Защита шатунов велосипеда

Содержание скрыть

Как выбрать защиту для велосипедной рамы

защита рамы

Защита рамы, элементов подвески и цепного привода позволяет увеличить ресурс узлов и предотвращает образование очагов коррозии на стальных деталях. Для предотвращения истирания покрытия используют наклейки из прочного полиэтилена, на тросы надевают поролоновые чехлы. Владелец техники самостоятельно определяет участки рамы, подверженные износу, и устанавливает защитные элементы.

Для чего нужна защита велосипедной рамы

На велосипедных рамах из стальной или алюминиевой трубы используют защиту от:

трения оболочек тросов или тяги, идущих к тормозным механизмам или переключателю скоростей;

воздействия потока грязи и камней на нижнюю часть каркаса велосипеда;

повреждений, возникающих при падении 2-колесного транспорта на каменистые поверхности;

воздействия веток или мелких камней, сбивающих лакокрасочное покрытие до металла;

ударов звеньями цепи при движении по неровной дороге (привод способен повредить заднюю часть рамы — перо);

преждевременного износа штока амортизатора мелкодисперсной пылью;

абразивного истирания шатунов педалей, возникающего при контакте с обувью велосипедиста;

разрушения идентификационного номера, нанесенного в заводских условиях на поперечину каркаса.

От тросов

Для привода тормозов и переключения скоростей используют тросы в оболочках. При движении по неровной дороге рубашки трутся о лакокрасочное покрытие, стирая эмаль до металла. На поверхности крепят пленки, определяя зоны оклейки поворотом руля в разные стороны до упора. Для разделения тросов и предотвращения истирания рубашек применяют специальные крючки или силиконовые чехлы.

Защита нижней трубы

Нижнюю трубу закрывают антигравийной пленкой, используемой для оклейки порогов или колесных арок автомобилей. Материал не разрушается под влиянием песка и камней, выдерживает воздействие влаги и перепадов температур. Экран необходимо прочно прикрепить к основанию, поскольку попадающая в щели влажная грязь приводит к медленному разрушению слоя краски и коррозии.

Защита нижней трубы

Защита нижней трубы сможет предохранить раму от сколов и царапин.

От повреждений при падениях

При падении велосипеда невозможно определить участок рамы, который ударится о неровности дороги, поэтому предусмотреть полноценную защиту нельзя. Владелец может смонтировать дополнительные пленки на боковых частях каркаса. Если планируется установка сумки для инструмента или багажа, то синтетический материал обеспечивает защиту слоя краски и лака при неаккуратной эксплуатации велосипеда.

От потертостей и царапин

Для предотвращения преждевременного износа лакокрасочного покрытия используют виниловые наклейки, которые можно устанавливать и снимать несколько раз. Элементы продаются наборами под модель велосипеда и позволяют защитить эмаль и грунт от повреждений цепью или камнями, летящими из-под колес.

Перед установкой раму следует вымыть, высушить и обезжирить материалом, не растворяющим эмаль и лак.

Защита пера

Правое перо подвержено воздействию цепи, которая колеблется при движении по неровной местности. Ряд производителей 2-колесной техники устанавливает штатные защитные щитки, которые протираются за 1-2 месяца активной эксплуатации. Велосипедисту необходимо проверять состояние экранов и своевременно монтировать новые накладки.

Для защиты рамы используют:

Экраны из износоустойчивого пластика либо карбона, повторяющие очертания элементов рамы. Щитки крепят при помощи хомутов. Средний срок службы защиты составляет 2 года.

Наклейки из неопрена, фиксируемые на клеевой основе или 2-стороннем скотче. Они отличаются средней механической прочностью и хорошо очищаются от загрязнений водой.

защитная наклейка

Для защиты на раму велосипеда используется автомобильная антигравийная пленка.

Ног вилки

На части велосипедов применяют вилку с гидравлическими либо пружинными амортизаторами. Качество работы демпферов и ресурс зависят от состояния поверхности подвижного штока. При изготовлении металлический элемент покрывают слоем хрома с последующей полировкой. Велосипедисты применяют специальные гофрированные чехлы, снижающие загрязнение штока. При длительной эксплуатации полость под пыльником забивается песком, вызывающим абразивный износ.

Рекомендуется применять чехлы только при поездках по грязным дорогам.

На шатуны

Поверхности шатунов имеют электрохимическое покрытие либо залиты слоем краски, который истирается при контакте с подошвами обуви велосипедиста. Износ ухудшает внешний облик деталей, но не оказывает влияния на ресурс. Для предотвращения повреждения на боковые поверхности шатунов наклеивают прозрачную пленку. Для монтажа к изделиям сложной геометрической формы применяют нагрев защиты строительным феном. Металлические детали перед оклейкой очищают от грязи и обезжиривают средством (например, спиртом), не растворяющим лакокрасочного покрытия.

Защита номера

Велосипеды имеют идентификационный номер, который нанесен в заводских условиях на раму. Код позволяет найти украденное 2-колесное транспортное средство или доказать принадлежность путем сверки данных на поперечине и в гарантийном талоне, имеющемся у владельца. Для предотвращения коррозии или механического повреждения на идентификатор наклеивают плотную прозрачную пленку. Аналогичный способ защиты номера, выбитого на моторном отсеке, применяют на автомобилях (например, выпускаемых немецким производителем Volkswagen).

защита номера

Защита на раме используется для сохранения номера велосипеда.

Материалы, из которых производятся защитные аксессуары

Для изготовления защитных элементов для велосипедных рам используют:

виниловую либо поливинилхлоридную пленку на клейкой основе, выдерживающую механические воздействия и циклические перепады температур;

силикон, нейтральный ко внешним факторам и легко принимающий очертания труб рамы;

акриловую пленку с подложкой для отражения света, защищающую лакокрасочное покрытие и повышающую безопасность движения в темное время;

ударопрочный пластик, устойчивый к абразивному износу и воздействию дорожных реагентов;

синтетический каучук (неопрен), отличающийся повышенной эластичностью и не разрушающийся под влиянием солнечного света и нефтепродуктов.

Как выбрать велосипедные наклейки

При подборе учитывают:

Назначение и соответствие геометрическим контурам рамы. Необходимо определить зоны, подверженные износу, а затем уточнить размеры накладки. Некоторые владельцы подрезают заводские наклейки, но в этом случае возможно ухудшение адгезии клеевого слоя по кромкам.

Цену, определяющую качество материала стикера и клея. Без предварительной подготовки поверхности к монтажу защитные пленки отваливаются через 1-2 недели эксплуатации либо после сильного дождя или мойки. Оригинальные наборы содержат наклейки с обозначением производителя или модели велосипеда и соответствуют контурам рамы, но отличаются высокой стоимостью. Например, комплект Reverse Frameprotection содержит 12 стикеров из силикона и обойдется владельцу 2-колесного транспорта в 960 руб.

Лучшие производители защиты велосипедной рамы

Универсальный набор Bike Shield Full Pack содержит 10 элементов, защищающих раму велосипеда от воздействия песка и камней. Накладки устанавливают и снимают без использования инструмента. Образующиеся царапины или неглубокие порезы восстанавливают самостоятельно.

Материал устойчив к воздействию ультрафиолетового излучения, не желтеет в ходе эксплуатации. Установленные на велосипед накладки невидимы на раме, после удаления на лакокрасочном покрытии пятна клея не остаются. Средняя цена набора на февраль 2021 г. составляет 2,2 тыс. руб.

