Женский велоспорт

Содержание скрыть

Шоссейный велоспорт

Шоссейный велоспорт — одна из дисциплин велоспорта, подразумевающая гонки по дорогам с твёрдым покрытием на шоссейных велосипедах. Олимпийская дисциплина с 1896 года.

Шоссейный велоспорт относится к летним видам спорта, сезон стартует ранней весной и заканчивается осенью. Наиболее престижные соревнования проходят в период с марта по октябрь.

История шоссейного велоспорта началась в 1868 году [1] , а первая крупная велогонка, «бабушка всех однодневок» — Льеж — Бастонь — Льеж, проводится начиная с 1892 года. Большинство самых известных и престижных в настоящее время гонок появилось в конце XIX — начале XX веков.

Является наиболее популярной и развитой в коммерческом отношении дисциплиной велоспорта. Особенно популярен в Европе (Франция,Испания, Италия, Нидерланды, Бельгия, Чехия, Дания,Швейцария, Германия) , где проходят важнейшие шоссейные велогонки: легендарные классические однодневки и Гранд туры. Также популярен в США, Канаде, России и Японии.

Соревнования делятся на групповые гонки и гонки с раздельным стартом. По классификации UCI велогонки делятся на разные категории, имеющие числовые обозначения. С 2009 года гонки высшей категории, подведомственные UCI, входят в ПроТур, а гонки, принадлежащие организаторам гранд туров, составляют серию Монументов велоспорта. По итогам выступлений на всех соревнованиях велосипедисты получают баллы в Рейтинг UCI.

Содержание

Специализации гонщиков

Классик

Специалист классических однодневок, способен преодолевать неровности рельефа и длительное время находиться в отрыве, сохранив при этом достаточно сил на финиш. Может одержать победу на отдельных этапах многодневных гонок, но не обладает достаточной восстанавливаемостью и стабильностью, чтобы бороться за высокие места в генеральной классификации.

Спринтер

Обладает большой мышечной массой и резким рывком на финише, но выпадает даже на небольших подъёмах. Силовые спринтеры предпочитают мощный раскат своего велосипеда и финиш с колеса разгоняющего, более резкие самостоятельно выбирают позицию в голове пелотона и выигрывают за счет «взрывного» рывка. Некоторые спринтеры способны неплохо преодолевать горы и финишировать в небольшой подъём.

Раздельщик

За счет аэродинамической посадки, правильного педалирования и достаточной мышечной массы, раздельщик обладает хорошим индивидуальным ходом. Он может держаться в горах при ровном темпе, но во время атак, как правило, выпадает. Такие гонщики проводят хорошие смены и могут долгое время находиться на первой позиции в группе, не сменяясь, а также пытаться убежать в одиночку. Но основная их специализация — гонки с раздельным стартом.

Горняк

Легкий спортсмен, обладающий хорошим рывком в гору. Обычно горняки преодолевают перевалы в рваном ритме, пытаясь сбросить соперников «с колеса», при этом хорошо восстанавливаются в горе. Во время атаки они часто приподнимаются из седла, «танцуя на педалях». Но за счет небольшой массы тела, их выдувает из группы на равнине при сильном боковом ветре. Горняки также обладают худшим индивидуальным ходом, нежели раздельщики.

Мастер скоростного спуска

Умеет грамотно проходить технически сложные спуски, за счет чего может заработать большое преимущество, атакуя под гору. Может уверенно спускаться с незнакомых перевалов и при плохих погодных условиях.

Универсал

Велогонщик, сочетающий в себе несколько разных специализаций. Если спортсмен не борется за победу в общем зачете, он может пытаться уходить в отрывы на этапах разного профиля.

Генеральщик

Гонщик, нацеленный на борьбу в генеральной классификации многодневок. Генеральщиком может быть горняк, хорошо едущий разделку, или раздельщик, умеющий держаться в горах. Для победы в общем зачете велосипедист должен хорошо восстанавливаться в процессе гонки.

Грегари

Грегари выполняет работу на капитана команды: возит «на колесе», ловит атаки конкурентов, передает воду и питание из технички. Он жертвует своими шансами ради общекомандного успеха. Наличие в команде хороших грегари, способных оказать поддержку в решающие моменты гонки, является одним из важнейших факторов для обеспечения победы её капитана.

Виды шоссейных гонок

Классическая однодневка

Велогонка, проходящая по классическому маршруту (иногда, с незначительными изменениями) в течение одного соревновательного дня. Большинство таких гонок проходит весной, в начале сезона, и осенью, в его завершении. Сложность однодневок заключается в большой длине дистанции (за 200 км), пересеченном рельефе и трудном для преодоления дорожном покрытии (брусчатка, гравий, или просто разбитая дорога).

