Основные обязанности и права велосипедиста
С появлением моды на здоровый образ жизни в городе появляется все больше и больше велосипедистов. Конечно, такой тип транспорта удобен и имеет некоторые преимущества перед автомобилем, но главный его минус — это сезонность. В пору, когда велосипедисты активно используют свой транспорт, нередко на дороге случаются конфликтные ситуации. Для того, чтобы их избежать, права и обязанности велосипедиста должны соблюдаться неукоснительно. Команда издания «АвтоФемида» подготовила для вас материал, который расскажет вам о правилах поведения велосипедистов и других участников дорожного движения.
Обязанности велосипедистов
Велосипедисты обязаны следить за исправностью велосипеда
Велосипедисты обязаны следить за исправностью своего двухколесного средства и поддерживать его хорошее техническое состояние. Перед выездом на велосипеде стоит проверить исправность тормоза и звукового сигнала. Испорченные тормоза могут создать угрозу жизни всем участникам движения и самому велосипедисту, поэтому их нужно регулярно осматривать.
Звук звонка на велосипеде является предупреждением для пешеходов, находящихся вблизи. При езде в ночное время, а также в период плохой видимости из-за погодных условий, велосипедисту необходимо включать освещение.
Для этого впереди крепят фаровый источник, а сзади оснащают велосипед маячком и ярко-красным световозвращателем. В области передней и задней фары необходимо прикрепить фонари или оранжевые светоотражатели. Разрешается монтаж задних ярко-красных огней сбоку.
Велосипедисты обязаны держаться правой границы дороги
Велосипедисты обязаны держаться правой границы дороги и двигаться в одну шеренгу с остальными веловодителями. Предыдущие редакции правил дорожного движения обязывали велосипедистов держаться от обочины на расстоянии 1 м. В современных правилах такой пункт отсутствует.
Чтобы обогнать другой велосипед, либо телегу, велосипедисту можно ненадолго отдалиться от правосторонней линии дороги. При объезде препятствия велосипедисту рекомендуется держаться на некотором расстоянии, чтобы не вызывать опасных ситуаций на дороге. Во время обгона или объезда велосипед должен находиться слева от другого транспорта.
Перед совершением какого-либо маневра велосипедисты обязаны подать предупредительный знак
Перед совершением какого-либо маневра, велосипедисты обязаны подать предупредительный знак, даже при отсутствии сзади него другого транспорта. До начала поворотного маневра или торможения велосипедист обязан сделать предупредительный жест при помощи руки. Такой жест необходимо подавать заблаговременно, чтобы двигающийся сзади водитель смог вовремя снизить скорость.
Правила дорожного движения предусматривают подачу велосипедистом 3 групп оповещений. Чтобы совершить правый поворот или перестроение, велосипедисту нужно вытянуть по направлению поворота либо правую, либо левую руку. Когда совершается левый поворот или перестроение, то велосипедисту необходимо вытянуть по направлению поворота согнутую под углом 90◦ правую или левую руку. Для торможения или резкого снижения скорости велосипедист должен поднять выпрямленную руку вверх.
Если водители велосипедного средства двигаются большой колонной
Между группами существуют сигнальные жесты, которые предупреждают об опасности при управлении. Когда на дороге есть выбоины или препятствия слева, то велосипедисты передней группы переводят книзу левую руку, а если вниз опущена другая рука, то тогда препятствие будет справа. Начальный сигнал подает передний велосипедист, а затем все участники группы повторяют такой знак. Это предупреждение необходимо сделать заранее, чтобы задние группы смогли вовремя среагировать и передать сигнал другим участникам колонны.
Основные обязанности велосипедистов
Согласно статье №24.2 ПДД, с возраста 14 лет и старше, велосипедист может совершать движение по правому краю дороги в случаях отсутствия специально выделенной велодорожки. Также граждане вправе передвигаться по проезжей части, разделяясь на колонны по 10 человек в ряд или в составе 10 пар, если ширина занимает не более 0,75 м дороги (п. 24.5).
При отсутствии возможности двигаться по правой стороне автомагистрали, водитель двухколесного средства может переместиться на пешеходную дорожку, и продолжить езду если нет отдельно очерченной велодорожки. К велосипеду может быть прикреплен прицеп, если конструкция данного ТС предусматривает его наличие.
К обязательным требованиям, которые должен соблюдать водитель согласно ПДД для велосипедистов, относятся следующие:
- на проезжую часть дороги вправе выезжать только граждане старше 14 лет;
- велосипед должен быть в исправном состоянии и специально оборудован: яркие красные или оранжевые светоотражатели на каждом колесе; на передней части велосипеда должен располагаться фонарь и светоотражатель белого или желтого цвета; на задней панели – светоотражатель красного цвета; транспорт должен быть снабжен клаксоном для подачи предупреждающих сигналов; иметь исправную тормозную систему; общая ширина велосипеда, включая прицеп, не может превышать 1 м;
- правило остановки перед пешеходом в установленных местах распространяется на велосипедиста, как и на любого автомобилиста;
- при необходимости пересечь пешеходный переход перпендикулярно линии дорожного движения, велосипедист обязан ускориться.
Пункт 24.2 ПДД допускает возможность движения велосипедиста по обочине, при наличии помех по правому краю дороги и при отсутствии велодорожек. По правилам дорожного движения допускается перевозка ребенка до 7 лет в сопровождении взрослого велосипедиста в велоколяске, прицепе или на дополнительно оборудованном сиденье.
Основные моменты правил дорожного движения для велосипедов
Движение велосипедов (как и любых других транспортных средств) по тротуарам и пешеходным дорожкам запрещено (ПДД п.11.3), но на практике к велосипедистам на тротуаре относятся достаточно снисходительно.
Колонны велосипедистов при движении по проезжей части должны быть разделены на группы (до 10 велосипедистов в группе) с дистанцией движения между группами 80-100 м (ПДД п. 6.4). Велосипедисты, двигаясь группами, должны ехать один за другим, чтобы не мешать другим участникам дорожного движения.
