Вилка велосипедная амортизационная

Содержание скрыть
2 Разновидности и устройство вилок для велосипеда — всё о велоспорте

Как снять, разобрать и смазать вилку велосипеда

Если вы не знаете как снять и разобрать амортизационную вилку горного велосипеда для обслуживания, ремонта или ее замены, то эта статья вам поможет узнать что для этого нужно, и как это сделать в домашних условиях. Так же здесь будут рассмотрены такие вопросы: как и чем смазать переднюю вилку, периодичность обслуживания и прочие советы по данной теме. Все это будет представлено в виде подробной инструкции с картинками для каждого действия, а также подобрано видео по разборке амортизационной вилки велосипеда. В данной статье мы разберем пружинно-эластомерную вилку RST GILA 100 mm с креплениями под дисковый тормоз.

Зачем снимать и разбирать вилку велосипеда

Вилка велосипеда, как и все остальные компоненты, могут подлежать замене, ремонту или обслуживанию. Поэтому прежде чем приступить к данным процедурам, нам необходимо снять ее с велосипеда, а в некоторых случаях и разобрать амортизатор по запчастям. В каких же случаях нам придется ее снимать? Прежде всего — это при ее замене на другую. Во вторых – может понабиться замена подшипников и/или опорных чашек, нанесение нового смазочного материала, а также, бывают случаи, когда необходимо выравнивать рулевую трубу или производить другие ремонтные работы.

Разобрать амортизатор вилки велосипеда чаще всего приходится для замены смазки или износившихся компонентов. Например, такими могут быть сальники (манжеты) и т.д.

Как снять велосипедную вилку

Ниже будет представлена подробная инструкция по демонтажу передней амортизационной вилки с поясняющими картинками.

  1. Первым делом выполняем подготовительные работы, а именно откручиваем все, что крепиться к вилке. В нашем случае это калипер тормозной системы, а также гидролиния передних дисковых тормозов, которая крепится зажимом к штанам вилки. Если у вас установлены тормоза типа V-brake, то демонтируем их. Это также касается датчика скорости, идущего от велокомпьютера, переднего крыла и т.д.Демонтаж калипера передних тормозовОткручиваем крепление гидролинии
  2. Откручиваем болты, фиксирующие вынос на рулевой трубе, а затем выкручиваем болт якоря вилки велосипеда.Выкручиваем болтыВынос без болтов
  3. Аккуратно снимаем руль вместе с выносом и опускаем его вниз. На данном этапе следует действовать аккуратно, дабы не повредить гидролинии или случайным ударом металлических частей руля о раму не поцарапать последнюю.Снимаем руль
  4. Снимаем проставочные кольца и направляющую гильзу (конус). Для этого аккуратно поддеваем ее небольшой плоской отверткой в районе пропила. Затем достаем верхнее кольцо качения, и верхний подшипник. Все данные действия иллюстрированы картинками ниже.Рулевая труба без проставочных колецСнимаем направляющую гильзуДемонтаж верхнего кольцаВилка без верхнего кольцаДемонтируем верхний подшипник
  5. Все операции выполнены и теперь можно аккуратно извлекать рулевую трубу из стакана. После этого нам осталось достать подшипник, нижнее кольцо качения и снять переднее колесо. Для этого мы ослабляем эксцентрик или откручиваем фиксирующие болты (в зависимости от типа крепления). На этом процесс снятия вилки велосипеда завершен.Снимаем вилку и достаем подшипник и нижнее кольцоВилка велосипеда

Как разобрать амортизационную вилку велосипеда

После того как мы сняли амортизационную вилку с велосипеда, со всех вышеперечисленных компонентов, а именно подшипников, чашек и колец качения, а также рулевой трубы и других участков следует удалить старую отработанную смазку. Наносить новую пока не стоит, ее мы добавим на стадии установки вилки обратно в стакан.

Далее приступим к разборке амортизатора для дальнейшей замены смазки.

  1. Переворачиваем вилку и откручиваем крепежные болты.Откручиваем крепежные болты
  2. Снимаем штаны с ног вилки. В случае необходимости извлекаем сальники.Снимаем штаны вилки
  3. Удаляем отработанный смазочный материал со всех доступных поверхностей. Данную процедуру можно оставить на потом и выполнить после полной разборки, но предпочтительней это сделать сразу, дабы избежать масленых следов на одежде, инструменте и т.д. Не забываем удалить грязь и смазку с манжет вилки велосипеда, а также внутри самих штанов.Удаляем грязь и смазку с манжет
  4. Затем снимаем нижние ограничители хода и упоры ограничителей. Для этого прилагаем небольшое усилие и стягиваем их со штоков.Удаляем смазку и снимаем упоры и ограничители хода
  5. Откручиваем регулировки на каждой из ног вилки. Они откручиваются при помощи специального ключа, которого у нас, к сожалению, не было. Поэтому нам пришлось сделать самим самопальный ключ для этих дел. Фотку мы приложим ниже, вдруг кому пригодится. Достаем пружины с крышками и эластомерами, а также два штока (по одному из каждой ноги).Откручиваем регулировкиДостаем регулировкиВыталкиваем пружинуВилка в разбореПриспособа для откручивания регулировок
  6. Удаляем старую смазку со всех поверхностей вилки.

На этом процесс разборки амортизатора вилки велосипеда закончен. Далее следует нанести новую смазку. Что можно использовать в качестве смазки мы рассмотрим ниже.

Чем и как можно смазывать амортизационную вилку велосипеда

Для смазки всех узлов передней вилки велосипеда, включая как амортизатор, так и подшипники рулевой трубы, я использую смазку Литол-24. Есть мнения, что она негативно влияет на алюминиевые детали при попадании влаги. Но используя ее на протяжении пяти сезонов, никаких негативных последствий замечено не было. К преимуществам данной смазки можно отнести хорошую устойчивость к температурам. Она не густеет как на сильном морозе до -50 С, так и при сильной жаре (до 150 С).

Литол-24

Многие советуют заливать в штаны вилки жидкие машинные масла, масло для швейных машинок и прочие. Лично на моем опыте было замечено ухудшение работы амортизатора вилки (наблюдались рывки при сжатии и отскоке пружины). Да и если бы жидкие масла работали лучше, производители заливали бы их изначально, чего они не делают.

Чем смазывать вилку велосипеда мы разобрались. Далее рассмотрим как это делать. Наносим смазку на пружину с избытком (втрамбовываем смазочный материал между колец пружины), лишняя выйдет через отверстие под шток и в случае избытка ее в штанах, выдавится через сальниковые уплотнения (но перебарщивать тоже не стоит). Также наносим смазку в пазы манжет и добавляем в штаны вилки. Тонким слоем смазываем все трущиеся детали.

Перед установкой вилки в стакан не забываем смазать подшипники, кольца и чашки.

На этом процесс смазки окончен и можно перейти обратно к сбору и установке велосипедной вилки.

Как собрать и поставить вилку обратно

Процесс сборки и установки амортизационной вилки велосипеда выполняется в обратной последовательности. Единственное, что следует тщательно и внимательно выполнять данную операцию во избежание неверной установки компонентов. После того как вы установили собранную вилку обратно на велосипед, закрепили вынос руля, обязательно проверьте отсутствие люфтов рулевой трубы в стакане рамы. Если они наблюдаются, то перед поездкой обязательно их устраните.

После того как вы все установите и начнете кататься, первое время будет наблюдаться обильное выделение смазки через манжеты штанов велосипедной вилки. Не переживайте, это нормально. Со временем лишнее масло выдавится, и данный процесс прекратится. В это период не ленитесь, и не забывайте стирать избытки смазочного материала после каждой поездки.

