Безопасность велосипедиста на дороге

Содержание скрыть

Права и обязанности велосипедиста на дороге

В ПДД для велосипедистов есть запреты, касающиеся только их:

  • Поворот налево и разворот на многополосных дорогах и дорогах с трамвайными путями.
  • Езда без рук.
  • Езда по пешеходному переходу (можно только переходить пешком).
  • Перевозка пассажиров на велосипедах, которые для этого не оборудованы.
  • Перевозка громоздких грузов, выступающих более, чем на полметра по бокам или сзади.
  • Перевозка грузов, мешающих управлять велосипедом.
  • Буксировка других велосипедов или чтобы другое ТС буксировало данный велосипед.

Эти требования указаны в ПДД в пунктах 24.8 и 24.9.

Также велосипедистам запрещено выезжать на участки дорог, обозначенные знаками 3.1, 3.2, 3.9, 4.5, 5.1, 5.3, 5.33. Однако дети до 14 лет могут кататься на велосипедах в местах установки знаков 4.5 и 5.33.

Может ли велосипед идти на обгон?

Да, велосипедистам не запрещено обгонять другие ТС, при условии, что их обгон:

  • Не создаёт опасности для других участников движения.
  • Осуществляется с левой стороны.
  • Перед обгоняемым транспортом достаточно места для завершения манёвра.

Нужно учесть, что на некоторых участках дороги обгон запрещён. К таковым относятся:

  • Регулируемые перекрёстки.
  • Пешеходные переходы.
  • Места с ограниченной видимостью.
  • В тоннелях, на мостах и эстакадах.
  • Ближе 100 метров от железнодорожных переездов.

Также велосипедист обязан уступить место при обгоне его автомобилем на узкой дороге и не препятствовать такому обгону.

Популярные доклады

  • Доклад на тему город Ижевск

Столицей Удмуртской Республики является город Ижевск. Город этот многонациональный, численность населения которого около 648 тысяч человек. Здесь проживает более ста национальностей. Кроме русских, большинство населения составляют удмурты,

Британцы завораживают своей плюшевой шерстью, круглой мордочкой, выразительными глазами и добродушным характером. Это домашнее животное может стать символом домашнего уюта, семейного очага и хорошей няней в том числе,

Лучшая из женщин-фараонов. Считается, что на протяжении всего ее правления Египет находился в своем расцвете. Хатшепсут была особенной, ведь не каждая женщина сможет удерживать власть 22года в мире патриархата.

Основные термины, права и обязанности

Авторы ПДД в процесс разработки и согласования правил, используют специальные термины. Большинство описаний значительно сокращены, что позволяет не засорять рассудок читателя казенными словами.

Велосипед – это вид транспортного средства с двумя колесами. Оно приводится в движение мускульной энергией, а также может быть оснащен электромотором.

Велосипедист – это водитель, то есть человек, управляющий транспортным средством.

Как только велосипедист перемещается посредством рядом с собой везущий велосипед, приравнивается к обычному пешеходу. Говоря иными словами, его роль в дорожном движении полностью изменяется.

Если велосипедист везет средство передвижения рядом с собой и становится пешеходом, на него возлагаются права данной категории дорожного движения.

Стоит отметить, что велосипедист, который идет пешком вдоль трассы, не становится пешеходом, на него распространяются права пешехода, это водитель.

Как только человек пересаживается на велосипед, он становится полноправным водителем, возлагая на него все обязанности и права такового.

Как верно совершать движения велосипедисту

Для водителя легкого безмоторного транспорта существуют особенности езды, при которых он сможет чувствовать себя полноправным участником движения, находиться в безопасности сам и не подвергать угрозе других людей. Что для этого нужно, помимо соблюдения ПДД:

  • Не выпускать из поля зрения автомобили, даже стоящие. Последние нужно объезжать так, чтобы внезапно открывшаяся дверца не ударила.
  • Помнить, что пешеходы тоже являются участниками движения. Если велосипедист едет вдоль края проезжей части или по обочине, он обязан пропустить переходящего дорогу человека.
  • При движении по тротуару (например, вместе с ребенком, которому нельзя перемещаться по проезжей части) нужно позаботиться о безопасности пешеходов. То есть соблюдать скоростной режим, правила, уступать, притормаживать, если это необходимо. А при невозможности ехать по тротуару, не мешая пешеходам, нужно слезть с транспорта и вести его рядом.
  • Если велосипедист перемещается по проезжей части, на регулируемом перекрестке он должен слушаться сигналов светофора. В ином случае нужно руководствоваться теми же правилами, что существуют для автомобилей (уступать, если двигаешься по второстепенной дороге, и т.д.).
  • Для велосипедиста существуют особые условия разворота. Он выполняется только там, где однополосное движение в каждом направлении, нет трамвайных путей. В противном случае нужно добраться до пешеходного перехода, перейти по нему на другую сторону.

Требования к техническому состоянию велосипеда

Любое транспортное средство, выезжающее на дорогу, должно быть технически исправным. Это самое первое правило всех водителей.

Водителю – велосипедисту положено каждый раз перед выездом проверить состояние шин, оценить исправность тормозной системы и звукового сигнала, убедиться в том, что крепление руля и сиденья надёжны.

А также необходимо следить за наличием и исправностью светового оборудования:

  • спереди белого цвета фонаря, фары или световозвращателя;
  • сзади красного цвета фонаря, фары или световозвращателя.
  1. Движение велосипедного транспорта, в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости, без наличия горящих или исправных световых приборов;
  2. Движение велосипедного транспорта при неисправностях рулевого управления и тормозной системы.

Современные велосипеды могут быть технически оснащены электрическим двигателем до 0,25 кВт, и даже автоматическим выключателем двигателя при наборе скорости 25 км/ч и более. Такие транспортные средства допускаются к движению и приравниваются к обычному «велику».

Передвижение по проезжей части

Освоившись с управлением велосипеда и выучив основные правила ПДД, можно выезжать на проезжую часть. Лучше, если это будут тихие улицы с небольшим движением, пока не станет понятно, как ведут себя водители при приближении велосипеда, и собственная скорость реакции на непредвиденные ситуации.

Правила предусматривают движение на двух колесах только по крайней правой стороне полосы. Но припаркованные машины заставляют совершать маневры с выездом на середину дороги. Такие объезды нужно выполнять только с оглядкой на идущий позади транспорт. Резкий выезд к середине дороги может застать авто водителя врасплох, вдобавок инерция автомобиля гораздо выше, чем у велосипеда.

Еще одна опасность, подстерегающая в такой ситуации – внезапно открывающаяся дверь стоящей машины со стороны водителя. Перед маневром велосипедист находится в «слепой зоне», и не видим с водительского места. Поэтому маневр лучше совершать с запасом расстояния.

На улицах с более оживленным движением правая полоса зарезервирована для городского транспорта, а тротуары заполнены людьми, ждущими свой автобус. В такой ситуации многие велосипедисты следуют вплотную за грузопассажирским транспортом и, привыкнув к монотонности движения, не успевают среагировать на его остановку

Важно соблюдать дистанцию и не терять бдительность, так как иногда общественный транспорт останавливается по требованию пассажиров в местах, не предусмотренных для этого

Кстати, схожая ситуация возникает при движении за грузовым транспортом. Массивный транспорт полностью перекрывает обзор полосы движения, и внезапная остановка автомобиля, из-за красного сигнала светофора или любой другой дорожной ситуации может закончится столкновением.