Во время движения про проезжей части, перед началом движения, остановкой, перестраиванием, поворотом или разворотом велосипедисты обязаны подавать предупредительные сигналы, а именно:
- поворот или перестроение направо: вытянутая правая рука, либо вытянутая и согнутая в локте левая*.
- поворот или перестроение налево: вытянутая левая рука, либо вытянутая и согнутая в локте правая*.
- остановка: поднятая вверх рука (любая).
На перекрёстках действуют обычные правила приоритета. Так, автомобиль, двигающийся по второстепенной дороге, должен уступить велосипеду, двигающемуся по главной (ПДД п.10, п. 16). На нерегулируемом перекрестке равнозначных дорог преимущество имеет безрельсовое транспортное средство, у которого нет помехи справа, то есть на таком перекрестке приближающийся слева автомобиль должен уступить дорогу велосипедисту.
Но на нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрёстка, водители велосипедов должны уступить дорогу всем транспортным средствам, движущимся по этой дороге (ПДД п.6).
При поворотах следует учитывать также то, что поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения. При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.
Права и обязанности велосипедиста на дороге в соответствии с ПДД
Основные обязанности и права велосипедистов
В обязанности велосипедистов входит содержание своего транспортного средства в исправном техническом состоянии. Велосипед должен быть с исправным тормозом и работающим звуковым сигналом. Звонок требуется для предупреждения пешеходов о приближении велосипеда.
Осуществлять движение ночью по дороге или во время дождя, тумана или снега, то есть в условиях недостаточной видимости, разрешается только с освещением. Спереди на велосипед устанавливается фара или дополнительно белый световозвращатель, сзади — фонарь и обязательно красный световозвращатель, по бокам (ближе к передним и задним габаритам) — фонарики или световозвращатели оранжевого цвета, также разрешены задние боковые огни красного цвета.
Велосипедист должен осуществлять движение как можно ближе к правому краю дороги и только в один ряд с другими байкерами.
Во время обгона другого велосипедиста или гужевой повозки, а также объезда стоящего транспорта требуется кратковременно удаляться от правого края дороги. Объезжать препятствие требуется как можно дальше, особенно остановившийся автомобиль, ведь из него в любой момент может начать выходить водитель, широко распихнув дверь.
Обгон или объезд нужно совершать только слева.
Предупредительные знаки велосипедистов
В обязанности велосипедиста входит подача предупредительных сигналов перед каждым маневром, даже если сзади нет движущегося транспортного средства. Перед любым поворотом или перестроением и до торможения водитель велосипеда обязан подать предупредительный сигнал рукой, и, что важно, заблаговременно до начала вращения руля или нажатия на тормозные рычаги.
В ПДД предусмотрены следующие сигналы, подаваемые рукой:
- сигнал правого поворота или перестроения — вытянутая в направлении поворота правая рука либо левая, выставленная от себя и согнутая в локте под прямым углом;
- сигнал левого поворота или перестроения — вытянутая в направлении поворота левая рука либо правая, выставленная от себя и согнутая в локте под прямым углом;
- сигнал торможения — поднятая вверх и выпрямленная в локте левая или правая рука.
Подав сигнал рукой, вы не получаете никакого преимущества в движении, поэтому всегда убеждайтесь в том, что сзади едущий участник движения понял ваши намерения и не начал обгон.
Если рядом с дорогой есть велосипедная дорожка, водители велосипедов должны передвигаться только по ней. О наличии её сообщает круглый дорожный знак с былым велосипедом на синем фоне. А если велосипедная дорожка частично разрушена, засыпана строительным мусором или занята припаркованными автомобилями, тогда эти заторы велосипедист может объезжать по проезжей части дороги.
При движении в колоннах водители велосипедов обязаны двигаться только в один ряд по дороге группами по 10 человек. Расстояние между группами – 80-100 метров для облегчения обгона автомобилями.
Права и обязанности велосипедиста
Правила дорожного движения распространяются на всех его участников, в том числе и на велосипедистов, поведение которых на дороге должно соответствовать установленным нормам и требованиям.
К числу основных предписаний можно отнести:
- трезвость;
- отказ от использования мобильного телефона во время движения;
- движение согласно установленному направлению;
- соблюдение правил разворота (не пересекать сплошную разделительную полосу) и т.д.
К числу закрепленных правилами прав велосипедистов относятся:
- право беспрепятственно осуществлять движение по специально отведенным трассам (дорожкам/полосам);
- при отсутствии специальных мест для движения, передвигаться по проезжей части (как можно правее).
Какие обязанности велосипедиста
Исправность транспортного средства (велосипеда). Важно регулярно проверять рабочее состояние тормозной системы, а также устройства звукового оповещения. При движении в темное время суток или в условиях плохой видимости приобретает актуальность исправность системы освещения (фары, световозвращателей, боковых фонарей).
Сигнализировать о проведении маневра. Сигналы (закрепленные в ПДД) подаются руками заблаговременно. Их цель – предупредить других участников движения о намерениях маневрировать (обгон, поворот, разворот, торможение).
Правила движения велосипедиста по специальной дорожке
Если по маршруту следования имеется оборудованная и обозначенная знаками велосипедная дорожка, то велосипедисту надлежит передвигаться только по ней. Исключение составляет наличие препятствий или повреждений, которые разрешается объезжать по проезжей части.
Групповое движение велосипедистов в колонне
Движение групп велосипедистов должно выполняться колонной не более 10 человек друг за дружкой или несколькими группами на расстоянии не менее 100 метров. Такое размещение на дороге помогает предотвратить ДТП, а также облегчить езду автомобилям.
Ответственность велосипедистов за нарушение ПДД
Основным взысканием за нарушения ПДД является штраф. Фиксация проступка и оформление протокола выполняется сотрудником ГИБДД. Для предотвращения нарушений правил движения и снижения рисков получения травм водителям велосипедов следует быть особенно внимательными на городских улицах.
Правила безопасного поведения для велосипедистов
Всегда надевайте перчатки с подкладкой на ладони. Перчатки для велосипедистов — это не украшение. Никогда не слушайте плеер или радиоприемник через наушники во время езды. Это отвлекает Вас от происходящего на дороге, что может быть очень опасно.
