Что нужно в велопоходе

Содержание скрыть

Велотуризм и все,что нужно о нем знать.

Путешествия на велосипедах с каждым годом набирают обороты. Люди всё чаще пересаживаются с машин на удобные и лёгкие байки, тем более что современные велосипеды постоянно усовершенствуются и модернизируются под потребности конкретного велопохода.

Велотуризм завоевал сердца многих путешественников, готовых познавать мир. И всё благодаря явным преимуществам: пеший туризм не даёт возможности проходить большие расстояния на высокой скорости, а автомобиль заметно отстаёт в проходимости, да и в материальном плане путешествия на машине требуют больших расходов, нежели на велосипеде.

Виды велосипедного туризма

По своим конструктивным особенностям велотуризм подразделяется на несколько видов. Они различаются. К примеру, цивилизованный велотуризм являет собой хорошо всем известные, самые обычные прогулки на велосипеде по местности, которая оптимально подходит для такого времяпровождения. Здесь, как таковых, не встретить преград или приключений, зато в изобилии красивые и живописные виды местности. В общем же это настоящий рай для новичков.

Спортивный велотуризм

Спортивный велотуризм – это такой вид спорта, который, к сожалению, сегодня в упадке. Зато он заставляет своих поклонников ставить новые и новые рекорды. Требуется за определенный период времени преодолеть некоторое, заранее предусмотренное, расстояние. К примеру, добраться на велосипеде от Москвы и до Владивостока, скажем, за пару месяцев.

Гонщицкий велотуризм

Гонщицкий велотуризм подразумевает ситуацию, когда путешественники не обращают никакого внимания на достопримечательности, они только едут. И чем быстрее, тем лучше, на поэзию нет времени. Тут главное состоит в преодолении заданного расстояния. Они буквально «проглатывают» заданное пространство. Но это по-своему интересно и азартно.

Экспедиционный велотуризм

Экспедиционный велотуризм предпочитают те люди, которым в удовольствие преодоление препятствий. Например, с рюкзаком для велотуризма в поход через горы или ледовые поля, а еще через замерзшие водоемы – реки и озера. С каждым разом они будут прокладывать себе еще более сложный маршрут.

Байкерский велотуризм

Байкерский туризм — это по сути дела, проверка мощности вашего велосипеда. Чем быстрее будет происходить движение по трассе, тем лучше. Между прочим, байкеры со стритрейсерами то и дело красуются и соревнуются друг перед другом в технике. Зимний велотуризм, полностью, соответствует обозначенному в нем времени года. Получается, что это прогулки как раз в плохую или, как минимум, очень холодную погоду. Как говорится, все на любителя.

ВИДЫ ВЕЛОСИПЕДОВ ДЛЯ ВЕЛОТУРИЗМА

Кросс-кантри

Это самый легкий представитель горных велосипедов, весовой диапазон — от 9 до 13 кг. Предназначен он для гонок по пересеченной местности. Мы поставили его на первое место далеко не случайно: именно он считается универсалом.

Самые скоростные велосипеды, предназначенные для перемещения по дорогам с твердым гладким покрытием. Максимальная скорость достигается за счет минимального веса и минимальной ширины колес, а также за счет горизонтальной посадки, позволяющей снизить лобовое сопротивление и сгруппироваться для силового педалирования.

Группа, сочетающая в себе достоинства и, соотвественно, недостатки шоссейных и горных велосипедов.

Самые разнообразные по форме и содержанию, эти велосипеды пригодны для повседневных поездок и прогулок. Для этой группы характерна комфортная вертикальная посадка, широкое удобное седло. Они не предназначены для скоростной езды и преодоления препятствий.

НЕОБХОДИМАЯ ОДЕЖДА ДЛЯ ВЕЛОТУРИЗМА

Оптимальная одежда для велопохода — это та, в которой наиболее комфортно ездить в заданном темпе при заданной температуре воздуха.

В однодневном велопоходе можно использовать практически любую спортивную одежду, хотя наиболее удобна и практична в подобных ситуациях специализированная одежда для велоспорта, которая продается в спортивных магазинах. К тому же очень желательно, чтобы одежда была ярких расцветок (особенно куртка и футболка), чтобы велосипедист был хорошо заметен издалека и не сливался с окружающим пространством, иначе его будет трудно заметить на дороге (особенно в сумерках или в условиях плохой видимости).

Что же касается специализированной велоодежды, то в первую очередь к ней относятся так называемые «велотрусы» — специальные велосипедные шорты до колен, экипированные специальной кожаной или матерчатой прокладкой, защищающей велосипедиста от натертостей о седло. Цены на «велотрусы» колеблются от 10 долларов до 50 и более.

Также популярностью среди велотуристов пользуются специальные велофутболки, яркие, удобные и хорошо вентилируемые.

К тому же, отправляясь в велопоход, необходимо учитывать возможные дожди, а потому желательно захватить с собой дождезащитную куртку или накидку.

Еще одна необходимая в велопоходе деталь — перчатки, которые можно купить в спортивном магазине или же использовать старые кожаные. Без них ладони очень быстро натираются, к тому же перчатки помогают сохранить ладони при падениях.

Отправляясь в поход, желательно захватить с собой темные очки, которые буду защищать ваши глаза от яркого солнца, пыли и насекомых, а также головной убор с козырьком (зимой — утепляющий) или специальный велосипедный шлем, который защитит вас также и при возможных падениях.

Очень важно правильно выбрать обувь — она должна быть удобной во всех отношениях, чтобы ступня чувствовала себя комфортно, была хорошо зафиксирована и не слетала с педалей.

Также необходимо с собой взять:

как уже было сказано, теплую одежду и накидку на случай дождя;

документы (не помешает страховой полис) и некоторую денежную сумму;

ремкомплект для велосипеда;

медицинскую аптечку.

