Bmx строение

Что такое BMX

С 2008 года ВМХ – это олимпийский вид спорта. Впервые соревнования по ВМХ (кроссу, рэйсингу) были включены в программу пекинской олимпиады. Но ВМХ – это не просто спорт. Это – пласт молодежной культуры, стиль жизни. И в России, и во всем мире во множестве спортивных клубов и неформальных молодежных объединениях культивируются и развиваются различные дисциплины этого вида спорта.

Немного об истории появления ВМХ

BMX

Время рождения – 70-е годы двадцатого столетия. Место рождения – Калифорния, где весьма популярными были соревнования по мотокроссу. Родители – калифорнийские мальчишки, увлекающиеся мотоспортом и активно повторяющие трюки на своих велосипедах.

Но серийные шоссейные велосипеды были плохо приспособлены для такого рода трюков. Их стали переделывать так, чтобы они больше соответствовали выполнению различных сложных трюков. Увлечение распространялось все шире. Появились компании, которые начали производство ВМХ байков. Первые из них – Mongoose, Haro, Skyway, GT, Hutch. Разумеется, отличие первых моделей от современных байков огромно. Их различия касаются и конструкции и функциональных возможностей. Нынешняя аббривиатура ВМХ интерпретируется как Modified Bike X-treme. Этим подчеркивается именно трюковая направленность моделей.

Разновидности дисциплин ВМХ

Всего в настоящее время таких дисциплин пять:

    Racing (рейсинг) – наиболее старая и самая скоростная дисциплина. Трассы для рейсинга такие же, как и для мотокросса. В них много трамплинов разной высоты и поворотов с разными углами. Покрытие трассы – грунт. В последние годы появилось синтетическое и асфальтовое покрытие.
    BMX racing

Особенности моделей байков для ВМХ

Модели для всех дисциплин этого вида спорта очень похожи. Они снабжены очень прочной и легкой рамой. В недорогих моделях она выполнена из стали. В дорогих – из титана или хромомолибдена. Рама расположена низко, имеет прямые нижнюю и верхнюю трубы. Размер колес – 20 дюймов. Одна передача, которая регулируется количеством зубьев на звезде. Чтобы при повороте руля более, чем на 360 градусов, тормозные тросы не запутывались, в некоторых моделях рулевая вилка оборудована гироротором. Руль расположен высоко, установлен параллельно вилке. Для большей прочности он может быть многосоставным.

Упором для ног служат пеги, которыми оснащены оси. Пеги используются для исполнения трюков и скольжения по различным поверхностям. Пеги

Несколько отличаются модели для рейсинга. Их отличие – сверхлегкая рама и более длинная база, чем у других моделей ВМХ. Байки для рейсинга – это исключительно оригинальные модели. Для всех других дисциплин можно использовать переоборудованные велосипеды. Разумеется, это не касается соревнований высокого уровня.

BMX-культура: спорт или образ жизни?

Культура райдерства появилась в России давно: с приходом западных новинок молодёжь с велосипедов перебралась на скейты, ролики и другие, более популярные и непривычные для постсоветских стран средства передвижения. Однако сейчас в трюковых парках сложно найти хотя бы одного скейтера и роллера: на рампах делают невероятные трюки молодые люди на маленьких подвижных велосипедах, которые называются BMX. Постепенно завоёвывая популярность у спортивной молодёжи, такой вид велосипедов в наше время стал очень популярным, и у нас есть всё больше предпосылок считать, что BMX из вида спорта постепенно перерастает в собственную культуру.

Любите пробежки, но из-за пандемии вынуждены сидеть дома? Магнитные беговые дорожки будут лучшим решением!

Немного из истории BMX

BMX-рейс появился в 70-х годах прошлого века в Америке. Тогда на пике популярности был моторейсинг, и дети мотоциклистов, желая повторить трюки, выполняемые их отцами, начали «подгонять» велосипеды под трюковые характеристики. Другая версия происхождения BMX относится к горным велосипедам – MTB (mounting bike). Рельефы гор были заменены на трамплины в парках, а обычные прыжки стали дополняться трюками с перекрутом руля и выходом в фазу полёта велосипедиста.

Со временем, такой способ передвижения стал набирать популярность. Молодёжь Америки так увлеклась новой дисциплиной, что в скором времени она стала признанным видом спорта. В 1993 году BMX (bycicle motocross) вошёл в Международный союз (UCI), а в 2008 году стал частью спортивной программы Олимпийских игр в Пекине.