Движение по прямой не вызовет затруднений уже с минимальными навыками вождения. При выезде же на сложные дорожные развязки нужен серьезный опыт и знание правил дорожного движения. Если нет уверенности в полном усвоении правил и беглого чтения дорожной ситуации, то самый лучший выход – слезть с велосипеда и перейти по пешеходному переходу. В случае левого поворота на сложной развязке ПДД вообще не оставляет выбора, обязуя стать на время пешеходом.

Движение в группе

Если поезда намечается группой, то в дело вступает еще несколько обязательных правил поведения велосипедиста при движении группой.

  • Движение только колонной. Передвижение бок о бок лучше оставить для пустынных парковых аллей.
  • Обязательна дистанция между велосипедами. Вытянутая в ряд цепочка велосипедистов, едущая колесо к колесу позволительна только в «Тур де Франс» с пустой дорогой, охраняемой полицией.
  • Нельзя ехать группой больше 10 человек. Если собрались покататься по парку несколькими семьями, и в поездке будет принимать участие большее количество человек, то придется разбиться на несколько групп.

Движение группой требует еще нескольких обязательных условий, и при незнании правил лучше обратиться к опытному велосипедисту, организующему безопасное движение.

Очень важна для безопасной поездки правильная экипировка. Дело не только в велошлеме, хотя пренебрежение им и вызывает серьезные травмы даже в небольших падениях. Из-за небольших по сравнению с автомобилем размеров и полной тишины передвижения велосипедист малозаметен на дороге, а отсутствие габаритных сигналов, катафотов и яркой одежды вообще превращает его в своеобразную невидимку.

И последнее, избитое, но жизненно важное правило «трех Д». Даже соблюдая все правила поведения для велосипедистов лучше пропустить машину, если есть малейшие сомнения в поведении водителя

Автомобилист рискует только краской на бампере, а велосипедист – жизнью.

Правила хорошего тона – как передвигаться в группе?

Сегодня редко можно увидеть одиноких велосипедистов, чаще это небольшие компании, а случаются и целые массовые мероприятия, когда по тротуару столь многочисленная группа просто не проедет, не потревожив прохожих

Тогда они выбираются на дорогу, и кроме общих правил поведения на проезжей части важно правильно вести себя в группе. Главная задача – держать дистанцию и внимательно следить за действиями впереди идущих, а также не создавать двусмысленных ситуаций для сзади идущих

Двигаться следует с общей скоростью, не петлять, не шустрить, все маневры должны обозначаться сигналами рукой и производиться плавно, лучше даже иногда дублировать голосом свои сигналы. Не желательно курить во время движения, ведь вокруг вас столько людей, которым это доставит неудобства

Нельзя разговаривать по телефону, это отвлечет кого-то в группе от важного сообщения или же рядом идущего велосипедиста. И, естественно, при участии в таких акциях исключите прием алкоголя, ведь вы являетесь водителем!

Основные запреты для велосипедистов

В первую очередь стоит отметить, что велосипедистам, не достигшим 14 лет, запрещено перемещаться по проезжей части дороги.

Отдельным разделом ПДД для велосипедистов можно выделить следующие ограничения и правила перемещения по трассе:

  • управление рулем без применения рук;
  • перевозка груза, который выступает на 0,5 по ширине или по длине габаритов велосипеда;
  • перевозка пассажиров, если данное разрешение не предусмотрено конструкцией средства передвижения;
  • дети до 7 лет должны перевозиться только в специально оборудованных местах;
  • передвигаться по трассе без специального застегнутого шлема;
  • пользоваться телефоном можно только с гарнитурой;
  • нельзя ездить по автомагистралям, то есть по местам, обозначенным, как Автомагистраль или Дорога для автомобилей;
  • запрещено поворачивать налево на трассах с многополосным движением и на дорогах, где проходит трамвайная линия

Велосипед в большинстве случаев может развивать скорость, достигающую 40 км/час. На проезжей части велосипедисты могут появиться достаточно стремительно и неожиданно. Каждый велосипедист должен учитывать данный фактор.

Движение велосипедистов по проезжей части в опасных ситуациях нужно сводить к минимальному скоростному режиму. Если велосипедист нарушил ПДД инспектор ДПС имеет право оштрафовать его согласно современному законодательству.

Данные требования и ограничения вполне логичны. Более подробно и тщательно нужно просто изучить особенности поворота налево.

Если велосипедист перемещается по перекрестку, ему нельзя поворачивать налево. Сделать это можно только в местах, где предусмотрено пересечение однополосной дороги.

Даже здесь все не так просто, есть вопросы, касающиеся положения. Поворот в этом случае будет совершаться не из крайнего положения, потому процесс может сопровождаться некоторыми сложностями. Каждую из них стоит разобрать более подробно.

Возраст, с которого можно управлять велосипедом

Многие люди даже никогда не задумывались над вопросом: «С какого возраста можно управлять велосипедом?» По нашей жизни, велосипед покупается ребёнку, чуть ли не с рождения: сначала маленький, трёх-четырех колёсный, потом детский, затем подростковый. Технические возможности «железного друга» растут вместе с возрастом человека.

Если вести речь, о нахождении велосипедиста на дорогах, ПДД для велосипедистов чётко говорит о том, что велосипедисту до 14 лет запрещено движение по проезжим частям дороги и обочинам.

С семи лет до четырнадцати, водитель велосипеда, может ездить по тротуарам, по специальным пешеходным и велосипедным дорожкам, по пешеходным зонам, но выезжать на дорогу ему нельзя.

Детям до семи лет разрешается ездить на велосипеде только по пешеходным и велосипедным участкам дороги. И вообще, в целях безопасности, дети до 7 лет должны находиться под присмотром взрослых и не должны оставаться одни, тем более в близости к дороге.

Дорожные правила безопасности

Основные правила движения для велосипедистов на дороге закреплены в пункте 24 ПДД. Есть они и в других разделах правового документа. Как ездить на этом виде транспорта, чтобы не создать опасную для себя и других ситуацию:

  • Двигаться по велосипедной дорожке. Если ее нет, взрослый может ехать по правому краю проезжей части. Дети 7-14 лет должны двигаться на велосипеде по тротуару или велодорожке.
  • Переступить за пределы 1 метра от правой стороны проезжей части можно только ради объезда стоящего препятствия, маневрирования. Повороты, развороты выполняются там, где нет запрещающих знаков.
  • В группе велосипедистов может находиться не больше 10 человек. Если едет колонна, ее нужно разделить. Разрешенное расстояние между группами – минимум 100 м.
  • Если на полотне есть линия разметки, отделяющая край проезжей части от остальной части пути, во время движения она должна находиться по левую руку от велосипедиста. Когда едет группа, выстроиться во всех случаях можно только в один ряд.
  • Перед совершением маневра велосипедист обязан подать знак другим участникам движения. Это делается рукой (правой – поворот в ту же сторону и т.д.).

