Виды переключателей скоростей на велосипеде

Содержание скрыть
4 Как переключать скорости на велосипеде шоссейном

Правильное переключение скоростей (для новичков)

Еще в лихие 90-е не было такого понимания как переключение скоростей на велосипеде. Наши железные кони обладали одной скоростью и были похожи друг на друга, тормозили мы при помощи педалей и не задумывались над тем, что вскоре появиться крутая новинка. Велосипеды со скоростями закрепились на рынке, наверное, навсегда. Но умеют ли ими правильно пользоваться их владельцы, обсудим чуть ниже.

Велосипед с рамой

Было бы странно иметь байк с различными передачами, но не уметь ими пользоваться. Даже современные дети, когда получают в подарок долгожданного двухколесного друга, первым делом задают вопрос о количестве его скоростей. Их радости нет предела, когда они слышат какую-то большую цифру (якобы, чем больше, тем круче). Профессионалы велосипедного спорта всегда надеяться на свои силы, а не на ту или иную передачу, но грамотное переключение скоростей лишь умножат способности велосипедиста.

Если раньше водитель байка надеялся только на самого себя и подстраивался под проезжаемую местность, то теперь у него есть свой помощник.

Сейчас байки оснащены двумя блоками звезд: передние и задние. Передний блок звезд ведущий, а задний ведомый.

Большое значение имеет правильный подбор передачи для того или иного вида езды. Существует целый блок правил, как нужно переключать скорости на велосипеде:

  1. Запрещается переключение скорости, если байк не движется (планетарки к этому не относятся);
  2. Во время движения нужно переключать скорости в момент, когда педали не крутятся. В этот момент цепь не под нагрузкой, следовательно переключение происходит легко и плавно. В противоположном случае это чревато затруднением в переключении передач, поломкой всего механизма или цепи;
  3. При подъеме на возвышенность не стоит повышать скорость, это нужно делать до подъема;
  4. Если вы новичок в велосипедном спорте, нужно переключать скорость за скоростью, не перепрыгивая через несколько. ;
  5. Негативно скажется на работе байка сильный перекос цепи.

Переключение передач и все нюансы

У самого простого байка в наличии есть до трех звездочек на переднем колесе и до десяти на заднем.

Для наглядности можно рассмотреть стандартный привод 3х8:

  1. Наибольшая звезда, которая находится спереди, предназначена для езды по ровной поверхности с минимальным сопротивлением ветра. При классической езде, как правило, она работает в паре с несколькими звездочками (от восьмой до четвертой);
  2. Вторая по величине звездочка, которая находится спереди, предназначена для поездок по грунтовой или неровной дороге. Идет в сочетании с седьмой по вторую задними звездами. Не исключено сочетание со всеми задними звездами. На такой скорости велосипед маневреннее, хорошо преодолевает сопротивление ветра;
  3. Наименьшая звездочка, находящаяся спереди, комбинируется с четвертой по первую задними звездами. Данную передачу используют при езде по пересеченной местности, на сильных спусках и подъемах, на песчаных и заболоченных местностях.

как правильно переключать скоростя на велосипеде

Каденс

Каденс – это количество оборотов педалей, которое велосипедист осуществляет за одну минуту. Для каждого велосипедиста существует свой каденс, который нужно правильно подобрать, чтобы не получить травму, а скорость вращения педалей была комфортной.

Не нужно крутить педали слишком медленно или слишком быстро, в первом случае это трата сил впустую, а во втором вы быстро устанете. Только личные ощущения помогут вам подобрать идеальный каденс. На это влияет физическая подготовка водителя и направление ветра.

Двигаться нужно не меняя ритм при любой передаче. Это сохранит вам силы на длительное время, что в свою очередь поможет проехать больше пути.

Говорят, что заведомо невозможно подобрать скорость к дорожным условиям. Существуют всяческие вычисления и расчеты по этому поводу, но они предназначены для идеальных условий езды, где дорога гладкая как стеклышко, а ветер вовсе не сопротивляется. Как только меняется одно условие, все расчеты превращаются в полный ноль. Перед тем как выбрать скорость, учитывается много влияющих на нее факторов: качество дороги, подъемы и спуски, температура, давление в шинах, спортивная подготовка и самочувствие велосипедиста, уровень адреналина и сахара в крови и т.д.

каденс на велосипеде

Большую роль играет каденс:

  • Шоссейные байки

Средняя цифра кручения педалей колеблется от 95 до 115 оборотов в минуту (при условии езды по ровной поверхности);

  • Кросс-кантри

Средняя цифра прокрутки педалей колеблется от 70 до 90 оборотов в минуту.

Но это цифры только для профессионалов. Новичкам же нужно начинать постепенно улучшать свои показатели, с каждой передачи нужно выжимать максимум и лишь тогда переключать на следующую, спешка ни к чему.

Не стоит так же забывать о своем здоровье, например высокая передача в сочетании с медленным темпом негативно скажется на суставах колен.

В плохую погоду и при плохой дороге нужно понижать передачу для запаса крутящегося момента. То же самое касается и езды против ветра или крутого подъема.

19 сентября 2018 года, Американка, Денис Мюллер-Коренек (Denise Mueller-Korenek), установила мировой рекорд скорости на велосипеде, 295,6 км/ч.

Переключение скоростей во время подъема

Чтобы ваш железный конь прослужил вам долго и счастливо не стоит переключать скорости во время движения (педалирования). Это способствует износу элементов.

Чаще всего допускается такая ошибка: велосипедисты не пользуются передними переключателями, не понимая насколько это удобно и эффективно. Скорость набирается быстрее, а задний переключатель поможет лучше скорректировать передачу.

Первым делом нужно выбрать скорость, и только после этого регулировать ее при помощи заднего переключателя.

регулировка заднего переключателя

Советы по уходу за системой переключения передач

Велосипедисты всегда очень трепетно относятся к своим байкам. Некоторые с ними даже разговаривают и просят не подвести на очередной гонке. Многие относятся к своим любимчикам как к живым, поэтому нужно за ними часто и хорошо ухаживать. Бывают ситуации, когда передача меняется сама собой или не переключается когда вам это нужно. В большинстве случаев это свидетельствует об изношенности деталей, но часто бывают случаи, когда в механизм попадает трава, грязь и мусор или деталь нужно смазать. При периодичном и правильном техосмотре вашего двухколесного друга, он вам прослужит долго и верно.

Всегда прислушивайтесь к своему велосипеду. Если с ним что-то не так он обязательно даст знать. Звуки не присущие нормальной работе байка это уже знак, что нужно присмотреться к деталям.

Всегда проверяйте цепь на загрязнение, достаточное количество смазки и растянутость. Осуществляйте замену каждый сезон.

Профессиональный велосипедист (как было сказано выше) хорошо чувствует свой байк, и на уровне интуиции понимает, когда и как нужно сменить скорость. Все происходит настолько рефлекторно, что когда нужно переключить скорость, то вы об этом не задумываетесь, а просто делаете.

Задний переключатель Shimano xt

Выводы!

В статье мы разобрали, как правильно переключать передачи на велосипеде, узнали, что такое каденс и как важно определить для себя оптимальный ритм педалирования. Дали советы по уходу за системой переключения скоростей и узнали абсолютного рекордсмена велосипедного спорта.

