Замена шатуна на велосипеде

Содержание скрыть

Как снять шатуны с велосипеда без съемника

Мы обсудили, что такое манетки и вынос руля. Сегодня пообщаемся про шатуны для велосипедов и как их менять, какие бывают съёмники для шатунов и как снимать шатуны с велосипеда.

  • 1 Шатуны
  • 2 Типы шатунов и кареточных механизмов
  • 3 Съемник шатунов велосипеда
  • 4 Снятие шатунов с велосипеда
  • 5 Установка шатунов

Шатуны

Шатуны — одни из самых сильно нагруженных деталей велосипеда. На отечественных дорожных велосипедах их делают из стали, а на импортных и спортивных — из алюминиевых сплавов. Чтобы уменьшить вес и сохранить прочность, производители пускаются на разные ухищрения — делают их полыми, имеющими замысловатые поперечные сечения.

Каретка, шатун и звездочка

Иногда (чаще на недорогих велосипедах) блок передних звездочек выполнен в виде неразборной конструкции, объединенной вместе с правым шатуном, и тогда при замене звездочек приходится менять оба шатуна. На велосипедах средней и верхней ценовых категорий передние звездочки обычно можно отсоединить от правого шатуна, то есть их можно менять независимо, по мере износа зубьев.

Необходимость замены шатунов возникает также при их поломке или повреждении. Снимать шатуны (один или оба) приходится еще для того, чтобы добраться до каретки (для ее регулировки или замены).

Шатуны никакой регулировки не требуют.

Обычно новые шатуны приобретаются вместе с передними звездочками.

Система шатунов

При покупке новых шатунов надо учитывать то, что существуют несколько разновидностей кареток, отличающихся типом оси. Надо выбирать шатуны, совместимые с имеющейся кареткой. Кроме того, шатуны выпускаются разной длины, (от 165 до 180 мм). Слишком длинные шатуны на раме небольших размеров могут привести к неудобствам при езде по неровной местности, а слишком короткие потребуют дополнительных усилий при педалировании.

Типы шатунов и кареточных механизмов

Существуют и другие типы шатунов. Например, на новом оборудовании SHIMANO ( в частности, группы XTR2003 и SAINT) каретка выполнена в виде моноблока, когда правый шатун конструктивно объединен с осью каретки. Для обслуживания такой каретки и шатунов необходим специальный инструмент.

Съемник шатунов велосипеда

Съемник шатунов (съемник системы) — инструмент, позволяющий снимать систему с вала каретки неинтегрированного типа. Обычно совмещает две функции: шестигранник для разборки педалей-топталок и собственно съемник.

Съемник шатунов велосипеда

Шатуны удерживаются на валу каретки болтом под внутренний шестигранник 8 мм Но только отвинтить болт недостаточно, поскольку шатун сидит с натягом на валу каретки и иногда «прикипает», поэтому требуется специальный съемник. Он представляет собой винт с двухсекционной головкой (гнездовой ключ и грани под рожковый ключ), на который навинчена гайка особой формы с внутренней и наружней резьбой. Часто к съемнику прилагается переходник для использования с каретками шлицевых стандартов

Снятие шатунов с велосипеда

Кроме съемника требуется шестигранник на 8 мм. Если шатуны (особенно алюминиевые) долгое время не разбирались, потребуется залить соединение машинным маслом, WD40 или каким-нибудь «жидким ключом», чтобы не сорвать резьбу на шатунах. Перед вкручиванием съемника шатуна необходимо убедиться, что диаметр «пальца» съемника, который будет давить на квадратную ось с закрепленным шатуном, меньше размера квадратного отвертия. Бывает так, что на палец съемника шатунов надета подвижная головка, диметр которой больше квадратного отверстия оси. Последствия плачевны, если вовремя не остановиться. Съемник упирается в сам шатун и начинает выдавливать не шатун, толкая ось вперед, а сам себя, «зверски» срезая резьбу. Совет был бы избыточным, если бы такие случаи не происходили. Отвинтив болт, ввинчиваем съемник в шатун до упора. Резьбу в гнезде следует перед этим очистить, а винт съемника не должен выступать внутрь шатуна (иначе съемник вкрутится не так глубоко, как следует). Затем закручиваем болт съемника, выдавливая шатун с вала. Может потребоваться большое усилие — будьте осторожны! Если переусердствовать, будет сорвана резьба внутри шатуна и придется его менять (не говоря о проблемах дальнейшего снятия), поэтому не следует экономить время на «отмачивании» в масле.

