Как переключать скорости
Байкер обязан знать, как переключать скорости на велосипеде и уметь пользоваться переключателем на любых поверхностях дороги. Быстрота передвижения взаимосвязана с физической подготовленностью ездока и правильным переключением передачи.
Эти детали позволяют полностью использовать все возможности транспортного средства.
В старых велосипедах присутствовала только одна скорость, поэтому езда зависела от навыков велосипедиста и приходилось приспосабливаться к рельефным особенностям пути и въезжать на горную поверхность можно было только с разгона.
Сегодняшний велосипед оснащен двумя зубчатыми колесами – передняя (ведущая) и задняя (ведомая) трансмиссионная система звезд, которые без особых усилий осуществляют переключение передач на любой скоростной режим.
При переключении важно приспосабливаться к правильной передаче с учетом разных дорожных характеристик.
Переключатель скоростного режима
Переключать уровни в механизме звездной трансмиссии можно только при движении байка. Только планетарная система допускает пассивное переключение.
Как правильно переключать скорости на велосипеде:
- Оптимально производить переключение при расслабленной или низкой нагруженности цепи, в других случаях возможны проблемы при переключении: поломка механизма, повреждение цепи или какая-либо другая деформация деталей.
- При въезде на горную поверхность не следует увеличивать передачи, необходимый скоростной режим надо настроить перед въездом в гору.
Техникой увеличения скорости при въезде обладают только профессиональные гонщики с выработанным чувством «ощущения велосипеда» и навыками переключения скоростей.
Переключение зависит не только от профессионализма велосипедиста, но и от вида, класса и состояния байка.
Механизм переключения передач
Классический байк оснащен двумя или тремя звездами передней трансмиссии и 8-10 – задней. Расчет звездочек переднего отделения производится в сторону повышения зубчиков, задняя трансмиссия – уменьшение размера звездочек.
Для примера как переключать передачи на велосипеде с 3-8 звездной трансмиссией:
- Большая звездочка передней трансмиссии используется при катании по хорошо накатанным асфальтированным или грунтовым поверхностям, без встречного ветра или иных препятствий.
Большая звездочка сочетается с 4, 5, 6, 7, 8 задними звездами трансмиссионной системы. Спортивные катания не идут в расчет, там возможны различные комбинации.
Сочетается срединная звезда с 6-2 задней трансмиссии, но не исключается и комплексное использование. Установленные разные передачи удобны при поездках в плотном режиме переполненных улиц. Передача на среднюю звезду устанавливается и при сильном встречном ветре.
Частота педалирования
Каждому байкеру удобно кататься со своим выработанным ритмом педалирования, при котором происходит наиболее быстрое КПП вращения педалей.
Если частота кручения меньше привычного ритма, то это будет пустая трата сил.
Неправильный каденс провоцирует травмирование конечностей в результате превышения нагрузки на мышечные и суставные волокна, поэтому при поездке немаловажно состояние комфорта при педалировании.
При любой поездке рекомендуется кручение педалей в одинаковом ритме. Ускорение производится только с помощью переключателя передач.
Одинаковый ритм кручения меньше приводит к усталости, следовательно, повышает выносливость ездока и возможность преодоления препятствий.
Не стоит начинать езду с высокими скоростями, вначале следует разогреться на низких и только потом раскрутиться до высоких.
При выборе лучше придерживаться середины. Плохие дорожные условия понижают возможность переключения скоростей.
Технические характеристики велосипедов не всегда способны к быстрому перебрасыванию цепи на звездных трансмиссиях.
Катание с препятствиями (напор ветра или подъем в гору) требует понижение скоростного режима трансмиссии.
В этом случае обороты кручения педалей увеличиваются, а скорость трансмиссии понижается.
Катание по ровным поверхностям требует поддержки скоростного режима в соотношении 4 к 1. При гонках на скоростных передачах до 100 км/час применяется сочетание 8 к 1 и более.
Простых мышечных усилий может не хватить для такого разгона поэтому даже профессиональные велосипедисты используют передачу 5 к 1 звезде потом наращивают скорость педалированием.
Многие профессиональные спортсмены избегают частое переключение, и при катании против напора ветра устанавливают скоростной режим на большой задней и маленькой передней звезде.
Также профессионал при катании с препятствиями может снизить передачу до 2 к 1 и с наименьшими усилиями придерживать высокую скорость.