Как правильно настроить задний и передний переключатели скоростей на велосипеде: фото и описание процесса

Несмотря на то, что велосипед был изобретён уже очень давно и, казалось бы, давно должен был устареть, но это двухколесное средство передвижения обретает всё большую популярность с каждым годом. Любители езды на велосипеде отдают предпочтение этому виду транспорта благодаря его удобству, легкости управления, экологической безопасности и практичности. Большой популярностью пользуются не только обычные велосипеды, но и горные, трековые велобайки, в которых задействованы современные инновационные технологии. Чтобы езда на велосипеде доставляла владельцы удовольствие, за ним нужно ухаживать и следить за состоянием всех деталей и узлов. Если в процессе передвижения на велосипеде, вы слышите посторонние звуки, скрип, стук и подергивания во время переключения скоростей, пришло время обратить внимание на такую деталь как переключатель скоростей передач.

Задний переключатель скоростей

Переключатель скоростей передач является важной деталью многоскоростного велосипеда. Благодаря этойсоставляющей, становится возможным передвижение в экстремальных условиях, к которым можно отнести движение против ветра, подъемы, плохое качество дороги. Со всеми этими проблемами и должен справляться трансмиссионный узел. От отлаженной работы переключателя скоростей зависит качество езды и безопасность велосипедиста. Этот навык является очень полезным, и каждый владелец велобайка должен научиться самостоятельно регулировать переключатель скоростей передач. Произвести регулировку велосипедных переключателей передач самостоятельно под силу каждому велосипедисту. Нужно детально изучить теорию, прочитав инструкцию, либо воспользовавшись советами опытных владельцев байков.

Перед настройкой переключателя, необходимо сделать регулировку заднего переключателя. Значительно облегчит весь процесс регулировки выставление велосипеда в правильное положение (колесами вверх). Так, все необходимые детали будут на виду, и подобраться к ним будет значительно проще.

Причины плохого переключения скоростей:

  • физические дефекты деталей переключателя;
  • загрязнение деталей. Чтобы этого не произошло, компоненты трансмиссионного узла нужно периодически очищать от грязи, пыли и старой смазки;
  • изношенный трос с элементами повреждений. Такая деталь требует замены;
  • повреждения петуха.

Если вы наблюдаете повреждение, деформацию и износ составляющих деталей, их необходимо заменить так как они практически не подлежат восстановлению.

Если все детали исправны, займитесь регулировкой переключателя. Из чего состоит переключатель скоростей? Составляющие детали переключателя скоростей следующие:

  • Ручка для переключения скоростей, расположенная на руле;
  • Манетка, которая крепится на руле возле ручек. К манетке крепятся ручки и тросик. Именно при участии тросика происходит передача импульса от манетки к звездам;
  • Кассета, в которую входят разнокалиберные звёздочки;
  • переднее фиксирующее крепление;
  • задний переключатель, чья основная функция перекидка цепи на необходимые звездочки.

Принцип действия переключателей

С помощью ручки и манетки велосипедист включает необходимую скорость. В определенном положении ручки трос натягивается. В результате этого натяжения, рамка перебрасывается на звездочки большего размера, при ослаблении троса не перебрасывается на маленькие звездочки. Как уже было сказано выше, настройку велосипеда можно начинать с заднего переключателя. Порядок действий по регулировке заднего переключателя:

  • выбираем в переднем блоке вторую звезду, а в заднем самую маленькую и выставляем на них цепь переключателя;
  • в системе заднего переключателя на велосипеде имеются два болта, выполняющие функцию ограничителей. На одной стоит аббревиатура Н, а на другом — L. С помощью этих двух болтов регулируются высокие и низкие передачи на звездах. Если в процессе регулировки возникают какие-либо посторонние звуки, с помощью фиксатора от них можно избавиться;
  • проверьте натяжение троса и в том случае, если натяжение не соответствует необходимому, примените регулятор, расположенный на манетке;
  • Протестируйте качество переключения. Если переключение происходит плавно, посторонних звуков не слышно значит вы всё сделали правильно.

Что делать если не получается настроить задний переключатель скоростей велосипеда

Существует несколько методов решения этого вопроса. Но если стандартная инструкция настройки не сработала, для настраивания заднего переключателя скоростей нужно:

  • демонтировать цепь, снять тросик;
  • перевести переключатель в положение цепи на наименьшую звезду;
  • использовать регулировочные болты (так можно натянуть трос);
  • установить регулирующие болт Н в крайнее положение;
  • переместить деталь под названием параллелограмм к большой звезде и отрегулировать положение болта L.

Регулятор фиксируется болтами. Его необходимо выставить в крайнее положение. После чего, цепь необходимо сместить в таком порядке: передняя кассета – самая большая по диаметру звезда, задняя наоборот – наименьшая.

Передний переключатель скоростей на велосипеде

Переход к настройке этого механизма возможен лишь тогда, когда настроен задний переключатель. Эту особенность важно учесть перед началом проведения работ. На рисунке №2 отмечен переключатель (округлой формы, черного цвета).

Рис. 2 Регулировка переднего переключателя скоростей

Цепь нужно оставить на средней звезде переднего блока, а в заднем блоке установить на большую звезду. Если наблюдается трение цепи, то снова задействуйте регулятор L. Чтобы настроить ограничитель Н, цепь перемещается на самую большую звезду спереди и самую маленькую сзади. Регулятор поможет установить цепь в оптимальном положении без трения и излишнего натяжения цепи. По окончанию работы обязательно проверьте качество его выполнения.

Правильная установка переднего переключателя

Начинать настройку переднего переключателя можно только после регулировки заднего переключателя. Установка является начальным этапом регулировки переключателя скоростей. Очень важно сделать это правильно.

  • перед тем, как устанавливать переключатель, необходимо провести инспекцию состояния составляющих деталей и при необходимости очистить их от загрязнений и смазать.
  • Далее следует настроить расположение переднего переключателя скоростей. На раме он должен быть расположен вдоль под трубы под седлом.
  • Выставить угол поворота параллельно ведущей звезде на передней кассете трансмиссионного узла.
  • Далее нужно отрегулировать зазор между нижней стороной рамки переключателя и верхней линии зубцов большой шестеренки. Зазор должен быть минимальным.
  • Отрегулировать степень натяжения троса.
  • Расположить цепь близко к внутренней стороне рамки.

Также стоит уделить внимание настройке цепи. Велосипедная цепь — это очень важный элемент, с помощью которого передается импульс с одной звезды на другую и происходит процесс регулировки. Техническое состояние цепи имеет огромное значение для работы всей системы. Если по какой-то причине велосипедная цепь растягивается либо деформируется, это не может не сказаться отрицательно на работе всего трансмиссионного узла. Чтобы этого не произошло, цепь нужно периодически снимать и чистить, а после устанавливать правильное положение. Существуют замковые и беззамковые модели велосипедных цепей. Они различаются между собой способами разъема. Чтобы снять замковую цепь достаточно найти звено с замочком и разъединить его с помощью отвертки. Беззамковую велосипедную цепь разъединяют с помощью выжимки. Этот инструмент помогает вытолкнуть ось звена и произвести разъём. Если она по какой-то причине перекашивается, это может отрицательно повлиять на процесс переключения скоростей.

Одним из лучших производителей велосипедных деталей, в том числе и переключателей скоростей, является японская компания Shimano, зарекомендовавшая себя выпуском продукции, в которой японское качество сочетается бюджетной с ценой. Переключатели скоростей, выпущенные компанией Shimano (рис. 3) подходит для любых видов велосипедов. Переключатели скоростей компании Shimano устанавливают, как на обычных велосипедах прогулочного типа, так на горных и трековых велосипедах с коробками передач до 33 скоростей.

