Cannondale фэтбайк

Содержание скрыть

Для чего предназначен фэтбайк и как его выбрать?

Для чего предназначен фэтбайк и как его выбрать?

Появление велосипеда с увеличенной толщиной шин когда-то произвело настоящий фурор среди поклонников всесезонных поездок. Сегодня плюсы и минусы велосипедов с толстыми колесами также часто становятся предметом для обсуждения. Фэтбайк сложно назвать дешевым или доступным удовольствием, но он, безусловно, заслуживает внимания тех, кто предпочитает бездорожье традиционным поездкам по шоссе.

Первое впечатление, которое производит велосипед с большими колесами, варьируется от восторга до отторжения. На практике же фэтбайки отличаются легким и мягким ходом, устойчивостью на любых покрытиях и высокой проходимостью.

Что это такое и для чего нужен?

Горный велосипед с толстыми колесами или попросту фэтбайк – это один из видов двухколесного транспорта, пригодный для использования вне зависимости от сезонов и климата. Достаточно сказать, что его официальное появление произошло на Аляске – в точке планеты, не отличающейся благоприятными погодными условиями.

Называется велосипед fat или «толстым» по причине того, что его колеса имеют покрышки увеличенного размера, кажущиеся чрезмерно большими на фоне классической «обуви» для двухколесного транспорта.

Фэтбайк в первую очередь предназначен для преодоления любого бездорожья. Увеличенные шины при интенсивном накачивании уверенно ощущают себя на шоссе и демонстрируют хорошие скоростные качества. А спустив давление в них, можно получить отличную амортизацию и высокую проходимость на вязком, скользком покрытии, легко преодолеть грязь или снежную кашу.

По своим характеристикам это вполне классический горный велосипед, но с более жесткой вилкой. Среди важных параметров fatbike можно отметить давление в шинахоно варьируется от 0,2 до 2 атмосфер.

Покрышки тоже имеют нестандартные размеры. Их ширина может составлять 3,5-5″, подходящая ширина обода – 65-100 мм.

История создания

Фэтбайк, точнее, его прототип, впервые появился в рекламной кампании фирмы Currys – британского ритейлера, еще в 30 годы XX века. Изображение человека, едущего на велосипеде с толстыми покрышками, иллюстрировало серию рекламных зарисовок и широко публиковалось в профильных изданиях для любителей велоспорта. Но сам термин «фэтбайк», а также его реальное воплощение ввел в обиход совсем другой человек.

Создателем первого из известных фэтбайков считается Марк Грюнвальд – житель Аляски, решивший поставить раму от горного велосипеда на ободья шириной 80 мм. Стандартная покрышка на 3″ была растянута до 3,5″. В производство фэтбайки запустила компания Surley из Миннесоты – сегодня именно она является признанным лидером в выпуске специальных ободьев для такой техники.

Модель Pugsley, выпущенная на рынок в 2005 году, стала по-настоящему революционной. Фэтбайки с шинами шириной до 5″ и единым размером ступицы передних и задних колес позволили совершить настоящую революцию в мире велоэкстрима. Еще одной их важной особенностью стал максимально широкий обод, через который можно видеть резину вставленной камеры.

К 2014 году фэтбайки получили облегченный тип рамы – многие современные модели выпускаются с карбоновым основанием, а также более легкими ободьями. Минимальный вес велосипеда в сборке снизился до 10 кг, при этом управляемость сохранилась почти на том же уровне, что у обычных маунтинбайков. Сегодня для спортсменов на фэтбайках проводятся специальные соревнования – они проходят в зимнее время на заснеженной трассе в Айове. С 2015 года этот вид спорта официально введен и в чемпионат США.

Есть даже всемирный день фэтбайка – его празднуют в первый выходной день декабря.

Плюсы и минусы использования

Преимущества фэтбайков вполне очевидны – у этого вида горных велосипедов действительно много плюсов. Вот лишь некоторые из них.

  • Универсальность. Их можно эксплуатировать зимой и летом – это транспорт, у которого нет сезонных ограничений.
  • Оригинальный внешний облик. Велосипед притягивает взгляды, а поскольку fatbike-культура в России пока не очень развита, выделиться можно даже на массовом тематическом мероприятии.
  • Высокая проходимость. На таком велосипеде можно штурмовать любое бездорожье, если правильно отрегулировать давление шин.
  • Универсальность втулок на некоторых моделях. Переднюю и заднюю можно менять местами, что может быть актуально в условиях дальней дороги.
  • Надежность и хорошая управляемость. Фэтбайк почти никогда не теряет сцепления с дорогой, даже в самых экстремальных ситуациях.
  • Возможность использования на шоссе. При полностью накачанных шинах этот велосипед годится для велотуризма с использованием ровных дорог или передвижения по городу.

Но не обходится здесь и без недостатков. К ним принято относить высокую стоимость – самыми дешевыми на рынке являются китайские и отечественные модели, за американскую технику придется заплатить значительно больше. Еще одна проблема – большой вес: в полной комплектации фэтбайк может весить до 20 кг, что сильно ограничивает удобство его транспортировки.

Есть сложности и с поиском запасных покрышек или ободьев, иногда запчасти для ремонта можно найти только за рубежом.

Что лучше: горный велосипед или фэтбайк?

На первый взгляд, от обычного горного велосипеда фэтбайк отличается лишь размером шин. Но так ли это на самом деле? Достаточно сравнить эти два вида велосипедов по основным их функциональным возможностям, чтобы выяснить их различия и сделать выводы.