Еда и посуда

О еде забывать не стоит — ведь если вы отправляетесь на целый день, то вам наверняка захочется есть. Сами условия похода диктуют необходимость брать в малом объеме, но калорийное — глюкоза, витамины и т.д. Как правило, популярностью пользуются «быстрые углеводы» — сухофрукты (курага, изюм), орехи, конфеты (например, карамель с фруктовой начинкой). Но эти углеводы хороши только для быстрого утоления голода, а на обед лучше всего захватить что-то посущественней либо зайти по дороге в какое-либо специализированное заведение — кафе, ресторан и т.п.
И не забудьте воду — во время длительной езды ваш организм выводит много влаги, и ее требуется постоянно пополнять.

Поскольку крутить педали в течение целого дня довольно утомительно, то время от времени группа делает остановку, чтобы подождать отстающих, слегка перекусить, немного отдохнуть, а наиболее длительная стоянка, когда готовится еда, называется привалом. Привал в однодневных походах бывает, как правило, только один и длится около полутора часов.

В «классических» походах за время привала нужно успеть развести костер, приготовить горячее (чаще всего это суп из крупы и тушенки), вскипятить чай, поесть и убрать за собой весь мусор. Стоит заранее решить вопрос с группой о том, где и как будет проходить привал, будет ли готовиться на костре горячая пища, кому из членов группы что покупать и везти с собой.

Что же касается посуды, то в походах, как правило, используют стандартный набор — КЛМН (кружка, ложка, миска, нож), а кто-то из группы обязательно должен захватить с собой специальные котлы для приготовления горячей пищи — так называемые каны, а также бутылки с питьевой водой для чая.

Ремкомплект для велосипеда

Отправляясь в поход, вы должны быть уверены, что ваша техника вас не подведет, а потому накануне похода следует провести велосипеду небольшой техосмотр. Несмотря на это, к сожалению, в пути иногда случаются неприятные моменты. Наиболее часто встречаемыми из них бывают проколы камер. Проколы заранее предвидеть невозможно, поэтому они являются неизбежным спутником всех велосипедистов.

Для борьбы с проколами рекомендуется брать с собой запасную камеру (лучше две), велоаптечку с монтировками и насос, что позволит вам произвести ремонт самостоятельно, без посторонней помощи. Кстати, профессионалы настоятельно рекомендуют перед сборкой колеса, при ликвидации прокола, проверить, не остался ли в покрышке кусок стекла или гвоздя, приведший к проколу. Метод подобной проверки заключается в следующем: нужно осторожно прощупать пальцами внутреннюю сторону покрышки и удалить возможные причины проколов. Кроме этого рекомендуется возить с собой набор ключей, позволяющий вам произвести небольшую регулировку велосипедного оборудования.
Для распространенных в настоящее время горных велосипедов таким набором является набор шестигранников. Обычно используется компактный набор типа «перочинный ножик».

Медицинская аптечка

Не стоит пренебрегать лекарствами — хотя бы у одного человека из группы должна быть с собой медицинская аптечка минимальной комплектации, куда должны войти самые необходимые средства первой помощи и лекарства. К ним относятся стерильный бинт, вата, лейкопластырь, резиновый жгут, йод или зеленка, перекись водорода, аспирин, медицинский спирт, валидол, нашатырный спирт, ножницы.

При езде на велосипеде чаще всего происходят такие травмы, как ушибы, растяжения, сотрясения мозга, переломы. Если первые два вида относительно безопасны, то сотрясение мозга и перелом доставляют много неприятностей, в первую очередь самому пострадавшему.

Для избежания этих неприятностей будьте осторожны и внимательны. Держите дистанцию (очень часто начинающие велосипедисты либо плохо, либо неправильно держат дистанцию, в результате часто случаются столкновения и падения). Перенимайте у более опытных правила езды на сложных участках дорог (в особенности на спусках). При езде старайтесь просчитывать развитие ситуации, не бойтесь показаться излишне осторожными. Это вас убережет от очень серьезных неприятностей.
И, конечно же, не пренебрегайте индивидуальными средствами защиты, к которым в первую очередь относится шлем.

Как выбрать байк для туризма

Велосипед для туризма выбрать совсем не просто. Если кто-то рекомендует дорожный байк, то нужно иметь в виду, что в таком случае придется дышать выхлопом на обочинах шоссе по той причине, что дорожные велосипеды созданы для поездок с прямой спиной и отсутствием распределения веса на руки. Это значит, что вне дорог с гравийным покрытием и на пересеченной местности при езде под уклон он уязвим. Кроме того, как правило, именно потому, что дорожный велосипед используется для прогулки по парку и для поездки на дачу за молоком, он или не имеет вообще передач, или имеет их недостаточное количество, как в случае с Ашан-байками.

Велосипед для велотуризма должен обладать следующими качествами:

  • Быть надежным, при техобслуживании узлов должен подходить универсальный инструмент, сталь, которая идет для гаек и болтов должна быть настоящей, инструментальной, твердой, а не китайской, мягкой. В противном случае можно посреди природы оказаться в ситуации, когда руль торчит не «рогами вверх», а «рогами вниз». А закрепить его в кронштейне никак невозможно, так как гайка из шестигранника превратилась в цилиндр. Прежде чем выбирать себе и друзьям велосипеды для туризма, поищите о производителе отзывы на сайтах.
  • Иметь крепкую и легкую раму, желательно алюминиевую, идеальный вариант – с пожизненной гарантией, как у велосипедов GT, которая позволяет поднять достаточный вес, кроме хозяина байка.
  • Однозначно нельзя сказать, каков должен быть лучший велосипед. Ясно, что он должен обладать значительной грузоподъемностью и иметь места для помещения объемного велосипедного рюкзака, лучше по классической схеме компоновки, при которой максимальная масса находится сзади и внизу. Она может достигать 20 – 25 кг.
  • Такой байк должен иметь сильную переднюю вилку с воздушным и гидравлическим амортизатором.

Существует понятие «экспедиционного велосипеда». Это гибрид между дорожным байком и горным велосипедом, который имеет более широкие покрышки, грузоподъемность, и при этом хорошую проходимость горного велосипеда. Выбрать велосипед такого класса в нашей стране почти невозможно. Они производятся в основном в Европе и США небольшими партиями.

Велотуризм по России

Есть популярные туры в Карелии к водопаду Кивач и к курорту «Марциальные воды». Также очень интересен тур по заповеднику «Толвояри».

