Багажник на двухподвесный велосипед
Двухподвесы – горные велосипеды для экстремального катания, отличающиеся наличием амортизации обоих колес и рядом иных конструктивных особенностей.
Изначально двухподвесы разрабатывались как сугубо профессиональные велобайки для спортсменов, но на фоне роста потребительского спроса – в наши дни двухподвесные велосипеды разделились на две основные подкатегории: профессиональные (действительно спортивные) и прогулочные модели. Последние отличаются, от спортивных версий: использованием менее прочных материалов в конструкции рамы, установкой амортизаторов с укороченным ходом, а также применением обвеса начального уровня (всё это для снижения стоимости).
От более распространенных хардтейлов и ригидов, велосипеды типа двухподвес отличаются не только двойной амортизацией, но и особой геометрией рамы – учитывающей, что задний треугольник монтируется отдельно. Помимо этого на качественном горном двухподвесе спортивного уровня всегда используются дисковые тормоза. А оснащение профессиональных моделей исключает «типично городские» аксессуары (например крылья и багажник).
Если же говорить о подвеске, то передняя амортизационная вилка – это, конечно, обязательный «элемент» двухподвеса, но он подробно рассмотрен в публикации о хардтейлах, поэтому рассмотрим «основной признак» двухподвеса…
Задняя подвеска
Варианты конструктивных решений амортизации заднего колеса велосипеда имеют несколько вариантов исполнения:
- Единый задний треугольник (URT) – один из самых дорогих и постепенно исчезающих с рынка типов подвески характеризующийся использованием подрессоренного заднего треугольника, который включает в себя всю трансмиссию (в том числе каретку) и крепится к раме через шарнир, образуя массивный маятник.
Подвеска данного типа отличается сниженной нагрузкой на цепь и звездочки (что повышает их долговечность) и практически полным отсутствием отдачи на педали. С другой стороны она весьма требовательна к качеству амортизатора, которому приходится испытывать большую нагрузку. Еще один существенный недостаток конструкции типа «единый треугольник» – при езде стоя все преимущества сводятся практически к нулю из-за слишком громоздких размеров маятника. - Плавающая подвеска – модернизированный и самый дорогой вариант URT-подвески, отличающийся установкой каретки на отдельном шарнирном звене между основной рамой и задним маятником. Используется на некоторых профессиональных моделях от Mongoose, Maverick и GT. Такая система за счет собственного движения каретки обеспечивает снижение эффекта раскачки при педалировании и максимально нейтрализует отдачу на педали. В остальном схожа с классической URT-подвеской, в том числе полностью унаследовала все ее недостатки.
- Многорычажная – самый распространенный вид задней подвески двухподвесных велосипедов на сегодняшний день. Включает несколько вариантов (большое «разнообразие с отличием в мелких деталях» которых возникло из-за того, что каждый производитель стремится запатентовать своё конструктивное решение). В целом многорычажная подвеска представляет собой систему, в которой заднее колесо соединяется с основной рамой через набор рычагов и шарниров, количество которых варьируется в зависимости от «крутизны» бренда/модели.
Наибольшее распространение на профессиональных моделях получила четырехрычажная система (Horst Link), впервые запатентованная компанией Specialized. Именно такой вариант многорычажки обеспечивает максимальную мягкость катания и не теряет своих рабочих свойств во время торможения.
С другой стороны, любая многорычажка требует постоянного обслуживания шарнирных соединений и способствует раскачке велосипеда при активном педалировании. - Однорычажная (консольная) – самый первый вариант задней подвески, с которого началось зарождение класса двухподвесов. Отличается простой конструкцией в виде заднего треугольника (маятника), который снизу соединен с рамой через шарнир, установленный выше каретки, а сверху через амортизатор.
Данный вид подвески более долговечен, чем многорычажка, обеспечивает меньшую раскачку при педалировании, но при этом имеет склонность к гораздо более ощутимой отдаче на педали и хуже работает во время торможения.
Не стоит путать двухподвесной велосипед с набирающими популярность прогулочными велобайками типа «софтейл» – тоже оснащаемыми задним амортизатором, но который при этом имеет очень малый ход и крепится, как правило, к верхним перьям заднего треугольника. Да и рама у софтейлов, как правило, практически идентична обыкновенной раме хардтейла.
Плюсы и минусы
Как и у любого другого вида велосипедов, у двухподвесных велобайков есть свои достоинства и недостатки. К объективным преимуществам двухподвесов можно отнести:
- Комфортное катание на бездорожье
- Снижение нагрузки на суставы при преодолении препятствий
- Лучшее сцепление заднего колеса с поверхностью трассы
- Лучшая устойчивость и управляемость (в сравнении с хардтейлами)
- Эффектный внешний вид
Но отчасти эти преимущества нивелируются ощутимыми недостатками:
- Более высокая цена
- Повышенные требования к качеству комплектующих
- Необходимость в более частом техническом обслуживании
- Ускоренный износ цепи и звездочек
- Увеличенный вес велосипеда
- Сниженный КПД педалирования (из-за рассеивания части энергии «в рычагах задней подвески»)
Разновидности
Выше уже упоминалось, что современные двухподвесы подразделяются на прогулочные модели и спортивные (рассчитанные на любителей и профессионалов экстремальных видов велоспорта).
Прогулочные модели ориентированы на широкий круг потребителей – которые не собираются покорять настоящее горное бездорожье или ставить мировые рекорды, а ограничиваются катанием в черте города или у себя на даче (по более-менее ровным грунтовым дорогам) и лишь изредка выбираются на бездорожье с несложным рельефом. Более того, значительная доля покупателей приобретают двухподвес исключительно из-за его привлекательного внешнего вида – именно поэтому производители «бюджетных двухподвесов», в первую очередь, уделяют внимание дизайну велобайков, а не надежности его конструкции (из-за чего «прогулочные двухподвесы» категорически не рекомендуется нагружать «по полной программе»).
Что касается спортивных моделей любительского и профессионального уровня, то они отличаются друг от друга в зависимости от «дисциплины»:
Бэккантри (All Mountain / BackCountry) – универсальный вариант (гибрид) горного велосипеда, рассчитанный на спортсменов, катающихся в различных стилях. Велобайки данного типа имеют вес в районе 13
17 кг, а ход их задней подвески ограничен 100
170 мм (в зависимости от модели).
Даунхилл (Downhill ) – спортивная дисциплина, предусматривающая скоростной спуск с горы по трассе с многочисленными препятствиями. Для даунхилла используются двухподвесы массой 13
18 кг, оборудованные колесами диаметром 27,5 дюйма с усиленными ободами. Рабочий ход подвесок обычно достигает 200 мм сзади и 203 мм спереди, а в качестве тормозов рекомендуется использовать только мощные 4-поршневые гидравлические системы роторного типа с дисками диаметром 180
220 мм. Кроме того, у даунхилльных двухподвесов «завалены» углы наклона вилки и подседельного штыря (это обеспечивает лучшую устойчивость на высоких скоростях). Ну а для повышения контроля над велосипедом – все модели оснащаются широким рулем с коротким выносом.
Форкросс / байкер-кросс (4Х) – дисциплина, созданная на базе даунхилла. Ее основное отличие – нахождение на трассе 4 гонщиков в рамках одного заезда, из-за чего сама трасса гораздо шире – для обеспечения свободного обгона и одновременного прохождения препятствий (сложность которых снижена ради увеличения скорости прохождения трассы).
Двухподвесы для форкросса отличаются от даунхилльных моделей использованием зауженных покрышек, заниженным центром тяжести, увеличенным расстоянием между колесами, использованием навесного оборудования облегченной массы и передней вилки с ходом не более 140 мм. Кроме того, в задней подвеске используются только короткоходные амортизаторы. Все это в целом гарантирует более высокую скорость и повышенную маневренность катания.
Дёрт (Dirt ) – дисциплина, предусматривающая катание и (иногда) выполнение трюков на подготовленной грязевой трассе с трамплинами для прыжков. Двухподвесные дёрт-байки используются только на трассах с трамплинами, имеющими большой пролет – поэтому высокопрочная алюминиевая или карбоновая рама у них дополняется 26-дюймовыми усиленными колесами и задним амортизатором с ходом 100
150 мм (для гашения энергии приземления). Кроме того, особенностями двухподвесов для дёрта можно назвать заниженное расположение каретки, удлиненную раму, угол рулевой трубы на уровне 68
70 градусов, а также использование усиленных шарниров задней подвески.
