Запреты для велосипедистов

Знаки дорожного движения для велосипедистов

Знаки дорожного движения для велосипедистов

Встретить велосипедиста на дороге можно не так уж и редко. Но всем, кто решает примкнуть к этой замечательной группе людей, нужно знать основные правила движения. Несоблюдение указаний знаков может обернуться не только штрафом или предупреждением, но и серьезными последствиями для здоровья.

Особенности

Как ни странно, но люди, постоянно движущиеся туда и сюда на велосипедах, меньше страдают от запретов и реже сталкиваются с проблемами из-за их нарушения. Они хорошо знают основные правила и нюансы езды по конкретному городу или региону.

Однако риск становится гораздо выше, если человек садится на велосипед в первый раз. Или когда кто-то катается изредка. Да и пересесть в выходные с автомобиля (мотоцикла) на велосипед весьма сложно.

Запрещающие обозначения

Для начала стоит разобраться с запрещающими проезд условными обозначениями. Сюда относятся:

  • знак 3.1 – «Въезд перекрыт» (полная недоступность для любого транспорта);
  • знак 3.2 – «Движение запрещено»;
  • знак 3.9 – «Путь велосипедам и мопедам закрыт».

Графически эти знаки выглядят так:

  • белое тире в красном круге;
  • красный круг с тонкой черной каймой, внутри круга находится белая окружность;
  • то же, что и в предыдущем пункте, но со стилизованным изображением черного велосипеда.

Следует учитывать, что знак 3.2. не распространяется на транспорт, перемещающий инвалидов 1 и 2 группы. Запомнить его просто, достаточно держать в уме стихотворную фразу «в красном круге нельзя ездить».

Но на этом перечень знаков, которые не позволяют проехать велосипеду, не исчерпывается. Важно знать и символ 5.1. – «Автомобильная дорога». Это две широкие белые полосы на зеленом фоне, пересекаемые посередине узкой белой полоской. В промежутке между полосами также находится зеленый участок.

На участках, отмеченных знаком 5.1, запрещается езда всех транспортных средств, неспособных разогнаться до 40 км/ч. Потому обычным велосипедистам придется искать другой путь. Счастливое исключение составят водители электровелосипедов, способных двигаться со скоростью до 50 км/ч. Им можно ехать в общем потоке по правилам, предназначенным для мопедов, но только до тех пор, пока работает электромотор.

Важно: в местах с такой разметкой недопустима езда задним ходом. Не менее важен, чем знак «Движение на велосипеде запрещено», и знак 5.3, разрешающий проезд только для автомобилей.

На таких участках нельзя использовать транспорт, скорость которого ограничена 40 км/ч и менее. Как и в случае с символом 5.1, здесь разрешено движение быстрых электровелосипедов. Но под запрет вновь попадает перемещение задним ходом.

Дорожные ограничения

В ПДД РФ есть еще ряд знаков, значения которых сводятся к тому, что катание на велосипеде разрешено в отдельных случаях. Сюда относится, к примеру, символ 4.5.1. – «Дорожка для пешей ходьбы». Им помечают то место, от которого отсчитывается разрешенное для пешеходов пространство. Выглядит обозначение просто: оно круглой формы, внутри знака на синем фоне нарисована белая стилизованная фигура. Двигаться по пешеходной дорожке разрешено:

  • велосипедистам до 14 лет — всегда;
  • велосипедистам после 14 лет, сопровождающим младших ездоков;
  • велосипедистам после 14 лет, везущим ребенка дошкольного возраста на втором сиденье;
  • велосипедистам после 14 лет при невозможности двигаться по всем прочим отведенным ПДД участкам и маршрутам.

Знак «Пешеходная зона» тоже порадует любителей двухколесного транспорта. Но только при условии, что им нет еще 14 лет. Выглядит это обозначение как белая фигура пешехода внутри синего круга. Разумеется, на этом знаки, разрешающие проезд велосипеду, не исчерпаны. И самые приятные из них еще впереди.

