Что такое chainline велосипеда и что нужно об этом знать?
Chain Line велосипеда
Исходя из часто задаваемых вопросов, которые адресуют нам пользователи интернет магазина, мы решили детально побеседовать о том, что такое чейнлайн велосипеда, какую роль он играет в трансмиссии.
Chainline (с англ. буквально означает линия цепи), это понятие, которым часто пользуются производители в характеристиках велосипедных компонентов трансмиссии: системах кривошипных механизмов, кареточных узлов, цепных успокоителях, спецификации конкретной модели байка.
Наглядно чейнлайн – линия цепи, проходящая от ведущей, передней звезды кривошипов до ведомой, задней звезды кассеты, трещотки, фривила. Для односкоростных байков (синглспидов), линия цепи должна быть идеально ровной, поскольку понятно, что перекос велосипедной цепки – явление крайне нежелательное. Это трудность в педалировании, частые соскоки цепи (ней страдали советские велосипеды), повышенный износ звеньев цепи, зубьев передней, задней звездочек, то есть ключевых компонентов трансмиссии. Но как быть с многоскоростными велосипедами, в которых угол отклонения цепи при работе на разных звездочках – обычное дело? Давайте по порядку.
Чейнлайн на мультиспидах
На многоскоростных велосипедах и системах шатунов, линия цепи в большинстве вариантов задействованных передач не будет прямой. Также обратите внимание на правильное переключение передач: при неправильном выборе задействованных скоростей, линия цепи будет с максимальным перекосом, читайте об этом специальную статью здесь.
От увеличения коэффициента отклонения от прямой линии чейнлайна пропорционально снижается эффективность работы трансмиссии, что ведет к очевидным последствиям. Проблема в том, насколько допустимой должна быть линия цепи на многоскоростных велосипедах, учитывая их множество классов, подвидов и количества скоростей – довольно сложная и о ней мы поговорим чуть далее. Просто есть определенные стандарты (их немало), которых придерживаются производители велосипедов и компонентов трансмиссии. Это стоит внимательно учитывать, так как при покупке нового велосипеда параметры чейнлайна уже заданы производителем, но в случае замены кареточного узла, системы кривошипов, могут возникать сложности: звездочки шатунов трутся об раму, переднее переключение передач перестает работать, возникают непреодолимые трудности с настройкой, слетает цепь и т.д.
Обычно все значения, включая рекомендуемый чейнлайн, прописываются производителем запчастей трансмиссии, просто сравнивайте все параметры замены со старым изделием (ширина каретки, длина ее вала, шаг резьбы). Учитывайте, что линия цепи на многоскоростных велосипедах проходит по плоскости от центра задней кассеты/трещотки до средней звезды шатунов (если шатуны с 2 звездами, учитывается равноудаленная, средняя точка между звездами).
Например, допустим, что у Вас стоит нечетная трансмиссия 3х9, в этом случае правильный чейнлайн проходит от 2 звезды шатунов до 5 звездочки кассеты, то есть от центра системы шатунов до центра кассеты. Если Вы не видите никаких перекосов цепи, она абсолютно прямая, тогда с чейнлайном все в полном порядке. А что если у Вас стоит распространенная четная трансмиссия 3х8? В этом случае чейнлайн будет проходить от 2 звездочки шатунов, включая 4 и 5 звездочки кассеты. При нормальном чейнлайне на передачах 2х4 цепь будет незначительно отклонена в одну сторону, а в варианте 2х5 в другую.
Отрегулировать чейнлайн (рассчитывается только в миллиметрах) можно исключительно способом подбора вала каретки разной длины.
Как измерить чейнлайн и каким он должен быть
Важно знать, что разные производители и выпускаемые ними модели компонентов трансмиссии (нижние переключатели, каретки, системы кривошипов, прочее) никогда не бывают идентичными по физическим и геометрическим параметрам. Об этом мы также писали отдельные статьи по кареткам, можете почитать здесь и о системах шатунов, читайте здесь. Поэтому чейнлайн у разных велосипедов и комплектов навесного оборудования тоже будет разным.
Самый простой и распространенный способ вычислить чейнлайн Вашего велосипеда и затем по этому коэффициенту подбирать компоненты трансмиссии такой: нужно рулеткой, линейкой, штангенциркулем измерить расстояние в миллиметрах от центра кареточного стакана до центра ведущей звезды. В случае с 3 звездами спереди, величина чейнлайна будет включать расстояние до центра 2 звездочки, в случае с 2 звездами, до точки между ними (см. рисунок А), с 1 звездой до ее центра (см рисунок Б).
