Восьмерка на велосипеде: как правильно исправить
Несмотря на кажущуюся простоту, колесо велосипеда – это сложная система. Помимо того, что оно выдерживает собственный вес байка, так еще и вес велосипедиста, а так же все нагрузки, возникающие при передвижении.
Содержание:
- Постоянные нагрузки
- Динамические воздействия
- Спицы
- Причины деформации
- Восьмерка
- Работа
- Зонт
- Как предотвратить
Воздействия на дороге можно разделить на две группы:
- статические;
- динамические.
Статические сравнительно стабильны, это может быть натяжение стержней или давление воздуха в камере. Такой вид воздействий не меняется вообще длительное время или интенсивность изменяется плавно.
Динамические нагрузки существуют в трех формах:
- растяжение;
- сжатие;
- скручивание.
Рассмотрим все по порядку, чтобы понять: каковы причины возникновения «восьмерок»? Кроме того, предлагаем несколько способов их устранения.
Постоянные нагрузки
Натяжение – это статическая нагрузка, за счет него колесо сохраняет форму и находится в стабильном состоянии. Это достигается равномерным и одинаковым натяжением всех элементов, целостностью обода (отсутствие трещин и деформаций) и фланцев втулки, к которым фиксируются спицы.
Качественно собранное колесо может выдерживать огромные нагрузки, например, 36-спицевое – до 400 килограмм
Немаловажным аспектом является давление камеры, но его воздействие во многом зависит от типа конструкции и байков:
- у фэтбайков покрышки накачивают около 0,5 атмосфер, потому они не могут существенно нагрузить обод;
- для трекового велосипеда, накачанные до 11 атмосфер – это уже существенная нагрузка, способная деформировать обод при неравномерном натяжении спиц;
- трубка, накачанная до 8,5 атм может деформировать обод, так как давит на него с силой до 300 Н;
- клинчерная покрышка схожа с трубкой, она так же давит на клинчерный обод, но он изначально сделан так, чтобы лучше выдерживать такие нагрузки, у него утолщенные стенки (что так же минимизирует износ от тормозных колодок);
- на тонкостенных ободах, например, облегченных МТБ-шных, нельзя использовать шоссейные покрышки. В основном они рассчитаны на бескамерки, максимум накачки – 4,5 бар.
При протяжке колесо может потрескивать, это нормально и далеко не значит, что предел натяжения спиц для выбранного обода превышен
Если натянуть неравномерно, то после накачки камеры его может деформировать как раз «восьмеркой». Причем, иногда для устранения полученных дефектов необходимо протягивать его полностью заново.
Динамические воздействия
Три типа динамических нагрузок оказывают влияние на колесо во время движения, это способствует деформации спиц/ободов.
Вариантов воздействия несколько:
- вес велосипедиста, даже если ездить исключительно по идеальным покрытиям, постепенно возникает усталость компонентов, что приводит к искажениям. Достаточно просто сесть в седло и две верхние спицы будут максимально нагружены, а две нижних – минимально;
- радиальная нагрузка появляется при вращении, это смещение обода относительно втулки;
- торможение вызывает торсионные нагрузки. При них не возникает изменения суммарного натяжения, но эти силы перераспределяются;
- наезд на препятствие – это радиальное воздействие, при котором нижние нагруженные спицы еще больше нагружаются, а верхние еще сильнее ослабляются (за счет упругости все возвращается в исходное состояние);
- крутящий момент – торсионная сила, но направленная противоположно в сравнении с усилиями от торможения;
- поперечные нагрузки возникают при поворотах, но эти воздействия слабые. Единственная ситуация, при которой боковые воздействия становятся опасными – аварии.
Особого внимания заслуживает заднее колесо, так как здесь распространены конструкции с параллелограммным переключателем. Чтобы разместить систему звезд, приходится располагать спицы по бортам обода асимметрично, чтобы они не мешали.
Чтобы усилить конструкцию, сзади втулки всегда больше и мощнее, чтобы был запас прочности
В итоге заднее колесо нагружается сильнее из-за крутящего момента, а асимметрия его дополнительно ослабляет. Оно оказывается существенно уязвимее переднего. Частично решить эту проблему позволяют планетарные втулки, так как у них только одна звездочка.
Спицы
Спицы представлены множеством вариантов по типоразмеру, внешнему оформлению, материалу.
Выбирать спицы нужно по ряду критериев:
- под вес велосипедиста;
- условия эксплуатации и стиль вождения;
- под расстояние между отверстиями фланцев и высоту обода.
Форм множество, это могут быть круглые стержни, с переменной толщиной для экономии веса, плоские с улучшенной аэродинамикой. Переменный диаметр (батованные спицы) позволяет усилить уязвимые места и продлить срок службы. Чаще спицы ломаются чуть выше основания, так как здесь накапливаются напряжения.
Причины деформации
Деформации бывают двух типов:
- обратимые;
- необратимые.
Наиболее распространены 3 вида обратимых деформаций:
- восьмерка или искривление одного из участков колеса;
- яйцо, когда обод приобретает овальный профиль;
- зонт, хорошо заметен, так как колесо при нем отклоняется от центра вилки.
К необратимым можно отнести вмятины обода, которые могут появиться в поперечном или продольном направлении. Чаще всего вызывают их сильные удары, после которых материал уже не может вернуться в исходное состояние за счет собственной упругости. В таком случае обязательно нужно менять обод, спицы или втулку, в зависимости от причины поломки.
«Восьмерка»
При «восьмерке» один из участков обода отклоняется от вертикальной плоскости, происходит ослабление и перетяжка нескольких спиц. Связано это с тем, что обод деформировался и изменились расстояния до него от втулки (для некоторых компонентов). Чтобы восстановить колесо, механик должен вернуть утраченное натяжение спицам. В нашей мастерской по ремонту велосипедов спб , чаще всего обращаются именно с такой восьмеркой.
Стоит учитывать, что с каждым разом будет все сложнее устранять «восьмерки» у одного и того же колеса
Кстати, чтобы от вибраций во время движения не раскручивались ниппели, можно наносить синий компаунд на резьбу
Степень искривления может быть различной:
- легкая. Обод цел, спицы тоже, достаточно отрегулировать их натяжение. Биение при этом составляет до 3 мм. Причиной является естественная усталость материала и сбившаяся настройка из-за вибраций, растяжения спиц и посадочных мест втулки. Для устранения достаточно натяжки спиц;
- средняя. Отклонение превышает 3 мм, но обод и спицы целы. Возникает при сильных ударах, столкновениях;
- сильная. Отклонение достигло таких величин, что были повреждены спицы и обод. В этом случае гарантированно нужно переспицовывать колесо, а так же закупить все необходимые расходники и поврежденные элементы.
Работа
Для работы понадобится спицевой ключ и стойка для велосипеда. Можно демонтировать колесо, но тогда необходимо иметь специальную стойку для него, в которой можно свободно закрепить и вращать. В идеале иметь специальную стойку для велосипеда, в которую он фиксируется и может полностью обслуживаться вне зависимости от задач.
Если нет стоек, то можно просто перевернуть велосипед на руль
Основным инструментом для спицевания и регулировки всегда будет спицевой ключ. Они бывают двух видов: фрезерованный и штампованный. Предпочтительно использовать первый, так как он имеет более точные грани и качество исполнения всегда выше, разумеется, он дороже. Преимущество такого инструмента в том, что с его помощью можно будет работать даже с мотоциклетными колесами.