Компания KTM предлагает накладки, выполненные из легкого и прочного углепластика. Щитки обеспечивают защиту нижней трубы и перьев велосипедов, мелкие камни и песок не оставляют следов на элементах. Владелец 2-колесной техники может мыть накладки: ультрафиолетовое излучение не разрушает материала. Углепластик нагревается до температуры более +100°С и не поддерживает горение. Недостатками продукции являются высокая цена и небольшое количество модификаций защитных элементов, которые рассчитаны на установку на велосипеды бренда KTM.

Для предотвращения повреждений рамы техники марки Merida предлагают защитные эластичные чехлы из лайкры или неопрена. Накладки имеют полосу липучки или отверстия для шнуровки, позволяющие закрепить элементы на трубах рамы. Производитель выпускает наборы, содержащие защиту для пера и вилки велосипедов, изготовленные из стандартного пластика либо карбона. Продукция отличается низкими ценами при удовлетворительном качестве, стоимость элементов начинается от 110 руб.

Для велосипедов, эксплуатируемых в мягких условиях, подойдут силиконовые или пластиковые защитные элементы китайского бренда RMZ. Детали относятся к категории универсальных, не отличаются высокой прочностью и стойкостью к износу. Велосипедисты отмечают деформацию накладок под влиянием солнечного света.

Как поменять шатуны и систему на велосипеде

Многие производители выпускают как двусоставные, так и трехсоставные системы “самоизвлекающегося” типа (то есть разбираемые с помощью одного ключа). В них съемник эргономично встроен в шатун. В системах с самоизвлекающимися шатунами используются кольца с резьбой, которые внешне похожи на пыльники. Однако, эти стопорные кольца закручены над болтом, удерживающим шатун, поэтому при раскручивании болта последний давит на кольцо, что, в свою очередь, приводит к выталкиванию шатуна с оси. Никаких дополнительных инструментов для снятия шатунов не требуется.

Изображение ниже: Самоизвлекающийся шатун FSA с болтом и стопорным кольцомИзображение ниже: Стопорное кольцо, открученное с помощью штифтового ключа. Под ним расположен болт

Болт, удерживающий шатун, в самоизвлекающихся системах имеет правую резьбу (закручивается по часовой стрелке, откручивается – против). Стопорные кольца могут иметь как левую, так и правую резьбу в зависимости от производителя, поэтому направление резьбы нередко указывается стрелками. Кольца закручиваются при помощи штифтовых или шестигранных ключей. Для некоторых колец SRAM и Truvativ требуются шестигранные ключи на 16. Если у вас такого ключа нет, то можно воспользоваться гайкой диаметром 5/8″ и конусным ключом, как будет показано ниже.

Установка шатуна на ось в самоизвлекающихся системах требует особой аккуратности. При установке трудно понять, как шатун заходит на шлицы оси. Шатуны и ось должны быть установлены правильно, поскольку при установке шатун впрессовывается в ось. Чрезмерное применение силы при соединении деталей может повредить шатун. Снятое стопорное кольцо дает возможность визуально контролировать процесс соединения деталей. Если есть сомнения в правильности установки шатуна на ось, снимите стопорное кольцо, закрепите шатун и установите кольцо на место.

Содержание статьи:

  1. Устройство педалей велосипеда
  2. Выбор велосипедных педалей
  3. Виды педалей для велосипедов
  4. Обслуживание педалей

1. Устройство педалей велосипеда

Ну что ж, для начала начнем мы с небольшой теории. Что же, собственно говоря, представляют собой велосипедные педали?

Велопедали — составляющая часть системы (шатунов), приводящая в движение велосипед при помощи усилия ног велосипедиста с последующим вращением кареточного вала и далее через трансмиссию на заднее колесо.

Рассмотрим их устройство на примере классических и самых распространенных велосипедных дорожных педалей. Итак, состоят они из:

С обоих концов оси нарезана резьба. Для вкручивания в шатун нарезают резьбу M14x1.0 или M14x1.25. Прикручиваются они слева — левой резьбой (откручивается по часовой стрелке), а справа — обычной правой (откручивается против часовой стрелки). Такой способ крепления предотвращает при вращении педалей их закручивание наглухо и считается, что таким образом они не выкручиваются во время езды. На противоположном конце оси резьба стандарта M7x1 (правая), на коротую накручивается конус. Этим конусом производят точную регулировку шарикоподшипников. Вдоль этой резьбы дополнительно прорезана канавка, в которой фиксируется ус шайбы, устанавливаемой между контргайкой и торцом конуса. Шариковый путь оси, конус и чашки педали закаливают, чтобы получить твердую поверхность, а все поверхности снаружи деталей хромируются.

С первого взгляда велопедали, вроде бы достаточно несложный механизм, но разновидность их типов и производителей могут привести в ступор неподготовленного человека, решившего приобрести их для своего двухколесного друга.

2. Выбор велосипедных педалей

По своему конструкционному исполнению, велосипедные педали делятся на 3 большие категории:

  • Платформенные — используются практически с любой обувью;
  • Контактные — применяются в паре со специальной велообувью;
  • Комбинированные — с одной стороны имеют обычную платформу, а с другой — контактный механизм и позволяют носить обо вида обуви.

По назначению педали в свою очередь подразделяются на несколько типов:

  • Прогулочные — предназначены для езды по городу и изготовлены из пластикового корпуса. Довольно не прочные и слишком скользкие для катания по бездорожью.
  • Общего назначения — в основном, включают в себя комбинированные и металлические платформенные педали.
  • Кросс-кантри — это легкие безплатформенные контактные педали, требуют наличие специальной обуви.
  • Экстримальные дисциплины — педали с мощными шипами, расположенными на платформе, также педали контактные с наличием вмпомогательной платформы.
  • Шоссе — это контактные педали, которые не совместимы с горными ввиду того, что имеют другой стандарт и предназначены они для максимально жесткой фиксации ног.

Давайте теперь более подробно рассмотрим все существующие разновидности педалей для того, чтобы вы лучше ориентировались при их выборе в магазине. Начнем от самых простых дешевых и закончим профессиональными и дорогими. Так вы поймете для какого стиля катания подходят те или иные педали.

Как пользоваться?

Пользоваться съемником каретки для ее извлечения довольно просто:

  • снимите шатуны при помощи съемника шатунов;
  • если каретка под квадрат, то начинать лучше с левой стороны;
  • сопоставьте шлицы съемника со шлицами на вашей каретке;
  • если съемник имеет центровочную ось, вкрутите ее в вал каретки;
  • выкрутите чашку каретки, затем повторите те же действия со второй стороны.

Помните, что на большинстве кареток справа нарезана правая резьба, а слева – левая. За исключение итальянок, где обе чашки с правой резьбой. У разных фирм разные инструменты. Возможно, вам понадобится дополнительный ключ, чтобы провернуть сам съемник каретки, а может, ваш съемник уже оборудован ручкой. Впрочем, каких-то очень сложных и непонятных моментов в использовании съемника нет, и разобраться с ним получится у каждого.

Снятие и установка подшипников

Правый подшипник впрессован в ось каретки. Перед его выжимом необходимо снять С-образную скобу. Процедура обслуживания подшипников не зависит от материала, из которого сделаны шатуны.

Процедура снятия и установки подшипников следующая:

1. При помощи отвертки или набора крючков снимите скобу с оси каретки.
2. Установите на шатун переходник для снятия подшипников. Он должен опираться на шатун. Переходник необходимо вставить до конца.
3. Закрепите съемник на переходнике. При помощи винтов устраните люфт ножек съемника.
4. Затягивайте ручку съемника, чтобы выжать переходник вместе с подшипником. Следите за тем, чтобы съемник и переходник поднимались ровно и не перекашивались. При необходимости вносите соответствующие корректировки.

5. Нанизьте новую прокладку и подшипник на ось каретки. Положите шатун на ровную поверхность, и разместите установщик съемника над осью. Ударами молотка установите подшипник на место.
6. Шатун с осью готовы к установке.