  • Дети до 7 лет могут ехать на велосипеде только по тротуару или пешеходной зоне. И всегда в сопровождении взрослых. Перемещаться на велодорожку малышам тоже нельзя.
  • Двигаться по «зебре» или пересекать проезжую часть можно только ведя транспорт рядом. В этот момент велосипедист превращается в пешехода.
  • Пункт 18.2 разрешает ехать по полосе, выделенной для общественного транспорта. Но только когда она расположена на правой стороне дороги. И если в ее начале нет дорожного знака «Въезд запрещен».
  • Когда велосипедист едет в сумерках, ночью, он должен дать знать о себе окружающим световыми приспособлениями. Это могут быть зажженные фары или фонари.

Несмотря на легкость транспорта в управлении, правила безопасности велосипедиста на дороге не допускают его использование нетрезвым водителям. За это можно получить штраф от 1000 р.

Как вести себя при ДТП

Алгоритм действий описан в статье 2.5-2.6 ПДД. Если велосипедист все же стал участником ДТП, то ему следует:

  • Убедиться, что остался цел и нет серьезных ран; если пострадал кто-то другой – вызвать скорую помощь по номеру 103 или 112;
  • Если столкнулся с автомобилем, то водитель должен выставить знак аварийной остановки и включить аварийный сигнал;
  • Не трогать велосипед – пусть лежит там, где упал;
  • Если нужно получить компенсацию за ремонт своего транспорта, вызывать сотрудников ГИБДД по номеру 102;
  • Пока едет инспектор, достать смартфон и сфотографировать велосипед и другого участника аварии – это поможет прибывшему сотруднику ГИБДД восстановить картину событий;
  • Как только все фотографии сделаны, велосипед можно убирать с дороги, если он мешает движению;
  • Как только приедет машина ГИБДД сообщить свою версию событий и добиться, чтобы она была корректно отражена в протоколе;
  • Инспектор должен составить протокол и его копию со справкой о ДТП отдать участникам аварии. Эти бумаги понадобятся, если дело дойдет до суда.

В России, где велодорожки начали появляться совсем недавно, езда по густонаселенному городу может оказаться тем еще приключением и точно соблюдать правила не всегда удается. Вряд ли кто-то будет реально наказывать штрафами, если велосипедист поедет не с той стороны дороги

Но держать в голове законодательные нормы важно и нужно при возникновении спорных ситуаций и для защиты своих прав

Сложные ситуации на перекрестках

Есть несколько достаточно сложных ситуаций, с которыми могут столкнуться велосипедисты, которые перемещаются по трассе в качестве полноценных участников дорожного движения. Вот самые основные требования к велосипедистам.

Обзор

Перед тем как осуществить маневр, велосипедист, как правило, не имеет возможности посмотреть в зеркало, так как оно элементарно отсутствует.

Несмотря на подобные сложности велосипедист обязан убедиться в том, что его маневр будет производиться по правилам, что в процессе перемещения не будут созданы помехи для езды других транспортных средств.

Сделать это можно при помощи элементарных поворотов головы, и тут потребуется потренироваться, чтобы движения не отражались на управлении велосипедом.

Совершение обгона

Велосипедисты, как и иные участники движения, имеют право совершать обгоны.

Велосипеды также можно обгонять, правила не запрещают передвигаться в два ряда, если данный процесс является нарушением всех остальных правил.

Перемещение по перекресткам

На людей, перемещающихся на данном средстве передвижения, в равной степени распространяются определенные обязанности велосипедиста, знаки приоритета и соответствующие правила.

Говоря иными словами, направо поворачивающий автомобиль, которые перемещается параллельно с велосипедом, обязан уступить дорогу велосипеду, который едет прямо.

Что касается велосипедиста, то он обязан уступать место средствам передвижения, которые едут справа.

Стоит обратить внимание на поворот налево. На дороге с одной полосой, велосипедист имеет право совершить поворот в эту сторону аналогично авто и едущим мотоциклам по полноценной траектории

Во всех остальных ситуациях предусмотрено два варианта поворота:

  1. Пересечение перекрестка в качестве обычного пешехода.
  2. Последовательное передвижение по прямой, остановка с поворотом и еще один проезд по направлению прямо.

Если перекресток пересекается в качестве пешехода, велосипедист должен вести велосипед руками. В этом случае человек наделяется всеми обязанностями и правами пешехода и опирается на соответствующие сигналы светофора.

Движение рядом с препятствиями

В определенных случаях велосипедистам приходится передвигаться рядом с углами, тоннелями, зарослями и иными препятствиями, которые блокируют обзор.

По причине серьезной незащищенности и хрупкости велосипедиста по сравнению с иными участниками движения, рекомендуется применять специальный звуковой сигнал.

Именно он будет являться свидетельством приближающегося транспортного средства из-за территории осложненной видимости.

В России установка специального звонка пока носит рекомендательный характер, тогда как в иных странах, наличие звонка является обязательным.

Все штрафы для велосипедистов за нарушение ПДД в 2021 году

Велосипедист – участник дорожного движения. Соответственно, у него есть не только права, но и обязанности, за несоблюдение которых грозит административный штраф. В нашей статье мы расскажем о том, какое наказание ждет велосипедиста за нарушение ПДД.

Наказание для велосипедистов: законодательная база

Штрафы для велосипедистов регламентируются:

ПДД – в п. 24 приводятся требования к их передвижению;

КоАП РФ – где устанавливаются размеры штрафов за нарушение правил.

Велосипедиста могут привлечь к ответственности в двух случаях:

за несоблюдение ПДД;

создание помех для других участников дорожного движения.

Виды штрафов

Согласно ч. 2 ст. 12.29 КоАП велосипедисту за нарушение ПДД положен штраф в размере 800 рублей. Важно учитывать, что данное взыскание назначается за нарушение в ходе движения. Если велосипедист идет пешком и везет транспорт рядом, он приравнивается к пешеходу.

Это общее наказание за несоблюдение правил движения, в некоторых ситуациях размер штрафа может меняться.

Проезд через пешеходный переход

В этом случае велосипедист приравнивается к водителю. Соответственно, он должен ориентироваться на сигналы светофора или указания регулировщика.

В случае их отсутствия, он должен предоставлять преимущество пешеходу, позволяя ему возможность пересечь «зебру».

Важно! Велосипедист должен пересекать дорогу по пешеходному переходу сойдя с транспорта и ведя его рядом (имеется в виду движение поперек дороги, переход на другую сторону).

За несоблюдение правил проезда по пешеходному переходу штраф стандартный – 800 рублей.

Движение по тротуару

В соответствии с п. 24.2 ПДД велосипедист может передвигаться по тротуару на законных основаниях если:

он сопровождает велосипедиста младше 14;

перевозит ребенка, не достигшего 7 лет (в предназначенном для этого месте);

нет велосипедной дорожки, а также отсутствует возможность передвижения по обочине и/или по правому ряду дороги.

В большинстве городов России нет специальных дорог для велосипедистов, поэтому за езду по тротуару привлекают к ответственности достаточно редко. Но если встретился особо принципиальный сотрудник ГИБДД, наказание за данное нарушение будет наложено. Размер штрафа за езду на велосипеде по тротуару стандартный – 800 рублей.

Езда без шлема

ПДД не включают велосипед в список транспортных средств, при управлении которыми необходимо носить защитный головной убор. Поэтому за езду без шлема штраф не предусмотрен. Использование защиты для головы остается на усмотрение велосипедиста.