Кросс-кантри (Cross Country) – одна из самых распространенных дисциплин, подразумевающая гонку по пересеченной местности с обязательными спусками, затяжными подъемами, дорожными препятствиями и скоростными участками. От велосипеда для кросс-кантри требуется достаточная универсальность, выносливость конструкции и удобство управления. Поэтому двухподвесы для этой дисциплины должны иметь легкую крепкую раму, колеса с покрышками увеличенной ширины и «умеренной зубастостью», а также блокируемую заднюю подвеску с ходом 80
120 мм и провисанием 15
Трейл (Trail) – промежуточная дисциплина, сочетающая в себе элементы классического кросс-кантри и легкого фрирайда. Велосипеды для трейл-соревнований имеют более «жесткую» (в плане свойств упругости материала) раму (чем байки для кросс-кантри), а ход их задней подвески обычно составляет 100
150 мм при провисании 20
Фрирайд (Freeride) – самая экстремальная дисциплина, включающая скоростные гонки по, чаще всего, неподготовленным природным трассам с множеством обрывов, крутых склонов, узких петляющих троп и т.п. Двухподвесы для фрирайда имеют вес в 13
18 кг, ход вилки до 250 мм, а также усиленную заднюю подвеску с ходом амортизатора до 200 мм и провисанием 25
35%. Тормоза на фрирайдных двухподвесах исключительно дисковые, с гидравлическим приводом. А количество скоростей трансмиссии, как правило, ограничено 10-ю. Кроме того, велобайки данного класса комплектуются специальными увеличенными покрышками с внедорожным протектором.
Лучшие двухподвесы
Как говорится «совершенству нет предела» и понятие «лучший» во многом весьма относительное. К тому же, на сегодняшний день, рынок двухподвесных горных велосипедов буквально завален сотнями разнообразных моделей – которые можно поделить на три условные категории: начальный уровень (недорогие), любительские байки (среднеценовой сегмент) и профессиональные спортивные модели (очень дорогие)… мы расскажем о наиболее популярных (среди российской молодежи, любителей велоспорта и профессиональных рейдеров) марках и моделях двухподвесных велосипедов (т.е. о «лучших» с точки зрения «выбора потребителей»).
Начнем с самых доступных по цене двухподвесов начального уровня – это типичные велосипеды прогулочного сегмента, главное преимущество которых: стильный дизайн. Ни один представитель данного сегмента не годится для катания в вышеперечисленных спортивных дисциплинах. Их удел – это исключительно спокойная езда в условиях города и незначительного бездорожья. Виной всему крайне низкое качество используемых комплектующих, дешевые и не очень крепкие материалы рамы, а также конструкция в угоду дизайна (а не надежности и комфорту). Все это позволяет производителям наводнить рынок доступными по цене моделями, в разнообразии которых действительно можно запутаться. Если средств на более качественный велосипед нет, а приобрести «двухподвес» очень хочется, то свой взор лучше обратить на представителей следующих брендов:
Stels
Один из ведущих производителей велосипедов в России за годы своего существования сумел подтянуть качество выпускаемых байков к отметке «выше среднего» и при этом предлагает достаточно обширный модельный ряд с неплохими (для своего класса) ездовыми качествами, в котором можно выделить следующие модели:
- Stels Crosswind – самый доступный двухподвес для городской среды.
- Stels Focus MD – чуть более дорогой вариант с дисковыми тормозами (для скоростного катания).
- Stels Challenger V – велосипед, пригодный для катания в стиле «кросс-кантри» на любительском уровне.
Stinger
Это байки начального уровня, позиционируемые как «доступные спортивные велосипеды» (включая горные двухподвесы). Главная проблема байков Stinger – дешевые комплектующие, из-за чего их качество не дотягивает до реально спортивного уровня, но его вполне хватает для обычного катания (как в черте города, так и на легком бездорожье).
Велосипеды Stinger представлены обширной гаммой линеек, различающихся уровнем оснащения, но вот три модели, которые стоит выделить:
- Stinger Highlander 200V – один из самых доступных велосипедов на рынке, подготовленных к агрессивному катанию. При этом имеет комплектацию на уровне неплохих городских моделей.
- Stinger Discovery D – неплохой байк для начинающих спортсменов в дисциплине кросс-кантри.
- Stinger Magnum – более дорогой вариант, по характеристикам и качеству приближенный к сегменту любительских спортивных велосипедов.
Forward
Еще один российский бренд, выпускающий велосипеды начального уровня. В сегменте двухподвесов бренд представлен не так обширно как другие, но предлагает две взрослые модели заслуживающие внимания:
- Forward Benfica – недорогой вариант для любителей спокойного прогулочного катания по легкому бездорожью.
- Forward Raptor – самый дорогой велосипед бренда с более жесткой рамой, дисковыми тормозами и 21-скоростной трансмиссией. Вполне пригоден для скоростного агрессивного катания и дисциплины кросс-кантри на любительском уровне.
В среднеценовой сегмент попадают более качественные (в плане сборки и использования комплектующих) велосипеды, конструкция и надежность которых допускают участие в различных соревнованиях любительского уровня (с упрощенными трассами и сниженной нагрузкой на райдера). В этом сегменте лидерство удерживают следующие бренды:
Американский бренд, поставляющий в Россию большое количество разнообразных моделей, в том числе и любительского уровня. Велобайки Trek отличаются высокой надежностью и неплохими ездовыми качествами, а обширность модельного ряда внутри линеек обеспечивает приличный диапазон выбора под любые запросы.
Но особо стоит отметить следующие модели:
- Trek Fuel EX 5 – трейл-велосипед начального уровня с неплохим обвесом и крепкой рамой.
- Trek Lush S – 20-скоростной байк для начинающих спортсменов в дисциплине даунхилл.
- Trek Superfly FS 7 – неплохой вариант с 29-дюймовыми колесами и качественной амортизацией для тех, кто хочет кататься по бездорожью с максимальным комфортом.
Stark
Российско-немецкий бренд, специализирующийся на производстве спортивных велосипедов начального уровня, идеально вписывающихся в средний ценовой диапазон. Практичные и передовые технические решения, высокое качество сборки и материалов, а также тесное сотрудничество с профессиональными спортсменами – всё это позволяет компании выпускать действительно неплохие модели двухподвесов, среди которых можно особо выделить:
- Stark Devolution – среднеценовой велобайк для даунхилла с характеристиками и возможностями, приближенными к профессиональным моделям.
- Stark Voxter FS D – неплохой велосипед для начинающих спортсменов, выступающих в дисциплине кросс-кантри.
- Stark Voxter Race 650B – универсальная модель для начинающих райдеров в дисциплинах дёрт, кросс-кантри и трейл.
- Stark Beat Pro – качественный велобайк для первого опыта в дисциплине фрирайд.
Mongoose
Еще один американский бренд, набирающий популярность в России. Начав с BMX-байков, эта компания довольно быстро превратилась в одного из лидеров североамериканского велопроизводства и сегодня предлагает огромное количество моделей, включая горные двухподвесы. Единственный недостаток велосипедов Mongoose – то, что их сборка в Китае (что иногда дает о себе знать, несмотря на жесткий контроль качества).
Если выделять отдельные модели двухподвесов Mongoose, то стоит остановиться на:
- Mongoose Salvo Sport – трейл-байк с неплохим подбором обвеса, качественной амортизацией и блокируемой вилкой.
- Mongoose Salvo Comp – скоростная модель для кросс-кантри на 27,5-дюймовых колесах.
- Mongoose Teocali Sport – универсальный велосипед класса «бэккантри», в котором реализованы основные преимущества двух вышеупомянутых моделей.
Профессиональные горные двухподвесы отличаются более высокой ценой (порой на уровне недорогого автомобиля) и, разумеется, использованием самых надежных комплектующих, рассчитанных на запредельные нагрузки (возникающие в ходе соревнований самого высокого уровня сложности). Компаний, выпускающих велосипеды профи-сегмента, довольно много, но в России наибольшим спросом пользуются модели следующих брендов:
Merida
Тайваньский производитель велосипедов во главу угла ставит их высокое качество, поэтому доля бренда неуклонно растет (несмотря на начальный уровень оснащения, если оценивать готовность большинства велобайков Merida к серьезным соревнованиям).
Двухподвесы в модельной гамме бренда представлены достаточно обширно, среди имеющихся предложений можно найти даже велосипеды среднеценовой категории. Если же ориентироваться только на профессиональный сегмент, то рекомендуем приглядеться к велосипедам:
- Merida One-Forty 800 – трейловый велобайк с заниженным центром тяжести (для лучшей маневренности), который отлично подойдет ценителям скоростной езды по бездорожью.