Ещё одним признанным лидером на рынке является компания Sram. Продукцию этой фирмы применяют на велосипедах категории сити байк, а также на спортивных велосипедах. Продукция Sram имеет хорошее качество и доступную цену для любителей велоспорта.

Каждый владелец велосипеда, предпочитающий этот вид транспорта остальным, обязан разбираться переключении его скоростей. Считается что чем больше скоростей у велосипеда, тем этот велосипед лучше. Но на самом деле скорость только позволяет повысить качество маневрирования и выжать из возможностей велосипеда максимум, так тогда всё зависит от динамических усилий человека, едущего на велосипеде. Обычные велосипеды имеют по сравнению со скоростными, более простое устройство. С таким велосипедом меньше мороки, но возможности у него также меньше. В трансмиссионном узле таких велосипедов находится всего две звезды: одна большая и одна маленькая. Многоскоростные велосипеды, которые обрели популярность в последнее время, имеют в своих трансмиссионных блоках два комплекта звёзд: передний и задний. Каждая кассета состоит из звезд разной величины. Чтобы правильно переключать передачи, нужно запомнить несколько основных правил:

Установка переключателя скоростей на велосипед

Любой изобретение человека не вечно. Этот критерий подходит и к велосипеду. Но, если сломался какой – либо элемент, то его можно починить или заменить. В данной статье речь пойдет о том, каким образом установить на спортивный вид велосипеда переключатели скоростей. Причем обзор коснется не только установки, но и процесса регулировки и настройки.

Существует множество причин, по которым такая деталь требует замены или повышенного внимания. Это может быть поломка вызванная падением, растягивание тросика, плохая функциональность всего прибора. Для того чтобы не отвозить велобайк в мастерскую и не тратить лишние деньги, мы предоставляем нужные алгоритмы действий, связанные с описанными выше проблемами. Решить такой вопрос в домашних условиях реально. Нужно немного терпения и внимательное изучение предоставленных инструкций.

Основные конструкционные особенности передней перекидки с принципом действия

Для того чтобы ответить на вопрос об установке переключателей скоростей, сначала нужно описать их конструкционные особенности.

Свой анализ начнем со структуры переднего варианта данного изделия.

  1. Для чего нужен хомут? С его помощью данный объект закрепляется на велосипеде.
  2. Параллелограмм. Элемент, в виде подпружиненной детали с шарнирами. Геометрически напоминает параллелограмм. Это основа для движения передней перекидки.
  3. Рамка направляющая. Состоит из двух частей. Внутренней и внешней. Движение цепи осуществляется по внутренней части.
  4. Болты для регулирования. Представлены в виде двух ограничителей. Их задача – препятствовать движению рамки в направлении основной рамы или в обратную сторону.
  5. Болт для фиксации тросика. Его цель – обеспечить надежную фиксацию троса, который служит для организации переключения передач.

Фото 1. Настройка переднего переключателя.

Кратко рассмотрели конструкцию. Теперь опишем принцип действия изделия. Как и в любом спортивном велосипеде – основная задача состоит в простом направлении цепки на выбранную звездочку.

Рассмотрим процесс переключения с большей звезды на более малую. При этом действии ослабевает натяжение тросика, и пружина начинает тянуть параллелограмм вместе с рамкой направления на небольшую дистанцию к раме. При этом внешняя часть рамки обеспечивает давление на цепь, что и приводит к ее перескакиванию на нужную звездочку.

Если надо перескочить на большую звезду с маленькой, то весь механизм происходит в обратном порядке.

Параллелограмм при достижении крайних точек упирается в ограничители, которые не позволяют цепке соскочить на каретку.

Регулировочный процесс и настройки переднего переключателя

Перед настройкой или установкой переднего переключателя, нужно обязательно провести предварительный этап. Без него регулировка и настройка данного переключателя будет невозможна.

Что делаем на первоначальном этапе.

  • Осуществляем проверку на соответствие перекидки под систему звездочек. Часто бывает, приобретенный механизм по своим техническим параметрам не соответствует звездам именно этой модели. Никакая настройка здесь не поможет. Нужно только перекидка от оригинального производителя.
  • Обязательна проверка на существующие люфты. При предыдущих падениях или столкновениях рамка и параллелограмм образовали люфты. Передача сразу станет нечеткой, и настройка будет проблемной. Визуально оценить состояние и устранить по возможности дефекты.
  • Все элементы переключателя необходимо очистить от налипшей грязи. Она точно не даст возможности грамотно настроить передачу. После этого произвести смазку всего изделия.
  • Следующим в процессе подготовки будет тросик. Оцениваем его состояние после процесса демонтажа. Если присутствуют разрывы, нужно срочно заменить. В другом случае, очищаем от грязи и производим смазывание. Обратно ставить на место его не надо. Это произойдет в процессе настройки.
  • Акцентируем внимание на очищении и процессе смазывания самой цепи.
  • Рекомендуем, к этому времени уже иметь настроенный задний переключатель скорости. Так легче будет осуществляться настройка переднего механизма.

После всех предварительных мероприятий можно начинать настройку и регулировку переднего переключателя. Если дело намного тяжелее, то купленный заранее новый переключатель начинаем монтировать на велосипед.

Грамотный монтаж переднего переключателя

Итак, как же правильно установить передний вид переключателя скорости? Рассмотрим алгоритм необходимых действий.

  1. Определяем правильность положения. Оно должно быть таким, чтобы ось рамки направления параллельно относилась к передним звездочкам. При этом зазор между внешней частью рамки и наибольшей звездой не превышал двух миллиметров.
  2. Расстояние до большой звездочки настраивается при перемещении перекидки. Отгибая параллелограмм, соотносим ровно рамку и наибольшую звездочку, добиваясь минимизации расстояния.
  3. Иногда на рамке производитель устанавливает нужные метки
  4. Теперь определяем высоту и точку, где пройдет фиксация хомута переключателя. Отмечаем место с помощью маркера. Подтягиваем болт.
  5. Регулируем ось по отношению к звездам, с помощью ослабления болта на хомуте.
  6. Вращаем переключатель с положением рамки параллельно передним звездам.
  7. Затягиваем болт на хомуте и проверяем расстояние рамки до наибольшей звезды и их параллельность.
  8. Окончательно закрепляем хомут.

Установка завершена можно переходить к следующему этапу – настройке.

Процесс настройки переключателя скоростей

Как правильно произвести настройку переднего переключателя велобайка?

Данную инструкцию распишем по шагам с описанием нужных действий.

  • На переключателе устанавливаем самый маленький вариант скорости. Закручивание регулировки по натяжению тросика лучше осуществить до упора
  • Одновременно задний переключатель выставляется на самую малую скорость. Получается цепь на больших звездочках в обоих вариантах исполнения.

Фото 2. Процесс настройки

  • Ограничители ставятся в такой режим, чтобы максимально приблизить рамку (внутреннюю часть) к цепи.
  • Вот теперь вставляем тросик на место фиксирования и производим натяжку с помощью болта.
  • Передачу устанавливаем на большую звездочку впереди и наименьшую – позади.
  • Второй ограничитель регулируется с целью сближения внешней части с цепкой.
  • Устанавливаем поочередно различные варианты скоростей на обеих перекидках. Производя кручение педелей, осуществляем переключения по всем скоростям. Если все в порядке, то нужно идти на дорогу для испытания там.

В принципе, особой сложности нет, только терпение и внимательность к деталям процесса.

Причины нарушения функциональности заднего переключателя

Переходим к проблеме как установки задних переключателей скоростей на велосипедах.