  • Проходимость. Даже «обутый» в грязевую резину маунтинбайк проедет далеко не по всем дорогам. Фэтбайк может преодолевать даже бездорожье благодаря широким шинам, давление в которых можно снизить до очень малых показателей. Сами покрышки толстые и надежно защищают камеру внутри от проколов.
  • Вес. Тут у легких маунтинбайков заметное преимущество, тогда как на фэтбайке одни только колеса в паре вывешивают на 6-8 кг, а общий вес велосипеда доходит до 20 кг. Горные модели едва ли достигают 10 кг и требуют существенно меньше усилий при передвижении в гору или езде по шоссе.
  • Амортизация. Без апгрейда с установкой амортизационной вилки горный велосипед идет гораздо жестче и часто вибрирует на неровных дорогах. Фэтбайк даже без амортизаторов обеспечивает большую мягкость хода. Впрочем, найти в этом классе модель с ригидной вилкой проблематично – почти все они спереди укомплектованы дополнительными компонентами для смягчения хода.
  • Внешняя привлекательность. Здесь, конечно же, дело вкуса, но в целом у фэтбайков гораздо более впечатляющий дизайн. Как и положено внедорожникам, свою мощь они демонстрируют не только на трассе. Маунтинбайки поражают разве что разнообразием и яркостью расцветок.
  • Комфорт и скорость. Если хочется быстрой езды, стоит выбирать горный велосипед или электрический fatbike. Обычные модели просто неспособны разгоняться выше 30 км/ч. Зато по уровню комфорта фэтбайки уверенно лидируют – перемещаться на них легко даже новичкам.
  • Выполнение трюков. Фэтбайк – это не про экстремальную езду в смысле разнообразных прыжков. Он просто успешно преодолевает дорожные препятствия. На маунтинбайке опытный райдер вполне может выполнять трюки, он более универсален в применении.
  • Обслуживание. Fatbike обходится своим владельцам явно дороже, ведь найти запчасти к оригинальным моделям довольно сложно. Рынок запчастей и расходных материалов для горных велосипедов куда шире и разнообразнее.

Если сравнивать оба вида техники по всем пунктам, то оба они получат примерно равное количество плюсов и минусов. Про фэтбайки можно сказать, что они создавались для решения конкретных задач и как всякие внедорожники более тяжелы и неповоротливы.

Рассматривать их как полноценную замену горному велосипеду все же не стоит.

Устройство и управление

Характеристики и устройство фэтбайков – вот на что принято обращать внимание. Велосипед с толстыми колесами нуждается в надежной и жесткой опорной конструкции. Для езды по бездорожью выпускаются модели с шинами на литых дисках и с упрочненной в 2-3 раза в сравнении с классическим решением рамой. Кроме того, важными считаются следующие параметры:

  • увеличенная ширина руля – достигает 720 мм;
  • выгнутая, измененная геометрия вилки и рамы с изогнутыми «перьями» треугольника сзади;
  • дисковая тормозная система на гидравлической или механической основе;
  • масса велосипеда – от 12 до 19 кг.

Стандартная ширина покрышки фэтбайка составляет от 3.5 до 4.8″ при диаметре 26″, у электровелосипедов этого типа она еще больше. Например, на топовых моделях Hanebink стоят бескамерные колеса с широкими покрышками с показателями ширины и диаметра 8×20 дюймов. Размеры колес в основном те же, что и у обычных горных велосипедов – 26, 27.5, 29″.

Немного подробнее стоит рассмотреть рабочие параметры, при которых эксплуатируется фэтбайк. Давление в шинах варьируется в диапазоне от 5 PSI до 30 PSI или в пределах 0,2-2 атмосфер. В первом случае шина будет мягко обтекать любые препятствия, обеспечивая превосходное сцепление с дорожным полотном, – накачивать ее нужно до 5-7 PSI. Во втором окажется твердой и жесткой, оптимальной для ровного трека или для асфальта. В среднем достаточно просто повысить уровень давления до 15-18 PSI для комфортного катания.

По типу передачи фэтбайки разделяют на модели с планетарной втулкой и обычной с натяжителем. Первый вариант устанавливается в оффсетные рамы, имеет закрытый тип конструкции, оптимальный для экстремальных условий перемещения. На безоффсетных обычно стоят обычные втулки. Есть версии с амортизаторами и без них – с жесткой вилкой. Одна из особенностей фэтбайков как раз и состоит в том, что сами шины в значительной мере компенсируют вибрацию и неровности дорожного полотна. Именно такой вариант обычно изготавливается в односкоростном исполнении.

Отличительной особенностью фэтбайка является обод. Он имеет коробчатый тип конструкции и ширину до 101 мм. Изготавливаются ободья из карбона, сплавов алюминия, стали. Спицы на фэтбайках вполне стандартные. А вот втулки более длинные. Встречаются варианты на:

  • 135 мм;
  • 142 мм;
  • 150 мм;
  • 170 мм;
  • 190 мм.

Обычно грузоподъемность модели указывается в инструкции производителя. Как правило, такая техника выдерживает массу райдера свыше 100 кг. Более прочными и надежными считаются варианты с жесткой вилкой.

У фэтбайков с оффсетной рамой присутствует смещение перьев – они отклонены вправо на расстояние 17,5 или 28 мм. Это обеспечивает смещение втулки относительно оси рамы в продольной плоскости. Оффсетом и именуют смещение отверстий, в которые устанавливаются спицы. При симметричном их расположении на задней втулке 135 мм шириной и установкой в оффсетную раму, правый конец с барабаном будет смещен вбок и помешает контакту цепи с утолщенной покрышкой.

Фактически такое сочетание комплектующих дает возможность адаптировать втулки для маунтинбайка к конструкции fatbike, при этом сохранить полную функциональность трансмиссии. Кроме того, именно на оффсетные модели ставятся планетарные трансмиссии. В целом этот вариант хорош именно тем, что позволяет обеспечить адаптивность запчастей от горных велосипедов к конструкции фэтбайка. Еще один важный момент – такие втулки можно менять местами, поскольку на обоих колесах используется одна и та же модификация.

Стоит учесть, что этот тип фэтбайков считается вариантом old school – в серийном производстве их почти не найти. Одни из немногих исключений – модели Surly Pugsley и Charge, где оффсет сохраняется специально для любителей. Безоффсетные фэтбайки – самые распространенные сегодня варианты. Здесь чаще всего используется широкая задняя втулка на 170 или 190 мм. Симметричные фэтбайки более удобны в использовании, они устойчивее и прочнее безоффсетных.