Периодичность обслуживания вилки

Периодичность замены смазки вилки велосипеда не в последнюю очередь зависит от дорожного покрытия, по которому вы катаетесь. Если на ваших маршрутах присутствует обилие пыли, грязи, песка и прочего абразивного материала, то частоту обслуживания следует увеличить. Здесь мы приведем средние цифры, по истечению которых следует выполнять техническое обслуживание.

Приблизительно каждые 700-800 км следует разбирать и смазывать сальники, а каждые 4000-5000 км перебирается и смазывается вся вилка целиком.

Видео по теме


Заключение

Как вы могли заметить, снять, разобрать и смазать амортизационную вилку горного или городского велосипеда в домашних условиях не так уж и сложно. Главное отнестись к данному процессу ответственно и делать все последовательно. Чем лучше вы будете ухаживать за своим железным конем, тем дольше он вас будет радовать своей безотказной работой.

Разновидности и устройство вилок для велосипеда — всё о велоспорте

Вилка в любом велосипеде является важным и весьма дорогим элементом, который выполняет ряд важных функций. В первую очередь она отвечает за удерживание переднего колеса, которое соединяется с рулём именно за счёт вилки. Более того, за комфортное преодоление препятствий также в большей степени отвечает именно эта деталь.

Велосипедная вилка отвечает за удерживание переднего колеса, а также за комфортное преодоление препятствий

Велосипедная вилка заслуживает повышенного внимания со стороны велосипедиста. Имеется в виду ремонт, обслуживание, выполнение профилактических работ и своевременная замена.

Но сначала нужно знать, как выбрать вилку для велосипеда, какие её разновидности существуют, чем они отличаются друг от друга и много других важных моментов.

Вопросов много и на каждый предстоит дать вразумительный ответ.

Велоиндустрия активно развивается, что обуславливает появление большого количества разновидностей базовых элементов конструкции. Этот двигатель прогресса зацепил и велосипедные вилки, которые на это время выпускаются в большом разнообразии.

Такая разновидность отличается простым строением конструкции, в которой не предусмотрено наличие движущихся элементов. Такую вилку не желает выпускать ни один из существующих производителей. И совсем скоро жёсткие конструкции канут в Лету и станут историей.

Серьёзным недостатком является низкая скорость прохождения дороги с неровным покрытием. К преимуществам можно отнести небольшой вес, прочную конструкцию, морозоустойчивость и долговечность. Такие модели продолжают устанавливаться на некоторые шоссейники.

Хоть у этой вилки и нет будущего, но есть случаи, когда её установка является преимущественной:

  1. Езда исключительно по ровным дорогам.
  2. Стиль катания прогулочный, а высокие скорости являются редкостью.
  3. Использование велосипеда ребёнком.
  4. Занятие велотриалом, суть которого заключается в спортивном преодолении препятствий.

Жёсткая велосипедная вилка

Только в этих случаях целесообразно устанавливать жёсткую модель вилки. Если ваш стиль катания не похож ни на один из вышеперечисленных, то выбор вилки для велосипеда должен быть направлен на амортизационные модели. Здесь есть где разгуляться и даже потеряться.

Амортизационные (амортизированные)

В эту большую категорию относятся мягкие модели, которые оснащены амортизатором. В качестве амортизатора могут выступать три элемента: пружина, масло или/и воздух. Они могут комбинироваться или использоваться по отдельности, что существенно влияет на стоимость вилки и уровень её работы. Такие вилки активно устанавливаются на велобайки.

Амортизационные конструкции выпускаются в огромном ассортименте. Модели существенно разнятся в цене, качестве и долговечности. В самых недорогих вилках устанавливаются амортизаторы пружинного типа и низкокачественные расходники.

Ни о каких регулировках и речи быть не может, хотя некоторые продавцы умудряются выдавать вращаемые заглушки за элементы регулировки. Нельзя выбирать подобный товар и надеяться на длительную работу.

На самом деле, спустя уже короткое время вы будете чувствовать раздражение от неадекватной работы механизма.

Амортизированная велосипедная вилка

Плюсы и минусы

За более надёжную и долговечную вилку придётся доплатить порядка 3 тыс. рублей. Сумма немалая, но высокое качество не может стоить дёшево. Более того, в дополнение вы получаете ряд преимуществ, которыми не обладают низкопробные модели:

  • снижение ударно-вибрационной нагрузки, которая поступает на переднюю часть байка;
  • нейтрализация «тормозящего эффекта», который возникает во время прохождения дорожных неровностей;
  • улучшение управляемости;
  • увеличение срока службы целого ряда важных узлов конструкции;
  • сохранение высокой скорости на плохой дороге.

Согласитесь, что за такой набор преимуществ можно и переплатить. В этой бочке мёда не хватает ложки дёгтя. Список недостатков выглядит следующим образом:

  • большой вес, который может достигать 3 кг;
  • растрачивание энергии и скорости при раскачивании велосипеда.

Хорошая вилка снижает ударно-вибрационная нагрузку, нейтрализует «тормозящий эффект», улучшает управляемость и многое другое

Производители постоянно трудятся над усовершенствованием своей продукции, улучшением её характеристик и снижением существующих недостатков. Потому вилки становятся более лёгкими и могут настраиваться по усмотрению пользователя.

Основные составляющие

Какими бы разными ни были амортизационные вилки, но их конструкция имеет схожий состав:

  1. Пружина, которая обеспечивает сжатие и нейтрализацию основной нагрузки. Выпускаются в трёх вариантах: стальные, пневматические, титановые.
  2. Демпфер отвечает за демпфирование колебаний, что достигается путём быстрого сжатия и медленного возврата в первоначальное состояние. Он также выпускается в трёх вариантах: воздушный, эластомерный и масляный.
  3. Механизм регулирования демпфера.

Разновидности амортизационных вилок

Имеется строгое разделение амортизационных моделей на несколько категорий. Представителям каждой из них свойственны свои особенности, среди которых хватает и достоинств, и недостатков.

Пружинные модели

Пружинная амортизационная вилка

В этой категории встречается много различного ширпотреба, который стоит несколько десятков долларов. Такие элементы лучше не ставить на свой байк, поскольку разочарованию вашему не будет предела.

Большие нагрузки, может быть, и будут погашены, а вот мелкие нагрузки будут переходить на руки и велосипед.

Подобная схема работы в некоторой степени характерна для жестяных экземпляров, но они хотя бы служат долго, чего не скажешь о дешёвых пружинных моделях.

Масло не предусмотрено, диапазон сжимания редко когда превосходит 40 мм, хотя производители заявляют о сжимании в пределах 75–85 мм. На практике это выглядит следующим образом.

При подъезде к 10-сантиметровому поребрику велосипедиста с весом в 70 кг часто можно услышать звонкий стук, свидетельствующий о пробитой вилке. Износ таких элементов непозволительно мал, в результате чего комплектующий элемент становится очень жёстким или чрезмерно мягким.

А также из вилки может вытекать тёмная жижа. Узлы настолько слабые, что так и норовят лопнуть от любой чрезмерной нагрузки.

Тем не менее среди этого ужаса можно найти довольно неплохие экземпляры, например RST от Suntour. Такую вилку можно установить на прогулочный велосипед, она будет радовать хорошим сжатием, долговечностью и способностью выдерживать стокилограммового велосипедиста.