Алгоритм устранения:
- нужно обнаружить искривленный участок. Для этого можно воспользоваться мелом или маркером, он выставляется с торца обода так, чтобы на ровных участках стержень слегка не доставал до стенки. В этом случае выступ коснется и появится отметина, обозначающая искривленный участок;
- на выявленном месте нужно посчитать спицы, выявить центральную на искажении;
- положение, в котором обод отдаляется от механика при протяжке, нужно подтянуть, противоположная сторона ослабляется;
- центральную спицу можно сразу натянуть на ¼ оборота;
- периферийные – по 1/8 оборота, затем результат проверяется. Если дефект стал заметно легче, то интенсивность протяжки можно сократить, добавляя за один проход не более 1/8 оборота.
После завершения работы следует проверить натяжение спиц, для этого подойдет динамометр. Оптимальное значение находится в пределах 5-8 кг, отклонения в любую сторону – это ошибка.
Зонт – это частный случай «восьмерки». Обычно он связан с деформацией перьев, вилки или рамы, но они случаются редко, обязательно вследствие сильного удара.
Возможна равномерная перетяжка целой стороны колеса, это всегда ошибка механика, протягивающего спицы, связанная с отсутствием средней линии, относительно которой проводится регулировка
Чтобы устранить такой дефект, нужно равномерно отпустить все спицы с перетянутой стороны и натянуть с ослабленной:
- нужно каждую спицу провернуть не более чем на 1/8 оборота ключа;
- проверяется результат;
- при необходимости процедура повторяется в соответствии с полученным эффектом.
Как предотвратить
Гарантированно предотвратить «восьмерку» невозможно, часто она связана просто с длительной эксплуатацией велосипеда.
Однако, ряд моментов позволит снизить риск появления проблем:
Логические задачи 4 класс по математике
Человек с развитым логическим мышлением всегда заметно выделяется. Логическое мышление у детей необходимо развивать , начиная уже с дошкольного возраста. При обучении в школе развитая логика помогает ребенку успешнее учиться, справляться с математическими, и не только, задачами, ориентироваться в различных ситуациях.
В конце 4 класса все учащиеся пишут ВПР — Всероссийские проверочные работы. В настоящее время ВПР дети пишут по математике, русскому языку и окружающему миру.
Остановлюсь в этой статье на ВПР по математике. Из года в год задания носят достаточно стабильный характер. Встречаются очень простые задания на вычисление, несложные стандартные задачи. Это позволяет набрать необходимое количество баллов даже слабоуспевающему ученику.
Максимальный балл за выполнение работы — 20. Для положительного написания работы необходимо набрать хотя бы 6 баллов.
Отметка по пятибалльной шкале:
- «2» — от 0 до 5 баллов
- «3» — от 6 до 9 баллов
- «4» — от 10 до 14 баллов
- «5» — от 15 до 20 баллов
Простые задания оцениваются в 1 балл. За решение задач и нестандартных заданий ребенок получает 2 балла. Решение последней задачи, идущей под №12 позволяет ребёнку набрать максимальное количество баллов. Но задача это, как правило, логическая. Такие задачи чаще можно встретить при подготовке к олимпиадам, нежели просто в учебниках.
В этой статье я решила разобрать наиболее часто встречающиеся виды логических задач в ВПР по математике в 4 классе. Поняв принцип их решения, ребенок сможет легко потом справиться с подобным заданием.
Логические задачи по математике
Задача №1
При записи номеров домов на улице Петровской было использовано 143 цифры. Сколько домов на этой улице? (Дома нумеруются с 1 и идут подряд, т.е. 1, 2, 3, 4 и т.д.)
Для записи номеров на первые девять домов требуется 9 цифр. Всего было использовано 143 цифры, а значит количество домов на улице выражено двузначным числом.
- 143 — 9 = 134 (цифры) — понадобилось на дома с двузначной нумерацией.
- 134 : 2 = 67 (домов) — с двузначной нумерацией.
- 9 + 67 =76 (домов) — всего на улице Петровской.
Подобные задачи для самостоятельного решения:
При записи номеров домов на улице Ивановской было использовано 157 цифр. Сколько домов на этой улице? (Дома нумеруются с 1 и идут подряд, т.е. 1, 2, 3,4 и т.д.)
При записи номеров страниц в детской книжке было использовано 177 цифр (страницы нумеруются с первой). Сколько страниц в книжке?
Задача №2
Полоску бумаги разрезали на три части. После этого самую большую из полученных частей снова разрезали на три части. Затем снова самую большую из полученных частей разрезали на три части. Так поступили много раз: на каждом шаге самую большую часть разрезали на три части. Могло ли в итоге получиться 100 частей?
Если кусок бумаги разрезать на три части, то общее количество частей увеличится на 2. Значит, общее количество частей после каждого шага будет нечётным. Но 100 — чётное число. Значит, 100 частей получиться в итоге не могло.
Ответ: нет, не могло.
Подобные задачи для самостоятельного решения:
Полоску бумаги разрезали на 5 частей. После этого самую большую из полученных частей снова разрезали на 5 частей. Затем снова самую большую из полученных частей разрезали на 5 частей. Так поступили много раз: на каждом шаге самую большую часть разрезали на пять 5. Могло ли в итоге получиться 399 частей?
Полоску бумаги разрезали на три части. После этого самую большую из полученных частей снова разрезали на три части. Затем снова самую большую из полученных частей разрезали на три части. Так поступили много раз: на каждом шаге самую большую часть разрезали на три части. Могло ли в итоге получиться 250 частей?
Полоску бумаги разрезали на 4 части. После этого самую большую из полученных частей снова разрезали на 4 части. Затем снова самую большую из полученных частей разрезали на 4 части. Так поступили много раз: на каждом шаге самую большую часть разрезали на 4 части. Могло ли в итоге получиться 293 части?
Полоску бумаги разрезали на 9 частей. После этого самую большую из полученных частей снова разрезали на 9 частей. Затем снова самую большую из полученных частей разрезали на 9 частей. Так поступили много раз: на каждом шаге самую большую часть разрезали на 9 частей. Могло ли в итоге получиться 997 частей?
Задача №3
Слава собирался купить 20 конфет, но ему не хватало для этого 3 руб. Тогда Слава купил 15 конфет, и у него осталось 7 руб. сдачи. Сколько стоит одна конфета?
Слава собирался купить 20 конфет, но купил 15 конфет. По условию у него осталось 7 руб.
Но он хотел купить на 5 конфет больше. Причём по условию ему не хватит 3 руб.
Значит, пять конфет стоят 3+7=10 (руб.), а тогда одна конфета стоит 10:5=2 (руб.)
Подобные задачи для самостоятельного решения:
Максим хочет купить машинки (все они стоят одинаково). Если он купит пять машинок, то у него останется 50 руб., а до покупки семи машинок ему не хватает 10 руб. Сколько рублей стоит одна машинка?
Куртка на 700 руб. дешевле, чем пять шапок, но на 200 руб. дороже, чем две шапки. Сколько стоит шапка?
Задача №4
Вася с родителями собирал грибы. Мама нашла 9 грибов, папа нашёл 15 грибов, а Вася нашёл на столько же больше грибов, чем нашла мама, на сколько меньше, чем нашёл папа. Сколько грибов нашёл Вася?
Разность между числом папиных и маминых грибов равна 15-9=6 (грибов).
Значит 6:2=3 (гриба) — на столько Вася нашёл больше, чем мама и меньше, чем папа.
Вася нашёл 9+3=12 или 15-3=12 грибов.
Подобная задача для самостоятельного решения:
Коля с родителями собирал грибы. Мама нашла 18 грибов, папа нашёл 36 грибов, а Коля нашёл на столько же больше грибов, чем нашла мама, на сколько меньше, чем нашёл папа. Сколько грибов нашёл Коля?
