Как законсервировать велосипед на зиму
Если нет желания запачкать руки, тогда можно просто выкрутить педали и зацепить их с обратной стороны шатунов, снять переднее колесо и крыло, а руль повернуть на 90 градусов по отношению к раме.
Опускать подседельный штырь вместе с седлом не стоит, он вставляется в трубу рамы слишком плотно и если его вдавливать вниз, вращая по сторонам, на нем появляются царапины. Лучше потянуть седло и штырь вверх и снять их.
При желании положить велосипед под кровать, на антресоль, за шкаф, потребуется снять, кроме всего вышеперечисленного, и заднее колесо. Висящую на раме цепь также нужно снять и положить в пакет, коробок с крышкой или закрывающуюся банку.
Чтобы с наступлением весны не пришлось сметать пыль с велосипеда, его нужно накрыть тканью или бумагой.
Как правильно подготовить велосипед к хранению в течение длительного срока?
Хранение велосипеда зимой на балконе опасно тем, что в этом нежилом помещении, скорее всего будут постоянные температурные перепады и высокая влажность. Всё это крайне негативно сказывается на металлических элементах, а также на покрышках, пластике и даже краске.
При воздействии ультрафиолета, высокой влажности или, наоборот, слишком сухого воздуха, резина будет утрачивать свои эластичные характеристики, на ней начнут образовываться трещины, в результате чего для дальнейшего использования она станет непригодна.
Естественно, если балкон не был утеплен ранее и не имеет качественного остекления, то вряд ли кто-то станет проводить подобные монтажные работы для создания оптимальных условий хранения велосипеда зимой. Поэтому перед тем как оставить велосипед на балконе, можно провести следующие несложные мероприятия:
- Тщательно промыть все доступные места, убрав все загрязнения, пыль, жирные и масляные пятна;
- Хорошенько промазать цепь, смазать подшипники втулки (рекомендуется использовать специализированные смазки, а не традиционный отечественный солидол);
- Все металлические детали, которые являются подвижным, необходимо обработать тряпкой, смоченной в масле;
- Оставить велосипед в том месте балкона, где он в меньшей степени будет подвергнут воздействию дождя и снега.
В том случае, если велосипед не будет обработан, промыт и подготовлен должным образом, то в процессе хранения летние и осенние загрязнения могут привести к возникновению различных деформаций и сложностей с дальнейшей эксплуатацией двухколесного друга.
Обычно на всю обработку вашей техники уходит 40-50 минут, поэтому не лишним будет потратить их, чтобы иметь возможность снова кататься на велосипеде в летний сезон.
K-trak
Комплект K-trak – это детали для превращения вашего двухколёсного коня в снегоход. Колёса у вашего байка снимаются; на место заднего ставится гусеница, а вместо переднего – лыжи. Если вы обладатель велосипеда с 20, 24 или 26-дюймовыми колёсами, то смело можете заказывать этот комплект на зиму. K-trak легко превращает обычный летний байк в зимний велосипед!
Переднее колесо было решено заменить лыжами в связи с тем, что гусеница зарывается в снег при быстрой езде. Сзади гусеница только пользу приносит: за счёт неё улучшено сцепление со снежным покрытием. Этот набор рекомендуется использовать тем, у кого колёса крепятся на эксцентрике, чтобы было быстрее и проще модифицировать велосипед.
Что удивительно, масса велосипеда с K-trak практически не увеличивается.
- максимально комфортная езда по снегу;
- можно купить лишь набор для модификации своего байка, а не целый новый велосипед;
- легко трансформировать.
- невозможно ездить по асфальту;
- сложно рулить лыжей.
Подготовка комплектующих велосипеда
Подготовку к консервации проводят поэтапно, начинают с очищения.
Мойка конструкции
Все детали, поверхности и колеса велосипеда для хранения на зиму должны быть вымыты, очищены от грязи, пыли и старой смазки. Моющее – не агрессивное средство и мягкие губки с ветошью идеально для этого подойдут. После очищения вся конструкция должна хорошо просохнуть.
Профилактический техосмотр
Далее целесообразно провести техосмотр велосипеда, и если обнаружатся какие-то неполадки, то зима, это то время года, когда можно не торопясь отремонтировать свой велотранспорт. Изношенные звездочки, цепи, тормозные колодки оставлять на зиму незачем, их заменяют на новые.
Если обнаружены небольшие потертости и сколы краски, следует их подкрасить, чтобы за время консервации этот дефект не увеличивался. Если на велосипеде используется фонарь с питанием от батареек, то на период зимы эти элементы вынимают, так как в разряженном состоянии они могут начать протекать.
Необходимая смазка деталей
После того, как старая смазка с деталей была удалена, проводят смазывание заново:
- Велосипедную цепь тщательно обрабатывают специальной смазкой, чтобы во время хранения, ее мелкие звенья не затронула коррозия. Обработка проводится следующим образом: на каждое звено цепи капают по капле смазочного вещества. Распределяют смазку по звездам, путем переключения скоростей на холостом ходу и прогону цепи. Излишки масла удаляются салфетками или ветошью;
- Мелкие детали – подшипниковые, рулевые узлы, каретки, втулки, а также резьбу педалей перебирают и смазывают.
- Детали, тросы переключателей скоростей, тормозные системы велосипеда желательно обработать маслом (типа Литола). Его стабильная вязкая консистенция не стекает и надежно защищает элементы от возможных перепадов температуры и влажности на время консервации (в течение зимы);
- Не карбоновый подседельный штырь выкручивают и обрабатывают смазкой. Это защищает внутренние металлические элементы от коррозии и «прикипания».
Масленой ветошью протирают весь велобайк для полной изоляции от проникновения влаги при хранении, особенно хромированные части.
Колеса и покрышки
Если хранение велосипеда планируется не в подвешенном состоянии, то шины должны быть накачены до упора, чтобы за время консервации зимой тяжесть конструкции не повредила резину (при слабом давлении в покрышках).
При выборе хранения велосипеда в подвешенном состоянии проводят следующие работы:
- уменьшают давление в покрышках до 2 или 1,5 атм.– чтобы во время консервации в течение зимы они не находились в напряжении и не деформировались;
- колеса снимают с велотранспорта и обрабатывают смазкой все резьбовые соединения.
После этого покрышки можно отправлять на хранение в подвешенном состоянии на всю зиму.
Подготовка пружин
Для зимней консервации (не разобранного велосипеда) производят ослабление натяжений пружин в заднем и переднем переключателях. Эта подготовка к зиме позволит сохранить пружины от ненужного напряжения и увеличит срок эксплуатации в дальнейшем. Для этого велосипедную цепь переключают на самые маленькие звездочки. В этом положение цепь будет находиться в наиболее расслабленном состоянии, что идеально подходит для хранения.
Подготовка тормозов
В случае ободных V-brake тормозов, в положении разведенных коромысел, «расстегивают» направляющие пружины на переднем и заднем колесах. За время консервации велосипеда пружинные элементы в свободном состоянии лучше сохранятся и не деформируются.
Подготовка седла
В случае, когда во время эксплуатации велосипеда, сидение поднимают высоко под рост ездока, необходимо изменить его положение. Сидение опускают в крайнее нижнее положение. В таком виде металлические детали и крепеж не перегружены и в собранном состоянии лучше сохраняются от коррозии.
