового ветра, команды, борющиеся за высокие места в генеральной классификации могут попытаться увеличить темп, за счет чего группа разорвется на несколько эшелонов. Оказавшиеся в отвале гонщики рискуют заработать большое отставание в общем зачете. Спринтерские команды также используют эшелоны, чтобы отрезать своих конкурентов от розыгрыша этапа.

Пересеченный этап

Профиль этапа содержит множество некатегорийных подъемов и пригорков низших категорий, тем самым напоминая Арденские классики. Отрыв на таком этапе имеет большие шансы на успех, но сохраняется также возможность спринта из общей группы. Если отрыв доезжает, победа обычно достается специалисту классических однодневок.

Горный этап

Содержит один, или несколько подъемов высоких категорий, и может заканчиваться финишем в гору, соспуска, или в долине. На таком профиле сложно заработать большое преимущество в общем зачете. Еслиэтап финиширует в долине, выпавшие гонщики имеют возможность накатить группу на спуске, вернуться впелотон могут даже некоторые спринтеры. Победу на этапе обычно разыгрывают гонщики из отрыва.

Профиль «королевского» горного этапа на Тур деФранс 2009

«Королевский» горный этап

«Королевские» горные этапы включают в себя большое число подъемов первой и высшей категориисложности. Они обязательно заканчиваются финишем в гору, или сразу после технически сложного спуска. Как правило, такие этапы становятся решающими в генеральной классификации, а также в зачете лучшегогорного гонщика.

На последних подъемах пелотон сильно просеивается, впереди остается только группа фаворитов общегозачета и сильных горняков, большинство уехавших в отрыв гонщиков догоняют. Разрывы междуучастниками на финише бывают очень большими, и едущие в дальних отвалах велосипедисты рискуют невписаться в лимит времени.

Победа на таком этапе считается одним из главных достижений в карьере любого гонщика.

Команды

Большинство профессиональных шоссейных команд имеет коммерческих спонсоров. Названия команд, какправило, включают названия своих титульных спонсоров. Большая часть команд, выступающих на высокомуровне, имеют в той, или иной степени интернациональные составы. Кроме того, команда может иметьлицензию одной страны и спонсироваться компанией, базирующейся в другой стране.

Согласно классификации UCI, профессиональные команды делятся на команды ПроТура иконтинентальных дивизионов. Команды ПроТура автоматически получают возможность выступать в гонкахэтой категории, а континентальные могут получить приглашение от организаторов и ехать по вайлд кард(англ. wild card ), количество которых ограничено.

Помимо гонщиков и спортивных директоров, в состав команды входит обслуживающий персонал: механики, массажисты, доктора. Во время гонки спортсменов сопровождает несколько машин технической помощи, адля трансферов между этапами используется командный автобус. Тренировочные базы большинствакоманд находятся в Европе.

Из российских команд, в настоящий момент лицензию ПроТура имеет только Катюша. Она создана наоснове континентальной Tinkoff Credit Systems, принадлежавшей российскому предпринимателю ОлегуТинькову.

В отличие от других гонок, на чемпионате мира и Олимпийских играх в качестве команд выступаютнациональные сборные.

Призовые майки

В качестве трофеев в велосипедном спорте используются призовые майки.

Майки разыгрываются в различных классификациях многодневок, промежуточные лидеры которыхнаграждаются после каждого этапа. Если гонщик владеет несколькими майками одновременно, наследующем этапе он наденет майку, имеющую больший приоритет. А остальные достанутся спортсменам, занимающим следующие за ним места в соответствующих классификациях. Лидеры некоторых номинацийвместо маек награждаются номерами, оформленными особым образом.

Победитель чемпионата мира получает майку с радужными полосками, которую может носить на всехгонках вплоть до следующего чемпионата. Но чемпион мира в групповой гонке может носить майку толькона групповых этапах, а в раздельном старте — только на разделках. Аналогично ситуация обстоит и смайками национальных чемпионов, которые оформляются в цвета национального флага.

Призовые майки в порядке уменьшения приоритета:

  • майка лидера генеральной классификации
  • майка лучшего спринтера
  • майка горного короля
  • майка лучшего молодого гонщика
  • майка чемпиона мира
  • майка национального чемпиона

Как правило, под цвет призовой майки раскрашивается велосипед и вся экипировка гонщика. Особенно, если он собирается довезти эту майку до конца гонки, или удерживать ее в течение длительного времени.

Тактика

Работа в группе

Основная группа

Основная группа является самым большим формированием велосипедистов на дистанции гонки. В глубине пелотона спортсмены хорошо закрыты от ветра, за счет чего достигается экономия свыше 40 % энергии.[2]Но находясь на такой позиции, гонщики имеют большую вероятность попасть в завал, или оказаться вотвале, в случае разрыва группы. Поэтому, фавориты генеральной классификации стараются держаться в голове пелотона, в окружении своих грегари.

Впереди группы идет работа сменами. Может быть организована как быстрая вертушка, позволяющаязначительно увеличить скорость, так и работа длинными сменами, которая менее затратна. Как правило, группу тащит за собой команда лидера общего зачета, которая пытается не отпустить отрыв слишкомдалеко, а на равнинных этапах к преследованию подключаются спринтерские команды, заинтересованныев победе на этапе.

Команды, гонщики которых находятся в отрыве, не участвуют в преследовании. Они даже могут попытатьсядезорганизовать работу сменами, отсылая своих велосипедистов в голову группы.

Во время розыгрыша спринтерского финиша, спринтерские команды стараются держать максимальновозможную скорость, чтобы никто не смог уйти в отрыв на последних километрах дистанции. Некоторые изних также выстраивают поезда для раската своих спринтеров на финиш.

Отрыв

Группа велосипедистов, отъехавших вперед по дистанции гонки от пелотона. В отрыв ездят с разнымицелями: побороться за победу на этапе, заработать звание самого агрессивного гонщика, собрать очки напромежуточных финишах, или же просто выполнить обязательства перед спонсором, напомнив осуществовании своей команды. За счет небольшого числа участников, отрыв обладает лучшейманевренностью, и в нем легче организовать работу сменами. Но велосипедисты в отрыве тратят большесил и заметно устают к концу этапа.

Гонщики команд, незаинтересованных в доезде отрыва, работают там «полицейскими», не принимаяучастия в сменах.

Если отрыв доезжает, не обладающие спринтерским рывком гонщики пытаются разорвать группу и убежатьот соперников в одиночку. Чем большее преимущество отрыв имеет над преследователями, тем раньше егоучастники могут закончить слаженную работу и начать разыгрывать финиш этапа.