снятие шатунов с велосипеда

Установка шатунов

Ключевой момент — это очистка всех поверхностей соединения и щедрое покрытие их густой смазкой. Во-первых, это позволит легче и ровнее установить шатун, во-вторых, значительно облегчит последующее его снятие, а в-третьих, устранит один из самых распространенных источников загадочных хрустов и скрипов «где-то в районе каретки». Шатун должен быть глубоко посажен на вал, чтобы исключить возникновение люфта — в противном случае посадочное гнездо быстро выйдет из строя. Это достигается закручиванием крепежных болтов с моментом 50-70 Нм, то есть с очень большим усилием.

Шатун велосипедный: как поменять и снять, установка, как откручивается. Лёгкий способ снять шатуны с велосипеда

Для того чтобы заменить шатуны и систему на велосипеде нам потребуется специальный съемник для шатунов (существует несколько видов съемников, в данном случае я использую съемник под квадрат. Шатуны для каретки с квадратным сечением самые распространенные и встречаются на велосипедах низкой и средней ценовой группы), шестигранники и разводной ключ.

Фото съемника под квадратную каретку:

Приступаю к снятию шатуна со звездами

1. Откручиваем прижимной винт. Именно он держит шатун на месте и не дает ему слететь.

2. В самом шатуне есть резьба именно в эту резьбу нужно вкрутить наш съемник (закручиваем до упора).

3. Как только вкрутили съемник можно приступать к откручиванию. На съемнике должно быть место для того чтобы вставить ключ или некоторые съемники уже идут с ручкой и ключ вам не понадобится. Вращая ручку против часовой стрелки мы внутренней частью съемника начинаем давить на каретку (ось) и тем самым равномерно выдавливать шатун с насиженных мест.

Крутим до тех пор, пока шатун не упадет на пол. Иногда шатуны прикипают настолько сильно, что при откручивании можно сорвать внутреннюю резьбу на шатуне и тогда придется снимать шатун вместе с кареткой.

4. Новый шатун (систему) поставить очень просто. Устанавливаем запчасть на оси и с помощью прижимного болта надежно прикручиваем к квадратной оси каретки.

5. Проделываем тоже самое с левым шатуном:

На этом нашу работу по замене или установке шатунов с системой можно считать законченной. И чуть не забыл, установить педали:

P.S. Замена шатунов на каретках другого типа принципиально ничем не отличается, кроме использования в работе другого съемника под необходимую каретку.

Вопрос, как снять шатуны с велосипеда без съемника возникает в ситуациях, когда необходимо демонтировать указанную деталь для замены и обслуживания. Для снятия узлового элемента в профессиональной среде применяются специализированные съемники. Однако при желании можно обойтись и без него. Давайте же разберемся, как снять шатуны велосипеда, не используя съемник.

Что представляют собой шатуны?

Шатун — деталь, на которую приходятся одни из самых существенных нагрузок во время передвижения. Встречаются блоки передних звезд, что соединены с шатуном неподвижно. В данном случае при возникновении поломок приходится производить замену обоих шатунов. На байках верхней ценовой категории звезды можно менять, отсоединяя от шатуна по мере износа.

Вопросы, касательно того, как снять шатуны с велосипеда без съемника, начинают беспокоить обладателей байков в случае повреждения данных деталей. Демонтировать элемент приходится, чтобы получить свободный доступ к каретке при ее регулировке.

Типы шатунов

Прежде чем разбираться, как снять шатуны без съемника, необходимо рассмотреть их разновидности и способ соединения с остальными деталями:

  1. Однокомпонентные — представлены в виде монолитной конструкции, где левый и правый элемент неподвижно посажены на ось. Достоинством указанного решения выступает высокая надежность, простота обслуживания и незначительная масса ввиду отсутствия крепежа.
  2. Двухкомпонентные — ось, правый шатун и ведущая звезда соединены в единую конструкцию. Левый шатун присоединяется к системе благодаря посадке на гайку.
  3. Трехсоставные — наиболее распространенный вариант. Представлен в виде отдельной оси, а также правого и левого шатуна, соединенных со звездочкой.

Материалы изготовления

В ходе передвижения на шатуны приходится высочайшая нагрузка. Поэтому в качестве материала для их изготовления чаще всего применяется твердая сталь. В последнее время высоким спросом пользуются изделия, изготовленные из сплавов алюминия. Чаще всего подобные решения применяются при комплектации спортивных велосипедов, где снижение общего веса играет определяющую роль.

Виды креплений

Чтобы понять, как снять шатуны с велосипеда без съемника, важно разбираться в разновидностях креплений, что применяются для соединения детали со звездами. Современные изделия могут устанавливаться при помощи гаек, шлицов либо крепежа, выполненного в виде специфических квадратов. Сегодня также доступен роторный способ соединения.