Так как Вы являетесь участником движения, управляющим транспортным средством, выполняйте все требования правил дорожного движения, подчиняйтесь сигналам светофоров, требованиям дорожной разметки, дорожных знаков; ездите только в разрешенном направлении по улицам (дорогам) с односторонним движением и т.д.
Держитесь правой стороны дороги. Всегда ездите в одном ряду и в разрешенном направлении движения. Уступайте дорогу пешеходам. Избегайте ездить по тротуарам (пешеходным дорожкам). Следите за автомобилями начинающими движение или поворачивающими налево впереди Вас. При движении держитесь от автомобилей на безопасном расстоянии, чтобы вас не задело внезапно открывшейся дверью.
Никогда не прицепляйтесь велосипед к другим транспортным средствам посредством троса или других аналогичных приспособлений; не устраивайте на дороге езды с трюками или гонок между собой. Берегитесь грузовиков, не имеющих брызгозащитных щитков, так как камни, случайно попавшие между шинами двойных колес грузовика, могут неожиданно вылететь оттуда и попасть в Вас. Никогда не перевозите пассажиров или такой багаж, который затрудняет наблюдение за дорогой или управление велосипедом, а также мешает приводить в действие тормоза.
Избегайте лишних маневров при езде по дороге, не ездите от одной стороны дороги к. другой, не маневрируйте между стоящими (припаркованными) автомобилями. Это мешает водителям автомобилей видеть Вас и повышает риск дорожно-транспортного происшествия (ДТП). Для того чтобы Вы были более заметны для других участников движения, носите яркую или светоотражающую одежду.
Езда на велосипеде с туклипсами (зажимами для ног) первоначально может вызвать некоторые затруднения. Если ваш велосипед снабжен туклипсами, то сначала научитесь правильно пользоваться ими в безопасном для катания месте. Всегда ездите с ремешками, затянутыми так, чтобы при необходимости вы могли бы легко освободить ногу из педали. Приближаясь к железнодорожным или трамвайным путям, соблюдайте осторожность. Всегда переезжайте их под прямым углом, который должно образовывать с ними и переднее, и заднее колесо.
Что запрещается водителю велосипеда
Велосипедист является таким же водителем транспортного средства, как и сидящий за рулем автомобиля или мотоцикла, поэтому ему необходимо выполнять правила дорожного движения (ПДД), действующие на территории своей страны. А это значит, что никакого спиртного за рулем, разговора по мобильному телефону во время движения, разворота через сплошные полосы, езды навстречу по дороге с односторонним движением. Основные обязанности велосипедиста изложены в отдельном разделе Правил дорожного движения.
Основные обязанности
1. В обязанности велосипедистов входит содержание своего транспортного средства в исправном техническом состоянии. Велосипед должен быть с исправным тормозом и работающим звуковым сигналом. Зачем нужны исправные тормоза, объяснять не стоит. А что касается звонка, то он, главным образом, требуется для предупреждения пешеходов о приближении велосипеда. При движении в потоке машин вряд ли кто-то из других водителей услышит ваш колокольчик.
Ездить ночью по дороге или во время дождя, тумана или снега, то есть в условиях недостаточной видимости, разрешается только с освещением. Спереди на велосипед нужно поставить фару или дополнительно белый световозвращатель, сзади — фонарь и обязательно красный световозвращатель, по бокам (ближе к передним и задним габаритам) — фонарики или световозвращатели оранжевого цвета, также разрешены задние боковые огни красного цвета. Глупо и опасно ставить спереди красный отражатель, даже если он валяется без дела, водители машин и так редко замечают велосипедистов, а тут ещё такая путаница.
2. Велосипедист должен ездить как можно ближе к правому краю дороги и только в один ряд с другими байкерами. В старых Правилах дорожного движения указывалось конкретное расстояние от обочины дороги, которого должен был придерживаться велосипедист. Оно должно составлять не более 1 метра. В новых редакциях это ограничение отсутствует. Каждый разумный человек и так должен, в первую очередь, думать о своей безопасности.
Во время обгона другого велосипедиста или гужевой повозки, а также объезда стоящего транспорта всё же нужно кратковременно удаляться от правого края дороги. И лучше как можно дальше объезжать препятствие, особенно остановившийся автомобиль, ведь из него в любой момент может начать выходить водитель, широко распихнув дверь, или непорядочный человек выбросит окурок в окошко. И не забывайте, что обгон или объезд нужно совершать только слева, если не хотите быть придавленным к бордюру.
3. В обязанности велосипедиста также входит подача предупредительных сигналов перед каждым маневром, даже если сзади нет движущегося транспортного средства. Перед любым поворотом или перестроением и до торможения водитель велосипеда должен подать предупредительный сигнал рукой, и, что важно, не за секунду до начала вращения руля или нажатия на тормозные рычаги. Вам нужно заблаговременно предупредить сзади едущего водителя, иначе ваша запоздалая реакция будет критичной.
В ПДД предусмотрены следующие сигналы, подаваемые рукой:
- Сигнал правого поворота или перестроения — вытянутая в направлении поворота правая рука либо левая, выставленная от себя и согнутая в локте под прямым углом.
- Сигнал левого поворота или перестроения — вытянутая в направлении поворота левая рука либо правая, выставленная от себя и согнутая в локте под прямым углом.
- Сигнал торможения — поднятая вверх и выпрямленная в локте левая или правая рука.
Подав сигнал рукой, вы не получаете никакого преимущества в движении, поэтому всегда убеждайтесь в том, что сзади едущий участник движения понял ваши намерения и не начал обгон.
4. Если рядом с дорогой есть велосипедная дорожка, водители велосипедов должны ездить только по ней. О наличии такого блага цивилизации сообщает круглый дорожный знак с былым велосипедом на синем фоне. А если велосипедная дорожка частично разрушена, засыпана строительным мусором или занята припаркованными автомобилями, тогда эти заторы велосипедист может объезжать по проезжей части дороги, это входит в его права.
5. При движении в колоннах водители велосипедов обязаны двигаться только в один ряд по дороге группами по 10 человек. Расстояние между группами — 80-100 метров для облегчения обгона автомобилями.