Наиболее известные классики:

Критериум

Однодневная круговая гонка по очкам, обычно проходящая в пределах города. Наибольшую известность имеют критериумы, проводящиеся после окончания главной велогонки сезона, Тур де Франс, с участием ярко выступивших на ней спортсменов.

Исторически сложилось, что слово критериум присутствует в названии французской многодневки «Критериум Дофине», которая критериумом не является.

Многодневка

Велогонка, состоящая из этапов, продолжительностью от нескольких дней до более, чем недели. На многодневке разыгрываются победы в общем зачете и на отдельных этапах, обычно присутствуют и другие классификации. В отличие от однодневных соревнований, гонщики должны распределить свои силы на все этапы.

Наиболее известные многодневки:

Гранд тур

Гранд тур — самый престижный вид соревнований в шоссейном велоспорте, победа на нём ценится больше [ источник не указан 1473 дня ] , чем успех на любой другой гонке (включая чемпионат мира и Олимпийские игры).

Представляет собой трехнедельную многодневку, состоящую из 21 этапа различных профилей и двух дней отдыха. Помимо генеральной классификации, разыгрываются горный, спринтерский и командный зачеты, а также некоторые другие, специфичные для данной конкретной гонки. Решающими для общего зачета становятся «королевские» горные этапы и гонки с раздельным стартом, для финальной победы спортсмен также должен обладать хорошей восстанавливаемостью на протяжении всех трех недель гонки.

Если гранд тур заканчивается групповым этапом, он становится «этапом дружбы». На таком этапе велосипедисты большую часть времени общаются между собой и ведут гонку в спокойном ритме. Борьба разворачивается только на последних кругах по городу, когда разыгрывается спринтерский финиш. Отрывы на «этапах дружбы» побеждают не часто.

Гранд туров всего три, все они проводятся в середине сезона по дорогам Франции, Италии и Испании:

Виды этапов многодневок

Пролог

Короткая гонка с раздельным стартом (как правило, до 10 км) перед первым этапом многодневки. Из-за очень короткой дистанции, на прологе нельзя добиться большого преимущества в общем зачете. Победа, как правило, достается не раздельщику, а специалисту именно этого вида дисциплин. Существуют как индивидуальные, так и командные прологи.

Гонка на время с раздельным стартом

ITT (англ.  Individual time trial ) — гонка, в которой участники стартуют поодиночке, через определенные промежутки времени. На таких этапах обычно используются специальные разделочные велосипеды и другие предметы экипировки, обладающие лучшей аэродинамикой. В случае, если велосипедист накатит стартовавшего перед ним участника, правилами запрещено объединяться в группу и «сидеть на колесе».

Помимо обычных гонок с раздельным стартом, существует также разделка в гору. На таких этапах используются велосипеды для групповых гонок, а шансы на победу имеют раздельщики с хорошим горным ходом.

Как равнинные, так и горные разделки обычно являются решающими этапами за борьбу в генеральной классификации.

Командная гонка на время с раздельным стартом

TTT (англ.  Team time trial ) — гонка с раздельным стартом, в которой команды выступают полными составами. На гранд турах итоговое время всех участников команды начисляется по пятому финишировавшему гонщику, выпавшие в отвал велосипедисты получают дополнительное отставание. Победу на таком этапе может одержать хорошо скатанная команда, имеющая в своем составе несколько специалистов гонок с раздельным стартом.

Спринтерский этап

Этап включает в себя минимум неровностей рельефа, за счет чего пелотон может с легкостью накатить отрыв и удерживать большую скорость на последних километрах дистанции, чтобы никто не мог атаковать вторым темпом. Практически все такие этапы заканчиваются групповым спринтом, шансы отрыву могут дать плохие погодные условия, или же крупный завал в пелотоне.

В случае сильного бокового ветра, команды, борющиеся за высокие места в генеральной классификации могут попытаться увеличить темп, за счет чего группа разорвется на несколько эшелонов. Оказавшиеся в отвале гонщики рискуют заработать большое отставание в общем зачете. Спринтерские команды также используют эшелоны, чтобы отрезать своих конкурентов от розыгрыша этапа.

Пересеченный этап

Профиль этапа содержит множество некатегорийных подъёмов и пригорков низших категорий, тем самым напоминая Арденские классики. Отрыв на таком этапе имеет большие шансы на успех, но сохраняется также возможность спринта из общей группы. Если отрыв доезжает, победа обычно достается специалисту классических однодневок.

Горный этап

Содержит один, или несколько подъёмов высоких категорий, и может заканчиваться финишем в гору, со спуска, или в долине. На таком профиле сложно заработать большое преимущество в общем зачете. Если этап финиширует в долине, выпавшие гонщики имеют возможность накатить группу на спуске, вернуться в пелотон могут даже некоторые спринтеры. Победу на этапе обычно разыгрывают гонщики из отрыва.