Многие велотуристы предпочитают кататься по живописнейшим местам Алтая, например, вдоль реки Катунь, или же путешествуют по великолепному байкальскому маршруту, который открывает чудесный вид на знаменитое озеро.

В средней полосе России велотуристы любят маршруты к истокам Волги, по Карельскому перешейку, а также вокруг Ладоги. Большой популярностью пользуется республика Марий Эл с её живописнейшими лесами, реками, озера и обширными лугами.

На Урале велотуристов ждет к посещению национальный парк «Башкирия», а сам маршрут пролегает по границе с заповедником «Шульган-Таш».

По Европе

В настоящее время велотуризм в Европе является довольно популярным видом отдыха. Существует множество разнообразнейших маршрутов, которые подойдут и для одиночного путешественника, и для целой семьи. Велопрогулки проходят по самым живописным и интересным уголкам Европы, что позволяется насладиться красотой природы и местных достопримечательностей, а также даёт возможность окунуться в жизнь здешних людей.

Перед путешествием стоит не забыть уточнить погодные условия и особенности велотуризма тех стран, которые планируется посетить во время путешествий. Во многих из них делается большой упор на велосипедный вид досуга, проложено множество велодорожек, а большинство водителей привыкли большому количеству велосипедистов на дорогах, так что проблем в путешествии быть не должно.

Что нужно в велопоходе

Недалеко от Ельца

За более чем 20-летнюю карьеру велосипедиста и особенно после создания блога «Велосипедные формы жизни» в мой адрес частенько поступают вопросы относительно моего стиля катания на велосипеде и велопоходов. За последние 10 лет у меня сложился дружный коллектив товарищей по увлечению. Этот коллектив периодически в разном составе организует и проводит различные велосипедные мероприятия. Правда, их анонсы в открытом доступе мы публикуем нечасто.

Связано это прежде всего с отсутствием свободного времени и тем, что на событие может откликнуться большее количество потенциальных участников, а также с тем, что любого человека, который отправляется с нами в более или менее длительный поход, всегда воспринимаем как надежного друга, а не случайного попутчика. Поэтому кататься большими группами — это совершенно не наш стиль. Максимальная группа в нашем походе — 8 человек. Но обычно численность нашей группы составляет 2-4 человек.

В этой заметке я собрал ответы на вопросы, которые когда-либо получал от потенциальных участников наших поездок.

Мотивация для велопоходов

Главная мотивация наших поездок — это отдых. Отдых от шумного города, отдых от городского транспорта, от толпы, отдых от работы и прочих дел.

Помимо отдыха немаловажным фактором является физкультура. Т.е. физическая составляющая наших походов стоит далеко не на последнем месте.

Об «энергетической» составляющей тоже не стоит забывать. Именно на природе, в полном безлюдье и относительной удаленности от крупных городов и поселений человек стряхивает с себя всю грязь и напряжение города и наполняется чистой силой и природной энергией.

Я считаю, что лес — очищающая сила. Деревья, как антенны, распространяют благотворную энергию Земли. Реки, ручьи и озёра — это просто сказочные источники природной энергии невероятной силы. Поля и луга позволяют оценить красоту и могущество природных ландшафтов. Грунтовые просёлочные дороги — это не только средства связей пункта А и Б, но и средства энергетической связи.

Познавательная мотивация тоже очень важна. Нам интересны красивые ландшафты, реки, озера, заброшенные памятники архитектуры, небольшие уютные городки, история и краеведение. Однако, несмотря на интерес к рукотворным местам, нами больше движет мотивация познания красот природы, малоезженых дорог, поэтому мы редко тратим более 2 часов в день для осмотра памятников архитектуры и посещения музеев.

Итак, наша мотивация — это медитация, отдых души, физкультура тела, наслаждение природой и общением с единомышленниками, крепкий сон на природе, купание в водоемах и прокладка новых велосипедных маршрутов в относительно небольшой удаленности от Москвы.

Продолжительность велопоходов

Если не брать в расчет однодневные и двухдневные выезды в радиусе 100-150 км от Москвы, то продолжительность одного нашего похода составляет от 3 до 12 дней. Чем дальше от Москвы, тем дольше длится сам поход. Так, по Крыму мы обычно катаемся около 2 недель, а по менее удаленным областям (Тульской, Липецкой, Воронежской, Калужской, Орловской и другим) — 3-7 дней.

Если от Москвы до точки старта 700-800 км, то заброску туда мы обычно осуществляем на ночных поездах, чтобы не тратить на дорогу световой день. Если 300-400 км, то мы иногда пользуемся личным автотранспортом или утренними сидячими поездами.

Таким образом, катаясь с мая по сентябрь-октябрь, мы совершаем 4-5 походов продолжительностью от 4 до 10 дней.

Во-первых, за такой срок можно хорошо отдохнуть, сменить обстановку, нагрузиться физически, успеть соскучиться по родным и домашнему уюту. Во-вторых, такой срок обусловлен нашей рабочей деятельностью, так как выбраться подальше зачастую не позволяют дела. Ну, и в-третьих, свой большой отпуск мы обычно проводим на море в жарких странах, а для подобного рода выездов берем отгулы, используем праздники и выходные дни, работаем сверхурочно или берем отпуск за свой счет.

Километраж велопоходов

В однодневной поездке по Московской области наш километраж составляет от 60 до 140 км, в среднем 80-100 км.

Если говорить о велопоходах на 3 и более дня, то по статистике за 5 дней мы проезжаем около 400 км (

80 км в день). Бывает, что в один день мы можем проехать 110 км, а на следующий день расслабиться и сделать всего лишь 50 км (а в среднем выходит 80 км в день).

Точных планов относительно дневных, да и общих пробегов мы не строим, а действуем всегда по обстановке, здоровью, погодным и дорожным условиям. В хорошем, красивом безлюдном месте мы можем устроить полудневку, где отдыхаем, купаемся и восстанавливаем силы. Но больше одного дня на одном месте проводим редко.