Создание препятствий другим участникам движения

Если несоблюдение ПДД велосипедистом спровоцировало помехи для движения водителей, наказание регламентируется уже ч. 1 ст. 12.30 КоАП. Размер штрафа составляет 1000 рублей.

Если нарушение правил привело к причинению вреда другим участникам дорожного движения, взыскание достигает 1000-1500 рублей (ч. 2 той же статьи) в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Езда в пьяном виде

Для пьяных на велосипеде предусмотрена отдельная статья. В соответствии с ч. 3 ст. 12.29 КоАП управление данным видом транспорта в нетрезвом состоянии наказывается штрафом. Его размер составляет от 1000 до 1500 рублей.

Для управления данным видом транспорта не требуется наличие водительского удостоверения. Поэтому пьяная езда на велосипеде не может стать основанием для лишения прав.

Однако если нарушение правил привело к ДТП с получением тяжкого вреда потерпевшим, предусмотрены жесткие санкции. Велосипедисту грозит уголовное наказание по ст. 264 УК РФ. В этом случае могут быть назначены принудительные работы, арест либо ограничение свободы.

Несоблюдение скоростного режима

Минтранс РФ рассматривает возможность установления максимальной скорости для велосипедов, полностью приравняв их к мото/автотранспорту. Наряду с этим должны быть созданы специальные дорожки для их передвижения.

Однако пока в РФ не предусмотрены подобные ограничения. Поэтому штраф за превышение скорости велосипедистам не грозит. Тем не менее, для собственной безопасности важно соблюдать режим, установленный на конкретных участках дороги.

Важно! Минимальное ограничение в 20 км/ч может быть превышено как велосипедами, оснащенными электродвигателями (развивают до 25 км/ч), так и собственными силами человека.

Правила движения на велосипеде

Чтобы обеспечить безопасность на дороге, велосипедист должен соблюдать ПДД наравне с водителями автомобилей и иных транспортных средств.

Кроме того, при управлении своим механическим транспортом он обязан подавать сигналы перед любым маневром – остановкой, поворотом. Делать это нужно световыми приборами, а при их отсутствии рукой, вытянутой в сторону. При повороте намерение обозначается перед маневром. При его совершении рука должна уже находиться на руле (управлять велосипедом одной рукой запрещено ПДД).

Также важно помнить, что велосипедист должен ехать по ходу движения других транспортных средств (в отличие от пешеходов, которые должны передвигаться по встречному направлению).

В соответствии с п. 24 ПДД на данном виде транспорта запрещены:

поворот налево, разворот на участках с трамвайным движением, а также на отрезках дороги, на которых более одной полосы для движения в данном направлении;

перевозка грузов, выступающих по сторонам более чем на 0,5 м либо мешающих движению;

буксировка других велосипедов;

перевозка пассажиров, если это не предусмотрено строением велосипеда.

Таким образом, велосипедист обязан соблюдать ПДД, поддерживать общую культуру вождения и обеспечивать безопасность – как собственную, так и других участников дорожного движения.

Видео

Автор: Киселев Я.Л. Юридический редактор: Глазунов Г. П.

Городская езда на велосипеде. Особенности и безопасность

Ни для кого не секрет, что езда по городу на велосипеде связана с повышенной опасностью. Опасность исходит отовсюду: автомобили, неадекватное поведение некоторых граждан, собаки, препятствия на дороге, ну и конечно же экологическая проблема — сильно загрязнённый воздух, которым мы с вами вынуждены дышать, передвигаясь на велосипеде или пешком по улицам мегаполисов. Это основные проблемы, есть ещё и ряд других.

Но, несмотря на все опасности, многие люди предпочитают передвигаться по городу на велосипеде и число велосипедистов из года в год заметно растёт. Дело в том, что велосипед является очень удобным, универсальным и экономичным транспортом. Его огромное достоинство в том, что он совершенно не загрязняет и не портит окружающую среду. В развитых странах это уже давно поняли и взяли на вооружение. Посмотрим на ту же соседнюю Финляндию. Те, кому приходилось там бывать, а может быть и кататься на велосипеде, не дадут соврать о сильном отличии дорожной обстановки. Нам же остаётся только мечтать и может быть, хотя это и не красиво, немножко завидовать. Но, по всей видимости, всё это так и останется в мечтах, по прошествии десяти и более лет воз не сильно сдвинется. Хотя, конечно, иногда внушает оптимизм обращение внимания власти на строительство велодорожек. Но, зная наших чиновников, не стоит сильно обольщаться этим и рассчитывать на какие-то ощутимые подвижки в ближайшее время.

Так что нам остаётся любыми способами приспосабливаться к нынешний ситуации и стараться себя максимально обезопасить, что задача, конечно, не совсем простая. В целом, это можно назвать одним словом — «выживать».

В этой заметке особенно хочется обратиться к людям, которые не раз в неделю, по выходным дням, выкатываются для своего удовольствия за город или в парк, а к тем, кто ездит на велосипеде по городу регулярно и использует его в качестве транспортного средства. Только в случае регулярной городской езды можно действительно в полной мере оценить опасность и остроту проблемы обеспечения безопасности велосипедистов. Вспомните, сколько раз вы попадали в экстремальные или близкие к ним ситуации за прошедший год? С уверенностью можно сказать, что даже очень аккуратный и опытный велосипедист сможет назвать несколько таких случаев. Что говорить о байкерах-новичках, для которых это первый или второй год езды и всё так непривычно, ново и интересно.

Снаряжение

Первым делом хочется обратиться ко всем велосипедистам с призывом не пренебрегать шлемом, а взять себе за правило надевать его каждый раз. Пусть, быть может, не совсем удобно по началу и он немного мешает получать удовольствие от поездки, но скоро вы к нему привыкнете и перестанете замечать. Почему стоит использовать шлем, наверно, никому объяснять не нужно. Можно просто почитать известные велофорумы и найти массу печальных и поучительных случаев, где шлем был бы далеко не лишним.

Настоятельно рекомендуем сразу озаботиться приобретением яркой, заметной издалека вело одежды с отражающими полосками. Кроме того, что вас будет лучше видно на дороге, велосипедист одетый в вело форму у многих водителей вызывает большее уважение, чем если он будет ехать в джинсах и обычной футболке.

Используйте зеркало на руле или маленькое зеркальце с креплением к шлему, это очень удобно и необходимо. Конечно, самое надёжное — это повернуть голову и посмотреть назад. Но дело в том, что не всегда есть время чтобы крутить головой по сторонам, можно пропустить препятствие на дороге. Также, при повороте назад, велика вероятность вашего отклонения от курса. Зеркало позволит постоянно контролировать обстановку сзади. По опыту можно сказать, что особенно удобно использовать зеркало на шлеме. Когда едешь без него, то чувствуется как его сильно не хватает. Существуют разные варианты таких зеркал. Основное их отличие — кронштейн. У каких-то он может быть телескопическим и более основательным, что более удобно, т.к. зеркало на таком кронштейне меньше вибрирует.

bike_lights
Обязательно приобретите максимально яркие мигалки-габариты и не забывайте возить их всегда с собой. Белую спереди, красную сзади. Даже если наступили небольшие сумерки, не поленитесь включить их, не жалейте батарейки. Для частых поездок в тёмное время суток рекомендуем использовать специальные яркие велосипедные фары. Есть варианты работающие от батареек, а есть и с самостоятельным ёмким аккумулятором. Ввиду дороговизны велосипедных фонарей, некоторые велосипедисты стали делать самодельные варианты, которые оказываются ничуть не хуже.