Подготовка велосипеда к длительному хранению
Чтобы весной не расстраиваться и не тратить деньги на замену деталей лучше соблюдать правила подготовки велосипеда к зимовке в холодном гараже:
- перед складированием тщательно протрите все детали, сняв всю налипшую пыль и грязь;
- при помощи жесткой кисти нужно почистить втулки на колесах, тормоза и переключатели скоростей;
- очистить от смазки и пыли все узлы;
- при помощи растворителя легко очистить цепь, звездочки и натяжитель. Подойдет для чистки недорогой уайт-спирит или ацетон. Чтобы не «купать» детали в растворителе вполне достаточно опрыскать их растворителем из пульверизатора и протереть;
- проведите подробный техосмотр и сразу исправьте все поломки. Осенью починка велосипеда будет стоить дешевле, чем весной. А как приятно сразу прокатиться весной и не думать о ремонте;
- перед консервацией велосипеда обновите смазку деликатных деталей – втулок, каретки, рулевой и педалей. Цепь после обезжиривания и чистки тоже надо смазать, так же, как и переключатели скоростей, и тросы тормозов;
- перед тем, как хранить велосипед зимой в гараже, который не отапливается, необходимо всю поверхность хромированных деталей покрыть силиконовой смазкой – она защитит металл от мороза и коррозии. Если не жаль, то силиконом можно покрыть и всю раму;
- снимите все натяжение с тросов и ослабьте пружины креплений.
- необходимо ослабить и цепь, чтобы она располагалась полностью свободно (на маленьких звездочках);
- натяжение пружин можно ослабить, если разъединить тормозные рычаги и ви-брейки;
- чтобы резина камер не пострадала от холода необходимо спустить колеса, но не полностью;
- если хранение велосипеда в гараже планируется без подвеса (на колесах), то камеры надо подкачивать хотя бы раз в два месяца, чтобы обод не деформировал покрышки и камеры;
- если смазать покрышки глицерином, то это убережет резину во время сильных морозов;
- снимите все узлы электропитания (навигатор, фонари) и обязательно не забудьте вынуть батареи. Часто при длительном хранении батарейки текут;
- ослабьте крепление штыря под седлом и на выносе руля. Карбоновые детали техники становятся очень хрупкими при морозе.
Техника готова к «зимовке», а где вам лучше хранить велосипед?
Хорошие места для хранения
Закрытый балкон или лоджия неплохое место, чтоб оставить велик на зиму. Нужно только не забыть накрыть его тканью, бумагой или клеёнкой, ведь даже зимой бывают солнечные дни. Обязательно следите, чтобы пусть даже и на накрытый велосипед не капала вода с сохнущего белья.
Гараж или сарай являются хорошими вариантами для зимовки велосипеда. А если в гараже, учитывая машину, недостаточно места для ещё одного транспорта, то любой велик можно повесить на стену.
Самодельную вешалку лучше сделать из дерева или пластмассы, дабы не поцарапать раму при зацеплении велосипеда на ней. Правильно подвешивать двухколёсный транспорт за раму, а не за руль и седло или за колёса.
В магазинах можно приобрести как доступную каждому вешалку в виде крюков, так и более дорогую стойку. Конструкция в виде стойки крепкая и замечательно экономит пространство, ведь она опирается на пол и крепится к стене, а также позволяет закрепить сразу два велосипеда один над другим.
Производитель предлагает крепление Cyclos в нескольких цветах на выбор.
Подготовка велосипеда к зиме правильно и быстро
Все работы по техническому обслуживанию транспортного средства перед «консервацией» велосипеда на зиму займут у вас не более 2 часов. Проводятся они в такой последовательности:
Смазываем велосипед перед его «зимовкой»
Все без исключения велосипедные запчасти смазываются. Если вы пренебрежете этим пунктом, то весной, скорее всего, обнаружите ржавчину на многих деталях. Вам придется готовить своего «коня» к ремонту — а это весьма затратное мероприятие. Тем более, что для зимнего хранения можно использовать недорогую смазку — ведь трущиеся детали не будут подвергаться механическим воздействиям. В смазке нуждаются тормозные тросики, цепь (ведь во время хранения она долго будет неподвижна), переключатели и подшипники рулевой колонки.
В процессе смазки внимательно осмотрите механизмы — возможно, какая-то запасная часть нуждается в ремонте. Вы сможете сразу заменить ее, а можете занести это в список плановых работ весной.
Рама покрывается тонким слоем ветоши.
Резиновые покрышки смазываются глицерином. Это позволит им беспроблемно пережить холода, ведь резина смягчится и не растрескается.
Все эти подготовительные мероприятия обеспечат вам сохранение транспортного средства до весны. Но есть еще один нюанс касательно того, как хранить свой велосипед зимой на балконе — это наличие свободного места. Вполне может оказаться, что даже на балконе места для велосипеда нет. Некоторые «умельцы» вывешивают велосипед на крючках за пределы балкона. Результат такого «изобретения» плачевный — на корпусе постоянно образуется конденсат, а иногда — даже сосульки из-за падающей сверху и замерзающей воды. А это, в свою очередь, означает, что весной ваш велосипед ждет капитальный ремонт.
Не рекомендуется хранить велосипед зимой подобным образом, если вы планируете его использовать в дальнейшем
Лучшие места для хранения
Идеальным местом хранения велосипеда является квартира, но в этом случае остается проблема компактного размещения транспорта. Не следует также располагать велик вплотную к обогревательным приборам, поскольку сухой воздух и высокая температура нанесут вред покрышкам и сальникам вилки.
Как ни странно, удобно хранить разобранный транспорт под кроватью или диваном, там он никому не помешает. Также можно сберечь место в квартире, если подвесить велосипед на вешалку.
Хозяева дорогой модели байка, зачастую это люди, занимающиеся велоспортом профессионально, покупают специальные шкафы для его хранения.
Если вам не жалко потратить деньги на стоянку для вашего велосипеда, его можно оставить на зиму в сервисной веломастерской или специализированной стоянке, оборудованной теплыми боксами. К сожалению, таких мест для стоянки очень мало в Росси, да и доступны они лишь жителям больших городов.
Консервируем велосипед на зиму
Я рекомендую вам в рамках этих мероприятий провести небольшое ТО своему двухколесному другу. Первое, что нужно сделать — тщательно вымыть велосипед и дать ему полностью высохнуть. После этого целесообразно заменить смазку в подшипниках, а также хорошенько смазать цепь.
В качестве защиты от коррозии раму велосипеда желательно протереть мягкой ветошью, пропитанной машинным маслом.
Для хранения постарайтесь обеспечить наименьшее натяжения тросиков выбора скоростей.
Теперь поговорим об уменьшении габаритов для хранения. Первое, что можно сделать — снять колеса и хранить их отдельно (лучше в подвешенном состоянии, чтобы избежать ненужной нагрузки на шины). Кроме того, можно ослабить гайку крепления руля и развернуть его параллельно плоскости велосипедной рамы. Еще, можно выкрутить педали из шатунов, чтобы они не выступали.
Если вы не снимаете колеса и не вывешиваете велосипед, то поддерживайте в шинах рабочее давление, а также не забываете несколько раз в месяц прокручивать каждое колесо на 90 градусов. Это позволит лучше сохранить покрышки.
Я считаю, что наилучший вариант по защите от ультрафиолета – специальный чехол для велосипеда. Я себе такой приобрел еще 2 года назад и с успехом использую по сей день. И вот уже вторую зиму мой двухколесный конь проводит в подвешенном состоянии на стене в застекленной лоджии. За это время проблем с краской или с появлением очагов коррозии замечено не было!
На этом я прощаюсь с вами. Тешу себя мыслью, что мои советы вам пригодятся!
Правильное хранение велосипеда на балконе
Каждый велосипедист обязан знать, как хранить велосипед зимой. Перед постановкой на хранение, велосипед необходимо подготовить. Для этого нужно выполнить предохраняющие действия.