Несколько сезонов она точно отслужит и даже может быть реабилитирована за счёт проведения качественного ремонта. Протечка сальников и люфт в ногах — две наиболее распространённые проблемы, которые возникают с этими механизмами. К минусам можно отнести большой вес, но для прогулок это не помеха.

Такие вилки являются отличным бюджетным вариантом, который определённо стоит брать владельцам прогулочных байков.

Пружинно-эластомерные модели

Пружинно-эластомерная амортизационная вилка

За такую деталь придётся отдать от 60 долларов, не меньше. Взяли пружинную конструкцию и добавили к ней специальные объекты, которые способны гасить удары (эластомеры). Эти элементы представлены в виде стержня, для создания которого используются полимеры. Самые простые варианты создаются из резины, а в моделях покруче используются воздушные клапаны.

Такие виды вилок для велосипеда не страдают протечками масла, но отказываются работать при минусовой температуре. Работают эти механизмы по простой схеме, которая основана на трении.

Эластомер сильно прижимается к пружине с внутренней стороны, в результате чего она не может быстро разжаться. Возможностями регулировки такие механизмы не могут порадовать.

Исключение могут составить только Preload, но весь смысл регулирования ограничивается функцией LockOut.

Воздушные модели

Воздушная амортизационная вилка

Такие вилки стоят намного дороже рассмотренных выше экземпляров. Воздух, который накачивается при помощи насоса, выполняет роль пружины и гасящего элемента. Такую вилку уже можно отнести к профессиональному оборудованию.

Является отличным вариантом для серьёзных велосипедистов, которые любят скорость и не привыкли выбирать дорогу. К недостаткам можно отнести пропускание воздуха во время экстремального катания. Происходит это за счёт снижения плотности манжет.

В кросс-кантри очень активно используется именно этот механизм в основном за счёт небольшого веса.

Такие вилки выпускаются очень многими производителями, каждый из которых пытается представить более совершенную модель. Многие велосипедисты отдали своё безусловное предпочтение именно таким вилкам, несмотря на некоторые их недостатки. В основном они связаны с повышенными требованиями к эксплуатации и обслуживанию, которое должно быть своевременным и профессиональным.

Масляно-воздушные модели

Здесь ценовая политика ещё выше, но и характеристики находятся на высоте. Функции пружины выполняет воздух, а гашение ударов остаётся за масляным картриджем.

Такие механизмы привлекают велосипедистов высокой долговечностью, и даже необходимость постоянно контролировать давление в картридже не является для них проблемой. Ещё одним важным преимуществом выступает способность нормально функционировать даже при низких температурах.

Вес немного больше, чем у воздушных моделей, да и требования к обслуживанию сохраняются на прежней высоте.

Стоимость таких вилок начинается за пределами 300 долларов и может достигать нескольких тысяч. Функции демпфера выполняет масляный картридж, а пружина подобна той, что встречается в описанных выше вариантах.

Качество здесь находится на высоком уровне, соответственно, надёжность и долговечность также приятно радуют. Если велосипед подвергается большим нагрузкам, то этот выбор велосипедной вилки будет оптимальным.

Стандарты и разделение по прочим параметрам

Велосипедная вилка — это сложный механизм, в котором присутствует много различных деталей и узлов. Соответственно, разделение этой комплектующей детали может осуществляться в зависимости от ряда параметров.

Тип крепления

Такое разделение обусловлено различными типами рулевых колонок и способом их крепления.

  1. Резьбовые (headset) вилки предусматривают прижимание подшипника при помощи гаек. Одна гайка имеет конусовидную форму, затем идёт шайба с усом и завершает всё контргайка. Устойчивость такого механизма оставляет желать лучшего, он имеет склонность к разбалтыванию и образованию люфта.
  2. Безрезьбовые (aheadset) вилки являются более распространёнными. В этом случае вынос руля удерживается подшипником. За фиксирование рулевого механизма отвечает якорь, который надёжно прижимает вынос и предупреждает разбалтывание. Затягивание выноса происходит при помощи двух больших винтов. Такая конструкция характеризуется более высокой надёжностью.

Безрезьбовая вилка велосипеда

Производство резьбовых вилок сокращается, что вынуждает велосипедистов переходить на второй вариант.

Класс хода

В соответствии с этим параметром выделяют следующие разновидности вилок:

  • короткоходные демонстрируют ход в пределах 25–40 мм, подходят для кроссовых и гибридных байков, прогулочных и городских вариантов транспорта;
  • средние обладают ходом в пределах 50–75 мм или 75–100 мм, могут использоваться для занятий велотуризмом, гонками и активного катания;
  • длинноходные демонстрируют ход в пределах 120–300 мм и даже больше, актуальны для двухподвесных байков, на которых совершаются скоростные спуски DownHill.

Компоновка

На этот параметр обязательно нужно обращать внимание при выборе вилки. Разделяют следующие разновидности механизмов, которые отличаются друг от друга компоновкой:

  1. Обычные вилки чаще всего встречаются с телескопической системой. Длинноходные варианты чаще всего представлены в виде «двухкоронных», в которых ноги соединяются двумя звеньями.
  2. Перевёрнутые вилки также имеют телескопическую систему, но в этом варианте представлено нижнее размещение «поршней» вилок. Таким образом, получилось добиться уменьшения «неподрессоренной массы», а также улучшить сцепление. Такие вилки имеют большой вес и высокую стоимость, да ещё и поршни сильно загрязняются.
  3. К специфическим вилкам относятся многопоршневые, многорычажные, одноногие модели. С виду они кажутся неустойчивыми и ненадёжными, но на практике это совсем не так. Сейчас они создаются из углеволокна, что позволяет создавать лёгкие и прочные конструкции.

Перевёрнутая вилка велосипеда

Способы регулирования

Вилки, которые могут регулироваться по желанию пользователя, ценятся намного больше, чем обычные модели со стандартными настройками. Есть несколько видов регулирования:

  1. Preload, или предварительная нагрузка, заключается в настройке жёсткости пружины. Если выбор падает на недорогую модель Preload, то надеяться на широкие возможности регулирования не стоит. Для изменения жёсткости пружины предусматривается два варианта: внешний регулятор или замена пружин. А также Preload предусматривает изменение скорости отскока вилки или возврата её в исходное положение и скорости сжатия, или compression. Все эти регулировки являются важными и полезными.
  2. LockOut, или блокиратор, является полезной, но вместе с тем и опасной функцией, которой можно пользоваться со знанием дела.
  3. Extension Control, или регулирование длины хода, также требует аккуратного обращения. Если экспериментировать и действовать наугад, то можно серьёзно покалечить вилку.

Важным типом регулирования является первый вариант. Две другие регулировки требуются не всем и не всегда, поэтому за них не стоит переплачивать.

Стандарты

Показатели диаметра трубы на вилке отображаются в дюймах, которые понятны не каждому россиянину. Здесь необходимо запомнить, что в одном дюйме находится 2,54 см. Другими словами, показатель в дюймах необходимо умножать на 2,5. Выделяют четыре стандарта, которые распространяются на все разновидности вилок.

  1. Механизм с диаметром трубки в 1 дюйм относится к старым стандартам, который присутствовал в велосипедах советского производства.
  2. Диаметр 1,8 дюйма является самым распространённым среди современных велосипедов. Этот стандарт является общепринятым и поддерживается всеми производителями велосипедов и комплектующих к ним.
  3. 1,4 дюйма и 1,2 дюйма встречаются редко.