В каких ситуациях может потребоваться демонтаж шатуна?

Шатун представляет собой довольно простую деталь, которая не нуждается в особом обслуживании и уходе. Замена компонента чаще всего производится по причине механического повреждения. Необходимость снятия может возникнуть также, когда необходимо получить свободный доступ к каретке, выполнить регулировку либо промывку системы.

Нередко после езды в дождливую погоду в области каретки возникают неприятные скрипы, причиной которых выступает попадание песка и загрязнений в узловой механизм. В данном случае может потребоваться снятие шатуна для очистки посадочного места.

В целом же сам по себе шатун не демонтируется. Для этого прибегают к эксплуатации специального съемника либо применению импровизированных способов, которые будут рассмотрены далее.

Снимаем шатуны с велосипеда без съемника

В случаях, когда у велосипедиста нет доступа к специализированному инструменту, остается сравнительно немного вариантов для реализации задачи. Чтобы снять шатуны с велосипеда без съемника, можно прибегнуть к следующим решениям:

Установка шатуна

После демонтажа детали и выполнения всех запланированных манипуляций необходимо вернуть конструктивный элемент на прежнее место. Перед проведением работ желательно очистить все поверхности и соединения, после чего выполнить их обработку густым смазочным материалом. Подобный подход позволит ровно установить шатун и существенно облегчит работу при необходимости его очередного демонтажа.

В ходе установки необходимо выполнить глубокую посадку детали на вал. Это позволит избежать появления люфта в ходе передвижения. При недостаточно плотной фиксации шатуна гнездо постепенно придет в негодность. Для надежного закрепления детали достаточно приложения усилия порядка 50-70 Нм.

Велосипедный шатун (педальный рычаг) – знакомая и значимая деталь трансмиссии. Является связующим звеном при передаче усилий на кареточный вал и передние звезды. Исправное состояние и надежное закрепление шатунов на каретку гарантирует максимальную эффективность передачи крутящего момента и безопасность движения.

Шатуны велосипедные: общие сведения

Трансмиссия велосипеда имеет пару шатунов, расположенных по обе стороны от каретки. Детали устанавливаются на кареточном валу с помощью специальных креплений. В зависимости от производителя и типа велосипеда, крепления различаются, и чуть позже обязательно об этом поговорим.

Шатунная пара вместе с передними звездами образует систему. Она может быть разборной и неразборной. Первый тип встречается на бюджетных моделях велосипедов, включая односкоростные дорожники. Здесь износ звездочек развивается одновременно с усталостью материала рычагов. В случае преждевременной поломки шатунов система полностью подлежит замене.

По стандарту звезды располагаются справа по ходу движения, следовательно, к звездочкам закреплен правый шатун. На байках среднего и высокого уровня звездочки могут меняться отдельно от шатунной пары. Его можно снять и, таким образом, заменить лишь часть системы – изношенные звезды.

Разъемная система горного велосипеда

Шатунная пара и каретка – самые нагруженные узлы велосипедной трансмиссии, так как напрямую принимают толкательно-вращательные усилия от ног велосипедиста. В изготовлении деталей используются материалы:

  • закаленная сталь;
  • алюминий;
  • титан;
  • углеродное волокно (профессиональный шоссейный байк).

Значительную роль в динамике передвижения играют вес и форма шатунов. Производители стараются сделать их максимально легкими и компактными. Так, для уменьшения веса внутри детали специально делаются полости. Идея принадлежит японскому производителю Shimano:


Внутренние полости по технологии Hollowtech

Разобрать систему обычным гаечным ключом не получится, для этого потребуется специальный съемник шатуна. При вдавливании инструмента деталь свободно откручивается с оси каретки, не повреждая ее.

Типы шатунов и способы их крепления

Динамика движения на велосипеде зависит от многих факторов, в том числе и длины педальных рычагов. Размеры варьируются от 150 до 185 мм. Чем длиннее шатун, тем меньше частота педалирования и больше сила вытягивания, и наоборот. Эта закономерность помогает подобрать оптимальный размер для удобного катания.

На гонных велосипедах ставятся удлиненные рычаги более 177.5 мм, на трековых моделях предпочтительны укороченные детали. Традиционно длина шатунов на взрослый байк колеблется от 165 до 185 мм. Подростковые, детские и трековые модели оснащаются короткими рычагами размером от 150 до 177.5 мм. Диапазон 165 – 177.5 мм можно считать неким универсалом для всех моделей.