Разные дисциплины – разные культуры

Как и любая спортивная дисциплина, BMX-рейс имеет свои ответвления. В данной спортивной культуре выделяют парковое катание, катание на земляных трамплинах (дёртах) и стрит-рейс, то есть, уличное катание. Если дёрт-BMX является исключительно спортивной дисциплиной, то стрит и парк можно считать местами неформального сбора членов BMX-культуры: чаще всего, молодые люди не только оттачивают свой спортивный навык, но и объединяются в группы, обмениваясь опытом. В целом, многие сравнивают такой способ общения как субкультуру российских дворов, в которой молодёжь собирается и проводит время не только за общением, но и за спортивными играми. И BMX-культура не может жить без активной спортивной составляющей: общими интересами носителей такой культуры является именно тренировка навыков. Помимо спортивного общения, ребят, занимающихся BMX, определяет тяга к активному проведению времени без изменения собственной индивидуальности. Как правило, в субкультурах люди хотят казаться «иными», «не такими, как все». BMX-рейсеры не отделяют собственную жизнь от катания на трюковых велосипедах, следовательно, не они уходят в культуру, а культура становится частью их жизни.

Стрит-райдеры являются наиболее далёкими от спорта в традиционном понимании. На стритовых BMX катаются ребята из тех городов, где парки не всегда доступны. Для них BMX – это способ объединения в группу по общим социальным интересам. Несмотря на это явление, есть много стрит-спортсменов, которые завоёвывают места и титулы на международных соревнованиях.

Носители о культуре

Несмотря на то, что катание на экстремальных трюковых велосипедах уже можно отделить в особую культурную секцию, черты, по которым можно выявить представителей данной культуры (помимо спортивной амуниции и особого вида велосипеда) выделить кажется сложным. Для того, чтобы быть приближенными к действительности, стоит учесть мнения и самих носителей BMX-культуры.

Сергей Артёмов катается на BMX уже 9 лет. Свой первый велосипед он приобрёл ещё в 2011 году. Увлечение таким видом спорта у молодого рейсера идёт ещё из детства: «Я часто ездил с моим дядей на горных велосипедах по лесу. Как раз там первый раз увидел, как ребята катались на BMX. Скейтпарка в те времена ещё не было, и им приходилось тренироваться на фигурах, которые строили своими силами из земли. Как только я увидел первый трюк от какого-то парня – понял, что определенно хочу этим заниматься. Родители долго не соглашались, ссылаясь на опасность, но уговорами у меня получилось убедить их». По мнению Сергея, всех BMX-ров объединяет любовь к оттачиванию собственных навыков: преодолевая страхи, молодые люди тренируют собственное тело и силу воли.

BMX — часть молодежной культуры

Направление BMX в велоспорте развивается на протяжении сорока лет, но наиболее бурный рост его популярности можно наблюдать на протяжении последнего десятилетия. В 2008-м году это вид велоспорта назвали олимпийским, а кросс BMX (рейсинг) уже проводили на пекинской Олимпиаде.

BMX за очень короткий период стал целым пластом молодежной культуры, стал жизненным стилем для любителей этого направления велоспорта. Сейчас практически в любой стране мира есть спортивные клубы различного направления BMX. Еще больше существует так называемых «уличных» группировок, в которые объединяются любители этого увлечения.

Велосипеды для BMX

BMX велосипед является особенной моделью в велоспорте, он как бы имеет отдельную нишу в линейке велосипедов. Когда велосипедисты начали выполнять трюки на своих байках, то стало очевидным, что для этого нужен специальный велосипед. Байкеры стали самостоятельно модернизировать и переделывать своих двухколесных коней, которые после изменений в конструкции позволяли выполнять все более сложные трюки.

Такой апгрейд стал настолько массовым, что известные производители велосипедов на это явление с интересом обратили внимание. После определенных исследований начали выпускать специализированные велосипеды BMX. Первыми компаниями, кто уловил веяния моды стали GT, Haro, Hutch, Skyway, Mongoose. На моделях этих компаний уже можно было выполнять сложные упражнения с высокой долей безопасности.