Задача №4
Журавль стоит на двух ногах. А цапля — на одной ноге. Лягушка, сидя в болоте, насчитала 18 ног. Известно, что на болоте журавлей и цапель всего 11. Сколько на болоте цапель?
Если бы обе птицы стояли на двух ногах, то ног было бы 11·2=22 (ноги)
Но цапли стояли на одной ноге. Лягушка насчитала 18 ног.
Значит «лишние» ноги принадлежат цаплям 22-18=4 (ноги). Отсюда следует, что цапель было 4.
Подобные задачи для самостоятельного решения:
В «Детском мире» продавали двухколёсные и трёхколёсные велосипеды. Максим пересчитал все рули и все колёса. Получилось 16 рулей и 38 колёс. Сколько трёхколёсных велосипедов продавали в «Детском мире»?
6 трёхколёсных велосипедов.
Во дворе пасутся овцы и курицы. У овец и куриц вместе 36 голов и 100 ног. Сколько овец и сколько куриц?
14 овец и 22 курицы.
На лугу паслись лошади под присмотром пастухов. Если бы вы пожелали узнать, сколько всех ног на лугу, то насчитали бы 82 ноги. А если бы пересчитали головы, то оказалось бы, что всех голов — лошадиных и человеческих — 26. Сколько на лугу лошадей и сколько пастухов?
15 лошадей и 11 пастухов.
Задача №5
В школьной столовой два стакана компота, три пирожка с мясом и четыре пирожка с вишней стоят 105 руб., а три стакана компота, два пирожка с мясом и один пирожок с вишней – 75 руб. Сколько рублей заплатил мальчик за покупку в школьной столовой одного стакана компота, одного пирожка с мясом и одного пирожка с вишней?
Допустим, что мальчик сначала купил 2 стакана компота, 3 пирожка с мясом и 4 пирожка с вишней (заплатив за это 105 рублей).
Затем купил 3 стакана компота, 2 пирожка с мясом и 1 пирожок с вишней (заплатив 75 рублей).
Тогда в общей сложности он купил 5 стаканов компота, 5 пирожков с мясом и 5 пирожков с вишней, заплатив при этом за всё 105+75=180 рублей.
Значит покупка, состоящая из 1 стакана компота, 1 пирожка с мясом и 1 пирожка с вишней, будет стоить: 180:5=36 рублей.
Ответ: 36 рублей.
Подобная задача для самостоятельного решения:
В школьном буфете две чашки чая, один пирожок и четыре конфеты стоят 48 руб., а четыре чашки чая, пять пирожков и две конфеты – 66 руб. Сколько рублей заплатил мальчик за покупку одной чашки чая, одного пирожка и одной конфеты?
Задача №6
Бабушке 51 год, а внуку один год. Через сколько лет бабушка будет в 3 раза старше внука?
Бабушка старше внука на: 51-1=50 лет.
Когда бабушка будет втрое старше внука, она всё равно будет старше его на 50 лет.
Но быть втрое старше внука – значит быть старше на два его возраста.
Значит, внуку будет при этом: 50: 2=25 лет. Так как сейчас ему один год, то это случится через 24 года.
Задача №7
Груш в саду в четыре раза меньше, чем вишен. Дети решили посчитать все деревья в саду. У Андрея получилось 55 деревьев, у Юры — 58, а у Игоря — 54. Известно, что один из них посчитал верно. Сколько деревьев в саду?
Поскольку груш в саду в 4 раза меньше, чем вишен, общее число деревьев должно делиться на 5.
Из полученных чисел только 55 делится на 5.
Подобная задача для самостоятельного решения:
Маша собирала грибы. Лисичек Маша собрала в три раза больше, чем сыроежек, а груздей столько же, сколько сыроежек. Маша решила посчитать все собранные грибы. Сначала у неё получилось 66 грибов, потом – 65, а в третий раз – 67. Известно, что один раз Маша посчитала верно. Сколько грибов собрала Маша?
Задача №8
Известно, что один холодильник, две микроволновые печи и три электрических чайника на 64 000 руб. дешевле, чем три холодильника, две микроволновые печи и один электрический чайник. На сколько холодильник дороже электрического чайника?
Если из обоих наборов удалить одинаковое количество одинаковых предметов, то разница в стоимости оставшихся наборов сохранится. Удалим из обоих наборов по две микроволновые печи, по одному холодильнику и по одному электрическому чайнику.
Тогда в первом наборе останется 2 электрических чайника, а во втором – 2 холодильника. Получаем, что 2 холодильника дороже двух электрочайников на 64 000 руб. Значит, 1 холодильник дороже 1 электрочайника на 32 000 руб.
Ответ: 32 000 руб.
Подобная задача для самостоятельного решения:
Известно, что четыре рубашки, три жилетки и одни брюки на 2000 руб. дешевле, чем две рубашки, три жилетки и трое брюк. На сколько брюки дороже рубашки?
Жилеток в обеих покупках одинаковое количество, значит они не влияют на разницу в стоимости покупки.
Тогда вся разница приходится на две рубашки и двое брюк. Получаем, что двое брюк дороже двух рубашек на 2000 рублей. Значит, одни брюки дороже одной рубашки на 1000 рублей.
Ответ: 1000 рублей.
Задача №9
Олег и Серёжа хотят купить книгу. У Олега есть только некоторое количество монет достоинством в 1 руб. Ему не хватает до покупки книги 135 руб. У Серёжи тоже есть деньги, но ему не хватает до покупки этой книги 2 руб. Если мальчики сложат свои деньги вместе, им всё равно не хватит денег на покупку книги. Сколько стоит книга?
Серёже не хватает до покупки 2 рублей. Поэтому у Олега меньше 2 руб., иначе при сложении денег вместе им хватило бы на покупку. Поскольку у Олега есть деньги, причём в однорублёвых монетах, то у него всего одна такая монета. Но Олегу не хватает до покупки 135 рублей Значит, книга стоит 1+135=136 рублей.
Ответ: 136 рублей.
Подобная задача для самостоятельного решения:
Света и Маша хотят купить куклу. У Светы есть только некоторое количество монет достоинством в 1 руб. Ей не хватает до покупки куклы 85 руб. У Маши тоже есть деньги, но ей не хватает до покупки этой куклы 2 руб. Если девочки сложат свои деньги вместе, им всё равно не хватит денег на покупку куклы. Сколько стоит кукла?
Задача №10
Андрей вырезал из бумаги несколько пятиугольников и шестиугольников. Всего у вырезанных фигурок 27 вершин. Сколько пятиугольников вырезал Андрей?
Предположим, что вырезал по две фигуры: 2 пятиугольника и 2 шестиугольника.
Вершин тогда получилось 5 · 2 + 6 · 2 = 22
Всего было 27 вершин, тогда 27 — 22 = 5, значит это тоже пятиугольник.
Ответ: 3 пятиугольника.
Подобные задачи для самостоятельного решения:
Паша вырезал из бумаги несколько пятиугольников и шестиугольников. Всего у вырезанных фигурок 32 вершины. Сколько шестиугольников вырезал Паша?
Оля вырезала из бумаги несколько пятиугольников и шестиугольников. Всего у вырезанных фигурок 34 вершины. Сколько шестиугольников вырезала Оля?
Задача №11
48 книг расставили по трём полкам, причём на первой полке оказалось на 3 книги меньше, чем на второй, а на третьей – на 6 больше, чем на второй. Сколько книг стоит на первой полке?
Уберём с третьей полки 6 книг, а на первую поставим 3 книги. Тогда общее количество книг на трёх полках уменьшится на 3.