При планировании велопохода на 4-7 дней мы берем в запас лишний день, чтобы спокойно завершить поход. Многое зависит от физической формы участников, настроя группы. Бывает, что мы проезжаем всего по 40 км в день, купаясь и загорая на морях и реках или прячась от непогоды в палатках.

Количество не должно быть в ущерб качеству. Главное — не стоять на месте, а двигаться вперед !

Тип дорог, которые мы выбираем

В любом походе мы стараемся выбирать грунтовые дороги хорошего качества. Если на месте оказывается, что проезд по ним затруднен, то мы без проблем воспользуемся асфальтовой дорогой без частого автомобильного трафика — тихие асфальтовые дороги мы любим и не избегаем. Они дают нам возможность отдохнуть от тряски на сложных грунтовых участках.

Примерное соотношение асфальта к грунту в наших походах составляет 40 на 60. Мы редко когда будем катить целый день по асфальту. В то же время мы никогда не сунемся на полное бездорожье с грязью или глубокими песками, зная, что совсем недалеко есть тихий асфальт. А вот шоссе с большим количеством машин мы всегда предпочтем любой грунт.

Мы редко пользуемся чужими треками, предпочитая самим узнавать и познавать окружающий нас мир. Идеальный день в походе для нас — это постоянная смена природных ландшафтов и дорог. Скажем, сначала около 10 км полевой грунтовки, затем 12 км тихого асфальта, 15 км леса, 15 км «грейдера», небольшой брод, опять грунтовка и опять асфальт.

В последние годы мы все больше склонны кататься по грунтовым дорогам, а на асфальт выезжать только в случае необходимости. К примеру, в трех последних походах по Воронежской области асфальта было всего от 15 до 30%.

Темп и средняя скорость движения

Утром мы вкатываемся в ходовой день не спеша, а вот к вечеру зачастую начинаем “лосить”, чтобы к привалу выжать из себя избыток энергии. Однако в целом ездим мы не быстро, и где-то даже медленно. По ровному асфальту на груженом велосипеде в длительном режиме педалирования мы редко едем более чем 20 км/ч; по грунтовым дорогам наша скорость редко превышает 16 км/ч. Это — средние значения, и нам не чуждо как быстрое и агрессивное вкручивание на отдельных участках, так и совсем медленное движение в случае встречного ветра, долгого подъема или неровного дорожного покрытия. В особо крутые горки мы скорее пойдем пешком, нежели будем тратить силы. В больших походах мы стараемся ехать совершенно не напрягаясь, чтобы уберечь силы на всю дистанцию. Общая средняя скорость за 1 ходовой день с учетом всех остановок составляет не более 10 км/ч.

Категорийность походов

Мы навряд ли поедем в какие-либо серьезные горы, где велосипед большей частью надо будет тащить на себе, а спуски проходить не в седле, а с велосипедом в руках. Нам чужды различные справки и прочая бюрократическая ерунда. Но в наших походах встречаются и топкие болота, и глубокие пески, и крутые крымские горы. Мы навряд ли поедем в поход, если прогноз погоды будет неблагоприятным. Обычно все наши походы имеют 2-3 категорию сложности.

Поездки за границу

Так уж повелось, что за границей мы отдыхаем вместе с семьями, а на велосипедах путешествуем по родной России. Это не значит, что подобные поездки мы не планируем практиковать. Но, как правило, примерные даты нашего похода планируются за 1-2 недели, а точные даты поездки мы определяем по погоде всего лишь за 2-3 дня до выезда. А при таком подходе спланировать поездку за рубеж весьма непросто. Да и в целом кататься на велосипеде по России и СНГ куда более удобнее и дешевле. Да и велосипеды будут целее, когда ты перевозишь их поездом, а не самолетом.

Места ночевок в походе

Мы бодро крутим педали наших велосипедов, чтобы потом хорошо отдохнуть вечером на привале. Это аксиома. Замечено, что общее впечатление от похода часто зависит от мест ночевок. Для установки лагеря мы выбираем спокойные, безлюдные и красивые места. Это может быть опушка соснового леса, вершина крутого косогора над рекой, а, возможно, мы выберем березовую посадку с удивительным видом на поле пшеницы и горизонт, или же холм с одинокой березой и низкой мягкой травой.

Выбирая место для ночевки, мы всегда первое место уделяем безопасности. Основным критерием выбора места является отсутствие возможности проезда автомобиля к месту лагеря, а также невидимость лагеря с окрестных дорог и населенных пунктов.

Перед ночевкой, если стоит не особо холодная погода, мы по возможности стараемся посетить любой чистый водоем, чтобы искупаться и помыться. После чего переодеваемся в чистую одежду и едем искать само место ночевки.

Мы редко когда ставим лагерь на берегу реки и водоемов по причине частого появления в этих зонах непрошеных гостей. Мы всегда выберем уютное чистое место в 200-300 метрах от реки и дороги вдоль нее, нежели встанем там, где может проехать пьяная компания или просто отдыхающие. Практика показывает, что в малонаселенной местности от людей можно ждать всего что угодно. К тому же, во время сна в палатке человек особенно уязвим, а о снаряжении и велосипедах здесь говорить вообще не приходится.

С другой стороны, мы установим наш лагерь у реки или небольшой грунтовой дороги, нежели в темном сыром лесу, высокой неприятной траве или возле болота. Места ночевок мы обычно прикидываем еще дома при составлении плана похода. А где конкретно вставать — решаем уже на месте. Ради хорошего места для лагеря мы всегда не прочь проехать десяток-другой лишних километров под вечер.

Распорядок дня в велопоходе

Обычно мы никуда и никогда не торопимся. Спешка, как говорится, нужна при ловле блох, а в походе нужна размеренная, спокойная жизнь, лишенная торопливости и спешки.

Просыпаемся мы обычно в 7-9 утра. Мы стараемся никого не будить, пока это возможно. На утренние сборы у нас обычно уходит около 2 часов.