Разрешающие знаки

Знак 4.5.4. («Пешеходно-велосипедная дорожка») имеет круглую форму и разделен полосой на две части. В одной части помещают изображение пешехода, а в другой — велосипеда. Действие знака отсчитывается от места его установки и продолжается до тех пор, пока не появится знак, устанавливающий другой режим движения. Но чаще всего пешеходно-велосипедная дорожка оканчивается тем же знаком, что и начинается, только перечеркнутым красной полоской.

Непосредственно по дороге можно ехать, если установлен знак 5.11.1 – «Дорога с полосой для маршрутного транспорта». В этом случае велосипедистам надо использовать только выделенную полосу, движение по которой направляется против основного потока. Показывается это разделением синего поля на две части, на одной из которых помещают автобус со стрелкой. Похожее значение имеет знак 5.11.2 – «Полоса для велосипедистов», однако вместо автобуса перед стрелкой ставится значок «велосипед». Окончание разрешенной полосы проезда показывает такой же символ, только с зачеркнутым изображением.

Есть еще и знак «Велосипедная зона». Выглядит он так:

  • белый прямоугольник в тонкой черной рамке;
  • внутри расположен синий кружок;
  • в кружке находится белый велосипед;
  • над кружком, в верхней части знака есть крупные буквы «ЗОНА».

Оканчивается участок таким же знаком, только с серым кружком, который перечеркивается по диагонали. На всей территории зоны владельцы велосипедов имеют преимущество перед механическим транспортом. Что касается знака «велосипед в треугольнике красного цвета», то он адресован не велосипедистам, а водителям. Это предупреждение о близком пересечении с велосипедной дорожкой.

Важно: на пересечении проезжей части преимущество по закону отдано автомобилистам.

Что касается знаков на черном фоне с основной желтой частью, то они устанавливаются на время ремонтных или восстановительных работ. Значение будет то же, что у аналогичных символов стандартной окраски. И еще несколько тонкостей:

  • при езде по велосипедной зоне можно поворачивать налево и разворачиваться;
  • ездить по ней можно не быстрее 20 км/ч;
  • пешеходы могут переходить велосипедные зоны и дорожки (именно переходить, а не двигаться по ним!) в любом месте, но без приоритета;
  • в велосипедной зоне велосипедист более значим, чем автомобилист или мотоциклист.

Лекцию ПДД для велосипедистов смотрите далее.

Безопасность велосипедистов на дороге

На сегодняшний день велосипед является популярным и востребованным средством передвижения для людей любых возрастов. Он удобен в использовании и обслуживании, его легко хранить и даже возможно брать с собой в поездки. Как известно, дорога считается не самым спокойным местом, а велосипедные дорожки оборудованы далеко не во всех населенных пунктах. Тротуар же не позволяет вместить велолюбителей и пешеходов, часто создавая конфликтные ситуации и столкновения. Не остается ничего другого, кроме как выезжать на проезжую часть и двигаться в потоке автомобилей. Поэтому, знание правил ПДД и основ безопасности необходимы любому велосипедисту.

Велосипедист на дороге

ПДД для велосипедистов

Главное ограничение, которое устанавливает ПДД – езда на велосипеде по дороге возможна лишь при достижении 14-ти лет. Даже в сопровождении взрослых смотреть за ребенком практически невозможно, а водителям авто его может быть не видно. Поэтому не стоит рисковать здоровьем детей.

Разобравшись с основным правилом, перейдем к остальным:

  • Держитесь с правой стороны как можно ближе к обочине. Обгон следует совершать аккуратно и предупреждать об этом. Запрещается выезжать более чем на 1 метр от правого края, за исключением объезда препятствий.
  • Забудьте о плеере и наушниках, даже при очень тихой музыке может случиться так, что вы не услышите машину.
  • Сообщайте другим участникам движения о своих перемещениях или помехах как на прямом участке, так и на повороте или перекрестках. Делать это нужно так, как указано в руководстве ПДД.
  • Полностью останавливайтесь на каждом светофоре, в том числе пешеходном. При переходе дороги следует слезать с транспортного средства и перевозить его самостоятельно.
  • Подъезжая к остановке нужно убедиться, что вы сможете объехать троллейбус или автобус до того, как он тронется с места.