При езде в группах приняты условные жесты, которые посылаются не автомобилистам, а движущимся за вами друзьям-велосипедистам:
- Яма или препятствие справа — указывающая вниз правая рука.
- Яма или препятствие слева — указывающая вниз левая рука.
Первым эти сигналы подает ведущий в группе, а следующие за ним должны немедленно их повторить. Не нужно дожидаться приближения к яме или кирпичу на дороге. Следует сразу же передать сигнал об опасности едущим за вами велотуристам.
Водителям велосипедов запрещается
1. Ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой. Взрослые люди обычно пользуются велосипедом как транспортным средством, а дети катаются на нём для развлечения. Именно безответственные велосипедисты при езде по проезжей части могут отпустить руль и ехать дальше, скрестив руки на груди. При падении горе-лихач распластается по асфальту вместе с велосипедом, а при этом не исключен наезд на него рядом проезжающих автомобилей.
2. Кататься по тротуарам, пешеходным дорожкам и обочинам. В правах всё-таки допускается движение по обочине, нужно только не мешать пешеходам идти по ней или садиться в автобус. Ну а пешеходные дорожки или тротуары предназначены только для пешеходов, и при движении по ним каждый человек должен чувствовать себя в безопасности.
3. Передвигаться по автомагистралям. В этом запрете заложена забота о здоровье и безопасности велосипедиста.
4. Поворачивать налево или разворачиваться на дороге, которая имеет трамвайные пути или более одной полосы движения в определенном направлении. При необходимости повернуть или развернуться нужно доехать до пешеходного перехода, слезть с велосипеда и перекатить его на противоположную сторону дороги.
5. Буксировать велосипед другим транспортным средством. Велосипедом перевозить прицеп в жесткой сцепке разрешается.
Часто трагичными последствиями заканчивается попытка проехать, ухватившись за борт грузового автомобиля. Водитель грузовика в этом случае не видит пристроившегося велосипедиста и не думает о его безопасности. Любой автомобиль может двигаться со скоростью свыше 60 км в час. Совершая объезд ямы на дороге или осуществляя экстренное торможение, любитель автостопа может оказаться под колесами.
6. Перевозить груз, выступающий за габариты по ширине или длине более чем на 0,5 метра и мешающий управлению. Удочки, трубы и какие-то палки на велосипеде нарушают устойчивое положение, особенно при выполнении поворотов. Зацепив выступающий предмет, автотранспортное средство может перевернуть велосипед с езоком.
7. Катать взрослых пассажиров. А перевозить детей в возрасте от 2 до 7 лет можно, но только на дополнительно установленном сиденьи с подножками. При перевозке тяжелого человека на раме или багажнике серьезно нарушается упомянутое ранее устойчивое положение.
Ответственность велосипедиста за нарушение ПДД
Некоторые пункты статей об административных нарушениях подразумевают наказание водителей велосипедов. Например, есть штраф в размере от 1 до 2 минимальных зарплат за нарушение ПДД пешеходами и другими участниками движения. Это подразумевает 122-я статья — самая основная и легко оформляемая сотрудником ДПС.
Существуют также штрафы за нарушение правил пересечения пешеходных переходов, железнодорожных переездов, за несоблюдение требований дорожных знаков и разметки, за проезд на запрещающий сигнал регулировщика или светофора. Так что не стоит верить в полную безнаказанность при езде на велосипеде.
Обзор ПДД для велосипедистов
Велосипед – экологичная альтернатива большинству наземных транспортных средств. Кроме прочего, его использование помогает развить хорошую физическую форму. Любой обладатель двухколесного коня участвует в ДД (дорожном движении). Следовательно, обязан придерживаться ПДД для велосипедистов.
Правила дорожного движения для велосипедистов
ПДД для велосипедистов позволят грамотно пользоваться своими возможностями, знать права и запреты.
Беглое изучение Правил приведет читателя к разделу № 24 – «Дополнительным требованиям к движению велосипедистов и водителей мопедов».
По факту все сложнее: на обладателей двух колес распространяется гораздо больше правил.
Понятие и определение велосипеда
Бытовое и техническое толкование, использующееся в Правилах дорожного движения, различаются. В быту это средство на колесах, которое едет за счет кручения педалей.
В ПДД определению отведен пункт 1.2: «ТС (транспортное средство) от двух колес и более, которое приводится в действие с помощью мускульной силы того, кто им управляет.
Важно, что это именно «транспортное средство». Ведь Правила распространяются на все ТС, без исключения. Второй нюанс – велосипедист, управляющий двухколесным, не считается пешеходом. Исключение – случаи, когда владелец ведет ТС рядом, а сам идет пешком. Эта особенность расширяет перечень возможностей.
В некоторых ситуациях быстрая смена статуса дает право переходить проезжие части по нерегулируемым переходам, заходить под «кирпич» и т.д.
Техническое состояние
Особых требований вроде обязательного наличия шлема (как у мотоциклистов) к водителям данных двухколесных не предъявляется. Но перед тем, как выехать, владельцу следует произвести осмотр ТС и обеспечить исправное функционирование в пути. Это предписывает пункт ПДД 2.3.1.
Этот же пункт запрещает езду, когда:
- неисправна рабочая тормозная система;
- повреждено рулевое управление;
- не горят или отсутствуют фары.
Есть велолюбители, которые в попытках уменьшить массу ТС, удаляют тормоза и другие конструктивные элементы. Это нарушение ПДД, которое карается административными санкциями.
Алкогольное опьянение велосипедиста
Здесь все ясно: любой вид опьянения не дает право управления. Официально это правило отражено в пункте ПДД 2.7. Здесь же описан запрет на передачу велосипеда сторонним гражданам, которые находятся в опьянении.
Сигналы поворота
Параграф ПДД 8.1. распространяется на всех владельцев транспортных средств и предписывает подавать определенные сигналы с помощью звука или света во время старта, разворота, перестроения, поворотов, а также при торможении и на остановках.
Если фары не работают, ручной сигнал нужно подавать заранее, до начала маневра. На руль рука возвращается одномоментно со стартом движения. При этом важно, чтобы не возникали помехи для остальных лиц на дороге.