Ходовую часть маршрута мы начинаем обычно в 10-11 утра. Едем неспешно. Обедаем мы около 15:00 где-нибудь возле водоема для совмещения обеда с купанием. На обед обычно у нас уходит около 1,5 часов. Далее снова движение по маршруту. Около 18:00 мы смотрим карту на предмет места ночевки. Искать само место для лагеря мы начинаем с 19:00 (если день короткий — то до заката). С 19:00 до 21:00 мы стараемся уже встать на привал. Около 23:30 ложимся спать.

Замечу, что это примерный распорядок нашего дня. Последние годы мы стараемся выезжать пораньше и заканчивать ходовой день также пораньше.

Все продумать и предсказать невозможно. Погода, дороги и сама природа зачастую вносят коррективы в наши планы. «Хочешь насмешить Бога — настрой побольше планов», поэтому особых планов мы не строим, а действуем всегда по обстановке. Наша группа может разделиться только в случае крайней необходимости. Мы всегда едем все вместе.

Питание в велопоходе

Минимальный запас продуктов мы везем из дома. Остальное закупаем на старте в крупных сетевых магазинах или на рынке. Для покупки продуктов у нас общая касса. Каждый участник похода скидывает в эту кассу заранее оговоренную сумму, на которую покупаются продукты. Основу нашего рациона составляют крупы, овощи, продукты с высоким содержанием быстрых углеводов. На завтрак мы часто варим каши, едим йогурты или творог. Завариваем кофе, чай или какао. На обед мы часто делаем хороший перекус. Суп из сублиматов, нарезанные овощи, бутерброды с сыром или колбасой. На ужин обычно гречка, печёная или вареная картошка, кабачки, баклажаны, макароны, бастурма или какое-либо мясо. Если есть возможность сделать в походе шашлык, мы этой возможностью пользуемся.

Во время движения по маршруту мы едим сушки, галеты, бананы, финики, орехи, сухофрукты, шоколад. Одним словом, питание составляет важную часть похода. Приготовление пищи для нас — это некий ритуал, это возможность собраться вечером всем у костра в ожидании какого-либо вкусного блюда. С другой стороны, мы достаточно просто относимся к еде, и можем довольствоваться малым. Еще раз подчеркну, что питание у нас общаковое, и мы вместе решаем, что мы будем готовить на завтрак, обед или ужин.

Вегетарианство в велопоходе

Вегетарианство или веганство в наше время довольно модные тенденции в сфере «оздоровления» организма. И хотя подобных взглядов на питание мы не разделяем, против вегетарианства мы ничего против не имеем. И где-то даже будем рады научиться приготовлению новых блюд. Но встречаются люди, которые пропагандируют и навязывают именно свой образ жизни и диету. С такими индивидами нам явно не пути. Мы едем в поход отдыхать и расслабляться, а не слушать нездоровые яростные лекции адептов разных сект альтернативного питания.

Отношение к алкоголю и курению

Отношение к алкоголю в нашей группе компромиссное. Иногда после хорошего дневного пробега мы не откажем себе в бутылочке хорошего пива или вина. Но никак не каждый день! Крепкий же алкоголь мы употребляем крайне редко. Либо в холодную погоду, либо в случае какого-то праздника. Выпить мы можем, но позволить выпить лишнего — никогда.

Если вы любите выпить и будете прикладываться к бутылке у каждого магазина или привала, то, вероятно, нам с вами не совсем по пути; с другой стороны, если вы при этом ведете себя совершенно адекватно, не задерживаете группу и не создаете никому никаких проблем, мы будем рады вас видеть в нашей компании.

Что касается курения, то практически все велосипедисты в нашей компании некурящие. К курильщикам мы относимся терпимо и не откажем в участии в каком-либо нашем мероприятии. Главное — не создавать неудобств некурящим.

Отношения к наркотикам в нашей группе крайне негативное.

Лидерство и организация в группе

Как такового, лидера в походе у нас нет. Однако всегда есть человек, на чьи плечи ложится основная часть по организации похода. Именно он задает тон общения, график движения, отдыха, питания в группе. Частенько в наших походах мы разграничиваем полномочия между разными людьми. Кто-то отвечает за питание, кто-то за финансы, кто-то за навигацию, а кто-то за выбор места для ночевок. Группа у нас дружная, поэтому разногласия возникают крайне редко. Причина тому — разграничение полномочий между участниками, уважение друг к другу и настоящая, верная дружба.

Бывает, что один человек хочет поесть в столовой, а другой на природе. Один хочет поставить палатку в лесу, а другой в поле. В первом случае вопрос будет решаться исходя из целесообразности подобного питания, а во втором случае палатка будет установлена на краю леса.

В любых, даже самых противоречивых вопросах типа «как и куда ехать» всегда находятся компромиссы путем уступок одного человека другому. Во главе принятия тех или иных решений ставится прежде всего безопасность и здоровье группы. Организатор похода всегда имеет право решающего голоса, но до этого доходит крайне редко. К новичкам и людям, которые впервые оказались с нами в походе, мы всегда прислушиваемся, однако свои сложившиеся традиции подстраивать под новых людей вряд ли станем.

Межличностные отношения в походе, разрешение конфликтов

Отношения в группе между людьми строятся прежде всего на взаимоуважении, взаимовыручке и желании каждого человека быть частью сплоченной группы для получения как можно большего наслаждения от велопохода. Мы никогда не будем напрягать друг друга громкими разговорами, если кто-то уже спит, а кто-то хочет посидеть и поболтать у костра. То же самое касается портативной музыки. Каждый волен слушать, что ему вздумается, но только в наушниках, чтобы не мешать другим. Уважение друг друга — наше кредо.

Если нам что-то не понравилось в вашем поведении, мы можем сделать вам замечание, но это будет сделано максимально корректно, без укоров и претензий. Однако порой встречаются люди, которые, несмотря на все замечания, могут вести себя агрессивно, некультурно и по-хамски. С подобными индивидами мы быстро прощаемся.

Замечено, что для успешного прохождения маршрута и получения положительных эмоций от людей требуется прежде всего уважение к другу и возможность идти на уступки. Мы вряд ли поедем снова в поход с человеком, который будет «пукать» во время обеда, будет сорить или у которого отсутствуют навыки элементарной гигиены.