Левый подшипник впрессовывается в чашку. По замыслу Campagnolo, чашка целиком (вместе с подшипником) должна заменяться, если подшипник изношен.

Снимаем шатун со съёмником

Съёмник – это инструмент, который используется при демонтаже деталей, в частности используется для снятия деталей с вала каретки велосипеда. Этим инструментом можно также открепить и педали. Можно, конечно, сделать съемник шатунов велосипеда своими руками, но это может получиться несколько дороже, чем купить новый, уже готовый. Следует учитывать потраченное время, стоимость заготовок, оплату работы.

Шатун на валу закреплён болтом. Этот элемент находится на валу с лёгким натяжением и имеет конусообразную посадку. Зачастую, когда грязь или вода попадают в месте соприкосновения рычага и вала – он плотно присаживается к валу и снять его очень затруднительно. В подобных случаях на помощь приходит съёмник. Инструмент представляет собой винт, на котором располагается двухсекционная головка для рожкового и гнездового ключа. На винт накручена гайка с резьбой снаружи и внутри.

Что из себя представляет шатун

Велосипедный шатун – это рычаг из металла, на стержне которого расположены большая и малая головки. Существуют такие виды детали:

  • Однокомпонентные. Это единая конструкция – левая, правая деталь, ось. Однокомпонентные отличаются большой прочностью, простотой в обслуживании, но довольно тяжёлые.
  • Двухкомпонентные. В этой системе ведущая звезда, правый шатун и ось соединены, а левый присоединён с помощью отдельной гайки.
  • Трёхсоставные. Самая распространённая конструкция. Её составляющие: ось, левый элемент и правый, совместно со звёздочкой.

В качестве креплений у этой детали могут быть шлиц или квадрат, который используют в спортивных дорогих байках . Можно встретить также новейшую разработку – роторную систему.

Зачем снимать шатуны с велосипеда

Иногда требуется снять шатуны велосипеда для того, чтобы получить доступ к обслуживанию каретки или прочистить грязь.

Сами шатуны могут ломаться. На первый взгляд это кажется невероятным развитием событий, но шатуны подвержены изгибам, повреждению шлица, шатуны могут ломаться в любой из точек или, что является наиболее частым недугом, получают повреждение резьбы для крепления педали.

Резьба в шатуне для педали – это отдельная печальная тема. Часто пользователь перетягивает эту резьбу или наоборот не всегда контролирует затяжку и подтягивает разболтавшееся крепление. Это приводит к повреждению резьбы. Можно было бы нарезать резьбу большего диаметра, но тогда в образовавшееся отверстие не встанут стандартные педали. Помимо этого, резьба может повредиться из-за того, что ремонтник начал вкручивать педаль под небольшим углом и срезал грани резьбы, или лучше сказать – самостоятельно угробил резьбу. Во всех этих случаях шатуны потребуется демонтировать и/ или заменить на новые. Можно попытаться отремонтировать шатуны.

Шатуны с велосипеда потребуется снять и в случае, если нужно поменять звезды (или одну из звезд). Ведь на современных шатунах звезда крепится не при помощи сварочного аппарата или расклёпа, а при помощи так называемых бонок. Звезда – это расходный материал, который выходит из строя и снашивается гораздо быстрее, чем сами шатуны.

Больше всего проблем возникает с алюминиевыми шатунами. Если качество их изготовления низкое, то они активно ломаются и снимаются с большим трудом. Всё дело в некачественном алюминии, используемом на дешевых изделиях.

Снимаем шатун без съёмника

Для снятия шатунов велосипеда без съёмника рекомендуем отвинтить болты, которые стягивают рычаг с кареткой и проехать небольшое расстояние без деталей. Благодаря этому вы сможете с лёгкостью открепить шатун. Постучите по нему каким-либо тупым предметом, например, деревянным. Есть ещё один метод. Часть соединения детали с кареткой нужно нагреть горячей водой. Это поможет отмокнуть грязи и пыли и конструкция снимется проще. Нельзя использовать горелки, поскольку деталь повредится. При съёме педалей своя хитрость. Сначала открутите именно педали, а затем и шатун.

Снятый велошатун с педалью

Снимать шатуны с велосипеда со съёмником или без него — вопрос ситуации и вашего выбора. Как ни крути, с инструментом работать будет эффективнее и комфортнее. Используйте наши рекомендации, так как это поможет с лёгкостью снять шатун с вашего велосипеда — как со съёмником, так и, в экстренных ситуациях, без него.

Съемник шатунов (системы)

Инструмент для снятия системы не интегрированного типа с вала каретки. Как правило совмещает в себе две функции: сам съёмник и шестигранник для разборки педалей. Шатуны на валу каретки удерживаются болтом под внутренний шестигранник на 8 мм. Так как шатун плотно сидит на валу каретки и обычно «прикипает» к нему, то после после откручивания болта, чтобы снять шатун требуется съемник.

Конструктивно — это винт с двухсекционной головкой — грани под рожковый ключ и гнездовой ключ. На рожковый ключ навинчена гайка специальной формы с наружной и внутренней резьбой. Иногда к съёмнику дополнительно прилагается переходник для кареток шлицевых стандартов.

Съемник каретки

Шлицевой ключ для снятия и установки каретки велосипеда картриджного типа. Бывают двух видов: с осью для центровки и без неё. Чтобы установить или снять (особенно тяжело) каретку необходимо большое усилие и использование гаечного ключа большой длины (иногда для удлинения рычага применяют стальную трубу) или зажать съёмник в тиски.

Съемник кассеты

Шлицевой ключ для снятия и установки кассеты велосипеда. Съёмник кассеты также используется, чтобы снять крепёжные гайки тормозного диска типа Center lock и для демонтажа некоторых видов велосипедных вилок. Существуют три разновидности: стандартный, со штифтом (удобней в работе, но не годится для разборки вилок) и со встроенной ручкой (также удобный в работе, но большой и тяжёлый).

Съемник трещотки

Это шлицевой ключ для демонтажа и установки трещотки велосипеда. При вращении педалей велосипеда, соединение втулки и трещотки затягивается, поэтому необходимо приложить большое усилие, чтобы её открутить. Она откручивается против часовой стрелки — обычная правая резьба, лучше использовать разводной длинный ключ. Если покрышка не снята и накачана, то колесо при снятии проще удержать. Съемники трещотки и съёмник кассеты не совместимые между собой, хотя и похожи внешне.

Также прочитать на эту тему:

Ножи для велотуристов. В складных ножах клинок прячется в его рукоятку. Этим добивается портативность ножа и уменьшение его размера в два раза. Приспособления для открывания ножа имеют различную конструкцию – самые простые открываются двумя руками, более продвинутые имеют кнопку или рычажок…

Велосипедный мультитул. Велосипедный мультитул – это набор инструментов для ремонта и обслуживания велосипеда в виде раскладного ножа. Стандартный инструмент для ремонта современных много скоростных велосипедов в домашних и полевых условиях. Позволяет не возить с собой множество ключей и имеет…

Конусный ключ. Конусный ключ – это одна из разновидностей гаечного ключа. Предназначен для регулировки и затягивания конусов втулок. Конусный ключ отличается от обычного ключа того же размера намного меньшей толщиной и составляет примерно 2 мм. У конусов втулки узкие шлицы, поэтому…

Выжимка цепи. В некоторых цепях для её снятия и установки используют разъёмное звено, поэтому выжимку не используют. Но, в поездке её необходимо иметь, так как цепь иногда рвётся, и её надо ремонтировать – заменить участок цепи или при поломке петуха или заднего переключателя укоротить цепь…

Инструменты:
1. Набор шестигранников;
2. Отвёртки – крест и обычная;
3. Ключи – 7, 9, 10, 15;
4. Выжимка для цепи;
5. Ключ для спиц;
6. Ключ разводной средний;

Как снять шатун без использования съемника?