- Merida Ninety-Six 9.Team – велосипед с углепластиковой рамой для соревнований в дисциплине кросс-кантри, отличающийся первоклассной динамикой разгона и уверенным поведением на подъемах.
- Merida One-Sixty 6000 – универсальный вариант для даунхилла и фрирайда с карбоновой рамой, гидравлическими тормозами, 12-скоростной трансмиссией и 27,5-дюймовыми колесами.
Giant
Еще один топ-производитель из Тайваня, который одним из первых внедрил композитные и алюминиевые рамы, а также разработал несколько инновационных решений для задней подвески (которыми по лицензии пользуются другие компании).
Двухподвесы бренда Giant изначально создаются для высококлассных спортсменов, рассчитывающих на самые высокие места, но в модельном ряду найдутся варианты и для начинающих райдеров, в частности:
- Giant Glory – выносливый 9-скоростной велобайк универсальной конструкции, пригодный для даунхилла и фрирайда.
- Giant Trance – оптимальный вариант для тех, кто только начинает осваивать дисциплины кросс-кантри и трейл.
- Giant Reign – маневренный 12-скоростной велосипед для гоночных заездов по пересеченной местности и экстремального катания по небольшим горным склонам.
Немецкий производитель профессиональной велотехники предлагает не такую обширную линейку двухподвесов, как многие конкуренты, но при этом каждая модель отличается непревзойденным качеством сборки, оптимальным балансом подбора комплектующих и отличными ездовыми качествами.
Если все же и выделять отдельные модели, то в список приоритетных можно включить:
- Cube AMS 100 Race – настоящая гроза трасс для кросс-кантри и трейл-гонок начального уровня сложности. Оснащен легкой карбоновой рамой, 29-дюймовыми колесами и воздушно-масляным задним амортизатором.
- Cube Stereo 120 Pro – еще одна модель, нацеленная на соревнования в дисциплине кросс-кантри, но с более доступной ценой за счет алюминиевой рамы.
- Cube Hanzz 190 Race – профессиональный велобайк для даунхилла.
Это американский бренд, который как и Mongoose начинал с BMX-сегмента, но постепенно завоевал уважение и у поклонников горных двухподвесов, предложив им велосипеды самого высокого качества с обилием инновационных технических решений (заметно повышающих эксплуатационные характеристики).
В линейке велосипедов GT представлены почти все классы, но среди двухподвесов особого внимания достойны модели:
- GT Force Sport – универсальный велобайк класса «бэккантри» для настоящих ценителей независимости (в плане стилей катания).
- GT Fury PRO – велосипед, разработанный специально для самых сложных трасс в дисциплине фрирайд.
- GT Helion 9R Expert – высококлассный вариант для кросс-кантри с надежной подвеской и 29-дюймовыми колесами.
- GT Sensor Comp – профессиональный трейл-байк начального уровня.
Рекомендации по выбору
Выбор велосипеда – это всегда непростая задача, поэтому общие вопросы, связанные с этим процессом, подробно рассмотрены в отдельной публикации, а здесь сосредоточимся на ключевых деталях выбора двухподвесного горного велосипеда.
В первую очередь лучше определиться с ответом на вопрос: а нужен ли вам вообще двухподвес и стоит ли за него переплачивать? Если вы катаетесь по городским асфальтированным дорожкам, то практичнее будет посмотреть в сторону более добротных моделей с рамой хардтейл, купить которые можно за те же самые деньги, что придется выложить за недорогой двухподвес начального уровня и сомнительного качества.
Непосредственно двухподвесной велосипед нужен тем, кто планирует много кататься по бездорожью (где дополнительная подвеска поможет сберечь суставы от излишней нагрузки), ну и, конечно же, тем, кто планирует участвовать в соответствующих соревнованиях.
Во-вторых, при выборе духподвеса, нельзя забывать об особенностях велосипеда для каждой конкретной дисциплины (о чем написано в середине этой статьи).
Категорически не рекомендуется покупать двухподвес со складной рамой (да, некоторые производители штампуют и такое чудо велотехники!). Наличие механизма складывания на раме, которая должна выдерживать повышенные нагрузки, ни к чему хорошему не приведет.
Кроме того, лучше не отдавать предпочтение моделям с обычной стальной рамой – она быстрее погнется или лопнет, не выдержав очередного приземления велосипеда после прыжка на трамплине.
Варианты с алюминиевой или композитной рамой гораздо дороже, но долговечнее и безопаснее. Еще один плюс алюминиевых и композитных рам – меньший вес, что немаловажно, так как более сложная конструкция задней подвески «подкидывает» к общей массе велосипеда немало лишнего.
Выбирая двухподвес, обязательно (и крайне тщательно) следует осмотреть надежность крепления элементов задней подвески, ничего не должно болтаться или выглядеть слишком хрупко/хлипко.
Убедитесь, что ходы подвесок соответствуют планируемому стилю катания, трансмиссия предлагает достаточный диапазон скоростей (для удовлетворения всех ваших потребностей по динамике разгона и легкости движения в гору), а колеса обуты в правильные покрышки (способные уверенно чувствовать себя на предполагаемом бездорожье и/или обеспечить необходимые показатели скорости).
Еще один важный момент – тип тормозной системы. Для фрирайда, даунхилла, форкросса и трейла уместны только выносливые дисковые тормоза (лучше с гидравлическим приводом).
Выбираем велобагажник
Если Вы задумываетесь о велопоходах или часто требуется перевозить вещи на велосипеде, Вам обязательно понадобится велобагажник. Хотя выбор этого дополнения к велосипеду выглядит простым, присутствуют некоторые нюансы, о которых мы Вам и расскажем. Ниже мы рассмотрим, виды, способы установки, материалы, а так же возможные поломки багажника для велосипеда.
Способы установки и конструктивные особенности
Велосипедный багажник может устанавливаться тремя различными способами: на перья заднего треугольника, подседельный штырь или на переднюю вилку велосипеда.
Ниже мы рассмотрим все способы крепления по отдельности
на подседельный штырь (консольные)
При установке велобагажника на подседельный штырь существуют как минусы, так и плюсы (хотя их не так уж и много). Начнем мы, пожалуй, с хорошего. К плюсам относятся: легкая установка и демонтаж, возможность установить на велосипеды, которые не поддерживают других способов установки (например, на двухподвесы). Пожалуй, на этом все. Недостатков у данного вида багажников хоть и не много, но они достаточно существенны. Основным из них является низкая прочность конструкции, что существенно снижает максимально возможный вес перевозимых грузов. Производители могут указывать цифру 25 кг., но верить им я не советую. Если при статических нагрузках (когда велосипед не двигается) он и сможет выдержать подобный вес, то при движении по ухабистым лесным тропам, и очередном попадании в яму, он у Вас обязательно сломается. Оптимально перевозимый вес для данного типа составляет не более 8-10 кг и это не гарантирует его долгую эксплуатацию. Как Вы уже поняли, для велотуризма он абсолютно не подходит.
на переднюю вилку
Способов крепления велобагажника на переднюю вилку достаточно много. Ниже мы приведем некоторые из них, но поверьте, это далеко не все.
При установке следует помнить, что передний велобагажник значительно ухудшает маневренность велосипеда. И если это не особо критично при езде по магистралям, то при движении по бездорожью это станет большим недостатком. Хотя есть и плюс. При движении в гору с большим баулом на заднем багажнике, расположение части вещей на переднем уменьшит возможность опрокинуться. В основном багажник, установленный на переднюю вилку используется при путешествиях на очень дальние расстояния, где приходиться жертвовать маневренностью для возможности прихватить с собой как можно больше вещей.
на перья заднего треугольника
Имеется несколько способов крепления. Самым распространенным является двухточечное крепление к перьям заднего треугольника. Внизу крепиться к петуху, а сверху к, так называемым бонкам. На фото мы покажем, что имели в виду.
Данное крепление обеспечивает надежную фиксацию и придает хорошую поперечную устойчивость (груз меньше расшатывается из стороны в сторону). Второй способ отличается только тем, что в верхней точке велобагажник крепится к зажиму подседельного штыря.
Данная конструкция мало уступает по прочности, а вот по устойчивости (поперечной) немного хуже. Иногда бывает, что бонки отсутствуют, в этом случае используются хомуты, которые крепятся на перья заднего треугольника.
При выборе заднего велобагажника следует обращать внимание на тормозную систему Вашего велосипеда. Если на Вашем «железном коне» используются V-brake, то особых заморочек не будет. Большинство моделей на рынке выпускаются под данную систему. И, зачастую, такие велобагажники немного дешевле.