Очистить велосипед от грязи. В первую очередь, следует очистить велосипед от грязи с помощью горячей воды и моющего средства
Это важно, так как городская грязь содержит в себе агрессивные химические вещества, присутствие которых может плохо сказаться на состоянии велосипеда. Провести техосмотр
Лучше исправить все мелкие неисправности сразу, чтобы в следующем сезоне не задумываться об их устранении и сразу начать пользоваться транспортом. Обновить смазку.
Смазывание ходовой части является важным действием при подготовки велосипеда к зиме:
- Нужно снять цепь;
- Освободить все от старой смазки;
- Нанести свежую.
Старую смазку можно удалить с помощью ацетона, либо бензина. Далее следует смазать переключатели скоростей, оси тормозной системы и колесики для натяжения цепи. Также рекомендуется протереть раму салфеткой, пропитанной машинным маслом.
Чтобы покрышки за зиму не деформировались, нужно накачать колеса до рекомендованного давления, и перевернуть велосипед, либо повесить на стену. Также покрышки нужно защитить от растрескивания, поэтому следует обработать их специальным силиконовым гелем либо глицерином. Не стоит забывать о том, что колеса, по мере ослабления давления, необходимо «подкачивать». Оптимальный вариант хранения велосипеда – в подвешенном состоянии, так как в таком случае шины не подвергаются нагрузке. Если же велосипед стоит на полу, колеса периодически следует прокручивать – тогда точка соприкосновения с полом будет изменяться.
Нужно переключить цепь на самые маленькие передачи спереди и сзади, чтобы не допустить ржавления пружин переключателей. Если велосипед нескладной, нужно ослабить гайки, снять переднее колесо, и обратить руль относительно рамы на 90ᵒ. В дополнение можно снять или опустить седло. Если же велосипед складной, достаточно просто открыть фиксатор на раме и сложить транспортное средство.
Сложить велосипед в чехол. Чехол для велосипеда можно приобрести в специализированном магазине или сделать самостоятельно, например, из куска брезента. Также его можно хранить в заводской коробке. Говоря о чехлах, следует заметить, что на балконе можно закрепить специальные велокрючки, и на них подвесить велосипед в чехле за его ручки.
Варианты хранения — подвешивания велосипеда
Если все описанные требования были соблюдены, то острой необходимости в полной или частичной разборке нет. Кроме того, необходимо рассмотреть возможность подвешивания велосипеда на крюки, что позволит ему не подвергаться различным негативным воздействиям в меньшей степени (тем более, если он дополнительно помещен в чехол).
Конечно, если балкон маленький, то разобрать велосипед все-таки стоит, чтобы он не загромождал пространство и без того небольшого помещения.
Можно снять переднее колесо, вывернуть педали, развернуть руль, уложив велосипед в темное место или поместив в чехол. В таком состояния техника сможет храниться зимой достаточно долго.
В условиях небольшого балкона или лоджии достаточно сложно не только поставить велосипед, но и установить его на крюки на стену, поэтому можно рассмотреть такой вариант, как монтаж двух крюков на верхнем перекрытии.
Нужно принимать во внимание, что вес современного велосипеда варьируется примерно, от 4 до 20 кг, поэтому делать капитальные и мощные крюки нет никакой необходимости. Достаточно использовать обычные строительные крючки небольших размеров, на которые можно подвесить велосипед за руль и сиденье
Консервация велосипеда на зиму
Для того чтобы велосипед спокойно чувствовал себя зимой на балконе, необходимо в обязательном порядке предпринять следующие действия:
- Тщательно вымыть машину и протереть его сухой тряпкой. Велосипед должен быть абсолютно чистым. Однако этого недостаточно. Для гарантированной защиты от влажности и появления ржавчины имеет смысл обработать раму велосипеда и все хромированные детали специальной смазкой-герметиком на основе силикона.
- Удалить грязь, пыль и остатки смазки со всех узлов и деталей. Особенно с цепи. Для этого можно воспользоваться кисточкой и тряпкой, смоченной в растворителе. Цепь, втулки, подвижные части и механизмы требуют обязательной замены смазки. Не будет лишним смазать тросики тормозов и переключения передач, обновить смазку на подседельной трубе и в местах крепления выноса руля.
- Очень действенный метод сохранить качество велосипедной резины зимой — смазать покрышки составом на глицериновой основе. Кроме того, необходимо снизить давление в шинах приблизительно в полтора раза. Даже если велосипед планируется подвесить на балконе, излишне накачанные колеса ему будут зимой ни к чему.
- Заново смазанную цепь необходимо сбросить переключателями на самые маленькие звезды.
- Все пружинные механизмы — тормозные рычаги, суппорт, колодки — необходимо ослабить до максимально возможной степени. Так же как и тросы систем управления и торможения. Не лишним будет ослабить хомуты крепления подседельной трубы и выноса.
- Попутно с работами по зимней консервации осуществляется тщательный осмотр машины на предмет наличия мелких поломок и неисправностей и их немедленного исправления. Чинить велосипед весной, как правило, гораздо сложнее, дороже и дольше, нежели устранять дефекты перед постановкой велосипеда на «зимнюю квартиру».
Необычные идеи хранения велосипеда в квартире
Основным местом для зимнего хранения велотранспорта остается квартира. Поскольку большинство велосипедистов вынуждены держать свой личный транспорт в условиях ограниченного пространства, в Интернете можно найти немало оригинальных вариантов размещения велотранспорта.
Под потолком
Даже в самой тесной квартире велосипед можно хранить зимой под потолком, в таком случае он совершенно не будет мешать передвижениям. В потолок можно вбить надежные крюки или соорудить подъемный механизм по типу лебедки, который позволит без труда поднимать и спускать двухколесный транспорт
При хранении велосипедов под потолком важно следить, чтобы крепления в потолке были по-настоящему прочными и уверенно выдерживали массу двухколесного транспорта, иначе способ окажется слишком опасным
Под потолком двухколесный транспорт совсем не займет лишнего места
На высокой стойке
Если место в квартире ограничено, и убрать велотранспорт просто некуда, его можно подвесить в горизонтальном положении на высокую стойку — это один из лучших вариантов компактного хранения велосипедов. Сама подставка займет минимум места, а габаритная велоконструкция разместится ближе к потолку, в таком случае люди не будут задевать руль или педали, проходя по квартире. При желании велотранспорт можно превратить в дизайнерский элемент интерьера, дополнительно декорировать стойку комнатными растениями или повесить на стену рядом тематические изображения.
Аккуратная стойка позволяет компактно разместить велобайк в квартире
На окне
Оконные рамы зимой открываются нечасто, поэтому подвесить велотранспорт можно в квартире прямо у окна. Предварительно понадобится оборудовать кронштейны для транспортного средства между окном и потолком либо непосредственно на пластиковой части рамы. Свободное место в квартире в этом случае экономится очень эффективно.
Минусом данного варианта хранения можно считать то, что велосипед будет неизбежно перекрывать часть дневного света. К тому же способ хранения подходит только для моделей из легких металлических сплавов — тяжелый велосипед на окно лучше не вешать.
Легкий велобайк можно повесить в квартире на окно
На шкафу
Такой вариант подойдет владельцам квартир с высокими потолками. Если шкаф в спальне или гостиной не упирается в потолок, а занимает только половину от высоты комнаты, на него вполне можно поставить велотранспорт. Главное, дополнительно закрепить транспортное средство, чтобы со временем оно не упало со шкафа. На шкафу в квартире велобайк совершенно не будет занимать полезное пространство и переждет зиму в комфортных условиях.