Гонщик, претендующий на высокие места в какой-либо классификации, может договориться с одним из спортсменов, чтобы объединить усилия в отрыве. В таком случае один из велосипедистов заработает преимущество в интересующем его зачете, а второму достанется победа на этапе.

Отвал

Группа гонщиков, по тем, или иным причинам отставшая от пелотона. Оказавшиеся в отвале велосипедистыстремятся как можно скорее вернуться в основную группу. Работа в небольших отвалах организуется попринципу отрыва, а в многочисленных — как в основной группе.

Если в отвал попадает один из лидеров команды, за ним опускается несколько грегари, чтобы подтащитьгонщика к пелотону.

Групетто

Групетто (итал. grupetto ) — отвал на горном этапе, заинтересованный в прохождении трассы гонки вспокойном ритме. Гонщики, находящиеся в групетто не стремятся вернуться в основную группу, ихединственной целью является попадание в лимит времени. Как правило, в такие отвалы собираютсяспринтеры, а также травмированные спортсмены, не способные преодолевать горы в высоком темпе.

Классификации многодневок

Генеральная классификация

Гонщики, борющиеся за победу в генеральной классификации, а также в зачете лучшего молодого гонщика, должны экономить силы и беречься от падений на равнинных и пересеченных этапах. На дистанции спростым профилем их не отпустят в отрыв конкуренты, поэтому решающими для общего зачета становятся«королевские» горные этапы, где лидеры гонки остаются один на один со своими главными соперниками, игонки с раздельным стартом.

Горняки стараются атаковать в подъем, а раздельщики проходят горы от обороны. Они стараются непроиграть много на горных этапах и наверстать упущенное в разделках. Добиться заметного преимуществаможно также на технически сложных спусках с перевалов, и в случае образования эшелонов на равнине.

На некоторых многодневках за первые три места на этапе начисляется временная бонификация, увеличивающая отрыв, или сокращающая отставание гонщика в общем зачете.

Спринтерский зачёт

Очки в спринтерский зачет дают промежуточные финиши и основной финиш этапа. На равнинных этапах большинство промежутков разыгрывают гонщики из отрыва, поэтому решающими, как правило, становятся основные финиши. Чем больше профиль этапа подходит для спринтеров, тем большее число очков разыгрывается на его финише.

На горных этапах большая часть спринтеров собирается в групетто, а спринтеры, умеющие терпеть в горе, могут попытаться уйти в отрыв. Они собирают промежуточные премии, расположенные в долинах, недоступные для своих конкурентов.

В отличие от горных премий, за все спринтерские промежутки дается одинаковое число очков. На некоторых многодневках основные финиши также дают равное количество баллов в спринтерскуюноминацию, вне зависимости от профиля этапа.

Звание горного короля

В борьбе за звание горного короля, гонщики набирают очки на вершинах перевалов разной сложности. Решающими в классификации становятся вершины первой и высшей категории, за которые даетсянаибольшее число баллов. Для этого велосипедисты стараются уходить в отрывы на горных этапах, а когдаим это не удается — атаковать на вершине горы из основной группы, чтобы собрать оставшиеся очки.

Если гонщик, нацеленный на победу в этой классификации, не может вступить в борьбу на данномперевале, его товарищи по команде стараются финишировать первыми и отобрать очки у его конкурентов. В случае, когда горняков в конце гонки разделяет небольшое число баллов, они также могут уезжать вотрывы на пересеченных этапах и атаковать на пригорках низших категорий.

На некоторых многодневках баллы за прохождение последней горы этапа удваиваются.

Звание самого агрессивного гонщика

Звание самого агрессивного гонщика получает спортсмен, который больше всех остальных пытался уезжатьв отрывы. В зависимости от конкретной гонки, учитывается число отрывов, в которых поучаствовал гонщик, или общее количество времени, проведенное им перед основной группой. На некоторых гонках учитываетсявклад гонщика в работу по формированию и сохранению отрыва. В случае победы отрыва, звание можетбыть передано первому из проигравших, в качестве утешительного приза.

Для победы в этой номинации по итогам всей гонки, велосипедист должен уходить в как можно большеечисло отрывов на этапах разного профиля, а также стараться становиться самым агрессивным гонщиком поитогам этих этапов.

Командный зачёт

Лидерство в командном зачете получает команда, гонщики которой заняли большее число высоких мест наэтапе. На некоторых многодневках существует также зачет команд, учитывающий положение вгенеральной классификации. Для победы в этой номинации все гонщики команды должны иметь одинаковохороший уровень подготовки и стараться заработать как можно большее число первых мест.

Шоссейный велоспорт: процедура гонок, правила соревнований, судейство

Велоспорт в целом аналогичен легкой атлетике – основная нагрузка ложится на мышцы ног. Отличаются они тем, что в велоспорте спортсмен преодолевает трассу с помощью велосипеда. Характеристики велосипеда – важная составляющая на пути его владельца к победе. Очень важно положение педалей и сиденья, а также площадь педалей – от этого зависит положение велосипедиста, а также распределение нагрузки на его мышцы и ритм дыхания. При правильном распределении велосипедист долгое время может двигаться с большой скоростью.

Разновидности велоспорта

Среди видов велоспорта можно выделить четыре основных:

  • шоссе;
  • горные велосипеды;
  • трек;
  • мотокросс.

Все виды велоспорта обладают уникальными особенностями.

Шоссейные гонки

Чаще всего такой вид велоспорта встречается в Европейских странах и проходит на территории одного государства. Время проведения обычно исключает зиму, так как этот сезон не характерен для велосипедов без специальных приспособлений.

Трасса для шоссейных гонок пролегает на большие расстояния. При этом ее покрытие может различаться: кроме классического асфальта, дорога пролегает и по гравию, и по брусчатке. Гонки по шоссе разделяются на несколько подвидов:

  • однодневная гонка протяженностью 200 – 300 км;
  • многодневная гонка (длится в течение недели);
  • круговая городская гонка протяженностью 30 – 150 км;
  • гранд-тур. Это ту из трех гонок продолжительностью по 3 недели каждая.

Пересеченная местность никогда не используется в качестве трассы для шоссейных гонок.

Гонки на горных велосипедах

Этот вид гонок возник сравнительно недавно. Горные велогонки особенно распространены в США и являются наиболее экстремальной разновидностью велоспорта.

Выделяется три подвида горных велогонок:

  • кросс кантри – гонки по пересеченной местности протяженностью 5 – 9 км;
  • даунхилл – гонки по склону, спуск с естественными препятствиями;
  • марафон – гонки на большие расстояния для любых участников (протяженность от 100 км).

Горные велогонки входят в программу Олимпийских игр, по ним проходят различные чемпионаты, как на базе одной страны, так и международные.

