BMX-велосипеды и советы по их выбору
Под BMX чаще понимают не BMX велосипеды, а сам спорт – Bicycle Motocross, или Велосипедный мотокросс. Название вполне историческое. Молодые ребята, у которых не хватало денег и возможностей для покупки и содержания кроссовых мотоциклов, пытались проделать трюки и проехать сложные трассы на доступных им велосипедах.
Появление и история
Появление BMX относят к рубежу 60-х – 70-х годов, и в течение 10 лет это было неофициальное развлечение, хотя специализированные велосипеды для трюков уже появлялись. В 1981-м появилась Международная федерация BMX, а в 2003-м BMX стал олимпийским видом спорта. Первыми играми, где выступали BMX’еры, стала летняя олимпиада 2008-го года в Пекине.
Состав дисциплины
Как и многие другие экстримальные виды спорта, BMX разделяется на множество дисциплин и отдельных течений. Формализованы далеко не все:
- Race – BMX гонки, скоростное прохождение специально подготовленного трека, содержащего несколько прямых и поворотных участков, а так же несколько «профильных» препятствий: двойной и тройной трамплины, плоские «стол» и «ступенька», волнообразные участки.
- Flatland – трюки на плоской поверхности, иногда называемые «танцами». Далеко не самая простая дисциплина.
- Vert-BMX (Vertical) – наборы трюков, выполняемые в U-образной рампе, очень опасный и зрелищный из-за высоких скоростей вид BMX.
- Dirt-BMX – трюки на грунтовой трассе с большим пространством для приземления и разгона.
- Street-BMX – городская среда, сверхпопулярная дисциплина среди подростков и любителей видеотрансляций, здесь и нужны настоящие трюковые велосипеды.
Конструкция BMX велосипеда
Перейдём к самим велосипедам. Вот основные отличия классического BMX от условно классического байка:
- Синглспид – никаких переключателей, максимально прозрачная и надёжная система привода.
- Заниженная рама – для выполнения трюков.
- Усиленные элементы – и рама, и колёса, и педали с рулём должны выдерживать очень большие нагрузки.
- Небольшие (стандарт – 20”) колёса.
- Пеги – трубы, устанавливающиеся на оси велосипеда для опоры на них при выполнении трюков.
- Гироротор для передачи усилия тормозного троса.
Главный элемент не только BMX, но и любого велосипеда – рама. Из-за своих небольших размеров рама BMX часто становится слабым звеном всего велосипеда. На форумах профессионалов половина тем относится к весу рамы, а вторая – к починке и профилактике трещин, ведь практически любой трюк – это либо удар, либо серьёзная нагрузка на изгиб для рамы.
Итак, важно понимать, на что смотреть при выборе рамы:
- Вес. Всё, что весит больше 3 кг – уже не подходит для «настоящих» трюков – слишком тяжело. Тем не менее, для начального уровня и небольших цен можно и больше.
- Материал. Связано с весом, но выбирается отдельно. Некоторые очень легки, но хрупки, некоторые тяжелы, но надёжны и ремонтопригодны.
- Размеры. Сложный вопрос для любого велосипедиста. Ростовки определяются по верхней трубе, для подростков высотой 150 см подходит размер в 20”, для высоких спортсменов – длина до 21.5”. Как видно, разброс невелик, и всегда необходимо учитывать факторы типа трюков и удобства для конкретного спортсмена.
Достаточно сложный элемент BMX велосипеда, так как на руль часто приходится основная нагрузка. Рули для BMX различаются по своей геометрии:
- Классика (двухэлементный) – стандартный руль из одной изогнутой трубы и кроссбара (перекладины).
- Четырёхэлементный – когда в каждую сторону уходит независимая приваренная к центральной перекладине труба, плюс кроссбар.
Существует ещё несколько видов рулей, например, с занижением кроссбара для трюков с небольшой нагрузкой, но высокими требованиями к настройке.