В квартирах с высокими потолками разместить велотранспорт можно на шкафу
В прихожей в качестве вешалки
Очень оригинальный вариант хранения велосипеда в квартире предлагает использовать его вместо вешалки на протяжении холодных месяцев. На свободной стене в прихожей ближе к потолку необходимо разместить надежные кронштейны, крюки или металлические штыри, на которых можно прочно закрепить велосипед.
Зимой велобайк может выполнять роль оригинальной вешалки
Само транспортное средство при этом часто вешают на держатели «вниз головой», можно хранить велосипед вверх колесами, а рамой и рулем вниз. Раму и руль на протяжении зимы используют в качестве планки для обычных вешалок с «плечиками». Конечно, двухколесный транспорт при этом должен быть совершенно чистым, чтобы одежда от контакта с ним не пачкалась.
Подготовка велосипеда к межсезонью
Очень важно принять решение о месте хранения. Самый оптимальный вариант – комната, где нет резких температурных скачков и умеренная влажность
Отлично подойдет тамбур или комната в квартире. Важно следить, чтобы велосипед не стоял близко к батарее или иному отопительному прибору.
При отсутствии площадки для хранения можно использовать застекленный балкон
При этом важно соблюдать правила хранения в подобных условиях. Незастекленная лоджия не подходит для данных целей
Сам велосипед следует надежно укрыть плотным одеялом, чтобы защитить от попадания прямых солнечных лучей. Для тех, кто может воспользоваться для хранения теплой лоджией, полезными будут советы о том, как правильно хранить велосипед на балконе:
Совет № 1. Прежде всего, велосипед следует тщательно вымыть. Агрессивные частицы городской пыли могут негативно повлиять на механизмы. Затем следует просушить транспорт и тщательно вытереть. Цепь очищается от элементов старой смазки, промывается и смазывается по новой. Для смазки тормоза и переключателей можно воспользоваться литолом.
Совет № 2. Раму следует смазать мягкой тряпкой с добавлением нескольких капель машинного масла. Подобная процедура поможет уберечь ее от налипания пыли. Покрышки не потрескаются, если обработать их силиконовым спреем.
Совет № 3. Для предотвращения появления коррозии на пружинах переключателей следует провести подготовительные действия. Лучше всего отправить их на «отдых» на период межсезонья, то есть, ослабить напряженные узлы. Следует позаботиться о том, чтобы V-Brake-тормоза были в разомкнутом состоянии. Цепь следует установить на самые маленькие звездочки: для велосипеда с 21 скоростью – передача 1-7, если скоростей 24 – передача 1-8.
Совет № 4. Подготовка колес к хранению на балконе имеет некоторые нюансы. Если транспортное средство будет всю зиму стоять на полу, шины нужно накачать до максимального предела. Узнать максимальное давление можно, прочитав информацию на покрышке. Колеса периодически нужно будет крутить во избежание смыкания и появления трещин, возникающих под давлением веса велосипеда. При хранении велобайка на весу ситуация обратная. Давления на колеса не будет, поэтому можно не бояться порчи покрышек. Шины можно смело спускать, уменьшая давление до минимума.
Совет № 5. Данный шаг не обязателен, если есть уверенность в отсутствии возможных перепадов температуры на балконе. Если таковой уверенности нет, нужно извлечь все питающие элементы из фар, фонарей и компьютера. В противном случае, возможно окисление не только устройств, но и контактов, что потребует их полной замены на новые.
Совет № 6. После выполнения надлежащей процедуры по подготовке транспортного средства к длительному хранению в зимний период нужно решить, где и в каком состоянии он будет сберегаться. В целостном состоянии он может занимать слишком много места, что приведет к значительным трудностям. Для уменьшения дискомфорта от пребывания «железного коня» на балконе можно произвести его частичное «сложение». Например, отвинтив гайки, снять переднее колесе, а руль повернуть параллельно раме. Данная процедура освободит некоторое пространство. Педали, вывернутые из шатунов, можно завернуть изнутри, что также поможет сэкономить место. Следующий шаг – снятие седла. Если этого делать не хочется, можно его просто опустить. Подобные трансформации сделают велосипед более компактным, он станет занимать меньше места. А на лоджию будет легче зайти.
Эксплуатация электровелосипеда зимой — все тонкости этого не простого дела
Многие из райдеров понимают, что зима — это всё-таки не лето и на заснеженной поверхности, да ещё при солидном минусе, на электрическом велосипеде сильно не разгонишься. Как быть: «законсервировать» свою драгоценность и спать спокойно, или не сдерживать свои лихие порывы и продолжать эксплуатировать высокотехнологичное вело в холодное время года?
Мороз — это не причина отказываться от покатушек, поэтому ездить по снежку можно и даже нужно — прогулки на свежем воздухе ещё никому не вредили. Данная тема посвящена эксплуатации электровелосипеда в зимний период — расскажу про все тонкости этого мероприятия.
Содержание:
- Подготовка электровелосипеда к зимним подвигам (колёса, силовой агрегат и аккумуляторная батарея).
- Осветительные приборы, крылья, подготовка перед выездом, уход за электровелосипедом.
- Экипировка.
Зимы в России бывают разными и далеко не всегда это лёгкий морозец в солнечный день. Вас могут «обрадовать» метели, снежные заносы, вьюги, а в городах, это ещё и напрягающие любого обывателя дорожные заторы. Поэтому, если нет желания простаивать в километровых пробках и вы желаете побыстрее добираться до работы или до места учёбы, то от эксплуатации электровелосипеда в зимнее время отказываться не стоит.
Естественно, зимние поездки отличаются от катания при плюсовых температурах. Состояние дорожного покрытия, стиль езды, экипировка — всё по-другому. Велосипед на электрической тяге имеет в своём распоряжении сложную и «нежную» электронику, которая требует тщательного, продуманного подхода. Однако если всё делать надлежащим образом, то риски можно свести к минимуму, что позволит получать одно лишь удовольствие от езды на электробайке в зимнюю погоду.
Итак, начинаем готовить электровелосипед к зимним подвигам
Колёса
Это первое, с чего нужно начать. Подберите для своего девайса специальную зимнюю резину, в распоряжении которой глубокий протектор. Холодное время года для любого велосипедиста является экстремальным, поэтому резина разработанная специально для зимы, даст возможность избежать большинство неприятностей на дороге и в значительной степени обезопасит движение.
Городские улицы постоянно подвергаются очистке, также они подвержены минимальному обледенению — самым лучшим вариантом в этом случае будут кроссовые полуслики.
А вот если вы желаете уверенно расправляться с рыхлым снегом и неровным льдом покрывающим дорогу, то вам придётся устанавливать шипованные покрышки, оснащённые металлическими шипами. Кроме того, у них должен быть широкий протектор. Но в то же время, выбранная вами модель не должна задевать переднюю вилку, раму и V-брэйковские тормозные колодки если они присутствуют.
Лужи — зимой они встречаются не редко, старайтесь не попадать в них, так как резина может обледенеть и её сцепные свойства значительно ухудшатся.
Перед тем как отправиться в нелёгкий путь, проверьте давление в колёсах. Зимой, нам нужно иметь максимальное сцепление с дорожной поверхностью. Для достижения подобного эффекта, стоит на 0,5-1,0 атмосферы снизить давление в шинах. Это приведёт к тому, что пятно контакта с дорогой увеличится и вело с электрическим оборудованием будет меньше проваливаться в грунт. При таком раскладе, легче передвигаться по заснеженной дороге, поэтому от страха перед зимними неурядицами не останется и следа.