На таких втулках можно собирать комплект на тонких ободьях на лето с диаметром колес 29 дюймов.

При передвижении на фэтбайках сложности обычно не возникают даже у начинающих райдеров. Стоит лишь учесть, что при подъеме на таком велосипеде даже небольшое изменение уклона существенно усложняет процесс езды и требует гораздо больших физических усилий. Еще один важный момент – прохождение любого расстояния будет занимать больше времени в сравнении с обычным маунтинбайком. В среднем коэффициент изменится на 1,3.

Стиль езды тоже придется менять. Постоянно находиться в седле не получится, периодически будет нужно поработать ногами. Регулировка давления в шинах тоже очень важна. Ее придется менять при каждом переходе с мягкого грунта на жесткий, иначе спущенные шины будут буквально липнуть к асфальту. Сложности возникают даже с преодолением небольших бордюров – запрыгнуть на них гораздо сложнее, чем на обычном горном велосипеде.

Все существующие сегодня виды фэтбайка можно поделить на следующие категории.

  • Односкоростной. Самый простой вариант с жесткой вилкой и отсутствием скоростных вариаций.
  • Классический. С обычной или планетарной втулкой, различным количеством переключаемых скоростей, оффсетной или безоффсетной конструкцией.
  • Электрический. Хороший городской вариант. Можно найти мини-фэтбайк с уменьшенным диаметром колес. При окончании заряда аккумуляторов электровелосипед передвигается за счет мускульной силы.
  • Складной. Компактный вариант, удобный в сезонном хранении и транспортировке. Складная рама не добавляет больше никаких плюсов, но может рассматриваться как женский вариант фэтбайка.
  • Двухподвесный. Двойная подвеска – хорошее решение для перемещения по бездорожью. Она значительно улучшает управляемость, что на вязком покрытии (снежной каше, песке, грязи) имеет большое значение.
  • Полноприводный. Полный привод дает возможность повышать и без того хорошую проходимость техники. Встречается на электрических моделях. В этом случае в общую комплектацию включаются 2 мотор-колеса.
  • Трехколесный. Трициклы чаще всего встречаются в электрическом исполнении и рассматриваются как грузовые версии обычных фэтбайков, но с большим багажником сзади. Кроме того, есть модели с парой передних колес. Они создавались для езды на песке там, где есть проблема с запретом моторного бензинового транспорта.

Конечно, существуют и другие – кастомизированные версии фэтбайков, но в большинстве случаев они изготавливаются на заказ и в серийную продажу не поступают.

Фэтбайк: плюсы и минусы

Фэтбайк — велосипед на широких колёсах, обладающий хорошей проходимостью. Название фэтбайк происходит от английского слова fatbike, которое переводится как “толстый велосипед”.

Рассмотрим плюсы и минусы фэтбайков, которые помогут правильно выбрать и приобрести качественный велосипед на толстых шинах.

1 (5).png

История фэтбайков

История появления фэтбайков включает две параллельные истории развития, одна на Аляске и вторая — на юге Нью-Мексико.

В 1987 году гонка Iditabike, проходящая на Аляске, требовала от участников преодолеть 200 миль по зимним трассам для снегоходов. Поверхность трассы менялась от гладкого льда до рыхлого снега и проталин. Суровые условия заставили гонщиков задуматься о повышении проходимости велосипедов и использовать колёса со сдвоенными ободами.

2 (6).png

В те же годы Рей Молино, после путешествия по песчаным дюнам на юге Нью-Мексико, запустил производство широких ободов на 82 мм, а также соответствующих шин на 3,5 дюйма. Марк Грюнвальд встретил эти широкие колёса на выставке Interbike в 1999 году и решил привезти их на Аляску, а впоследствие придумал термин fatbike.

Первым серийным фэтбайком считается модель Pugsley, выпущенная в 2005 году американским велосипедным брендом Surly Bikes и доступная через широкую дистрибьюторскую сеть. Он имел ободья Large Marge шириной 65 мм и шины Endomorph на 3,7 дюйма.

Устройство фэтбайка

При сравнении фэтбайка с горным велосипедом можно заметить, что они очень похожи — на фэтбайке используется то же навесное оборудование: переключатели, тормоза и кассета. Фэтбайк отличается широкими покрышками, а следовательно, широкими ободами и втулками, рамой и вилкой под широкие колёса, а также увеличенным кареточным узлом.

На фэтбайках устанавливается более широкий руль, чтобы упростить управление, так как колёса увеличенного размера сказываются на управляемости.

В отличие от горных велосипедов, имеющих амортизационную вилку, большинство фэтбайков имеют ригидную (жёсткую) вилку, так как функцию амортизации частично выполняют широкие шины низкого давления.

3 (3).png

Плюсы фэтбайков

Рассмотрим основные плюсы фэтбайков, которые отличают их от горных велосипедов:

● Отличная проходимость — главный плюс фэтбайков. Благодаря широким покрышкам, при пониженном давлении в шинах (4-8 PSI) фэтбайк хорошо себя чувствует на любом бездорожье и сыпучих поверхностях, таких как рыхлый песок, снег, мягкий грунт и мелкий щебень. Горный велосипед на стандартных шинах там либо полностью остановится, либо значительно потеряет скорость.

● Мягкость хода. Покрышки содержат значительный объём воздуха, и являются своего рода амортизаторами, поглощая мелкие неровности, чего нет у стандартных моделей горных велосипедов. Это снижает вибрации на руле и повышает комфорт эксплуатации.

● Универсальность. Широкие колёса фэтбайка подходят не только для его использования по вязким и сыпучим поверхностям. При повышении давления в шинах до 20-25 PSI накат увеличивается, и фэтбайк катится по асфальту так же легко, как горный велосипед.

● Идеальный велосипед для зимы. Широкие шины хорошо катятся по снегу, проглатывая неровности на утрамбованных участках и успешно преодолевая рыхлый снег.