1 – двухэлементный руль, 2 – четырёхэлементный руль, 3 – с заниженным кроссбаром
Классический руль рекомендуется всем, а вот четырёхэлементный обычно намного менее крепок и рекомендуется, когда необходимы серьёзные изменения относительно «прямой» геометрии. Например, крутые загибы вперёд или назад (backsweep).
Педали
Педали для BMX мало отличаются от стандартных, разве что чуть крупнее. Обычно выпускаются из прочных сплавов:
- Алюминий – универсальный, не особо крепкий и достаточно тяжёлый материал. Недорог, чем и подкупает.
- Магний – легче, но намного дороже алюминия.
- Пластик – самый лёгкий материал, но педали из него хуже держат и легко разрушаются.
Также в стоимости педалей серьёзно участвуют используемые подшипники. В недорогих используются обычные насыпные подшипники, в дорогих моделях – более надёжные и не требующие обслуживания промышленные.
Втулки и пеги
Во втулках BMX применяются исключительно промышленные подшипники, хотя корпус почти всегда алюминиевый. Иногда используется усиленное крепление на болтах. Самое важное в BMX втулках – это пеги и защита самой втулки на случай серьёзных нагрузок.
Пеги – небольшие трубы, почти всегда стандартного (4 см в диаметре, 11 в длину) размера, закрепляющиеся на осях. На них наступают спортсмены для выполнения сложных трюков, ими скользят по различным поверхностям. Для защиты во время исполнения таких трюков некоторые устанавливают дополнительную защиту втулки перед пегой.
Механически сложна задняя втулка. Здесь много вариантов. Может использоваться и обычная храповая, с движением в одну сторону, и фрикостеры для движения накатом в обе стороны.
Тормоза
В самих тормозах нет ничего необычного. V-brake или U-образные надёжные ободные тормоза, классические ручки. К тому же, на некоторых BMX велосипедах тормоза попросту не устанавливаются. Это требование некоторых дисциплин, да и просто проявление храбрости.
Особая задача – передача нагрузки на тросик в условиях, когда он может перекручиваться (что далеко не редкость в BMX). Для этого применяется механизм гироротора, который передаёт нагрузку через свою систему подшипников и разветвителей, независимо от поворота и закручивания вилки.
Как выбрать BMX-байк
При выборе готового велосипеда стоит пройтись по каждому элементу и понять, подходит он под ваш стиль катания или нет. Что проверяем, покупая BMX велосипед:
- Определить стиль катания. Для трюков на плоской поверхности – максимально компактные модели, подходящие по росту и к рукам, для гонок – длинные облегчённые модели, для сложных трюков – максимально прочные варианты.
- Опыт. Для начинающих стоит смотреть в сторону более дешёвых и крепких моделей – падений будет много.
- Рост. Определяем длину байка и удобство руля, пробуя на нём прокатиться и сделав пару трюков.
- Вес. Отталкиваемся то того, как байк будет использоваться (см. п. 1).
- Руль. Надёжный, за исключением «танцевальных» трюков – для него можно брать сложные четырёхэлементные рули.
- Втулки и система. Насколько позволяют средства, выбираем промышленные подшипники и современные сплавы.
- Рама. Конфигурация зависит от стиля катания, а вот сварные швы стоит проверить ещё при покупке. Это зона риска для любых BMX.
Надо понимать, сколько стоит BMX байк. Можно разделить рынок на три сегмента:
- До 15 000 р. – начальный сегмент, особых BMX-составляющих здесь не найти, лишь форма рамы да базовая устойчивость в трюках. Могут быть проблемы с установкой пег или тормозами. Гироротор обычно заменяют обычными тросиками.
- 15 000 – 30 000 р. – средний сегмент для начинающих и для экспериментирующих. Базовые байки.
- От 30 000 р. и выше – профессиональные решения. Следует отметить, что «выше» может быть очень серьёзной суммой. Многие брендовые сборки стоят далеко за 100 тысяч рублей.