Группа велосипедистов

Передвижение в группе

Сегодня встречаются как одинокие велосипедисты, так и целые группы. Особенной популярностью пользуются различные акции, городские соревнования и другие мероприятия с участием велосипедов. Необходимо соблюдать дистанцию, следить за действием впередиидущих и не создавать опасных ситуаций для тех, кто находится позади.

Следует двигаться с общей скоростью, не петлять и не подрезать. Любые маневры должны обозначаться рукой или дублироваться звуковым сигналом. Не желательно курить, разговаривать по телефону и естественно исключить прием алкоголя.

Велосипедные фары

Меры безопасности

Прежде чем выезжать на велосипеде на дорогу, следует учесть многие моменты:

  • Убедитесь в исправности тормозов, педалей и колес.
  • Необходимо наличие звукового сигнала.
  • Для езды в темное время суток или при плохой видимости вам понадобятся два фонаря – белый спереди и красный сзади.
  • По бокам должны быть закреплены оранжевые или красные светоотражатели. Приветствуются дополнительные светоотражающие элементы на одежде.
  • Велосипед – это одноместное средство передвижения. На нем можно перевозить детей в возрасте до 7 лет при наличии специального сиденья, а также подножек и защитных щитков.
  • Перевозимый груз не должен мешать велосипедисту и другим участникам движения. Его габариты не могут быть более полуметра с каждой стороны.

Велосипедная дорожка

Следует отметить, что при наличии велосипедной дорожки велосипедист обязан двигаться по ней. Садиться и слезать с велосипеда нужно с правой стороны, а также следить за правильным положением стопы.

В данной статье представлены лишь некоторые выдержки из основных правил, которые необходимо знать. Разумеется, перед выездом на дорогу следует тщательно ознакомиться с нормами ПДД, для того чтобы обезопасить себя и окружающих от чрезвычайных ситуаций.

Тротуары заняли курьеры: как в Москве решают проблемы велосипедистов

.

Пешеходы все чаще пишут жалобы на велокурьеров, которые буквально не замечают вокруг себя никого – есть цель доставить товар из точки «А» в точку «В». Велосипеды используют, несмотря на сильные снегопады. На тротуарах становится тесно, а велодорожки пока не помогают их разгрузить. Не рады велосипедистам и на дорогах – автомобилисты не хотят пропускать, а автобусам на «выделенках» приходится притормаживать.

И выход здесь только один – найти взаимопонимание между всеми участниками дорожного движения. О том, как Москва должна принимать вызовы, связанные с растущим трафиков велотранспорта, обсуждали 9 февраля во время круглого стола по инициативе Якова Якубовича, главы муниципального округа Тверской в Москве (при поддержке РО ОНФ в Москве и Префектуры ЦАО). Свои идеи предложили депутаты, представители сервисов доставки, урбанисты и жители Москвы.

Надоели курьеры на велосипедах

Курьеры на велосипедах и их руководители могут прочитать отклики о своей работе в соцсетях. Только ленивый не написал, что курьеры буквально сбивают с ног, задевают за одежду своими большими коробками. А опешившие пешеходы не успевают даже ничего крикнуть в ответ – того уже и след простыл.

— Курьеры бесконечно носятся по тротуарам на самокатах и велосипедах. С таким стилем езды им не место на тротуарах. Однажды ребенка моих знакомых так чуть не сбил такой скоростной курьер, так еще и обматерил, что те не уступили ему дорогу, — написала в соцсетях москвичка Марина Линская.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

— Самое ужасное, что курьеры на велосипедах катаются по проезжей части, я вчера рядом ехала с таким по Хорошевке. Если он соскользнет и велик упадет, он же окажется под колесами машины и виноват будет водитель? – написала Наталья Орлова.

Пока все сидели дома на карантине, видимо, курьеры привыкли к свободным улицам. И сейчас продолжают работать в том же темпе, не замечая вернувшихся людей. Именно поэтому сейчас участились жалобы от пострадавших пешеходов, которые в один голос говорят: «Надоели эти курьеры». Жалобы на велокурьеров приходят и на линию президента, и в префектуру ЦАО.