Значит, всего книг станет 48 — 3 = 45.
При этом на всех трёх полках стало поровну книг, то есть по 45 : 3 = 15. Следовательно, исходно на первой полке стояло 15 — 3 = 12 книг.
Подобная задача для самостоятельного решения:
52 книги расставили по трём полкам, причём на первой полке оказалось на 3 книги меньше, чем на второй, а на третьей – на 4 больше, чем на второй. Сколько книг стоит на третьей полке?
Задача №12
В 10 часов утра на стадионе было 28 человек, из которых часть играли в футбол, а часть – в волейбол. Затем семь из игравших в футбол ушли со стадиона, а три человека, игравших в волейбол, пошли играть в футбол. В результате играющих в футбол стало в два раза больше, чем играющих в волейбол. Сколько человек играли в футбол в 10 часов утра?
После того как семь человек ушли со стадиона, на стадионе остался
Раз играющих в футбол стало в два раза больше, чем играющих в волейбол, то в футбол и волейбол играли в три раза больше человек, чем в волейбол.
Значит, в волейбол играли семь человек 21:3=7, а в футбол – 14 человек.
Следовательно, первоначально на стадионе играющих в футбол было 14+ 7- 3 =18 человек
Ответ: 18 человек.
В 9 часов утра на стадионе было 24 человека, из которых часть играли в футбол, а часть – в баскетбол. Затем шесть из игравших в футбол ушли со стадиона, а два человека, игравших в баскетбол, пошли играть в футбол. В результате играющих в футбол стало в два раза больше, чем играющих в баскетбол. Сколько человек играли в футбол в 9 часов утра?
Задача №13
В начале 2020 года в шкафу у Артура стояло 35 книг, некоторые из них он читал, а некоторые нет. До 23 февраля он прочитал пять книг, а на 23 февраля ему подарили четыре книги, которые он не читал. Вечером 23 февраля Артур заметил, что теперь прочитанных книг у него в два раза больше, чем тех, которые он не читал. Сколько прочитанных книг было у Артура в шкафу в начале 2020 года?
После 23 февраля у Артура стало 35 + 4 =39 книг.
Раз прочитанных книг у него стало в два раза больше, чем непрочитанных, то всего (прочитанных и непрочитанных) книг – в три раза больше, чем непрочитанных.
Значит, непрочитанных книг было 39 : 3= 13
Следовательно, первоначально у Артура была 26 — 5 = 21 прочитанная книга
Подобная задача для самостоятельного решения:
В начале 2020 года в шкафу у Ани стояло 33 книги, некоторые из них она читала, а некоторые нет. До 8 марта она прочитала четыре книги, а на 8 Марта ей подарили три книги, которые она не читала. Вечером 8 марта Аня заметила, что теперь прочитанных книг у неё в два раза больше, чем тех, которые она не читала. Сколько прочитанных книг было у Ани в шкафу в начале 2020 года?
Надеюсь статья была вам полезна. Если что-то непонятно или затрудняетесь с решением какой-либо задачи, то пишите в комментариях. Обязательно разберём.
Помогу с решением и подготовкой к ВПР вашему ребенку. Обращайтесь через форму обратной связи Контакты.
Также советую при подготовке к ВПР в 4 классе обратить внимание на задачи, идущие под №9. Они также нестандартные и требуют особого внимания. Подробный разбор с решением наиболее сложных задач, встречающихся в ВПР по математике под номерами 9.1 и 9.2, можно найти в статье «Задачи ВПР 4 класс по математике».
Рекомендую также статью: Логическое мышление. Как развить?
Диаметр колес детского велосипеда
Регулярное катание на велосипеде способствует физическому и психоэмоциональному развитию ребенка. У него развиваются мышцы всех групп, улучшается координация движений, активизируется обмен веществ, тренируются легкие, а также повышается общая выносливость.
Езда на велосипеде развивает внимательность и способность концентрироваться на разных объектах. При катании ребенку приходится крутить педали, следить за направлением езды и контролировать другие движущиеся объекты. А еще велопрогулки – отличный способ завязать знакомство со сверстниками, в особенности для робких и нерешительных детей.
Диаметр колес — важный критерий выбора велосипеда
Размеры детских двухколесных велосипедов
Двухколесные велосипеды для детей отличаются двумя параметрами:
- радиус колес;
- высота рамы.
Чтобы катание было максимально комфортным, важно правильно выбрать диаметр колес детского велосипеда. От этого зависят высота и длина рамы, эти параметры влияют на удобство и комфорт посадки.
На заметку:
Чтобы малыш возраста 2-3 лет быстрее освоил в будущем катание на двухколесном велосипеде, купите ему беговел. Он научит кроху держать равновесие и поворачивать с помощью руля.
Девочкам предпочтительнее покупать велосипед с заниженной рамой, он более удобен в посадке. Мальчики обычно выбирают модели, приближенные по дизайну к спортивным байкам для взрослых.
Таблица радиуса колес велосипеда по росту ребенка
Размер колес детского велосипеда всегда подбирается не по возрасту, а по росту ребенка. Все дело в том, что у детей разные темпы роста, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Можно лишь дать примерные ориентиры по соотношению диаметра колес на велосипеде и возраста, эту информацию можно найти в третьей колонке таблицы.
Рост ребенка (см) | Размер колес (в дюймах) | Примерный возраст (лет) |
85-100 | 12 | 2-4 |
95-110 | 14 | 3-5 |
100-120 | 16 | 4-6 |
110-130 | 18 | 5-9 |
120-140 | 20 | 8-10 |
130-150 | 24 | 9-13 |
>150 | пора переходить на взрослые модели | 14 и старше |
Для ребенка трех-шести лет, который только начинает осваивать катание на велосипеде, выбирайте велосипед со страховочными колесиками. Такие модели выпускаются с радиусом колес 12, 14 и 16″. На байки с колесами большего радиуса боковые колесики не ставятся.
При покупке обращайте внимание на качество техники. Выбирайте велосипеды надежных брендов, тогда в будущем не тратиться на ремонт или новый байк
Чтобы определить диаметр велосипедных колес для ребенка, выполните следующие действия:
- измерьте рост ребенка;
- разделите полученное значение на 2,5;
- поделите результат еще на 2,54.
К примеру, рост ребенка 8 лет составляет 122 см. 122/2,5/2,54 = 19,21″. Это значит, что можно купить байк с колесами диаметром 18″ или диаметром 20″. При этом учитывайте, что меньший размер колеса улучшает управляемость, больший – увеличивает накат.
Как выбирать: пошаговая инструкция
Ни одна таблица не заменит реального тестирования. Модели различаются конструкцией рамы, поэтому надо проверить, насколько данный конкретный велосипед соответствует росту вашего чада. Приобретайте велосипед «вживую», чтобы ребенок мог посидеть в седле, а еще лучше – попробовать проехаться. Важно, чтобы в движении он мог сохранять правильную посадку, не испытывая дискомфорта.
Приведем краткий алгоритм действий:
- Проверьте, чтобы ребенок доставал до педали в нижнем положении сводом стопы при выпрямленной в колене ноге.
- Обратите внимание, чтобы колено ноги на педали в верхней точке не касалась руля.
- Проконтролируйте, чтобы при посадке с прямой спиной он доставал до руля.
Важно, чтобы при этом оставался запас регулировки седла и руля вверх. Дети быстро растут, при отсутствии запаса придется каждый год покупать новую технику. Для детей 5-9 лет не стоит приобретать велосипед с передачами. В этом возрасте ребенок еще неспособен одновременно переключать скорости и следить за дорожной ситуацией.