Не мало пользователей в зимний период года, отдают предпочтение так называемым «фэтбайкам» — велосипедам, оборудованным очень толстыми колёсами низкого давления. Ширина резины у них варьируется в пределах 3,0-4,9 дюймов. Почему юзеры в суровых условиях отдают предпочтение именно этой технике? «Фэтбайки» на электротяге уверенно покоряют скользкие и рыхлые участки, да и вибрации от скверного дорожного покрытия передаются на пятую точку райдера гораздо меньше. Проще говоря, с таким электрифицированным двухколёсным другом, вам зимой боятся практически нечего.
Силовой агрегат и аккумуляторная батарея
Зимы в России суровые, так что, электромотору обслуживающему велосипед нужно уделить повышенное внимание. Тут важно учесть распределение нагрузки по осям. Опытные юзеры для стабильной езды на электрическом вело рекомендуют переднее мотор-колесо, которое из-за повышенной массы будет не плохо прижиматься к поверхности дороги.
Почему зимой выгоднее именно переднеприводная система? Тут всё как и в случае с более безопасными переднеприводными автомобилями — такая компоновка будет тянуть вас вперёд, а не вилять задом, велосипед будет как бы «выравниваться», а не «скручиваться». На скользкой поверхности это особенно важно! Если при интенсивном воздействии на акселератор корму электровелика резко занесёт, вы с большой вероятностью среагировать на такой каприз судьбы не успеете. Исход очевиден — мало кому приятное падение!
Если переднее мотор-колесо даст пробуксовку, вы останетесь «на коне», а вот заднее в этом случае скорее всего вас подведёт. Фронтальное моторизированное колёсико, совместно с подкручиванием педалями колеса задней оси, организует вам полноприводный девайс, что даст преимущество в не лётную погоду!
С помощью переднего МК можно даже определять насколько скользкая дорожная поверхность находится под вашим байком. Активируем электрический мотор и наблюдаем, насколько хорошо колесо взаимодействует с дорогой. Если плохо, то с задним приводом будет ещё хуже! Но не забываем, что развесовка по осям при таком сравнивании должна находиться на оптимальном уровне.
А как наши весьма дорогостоящие и нежные источники питания будут справляться с зимними «трудовыми буднями»? Современные разработки предлагают юзерам не плохую стойкость перед отрицательными температурами. Но, зимой лучше отдавать предпочтение литий-железо-фосфатным АКБ, которым суровый мороз не по чём. Подробнее о поведении литий-ионных электронакопителей в морозную погоду я писал здесь. Юзать их зимой конечно можно, но при этом в обязательном порядке следует учитывать некоторые очень важные моменты.
Для опытных пользователей не будет являться сюрпризом тот факт, что при морозе эффективность работы любого аккумулятора заметно снижается и с этим ничего не поделаешь. Полностью «заправленный» источник энергии, в диапазоне температур +5. -5 градусов, может утратить до 10-20% ёмкости, а если вам выпадет честь кататься при температуре -5. -15 градусов, то ожидайте сокращение ёмкости вплоть до 50%. Попадёте на температуру ещё ниже — рассчитывайте на полный отказ АКБ. Ваш электрифицированный вел может просто не запуститься и в принципе, ничего удивительного в этом нет, просто нужно знать все значимые нюансы эксплуатации подобной техники при отрицательных температурах.
Тут во главе угла стоит другой вопрос — а стоит ли при таком минусе за окном вообще задействовать свою драгоценность?
Некоторых юзеров интересует мнение бывалых людей относительно «древних» свинцово-кислотных батареек (SLA). Так вот, заряженное на все 100% изделие подобного типа не «кончит» даже морозец в -30 градусов, однако, ёмкость слетит по полной.
Но, ситуацию можно немножко поправить — утеплить аккумулятор! Как показывает практика, в согретом состоянии, зимой, источник энергии ведёт себя гораздо более увереннее — так, он протянет дольше. Выделите время на решение этой задачи и у вас поубавится проблем. Термозащиту можно сделать собственными руками, к примеру, из вспененного полиэтилена или пенополистирола. Но самым лучшим вариантом окажется специальный термостойкий корпус для электронакопителя — так называемый термокейс.
Учитывайте, что при минусовой температуре и встречном потоке воздуха, который образуется при высокоскоростном движении электрического велосипеда, температурный режим аккумуляторной батареи будет на 3-5 градусов ниже температуры окружающей среды. А из этого следует: допустимый уровень мороза при езде на электробайке — -15 градусов для литий-ионных источников энергии и -25 градусов для литий-железо-фосфатных.
В процессе работы, литиевые энергонакопители выделяют определённое количество тепла и в задачу термокейса входит его сохранение. Некоторые велосипедисты предпочитают возить с собой аккумулятор в рюкзаке на спине, грея таким образом гаджет своим собственным телом. Думаете это малоэффективно? Как бы не так! При температуре окружающей среды в -15 градусов, в рюкзаке может быть до +15 и подобные манёвры вполне оправданны при скромной массе аккумуляторной батареи. Если накопитель затянул на слишком много килограмм, то вам будет дискомфортно, особенно когда заезд запланирован на дальние расстояния.
При отрицательных температурах батарею лучше не переохлаждать, так вы проедите дальше на одном заряде, да и в общем, продлите срок её службы. Не думайте, что без должного опыта у вас зимой всё сразу получится. Здесь стоит поэкспериментировать: начните с не долгоиграющих вылазок и проанализируйте, как ведёт себя электронакопитель при отрицательных температурных режимах. Если результаты не радостные, не пытайтесь преодолевать солидные дистанции при зимнем морозе, потому как, с большой вероятностью, ваше средство передвижения для этого просто не предназначено.
После того, как покатались, обеспечьте своему электрическому велику прогревание — если вы занесёте свою драгоценность сразу в тёплое помещение с комнатной температурой — будут проблемы. При резкой смене температурного режима, в оборудовании образуется конденсат и включая аппарат, не дождавшись безопасного состояния (естественной просушки), вы можете навредить вашему устройству. При подключении зарядного оборудования к влажной электронике — также ждите проблем.
Если желаете провести какие либо диагностические мероприятия с вашим велогибридом, к примеру, проверить активность некоторых функций, выждите определённое время, пока конденсат не испарится. Это примерно пара часов. Не игнорируйте данное обстоятельство — иначе проблем не избежать.
Осветительные приборы, крылья, подготовка перед выездом, уход за электровелосипедом
Зимой, ваше индивидуальное средство передвижения должно быть оборудовано осветительными приборами по-максимуму. В зимнюю пору, световой день продолжительностью не отличается, поэтому качественные фары не помешают. Однако здесь имеет место и негативный фактор: ваша недолгоиграющая при минусовой температуре литий-ионная батарея, будет дополнительно нагружена осветительными приборами. Но, не стоит об этом переживать — на сомом деле, современная осветительная техника требует не так уж и много электроэнергии, зато безопасность при движении в ночное время, будет находиться на высоком уровне.
Забота о райдерах, коммунальных служб, зимой, проявляется в покрытии дорожной поверхности реагентами. Спору нет, «коммунальщики» исполняют свои прямые обязанности как следует, однако никто не учитывает последствия для техники, в подобных ситуациях. Реально — это головная боль исключительно владельцев транспортных средств. Такие химсоставы, если ваш электробайк будет повергаться их воздействию, способны существенно навредить металлическим деталям аппарата. Коррозия — это то, чего можно ожидать стопроцентно!
Ещё, не распечатывайте основные компоненты электрифицированного вело. С большой долей вероятности, собрать их потом герметично вы не сможете. В основном, это моторизированное колесо и контроллер, но есть и некоторые другие детали электровелосипеда, которые также разбирать не стоит, если вы не имеете должных навыков для этих мероприятий. В этом случае присутствует риск попадания туда влаги и вездесущей грязи.