Производители
Пожалуй, велосипеды BMX реже всего покупают в сборе от производителей – больше всего времени комьюнити тратит на обсуждение тех или иных составных деталей байка. Тем не менее, можно выделить несколько именитых производителей:
- BSD – британский бренд, очень широкая линейка велосипедов и запчастей;
- Federal – этот английский производитель, больше известен своим промоушеном, но производит компоненты приличного качества;
- Stereo bikes – новая немецкая компания, выпускают лучшие велосипеды с точки зрения дизайна;
- Duo – очень качественные компоненты и велосипеды из Америки;
- Verde – ещё один американский производитель.
Вместе с тем, BMX-комплектации выпускают и вполне известные MTB производители – от качественных импортных GT до доступных китайских Giant и русских Stels. Начинающим можно выбрать и их.
Заключение
BMX – отдельное направление велоспорта, мало связанное с шоссе или кросс-кантри. Трюки, своеобразные байки, яркая музыка и высокий риск создали совершенно отдельную культуру, а высокие технологические требования сформировали совершенно новое направление в конструкции велосипедов.
Bmx для начинающих: трюки, с чего начать, стать райдером
Уличная культура ни на минуту не прекращает свое развитие. Ежегодно к ней примыкает все больше молодых ребят и детей. Среди этих смельчаков можно встретить фанатов скейтбординга, скутеров, роликов, самокатов и, конечно же трюковых велосипедов. Последние, BMX, относятся к экстремальному спорту . Поэтому если вы или ваш ребенок заинтересовались катанием, вам понадобится bmx для начинающих.
Эти трюковые велосипеды бывает непросто выбрать, особенно, если человек в вопросе не силен. Но благодаря простому понятному гайду выбор станет проще.
Выбор БМХ по характеристикам
Ценовая политика
Выбор трюковых велосипедов на рынке сегодня огромный выбор. Но самое первое, что вам нужно сделать, это определиться с бюджетом. Какое бы огромное значение не имела комплектация, нередко все упирается в цену. Но не стоит расстраиваться, можно найти оптимальный вариант и выбрать bmx для начинающих, который полностью вас устроит. При выборе нужно отталкиваться от суммы, которая уже есть на руках.
Ценовой диапазон в принципе разделяются на три вида:
- по цене до 10 тысяч рублей;
- от 10 до 20 тысяч рублей;
- выше 20 тысяч рублей.
Как видите, цены очень сильно разнятся. Любителям сэкономить стоит сразу сказать, что дешевые BMX, на которых продавцы часто вешают бирки «для начинающих». Но помимо низкой цены, они ничем похвастаться не могут, так как не долговечны и очень непрочны, а это не просто негативные качества, это может быть опасно. Если ваш ребенок говорит, «Хочу стать райдером bmx, с чего начать?», то ни в коем случае не покупайте дешевый велосипед, лучше подкопите денег. Производители выпускают бюджетные модели с единственной целью, чтобы хозяин байка в скором времени менял дешевые детали более качественные, а, значит, дорогие. Если вы не хотите платить дважды, то ориентируйтесь на байк хотя бы среднего ценового сегмента.
Велосипед для начинающих нужно выбирать отталкиваясь от стиля катания
BMX для новичков стоит выбирать с учетом того, какой стиль катания будет осваиваться.
Для новичков предлагается выбрать один из двух видов байков:
- флетленд велосипед;
- стрит / дёрт / парк байки.
Велосипед bmx для начинающих нужно выбирать по нескольким критериям.
Первой важной характеристикой является рама. И для ее правильного выбора производитель разработал ростовку. Правильный выбор влияет на то, как быстро будет проходить обучение, как быстро человек сможет освоить трюки и настолько удобно будет их выполнение. Нередки случаи, когда кататься непросто из-за того, что размер велосипеда БМХ выбрали не так, как следует.