Следует обратить внимание, что таким способом измеряют чейнлайн специалисты Shimano и прописывают его в характеристиках своих компонентов. Другие компании, если речь идет о системе с 2 звездами, могут замер чейнлайна определять не до равноудаленной точки между звездами, а до центра второй большой ведущей звезды. Поэтому разница в коэффициентах чейнлайна компонентов разных компаний может отличаться.
Некоторые отдельные производители отмечают, что на чейнлайн влияет и ширина подседельной трубы, на которую затягивается передний переключатель, чем шире подседельная труба, тем больше должен смещаться вправо чейнлайн, это также немаловажный факт, если Вы используете индексную систему переключения скоростей.
Если Вы вычислили чейнлайн рамы своего велосипеда, тогда его значение подпадает под определенные параметры компонентов. Зная свое значение линии цепи, Вам будет гораздо проще подобрать соответствующие запчасти. Допустимая погрешность не должна превышать отметки 0,5 миллиметра, это в пределах нормы для выбора компонентов.
Приведем эти данные:
1. 40,5 — 42 мм – односкоростные велосипеды или с втулкой внутреннего переключения передач.
2. 43,5 мм – шоссейные велосипеды с 2 звездами на кривошипных механизмах. Спецификация оборудования Shimano.
3. 45 мм – шоссейные велосипеды с 3 звездами на шатунах. Спецификация оборудования Shimano, измеряется до центра средней звезды.
4. 47,5 — 50 мм – горные велосипеды с 3 звездами на шатунах. Спецификация оборудования Shimano, большее значение зависит от ширины подседельной трубы, поскольку линия цепи смещается вправо.
5. 47,5 — 52 мм – горные велосипеды с 1 ведущей звездой на кривошипе. Для такого класса МТВ устанавливается больший зазор линии цепи для устранения близкого контакта с нижними перьями рамы.
Выводы
Итак, давайте подведем некоторые итоги. Если Вы определили значение линии цепи Вашего байка, тогда в случае замены трансмиссионных компонентов, все будет гораздо легче и точнее. При заказе рассматривайте Ваш чейнлайн и внимательно проверяйте диапазон соответствия в характеристиках новых запчастей. Например, в случае замены кассеты, проблемы, как правило, не возникают, ключевое значение имеет количество звездочек. Но важно обратить пристальное внимание, если Вы хотите поменять каретку и шатуны, тогда чейнлайн поможет выбрать нужные параметры, даже если это будет линейка одного бренда, в которой наверняка есть различия в моделях относительно линии цепи.
Надеемся, что несколько прояснили для Вас эту непростую тему. Но если возникнут какие-то трудности при выборе нужных Вам велосипедных компонентов, тогда наши специалисты помогут сделать правильный выбор с учетом всех технических параметров, включая и линию цепи.
16 полезных аксессуаров для велосипедистов
Аксессуары для велосипеда сделают тренировки эффективнее и приятнее. Какие они бывают и на что обратить внимание при их выборе – читайте в этой статье.
А если вы ещё и бегаете, вам пригодится подборка 16 полезных аксессуаров для бега.
В нашем обзоре вы не найдёте аксессуаров, которые должны быть у каждого велосипедиста: шлем, держатель для фляги и сама фляга, комплект велосипедных фонарей (передний и задний габариты, а также фара), насос и ремкомплект.
1. Велокомпьютер
Велокомпьютер – это детальная информация о поездке и тренировке. А вот насколько полными будут эти данные, зависит от вашего бюджета.
Дорогостоящие компьютеры подключаются к смартфону и внешним датчикам каденса, пульса, мощности, записывают и показывают маршрут, загружают файл поездки в приложения наподобие Strava, анализируют состояние организма и много чего ещё.
Какой компьютер выбрать, зависит от того, какой вы велосипедист. Велотуристу, однозначно, нужен GPS-навигатор, для обычного катания достаточно недорогого устройства с минимумом функций (текущий пробег, текущая скорость, общая дистанция), а вот спортсмену-любителю интереснее и эффективнее тренироваться с продвинутыми моделями, которые измерят много параметров при наличии соответствующих датчиков.
2. Крылья
На простых городских велосипедах крылья для защиты от грязи на мокрых дорогах зачастую уже установлены, а вот хозяин спортивного велосипеда сам решает, нужно ли ему устанавливать такой аксессуар.
- Велосипедные крылья могут быть быстросъёмными, что позволит вам устанавливать их только тогда, когда есть подозрения на ненастную погоду.