«Королевский» горный этап

«Королевские» горные этапы включают в себя большое число подъёмов первой и высшей категории сложности. Они обязательно заканчиваются финишем в гору, или сразу после технически сложного спуска. Как правило, такие этапы становятся решающими в генеральной классификации, а также в зачете лучшего горного гонщика.

На последних подъёмах пелотон сильно просеивается, впереди остается только группа фаворитов общего зачета и сильных горняков, большинство уехавших в отрыв гонщиков догоняют. Разрывы между участниками на финише бывают очень большими, и едущие в дальних отвалах велосипедисты рискуют не вписаться в лимит времени.

Победа на таком этапе считается одним из главных достижений в карьере любого гонщика.

Команды

Большинство профессиональных шоссейных команд имеет коммерческих спонсоров. Названия команд, как правило, включают названия своих титульных спонсоров. Большая часть команд, выступающих на высоком уровне, имеют в той, или иной степени интернациональные составы. Кроме того, команда может иметь лицензию одной страны и спонсироваться компанией, базирующейся в другой стране.

Согласно классификации UCI, профессиональные команды делятся на команды ПроТура и континентальных дивизионов. Команды ПроТура автоматически получают возможность выступать в гонках этой категории, а континентальные могут получить приглашение от организаторов и ехать по вайлд кард (англ.  wild card ), количество которых ограничено.

Помимо гонщиков и спортивных директоров, в состав команды входит обслуживающий персонал: механики, массажисты, доктора. Во время гонки спортсменов сопровождает несколько машин технической помощи, а для трансферов между этапами используется командный автобус. Тренировочные базы большинства команд находятся в Европе.

Из российских команд, в настоящий момент лицензию ПроТура имеет только Катюша. Она создана на основе континентальной Tinkoff Credit Systems, принадлежавшей российскому предпринимателю Олегу Тинькову.

В отличие от других гонок, на чемпионате мира и Олимпийских играх в качестве команд выступают национальные сборные.

Призовые майки

В качестве трофеев в велосипедном спорте используются призовые майки.

Майки разыгрываются в различных классификациях многодневок, промежуточные лидеры которых награждаются после каждого этапа. Если гонщик владеет несколькими майками одновременно, на следующем этапе он наденет майку, имеющую больший приоритет. А остальные достанутся спортсменам, занимающим следующие за ним места в соответствующих классификациях. Лидеры некоторых номинаций вместо маек награждаются номерами, оформленными особым образом.

Победитель чемпионата мира получает майку с радужными полосками, которую может носить на всех гонках вплоть до следующего чемпионата. Но чемпион мира в групповой гонке может носить майку только на групповых этапах, а в раздельном старте — только на разделках. Аналогично ситуация обстоит и с майками национальных чемпионов, которые оформляются в цвета национального флага.

Призовые майки в порядке уменьшения приоритета:

  • майка лидера генеральной классификации
  • майка лучшего спринтера
  • майка горного короля
  • майка лучшего молодого гонщика
  • майка чемпиона мира
  • майка национального чемпиона

Как правило, под цвет призовой майки раскрашивается велосипед и вся экипировка гонщика. Особенно, если он собирается довезти эту майку до конца гонки, или удерживать её в течение длительного времени.

Тактика

Работа в группе

Основная группа

Основная группа является самым большим формированием велосипедистов на дистанции гонки. В глубине пелотона спортсмены хорошо закрыты от ветра, за счет чего достигается экономия свыше 40 % энергии [2] . Но находясь на такой позиции, гонщики имеют большую вероятность попасть в завал, или оказаться в отвале, в случае разрыва группы. Поэтому, фавориты генеральной классификации стараются держаться в голове пелотона, в окружении своих грегари.

Впереди группы идет работа сменами. Может быть организована как быстрая вертушка, позволяющая значительно увеличить скорость, так и работа длинными сменами, которая менее затратна. Как правило, группу тащит за собой команда лидера общего зачета, которая пытается не отпустить отрыв слишком далеко, а на равнинных этапах к преследованию подключаются спринтерские команды, заинтересованные в победе на этапе.

Команды, гонщики которых находятся в отрыве, не участвуют в преследовании. Они даже могут попытаться дезорганизовать работу сменами, отсылая своих велосипедистов в голову группы.

Во время розыгрыша спринтерского финиша, спринтерские команды стараются держать максимально возможную скорость, чтобы никто не смог уйти в отрыв на последних километрах дистанции. Некоторые из них также выстраивают поезда для раската своих спринтеров на финиш.

Отрыв

Группа велосипедистов, отъехавших вперед по дистанции гонки от пелотона. В отрыв ездят с разными целями: побороться за победу на этапе, заработать звание самого агрессивного гонщика, собрать очки на промежуточных финишах, или же просто выполнить обязательства перед спонсором, напомнив о существовании своей команды. За счет небольшого числа участников, отрыв обладает лучшей маневренностью, и в нём легче организовать работу сменами. Но велосипедисты в отрыве тратят больше сил и заметно устают к концу этапа.