● Впечатляющий внешний вид. Благодаря широким покрышкам, фэтбайк напоминает мотоцикл и выделяется на фоне других велосипедов.

4 (2).png

Минусы фэтбайков

Среди минусов фэтбайков, по сравнению с горными велосипедами, стоит отметить следующие:

● Большой вес. Толстые покрышки и камеры большого диаметра увеличивают вес колеса, который может достигать 4 кг. Стандартный вес фэтбайка находится в пределах от 15 до 21 кг.

● Увеличенные габариты. Широкая рама и вилка, толстые колёса и удлинённый руль — всё это увеличивает габариты велосипеда. Он займёт больше места на балконе или в квартире, а при перевозке на автомобиле может не уместиться в салоне и потребует установки специального внешнего крепления.

● Сложнее разгоняется. Так как колёса фэтбайка более тяжёлые, их сложнее раскрутить, а следовательно, и разогнать сам велосипед.

● Манёвренность фэтбайков уступает обычным горным велосипедам — гироскопический эффект и увеличенный вес затрудняют управление на высоких скоростях.

● Сложнее поддерживать высокую скорость. Так как фэтбайк больше и тяжелее горного велосипеда, для движения на высокой скорости потребуется прилагать серьёзные усилия.

● Более высокая цена. Топовые качественные фэтбайки имеют лёгкую раму и качественные покрышки, их вес может быть даже меньше веса горного велосипеда. Но стоимость такого велосипеда чаще всего будет многократно выше стоимости бюджетного фэтбайка.

● Сложности с подбором комплектующих. В небольших городах бывает сложно купить необходимые комплектующие для фэтбайка, в этом случае придётся оформить заказ через Интернет и ждать доставки.

Виды фэтбайков и какой из них выбрать

В зависимости от конструкции рамы, наличия амортизаторов и электропривода, фэтбайки можно разделить на несколько категорий:

По типу рамы:

Складной фэтбайк. Подойдёт тем, кто планирует перевозить велосипед на автомобиле или хранить на небольшом балконе

5 (1).png

● Классический фэтбайк. За счёт отсутствия механизма складывания рама более жёсткая и лучше выдерживает нагрузки.

По количеству амортизаторов:

● Без амортизаторов. Фэтбайк с жёсткой (ригидной) вилкой. Функцию амортизации выполняют широкие колёса низкого давления.

● С амортизационной вилкой. Больше комфорта при езде, вилка поглощает удары при езде по неровностям.

● С двумя амортизаторами (двухподвес). Максимально комфортный и управляемый фэтбайк. Задний амортизатор обеспечивает постоянный контакт заднего колеса с дорогой, повышая устойчивость при манёврах.

По наличию электропривода:

● Электро фэтбайки с одним двигателем, установленным в одном из колёс или с центральным мотором.

● Полноприводные электрические фэтбайки имеют двигатели в обоих колёсах.

6 (1).png

Что лучше — фэтбайк или горный велосипед?

При выборе между фэтбайком и горным велосипедом следует ответить на главный вопрос — по какой местности вы будете его эксплуатировать. Если планируемые маршруты включают значительные труднопроходимые участки с песком или мелким щебнем, стоит остановить выбор на фэтбайке. Если же это преимущественно асфальт или твёрдый грунт, целесообразно отдать предпочтение горному велосипеду.

Фэтбайк подходит для эксплуатации зимой по недостаточно плотному или рыхлому снегу, а на плотном снегу себя вполне комфортно чувствует обычный велосипед, но для преодоления ледяных участков его лучше оснастить шипованными покрышками.

Для горной местности со значительными перепадами высот лучше подходит горный велосипед, так как он легче фэтбайка.

Перед покупкой велосипеда тщательно взвесьте все плюсы и минусы фэтбайков, чтобы понять, какой вид велосипеда Вам больше подходит, и принять взвешенное решение. Надеемся, наша статья Вам в этом поможет.

Электричка моей мечты! Обзор Cannondale Moterra

Даже беглого взгляда на крупнейшие веловыставки мира (Eurobike, ExpoCycle, Taipei Cycle Show) за последние три года достаточно, чтобы понять постоянное увеличение интереса производителей и потребителей к электробайкам. Это железобетонный тренд, который не думает сдавать обороты. Эктровелосипеды эволюционировали от нелепых тяжелых монстров до вполне приятных и удобных средств передвижения.

Сразу стоит сделать оговорку, предвидя зарево полыханий в комментариях — электрички приехали и заняли свою нишу, смиритесь. Электровелосипед, как и бритые ноги, трусы из лайкры и велоселфи не имеют никакого отношения к ориентации. Это современные тренды, стойкие и развивающиеся. Попытайтесь понять вектор прогресса и не будьте староверами. Тем более, что велосипед, о котором сегодня пойдет речь и не совсем электровел — это электроэндуро с ассистом, Cannondale Moterra в комплектации AM3.

На данный момент, я бы выделил две самые успешные ниши электровелосипедов — электроситибайки и электроМТБ. Цель существования каждой из них описать довольно легко. Электроситибайки призваны сделать ваше передвижение по городу максимально комфортным. Любая горка перестает быть проблемой и на работу вы приезжаете не потным и ароматным, а веселым и «с иголочки». В подавляющем большинстве случаев они имеют компоновку мотор-колесо и возможность хода только на электротяге. А еще они позволяют возобновлять заряд во время спусков путем рекуперации. О ярком представителе этой ниши, Xiaomi Yunbike C1 мы писали в прошлом году. И именно этот вид можно назвать электровелосипедом.

Берем мтб раму, ставим снизу двигатель с приводом на систему, прикручиваем батарею и получаем электромтб. Но не все они одинаково полезны. Кросс-кантрийные хардтейлы с электроприводом даже я считаю непонятной дичью. А вот сделать подвес с ходами 130-160мм, мотором в каретке и батареей внутри рамы оказались чертовски удачной идеей. Этот подвид называется электроэндуро.