Велосипеды для BMX

Особенности велосипеда для BMX

Для неискушенного человека BMX байки похожи на детские велосипеды. Это понятно, так как они очень компактные, низкие с небольшими габаритами. Главные особенности устройства велосипеда для трюков — это одна скоростная передача и отсутствие подвески. Другие части могут изменяться по своей конструкции, в зависимости от того, что конкретно байкер захочет получить от своего любимца.

Соответственно, рама у велосипеда BMX должна быть очень прочной с треугольниками небольшого сечения. Сталь рамы содержит хром или молибден для усиления конструкции. Трубы рамы изготавливают вытягиванием в раскаленном состоянии, что позволяет выдерживать многократные нагрузки.

Оси выполнены как трубки из металла, чтобы выполнять трюки со скольжением. На руле обязательно есть соединение с левой и правой сторонами и он способен вращаться сколько необходимо на угол 360°. Ручки руля выполнены с элементами усиления сцепления рук с велосипедом.

Особенное внимание на велосипедах ВМХ уделяется тормозной системе. Конструктивно она рассчитана чтобы при выполнении трюков вращающийся руль не запутывал тросы. Усилие тормозов должно быть соответствующим, чтобы полностью блокировать вращение колеса, что применяется в различных трюках. Специфика использования такого типа велосипедов требует применения небольших по диаметру колес.

BMX велоспорт

Направления в BMX

Рейсинг — направление BMX с скоростной составляющей. Соревнования проводят на тех же трассах. что и по мотокроссу с большим количеством трамплинов и поворотов. Покрытие трассы — грунт или синтетика.

Флетлэнд – наиболее медленный вид в BMX (флет). Очень зрелищный вид велоспорта. Выполняются различные трюки (одиночные и сериями) на ровной площадке.

Стрит райдинг — самое массовое направлением в BMX. Трюки выполняются на улице, в парках или спец площадках для скейт бординга. Направление стрит также зрелищен как флет, и не требует наличия трассы. «Оборудованием» выполнения импровизированных трюков являются ступеньки, скамейки, крыши, перила, поручни и другие сооружения.

Верт — по технике исполнения очень сложная дисциплина в BMX. Прыжки и трюки выполняют на специально оборудованной рампе (желобе) с высотой 2-4 метра. Рампа нужна для разгона, все трюки делают в полете в воздухе. Травмоопасный, очень зрелищный вид велоспорта.

Дерт-джампинг — как в рейсинге здесь используют грунтовые трассы с наличием трамплинов различной конструкции. Главное показать высокую скорость, а не сложные и эффективные трюки.

Основные направления в BMX

Первой дисциплиной в BMX считается рейсинг (racing). Это самое скоростное направление BMX, к тому же соревнования по рейсингу проходят на таких же трассах, как и в мотокроссе. Маршрут включает в себя множество различных поворотов и трамплинов. Как и в мотоспорте, трасса для рейсинга как правило покрыта грунтом. Но в последнее время все чаще используются асфальтированные трассы или синтетическое покрытие.

BMX Рейсинг

Флетлэнд

Флетленд (flatland) – самый нескоростной вид BMX, также именуемый как флет. Но, не смотря на отсутствие высоких скоростей, флет является очень зрелищным видом спорта. Флетленд – это выполнение различных трюков на ровной поверхности, к тому же трюки исполняются сериями, что еще больше захватывает зрителей.

BMX Флетлэнд

Стрит-райдинг

Street-riding (стрит) – является наиболее массовым направлением BMX. Стрит-райдеры исполняют разнообразные трюки как на улицах и парках, так и на специальных площадках для скейтбординга. Стрит не менее зрелищен чем флет, а трассы, как для рейсинга, не требуются. В качестве различных препятствий и «дополнительного оборудования» для выполнения трюков используются скамейки, ступеньки, перила, крыши, поручни и т. п. Не редко райдеры, занимающиеся стритом, вызывают негодование городских властей из-за того, что используют для своих трюков разнообразные уличные элементы, вследствие чего портится государственное имущество. Но все же серьезных преград для райдеров госструктуры не делают, да и сами велосипедисты не такие уж и чувствительные, чтобы оставить любимое занятие. Так что перспективы развития у Street-riding довольно большие.

BMX Стрит-райдинг

Верт (vert) – наиболее сложная, в техническом плане, дисциплина BMX. Все трюки и прыжки исполняются в специально оборудованном желобе (рампе), высотой от 2 до 4 метров, к тому же рампу используют лишь для разгона, а трюки исполняют в воздухе, над стенками рампы. Не смотря на высокую опасность получить травмы, верт очень красивый и зрелищный вид BMX.

