Что лучше спицы или литые диски на велосипеде

Содержание скрыть

Что лучше спицы или литые диски на велосипеде

spici-kupit

Часто читатели моего блога пишут мне на почту вопросы относительно выбора велосипедных спиц. Их интересует, какие спицы самые прочные, долговечные, какой производитель лучше и так далее. И ведь действительно в настоящее время на рынке представлено множество фирм, производящих велосипедные спицы. Так что человеку неосведомленному в вопросах веломеханики порой сложно определиться с выбором надежных и качественных спиц для сборки велосипедного колеса. Итак, же какие велосипедные спицы можно посоветовать?

Начну с того, то все спицы обеспечивают основную функцию соединения ступицы с ободом. Порой может показаться, что спицы подвергаются лишь статическому напряжению, но это совсем не так. Простая статическая функция крепления обода ко втулке становится гораздо более сложной, когда мы рассматриваем динамические модели нагрузки на велосипедное колесо. А именно: ударная нагрузка на колесо вследствие неровностей дороги (выбоины, ямы), мощность крутящего момента колеса, влияние силы дискового тормоза на колесо, боковые удары на колесо, вес велосипедиста и груза, который перевозит велосипед.

Спицы ведут себя подобно крепежным болтам, растягиваясь под напряжением и используя энергию, удерживаемую в материале, чтобы противостоять сложным динамическим нагрузкам. Поэтому к выбору велосипедных спиц следует относиться настолько же внимательно, как к выбору велосипедных втулок и ободов.

Начиная с 2002 года я собрал более 2000 велосипедных колес; у меня нет задачи продать какой-либо дорогостоящий товар — в данном материале я высказываю лишь свое скромное мнение, основанное на своем опыте, а также опыте общения с другими знакомыми велосипедистами и веломеханиками, с которыми я дружу много лет и обмениваюсь опытом.

Почему ломаются, лопаются и вылетают велосипедные спицы?

Для начала хотелось бы поговорить о причинах, по которым лопаются велосипедные спицы, тем самым доставляя много хлопот владельцам велосипедов. Ведь для замены спиц или даже одной спицы придется снимать покрышку, тормозной диск и кассету задних звезд, а далее ставить колесо на станок и, по сути, заново проверять равномерность натяжения всех спиц, убирая при этом восьмерки и яйцевидные неровности. (Позволю себе заметить, что забавно смотрятся на экранах мониторов некоторые YouTube-блогеры, которые правят колесо, не снимая покрышку с обода: видимо, они совсем забыли, что помимо восьмерок бывают еще и яйцевидные неровности.)

Прежде всего ваши спицы могут быть некачественными сами по себе. Скорее всего, это будут «no name» экземпляры из Китая или Индии. Дешевый прокат самой проволоки, некачественная ковка или протяжка приводят к тому, что спицы часто ломаются в районе шляпки, а дешевые спицы с переменным сечением — посередине. Проблема таких спиц состоит прежде всего в малой пластичности, иными словами — хрупкости металла.

Часто, когда мне приносят колеса на переспицовку или замену вылетевших спиц, я вижу, что спицы слишком коротки для данной втулки и обода; отсюда создается излишнее напряжение, и спицы лопаются. Часто причиной поломанной спицы может стать цепь, попавшая в зазор между кассетой и правым фланцем втулки и «слизавшая» часть металла у спицы перед самой ее шляпкой.

Порой колеса, собранные в других мастерских, бывают излишне перетянуты, а спицы не выдерживают подобных нагрузок, и со временем колеса начинают «сыпаться». Естественно, что моя задача, как мастера, увлеченного механикой, точно установить причину выпадения спицы или ряда спиц из собранной структуры колеса. Иногда я рекомендую менять спицы на другого производителя, порой нужны спицы более длинные. Бывают и моменты (чаще всего), когда можно просто обойтись заменой одной или двух спиц.

Основные виды велосипедных спиц

Производителей качественных велосипедных спиц на самом деле много, и это не только распиаренные фирмы DT SWISS и Sapim. Но все более или менее качественные производители производят, по сути дела, одинаковые модели спиц, различающиеся лишь толщиной сечения, немного весом и ценой.

Обычные прямые спицы

Толщина таких спиц составляет по всей длине 2 мм от шляпки до резьбы. Это самый распространенный вид спиц, который можно встретить на велосипедах. Данные спицы устойчивы к боковым нагрузкам, имеют небольшую цену по сравнению со спицами с переменным сечением и позволяют собрать простое надежное и крепкое колесо без изъянов. Ввиду своего относительно большого веса, возможно, не совсем подходят для сборки гоночных колес. Но в бытность работы в «Веломире» и при сборке жестких и прочных колес я много раз слышал от гонщиков просьбы ставить на колеса именно этот вид спиц.

Спицы с баттингом (переменным сечением)

Спицу с переменным сечением можно легко определить по изменению диаметра проволоки спицы. Вблизи головки спицы ее диаметр больше, как и вблизи и резьбовой части спицы, а посередине спица более тонкая. Диаметр таких спиц составляет обычно 2.0-1.8-20 / 2.0-1.5-2.0 / 2.0-1.6-2.0 / 2.0-1.7-2.0. Спицы с переменным сечением немного легче, чем полностью прямые спицы. Данные спицы используются в основном для сборки легких и прочных колес для гонок «кросс-кантри» и марафонов. Они достаточно легкие, крепкие и вполне надежные. Единственный их минус – это подверженность боковым ударам. Чем дальше в лес, тем меньше спиц, как говорят любители фэт-байков. Часто я видел сломанные спицы с баттингом именно посередине — например, когда толстая ветка попадает в колесо. Данные спицы обычно в 2 раза дороже обычных спиц с прямым сечением. Колеса с такими спицами в среднем получаются на 50-100 грамм легче, чем на обычных, и требуют более частой протяжки, так как данные спицы имеют свойства вытягиваться. В последние годы такие спицы стали чаще подделываться.

Аэродинамические плоские спицы

Эти спицы хороши для триатлона, раздельных стартов, шоссейных велосипедов, гонок или других спортивных стартов, где снижение аэродинамического сопротивления имеет решающее значение для максимальной производительности. Аэродинамические спицы можно определить по их плоским сечениям. При сборке или правке колеса на таких спицах помимо спицевого ключа необходим также держатель самой плоскости спицы, для того чтобы придать спицам нужное направление при сборке или правке неровностей колес. Данные спицы всем хороши, кроме цены, которая составляет более 150 руб. за 1 шт. (декабрь 2020). Самые популярные среди таких спиц на сегодняшний день это спицы от фирмы Sapim cx-ray. На данных спицах можно собрать очень легкие и прочные колеса. При сборке на таких спицах обязательно нужно иметь определенный опыт сборки колес и использовать тензометр, так как при недотяжке, колесо легко может «посыпаться». В общем всем хороши данные спицы, кроме цены.

Разная форма спиц

Также спицы имеют разную форму. В настоящее время наиболее распространены спицы «J-bend» и большинство втулок производится в мире именно под этот тип спиц. Именно этот тип спиц я рекомендую для сборки надежных туристических колес. Также можно встретить спицы «Straight-pull», где шляпка не изогнута. Под эти спицы необходимо покупать уже менее распространенные втулки. Такие спицы популярны среди гонщиков и спортсменов, но на самом деле, особо видимых преимуществ они не дают, кроме того, что в них меньше концентраторов напряжения, поэтому по шляпке они рвутся гораздо реже.

j-bend-straight-pull

Для спиц «Straight-pull» нужна втулка, как на фотографии ниже:

Цветные спицы для колеса

Спицы обычно бывают двух видов: анодированные в черный цвет или обычные серебристые. Какие лучше выбрать? За 15 лет работы с различными колесами я заметил, что черные спицы более предпочтительны, чем серебристые. Их меньше подделывают, они более стойкие к воздействию окружающей среды и реже выпадают. Из минусов, опять же, цена: такие спицы немного дороже, чем серебристые. Почти все мои колеса собраны на черных спицах, и все они работают без проблем.