Трек проводится на стадионах группами велосипедистов. Покрытие трассы всегда ровное, при этом гонщики должны постоянно поддерживать угол наклона велосипеда: 42 градуса на поворотах и 12,5 градуса на прямых участках трассы.

Ниже перечислены самые распространенные подвиды трека.

  • Индивидуальный спринт. Количество участников от 2 и более, заезд на расстояние 200м, 600м и 1 км.
  • Командный спринт. Участвуют команды по три гонщика у мужчин и по два – у женщин. Всем предстоит сделать один круг, результат команды засчитывается по последнему ее члену.
  • Гит. Длина дистанции 1,5 км, заезд индивидуальный. Побеждает участник, показавший лучшее время.
  • Кейрин. Участвует от 4 до 8 человек, длина дистанции 2 км. Нужно развить скорость 30 км/ч и преодолеть дистанцию первым.
  • Гонка преследования – соревнования между двумя велосипедистами, которые движутся с разных концов дистанции навстречу друг другу. Длина трассы у женщин – 3 км, у мужчин – 4 км. Цель – показать лучшее время.
  • Гонка по очкам – проходит в несколько заездов, за каждый из которых велосипедист получает до 5 очков. Если количество очков у участников одинаковое, побеждает спортсмен, первым преодолевший последний заезд.
  • Мэдисон – гонка дистанцией от 25 до 50 км, велосипедисты участвуют командой. Каждые 20 кругов заканчиваются промежуточным финишем, первый пришедший к нему гонщик получает 5 очков, а три следующих – от 3 до 1 соответственно.
  • Скретч – длина трассы у мужчин 15 км, у женщин – 10 км, выигрывает первый достигший финиша велосипедист.
  • Гонка с выбыванием – заезды, когда последний велосипедист, достигший финиша, выбывает из соревнования.
  • Многоборье – протяженность трассы 40 км у мужчин, 25 – у женщин по нескольким видам трековых гонок, количество участников до 250.

Всего существует 16 подвидов трека,

Мотокросс, или ВМХ

Велосипеды для этого вида спорта называются ВМХ и обладают более устойчивой конструкцией для преодоления различных препятствий на трассе. Также ВМХ применяются для выполнения различных трюков благодаря особенной конструкции: колеса маленького диаметра и с широкими шинами, сиденье находится ниже, чем у обычных велосипедов, а руль – выше.

Мотокросс включает гонки по грунтовым трассам с различными препятствиями, например, резкими поворотам, канавами, трамплинами. Эти соревнования включены в Олимпиаду с 2009 года.

Стрит-рейсинг – более экстремальная разновидность мотокросса. Он включает в себя акробатические трюки на перилах и лестницах и распространен в основном среди молодежи. Такая разновидность является любительской.

Правила велосипедных гонок

Как и любая дисциплина, соревнования по велоспорту проводятся в строгом соответствии с правилами.

Что такое карточка участника и зачем она нужна?

Карточка идентифицирует велосипедиста и дает ему право стать участником гонок. Кроме того, она налагает на владельца обязательства по соблюдению Правил, и тот обязуется вести честную гонку.

Карточка участника обязательно нужна любому участнику официальных велогонок. Без нее участие в официальных соревнованиях запрещено, а если спортсмен соревнуется без карточки, его результат не засчитывается. Кроме того, отсутствие карточки может привести к дисциплинарному наказанию. Если карточки нет, велосипедиста могут снять с гонок или запретить выдачу ему карточки участника на год. Однако при утере документа, или же если велосипедист забыл его дома, но у гонщика есть паспорт или другой документ, идентифицирующий личность, санкции не применяются.

Ответственность за соблюдение Правил распространяется на весь срок, пока карточка находится у ее владельца. Если велосипедист нарушил Правила в этот период, он может быть подвергнут дисциплинарному наказанию и тогда, когда карточки у него уже нет.

Карточка выдается под личную ответственность велосипедиста или его официального представителя. Ее может потребовать любое уполномоченное лицо.

При наличии карточки обязательна страховка участника гонок от гражданской ответственности и несчастных случаев. Она действует в любой стране, где велосипедист участвует в гонках или тренировках.

Карточки не выдаются тем, кто был замечен в нарушении антидопинговых правил, в том числе врачам. Однако если нарушение было совершено только один раз, от даты нарушения прошло пять лет, или в наказании за нарушения не была указана дисквалификация в течение двух и более лет, документ может быть выдан.

Категории спортсменов

Спортсмены разделяются на категории по возрасту (количеству полных лет):

  • юноши/девушки, подразделяются на возрастные группы 10, 11-12, 13-14 и 15-16 лет;
  • юниоры/юниорки, подразделяются на группы 17-18 и 19-22 года;
  • мужчины/женщины – в эту категорию входят спортсмены от 23 лет.

Градация по возрастным категориям в велоспорте соответствует духу спортивной справедливости.

Спортивные судьи

Судьи назначаются, чтобы следить за выполнением Правил и налагать штрафные санкции при их нарушении. В соревнованиях по велоспорту есть нижеперечисленные группы судей и судьи, выполняющие определенные функции.

  • главная коллегия. В ее состав входят:
    • главный судья. В его обязанности входит следить за выполнением правил, возглавлять коллегию, проводить инструктажи и совещания; он имеет право отменять соревнования, вносить изменения в их программу, отстранять судей за невыполнение обязанностей;
    • главный секретарь. Обязан организовывать необходимые для соревнований документы и протоколы, а также составлять итоговый протокол по результату гонок, также руководит работой секретариата и комиссией по допуску;
    • заместитель главного судьи. Выполняет обязанности главного судьи в его отсутствие, руководит подготовительной работой, сообщает об ошибках в подготовке главному судье, следит за соблюдением Правил;
    • заместитель главного секретаря. В отсутствие главного секретаря выполняет его обязанности, обеспечивает судей и участников информацией о ходе соревнований, а также выдает информацию тренерам и представителям СМИ;
    • судья на финише. Для его работы коллегия назначает судей-помощников. В его обязанности входит руководство их работой, составлять протокол с информацией о времени финиширования велосипедистов и заработанных ими очках;
    • стартер или судья на старте. Он обязан решать возникающие на старте вопросы, давать старт, имеет права прерывать соревнования, если гонщикам угрожает какой-то фактор, убеждается, что велосипедисты внешне соответствуют Правилам, а также руководит назначенными главной коллегией судьями-помощниками;
    • хронометрист. Он обязан определять, когда велосипедисты приходят на финиш, руководить судьями-помощниками и распределять их по дистанции, а также сообщать время, когда на финиш прибывает конкретный велосипедист или команда;
    • технический делегат. В его обязанности входит выбрать дорогу, определить ее длину, осуществить подготовку к гонке, установить знаки-предупреждения об опасностях.
    • судья-информатор занимается оповещением о гонках, их программе и условиях, а также графике, объявлением результатов (при разрешении главного судьи) и вызовом спортсменов на старт, комментированием и объявлением сообщений;
    • судья-секретарь занимается подготовкой документов, призов, обеспечивает выход и уход спортсменов при награждении;
    • судья на счетчике кругов – руководит своими помощниками и занимается подсчетом кругов, пройденных спортсменами;
    • судья-помощник – выполняет требования судьи, которому он помогает и отчитывается перед главным судьей.