Модель использования такого велосипеда проста и гениальна — подъехать к месту катания, врубить электромотор и закрутить на гору, вырубить и спустится вниз на всех ходах. Идеально. Или же это читерство?

Сердце электроэндуро — мотор, батарея, блок управления

Впервые сев на Cannondale Moterra я был удивлен ускорением, которое дает мотор. Дело в том, что моторы в каретке значительно проигрывают в мощности своим «колесным братьям», так как их основная задача именно помогать вам крутить, а не делать за вас всю работу. Киловаттных монстров здесь не встретишь, да и не нужны они. Так и Moterra комплектуется топовой силовой установкой от Bosh — Performance CX мощностью в 250Ватт и батареей Bosch Power Pack на 500 Вт-час. При этом мотор может выдавать крутящий момент до 75 Ньютон-метров, что на сегодня лучший показатель в классе.

Обратите внимание на «защиту днища», такая выдержит и жесткое столкновение с камнем, оставив мотор целым

Мотор очень круто вписан в раму. Это осознание приходит в процессе рассмотрения многочисленных ребер жесткости и шарниров, которые его окружают. Перед инженерами стояла задача сделать узел максимально жестким, защищенным и при этом правильно спроектировать подвеску. Получилось.

Кареточный вал проходит непосредственно через сам мотор, что минимизирует потери от передачи мощности от двигателя на трансмиссию. На вал крепятся шатуны и ведущая звезда на 15 зубьев через обгонную муфту, что позволяет шатунам вращаться назад и вперед независимо от работы двигателя.

Цепь надежно ловится успокоителем с верхней рамкой и шанс слета нулевой

Питается мотор от самой жирной Бошевской батареи PowerPacks на 500 ватт-часов. При этом конструкторы расположили ее с нижней стороны рамы, максимально занизив центр тяжести, что благоприятно сказалось на управляемости велосипеда.

Батарея вставляется в специальную нишу, как магазин в пистолет и надежно защелкивается. А чтобы у вас ее ненароком не украли, снимается она только с помощью специального ключа. Кстати, замок от фирмы Abus, так что все серьезно.

Учитывая нижнее расположение батареи и хардкорное предназначение Moterra, а в нее неизбежно будет прилетать всякая грязища вперемешку с камнями, Cannondale предусмотрели еще и специальную толстую резиновую защиту. Так как вы точно не захотите узнать как горит пробитая литиевая батарея (загуглите для интереса).

В комплекте с велосипедом идет громадный блок питания, который заряжает батарею за 3,5 часа. Штука недешевая и со своим проприетарным коннектором. Так что покупка дополнительного блока питания (например в офисе оставить) потребует времени и денег. Что не очень понравилось, так это необходимость каждый раз снимать батарею для зарядки, со временем начинает дико бесить. Можно было вывести отдельный порт на корпус велосипеда. Но практически все электробайки реализованы именно так, поэтому глупо записывать это в минусы.

За управление электромотором отвечает головной блок Bosh Intuvia с выносными операционными кнопками. Это середнячек в линейке бошевских устройств.

Функциональностью он не блещет, но необходимый минимум обеспечивает. Главная его задача — индикация выбраного режима работы электромотора, запаса хода, остаточного заряда батареи и отображение текущей скорости. Сам дисплей хоть и не трансрефлективный, но отлично читается при разном освещении, а для темного времени суток есть ровная белая подсветка. При этом он съемный, и при желании можно приобрести себе топовую модель Nyon с беспроводными интерфейсами и навигацией. Но смысла в этом я не вижу, любой Lezyne или Garmin будет на две головы выше.

Касательно режимов работы электромотора, так они здесь не для галочки, а реально меняют поведение велосипеда. Всего их 5— Eco, Tour, Sport, Turbo и OFF. С Офф все ясно, мотор выключается. Екорежим ваш выбор если надо проехать с минимальным ассистом максимальную дистанцию. Фактически действие электротяги начинает ощущаться только на подъемах, зато на свежей батареи компъютер рапортует о запасе хода на 150 км. Врет, скорее всего, но я не проверял. Ехать на 130-мм подвесе сотку это очень специфическое удовольствие.

Режим Tour хорошо подойдет для передвижения по городу, например по пути на место катания. Усиление чувствуется, сил на кручение уходит меньше, но батарея при этом расходуется несильно. Идеальным для катания мне показался режим Спорт, оптимальный баланс. Турбо же просто дичь — при малейшем нажатии на педаль велосипед рвет вперед. Очень забавное чувство. Постоянно его использовать глупо, батарею выжирает очень сильно, но на нем круто выезжать в совсем адовые торчки. И вот тут хочется сказать спасибо тем, кто добавил в систему выносные кнопки. Даже на большой скорости удобно управлять тяговым усилием, постоянно меняя режимы в ситуациях, когда отпускать грипсы очень не хочется.

Запас хода очень сильно зависит от интенсивности применения ассиста, но точно могу сказать, что проехать 50 км ни в чем себе не отказывая получится однозначно.

У режима Турбо есть еще один сценарий использования — Surprise, motherfucker.

Суть проста — его нужно включить перед тем, как дать кому-то покататься. Удивленное лицо и визг радости обеспечены. Так все 5 кантрил, которых я встретил на трассе «Кантрийный тандем» в унисон сказали, что электробайк это читерство и «не тру». Но 10 минут катания по самым крутым торчкам и все пятеро сказали что это очень интересный опыт и они поменяли свое отношение к электричке 🙂

Есть и небольшой нюанс. Обычно электроэндурики включают ассист при нажатии на педаль, но все они не понимают, что вы в данный момент жмете на ручку тормоза, контактов, размыкающих цепь у них нет. Так что возможны ситуации, когда вы и хотели б остановится, но запутались в ногах и велосипед может неожиданно рвануть вперед. Именно поэтому режимом Турбо нужно пользоваться аккуратно. Тем более, что тормоза на Moterra AM3 установлены самого начального уровня — Deore. Не могу сказать, что они ужасны, ротора 180мм позволяют остановится в любой ситуации. Но чувствуется, что запаса мощности нет. Электробайк требует повышенного внимания производителя к торможению, так как вес самого велосипеда немал (а наш тестовый велосипед завесил 23,5 кг), но еще есть и мощный мотор. Недаром за последний год некоторые компании начали выпускать обновленные линейки тормозов специально под э-байки, например Shimano презентовали 4-поршневые XT с радиаторами.