Самые мои первые 26″ колеса были собраны в 2001 году, и они до сих пор в строю, хотя и сменили несколько пар втулок и один комплект ободов, но спицы до сих пор в полном порядке. А вот серебристые спицы этой же фирмы на другом велосипеде через 12 лет посыпались, хотя и покупались в один день в магазине «велоситик» вместе с черными и были из одной партии.

Есть также спицы и других цветов, но обычно они уже не анодированы, а покрашены порошковой краской. Одни колеса у меня собраны на красных дорогих спицах фирмы cn spoke и служат уже пару сезонов, правда, покраска сама по себе штука менее стойкая, чем анодировка. Вам, скорее всего, придется выбирать между серебристыми спицами и черными. Я советую брать все-таки черные. Они очень хорошо смотрятся и процент брака таких спиц ниже. Анодирование (процесс, при котором образуется защитно-декоративная оксидная пленка на поверхности) в целом очень хорошо влияет на свойства спицы, поэтому черные спицы более долговечны, что и показывает мой опыт.

Количество спиц: 36, 32 или 28?

Примерно до 2005 года крайне были популярны втулки и обода на 36 спиц. Однако прочность колес с 36 спицами избыточна. Правильно собранные колеса с 32 спицами будут вполне крепкими, надежными и неприхотливыми в эксплуатации даже для самых больших прыжков. 32 спицы – это золотой стандарт в производстве втулок и ободов за последние 10 лет. Для сборки более легких и гоночных колес выпускают втулки и обода под 28 спиц. Для туризма такой вариант, конечно же, менее надежен, он больше подходит для марафонов и всякого рода соревнований. Также из минусов 28 спиц — достаточно небольшое количество запчастей в продаже, а именно, втулок и ободов.

Материалы изготовления спиц

Большинство качественных спиц изготавливаются из нержавеющей стали. Существуют также оцинкованные спицы из обычной (без легирующих добавок) углеродистой стали. Утверждение о том, что оцинкованные спицы хуже, в корне неверно. На них можно собирать вполне себе надежные и крепкие колеса, если ваш бюджет ограничен. Единственный минус оцинкованных спиц – это подверженность коррозии, отсюда — меньший срок службы. Частенько для сборки бюджетных колес клиенты приносят мне на сборку обода, втулки, а также оцинкованные спицы. Возможно, внешне они выглядят не столь привлекательно, как спицы из нержавейки, но работают вполне себе сносно за свою небольшую цену. Существуют также спицы и из титана. Но цена на них очень завышена, и их редко можно встретить в продаже. Несмотря на это, титановые спицы для велосипеда — вариант очень интересный, так как они красиво смотрятся, имеют высокую прочность и совсем не подвержены коррозии.

Производители велосипедных спиц

В мире существует ряд производителей спиц, которым можно доверять. Самые известные их них конторы — это DT Swiss (Швейцария) и Sapim (Бельгия). Есть и другие производители, которые делают спицы совсем не хуже, и их продукция, к тому же, подделывается. Ниже я приведу примеры из своего личного опыта, а также опыта моих знакомых велосипедистов, чьи велосипеды мне приходится обслуживать.

Спицы DT Swiss отзыв и обзор

Компания Dt swiss известна именно своими спицами, а не втулками. Сначала на заводах Dt Swiss производились только спицы и ниппеля для них, и только в 90-х годах прошлого столетия компания стала выпускать обода и втулки, а в начале нулевых — вилки и амортизаторы. Компания имеет 3 завода в Швейцарии, США и Китае. До 2012 года данная фирма была настоящим эталоном в производстве велосипедных спиц. Очень редко можно было встретить поломанную спицу с логотипом DT. Но времена меняются.

По всей видимости, последние годы компания производит основное количество своих спиц в Китае. Отсюда падает контроль качества продукции. Именно этим и можно объяснить лопнувшие спицы моделей dt swiss competition и dt swiss champion, с которыми мне время от времени приходится сталкиваться. Спицы Dt swiss иногда и подделываются. Подделку можно различить по некачественной упаковке и несколько иной маркировке спиц на головке. Слева на фото точно оригинал, а вот справа вероятнее всего подделка.

_dt-swiss-poddelka

Часть моих колес собраны на спицах Dt swiss champion и competition. Проблем с ними особых я не испытываю. Но все же с покупкой данных спиц стоит быть осторожным. Огромное количество их можно встретить на китайской торговой площадке Aliexpress. Там продаются спицы как и с оригинального завода Dt swiss в Китае, так и откровенно левые версии. Поэтому покупать их стоит только у проверенных продавцов. Несмотря на общее снижение качества велосипедных спиц, компания dt swiss — производитель весьма достойный, а изъяны бывают у всех.

Основные модели спиц Dt swiss: Champion (сечение 2.0), Competition (сечение 2.0-1.8-2.0), Revolution (2.0-1.5-2.0), Alpine (2.3-2.0-2.0).

Спицы Sapim отзыв и обзор

Наряду с DT swiss, компания Sapim является общепринятым мировым лидером в производстве велосипедных спиц. Попробуем разобраться, насколько это правда. Действительно, до последнего времени эта контора производила качественный продукт, но, видимо, кризис, издержки производства и перенос части производства этих спиц в Азию сделали свое черное дело. За последние пару лет мне несколько раз приходилось менять лопнувшие спицы этой фирмы на различных колесах, собранных в других мастерских. При том, что колеса были собрано хорошо. Данные спицы с недавнего времени стали продаваться и на «Али». В целом, Sapim делает свое дело хорошо, как и Dt swiss, но вот только в Россию данные спицы уже практически ни одна контора не завозит. Покупать их в Азии — идея не лучшая, а доставка из европейских магазинов стоит 20 евро. Что касается лично моего опыта, то на данных облегченных спицах собраны колеса моей жены. Проблем с ними мы никогда не испытывали. Бывали случаи, что у моих знакомых при боковых ударах рвались особо тонкие баттированные спицы. Пару раз лопалась и модель Leader по шляпкам. Однако, сломать можно даже лом, если постараться. В целом, бельгийцы делают вполне себе качественный и надежный продукт, но брать их на «Али» однозначно не стоит, особенно реплики Cx-ray.

Основные модели cпиц Sapim: Leader (сечение 2.0), Strong (2.3-2.0), Race (2.0-1.8-2.0), Laser (2.0-1.5-2.0), D-light (2.0-1.65-2.0), плоские спицы X-ray (2.2-0.9-2.0).

sapim-spokes

Выбор спиц DT Swiss или Sapim — какие купить?

Раз я рассказал о своем опыте работы со спицами данных производителей, то отвечу и на главный вопрос: продукцию какой фирмы предпочесть? По-моему мнению оба данных производителей абсолютно одинаковы и отдать предпочтение какому-либо из них я не могу. У спиц Sapim несколько шире модельный ряд, чем у Dt swiss. В остальном обе фирмы абсолютно одинаковы по качеству и известности в велосипедном мире. Но эта известность, увы, порой может выливаться в копирование данных спиц другими китайскими производителями. Выбирая модели данных спиц, смотрите на год выпуска. Чем он раньше, тем лучше. Почитав иностранные велофорумы, вы без труда поймете, что на рубеже веков продукция этих двух контор была на самом высшем уровне, а с переносом части производства в Китай стала несколько хуже. На «али» в настоящее время продается практически весь полный модельный ряд Sapim. Вопрос лишь в оригинальности и качестве. Бытует мнение на заокеанских форумах, что спицы фирмы DT swiss в последние годы несколько хуже по качеству, чем Sapim. Однако, мой опыт показывает, что качество примерно одинаковое и многое зависит от конкретной партии поставки.