Наказать за скорость

В защиту велокурьеров становятся компании сервисов по доставке. Представители говорят, что не выпускают в город сотрудников без обучения. Им рассказывают правила дорожного движения, проводят тестирования, объясняют, что негативные отклики сервисам не нужны.

— У велосипедистов нет выделенного места, им не рады на пешеходной дорожке, и на автомобильной дороге тоже – везде возникают конфликты. Велосипедисты ездят вопреки установленным нормам, правилам. Мы проводим обучение и рассказываем правила дорожного движения, но в реальности курьеры на велосипедах сталкиваются с тем, что в городе не так много дорог с ограничением скорости 20-30 км/ч, по Садовому кольцу нужно ехать со скоростью 79 км/ч, автобусная полоса на Кутузовском проспекте – 99 км/ч, а если передвигаться по тротуару – это не нравится пешеходам, — говорит Анна Кузьмина, представитель сервиса доставки «Яндекс. Еда».

И вот здесь как раз появляется вопрос о безопасности передвижения на велосипеде. Компания «Яндекс» уже начала процесс страхования курьеров, разрабатывает механизм и Delivery Club. А как защитить пешехода, который может из-за скорости и небрежности курьера пострадать? В сервисах доставки говорят, что можно оформить обращение на горячую линию, там попробуют идентифицировать курьера (по номеру сумки) и наказать, если инцидент действительно был.

Велотрафик растет: как регулировать поездки

И если бы только курьеры мешали на тротуарах и проезжей части – велопрогулки любят многие москвичи (60% имеют велосипеды). За последние годы на дорогах Москвы резко возросло число велосипедов. Одни едут в офис, другие – в парк, третьи – доставляют пиццу из кафе. Если лет пять назад поездка на работу на велосипеде воспринималась окружающими, как какой-то хайп, то сейчас уже ничего необычного. Велосипеды в мегаполисе – не временная мода. И очевидно, что трафик ежегодно будет расти. Именно поэтому так важно идти на опережение и планировать велобудущее города.

— Велотрафик в городе растет. Продвинутые велосипедисты стараются использовать ту дорожно-транспортную инфраструктуру, которая есть в городе, правда, это не всегда безопасно. Новички путаются с велоинфраструктурой и правилами дорожного движения, в результате чего возникают разного рода конфликты. А тут еще и пандемия показала, что курьеры сервисов доставки товаров и еды активно использует велосипеды для передвижения по городу. Есть три проблемы: регулирование этого вида транспорта, контроль за соблюдением правил дорожного движения, и дефицит культуры, из-за которого возникают конфликты между участниками дорожного движения, — говорит Яков Якубович, говорит глава муниципального округа Тверской в Москве.

ПДД для велосипедистов – как себя обезопасить и не стать виновником ДТП?

Выезжая в город на велосипеде, необходимо обязательно изучить правила дорожного движения. Водитель двухколесного ТС должен хорошо разбираться в знаках приоритета, разметке, сигналах других автомобилистов. Кроме того, существуют нюансы, которые относятся только к велосипедистам. Их важно знать, чтобы обезопасить себя и не стать виновником ДТП. В статье рассмотрены как общие правила, так и отдельные моменты относительно движения на велосипеде.

Общие правила

Прежде всего обозначим, является ли велосипедист участником дорожного движения. Согласно официальным документам, велосипед – это ТС, которое приводится в движение мускульной силой водителя. Сам же велосипедист четко определяется как участник дорожного движения, а в соответствии с этим должен строго соблюдать правила: подчиняться знакам светофора, учитывать приоритетность проезда перекрестков, вовремя реагировать на разметку, соблюдать дистанцию.

Правила дорожного движения для велосипедистов

Отдельно отметим один нюанс: в правилах велосипед относится к категории «транспортное средство», поэтому на него распространяются только те правила, в которых указана данная категория. Автомобили и автобусы относятся к «механическим транспортным средствам», т.е. тем, которые приводятся в движение мотором.