Из интересного — я первый раз за всю веложизнь физически ощутил, как жрутся тормозные колодки при катании в сухую погоду. Запасайтесь впрок, пригодится.

Вообще Moterra AM3 имеет самый базовые комплектующие в линейке. За амортизацию отвечает связка от RockShox — вилка Sektor Silver RL и аморт RockShox Monarch R (хоть за DebonAir спасибо) с ходами 130 мм. Не то чтобы подвеска работала плохо, все вроде сжимается и разжимается, но регулировок минимум, плюшевости и отзывчивости тоже не завезли. На велосипеде за такую цену ожидаешь увидеть царский Pike, но нет, свои мечты оставьте при себе.

Что хотелось бы отметить. Даже при наличии двигателя, батареи и 130мм подвески, в раме есть место для фляги, но желательно использовать держатель с боковой загрузкой. Линк аморта сделать из карбона, матовый и красивый. Вилка имеет крутилку локаута, но тянуться к ней на ходу не очень комфортно.

Довершает образ бюджетной навески трансмиссия Shimano Deore с двумя небольшими сюрпризами. Обратите внимание на задний переключатель и кассету.

Оценили диапазон? На Мотерре стоит десятериковый Sunrace на 11-40T. Первый раз я столкнулся вживую с кассетой этого производителя. Впечатления остались сугубо положительные. А переклюк недорог и прост, но имеет рычажок Shadow Plus, который фиксирует пружину и максимально натягивает цепь, что в комплекте с успокоителем исключает ее слет на расколбасе.

Что дает этому велосипеду характер (кроме мотора и подвески), так это колеса!

Moterra AM1 относится к классу так званых fatty (27,5 plus) — велосипедов с широкими толстыми покрышками, которые значительно крупнее обычных, но меньше фэтбайков. Так, опробованный велосипед имеет колеса с ободами 27,5″ и покрышками с шириной 2,8″.

При этом обод также широкий, 40 миллиметровый. В сочетании с Boost втулками 110мм+157мм и осями 15+12мм торсионной жесткости просто валом! А это дает дополнительную стабильность, управляемость и предсказуемость в поведении. Широченная резина (Nobby Nic) с низким давлением обеспечивает такой фантастический держак, что непреднамеренно сорвать колеса в боковое скольжение практически нереально. В повороты Moterra входит как по рельсам.

При этом объемные покрышки с давлением меньше 1 атмосферы работают как продолжение подвески и буквально съедают мелкие препятствия. Ощущения как от фэтбайка, только чертовски быстрого и неватного.

Необходимо отметить, что в линейке Moterra есть модификация LT, и она уже имеет обычные 27,5 колеса стандартной ширины, но более длинноходная — 160 мм на морде и сзади. Несмотря на хода и высокий уровень навески, ЛТ`шки кажутся мне значительно менее фановыми. Комбинация Fatty+130мм+электроассист дает невероятные ощущения и просто тонны веселья.

И нельзя обойти вниманием тот момент, что и обода, и покрышки в стоке идут готовыми к бескамерному использованию — приезжаете из магазина, выкидываете к чертям камеры, наливаете герметика и наслаждаетесь современными технологиями (правда мы так и не поняли, какая в комплекте идет ободная лента, есть риск, что вам придется искать Stans для широких ободов).

Руль в стоке просто отличный — 780мм черенок от лопаты 🙂 Такой «дрын» делает управление Моттерой очень удобным, но не всем из опробовавших он был привычным. С моей точки зрения он вписался сюда идеально, но вот протискиваться в лифт и дверные проемы стало несколько затруднительно.

При этом в машину Мота пакуется легко.

Короткий эндурный вынос дополняет правильную концепцию и позволяет легко выдергивать довольно тяжелый велосипед.

Седло от Fabric мне показалось несколько узковатым, но это вкусовщина. А вот чего точно Мотерре не хватает, так это дроппера — подседела с регулируемой высотой… Во всех моделях более высокого уровня он есть. И это первоочередная вещь, которую просто обязан приобрести владелец Moterra AM3. Ведь именно дроппер дополняет концепцию электроэндуро — закрутить на гору своим ходом и слететь с нее на всех парах.

Как видите, оборудование совсем базового уровня. За что же хотят over 4 000 долларов? Все просто — больше половины стоимости велосипеда и составляет мотор+батарея+комп+рама. И такая ситуация у всех подобных велосипедов подавляющего большинства производителей. Дороговизна рамы обусловлена сложностью конструкции и небольшими объемами производства данного класса велосипедов. Тоже самое и с силовой установкой. Чем меньше партии, тем дороже единица товара. Но меня несказанно радует популярность этих велосипедов в Европе. Для среднестатистического зарубежного велосипедиста выложить 3-4 тысячи евро за электричку не так болезненно, как для нашего брата. И эта популярность будет играть на руку нам — производители смогут увеличивать заказы на производство и цена будет постепенно падать, делая эти инженерные творения более доступными для покупки.

А вот для приобретения сейчас я бы рекомендовал именно комплектацию AM3. Тут все базовое и заплатите, по факту, вы за раму с двигателем и колесами. Добавить нужно будет только дроппер. А апгрейд тормозов, вилки, аморта можно будет совершить сильно позже, поставив именно то, что хочется конкретно вам, не ограничивая себя рамками подобранных производителем комплитов.

Для чего нужен электроассист?

Поймите главное. Велосипед с электроассистом не делает за вас всю работу. Крутить и потеть на нем нужно и я отметил, что на некоторых участках работаю даже больше, пульс все равно взлетает в потолок. Другое дело, что едете при этом вы значительно быстрее.