Спицы Wheelsmith отзыв и обзор

Спицы Wheelsmith производятся в США. В целом это очень солидный производитель спиц, который без проблем может составить конкуренцию конторам, о которых я только что написал выше. Продукция Wheelsmith сравнительно недавно появилась в России. Этим летом я даже переспицевал одно из своих колес на спицах данной фирмы. После 2500 км колесо живое, и спицы работают хорошо. С другой стороны, годом ранее я наблюдал пару лопнувших спиц Wheelsmith на колесах, которые мой знакомый собирал в мастерской магазина «Веломир». Однако стоит отдать должное сотрудникам этого магазина, которые заменили ему спицы по гарантии. Думается, что данной фирме можно доверять, хотя она не столь известна в России, как другие.

Спицы Cn spoke отзыв и обзор

Данные спицы производятся на заводе в Тайване и имеют весьма неплохое качество при своей цене. В свое время их можно было встретить на велосипедах фирмы Giant в огромном количестве. Бюджетные модели имеют среднее качество, а вот те, что «постарше», ничем не хуже спиц от известных производителей. В моем арсенале на спицах данной фирмы собрано 2 пары колес. Работают эти спицы неплохо, но самых дешевых моделей спиц Cn Spoke, которые массово продаются у нас в России, я бы избегал, ибо чудес не бывает, и данные спицы тоже ломаются. В целом, этот азиатский производитель с каждым годом все больше радует, привнося новинки в свой модельный ряд, и если брать спицы более старших моделей, работать они будут отлично.

Спицы Pillar отзыв и обзор

Еще одна азиатская фирма. Данные спицы сравнимы по цене с лидерами рынка Sapim и Dt swiss. Качество данных спиц вполне себе неплохое. Да, лопаются, но не так часто, как дешевые спицы. Как мне кажется, цена на данные спицы в России весьма завышена. Но при наличии нужных размеров их можно брать и собирать на них вполне себе качественные и надежные колеса, а брак — он, к сожалению, присутствует у всех моделей спиц.

Спицы Rodi отзыв и обзор

Сама по себе фирма португальская, но спицы, по всей видимости, производятся где-то в Азии (хотя говорят, что в Польше, что может быть и достоверной информацией). Данная контора наряду с Cn spоke и Pillar производит большое количество спиц для различных производителей велосипедов. Качество данных спиц в целом хорошее. Судя по отзывам моих коллег сборщиков из других мастерских спицы Rodi могут подделывать, ставя букву «R» на головку шляпки другие производители. Подделки делаются из черного металла, а не из нержавейки. Подделку от оригинала отличить довольно легко по качеству печати логотипа.

Спицы других фирм

Существуют также и другие фирмы, производящие неплохие спицы, по качеству практически ничем не уступающие спицам, о которых я уже сказал выше. В основном это местечковые производители из стран Восточный Европы. Пару раз я покупал спицы отличного качества на eBay из Чехии и Венгрии. Неплохие спицы делала контора Mach из Франции. Есть и хорошие производители из Азии. Недаром большинство фирм, продающих готовые колеса в сборе, заказывают их на ОЕМ-заводах в Азии. При покупке спиц иногда можно не обращать внимание на фирму-производителя. Я видел большое количество колес, прошедших под своими хозяевами десятки тысяч километров, на которых стояли спицы совершенно неизвестных мне фирм или даже совсем без опознавательных знаков. При выборе неизвестной спицы всегда внимательно посмотрите, как она сделана: спица не должна быть хрупкой, и для того чтобы ее перекусить кусачками, вам потребуется весьма большое усилие. Анодировка спицы не должна стираться, а качество отлива шляпки должно быть ровным и без изъянов. Конечно, можно описать каждого производителя по отдельности, но это займет довольно много времени и перегрузит статью, а купить или идентифицировать их самому — дело не такое уж нужное. Скажу только одно: чудес не бывает, и редко когда качественно исполненная спица может стоить копейки.

Какие спицы самые прочные?

Говоря о прочности спицы, надо учитывать ее пластичность (а именно — возможность необратимого растяжения спицы) и способность поглощать удары от неровностей дорожного покрытия, а также прыжков, сильного торможения и других факторов, о которых речь шла выше. Мною замечено, что спицы часто лопаются в зоне изгиба у фланца втулки от накопления усталости, так как данная область является концентратором остаточных растягивающих напряжений. Что бы не пели вам в уши производители велосипедных спиц, при уменьшении поперечного сечения спицы значительно снижаются прочность, упругость, а также характеристики пластичности самой спицы.

Колеса, собранные на классических спицах сечения 2.0, способны упруго переносить удары с нагрузкой, вдвое превышающей таковую на колёсах с баттированными спицами. Спицы с постоянным сечением более эффективно сопротивляются «восьмеркам» и другим деформациям обода. Мой опыт показывает, что колеса собранные на спицах с постоянной толщиной 2.0 гораздо реже оказываются на стенде для правки и сборки колес, чем колеса с баттированными спицами. Получается, что для туризма и простого катания покупка баттированных спиц оказывается абсолютно нерациональной, поскольку экономия массы на колесо составляет не более 60-100 г, которые распределены равномерно по всей площади окружности и не оказывают существенного влияния на ускорение велосипеда.

Поэтому для сборки крепкого и надежного колеса можно брать спицы одной толщины. Кончено, можно потратиться не более «толстые» спицы типа Sapim strong или Dt swiss alpine, чья толщина у шляпки 2,3 мм вместо 2,0, но существенного выигрыша в надежности колеса вам это не даст.

Баттированные спицы. Стоит ли покупать?

Спицы с переменным сечением (более тонкие посередине) подойдут для гонщиков или тех людей, которые экономят на велосипеде каждый грамм. Часть моих колес собрана именно на таких спицах. При сильных нагрузках они не ломаются, а вытягиваются. Например, спицы DT Swiss Revolution при сборке очень хорошо вытягиваются до 4-6 мм. Подобная эластичность спиц создает опрежделенный трудности при сборке колес, ибо обычные навыки здесь не годятся. Такие спицы как никакие другие требуют аккуратности при сборке. Собранное колесо, зачастую кажется не дотянутым из-за высокой эластичности спиц. При сборке главное правило — не перетянуть! Вот здесь как раз нам очень нужен инструмент под названием тензометр. Грамотно собранные колеса на спицах с баттингом будут по сути не менее прочными, чем на обычных спицах.

За счет своей меньшей толщины и возможности гасить колебания от неровностей дорожного покрытия, в спицах переменного сечения нагрузка на шляпку и резьбовую часть чуть меньше, чем у спиц с постоянным сечением. Но увы такие спицы легко повредить именно посередине. Никогда не забуду, как мы снимали велосипеды с третьей полки плацкарта: колеса зацепились за педали, и после попытки резко вытащить один из велосипедов тонкие баттированные спицы порвались именно посередке.

Маркировка велосипедных спиц

Многие фирмы маркируют свои велосипедные спицы. В англоязычном интернете я нашел неплохую таблицу «Spoke Head Identification Chart», в которую я добавил русские описания с учетом моего опыта эксплуатации спиц.

(American Classic, США)

Хорошие спицы встречались мне на дорожных американских велосипедах вначале нулевых годов.

«Asahi»
(Asahi Spoke, Япония)

Вполне себе рабочие спицы, качество неплохое, самые дешевые модели лучше избегать.

Данные спицы я часто встречал на велосипедах фирмы Giant. Наблюдал и лопнувшие, но в целом вполне себе неплохой продукт.

(DT Swiss, Швейцария)

Швейцарское качество, проверенное временем. Последние годы производятся в Китае, вследствие чего качество немного упало.

Несколько раз встречал данные спицы на велосипедах Colnago, Sintesi. Судя по всему, добротное качество.