Тип шатунов по способу установки и демонтажа:

  • монолитные (односоставные) – рычаги интегрированы с валом каретки (BMX и детские модели);
  • двусоставные: правый шатун + ведущие звездочки, левый рычаг отдельно;
  • разборные: правый шатун крепится к звездам с помощью болтов, распространенная конструкция на большинстве моделей (можно разобрать систему и заменить только изношенные звезды или рычаги).

Крепление к валу каретки бывает:

  • под клин (ромб) – устаревшая конструкция встречается на старых моделях и детских велосипедах;
  • под квадрат – фиксация на квадратных наконечниках оси, подтяжка производится с помощью гаек внутри входной полости рычага, снаружи устанавливается пластиковая защита-пыльник (встречается на бюджетных дорожных велосипедах);
  • шестигранное – установка и фиксация шатунов с помощью шестигранного ключа (распространенная конструкция на скоростных моделях);
  • шлицевое: ось имеет сквозную полость, на креплениях к шатунам диаметр увеличен, рычаги сопряжены канавками с выступами на валу (шлицы) и затягиваются шестигранниками.


Шлицевое крепление не откручивается обычным съемником

Какая резьба нарезается на шатунную пару и в какую сторону крутить съемник при разборке системы? Резьба на оба рычага правая: раскручивание против, закручивание – по часовой стрелке.

На внешней стороне рычага находится отверстие для педали. Традиционный размер ключа для снятия и установки – 15 мм. Резьба на педалях направлена только по ходу движения. В комплекте педали помечаются буквами R и L. Поставить левую педаль на правый шатун и наоборот не получится.

Демонтаж и установка шатунов

Зачем надо снимать шатуны? Причин может быть несколько:

  • поменять изношенные звезды на разборной системе;
  • переборка и ремонт каретки (снятие рычагов лишь предыстория);
  • подтягивание (эффективнее будет именно с полным снятием и установкой).

Ход работы:
1.Снять защитную заглушку.

2.Вставить съемник внутрь полости и скрутить фиксирующую гайку. Если гайка идет плохо, сбрызнуть WD-40 или другой смазкой. В случае имбусового крепления подбираем соответствующий ключ.

3.Вставить съемник в шатун другим концом и ввинтить до упора в резьбу.

4.Закрутить болт инструмента при помощи гаечного ключа.

5.Шатун выдавится с вала.

6.Делаем все, что нужно, и приступаем к обратной установке.

7.Очистить и смазать место крепления рычага к оси каретки.

8.Надеть шатун на вал, вставить съемник и с усилием закрутить в обратную сторону.

9.Надеть фиксирующую гайку и заглушку.

Внимание! Закручивать максимально крепко, иначе при езде шатун будет люфтить.

Достаточно прозрачный вопрос, как снять шатуны, если под рукой имеется съемник. Гораздо интереснее этот процесс выглядит без использования этого инструмента.

Несколько кустарных методов:

  1. Скрутить фиксирующие болты и выкатить велосипед на прогулку. При длительном максимальном нагружении шатуны должны отвалиться сами. Правда, есть риск повредить крепления.
  2. Выбить молотком с отверткой. Наконечник обмотать мягкой тканью. Направлять удары по направлению «против часовой стрелки». Делать очень аккуратно, иначе можно повредить резьбу и подшипники каретки.
  3. Надрезать и сорвать крепление. Варварский метод для снятия неисправных деталей.

Какой из этих способов выбрать? Самое верное решение – купить новый съемник, тем более стоит он недорого.

Устройство системы достаточно простое, и поменять ее компоненты реально самостоятельно. Для снятия шатунов потребуется съемник и немного свободного времени. Немаловажную роль играет отслеживание состояния системы, чтобы вовремя поменять изношенные компоненты. Поэтому не забываем проводить визуальную диагностику своего велосипеда.

Для снятия шатунов понадобится специальный ключ — съемник шатунов. Он представляет собой винт с двухсекционной головкой (гнездовой ключ и грани под рожковый ключ), на который навинчена гайка особой формы с внутренней и наружной резьбой. Часто к съемнику прилагается переходник для использования с каретками шлицевых соединений.

Покупая новые шатуны, нужно учитывать их способ крепления к каретке. Оно может быть квадратное или шлицевое (шлицевых соединений несколько стандартов). Также важно учитывать длину шатуна при выборе нового, если купить слишком длинные шатуны, они будут задевать препятствия при езде по пересеченной местности, а при коротких нужно будет прилагать дополнительные усилия при педалировании.

Снятие шатунов велосипеда

1. Выньте или открутите заглушку-пыльник . Некоторые заглушки достаточно поддеть отверткой, а некоторые придется выкручивать.

2. Выкрутите болт (или гайку) который притягивает шатун к каретке и выньте шайбу (если она есть). Для этого понадобится накидной ключ (обычно на 14), либо шестигранник на 8 при квадратном соединении или шестигранник на 10 при шлицевом соединении.