При недоступности специального инструмента можно попытаться выполнить операцию, прибегнув к следующим действиям:

  1. Воспользоваться кувалдой, накрыв ее рычаг отрезком плотного материала. Затем достаточно ударить по инструменту чем-то тяжелым. Стоит отметить, что шансы снять шатун таким способом минимальны. Гораздо больше вероятность испортить подшипники каретки, нежели достичь нужной цели данным путем. Однако способ все же имеет право на жизнь.
  2. Более эффективный и безопасный вариант – обработка креплений все тем же керосином либо средством WD-40. Затем достаточно отправиться в небольшую поездку с отвинченными болтами. Чтобы метод сработал, рекомендуется подвергать шатуны максимальным нагрузкам.
  3. Проверенным способом, который дает достичь цели, выступает выполнение пропила болгаркой на втулке шатуна. Далее останется добить деталь с помощью молотка и пробоя. Единственным негативным моментом при таком способе выступает то, что шатун после подобных манипуляций придется отправить в утиль.

Что такое съемник?

Съемником шатунов называют своеобразный ключ, предназначенный для выполнения демонтажа труднодоступных элементов в блоке, где располагается каретка. На валу шатун зафиксирован мощной болтовой сцепкой. Отвинтить ее довольно просто. Однако сложность заключается в соединении шатуна с валом при помощи небольшой натяжки с конусовидной посадкой. Последняя со временем прикипает к прочим деталям. Поэтому при демонтаже сложно обойтись без съемника шатунов.

Как выглядит инструмент? Съемник шатунов велосипеда представлен в виде цилиндра с несколькими головками, заточенными под гнездовой и рожковый ключ. В конструкции содержится хитрая гайка, которая имеет внутреннюю, а также наружную резьбу. Разобраться на словах в вопросе довольно непросто. Поэтому, чтобы понять, что представляет собой съемник, достаточно взглянуть на фото инструмента в нашей статье.

Устройство съемника, его достоинства и недостатки

Как правило съемник состоит из винта, траверсы, нескольких захватов и воротка. У моего съемника в дополнение к выше перечисленным деталям так же есть специальные стяжные болты.

Мой съемник предназначен для снятия подшипников с генераторов автомобиля и других агрегатов. Для снятия подшипника нужно упереть конец болта в вал генератора, с помощью стяжных болтов подбираем диаметр подшипника и этими же стяжными болтам стягиваем захваты до тех пор пока они не будут в упор с подшипником. Далее крутим болт, а он начинает выпрессовывать подшипник. После того как сняли подшипник, раскручиваем стяжные болты и освобождаем подшипник.

Достоинство моего съемника в том, что благодаря стяжным болтам можно снять подшипник практически всех диаметров, а благодаря шарику на конце винта он не так сильно врезается в поверхность на которую надет подшипник. Недостаток в том что вместо двух захватов можно использовать три, но меньшего размера. Более существенных недостатков этот съемник не имеет. Он не сложен как в конструкции, так и в процессе использования.

Рисунок 1 – Устройство съемника

1 – упорный винт, 2 – траверса, 3 – захват, 4 – стяжной болт, 5 – вороток.

Шатуны велосипедные: общие сведения

Трансмиссия велосипеда имеет пару шатунов, расположенных по обе стороны от каретки. Детали устанавливаются на кареточном валу с помощью специальных креплений. В зависимости от производителя и типа велосипеда, крепления различаются, и чуть позже обязательно об этом поговорим.

Шатунная пара вместе с передними звездами образует систему. Она может быть разборной и неразборной. Первый тип встречается на бюджетных моделях велосипедов, включая односкоростные дорожники. Здесь износ звездочек развивается одновременно с усталостью материала рычагов. В случае преждевременной поломки шатунов система полностью подлежит замене.

По стандарту звезды располагаются справа по ходу движения, следовательно, к звездочкам закреплен правый шатун. На байках среднего и высокого уровня звездочки могут меняться отдельно от шатунной пары. Его можно снять и, таким образом, заменить лишь часть системы – изношенные звезды.

Разъемная система горного велосипеда

Шатунная пара и каретка – самые нагруженные узлы велосипедной трансмиссии, так как напрямую принимают толкательно-вращательные усилия от ног велосипедиста. В изготовлении деталей используются материалы:

  • закаленная сталь;
  • алюминий;
  • титан;
  • углеродное волокно (профессиональный шоссейный байк).

Значительную роль в динамике передвижения играют вес и форма шатунов. Производители стараются сделать их максимально легкими и компактными. Так, для уменьшения веса внутри детали специально делаются полости. Идея принадлежит японскому производителю Shimano:


Внутренние полости по технологии Hollowtech

Разобрать систему обычным гаечным ключом не получится, для этого потребуется специальный съемник шатуна. При вдавливании инструмента деталь свободно откручивается с оси каретки, не повреждая ее.

Техника безопасности при работе со съемником

Не допускать чрезмерно высоких нагрузок на съемник, следить за ходом выпрессовывания подшипника, хорошо затягивать стяжные болты и прикладывать усилия на съемник постепенно, без использования других подручных средств (молоток, плоскогубцы, пневмоинструмент)

Заключение

В заключении Я сравниваю показатели фактические и по проекту в показанной ниже таблице

Таблица 10 – Сравнение показателей

ПоказателиФактическиПо проекту
Число обслуживаемых автомобилей49444861
Число заездов автомобилей в год98889722
Трудоемкость ТО автомобиля259734255348
Суточное число обслуживания автомобилей2019
Число рабочих постов73
Число оборудования1822
Число рабочих97
Площадь участка144108
Коэффициент плотности расстановки оборудования23

Как снять шатуны с велосипеда

В идеальном случае, когда мы используем качественное оборудование и имеем съемник для шатунов с велосипеда, сложностей возникнуть не должно. Вся конструкция в этом случае работает так, что помогает нам выполнять необходимые для технического обслуживания действия.

Перед снятием шатуна нужно открутить фиксирующий болт – шестигранник или стандартная гайка/болт. Делать это нужно очень аккуратно, чтобы не завалить грани на шестиграннике/гайке. Дальше, казалось бы, шатун должен соскочить, но этого не происходит. Используется посадка с натягом. Руками шатун не снять и потребуется выжимка шатунов.

Если рассматривать современные шатуны, то в центральное отверстие шатуна вкручивается специальный съемник-выжимка, который упирается в каретку и стаскивает (при кручении гайки съемника) шатун с его посадочной точки. Так снимаются и шатуны под квадрат, и шатуны под шлиц. Съемник нужно вкручивать абсолютно ровно и на всю длину резьбы. В противном случае, съемник вытащит себя сам вместе с резьбой, а шатун останется на месте.

На некоторых системах съемнику не во что упереться на каретке. В этом случае, нужно или оставить на месте фиксирующий винт, прижимающий шатуны и упереться в него, или подложить монетку. Можно использовать продольную ось (болт или ось колеса), для того, чтобы упереться в соседний фиксирующий винт

Важно помнить, что можно случайно повредить резьбу болта фиксации шатуна на каретке или впресовать ваш упор в резьбу каретки, а это потребует замены каретки, что иногда ещё даже более трудоемко и дорого

С шатунами на шпонке ситуация немного сложнее. Там предварительно нужно выбить шпонку, а затем раскачать шатуны (например, легкими, но резкими ударами молотка через деревянный брусок). Есть ещё рекомендация прокатиться без шпонки по двору, пока шатун не раскачается сам, правда этот вариант не всегда эффективен. Шпонка выбивается молотком. Для таких шатунов съемники не предусмотрены. Он сбивается молотком.