BMX Верт

Дерт-джампинг

Также как и в рейсинге, в дерт-джампинге (dirt jumping) используют трассы с грунтовым покрытием, с трамплинами различной высоты. Но в рейсинге главным показателем является скорость, а в дерт-джампинге в первую очередь ценится сложность и эффектность трюков, исполняемых в воздухе, во время преодоления трамплина.

BMX Дерт-джампинг

Байки для разных направлений в BMX очень похожи, как по внешнему виду, так и по техническим характеристикам. В первую очередь это легкая и довольно прочная рама, в недорогих моделях используют сталь, для более дорогостоящих рам применяют хромомолибден или титан. Рама относительно низкая, верхняя и нижняя трубы прямые. Передача только одна, но можно регулировать путем изменения количества зубьев на звездочке. Колеса, как правило, 20 дюймовые. В большинстве моделей, рулевая вилка оснащена гироротором (подшипник со специальными креплениями для тормозных тросиков) – это позволяет поворачивать руль более чем на 360° не запутывая тормозные тросы. Руль BMX-байка довольно высокий и устанавливается параллельно вилке, также он может быть многосоставным, для более высокой прочности. Оси оборудованы специальными упорами для ног (пегами) – которые велосипедист использует для исполнения трюков или для того, чтобы скользить по поверхностям каких-либо предметов. В таких дисциплинах как рейсинг и дерт-джампинг, пеги не используются. К тому же модели для рейсинга существенно отличаются от остальных моделей: более длинная база и облегченная рама. В рейсинге принято использовать оригинальные модели BMX-байков. Модели для остальных дисциплин – стрит, флет, дерт, верт, можно легко переоборудовать и использовать в других видах BMX.

BMX (велосипед)

BMX (Bicycle motocross) — разновидность велосипеда, изначально придуманная взрослыми любителями мотокросса для тренировки своих детей. Для детей — будущих спортсменов мотокросса и мотофристайла, физически невозможно было учиться кататься на полноразмерных мотоциклах для мотокросса, а специальных детских моделей в то далёкое время (1960-е годы) не было. Такой велосипед был проще для освоения. Потом BMX уже перерос в отдельный вид спорта, разделённый на несколько дисциплин, две из которых являются олимпийскими видами спорта — BMX freestyle и BMX racing.

Содержание

Конструкция и отличительные особенности велосипедов BMX

Главной особенностью велосипеда BMX являются колёса размерностью 20 дюймов, полное отсутствие подвески и наличие всего лишь одной передачи. В остальном же вариации могут быть разными. Велосипеды типа BMX как правило очень манёвренны, обладают низким весом (до 13 кг).

Рама для BMX делаются из расчёта на прочность в сочетании с лёгкостью, поэтому рама BMX имеет очень простую и надёжную конструкцию: два треугольника с общим основанием, крепления для втулки (дропауты), которые могут иметь большую площадь и толщину. Для увеличения прочности используется «батинг» или сварка дополнительных косынок в задние перья рамы и иногда между главными трубами. Дешёвые рамы для BMX’а делаются из нелегированной стали, а более дорогие — из легированной стали (с добавлением хрома и молибдена), реже из титана или алюминия (последний материал используется для рам BMX-racing). В технологии изготовления рам применяют «баттинг» — вытягивание ещё горячих труб. В итоге в местах нагрузки трубы более толстые, а где её мало — тоньше. Вытягивание может быть многоэтапным.

BmxStreet.JPG

На раме кареточный стакан (под подшипники для оси кареточного вала) может быть четырёх видов:

  • American (Американка). Самый большой стакан, устанавливается на старые и/или дешёвые велосипеды. Рассчитан на запрессовывание двух чашек под подшипники в комплекте со втулкой между ними, чтобы подшипники стягивались и не ломались при затягивании осевых болтов на валу.
  • Mid (Мид). Примерно на треть меньше по диаметру, подшипники впрессовываются непосредственно в раму, минуя чашки.
  • Spanish (Испанка). Этот стакан устроен так же, как и Мид, но является самым маленьким по диаметру.
  • Euro (Евро). Этот стакан имеет резьбу и рассчитан на установку особой каретки. В ней есть две завинчивающихся в раму чашки, в которые запрессованы четыре подшипника (по 2 на сторону) и втулка между подшипниками. Также данный тип кареточного стакана используется в рамах горного велосипеда.