- Современные крылья делают из лёгкого пластика, и они не добавят лишнего к весу велосипеда.
- Крылья стоит выбирать по диаметру и ширине колеса.
3. Держатель для телефона
Не каждый спортсмен нуждается в велокомпьютере. Кому-то и вовсе удобнее и проще ездить, полагаясь на данные смартфона. Чтобы он всегда был перед глазами, установите на руль держатель для телефона.
Тренировочные планы к марафону и полумарафону. Скачайте и начните подготовку сегодня.
Это позволит не пропустить важный звонок, без остановок найти нужный маршрут и, установив приложение-трекер, видеть ту же информацию, которую даёт велокомпьютер: время в движении, расстояние, скорость.
4. Держатель для стакана кофе
Есть даже такие аксессуары, и они отлично подойдут городским велосипедистам, которые катаются по делам или просто приятно проводят время.
У кого бывало такое, что кофе можно купить в одном месте, а вот уютно посидеть на лавочке, попивая его, – в другом? Подстаканник крепится на руль и держит стакан кофе в вертикальном устойчивом положении.
5. Согревающие рукава и гетры
Когда вы выезжали на тренировку, было холодно, но вот вы разогрелись или просто потеплело, и в куртке стало настолько жарко, что это портит всю поездку. Для таких случаев есть рукава и гетры, которые можно быстро снять и уместить в задний карман джерси.
При выборе этого элемента одежды обратите внимание на то, чтобы у верхних краёв был силиконовый захват против сползания. Хорошее дополнение – светоотражающие элементы.
6. Сумка
Велосипедистам приходится возить с собой много вещей: запасные камеры, ключи, ремкомплект. Чтобы избавить карманы джерси от всего этого, установите на велосипед сумку.
Сумки крепятся на раму, под раму, на руль, под седло и бывают разного размера – от больших вместительных до миниатюрных, удобных для ежедневных коротких поездок.
На раму и руль есть сумки с отделением для смартфона, что избавит вас от покупки держателя для него. А для рандоннёров есть отличное решение: вместительная сумка, которая крепится на подседельный штырь и избавляет от необходимости устанавливать багажник для известной среди велотуристов «сумки-штаны».
Обратите внимание и на каркасную сумку, которая легко помещается в треугольник рамы. Она крепится к раме ремнями-липучками, а потому её вес совсем небольшой, и нет нужды использовать громоздкие стеллажи для укрепления.
7. Замок для велосипеда
Переживания о сохранности велосипеда в ваше отсутствие портят впечатления о поездке. Хороший велосипедный замок защитит велосипед. Существуют различные типы замков – и у каждого свои плюсы и минусы.
Замки U-типа пользуются спросом, потому что их металлическую дужку сложнее перекусить или перепилить простыми средствами. Хорошая идея использовать два замка разного типа – например, цепной из оцинкованной цепи и U-lock. Такой способ, если вор всё-таки положит глаз на ваш велосипед, отнимет у него намного больше времени.
Однако прислушайтесь к нашему совету: никогда до конца не полагайтесь на эффективность замка и не оставляйте велосипед на долгое время без присмотра.
8. Противоугонный GPS-трекер для велосипедов
А если велосипед всё-таки украден, шансы его вернуть повысит противоугонный трекер в раме или руле.
Например, устройство Sherlock работает следующим образом: после активации в приложении Sherlock App трекер уведомляет ваш смартфон, если велосипед перемещает кто-то, кроме владельца, а затем отслеживает его положение. Только не забудьте перед тем, как оставить велосипед, активировать «Шерлока» в приложении на телефоне.
9. Насос CO₂
Насос со сменными картриджами СО2 – это незаменимая штука, если есть необходимость невероятно быстро накачать камеру, например, на гонке. Процесс накачки с таким насосом займёт около минуты и не отнимет у гонщика сил, которые он затратил бы при использовании портативного насоса.
Надо понимать, что картриджи периодически придётся покупать. Цены на них начинаются от 140 рублей за картридж объёмом 16 грамм, который уйдет за раз. Если не хотите разбрасываться картриджами, сразу покупайте насос с клапаном контроля давления. С ним можно накачать требуемое давление, а оставшийся углекислый газ использовать в будущем.
Кстати, производители рекомендуют по приезду домой спустить камеру и накачать туда вместо выручившего вас в поездке углекислого газа воздух. Причина проста: CO2 быстрее выйдет сквозь резину, и уже на следующем заезде давление в шинах значительно снизится, то есть вновь возникнет угроза остаться со спущенными колесами.