На практике ситуации обычно бывают разные и они сильно отличаются от желаемого идеала. Шатуны часто пригорают или срываются гайки крепления, да и сами шатуны не всегда слезают с посадочной точки на каретке очень легко. Какие же проблемы встречаются чаще всего?

Установка шатуна

После демонтажа детали и выполнения всех запланированных манипуляций необходимо вернуть конструктивный элемент на прежнее место. Перед проведением работ желательно очистить все поверхности и соединения, после чего выполнить их обработку густым смазочным материалом. Подобный подход позволит ровно установить шатун и существенно облегчит работу при необходимости его очередного демонтажа.

В ходе установки необходимо выполнить глубокую посадку детали на вал. Это позволит избежать появления люфта в ходе передвижения. При недостаточно плотной фиксации шатуна гнездо постепенно придет в негодность. Для надежного закрепления детали достаточно приложения усилия порядка 50-70 Нм.

В каких ситуациях может потребоваться демонтаж шатуна?

Шатун представляет собой довольно простую деталь, которая не нуждается в особом обслуживании и уходе. Замена компонента чаще всего производится по причине механического повреждения. Необходимость снятия может возникнуть также, когда необходимо получить свободный доступ к каретке, выполнить регулировку либо промывку системы.

Нередко после езды в дождливую погоду в области каретки возникают неприятные скрипы, причиной которых выступает попадание песка и загрязнений в узловой механизм. В данном случае может потребоваться снятие шатуна для очистки посадочного места.

В целом же сам по себе шатун не демонтируется. Для этого прибегают к эксплуатации специального съемника либо применению импровизированных способов, которые будут рассмотрены далее.

Порядок демонтажа

  1. Откручиваем заглушку. Для этой цели можно использовать обычную отвёртку.
  2. Вывинчиваем болт/гайку, с помощью которой шатун притягивается к каретке, извлекаем шайбу. Делать это можно накидным ключом или шестигранником на 8 (если квадратное соединение), или на 10 (если шлицевое соединение).
  3. С помощью съёмника полностью выворачиваем внутренний винт. Ввинчиваем его в шатун. Полностью до упора закручиваем, чтобы не сорвать и не повредить резьбу.
  4. Закручиваем внутренний винт съёмника гаечным ключом. С помощью него вы закрутите винт по часовой стрелке и заметите, как сместился шатун с точки.
  5. Откручиваем инструмент. Нужно в меру усердствовать, чтоб избежать срыва резьбы, что усложнит демонтаж. В таких случаях смажьте соединение или взбрызните аэрозоль WD-40. Аэрозоль отлично растворяет остатки грязи и облегчает процесс, после которого можно повторить попытку. Вместо WD-40 можете воспользоваться тормозной жидкостью БСК.

Виды и предназначение

Съемник каретки велосипеда – специальный инструмент, использующийся для снятия и установки каретки в кареточный стакан рамы велосипеда. Стандартов данного инструмента не так уж и много, а подбираются они по типу самой каретки:

  1. ISIS и все картриджные каретки под квадрат. Имеют форму цилиндра с нарезанными на внешней стороне шлицами. Могут иметь интегрированную ручку или вмонтированную ось для центровки по валу.
  2. Для кареток Truvativ ISIS. Обхватывает внешнюю чашку сверху при помощи 8 пазов.
  3. Hollowtech II. Стандарт Shimano. Съемник каретки такого типа напоминает накидной ключ, который обхватывает выступающую внешнюю чашку в ее плоскости.
  4. Для Campi Veloce, SKF кареток. Он очень напоминает съемник для Hollowtech, но здесь длинные шлицы чередуются с короткими. Встречается крайне редко, лишь на некоторых велосипедах итальянского производства, таких как Bianchi.

Существует отдельный тип кареток – безрезьбовые. Для их монтажа требуется специальный пресс, а не съемник, но они встречаются только на совместимых рамах. Иногда на велосипедах можно встретить фирменные стандарты, которые встречаются очень редко. Например, у системы Hope Cranks в комплекте имеется несколько собственных ключей, что существенно усложняет монтаж запчастей.

Выкручиваем каретку без съемника

Многие задаются вопросом: можно ли снять каретку без съемника? Однозначного ответа здесь нет. Все напрямую зависит от типа вашего кареточного узла. К примеру, на старых велосипедах с насыпными подшипниками в каретке имелась контргайка, которая легко сбивалась при помощи бородка или стамески, чашка выкручивалась руками. Не доставляют проблем каретки типа Hollowtech II с внешними чашками. Их можно запросто вывернуть газовым ключом или инструментом для снятия масляного фильтра для автомобиля, но есть риск деформировать чашку.

С остальными картриджными каретками все сложнее. Шлицы нарезаны внутри чашки, а она полностью скрыта в кареточном стакане, и подцепить ее другими инструментами невозможно. Проблему с прикипевшими чашками можно решить либо каким-то самодельным инструментом, либо тем же бородком, но придется постараться, чтобы не повредить саму раму. В данном случае есть смысл приобрести нормальный съемник каретки, тем самым упростив себе жизнь.

Разновидности и установка шатунов на велосипед

шатун

Велосипедный шатун (педальный рычаг) – знакомая и значимая деталь трансмиссии. Является связующим звеном при передаче усилий на кареточный вал и передние звезды. Исправное состояние и надежное закрепление шатунов на каретку гарантирует максимальную эффективность передачи крутящего момента и безопасность движения.

Шатуны велосипедные: общие сведения

Трансмиссия велосипеда имеет пару шатунов, расположенных по обе стороны от каретки. Детали устанавливаются на кареточном валу с помощью специальных креплений. В зависимости от производителя и типа велосипеда, крепления различаются, и чуть позже обязательно об этом поговорим.

Шатунная пара вместе с передними звездами образует систему. Она может быть разборной и неразборной. Первый тип встречается на бюджетных моделях велосипедов, включая односкоростные дорожники. Здесь износ звездочек развивается одновременно с усталостью материала рычагов. В случае преждевременной поломки шатунов система полностью подлежит замене.

По стандарту звезды располагаются справа по ходу движения, следовательно, к звездочкам закреплен правый шатун. На байках среднего и высокого уровня звездочки могут меняться отдельно от шатунной пары. Его можно снять и, таким образом, заменить лишь часть системы – изношенные звезды.

Разъемная система

Разъемная система горного велосипеда

Шатунная пара и каретка – самые нагруженные узлы велосипедной трансмиссии, так как напрямую принимают толкательно-вращательные усилия от ног велосипедиста. В изготовлении деталей используются материалы:

  • закаленная сталь;
  • алюминий;
  • титан;
  • углеродное волокно (профессиональный шоссейный байк).

Значительную роль в динамике передвижения играют вес и форма шатунов. Производители стараются сделать их максимально легкими и компактными. Так, для уменьшения веса внутри детали специально делаются полости. Идея принадлежит японскому производителю Shimano:

технология Hollowtech

Внутренние полости по технологии Hollowtech

Разобрать систему обычным гаечным ключом не получится, для этого потребуется специальный съемник шатуна. При вдавливании инструмента деталь свободно откручивается с оси каретки, не повреждая ее.

Типы шатунов и способы их крепления

Динамика движения на велосипеде зависит от многих факторов, в том числе и длины педальных рычагов. Размеры варьируются от 150 до 185 мм. Чем длиннее шатун, тем меньше частота педалирования и больше сила вытягивания, и наоборот. Эта закономерность помогает подобрать оптимальный размер для удобного катания.