3. Возьмите съемник шатунов и вывернете полностью внутренний винт .

Обратите внимание, что при квадратном соединении внутренний винт должен быть уже и надо удалить накладку-переходник (если она надета на ключ), а при шлицевом шире, соответственно накладку-переходник нужно надеть. Будьте внимательны, неоднократно происходили случаи, когда люди не убирали накладку, в итоге она упиралась в сам шатун, а не в ось каретки. В результате они срывали резьбу на шатуне.

4. Ввинтите съемник в шатун . Закрутите съемник до конца, в противном случае он может сорваться и повредить резьбу.

5. Заверните внутренний винт съемника гаечным ключом. Закручивайте его по часовой стрелке и вы увидите как шатун сходит с места.

6. После снятия шатуна открутите съемник .

Если шатун никак не поддается не прилагайте слишком много усилий, иначе можно сорвать резьбу и тогда его снять будет еще сложнее. Залейте соединение маслом или WD-40 и попробуйте еще раз. Когда съемника шатунов нет под рукой можно отвинтить болты стягивающие шатун и каретку и проехаться без них несколько сотен метров. После шатун должен легко сняться, если по нему слегка постукивать чем-нибудь увесистым (через деревянный брусок или палку). Также можно нагреть место соединения шатуна и каретки, но не используйте для нагрева какие-либо горелки, они навредят шатуну, нагревайте заливая кипятком.

И еще одно, если вам надо , то их откручивать лучше до снятия шатунов, так будет легче.

Перед установкой шатунов очистите места соединений на нем и каретке от грязи. Затем смажьте внутреннюю часть шатуна смазкой.

Оденьте цепь на кареточный узел (при установке правого шатуна), наденьте шатун на ось и закрутите стягивающий винт.

Надевая противоположный шатун не перепутайте его положение.

Затягивать болты нужно очень сильно. Если недостаточно их затянуть, тогда во время езды могут образоваться люфты.

Наденьте заглушки-пыльники и цепь на звездочку.

На первый взгляд конструкция педали выглядит простой, но чтоб ее демонтировать нужно обладать определенными знаниями и набором инструментов.

Снятие велопедалей может быть необходимо по различным причинам: перед транспортировкой велосипеда, для регулярного осмотра в целях профилактики или после того, как вы , перед началом сезона. Бывают ситуации, когда деталь хрустит или издает другие нетипичные звуки, в таком случае ее надо либо прочистить, либо полностью демонтировать, заменив на новую. Педальные узлы новых транспортных средств нередко нуждаются в дополнительной корректировке под конкретного человека. Поэтому у многих возникает вопрос, как открутить педали на велосипеде.

Перед тем, как снимать педали, для начала нужно ознакомится со строением этого узла. Эти действия нужно выполнять перед любыми подобными операциями . Педаль состоит из нескольких элементов, причем каждая модель может иметь разную конструкцию, а именно:

  • ось – это специальный штырь из металла, который вкручивается в шатун. Она является базой для остальных деталей;
  • платформа – плоская поверхность, непосредственно контактирующая с подошвой и находящаяся на конце оси;
  • подшипники – элементы, необходимые для соединения предыдущих деталей в единый механизм, именно они позволяют платформам вращаться;
  • фурнитура – разнообразные болтики и гайки, которые скрепляют все составляющие педали. При разборке крепеж откручивается специальными инструментами.

В зависимости от платформы педали делятся на две группы: контактные, в которых предполагается наличие особого крепления для велосипедной обуви, и стандартные модели.

Снятие простых устройств не требует особых усилий , а контактные механизмы, обладающие более сложными фиксаторами, не так легко демонтировать.

Необходимый набор инструментов и материалов

Перед тем, как разобраться, как снять педали с велосипеда, необходимо собрать все подручные средства, которые понадобятся во время выполнения этих работ.

Интересно! Эти средства всегда должны быть под рукой у велосипедиста, чтобы он мог самостоятельно провести ремонт. Приобретать их стоит на стадии выбора велосипеда для или .

Список материалов, которые могут понадобиться:

Кроме вышеперечисленных вещей для снятия педалей пригодятся:

  • смазочная жидкость – все демонтированные детали необходимо прочистить и смазать для улучшения рабочих свойств и продления срока эксплуатации (можно использовать то же средство, что и для );
  • ветошь – используется для очищения всех элементов;
  • растворитель – применяется при наличии обширных грязных областей или проблемах с откручиванием элементов. Его аналогом является керосин.