Сейчас в свободной продаже доступны специальные спортивные респираторы со сменными фильтрами. Использование респиратора несомненно имеет смысл, ведь то чем мы с вами привыкли дышать, содержит много разной гадости, а на дороге и рядом, её концентрация возрастает в разы. К сожалению личного опыта их использования нет, но планируется. Если вы им пользовались, то просьба оставить комментарий по этому поводу. На форуме клуба «Велопитер» можно ознакомиться с подробной темой о респираторах, где представлены некоторые их модели и описан опыт эксплуатации.

Для справки:

При сгорании 1 кг. бензина может выделяться более 500 г. загрязняющих веществ и около 50 г. при сгорании 1 кг. дизельного топлива:

Загрязняющее вещество Бензин Дизтопливо
Оксид углерода 465 21
Углеводороды 23 4
Оксиды азота 15 18
Диоксид серы 2 8
Альдегиды 1 1
Сажа 1 5
Свинец 0,5 0
Всего: 507,557

Кроме продуктов сгорания мы вдыхаем дорожную пыль с частицами соли, реагентов, стёртой резины.

Пользуйтесь специальными велосипедными очками, возле дороги всегда очень пыльно. Особенно вредна солевая пыль после зимы. Бывает, что в самый неподходящий момент в глаз может угодить насекомое. Также вас может ослепить неожиданный блик солнца. Рекомендуем использовать специальные велосипедные очки со сменными стёклами. Тёмные для яркого солнца, прозрачные для тёмного времени и оранжевые/жёлтые в пасмурную погоду для улучшения резкости.

first_aid_kit

Всегда возите с собой средства первой медицинской помощи, хотя бы самые элементарные. Для постоянного места жительства в вашем рюкзаке можно рекомендовать такой расклад аптечки с самым минимумом средств: перекись водорода, йод, лейкопластыри, бинт. Это то, что может понадобиться в повседневной жизни любому человеку. Также можно иметь с собой валидол, на случай, если почувствуете сердечное недомогание.

Предложим расклад аптечки для ремонта вашего коня в полевых условиях. В неё должны входить: запасная камера, заплатки с клеем, монтажки для снятия покрышки, набор шестигранников, выжимка цепи, спицевой ключ.

Велосипед

Также к снаряжению следует отнести и сам велосипед, его конфигурацию и комплектацию. Следите за ним, поддерживайте хорошее рабочее состояние, своевременно заменяйте изношенные компоненты. Ведь согласитесь, будет мало приятного, если порвётся изношенная цепь при проезде тёмным холодным вечером мрачной промзоны. И хорошо, если с собой будет выжимка для её ремонта. Или проколота сильно стёртая покрышка.

Для городской езды рекомендуем использовать надёжные и прочные покрышки. В случае необходимости, на них можно будет ехать не только по проезжей части, но и выбирать маршруты в объезд, через тротуары, пустыри, где могут быть стёкла, гравий и прочий мусор, по которому совершенно не возможно передвигаться на узких покрышках-сликах. Накат конечно будет хуже, но надёжность и практичность превыше всего. Не забывайте периодически осматривать состояние покрышек и извлекайте застрявшие в них стёклышки, кусочки проволоки и т.п.

Также, для езды по городу имеет смысл подумать об установки жёсткой вилки. Она не требует сложного обслуживания, легка, проста и надёжна. Особенно это актуально для наших погодных условий.

Особенности передвижения:

Как же максимально безопасно и эффективно передвигаться по городу на велосипеде? Однозначного ответа на этот вопрос дать невозможно, но есть некоторые рекомендации. Конечно же, всё сильно зависит от вашей подготовки, велосипеда, навыков, техники езды и конечно же времени суток с погодными условиями.

Если вы не знаете и не читали Правила дорожного движения, то обязательно их прочтите от начала и до конца, запомните знаки. Вы такой же участник движения, как и автомобилисты, поэтому обязаны также их знать. Если ПДД читали и знаете, то рекомендуем освежить их в памяти, лишним не будет. Кстати, многие автомобилисты их не знают и часто ездят наобум.

Уважайте других участников дорожного движения, старайтесь избегать конфликтных ситуаций, помните про очень важное «правило трёх Д»! Всегда следите за действием пешеходов возле проезжей части, их поведение не всегда адекватно, они могут резко выскакивать на проезжую часть под красный или вообще вне зоны перехода.

Не забывайте заранее информировать автомобилистов о ваших манёврах общепринятыми жестами рук. Это положительно влияет на отношение водителей, рождает уважение или хотя бы привлекает внимание. Ни в коем случае не позволяйте себе отвязного вызывающего поведения на дороге, этим вы только вызовите к себе агрессию и опустите велосипедистов в глазах других людей.

Периодически на улицах города случается наблюдать нетрезвых велосипедистов. На самом деле это ни чуть не лучше чем нетрезвый автомобилист. Такие «товарищи» буквально опускают всех велосипедистов в глазах других людей, открыто демонстрируя своё наплевательское отношение к ПДД и безопасности движения. Довольно широко получил распространение, особенно среди молодёжи, стиль катания — так называемый «алко-райд». Он не несёт в себе никакого смысла, просто катание по городу под градусом, часто ночью и без мигалок.

stop_musicЗабудьте про езду в наушниках с музыкой по автомобильным дорогам. Почитав известные велофорумы можно найти довольно много печальных случаев. Всё внимание приковано к дороге и происходящему на ней, а не к прослушиванию любимой композиции. Кроме того, энергичные мелодии иногда могут спровоцировать переоценку своих сил и возможностей, привести к неприятным последствиям.

Старайтесть прокладывать наиболее оптимальный маршрут. Руководствуйтесь даже не его протяжённостью, а скорее загазованностью, количеством трафика, наличием пригодных для езды тротуаров и других дорожек. И если есть такие тротуары и дорожки, то не стоит этим пренебрегать, даже если это и займёт несколько больше времени. Не стоит сильно переживать что езда по тротуарам противоречит ПДД — жизнь и здоровье дороже. Наоборот, если есть возможность, то постарайтесь не лезть лишний раз на дорогу к машинам. Прошу понять правильно, речь идёт не о том, чтобы ездить по тротуару таких улиц, как Невский проспект и т.п., а о местах, где мало пешеходов, а тротуар достаточно широк. И, конечно же, выезжая на тротуар, нужно быть предельно осторожным и сильно не разгоняться.

С большой осторожностью проезжайте перекрёстки. Особенно не регулируемые. Не очень-то рассчитывайте, что все водители будут руководствоваться предписанием знаков приоритета в отношении вас. Поэтому проезжайте, когда полностью удостоверились, что рядом машин нет, или, что вас точно пропускают. Даже если вы двигаетесь на разрешающий сигнал светофора, будьте начеку. Посмотрите налево, потом направо, потом ещё раз налево и ещё направо, после проезжайте перекрёсток. Старайтесь тренировать боковое зрение — это очень полезно.