Подростковые велобайки с колесами диаметром 24″ по конструкции практически идентичны взрослым моделям. При этом они рассчитаны на управление ребенком, имеющим более слабые ноги, меньший вес и рост. Лучше, если байк для подростка оборудован трансмиссией известного бренда, чтобы ребенку было легко переключать передачи и он катался с удовольствием. Да и срок эксплуатации такой техники намного выше.
На заметку:
Выбирая взрослый велосипед для подростка ростом выше 150 см, обращайте внимание на размер рамы. Она должна иметь маркировку XS или S, ее размер составляет 15 или 16 дюймов соответственно.
Выбор покрышек для детского велосипеда
Кроме размера покрышки, нужно также правильно выбрать рисунок протектора. Для малышей 3-7 лет этот параметр не имеет большого значения, а вот для подростков он очень важен. Шины для велосипедов с диаметром колес 12 и 14 дюймов обычно достаточно широкие для лучшей устойчивости. Они позволяют ребенку быстрее научиться держать равновесие.
Если у вашего ребенка ВМХ велосипед, то ему необходимы специальные трюковые покрышки. У них гладкий жесткий протектор, устойчивый к частым механическим воздействиям. Для обычной езды они слишком жесткие, поэтому не используются.
Если подросток увлекается ездой по бездорожью, то необходимы покрышки с «грязевым» протектором. У них высокие грунтозацепы, которые буквально вгрызаются в мягкую почву, грязь, снег или песок.
Полезные советы
Совет №1
Никогда не приобретайте байк «на вырост». Слишком большой и тяжелый велосипед будет сложен и неудобен в управлении, малыш может упасть и травмироваться или просто отказаться кататься на нем.
Совет №2
При покупке не игнорируйте мнение ребенка. Вы можете выбрать самый лучший велобайк с правильным диаметром колес и высотой рамы, но если он не нравится будущему владельцу, то радости от такого приобретения у него не будет.
Совет №3
Выбирайте велосипед с регулировкой сиденья не только по высоте, но и по наклону. Это позволит установить сиденье в наиболее комфортном для малыша положении.
Совет №4
Кроме размера колес и высоты рамы, обращайте внимание на вес техники. Для дошкольников и младших школьников лучшим выбором будут легкие модели с алюминиевыми или композитными рамами. Велосипеды со стальными рамами больше подходят для подростков.
Совет №5
Вместе с велосипедом не забудьте купить шлем и защиту для коленей, локтей и запястий. Перчатки, налокотники и наколенники обязательны для детей, которые только начинают осваивать езду на двух колесах.
Важно не только велосипед выбрать хороший, но еще и аксессуары к нему
Часто задаваемые вопросы
Как узнать, какой размер колес велосипеда?
Обычно это параметр указывается в руководстве к байку, но бывает так, что документы теряются. В такой ситуации нужно вооружиться рулеткой или сантиметром, после чего замерить радиус и провести нехитрые арифметические вычисления. Для определения диаметра выполните следующие шаги:
- приложить измерительную ленту нулем строго к оси втулки;
- измерьте расстояние в сантиметрах до края покрышки, чтобы узнать радиус;
- удвойте полученное число для вычисления диаметра;
- теперь умножьте значение на 2,54 – вы получите диаметр в дюймах.
Какой диаметр колес велосипеда выбрать взрослому?
Стандартный вариант для взрослого – модель с колесами 26 дюймов. Сити-байки и шоссейники обычно комплектуются 28-ми дюймовыми покрышками, а на гибридные велобайки устанавливаются колеса 29″. С увеличением диаметра увеличивается инерция, что надо учитывать при выборе.
При выборе байка для взрослого важнее правильно определить размер рамы в соответствии с ростом. Хуже всего, когда рама маленькая, но также мало хорошего, когда она большая. Если купить велосипед с неподходящей рамой, то вы будете ощущать дискомфорт при езде, что может вылиться в проблемы с коленями и спиной.
На какие еще параметры надо обратить внимание при выборе детского велосипеда?
Для ребенка младше 10-11 лет лучше выбирать байк с задним ножным тормозом. У детей в этом возрасте ноги сильнее рук, им так проще и эффективнее тормозить. Обратите внимание, чтобы велоцепь была защищена щитком.
При ее отсутствии одежда юного байкера неизбежно будет пачкаться. Но куда хуже, если брюки попадут в звездочку, в этом случае падения не избежать. Велосипед для подростка должен быть оснащен фирменными тормозами. Некачественная тормозная система – прямая угроза для безопасности ребенка.
Колесо восьмеркой — причины появления на велосипеде
Образовалась на колесе восьмерка — разберемся по порядку.
Сбор колес — это и наука, и искусство. Механики учатся этому всю жизнь. В рамках одной статьи описать принцип работы колеса очень сложно, но для общего понимания мы попробуем разобраться и ответить на три вопроса.
- Почему стоит подтягивать спицы и проверять натяжение?
- Почему стоит обращаться к профессионалам?
- Почему стоит покупать качественные спицы?
Забегая вперед, советуем всем, кто интересуется, прочитать книгу Джобста Брандта «Велосипедное колесо» ( «The Bicycle Wheel»). Это настоящая библия для веломеханики. Она написана простым и понятным языком и содержит рекомендации по сбору колес от инженера с опытом работы в компаниях Avocet, Stanford Linear Accelerator Center, Hewlett-Packard и Porsche.
Ну а мы начнем. Чтобы ответить на первый вопрос, следует сначала разобраться в том, какие силы действуют на колесо в статике и движении и во время движения происходит со спицами и ободом.
На колесо действуют статические и динамические нагрузки. Статические нагрузки, такие как натяжения спиц или давление воздуха в камере, не меняются или меняются плавно в течение длительного отрезка времени. Динамические нагрузки меняются постоянно. Их три: растяжения, сжатия и скручивания.
Статические нагрузки.
Натяжения спиц поддерживает колесо в стабильном состоянии. Стабильность колеса напрямую зависит от равномерного натяжения каждой отдельной спицы и физической целостности обода и фланцев втулки.
Функцию спицы в собранном колесе можно сравнить с функцией арматуры внутри железобетонной конструкции. Бетон может выдерживать чудовищные нагрузки на сжатие, но на удивление легко деформируется при попытке растянуть конструкцию. Если конструкция провисает между двумя точками, как пролет моста на опорах, она сломается под собственным весом. Чтобы избежать этого, в строительстве прибегают к преднатяжения конструкций. Внутри железобетона находится стальная арматура, которая принимает на себя нагрузку и не позволяет бетона разорваться. Спица в колесе играет именно такую роль: она работает, когда какая-то сила тянет ее на себя.
Грамотно собранные колесо на 36 спиц может выдержать нагрузки и до 400 килограммов. Когда велосипед не движется, колесо находится в равновесии. Как только на велосипед садится велосипедист, через его вес (а вес, как мы помним из школы, это — сила, вектор которой направлен к центру масс) происходит перераспределение нагрузок на спицы, обод и фланцы втулки.
Другим статической нагрузкой является давление воздуха в колесе. Чем больше это давление, тем сильнее его влияние на систему. Для фетбайка, колеса которого накачанные до 10 PSI (0.5 атм), можно пренебречь этим параметром. А вот владелец шоссейного или трекового велосипеда, колеса которого накачивают иногда до 160 PSI (11 атм) и выше, обязательно должен принять во внимание силу, которая сжимает обод.