Одновременно с подачей сигналов надо тщательно следить за тем, чтобы не въехать в яму или не нажать на тормоз. Оба действия чреваты падением и травмами.
Где можно ехать на велосипеде?
Правила для велосипедистов, достигших 14-летия, в этом вопросе регламентированы несколькими пунктами раздела № 24.
- Разрешается движение по специально выделенным участкам. Это дорожки или полосы, которые предназначены для двухколесного транспорта или для пеших участников ДД.
- Допустима езда по дороге справа в один ряд (возможна и в два ряда, если в колонне велосипеды имеют ширину не более 75 см).
- Можно двигаться по обочине.
- Допускается езда по тротуару и дорожкам, предназначенным для пешеходов.
Важно, что разрешения возможны лишь в тех ситуациях, когда предыдущие пункты отсутствуют.
Движение по дороге с игнорированием пункта № 1 возможно в двух случаях:
- ширина двухколесного ТС — более 100 см;
- езда происходит в колонне. Сами вело-колонны делятся на коллективы по 10 участников (или по 10 пар, если перемещаются в две колонны). Группы соблюдают дистанцию – от 79 до 99 метров.
Если владелец двухколесного сопровождает велосипедиста не старше 14 лет, он вправе ехать по тротуарам или пешим дорогам вне зависимости от того, имеются ли первые три пункта.
Выделенные полосы для велосипедистов
Не так давно Правила пополнились следующими знаками для обозначения выделенных полос:
- знаки 5.11.2 и 5.12.2 — дорога с полосой для велосипедистов и ее конец, соответственно;
- знак 5.13.3 Выезд на дорогу с полосой для велосипедистов;
- знаки 5.14.2 и 5.14.3 — полоса для велосипедистов и ее окончание.
Выделенная территория предназначается лишь для перемещения водителей двухколесного транспорта.
Особенности движения по полосам для общественного транспорта
Велосипедисты вправе перемещаться по выделенным линиям. Это участки, предназначенные для курсирования общественных маршрутов. Но владелец двух колес вправе выехать на указанную полосу только тогда, когда нет дополнительных условий, которые запрещают въезд, а сама полоса обозначена каким-либо знаком из перечисленных:
- Знаки 5.14 и 5.14.1 — полоса для маршрутных транспортных средств (МТС) и ее окончание;
- Знаки 5.11.1 и 5.12.1 — дорога с полосой для МТС и ее конец, соответственно;
- Знаки 5.13.1 и 5.13.2 — выезд на дорогу с полосой для МТС.
Где на велосипеде ехать нельзя?
На велосипеде запрещены:
- повороты с перекрестка налево, если количество полос 2 или более;
- развороты на полосах с трамвайными рельсами;
- развороты на дорогах, где имеется от двух и более полос для движения в одном направлении;
- переезды дорог по переходам для пеших участников ДД;
- движение по автомобильным магистралям.
Кроме того, запрещается двигаться под знак «Въезд запрещен» («кирпич»).
Дети и подростки на велосипеде
Дети до трех лет могут кататься на трехколесных велосипедах дома или на закрытой дворовой территории. Дети от 3 до 7 лет катаются в сопровождении или под надзором взрослых. Также допустим вариант, когда взрослый перевозит детей в велокорзине.
В возрасте от 7 до 10 лет ребенок уже осознает, какие опасности таит дорога, но неосмотрительность и невнимательность чревата необдуманными действиями вроде внезапных выездов на оживленную проезжую часть.
- провести предварительное разъяснение по действию в тех или иных ситуациях;
- познакомить с азами ПДД;
- снарядить защитным шлемом и одеждой со светоотражающими элементами;
- ограничить зону перемещения;
- обеспечить контроль безопасности за счет GPS-трекеров и других специализированных приспособлений.
Безопасность подростков от 12 лет и старше осуществляется теми же методами. Кроме перечисленного, следует объяснить, что юный велосипедист должен тщательно контролировать техническое состояние ТС, осматривать его, своевременно подкачивать шины и проверять исправность тормозной системы.
Велосипедисты от 7 до 14 лет могут курсировать по тротуарам, вело- и пешеходным дорогам, а также в пределах всей пешеходной территории.
Школьникам нельзя кататься по велополосам, обочинам и дорогам.
Световое оснащение велосипедистов
Правила предписывают эксплуатировать фары или фонари после заката, в тоннелях или в условиях плохой видимости. В дневные часы необходимо включать фару или ходовые огни.
На практике велосипедисты часто пренебрегают использованием света в дневные часы. Все это чревато штрафом, который вправе наложить любой сотрудник ГИБДД.
Система обозначения велосипедистов
Как любой другой участник движения, велосипедист должен заранее предупреждать о планируемых маневрах. Осуществляется предупреждение руками. Но только в том случае, если рюкзак или велорама не оборудованы соответствующим образом.
- Поворачивая направо или перестраиваясь, велосипедист вытягивает в сторону правую руку и сгибает в локте под углом в 90 градусов.
- Для левого поворота или перестроения используется левая конечность.
- Для остановки вытягивается вверх любая из рук.
Если велосипедист едет в колонне, он использует дополнительные обозначения. Например, предупреждение о ямах и выбоинах – опущенная вниз левая или правая рука (в зависимости от того, с какой стороны яма).
Возраст велосипедиста
Управление велосипедом допускается с любого возраста. Но ПДД для велосипедистов разных возрастных категорий различаются.
Кроме того, движение по дороге допускается лишь с подросткового периода, но не ранее 14 лет.
Запреты для велосипедистов
Водителям двухколесного транспортного средства запрещено:
- двигаться, используя всего лишь одну руку или вовсе не придерживая руль;
- перевозить груз, затрудняющий управление или выступающий на полметра и более за пределы велотранспорта;
- осуществлять перевозку пассажиров, в том числе, до семи лет, без соответствующей конструкции и специально оборудованного сидения;
- совершать повороты влево и разворачиваться в местах, где есть рельсы и курсируют трамваи;
- разворачиваться на проезжей части, которая имеет не менее двух полос в одном направлении;
- пересекать переходы, предназначенные для пеших участников;
- брать на буксир какой-либо транспорт, не считая предназначенный для эксплуатации с велотранспортом.