Колёса

Колёса на BMX имеют размер 20 дюймов, но встречаются и совсем «детские» версии 16 дюймов. Обода имеют широкий «коробчатый» профиль, бывают одинарные, двойные или даже тройные, большинство предназначено для использования с ободными тормозами. Спицовка может быть 48 (в 4 креста, устарело) или 36 (3 креста) спицами.

Покрышки как правило слики или полуслики в зависимости от дисциплины, шириной 1,8 — 2,50 дюйма. Рекомендуемое давление в камерах 3-7 атм (300—700 кПа).

На руле ВМХ, как правило, есть кроссбар (англ.  crossbar ) — перекладина посередине, повышающая прочность руля. Руль может быть сделан двухэлементным и более. Самые популярные рули — двухэлементные (из двух труб) и четырёхэлементные (соответственно, из четырёх). На концах руля, как правило, устанавливаются (натягиваются) грипсы — ручки для повышения сцепления рук с рулем. Для того чтобы грипсы не спадали, а также чтобы при падении велосипеда не повреждался руль, на него устанавливаются баренды — заглушки по обеим сторонам руля, бывают с винтами или свободно заходящие — нейлоновые.

Деталь, которая соединяет руль с вилкой. Выполняется в основном из цельного куска алюминия.

Существуют три различные вариации выноса: frontload, topload, upload

Вилка

Деталь, к которой крепится переднее колесо. Состоит из двух ног, штока и дропаутов (пластины, держащие втулку). Как и на раме, дропауты имеют увеличенную площадь и толщину. Может выполняться из тех же материалов, что и рама, и может быть рассчитана на установку оси в 10 мм, реже — 14 мм.

Пега (англ.  Peg — колышек, штифт ) — карбоновая, металлическая или пластиковая трубка, устанавливающаяся на ось. Пеги используют для скольжения на гранях и перилах, а также как дополнительную опору при выполнении трюков. Пеги делают из стали, хромомолибденового сплава, титана и прочного пластика. Пеги бывают длинными, короткими и т. н. «микро пегами». Пеги для катания в стиле «Flat» обычно больше в диаметре, чем стандартные, и имеют цепкую поверхность для предотвращения соскальзывания ноги.

Система шатунов

Под системой шатунов понимают вал, и два шатуна. Шатунами ошибочно называют кривошипы, в то время как роль шатунов в данном случае играют голени велосипедиста. В системе на BMX применяется ось 19 и 22 мм. Встречается исполнение в трёх видах:

  • Одноэлементные, когда оба шатуна выполнены в виде одной детали. В простонародии «кочерга».
  • Двухэлементные, когда один из шатунов представляет единое целое с осью, а второй крепится к оси.
  • Трёхэлементные, самый распространённые, когда оба шатуна и вал являются отдельными деталями.

Систему шатунов различают по типу соединения, которое передаёт крутящий момент на звезду. Они могут быть с четырьмя шлицами (срез оси представляет с собой квадрат), 8-, 10-,16- и 48-шлицовыми.

Педали

Педали для BMX делаются из алюминия, магния или пластмассы. Магниевые педали легче алюминиевых, но более дорогие. Пластиковые педали самые лёгкие, но менее надёжные и имеют худшее сцепление в отличие от алюминиевых или магниевых. На дешёвых педалях обычно стальная ось и насыпные подшипники, на дорогих ось делается из хромомолибденового сплава и установлены промышленные подшипники. На некоторых педалях шипы ввинчиваются шестигранником. Также существуют педали с подшипниками скольжения (Odyssey JC\PC).

Втулки

Велосипедисты, выполняющие много скольжений на пегах, надевают специальные «щитки» на передние и задние втулки — «хабгарды» (англ.  Hubguard, hub — втулка, guard — защитник )». Они предотвращают стирание фланцев втулки и спиц во время скольжения на пегах.

Передняя втулка
Корпус втулки в основном выполняется из алюминия. Во втулках для BMX применяются два закрытых промышленных, или насыпных подшипника. Втулка чаще всего имеет ось 10 мм, реже — 14 мм. Наиболее популярен вариант, когда втулку на вилке держат болты, ввинчивающиеся в ось. Втулка рассчитана на 36 спиц, всё реже — на 48.