(Hoshi Industries, Япония)

Интересные спицы. Встречались мне на велосипедах середины 90-х годов, сделанных в США.

Сама по себе фирма солидная, производящая дорогие компоненты. Уверен, что качество данных спиц на высоте.

Весьма распространенные спицы в наши дни с неплохим качеством исполнения. Бывают партии с браком.

Одни из немногих спиц, которые изготовлены в Англии. Встречал на древнем велосипеде начала 80-х годов это же фирмы.

Производятся на одном заводе с фирмой Pillar. В целом нормальное качество, ставятся на многие велосипеды. Впрочем, лопнувшие экземпляры мне тоже попадались.

Данные спицы продавались в магазине «Веломир» в Москве вначале нулевых годов. На этих спицах я собрал огромное количество колес. Отличное качество. Сделаны на американском заводе DT SWISS.

Ни разу не встречал их ни на одном велосипеде Schwinn

Производятся в Азии. Встречаются часто на велосипедах различных марок. Качество от хорошего до откровенно неважного.

Производятся в Азии

Интересные спицы, встречались мне пару раз на американских велосипедах Gary Fischer, проблем с ними не было.

Встречались мне пару раз, пробег велосипеда был солидный, проблем с ними не было.

Встречал много раз на разных недорогих велосипедах. Качество неважное, постоянно лопаются.

Данные спицы встречал аж 3 раза. Марки велосипедов не помню, но это были среднебюджетные модели с небольшим пробегом.

Марка принадлежит компании Hayes. Хорошие спицы, на них можно собирать вполне себе достойные колеса. Бывает, что лопаются, но в целом качество хорошее.

Часто встречаются на велосипедах фирм Marin и Rocky Mountain. Вполне себе добротные спицы. Иногда можно найти в открытой продаже. Стоят на колесах Димы Ховрина. Сезон жесткого туризма пережили без проблем.

Используется маркировка фирмы Berg (WWS является наследником Berg и Berg-Union)

Спицы и ниппели

Зачем в велосипедном колесе такое множество тонких стальных спиц, и как они туда попали, — это первый вопрос, возникающий в непредвзятом сознании при взгляде на двухколесный аппарат. Прежде всего вспомним юного денди, который выехал обкатывать свой «свежесрубленный» байк, поставленный на пару тщательно сделанных, изящных деревянных колес, снятых, судя по всему, с кареты. Колеса имели деревянный обод, ступицу и некоторое количество толстых деревянных спиц. Эта конструкция известна уже несколько тысяч лет. В таком колесе весь вес принимают на себя спицы, поочередно работающие на сжатие. В этом смысле карета, телега и старинный велосипед похожи на сороконожку с большим количеством длинных ног. Вместе взятые, они много весят, но работа их неэффективна. Как следует из теории упругости, длинный линейный элемент, работающий на сжатие, должен иметь большие поперечные размеры (соответственно, больший вес), чем элемент, работающий на растяжение. Впервые этот факт был осознан изобретателем Джорджем Кэйли, который в 1820 году понял, что можно сильно сэкономить на весе, если сконструировать колесо, в котором спицы работают не на сжатие, а на растяжение. Само собой, дерево оказалось не лучшим материалом для новой конструкции. Но эта идея привела в дальнейшем к разработке современного велосипедного колеса, в котором проволочные спицы постоянно растянуты, в то время как сжимающая нагрузка воспринимается ободом, который можно сделать весьма тонким, легким, жестким и достаточно устойчивым.

В 1867 году Медисон Каупер собрал первые подобные колеса. Именно колесо с проволочными спицами и надувными шинами сделало велосипед удобным, практичным и достаточно быстрым. Кстати, Кэйли интересовал не велосипед, а самолет, и он много сделал для зарождающейся авиации. Его задачей было сделать шасси аэроплана максимально легким.

Но мир меняется быстро. Фирма Mavic недавно предложила колеса (готовые «вилсеты»), где часть толстых карбоновых спиц работает и не только на растяжение, но и на сжатие.

Спицы в колесе образуют так называемый спицевой набор, который решает несколько задач: центрирует обод, задает его положение относительно фланцев втулки, перераспределяет нагрузку равномерно по ободу, удерживает форму колеса и помогает обеспечивать его прочность и жесткость. Жесткость бывает разная. Радиальная жесткость определяет способность колеса воспринимать вес велосипедиста, удары при преодолении препятствий и неровностей на дороге. «Крутильная» (тангенциальная) жесткость — это возможность передачи крутящего момента при педалировании и торможении. Поперечная жесткость противодействует боковому изгибу обода и его боковому перекосу, если усилия направлены перпендикулярно плоскости колеса, например, во время поворота или бокового сноса. Если поперечная жесткость недостаточна, то на вираже покрышка начинает цепляться за перья.

Вариантов спицевого набора может быть несколько. Они отличаются друг от друга количеством пересечений спиц, идущих к одному фланцу, как говорят, «крестов» (см. рис). Количество спиц в колесе кратно четырем, кроме случая радиального набора, когда оно кратно двум.

Рис . Виды крестовых наборов

Изредка встречаются и экзотические наборы, например, Hibrid Grows foot — смешанный спицевой набор типа «Воронья лапа» («Вороний след»), в котором количество спиц кратно трем. В последнее время все чаще появляются спицевые наборы, которые не только кратны двум, что понятно, но и спицы в них сгруппированы по парам (2,4. ), и каждая группа отделена хорошо видным промежутком. Мода, что тут поделаешь. Каждая спица в наборе подходит к своему отверстию во фланце втулки под определенным углом наклона к радиусу колеса. Чем больше в колесе спиц, тем больше требуется крестов для того, чтобы этот угол был близок к оптимальному, равному 90°, — тогда на спицу действует минимальное усилие (см. рис.). Количество крестов зависит от диаметра фланца втулки и количества спиц. Увеличение фланца позволяет сократить количество крестов. Колесо из 48 спиц имеет обычно 5 крестов, из 40 — 4 креста, из 36 -4 или чаще 3, из 32 — 3,28 или 24 спиц — 2 креста. Но нередко встречаются и отклонения от данного правила.

Рис. Спица на втулке

Чем меньше в наборе крестов, тем короче спицы, меньше их масса, и тем больше поперечная жесткость колеса. Чем больше количество крестов, тем ближе угол наклона спиц к 90°, то есть к касательной к фланцу. В этом случае возрастает «крутильная» жесткость колеса, оно эффективнее при разгоне, велосипед становится более приемистым, а при торможении несколько снижаются энергетические потери на вибрации в колесе. Набор в 1, 2, 3, 4 и т.д. креста называют полутанген-циальным.

Наборы колеса

Радиальный набор, 0 крестов — спицы идут по радиусу колеса «солнышком» и имеют минимальную длину. Колесо получается чуть более легким, с несколько меньшим аэродинамическим сопротивлением, с большей поперечной, но низкой «крутильной» жесткостью. Нагрузка по ободу распределяется менее равномерно, чем при крестовом наборе, спицы работают больше на изгиб, чем на растяжение. Поэтому радиальный набор применяется только для передних колес. Кстати, на такие колеса возможна установка только ободных тормозов. Для дисковых и роллерных, расположенных на втулке, радиальный набор не подходит. Нагрузка на спицы радиального набора при экстренном торможении значительно возрастает (по некоторым оценкам, в 4-6 раз, особенно если делать стойку на переднем колесе), и их может вырвать из обода. Кроме того, у радиального набора есть две особенности. Во-первых, возможность самопроизвольного выкручивания ниппелей спиц, во-вторых, повышенная вероятность разрушения фланца втулки в месте крепления спицы.

Рис . Из рисунка понятно, что колесу с радиальной спицовкой (солнышком) дисковые и роллерные тормоза противопоказаны.