На гонных велосипедах ставятся удлиненные рычаги более 177.5 мм, на трековых моделях предпочтительны укороченные детали. Традиционно длина шатунов на взрослый байк колеблется от 165 до 185 мм. Подростковые, детские и трековые модели оснащаются короткими рычагами размером от 150 до 177.5 мм. Диапазон 165 – 177.5 мм можно считать неким универсалом для всех моделей.

Тип шатунов по способу установки и демонтажа:

  • монолитные (односоставные) – рычаги интегрированы с валом каретки (BMX и детские модели);
  • двусоставные: правый шатун + ведущие звездочки, левый рычаг отдельно;
  • разборные: правый шатун крепится к звездам с помощью болтов, распространенная конструкция на большинстве моделей (можно разобрать систему и заменить только изношенные звезды или рычаги).

Крепление к валу каретки бывает:

  • под клин (ромб) – устаревшая конструкция встречается на старых моделях и детских велосипедах;
  • под квадрат – фиксация на квадратных наконечниках оси, подтяжка производится с помощью гаек внутри входной полости рычага, снаружи устанавливается пластиковая защита-пыльник (встречается на бюджетных дорожных велосипедах);
  • шестигранное – установка и фиксация шатунов с помощью шестигранного ключа (распространенная конструкция на скоростных моделях);
  • шлицевое: ось имеет сквозную полость, на креплениях к шатунам диаметр увеличен, рычаги сопряжены канавками с выступами на валу (шлицы) и затягиваются шестигранниками.

Шлицевое крепление

Шлицевое крепление не откручивается обычным съемником

Какая резьба нарезается на шатунную пару и в какую сторону крутить съемник при разборке системы? Резьба на оба рычага правая: раскручивание против, закручивание – по часовой стрелке.

На внешней стороне рычага находится отверстие для педали. Традиционный размер ключа для снятия и установки – 15 мм. Резьба на педалях направлена только по ходу движения. В комплекте педали помечаются буквами R и L. Поставить левую педаль на правый шатун и наоборот не получится.

Демонтаж и установка шатунов

Зачем надо снимать шатуны? Причин может быть несколько:

  • поменять изношенные звезды на разборной системе;
  • переборка и ремонт каретки (снятие рычагов лишь предыстория);
  • подтягивание (эффективнее будет именно с полным снятием и установкой).

Трогать систему просто так не рекомендуется, хотя для тренировки в обслуживании велосипеда приветствуется. Главное ‒ потом правильно все установить на место.

Ход работы:
1.Снять защитную заглушку.

Шаг 1

2.Вставить съемник внутрь полости и скрутить фиксирующую гайку. Если гайка идет плохо, сбрызнуть WD-40 или другой смазкой. В случае имбусового крепления подбираем соответствующий ключ.

3.Вставить съемник в шатун другим концом и ввинтить до упора в резьбу.

Шаг 3

4.Закрутить болт инструмента при помощи гаечного ключа.

5.Шатун выдавится с вала.

Шаг 5

6.Делаем все, что нужно, и приступаем к обратной установке.

7.Очистить и смазать место крепления рычага к оси каретки.

8.Надеть шатун на вал, вставить съемник и с усилием закрутить в обратную сторону.

9.Надеть фиксирующую гайку и заглушку.

Внимание! Закручивать максимально крепко, иначе при езде шатун будет люфтить.

Достаточно прозрачный вопрос, как снять шатуны, если под рукой имеется съемник. Гораздо интереснее этот процесс выглядит без использования этого инструмента.

Несколько кустарных методов:

  1. Скрутить фиксирующие болты и выкатить велосипед на прогулку. При длительном максимальном нагружении шатуны должны отвалиться сами. Правда, есть риск повредить крепления.
  2. Выбить молотком с отверткой. Наконечник обмотать мягкой тканью. Направлять удары по направлению «против часовой стрелки». Делать очень аккуратно, иначе можно повредить резьбу и подшипники каретки.
  3. Надрезать и сорвать крепление. Варварский метод для снятия неисправных деталей.

Какой из этих способов выбрать? Самое верное решение – купить новый съемник, тем более стоит он недорого.

Устройство системы достаточно простое, и поменять ее компоненты реально самостоятельно. Для снятия шатунов потребуется съемник и немного свободного времени. Немаловажную роль играет отслеживание состояния системы, чтобы вовремя поменять изношенные компоненты. Поэтому не забываем проводить визуальную диагностику своего велосипеда.

Как поменять шатун на велосипеде

Велосипедный шатун (педальный рычаг) – знакомая и значимая деталь трансмиссии. Является связующим звеном при передаче усилий на кареточный вал и передние звезды. Исправное состояние и надежное закрепление шатунов на каретку гарантирует максимальную эффективность передачи крутящего момента и безопасность движения.

Шатуны велосипедные: общие сведения

Трансмиссия велосипеда имеет пару шатунов, расположенных по обе стороны от каретки. Детали устанавливаются на кареточном валу с помощью специальных креплений. В зависимости от производителя и типа велосипеда, крепления различаются, и чуть позже обязательно об этом поговорим.

Шатунная пара вместе с передними звездами образует систему. Она может быть разборной и неразборной. Первый тип встречается на бюджетных моделях велосипедов, включая односкоростные дорожники. Здесь износ звездочек развивается одновременно с усталостью материала рычагов. В случае преждевременной поломки шатунов система полностью подлежит замене.

По стандарту звезды располагаются справа по ходу движения, следовательно, к звездочкам закреплен правый шатун. На байках среднего и высокого уровня звездочки могут меняться отдельно от шатунной пары. Его можно снять и, таким образом, заменить лишь часть системы – изношенные звезды.

Шатунная пара и каретка – самые нагруженные узлы велосипедной трансмиссии, так как напрямую принимают толкательно-вращательные усилия от ног велосипедиста. В изготовлении деталей используются материалы:

  • закаленная сталь;
  • алюминий;
  • титан;
  • углеродное волокно (профессиональный шоссейный байк).

Значительную роль в динамике передвижения играют вес и форма шатунов. Производители стараются сделать их максимально легкими и компактными. Так, для уменьшения веса внутри детали специально делаются полости. Идея принадлежит японскому производителю Shimano:

Разобрать систему обычным гаечным ключом не получится, для этого потребуется специальный съемник шатуна. При вдавливании инструмента деталь свободно откручивается с оси каретки, не повреждая ее.

Типы шатунов и способы их крепления

Динамика движения на велосипеде зависит от многих факторов, в том числе и длины педальных рычагов. Размеры варьируются от 150 до 185 мм. Чем длиннее шатун, тем меньше частота педалирования и больше сила вытягивания, и наоборот. Эта закономерность помогает подобрать оптимальный размер для удобного катания.

На гонных велосипедах ставятся удлиненные рычаги более 177.5 мм, на трековых моделях предпочтительны укороченные детали. Традиционно длина шатунов на взрослый байк колеблется от 165 до 185 мм. Подростковые, детские и трековые модели оснащаются короткими рычагами размером от 150 до 177.5 мм. Диапазон 165 – 177.5 мм можно считать неким универсалом для всех моделей.

Тип шатунов по способу установки и демонтажа:

  • монолитные (односоставные) – рычаги интегрированы с валом каретки (BMX и детские модели);
  • двусоставные: правый шатун + ведущие звездочки, левый рычаг отдельно;
  • разборные: правый шатун крепится к звездам с помощью болтов, распространенная конструкция на большинстве моделей (можно разобрать систему и заменить только изношенные звезды или рычаги).