Не игнорируйте требование ПДД предписывающее велосипедистам двигаться в крайней правой полосе, как можно ближе к краю проезжей части. При пересечении перекрёстков в прямом направлении внимательно контролируйте ситуацию и следите что делается сзади слева от вас. Многие торопливые водители пытаются повернуть направо перед самым вашим носом, создавая тем самым опасную ситуацию для велосипедиста. А при проезде и выезде с перекрёстка следите что делается сзади справа. Попадаются кадры, которые на перекрёстке пытаются объехать велосипедиста или машину справа. Конечно же, — это проявление крайнего неуважения к окружающим и к тому же грубое нарушение ПДД.

При движении в автомобильной пробке старайтесь не ехать быстро, а аккуратно и внимательно маневрируйте среди авто. Необходимо внимательно следить за припаркованными машинами — перед вами могут внезапно открыть дверь или начать движение. Так же не стоит рассчитывать на то, что многие водители постоянно смотрят в правое зеркало заднего вида (да и в остальные). Так что вас могут просто не заметить и легко притереть к бордюру. Иногда некоторые водители пытаются высаживать пассажиров на некотором расстоянии от тротуара, так что открыть перед вашим носом могут и правую дверь.

Объезд припаркованных больших автомобилей, автобусов и троллейбусов на остановках нужно совершать с большой осторожностью и убедиться, что вы успеете это сделать пока они стоят, и удостовериться что сзади никого нет. Если не рассчитать, то во время объезда автобус может начать трогаться отъезжая от остановки и, не заметив вас в зеркало, вытеснит на середину проезжей части.

Не пренебрегайте правилом ПДД, не разрешающим проезд под запрещающий сигнал или с закрытым шлагбаумом. Вы, конечно, на велосипеде и объехать шлагбаум вам ничего не стоит, но чего это может стоить потом. Также, соблюдая ПДД, вы немножко поднимите авторитет велосипедистов в глазах некоторых водителей. Некоторые «товарищи» этот авторитет постоянно портят.

Следите за дорогой у края проезжей части, там обычно много всякого мусора и стёкол, возможно повстречать открытый люк или водосток.

Берегитесь собак

Собака — друг человека, это несомненно. Но не каждая и не для всех. Беречься стоит как бездомных, так и собак с хозяевами. С бездомными собаками можно повстречаться в районе промзон, строек, рынков, пустырей, в окрестностях городских кладбищ. Как правило бездомные собаки сбиваются в стаи по несколько штук, хотя случалось встречать и внушительные стаи по десятку и более голов.

Если вы заметили издалека собак, то сбавьте скорость или совсем остановитесь, оцените расстояние до них, их поведение и состояние. Если они вас не заметили и продолжают мирно заниматься своим делом, то лезть на рожон не стоит, а просто попробуйте объехать их на безопасном расстоянии, не привлекая внимания. Если же они на достаточно близком расстоянии и заинтересовались вами, то имеет смысл остановиться и слезть с велосипеда, наблюдая за реакцией. Если интерес пропал, то спокойно пешком обходим их стороной, наблюдая за ними и садимся в седло на безопасном расстоянии. Если же интерес не пропал и они двигаются к вам, то имеет смысл отгородиться от них велосипедом и делать вид, что вы на них наступаете. Как правило, бездомные собаки довольно трусливы и имитации наступления с велосипедом достаточно чтобы их отогнать. При этом оглядывайтесь назад, бывает что помимо основной стаи где-то сзади в кустах находятся ещё несколько собак, которые вас могут застать врасплох внезапным нападением со спины. Если вы не уверены, то лучше не пытаться уехать от собак, они бегают очень быстро и способны на короткое время развивать скорость до 50-60км/ч. при этом будут стараться укусить вас за ноги. Также можно сделать вид, что вы что-то поднимаете с земли чтобы кинуть в них. На многих собак это действует. А если ситуация принимает серьёзный оборот, то можно уже по-настоящему поднять камень, бутылку или иной предмет и при необходимости метнуть. Некоторые велосипедисты изготавливают специальное оружие против собак. Например, велосипедный тросик с грузом на конце. Но лучше не доводить дело до его использования и не подпускать собак близко.

Хозяйские собаки также представляют опасность. Они, как правило, гораздо смелее и сильнее, особенно бойцовые породы. У последних хозяева могут быть тоже не вполне вменяемыми людьми, со своими комплексами и загонами, а то зачем заводить такую собаку, как только не для самоутверждения, но конечно же это не про всех. Просто были случаи, когда в ответ на претензии о выгуливании собаки без поводка и намордника, хозяева ещё пуще натравливали её на потерпевшего. Поэтому с хозяевами лучше лишний раз тоже не ссориться и особо не возмущаться, а просто спокойно попросить забрать собаку. Велика вероятность встретиться с домашними собаками в вечернее время в парковых и около парковых зонах, на территории дворов, скверов. Также как и от бродячих, от домашних, в случае нападения старайтесь загородиться велосипедом, это очень выгодная позиция в отношении собак.

Берегитесь людей

Не меньше чем собак (если не больше) нужно беречься неадекватных людей и избегать встречи с ними. В позднее время суток предпочтительнее передвигаться по хорошо просматриваемым, освещённым улицам, а не дворами, скверами, парками. Увидев подозрительную компанию, направляющуюся в вашу сторону, незамедлительно примите меры, особо ждать чего-то не стоит. Даже если они идут не к вам, то перестраховаться не помешает. Постарайтесь переехать на другую сторону улицы, по возможности нужно максимально ускориться во избежание контакта, следите за их дальнейшим поведением. В тёмное время суток не стоит злоупотреблять катанием по паркам, особенно незнакомым и глухим. Если довелось ехать куда-то в позднее время, то лучше всего передвигаться по проезжей части, на тротуаре вероятность нежелательной встречи ночью возрастает, а на дороге машин мало и можно спокойно ехать.

Если вам дорог ваш велосипед, то ни в коем случае не оставляйте его без присмотра и не надейтесь на велозамки, они легко перекусываются и ломаются, хотя они действительно могут отнять время у преступника. Число краж велосипедов сильно возрастает в летний сезон. Возле некоторых велосипедных и спортивных магазинов могут дежурить группы воров. Если велосипед украли, то найти его практически не представляется возможным. Можно попробовать обойти барохолки, рынки, но вероятность найти очень мала.

Так же известны случаи нападения на велосипедистов с целью наживы, так что не стоит подолгу беспечно стоять в незнакомых местах и если замечаете что-то подозрительное, постарайтесь без промедления уехать. К примеру известен случай, когда велосипедист остановился у ларька купить воды. Пока он её пил, к нему подошли несколько молодчиков и ударив по голове завладели недешёвым велосипедом, владелец которого собирал его долго и тщательно подбирал все компоненты.

Избегайте конфликтных ситуаций с водителями, среди них много неадекватных людей, у некоторых ещё может быть при себе оружие, так что лучше не провоцировать.

Многие велосипедисты возят с собой разные средства самообороны. Самое простое — газовый баллончик, пистолет-удар, нож. Последний, если вы не умеете с ним хорошо обращаться, без нужды доставать не надо, может обернуться против вас.

По возможности статья будет изменяться и дописываться. Все вышеописанные советы и рекомендации основаны на личном опыте многолетней городской езды. Хочется надеяться, что для некоторых они окажутся полезными. Если вам есть что добавить, оставляйте комментарии, с удовольствием включим ваши советы в эту статью.