Облегчить процесс снятия велопедалей поможет специальный стенд, фиксирующий транспортное средство в воздухе. Однако некоторые велосипедисты утверждают, что так, приходится прикладывать больше физических усилий.

Пошаговая инструкция как снять педаль с велосипеда без съемника

После окончания подготовительных работ, приступаем к демонтажу:

  1. В первую очередь сдвиньте систему в сторону руля, такое положение считается рабочим.
  2. Аккуратно откручивайте педали от шатуна при помощи разводного ключа. В какую сторону откручивать педали на велосипеде? Правую — против часовой стрелки, левую — по ходу.
  3. Снимите заглушку на торце, чтобы открыть доступ к контргайке. Для этого действия используйте небольшую плоскую отвертку.
  4. Плавно откручивайте гайку, придерживая вторым ключом ось.
  5. Также на торце остается шайба, которую нужно снять.
  6. На этом этапе открутите конус.
  7. Остается снять платформу с оси, старайтесь контролировать положение подшипников, чтобы исключить их внезапное падение.

Обратите внимание! Каждая педаль обладает уникальной резьбой. Ось правой педали откручивается против часовой стрелки, а левой — наоборот.

Трудности во время демонтажа возникают из-за воздействия внешних факторов или при сильных нагрузках . Существует два варианта решения подобных проблем:

  • обработайте элементы керосином или растворителем. После замачивания в подобных жидкостях грязь, затрудняющая вращение, легко удаляется;
  • можно нагреть ось и шатун, произойдет небольшая деформация металла, и ось легко снимется по резьбе.

Важно! Во избежание порчи резьбы манипуляции с осью производятся предельно аккуратно, в противном случае следующий демонтаж будет сложным.

В целом процесс снятия педалей довольно простой, гораздо важнее подготовить нужные инструменты и материалы, а также следовать инструкции. Возвращать детали на место рекомендуется сначала вручную , и только в конце затягивать специальными ключами.

Видео

Посмотрите, как правильно открутить педали на велосипеде. Видео подробно покажет весь процесс.

Снятие шатунов

На недорогих велосипедах блок передних звездочек выполнен в виде неразборной конструкции, объединенной вместе с правым шатуном, и тогда при замене звездочек приходится менять оба шатуна. На велосипедах средней и верхней ценовых категорий передние звездочки обычно можно отсоединить от правого шатуна, то есть их можно менять независимо, по мере износа зубьев.

Снимать шатуны (один или оба) приходится еще для того, чтобы добраться до каретки (для ее регулировки или замены). Сами шатуны никакой регулировки не требуют.

Обычно новые шатуны приобретаются вместе с передними звездочками. При покупке новых шатунов надо учитывать то, что существуют несколько разновидностей кареток, отличающихся типом оси. Надо выбирать шатуны, совместимые с имеющейся кареткой. Кроме того, шатуны выпускаются разной длины, (от 165 до 180 мм). Слишком длинные шатуны на раме небольших размеров могут привести к неудобствам при езде по неровной местности, а слишком короткие потребуют дополнительных усилий при педалировании.
Оптимальная длина шатунов — 170-175 мм.

Типы шатунов и кареточных механизмов

Шатуны имеют разные способы крепления, которые зависят от типа используемой каретки. Подробно типы кареток мы рассмотрели в этой статье.

Ось каретки имеет квадратное сечение

Тут возможны три разновидности:

shimano_alivio_m410_0.jpg

    Шатун традиционной конструкции. На каретках такого типа концы оси каретки имеют квадратные сечения. Шатуны вместе с пыльником (пластмассовое кольцо) притягиваются винтом, который вворачивается в ось. Винт виден посередине. Винт имеет головку под внутренний шестигранник 8 мм.

    Применяется в основном в системах на Shimano Acera/Alivio/Deore (до 2007 г.) и Suntour Duro

_1.JPG

shimano_acera_m341.jpg

_2.JPG

Ось каретки имеет круглое сечение (шатуны под стандарт Shimano OCTALINK)

На каретках такого типа ось имеет круглое сечение, а на концах оси имеются 8 выступов.
Шатуны притягиваются специальным полым болтом, под внутренний шестигранник на 10, и защищаются снаружи от грязи алюминиевыми пыльниками. Пыльник просто ввинчивается в шатун.
shimano_lx_m583.jpg
Ось каретки сделана полой, и поэтому традиционные съемники не работают — им просто не во что упираться. Надо применять специальный съемник или универсальный Bike Hand YC-215A.
bikehand_yc215a.jpg

Шатуны под каретки ISIS

truvativ_blaze_0.jpg

Сделаны под свой стандарт кареток.