Крепление к валу каретки бывает:

  • под клин (ромб) – устаревшая конструкция встречается на старых моделях и детских велосипедах;
  • под квадрат – фиксация на квадратных наконечниках оси, подтяжка производится с помощью гаек внутри входной полости рычага, снаружи устанавливается пластиковая защита-пыльник (встречается на бюджетных дорожных велосипедах);
  • шестигранное – установка и фиксация шатунов с помощью шестигранного ключа (распространенная конструкция на скоростных моделях);
  • шлицевое: ось имеет сквозную полость, на креплениях к шатунам диаметр увеличен, рычаги сопряжены канавками с выступами на валу (шлицы) и затягиваются шестигранниками.

Какая резьба нарезается на шатунную пару и в какую сторону крутить съемник при разборке системы? Резьба на оба рычага правая: раскручивание против, закручивание – по часовой стрелке.

На внешней стороне рычага находится отверстие для педали. Традиционный размер ключа для снятия и установки – 15 мм. Резьба на педалях направлена только по ходу движения. В комплекте педали помечаются буквами R и L. Поставить левую педаль на правый шатун и наоборот не получится.

Демонтаж и установка шатунов

Зачем надо снимать шатуны? Причин может быть несколько:

  • поменять изношенные звезды на разборной системе;
  • переборка и ремонт каретки (снятие рычагов лишь предыстория);
  • подтягивание (эффективнее будет именно с полным снятием и установкой).

Трогать систему просто так не рекомендуется, хотя для тренировки в обслуживании велосипеда приветствуется. Главное ‒ потом правильно все установить на место.

Ход работы:
1.Снять защитную заглушку.

2.Вставить съемник внутрь полости и скрутить фиксирующую гайку. Если гайка идет плохо, сбрызнуть WD-40 или другой смазкой. В случае имбусового крепления подбираем соответствующий ключ.

3.Вставить съемник в шатун другим концом и ввинтить до упора в резьбу.

4.Закрутить болт инструмента при помощи гаечного ключа.

5.Шатун выдавится с вала.

6.Делаем все, что нужно, и приступаем к обратной установке.

7.Очистить и смазать место крепления рычага к оси каретки.

8.Надеть шатун на вал, вставить съемник и с усилием закрутить в обратную сторону.

9.Надеть фиксирующую гайку и заглушку.

Внимание! Закручивать максимально крепко, иначе при езде шатун будет люфтить.

Достаточно прозрачный вопрос, как снять шатуны, если под рукой имеется съемник. Гораздо интереснее этот процесс выглядит без использования этого инструмента.

Несколько кустарных методов:

  1. Скрутить фиксирующие болты и выкатить велосипед на прогулку. При длительном максимальном нагружении шатуны должны отвалиться сами. Правда, есть риск повредить крепления.
  2. Выбить молотком с отверткой. Наконечник обмотать мягкой тканью. Направлять удары по направлению «против часовой стрелки». Делать очень аккуратно, иначе можно повредить резьбу и подшипники каретки.
  3. Надрезать и сорвать крепление. Варварский метод для снятия неисправных деталей.

Какой из этих способов выбрать? Самое верное решение – купить новый съемник, тем более стоит он недорого.

Устройство системы достаточно простое, и поменять ее компоненты реально самостоятельно. Для снятия шатунов потребуется съемник и немного свободного времени. Немаловажную роль играет отслеживание состояния системы, чтобы вовремя поменять изношенные компоненты. Поэтому не забываем проводить визуальную диагностику своего велосипеда.

Замена шатунов и системы под квадрат на велосипеде

Для того чтобы заменить шатуны и систему на велосипеде нам потребуется специальный съемник для шатунов (существует несколько видов съемников, в данном случае я использую съемник под квадрат. Шатуны для каретки с квадратным сечением самые распространенные и встречаются на велосипедах низкой и средней ценовой группы), шестигранники и разводной ключ.

Фото съемника под квадратную каретку:

Приступаю к снятию шатуна со звездами

1. Откручиваем прижимной винт. Именно он держит шатун на месте и не дает ему слететь.

2. В самом шатуне есть резьба именно в эту резьбу нужно вкрутить наш съемник (закручиваем до упора).

3. Как только вкрутили съемник можно приступать к откручиванию. На съемнике должно быть место для того чтобы вставить ключ или некоторые съемники уже идут с ручкой и ключ вам не понадобится. Вращая ручку против часовой стрелки мы внутренней частью съемника начинаем давить на каретку (ось) и тем самым равномерно выдавливать шатун с насиженных мест.

Крутим до тех пор, пока шатун не упадет на пол. Иногда шатуны прикипают настолько сильно, что при откручивании можно сорвать внутреннюю резьбу на шатуне и тогда придется снимать шатун вместе с кареткой.

4. Новый шатун (систему) поставить очень просто. Устанавливаем запчасть на оси и с помощью прижимного болта надежно прикручиваем к квадратной оси каретки.

5. Проделываем тоже самое с левым шатуном:

На этом нашу работу по замене или установке шатунов с системой можно считать законченной. И чуть не забыл, установить педали:

P.S. Замена шатунов на каретках другого типа принципиально ничем не отличается, кроме использования в работе другого съемника под необходимую каретку.

Видео о снятит шатунов с велосипеда:

Поделитесь впечатлениями как у вас прошла замена шатунов на велосипеде?

Ремонт велосипеда: Как снять шатуны и обслужить каретку

Существует огромное множество типов кареток. Принцип одинаков везде – ось, которая находится на шатунах или на каретке, вращается при помощи вашей мышечной силы внутри подшипников. Сейчас распространены каретки «закрытого» типа, где используются промышленные подшипники. В нашей сегодняшней статье мы рассмотрим вариант с выносными чашками для подшипников. Но самое главное, что принцип снятия и установки каретки одинаковый как для «картриджных» кареток с промподшипниками или обычными «насыпными» подшипниками, так и для кареток с выносными чашками.

Каретки бывают нескольких типов. Картриджная каретка и ключ для неё выглядят так:

Ещё одни распространенный стандарт — это Hollowtech, ключ с кареткой выглядит так:

Обособленно стоят рамы с каретками типа Press Fit. Само название такого типа кареток намекает нам, что каретка не закручивается в раму, а запрессовывается, то есть резьбы для каретки в такой раме нет. Если в карбоновой раме, ради веса и сложности в производстве можно забить на вклейку металлической вставки с резьбой под каретку, то чем руководствуются производители, делающие алюминиевые рамы с таким стандартом не особо понятно. Тараканы, магнитные бури, маркетинг, слабоумие и отвага – выберите подходящую причину сами.

На заре этого стандарта даже встречались рамы с пластиковыми переходниками под обычные каретки. Рамы пустили в серию, а каретки для них – нет, приходилось как-то выкручиваться. Много проблем поимели тогда обычные пользователи и специализированные механики с этим стандартом, но сейчас ключ для запрессовки переходника или каретки можно достать практически в любой веломастерской.

Сама каретка типа Press Fit представляет из себя пластиковые проставки, в которые вставлены промподшипники.

А запресовывают её с помощью специального инструмента:

Извлечение такой каретки обычно влечет за собой её смерть и замену на новую, так что давайте вернемся к нашей теме.

Шаг 1: Чтобы снять каретку вам потребуется освободить цепь от успокоителя цепи или переднего переключателя (если они у вас есть). У меня был вариант с успокоителем, поэтому с помощью шестигранника на 4мм я открутил болты, фиксирующие верхнюю рамку и нижний ролик, после чего снял их. Это дало мне полный доступ к цепи.