А вот с дисковыми тормозами сложнее, так как тормозной калипер мешает установке стойки багажника. Эта проблема решается путем внесения производителями некоторых изменений в конструкцию крепления, за что естественно они хотят больше денег (я считаю не совсем обосновано). Поэтому при покупке обращайте внимание, подходит ли Вам данный тип багажника.
Далее на что следует обращать внимание так это на количество стоек и дополнительных ребер жесткости. Как Вы понимаете, одна вертикальная стойка мало подходит к перевозке тяжелых грузов. И это не только из-за ограничений по весу, но и плохой устойчивости, что приведет к раскачиванию Вашего велосипеда при езде. Так же такой тип конструкции не защищает от попадания велоштанов в спицы колеса. Большое распространение получила V-образная схема конструкции велобагажника. Она увеличивает запас прочности и устойчивости, а так же, при добавлении в конструкцию дополнительных усиливающих дуг, предотвращает попадания перевозимого груза в колесо.
Следует обращать внимание на возможность регулировки багажника по высоте, что позволит Вам в случае необходимости переставить багажник на другой велосипед.
Далее мы рассмотрим, из каких материалов изготовляются велобагажники.
Материалы
Самое большое распространение получили три материала: сталь, сплавы алюминия, сплавы титана. Ниже мы рассмотрим их плюсы и минусы.
Стальные багажники, самые дешевые на рынке. Обладают достаточным запасом прочности, но в, то же время тяжелые и склонны к коррозии.
Алюминиевые. Легкие и достаточно прочные. Находятся в средней ценовой категории. Не подвержены коррозии. По прочности уступают титановым и стальным.
Титановые. Очень прочные и легкие. Самые дорогие и редкие. Не подвержены коррозии.
Велопутешественники очень часто отдают предпочтения стальным багажникам. Это происходит вследствие их ремонтопригодности. Ведь при поломке алюминиевого или титанового багажников их останется только выкинуть, что неудобно при дальних поездках. А вот при использовании стального, его можно будет легко заварить на любой станции технического обслуживания.
Возможные поломки
Очень частой поломкой является срез крепежных болтов. И эта поломка возникает из-за нашей не внимательности. Перед каждой поездкой следует тщательно проверять обтяжку всех соединений велобагажника (как и всех элементов велосипеда).
Второй возможный вариант — это поломка в месте сварного шва (и не только). Предугадать это сложно, но в некоторых случаях возможно. Следует тщательно осматривать все швы на предмет трещин (хотя не факт, что они будут заметны).
Еще несколько советов
В настоящее время конструкций багажников для велосипеда огромное множество. Их устанавливают как на хардтэйлы и шоссейники, так и на двухподвесы. Это все возможно не только благодаря широкому ассортименту заводских багажников, но и самопальным мастерским, которые делают эксклюзивные модели под каждый конкретный велосипед (зачастую качество, которых превосходит заводские аналоги). Поэтому, если Вы не можете подобрать себе велобагажник в магазине, или имеете какие-либо специфические требования к данному товару, то стоит обратить внимание на эти мастерские.
Второй совет, выбирать багажник стоит с велосипедом, так как сразу можно все помереть и прикинуть, подойдет ли он Вам. Ну и напоследок, если Ваши маршруты не пролегают по тяжелому бездорожью, то можно обратить внимание на велоприцепы, о которых более подробно мы поговорим в следующий раз.
Предлагаем Вашему вниманию видео Дениса Доропея, где он дает советы по выбору велобагажника.
Заключение
Прочитав данную статью, Вы почерпнули базовые знания для выбора велобагажника. Подведем итог: выбирая багажник, обращаем внимание на крепления, которые подходят к вашему велосипеду, материал из которого он изготовлен и возможные варианты установки. Желаем Вам удачи в велопоходах!
Багажники для велосипеда: особенности, виды и выбор
Со временем после приобретения велосипеда люди начинают сталкиваться с проблемами перевозки вещей, ведь велосипед – тоже транспорт. Изобретение, облегчившее путешествие миллионам – велосипедный багажник. Какие бывают, как правильно выбрать и где закрепить? Об этом и многом другом в нашей статье.
Что это такое и для чего он нужен?
Велосипедный багажник – это металлическое приспособление, которое позволяет размещать и перевозить на велосипеде груз. Часто люди вешают свои сумки на руль, что заметно затрудняет управление механизмом, но велобагажник, установленный правильно, не нарушает баланс при езде. Такая вещь абсолютно необходима в таких случаях, как:
- во время поездок по городу – часто обычные рюкзаки могут быть не очень удобными, сильно напрягать своей тяжестью спину;
- во время похода – есть возможность установить специализированную «сумку-штаны», которая имеет большую вместимость, но оставить много места от самого багажника для закрепления остального багажа;
- как сидение – для катания своих друзей и родных;
- для установки корзины – позволяет перевозить небольших домашних питомцев или другие вещи;
- для установки детского кресла – дает возможность более безопасно перевозить маленьких деток.
Багажник для велосипеда позволяет транспортировать значительно большее количество увесистых и объемных грузов, если сравнивать с подобными перевозками на плечах или на руле.
Преимущества и недостатки
К преимуществам данного приспособления можно отнести следующие:
- полезно для здоровья – снижение нагрузки на спину, на которой ранее перевозились тяжелые рюкзаки; рано или поздно неправильная осанка сказывается на теле болью в бедрах, коленях и голеностопных суставах, а при использовании велобагажника эти воздействия можно нивелировать;
- удобно – часто при других видах перевозки сумки могут задевать колеса, застревать в них, порваться или вывести колесо из строя, что может привести к аварии; багажник позволяет избежать подобных ситуаций;
- комфортно для тела – летом под рюкзаками часто потеет спина, что доставляет определенный дискомфорт, ведь в пункте назначения его придется снять; есть велосипедный багажник – нет проблем.
Из недостатков данного метода перевозки следует отметить следующие:
- увеличение массы конструкции – велобагажник имеет определенный вес, зависящий от вида металла, из которого изготовлен багажник;
- увеличение нагрузки на заднюю часть велосипеда – при транспортировке крайне тяжелых грузов заднее колесо становится более подверженным деформациям;
- отсутствие возможности фиксации кронштейнами на раму – в некоторых комплектациях не предусмотрено отверстий для багажника, но этот недостаток можно устранить, выбрав консольную модель.
Типы конструкций и крепления
При выборе велосипедного багажника следует уточнить и учитывать такие моменты, как:
- ободной или дисковый тип тормозной системы;
- наличие пазов для закрепления приспособления;
- нужно предположить, какая может быть степень нагрузки на конструкцию, не превышает ли она максимально допустимую для этого вида;
- вес и надежность устанавливаемой конструкции;
- вместительность;
- надежность закрепления груза и багажника на велосипедной раме;
- багажник цельный или есть возможность его собирать и разбирать;
- проверить, не попадает ли велосумка в колесо.
Велобагажники представлены несколькими видами.
- Классический или задний багажник. Это универсальный, наиболее распространенный, надежный и недорогой тип велобагажника. Для прикрепления предназначены небольшие болты, которые фиксируют приспособление к задней трубе рамы и к перьям заднего треугольника рамы. Характерна высокая стабилизация при движении, что позволяет беспрепятственно перевозить вещи и не беспокоится, что они завалятся в какую-то из сторон. Чудесно подойдет для длительного похода в комбинации с передним или одиночно, установки детского кресла, для закрепления специального рюкзака-баула (сумка-штаны). Они могут быть цельносварные и разборные. Первые представляют собой каркасную конструкцию и имеют большую прочность и надежность.
Сборно-разборные – это комплект из нескольких частей, скрепленных болтами, которые со временем могут слабеть, что приводит к неполадкам или падению багажа.
- Передний багажник или корзина. Эта модель используется чаще для прогулок по городу для перевозки небольших грузов или домашних питомцев. Обычный передний багажник может использоваться вместе с задним для более длительных поездок. Он крепится на переднюю трубу велосипеда. Не рекомендуется загружать большими предметами, так как они могут перекрывать обзор и затруднять управление.
- Консольный или быстросъемный багажник. Наиболее простой в установке вид, поскольку крепится только в одной точке (на подседельный штырь) и не имеет других опорных мест. Он не подходит для перевозки увесистых грузов, не имеет защитного штыря от попадания содержимого в спицы колеса. Чаще всего такие багажники используются для прогулок по городу или недолгосрочных туристических поездок. Дисковое торможение усложняет установку конструкции на велосипед.