Маленькие передачи требуют частого вращения педалей, до 100 оборотов в минуту.
Основные правила ускорения на подъеме
Эти манипуляции приводят к износу деталей. Самая популярная ошибка начинающего велосипедиста — это редкое использование переднего переключателя.
Подробное видео о технике переключения передач на велосипеде:
Трансмиссия горного велосипеда: что к чему?
К середине ХХ ст велосипедисты, у кого не было планетарки на три скорости, по любой местности катали на одной фиксированной передаче.
Сейчас некоторые отчаянные все еще ездят на фиксированной передаче, но большинство из велолюбителей все же в полной мере пользуются новыми технологиями, которые облегчают катание на велосипеде.
Так, за последние 30 лет все виды велосипедов подверглись прогрессивному развитию и одной из значимых улучшений стала трансмиссия. С ее помощью стало возможным корректировать усилия, необходимые для езды по рельефной местности.
Мы разобрали сложный механизм передач: цепь, звездочки, переключатели, чтобы продемонстрировать принцип его работы. Также эта информация будет полезной для тех, кто хочет в дальнейшем улучшать оснащение своего железного коня самостоятельно.
Для чего нам передачи?
Передачи имеют существенное значение при преодолении подъемов, сложных спусков, ведь они помогают сбалансировать энергию, затраченную на педалирование.
Во время физических нагрузок выше своей головы не прыгнешь, да и смысла в этом нет. Натренировать выносливость и силу можно только со временем, а передачи как приложение, увеличивает Ваши показатели. Мощность педалирования определяется силой, которую Вы прикладываете для вращения педалей, а также скоростью, с которой Вы их обращаете.
Эффективное использование энергии является предпосылкой успеха большинства спортсменов, особенно гонщиков кросс-кантри. А ускорение на высокой передаче или быстрое вращение педалей на низкой приводит к значительной усталости мышц. Поэтому важно уметь правильно выбрать передачу, которая будет соответствовать Вашим возможностям, особенностям местности и наклонам трассы.
Составляющие трансмиссии
Для понимания принципа работы передач, их комбинирования и соотношения, разберемся с наполнением механизма трансмиссии:
Кассета — находится на заднем колесе и крепится к втулке. Состоит она из ряда различных по размеру шестерен — звезд, которые обеспечивают широкий спектр передач в зависимости от количества зубцов звезды.
Фото: кассета и переключатель
Цепной привод (кассета) — находится в передней части трансмиссии и состоит из цепи, передней шестерни (звезды) и шатунов. Велосипед может быть оборудован звездами от 1 до 3, в зависимости от стиля и назначения езды.
Фото: цепной привод
Задний переключатель скоростей (передач) — находится на задней части трансмиссии и отвечает за перевод цепи с одной звезды на другую. Более того, переключатель поддерживает натяжение цепи во время ее перемещения при переключении передач.
Фото: задний переключатель
Передний переключатель переводит цепь с одной звезды на другую, как и задний переключатель, но при этом не регулирует натяжение цепи. Он есть только у велосипедов с 2 и 3 передними звездами.
Фото: передний переключатель
Шифтеры — рычаги, которые находятся на руле, и работают как коробка передач в автомобиле. С помощью тросов они соединяются с задним и передним переключателями передач.
Фото: шифтеры
Комбинации и соотношения
Правильная настройка передач на велосипеде поможет Вам крутить педали эффективно.
Необходимо учитывать некоторые факторы прежде чем переключаться на другую звезду или заменять существующую трансмиссию.
Соотношение передач может быть рассчитано с помощью соотношения количества зубцов на передней и задней звездах. 32 зубцы на передней звезде с 16 зубцами на задней звезде дает соотношение 32/16, то есть 2/1. Это соотношение дает число оборотов колеса за период одного оборота педалей. Таким образом, в случае соотношение передач 2/1, один полный оборот педалей приведет к двум полным оборотам колес.
На выбор передачи влияет и размер колес велосипеда. Одна и та же передача на 26″ колесах будет значительно легче, чем на 29″.
Даунхилл (DH)
Стиль езды играет важную роль в настройке диапазона передач. Если Вы даунхилер с хорошо оснащенным велосипедом, маловероятно, что Вы будете преодолевать крутой подъем. Учитывая это, многие DH велосипеды имеют только одну переднюю звезду (передачу), с размером 32-36(Т), и заднюю кассету с ограниченным количеством передач — 7-10. Кассета данного типа будет звезды размером 12-25(Т) или 11-36(Т).