    В судейской коллегии учитывается решение каждого судьи и применяются санкции, примененные любым из членов коллегии.

    Допуск к соревнованиям

    На соревнования нельзя допускать участников, которые были дисквалифицированы. Организатор, который допустил такого участника, подвергается дисциплинарному наказанию. Все представители ФВСР и UCI имеют свободный доступ на соревнования.

    Тотализатор

    Создание тотализаторов связанными с ФВСР и UCI лицами строго запрещена, такие организаторы подвергаются дисциплинарным санкциями, а гонка может быть отменена на срок до 1 года. Нарушители правила дисквалифицируются на срок от 8 дней до 1 года.

    Спортивная форма

    Спортивная форма участников состоит из майки с рукавами и шорт длиной до колен или комбинезона. Должно присутствовать различие между майками обычных участников и майками чемпионов: майки участников не должны различаться между собой. Спортивная форма должна выглядеть так, чтобы номер велосипедиста всегда был на виду.

    Кроме маек и шорт, во время плохой погоды можно использовать ветровки, но они должны повторять цвета команды или быть прозрачными. На ветровке полагается писать название команды.

    Соревнование предполагает для велосипедистов ношение защитной каски. Каска должна обладать следующими характеристиками:

    • должна соответствовать правилам безопасности по своей форме и конструкции;
    • должна плотно прилегать к голове, ее ремешки помогают ей плотно держаться;
    • нельзя снимать каску, ослаблять ремешки и т. д.;
    • каска не должна иметь повреждений;
    • нельзя добавлять к каске элементы, из-за которых она может утратить свои защитные свойства.

    Нельзя использовать одежду, которая оснащена какими-то электронными устройствами, более обтекаема. Одежда может защищать велосипедиста пи плохой погоде. В надписях на форме обслуживающего персонала не должно быть рекламы, кроме той, которая согласована с организаторами гонки.

    Участие в гонке

    200 – максимальное количество участников в шоссейной гонке. Заявку на команду, в которой будут перечислены имена велосипедистов, нужно подавать за 3 суток до начала гонки. Участвовать могут только те велосипедисты, имена которых есть в заявке.

    Количество запасных участников не должно превосходить половину основного состава, при этом условии запасные могут заменять основных велосипедистов. Иногда количество велосипедистов в команде должно быть сокращено или же команда, подавшая заявку раньше, получает приоритет для участия в гонке. Об этом необходимо заранее сообщить всем участникам гонки, даже тем, кто не зарегистрирован в заявке.

    Снятие с гонки

    Снять с гонки судьи могут как за дисциплинарные нарушения, так и за подрыв имиджа гонки или вида спорта в целом. Участник имеет право словесно отреагировать на исключение. Снятие может производиться как до старта, так и во время гонки. Призы и поощрения, полученные до снятия, аннулируются.

    Результаты

    Результаты объявляются судьями так, чтобы они были доступны всем участником. Кроме них судьи объявляют список стартовавших велосипедистов.

    Безопасность на трассе

    Все препятствия на трассе обозначаются с помощью предупредительных знаков, а также инспекционной машины, предупреждающей велосипедистов о препятствиях. Туннели обеспечиваются качественным освещением, чтобы можно было различить темный автомобиль и его номерной знак на расстоянии не менее 50 метров.

    Все опасности и препятствия указываются в техническом справочнике гонки, а также объявляются на совещании представителей команд. Трасса в 300 м до финиша и в 100 м после него ограждается барьерами. Здесь могут находиться только врачи, организаторы, представители СМИ, а также сами участники.

    Оказание медицинской помощи

    Врачебная помощь оказывается от момента, когда участники находятся в предстартовой зоне до времени, когда они уходят с места финиша. Ее оказывают утвержденные организаторами медики. Гонщики могут останавливаться врачами для оказания им помощи. Врачи несут ответственность за свой автомобиль, а также за то, чтобы отставшие велосипедист возвращались в основную массу самостоятельно.

    Радио-тур

    «Радио-тур» — это передача информации от главного судьи всем участникам гонки. Каждая участвующая в гонках машина должна быть оснащена радиосвязью, чтобы оповещения приходили вовремя.

    Финиш

    На финише должна быть организована встреча участников. Для этого там выделяются места для трех автомобилей команды.

    Конструкция для измерения и проверок велосипедов в гонках на время

    Данная конструкция выдается судьям организаторами гонки. Она должна соответствовать требованиям UCI, и это соответствие проверяется президентом судейской коллегии.

    Процедура гонки

    Все действия спортсменов во время гонки предусмотрены правилами.

    Коммуникации во время гонки

    Пользоваться радиосвязью велосипедистам запрещено, кроме случая, когда проводится соревнование с раздельным стартом. Тогда используется наушник, который выдается, если:

    • рация является устройством с мощностью не более 5 Вт;
    • диапазон рации включает только территорию гонки;
    • кроме велосипедистов и представителя команды каналом никто не пользуется.

    Спортсмен имеет право отказаться от использования рации. Если команда или велосипедист нарушают приведенные выше правила или используют запрещенное устройство, они дисквалифицируются.

    Поведение гонщиков

    Велосипедисты не должны выбрасывать мусор, такой как остатки еды, одежду, сумки, на трассе. Если возникает такая необходимость, выбросить предмет можно на обочине безопасным способом. Велосипедисты не должны использовать или иметь с собой стеклянные предметы.

    Требования к номерам

    Велосипедисты должны располагать номер на передней части рамы велосипеды. Идентичный номер должен располагаться на майке велосипедиста.

    Если номер невозможно закрепить на раме, он крепится в другом месте. Без номера можно обойтись в гонках на время.

    Инциденты во время гонок

    Если произошел инцидент, мешающий гонке или представляющий опасность для велосипедистов, директор гонки может предпринять следующие меры:

    • изменить маршрут;
    • на время остановить гонку или ее часть;
    • остановить этап и аннулировать его результаты;
    • дать новый старт с того места, где возник инцидент, аннулировать промежуточные результаты;
    • не менять результаты;
    • дать старт повторно, но с учетом промежутков между велосипедистами с момента непредвиденных обстоятельств.