Правила езды на велосипеде по проезжей части

Правила езды на велосипеде по проезжей части

Лучшее место для езды на велосипеде в городе – это, конечно, парки и скверы, а также специально выделенные велосипедные дорожки. Но «у нас не Европа»: подобных мест в любом городе-миллионнике так мало, что их можно пересчитать по пальцам. Волей или неволей, но велосипедистам приходится передвигаться по проезжей части дорог. Правила дорожного движения позволяют ездить по проезжей части, вместе с автомобилями, только велосипедистам старше 14-летнего возраста. Детям младше на велосипедах запрещено покидать пределы тротуаров, пешеходных и дворовых зон, специальных велосипедных дорожек. Что ещё говорят ПДД о велосипедистах, и каковы неофициальные, выработанные самой жизнью, правила езды на велосипеде по проезжей части – далее. Самый полный обзор!

Термины и понятия

Велосипед, с точки зрения правил дорожного движения, тоже относится к транспортным средствам, а едущий на нём велосипедист – к водителям. Но: когда он ведёт велосипед рядом, то снова автоматически становится пешеходом. Велосипед – это транспортное средство, которое приводится в движение мускульной силой ног водителя, но может также иметь электродвигатель, мощностью не более 0,25 кВт.

Велосипедной дорожкой признаётся только конструктивно отделённое и от проезжей части для машин, и от тротуара пространство, обозначенное соответствующими круглыми знаками (4.5.2 – 4.5.7). Это отдельный элемент дороги, который тоже может иметь перекрёстки с проезжей частью и с тротуарами. Кромка асфальта за крайней сплошной полосой, обозначенной по правому краю проезжей части, велосипедной дорожкой не считается.

Термины и понятия

Бывает однако, что эта часть дороги обозначена квадратным знаком 5.14.2. Это – недавнее нововведение в правила дорожного движения – так называемая «полоса для велосипедистов». Она предназначена для движения велосипедов, мопедов и скутеров.

Термины и понятия01

Полоса для движения велосипедистов.

Как правильно ехать по проезжей части – по ходу движения или навстречу потоку?

Перед всеми, кто впервые выезжает на велосипеде на проезжую часть дороги, возникает этот вопрос. Как известно, пешеходам правила предписывают, если есть необходимость двигаться по обочине или кромке проезжей части, идти по краю левой стороны дороги, навстречу движущимся машинам. На велосипедистов это предписание не распространяется: им правила указывают ехать в одну сторону с автомобилями, по правой стороне дороги.

Как правильно ехать по проезжей части – по ходу движения или навстречу потоку?

Причём ехать по самой проезжей части (а также по обочине или по тротуару) велосипедист имеет право, только если в данном месте отсутствует велодорожка или специально выделенная «полоса для велосипедистов». Либо если нет возможности ехать по этим специально выделенным местам (из-за ремонтных работ на них или т.п. форс-мажорных обстоятельств).

Возрастные ограничения

Как уже было сказано в начале, велосипедистам младше 14-ти лет запрещается выезжать на проезжую часть, и на её обочину тоже. А велосипедистам младше 7-ми лет и на велосипедные дорожки тоже выезжать нельзя. Им предписано кататься только в пешеходных зонах, парковых и дворовых территориях.

Возрастные ограничения

Обязательное использование световых приборов и светоотражающих элементов

Для движения в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости (в тумане, например) велосипед должен быть оборудован следующими световыми приборами:

  • белой фарой спереди,
  • красной фарой (или светоотражателем того же цвета) сзади,
  • красными или оранжевыми светоотражателями (катафотами) – с каждой стороны велосипеда.

Обязательное использование световых приборов и светоотражающих элементов

Что касается светоотражающего жилета, то его применение в тёмное время суток является для велосипедистов не обязательным, а рекомендованным правилами. Т.е. правила не предписывают облачаться велосипедисту в такой жилет, а лишь советуют ему надеть его, или же использовать светоотражающие элементы – фликеры – на обычной одежде.

Где предписано спешиваться и вести велосипед рядом?

При пересечении проезжей части по пешеходному переходу правила дорожного движения предписывают велосипедисту спешится и вести велосипед рядом. В случае, если велосипедист не переходил, а переезжал пешеходный переход, и произошло ДТП, то он будет считаться виновником этого ДТП.

Где предписано спешиваться и вести велосипед рядом?

Второй случай, когда правила обязывают велосипедиста спешится и вести велосипед рядом, – это когда на тротуаре, обочине или пешеходной зоне он создаёт помехи пешеходам или подвергает их опасности. Например, в тех местах, где очень тесно и многолюдно.

Должен ли велосипедист пропустить машину, поворачивающую направо?

Согласно правилам дорожного движения, велосипедист, едущий по проезжей части дороги, должен всегда следовать справа от автомобилей. А что делать в том случае, если машина поворачивает направо, а велосипедисту нужно прямо? Кто кого должен пропускать? Автомобиль. Правила чётко обязывают водителей уступить дорогу велосипедистам (и пешеходам тоже), и только потом совершить поворот направо.

Какие штрафы предусмотрены за нарушение правил велосипедистами?

В Кодексе административных правонарушений наказанию велосипедистов-нарушителей посвящена особая статья – №12.29. Она очень короткая: одна часть статьи предусматривает штраф 800 рублей за любое нарушение ПДД велосипедистом; другая – штраф от 1000 до 1500 рублей также за любое нарушение, но совершённое в состоянии алкогольного или иного опьянения. (Эти «расценки» даны по состоянию на конец 2018 года).

Какие штрафы предусмотрены за нарушение правил велосипедистами?01

Правила, написанные специально для велосипедистов

Поскольку велосипед относится к транспортным средствам и должен двигаться по проезжей части в одном направлении с автомобилями, на него распространяются те же правила. Велосипедист должен вместе с автомобилями останавливаться на красный сигнал светофора, пропускать пешеходов, переходящих проезжую часть по «зебре» и т.п. Кроме того, есть перечень требований, которые предъявляются именно к велосипедистам при их движении по проезжей части. А именно:

  • нельзя выезжать на дорогу с неисправными тормозами, рулём, звуковым сигналом (или вовсе без него);
  • нельзя не только ехать на велосипеде против хода движения машин, но и вести его рядом (в этом случае велосипедист всё равно должен следовать в одном направлении с общим транспортным потоком);
  • запрещается ездить по дорогам категории «автомагистраль»;
  • запрещается отпускать руль и ехать «без рук»;
  • нельзя при движении по проезжей части перевозить пассажира на велосипеде (исключения: велосипед-тандем; специальное кресло для ребёнка до 7 лет);
  • нельзя перевозить на велосипеде груз, который выступает за его габариты длины или ширины более чем на полметра, либо мешает управлять велосипедом;
  • запрещено поворачивать налево или разворачиваться, если дорога имеет более одной полосы движения в одном направлении и (или) если на ней есть трамвайные пути;
  • нельзя буксировать другой велосипед или иное транспортное средство;
  • запрещается въезжать под дорожный знак 3.9: «Движение велосипедов запрещено».

Перед поворотом или перестроением велосипедист обязан заблаговременно оповестить других участников движения об этом своём манёвре. Сигналы подаются руками. Сигналу поворота налево соответствует вытянутая в сторону левая рука, сигналу поворота направо – вытянутая правая рука. Надевать при движении по проезжей части на голову специальный велошлем правила НЕ обязывают. Во всяком случае, пока.