Также очень важно отметить, что если ростовку bmx еще в начале выбрана неправильно, то можно запросто заработать сколиоз. В сети можно с легкостью найти ростовку, что поможет bmx для начинающих купить. Таблица подскажет, что:
- для райдера ростом выше 1,3 м нужно брать раму длиной до 19,5 дюйма;
- для райдера ростом выше 1,4 м нужно брать раму длиной 20 дюймов;
- для райдера ростом выше 1,5 м нужно брать раму длиной 20,25 дюймов;
- для райдера ростом выше 1,6 м нужно брать раму длиной 20,5 дюймов;
- для райдера ростом выше 1,7 м нужно брать раму длиной 20,8 дюймов;
- для райдера ростом выше 1,8 м нужно брать раму длиной 21 дюймов;
- для райдера ростом выше 1,9 м нужно брать раму длиной 21,25 дюймов.
Когда с размером рамы дело решено. Можно переходить дальше
Подшипники
Детали идут следующим критерием после стоимости и размера рамы. И первое, что стоит рассмотреть – это подшипники. Они подвергаются серьезным нагрузкам во время катания, поэтому брать надо сразу хорошие.
Делятся они на такие виды:
- Промышленные. Они представляют собой неразборный узел из 2 колец, а между ними катятся шары. Из запрессовывают в посадочное место, а при необходимости можно заменить. Они меньше загрязняются, поэтому и служат намного дольше, но это делает их цену выше. Если есть возможность, лучше брать именного их на свой BMX.
- Насыпные. Это подшипники открытые. Это набор шариков, которые передвигаются по чашечке подшипника. Они с большой скоростью набиваются грязью, поэтому срок их быстро придется менять на новые.
Конечно, промышленные подшипники выигрывают, велосипед будет дольше служить, а катиться будет глаже, поэтому трюки на bmx для начинающих будет делать удобнее, и обучение пройдет легче.
Материал велосипеда
При производстве BMX участвует два материала. Они или совмещаются, или используются по отдельности. Это:
- Хромоль (небольшой по весу и прочный, но стоимость выше);
- Обычная сталь (тяжелая и менее прочная, но более дешевая).
Современные производители берутся за хромоль. Называя главным его достоинством низкий вес. Практика же показывает, что запчасти так же изнашиваются, и вскоре их приходится заменять. Поэтому если вы решите выбрать сталь, то сильно не проиграете
Важные компоненты трюкового велосипеда
- Педали. В БМХ они, как правило, пластиковые. Они прочны, и выдерживают нагрузки ничем не хуже тех, которые делают из металла.
- Обода. Есть одинарные и двойные. Первые дешевле, но не такие прочные, а дойные будут получше. Стоит отметить, что изготовители иногда одинарные устанавливают на переднее колесо, а двойные – на задние.
- Тормоза. Их, как правило, устанавливают прямо на заводе, и новичкам лучше не снимать их, та как без тормоза тормозить могут только опытные райдеры.
С учетом всех этих характеристик, взвесив все, можно выбрать подходящий велик, который поможет новичку стать настоящим райдером.
🚲 Лучшие BMX (беймикс) велосипеды для трюков на 2021 год
«О спорт, ты – мир!» — эта фраза знакома каждому. Однако для одних этого недостаточно, им нужен экстрим. Ведь ставить перед собой невыполнимые и порой рискованные задания бывает так весело. А когда цель достигнута, то никто не мешает поменять условия. Но, чтобы выполнить все челленджи, необходимо иметь хорошего помощника. Редакция сайта «ЯНашла» подготовила для Вас рейтинг лучших BMX велосипедов на 2021 год.
Это один из самых простых по конструкции велосипед. В нем нет ничего сложного, и управление не требует особых навыков. Первоначально транспорт создавался для подготовки детей к более сложным испытаниям. Потому что он способен выдерживать большие нагрузки, даже больше, чем горные представители. Однако большую популярность BMX получил именно в трюковой сфере.