    Все свои действия директор гонки согласовывает с судьями.

    Сход с гонки

    Если велосипедист сошел с гонки, он сразу же снимает номер и подает знак «конец гонки» судье или автомобилю. При этом он не вправе пересечь финишную линию. Если прерывание гонки произошло не по причине травмы или плохого самочувствия, велосипедист может доехать до финиша в автобусе.

    Транспортные средства

    Транспортные средства на территории гонки должны иметь отличительные знаки, их максимальная высота должна составлять 1,66 м (кроме гонок на время). Автомобили не должны нарушать видимость затемненными окнами или другими объектами, чтобы сквозь них можно было увидеть другие автомобили. Транспортные средства должны соблюдать ПДД. Каждому судье должен быть предоставлен автомобиль с радиосвязью, и открывающимся люком.

    Сопровождение

    Сопровождающие лица должны обладать соответствующими карточками участника. Машина должна двигаться по трассе аккуратно, чтобы вода и грязь из-под колес не попадала на участников. Нельзя выбрасывать на шоссе мусор из машин.

    Каждая машина, в которой находятся несколько человек, должна содержать ее представителя, ответственного за ее движение. У представителя должна быть соответствующая карточка.

    Правила для представителей СМИ

    Эти правила делятся на несколько позиций:

    • правила по аккредитации:

    Каждому представителю СМИ выдается карта аккредитации. На ней указаны дата и название гонки. Предварительно во все СМИ рассылается форма аккредитации.

    • предоставляемая до соревнований информация:

    До гонки сообщается максимум сведений, касающихся соревнований: информация о старте, список участников, маршрут трассы и т. д.

    • сведения, сообщаемые во время соревнований:

    Во время соревнований сообщается информация о ходе гонки, причем машины прессы могут двигаться вне трассы, по которой движутся участники. При этом организаторы обязаны комментировать ход гонки и осведомлять о нем представителей СМИ.

    • правила движения машин:

    один представитель прессы пользуется на трассе только одной машиной/ мотоциклом, эта машина должна иметь табличку аккредитации и радио для получения информации о гонке. Может потребоваться осведомленный о велоспорте водитель, причем за его действия отвечает представитель СМИ.

    Представители СМИ должны неукоснительно выполнять вышеуказанные правила.

    Движение во время гонки

    Машины не имеют права двигаться за велосипедистами на последнем километре трассы (кроме исключений, сделанных заранее). За нарушение ПДД или безопасности участников полагается исключение из гонки. Также транспортное средство может быть удалено при лишении таблички аккредитации, или же если велосипедист держится за автомобиль, и это не пресекается водителем. Все водители отвечают за свои транспортные средства.

    Автомашины

    Пресса имеет преимущество над гостями и другими приглашенными лицами во время движения по трассе. Без предварительного разрешения ни одна машина не может проехать, если путь ей прегражден красным флагом. Нельзя фотографировать и снимать видео с движущихся транспортных средств. Машины должны соблюдать ПДД, а также двигаться в один ряд.

    Репортеры и кинооператоры СМИ

    Если репортеры следуют на мотоциклах, они должны находиться впереди гонки и перед фотокорреспондентами. Им запрещено находится между двумя группами велосипедистов, если у них нет специального разрешения, а также между велосипедистами и машиной судьи.

    Нельзя брать интервью у гонщиков во время гонки. На это имеют право только представители команд, но не на последних 10 км. Мотоциклы репортеров обязаны пропускать двигающиеся вперед машины представителей команд. Киносъемка за 500 м до финиша запрещена, если только мотоцикл не останавливается. Если репортер не ведет запись, нельзя осуществлять маневры поблизости от велосипедистов. Съемка ведется в профиль или сзади вполоборота, спереди снимать можно, только если позволяет ширина дороги. На подъемах снимать можно только сзади.

    Федерации

    Федерации представлены во многих странах, и все они входят в UCI – Международный союз велосипедистов. Национальные федерации входят в конфедерации континентов: Азии, Океании, Америки, Европы и Африки.

    История появления и развития велосипедного спорта

    Первый велосипед назывался самокатом, так как при движении на нем нужно было отталкиваться ногами от земли, конструкция не предусматривала педалей, а также механизма передачи. Он появился в 1817 году, а через год его запатентовал Карл Дрез. В течение 70 лет велосипед менялся. Конструкции не всегда были удачными, но в конце концов транспортное средство пришло к современному виду. Это произошло в 1885 г. С этого года также начал развиваться велоспорт.

    Первые соревнования по велоспорту были проведены во Франции. С 1893 появились турниры международного масштаба, а с 1900 возник Международный союз велосипедистов. С 1884 велоспорт начал развиваться в России. Первоначально это было очень дорогое удовольствие, так как купить велосипед можно было только за рубежом. Но с 1895 г. заводы в Риге и Москве запустили собственное производство, и цена на транспортные средства значительно снизилась.

    В дальнейшем были построены специальные места для гонок, называемые циклодромами. Они появились во многих русских городах, а велоспорт начал мелькать в средствах массовой информации. На Олимпийских Играх велосипедисты впервые выступили в 1896. В 1988 к ним присоединились велосипедистки.

    Книги по велоспоспорту

    Жак Анкетиль написал книгу «Велосипедный спорт», которая пригодится любому велосипедисту. Она описывает особенности велоспорта, распределение нагрузок, схемы тренировок, и помогает подготовиться к велосипедным соревнованиям. Автор – известный велосипедист, и изложенные в книге советы, несомненно, очень ценны.

    Книга Сергея Охлябина под названием «Давай изобретем велосипед» подробно описывает историю велоспорта. Здесь рассказывается о первых моделях, об их развитии, а также применении велосипеда. Автор дает, помимо этого, полезные советы по велоспорту.

    Крис Клив в своей книге «Золото» повествует о соперничестве двух девушек-велосипедисток за кубок и за внимание одного и того же мужчины. Несмотря на простой сюжет, книга заставляет о многом задуматься, она ставит персонажей перед выбором между мечтой и близкими людьми.

    Научиться ездить на велосипеде несложно. Транспортное средство стоит сравнительно недорого, а также спорт полезен для здоровья. Можно заниматься им для удовольствия, а можно участвовать в соревнованиях. Главное – сохранять здоровый образ жизни.

    Велоспорт не только вид спорта — это стиль жизни

    Велоспорт не только вид спорта - это стиль жизни

    Велосипедный спорт – cycling sport – уважаемый и популярный вид активности в Европе. С марта по октябрь здесь проходят более 50 соревнований на открытом воздухе. Некоторые из них, например, Вуэльта Испании или Тур де Франс, длятся три недели, за которые участники преодолевают 4-5 тыс. км.