Все больше производителей DH велосипедов вводят новый стандарт размера колес с диаметром 27,5″ (650b), что следует учитывать при выборе правильного соотношения передач.
Кросс-кантри (CC)
Если Вы ездите на кросс-кантри на длинные расстояния, Вам необходим более широкий диапазон передач, 2 или 3 передние звезды обеспечат сохранение сил на подъеме и быстрый спуск. Система с тремя передними звездами будет такой: 42-32-22 с кассетой с 8-9 задними передачами, типичный диапазон которых — 12-32(Т) или 11-34(Т).
All Mountain (AM)
С момента появления кассеты на 11 передач, многие производители горных велосипедов, что есть на рынке, ставят трансмиссию 1×11. Как правило, она состоит из одной передней звезды с размером 30-34(Т) и с кассеты с 10-11 задними передачами — 10-42(Т).
Преимуществом трансмиссии с одной передней передачей есть уменьшение веса велосипеда за счет отсутствия переднего переключателя и дополнительных звезд. Также это упрощает всю систему.
Определение необходимого вам соотношение передач и настройки комбинаций требует некоторых экспериментов и ошибок, а также учета таких факторов как стиль езды, дисциплины и размер колес.
Если Вас заинтересовал этот материал, и Вы хотите углубить свои знания, то приходите к нам в Школу Веломехаников на Дегтяревскую, 51В. Здесь расскажут все, что Вам интересно о велосипеде, покажут самые сокровенные места и научат ремонтировать, ухаживать и правильно проводить апгрейд Вашего, а может и не только Вашего, железного коня!
А также читайте нас, мы работаем, пишем и катаем с душой! 😉
Скорость и велосипед
Какую скорость можно развить на современном велосипеде? Раньше было просто, покупаешь велосипед типа «Украина», а в инструкции черным по белому написано: «расчетная скорость велосипеда 15 км/час». А как обстоят дела в наши дни?
У каждого из нас есть знакомый велосипедист, который утверждает, что он, дескать, полдня ехал по грунту со скоростью 50 км/час, и ничуточки не устал. А другой приятель считает, что у него в однодневной покатушке средняя скорость составила 40 км/час. Не хочу сказать ничего плохого про этих парней, но скорее всего, они преувеличивают. Правда, если эти катальцы неоднократно побеждали в «Тур-де-Франс», где в 2005 году рекорд средней скорости передвижения составил свыше 41 км/час, а на финише зачастую превышает 70 км/час, они могли втопить по российскому шоссе столь быстро.
Возможно, ребята путают среднюю скорость с крейсерской. Крейсерская скорость — это показание велокомпьютера в тот момент, когда на него посмотрели. И она может достигать и 50-60 км/час, особенно, если ехать под горку и с попутным ветром. Средняя скорость движения — это пройденное расстояние, поделенное на время движения. Если байкер проехал за покатушку 50 км и затратил на это 2 часа 30 минут, ни разу не остановившись, его средняя скорость была 20 км/час. А вышеупомянутые 40 км/час он развивал на отдельных участках пути. Если же парень проехал 50 км за 2,5 часа, но при этом делал две остановки по 15 минут, его средняя скорость составит уже 25 км/час, что возможно на дороге с хорошим асфальтовым покрытием. Байкер молодец, вкручивает злобно.
Фактор 1: Физическая подготовка
Скорость передвижения на велосипеде зависит от нескольких факторов. Прежде всего, от физической подготовки райдера. Чем чаще вы будете кататься, пусть и понемногу, тем с большей средней скоростью и на большее расстояние сможете проехать. Гонщики, регулярно участвующие в соревнованиях, катающие марафоны, по умолчанию будут иметь преимущество в 5-10 км/час по сравнению с обычным катальщиком.