Общение в походе

Что может быть лучше интересного человеческого общения? Ничего! Мы очень ценим и любим интересных людей с хорошим чувством юмора, обладающих широким кругозором. Поэтому, если вы решили отправиться с нами в поход, то оставьте весь негатив в шумном городе, улыбнитесь и наслаждайтесь природой вместе с нами. Мы спокойно общаемся, шутим, веселимся, вместе думаем о решении насущных и мировых проблем, избегая споров о политике и религии. Никаких -измов, никакой пропаганды и насаждения.

Если вы по своей природе человек назойливый, любите говорить без умолку и беспокоить участников похода своим излишним вниманием, то нам с вами также не по пути. В наших походах все хорошо в меру — и километраж, и сложность, и питание, и человеческое общение.

Чего ждать от нас

От нас вы можете ждать поддержку и помощь при прохождении любого маршрута. Отправляясь с нами в велосипедный или какой-либо другой поход, вы можете быть уверены, что вас никто не бросит и всегда будут ждать. Если ваш велосипед сломался, то мы постараемся починить его. При возникновении каких-либо травм мы всегда окажем вам посильную помощь, а при необходимости сопроводим вас до медицинского учреждения. Если вы ощутите себя обузой ввиду отсутствия должной физической подготовки, мы поможем вам добраться до общественного транспорта. Если вы не уверены в своих физических силах, то катание вместе с нами может стать для вас невыполнимой задачей.

Что нужно от вас

Без предварительной «скатки» в свои многодневные походы мы редко кого берем. Исключения бывают при длительном интернет- или телефонном общении, когда мы уверены в человеке.

Мы открыты для общения и всегда рады новым друзьям. Заметьте — именно друзьям, а не попутчикам. Так как любого человека, который отправляется с нами в более или менее длительный поход, мы воспринимаем как надежного друга, а не случайного попутчика. Если у вас нет опыта подобных походов, то это не беда! Мы поможем подобрать вам необходимое снаряжение или велосипед. Будем рады помочь и научить всему тому, что умеем сами. Ну, а для того, чтобы отправиться с нами в поход, вам нужно иметь:

  • желание и возможность уехать из дома на срок до 10 дней
  • полностью исправный и надежный велосипед. Если вы не уверены в своей технике, не поленитесь показать ее нам перед походом
  • физическую подготовку, позволяющую преодолевать 60-80 км в день на велосипеде (если подобной физподготовки у вас нет, но есть твердое желание достичь желаемого, то мы можем устроить для вас серию несложных однодневных выездов и распишем план тренировок)
  • желание стать частью дружной и веселой команды единомышленников
  • быть адекватным, воспитанным и современным человеком
  • связаться с нами по Интернет-каналам или телефону и договориться о скатке (небольшом однодневном походе) или просто встрече. Контакты
  • хорошее настроение

Однодневные и двухдневные походы выходного дня

В теплое время года мы всегда организуем короткие выезды недалеко от Москвы. Заявить о своем участии в них может любой желающий. Для этого достаточно написать письмо на электронную почту и позвонить по телефону, которые можно найти в разделе контакты.

Как было отмечено в начале статьи, километраж в подобных походах составляет от 60 до 140 км за 1 световой день. Выбирать маршрут мы стараемся по ветру. Численность группы в данных мероприятиях у нас небольшая. В целом, если вы новичок, но хотите развиваться в плане велотуризма дальше, мы всегда можем спланировать километраж похода под вас. С другой стороны, убежденным тихоходам лучше остаться дома. Мы вряд ли получим удовольствие от похода, если будем ждать вас на каждом повороте.

Коммерческие велопоходы

Опыта подобных походов у нас нет, хотя периодически и поступают предложения (в основном — от людей без опыта) провести ту или иную небольшую группу людей (супружеская пара, семья) по какому-либо велосипедному маршруту и научить основам велотуризма или веломеханики. Знайте, что у нас всегда есть возможность рассмотреть ваши предложения и предложить какие-либо варианты маршрутов различной сложности и удаленности от Москвы.

Что взять с собой в велопоход

Данный список составлен исходя из более чем 12-летнего опыта велопоходов. Практика показала, что все эти вещи так или иначе могут пригодиться в различных ситуациях. Данный список подходит для комфортных походов в летне-осенний период.

Снаряжение для велопоходов

Личное снаряжение для велопохода

2. Маленькое полотенце из микрофибры

3. Кружка для чая, миска для первых и вторых блюд, ложка

4. Лекарства (показанные именно вам)

5. Тонкие шерстяные носки

6. Тонкие х.-б. носки (вторые одеть на себя сразу)

7. Шлепанцы для стоянок и купания

8. Запасные трусы (желательно обтягивающие боксеры). Вторые одеть на себя сразу

9. Термобелье (верх и низ) для сна и на случай холодной погоды

10. Тонкая шапка для сна, а лучше бандана типа «Buff»

11. Кепка по желанию

12. Защитные очки

13. Теплая флисовая куртка, или тонкая куртка с утеплителем типа Primaloft / Climashield

14. Майка с длинным рукавом (можно использовать термобелье или тонкую ветровку)

15. Тонкие перчатки для работ на привале

16. Тонкий коврик для отдыха на природе

17. Надувающийся коврик для сна в палатке

18. Ветровка от ветра и легкого дождя

19. Тонкие штаны для вечернего привала и езды в случае похолодания

20. Мобильный телефон

22. Налобный фонарь

23. Спальный мешок

24. Подготовленный к походу велосипед, рюкзак, багажник

25. НЗ — денежная сумма в размере 5000…10000 руб.

Общественное снаряжение для велопохода

1. Газовая горелка и переходник на баллоны

2. Баллоны с газом в зависимости от количества дней в походе

3. Посуда для приготовления пищи

4. Небольшая портативная пила для дров или выкоса травы

5. Зажигалки 2 шт.