    История велоспорта

    Возникновение велосипедного спорта было связано с прогрессом технологий, который позволил создать двухколесный аппарат лишь в 1817 г. Официальный патент на металлическую конструкцию из двух колес, рамы и сидения для водителя получил немецкий барон Карл Дрез в 1818 г. Транспортное средство, скорее, напоминало прототип велосипеда: устройство не имело передаточного механизма и педалей. Предполагалось, что человек приводит его в движение, отталкиваясь от земли ногами. Сам Дрез назвал аппарат «самокатом».

    Двухколесный аппарат 1817 г

    На совершенствование технологии изготовления велосипеда ушло почти 70 лет. Одновременно прогрессировали технологии и материалы для покрытия дорог: по мощеной мостовой на велосипеде не покатаешься. Изобретаются битумно-минеральные и асфальтобетонные смеси, позволившие сделать дорогу ровной.

    В этот период появляются смешные экземпляры велосипедов: например, аппарат с передним колесом очень большого диаметра и задним – на несколько порядков меньшим. Уже тогда состоятельные люди начинают пользоваться велосипедом в рекреационных целях.

    К 1885 г. двухколесное транспортное средство уже не имеет принципиальных отличий от того, которое мы знаем сейчас. Его конструкция окончательно получила передачу на заднее колесо и в разы превзошла своих предшественников по управляемости и устойчивости.

    Почти сразу за этим «коренным усовершенствованием» велосипеда проводятся первые международные соревнования:

    • в 1893 г. – чемпионат мира по велоспорту.
    • с 1896 г. велоспорт включен в программу Олимпийских игр.

    В 1900 г. Возникает профессиональная организация – Международный союз велосипедистов. На национальном уровне руководство велоспортом осуществляется соответствующими Федерациями.

    В СССР велоспортивные соревнования традиционно проводились в рамках спартакиад.

    Виды велоспорта

    Существует 4 больших направлений велосипедного спорта:

    • шоссейные велогонки;
    • трековые велогонки;
    • велосипедный мотокросс.
    • гонки на горных велосипедах.

    Все они входят в программу Олимпийский игр.

    Шоссейные велогонки

    Велосипедный спорт в классическом виде – гонка на длинные расстояния на шоссейных велосипедах. Путь гонщика не обязательно лежит по асфальтированным дорогам: это может быть и брусчатка, и гравий, и дорога с выбоинами. Единственное условие – дорога должна иметь твердое покрытие и не проходить по пересеченной местности.

    Шоссейный велоспорт предполагает следующие виды гонок:

    • однодневные – заезды на дистанцию 200-300 км;
    • многодневные – заезды могут длиться более недели;
    • критериум – групповая круговая гонка в черте города на 50-150 км;
    • гранд тур – 3 гонки, длящиеся 21 день (испанская Вуэльта, итальянская Джиро и французский Тур).

    Шоссейный велоспорт – типично европейский весенне-летне-осенний вид спорта. Маршруты проходят, как правило, в пределах одного государства.

    Наибольшее количество шоссейных гонок проходят в классических велогоночных странах:

    • Бельгия (14);
    • Франция (10);
    • Италия (8);
    • Испания (5).

    По 1-3 соревнований за сезон устраиваются в Швейцарии, Нидерландах, Германии, Великобритании.

    Кроме того, шоссейные велогонки организуются и не в совсем «велосипедных» странах, например:

    • в Норвегии (многодневные «Тур фьордов» в мае и «Арктическая гонка» в августе);
    • в Дании (4-дневный «Тур Дании» в августе);
    • в Польше (6-дневный «Тур Польши» в августе);
    • в Турции (недельный «Тур Турции» в апреле).

    Несколько велогонок проходят в северной Америке:

    • в США недельные туры по Калифорнии в мае и Колорадо в августе;
    • В Канаде однодневные гран при в Квебеке и Монреале в сентябре.

    Когда в Европе зима, шоссейный велоспорт перемещается на другие континенты и страны: в Австралию, в ОАЭ, Оман, Малайзию.

    Трековые велогонки

    Гонки по треку – стадионный вид велосипедного спорта. Он не столь масштабен как шоссейные гонки по Европе, то также имеет массу своих поклонников. Велогоночный трек всегда имеет твердое ровное покрытие и обязательный угол наклона: небольшой – на прямых участках и доходящий до 42° – на поворотном радиусе.

    Трековые велогонки

    Трековых дисциплин – 16. Они имеют между собой небольшие различия в правилах. Бывают:

    • индивидуальные и в составе команды;
    • с общим или раздельным стартом;
    • спринтом или гонкой преследованием;
    • с оценкой на время или в баллах;
    • со стартом с места или с ходу;
    • на дистанции от 500 м (женский гит с места) до 50 км (заезд «мэдисон» в команде на очки).

    В любом случае задача велогонщика на треке проехать дистанцию как можно быстрее, наиболее эффективно распределив свои силы.

    Первые несколько кругов велосипедисты следует с ограниченной скоростью: впереди них едет мотоцикл, который они не должны обгонять. Зрители в это время могут оценить качество езды каждого, предположить исход гонки и сделать ставки. Мотоциклист-регулировщик постепенно увеличивает скорость езды и за 700 м до финиша сходит с трека, снимая скоростное ограничение. Оставшуюся дистанцию велогонщики преодолевают как полноценный спринт, разгоняясь до 70 км/ч. В это время на треке бьют в специальные железные гонки, подбадривая участников и публику.

    Велосипедный мотокросс

    Сокращенное название для этого направления велоспорта – BMX. Используются специальные велосипеды, маркируемые этим тремя буквами. У них широкие шины по типу маунтинбайка, меньший диаметр колеса, низкая посадка велосипедиста и высокое положение руля. Конструкция делает аппарат более устойчивым: она заточена под прохождение трасс с перепадами высот и выполнение трюков. BMX-гонки появились раньше, чем гонки на маунтинбайках.

    Велосипедный мотокросс

    Непосредственно BMX-кросс – это гонки на грунтовой, извилистой трассе с трамплинами, ямами, возвышениями и другими препятствиями. С 2008 г. спортсмены по велосипедному мотокроссу участвуют в Олимпийских играх. Современные юношеские спартакиады, как правило, включают экстремальные BMX-соревнования

    Одним из популярных среди молодежи направлений катания на велосипедах BMX является стрит-рейсинг, в котором большое значение имеет трюковая составляющая. При катании велосипедисты активно используют городскую инфраструктуру – бордюры, лестницы, перила и прочее. Но это, скорее, любительский велоспорт.