Гонщики команд, незаинтересованных в доезде отрыва, работают там «полицейскими», не принимая участия в сменах.

Если отрыв доезжает, не обладающие спринтерским рывком гонщики пытаются разорвать группу и убежать от соперников в одиночку. Чем большее преимущество отрыв имеет над преследователями, тем раньше его участники могут закончить слаженную работу и начать разыгрывать финиш этапа.

Гонщик, претендующий на высокие места в какой-либо классификации, может договориться с одним из спортсменов, чтобы объединить усилия в отрыве. В таком случае один из велосипедистов заработает преимущество в интересующем его зачете, а второму достанется победа на этапе.

Отвал

Группа гонщиков, по тем, или иным причинам отставшая от пелотона. Оказавшиеся в отвале велосипедисты стремятся как можно скорее вернуться в основную группу. Работа в небольших отвалах организуется по принципу отрыва, а в многочисленных — как в основной группе.

Если в отвал попадает один из лидеров команды, за ним опускается несколько грегари, чтобы подтащить гонщика к пелотону.

Групетто

Групетто (итал.  grupetto ) — отвал на горном этапе, заинтересованный в прохождении трассы гонки в спокойном ритме. Гонщики, находящиеся в групетто не стремятся вернуться в основную группу, их единственной целью является попадание в лимит времени. Как правило, в такие отвалы собираются спринтеры, а также травмированные спортсмены, не способные преодолевать горы в высоком темпе.

Классификации многодневок

Генеральная классификация

Гонщики, борющиеся за победу в генеральной классификации, а также в зачете лучшего молодого гонщика, должны экономить силы и беречься от падений на равнинных и пересеченных этапах. На дистанции с простым профилем их не отпустят в отрыв конкуренты, поэтому решающими для общего зачета становятся «королевские» горные этапы, где лидеры гонки остаются один на один со своими главными соперниками, и гонки с раздельным стартом.

Горняки стараются атаковать в подъём, а раздельщики проходят горы от обороны. Они стараются не проиграть много на горных этапах и наверстать упущенное в разделках. Добиться заметного преимущества можно также на технически сложных спусках с перевалов, и в случае образования эшелонов на равнине.

На некоторых многодневках за первые три места на этапе начисляется временная бонификация, увеличивающая отрыв, или сокращающая отставание гонщика в общем зачете.

Спринтерский зачёт

Очки в спринтерский зачет дают промежуточные финиши и основной финиш этапа. На равнинных этапах большинство промежутков разыгрывают гонщики из отрыва, поэтому решающими, как правило, становятся основные финиши. Чем больше профиль этапа подходит для спринтеров, тем большее число очков разыгрывается на его финише.

На горных этапах большая часть спринтеров собирается в групетто, а спринтеры, умеющие терпеть в горе, могут попытаться уйти в отрыв. Они собирают промежуточные премии, расположенные в долинах, недоступные для своих конкурентов.

В отличие от горных премий, за все спринтерские промежутки дается одинаковое число очков. На некоторых многодневках основные финиши также дают равное количество баллов в спринтерскую номинацию, вне зависимости от профиля этапа.

Звание «горного короля»

В борьбе за звание «горного короля», гонщики набирают очки на вершинах перевалов разной сложности. Решающими в классификации становятся вершины первой и высшей категории, за которые дается наибольшее число баллов. Для этого велосипедисты стараются уходить в отрывы на горных этапах, а когда им это не удается — атаковать на вершине горы из основной группы, чтобы собрать оставшиеся очки.

Если гонщик, нацеленный на победу в этой классификации, не может вступить в борьбу на данном перевале, его товарищи по команде стараются финишировать первыми и отобрать очки у его конкурентов. В случае, когда горняков в конце гонки разделяет небольшое число баллов, они также могут уезжать в отрывы на пересеченных этапах и атаковать на пригорках низших категорий.

На некоторых многодневках баллы за прохождение последней горы этапа удваиваются.

Звание самого агрессивного гонщика

Звание самого агрессивного гонщика получает спортсмен, который больше всех остальных пытался уезжать в отрывы. В зависимости от конкретной гонки, учитывается число отрывов, в которых поучаствовал гонщик, или общее количество времени, проведенное им перед основной группой. На некоторых гонках учитывается вклад гонщика в работу по формированию и сохранению отрыва. В случае победы отрыва, звание может быть передано первому из проигравших, в качестве утешительного приза.

Для победы в этой номинации по итогам всей гонки, велосипедист должен уходить в как можно большее число отрывов на этапах разного профиля, а также стараться становиться самым агрессивным гонщиком по итогам этих этапов.