Волокна в шоссейной однотрубце проложены «елочкой» под углом 90 ° по отношению друг к другу и под углом 45 ° в поперечной плоскости. При накачке волокна подтягиваются назад, раскрывая угол на дополнительные 3-5 °. Покрышка уплотняется, раздается в ширину и уменьшается в диаметре. Волокна накачанной до 124 PSI (8.5 атм) трубки давление на обод силой 300 Н — этого достаточно, чтобы перетянутое колесо потеряло форму. При протяжке колесо может трещать — это нормально. И это делает невозможным определение на слух того, что указанный производителем обода лимит натяжения преувеличено.
Неопытные механики иногда настолько неравномерно натягивают спицы, после накачки колеса его ведет «восьмеркой». Если разница небольшая, спуск давления возвращает колесу первоначальную форму, но иногда колесо восьмеркой удается исправить только после протяжки спиц с нуля. Именно поэтому следует обращаться к опытному механика или проверять данные о максимальном натяжения спиц у производителя ободов. Для каждой модели эти данные строго индивидуальны. Как на велосипеде исправить восьмерку можно почитать пеерйдя по ссылке в предложении.
Клинчерная покрышка не давит вниз, как однотрубная. Зато, давление ее стенок на борта обода направлен поперечно в обе стороны. Клинчерные обод должен выдерживать нагрузки от стенок покрышки, давят на его борта изнутри, поэтому борта сделаны толстыми с учетом естественного износа от трения колодок о тормозные дорожки. Проверяйте максимально допустимое давление для клинчерные обода.
Несколько лет назад шоссейные спортсмены перешли на широкие покрышки (до 28с и в отдельных случаях больше). Это сделало физически возможным использование на шоссейников узких (21-25 мм) 622 мм ободов для МТБ. Не делайте этого. Использование шоссейных покрышек на облегченных МТБ-ободах недопустимо. Большинство тонкостенных ободов для найнера рассчитана на использование с без камерными покрышками. Верхний лимит давления на таких ободах достигает 4,5 бар или 65 PSI, что является нижней планкой давления для шоссе. Если велосипедист высокого роста и весит более 80 килограммов, нормальным рабочим давлением для него будет отметка 7,5-8 бар. Такое давление может необратимо деформировать обод.
Динамические нагрузки.
В движении на колесо действуют поперечные, торсионные и радиальные нагрузки, которые приводят к деформации обода и спиц. Вес велосипедиста является динамической нагрузкой, напрямую влияет на структуру колеса. Даже если велосипедист ездит только по идеально гладкому асфальту, его вес сам по себе может быть достаточной причиной для постепенного усталости составляющих колеса. К этому мы еще вернемся.
Когда велосипед движется, радиальная нагрузка направляется вертикально. Оно смещает обод относительно втулки: вверх-вниз, вверх-вниз. Как мы уже говорили выше, когда велосипед стоит на месте, спицы его колес находятся в состоянии равновесия — все спицы натянуты равномерно. Вы можете проверить натяжение по звуку, который спицы выдают от щипка: они будут выдавать звуки похожей частоты, словно музыкальный инструмент. При наличии тензометра такая проверка будет более показательной.
Теперь сядьте на велосипед и попросите друга последовательно щипнуть спицы, которые находятся выше и ниже втулки. Частота этих звуков будет различна. Что произошло? Своим весом вы загрузили колесо и вызвали перераспределение натяжения, выведя спицы из состояния равновесия. Теперь две спицы, которые находятся вертикально над втулкой, загружены максимально. Загрузка двух нижних спиц достигает своего минимума. обод при этом потерял идеально круглую форму и принял форму овала, хотя в макроскопическом масштабе без специального теста заметить такую деформацию невозможно. Поскольку велосипед колесами опирается на поверхность, обод в зоне контакта с ней стает плоским, приводя к асимметричности деформации: эксцентриситет верхнего полуовалы колеса отличается от эксцентриситета нижнего.
Второй силой, которая действует на колесо в движении является торсионное нагрузки, которое возникает на обоих колесах при торможении и на заднем колесе при педалировании. Возьмем для примера велосипед, оборудованный ободными тормозами. Калипер сжимает обод усилием до 500 Н. Это приводит перераспределение напряжения между спицами, которое и формирует обод. Происходит это следующим образом: если разбить колесо на сегменты вроде часового циферблата, то спицы, проходящие сегменты от часу до трех, ослабляются до 5%. Спицы на противоположной стороне, в этот момент проходят сегменты от семи до девяти часов, загружаются на те же 5%.
Что произошло в этом случае? Суммарное натяжение спиц в колесе не изменилось. Произошло перераспределение нагрузок из одной зоны в другую. Представьте дрожь желе, когда вы несете его на тарелке — то же самое происходит и с колесом. И опять-таки, поскольку на оба колеса давит вес райдера и велосипед не летает где-то по орбите вокруг Солнца, а опирается на поверхность, деформация обода при торможении далека от симметричной: по форме дуга с 11 до 5:00 отличается от дуги с 5 до 11.
Когда колесо наезжает на препятствие, в торсионного нагрузки добавляется радиальное, направленное вертикально вверх. Разгружены нижние спицы разгрузятся еще сильнее, верхние спицы натянутся пропорционально силе удара. Энергия удара гасится и сила упругости возвращает составляющим колеса производную форму.
Заднее колесо передает крутящий момент, который движет велосипед вперед. Это еще одна торсионная сила, действующая на колесо велосипеда. Формула крутящего момента — это произведение длины рычага в силу, его движет: T = l · F, но спицы гибкие и не могут выполнять роль рычага. Поэтому они передают момент от втулки обода через загрузку и разгрузку. Как напоминает Джобст Брандт, длина рычага в данном случае — это расстояние от центра оси до центра отверстия фланца втулки (не путайте с внешним радиусом фланца).
Когда велосипедист давит на педали, направление действия торсионной силы совпадает с направлением вращения колеса. Когда он давит на тормоз, скручивания происходит в противоположном направлении.
Третьей силой, действующей на колесо в динамике является поперечную нагрузку. В принципе, здесь все просто: колесу не нужно быть жестким в поперечной плоскости, ведь силы, действующие на него в поворотах, довольно слабые. Подавляющее большинство времени велосипед едет прямо, держа равное положение. Поперечная жесткость колеса примерно равен 1/10 от его радиальной жесткости и это проблема только в том случае, когда велосипедист попадает в аварию.
Специфика заднего колеса.
На заднем колесе находится кассета с передачами и она занимает немало места. Поэтому на велосипедах с Параллелограммным переключателем заднее колесо асимметричное. Угол раскрытия зонтики на стороне поводу больше (тупее), чем на противоположной и натяжения спиц на ней вдвое больше. Вес велосипедиста на колесе с 36 спицами опирается фактически на 36, а на 18 спиц. И это проблема.
Заднее колесо слабее переднего. Необходимость передавать крутящий момент делает невозможным использование радиальной схемы спицевания, хотя иногда встречаются экзотические комбинированные тангенциально-радиальные схемы, такие как Campagnolo G3. Диаметр фланца в задней втулки всегда больше, чем в передней — этого требует наличие барабана на приводной стороне. Увеличенный диаметр фланца помогает упростить процесс спицевания, чтобы не прибегать к демонтажу барабану. И даже имея минимум 30 мм преимущества в ширине втулки заднее колесо все равно слабее переднего.
Иногда эту проблему пытаются решить использованием втулок с асимметричными фланцами — такие втулки называются Hi-Lo. В них фланец на стороне поводу имеет больший диаметр, чем на противоположной.