Проблематичность заключается в том, что стойки крепления багажника мешают пути тормоза. Это решается остановкой выбора на консольной модели. Обычные багажники под дисковую систему торможения закрепляются хомутами с резинками к верхним перьям рамы.
Существуют следующие разновидности конструкций:
- одностоечная – наиболее часто стальная, не очень прочная и устойчивая, расшатывается во время езды, поэтому не подходит для долгосрочных походов;
- двухстоечная – может стальная или алюминиевая, вертикальная стойка выполняет функцию опора, а другая – защиты груза от колес;
- трехстоечная – наиболее безопасная и комфортная, может быть классическая, V-образная и Tranz-X.
Допустимая грузоподъемность
Для классического велосипедного багажника предусмотрена нагрузка в пределах 20–25 кг, но превышать этот порог не стоит, иначе болты и отверстия для креплений попросту не выдержат. Передний багажник выдерживает груз весом 5–7 кг. Корзинка может вместить и больше, но увеличение нагрузки на переднюю часть велосипеда влечет за собой ухудшение его маневренности, управлять им становится в разы сложнее и у неопытных пользователей может и вовсе привести к аварии.
Рекомендуют перед длительной поездкой с большим количеством вещей распределить их между передним и задним багажниками 1: 3.
Для быстросъемного багажника допустимая масса транспортируемого груза составляет до 10–15 кг, но нужно учесть, что вся нагрузка от вещей и веса тела сидящего приходится на трубу под седлом и рамную конструкцию, поэтому не стоит перегружать велобагажник до максимальных цифр.
Материалы изготовления
При изготовлении багажников для велосипедов используют такие металлы, как алюминий, титан и сталь. Неоспоримого преимущества у какого-то вида материала нет.
Стальной багажник:
- плюсы: очень прочные, низкая цена, легко ремонтируется с помощью сварочного аппарата, доступность;
- минусы: увесистость (около 1 кг), подверженность коррозии.
Алюминиевый багажник:
- плюсы: малый вес (500 г), средняя стоимость, универсальность, не подвержен коррозии;
- минусы: дороже и сложнее ремонт, в сравнении со стальным.
Титановый багажник:
- плюсы: малый вес (500 г), прочность, не имеет склонности к коррозии;
- минусы: дороже стальных и алюминиевых, часто недоступен для покупки в магазине, плохая ремонтопригодность.
Наиболее распространенным вариантом выбора является стальной багажник. При длительном путешествии есть возможность за небольшие деньги устранить его поломку на ближайшем СТО.
Популярные производители
На данный момент спросом на рынке пользуются такие компании, как Stels, Topeak и Ibera. Рассмотрим краткий обзор нескольких моделей от этих производителей.
Stels
Модель Stels NH-CS515AA-X быстро снимается, крепится к подседельному штырю на велосипед с двухамортизационной системой, подходит для колес диаметром 24–28 дюймов, изготовлена из алюминия в черном цвете. Из минусов можно выделить, что модель дороже аналогичных конструкций.
Модель Stels BLF-H18/010052 – это более дешевый вариант черно-серого цвета. Ее можно свободно использовать на всех видах велосипедов с колесами 20–28 дюймов. Имеются штыри-щитки для колеса, светоотражающие пластины.
Из минусов самым большим является большая вероятность деформации.
Topeak
Модель Topeak Explorer Tubular Rack предназначена специально для велосипедов с колесами 29 дюймов. Она изготовлена из прочного алюминия. Имеются фиксирующие болты для заднего фонарика средней весовой категории (640 г).
Модель Topeak Explorer Tubular Disc Rack (TA2041-B) предназначена для горных велосипедов с колесами 29 дюймов. Возможна установка на дисковую систему тормозов. Материал изготовления – алюминий. Минус – дороже всех перечисленных аналогов.
Ibera
Модель Ibera IB-RA5 – алюминиевый багажник для велосипедов с дисковой системой торможения. Он имеет три точки фиксации на раме, пригоден для колес 26–28 дюймов, вес чуть больше среднего (770 г), очень надежный и прочный.
Модель Ibera Pakrak Commuter IB-Ra11 предназначена для перевозки небольших предметов. Она крепится на подседельную трубу, конструкция сварная. В комплект входят резинки для фиксации груза. Из минусов стоит отметить довольно увесистую конструкцию – 880 г.
Как выбрать?
Стоит придерживаться следующих советов, чтобы лучше ориентироваться в выборе своего велосипедного багажника:
- прочный и легкий материал;
- большая площадь поверхности для крепления багажа;
- приподнятые передняя и задняя части площадки, чтобы груз не смещался перпендикулярно оси;
- наличие зажима;
- возможность регулировать высоту стоек;
- наличие у багажника длинных фиксационных штырей – «усиков» для закрепления на подседельном штыре;
- багажник, который подходит для большого диапазона размеров колес (20, 22, 24, 26, 29 дюймов);
- предусмотрена пластина для светоотражателя, крючок для дорожного насоса;
- цельные конструкции дольше не ломаются, а разборные модели можно компактно хранить;
- наличие штыря для защиты от попадания багажа в колесо.
Для горного велосипеда особенность состоит в увеличении грузоподъемности за счет крепления самодельного держателя и обода к подседельной трубе и перьям задней вилки. Для спортивного велосипеда отлично подойдут консольные велосумки или багажники с 4 точками фиксации на перьях рамы. Для туристических велосипедов выбирают классический багажник с подпружинной скобой, оптимально крепящийся к велосипедам с 26-дюймовыми колесами.
Разнообразие модельного ряда велобагажников может сбить с толку неопытного обладателя велосипеда, но, применив новые знания из этой статьи, можно смело идти в магазин и радоваться комфортным поездкам, не думая о том, куда девать свои вещи.
Советы по выбору багажника для велосипеда смотрите далее.
Багажник на велосипед с дисковыми тормозами своими руками. Четыре способа перевозки велосипедов автомобилем
Почти все выпускаемые велосипеды при продаже идут без багажника , но в процессе эксплуатации постоянно имеется потребность в его наличии и магазины, конечно же, предлагают небольшой выбор к некоторым моделям велосипеда. Правда цена тоже иногда немного удивляет. Как большой поклонник дальних поездок, я сразу взялся за разработку багажника непосредственно под Motor Vernor XC .
Вариантов было два – один с креплением на задний маятник, второй – на подседельную стойку. Для начала был выбран второй вариант. При изготовлении сначала надо определится с материалом для багажника и здесь оставалось только железо. Алюминиевые сплавы не подходили по причине невозможности сварки в домашних условиях. За основу взят вид обычного багажника заводского изготовления.
По большому счету такой багажник мог вполне устроит любого велосипедиста, но не меня и даже по трем причинам. 1. Недостаточная грузоподъемность, производитель допускает нагрузку для такого багажника 10 кг. 2. Не подходящее крепление. При установке на Motor Vernor XC багажник бы находился на высоте примерно 20 см над колесом, что для меня было недопустимо. При грузе в 20-25 кг поднимать центр тяжести хотя бы на сантиметр крайне нежелательно. 3. Как возможная – нарушение общего вида велосипеда . Если багажник не будет продолжать линию рамы, то это сразу отразится на общем дизайне велосипеда .
После определения внешнего вида, я нашел в металлоломе подходящий квадратный профиль, от стойки крепления зеркала заднего вида грузового автомобиля взял втулку с зажимным болтом и процесс подгонки проходил непосредственно на велосипеде Motor Vernor XC при помощи э/сварки и отрезного круга. Конструкция крайне простая и в общем-то повторяет заводской оригинал.
Единственное существенное отличие – мой багажник оказался ближе к колесу на 8-10 см. Хотя можно было сделать еще ближе, но профиля оказалась мало и поэтому пришлось сэкономить и на длине багажника. Для уменьшения веса насверлил отверстий разного диаметра. По нагрузке выдерживает вес взрослого человека легко. В дизайне, конечно же, моя конструкция уступает прототипу почти по всем параметрам, но с расстояния 10-15 метров уже смотрится нормально. По крайней мере, меня устраивает, а это главное.
При частых и длительных путешествиях на своём двухколёсном друге целесообразно установить багажник на велосипед. Это значительно облегчит любую поездку. Багажник хорошо использовать в качестве альтернативы тяжёлому рюкзаку на плечах, дающему немалую нагрузку на позвоночник.
Каждый велотурист, заботящийся о своём здоровье, предпочитает перевозить любой груз в багажнике. Используя приспособление для перевозки грузов, путешественнику нет необходимости перегружать свою спину тяжёлым рюкзаком.
Некоторые опытные велосипедисты перевозят поклажу, прицепив её на руль. Как правило, езда на велосипеде становится неудобной, а управлять им несколько сложнее.