Перед тем, как осуществить регулировку или настройку заднего варианта, нужно оценить его состояние. Существует несколько причин, на основе которых и будет выявлено нарушение работы этого устройства. В данной инструкции не только опишем возможные причины проблемы, но методы их устранения.

  1. Первоначально проверяем на деформацию петуха и рамку заднего переключателя. Как это сделать? Устанавливаем впереди наибольшую звезду, а позади наименьшую. Встав позади велобайка, определяем положение обоих роликов. Если они находятся на одной прямой и при этом перпендикулярны земле, то все в порядке. В других случаях такие детали лучше заменить, потому что осуществить выравнивание в бытовых условиях сможет лишь опытный мастер.
  2. Есть ли люфты у параллелограмма. С помощью переключателя проверяем состояние. Сломанную деталь заменяем на новую.
  3. Что из себя представляют ролики? Какова их целостность? Главное оценить степень их износа. Если уровень дефектов большой – дорога в веломагазин.
  4. Последним шагом станет проверка цепки на износ. При сильном растяжении убираем лишние звенья, используя специальный инструмент. Возможен вариант замены и этого элемента.
  • Всю грязь надо очистить со всего переключателя и его деталей.
  • Оцениваем степень износа тросика с его очисткой и смазыванием.
  • Цепь нужно тоже обязательно смазать, предварительно подобрав нужную смазку.
  • Не забыть произвести очитку и смазывание кассет переднего и заднего колеса.

Предварительный этап закончен, переходим непосредственно к настройке заднего переключателя.

Регулировочный процесс и настройки заднего переключателя

Предварительный этап позади, начинаем действия по настройке переключателя заднего колеса.

  • Положение – наибольшая звезда впереди, наименьшая позади.
  • Снимает болт, фиксирующий тросик и убираем его.
  • Регулируем натяжение троса закручиванием.
  • Для предотвращения соскакивания цепки устанавливаем в нужный режим ограничитель. Цель – добиться правильного соотношения осей по ролику натяжителя, направляющего элемента и наименьшей звезды.
  • Тросик натягивается рукой и вставляется в подготовленный паз. Производим фиксацию.
  • Теперь передачи. Проверяем четкость перескакивания цепи с большой звезды на меньшие. Здесь важны параметры быстроты, четкости и тишины.
  • Регулируем второй ограничитель. Ролики, служащие для переключения и наибольшая звезда находятся, обязаны на одной прямой.
  • Натяжитель цепки регулируется с достижением зазора в пять миллиметров между роликом направления и наибольшей звездой.
  • Теперь осуществляем проверку. Сначала дома, крутя педали. Затем на улице.

Если что-то не удовлетворяет процесс повторить снова, более тщательно.

Все описанные действия требуют только внимательности, времени и немного терпения. В любом случае произведение таких действий дома обойдется намного дешевле, чем сервисное обслуживание. НЕ говоря уже о приобретении бесценного опыта.

Как переключать скорости на велосипеде шоссейном

Катание по ровной дороге, в гору или под горку требуют от велосипедиста различных усилий. На односкоростном велосипеде вариантов никаких нет, так как там только одна передача. И тот, кто имеет опыт заезда на гору на односкоростном велосипеде, знает, насколько это непросто. А вот в случае с многоскоростным велосипедом появляются новые возможности – можно регулировать нагрузку. На велосипеде, оснащенном несколькими передачами, например, намного проще ехать в гору. Разберемся, как происходит переключение скоростей.

ЧТО ТАКОЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ СКОРОСТЕЙ

Суть переключения скоростей – в перетаскивании цепи с одной звезды на другую. А различные сочетания передних и задних звезд позволяют регулировать нагрузку велосипедиста. Но для начала обратимся к устройству трансмиссии велосипеда.

Трансмиссия – это все детали и узлы велосипеда, которые обеспечивают передачу энергии во вращательное движение заднего колеса. Трансмиссия состоит из каретки, системы шатунов, цепи, звездочек или кассеты (или трещотки), переднего и заднего переключателей скоростей, а также из шифтеров (они же иногда именуются манетками).

Переключение скоростей происходит через шифтеры, которые расположены на руле. Шифтером заднего переключателя, расположенном на руле справа, цепь перекидывается между задними звездами, а с помощью шифтера переднего переключателя (он слева на руле) – между передними звездами.

Большая часть многоскоростных велосипедов имеют три ведущие звезды и шесть-восемь ведомых звезд. Передние звезды считают от малой к большой, а задние наоборот – от большой к малой.

ВИДЫ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЕЙ СКОРОСТЕЙ

Существует два основных вида переключателей скоростей – внешнего и внутреннего переключения.

МЕХАНИЗМ ВНУТРЕННЕГО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ

На городских велосипедах часто используется механизм внутреннего переключения скоростей, который спрятан внутри задней планетарной втулки (к примеру, новый круизер Forward Surf 2.0). У велосипедов с планетарной втулкой всего одна передняя звезда и одна задняя. Количество скоростей / передач у планетарных втулок чаще всего от 3 до 7. Планетарная втулка имеет достаточно сложное внутреннее устройство.

Плюсы планетарных втулок: + они хорошо выдерживают неблагоприятные погодные и дорожные условия, так как механизм и все его детали заключены в корпус и, как следствие, надежны и долговечны; + можно переключать скорости, не вращая педали.

Минусы планетарных втулок: – большой вес; – очень сложный ремонт, невозможный в походных условиях.

МЕХАНИЗМ ВНЕШНЕГО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ

Этот тип переключателей скоростей используется на большинстве многоскоростных велосипедов – от городских (к примеру, Forward Dortmund 2.0) до горных (к примеру, Forward Agris 27,5 3.0 disc). Переключение передач осуществляется с помощью переднего и заднего переключателей.

Передний переключатель Передний переключатель перебрасывает цепь между передними звездами. В конструкции переключателя есть перемещающаяся рамка, внутри которой проходит велосипедная цепь. При переключении скоростей шифтером рамка перемещается и становится над нужной звездой, что обеспечивает перемещение цепи на эту звезду.

Задний переключатель Задний переключатель – это механизм с возвратной пружиной, который перемещает в рамках поперечной оси рамку (или лапку) с закрепленными между ними роликами. В одном направлении переключатель перемещается с помощью тросика, а в противоположном – с помощью возвратной пружины. При перемещении переключателя пропущенная через него цепь перекидывается с одной задней звезды на другую, а с помощью натяжителя цепи автоматически убирается провисание цепи.

Плюсы внешних переключателей: + простая конструкция + небольшой вес + невысокая цена + большое количество передач

Минусы внешних переключателей: – сильно подвержены влиянию неблагоприятных внешних факторов – необходимость в регулировке и обслуживании – опасность поломки при падении велосипеда – невозможно переключать передачи, если велосипед стоит на месте

ПРАВИЛЬНЫЕ КОМБИНАЦИИ ЗВЕЗД

Следует выбирать скорости в зависимости от рельефа местности и ваших физических возможностей, и так, чтобы цепь не перекашивалась. Убедиться в том, что перекосов нет, можно просто взглянув на цепь. Если она двигается параллельно рамкам переднего переключателя, то выбранная скорость является оптимальной. Перекос возникает, когда цепь находится на передней большой звезде и на задней, также большой.

Давайте посмотрим, какие сочетания звезд применимы на примере велосипеда с тремя передними звездами и восемью задними звездами. Главный принцип прост: необходимо, чтобы сочетание передних и задних звезд всегда было примерно в одной вертикальной плоскости.