Несмотря на всю простоту конструкции, на что обратить внимание при выборе, знает не каждый человек. Поэтому взрослые, покупая велосипед подростку, совершают ряд ошибок, а приобретенный транспорт не вызывает особого восторга у ребенка. Связано это с тем, что оптимальные варианты продаются только в премиальном сегменте. Профессионалы вовсе собирают свой байк по запчастям в гараже или квартире. Они это могут, потому что знают все о своем «инструменте». Начинающим пользователям рекомендуется искать подходящую модель по критериям.
Человек обезопасит себя от ненужной покупки, если будет следовать простым правилам, которые рекомендуют специалисты этой области. Кроме того, выбор по главным техническим параметрам хорош тем, что человек может хорошо сэкономить при покупке.
Какой фирмы лучше?
Профессионалы ответят на этот вопрос так: «Лучше – это модель собственного производства, главное, чтобы рама была надежной». И здесь с ними невозможно поспорить, потому что так и есть. Достойных представителей на рынке не так много.
Лучшими производителями в этой сфере считаются:
- Code. Бренд появился в 2011 году и с тех пор завоевал широкую популярность у начинающих райдеров.
- Haro. Компания была основана американским спортсменом в 1978 году. Она уже на протяжении 42 лет производит качественные трюковые велосипеды по оптимальной цене.
- BSD. Крупный производитель одежды, запчастей и BMX. Достоинством этой компании является качество и надежность каждого произведенного элемента.
- Norco. Канадская организация, основанная в 1964 году Бертом Льюисом. Главной задачей компании было и остается – сближение клиентов и продукции. Поэтому там продаются качественные байки по доступной цене.
- Stolen. Бренд был основан спортсменами в 2003 году в США. Их продукция пользуется большой популярностью у большинства любителей.
- Duo. Еще один известный бренд, который специализируется на выпуске запчастей, велосипедов и комплектующих.
- Giant. Известная компания по производству велосипедов, которая продается в более 50 странах и является одним из крупнейших производителей в мире.
- GT. Американская компания, которая специализируется на выпуске всех видов велосипедов, включая BMX.
- Author. Велосипеды этой компании подойдут тем, кто устал от постоянного воздействия гравитации, и хочет испытать свой байк на высоте.
Устройство и принципиальные отличия от похожих моделей
Первое, что сразу бросается в глаза – отсутствие подсветки, в отличие от экстрим-велосипедов, где она необходима. Главный элемент конструкции – ригидная рама, которая выполнена из цельной трубы, которая обладает повышенной прочностью и выдерживает запредельные нагрузки. Но на вес такое решение влияет минимально, что позволяет человеку совершать трюки различной сложности и не переживать за состояние байка.
Велосипед оснащен уникальной геометрией. Он низкий и вытянутый. Длина байка зависит от стиля езды и от цели, для которой он приобретается. Вваренная косынка спереди руля увеличивает надежность в передней области. Выглядит в виде еще одного ребра жесткости. Задний элемент монтируется к верхней раме.
Руль только с виду кажется обычным, главное его отличие – способность вращаться на 360 градусов. Такое решение позволяет выполнять сотни различных трюков и открывает простор для придумывания собственных. Про систему передач и тормоза, как у горных представителей, можно забыть. Потому что они будут только мешать выполнять трюки.
Тормозов у байка совершенно нет, никаких. Конечно, есть модели, где тросик спрятан в полость вилки. Но такой вариант обойдется в разы дороже, чем аналогичные модели без этого решения. Тормоз не устанавливается по той причине, что через пару трюков тросик сломается и все. Потому что практически каждый элемент завязан на вращении руля, чем чаще это происходит, тем выше шанс порвать его.
Небольшие колеса – это еще одна особенность этого представителя. Благодаря чему уменьшается общий вес конструкции и увеличивается маневренность. Поэтому это тоже важный момент, который необходимо учитывать при выборе.
На что обратить внимание при покупке?