Увеличение диаметра фланца уменьшает эффективное натяжения спиц. Гитаристы могут привести актуальный пример с длиной мензуры гитары: чем длиннее мензура — тем сильнее приходится натягивать струны и наоборот. Втулка с увеличенным фланцем также передает вдвое больше крутящий момент. Именно по этой причине трековые втулки имеют большой диаметр фланца и именно поэтому на велосипедах иногда можно встретить втулки Hi-Lo: такая конструкция позволяет если не сравнить натяжения обеих зонтиков, то хотя бы приблизиться к такому уравнения.
Но проблема асимметричности на велосипеде с задним переключателем не решена до сих пор. На большинстве планетарных втулок такой проблемы нет, ведь передача крутящего момента осуществляется через одну звезду, позволяет увеличить ширину втулки и сделать обе зонтики симметричными.
Спицы.
- вес велосипедиста;
- стиль езды / условия использования;
- высоту профиля обода и диаметр фланцев втулки (выбираем длину спиц для переднего и заднего колеса).
Также следует определиться с тем, спицы какой форме вы хотите иметь в своем колесе. По форме спицы бывают прямые круглого сечения, батованные круглого сечения, батованные овального сечения, плоские аэродинамические, плоские с батованными конечностями и тому подобное. Напомним только, что от знакопеременных нагрузок спицы ломаются в зонах накопления стресса, которые находятся у конечностей. Чаще всего спица ломается чуть выше головки. Батование позволяет перераспределить нагрузку на большую центральную зону, увеличивает эластичность спицы и продлевает ее жизнь.
Деформация колеса или почему стало колесо восьмеркой на велосипеде?
Деформация — это потеря производной формы колеса. Деформация бывает обратной и необратимой. Основными видами деформации являются так называемая восьмерка (поперечное отклонение сегмента обода), яйцо (овальность обода), смещение зонтики (когда колесо становится не по центру вилки), поперечная и продольная вмятина обода, и тому подобное. Восьмерка, яйцо и смещение зонтики относятся к обратной деформации, а последняя из них почти всегда является ошибкой механика. Все остальные — это примеры катастрофической поломки, которая требует замены одного из основных компонентов или всего колеса в целом. Они бывают вызваны ударами, сила которых превышает порог упругой деформации материалов, из которого сделано колесо, лопанием спицы и ниппеля, расстыковки шва, концентрическим, продольным или поперечным лопаньем обода, лопаньем фланца втулки, вызванных статическими и / или динамическими нагрузками, и тому подобное.
Иногда деформация колеса вызвана необратимым растяжением спицы (плохое качество). Также из-за длительной действие большого статической нагрузки спица может вырвать окружающую зону вокруг отверстия визуально похоже на кальдеру активного стратовулкана. Этот вид деформации вызванный несоблюдением механиком рекомендаций по натяжения спиц и / или перегрузкой велосипеда туристическим снаряжением (ошибка пользователя).
В рамках этой статьи катастрофические (необратимые) деформации колеса и его компонентов мы рассматривать не будем и сфокусируемся на том, что можно исправить без замены комплектующих.
Восьмерка.
Давайте смоделируем ситуацию, в которой колесо попало в яму на высокой скорости. Предположим, что колесо заспицованное в 3 креста. Это означает, что на одном фланце спица пересекается с тремя другими. Первый и второй сечения виртуальные — головки соседних спиц заведены с противоположных сторон фланца втулки, поэтому спицы находятся в разных плоскостях. В третьей точке пересечения спицы переплетаются, чем становятся взаимозависимыми от натяжения своей соседки. Во время движения удар вызывает потерю натяжения одной спицы. Ослабевания одной спицы приводит к потере натяжения и связанной с ней соседней.
Отверстия в ободах просверленные не по центральной линии, а с определенным отступом в шахматном порядке, поэтому наряду с каждой спицей с одной зонтики находится спица с противоположной и она также связана в пару на своей стороне колеса. Поскольку пара спиц с противоположной стороны натянута хорошо, сила упругости пытается освободиться от силы, которая растягивает каждую из них. Дисбаланс статических сил, образовавшийся вызывает отклонение пораженного сегмента обода от осевой линии.
Так образовалась восьмерка. Сегмент зонтики на «сильной» стороне раскрылся на больший угол. Из-за увеличения угла хорошо натянута спица также потеряла некоторую часть своего натяжения, ведь из-за отклонения сократилась расстояние от фланца к ободу.
В зависимости от «тяжести» деформации протягивать приходится три, пять спиц на одной стороне, а иногда и все колесо вместе. Исправление восьмерки осуществляется в шахматном порядке: ослабленную сторону натягивают вращением ниппеля против хода часовой стрелки, а противоположную сторону наоборот спускают вращением по ходу циферблата. Ошибки здесь нет: на спицах нарезанная традиционная правая резьба, но смотрим мы на нее снизу, поэтому протягивания происходит в зеркальном отражении. Протяжка происходит ступенчато в шахматном порядке, если поражено сегмент обода с 5 спиц, первая спица протягивается на 1/8 оборота. Друга на противоположной стороне ослабляется на ту же одну восьмую. Третью спицу протягиваем на 1/4 и ослабляем четвертую на 1/8. Пятую натягиваем на 1/8 и проверяем результат.
Большинство подобных отклонений можно исправить, но каждое последующее исправление приводит к потере возможности достичь равномерности натяжения. Если обод пережил на своем веку немало приключений, у механика остается все меньше шансов добиться равномерности натяжения всех спиц.
Когда одна или несколько спиц по какой причине ослабевают, хорошо натянутые спицы пользуются случаем освободиться от растягивающей силы их. Сила упругости пытается сбросить нагрузку со спицы и даже добивается этой цели, но лишь отчасти. Полностью сбросить нагрузки не дает сила упругости самого обода и эти силы уравновешивают друг друга. Освободить статическая нагрузка полностью может только мощный внешний фактор: сильный удар или нагрузки, превышающей порог упругой деформации колеса. Как сказано выше, качественно собранный колесо на 36 спиц может выдержать до 400 кг статического веса.
Смещение зонтика.
Это — частый случай восьмерки, вызванный ошибкой механика, который пытался исправить восьмерку, но не имел точки отсчета — указателя средней линии. Поэтому обод отклонился от осевой, хотя втулка в дропаутах держится правильно. Бывают такие случаи, когда от внешнего фактора — от действия поперечной силы деформируется НЕ колесо, а нога вилки или перо рамы, вызывает отклонение колеса от вертикальной оси, но такие случаи встречаются крайне редко и возможны только на металлических рамах.
Если переднее колесо потеряло свою симметричность относительно вертикальной осевой, это свидетельствует о существенной разницы в натяжения между обеими сторонами. На переднем колесе зонтики должны быть симметричными. В этом случае следует ослабить спицы на одной стороне и подтянуть на другой. Каждую следующую спицу ослабляет и подтягиваем на 1/8 оборота к положительному результату.
Если заднее колесо на велосипеде, оборудованном Параллелограммный переключателем, приобрело симметричности и в звуковом тесте на противоположных сторонах спицы издают звуки похожей частоты, это можно исправить таким же образом, но теперь спицы на приводной стороне должны быть натянуты вдвое сильнее, чем на противоположной. Рекомендуем воспользоваться тензометром для определения разницы.
Яйцо образуется, когда на колесо действует вертикальная сила, например, вес велосипедиста, который прыгает с бордюра не вставая с седла. В этом случае перераспределение натяжения спиц происходит перпендикулярно действия силы, давит на колесо. Спицы, которые в данный момент находятся на 3 и 9:00 загружаются максимально.