Полные шатуны под интегрированные каретки HOLLOWTECH II

Я уже писал о таких полых каретках в этой статье. Они применяются в Deore с 2006 г. и Dore LX/XT/XTR/SLX.
Что касается снятия шатуров, то необходим отдельный интсрумент для HOLLOWTECH II. Он выпускается ParkTool, Bike Handб Ice Tools. Также потребуется шестигранник.
hollowtech19.jpg
hollowtech16.jpg

hollowtechII.jpg

Снятие шатунов

Шатуны под «квадрат» с затяжным болтом
Если снимаем правый шатун (который со звездочками), то надо перевести цепь на самую маленькую ведущую звездочку, и затем снять ее со звездочек.

  1. Снимаем пыльник.
    Его надо аккуратно выковырнуть отверткой. Под ним находится болт, притягивающий шатун к оси каретки.
  2. Вывинчиваем болт.
    Этот болт надо просто вывернуть, используя подходящий накидной (надевается сверху) ключ (обычно на 14). Часто накидной ключ имеется на съемнике шатунов.
    Резьба — правая с обеих сторон каретки. При отворачивании надо одной рукой удерживать педали. При этом может потребоваться значительное усилие, поэтому лучше использовать ключ с длинной рукояткой.
  3. Ввинчиваем съемник.
    Для снятия шатунов «под квадрат» необходимо использовать съемник Bike Hand YC-215CB:

    Выворачиваем полностью внутренний винт съемника. Наносим на квадратный конец оси каретки немного смазки — легче будет выворачивать.
    Ввинчиваем съемник в шатун до упора.

  4. Снимаем шатуны.
    Гаечным ключом заворачиваем внутренний винт съемника (естественно, по часовой стрелке), и наблюдаем, как шатун сползает с оси каретки. При этом внутренняя часть съемника выдавливает шатун с оси. Усилие при этом может быть приличное.
  5. Вывинчиваем съемник из шатуна. Теперь самое время осмотреть ось каретки, внутреннюю поверхность шатуна на предмет повреждений, проверить каретку на люфт.

Шатуны под «квадрат» с вкрученным винтом

Отличие заключается только в том, что болт, вкрученный в ось надо просто вывернуть, используя шестигранник на 8.

Шатуны под Oktalink

  1. Если имеется пыльник, то его надо просто вывинтить из шатуна. Для этого на пыльнике есть два отверстия, в которые, видимо, надо вставить какой-то специальный ключ. Я такого ключа не встречал, и пользовался обычной шпилькой из куска стальной проволоки.
  2. Отворачиваем полый болт.
    Под пыльником обнаруживается полый болт.
    В него вставляем шестигранник на 10. И этот болт надо просто отворачивать. Как обычно, против часовой стрелки, удерживая педали. При этом может потребоваться значительное усилие.
  3. Ввинчиваем съемник.
    Под болтом лежит шайба, ее надо не забыть вытащить.
    Выворачиваем полностью внутренний винт съемника и ввинчиваем специальный съемник в шатун.

Можно использовать универсальный съемник типа TL-FC10, у которого есть дополнительная вставка TL-FC15, на которую будет давить съемник, выдавливая шатун.

Примечание: если винты, держащие шатун, не выклучиваются, есть вероятность, что металл «прикипел» или «закис». Можно его попробовать нагреть (в случае алюминия) или залить WD-40 под винт и оствить отмокать.
Особенно такие случаи характерны для систем Truvative Blaze с кареткой Truvativ ISIS drive (часто на GT).
В таких случаях приваривают головку винта к усилению и выкручивают винт, который потом, естесвенно идет под замену.

Узнаем как снять шатуны с велосипеда без съемника – полезные рекомендации

Вопрос, как снять шатуны с велосипеда без съемника возникает в ситуациях, когда необходимо демонтировать указанную деталь для замены и обслуживания. Для снятия узлового элемента в профессиональной среде применяются специализированные съемники. Однако при желании можно обойтись и без него. Давайте же разберемся, как снять шатуны велосипеда, не используя съемник.

Что представляют собой шатуны?

Шатун – деталь, на которую приходятся одни из самых существенных нагрузок во время передвижения. Встречаются блоки передних звезд, что соединены с шатуном неподвижно. В данном случае при возникновении поломок приходится производить замену обоих шатунов. На байках верхней ценовой категории звезды можно менять, отсоединяя от шатуна по мере износа.

как снять шатуны с велосипеда без съемника

Вопросы, касательно того, как снять шатуны с велосипеда без съемника, начинают беспокоить обладателей байков в случае повреждения данных деталей. Демонтировать элемент приходится, чтобы получить свободный доступ к каретке при ее регулировке.