Фактор 2: Тип велосипеда
Второй немаловажный фактор — тип велосипеда. На даунхильном байке, съезжая с горы, можно разогнаться до умопомрачительных 100 и более км/час. Но этот же крутой байк будет медленно и печально «тошнить» по шоссе, цепляясь за дорогу зубастыми покрышками и придавливая всем своим немалым весом мечты седока о ветре в лицо. А вот легкий и тощий шоссейник, проворный и приемистый, позволит менять часы на километры в пропорции один к тридцати, но потребует от велосипедиста хорошей физической формы. Горный велосипед с большим количеством передач и колесами в 26 дюймов может по шоссе выдать среднюю скорость 15-25 км/час в зависимости от подготовленности седока. Нагруженный походным рюкзаком велосипед будет катить медленнее, чем больше дневной пробег, тем меньше будет средняя скорость. Гибрид с его 28-дюймовыми узкими колесами дает прибавку к средней скорости в 4-6 километров по ровной дороге. Большой и накатистый «найнер» помогает поддерживать хорошую скорость, но его широкие шины могут подтормаживать на гладкой дороге. Городской велосипед, а тем более круизер или чоппер не позволят вам развить среднюю скорость больше 10-15 км/час, да они и не предназначены для установки рекордов или гонок. Само собой разумеется, что складные велосипеды с маленькими колесами находятся в почетном арьергарде, напоминая малышей, бегущих за компанией старших ребят. Отдельно стоят тяжелые фэтбайки с их толстыми слабо накачанными колесами. На них можно ехать достаточно быстро, но предназначены «фэты» для преодоления бездорожья.
Фактор 3: Внешние условия
Ветер и рельеф также влияют на скорость движения. Под горку да под ветер лихо мчится, по хорошей дороге можно разогнаться до 60 и более километров в час, а попробуйте в ту же горку заехать, когда ветер в лицо. А еще на быстроходность велосипеда влияет его техническое состояние: несмазанная цепь, трущие тормозные колодки, плохо накачанные покрышки замедляют движение и ведут к напрасной трате сил.
Следует особо отметить тип и состояние дорожного покрытия. Грунтовка после дождя может замедлить байкера практически до скорости пешехода. Налипающие на колеса комья грязи не дают колесам крутиться.
Факты о скорости велосипеда
А теперь немного фактов. Некто Сэм Уиттингем в 2009 при идеальных погодных условиях и по ровной дороге сумел самостоятельно разогнаться на лежачем велосипеде (лигераде) до 133,284 километров в час. При этом его никто не вёл «на колесе». На обычном велосипеде при подобных условиях на короткой (немногим больше 200 метров) дистанции Джим Гловер в 1986 году разогнался до 82,52 км/ч. А некий сэр Брэдли Марк Уиггинс 7 июня 2015 года побил часовой рекорд езды, преодолев 54,526 км. Но сэр Уиггинс — спортсмен мирового класса и олимпийский чемпион. Поэтому, когда некоторые ваши знакомые будут рассказывать, как они вчера «сделали» на велосипеде иномарку, улыбнитесь и поинтересуйтесь, какой длины была «пробка» на дороге.
Как выбрать хороший велосипед в интернет-магазине?
Надежный, качественный, удобный. Вам хочется именно такой велосипед. Сильно огорчитесь, если узнаете, что объективно его не существует? Модели, которые хвалят в интернете и рекомендуют знакомые, могут сильно разочаровать лично вас. Поэтому перед тем, как выбрать велосипед, определите для себя — для чего он вам нужен. Подумайте, по каким дорогам будете ездить — Москва с ее асфальтированными улицами или бездорожье, пересеченная местность или спортивный трек, и в каком стиле — неспешно и в свое удовольствие или стремительно, до свиста в ушах. Цель покупки во многом влияет на выбор транспортного средства. Еще один важный момент — бюджет, который вы готовы потратить на “железного коня” и его дальнейшее обслуживание.
Как выбрать хороший велосипед?
Содержание статьи
Основные узлы и запчасти велосипеда
1. Как выбрать велосипед по году выпуска?
2. Тип велосипеда
2.1. Горный велосипед
2.2. Городской велосипед
2.3. Шоссейный (спортивный) велосипед
2.4. Другие виды велосипедов
3. Рама
3.1. Как выбрать раму велосипеда по росту
3.2. Материалы рамы велосипеда
4. Амортизация
4.1. Хардтейл
4.2. Двухподвес
4.3. Ригид
5. Вилки
5.1. Конструкция
5.2. Ход
5.3. Регулировки
6. Рулевая колонка
6.1. Конструкция
6.2. Размер
7. Колёса
7.1. Как выбрать велосипед по диаметру колёс?