Большая передняя звезда сочетается с 4-8-й задними звездами. Такое сочетание оптимально при катании по ровной дороге.

Средняя передняя звезда сочетается с 3-6-й ведомыми звездами. Это сочетание подходит, если вы катаетесь по незначительно пересеченной дороге, либо хотите дать себе более высокую физическую нагрузку при катании по ровной дороге.

Малая передняя звезда сочетается с 1-3-й задними звездами, данное сочетание предназначено для подъема в гору. В этом случае от велосипедиста требуется намного меньше усилий при педалировании, но более частое вращение педалей.

Неправильное сочетание передних и задних звезд, приводит к сильному перекосу цепи, сокращению срока службы не только цепи, но и переключателей скоростей.

КАК НАСТРОИТЬ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛИ СКОРОСТЕЙ

Время от времени переключатели скоростей нуждаются в настройке. Это становится понятно тогда, когда цепь начинает перескакивать через звезды или переключение передач становится невозможным. В этом случае требуется настроить переключение скоростей. Настоятельно рекомендуем, чтобы все настройки и регулировки делал квалифицированный специалист авторизованного сервисного центра или магазина, где был куплен велосипед. Изучить теорию по настройке переключателей вы можете в «Руководстве по эксплуатации и обслуживанию велосипеда Forward».

КАК ПРАВИЛЬНО ПЕРЕКЛЮЧАТЬ СКОРОСТИ

Правильное переключение скоростей позволяет кататься легче и комфортнее при меньших усилиях, а так же увеличит срок службы всех элементов трансмиссии велосипеда. Мы подготовили несколько правил и рекомендаций, как правильно переключать скорости на велосипеде:

— Переключать скорости можно только в движении, то есть во время вращения педалей.

— Для корректного и плавного переключения при переключении передачи необходимо ослабить нагрузку на педали.

— Переключение скоростей должно происходить последовательно, не нужно перескакивать сразу через несколько скоростей.

— При подъеме в гору не стоит перекидывать цепь между передними звёздами, а между задними звездами вполне допустимо. Если впереди горка, то лучше переключить скорость перед тем, как вы на нее въедете.

— Если после переключения скоростей слышны посторонние звуки, значит переключение не произошло и необходимо дожать рычаг шифтера.

Этот ужасно неудобный шоссейный велосипед

Я являюсь большим поклонником шоссеров, на мой взгляд, этот тип велосипедов может закрыть 90% потребностей городского катальца, при условии, что дорожное покрытие в его ареале обитания напоминает асфальт.

Но, как и многие другие велосипедисты, вдохновленные рассказами адептов, я испытал очень сильное чувство дискомфорта в свой первый выезд на шоссейном велосипеде — было просто неудобно, и это разочаровывало.

Решил написать эту заметку, чтобы подбодрить новоиспеченных «шоссейников», потому что неудобство через небольшое время обязательно трансформируется в комфорт и ощущение полета.

Почему шоссейный велосипед кажется неудобным

Шоссейник, действительно, очень сильно отличается от других велосипедов — «острый» руль, короткая межколесная база, иная геометрия, совершенно непривычный руль и способ управлять тормозами и переключателями скоростей.

Вы садитесь на этот вел, проезжаете двадцать метров, и чувствуете себя совершенно озадаченным. Вместо стремительности и легкости, которую обещали другие велолюбители, вы ловите рыскающий на курсе велосипед, пытаетесь дотянуться пальцами до тормозных ручек и путаетесь, куда нажимать, чтобы повысить или понизить передачу.

Помню, как я, проехав очень осторожно и медленно пять километров, в смятении позвонил своему товарищу, который соблазнил меня сесть на шоссейник, с жалобой на то, что «я не могу нормально ехать на этой козе». 🙂

Дело в том, что шоссер, скорее всего, не первый для вас велик, и тело, адаптированное к гибриду или МТБ, подает мозгу тревожные сигналы: «Всё не то». Поэтому нужно просто накатать некоторое количество километров, чтобы рефлексы перенастроились.

Какой хват правильный на шоссейнике

Почему-то начинающие считают, что на шоссейном велосипеде нужно ездить всегда в нижнем хвате. Через это они чувствуют себя совершенно не в своей тарелке: шея затекает, спина болит, дыхание сбивается.

А для чего на самом деле нужен нижний хват — для движения против ветра, для ускорения и, в некоторых случаях, чтобы более эффективно сидеть на колесе у впереди идущего велосипедиста.

В обычной езде мы держим руль в верхнем хвате, и тут вариантов может быть очень много. Мой самый любимый хват — «на ручках»:

Подушки ладоней спокойно лежат на ручках «автоматов», тормозные рычаги и переключение передач доступны в любую секунду. Такой хват дает в достаточной мере высокую посадку, но в то же время он более аэродинамичен, чем езда на гибриде или МТБ.

Еще плюс этого хвата — эргономика. На прямом руле ваши руки всегда повернуты в запястьях неестественно, сейчас объясню, что я имею в виду. Встаньте прямо и опустите руки вдоль туловища.

Ладони окажутся параллельны бедрам, это и есть естественное положение. Хват «на ручках» позволяет это положение сохранить, на дальних дистанциях это важно.

Кроме этого хвата, вы можете держаться за центральную часть руля, это сделает посадку еще более вертикальной:

Кроме этого, удачный хват, чтобы размять затекшие запястья — взять руль прямо за изгибы, повернув ладони вверх. Долго так не проедешь, но для разнообразия — очень хорошо.

Вообще, шоссейный руль баран дает большое пространство для комбинации хватов, когда едешь долго и далеко, это помогает предотвратить усталость и онемение ладоней и запястий.

Посадка на шоссейном велосипеде

Если даже после первичной адаптации ваша езда на шоссере остается некомфортной, то проблема явно в посадке. Тут два варианта — или неправильно подобран размер рамы, или плохо отрегулированы положения седла и руля.

В первом случае я отправляю вас по ссылке выше читать про ETT, а во втором попробую подсказать, как исправить регулировку.

Регулировка седла

Тут всё просто — из-за того, что наклон туловища при езде на шоссейнике сильнее, чем на МТБ или гибриде, начинающие велосипедисты ощущают давление носика седла на промежность, и решают этот вопрос следующим образом: наклоняют седло вперед.

Давление уменьшается, но при этом нарушается развесовка вашего положения на велосипеде — на руки теперь приходится больше веса тела, а из-за наклонившегося седла вы незаметно, но постоянно съезжаете вперед. Это в целом делает езду на шоссейнике некомфортной.

Седло всегда должно быть параллельно земле, но тут есть хитрость — если вам в наклоне давит носик седла, то нужно его выставить чуть ниже. Чуть — это в буквальном смысле, иногда хватает даже двух-трех миллиметров.

Помните, что высота седла должна в целом соответствовать двум факторам: если поставить педаль в самую нижнюю точку, то поставив на неё ступню пяткой, колено должно полностью выпрямляться. Когда ступню переносишь на носок, то колено ощутимо сгибается.

Возвращаясь к тому, что седло может давить на промежность при наклоне корпуса, добавлю, что нужно приучить себя сгибать поясницу, но таз должен сидеть на седле ровно. Это распространенная ошибка новичков — они, чтобы дотянуться до низко расположенного руля, как бы сдвигают вниз и таз.

Правильно, когда положение таза одинаково как при наклоне, так и при полностью выпрямленной спине. Сгибайте поясницу, но не «тащите» вниз таз, потому что при этом вы увеличите нагрузку на промежность.