    Гонки на горных велосипедах

    Гонки на мотобайках – зрелищный и экстремальный вид спорта. Появившись относительно недавно, он быстро обрел популярность, преимущественно в США, став альтернативой традиционным шоссейным велогонкам Европы. По гонкам на мотобайках проводятся чемпионаты мира и национальные соревнования, спортсмены участвуют в Олимпийских играх.

    Сегодня гонки на горных велосипедах дифференцировались на несколько подвидов:

    • Кросс – наиболее популярен – заезд проводится по пересеченной местности, обычно кругами, на общей дистанции до 5 км.
    • Даунхилл – скоростной спуск по трассе с естественными препятствиями.
    • Марафон – заезд на дистанциях более 100 км, в котором могут принимать участие все желающие.

    В разных странах перечисленные гонки практикуются в различных вариациях: параллельный слалом, байкер-кросс, дерт-джампинг, фрирайд. Они проходят как в виде индивидуальных соревнований, так и – гонки командой.

    Лидеры велоспорта

    Велосипедный спорт имеет своего традиционного лидера. Французы – это мастера спорта в велоспорте. За ними идут спортсмены из США, Великобритании, Италии, Бельгии.

    По количеству полученных золотых медалей за все время проведения Олимпийских игр первое место занимают спортсмены из Франции.

    Шоссейный велоспорт

    Текст: Сергей Иванов | Фото: shutterstock.com

    Именно с него началось всеобщее увлечение человечества велосипедом, именно он, оставаясь самым консервативным направлением из технических видов спорта, вобрал в себя максимум инноваций и инженерных решений. Шоссейный велоспорт часто сравнивают с «Формулой-1», что неудивительно.

    Знаменитые многодневные соревнования, такие как Giro d’Italia и Tour de France, собирают тысячи самых сильных велогонщиков планеты, сотни тысяч зрителей и миллионы поклонников по всему миру, следящих за ходом соревнований по телевизору или в интернете. Сергей Иванов, PR-менеджер Slopestyle Distribution, рассказывает об основных направлениях шоссейного велоспорта, порой принимающего интересные, если не причудливые формы.

    Групповые гонки

    Классика на все времена

    Групповые гонки — основа шоссейного велоспорта. Можно сказать, его источник. В групповом заезде все спортсмены стартуют одновременно и проходят гоночный маршрут в непосредственной борьбе как с внешними условиями гонки (покрытие дороги, рельеф трассы и погода), так и со своими соперниками. Знаменитые велогонки Grand Tour и Pro Tour основываются именно на групповых этапах, где от гонщиков требуются не только исключительная физическая форма и выносливость, но еще и продуманная тактика и стратегия участия во всей гонке, отличная командная работа и поддержка. В групповых гонках разрешен драфтинг — использование аэродинамической тени, создаваемой участником, едущим впереди. Человек, движущийся на велосипеде, испытывает на себе действие множества разных сил, препятствующих его движению: сопротивление качению резины, сила трения в частях привода велосипеда, сопротивление воздуха. Использование драфтинга позволяет членам команды, сильной стороной которых является спринт, обеспечить моментальное мощное ускорение, сохранение сил для решительного рывка на финишной прямой или способствовать отрыву команды от группы соперников. У спортсменов могут быть и другие сильные стороны, например хороший навык подъема в гору — до наступления горных этапов гонки таким гонщикам команда экономит силы.

    Велосипед для групповых гонок мы часто видим на иллюстрациях в статьях, посвященных шоссейному велоспорту. Его внешность узнаваема: классическая рама, тонкие колеса, изогнутый руль — «баран». Визуально он почти не изменился с момента своего появления в конце XIX века. На самом деле изменения глобальные и они не прекращаются ни на минуту. Сталь, материал рамы первых велосипедов, сменили сперва алюминиевые сплавы, а потом и карбоновое волокно. Постоянно совершенствуются и системы переключения передач — от простейших механических на три-четыре скорости до современных на 22 и более передачи с электронным управлением. Существенные усилия направлены на повышение комфорта спортсмена, что позволяет экономить силы. При этом применяются допустимые Международным союзом велосипедистов (UCI) решения в области аэродинамики и снижения веса велосипеда.

    Об ограничениях стоит сказать отдельно: Международный союз высоко оценивает возможности технического прогресса и, чтобы обеспечить гонщикам приблизительно равные условия для соревнований, ввел множество ограничений, не позволяющих инженерам обеспечивать спортсменов велосипедами, дающими им существенное преимущество. Это касается профиля труб велосипедной рамы, использования тех или иных компонентов, общего веса велосипеда и множества других деталей, влияющих на процесс движения спортсмена. Несмотря на консервативную позицию, иногда некоторые ограничения снимаются. Так, например, недавно разрешили использование дисковых тормозов на шоссейных велосипедах, и этим сразу же воспользовались производители.

    Аэробайк

    Когда все решает аэродинамика

    Еще один тип велосипеда, который можно встретить на групповых гонках, — аэробайк. Аэродинамическое сопротивление неизбежно возрастает с увеличением скорости и в определенный момент становится непреодолимым на классическом гоночном велосипеде. Для дальнейшего повышения скорости спортсмену приходится прикладывать несоразмерные усилия. Решением стал аэробайк — велосипед с упором на аэродинамику, в жертву которой было принесено все остальное. По сравнению с классическим шоссейным велосипедом аэробайк имеет больший вес, он менее универсальный, но на скоростных этапах, где основная борьба между соперниками происходит на скоростях, превышающих 40 км/ч, такой велосипед позволяет экономить силы и ускоряться в борьбе за победу. В арсенале профессиональных шоссейных команд присутствуют обычно оба типа велосипедов, и решение об использовании того или иного вида принимается исходя из стратегии прохождения этапа.

    Time Trial

    Раздельный старт

    Практически все большие велосипедные гонки включают в себя и этапы с раздельным стартом. В отличие от групповых этапов раздельный предполагает прохождение маршрута в одиночестве, без помощи товарищей по команде. Гонщик соревнуется с секундомером, а главное препятствие — набегающий поток воздуха. Раздельный старт, Time Trial, исключает драфтинг, поэтому велосипед для этого вида гонок позволяет использовать так называемый лежак. Это специальные дополнительные рукоятки на руле, позволяющие занять максимально аэродинамическую позицию, запрещенную UCI для участников групповых гонок. Вид велосипеда для раздельного старта — это идеал аэродинамики. Инженеры производителей делают все возможное для воплощения идеи максимальной скорости. Разработка «разделочных» велосипедов, равно как и аэробайков, идет с обязательными этапами компьютерного моделирования в среде специальных приложений и последующими испытаниями конструкции в аэродинамической трубе.