Типы шатунов

снять шатуны с велосипеда без съемника

Прежде чем разбираться, как снять шатуны без съемника, необходимо рассмотреть их разновидности и способ соединения с остальными деталями:

  1. Однокомпонентные – представлены в виде монолитной конструкции, где левый и правый элемент неподвижно посажены на ось. Достоинством указанного решения выступает высокая надежность, простота обслуживания и незначительная масса ввиду отсутствия крепежа.
  2. Двухкомпонентные – ось, правый шатун и ведущая звезда соединены в единую конструкцию. Левый шатун присоединяется к системе благодаря посадке на гайку.
  3. Трехсоставные – наиболее распространенный вариант. Представлен в виде отдельной оси, а также правого и левого шатуна, соединенных со звездочкой.

Материалы изготовления

В ходе передвижения на шатуны приходится высочайшая нагрузка. Поэтому в качестве материала для их изготовления чаще всего применяется твердая сталь. В последнее время высоким спросом пользуются изделия, изготовленные из сплавов алюминия. Чаще всего подобные решения применяются при комплектации спортивных велосипедов, где снижение общего веса играет определяющую роль.

Виды креплений

Чтобы понять, как снять шатуны с велосипеда без съемника, важно разбираться в разновидностях креплений, что применяются для соединения детали со звездами. Современные изделия могут устанавливаться при помощи гаек, шлицов либо крепежа, выполненного в виде специфических квадратов. Сегодня также доступен роторный способ соединения.

снимаем шатуны с велосипеда без съемника

В каких ситуациях может потребоваться демонтаж шатуна?

Шатун представляет собой довольно простую деталь, которая не нуждается в особом обслуживании и уходе. Замена компонента чаще всего производится по причине механического повреждения. Необходимость снятия может возникнуть также, когда необходимо получить свободный доступ к каретке, выполнить регулировку либо промывку системы.

Нередко после езды в дождливую погоду в области каретки возникают неприятные скрипы, причиной которых выступает попадание песка и загрязнений в узловой механизм. В данном случае может потребоваться снятие шатуна для очистки посадочного места.

В целом же сам по себе шатун не демонтируется. Для этого прибегают к эксплуатации специального съемника либо применению импровизированных способов, которые будут рассмотрены далее.

Снимаем шатуны с велосипеда без съемника

В случаях, когда у велосипедиста нет доступа к специализированному инструменту, остается сравнительно немного вариантов для реализации задачи. Чтобы снять шатуны с велосипеда без съемника, можно прибегнуть к следующим решениям:

как снять шатуны велосипеда не используя съемник

  1. Попытаться демонтировать шатун силовым способом. Само собой, в случае применения кувалды присутствует высокая вероятность нанесения непоправимого ущерба подшипникам и каретке. Хотя идея может принести желаемые плоды, возможно, из-за собственной лени придется прибегнуть к дополнительным расходам на ремонт прочих деталей.
  2. Второй вариант предполагает обильную обработку соединений смазочными материалами с последующим отвинчиванием болтов. С разжатым крепежом достаточно проехать на велосипеде несколько сотен метров, оказывая максимальное давление на шатуны.
  3. Следующее решение, которое позволит разобраться, как снять шатуны с велосипеда без съемника, предполагает применение болгарки. При помощи инструмента выполняется аккуратный надпил на втулке. Далее молотком и пробоем окончательно демонтируется деталь. Главным недостатком способа выступает необходимость последующей замены старого шатуна.

Установка шатуна

После демонтажа детали и выполнения всех запланированных манипуляций необходимо вернуть конструктивный элемент на прежнее место. Перед проведением работ желательно очистить все поверхности и соединения, после чего выполнить их обработку густым смазочным материалом. Подобный подход позволит ровно установить шатун и существенно облегчит работу при необходимости его очередного демонтажа.

как снять шатуны без съемника

В ходе установки необходимо выполнить глубокую посадку детали на вал. Это позволит избежать появления люфта в ходе передвижения. При недостаточно плотной фиксации шатуна гнездо постепенно придет в негодность. Для надежного закрепления детали достаточно приложения усилия порядка 50-70 Нм.

Источники:

http://velobajo.ru/bez-rubriki/kak-snyat-shatuny-s-velosipeda-bez-semnika.html
https://kubanteplo.ru/bicycle-crank-how-to-change-and-remove-installation-how-to-unscrew-an-easy-way-to-remove-the-connecting-rods-from-the-bicycle/
http://spbvelo.ru/content/snyatie-shatunov
https://autogear.ru/article/236/783/kak-snyat-shatunyi-s-velosipeda-bez-syemnika-poleznyie-rekomendatsii/

Adblock
detector