Задняя втулка

Корпус задней втулки, как и передней, чаще всего выполняется из алюминия [1] , но может выполняться и из титана. Заднии втулки имеют ось 14 и 10 мм, и могут держатся на раме гайками или болтами. Втулки бывают левосторонние и правосторонние.
Задние втулки различают по сторонам свободного хода: в одну сторону (с использованием храпового механизма) и в две стороны (т. н. «фрикостеры» (англ.  Freecoaster, free — свободно, coast — двигаться накатом ). Фрикостер позволяет не крутить педали назад при езде задним ходом (Fakie).
Существует три конструкции передачи усилия с цепи на втулку:

  • Фривильная
    (англ.  FreeWheel, Free — свободный, Wheel — колесо )
    Фривил — специальная велосипедная трещотка, навинчивающаяся на корпус втулки. Собачки и зацепы находятся в самом фривиле, и закрыты его корпусом. В корпусе самой втулки, в основном, расположено три подшипника, два из них под фривилом. Конструкция фривила не позволяет его сделать меньше, чем на 13 зубьев.
  • Кассетная
    У кассетных втулок всегда есть драйвер (англ.  Driver — ведущий шкив ) — звездочка с храповым механизмом, передающим крутящий момент с цепи на колесо. Принцип работы втулки схож с принципом фривила, но в отличие от него собачки находятся внутри корпуса втулки. Драйвер или корпус втулки представляет с собой «кассету» для собачек и пружин храпового механизма. В драйвер чаще всего устанавливаются 2 или 3 промышленных шариковых подшипника, но может быть установлен один открытый роликовый или керамический (основанный на трении скольжения). Также применяются комбинации этих решений. Разделаются на два типа:
  1. С зубчаткой в корпусе в данном случае собачки и пружинка расположены на драйвере, есть варианты с 6, 4 и 3 собачками, а также разные системы пружин — одна круглая пружина на все собачки или же для каждой собачки своя пружина(такой способ обычно применяют для втулок с симметричным дизайном драйвера).
  2. С зубчаткой на драйвере(так же называется Q-lite) в этом случае собачки и пружинки находятся в корпусе втулки, а роль зубчатки выполняет драйвер. Плюс этой системы в том, что есть возможность установить более мощный подшипник в драйвере. В таких втулках для каждой собачки идет своя пружина.
  • Фрикостер
    В этих втулках на драйвере вместо собачек нанесена крупная резьба. Внутри корпуса втулки на драйвер накручена специальная гайка. Принцип таков: когда крутятся педали, драйвер «накручивает» на себя гайку, та прижимается к корпусу и крутит колесо. Когда ездок перестаёт крутить педали, гайка чуть-чуть «откручивается» и больше не касается корпуса. При свободном ходе драйвер полностью выходит из зацепления со втулкой, поэтому колесо может крутится в обе стороны, не передавая крутящий момент на педали.

Тормоза

Расположение тормозной системы на раме идёт из расчёта на то, что при кручении руля или рамы вокруг него, тросики тормоза не будут запутываться и терять свою эффективность. В связи с этим, тросик переднего тормоза идёт внутри вилки, а в тормозе на заднее колесо используется специальный механизм — гироротор. Этот элемент расположен на рулевой колонки и представляет собой подшипник с креплениями для тормозных тросиков. На тросиках, до и после гироротора применяются разветвители: первый раздваивает (бочка) тросик, а второй — объединяет (бочка) их в один. Таким образом, на гироротор идёт два тросика, расположенных по разным краям, делая нагрузку на него равномерной. Иногда вместо гироротора и разветвителей ставят один длинный тросик, причём такой длины, чтобы руль мог свободно сделать один или несколько полных оборотов. Некоторые BMX райдеры предпочитают вообще не ставить тормозов в целях снижения веса велосипеда или в зависимости от стиля катания.

Источники:

https://rollmaster.ru/info/Chto-takoe-VMH_580_article.html
https://sub-cult.ru/chtivo/statji/11452-bmx-kul-tura-sport-ili-obraz-zhizni
https://velomasterclass.ru/bmx-chast-molodezhnoj-kultury/
http://velosreda.ru/chto-takoe-bmx
https://wiki.moda/BMX_(%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4)