Теперь по крыльям — их нужно использовать в обязательном порядке, чтобы спину не покрывал грязевой налёт. Лучшим выбором будут полноразмерные изделия, но в любом случае, экономить на данных деталях не стоит, тем более, стоят они гроши. При установленных крыльях вы вряд ли будете озабочены ежедневными стирками своей экипировки, а вот чистить своё электрифицированное вело после каждой поездки всё-таки придётся — это обязательное условие.
Перед тем как отправляться в путь на электрическом велобайке, проверьте на морозе работу переключателя скоростей и функционирование тормозной системы. Тросики тормозов и переключатель должны двигаться непринуждённо. При езде по обледенелой поверхности, надёжность работы тормозов стоит во главе угла поэтому если тросики по причине загустения смазочного материала работают не надлежащим образом, примите соответствующие меры. В противном случае, от поездки в нелётную погоду лучше воздержаться. Из-за встречного потока воздуха и мороза, от работы тросиков ожидать высокой эффективности не стоит, а раз так, то лучше не испытывать судьбу на скверном дорожном покрытии.
Также, перед выездом, хорошо бы прогреть электромотор и смазку на холостом ходу. Делается это просто: устанавливаем вело на центральную подножку либо если она отсутствует, поднимаем мотор-колесо руками, включаем электродвижок и даём ему поработать несколько десятков секунд. Кроме того, при отрицательных температурах очень не рекомендуется брать резкий старт. Трогаться нужно плавно — так вы и технику сбережёте и себя любимого естественно.
Аккуратней преодолевайте ямы и бордюры в холодное время года. Реально, спицы электрического велосипеда мало пригодны для эксплуатации зимой. На морозе их длина несколько укорачивается, а натяжка, соответственно, усиливается.
Экипировка
Думаете она имеет меньшее значение чем техническая составляющая? На самом деле нет, и от неё зависит, без преувеличения, очень многое. Не мало велосипедистов отказываются от зимних покатушек опасаясь сурового холода. Ну, а те, кто решает придерживаться круглогодичной эксплуатации электрического велосипеда, одеваются потеплее, что часто доставляет им массу неудобств. Особенно это касается не опытных райдеров, которые отдают предпочтение обычной одежде, а не специальной экипировке.
Тут главное учитывать одно элементарное правило — вам нужно именно утепление, а не пот ручьями во время педалирования. При вспотевании в зимний период года, если вы не «морж» конечно, подхватить простудное заболевание проще-простого. Когда двигаетесь на электрическом велосипеде с чередованием режима педалирования и режима газа, упреете в ускоренном темпе, а потом остынете. Во избежание таких недоразумений, применяйте PAS-режим и экипируйтесь надлежащим образом.
Что именно нужно приобрести для катания зимой на электрическом велосипеде?
1. Нижняя одежда — термобельё.
2. Кофта и штаны.
3. Верхняя одежда.
4. Шапка и шлем.
5. Защитные очки.
6. Обувь.
7. Перчатки.
Для «зимнего велосипедиста» актуальна трёхслойная экипировка. Первым слоем идёт термобельё изготовленное из синтетических материалов, таких как полиэстер и нейлон. В обязанности синтетики входит согревание райдера и отвод от тела лишней влаги. Второй слой — кофта и штаны из флиса, материала не впитывающего влагу. Если в той местности, где вы собираетесь ездить на электрическом велосипеде случаются сильные морозы, то можно прикупить штаны предназначенные для горнолыжников — так будет надёжнее.
Если у вас были намерения использовать шерстяную одежду — смело откажитесь от этой затеи. Вы сильно вспотеете при интенсивном педалировании.
Придерживайтесь таких правил при выборе экипировки:
1. Выбранная одежда не должна сковывать движения.
2. Она должна обеспечивать райдеру защиту от ветра.
3. Экип должен противостоять излишнему потоотделению.
Повышенную нагрузку во время езды на велосипеде претерпевают коленные суставы. В холодном состоянии им легко навредить, поэтому уделите особое внимание данным участкам тела — обеспечьте коленным суставам достаточную степень обогрева. Для этих целей вполне сгодятся эластичные наколенники, которые можно приобрести в аптеках.
Третий слой — верхняя куртка. Ветро- и влагонепроницаемая велокуртка сослужит вам зимой добрую службу. Она порадует непромокаемостью и устойчивостью к мощным порывам ветра. На сегодняшний день особой популярностью у велорайдеров пользуются штаны и курточки изготовленные из специальных мембранных материалов. Эти вещи обеспечивают ездоку комфорт и уверенность в собственных силах при любых погодных условиях. Они позволят преодолевать солидные дистанции на высоких скоростях!
Чем утеплить такие важные области тела велосипедиста как шея и голова? Непродуваемая балаклава, тёплый подшлемник, а также сноубордический или горнолыжный шлем — именно они станут отличным выбором для любого любителя зимних покатушек на электрифицированном вело. Шлем нужен в любом случае — он при падении защитит вашу голову от серьёзных травм. А вот что касается глаз, то их лучше защищать антизапотевающими горнолыжными очками.
А теперь перчатки — какой же настоящий райдер будет считаться таковым без этого атрибута?! В мороз нужны ветро- и водонепроницаемые «перчи», имеющие надёжный контакт с соприкасаемой поверхностью рукояток. При небольшом минусе подойдут перчатки Windstopper, а при показателе от минус пяти, лучшим выбором будут утеплённые горнолыжные изделия.
Зимой перчатки для райдера особо важны — они обеспечивают согревание пальцев, которые в холодное время года должны быть более активными чем летом. Велосипедисту нужно чётко чувствовать все рычаги управления и если это не так, вас могут ожидать неприятные сюрпризы в дороге.
И наконец обувь. Выбор ботинок для зимы сегодня отличается своей широтой и ориентироваться тут приходится в основном на своё финансовое положение. Обязательно приобретите велобахилы и специальные термоноски, потому как при минусовой температуре, вашим ногам придётся не легко.
Заключение
Как вы уже наверняка поняли из статьи — езда на электрическом велосипеде зимой — занятие не для слабонервных. Подготовка нужна основательная, иначе «морозные покатушки» превратятся не в полезную прогулку на свежем воздухе, а в сущие проблемы. Учтите всё изложенное в теме, потому как при езде зимой, придётся основательно поберечь и технику, и себя драгоценного!
Можно ли использовать велосипед зимой?
Многие убеждены, что единственный вариант подготовки велосипеда к зиме — тщательно его почистить и отправить в кладовку до весны. При этом мой личный опыт и опыт множества велосипедистов убедительно свидетельствует: кататься зимой можно, а при температуре до минус 15-20 градусов по Цельсию очень даже комфортно. Главное — грамотно подготовить к этому велосипед и…, конечно, себя. Итак, что нужно учесть, готовя свой зимний велосипед?
Велосипедные тормоза зимой
Дисковые гидравлические — идеальный вариант, их следует установить на оба колеса. Если такой вариант слишком затратен — можете поставить дисковый лишь на одно, переднее, или же и вовсе обойтись механическими. Если нет возможности и для этого — обязательно установите очень качественные тормозные колодки и соблюдайте предельную осторожность езды, не развивайте большую скорость. Всегда помните, что зимой на колодки и обод попадает снег, при торможении он тает, образуя смазку…в общем, эффективность тормозной системы снижена в разы, и это может сыграть с вами злую шутку.
Время от времени «просушивайте» тормоза: продолжайте крутить педали, при этом немного притормозите, чтобы очистить слой снега и льда с обода.