Выбор типа велобагажника
В зависимости от целей назначения предпочтение отдаётся:
- Заднему, классическому типу – универсальному приспособлению для транспортировки грузов. Этот вариант подходит и для крепления детского кресла. Лучше всего установить велобагажник, прикрепив его сверху непосредственно на перья треугольника задней рамы. С приведённым способом крепления практически исключается шаткость багажника при езде.
- Переднему велобагажнику, корзине – дополнительному приспособлению для транспортировки маленьких грузов с небольшим весом. Если попытаться перевезти тяжёлую поклажу, управлять велосипедом станет совсем непросто. То же самое можно сказать и о сумках на руле. Мало кто пользуются корзинками спереди. Передний багажник используется преимущественно дальними путешественниками, чей велосипед нуждается в дополнительном приспособлении для размещения всех предметов необходимости. Путь велосипедистов-дальнобойщиков обычно проходит по ровной трассе, что не вызывает никаких затруднений в управлении гружёным велосипедом.
- Консольному, быстросъёмному багажнику, на котором перевозятся преимущественно рабочие авоськи с тормозком, документы в папке, фотоаппараты в чехле. Перегрузка консольного контактника приводит к его же раскачиванию при езде. В случае совпадения его раскачивания с частотой велосипедного вероятность риска того, что контактник вскоре отломается, очень высока.
Вариативность установки багажника на разные модели велосипедов
Хардтейлы или горные велосипедные модели предполагают установку абсолютно любого типа багажника. Оптимальный вариант для горных моделей – консольный багажник, особенно часто встречающийся на двухподвесе. Крепление последнего производится исключительно за подседельный штырь.
Что касается велосипедной модели с ободными тормозами, возможна установка любого велобагажника, но только при условии учёта размера колёс.
К велосипеду на дисковых тормозах установка классической конструкции непосредственно с 4-мя точками крепления производится несколько сложнее. Предполагается изготовление самодельного крепления. Можно сделать изгиб вертикальной стойки, позволяющий обогнуть тормозной калипер.
Пределы допустимой грузоподъёмности
- Для задней, классической конструкции допустимая норма груза – 20–25 кг. В случае превышения разрешённой нагрузки высока вероятность выхода из строя крепёжных деталей – болтов, резьбовых отверстий в велосипедной раме.
- Для передней конструкции, корзины допускается перевозка груза весом от 5 до 7 кг. В принципе, корзина выдерживает и груз с большим весом. Только здесь необходимо владеть хорошими навыками управления велосипедным транспортом. Трудно спрогнозировать езду с перегруженным рулём.
Оптимальное соотношение распределения веса в дороге – 70 процентов поклажи на заднем багажнике, переднем – 30%. - Для консольного, быстросъёмного приспособления допустимая норма груза составляет 10–15 кг.
О материалах изготовления
Багажники на велосипед изготавливаются из следующих материалов:
- Стали, плотность которой составляет 7,7–7,9 на кубический сантиметр. Масса готового приспособления приближена к 1 кг.
- Алюминиевых сплавов с плотностью 2,7 г на куб. см. Сварной багажник весит минимум полкило.
- Титановых сплавов, у которых плотность – 4,54 г на куб. см. Весит, как и предыдущий, от 0,5 кг.
Несмотря на сравнительно больший вес багажника из стали по сравнению с алюминиевыми и титановыми аналогами, он гораздо легче ремонтируется с помощью обычного сварочного аппарата. Кроме этого, прочность стальных приспособлений лучше, чем в алюминиевых конструкциях.
Каждый магазин, реализующий велосипеды, имеет в продаже багажники из стали и алюминия. Также они продаются на любой точке рынка с запчастями на велосипед.
Титановые багажники отличаются повышенной стоимостью, из-за чего крайне редко реализуются даже в специализированном магазине. В таком случае можно воспользоваться услугами под заказ.
- Для фиксации не тяжёлой сумки или пластиковой бутылки предпочтение следует отдать велобагажнику с прижимной скобой.
- Если выбирается багажник универсального назначения, тогда он должен быть оснащён длинными и гибкими крепёжными усами. С их помощью крепление производится непосредственно к подседельной трубе.
- При выборе универсального приспособления акцент ставится также на наличии регулируемых по высоте несущих стойках. Тогда крепление легко сделать на велосипедах, имеющих разный диаметр колёс (24–29 дюймов).
- При условии наличия велонасоса в дороге, предпочтительнее выбрать модель с приваренным креплением для обычного насоса и шланга.
- Чтобы закрепить задний фонарь, модель снабжается вертикальной металлической пластиной.
- При необходимости путешествовать на дальние расстояния, целесообразно обратить внимание на приспособление с боковыми рамками. Если у сумки свисают бока, эти рамки предупреждают их попадание в колесо. Существуют багажники, имеющие по две или три вертикальные стойки с каждой стороны, что также препятствует зацеплению краёв сумки о спицы колеса.
- Наличие изогнутой снизу вертикальной стойки багажника позволяет довольно просто установить приспособление на модель с дисковыми тормозами.
- Цельносварные багажники сравнительно устойчивее разборных приспособлений в плане шаткости.
- Поскольку консольные контактники не регулируются под углом, следует обратить внимание на то, как выполнена конструкция велосипедной рамы.
- Если предполагается частый съём контактника, приспособление должно иметь эксцентрик, а не болты.
Инструкция по изготовлению велобагажника своими руками
Если на велосипеде планируется перевозить мешки и большие трубы, необходимо создать конструкцию, которая выдержит вес до 40 кг. При производстве допустимая норма багажников меньше в два раза, что не устраивает многих дачников. Поэтому они изготавливают багажник самостоятельно.
Сборка велобагажника своими руками предполагает соблюдение последовательности нижеприведённых этапов:
- Подборка качественного материала. Исключаем алюминий, тяжело поддающийся домашней сварке. Применение болтовых или клёпаных соединений тоже не поможет. Окончательный результат изготовления багажника из алюминия – хлипкая конструкция. Даже самый дешёвый заводской аналог будет крепче. Чтобы сделать багажник собственноручно, предпочтение лучше отдать стали.
- Выбор высоты установки. Бытует мнение, что более низкое размещение центра тяжести обеспечивает устойчивость гружёного велосипеда при езде. Однако самое удобное место размещения багажника – на одной линии с верхней трубой рамы. Именно при таком расположении удобно укладываются вдоль велосипеда трубы, длинные доски, удочки.
- Сбор конструкции. Сгибы прямоугольного профиля выполняются в тисках. В результате сварочных работ из уголков либо металлических трубок образуется несложная геометрическая форма. В качестве упрощённой альтернативы основой иногда служит заводской аналог. Классическая конструкция предполагает крепление вертикальных стоек вместе с горизонтальными продольными перекладинами. Для повышения прочности и устойчивости консольного контактника привариваются стойки вместе с ушками, что делает возможным закрепить его на заднем маятнике.
Сглаживание сварочных швов выполняется с помощью круглого напильника. Можно приступать к покраске готового изделия.
Если вы владелец двухподвесного велосипеда, и вам нравится велотуризм, то вы наверняка уже сталкивались с проблемой выбора заднего багажника. Для тех, кто только собирается купить себе двухподвес, имейте в виду, что конструктивные особенности двухподвесных велосипедов таковы, что не позволяют использовать задний багажник, так же эффективно, как на обычном велосипеде. Единственный вариант для таких велосипедов, это консольный багажник с креплением на подседельный штырь. Ни сам багажник, ни труба, к которой он крепится, не способны выдержать весь тяжелее 10-и кг. Конечно, можно поэкспериментировать, но все закончится, либо погнутым подседельником, либо сломанным багажником. Можно конечно установить обычный багажник на заднюю вилку (так многие делают), но он тоже большой вес не выдержит, и, к тому же, каждый килограмм веса, на таком багажнике, снижает скорость и устойчивость на дороге.
Для тех, кто еще не обзавелся велосипедом для велотуризма, а только присматривается, рекомендую выбросить из головы мысль о двухподвесном велосипеде, а тем, кто уже его купил, и хочет на нем ехать в поход, остается мастерить велобагажник своими руками , примерно такой, что представлен на фотографиях. Материалом для изготовления этого багажника выбрали алюминиевый мебельный профиль от шкафа-купе. Эта конструкция способна выдержать взрослого человека (80 кг), ну а в походе, на ней легко можно везти трехместную палатку, и 40 литровый велорюкзак. Велосипед прекрасно себя ведет, и на дороге, и на пересеченной местности. Одна важная деталь — конструкция велосипедной рамы. Ее геометрия позволила установить эту конструкцию, не просверлив ни одного отверстия в раме.