Регулировка руля

На современных шоссейниках руль зачастую стоит слишком низко. Это проблема для начинающих, привыкших к высокому рулю гибрида. Я бы советовал для начала поставить вынос с подъемом (или регулируемый вынос).

Я писал подробно о том, как поднять руль велосипеда, почитайте, как можно это сделать.

Но при этом не нужно увлекаться: чтобы сохранить аэродинамику, руль ни в коем случае не должен быть выше седла — нормально, если он будет немного ниже или на одном уровне. По мере привыкания к новой посадке, опускайте руль ниже, до разумного предела.

Есть еще такая штука — наклон шоссейного руля. Здесь нужно подбирать индивидуально, но вообще, рекомендуется устанавливать его, как на картинке справа:

Обмотка руля для шоссера

Даже если асфальт в вашем городе не самого плохого качества, лучше всего намотать двойную обмотку на руль, это снизит вибрации. Кроме этого, в место, куда ложатся ладони при хвате «на ручках», можно под обмотку положить полоски пенистой резины — очень помогает.

Руль — широкий или узкий

Ширина шоссейного руля, на мой взгляд, должна равняться ширине плеч велосипедиста, тогда руки будут ложиться на свои места естественно:

Исходя из конкретных задач, руль порой делают шире или уже: в первом случае, чтобы улучшить рулежку (например, для циклокроссера), во втором, чтобы уменьшить лобовую проекцию велосипеда (важно для велокурьеров и прочих городских катальцев).

Можно ли ставить на шоссейный велосипед контакты от горного байка

Технически — нет проблем, к тому же, вам не придется покупать отдельный комплект шоссейных велотуфель, которые, к слову, немало стоят.

Но если пойти по этому пути, то вы лишите себя огромной части удовольствия, которое дарит шоссер. Шоссейные контакты ощущаются абсолютно иначе, чем мтб контакты.

У них практически отсутствует люфт в соединении шипа и педали, то есть небольшой свободный ход имеется только в сторону движения пяткой наружу, для выстегивания.

Это дает ощущение полной слитности с велосипедом, особенно остро это чувствуется в подъемах в гору и ускорениях. Категорически рекомендую не экономить на еще одной паре туфель и педалей, раз уж вы раскошелились на целый шоссейный велосипед.

Маневры на шоссере

Начинающие часто опасаются, что в повороте их не удержат эти тоненькие лысые шины, из-за чего необоснованно снижают скорость.

На самом деле, наоборот, в повороте эти лысые шины держат гораздо лучше, чем шипастые покрышки на мтб. Проблема только в мелком песке или мокром асфальте — тут надо быть осторожным.

То же самое и с торможением — поначалу кажется, что клещевые тормоза, в сочетании с тонкими колесами — очень неэффективное решение. В реальности же, силы клещей вполне хватит, чтобы остановить даже тяжелого велосипедиста с немалой скорости, главное — грамотное использование переднего тормоза.

Как быстро привыкаешь к шоссейнику

Полная адаптация у меня произошла примерно через пару дней — я накатал за это время километров 120, и наконец почувствовал взаимопонимание с шоссейным велосипедом.

Руль перестал быть «острым», вел больше не рыскал, пальцы уверенно находили тормозные ручки, а туловище примирилось с новой, более согнутой в пояснице позицией.

Вместе с этим пришло то долгожданное ощущение полета, когда каждое усилие ног на педалях подхватывается велосипедом, и тебя охватывает восторг. Я никогда не мог понять тех, кто не любит кататься на шоссерах — как такое возможно??

Начинающим рекомендую не паниковать в первый день после покупки шоссейника — привыкайте к новым хватам, новому положению туловища, отрегулируйте руль и седло. Через несколько дней вы поймете, что ничего удобнее вашего велосипеда не может быть по определению. 🙂

Я доездился на шоссере до того, что теперь любой велосипед с прямым рулем вызывает во мне жесточайшее отторжение. Руки просят руль-баран, а тело — вынесенной вперед посадки.

Знаю, что есть немало людей, у кого пересадка на шоссейный велосипед не вызвала никакого дискомфорта — сел и поехал. Вопрос к читателям-шоссейникам, а как у вас происходила адаптация?

Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое. Пройдите по ссылке, пожалуйста.

Переключение скоростей на велосипеде

При покупке первого велосипеда многие лишь очень приблизительно понимают, что такое переключатели скоростей / передач на велосипеде, для чего они нужны и как ими правильно пользоваться. Подобное незнание не позволяет извлекать всю пользу от переключения скоростей во время катания на велосипеде либо даже приводит к поломке переключателей скоростей. Здесь мы обобщили все самое важное о переключении скоростей и по порядку расскажем об этом.

Для чего нужно переключение скоростей

Катание по ровной дороге, в гору или под горку требуют от велосипедиста различных усилий. На односкоростном велосипеде вариантов никаких нет, так как там только одна передача. И тот, кто имеет опыт заезда на гору на односкоростном велосипеде, знает, насколько это непросто. А вот в случае с многоскоростным велосипедом появляются новые возможности – можно регулировать нагрузку. На велосипеде, оснащенном несколькими передачами, например, намного проще ехать в гору. Разберемся, как происходит переключение скоростей.

Что такое переключение скоростей

Суть переключения скоростей – в перетаскивании цепи с одной звезды на другую. А различные сочетания передних и задних звезд позволяют регулировать нагрузку велосипедиста. Но для начала обратимся к устройству трансмиссии велосипеда.

Трансмиссия – это все детали и узлы велосипеда, которые обеспечивают передачу энергии во вращательное движение заднего колеса. Трансмиссия состоит из каретки, системы шатунов, цепи, звездочек или кассеты (или трещотки), переднего и заднего переключателей скоростей, а также из шифтеров (они же иногда именуются манетками).

Переключение скоростей происходит через шифтеры, которые расположены на руле. Шифтером заднего переключателя, расположенном на руле справа, цепь перекидывается между задними звездами, а с помощью шифтера переднего переключателя (он слева на руле) – между передними звездами.

Большая часть многоскоростных велосипедов имеют три ведущие звезды и шесть-восемь ведомых звезд. Передние звезды считают от малой к большой, а задние наоборот – от большой к малой.

Виды переключателей скоростей

Существует два основных вида переключателей скоростей – внешнего и внутреннего переключения.

Механизм внутреннего переключения

На городских велосипедах часто используется механизм внутреннего переключения скоростей, который спрятан внутри задней планетарной втулки. У велосипедов с планетарной втулкой всего одна передняя звезда и одна задняя. Количество скоростей / передач у планетарных втулок чаще всего от 3 до 7. Планетарная втулка имеет достаточно сложное внутреннее устройство.

Плюсы планетарных втулок: + они хорошо выдерживают неблагоприятные погодные и дорожные условия, так как механизм и все его детали заключены в корпус и, как следствие, надежны и долговечны; + можно переключать скорости, не вращая педали.

Минусы планетарных втулок: – большой вес; – очень сложный ремонт, невозможный в походных условиях.

Механизм внешнего переключения

Этот тип переключателей скоростей используется на большинстве многоскоростных велосипедов – от городских до горных. Переключение передач осуществляется с помощью переднего и заднего переключателей.

Передний переключатель Передний переключатель перебрасывает цепь между передними звездами. В конструкции переключателя есть перемещающаяся рамка, внутри которой проходит велосипедная цепь. При переключении скоростей шифтером рамка перемещается и становится над нужной звездой, что обеспечивает перемещение цепи на эту звезду.