Правила, написанные специально для велосипедистов

Актуальная и сейчас картинка из старой книжки: велосипедист информирует о своём перестроении.

Безопасная езда по проезжей части – в руках самого велосипедиста

Правила правилами, но и сам велосипедист может сделать свои поездки по городским улицам максимально безопасными для себя и окружающих. Для этого нужно следить за исправным техническим состоянием своего «двухколёсного друга». На дороге быть собранным и внимательным, быстро реагировать на изменения ситуации.

Поддерживать оптимальную для конкретного транспортного потока скорость, выдерживать дистанцию и боковой интервал, не рисковать, пытаясь «проскочить». Давно известно: безопаснее всего ехать примерно на одной скорости со своим транспортным потоком. Слишком медленная езда создаст помехи автомобилям, так как они вынуждены маневрировать, объезжая велосипедиста. Особенно это проблематично на узких участках дорог, где разъезды с попутным и встречным транспортом затруднены. Однако высокая скорость будет оптимальной лишь в случае, если весь остальной транспорт тоже движется быстро.

Нужно обеспечить хорошую видимость велосипеда и себя самого для других участников движения. По возможности, быть в яркой одежде. Не забывать подавать сигналы рукой при осуществлении поворотов и перестроениях. При заездах на тротуары, бордюры и съездах с них колесо нужно ставить прямо, под прямым углом. Чтобы оно не соскользнуло и велосипед не «унесло» в сторону с последующим падением. Руль перед самым въездом на бордюр нужно слегка поддёрнуть руками вверх. В противном случае, если бордюр достаточно высокий, падение будет неизбежным.

Безопасная езда по проезжей части – в руках самого велосипедиста

При выборе маршрутов для поездки лучше, по возможности, прокладывать их по городским дорогам с низким трафиком и небольшой средней скоростью движения машин. Можно, но не сто́ит часто или много ездить по улицам с интенсивным движением. Там, где автомобили едут с большой средней скоростью, поддерживать подобную которой велосипедист не в состоянии; по широким дорогам-многополоскам с развязками и эстакадами. В тех метах, где автомобили постоянно носятся со скоростью 60…80 км/ч и более, даже в крайнем правом ряду, велик с его максимальными 30…40 км/ч совершенно неуместен и даже опасен.

Разумеется, опытный велосипедист проедет везде, но вот безопасность таких поездок будет уже не так высока. Да и выхлопных газов придётся вдохнуть гораздо бо́льшее количество.

Не надо жаться к обочине или ехать по ней, подпрыгивая на ухабах, дабы торопящиеся автомобилисты не тратили время на объезд велосипеда. Да, ехать нужно как можно правее, но при этом смотреть, чтобы под колёсами был нормальный асфальт. Велосипедист – такой же полноправный участник движения.

Тем более, что есть такой психологический момент – водитель автомобиля всегда постарается просочиться на скорости между сильно «жмущимся к краю» велосипедистом и занятой второй полосой. В результате, на узкой дороге с насыщенным трафиком сильно жаться к краю становиться просто опасно. Поскольку машины будут проходить мимо велосипедиста буквально впритирку, не снижая скорости. Лучше занять понятную для всех позицию на дороге, «с запасом» от её края, чтобы у автомобилистов не возникало вредных желаний. Но, конечно, если за едущим не быстро велосипедистом уже скапливается целая кавалькада машин, то нужно съехать на обочину и пропустить страждущих.

На что следует обратить внимание родителям юного велосипедиста

Если поездка планируется достаточно долгая – на другой конец города, то не лишним будет заглянуть в актуальный прогноз погоды. А при необходимости – прихватить с собой «на всякий случай» лёгкий целлофановый дождевик.

Нельзя оставлять велосипед без присмотра даже на пару минут. Замок-тросик сто́ит копейки, совершенно не мешает в поездках, и пристегнуть им велосипед к парковке, либо к каким нибудь перилам, столбу и т.п. – дело нескольких секунд. Более того: если велосипед предполагается регулярно оставлять надолго (на несколько часов), то лучше вообще приобрести металлический U-образный замок. Его не сломать кусачками, а пилить ножовкой гораздо дольше, чем замок-тросик.

На что следует обратить внимание родителям юного велосипедиста

Увлечение ребёнка велосипедом нужно всячески поощрять. Это один из самых лучших способов укрепления здоровья и стимуляции правильного физического развития. А также одна из лучших альтернатив компьютерным играм – настоящей «чуме XXI века» для детей и подростков.

Но сейчас не те времена, когда можно было кататься на велосипеде совершенно беспечно, не обращая особенного внимания на правила. Интенсивность дорожного движения стала во много раз сильнее. Поэтому для того, чтобы ребёнок не пострадал сам и не спровоцировал ДТП, выпускать его за пределы парка или двора ответственный родитель может, только если убедится, что:

  • юный велосипедист хорошо держит равновесие не только при быстрой, но и при медленной езде, спокойно едет, не виляя, по выбранной траектории;
  • ребёнок умеет уверенно маневрировать на велосипеде, легко объезжать людей и препятствия;
  • перед поворотом он снижает скорость и спокойно входит в поворот;
  • юный велосипедист хорошо знает и уважает правила дорожного движения, о которых говорилось выше;
  • велосипед полностью исправен – руль и колёса хорошо закреплены, а тормоза работают безупречно, звонок или другой звуковой сигнал звучит достаточно громко.

Не сто́ит отпускать детей кататься на велосипеде в тёмного время суток и даже в сумерки. Однако свтоотражателями и габаритными огнями велосипед всё равно должен быть оснащён. Не говоря уже о звуковом сигнале – он должен быть на руле обязательно.

На что следует обратить внимание родителям юного велосипедиста

Нет единого мнения по поводу таких средств защиты, как велошлем и наколенники / налокотники. Многие родители считают их пустой тратой денег и в общем-то бесполезной вещью. Тут каждый решает самостоятельно: нужно или не нужно экипировать юного велосипедиста этими средствами защиты.

Однако нет сомнений в том, что одежда велосипедиста, который ездит по дорогам общего пользования, должна быть яркой. Потому что нужно быть хорошо заметным на дороге не только в тёмного время суток, но и днём. Этого пункта нет в правилах, но для безопасности ребёнка нужно следить, чтобы он катался на велосипеде не в серой или т.п. неприметной одежде, а только в яркой (красной, жёлтой или оранжевой футболке и т.п.)

На что следует обратить внимание родителям юного велосипедиста

При чётком и последовательном соблюдении изложенных правил езда на велосипеде по проезжей части будет не только безопасной, но и комфортной. Научитесь соблюдать их и научите этому детей. В том числе и на собственном примере, разумеется.

Источники:

https://krutipedaly.ru/samye-vaznye-pravila-povedenia-dla-velosipedistov/
https://www.driver-helper.ru/shtrafy-gibdd/t/vse-shtrafy-dlya-velosipedistov-za-narushenie-pdd-v-2018-godu
https://rideabike.ru/gorodskaya-ezda-na-velosipede-osobennosti-i-bezopasnost
https://childage.ru/psihologiya-i-razvitie/fizicheskoe-vospitanie/pravila-ezdyi-na-velosipede-po-proezzhey-chasti.html