Выбор производителя

Вилка велосипеда Fox

Как подобрать вилку для велосипеда, не ознакомившись с производителями, продукция которых представлена на рынке? Торговых марок очень много и постоянно появляются новые, в основном китайские, но нам ведь нужен качественный продукт, поэтому вашего внимания достойны лучшие.

  1. Начинать рейтинг велосипедных вилок стоит именно с компании Fox. Под этой торговой маркой выпускаются комфортные механизмы, с длительным сроком службы, надлежащим качеством и адекватной стоимостью.
  2. Продукция компании Marzocchi пользуется большой популярностью среди питерских велосипедистов. На территории России располагается целая сеть сертифицированных сервисных центров, в которых можно приобрести расходные элементы на вилки. Среди преимуществ этой продукции находится выносливость, неприхотливость и долговечность.
  3. Серьёзный производитель из Америки Rock Shox, достойный конкурент Marzocchi. Эта продукция хоть и выглядит менее презентабельно, чем многие конкурентные модели, но является совсем неприхотливой и абсолютно непривередливой.
  4. Компания Manitou более 20 лет выпускает велосипедные вилки и делает это весьма успешно. Среди россиян большой популярностью не пользуется, зато в других странах, например в Америке, является более востребованной, чем продукция местных компаний. Вилки-перевёртыши и профессиональные модели часто участвуют в международных соревнованиях и приносят первые места.
  5. Швейцарские вилки представлены компанией DT Swiss. Вся продукция выпускается только в Швейцарии, поэтому качество всегда находится на высоте. Хоть производитель молодой, но дело своё знает, поэтому можно с полной уверенностью выбирать подобные вилки и кататься без проблем несколько сезонов.
  6. Какой рейтинг может обойтись без бюджетных вариантов? Поэтому два последних места мы решили отдать именно таким доступным вариантам, качество которых можно считать приемлемым. Вилки встречаются на стоковых и китайских велосипедах. При бережном обращении они могут служить довольно длительное время.
  7. Рядом с RST можно поставить компанию SR SunTour, которая также занимает нишу в бюджетной группе. Хотя в ассортименте стали появляться и более дорогостоящие модели, например титановые, но российский велосипедист пока не спешит ставить вилки SR SunTour на свои байки.

Пусть выбранный вами элемент служит долго, адекватно ведёт себя на дороге и радует своей безотказной работой. Мы как могли облегчили ваш выбор, вам осталось применить полученные знания на практике.

  • на сайте
  • ВКонтакте

Велосипедные вилки: выбор, отличия, типы, конструкции, материалы

Итак, сегодня мы рассмотрим тему велосипедных вилок с амортизацией — именно они позволяют нам ездить дольше, смягчают удары и повышают комфорт езды.

Если вы уже знаете какой — тип вилки вам нужен, тогда вам будет интересна статья про недорогие вилки на велосипедах до 50 000 рублей.

Амортизационная вилка — это сложная велодеталь, включающая в себя “штаны” — часть к которой крепится колесо и “корону-ноги-шток” — часть, крепящаяся к раме и рулю. Так же она включает в себя картриджи отскока, компрессии, пружины, масло.

То есть, вся обработка неровностей должна происходить как раз между штанами и короной — “ноги” двигаются по направляющим внутри штанов вилки, смазываемые маслом. Масло при сборке вилки наливается в штаны, снизу вилки.

Если ноги работают двигаясь по направляющим в штанах вверх и вниз, то что-то должно это движение смягчать и задавать ему характеристики “мягкости” — на какое давление со стороны колеса вилка отзовется сжатием (гашением удара) и скорости сжатия и разжатия (это называется “отскок”). Скорость отскока регулируется, а в качестве демпфирующего элемента в современном веломире выступают три элемента: стальная (титановая) пружина, обычная пружина, воздух.

Ход вилки обычно от 65 мм до 203 мм. Чем больше хода тем более вилка раскачиваеся и сложнее ехать по ровным поверхностям, но при этом лучше ехать по неровным.

Теперь подробнее об этих элементах. Они задают конструкцию и цену вилок. От этого же зависит и плавность работы и качество вилки в целом.

Пружинные вилки (в качестве пружины — используется стальная пружина, демпфер отсутствует) — почти полностью отсутствует амортизация. Самый бюджетный вариант, отличительная черта — загиб штанов у дропаутов, как на жестких вилках.

Эластомерные вилки (в народе “эластомерки”). (в качестве пружины — стальная пружина, демпфером является элластомер) Вместо картриджа отскока тут находится эластомерная вставка (похожа на плотную резиновую вставку).

Вилка сжимается так быстро, как позволяет мягкость пружины, а разжимается умеренно быстро, отскок на таких вилках не регулируется. Скорость отскока предустановлена и зависит от характеристик эластомерной вставки. . Как пример — RST Launch.

Вилки такого типа буду смягчать неровности, но высокого качества работы от них сложно ожидать. Позиционируются как “бюджетные, любительские модели”

Пружинно-масляные вилки. (пружиной является стальная или титановая пружина, демпфером является масляная система (картридж)). В такой вилке стоит стальная или титановая пружина, подбираемая под вес велосипедиста. Такие вилки не считаются бюджетными.

В данном случае качество вилки значительно выше — это вилки могут быть как “продвинутого любительского уровня”, так и “профессионального”. Здесь за сжатие отвечает пружина, за скорость отскока отвечает отдельный масляный картридж.

Данный картридж представляет набор шайб с отверстиями разного сечения, вращением рычажка настройки отскока площадь сечения этих отверстий снижается или увеличивается, замедляя или ускоряя отскок.

По сути отскок зависит от скорости прохода масла через отверстия картриджа. Например, Rock Shox Sektor TK.

Масляно-воздушные вилки (часто назыются просто воздушные) (в качестве пружины — воздух, в качестве демпфера — масло). Тут роль стальной пружины выполняет поршень, закрепленный в штанах и герметичная воздушная камера в ноге вилки. Поршень двигается в камере, сжимая накачанный в нее воздух.

Конечно же, данная воздушная камера имеет ниппель для подкачки. Давление воздуха внутри камеры определяет мягкость вилки. За отскок, как и с пружинно-масляной вилкой отвечает картридж с маслом. Это вилки также “полупрофессионального-профессионального уровня”.

Примером данных вилок является Rock Shox Revelation Solo-air.

Вцелом, мы разобрались с общей конструкцией вилки. Существует множество технологичных разновидностей:

  • различные покрытия ног вилки(это позволяет снизить трение и улучшить чувствительность вилки);
  • различные картриджи компрессии (компрессия помогает точнее настроить работу вилки — чувствительность к раскачке от педалирования или от проседания в повороте);
  • различные стандарты крепления колеса.

Все это — удорожает конечный продукт, и, соответственно, улучшает пользовательские характеристики.

Но, как это обычно бывает, что-то хорошее стоит дорого — так и вилки: воздушная вилка с регулировкой двух компрессий, под самый современный стандарт крепления колеса, с самым гладким покрытием ног стоит неприлично много. Средняя цена вилки профессионального уровня варьируется от 40 до 150 тысяч рублей, в зависимости.

Обслуживание вилок.

Уровень технологичности вилки напрямую диктует и условия ее обслуживания. Так, эластомерную вилку можно не обслуживать в течении сезона, при повседневном катании по парку. А вот сложную, но очень чувствительную, жесткую и технологичную воздушную вилку для скоростного спуска надо обслуживать каждые 20-30 часов наката, с использованием специальных масел и инструментов.