Зимние покрышки для велосипеда
Частые металлические шипы на зимней резине для велосипеда — ваши лучшие друзья, спасающие даже при перемещении по раскатанному льду. Однако стоят они недешево и доступны далеко не всем. Из вариантов зимних покрышек попроще подойдут шины с редкими шипами. В таком случае, старайтесь избегать участков льда и кататься исключительно по утрамбованному снегу. Однако, при любых раскладах, избегайте совсем дешевых зимних шин неизвестных фирм: они имеют свойство терять эластичность и растрескиваться, кроме того, используемые зимой модели обязательно должны обладать свойством самоочищения, а самые простые варианты этой возможности лишены.
Накачивайте шины посильнее — помните, что при переходе из отапливаемого помещения на холод, давление в них уменьшается само по себе.
Ходовая часть велосипеда в холодное время
Помимо зимних колес, подготовить стоит и все остальные узлы велосипеда. Ведь зимой механизмы изнашиваются куда интенсивнее, чем в летнее время года. Быстро ржавеет цепь, портятся подшипники, каретка, рулевая втулка. Лично я стараюсь промыть и смазать цепь после каждого зимнего катания, а дважды в сезон осматриваю втулки колес и каретку на предмет неисправностей и потребности в смазке.
Главный залог успеха — не ленитесь мыть велосипед почаще. Не забывайте, что в городе вы ездите не по чистому снегу, а по соли и песку: они-то и вредят вашему железному коню.
Переключатели передач при минусовой температуре
Зимой велик риск попадания в переключатели снега и ледяной крошки, из-за чего их механизм просто перестает работать. Чтобы предотвратить такой неприятный сюрприз, я после каждого катания наношу на все шарниры аэрозольную смазку. Она обладает свойством вытеснения влаги из переключателей, делая поездку комфортной и безопасной.
И не забывайте про фары и светоотражатели: зимой темнеет очень рано, и без них вам совершенно точно не обойтись!
Зимой на велосипеде? Да!
Как подготовить велосипед к зимним дорогам и правильно выбрать одежду для велопрогулки. Что следует учесть, если с вами едет ребёнок. Юрисконсульт и учительница из Бреста делятся своим опытом передвижения на велосипеде зимой.
Если соблюдать несложные правила, ездить на велосипеде можно практически круглый год. Всем. Даже детям. Не верите? Тогда читайте рассказы и советы бывалых велосипедистов из ИПУ «За Вело-Брест!»
Для меня велосипед – образ жизни
Виталий Плисюк, 22 года, юрисконсульт
— Катаюсь с 6 лет. Если куда-то можно поехать на велосипеде – еду! На работу, на прогулку с друзьями, на отдых, в путешествие – практически везде. В этом году ездил автостопом с велосипедом в чехле в Польшу, Германию, Нидерланды. По Беларуси кручу педали регулярно.
В семье тоже всех подсадил на велосипеды. Сестра с мужем катаются уже несколько лет. С этого года мама начала ездить на работу на велике, отец весной купил себе двухколёсного друга. Стала обычной ситуация, когда 2 машины стоят возле дома без дела, а вся семья разъехалась на велосипедах.
Всю прошлую зиму – постоянно на велосипеде
— Пока учился в университете, периодически выезжал на велике в холодное время года, несколько раз катались с другом в новогоднюю ночь. После окончания учёбы начал ездить по городу постоянно, температура даже до -15 градусов не пугает.
В Бресте в последние годы относительно тёплые и сухие зимы, в основном по утрам 5-7 градусов ниже нуля. Ехать в такую погоду – одно удовольствие.
Основная проблема при передвижении зимой – отсутствие инфраструктуры и грязь, которая оказывается на дорогах после выпадения снега. Если летом для велосипедистов хватает места на обочине, то зимой на дороге может быть только одна колея от машин. В такие дни стараюсь не ездить.
Резина с шипами и фэтбайки
— Существуют специальные зимние покрышки, по цене вполне сопоставимые с летними из средней ценовой категории. У них более глубокий протектор и могут быть шипы (хороши для укатанного снега и льда).
Есть такой тип велосипеда, как фэтбайк. У него очень широкие покрышки (для рыхлого песка или снега), на таких можно отправляться хоть в Антарктиду. Если в этом есть необходимость, а средства позволяют, то фэтбайк – хороший вариант для снежной зимы.
В странах с развитой велоинфраструктурой, например, в Скандинавских или в Канаде, для передвижения по расчищенным дорожкам можно использовать обычный городской велосипед.
У нас в Беларуси всё пока не так цивилизованно, но я использую зимой самую обычную резину. Для улучшения сцепления с дорогой немного уменьшаю давление в шинах.
Чего опасаться зимой
— Из подстерегающих велосипедиста опасностей отмечу всё тот же неубранный край дороги: даже если колея для машин уже сухая, сбоку может оказаться горка из снега и льда.
Ещё можно попасть на инспектора ГАИ, который будет свято уверен, что зимой ездить на велосипеде нельзя. Мне такие не попадались, но знакомым «везло»…
Одеваемся многослойно!
— Как и при любой физической активности зимой, главное – одеваться «слоями». При температуре выше нуля я надеваю кофту от термобелья, на неё – непродуваемую куртку (летом в прохладную погоду езжу в ней же, т.е. куртка всесезонная, а меняется лишь то, что под ней).
Если на улице мороз, то под куртку поверх термобелья надеваю лёгкую или тёплую кофту – в зависимости от степени «морозности» и предполагаемой нагрузки.
На ноги надеваю наколенники плюс тёплые спортивные штаны, а если температура ниже нуля, то ещё и подштанники (штаны от термобелья).
Бафф, балаклава и…варежки
— На шею обычно идёт бафф, а недавно приобрел ещё и флисовую балаклаву. Проехался в ней пока только несколько раз, но уже очень нравится, хорошо закрывает от ветра. На голову, естественно, нужна шапка.
Для защиты рук использую армейские перчатки, а при более холодной погоде – рукавицы. Велосипед у меня с одной скоростью и без ручных тормозов, на руле ничего нет, поэтому в перчатках нет необходимости. А в варежках пальцам гораздо теплее.
Педали у меня контактные, для них нужны специальные туфли. При отрицательных температурах пользуюсь тёплыми стельками и носками. На работу мне ехать полчаса, не замерзаю. Но если планируете ездить долго, стоит использовать специальную зимнюю обувь.
Советы бывалого
— Главное – попробовать. Для начала можно поехать на велосипеде куда-то недалеко и в той зимней одежде, которая есть. Когда понравится – изучите, в чем вам удобнее ездить, в интернете полно вариантов зимних моделей одежды. Очень скоро вы поймёте, что зимой на велике – почти как летом, только прохладнее.
На велосипеде можно ездить столько же дней в году, сколько и передвигаться пешком. То есть, почти всегда. Другое дело – вопрос инфраструктуры и вашей готовности к суровой белорусской реальности (у нас тут не Голландия…)
Марина Чиж, 29 лет, школьный учитель, руководитель пресс-службы ИПУ «За Вело-Брест!»
Велосипед – это огромная часть жизни моей семьи
— Ещё в детстве я поняла, что велосипед даёт свободу – телу, мышлению, духу. В этом маленьком транспортном средстве заложен огромный смысл. Езда на велосипеде поднимает уровень вашего здоровья, наполняет жизнь яркими эмоциями.
Я активно развиваю велодвижение в своём городе. И в школе, и в повседневной жизни рассказываю детям, знакомым и друзьям, что велосипед – это транспорт будущего, а городское пространство в первую очередь должно быть комфортным для людей, а не для машин.