10. Ремешок для камеры
Тот случай, когда ремкомплект, телефон и деньги удалось разнести по карманам, а вот камера либо не вмещается, либо некрасиво растягивает джерси. На помощь придёт обычный ремешок, закрепляемый на раме. Он почти ничего не весит и надёжно держит снаряжение.
11. Бафф
Бафф – это универсальный элемент одежды для катания в холодную погоду: длинной трубой ткани можно закрыть шею или использовать её как шапку под шлемом.
Бафф изготовлен из лёгкой синтетической ткани и без проблем помещается в кармане, когда в нём нет необходимости. Зимние баффы с утеплителем могут быть тяжелее и объёмнее, но зимой редко когда возникает желание снять его с себя.
Баффы – это не только аксессуар для катания на велосипеде. Сфера его применения огромна: бег, лыжи, походы да и просто прогулки.
12. Рукавицы на руль
С этим аксессуаром вы забудете, что такое замерзающие руки во время зимнего катания. Рукавицы для руля изготавливают из неопрена, они крепятся на руль, а велосипедист в удобных перчатках вставляет руки в них.
Почему встретить велосипедиста зимой считается чем-то необычным, когда изобретено достаточно аксессуаров для зимних поездок? Ведь лыжник или бегун в холодное время года не вызывают столько удивления.
При температурах ниже 20 градусов кисти рук уже не спасут толстые горнолыжные перчатки, да они и неудобны в использовании для переключения скоростей или торможения. А вот с рукавицами на руле элементы управления останутся под рукой.
13. Велобахилы
Велосипедные бахилы бывают трёх видов: гоночные для улучшения аэродинамики спортсмена, бахилы, защищающие от дождя, и бахилы для утепления ног зимой. Впрочем, для катания в холодное время года мы рекомендуем обзавестись зимними велотуфлями – так вам не будет страшен никакой мороз.
Есть ещё такой вид, как полубахилы. Они надеваются на носок туфлей и защищают пальцы ног от замерзания. Идеальный вариант для регионов с резким перепадом температур, когда утром и вечером может быть холодно, а днём комфортно.
Выбрать бахилы просто: их размерная сетка соответствует размерам обуви.
14. Спортивные очки с креплением для диоптрий
Такое решение солнцезащитных очков – выход для велосипедистов с особенностями зрения, которые не носят линзы. Солнцезащитные линзы в спортивном стиле находятся поверх диоптрий, благодаря чему вам не придётся щуриться, разглядывая неровности на дороге.
Некоторые модели, как на фото, оснащены подъёмным механизмом на оправе, что позволяет поднять вверх солнцезащитные линзы, когда, например, вы заходите в здание.
В магазинах такие очки продаются комплектом «оправа+сменные солнцезащитные линзы+крепление для диоптрий». После покупки вам останется только дойти до оптики, где по рецепту вставят линзы в крепление.
15. Резиновые накладки на шипы
Велосипедистам, которые используют шипы для шоссейных педалей, знакомо, как неудобно и иногда скользко ходить в велотуфлях с подобными шипами. А если уж предстоит много пройти, то можно запросто сточить шипы о твёрдую поверхность.
Для таких случаев производители придумали специальные накладки, надеваемые поверх шипов. Аксессуар увеличит срок их службы и убережёт от скольжения.
16. Аэробар
Аэробар, или в народе «лежак», может быть полезен не только с точки зрения снижения лобового сопротивления и увеличения скорости. Лежак можно установить не только тогда, когда вы собираетесь на ТТ-гонку или длинную дистанцию триатлона – он может быть полезен и рандоннёру, и туристу. Аэробар позволит велосипедисту сменить положение, разгрузить плечи и спину, ну и, конечно же, чуть-чуть добавит скорости.
Имейте в виду, что устойчивость велосипедиста на аэробаре снижается, поэтому нужно быть достаточно опытным пользователем, прежде чем ехать с ним в ветреную погоду и на оживленной трассе.
Есть ещё так называемые «рога», которые можно установить и на руль маунтинбайка: это улучшит аэродинамику.
Для велосипедистов есть множество аксессуаров, которые не уместились в наш материал: кто-то не понимает, для чего ему датчики каденса и измерители мощности, а кто-то только этим и измеряет свою поездку. Выбирайте аксессуары по вкусу и надобности, чтобы каждая поездка и тренировка была в удовольствие!
Источники:
https://frikke.ua/novosti/chto-takoe-chainline-velosipeda-i-chto-nuzhno-ob-etom-znat
https://marathonec.ru/velo-aksessuary/