Задний переключатель Задний переключатель – это механизм с возвратной пружиной, который перемещает в рамках поперечной оси рамку (или лапку) с закрепленными между ними роликами. В одном направлении переключатель перемещается с помощью тросика, а в противоположном – с помощью возвратной пружины. При перемещении переключателя пропущенная через него цепь перекидывается с одной задней звезды на другую, а с помощью натяжителя цепи автоматически убирается провисание цепи.

Плюсы внешних переключателей: + простая конструкция + небольшой вес + невысокая цена + большое количество передач

Минусы внешних переключателей: – сильно подвержены влиянию неблагоприятных внешних факторов – необходимость в регулировке и обслуживании – опасность поломки при падении велосипеда – невозможно переключать передачи, если велосипед стоит на месте

Правильные комбинации звезд

Следует выбирать скорости в зависимости от рельефа местности и ваших физических возможностей, и так, чтобы цепь не перекашивалась. Убедиться в том, что перекосов нет, можно просто взглянув на цепь. Если она двигается параллельно рамкам переднего переключателя, то выбранная скорость является оптимальной. Перекос возникает, когда цепь находится на передней большой звезде и на задней, также большой.

Давайте посмотрим, какие сочетания звезд применимы на примере велосипеда с тремя передними звездами и восемью задними звездами. Главный принцип прост: необходимо, чтобы сочетание передних и задних звезд всегда было примерно в одной вертикальной плоскости.

Большая передняя звезда сочетается с 4-8-й задними звездами. Такое сочетание оптимально при катании по ровной дороге.

Средняя передняя звезда сочетается с 3-6-й ведомыми звездами. Это сочетание подходит, если вы катаетесь по незначительно пересеченной дороге, либо хотите дать себе более высокую физическую нагрузку при катании по ровной дороге.

Малая передняя звезда сочетается с 1-3-й задними звездами, данное сочетание предназначено для подъема в гору. В этом случае от велосипедиста требуется намного меньше усилий при педалировании, но более частое вращение педалей.

Неправильное сочетание передних и задних звезд, приводит к сильному перекосу цепи, сокращению срока службы не только цепи, но и переключателей скоростей.

Как настроить переключатели скоростей

Время от времени переключатели скоростей нуждаются в настройке. Это становится понятно тогда, когда цепь начинает перескакивать через звезды или переключение передач становится невозможным. В этом случае требуется настроить переключение скоростей. Настоятельно рекомендуем, чтобы все настройки и регулировки делал квалифицированный специалист авторизованного сервисного центра или магазина, где был куплен велосипед.

Как правильно переключать скорости

Правильное переключение скоростей позволяет кататься легче и комфортнее при меньших усилиях, а так же увеличит срок службы всех элементов трансмиссии велосипеда. Мы подготовили несколько правил и рекомендаций, как правильно переключать скорости на велосипеде:

— Переключать скорости можно только в движении, то есть во время вращения педалей.

— Для корректного и плавного переключения при переключении передачи необходимо ослабить нагрузку на педали.

— Переключение скоростей должно происходить последовательно, не нужно перескакивать сразу через несколько скоростей.

— При подъеме в гору не стоит перекидывать цепь между передними звёздами, а между задними звездами вполне допустимо. Если впереди горка, то лучше переключить скорость перед тем, как вы на нее въедете.

— Если после переключения скоростей слышны посторонние звуки, значит переключение не произошло и необходимо дожать рычаг шифтера.

Как переключать скорости на велосипеде: правила и основные ошибки

Все действительно современные велосипеды комплектуются большим количеством скоростей, которые существенно упрощают процесс катания. Разные передаточные числа позволяют изменять скорость в зависимости от рельефа, загруженности дороги или банальной усталости райдера. Но чтобы все это оказывало практическую пользу, необходимо понимать, как переключать скорости на велосипеде, и делать это правильно.

Дорожные велосипеды

На старых туристических и шоссейных велосипедах, еще до изобретения технологии индексного переключения оно осуществлялось при помощи обычных рычагов, туго закрепленных на нижней трубе рамы – фрикционных манеток и, если честно, требовало немалого опыта для четкой и отзывчивой работы. Современные городские велосипеды встречаются и с одной передачей, особенно модными они стали несколько лет назад и даже обзавелись собственным названием – Single Speed.

Шоссейные байки

К городским также относятся полноценные шоссейные велосипеды – легкие, мобильные, с колесами 700х19-35с и очень высоким передаточным числом, они предназначены для езды по подготовленному покрытию и способны развивать довольно большую скорость.

На истинном шоссейном велосипеде переключать скорости, как на байках с триггерами, не выйдет. Дело в том, что спортивные шоссейники комплектуются не обычными манетками, а моноблоками, чаще именуемыми пистолетами. Здесь переключение происходит при помощи тормозной ручки, которая, помимо прямого нажима, может еще и отклонятся во внутреннюю сторону руля. Таким образом, передача на кассете понижается. Повысить ее можно отдельным рычагом, находящимся под большим пальцем.

Горные велосипеды

Действительно универсальными велосипедами выступают кросс-кантрийные байки. На них и по городу ездить удобно, и брусчатки они не боятся, да и за городом накататься можно в удовольствие. На КК велосипедах, в отличие от городских, передач устанавливают несколько больше. На бюджетном кросс-кантрийном велосипеде по меньшей мере 21 передача (3 спереди и 7 сзади), а на продвинутых моделях около 30. В обиходе для обозначения количества скоростей часто используют только характеристику кассеты. Так, байк с набором 3/10 можно назвать 10 скоростным велосипедом.

На хардтейлах присутствует довольно большое количество разных передаточных чисел для комфортной езды как по городу, так и по пересеченной местности, причем благодаря отсутствию амортизаторов сзади практически вся энергия педалирования направлена на разгон велосипеда.

На КК байки устанавливают либо триггерные манетки, либо грипшифты (на очень дешевые модели, чаще китайские или детские). Первые намного удобнее и выносливее, при этом охватывают больший диапазон передач (7-12), в отличие от грипшифтов (8 максимально).

Профессиональные байки

У флагманов велоиндустрии встречаются самые разнообразные трансмиссии. На горных моделях набор чаще всего имеет одну звезду спереди и 11-12 сзади, некоторые элементы выполнены из карбона и титана. Узконаправленные велосипеды для стрита, BMX, триала и подобных вовсе не имеют скоростей, а сзади обычно установлен драйвер на 8-10 зубов.

Кроме стандартных механических трансмиссий, встречаются и электронные переключатели скоростей. Они управляются автоматически или такой же манеткой, но пока не пользуются большой популярностью ввиду огромной цены и сложного обслуживания. Трос для переключения скоростей на велосипедах с такой трансмиссией не используется.

Стоит отметить, что каждый тип велосипеда имеет свои передаточные числа, которые помогают решению именно его задач. Поэтому устанавливать шоссейные шатуны на велосипед для дерта будет не совсем хорошая идея.

С типами велосипедов и их системами переключения разобрались. А как переключаются передачи на велосипеде с технической точки зрения?

Принцип работы системы переключения

Со времен выхода первых индексных манеток, сам принцип их работы никак не поменялся. Конечно, современные трансмиссии намного четче и отзывчивее, но, тем не менее, это те же индексы и тот же трос. Переключатель скоростей на велосипеде на руле называют манеткой. Она управляет задним переключателем, а он, непосредственно, перемещением цепи на звездах. Такая система называется механической и сильно зависит не только от переключателя и манетки, но и от качества троса, который соединяет эти два элемента.