Сложные ситуации на перекрестках
Во избежание конфликтных ситуаций на дороге к велосипедистам предъявляется ряд требований:
- осмотреться перед выполнением маневра. На многих моделях двухколесного транспорта зеркала обзора отсутствуют, однако велосипедист должен удостовериться, что не нарушает правил и не мешает другим водителям и пешеходам;
- не мешать другим участникам движения во время обгона. Велосипедисты имеют право на обгон слева, но для этого нужно убедиться в том, что не будут причинены неудобства и помехи.
Отдельный пункт – передвижение по перекресткам:
- машина, которая сворачивает вправо и движется параллельно с велосипедом, должна уступить последнему путь, если тот движется по прямой траектории;
- велосипедист уступает место всем ТС, которые движутся с правой стороны;
- однополосная дорога допускает возможность повернуть влево по той же траектории, что автомобиль или мотоцикл.
Остальные ситуации предусматривают два способа повернуть:
- движение по перекрестку в качестве пешехода, ведя велосредство рядом и держа обеими руками;
- движение прямо с последующей остановкой, поворот и вновь – движение прямо.
Бывают ситуации, когда водители велосипедов движутся рядом с препятствиями. К ним относятся углы, тоннели, заросли и все, что мешает полноценному обзору. В этом случае владелец двух колес обязан применить звуковой сигнал, который будет свидетельствовать о приближении ТС в условиях затрудненной видимости.
В РФ установка спецсигнала имеет рекомендательный характер, а за рубежом считается обязательной.
ДТП с велосипедистом
Велосипедисты аналогично иным участникам ДД, тоже иногда попадают в аварии. Статистика гласит: транспортные происшествия с участием велосипедистов увеличиваются в весенне-летний период.
Владельцам двухколесного транспорта стоит помнить, что они не одни на дороге и аналогично другим водителям отвечают за свои действия и несут ответственность.
Правила поведения при ДТП:
- категорический запрет на удаление с места аварии;
- запрещено трогать собственное ТС или перемещать его;
- обязательно нужно вызывать сотрудников автоинспекции.
Избежать неприятной ситуации позволит банальная осторожность: несмотря на то, что велосипедисты могут легко развивать скорость до 35 км/ч и более, запрещено появляться на дороге внезапно и стремительно.
А владельцам автомобилей следует внимательно контролировать передвижение велосипеда во избежание ДТП.
Спорные ситуации и примеры из практики
К числу наиболее популярных нарушений ПДД относятся:
- езда навстречу ТС;
- перемещение по пешеходным переходам.
На практике часто оказывается, что в обеих ситуациях 90% водителей двухколесных не знакомы с ПДД для велосипедистов и продолжают вести себя, как обычные пешеходы.
Между тем, перечисленные маневры чреваты травмами, а в случае с пересечением пешеходного перехода – даже гибелью. Особенно, если за рулем двухколесного несовершеннолетний, и его сбил водитель автомобиля.
Парадоксально, но водитель четырехколесного ТС не будет считаться виновным, поскольку должен пропускать по переходу только пешеходов. А велосипедисты не приравнены к пешеходам.
Максимальная скорость велосипедиста
Велосипедисты – тоже участники движения. Поэтому для них введены ограничения на предельно допустимую скорость езды:
- в условиях города запрещается развивать скорость свыше 60 км/ч;
- во дворах, жилых массивах движение ограничено максимумом в 20 км/ч.
Важно: велосипедист должен подчиняться любым дорожным знакам, предписывающим ограничение скорости. Еще один нюанс: ускоряться свыше 25 км/ч можно лишь за счет собственных сил.
На практике средняя скорость в городе составляет от 10 до 14 км/ч, а при наличии специализированных дорожек увеличивается до 18 км/ч. На шоссе скорость увеличивается в связи с отсутствием светофоров и переходов, но зависит от качества покрытия и вида велосипеда, и составляет от 20 до 32 км/ч. Более высокий темп способны поддерживать лишь опытные велосипедисты с хорошей мышечной массой, высокой выносливостью и безупречной подготовкой.
Штрафы велосипедистам за нарушения
Интересный факт: статья 12.1 главы № 12 КоАП РФ не рассматривает велосипед в качестве ТС. Это подтверждает сноска с определением «транспортных средств». В ней прописано, что ТС имеет объем двигателя от 50 кубических сантиметров и мощность от 4 кВт.
Но существуют статьи 12.29 и 12.30. Они предусматривают санкции за нарушение ПДД велосипедистами.
Так, если ПДД нарушает велосипедист, на него налагается взыскание – 800 рублей. Алкогольное опьянение, повлекшее нарушение Правил, карается штрафом от 1000 до 1500 рублей.
Если нарушения привели к помехам в движении ТС или повреждению здоровья потерпевшей стороны, сумма штрафов составит 1000 и от 1000 до 1500, соответственно.
Однако в течение двух недель с момента ДТП можно воспользоваться 50% скидкой при оплате штрафов.
Могут ли велосипедиста лишить прав?
Разумеется, лишить прав велолюбителя никто не может. Хотя бы потому, что у него нет водительского удостоверения. Права не нужны для управления данным двухколесным ТС.
Но важно знать: велосипедист, нарушивший ПДД и являющийся виновником аварии, повредивший чье-то здоровье или собственность, будет привлечен. Пострадавшие имеют право на компенсацию за причиненный ущерб и моральный вред. Такие правила предписывает статья Гражданского кодекса РФ № 151.
Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.
Правила дорожного движения для велосипедистов
Как только начинается теплая весенняя пора, на улицах резко увеличивается количество велосипедов и других двухколесных транспортных средств. Десятки, а то и сотни владельцев байков вливаются в оживленный транспортный поток.
Согласно оценкам экспертов по меньшей мере 75% из них абсолютно не имеют представления о правилах дорожного движения, выезжая на улицы города неподготовленными.