Полурадиальный набор применяется для заднего колеса. С одной стороны фланца имеется радиальный набор, а с другой — полутангенциальный. Идея такого набора состоит в выравнивании натяжения и высоты «зонтов» спиц с обеих сторон. Благодаря этому колесо получается максимально жестким и долговечным. Иногда такой спицевой набор используется вместе с несимметричным ободом со смещенными на 2-3 мм влево рядами отверстий.

Предварительное натяжеиие спиц

Существует правило, согласно которому стандартные усилия, возникающие в спицах при быстром старте, интенсивном торможении, качении по неровному грунту (радиальные нагрузки) и повороте или скольжении (боковые нагрузки) не должны превышать предварительного натяжения спиц, создаваемого при сборке колеса. В противном случае часть спиц в момент максимальной нагрузки начинает работать на сжатие. А сжатие сразу приводит к изгибу. Повторяющиеся циклы натяжения и ослабления приводят к накоплению усталости в местах изгиба спиц (у головки) и в дальнейшем к разрыву спицы. Имеют место два подхода к натяжению спиц. Первый, традиционный, рекомендует сборку колеса в 2, 3 или 4 креста и натяжение спицы 40-80 кг/с. Другой подход реализован в колесах фирмы SHIMANO, у которых натяжение спиц в среднем составляет 120 кг/с. Вместе с новыми конструктивными решениями это позволило уменьшить количество спиц до 16 штук на колесо.

  1. Перевернутые спицы. Спицы устанавливаются как бы «вверх ногами», ниппели зажимаются во втулку со ступенчатыми фланцами, а головки устанавливаются внутри обода, на боковой стенке с помощью прецизионных шайб. Вес обода значительно уменьшается, так как убирается металл с основания (внутренней окружности) обода, где раньше были ниппели, давление от головки спицы равномерно распределяется на большую площадь, а более тяжелые ниппели теперь находятся около оси вращения колеса. Таким образом, вредный момент инерции колеса стал чуть меньше.
  2. Парно-перекрестное расположение спиц. Спицы с правого и левого фланцев расположены в одной плоскости и подходят к противоположным боковинам обода по касательной. В результате симметричная силовая схема позволяет увеличить натяжение спиц и более равномерно распределить нагрузку по ободу. Перекрестное положение спицувеличиваетэффективное рабочее расстояние между фланцами втулки примерно на ширину обода, а поперечная жесткость колеса возрастает.
  3. Полурадиальный набор. В один крест с левой стороны и «солнышком» с правой, около кассеты. Таким образом выравниваются «зонты», и увеличивается база (основание треугольника) между ниппелями спиц с 44 мм до 52 мм. Совместно примененные пункты № 2 и № 3 позволяют увеличить поперечную жесткость колеса на 20%.
  4. Плоские спицы. Обод с плавными обводами и 16 плоскими обтекаемыми спицами имеет меньшее сопротивление, чем колесо со стандартным спице-вым набором. При этом его радиальная (вертикальная) жесткость меньше, чем у стандартных ободов с обычным спицевым набором, что позволяет колесу несколько амортизировать удары, и продлевает его жизнь.

Спицы прямые и спицы, работающие на сжатие

После того, как велосипедная индустрия впервые представила колеса, собранные на прямых спицах без J-образного закругления у втулки, у новой технологии тут же нашлись и ярые противники, и верные поклонники. Первые мотивировали свое нежелание связываться с новинкой тем, что классические J-образные спицы можно найти где угодно, а что делать, если вдруг выбьет новомодную прямую спицу? Сторонники прямых спиц говорили, что возить с собой в рюкзаке пару запасных спиц — совершенно не затратное дело, а жесткость колеса на прямых спицах выше и стабильнее по времени, чем обычного.

Правда, как это часто бывает, где-то посередине. Действительно, прямые спицы позволяют изначально задавать очень высокий уровень натяжения, и на практике известно, что колеса с прямыми спицами «держат строй» дольше, чем с J-образными. С другой стороны, все это настолько тонкие моменты, что обращать на них внимание нужно далеко не в первую очередь. А кроме того, следует отметить, что та или иная компоновка спицевого набора в большей степени зависит от политики производителя, чем от здравого смысла и технических характеристик.

За примером далеко ходить не надо — фирма Mavic, признанный лидер в производстве высококлассных колес и ободов, упорно оснащает свои «вилсеты» только прямыми спицами. И более того, год назад объявила о производстве сверхдорогих шоссейных колес с трубчатыми карбоновыми спицами, работающими на сжатие! Французский производитель заявил, что данная разработка увеличивает жесткость колеса и, кроме того, полностью снимает вопрос равномерности натяжения спиц при воздействии боковой нагрузки. Все бы хорошо, да вот только непонятно, как тогда понимать классически установленные тангенциальные спицы на правой стороне заднего колеса, необходимые для передачи усилия от втулки к ободу? Да и аэродинамическое сопротивление толстенных карбоновых трубок вполне может свести на нет все преимущества в жесткости колеса. А цифры с графиками, предоставленные производителем, вовсе не означают реальных преимуществ в эксплуатации.

Поэтому еще раз стоит повториться: расположение спиц и тип спицовки колеса — это большей частью средство привлечения внимания к продукции. С такой же позиции можно рассматривать и «революционную» схему размещения спицевых ниппелей в колесах Cane Creek, где ниппели сгруппированы не у обода, а у втулки. Элементарные расчеты показывают, что момент инерции колеса в сборе при такой компоновке по сравнению со стандартной схемой снижается на еле заметную величину, которой вполне можно пренебречь. А приведенная на сайте производителя математика — лишь маркетинговый инструмент для привлечения внимания, не более. Или взять составные спицы в колесах Cranck Brothers Cobalt — здесь вопрос взаимозаменяемости стоит не только остро, а чудовищно остро. А основная прелесть колес — в их фантастическом внешнем виде и не менее фантастической цене.

Рис. Виды спиц

Велоконструкторы постоянно оглядывались на гоночные автомобили и мотоциклы, которые давным-давно прошли стадию спицевания и гоняют сейчас, сломя голову, на литых или штампованных колесах. В таких колесах плоских обтекаемых спиц (лопастей) совсем немного, в среднем от 4 до 8. Соответственно, аэродинамика таких колес действительно хороша, поэтому аналогичные конструкции сделали и для велосипедов, заменив сталь на карбон (углепластик). В велосипедных колесах лопастей бывает от 3 до 6, обода обычно композитные, карбон с алюминием. Бюджетные конструкции могут быть неразборными, а более прогрессивные и дорогие позволяют менять лопасти, обода и ступицу колеса. К их достоинствам можно отнести хорошую аэродинамику, высокую «крутильную» и поперечную жесткость. Радиальная, или вертикальная жесткость обычно излишне велика, что не есть хорошо для горных велосипедов.

Недостатки: конструкторы потеряли из виду, что велосипедное колесо большое, слабо нагруженное и лучше всего подходит для спицевого набора. Когда колесо становится меньше, а нагрузка резко возрастает, спицы теряют свои преимущества. Отказ от спиц наблюдается практически повсеместно — у автомобилей, скутеров, мотоциклов. У современных спортивных автомобилей литые или штампованные колеса не уступают по весу колесам со спицами, и при этом существенно проще в обслуживании и меньше стоят. А для велосипедных колес это не самое лучшее решение. Большой вес и заоблачная цена помешали сколь-нибудь широкому распространению велосипедных углепластиковых колес типа SPINERGY. Похоже, что это тупиковый вариант.

Дисковый набор

Литые или штампованные автомобильные колеса со спицами и колеса типа SPINERGY у велосипедов на самом деле являются переходной формой от спицевого набора к дисковому колесу. Возможны два основных конструктивных варианта дисковых велосипедных колес.

Первый вариант: на обычное колесо со спицами устанавливаются круглые обтекаемые диски. При этом заметно возрастают вес и момент инерции.