6. Палатка (возможно, каждый берет свою)

8. Шампунь (или детский шампунь-мыло, чтобы меньше тащить)

9. Губка для мытья посуды

10. Зубная паста

11. Крем от загара

12. Медицинская аптечка

13. Велосипедная аптечка (расширенный набор)

14. Насос для велосипеда

15. 4 запасных велокамеры

16. Продукты в поход (сублиматы)

17. Карта местности, спутниковые снимки, GPS-навигатор

18. Маникюрные ножницы

19. Бурдюки для воды 1-2 шт. в зависимости от вместимости

20. Зарядное устройство для телефонов, powerbank, кабели

21. Батарейки для фонариков и GPS-навигатора

remont_velosipedov

Комментарии

Очень серьезное и полезное описание всего необходимого из условий приятного путешествия. С правильным приоритетом в организационную и психологическую составляющие. Материально технические вопросы не так актуальны и решаются всегда по мере возникновения трудностей. Поломки и травмы становятся пустяками если в коллективе здоровая обстановка.
В данном вопросе очень важна личность лидера, и чем больше участников, тем пропорционально его роль возрастает. Хаживал я когда командор проявлял себя только при размешивании спирта или наоборот, когда от диктаторской дури команда хотела придушить его. И то и другое извращения убивающие большую часть удовольствия от путешествия. Опять же и участники иногда попадаются такие, что куда деваться.
В общем все правильно и все по делу. За фотографии отдельное спасибо, очень здорово.

Участники, такие участники. Поэтому я не катаюсь с кем попало… Обстановка в коллективе очень важна. Диктатор из меня вообще никакой. То же самое и Максим с Димой очень гибкие люди.

Здорово! Давно мечтаю с вами скатнуть, да вот тоже — заботы. О себе: достаточно вынослив, лоялен, не курю, пью как и вы, но есть грешок один или даже два — люблю поговорить и иногда матюкнуться. Борюсь с этими недостатками, но не всегда успешно.
Надежды познакомиться и скатнуть в вашей дружной компании не теряю всё равно.

Фотографии в разделе «Категорийность походов» не отображаются и требуют логина в гуголу.

И у меня тоже не отображаются.
Что-то тут явно не так.
Очень странное совпадение.

Да, надо мне написать статейку про то, что беру с собой во многодневки. Вот допишу очередной рассказик, переборю лень, чтоб вынуть и разложить все и сфоткать… тогда напишу! Ну, до апреля точно напишу, там уже все равно придется раскладывать (я надеюсь) для нового похода в неведомые дали. =)

Очччень полезный FAQ, по многим аспектам — и не только техническо-организационным. Володя, спасибо за материал!
Дмитрий, конечно, не поленись 🙂 и напиши — польза от таких материалов огромна, особенно, когда человек «протянул» этот свой опыт уже не через одну многодневку.

Вопрос к уважаемым опытным походникам.
На пвд 1-2 дня в качестве велорюкзака или сумки какой объем будет оптимальным?
СИтуация когда везешь с собой горелку с балоном и небольшой кателок для готовки. Ну и тот минимум, что описал Владимир.
На спине не люблю возить ничего (особенно летом)
Спасибо!

Если снаряжение компактное, и не тащить лишнего, то без проблем хватит 40-50 литров. Я езжу с 45 литровым. Для походов более чем на 3-4 дня я уже беру 60 литров. Места очень много с запасом даже остается.

В однодневные велопвд езжу с АВЛовским 40 литровым Вело-ОВАЛом на багажнике. Доволен.
Ремнабор, куртка, термос или котелок с горелкой, всякая мелочевка влезает без проблем.

В велопвд с ночевкой использую 100 литровый рюкзак- штаны от того же АВЛ.

Объем рюкзака сильно зависит от многих факторов. Иногда в велопоходе на месяц 60 литров будет достаточно. А иногда на 2 дня приходится 120 литровый баул тащить.
Если общественности это интересно, можно обзор разных велорюкзаков сделать.

Максим, кмк это одна из интересных тем, палатки конечно это здорово и сон очень важен, но перевезка шмурдяка не менее важная тема.

Владимир, вот не нашел у вас в снаряжении описание как мне кажется одного из важных элементов в походе 🙂
Если не секрет, запалите рюкзак пожалуйста.
Вот кстати вопрос, на верх что нибудь цепляется (палатка/пенка) или все внутри?

ПИК 99 — 65 ЛИТРОВ
Второй no name — 45 литров, фотографии есть в отчетах, в разделе «репортажи» сейчас с телефона долго искать.

Считаю, что ПИК 99 (65 ЛИТРОВ) — самым адекватным и продуманным рюкзаком из всех 5-6 которые я когда либо использовал. Как влитой сидит на багажнике, не рвется, молнии сделаны качественно, влезает все что нужно и даже больше для двухнедельного похода. Другие варианты, я сразу же скидывал на барахолке после первой же поездки.

Так же можете посмотреть очень годные сумки от компании ortlieb — https://www.ortlieb.com/en
Полностью непромокаемые, технологичные, удобные.

Ну и подумать и о таком варианте, который я часто использую в коротких походах.
http://www.bikepacking.com
Велосипед гораздо лучше управляем,в разы выше средняя скорость. Берешь только самое необходимое.

Когда дойдут руки, более подробно напишу о снаряжении, было бы время как говориться.

Что нужно в велопоходе

Меня неоднократно просили поделиться тонкостями велотуризма касаемо еды, одежды, снаряжения и других неотъемлемых частей нашего бытия с учетом специфики “outdoor”.

Пожалуй, начну с еды и воды – без них мы, как без воздуха, существовать не можем. Но оговорю сразу: это личная практика одиночки в условиях неспортивных многодневных походов, проходящих на территории РФ в летнее время (когда в полдень редко ниже +15 °С, а ночные заморозки маловероятны или исключены).

Немного об авторе: Дмитрий Ховрин – велотурист-любитель, имеющий опыт более пяти одиночных дальнобойных многодневок с палаткой. Увлечение росло с 2008 года из домашних покатушек-однодневок, и в 2013-ом оно вылилось в первую большую «одиночку». Общий стаж (накат) на конец 2017 г. – 70-80 тысяч км. Фоторассказы о походах можно найти тут.