Требования к техническому оснащению велотранспорта
Что такое велосипед, известно даже малышам, однако в ПДД присутствует совершенно точное определение. В соответствии с ним велосипед — это разновидность транспортного средства, которое может иметь от двух колес и приводиться в движение за счёт мускульной энергии пользователей за счет кручения педалей, а также рукояток. Некоторые разновидности электровелосипедов могут даже иметь двигатель, мощность которого при продолжительной нагрузке варьируется в пределах 25 кВт, скорость передвижения подобных байков — до 25 км/ч.
Становится очевидным, что велосипед — это в первую очередь одна из разновидностей транспортного средства, потому все основные положения ПДД в полной мере можно применять по отношению к байкам.
Велосипедист — это тот человек, который осуществляет управление велосипедом. Если вести его рядом, то собственник уже становится пешеходом. Особое внимание водитель всякого ТС, в том числе и байка, должен уделять техническому состоянию своего двухколесного транспорта. Всякий раз перед поездкой нужно производить оценку исправности велосипеда, в частности, при поломке тормозов, а также сцепного устройства либо рулевого механизма любое движение категорически запрещается. Помимо этого, установлены ограничения на передвижение велосипедов в вечернее и ночное время в случае, если отсутствуют или не горят задние габаритные огни и фары.
Некоторые владельцы велосипедов предпринимают попытки всячески уменьшить массу своего байка. Для этого идёт в ход удаление некоторых элементов конструкции, в том числе и тормозов — подобные действия рассматриваются, как нарушение действующих нормативов, и предусматривают административное наказание.
Резюмируя все вышеизложенное, можно обозначить следующие действия, которые должен произвести водитель двухколесного ТС перед выездом:
- проверить техническое состояние шин;
- оценить работоспособность звукового устройства;
- удостовериться в том, что все крепежи руля надёжны.
Очень важно следить за работоспособностью светового оборудования: передние фары должны гореть белым светом, а сзади— ярко-красным.
Возрастные ограничения для езды на велосипеде
Велосипедом могут пользоваться люди самых разных возрастов. При этом каждая возрастная категория имеет свои определенные особенности перемещения на байках. Так, для пользователей возрастной группы младше 7 лет допускается движение исключительно по пешеходным либо велопешеходным дорожкам, по тротуарам, а также в границах существующих пешеходных зон.
Владельцам байка в возрастной категории 7- 14 лет передвижение также разрешено строго по тротуарам и другим пешеходным зонам, а также по оборудованным велодорожкам. Кататься по проезжей части, равно как и по обочине, пользователям моложе 14 лет строго запрещено.
Маленьких велосипедистов на дороге поджидает немало опасностей. Перечислим наиболее распространенные.
- Опасная привычка. Многие велосипедисты, особенно юного возраста, начинают движение, не посмотрев по сторонам и не оглянувшись назад. Меж тем именно при повороте, «не глядя», велосипедисты чаще всего подвергаются наездам автомобилей.
- Пустынная улица. На улицах с небольшим движением дети очень часто катаются наперегонки, делают повороты и другие трюки, выезжают на проезжую часть и даже пересекают ее не осмотревшись.
- Нерегулируемый перекресток. Съезжая с пустынной улицы, дети часто пересекают перекресток, не снижая скорости, особенно если дорога идет под уклон. В этой ситуации они не замечают приближающегося транспорта, что часто заканчивается трагедией.
Граждане старше 14 лет приравниваются ко взрослым пользователям, поэтому они могут двигаться по велодорожкам, специализированному участку дороги (при его наличии), а также по проезжей части в ситуациях, предусмотренных законодательством.
Нужны ли водительские права?
В наши дни водительских прав на электровелосипед и байки не нужно, однако так было не всегда. Во времена Советского Союза велосипед был не просто приравнен к обычному транспорту, но и подлежал регистрации номерным знаком. Пластина из металла содержала 4-5 цифр и период действия прав. Она крепилась к велосипеду, а на руки пользователю выдавался документ, удостоверяющий разрешение на его вождение. Права в обязательном порядке содержали информацию о типе документа, а также основные сведения о собственнике (номер велосипеда, Ф. И. О. собственника, место его регистрации, фотографию, подпись и печать). К документу прилагался свод правил передвижения по городским улицам.
Так как велосипед представляет собой уличный вид транспорта, то и контроль за этим средством передвижения осуществляли сотрудники Госавтоинспекции (ГАИ). Всякое нарушение действующих правил дорожного движения в присутствии ее представителей наказывалось наложением штрафа, предупреждением и даже лишением прав либо номера на установленный законом срок. В большинстве случаев к изъятию документа приводил поворот влево на многополосной полосе, передвижение по пешеходному переходу, а также езда на запрещающий сигнал светофора.
Нужно сказать, что велосипед в те годы был не так распространён, как в наши дни. Чаще всего он покупался как развлечение для малышей и тинейджеров, а также как основное средство передвижения в деревнях и селах. Конечно, байки на улицах ездили, но не в таком количестве, как сейчас — соответственно, сотрудники ГАИ в большей степени наводили страх на владельцев машин, нежели на велосипедистов. Невзирая на это, получить права было не так-то просто — для этого требовалось сдать обязательный экзамен, который представлял собой что-то наподобие современного тестирования. На основании данных испытания выдавались права, а также номерные знаки на один год.
По окончании этого периода нужно было подать заявку на продление действия водительского удостоверения.
Как мы уже упоминали, сейчас права на управление байком не нужны. Однако мнения в обществе относительно этого решения неоднозначны. Некоторые считают, что подобный документ нужен для повышения безопасности всех участников дорожного движения. Другие владельцы байков считают права советским пережитком и полагают, что такой метод борьбы с правонарушителями не отличается особой эффективностью. Третьи и вовсе утверждают, что «корочка» от ГИБДД неэффективна без развитой велосипедной инфраструктуры. Впрочем, есть и такие граждане, которые даже не слышали о правах.
Не так давно в интернете прошла информация о том, что разрешения на управление байками снова вернутся, но она не нашли какого-либо документального подтверждения. Вопрос о том, когда будут введены эти права, и будут ли введены в принципе, до сих пор остается открытым. Тем не менее требования, устанавливающие порядок передвижения велосипедистов, имеются — они оговорены в ПДД, и водитель велосипеда должен передвигаться в точном соответствии с ними.