Материал
Это главный параметр, который влияет на конечную массу байка и на его эксплуатационный срок. Его необходимо покупать, ориентируясь на стиль катания и финансовые возможности. И речь здесь не только о раме, важно учитывать вилки, руль, втулку и т.п.
Чаще всего нормальные производители используют два вида материалов: Cr-Mo (хромомолибденовая сталь) и Hi-Ten (конструкционная). Второй вариант обладает низкой стоимостью и средней надежностью, поэтому важно тщательно отбирать трюковые элементы. Срок службы зависит от веса самого спортсмена, т.е. если владелец будет слишком много весить, то рама просто погнется или лопнет.
Идеальный вариант для активных райдеров – хромомолибденовая сталь. Она обладает высокими показателями прочности, долго служит, однако единственный минус – высокая стоимость. Поэтому в среднем сегменте часто встречаются модели из конструкционного материала, которые легки в замене и подойдут для любого человека.
Существуют байки, изготовленные из алюминия и титана, но это полностью другая категория. Первая группа предназначена для подростков, которые просто хотят уверенно себя чувствовать на дороге, катаясь на BMX. Вторая группа – дорогое удовольствие, и не каждый может себе позволить подобные ТС. Кроме того, по соотношению цены и надежности, этот элемент проигрывает хромомолибденовой стали.
Выбор втулок
При покупке BMX, этому элементу важно уделить главное внимание, потому что от него зависит качество работы всей конструкции. Так как на втулки возлагается самая большая нагрузка. В разных моделях они могут быть представлены тремя вариантами:
- Фривил;
- Фрикостер;
- Кассета с храповым механизмом (с драйвером).
Самый оптимальный вариант – с драйвером. Он позволит выполнять различные трюки без боязни поломки. Связано это с тем, что элемент обладает долговечной трещоткой. Также, из-за отсутствия ведущей шестерни, масса всего велосипеда уменьшается.
Фривил – более привычное исполнение, так как используется в бюджетных моделях. Главный недостаток этого элемента – массивная звезда.
Фрикостер – дорогая модель, но встречается очень редко в готовой продукции, чаще ее покупают опытные спортсмены отдельно. Она имеет презентабельный внешний вид и идеально подойдет для выполнения трюковых элементов.
Габариты втулок
Оптимальный вариант, если задний элемент обладает размерами в 14 мм. При меньших значениях есть шанс моментально сломаться под весом райдера или после сложного трюка. Это тоже важный момент, который нельзя забывать.
Колонка и руль
Колонка на таком велосипеде должна обладать показателями мощности и диаметра — 1.1 на 8 дюймов. Рекомендуемый вариант – интегрированный, там устанавливаются промышленные подшипники закрытого типа, что исключит мгновенную порчу и не скажется на всей трубе. Еще преимущество этого вариант в том, что он легко и быстро меняется, в случае поломки.
Материал педалей
Чтобы не прогадать с выбором, лучше купить изделие, изготовленное из хромомолибденовой стали, так конструкция прослужит максимальный срок, и шатуны не придется заменять. Если покупается конструкционная сталь, то важно своевременно поменять педали на легированный сплав, который в разы стойче, без этой замены лучше не эксплуатировать байк.
Для велосипедного мотокросса, где большая часть нагрузки приходится на платформу педалей, выбирается один из следующих материалов: алюминий, магний, пластик. Первый вариант предпочтительнее всего, потому что обладает оптимальным соотношением цены и надежности. Второй вариант отличается небольшим весом, а другие показатели такие же. Самый простой и недорогой – пластик, его главное достоинство – легкая замена, а недостаток – слабая прочность. Кроме того, пользователь должен понимать, что сцепление с подошвой будет не самое лучшее.
Колеса
Это главный элемент, им важно уделить особое внимание. Они должны быть не только устойчивыми и надежными, но и не деформироваться со временем. Дешевые материалы подойдут для новичков и то, после пары неудачных прыжков, они погнутся и образуют восьмерку.