Второй вариант: колесо без спиц формуется из двух половин. Применяются материалы на основе высокопрочных полимеров и углепластиков. Вес и момент инерции возрастают, но не так сильно, как в первом варианте.

Действительно, такие колеса имеют существенные преимущества по аэродинамическому сопротивлению и характеристикам «крутильной» и радиальной жесткости, которые меняются нелинейно. Чем больше скорость, тем более жестким становится колесо, что очень хорошо для гонок. Но есть момент, который для простых велосипедистов сводит преимущества от дисковых колес на нет. Кроме цены, веса и момента инерции колесо с диском, если посмотреть сбоку, имеет довольно большую площадь, порядка 0,4 м 2 . А два колеса — это почти уже один квадратный метр! Сильный боковой порыв ветра, например, в момент выезда из леса в поле или из узкой улицы на широкую площадь, может запросто «переставить» тяжелый мотоцикл или легковой автомобиль на 2-4 метра в сторону. Или даже перевернуть грузовую фуру. Ну а легкий велосипед с такими «парусами» просто унесет в кусты. Поэтому колеса с дисковым набором находят довольно ограниченное применение для трековых, шоссейных и рекордных гонок, и чаще всего их ставят назад.

Спицы и ниппели

  • Они достаточно устойчивы к коррозии и имеют долгий срок службы;
  • Они не «прикипают» намертво к алюминию, стали или титану. Две детали в комбинации алюминий-алюминий, алюминий-титан или алюминий-сталь, состыкованные на резьбе или на трении, могут образовать неразъемное химическое соединение. Никакой керосин и прогрев, как в случае соединения сталь-сталь, не поможет. Поэтому таких соединений стоит избегать, не ставить алюминиевые ниппели с титановыми спицами, а имеющиеся следует регулярно разбирать и смазывать;
  • Как учит нас теория упругости, если длинная, тонкая спица, работающая на растяжение, сделана из высокопрочной стали, то узел крепления, ниппель, должен быть из более пластичного, вязкого материала с меньшей прочностью на растяжение. Тогда вся конструкция — колесо со спицами — будет служить долго и верно.

Размеры и калибры спиц

Раньше существовало несколько систем измерения диаметра спиц (калибра проволоки, wire gauges): американская, английская и французская. Сейчас применяется международная система ISO, где все размеры даны в миллиметрах. При этом на спицевых ключах традиционно обозначается не диаметр спицы или размер ниппеля «под ключ», а калибр проволоки, из которой изготовлены спицы — 13G-19G (см. таблицу).

Международная система калибровки спиц

Лучшие спицы делают из нержавеющей стали (stainless steel). Она прочна и не коррозирует. Иногда колеса собирают на хромированных или оцинкованных спицах из углеродистой стали. Они менее прочны и подвержены коррозии. Эксклюзивные спицы делают и из титана, но их можно ставить только с бронзовыми ниппелями. Это не дает большого преимущества в весе перед стальными спицами с алюминиевыми ниппелями. Все чаще появляются и спицы из карбона.

Резьбу для ниппеля можно нарезать, что несколько ослабляет спицу или накатать, что делает ее более прочной.

Спицы могут быть как постоянного круглого сечения по всей длине, так и переменного сечения. Например, Double-butted: диаметр спицы в центре меньше, чем на концах, в местах закрепления в ободе и фланце. Спица испытывает неравномерную нагрузку. В местах крепления к ободу и к фланцу, в местах концентрации напряжений, нагрузка всегда больше, чем в центре, поэтому диаметр в центре спицы можно уменьшить без потери прочности, и сэкономить на весе. Такой более тонкий участок (тонкая секция) придает спице большую эластичность, что позволяет ей упруго растягиваться на большую величину по сравнению со спицей постоянного круглого сечения. В момент резкой ударной нагрузки наиболее нагруженные спицы могут достаточно удлиниться, чтобы перераспределить нагрузку на соседние

Аэродинамические спицы имеют сечение double-butted, и выпускаются в двух вариантах, с эллиптической или плоской центральной частью.

Основной методом изготовления спиц является волочение (протягивание) проволоки через фильеры. Поэтому говорят, что спицы «тянутые». Проволока разрубается на заготовки, после чего накатывается или нарезается резьба, формуется головка и производится термообработка. Некоторые фирмы, например DT Swiss, делают высококачественные спицы, используя технологию холодной ковки.

Спицы для велосипеда: виды и правильный выбор

Спицы являются одним из основных элементов велосипеда независимо от его типа и конструкции. Их задача обеспечить легкость колеса, не жертвуя его прочностными характеристиками. Также они служат отличным амортизатором. Конструктивно представляют собой стержень, который соединяет центральную часть колеса (втулку) и его обод.

Спицы для велосипеда

К сведению. Если Вы не являетесь профессиональным велосипедистом, то лучше остановить свой выбор на обычных металлических спицах. Их можно приобрести как в любом веломагазине или мастерской.

Тем не менее, подбор велосипедных спиц является ответственным процессом, которому стоит уделить особое внимание: нужно учесть их тип, способ фиксации и другие факторы, соответствующие Вашей модели велосипеда.

Виды велосипедных спиц: какие существуют

Спицы делят по характеристикам:

  • Размер – учитывается диаметр колеса и тип расположения спиц (спицовки).
  • Используемые материалы – сплавы, которые служат как для изготовления самих спиц, так и для создания защитного антикоррозийного слоя (напыления).
  • По вариантам крепления – существует устоявшийся стандарт, в некоторых случаях способы фиксации могут отличаться от классического.

По форме сечения бывают:

  • Одинарное и двойные с утолщением. Представляют круглую в сечении проволоку, с обеих сторон утолщенную для двойного варианта. В случае одинарной спицы — проволока утолщена на стороне с набитым наконечником (головкой).
  • Тройное сечение используется в композитных моделях, которые характеризуются меняющимся диаметром сечения в одной из сторон двумя шагами: утолщение смещается к центру колеса.
  • С минимальным сопротивлением воздушным потокам: сечение в форме эллипса или плоское, в некоторых случаях могут иметь каплевидную форму. Такие спицы предназначены для велосипедов, участвующих в гонках.

К сведению. Толщина спиц может варьироваться в диапазоне 1,5-2 мм. Такие размеры делают их оптимальными для любого велосипеда, что обеспечивает общую легкость конструкции и комфорт во время езды.

По длине спицы не классифицируются, так как изготавливаются в огромном ассортименте.

Основные Материалы, применяемые для изготовления спиц

  • Сталь – характеризуется прочностью, надежностью и дешевизной. Такие спицы являются самыми популярными и распространенными среди владельцев велосипедов.
  • Титан – в сравнении со сталью обладает лучшими прочностными характеристиками, но при этом имеет высокую стоимость. Активно применяются в триале и даунхиле. Идеальное решение для компенсирования больших ударных нагрузок возникающих в процессе езды.
  • Углепластик – отличается легкостью и высокой прочностью, а также стоимостью. Спицы из углепластика на порядок дороже титановых. Широко используются в гоночных велосипедах благодаря своим аэродинамическим свойствам и небольшой массе.

Какие спицы для велосипеда лучше?

Выбор зависит от модели велосипеда, предпочтений владельца и условий эксплуатации. К примеру, для поклонников активного отдыха на природе подойдут титановые спицы – они способны выдержать огромные нагрузки. Ценителям городских прогулок на велосипеде будет достаточно стальных спиц – езда по асфальту и отсутствие больших нагрузок делает их оптимальным вариантом в соотношении цена/качество/функционал. Велогонщикам, для которых важен каждый грамм велосипеда и его скорость, рекомендуем обратить внимание на спицы из углепластика.