7.2. Покрышки
8. Обода
9. Тормоза
9.1. Виды тормозов
10. Переключатели скоростей
11. Педали
12. Седло
13. Марки велосипедов
14. Что покупают для велосипеда дополнительно?
Основные узлы и запчасти велосипеда
Условно любой велосипед состоит из рамы и навесного оборудования. Причем цена последнего может в несколько раз превышать стоимость первой.
Навесное оборудование — это комплект функциональных деталей и механизмов: вилка, колеса, педали, седло, переключатель скоростей и пр.
Как выбрать велосипед по году выпуска?
Почти у каждого велосипедного бренда есть свой модельный ряд, который ежегодно обновляется. Байки, выпущенные с разницей в год и даже два, не всегда сильно отличаются характеристиками. Например, последняя модель вышла в новой расцветке или укомплектована другим типом тормозов. Но цена свежей версии всегда будет выше. Поэтому перед тем, как выбирать велосипед из новой коллекции производителя, присмотритесь к моделям прошлого года. Такая покупка не только сэкономит бюджет, но и может оказаться более удачной в плане технического оснащения.
Тип велосипеда
Если вы пока не решили, как выбрать велосипед по цели использования, ниже приведена развернутая характеристика видов байков по способам эксплуатации.
Горный велосипед
Другое название — маунтинбайк. Идеальная “среда обитания” для него — дороги без асфальта, рельефная местность. Для прохождения таких трудных участков эти модели оснащаются широкими покрышками с агрессивным протектором. За счет этого горным велосипедам легко преодолевать размытую дождем грязь, песок, гравий и пр.
Конструкция маунтинбайка усиленная, но и вес его от этого немаленький. Поэтому мужчине будет с ним проще управляться. Это оптимальный вариант для любителей велопутешествий по маршрутам со значительными перепадами высот, а также езды по сельским дорогам. Для асфальта горный байк не очень подходит — глубокий протектор будет ухудшать скорость движения и быстро сотрется.
Разновидности горных велосипедов
Для райдеров с разной подготовкой горные байки комплектуются навесным оборудованием определенного уровня. Такие велосипеды бывают следующих классов: “Начальные”, “Любительские”, “Полупрофессиональные”, “Профессиональные”. Еще одна категория “29” — горный велобайк с увеличенными колесами для повышенной проходимости и отличного наката, готовые к езде в экстремальных условиях.
Городской велосипед
Создан для комфортной, неспешной езды по асфальту или относительно ровному грунту, например, аллеям в парке или лесным тропинкам. Такие модели отличаются повышенной безопасностью и удобной посадкой. Области применения: для ежедневных поездок на работу и до магазина, недалеких вылазок на природу, рыбалку, пикник. Городской велосипед может комплектоваться багажником и корзиной для хранения вещей и покупок.
Шоссейный (спортивный) велосипед
Это легкие, шустрые байки с большими по размеру, но узкими колесами и практически гладкими покрышками. Идеальны для скоростной езды, но только на ровных трассах. В таких моделях зачастую предусмотрена спортивная посадка — чтобы создавалось меньше сопротивления ветру. Но длительная езда в соответствующей позе утомительна. Выбирать шоссеры лучше всего для катания в городской черте и соревновательных заездов.
Другие виды велосипедов
Существует несколько специфических конструкций для разных областей применения и категорий велосипедистов. Среди них: складные (удобно хранить и перевозить), женские (с заниженной рамой), экстремальные (для трюков и прыжков), двухместные (семейные) и прочие.
Неверно подобранный по росту размер рамы приводит к неправильной посадке, дискомфорту и быстрой усталости велосипедиста. В таких условиях езда на байке принесет мало пользы и удовольствия, зато “наградит” болью в ногах и спине.
Как выбрать раму велосипеда по росту?
Ниже приведена таблица, которая поможет определиться с подходящим размером рамы с учетом роста мужчины или женщины. Для каждого типа байка предусмотрена своя сетка ростовок.
Таблица 1. Как выбрать раму велосипеда по росту
Источники:
https://velife.ru/katanie/na-kakoj-peredache-ezdit-i-kak-pereklyuchat-skorosti-na-velosipede.html
https://veliki.ua/ru/novosty-i-akcii/transmissiya-gornogo-velosipeda-chto-k-chemu.html
https://l-bike.ru/articles/skorost_i_velosiped/
https://velomatrix.ru/article/kak-vybrat-velosiped-po-rostu-i-vesu-tablica/