Нужно сказать, что в России не так много полос для езды на байке, велознаков и специальных указателей, в 90% населенных пунктов этого попросту нет, а если и имеются — то в весьма ограниченном объеме. Эксперты утверждают, что на сегодняшний день в Российской Федерации существует острая нехватка велодорожек, и пользователи вынуждены передвигаться по тротуару либо по проезжей части. При этом передвигаясь по тротуару, водитель велосипеда уже в какой-то мере нарушает ПДД, хотя сотрудники ГИБДД смотрят на это «сквозь пальцы» в случае, если при этом интересы пешеходов не ущемляются.
Просто представьте: если вновь появятся права, то водителям велосипеда придется постоянно передвигаться по оживленной магистрали, а это отнюдь не всегда является безопасным. Другими словами, для начала нашим велосипедистам в первую очередь необходимы разметки и велознаки с указателями, а только потом можно задуматься о документе, который будет способствовать соблюдению ПДД, а не составлять помех безопасному передвижению велосипедиста.
Где и как можно ездить?
Обращаем особое внимание: предельно допустимая скорость передвижения велосипедиста имеет установленные ограничения. Так, в черте города не разрешено превышать скорость в 60 км/ч, а в парках, придомовых территориях можно ездить не быстрее, чем 20 км/ч. Помимо этого, велосипедисты обязаны соблюдать требования установленных знаков, ограничивающих передвижение. В идеале езда на байке должна производиться по специализированной велодорожке, которая представляет собой часть основной дороги, конструктивно обособленной от проезжей части и пешеходных тротуаров. В условиях неразвитости велоинфраструктуры законом предусмотрены некоторые исключения.
Основным из них является вероятность передвижения по правой стороне проезжей части. Подобные маневры возможны:
- при отсутствии велопешеходной либо велодорожки;
- когда полоса для байка не оформлена, или же перемещение по ней затруднено;
- когда водитель перевозит объемные грузы либо прицепы.
Вывод: если фрагмента дороги, оборудованного для перемещений на байке, нет, то ехать следует по ее правой стороне.
Второе исключение — это катание на обочине. Данный вариант допустим в следующих ситуациях:
- когда нет велопешеходной либо велодорожки, или же затруднено перемещение по ней;
- если нет никакой возможности перемещения по правому краю дороги.
Третье допущение — это езда на байке по тротуару. Такой вариант перемещения вероятен, когда отсутствует велополоса, затруднено передвижение по правому краю дороги, а также не представляется возможным езда по обочине.
Помимо этого, взрослый пользователь может кататься, если он сопровождает второго велосипедиста моложе 7 лет или везет ребёнка на специально оборудованном сиденье (в велоколяске, которая разработана для использования в комплекте с байком). Таким образом, езда по пешеходной зоне считается крайним вариантом перемещения велосипедистов.
Обращаем отдельное внимание на то, что во время езды нужно точно следовать установленной законом последовательности при выборе варианта передвижения на байке.
Существует ряд дополнительных норм передвижения велосипедистов группами. Так, при езде нескольких спортсменов по правой части дороги спортсмены могут ехать строго в один ряд. Движение большой колонны в 2 ряда допустимо лишь тогда, когда максимальная ширина байка не больше 75 см. При однорядном катании колонну спортсменов нужно поделить на небольшие группки по 10 человек, при двухрядном — на секции по 10 пар.
Для облегченного разгона желательно придерживаться удаленности между этими группами на уровне 90-100 м.
При езде большими отрядами приняты специальные условные жесты, которые спортсмены посылают своим друзьям по колонне:
- опущенная рука — яма либо другое препятствие слева;
- поднятая рука — яма либо другое препятствие справа.
Первым жест подает направляющий колонны, все двигающиеся за ним спортсмены должны незамедлительно повторить его.
При передвижении на байке по пешеходной полосе и по тротуару крайне важно не создавать помех пешеходам. В такой ситуации велосипедисту нужно спешиться и идти, как обычный пешеход.
Важно: на тротуаре у пешеходов абсолютное преимущество перед водителями байков, это же относится к пересечению перекрестков. В частности, поворот направо должен производиться согласно знакам приоритета. Поворот в левую сторону при передвижении по однополосной дороге может производиться в один приём по форме траектории. Поворот направо в остальных ситуациях можно выполнить одним из следующих способов:
- переходить дорогу как пешеход — попросту спешиться и повести байк возле себя;
- в два приема —то есть движение прямо, затем остановка с поворотом, снова езда прямо.
Между водителями байков и пешеходами часто возникают споры о том, кто кому обязан уступать в пути. Исходя из положения о том, что велосипедист— это в первую очередь водитель ТС, на пешеходной полосе ему придется пропускать пешеходов, а на переходах, оборудованных светофорами, необходимо дать им перейти улицу, и только потом пересекать самим.
В соответствии с принятыми нормами одним из самых спорных участков для совместного перемещения пешеходов и владельцев байков являются велодорожки. Некоторые собственники двухколесного транспорта полагают, что у велосипедиста на данной территории имеются преимущества, но это совсем не так. Дело в том, что никак не запрещается нахождение пешеходов на таких специальных полосах, следовательно, им придётся уступать путь также и на велопешеходной дороге.
В обязанности всякого водителя байка входит заблаговременная подача предупредительного сигнала перед каждым планируемым маневром, даже если в пределах видимости нет никакого движущегося автомобиля.
Современные модели байков укомплектованы поворотниками, поэтому подача световых сигналов, обозначающих поворот, здесь осуществляется так же, как у любого другого автотранспорта. Однако если транспорт не имеет подобных приспособлений, то сигналы о маневрах можно подавать руками:
Источники:
https://autofemida.ru/znaki-i-pdd/obyazannosti-velosipedista.html
http://velobajo.ru/bez-rubriki/chto-zapreshhaetsya-voditelyu-velosipeda.html
https://avtoproblema24.ru/pdd/dlya-velosipedistov/
https://vplate.ru/velosiped/pravila-dvizheniya/dlya-velosipedistov/