Если у вас есть передний переключатель, то стоит перекинуть цепь на самую маленькую звезду спереди, это облегчит вам снятие шатунов;

Шаг 2: Переверните велосипед, так вам проще будет взаимодействовать с его компонентами во время ремонта. Под седло и руль можно подложить какую-то ткань или картон, чтобы ваше железо не поцарапалось;

Шаг 3: Открутите шатун. Возможны вариации, когда ось шатунов находится на шатуне и откручивать изначально необходимо правый либо левый шатун. Так же возможно, что на вашем велосипеде ось находится на каретке, а не на шатунах. Такая каретка называется «интегрированная»;

Шаг 4: Переключите передачу на самую маленькую звезду сзади, и надавив на лапку переключателя освободите звезду от цепи;

Шаг 5: Избавившись от шатунов давайте перейдем к пункту с демонтажем каретки. Для этого вам скорее всего понадобится специальный ключ. Если у вас «картриджная» каретка, то вам понадобится специальной ключ. В моём случае это была каретка е13, у неё свой ключ. Сама каретка с ключом выглядят так:

Шаг 6: Обратите внимание на то, что с ведущей стороны (где находятся звёзды) чашки каретки с обратной резьбой, поэтому откручивать её нужно по часовой стрелке. На каретке есть надписи L и R на соответствующих чашках. Как вы уже догадались – это Left-лево и Right-право обозначающие правую и левую чашку. Чтобы разобраться с какой стороны велосипеда ставить соответствующую чашку – представьте себе, что вы сидите на седле велосипеда. По правой руке у вас будет правая чашка, а по левой – левая;

Шаг 7: Убедитесь в исправности подшипников, удалите все излишки старой смазки и грязи смажьте их при необходимости. Используя консистентную смазку смажьте посадочные места на чашках каретки.

Шаг 8: Консистентной смазкой смажьте посадочные места для подшипников на оси, если ваши шатуны снимаются с осью;

Шаг 9: Не забудьте про шлицы на оси, которые служат для зацепления шатунов с осью. Их тоже нужно почистить и смазать;

Шаг 10: Приступайте к сборке в обратном направлении. Все моменты затяжки обычно написаны прямо на деталях или в мануале к шатунам. Если у вас нет динамометрического ключа, то просто не стоит слишком усердствовать. Чашки должны быть хорошо закручены, но без излишнего усилия. Шатуны не должны люфтить или ходить со стороны в сторону, но и так же не стоит перетягивать их, так как вы можете пережать подшипники и шатуны будут плохо вращаться.

Итог

Замена или сервис каретки – дело не слишком хлопотное, но требующее определенных навыков и соответствующего инструмента. Если вы неуверенные в своих силах, возможно стоит обратиться в ближайшую вело-мастерскую. Но, если вы серьезно настроены, то стоит внимательно изучить каретку и правильно подобрать инструменты, которые вам понадобятся. Удачного ремонта!

Комментарии (1)

Здесь вы можете заказать копию любого сайта под ключ, недорого и качественно, при этом не тратя свое время на различные программы и фриланс-сервисы.

Клонированию подлежат сайты как на конструкторах, так и на движках:
— Tilda (Тильда)
— Wix (Викс)
— Joomla (Джумла)
— WordPress (Вордпресс)
— Bitrix (Битрикс)
и т.д.
телефон 8-996-725-20-75 звоните пишите viber watsapp
Копируются не только одностраничные сайты на подобии Landing Page, но и многостраничные. Создается полная копия сайта и настраиваются формы для отправки заявок и сообщений. Кроме того, подключается админка (админ панель), позволяющая редактировать код сайта, изменять текст, загружать изображения и документы.

Здесь вы получите весь комплекс услуг по копированию, разработке и продвижению сайта в Яндексе и Google.

Хотите узнать сколько стоит сделать копию сайта?
напишите нам
8-996-725-20-75 звоните пишите viber watsapp

Как снять шатуны с велосипеда

Снятие шатунов с велосипеда. Зачем это может понадобиться?

  • чтобы их заменить (в случае поломки, например),
  • чтобы добраться до каретки (для её замены, ремонта или смазки),
  • чтобы убрать скрип (иногда песок попадает в места соединения шатуна с осью каретки).

Хотя шатуны — одна из самых загруженных деталей велосипеда, у них простая форма, они не требуют никакой настройки и регулировки, поэтому сложностей со съёмом и установкой обычно не возникает. Полностью снимать цепь для снятия шатунов, кстати, не обязательно, достаточно скинуть её с передних звёздочек.

Обратите внимание, что на недорогих велосипедах блок передних звёздочек может составлять единое целое с шатуном, поэтому при замене звёзд придётся менять оба шатуна. На других велосипедах звёзды и шатуны можно менять независимо друг от друга. Также важно отметить, что нельзя просто так взять и купить первый попавшийся шатун. Во-первых, существует несколько видов кареток, отличающихся типом оси, поэтому выбирайте совместимые. Во-вторых, шатуны выпускаются разной длины (разница ≈1,5 см). Чем он короче, тем сложнее будет педалировать (так как сокращается плечо рычага), а чем он длиннее, тем сложнее будет ехать по неровной дороге (педаль в нижнем положении может биться об землю).

Как снять шатуны с креплением клином

Для начала разберём самое примитивное крепление — клином. С ним вы наверняка знакомы с детства — на советских и российских хардтейлах типа «Десна» шатуны крепились именно так. Сейчас такой тип крепления тоже применяется, как правило, на моделях низкой ценовой категории. Снять с оси шатун, закреплённый клином, очень просто — просто откручиваете гайку и выбиваете клин (удары лучше наносить через дощечку, чтобы не повредить его, в противном случае лучше заменить испорченный клин на новый). Когда будете ставить шатун на место, то правильно его сориентируйте и закрепите достаточно жёстко (чтобы не было люфта, который будет деформировать при езде и сам клин, и ось), но без излишнего усилия, чтобы, опять же, не повредить ось и клин.

Как снять шатуны с помощью съемника

Если же вы не видите никаких клиньев, это хорошо. Посмотрите на ось каретки — в том месте, где прикрепляются шатуны, вероятно, есть пластиковая или алюминиевая заглушка. Скорее всего, её нужно подковырнуть, чтобы извлечь, реже — открутить.

Под заглушкой находится болт (или гайка), которой шатун притягивается к оси каретки. Открутите его шестигранниками (реже может понадобиться торцевой ключ). Далее вам понадобится специальный инструмент — съёмник шатунов (он же съёмник системы). Он может продаваться отдельно или входить в набор инструментов для велосипеда.

Снятие шатунов без съёмника: сядьте на велосипед и прокатитесь на нём 200–300 метров. После этого крепление шатуна будет податливее. Есть вероятность, что шатун мог «прикипеть», особенно если он алюминиевый, поэтому — не жалейте смазки, а от нагрева, тем более горелкой, лучше воздержаться. В том случае, если специальный съёмник есть (именно той системы, которая у вас установлена), аккуратно вверните его в резьбу самих шатунов. Вворачивайте осторожно, чтобы не сорвать резьбу, она там достаточно мелкая. После этого, закручивая болт в самом съёмнике, вы постепенно стянете шатуны с оси каретки. Нелишним будет заметить, что, в отличие от педалей, резьба на обоих шатунах везде стандартная, правая.

Перед тем как установить шатуны, очень важно хорошо очистить все поверхности и покрыть их густой смазкой. Благодаря смазке шатун будет легче не только установить, но и снять его в следующий раз. Кроме того, этим вы устраните потенциальную возможность скрипа. И последняя рекомендация: следите, чтобы не было люфта — установите шатун как можно глубже и затяните крепления с большим (но не чрезмерным!) усилием.

Источники:

https://velife.ru/zapchasti-i-detali/kak-vybrat-zashhitu-dlya-velosipednoj-ramy.html
https://krutipedaly.ru/semnik-satunov-dla-cego-on-i-kak-im-polzovatsa/
https://velofans.ru/remont/raznovidnosti-ustanovka-shatunov-velosiped
https://moto-house2019.ru/velosiped/kak-pomenyat-shatun-na-velosipede.html