Проще говоря, в разрезе сферы велосипедных амортизационных вилок, цена указывает лишь на “профессиональный уровень” нагрузок вилки, с частотой сервиса и его тщательностью дела обстоят лучше у эластомерной или пружинно-масляной вилки. Обслуживание вилки тем сложнее, чем больше опций у вилки: дополнительные настройки, карбоновые элементы, новомодные стандарты.

И, конечно, логично предположить, что чем вилка дороже, тем приятнее она работает (при правильной настройке).

Сразу хочется сказать, что покупать новичку вилку самой последней модели — вовсе необязательно: органичное улучшение техники катания велосипедиста должно идти в ногу с апгрейдом его велосипеда.

Начать лучше с обычной эластомерной вилки, или с простенькой воздушной/пружинно-масляной. Переход на улучшенные модели должен происходить исходя из потребности в более качественной работе вилки.

Какую вилку выбрать?

Лучше купить вилку хотя бы полу-профессионального уровня, чтобы в ней была стальная/титановая/воздушная пружина, чтобы была регулировка отскока и компрессии. Это, можно сказать, стандартная классика — относительно недорого, но прибавит комфорта и уверенности в езде. С такой моделью вы будете получать максимум удовольствия от езды, прикладывая минимум лишних усилий!

На затравку — пример работы вилки для даунхилла.

Вам также может быть интересно:

Выбор бюджетной RST, Suntour, RockShox вилки до 50 000 руб.

Об авторе: Дамир Сафин

12 лет в маунтинбайке, перепробовал все типы велосипедов и их подвесок — от обычных кросс-кантри моделей до тяжелых даунхильных велосипедов. Истинный фанат своего увлечения. Способен подбирать комфортную высоту руля в течении 1,5 месяца.

Виды велосипедных вилок

Материал подготовили: Александр ХодзькоЛиповская Юлия

Велосипедная вилка предназначена для крепления переднего колеса и управления байком, посредством взаимодействия с рулём.

Кроме того, она еще и выполняет функцию минимизации отдачи от соприкосновения колеса с различными кочками и остальными неровностями дороги и, соответственно, уменьшает передачу энергии полученного удара на руки.

Интересно, что еще всего лишь пару десятков лет назад байки укомплектовывались в основном жесткими вилками, но в наше время их разнообразие значительно выросло.

В целом все виды велосипедных вилок можно разделить на две большие группы: жёсткие и амортизационные.

Жёсткие вилки, в основном, применяются на скоростных шоссейных велосипедах и на простейших прогулочных моделях. Кроме того, их также используют в комплектации BMX и Street-байков.

В остальном же, тяжело себе представить современный велосипед без установленной амортизационной вилки.

Устройство амортизационной велосипедной вилки

Еслиустройство обычной вилки особых вопросов не вызывает, то с амортизационными моделями все несколько сложнее. Неизменными базовыми составляющими каждой вилки, имеющей амортизирующую функцию, являются пружина и амортизационный демпфер.

Пружина выступает в роли накопителя энергии, полученной от столкновения с неровностью. В процессе сжатия энергия в пружине аккумулируется, а в момент разжатия – высвобождается. Демпфер в свою очередь гасит энергию, высвобождающуюся в момент разжатия пружины.

По большому счёту, особенности взаимодействия пружины и демпфера определяют классификацию велосипедных вилок по типам.

Типы амортизационных вилок

Выделяют пять основных типов амортизационных вилок:

  • Пружинные;
  • Пружинно – эластомерные;
  • Пружинно – масляные;
  • Воздушно – масляные;
  • Воздушные.

Все упомянутые виды широко представлены на отечественном велосипедном рынке. Остаётся лишь определиться с тем, какой тип подойдёт именно Вам, исходя из целей, для которых будет использоваться байк.

Пружинные вилки

Самое широкое применение получили вилки, укомплектованные амортизаторами с витыми металлическими пружинами из титана и стали.

Это надёжные механизмы, однако, в связи с большим количеством производителей и, как следствие, низкопробных подделок, невозможно спрогнозировать как поведут себя приобретенные изделия, так как пружины в некоторых вилках в ходе эксплуатации могут буквально деревенеть или наоборот ослабевать и становиться чрезмерно мягкими.

Из недостатков данного типа можно отметить отсутствие возможности регулировки и сравнительно большой вес, поэтому данный тип лучше всего подойдет для любителей покататься за пределами города, но не для профессиональной езды.

Пружинно-эластомерные вилки

Так же как и пружинные, пружинно-эластомерные модели укомплектованы амортизаторами с витыми металлическими пружинами, но при этом еще оснащены демпферами из эластомера (резины), предназначенными для гашения ударов.

Этот тип достаточно неплохо себя зарекомендовал, ведь эластомер хорошо гасит удары и не даёт пружине слишком резко разжиматься. Главным их недостатком является лишь плохая переносимость морозов. Эластомер в низкотемпературной среде затвердевает и быстро разрушается.

Пружинно-масляные вилки

Масло, в которое помещены пружины, выступает в данном типе в качестве демпфера. Благодаря этому, обеспечивается плавно-поступательное движение амортизатора, без отдачи и резких рывков.

Такие вилки отлично переносят большие нагрузки и служат достаточно долго. Обычно их выбирают для экстремальной езды опытные райдеры.

Если вес велосипедиста находится в пределах 80 – 100 кг, а именно на такую среднестатистическую массу рассчитаны вилки данного типа, то эта модель станет просто идеальным вариантом. Из недостатков такой вилки можно отметить лишь немалую стоимость.

Воздушно-масляные вилки

Отличной альтернативой вилкам с металлическими пружинами стали модели с воздушными камерами. В таких конструкциях сжатый воздух выступает в качестве пружинящего элемента, а роль демпфера выполняет масло.

Регулировка таких вилок производится в идеальной точности под ездока, а вес, по сравнению с остальными моделями – значительно меньше.

Из негативных моментов, свойственных таким механизмам, можно отметить плохую реакцию на низкие температуры и необходимость возить с собой насос для возможной подкачки, а также высокая стоимость.

Воздушные вилки

Воздушные вилки – хороший вариант для не слишком взыскательного велолюбителя.

Роль пружины здесь выполняет сжатый воздух, и он же выступает в роли демпфера. Отличительной чертой таких вилок является малый вес.

Рекомендации по выбору и покупке вилки

Подбирая вилку, Вы должны приблизительно представлять себе в каких условиях она будет эксплуатироваться и для какой езды предназначена. Для этого достаточно запомнить: жесткие вилки хорошо подойдут для покатушек по ровным шоссе и прогулок по городу, а амортизационные – для более экстремальной езды по неровным дорогам.

Кроме того, обращайте внимание на товарный знак производителя и старайтесь выбирать проверенные марки. Будьте внимательны: на рынке множество подделок под известные бренды и иногда это можно заметить по одной-двум отличающимся буквам в названии фирмы.

Также, по возможности, рекомендуем делать покупки в специализированных магазинах, где Вам предоставят гарантию на изделие.

Классификация велосипедных вилок по типу амортизации

Передняя вилка, это очень важная деталь велосипеда, да еще и не самая дешевая, поэтому, чтобы сделать правильный выбор, я вам расскажу об основах деления велосипедных вилок. В этом выпуске мы поговорим не о фирмах-производителях вилок, и не о строении вилок.

“Классическая” аммортизационная вилка

Классификация по типу аммортизации:

– Жесткая вилка. Используется в шоссейных велосипедах, городских, фиксах и велосипедах отдельных гравити дисциплин. Бывает двух подтипов – с прямыми перьями и изогнутыми.

Прямые используются в основном на треках, так как совершенно не амортизируют удары и все нагрузки передают напрямую на суставы.