Командный зачёт

Лидерство в командном зачете получает команда, гонщики которой заняли большее число высоких мест на этапе. На некоторых многодневках существует также зачет команд, учитывающий положение в генеральной классификации. Для победы в этой номинации все гонщики команды должны иметь одинаково хороший уровень подготовки и стараться заработать как можно большее число первых мест.

Для занятий велоспортом в России нет инфраструктуры и подходящего климата. Это не проблема

Для большинства людей, кто хоть раз слышал о велоспорте, в первую очередь он ассоциируется с французской многодневкой «Тур де Франс». Мало кто представляет, как устроен велосипедный сезон, что велоспорт — это не только армия поклонников по всему миру, но и огромная индустрия. При этом очаги развития велоспорта на карте мира со временем сильно поменялись: если раньше законодателями мод были Испания, Италия и Франция, то сегодня это Великобритания и Германия. Телевизионные рейтинги велоспорта именно в этих странах сильно растут, а следовательно, растет и количество велосипедистов-любителей. И если для Великобритании это результат многолетней продуктивной работы, то в Германии хайп на велики начался буквально несколько лет назад.

В 2013 году во время велосипедного бума в США многие издания выходили с заголовками «Cycling Is A New Golf» (Велоспорт — это новый гольф. — Прим. ред.) — тогда им заинтересовалась бизнес-элита, включая основателя Facebook Марка Цукерберга и создателя Instagram Кевина Систрома.

Как дела у велоспорта в России

Плохо. Нет ни инфраструктуры, ни популяризаторов. В идеальном мире развитием велоспорта должна заниматься соответствующая федерация, но кроме популяризации предмета у нее есть свои, куда более глобальные задачи. Например подготовка спортсменов к чемпионату мира и Олимпиаде. Мало у кого — разве что у англичан — получается эффективно совмещать и то, и другое.

Некоторые процессы вообще характерны только для России. Например только у нас человек приходит в велоспорт спустя долгие годы занятия другими видами спорта: сначала бегал, потом плавал, затем начал заниматься триатлоном — и только потом ушел в чистый велоспорт. С первого взгляда этот процесс, его еще называют adoption cycle или «циклом принятия», кажется достаточно логичным, но в действительности такой путь преодолевают спортсмены только в России. В других странах люди приходят в велоспорт из ниоткуда, просто потому что он существует вокруг тебя, в городской среде. У нас же таких тесных точек соприкосновения с велоспортом просто нет.

Афиша гонки вокруг Кремля в 1995 году, участниками которой стали легендарные велогонщики, звезды «Тур де Франс»

Карта гонки вокруг Кремля

А еще в России есть дефицит полезной и практической информации о том, как и с чего начать. Именно поэтому пару лет назад мы вместе с Салимом Макеевым сделали блог о велоспорте Gruppetto. У нас с Салимом отличный баланс: он очень силен в профессиональной аналитике, а я глубоко увлечен велосипедной культурой и кручу педали в свободное время. Увы, но прямо сейчас мы — практически единственное сообщество в русскоязычном интернете, которое подробно и доступно рассказывает о велоспорте.

С трудом верится, что в 95-м в Москве состоялся так называемый посттуровский критериум «Тур де Франс» — гонка вокруг Кремля, участниками которой стали легендарные велогонщики вроде Мигеля Индурайна, Лэнса Армстронга и Вячеслава Екимова.

Можно ли заниматься в Москве

Вопрос риторический. На пути человека, который потенциально хотел бы заняться велоспортом, возникает сразу несколько проблем:

— Инфраструктура и культура вождения

В городе много дорог, но ездить по ним довольно опасно даже опытным велосипедистам. Да, в Москве есть велотрек и просто уникальный велосипедный объект — Олимпийская трасса в Крылатском. Если коротко, это Диснейленд для велосипедистов, и ничего подобного абсолютно точно нет ни в одном мегаполисе мира. Все остальные дороги и локации в регионе вызывают вопросы, но в той или иной степени есть еще несколько мест, которые подходят для тренировок: круг по Мневникам, набережные, район Рублевского шоссе, север столицы, кольцо вокруг стадиона «Спартак» и парк «Лосиный остров».

Вопрос принятия велосипедиста как полноправного участника движения стоит даже в велосипедных странах. Например в Англии автомобилистам нельзя приближаться к велосипедистам ближе 1,5 метров, а в Испании уже несколько лет ведется огромная социальная кампания по защите велосипедистов на дорогах. В России в этом плане не делается вообще ничего. У нас до сих пор велодорожку пытаются связать с велоспортом, но это совершенно разные вещи.

— Сезонность и климат

На самом деле сезонность и климат лишь на первый взгляд кажутся проблемой. Да, в России далеко не каждый день — лето, и даже летом может пойти снег. Но ведь многие занимаются лыжным спортом, несмотря на короткий лыжный сезон. Или, например, посмотрите, сколько людей занимаются парусным спортом. При том что количество локаций для парусного спорта и велоспорта в Москве одинаково лимитировано.