Если очень грубо обобщить, то электробайк добавляет свои 250 ватт к той мощности, которую вы развиваете на обычном велосипеде. Для наочности, возьмем среднестатистического гонщика-любителя высокого уровня (тот же Андрей Навроцкий или Олег Хлопов). *дальше пойдут очень приблизительные цифры, просто отнеситесь к ним как к примеру* Допустим, при езде в хороший подъем, они развивают мощность в 500 ватт. Такой велосипедист как я, даже при большом желании в подобный подъем выдаст в лучшем случае 250-300 ватт, и то недолго. Электромотор же добавит мне вот ту недостающую мощность, которая позволит заехать уверенно и не особо отстав от топового любителя. При этом что Навроцкий, что Хлопов заедут этот подъем все равно быстрее (проверено), но уже с небольшим отрывом. Прикладной тест на Кантрийном тандеме показал, что с электроассистом я заехал вообще все подъемы, которые не мог одолеть на любом другом велосипеде. Да, я уже слышу крики «Больше тренируйся, ленивая задница». Все так, если есть время на эти тренировки. А можно взять подобный вел и получить свою огромную порцию удовольствия от отличной покатушки.

Та же ситуация с асфальтовыми торчками по городу, которые я прокатил для контрольного замера. Мотерра сравняла мои результаты с гонцами первой десятки, но топ все равно был недосягаем. Кстати про страву — не будьте мудаками, обозначайте свои заезды как «E-biking», это уберет ваш результат с таблицы лидеров, а они свои отвоеванные секунды реально заслужили.

Как едет Moterra?

Офигеннейше. Но только если вы поймете для чего она спроектирована. Катание по городу и асфальту? Зачем вы вообще купили этот велосипед тогда? Твердое ровное покрытие этот байк должен видеть в двух случаях — по дороге на место катания и на пути домой. Все. Это велосипед для пересеченки, гор и лесов. Самое малое, чем вы можете его загрузить — хорошая кросскантрийная трасса, типа Кантрийного тандема (Скиман-Рейс) включая секции мини-ДХ. Лучше всего подойдут местные споты по типу Дариков. Идеальным вариантом остаются, конечно же, Карпаты. Но, откровенно говоря, с моим скилом я решил дальше Кантрийного тандема не соваться.

И именно на КТ я понял прелесть электроэндуро. Он убирает вот этот разрыв между тренированным гонщиком и офисным воином. Там, где раньше любитель мог только карабкаться пешком, с ассистом он тяжко, но едет. А это и дает невероятное ощущение — движения и свободы. Но, говоря правду, пропотел я все равно хорошо.

На мой взгляд для электроэндуро лучшим выбором будут топталки+FiveTen, контакты тут смотрятся странно

Moterra очень лояльна к новичку. Держака покрышки предоставляют море, мотор поддержит в сложной ситуации, а подвеска сгладит последствия ошибки. Она прощает, очень многое прощает. И ты начинаешь больше рисковать, опьяненный новыми возможностями. Что может быть чревато, надо об этом помнить. При этом, за счет электромотора, ты можешь экспериментировать. Заезжаешь в торчек и пробуешь крутить с загрузкой передней оси или задней, рывками или плавно — в любом случае мотор поможет, если ошибешься. А полученные навыки отлично применяются потом на обычном велосипеде.

В воздухе при прыжках и вылетах Moterra ощущается тяжелой рельсой, движение очень прямолинейное и предсказуемое.

Первое, что начинает делать человек, который сел на Моту — заезжать вверх по ступенькам. Она делает это настолько легко и непринужденно, что поражает. Абсолютно все, кто пробовал, смогли сделать это. А теперь подумайте, много ваших знакомых могут с первого раза проехать вверх лестничный пролет на велосипеде?

Никто же не думает, что Moterra стремительна как трепетная лань? Как и все электровелосипеды, производителем установлено ограничение в 25 км/ч, после достижения которого мотор перестает помогать. Выше этой скорости можете полагаться только на свои ноги. На ровной дороге, несмотря на вес велосипеда, можно легко поддерживать скорость 30-32 км/ч. Это общеевропейские правила, иначе велосипед не пройдет сертификацию. Данные снимаются через датчик скорости на заднем правом пере.

Без него мотор не будет выдавать всю свою мощность. Но есть небольшой лайфхак, можно в настройках компьютера поставить самое маленькое значение окружности колеса, что повысит потолок ограничителя на 1,5-2 км/ч. Если совсем заморочиться, то можно снять ограничение вообще. По отзывам это позволяет разгонять велосипед до 45 и выше. Но вот смысл этого действия мне не ясен, учитывая специализацию Мотерры. К тому же, для этого необходимо ковырятся в начинке и тянет автоматический слет гарантии.

Из-за этого ограничения, ездить на Moterra в компании с ездоком на обычном найнере немного дискомфортно. Разный темп и динамика — вы рвете в любой подъем, но на ровняке начинаете отставать. Это чуть сбивает с толку.

Для кого предназначено электроэндуро?

Фактически, это велосипед для того, кто хочет получить все прелести катания по горам и пересеченной местности с вычетом страданий. Не все ведь любят боль и привкус крови во рту в конце длинного тягуна.

Если для вас велосипед и преодоление себя первичны, то скорее всего вы никак не сможете смириться с существованием электровелосипедов. Но если же для вас важен процесс катания, панорамы, возможность заехать в глушь и выехать оттуда без навыков чемпиона мира по скоростному спуску/кросскантри одновременно, и если вы воспринимаете велосипед как инструмент, а не самоцель — обязательно попробуйте электроэндуро, вам точно понравится.

Для понимания того эффекта, который на меня произвела Moterra AM3, могу просто привести мою старую концепцию идеального велогаража:

  • Недорогой городской сингл — Шоссер — Кантри-найнер — Среднеходный подвес

А после знакомства с Мотеррой, я изменил свои предпочтения на:

  • Сингл — Шоссер — Электроэндуро

Очень жду, когда цены на них упадут до вменяемого уровня.