К сожалению, этапы сборки не фиксировались на фото, но для умельцев и этих снимков будет достаточно, чтобы не только повторить, но и сделать что-то свое, оригинальное.
Двухподвес с самодельным багажником
Велобагажник с катафотами
Мебельный профиль для багажника
Вид багажника спереди. Крепление и катафоты
Крепление багажника на раму
Багажник – это неотъемлемая часть велосипеда. Собрались в поход, пикник или магазин, багажник станет помощником при доставке необходимых грузов.
Вело багажники, бывают разных видов. Необходимо разбираться в конструктивном строении, материале изготовления, чтобы сделать правильный выбор прочного багажника при покупке.
Виды конструкций велобагажников
Прогулка на велосипеде может быть экстремальным, велопробег по историческим местам или городская поездка. Багажник станет незаменим в любой поездке.
Такая конструкция имеет два крепления: консольное или жесткое.
Выбирая багажник, стоит учесть несколько моментов:
- Ободная или дисковая тормозная система.
- Количество отверстий, предназначенных для крепления конструкции.
- Прочность и легкость установленного устройства.
- Вместительность.
- Надежность крепления.
- Цельный или разборной.
- Защита попадания велосумок в спицы колеса.
Разновидности багажников на велосипед.
Классический (задний) – распространенный тип. Подходит многим моделям велосипедов. Допустимы максимальные нагрузки. Крепление в двух точках: на перья заднего треугольника рамы (в этом случае уменьшается расшатывание) и на саму раму. По внешнему виду, это сварная конструкция с боковыми стойками.
Передний багажник (корзина) – чаще используется на прогулочных велосипедах, а не длительных поездках. Подходит для транспортировки небольших вещей.
Консольный (быстросъемный) – не подходит для перевозки тяжелых грузов (возможна поломка). Это происходит из-за не основательного крепления в одном месте (рама). Преимущество такого багажника в легкой установке.
Tranz — X Disk – багажник для велосипеда с дисковыми тормозами. Левая стойка выполнена в форме дуги.
Tranz — X Tour – идеальный вариант для любителей путешествовать. Мало весит, прочный, надежный. Боковые дуги. Регулируемые стойки позволяют установить фактически на любую модель (24**-28**).
Tranz — X Lite – легковесный алюминиевый (до 500 гр). Подходит для городских поездок, велопоходов с негромоздкими рюкзаками.
Консольного типа Tranz — X – удобно приспособить в полновесных велосипедах, если исключена установка классического багажника.
V образный велобагажник – сложный по конструкции. Надежная сварная конструкция, крепится к раме. Прочность осуществляется за счет одной стойки, установленной вертикально и двух по диагонали (сбоку напоминает V).
Каким должен быть передний багажник
Выбирая багажник необходимо ориентироваться на личные предпочтения. Отправляясь в поездку, стоит убедиться в надежном креплении конструкции. Такие системы крепятся с помощью болтов.
Важно правильно подобрать багажную систему, способную выдержать нагрузку, которая не навредит велосипеду.
Для тех, кто финансово независим, можно экспериментировать и достигать цели, основываясь, на собственных ошибках, сравнении вариантов.
Есть вариант получить консультацию опытных велосипедистов или квалифицированных специалистов.
Возможность установки на разные виды велосипедов
Многие велосипеды имеют специальные крепления под багажник, но иногда такие держатели могут отсутствовать.
Рассмотрим варианты креплений:
I вариант . Имеются места крепления к раме и верхним перьям. Соединение проводится в 4-х точках.
II вариант . Есть отверстия в дропауте, нет в перьях. Два вида решения:
- багажник крепится в трех точках хомутом к штырю или подседельной трубе. Это снижает жесткость системы;
- верх конструкции крепится в 2-х точках хомутом к верхним перьям. Механизм более жесткий.
III вариант . Отсутствие мест соединения. Этот казус можно решить так:
- к верхним перьям снизу и удобной точке сверху закрепить хомутами. Конструкция ненадежная. Можно использовать для недлительных поездок.
- к нижним перьям и верхним перьям (удобное место) крепим хомутами. Более надежная система.
Двухподвес – сложно установить багажник, который будет, жестко крепится. Здесь больше подойдет консольный тип.
Также можно использовать багажник с креплением на верхние перья задней подвески. Эта конструкция ненадежна в поездках по горной местности.
Монтаж на горный велосипед – идеальное решение, это самостоятельно изготовить кронштейн. Для надежности закрепить хомутами к раме.
По типу рамы различают три вида велосипеда:
- двухподвес (горные велосипеды, спортивные);
- хардтейл (несколько моделей горных, туристические, гибрид);
- ригид (большинство туристических, дорожные).
Для последних 2-х видов подойдут багажники классического типа.
Допустимая грузоподъемность.
Производители выпускают багажники, указывая допустимую нагрузку.
Рассмотрим основные критерии:
Классический . Рассчитан на 20-25 кг. Превышение груза приведет к поломке соединительных элементов (болты и резьбовые отверстия).
Передний . Предназначен для 5-7 кг. Багажник способен выдержать больше веса, но при этом стоит иметь навыки вождения. Если намечается длительная поездка, стоит распределить нагрузку на передний механизм (30%), задний (70%).
Консольный . Предусмотрена нагрузка 10-15 кг. Даже минимальная нагрузка будет оказывать давление на подседельный штырь, трубу рамы и дополнительно собственный вес. Этот нюанс стоит учесть.
Материал изготовления
Для изготовления велобагажников используются несколько материалов.
Разберем все варианты:
Большинство велосипедистов предпочитают устанавливать стальные или титановые багажники, если речь идет о туристических поездках.
Для прогулочных странствий подходит большинство багажников.
Особенности установки переднего багажника своими руками
Не всегда на велосипедах предусмотрены отверстия для крепления багажника. Порой не хватает совсем немного для надежной установки системы.
- Недорабатывать напильником калипер дискового тормоза.
- Стойки багажника не должны касаться деталей тормозной системы.
- Использовать кронштейны.
- Использовать хомуты, подкладывая резиновую прокладку, чтобы избежать повреждения рамы.
Гораздо удобнее, если на велосипеде будет зафиксирован багажник.
Несколько советов:
- Легкий, но прочный.
- Широкая, длинная верхняя площадка багажной системы.
- Подходить по ширине для велосумки.
- Передняя и задняя площадка приподнята (предотвратит смещение велорюкзака).
- Наличие зажима для груза.
- Регулируемая высота стоек.
Отдельные производители выпускают велобагажники с зацепами или держателями груза.
Обзор производителей и моделей
Любителей использовать двухколесное транспортное средство становится больше. Производители беспокоятся не только о выпуске велосипедов, но также необходимых аксессуаров.
Довольно известный бренд Tranz X , присущий корпорации JD Components из Тайваня.
Предлагает вниманию классический багажник с 3 прямыми стойками. Универсальная багажная система, можно установить на несколько моделей велосипедов. В комплект входят хомуты и кронштейны. Есть скоба для зажима груза.
Чешский производитель Author .
Владельцы двухподвесов будут рады приобрести консольный быстросъемный багажник. Также компания выпускает конструкции, предназначенные для туристических поездок.
Производитель позаботился о тех, кто любит велосипеды с дисковыми тормозами.
Список изготовителей большой: Ventura, Ostand и другие. Покупая, консультируйтесь в специализированном магазине или с опытными велосипедистами.
Самодельный багажник
Есть любители, которые имеют огромное желание изготовить багажник самостоятельно. Это вполне реально, имея технические азы и необходимые инструменты.
- Подготовить качественный материал. Лучше использовать стальной профиль.
- Определить геометрию багажника.
- Установить центр тяжести.
- Установить дополнительные трубки, чтобы снизить центр тяжести.
- Рассчитать размер багажной системы.
- Учесть раму велосипеда.
Самостоятельно сделанный багажник из стали в процессе эксплуатации надежен и практичен. По цене дешевле заводских моделей.
Что лучше, передний или задний багажник?
В зависимости от предназначения поездок стоит выбирать багажную конструкцию. Если езда будет в магазин или недлительные поездки, можно использовать передний багажник (корзина).
Любителям совершать туристические марш-броски, поездки по горной местности лучше установить заднюю багажную систему.
Есть изготовители, которые устанавливают багажники на некоторых моделях кроссовых, горных велосипедах.
Новичок или велосипедист с большим опытом, приобретайте велобагажники в специализированных магазинах.
Профессиональные сотрудники всегда помогут сделать правильный выбор!