В текущем материале будут обозначены главные моменты ПДД для велосипедистов, но в то же время крайне важно изучить все пункты ПДД, относящиеся к другим категориям транспортных средств. Это позволит получить полное представление о требованиях к участникам дорожного движения.

Человек, ведущий рядом с собой велосипед, приравнивается к пешеходу. Так он может перемещаться по тротуару или пешеходному переходу. Также такой человек по определению везет тяжелый груз, что дает ему право занять край проезжей части.

велосипедист на дороге

Правила для велосипедистов оговаривают одно отличие спешившегося ездока и пешехода. Так, вне населенных пунктов водитель байка должен идти по ходу движения транспорта, а пешеход – против. При движении по обочине данные правила не учитываются.

Существуют ограничения по возрасту: выезжать на проезжую часть на велосипеде могут граждане, которые достигли 14 лет.

Двухколесный транспорт, оснащенный электродвигателем мощностью от 250 Вт, приравнивается к мопеду. Соответственно, к нему применяются такие требования:

  • возраст от 16 лет;
  • наличие застегнутого мотошлема;

веосипедист в шлеме

Если мощность менее 250 Вт и установлено автоматическое ограничение скорости до 25 км/ч, то такие ТС не относятся к категории мопедов.

Технические требования к двухколесному транспорту

Перед выездом на проезжую часть необходимо убедиться в исправности торморной системы, руля, звукового сигнала. Спереди должен быть размещен светоотражающий элемент, а также фонарь или фара с белым свечением. Фонарь обязательно включается при наступлении сумерек. Если присутствует фара, то она включается даже днем.

сиденье для ребенка на велосипед

Задняя часть велосипеда оборудуется красным катафотом или мигающим фонарем аналогичного цвета. На боковые стороны должны быть установлены оранжевые или красные светоотражатели.

Правилами не требуется наличие зеркала заднего вида на руле. Однако его установка может помочь велосипедисту при перестроении и смене направления движения.

Согласно правилам дорожного движения, если на велосипеде перевозится ребенок до 7 лет, то байк должен быть оборудован дополнительным сидением.

колонна велосипедистов

Движущиеся в колонне велосипедисты разбиваются на группы по 10 человек. Расстояние между ними не менее 80-100 метров. Это обеспечивает возможность безопасного обгона механическими ТС.

Какие действия запрещены велосипедистам

При прочтении ПДД можно выделить следующие строгие запреты, касающиеся велосипедистов:

    Езда без удержания руля хотя бы одной рукой;

езда на велосипеде без рук

велосипедная дорожка

Озвученные запреты позволяют понять, где должен ездить велосипедист по ПДД.

Остальные запреты актуальны как для водителя велосипеда, так и автомобиля (механического ТС):

  1. Управлять транспортом в состоянии опьянения, вызванного алкоголем, наркотиками или другими веществами. Также нельзя садиться за руль после приема таблеток, негативно влияющих на реакцию и зрение.
  2. Передавать управление велосипедом или механическим ТС человеку, который находится в описанном выше состоянии.
  3. Пересекать колонны или занимать в них место.
  4. Принимать одурманивающие вещества после ДТП или остановки сотрудником полиции, а также до проведения медицинского освидетельствования.

остановка велосипедиста полицейским

Пересечение перекрестков

В отношении проезда перекрестков велосипедисты должны соблюдать общие правила, прописанные для всех участников движения. Если велосипед двигается по главной дороге, а автомобиль по второстепенной, то последний должен уступить право первого проезда двухколесному транспорту.

На нерегулируемых перекрестках действует правило «помеха справа» — дорогу нужно уступать ТС, которое приближается с правой стороны. Если установить тип перекрестка не получается, то водитель велосипеда должен считать, что находится на второстепенной дороге.

велосипедист

Правила дорожного движения для велосипедистов требуют в первую очередь подчиняться велосипедным светофорам. Если таковые отсутствуют, то необходимо руководствоваться транспортными (но не пешеходными).

При повороте направо, автомобиль должен уступить дорогу велосипедисту, двигающемуся прямо по велосипедной дорожке. Аналогичное правило применяется для машин, которые съезжают на обочину.