Изогнутые обладают небольшой степенью гашения ударов и используются на городских и циклокроссовых велосипедах.

Пример карбоновой жесткой вилки

– Мягкая вилка. Это нечто среднее между классической амортизационной вилкой и жесткой вилкой. Ход такой вилки не превышает 50мм, обычно 30-40 мм.

Данная конструкция относительно новая в серийном велостроении и отличается от «классических» вилок, тем, что кинетическое усилие передается на амортизатор напрямую, а ось вращения отнесена в сторону каретки, эксцентрирована.

Неклассическая “мягкая” вилка

– Пружинная вилка. Самый дешевый вариант «классической» (мотоциклетной) вилки. В обеих ногах стоят простые пружины, а из регулировок данная вилка имеет только одну – preload, да и то не всегда. Никакого демпфера в вилке нет. Сама вилка очень тяжелая, работает плохо и недолго.

– Пружинно-эластомерная вилка. Самый дешевый вариант вилки, имеющей демпфер. В случае с этой вилкой – это эластомер, резинка. Существует множество подвидов, имеющих разные пружины и настройки: регулировка скорости отскока, preload, а так же блокировку.

Механизмов блокировки существует три основных вида: удаленная на руле или раме, механическая (работает только без нагрузки), гидравлическая (может работать под нагрузкой).

Для тех, кому нужна рабочая аммортизация передней вилки – это тип самый оптимальный, к тому же самый массовый на стоковых велосипедах в ценовой категории до четырехсот долларов.

– Пружинно-масляная вилка. Это следующий тип «классической» вилки, которые отличается от эластомерной наличием в одной ноге не пружины, а масляного картриджа, который и выполняет роль демпфера. Я не встречал за свою практику пружинно-масляную вилку без регулировки скорости отскока и блокировки.

Вилка идет в стоке на велосипедах от четырехсот долларов, но не у всех производителей. Работает лучше эластомерной в несколько раз, но не сильно выигрывает по весу, да и по цене тоже (если сравнивать с хорошей эластомерной).

Часто служит переходным этапом для тех, кто вырос из пружинной и пружинно-эластомерной вилки, но не может позволить себе воздушную сразу.

Примерно так выглядят пружинно-эластомерная, пружинно-масляная и оба варианта воздушек

– Однокамерная воздушная вилка (solo air). Когда вы слышите в разговоре упоминание воздушной вилки, скорее всего речь идет об однокамерке. Среди воздушных вилок это самый распространенный тип.

По строению тут все просто, в одной ноге – масляный картридж, в другой – воздушная камера, которую накачивают насосом высокого давления, что и позволяет регулировать мягкость работы вилки. Картридж же и является демпфером.

Минус такой конструкции в том, что объем воздушной камеры довольно небольшой и при динамических нагрузках очень быстро достигается предел сжатия воздуха, делая вилку «каменной».

Правда стоит заметить, что даже самая плохая воздушка весит меньше пружинно-эластомерной или пружинно-масляной вилки, да и работает на порядок лучше. Самый оптимальный баланс по соотношению цена/качество работы.

– Двухкамерная воздушная вилка (double air). Довольно редкий и спорный тип вилки, где в обоих нога стоит по воздушной камере. Где насосом регулируется и preload и скорость отскока.

Спорность конструкции заключается в том, что практически перед каждой поездкой регулировки надо настраивать снова, так как в зависимости от окружающей температуры воздух внутри камер либо сжимается, либо расширяется.

Двухкамерка весить чуть меньше однокамерки, но стоит на порядок дороже и если вы не активный райдер, то разницу работы воздушных вилок не оцените.

– Fatty (Фатти). Уникальная разработка амортизационной вилки от бренда Cannondale. Очень необычная по конструкции вилка, которая хорошо подойдет для кросс-кантри. Характеризуется плюшевостью работы, камера нагнетания чуть меньше, чем lefti (о ней речь ниже), но конструкция на порядок проще, а значит цена дешевле.

Вот так выглядит fatty

– Одноногая воздушная вилка (lefti). Это вилка, разработанная и запатентованная фирмой Cannondale. Как понятно из названия, у этой вилки всего одна нога, левая, в которой находится воздушная камера большого объема, что позволяет настраивать вилку под совершенно различные стили катания.

Плюс большого объема камеры заключается в том, что вилка становится более “плюшевой” и предел хода, прежде чем вилка «каменеет», увеличивается в несколько раз. Вилка очень дорогая, очень специфичная и встает только на велосипеды марки Cannondale.

Большие плюсы lefti – повышенная торсионная жесткость, маленький вес, широкая вариабельность настроек.

Разновидности моделей lefti

– Параллелограммная вилка. Это самый редкий тип велосипедной вилки. Делается ограниченными партиями, стоимость ее начинается от тысячи евро за штуку. По строению эта вилка совсем не похожа на «классическую» вилку. Что, собственно, должно быть понятно по названию.

Плюсы – вилка безумно мягкая, «плюшевая», но обладает пониженной торсионной жесткостью. Но главным плюсом является то, что вилка прекрасно отрабатывает мелкие неровности и не клинит, да и большие неровности она отрабатывает точнее и мягче. К тому же нет дурацкого раскачивания при педалировании, присутствующего на всех остальных типах вилок, кроме жестких.

С точки зрения работоспособности этот вариант один из самых лучших, но отнюдь не по цене.

Паралеллограммная вилка look

Пожалуй, на этом мы можем закончить классификацию по типу аммортизации вилок. В этой статье я рассмотрел лишь серийно производимые вилки, не касаясь хэндмейдов.

Благодарю за внимание, до новых встреч.
Алексей Евдокимов

Амортизационные вилки для велосипеда — виды и типы амортизационных вилок

В наши дни, трудно представить горный, ну и вообще велосипед (кроме скоростных шоссейных), на котором не установлена амортизационная вилка.

Благодаря таким вилкам, переднее колесо велосипеда способно плавно преодолевать ухабы и ямы на пути, что позволяет проще и с легкостью контролировать байк, при преодолении дорожных препятствий, неровностей — значительно повышается комфорт езды. Что кается минусов таких вилок, это их высокая цена, в зависимости от качества и различных типов примочек.

Еще одним минусом является их вес, они гораздо тяжелее своих «собратьев» — жестких вилок. Также к минусам следует отнести такой фактор, как потеря энергии при раскачки, при кручении педалей, так как часть передаваемого усилия при нажатии на педали — поглощает амортизация.

Что касается последнего минуса, то уже на вилках среднего класса могут присутствовать различные регулировки жесткости или LockOut — полная блокировка вилки, которую можно задействовать при движении по шоссе или ровной дороге. Большинство современных амортизационных вилок имеют рулевую трубу диаметром 1 и 1/8 дюйма.

В велосипедах среднего класса, используется как правило стандарт 1/8 дюйма. Эти стандарты поддерживают производители велосипедных рам и рулевых колонок.

  • пружинные
  • пружинно-эластомерные
  • воздушные
  • масляно-воздушные
  • масляно-пружинные

Пружинные велосипедные вилки — к ним относятся дешовые вилки, конструкция которых содержит одну или две пружины. Как амортизатор такие вилки не работают, поскольку отсутствует демпфер, но все равно добавляют комфорта в езду. В таких вилках может быть настройка жесткости Preload +/-.

Пружинно-эластомерные амортизационные велосипедные вилки — в таких вилках помимо стальной пружины установлен стержень из полимерного материала, он выполняет роль демпфера. Эти бюджетные вилки могут иметь регулировку Preload и LockOut.