Существует два типа троса на велосипеде: для переключения скоростей и торможения. От качества исполнения первого напрямую зависит скорость и четкость работы суппорта. А тормозного тросика может и не быть вовсе, поскольку в старших моделях байков он обоснованно заменяется гидролиниями.

Среди всех производителей, переключатели скоростей Shimano, являются одними из самых знаменитых и совершенных запчастей. Конкуренцию им может составить только Sram. Японцы уделяют достаточно внимания как начальным группам, так и профессиональным наборам оборудования, которые отлично сочетаются с крутыми гоночными рамами.

Планетарные системы

Помимо всем знакомых внешних переключателей (в виде болтающейся лапки на заднем колесе), существует еще один довольно распространенный тип коробки передач – планетарные втулки. Механизм работы таков, что система шестерней с набором разных передаточных чисел размещается в корпусе задней втулки. Такая конструкция очень хорошо защищена от грязи и влаги, что позволяет ей работать много лет даже без специального обслуживания.

В качестве переключателя скоростей на Shimano Inter 3 и большинстве втулок Sram используется кликбокс. Если присмотреться, с правой стороны рамы, на оси заднего колеса можно заметить подводку из троса или пластиковую коробочку на гайке – это и есть кликбокс. Он управляет шестернями внутри, а сам управляется манеткой. Переключатель скоростей на руле на велосипеде с планетаркой визуально ничем не отличается от грипшифт, но при этом имеет набор других индексов и поэтому не совместим с обычными трансмиссиями.

На некоторых втулках, например, Sasch S7 и в целом всех версий тех втулок, для переключения приходилось действовать так:

  1. Во время набора/снижения скорости, перестать вращать педали.
  2. Переключить скорость на манетке.
  3. Начать вращать педали на новой передаче.

Если же не бросить вращение, то передача не сменится. В Shimano Inter и Sturmey Archer такой особенности нет.

Неисправности

Поломки в трансмиссии случаются во много раз чаще, чем с другими компонентами, а иногда и во время переключения может возникнуть ряд проблем:

  • Цепь пытается схватиться, но спрыгивает обратно.
  • Задний переключатель скоростей на велосипеде никак не реагирует на положение рычага манетки.
  • Индекс на манетке не соответствует передаче.
  • Цепь провисла и спадает.

Все вышеперечисленные симптомы могут указывать на неисправность переключателя или манетки, но в некоторых случаях это может быть спровоцировано простым обрывом троса. Зачастую к неправильному переключению приводит повреждение или сброс настроек дерайлера. Поправить это можно в считанные секунды самому, даже без инструментов, просто выкрутив настройку тросика на манетке или возле переключателя на несколько оборотов. Кроме того, переключатели часто принимают на себя все боковые удары и покорно терпят ваше небрежное отношение к выбору скоростей.

Чего делать не стоит

Для качественного переключения на трансмиссиях низкого и среднего ценового диапазона рекомендуется не делать следующее:

  • Переключать скорости под нагрузкой.
  • Переключать по несколько скоростей за раз.
  • Стартовать на не полностью переключенной передаче.
  • Если цепь затянуло под каретку или втулку, не стоит пытаться вырвать ее, посильнее надавив на педали.

Теперь давайте окончательно разберемся, как переключать скорости на велосипеде в разных ситуациях. Помимо этого, изучим некоторые особенности и секреты управления переключателями, а также хитрости по уходу за трансмиссией.

Переключаем скорости на велосипеде правильно

Если постоянно соблюдать хотя бы некоторые правила переключения скоростей на велосипеде, можно существенно продлить жизнь трансмиссии. Многие, не задумываясь, дергают рычажки на манетках. Делать этого категорически не рекомендуется, поскольку сильно страдает каждый компонент привода.

Вот некоторые советы по правильному и безопасному использованию всех скоростей вашего байка:

  • Переключайте скорости на велосипеде не под нагрузкой. Для этого стоит лишь посильнее разогнаться независимо от выбранной передачи и в пиковый момент щелкнуть манеткой.
  • Если вы остановились, в начале движения обнаружили, что установлена слишком высокая передача и стартовать с нее невозможно, лучше переключить ее «на весу», подняв заднее колесо и, проворачивая педали, сбавить скорость.
  • Избегайте сильного перекоса цепи, скажем, наборов 3/2 или 1/9. Это сильно стачивает звезды и может привести к изгибу переключателя.
  • Не дергайте рычаги со всей силы, если только у вас не дорогие триггеры. На старых манетках автоматика хоть и имеется, но все же она не имеет ограничителей, поэтому возможны проблемы с задним переключателем на велосипеде.
  • Избегайте засорения трансмиссии ветками и травой.
  • Если цепь вдруг начала проскакивать даже на ровных участках дороги – обратитесь в мастерскую для измерения степени ее износа.

В целом, если скорость и рельеф позволяют, старайтесь думать на шаг вперед, когда воткнуть скорость повыше, а через сколько сбавить обороты.

Какие скорости использовать?

Многих начинающих райдеров также интересует, какие скорости на велосипеде необходимо использовать чаще, а какие не стоит трогать вообще. На этот вопрос, к сожалению, точно ответить невозможно, поскольку все трансмиссии и люди разные. Кому-то нравиться быстрая и агрессивная езда, кому-то более размеренная, подальше от грязи и экстрима, а соответственно, и наборы используемых скоростей будут совершенно разными.

Одно можно сказать точно: в 80 % случаев обычные пользователи практически не пользуются левой манеткой, а просто выставляют вторую передачу и едят до тех пор, пока не сотрется звезда. Действительно, набор 2/* (где * – любая передача кассеты) очень популярен, поскольку содержит большинство самых используемых передаточных чисел, но стоит пользоваться и другими скоростями для продления срока службы трансмиссии

Повышаем качество переключения

Ничего так не обеспечит четкое и плавное переключение скоростей на велосипеде, как правильный уход за трансмиссией. Периодически анализируя состояние комплектующих, можно избежать большинства проблем, тем самым продлив жизнь компонентам.

Самый простой вариант обслуживания – посещение велосмастерской. Проводите хотя бы профилактические работы или, если есть желание и средства, сезонное ТО. Впрочем, ухаживать за запчастями можно и дома, не имея при этом опыта.

По сути, все обслуживание трансмиссии заключается в своевременной замене троса, смазке и чистке цепи и обновления настроек. Для велосипедных цепей существует масса разнообразных чистящих средств и специальных моек. Так что вымыть и смазать компоненты можно, даже не загрязнив руки. Вычистить задний переключатель скоростей на велосипеде, не снимая, можно при помощи компрессора и чистящего средства для тормозов, а руководство по замене тросика не найдет разве что очень ленивый человек.

Конечно, таким образом добиться идеального и точного переключения на Turney или дешевых MicroShift вряд ли получится, но вот несколько улучшить работу – запросто.

Источники:

https://cyclearea.ru/velosiped-i-ego-sostavlyayushhie/pravilnoe-pereklyuchenie-skorostej-dlya-novichkov
https://cyclearea.ru/remont-velosipeda/regulirovka-velosipednyh-pereklyuchatelej-peredach
https://cyclearea.ru/velosiped-i-ego-sostavlyayushhie/ustanovka-pereklyuchatelya-skorostej-na-velosiped
http://sashamoto.ru/velosiped/kak-pereklyuchat-skorosti-na-velosipede-shossejnom.html