На велосипеде ездят все члены моей семьи, родители, брат с женой и двумя дочками. Мой муж ежедневно с лёгкостью преодолевает расстояние до работы – 10 километров в одну сторону. Вместе с ребёнком мы с удовольствием ездим на дачу – это около 8 километров по живописной лесной дороге.
Отпугивающие мифы
— Ездить в зимний период я начала около 5 лет назад, когда поняла, что велосипед в это время года достойно и комфортно заменяет мне передвижение на автомобиле или общественном транспорте.
Большинству людей пользоваться велосипедом зимой мешают мифы: холодно, опасно, скользко, снежно. На самом деле, согласно законам физики, порой даже по морозному асфальту или частично заснеженной поверхности ехать удаётся гораздо быстрее и комфортнее, чем летом.
Пока мой температурный рекорд -15 градусов Цельсия, но, думаю, что смогла бы ездить и при более низкой температуре. На самом деле -20 иногда ощущаются приятнее, чем -10 – из-за меньшей влажности воздуха.
Советую всем сомневающимся попробовать проехаться на велосипеде зимой. Сделайте первую поездку прогулочной, поезжайте в красивые места, очень быстро вы поймёте, что сможете осилить и дорогу на работу.
Нет ничего прекраснее удовольствия, которое ты получаешь, передвигаясь солнечным зимним днём по заснеженному лесу, любуясь красотой природы и слушая хруст снега под колёсами. Это кайф!
Не переборщите с одеждой!
— Зимой на велосипеде может быть жарко, особенно, если вы переборщите с одеждой. Многие думают, что, когда едешь, сильнее мёрзнешь. Но не забывайте о том, что и физическая нагрузка возрастает!
Основное правило: для велосипедной прогулки зимой надо надевать на 1 слой одежды меньше, чем для пешей. Используйте тёплые стельки и шерстяные носки. Для шеи и лица – шарфы и балаклавы. На лицо и руки наносите зимние защитные кремы.
Важно правильно защитить руки, они мёрзнут быстрее и сильнее. Мой совет: надевать 2 пары перчаток, воздушная прослойка между ними будет лучше сохранять тепло.
Существует ряд очень качественных вещей для зимних поездок, например, специальное велотермобелье, которое позволяет коже правильно дышать и держит температуру тела.
Такая одежда стоит достаточно дорого, но в сезоны скидок можно хорошо сэкономить. Как вариант, можно воспользоваться секонд-хэндами: обычно там есть неплохой ассортимент велоодежды, а зачастую можно найти практически новую вещь.
Зимний уход за велосипедом: смазывайте и мойте
— Ваш велосипед должен быть подготовлен к зиме. Чем качественнее вы подготовитесь, тем лучше ваш двухколёсный друг выдержит зимний период.
Проверьте покрышки, смажьте цепь, прочистите все детали. Хорошо, если резина на колёсах с толстым протектором, на такой легче передвигаться по заснеженным и скользким поверхностям. Сейчас продаются велошины на любой кошелёк.
Дорожные реагенты могут сильно повредить некоторые детали велосипеда, поэтому очень важно наводить косметический порядок каждый раз после поездки. Перед тем, как закатить велик домой, наберите в бутылку тёплой воды и обмойте колеса, цепь, втулки, переключатели.
Правила безопасности и ПДД
— Обычно зимой все пешеходные дорожки в городе расчищаются, хотя бы в самых людных местах. В нормальную погоду их поверхность сухая, и ехать по ним на велосипеде достаточно легко.
Но в Правилах дорожного движения не зря прописано, что передвигаться зимой на велосипеде во время сильного снегопада или гололедицы запрещено. Обратите внимание: не зимой запрещено, как многие считают, а именно в максимально опасные периоды.
Никто не отменял опасности скольжения по гололёду – как для пешеходов, так и для автомобилистов. Тот же принцип действует и с велосипедом: если на пути вам встретился гололёд, будьте предельно осторожны!
Чтобы избежать падения, постарайтесь объехать скользкое место или слезьте с велосипеда и аккуратно пройдите опасный участок. А если понимаете, что уже начинаете падать, постарайтесь притормозить, сгруппироваться и завалиться на бок с опорой на плечо.
Протекторы и бордюры
— Я бы посоветовала использовать зимой более тяжёлые модели или велосипеды МТВ (горные) с хорошей протекторной покрышкой. Они медленнее едут, но дают велосипедисту большую уверенность.
Можно использовать для преодоления обледеневших поверхностей трасс шипованные шины или противоскользящие цепи. Но скажу по секрету, прошлой зимой я не слезала с шоссейного велосипеда с почти гладким протектором. Опытный велосипедист вполне сможет ездить на любых колёсах.
Очень большую опасность для велосипедистов зимой представляют бордюры, спрятанные под снегом. Из-за снега может показаться, что бордюр скошен или есть пандус, а на самом деле это не так. Велосипедист врезается в высокий бордюр, что чревато серьёзными травмами.
Заезжайте только на те бордюры, в которых вы на 100% уверены. При малейшем сомнении не поленитесь спешиться и пройти этот участок пешком.
От беговела к полноценному велосипеду
— Мой сын с двухлетнего возраста начал ездить рядом со мной на беговеле (мини-велик без педалей на широких колёсах, разработанный специально для детей 2-4 лет). Это уникальная вещь, которая развивает двигательный аппарат ребёнка и без усилий готовит его к езде на двух колёсах.
Уже в 4 года сын сел на двухколёсный велосипед и спокойно поехал на нём с первого же раза, настолько он наловчился на этом беговеле.
Сейчас моему сыну 7 лет. В хорошую погоду он без проблем ездит с нами на велике зимой. Здесь всё хорошо в меру, не стоит становиться безбашенной мамашей, нагружая ребёнка бессмысленными испытаниями.
Ребёнок на велосипеде зимой: главное здесь – ответственность родителя
— На самом деле, ребёнку гораздо легче преодолевать подобные трудности, чем взрослому. У него прекрасно развит обмен веществ, хорошо работает дыхательная система. Ехать на велосипеде ему комфортнее, чем взрослому.
Одевать ребёнка для зимней велопоездки надо абсолютно по своему же принципу: на один слой одежды меньше, чем при пешей прогулке. Защищаем от холода ручки, ножки, смазываем щёчки защитным кремом, укутываем шарфиком. Если есть – используем наколенники и нарукавники.
Предварительно надо рассказать ребёнку о технике безопасности: как вести себя на дороге, как правильно группироваться. Внимательно следить за ним, особенно при пересечении проезжей части.
Тут присутствует человеческий фактор: если родитель – грамотный, здравомыслящий и ответственный человек, способный в полной мере проследить за своим ребёнком, то никаких проблем быть не должно. Защитили голову шлемом, руки – перчатками, и поехали радоваться зиме!
По словам Владимира Красько, директора ИПУ «За Вело-Брест!» зимой, в периоды относительно комфортных погодных условий, в Бресте около 5000 человек используют велосипед как городской транспорт. Если температура опускается ниже -5 градусов Цельсия, их количество уменьшается примерно до 250 человек. Но если говорить об использовании велосипеда не как городского транспорта, а для спортивно-оздоровительных целей, то число велосипедистов, выехавших прокатиться в зимнее время, будет значительно больше.
Источники:
https://krutipedaly.ru/kak-zakonservirovat-velosiped-na-zimu/
https://natoke.ru/articles/267-ekspluatacija-elektrovelosipeda-zimoi-vse-tonkosti-etogo-ne-prostogo-dela.html
https://www.veloturist.org.ua/mozhno-li-ispolzovat-velosiped-zimoj/
https://greenbelarus.info/articles/25-11-2019/zimoy-na-velosipede-da