Воздушные амортизационные вилки — в них роль демпфера и амортизатора воздух, которых закачивается в вилку насосом. При длительной и агрессивной эксплуатации могут пропускать воздух из-за износа манжет (теряет плотность). Имеют регулировку Preload и Rebound в широком диапазоне, также может быть LockOut.

Масляно-воздушные — в таких вилках в роле демпфера играет роль заполненный маслом картридж, а пружиной служит накачанный воздух.

Масляно-пружинные вилки — также демпфером служит масляный картридж, а пружина изготовлена из прочной стали. Одни из самых надежных и дорогих велосипедных вилок. Имеют различные настройки жесткости и блокировку.

Preload — предварительная нагрузка, настройка жесткости пружины. В дешевых вилках как правило не сильно заметно влияет на реальную жесткость вилки.

Rebound — отскок / отбой. Данная настройка регулирует скорость отскока вилки — возврат в исходное положение.

Compression — регулирует скорость сжатия вилки, обратная величина отскоку (Rebound).

LockOut — блокировка хода вилки велосипеда. Становится жесткая, удобно использовать на ровной дороге.

  • Обычные
  • Перевернутые
  • Специфические

Обычные — самые популярные широко используемые велосипедные вилки, сделаны по принципу телескопа — две трубы разного диаметра ходят друг в руге.

Длинноходные вилки такого типа выполняются как правило в виде двухкоронной вилки — два звена соединяющих штаны (ноги) вилки.

Перевернутые — такие вилки также сделаны по принципу телескопа, только амортизационные поршни вилки находятся в низу. Специфические — к таким относятся вилки с многорычажной и много поршневой системой. К ним еще относят вилки с одной ногой.

Короткоходные — ход в таких вилках от 25 — 30мм, используются для кроссовых, прогулочных и городских велосипедов.

Средние — ход составляет 50 — 100мм, используются на велосипедах для туризма, активного катания и Cross-Country.

Длинноходные — ход вилки от 120 — 300мм и более, для специализированных двухподвесных велосипедов для агрессивной езды и спуска DownHill.

Как устроена велосипедная вилка?

Типы велосипедных вилок

Велосипедные вилки появились практически сразу с изобретением велосипеда, так как именно таким способом было удобно крепить управляемое колесо, однако изначально она была просто местом крепления колеса, сейчас же с ее помощью доступна настройка амортизации велосипедного хода. Со временем они модернизировались и улучшались, но принципиально не менялись. Сегодня велосипедные вилки делаются из разных материалов от алюминия и карбона до титана и магниевого сплава.

Основные отличия вилок колеса

Амортизационная вилка

Амортизационные или мягкие вилки позволяют колесу аккуратно приспосабливаться к неровностям трассы с максимальной сохранностью конструкции велосипеда. В отличие от амортизационной модели ригид, жесткая не предназначена для сглаживания серьезных неровностей, а стало быть велосипеды с ней на очень неровных трассах будут подвержены поломкам. В статье будет боле подробный разбор каждой из типов вилок.

Модели различаются по размеру колеса, так что выбор вилки определяет диаметр колес. Для колес разного диаметра нужны разные вилки. Так как диаметры колес для горных, городских и триальных велосипедов различается, то и устройства для них нужны разные.

Для амортизационных вилок важна амплитуда хода. Чаще от 80 до 200 мм. Для фрирайда и даунхилла достигает 300 мм. Разбор этого параметра не является основной целью нашей статьи, стоит лишь указать, что он важен для профессионалов, связывающих свою жизнь с велосипедом. Обычному городскому пользователю вряд ли эти тонкости пригодятся, но для спортсменов, которым важна тонкая настройка велосипедов, этот параметр очень важен.

Еще одно важное отличие в устройстве велосипедных вилок — тип крепления тормозов. Большинство современных вилок оснащены устройством тормозов типа PM (Post Mount), так что тут пользователю почти не предоставляется выбор. Для ободных: стандартное крепление «под 2 болта», менее распространенное «под 4 болта» (используется в велотриале) и крепление «на 1 болт» для клещевых тормозов (устанавливаются на дорожные велосипеды).

Штоковое расстояние колеблется у передней вилки от 1 до 1,8 дюймов. Это еще одно отличие вилок для городских и горных велосипедов, так как вторые обладают большими шинами, а значит, узкая модель просто не даст возможности нормально двигаться колесу. Вам не удастся спокойно поменять вилку одного велосипеда на устройство другого, если диаметр их колес и тип различаются.

Жесткие и мягкие вилки

Жесткий тип вилки

В чем основное отличие жесткой велосипедной вилки от мягкой по устройству? Прежде всего, жесткая модель — это грубо говоря, три трубки, которые скреплены жестким креплением сварки, при таком устройстве настройка работы велосипеда в условиях неровностей дорог минимальна. Весьма популярная модель — шоссейная. Отлично подходит для ровных европейских дорог, но очень неудачный выбор для неровных трасс, так как в силу тонких изогнутых “ног” болезненно реагирует на любые перепады дорожного покрытия. Так что при езде по российским дорогам запросто можно сломать и “ноги” вилки и вследствие аварии собственные конечности.

Если выбирать жесткую модель для наших условий, то стоит ориентироваться на прямую вилку, сваренную из более толстых труб. В силу конструкции она менее подвержена поломке при попадании в ямы и канавы. В общем-то, эту модель фактически невозможно убить. Она не требует сложной переборки или иного обслуживания. Деталь из разряда “поставил и забыл”. Правда, собственный скелет вы при такой вилке, конечно, не убережете, так как амортизировать будете собственным телом. И дрожащие руки в конце поездки станут наименьшим из зол путешествия. Хоть сколько-то позволяет скомпенсировать несовершенство устройства этой модели карбоновый руль, который дает небольшую амортизацию.

Амортизационные вилки

Устройство амортизационной вилки

Амортизационные вилки велосипеда устроены более сложно, но в отличие от жестких вилок им доступна регулировка. Выбор этой модели предполагает, что вы планируете активно заниматься велоездой по неровным трассам. Во-первых они бывают разными по типу: пружинные, пружинно-эластомерные, воздушные. Для того, чтобы вилка имела возможность “проглатывать” препятствия используются материал способные к сжатию и материалы, которые не дают возможность после преодоления препятствия резко принимать исходное положение.

Для плавного проседания в конструкции мягкой модели используется либо пружина, либо воздушный или воздушно-масляный поршень. Для плавного выхода в исходное положение используют эластомер — специальный картридж или воздушную камеру. Устройства сжатия и возврата в исходное положение ставятся в разные “ноги” вилки, создавая, таким образом, корректно работающую конструкцию. Таким образом, осуществляется плавная регулировка “хода”.

  • Самая простая амортизационное устройство, очевидно, пружинное. Дешево и сердито.
  • Следующие по степени простоты — пружинно-эластомерные модели. Они неприхотливы. Неплохо работают на очень неровных трассах (для любителей езды по бордюрам очень интересный вариант), но при этом на брусчатке или гравийной трассе такая модель мало чем будет отличаться от жесткой.

Нужно сказать, что большая часть велосипедов, продаваемых в наших магазинах оснащены или пружинными, или пружинно-эластомерными вилками. Такая модель помогает удешевить конструкцию велосипеда, но она требует ухода и сезонного ТО с чисткой и заменой масла.