Конечно, наш климат не способствует ежедневным тренировкам, но технологии уже сейчас позволяют тренироваться круглый год в помещении и даже использовать виртуальные трассы. Например сервис Zwift позволяет кататься по онлайн-трассам с такими же велосипедистами.

Также можно почти в любое время года отправиться в тренировочный кэмп, где вы будете заниматься под руководством специалистов и в компании таких же увлеченных ребят. На него придется потратиться, но это стоит не дороже отдыха на море. Мы тоже проводим кэмпы — в конце апреля в «Розе Хутор» уже во второй раз прошел тренировочный лагерь Gruppetto Camp. Для него мы собрали хорошую команду профессионалов и составили классные маршруты тренировок.

Кто и зачем приходит в велоспорт

Велоспорт — не бюджетный вид спорта, поэтому вы вряд ли встретите студента младших курсов, который тренируется на хорошем велосипеде в полной экипировке. Человеку, который занимается велоспортом, в среднем чуть больше тридцати, он неплохо зарабатывает и хочет не просто поддерживать форму, но и получать удовольствие от занятия спортом — например через путешествия.

Для начала необходимо понять, насколько сильно ваше желание заняться именно этим видом спорта — и уже потом начать на него зарабатывать. Но все же не нужно думать, что велоспорт — исключительно элитный вид спорта. Велосипед и экипировка не обязательно должны быть дорогими: в сумме все стоит не дороже нового айфона, то есть не больше тысячи евро, а хороший телефон могут себе позволить многие, это скорее вопрос приоритетов.

Еще один важный момент в велоспорте — исследование города или территории вокруг. Когда я жил в Швейцарии, рассматривал велотренировки как способ узнать страну. Уровень проникновения в культуру, природу и территорию так намного выше, чем при путешествии на машине.

Что нужно, чтобы начать заниматься

Кататься на велосипеде — это круто. Но когда впервые садишься на спортивный шоссейный велосипед, который сам уезжает из-под тебя, ты чувствуешь, как затраченная энергия превращается в движение, и это уже совершенно иной вид удовольствия.

Мы организовываем групповые просмотры гонок в «Энтузиасте», где каждый может познакомиться с велоспортом и получить ответы на все интересующие вопросы. Также базовые вопросы всегда можно задать в специализированных чатах и форумах. Не нужно бояться — сообщество молодых ребят, которые занимаются велоспортом, очень открытое, все всегда готовы помочь и подсказать.

В Москве все чаще появляются любительские команды, через которые новичок может легко изучить все тонкости и начать заниматься. Например бывший профессиональный велосипедист Матвей Зубов собрал команду, где можно с нуля научиться всему, что необходимо начинающему велосипедисту, чтобы уже через пару лет участвовать на массовых заездах — и в России, и в Европе. У Евгения Соколова тоже собирается интересный коллектив. Есть велосипедные команды и тусовки при магазинах: например Serpantin в Крылатском и «Триспорт» в районе Курской. Плюс ко всему вы всегда можете отправиться в Крылатское, взять велосипед в аренду в специализированном прокате и попробовать себя на трассе.

Это боль и сексуально: 9 любознательных фактов о велоспорте

Велоспорт — это боль, это гениально, это волнующе, это доступно и вдохновляет. А для кого-то это еще и сексуально.

1. Физическая форма

Регулярные тренировки на велосипеде гарантированно будут поддерживать ваше тело и мысли в хорошей физической и морально-умственной форме. А если еще и начнете здорово питаться, бросите употреблять алкоголь – то вообще у вас будет не жизнь, а настоящая сказка!

2. Байк вдохновляет

Посмотрите на гонщиков, принимающих участие в Тур де Франс, Джиро д’Италия и прочих масштабных гонках. Это не люди, терминаторы! Ибо проехать за раз +/- 200 км со средней скоростью 45+ км/час – это адский труд.

Просмотрите хотя бы одну из гонок – и вы гарантированно осознаете все масштабы. После этого отношение к велосипеду и велоспорту у вас явно изменится.

Один из примеров:

3. Велосипед – это гениально

Дорогие, дешевые, технологичные, карбоновые, со стразами и без – велосипедов сегодня на любой вкус и цвет. Но каким бы он ни был, все равно это одно из лучших изобретений человечества, по большому счету не меняющее свой облик и суть с момента зарождения.

Велосипед – это свобода, скорость, страсть. Ну а велоспорт – это еще и вызов, товарищество, командный дух, борьба, эмоции, переживания. Театр, сюжет, драматургия. Одним словом, это гениально.

4. Велосипед – это боль

Изнурительные многочасовые тренировки на велосипеде – это боль и жуткие страдания. Не можем не процитировать великого советского велогонщика Виктора Капитонова:

Справка: Виктор Капитонов — советский велогонщик, первый советский олимпийский чемпион по велоспорту, тренер национальной сборной СССР по велоспорту. Заслуженный мастер спорта СССР. Заслуженный тренер СССР.