Исправление яйца выполняется ступенчатой протяжкой каждой следующей спицы в пораженном сегменте колеса. Если поражено сегмент из 5 спиц, натягиваем последовательно первую на 1/8, вторую на 1/4, третью на 1/2, четвертую на 1/4 и пятую на 1/8.
Выводы.
Колесо — это эластичная структура. Долговечность колеса зависит от выбора компонентов, от равномерного натяжения спиц и в наибольшей степени от работы механика.
Колесо теряет форму от потери натяжения спиц, которое само по себе не является причиной, а следствием внутренних и внешних факторов. Внутренними факторами являются величина торсионных сил (насколько мощно велосипедист крутит педали и как мощно тормозит), количество спиц, схема спицевания, диаметр фланца втулки. Внешними факторами являются профиль дорожного полотна, характер вождения и вибрации, приводящие к раскрутке ниппелей. Пульсация нагрузок в колесе плавно приводит к усталости спиц.
Но решающей всегда является качество работы механика. От его навыков зависит 80% успеха. Когда спицы натянуты равномерно и с запасом (> 120 кгс для 80-кг велосипедиста), когда ниппели нераскручивающиеся от вибраций и вертикальных толчков, тогда колесо простит велосипедисту ошибки и не заставит беспокоиться о регулярной протяжку. Советуем при спицеваннии наносить на резьбу компаунд thread lock синего цвета. Он уменьшит вероятность раскрутки ниппелей и продолжит межсервисный интервал.
Тщательно выбирайте обода, следите, чтобы они не были извилистые восьмеркой и не имели овальную форму. Используйте спицы и ниппеля только проверенных производителей и обращайтесь к хорошим специалистам, чтобы в будущем не иметь снова проблем.
Определение размера (диаметра) велосипедного колеса
При замене покрышки во время ремонта нужно владеть информацией о том, как измерить колесо велосипеда. Его диаметр может быть разным.
Стандартные размеры колес
Каждому типу велосипеда соответствуют определенные параметры колес в зависимости от его марки и предназначения. Так, для детского велосипеда этот размер может составлять 508 мм, подросткового — 609 мм, взрослого дорожного — 622 мм, горного — 660 или 736 мм. Указанная величина соответствует расстоянию, измеренному по внешней стороне покрышки.
Традиционно измерения проводятся в английской системе исчисления, в дюймах (1 дюйм=25,4 мм). Округление производится до целого числа. У взрослого велосипеда оно варьируется в пределах 24-29 дюймов, или 622-736 мм.
Есть 2 способа определения диаметра колеса:
- французский (стандартный, по наружному краю шины);
- метод согласно требованиям ISO (по внутренней стороне обода).
Во многих случаях на покрышке указан ее размер в мм или дюймах.
Распространенный метод измерения колеса и покрышки
Классический способ замера — по максимальной величине, включающей велосипедную шину, — в мм, см и дюймах. Нужно установить велосипед перпендикулярно земле. Для этого прислоняем его к вертикальной поверхности так, чтобы он не падал. Измеряем линейкой (рулеткой) радиус колеса, т.е. длину отрезка от его центра до крайней точки покрышки. Во избежание погрешности, лучше произвести замер от оси колеса до земли. С этой же целью проводить измерение нужно металлической или в крайнем случае деревянной линейкой.
Линейку располагаем точно в середине втулки. Умножив полученную величину на 2, узнаем необходимый диаметр. Он приобретает особую важность при выборе детского велосипеда, т.к. наблюдается взаимосвязь между параметрами велосипеда и ростом (возрастом) ребенка. Существуют таблицы соответствия этих величин.
Часто размер колеса указан на наружной стороне покрышки. Сначала стоит его диаметр в дюймах, а затем — ширина, например: 26×1,25.
При незначительном отклонении величины протектора по сравнению с установленным ранее, его можно использовать. При этом не нужно забывать о том, что при изменении окружности шины все приборы, установленные на велосипеде, придется откалибровать заново.
Определение диаметра по системе ISO
При различной ширине протектора его внутренний размер может не соответствовать ободу. Производятся широкие шины, предназначенные для передвижения по плохим дорогам, а узкие — по магистралям. Самую маленькую ширину имеют протекторы спортивных велосипедов, которые используются для максимально быстрой езды. Правильно подобранные колеса увеличат срок его службы, поэтому лучше использовать ранее установленные шины, рассчитанные для такого типа велосипеда.
Чтобы избежать ошибок во время выбора нужной запчасти, Международной организацией по стандартизации (ISO) разработан метод определения параметров колеса по внутреннему (посадочному) диаметру. Его измеряют, приложив рулетку к центральной оси и ободу велосипеда. Получившееся число умножают на 2.
Тогда как посадочный диаметр всегда остается одинаковым для данного типоразмера, ширину покрышки при замене можно немного изменять. Однако слишком узкие шины чаще прокалываются, а высокие — тормозят движение, создавая дополнительную нагрузку.
Часто в качестве единицы измерения используются дюймы. Для перевода значения из мм в дюймы следует разделить количество на 25,4.
Линейка устанавливается вертикально, а не по спице, строго от середины втулки центральной оси.
Также по системе ИСО в миллиметрах производится измерение шины.
В отличие от описанного ранее способа расчета, здесь при маркировке сначала указывается ширина протектора, а затем — диаметр колеса в мм, например, 56×550.
Таким образом, производители наносят на покрышку обозначения в разных форматах. Возможные варианты:
- 2 числа, разделенные тире, указывают толщину шины и ее внутренний диаметр в мм (метод ISO), например, 38-669;
- 2 или 3 числа в дюймах, одно из которых означает максимальную величину колеса, а последующие — ширину и толщину шины;
- 2 числа в мм, причем 3-значное — это внутренний диаметр обода и ширина покрышки.
Способы вычисления размера подручными средствами
Есть несколько способов, как определить диаметр колеса велосипеда, не прибегая к сложным методам.
Путем расчета
Легко найти эту величину, зная длину окружности. Установив рулеткой это значение в мм, делим его на т.н. число «пи»= 3,14. Полученный результат соответствует диаметру колеса. Чтобы выразить измерение в дюймах, разделим его на 25,4.
Использование шнурка
При ремонте велосипеда для определения длины окружности можно взять длинную веревку или толстую нить и ровно приложить ее к середине протектора. Закрепив начальную точку измерения, обводим поверхность колеса шнуром до соприкосновения с началом и помечаем получившуюся точку. Снимаем шнурок, определяем его длину до отметки. Это и есть искомая величина. Ее нужно знать также для калибрования спидометра, компьютерного устройства велосипеда и других приспособлений. Чтобы посчитать диаметр колеса, разделим полученную величину на 3,14.
С помощью разметки
Следующий метод, как узнать диаметр колеса, заключается в нанесении мелком отметки в месте соприкосновения шины с землей, причем и на боковой поверхности покрышки, и на земле. Прокатим велосипед до момента повторного касания значка на колесе с землей и отметим его. Измерим расстояние между получившимися на земле точками. Оно равняется длине окружности. При делении этого значения на 3,14, получим нужный диаметр.
Можно краской нанести на покрышку линию и прокатить велосипед так, чтобы на земле осталось 2 пятна. Расстояние между ними будет равняться длине окружности. Затем поступаем так же, как было указано ранее.
Источники:
https://houseprokat.ru/vosmerka-na-velosipede/
http://naymenok.ru/logicheskie-zadachi-4-klass-po-matematike/
https://velofans.ru/raznoe/diametr-koles-detskogo-velosipeda
http://vel4ik.ru/2017/11/koleso-vosmerkoj-na-velosipede.html
https://velosipedinfo.ru/opredelenie-razmera-diametra-velosipednogo-kolesa