Как выбрать спицы для велосипеда: рекомендации
  • Правильно просчитать длину помогут готовые калькуляторы, которые легко можно найти в интернете.
  • Выбор материала основывается на вашем стиле езды и личных предпочтениях. Кроме этого, не нужно подражать спортсменам мирового уровня. Начинающему велолюбителю будет сложно почувствовать разницу между стальными спицами, из углепластика или титана.
  • Геометрия сечения. Для прогулочного стиля езды будет достаточно классического круглого варианта. В случае с большими нагрузками, лучше обратить внимание на утолщенные спицы.
  • Число спиц. Как правило, определяется конструкцией колеса и типом Вашего байка. Стандартом считается 28-32 штуки для горных моделей. Для скоростных шоссейных велосипедов может быть использовано 24 спицы. На тандемах делают до 48 спиц. Опускаться в крайности в количестве спиц не стоит. Ездить с минимальным количеством опасно, увеличение добавляет лишний вес велосипеду. Дополнительно отметим, что заднее колесо может иметь больше спиц – оно принимает большую нагрузку.

К сведению. Самостоятельно выполнять установку спиц можно только при наличии навыков и необходимого инструмента. В остальных случаях рекомендуем обратиться к мастеру, который правильно подберет размер, надежно их установит и предоставит гарантию на выполненную работу.

Как выбрать литые диски?

Итак, Вы хотите поменять диски на своём автомобиле и купить новые или с пробегом вместо стоковых. Но как правильно выбрать литые диски на машину, если Вы ни разу этого не делали? Как Вы убедитесь, что они точно подходят к Вашему автомобилю? Поверьте, процесс подбора дисков может быть гораздо сложнее, чем просто знание радиуса Ваших колёс.

И самый первый совет мог бы быть таким: это правда, что многие авторитетные продавцы в шинных магазинах будут знать всю эту информацию конкретно для Вашего автомобиля и сыграют первоочередную роль в правильном выборе литых дисков. Но здесь есть одно логическое умозаключение: как Вы узнаете, что продавец, действительно, знающий и компетентный в вопросах подбора дисков, если Вы сами не компетентны в этом вопросе — как Вы проверите это? Но поверьте, выбрать хорошего продавца легче, чем научиться выбирать хорошие подходящие диски. Это всегда лучше, чем иметь возможность обсуждать такие вещи, как вылет диска, угол шляпок колёсных болтов и так далее. Но есть ещё одна проблема: продавец — лицо заинтересованно, и его интерес, как правило, заключается в продаже наиболее дорогих дисков и наименее пользующихся спросом. Хорошо, если ориентированность на покупателя и идеальная удовлетворённость его потребностей стоят для продавца выше его интересов, но такая ситуация наблюдается далеко не всегда. Выбрать правильного продавца дисков Вам помогут, конечно же, отзывы и мнения друзей и знакомых. А мы идём далее в вопросе выбора литых дисков и поговорим о технических характеристиках оных.

Литые или штампованные диски?

В первую очередь удостоверьтесь, точно ли Вы хотите литые диски, а не штампованные стальные. Различия между алюминиевым сплавом и стальными колёсами огромны, и это, в конечном счете, зависит от того, что Вы как водитель хотите от Ваших колёс. И минусов у литых дисков перед стальными вполне хватает. Мы не будем их полноценно сравнивать в этой статье, но перечислим основные минусы литых дисков:

  • Литые диски дороже при покупке (примерно в 2-3 раза).
  • Литые диски дороже в ремонте и при балансировке, что актуально при качестве наших дорог.
  • Литые диски намного жёстче стальных, что определяет, что именно может повредиться при сильном попадании в яму, выбоину или при проезде по высоко выступающим рельсам: если стальной диск зачастую основной удар берёт на себя, то литой диск довольно легко режет резину, при этом, сам он также мнётся, только меньше, чем помялся бы стальной диск. Однако, результат один: в обоих случаях придётся выпрямлять диск, и теперь посмотрите пункт выше.
Что такое центральное (ступичное) отверстие диска?

Это конструктивно пустое отверстие является одним из наиболее важных моментов на диске. Именно это отверстие надевается на конец оси, когда колесо крепится на автомобиль, и этим отверстием диск должен плотно прилегать к ступице оси — т.е. диаметр ступичной оси должен быть равен диаметру этого отверстия. При покупке литых дисков необходимо убедиться, что центральное отверстие такое же или хотя бы больше, чем ось. Большинство литых дисков рассчитаны либо на конкретную модель автомобиля, либо на ряд таких моделей, и для каждой их них они будут иметь центральное отверстие несколько больше, нежели ступица, но в комплект дисков будут входить специальные пластиковые прокладки в виде колец, которые перед установкой диска нужно будет просто одеть на ступицу, а при выборе литых дисков Вам остаётся только проверить, все ли 4 (5) колец входят в комплект.

Как выбрать болты/гайки для литых дисков?

Не менее фундаментальный вопрос выбора новых литых дисков — это болты или гайки (в зависимости от того, какая конструкция на Вашем авто). Узнать, что болты или гайки не подходят, Вы сможете по разным проблемам, и вот основные из них:

  • Гайки просто не помещаются в отверстие в декоративное отверстие на диске и не достают, таким образом, до шпилек.
  • Шляпки болтов не помещаются в такие отверстия.
  • Основание шляпки (плоскость гайки/болта, которая прижимается к диску, прижимая его) имеет иной угол наклона, нежели диск. В этом случае плоскости гайки/болта и диска не параллельны, в результате чего при закручивании портится диск.
  • Болты слишком короткие для литых дисков (так как стенки литых дисков толще, чем стальных).

Следует иметь в виду, что все эти проблемы приведут к порче диска и, возможно, к созданию аварийной ситуации на дороге. Но вообще очень часто колёсные диски идут в комплекте с болтами или гайками для их крепления.

Спицы (лучи) дисков

Выбор количества и дизайна литых дисков, конечно же, остаётся за покупателем. Мы лишь отметим общее правило: чем больше спиц, тем безопаснее будет такой диск.

Какие диски лучше литые или кованые ? Что лучше и легче ?

Хотите «одеть» машину в диски премиум-класса с удачным дизайном? У вас есть несколько вариантов. Однако, если вам нужна современная технология, вы можете приобрести кованые диски. Они не только красивы, но и имеют значительные преимущества перед литыми дисками.

Ковка — это производственный процесс, включающий формирование металла или сплава с использованием локальных сил сжатия. Кованые, однако, все еще не имеют монополии, часто на дороге также можно увидеть литые диски. В чем разница между коваными и литыми дисками, и какие из них лучше?

Какие диски лучше литые или кованые ? Что лучше и легче ?

Материал

Эти два типа дисков сделаны из одного металла. Поэтому, исходя из этого пункта, однозначно ответить на вопрос, что лучше кованый диск или литой, не получится. Сплавы возможны из алюминия, но иногда могут быть «разбавлены» путем добавления магния. Основным материалом для изготовления кованых дисков является алюминиевый сплав 6061, который используется в основном в легких конструкциях для аэрокосмической промышленности. Поскольку базовый материал содержит менее 1% кремния, диски более блестящие, чем литые. Еще более высокий глянец достигается благодаря керамической полировке.

Разница между кованными и литыми дисками более заметна на этапе изготовления. Согласно их производству, эти два типа дисков производятся двумя различными способами. Основная часть производства кованых дисков выполнена таким же традиционным способом, как и литой аналог. Такой подход к организации производства, конечно, снижает стоимость для потребителя, но влияет на качество. Эксперты доказали, что даже непревзойденная сила только одного обода не может гарантировать достаточную жесткость всего диска. Если нагрузка на кованый диск не превышает предела прочности прокрученной части обода, диск работает нормально. Как только предел прочности на растяжение превышен, появляются трещины, проблема, столь знакомая владельцам литых дисков.