«Велоспорт — для настоящий мужчин», — Виктор Капитонов

«Велоспорт — для настоящий мужчин», — Виктор Капитонов

5. Велоспорт – это доступно

Никто не мешает взять велосипед и прокатиться по тем же участкам, где соревновались гонщики Тур де Франс. Кстати, о Туре: не нужно покупать дорогие билеты, чтобы попасть на «представление». Просто приезжаете в нужное время во Францию и становитесь у обочины. Там у вас будет возможность не только в живую понаблюдать за реальной гонкой, но и пообщаться с участниками соревнования, поглазеть на их байки.

6. Велоспорт – традиции

В более-менее серьезный велозаезд вас никогда не пустят без шлема. В гонку — тем более. А есть и такие шоссейные соревнования, с которых снимают гонщиков с небритыми ногами или в не белых носках. Да, традиции в профессиональном спорте – как настоящие женские колготки: крепки, не разорвать.

Кстати, о бритье ног. Почему профессиональные гонщики делают это – читайте тут и делайте выводы.

7. Европа

Франция, Италия, Испания, Бельгия, Голландия, Нидерланды, Дания и др. – страны, в которых велосипед – религия. Там есть целые города, где велосипедисты в приоритете. Это страны, в которых взаимоотношения между байкерами и автомобилистами отличаются завидным уровнем культуры и цивилизованности. Эх, нам бы так.

8. Путешествия

Еще Эрнест Хемингуэй говорил:

Ни один учебник, ни одна статья на Википедии не познакомит с культурой и обычаями народа так, как путешествие на велосипеде.

9. Велосипедисты – это сексуально

Накачанные ноги, сильные ягодицы, стальной характер, выносливость и упорство – все это не может не привлекать представительниц слабого пола. И не просто так, ведь доказано: велосипедисты еще и хороши в постели. Интересно, почему так? Читайте подробности тут.

Желаете получать наши статьи в социальных сетях? Подписывайтесь на наши каналы в Twitter, Telegram и Facebook!

Осторожно – велосипед! Кому велоспорт противопоказан?

Любителей покататься на велосипеде в последнее время становиться все больше как среди взрослых, так и среди детей. Кто откажется в хорошую погоду с ветерком погонять на двухколесном друге? И для здоровья полезно и масса положительных эмоций. Между тем, даже в таком, казалось бы, простом виде физической активности, как велоспорт, есть свои ограничения. О них и пойдет речь в нашей статье.

Кому категорически нельзя кататься на велосипеде, а кому стоит соблюдать определенные ограничения Здоровым людям рассказала Надежда Стахейко.

Мышцы, суставы и велоспорт

Велоспорт – достаточно активный вид спорта. Во время езды тело человека длительное время находится в статичном положении. При этом напряжены все мышцы спины. Это необходимо для удержания равновесия. Коленные и голеностопные суставы испытывают сильную нагрузку, так как на них возложена основная задача – крутить педали. Поэтому подвижности и выносливости голеностопного и коленного суставов уделяется повышенное внимание. Большое напряжение испытывает и трехглавая мышца голени.

Во время езды руки велосипедиста находятся на руле. Из-за этого повышается нагрузка на лучезапястные суставы. Если руки расположены не правильно и сильно согнуты, в суставе может развиться так называемый «синдром запястного канала». При этом поражается срединный нерв, являющийся одним из трех главных нервов руки. Основные симптомы его поражения – онемение, жжение и боль от запястья к пальцам.

Кому нельзя ездить на велосипеде?

нельзя ездить на велосипеде

Как мы уже разобрались, велоспорт предполагает различную нагрузку на определенные суставы и мышцы тела. Поэтому, оставить своего двухколесного друга до лучших времен, а то и обратить внимание на другие, более щадящие виды спорта, следует тем, у кого:

  • диагностированы умеренные и выраженные дегенеративно-дистрофические изменения в позвоночнике и суставах (патологические изменения суставов, связочного аппарата, тканей межпозвонковых дисков и позвоночных сегментов);
  • умеренный и выраженный сколиоз;
  • обострение заболеваний суставов или позвоночника (поездка может усилить боли);
  • опущение почек (в связи с вибрацией и тряской во время движения);
  • женщинам во время беременности (тряска и вибрация во время езды).

Помимо этого, воздержаться от поездок на велосипеде следует тем, у кого диагностирована язва желудка и двенадцатиперстной кишки, которая часто обостряется и кровоточит.

Противопоказанием является обострение варикозной болезни. При нагрузке, которую испытывают ноги во время езды, с учетом данного заболевания, высок риск отрыва тромба.