Воздушный тип, в основном относится к спортивному типу. Эти модели отлично реагируют на все неровности покрытия, по которому движется велосипед. Однако, это верно только для тех, кто весит меньше 100 кг. При большем весе вилка может не отреагировать адекватно на особенности дорожного полотна. В принципе, воздушная модель может быть настроена для любого типа езды и практически любых особенностей ездока и эта регулировка позволяет ей быть оптимальным выбором для большинства велолюбителей и профессионалов. Так же, как и пружинные, воздушная требует ухода и ТО хотя бы раз в сезон. Модель удобная, но явно не бюджетная.

Если велосипед вам нужен только для поездок по городу и небольших загородных прогулок, то качество вилки и ее тип не так уж важен. В принципе даже на самой простой вилке нетрудно и удобно ездить по этим маршрутам. Кроме того, при желании и сам велосипед, и вилку на нем можно поменять.

Для турпоездок, езды по загородным не асфальтированным трассам, спортивных маршрутов, амортизационная подвеска весьма желательна. Пружина будет работать более линейно чем воздушная. В поездках не придется беспокоиться о том, что вилка травит воздух, не нужно будет возить насос для вилки. Ведь в туристических маршрутах не всегда возможна доступная качественная регулировка. Если же вы нацелены на спорт, берите пружинную или воздушную, жесткую модель можно использовать как правило только в триале.

Как выбрать амортизационную вилку для горного велосипеда?

Г орные амортизационные вилки бывают разных видов, особенно когда дело касается путешествий, способности к смягчению ударов, жесткости и веса. И мы еще даже не говорим о цене, которая варьируется от 8000 до 80000 рублей.

Все это показывает, насколько важно знать, что именно искать и на что обращать внимание при покупке новой вилки.

Что нужно знать перед покупкой?

Путешествия

Горный велоспорт очень разнообразен, поэтому амортизационная вилка создается специально для каждого вида велосипедов:

  • для кросс кантри 80-120 мм,
  • для трейл-байка 120-140 мм,
  • для эндуро и ол-маунтин 150-170 мм,
  • для даунхиллов 180-120 мм.

передние вилки велосипеда

Цена вопроса

К сожалению, бюджетных вилок, которые и жесткие, и с хорошей амортизацией, при этом имеют небольшой вес, очень мало. Существуют более дешевые модели попроще, но они не обеспечивают хороший контроль при сильных ударах.

Сейчас очень заметен прогресс в контрольных стандартах и стабильности в цене. Но как только возникнет вопрос о покупке вилки, будьте честны с собой. Насколько важен велоспорт, комфорт и результаты? В целом, не беспокойтесь, качество и надежность стандартных вилок улучшилось.

Контроль

Если посчастливилось вставить вилку, сделайте минимальную установку, если тренируетесь непрофессионально день через день. Если вы настоящий механик который готов провести за ремонтом часы, тогда лучше всего установить вилку с полным спектром регулировок.

Сила/вес

Также стоит подумать о том, насколько сильная вилка необходима, или вы просто потом будете таскать лишний вес. Легкие жесткие вилки подойдут для вездеходных велосипедов, а роскошные оправдают тяжесть у прогрессивных толкачей. Сложно понять какая вилка подойдет, поэтому лучше послушать рекомендации производителя.

Совместимость

Большинство современных амортизационных вилок используют суженные трубы, размером 1.5 дюйма у короны и 1.125 дюйма у выноса.
Стоит также рассмотреть три вида стандарта оси: 9-миллиметровые; большинство вездеходов используют 15 мм; для более долгих поездок обычно используются 20 мм.

Анатомия вилки

анатомия вилки велосипеда

Демпфер. Без демпфера вилка просто будет подпрыгивать вверх и вниз. Движение вилки контролируется движением масла. Размер дыр и скорость движения масла можно контролировать или демпфировать удар. Так гасятся колебания (демпфер сжимается и медленно возвращается в первоначальное положение). Высокоскоростной демпфер справляется с приземлениями после прыжков.

Ось. На ось устанавливаются подшипники для вращения. Ось находится на месте, а вращение происходит вокруг нее. Обычно предлагают ось с 15-20 мм. Она увеличивает жесткость вилки. Если вы планируете улучшать велосипед, рекомендуем начать с оси. При этом не забудьте, что переднее колесо должно быть совместимо с осью.

Словарь терминов

Воздушная пружина – вилка, использующая сжатый воздух, чтобы действовать как пружина. Оказывает сопротивление ударам.
Пневморазгрузка – дополнительный воздух, улучшающий работу пружины.
Анодирование – процесс, при котором образуется защитная оксидная пленка на поверхности металла. Такая пленка защищает металл от коррозии, хорошо удерживает краску.
Пузырь – гибкая сумочка для демпфирующего масла.
Продувочное отверстие — клапан, который только открывается, когда нагрузка на структуру слишком превышена.
Нижний предел – полное сжатие амортизации.
Арка – соединяющий мостик между двумя нижними ножками.
Переходник – скользкие подшипниковые узлы внутри нижней части ножек, которая скользит верх и вниз.
Картриджный подшипник – отсек, обычно используемый в вилках, чтобы сохранить масло демпфирования изолированным от смазочного масла и минимизировать загрязнение от грязи и воздуха, контролируя консистенцию.
Кавитация — воздушная яма или пустота в масле, вызывающая внезапную остановку демпфирования.
Круговорот – маршрут, по которому идет масло демпфирования через клапаны и отверстия.
Пружина – обмоточная металлическая пружина.
Сжатие – сокращение вилки, поглощающее удар.
Демпфирование – цепь клапана, в котором пропускается масло, когда вилка сжимается и расправляется. Это уменьшает силу удара.
Погружение – амортизация, идущая вниз через сжатия без потребления энергии.
Позиция чувствительного демпфирования — демпфирование, которое изменяется, когда вилка проходит через свой ход.
Стук — любая слабость или колебание в вилке.

Нагрузка — сила, переданная в вилку камнями, приземлениями, и т.д.
Платформа — медленное сжатие демпфирования, которое ‘сдувает’ нагрузку, чтобы управлять вилкой.
Пренагрузка – дополнительное давление, оказанное на пружину, чтобы вилка двигалась.
Дисковый тормоз – легко регулируемый тормоз двумя неподвижными колодками.
Зазор вилки – характеристика вилки, влияющая на маневренность велосипеда. Чем меньше зазор, тем лучше маневренность.
Наконечник пера вилки – кусок металла, где располагается ось колеса.
Уход вилки – расстояние между точкой соприкосновения переднего колеса до точки соприкосновения с землей.
Ход – максимальное вертикальное расстояние, на которое вилка может сжаться при поглощении удара.
Прилипание – трение между верхней и нижней частью ног вилки, поглощающее удары.
Подпорка – трубы в верхней части вилки, по которым скользят ноги вверх и вниз. Разные производители используют разное покрытие, чтобы предотвратить трение.
Отскок (отбой) – регулировка вилки, используемая при разных типах езды. На асфальте его нужно закручивать, чтобы вилка сильно не вибрировала. А на грунтовых дорогах – откручивать, чтобы вилка лучше справлялась с неровностями.

Источники:

https://pro-veliki.ru/remont-i-obsluzhivanie/kak-snyat-razobrat-i-smazat-vilku-velosipeda.html
https://spiegelstudio.ru/zapchasti/raznovidnosti-i-ustrojstvo-vilok-dlya-velosipeda-vsyo-o-velosporte.html
http://yvelo.ru/zapchasti/velosipednaya_vilka_ustrojstvo.html
https://velosmak.ru/kak-vybrat-amortizacionnuyu-vilku-dlya-gornogo-velosipeda