Каждый, кто начинает наматывать не одну тысячу километров в месяц в и просто в поездках на велосипеде по делам, начинает понимать, что ездить с рюкзаком за плечами не всегда удобно. От тяжелого рюкзака сильно устает спина, ведь он висит на позвоночнике, а это влияет отрицательно на здоровье. Лучше в этом случае купить хороший багажник на велосипед.
Велосипедный багажник — абсолютно необходимая вещь для велотуриста, который хочет сохранить своё здоровье, а не продолжать травмировать позвоночник. Бесспорно, тяжелый груз намного легче перевозить на специальном приспособлении, а не на своей спине.
Некоторые люди предпочитают вешать сумки с продуктами на руль, но такая поклажа затрудняет управление велосипедом, особенно для неопытного велосипедиста.
При езде на велосипеде по неровной дороге даже закреплённый на багажнике груз подпрыгивает вверх, от этого давящее усилие на несущие стойки возрастает примерно в два раза. Это следует знать, чтобы выбрать велобагажник с запасом по прочности.
Виды багажников
- Задний, классический. Является основным для перевозки грузов и рюкзака. Также на нём можно закрепить детское кресло. Самым лучшим вариантом установки багажника является такой, когда он вверху крепится не за подседельную трубу, а на перья заднего треугольника рамы. При таком креплении он практически не расшатывается по сторонам.
- Передний багажник, корзина. Является вспомогательным для транспортировки малогабаритной и легкой поклажи. Тяжелый груз на переднем багажнике также мешает управлению велосипедом, как и сумки на руле. Встретить на улице велосипедиста с корзинкой спереди — большая редкость. Чаще всего велобагажник спереди устанавливают дальние путешественники, потому что им нужно собрать и где-то закрепить весь необходимый скарб. Так как велосипедисты-дальнобойщики передвигаются чаще всего по шоссе, то проблем при управлении загруженным велосипедом у них не возникает.
- Консольный, быстросъёмный. Годится для перевозки рабочей сумки с тормозком, борсетки с фотоаппаратом или папки с бумагами. Будучи чрезмерно нагруженным, консольный контактник сильно раскачивается при движении велосипеда. Если частота этих колебаний совпадёт с частотой раскачивания велосипеда, то скоро контактник отломается.
Возможность установки на разные виды велосипедов
На горный велосипед, в частности, хардтейл, вполне возможно поставить любой вид багажника. Консольный багажник для горного велосипеда будет лучшим выбором, особенно для двухподвеса, поскольку у него нет другого варианта крепления, кроме как за .
На велосипед с ободными тормозами можно поставить любой велобагажник, главное, только учесть размер колес.
На велосипед с сложнее поставить классическую конструкцию с четырьмя точками крепления. Возможно, потребуется изготовить самодельное крепление или изогнуть вертикальную стойку, чтобы обогнуть тормозной калипер.
Допустимая грузоподъемность
- Задний, классический — 20–25 кг. Превышать разрешенную нагрузку не стоит, в противном случае, можно сломать крепежные элементы: болты и резьбовые отверстия в раме велосипеда.
- Передний багажник, корзина — 5–7 кг. Багажничек спереди выдержит и больший вес, но тогда нужно полагаться только на свой опыт вождения, ведь поведение чрезмерно нагруженного руля становиться непрогнозируемым.
Собираясь в дальнюю дорогу, будет правильно распределить вес в таком соотношении: на задний багажник уложить 70% груза, на передний закрепить 30%.
Материал изготовления
- Сталь — плотность 7,7–7,9 г/см 3 . Вес собранного изделия — около 1 кг.
- Сплавы алюминия — плотность 2,7 г/см 3 . Вес сварного багажника — от 0,5 кг.
- Сплавы титана — плотность 4,54 г/см 3 . Вес готовой конструкции — от 0,5 кг.
Стальные багажники хотя и тяжелее алюминиевых и титановых собратьев, но их легко отремонтировать, имея самый простой сварочный аппарат. К тому же, они более чем в два раза прочнее алюминиевых конструкций.
Стальные и алюминиевые багажники на велосипед можно купить в любом веломагазине или на рынке.
У титановых велобагажников есть один недостаток — высокая цена, поэтому даже в специализированных магазинах их можно увидеть редко. Чаще всего велобагажник из титана изготавливают под заказ.
- Чтобы иметь возможность легко и быстро зафиксировать нетяжелую сумку или пластиковую бутылку, выбирайте велобагажник с прижимной скобой.
- При выборе универсального багажника для закрепления на любых велосипедах с разными ростовками рам обратите внимание на наличие длинных и гибких крепёжных усов, которые нужны для крепления к подседельной трубе.
- Универсальный багажник также должен иметь регулируемые по высоте несущие стойки для закрепления на велосипедах с разным диаметром колёс – от 24 до 29 дюймов.
- Собираетесь брать в дорогу велонасос, посмотрите, есть ли приваренное крепление для простого насоса со шлангочкой.
- Для закрепления световозвращателя или заднего фонаря должна иметься вертикальная металлическая пластина.
- Если вы планируете отправиться в дальний велопоход, то установите багажник с боковыми рамками. Со свисающими боками сумка на багажнике в этом случае не сможет попасть в колесо. Есть велобагажники с двумя или тремя вертикальными стойками с каждой стороны, на них сумка-штаны также будет защищена от зацепления о спицы колеса.
- Облегчит установку на велосипед с дисковыми тормозами изогнутая внизу вертикальная стойка багажника.
- Разборные багажники можно сложить компактно для хранения, но они гораздо более шаткие в местах подвижных соединений в сравнении с цельносварными.
- Угол наклона консольных контактников – нерегулируемая величина, поэтому желательно заранее учесть особенности конструкции рамы своего велосипеда.
- Потребуется часто снимать контактник. Выбирайте крепление не на болтах, а с эксцентриком.
Больше полезных советов по выбору велобагажника есть на видео:
Самодельный багажник
При использовании велосипеда вместо тележки для перевозки мешков и больших труб необходима конструкция грузоподъемностью около 40 кг, то есть с вдвое большей, чем это предусмотрено многими производителями велобагажников. Поэтому многим дачникам приходится собирать багажник для велосипеда своими руками.
Собрать самодельный велобагажник несложно, просто нужно выполнить несколько этапов.
1. Подобрать качественный материал. Алюминий не годится, так как его тяжело сваривать в домашних условиях, а обойдясь болтовыми или клёпаными соединениями, в итоге вы получите настолько хлипкую конструкцию, что даже самый дешевый багажник заводской сборки будет лучше вашей самоделки. Для крепкого самодельного багажника лучшим материалом является сталь.
2. Выбрать высоту установки. Можно предположить, что, чем ниже сделать центр тяжести, тем устойчивее будет гружёный велосипед на дороге. На самом деле, удобнее всего ставить багажник вровень с верхней трубой рамы. Только в этом случае доски, трубы, удочки можно будет легко уложить вдоль велосипеда.
3. Собрать конструкцию. Прямоугольный профиль можно гнуть в тисках. Металлические трубки или уголки сваривают в как можно более простую геометрическую форму. Можно упростить себе работу, взяв за основу заводское изделие. У классического багажника нужно укрепить как вертикальные стойки, так и горизонтальные продольные перекладины. К консольному контактнику можно приварить стойки и ушки для возможности закрепления на заднем маятнике — такая амортизированная конструкция отличается повышенной надежностью и выносливостью.
Сварочные швы сглаживаются круглым напильником, и остается только покрасить готовое изделие.
Возможные поломки велобагажников
Итак, вы приобрели или собрали багажник, уже установили его на велосипед и готовитесь в путешествие. В дороге всё может сломаться, хотя сами багажники в местах сварных соединений ломаются редко, но очень часто обрезается крепёж на раме внизу. Причиной этому всегда служит слабая затяжка болтов.
Берите в дальнюю дорогу с собой два запасных болта и гайки. Пригодится и изоляционная лента, ведь ею временно можно обмотать треснувшую деталь, наложив на неё целый пруток или длинную отвертку, как шину при переломе.
Сломанный стальной багажник можно заварить на ближайшей станции техобслуживания. Титановый багажник достанется и вашим внукам.
Источники:
http://bikes.ironhorse.ru/varieties/full-suspension/
https://era-sports.ru/turizm/veloturizm/vybiraem-velobagazhnik.html
https://vplate.ru/velosiped/aksessuary/bagazhniki/
http://mykcenter.ru/bagazhnik-na-velosiped-s-diskovymi-tormozami-svoimi-rukami-chetyre-sposoba/