На момент публикации цена Cannondale Moterra составляла 114 374 грн.

Чумовое видео от ребят из Велопланеты!

Велосипед с толстыми колесами: плюсы и минусы фэтбайка

Фэтбайк (англ. fatbike) — велосипед с толстыми колесами, название дословно переводится как «толстый велосипед». Это горный велосипед с широкими колесами для катания по бездорожью зимой и летом. Идея велосипеда принадлежит Марку Грюнвальду, живущему на Аляске. На фэтбайке можно кататься в любое время года. Он катит и по ровному асфальту, и по бездорожью: снегу, песку, грязи и камням.

что такое фэтбайк

Источник: Photo by form PxHere

Велосипед с широкими колесами: конструкция и особенности фэтбайка

Фэтбайк легко отличить от обычного велосипеда по большим широким колесам, похожими на мотоциклетные. Ширина покрышек 3,5-5 дюймов (у стандартного горного велосипеда — до 2,5 дюймов), ширина ободов — 65-100 мм. Давление в камере фэтбайка лежит в пределах 0,5-2 атм. В зависимости от покрытия дороги, давление в камере нужно снизить или повысить. Широкие колеса с низким давлением создают хорошую амортизацию и проходят бездорожье. Если повысить давление — будет удобно кататься по шоссе. С давлением нужно экспериментировать, потому что при очень высоком или очень низком давлении велосипед будет прыгать и ухудшится управляемость.

В зависимости от размеров модели, вес фэтбайка может быть от 10 до 20 кг. Фэтбайки выдерживают нагрузку 80-140 кг. Из-за своих габаритов фэтбайк кажется неповоротливым и опасным.

Рамы на фэтбайках бывают стальные, алюминиевые и карбоновые. Последние значительно облегчают конструкцию, но и стоят в 2-3 раза дороже остальных.

Фэтбайк, как любой внедорожник, разгоняется медленно и скорость развивает невысокую — до 25-30 км/ч. Для более быстрой езды существуют электрофэты с мотором и аккумулятором. Эти модели гораздо тяжелее и дороже обычных фэтов.

велосипед с широкими колесами

Источник: Image by Susanne Jutzeler, suju-foto from Pixabay

Для чего нужен фэтбайк

Фэтбайк предназначен для катания по бездорожью: грязи и мягкому грунту, рыхлому песку, гравию и снегу. Там, где не проедет обычный МТB, фэтбайк не заметит сложностей. Метровые сугробы не осилит, но со снежной кашей справится. За возможность ездить по снегу фэтбайк еще называют snowbike или «снежный велосипед». Фэтбайк можно использовать не только на бездорожье, но и как городской всесезонный транспорт, особенно в городах, где плохо убирают снег.

Фэтбайк: плюсы и минусы

Плюсы фэтбайка:

  • Проходимость: едет по снегу, песку, мягкому грунту, камням и другому бездорожью
  • Идеальный велосипед для зимы
  • Мягкий ход: покрышки проглатывают все неровности дороги
  • Впечатляющий внешний вид

Минусы фэтбайка:

  • Дороже, чем MTB
  • Тяжелее и больше обычного велосипеда
  • Значительно уступает в скорости остальным велосипедам
  • Тяжелее крутить педали
  • Нужно регулировать давление в шинах на разных поверхностях
  • Сложности с поиском некоторых запчастей

велосипед с толстыми колесами

Источник: Photo by Tim Foster on Unsplash

Фэтбайк или обычный горный велосипед

Нужно отталкиваться от целей и хорошо взвесить, действительно ли вам нужен фэтбайк. Если нужен велосипед, чтобы летом и зимой ездить по пересеченной местности, фэтбайк — отличный вариант. На них легче ездить по бездорожью — широкие шины не тонут в снеге и песке, проглатывают все неровности дороги.

Если большую часть времени катаетесь по городу и не выезжаете на велосипеде зимой, фэтбайк точно не нужен. На нем труднее крутить педали и набирать скорость, он массивный и тяжелый. Для поездок на работу и покатушек по городу лучше подойдет городской велосипед, туринг или обычный мтб. Он же будет универсальным велосипедом и подойдет для катания в парках и даже выездов зимой по утоптанной дорожке.

плюсы и минусы фэтбайка

Источник: Kaur Martin on Unsplash

Как выбрать фэтбайк и сколько он стоит

Фэтбайки бывают односкоростные и многоскоростные, складные, механические и электрические, полноприводные. Выбор модели зависит от бюджета и целей, но самые распространенные варианты — обычный фэтбайк с переключателями скоростей и электрический фэтбайк.

Электрический фэтбайк — обычный фэтбайк с электродвигателем, который установлен на раме. Электрофэты значительно дороже, их стоит выбирать, только если хотите использовать велосипед как транспорт. Для спортивных целей выбирайте обычный.

Выбор фэтбайка по размеру рамы и уровню обвеса аналогичен обычному горному велосипеду. Поэтому, если у вас уже есть велосипед, выбирайте раму того же размера. Про уровень переключателей, тормозов и материалы рамы читайте в нашей статье о выборе велосипеда.

Сколько стоит фэтбайк

Как и любые другие велосипеды, фэтбайки сильно различаются по цене в зависимости материалов, комплектующих и бренда. В среднем, фэтбайки стоят дороже обычных горных велосипедов при одинаковом уровне трансмиссии и материале рамы.

Фэтбайки стоят от 300 до 5000 долларов. Качественные модели с надежным оборудованием стоят от 1000 долларов. Неплохие модели со скидками можно найти от 500 долларов.

Видео о фэтбайках


Занимайтесь спортом, двигайтесь и путешествуйте! Если нашли ошибку или хотите обсудить статью — пишите в комментариях.

Источники:

https://vplate.ru/velosiped/brendy/fetbajk/
https://5kwt.ru/articles/plyusy-i-minusy-fehbajkov/
https://bikeincity.com.ua/jelektrichka-moej-mechty-obzor-cannondale-moterra/
https://training365.ru/fetbajk/