Кроме того, области с повышенным внутренним напряжением образуются в областях, где прокатываемая часть диска соединяется с незащищенным металлом. По крайней мере, это не приносит прочности конечному продукту и не влияет на общий вес диска. Следует помнить, что качественные кованые диски намного легче и намного прочнее литых.
Большинство отечественных производителей производят автомобильные колеса в полном соответствии со всеми фазами технологии. Этот ответственный подход позволяет вам достичь идеального результата и получить продукцию высокого качества с привлекательной производительностью. Малый вес колес, улучшенная динамика автомобиля, повышенная долговечность и непревзойденная безопасность — это не все преимущества кованых колес. Чтобы в полной мере понять, как изготавливаются кованые диски в нашей стране, необходимо тщательно изучить основные технологические этапы.

Плюсы и минусы кованых дисков

Кованые диски берут свое начало в гонках и автоспорте. Причины — высокая стабильность, очень малый вес и, как следствие, идеальная пригодность для спортивного гонщика. Это дает кованому колесу преимущество перед литыми дисками, и, несмотря на более высокую стоимость, многие владельцы автомобилей будут рады покупке, поскольку кованое колесо дает значительное улучшение в области характеристик вождения.

Плюсы и минусы кованых дисков

Чем кованые диски лучше литых?

Преимущества кованых колес включают в себя их малый вес, однако по сравнению с другими типами они отличаются большей надежностью и прочностью. Нельзя просто сломать кованое колесо чем-нибудь! Как и у всех алюминиевых колес, на них приятно смотреть, но за все эти преимущества нужно заплатить немного больше. Более высокая цена обусловлена сложным производственным процессом, используемые материалы мало чем отличаются от алюминиевых братьев и сестер.

Плюсы:

  • Диски премиум-дизайна;
  • Чрезвычайно сложный производственный процесс;
  • Первые кованые диски для автомобилей TESLA с одобрением ECE;
  • Основным материалом является алюминий высочайшего качества 6061 T6 (используется в аэрокосмической промышленности);
  • Уменьшение веса примерно на 30% за счет более высокой плотности материала;
  • Более тонкие «спицы»;
  • Более высокий глянец благодаря содержанию силикона всего 0,8%;
  • Высочайшее качество керамической полировки и использование двойного прозрачного покрытия.

Минусы:

  • Высокая цена.

Плюсы и минусы литых дисков

Качественные алюминиевые колеса имеют идеальное распределение массы и меньший вес материала при высокой прочности. Поэтому вам не нужно так сильно волноваться, что вы сразу же деформируете свои колеса, когда попадете в выбоину или яму на дороге. Конечно, на низкопрофильных шинах вы бы предпочли избегать дефектов дороги, но в целом литые диски прослужат долго. Алюминиевые колеса, как правило, более прочные и более устойчивы к механическим повреждениям, изгибу и ржавчине, хотя гальваническая коррозия может возникнуть, если о них не заботиться должным образом.

Плюсы и минусы литых дисков

Хорошее распределение веса и массы улучшит динамику ускорения и повысит эффективность торможения. В автоспорте используются колеса с примесью магния или углерода, где разница в весе еще более заметна.

Благодаря более прочной конструкции легкосплавных колес по сравнению с дисками из листового металла можно изготавливать диски с большими отверстиями между отдельными спицами аэродинамической формы, что обеспечивает более легкий поток воздуха к тормозам и от них. Таким образом, тормоза лучше охлаждаются во время движения, тепло рассеивается более эффективно, эффективность торможения улучшается, и нет риска перегрева во время более требовательного торможения или отказа тормоза из-за большого перегрева.

Недостатки литых дисков

Большие отверстия охлаждают тормоза летом, но зимой у вас будут проблемы с очисткой колес от грязи, такой как соль и т. д.

Сам материал и производство алюминиевых колес стоят дороже стальных дисков, поэтому их цена несколько выше по сравнению с «жестяными». Если вы зимой ездите на алюминиевых дисках, существует риск того, что соль в сочетании с замерзшей водой и гравием поцарапает, протравит и повредит их.

Мы также не должны забывать тот факт, что высококачественные и дизайнерские алюминиевые диски привлекают воров (однако, этот пункт, также относится и к кованым дискам). Здесь, однако, решение довольно простое в форме предохранительных винтов (со специальной, оригинальной формой крепления), где достаточно одного винта на колесо для защиты от кражи. Вы можете закрепить все колеса с помощью набора из 4 предохранительных винтов.

Какие диски легче кованые или литые

Вес – это самое главное отличие кованых дисков от литых. Кованые диски имеют большие преимущества перед легкосплавными, в первую очередь, их меньший вес. Например, 13-дюймовый литой диск весит до 8 кг, а кованый весит около 6 килограммов. Соединительный диск весит еще меньше — 5 кг. Уменьшение веса играет большую роль в легкости вождения автомобиля и его ускорения.

Как определить кованый диск или литой

После прочтения статьи у вас, наверняка, появился вопрос: как отличить литой диск от кованного? Чтобы их отличить обратите внимание на:

  • Вес.
  • Как правило, кованые диски весят меньше литых.
  • Надписи на диске.
  • На кованых дисках есть специальные обозначения, обычно надписи на кованых дисках вдавлены, а на литых они выпуклые.

Многие автовладельцы добавили бы в этот список цену, однако, она не всегда является отличительным фактором. Связано это с тем, что некоторые компании продают свои продукты по завышенным ценам.

Алюминиевые диски изначально были предназначены для гонок. Они обеспечивают много преимуществ, например, каждая часть обода может быть оптимально согласована с нагрузками. Это означает, что весь обод не должен быть толстостенным, и вы сэкономите много веса. Любители тюнинга также с энтузиазмом относятся к возможности комбинирования различных материалов. Еще одним преимуществом литых дисков является их вариативность. Ширина и смещение могут быть изменены с помощью различных фланцев обода. Многокомпонентная конструкция также является преимуществом, если литые диски повреждены. В этом случае достаточно заменить только поврежденную часть, а не покупать совершенно новый обод.

Как уже упоминалось, кованые колеса имеют ряд преимуществ перед литыми. С одной стороны, они более стабильны. Это связано с использованием особенно высококачественных материалов и высокой степенью сжатия в процессе ковки, их качество поверхности намного выше, чем у литого обода. Помимо устойчивости, наиболее решающим преимуществом кованых колес является их небольшой вес. Сильное сжатие делает кованое колесо на 40% легче, чем литое колесо. Кованые диски — идеальный компаньон для спортивных водителей. Кроме того, они впечатляют своим малым весом и лучшими тормозными свойствами.

Полированная поверхность кованого обода особенно яркая и блестящая. Этот глянец сохраняется в течение особенно долгого времени при окрашивании акриловым лаковым уплотнением, поэтому отпадает необходимость в длительной полировке. Уплотнение также защищает от царапин и воздействия окружающей среды. Если вы знаете все эти преимущества кованых колес, то также понятно, почему они имеют более высокую цену, чем литые. Благодаря высокой прочности и, как следствие, малому весу, эти легкосплавные диски, безусловно, лучшие.

Какой диск лучше литой или кованый? На этот вопрос каждый автовладелец должен ответить сам, так как оба варианта дисков хороши, однако, мы бы рекомендовали приобрести кованые диски. Мы считаем их лучшими, за счет их низкого веса и прочности.

Источники:

https://bikelifeforms.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/%D0%B2%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D1%80-%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%86
https://asv0825.ru/velosiped/8.html
https://velomajor.ru/poleznye-stati/vybor-zapchastey-dlya-velosipeda/spitsy-dlya-velosipeda-vidy-i-pravilnyy-vybor/
https://howcarworks.ru/%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%B2%D1%8B%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%BB%D0%B8%D1%82%D1%8B%D0%B5-%D0%B4%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B8
https://cars-rating.ru/avtotovary/kakie-diski-luchshe-litye-ili-kovanye-chto-luchshe-i-legche