пдд для велосипедиста

Учитывая озвученный выше запрет на левый поворот на дорогах с более чем двумя полосами или трамвайными путями, велосипедист может выполнить подобный маневр одним из следующих способов:

  1. Проехать прямо и остановиться у правой полосы пересекаемой дороги. Затем развернуть байк налево и снова проехать перекресток прямо.
  2. Спешиться, зайти на тротуар и перейти дорогу до нужного места по пешеходным переходам.

В конце Т-образного перекрестка велосипедист может повернуть налево. Согласно правилам, при повороте направо ТС должно располагаться ближе к обочине. Однако для велосипедистов такое замечание не всегда актуально. Для повышения собственной безопасности рекомендуется занимать центральное положение на полосе, так другие автомобили не смогут выполнить обгон и «подрезать» велосипед.

Пересечение пешеходных переходов

Согласно ПДД, водитель велосипеда должен подчиняться сигналам светофора или регулировщика. На нерегулируемом пешеходном переходе необходимо уступать дорогу пешеходам. Аналогичная ситуация при повороте направо на зеленый сигнал светофора.

велосипедист на пешеходном переходе

Пропускать пешеходов нужно в случае остановки и открытия дверей трамвая, если последние выходят на дорогу. Запрещен разворот на переходе и стоянка ближе 5 метров от него.

Проезд пешеходного перехода верхом на велосипеде является нарушением. Необходимо спешиться и, ведя байк сбоку от себя, перейти дорогу вместе с другими пешеходами.

Сигналы велосипедиста

При движении по дорогам общего назначения крайне важно своевременно подавать сигналы о перестроении и повороте. Для велосипедистов предусмотрены следующие сигналы:

жесты велосипедистов

  1. Вытянутая в сторону рука – левая при левом повороте и перестроении, правая при правом. Также присутствует альтернативный вариант: согнутая в локте левая рука предполагает правый поворот и наоборот. Он чаще используется автомобилистами, у которых не работают поворотники.
  2. Поднятая вверх рука – остановка движения.

При движении в колонне идущий впереди велосипедист должен предупреждать остальных о ямах и препятствиях. Остальные участники группы повторяют сигнал. Так опущенная вниз рука с той или иной стороны указывает на расположение ямы.

Дорожные знаки

Правила для велосипедистов подразумевают только три знака, которые напрямую относятся к байкам:

    Знак 4.4 – круглой формы с велосипедом на синем фоне. Используется для обозначения велосипедной дорожки. Если по краю дороги идет полоса не обозначенная таким знаком, то она считается обочиной, по которой можно двигаться велосипедам, либо тротуаром, по которому движение байков запрещено.

Знак 4.4

Знак 3.9

Помимо описанных выше, велосипедист должен знать значение других знаков. Особое внимание уделяется обозначениям автомагистрали (5.1), предназначенной только для автомобилей дороги (5.3), пешеходной зоны (5.33), запрета проезда (3.1), запрета движения (3.2), пешеходной дорожки (4.5).

Штрафы для велосипедистов

Нарушение правил влечет за собой административную ответственность. Соответствующим кодексом предусмотрены следующие статьи и штрафы:

  1. Статья 12.29 ч.2 – подразумевает нарушение ПДД велосипедистом, которое влечет за собой устное предупреждение или штраф 800 рублей.
  2. Статья 12.29 ч.3 – нарушение ПДД в состоянии опьянения. Штраф варьируется в пределах 1000-1500 рублей.

Представленный материал раскрывает только основные моменты правил, которые относятся к водителям велосипедов. Чтобы иметь полную картину касательно действий всех участников движения, настоятельно рекомендуется изучить полный текст ПДД своей страны.

Источники:

https://vplate.ru/velosiped/pravila-dvizheniya/znaki/
https://rosdorznakservis.ru/stati/bezopasnost-velosipedistov-na-doroge/
https://www.msk.kp.ru/daily/27238/4365258/
https://nakolesah.guru/pdd-dlja-velosipedistov-kak-sebja-obezopasit-i-ne-stat-vinovnikom-dtp/