Эта рекомендация касается и тех, у кого понижена свертываемость крови и лиц, принимающих препараты для ее разжижения (ацетилсалициловую кислоту, клопидогрель, варфарин и т.д.). Даже небольшая травма у них может привести к значимой кровопотере.

Любой вид спорта, в том числе и езда на велосипеде, предполагает большие энергетические затраты и повышенные физические нагрузки. И если к этому подойти с умом, то польза для здоровья будет неоценима. В случае же, когда здравый смысл уходит на второй план, физическая активность может привести к довольно негативным последствиям. Поэтому, противопоказаниями, для езды на велосипеде являются:

  • обострения любых хронических заболеваний;
  • диагностированные заболевания сердечно-сосудистой системы (острый инфаркт миокарда, нестабильная стенокардия, острые воспалительные заболевания сердца, пороки сердца с критическими нарушениями внутрисердечной гемодинамики, аневризма сердца, аорты, других сосудов, аритмии и т.д.);
  • лихорадочные состояния (повышение температуры);
  • артериальная гипертензия (тяжелая форма или неконтролируемое состояние);
  • если не прошло и года после проведения любых хирургических вмешательств;
  • снижения зрения высокой степени (миопия 5,0 диоптрии и более), особенно если есть изменения на глазном дне;
  • если человек страдает хронической одышкой или бронхиальной астмой;
  • при эпилепсии, склонностью к обморокам,
  • при заболеваниях, приводящих к нарушениям координации.

Катаемся на велосипеде правильно. Общие правила для тех, у кого есть проблемы с позвоночником или суставами

Правило первое

техника езды на велосипеде

При обострении болезней позвоночника и суставов кататься на велосипеде однозначно нельзя. Сначала необходимо вылечить воспаление. И только потом начинать заниматься. Нагрузку на суставы нужно давать дозированно и начинать с минимальной — 20-30 минут в день. Следует придерживаться низкого темпа езды и выставить средние обороты на передачах. И только тогда, когда после нескольких поездок боль не проявит себя, можно постепенно увеличить время езды до 40-50 минут.

Правило второе

Чтобы заболевания позвоночника и суставов не дали о себе знать как можно дольше, во время езды на велосипеде необходимо зафиксировать позвонки поясничного отдела специальным поддерживающим корсетом. Если есть возможность, велосипед стоит выбрать со специальным сидением со спинкой. Это позволит «разгрузить» мышцы спины.

Правило третье

Перед тем, как совершить велопрогулку, необходимо убедиться, что сидение и высота руля отрегулированы правильно. Во время езды у велосипедиста должна быть возможность полностью выпрямить ногу, при этом максимально надавив на педаль.

Эксперт рекомендует:

-Во избежание перегрузок на коленные суставы стоит учитывать некоторые особенности наклона седла и высоту руля. Велосипедист при езде должен иметь возможность полностью выпрямить ногу при надавливании на педаль велосипеда. Колено должно находиться над осью педали, когда она стоит в положении «на 3 часа». Основание большого пальца ноги располагаться четко над осью педали. Спина – выгнута. Такое положение спины нужно для того, чтобы межпозвоночные диски наиболее оптимально амортизировали тряску.

Правило четвертое

нагрузка на велосипеде

После долгой зимы хочется скорее выгнать велосипед и прокатиться по улице, радуясь весеннему солнышку. Вместе с тем, открывать велосезон, даже если вы здоровы, рекомендуется аккуратно, постепенно наращивая темп нагрузок и продолжительность времени велопрогулок. Не нужно делать резких движений, ездить лучше по ровной дороге, горки и склоны пусть подождут. Резкий «старт» может привести к ненужной нагрузке на суставы и травмам межпозвоночных дисков.

Наша спина и суставы любят тепло. Поэтому при температуре воздуха ниже + 14 градусов стоит утеплиться. Нельзя забывать и о воде. Для предотвращения обезвоживания, необходимо пить каждые 15 минут езды по 100-150 мл воды.

Велосипед и дети

При покупке велосипеда детям следует учитывать возраст ребенка, его способность понимать и соблюдать правила безопасности при катании, а также наличие у него тех или иных заболеваний. Помимо этого, не стоит забывать и про возможность ребенка устойчиво самостоятельно сидеть, крутить педали и поворачивать руль. Не лишним будет приобрести специальную защитную экипировку: велосипедный шлем, наколенники, защиту на локти и кисти рук.

Выбираем велосипед правильно!

Только интересные видео на нашем канале YouTube, присоединяйтесь!

Источники:

https://wiki2.info/%D0%A8%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82
https://daily.afisha.ru/cities/8885-dlya-zanyatiy-velosportom-v-rossii-net-infrastruktury-i-podhodyaschego-klimata-eto-ne-problema/
https://bikeandme.com.ua/dosug/raznoe/694915-velosipednyj-sport-9-interesnyh-faktov
https://24health.by/ostorozhno-velosiped-komu-velosport-protivopokazan/