Количество спиц зависит от габаритов втулки. Чем их больше, тем сложнее трюки они выдержат. Также важно учитывать и вес райдера и каким стилем он пользуется при езде. Потому что это также влияет на число спиц.
Чаще всего продаются модели с широкой покрышкой: от 1.8 до 2.25 дюймов. При выборе профиля нельзя забывать о местности, где происходит катание, при частом контакте с плохой поверхностью, лучше отдать предпочтение агрессивному протектору.
Важно соблюдать рост
От этого параметра зависит общее удобство спортсмена при катании. Потому что большая часть езды происходит в стоячем положении и удобство в этом случае выходит на первое место. Поэтому важно учитывать рост и габариты райдера. Определяется это путем примерки, но если это невозможно, то можно рассчитать примерный параметр по размеру трубы, которая размещается сверху.
- Для детей, рост которых не превышает 140 см, отличное решение – 18-20 дюймов, не больше этого значения;
- Подросткам 150-170 см, лучший вариант – от 20.25 до 20.75;
- Райдерам, чей рост составляет 180 сантиметров, лучше покупать велосипеды с рамой 21-22 дюйма. Однако, важно понимать, что подобное решение может сказаться на качестве выполняемых трюков.
Рейтинг лучших BMX
Отличный вариант для начинающих спортсменов. Байк предназначен для людей ростом не более 170 см. Надежность и качество – главный девиз этого бренда. Благодаря качественной геометрии человек будет схватывать трюки на лету.
Байк подойдет для катания на самых различных городских трассах или в скейтпарках. Рама выполнена из бюджетного материала – Hi-Ten, но главные элементы – шток вилки и шатуны изготавливаются только из хромомолибденовой стали, что повышает надежность в разы. Сама рама сварена качественно, без видимых швов и других изъянов, что положительно сказывается на прочности конструкции.
BMX: велоспорт или средство для самовыражения?
Биемиксинг (известный так же, как BMX или Modified Bike X-treme) – пожалуй, самый зрелищный и опасный вид велосипедного спорта, сочетающий в себе особенности мотокросса, а также сложные акробатические и цирковые трюки, выполняемые на BMX-велосипедах. В последнее время это экстремальное направление становится все более популярным как в России, так и во всем мире, причем биемиксингом увлекается, в основном, молодежь до 35 лет.
Мировую известность в данном виде спорта получили Джейми Бествик (Jamie Bestwick), Мэт Хоффман (Mat Hoffman), а также многократный чемпион Экстремальных BMX-игр X-Games Дэйв Мирра (Dave Mirra), выполняющий уникальный по своей сложности трюк – двойное сальто назад на велосипеде.
Спорт или уличная культура?
BMX, как известно, является также одним из самых демократичных видов спорта, не требующих даже специально оборудованных площадок: для выполнения вело-трюков вполне подходят и «естественные» препятствия на городских улицах. В так называемом стрит-биемиксинге (street BMX) особой популярностью пользуется, например, катание на перилах и уличных парапетах. Биемиксинг также иногда рассматривают как направление молодежной уличной культуры.
Более того, в BMX-спорте, по сути, нет никаких четких правил и очень многое здесь зависит от личной импровизации спортсмена. Демократичность обусловлена также относительно низкой ценой на большинство моделей BMX-велосипедов, по сравнению с ценами на стандартные велосипеды.
Немного истории
Биемиксинг появился в Калифорнии более 30 лет назад. Американская молодежь, ориентируясь на своих кумиров из мотокросса, использовала для гонок и выполнения трюков обычные велосипеды. Тогда биемиксинг еще не являлся видом спорта как таковым – для юных экстремалов это было, скорее, средством самовыражения, возможностью выделиться из толпы.
Среди начинающих райдеров постепенно сформировался свой стиль в одежде: было принято носить широкие джинсы, кеды и толстовки с капюшонами. А немного позже были разработаны удобные и легкие мини-велосипеды для любителей BMX.