    Трек

    Вторым столпом велоспорта, безусловно, являются трековые гонки. В конце XVIII века появились первые велодромы — кольцевые трассы «под крышей», где спортсмены-велогонщики соревновались друг с другом на скорость прохождения дистанции, состоящей из нескольких кругов. В отличие от классических велогонок гонки на треке имели в основе коммерческую составляющую, зрителям была видна вся дистанция, а проход на соревнования осуществлялся по билетам, как на стадион. Гонки и тренировки на треке могут проводиться круглый год, это способствовало быстрому росту популярности трекового велоспорта. На треке существует огромное количество типов заездов, среди которых спринты, эстафеты, темповые гонки на выносливость, индивидуальные и командные заезды. Спортсмены едут по кольцевой конструкции, выполненной из дерева, с наклонными стенами, позволяющими иметь свободу для маневра в выборе траектории для ускорения и опережения соперника.

    Велосипед для трековых гонок — один из самых необычных в сфере шоссейного велоспорта. Трековый велосипед имеет низкую посадку, на нем отсутствует система переключения передач, тормоза и механизм свободного хода заднего колеса: колесо крутится неразрывно с вращением педалей. В качестве колес часто используются диски — колеса, представляющие собой монолитный диск с установленной на него резиновой трубкой-покрышкой. Такое решение встречается и в гонках с раздельным стартом — диск обладает лучшей для велосипедного колеса аэродинамикой и жесткостью, но имеет и недостаток — его невозможно использовать при боковом ветре. Поэтому в раздельном старте выбор колеса-диска зачастую ограничен только задним колесом, с четким пониманием погодных условий предстоящего заезда. Трековые гонки проходят в условиях отсутствия бокового ветра, поэтому использование колес-дисков приветствуется спортсменами повсеместно.

    • Кейрин

    Отдельно стоит упомянуть кейрин — разновидность трековых гонок, появившуюся и ставшую очень популярной в Японии. Особенность кейрина — тотализатор, где желающие могут сделать ставку на результат соревнований. Кейрин, как одно из явлений японской культуры, состоит из множества особенностей и ритуалов. Например, спортсмены обязаны пройти обучение в специальной школе с очень жесткой программой и отбором. Велосипеды для этого вида спорта должны иметь сертификацию ассоциации кейрина. Лишь небольшое число производителей имеют право выпускать детали для таких велосипедов. Кстати, велосипеды практически не отличаются между собой, и когда-то их невысокая стоимость, надежность и простота конструкции при- влекли внимание японских велокурьеров. Вскоре на это обратили внимание курьеры из Лос-Анджелеса и Сан-Франциско, начав пересаживаться на трековые велосипеды с фиксированной передачей. Явление стало массовым, и поклонниками FixedGear стали велосипедисты, далекие от профессии курьера, — так образовалась собственная субкультура. Вслед за этим появились и соревнования — аллейкэты, в рамках которых участники проходят контрольные точки, расположенные порой в разных концах города; а также критериум — участники делают несколько кругов по городским улицам, зарабатывая очки, из которых складывается итоговая позиция в списке финишировавших. Так как FixedGear является частью современной городской культуры, соревнования далеки от статуса официальных, но крупные мероприятия, например Red Hook Criterium, собирают тысячи участников, от любителей до знаменитых трековых и шоссейных гонщиков.

    Триатлон

    Один из самых молодых видов мультиспорта, в последние годы набирающий немыслимую популярность. Спортсмены принимают участие в трех состязаниях последовательно: плавание, велосипедный заезд и забег. В настоящий момент существует несколько дистанций триатлона, но Ironman — это классика. Велосипедная дистанция этого вида составляет приблизительно 180 км. В других направлениях триатлона длина велосипедного маршрута может быть меньше или больше. На небольших дистанциях разрешен драфтинг, что запрещает использовать аэродинамические рукоятки — лежак. Но в большинстве вариантов велосипедной дистанции драфтинг запрещен, поэтому производители велосипедов для триатлона сосредоточены на достижении максимальной аэродинамической эффективности.

    Велосипед для этого вида спорта внешне напоминает велосипед для раздельного старта, который, к слову, также может быть использован в триатлоне. Но существуют и специально изготовленные модели, применимые только тут. Дело в том, что в этом виде спорта велозаезды не подчиняются правилам и ограничениям UCI и у разработчиков имеется полная свобода в выборе форм труб, технологий снижения веса, увеличения жесткости и аэродинамики. Заезд в триатлоне, особенно на дистанциях Ironman, существенно превышает по протяженности дистанции раздельного старта в шоссейных велогонках. Поэтому одной из основных целей разработчиков является обеспечение комфорта триатлета и решение вопросов, касающихся размещения на велосипеде запаса воды, питания и ремонтного набора, необходимых для долгого заезда. Велосипеды, созданные специально для триатлона, имеют особенности в плане посадки и геометрии, ведь спортсмену по завершении гонки предстоит еще и беговой этап, где будут работать другие мышцы.

    Эндуранс

    Не все велосипедисты стремятся участвовать в групповых гонках, многим нравятся долгие поездки и путешествия. Людям с одинаковыми желаниями свойственно объединяться, результат — многокилометровые заезды. В разных странах они проводятся по разным правилам и имеют разные названия: бреветы — прохождение огромных дистанций в установленном лимите времени; спортивы — британская разновидность велозаездов на большие расстояния или проводимые (в том числе и в нашей стране) заезды «Гран Фондо». Участникам бреветов можно полагаться только на собственные силы, в то время как любителям коллективных заездов со стороны организаторов оказывается поддержка на пунктах питания, техническая и медицинская помощь.

    Велоиндустрия не стала долго ждать и ответила на потребности долгих поездок еще одним типом шоссейных велосипедов — эндуранс. Эндуранс-шоссейник имеет заметные отличия от гоночного велосипеда: рама короче, рулевой стакан выше, кареточный узел ниже для лучшего контроля на спусках, можно установить широкие покрышки, хорошо поглощающие неровности дороги. Аэродинамические показатели такого велосипеда ниже, чем у гоночного. Его потенциальная скорость меньше, тем не менее он заметно выигрывает в комфорте и позволяет спортсмену лучше контролировать дорожную обстановку. Эндуранс-велосипед идеально подойдет для путешественников, планирующих свой маршрут с ночевками в гостиницах, или для велотуристов, предпочитающих легкое снаряжение и берущих с собой в поездку минимум вещей.

    Источники:

    https://www.everyvelo.com/teoriya-shossejnogo-sporta/
    http://alvin-almazov.ru/rules/shossejnyj-velosport-procedura-gonok-pravila-sorevnovanij-sudejstvo/
    https://zextrem.com/zemlya/velosport/vidy-i-spartakiady.html
    https://worldclassmag.com/fitness/velo/