В 1981 году BMX становится официальным спортивным направлением и появляется IBMXF – международная федерация ВМХ, а позже организуются серии национальных соревнований по BMX в США (например, известные состязания «Bicycle Stunt») и мировые чемпионаты. Спортсмены постепенно осваивают самые сложные акробатические трюки с использованием BMX-велосипеда.
В середине 1990-х гг. появляются тематические средства массовой информации, освещающие тенденции BMX, а также клубы по интересам. Во второй половине 1990−х гг. огромную популярность получает самое опасное направление в биемиксинге — так называемый «верт» (vert). Развивается также райдинг в стиле «стрит» (street) – зрелищное катание с препятствиями. А с 2008 г. биемиксинг включается в программу летних Олимпийских игр (есть как мужская, так и женская дисциплины спорта).
В связи с тем, что биемиксинг уже фактически стал официальным видом спорта, велосипеды для BMX должны соответствовать ряду технических требований.
Особенности велосипедов для BMX
Любой BMX-велосипед должен быть адаптирован для гонок на трассе (рейсинга), а также для выполнения сложных трюков. Именно поэтому такие велосипеды невелики по размеру (небольшие габариты необходимы для маневренности), имеют очень прочую раму, руль с кроссбаром и специальные трубки на осях колес – пеги.
На многих моделях BMX-велосипедов установлен также специальный гироротор, обеспечивающий беспрепятственное вращение руля на 360 градусов. Благодаря такой нехитрой конструкции, спортсмены могут выполнять виртуозные трюки на велосипедах, например, барспин.
Направления и трюки
В биемиксинге выделяется, как правило, пять направлений.
В первую очередь, это рейсинг (BMX-racing) – гонки на велосипедах по трассам с трамплинами и иными препятствиями. Трамплины могут быть, например, двойными (так называемые double), и даже тройными (triple).
Другое направление BMX, флетленд (Flatland), подразумевает выполнение довольно сложных, почти цирковых трюков в течение определенного промежутка времени. Данное направление нередко именуют также «танцы на велосипеде». Одним из самых известных трюков этого направления является катание на одном колесе.
- Верт (Vert) – очень эффектное и зрелищное катание в специально оборудованной рампе. Спортсмены могут выполнять на велосипедах, например, такие трюки, как сальто назад и вращение в несколько оборотов, причем все это делается в прыжке с вылетом.
- Дерт, также известный как дерт-джампинг (Dirt jumping) – не менее зрелищное направление. Целая серия трюков выполняется на грунтовой трассе с двойными препятствиями.
BMX в России
В России различные BMX-направления стали активно развиваться лишь во второй половине 1990-х гг. Сегодня среди российских спортсменов очень популярны рейсинг, стрит-биемиксинг и флетленд. Также российские любители экстрима постепенно осваивают дерт-джампинг: в некоторых BMX-клубах в Москве уже есть специальные трассы для данного направления. Безусловно, значимой датой для развития российского BMX-спорта станет 2011 год, когда в нашей стране будет впервые проведен мировой чемпионат по Race-биемиксингу.
В целом, BMX воспринимается российской молодежью, скорее, не как спорт, а как экстремальный образ жизни, средство самовыражения. Молодые люди создают клубы по интересам, одеваются в определенном freestyle-стиле, часами проводят время на специальных трассах с препятствиями, или же импровизируют на велосипедах в городских условиях.
Источники:
https://velofans.ru/vibor/bmx-velosipedy-vyboru
https://vtrenirovke.ru/bmx-dlya-nachinayushhih-tryuki-s-chego-nachat-stat-rajderom/
https://yanashla.com/luchshie-bmx-bejmiks-velosipedy-dlya-tryukov/
https://rollmaster.ru/info/BMX-velosport-ili-sredstvo-dlya-samovyrazheniya_36_article.html