бродим речку Птань

Во всех аспектах походной жизни я стараюсь придерживаться определённого «минимализма». Это близкий к оптимальному уровень затрат ресурсов (в том числе нематериальных). Ниже этого уровня комфортность велопохода резко падает; а выше – начинаются излишества, не очень-то помогающие моим основным задачам в поездках (прямое познание мира, краеведение, сравнительный анализ).

Что же это за оптимум? Приведу аналогию: возьмём соотношение цена-качество некого продукта. Эта зависимость не прямая, а, скорее, экспоненциальная: существует область цен, после которой качества продукта изменяются не критично для большинства людей (особых гурманов, аудиофилов и т.п. не рассматриваем). А ниже этой области – «дёшево, но гнило».

Частота приёмов пищи

Есть распространённый стереотип, что «велотурист должен есть часто и много». Как говорится, «всех под одну гребёнку». Одно дело – тяжелый поход (спортивный, высокогорный, быстрый и т.п.), другое – неспешная прогулка кота Леопольда по холмистым равнинам Черноземья. =)

Так вот, если поход умеренный, то и в питании надо знать меру. Иначе будет перерасход средств, лишняя нагрузка на ЖКТ и, как следствие, снизится скорость езды.

Мера приходит с опытом, отталкиваясь от меньшего. Недоедание чувствуется более явно, чем переедание; кушаем еще кусочек и приближаемся к идеалу.

Вышеупомянутый стереотип рекомендует придерживаться 3-разового питания, дополняя его частыми перекусами – «поклёвыванием». Это явно не мой путь.

Да, раз в несколько дней я посещаю недорогие местечковые столовые, где «отрываюсь» со вкусом – там и салаты, и суп, и мясное/рыбное блюдо.

меню столовой

Но я часто отмечал, что после полноценного (если угодно – комплексного) обеда ехать становится сложнее. Даже лёгкая тяжесть в животе отвлекает на себя внимание от созерцания окружающего мира, а это не есть хорошо.

Поэтому после классического обеда желательно умерить активность на час-полтора, и только потом крутить педали дальше. Некоторые так и делают (например, участники группы Валентина Гвоздева). К тому же, если погода знойная, 2-часовой перерыв можно провести в пик дневной жары, расположившись в тенистом месте.

Минус такой «сиесты» – сильная потеря тонуса: необходимо заново «раскрутиться», постепенно выводя мощность педалирования на привычный уровень. И, разумеется, это еще и трата ходового/светового времени, если место привала не представляет особой туристической/познавательной ценности.

Мой обычный расклад – это завтрак и ужин, между которыми делается 2 перекуса по 30-40 минут. Учитывая, что в среднем мой ходовой день длится 9 часов (включая остановки), то он разбивается на 3 части по 3 часа – так и получаются 2 перекуса.

Таким образом, мой режим питания в велопоходе можно назвать 4-разовым.

Чем бы перекусить?

Расхожее выражение «завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу» в условиях повышенной двигательной активности совсем не катит, ибо утром в таком случае не исключен общий упадок сил (у меня была такая ситуация после напряженного дня). И даже после плотного завтрака скорость езды в начале дня будет ниже привычной.

  • Впрочем, есть туристы, практикующие походы-голодания ради физического и духовного очищения. Такие походы длятся 2-4 дня, многодневками их не назовёшь. Кто-то считает это экстремизмом. Здесь трудно оценить соотношение пользы и вреда здоровью. Посвященные упоминали, что при этом сознание «расширяется», усиливается восприятие, возникает ощущение «полёта». Лично я в этом не участвовал.
  • Однако был у меня один походец с воздержанием от некоторых типов съестного (Заокские просторы ‘2015). Воистину, окружающее тогда воспринималось как-то глубже. Возможно, потому, что меньше энергии тратилось на переработку пищи.

Вернёмся к диете велотуриста. Считается, что расход калорий при езде на велосипеде (усреднённый по множеству факторов) составляет 300-400 ккал в час (в Джоули переводить не будем). Выходит, что в течение 6 часов езды (без учета остановок) мой организм сжигает около 2000 ккал, а за полные сутки – примерно 3000 ккал. По некоторым данным, такое потребление энергии соответствует категории «лёгкий физический труд молодых мужчин». А по моему личному опыту все эти таблицы расхода калорий содержат завышенные данные – возможно, с целью перепотребления и повышения спроса, которые диктует нездоровый капитализм.

белгородское мороженое без добавок

Конечно, надо иметь в виду, что расход энергии зависит не только от времени в седле, но и от темпа езды, рельефа и качества дорог, характеристик комплектующих байка, физического состояния наездника, его возраста и пола.

В повседневных условиях рекомендуется сочетание белки-жиры-углеводы как 1-1-4, но при циклической нагрузке нужно больше быстрых углеводов. «Велоеда» для перекусов должна быстро и легко перевариваться, обладая при этом высокой энергетической ценностью. К «велоеде» можно отнести всё, что имеет высокий гликемический индекс (быстро повышает уровень глюкозы в крови). Например, финики богаты фруктозой и глюкозой, и энергию дают через считанные минуты.

Энергетические напитки и витаминно-солевые концентраты не употребляю. Мои велопоходы – это не гонки, а размеренная езда.

Но не финиками едиными жив велотурист (тем более что в них нет витамина С, да и надоедают быстро). Из других сухофруктов выделю курагу (сушеные абрикосы без косточек), изюм (сушеный виноград) и чернослив. Курагу стараюсь брать как можно более тёмную – она, как правило, не содержит диоксид серы Е220. Вкус чернослива мне нравится меньше, а плоды неудобно слипаются, но утром с кашей (наряду с изюмом) не помешают. Учтите, что некоторым людям чернослив слабит кишечник.

Орехи, ядра, семена тоже важны для перекусов. Жареный арахис, тыквенные и подсолнечные семечки, козинаки подсолнечные и кунжутные (последние вкуснее и дороже), иногда грецкие орехи. Кешью, миндаль и подобные заморские яства я принципиально перестал покупать после 4-кратного (!) повышения цены на них сами-помните-когда. С фундуком (лесной орех) почему-то та же лажа, но изредка позволяю.

Печенье котирую овсяное, причем не на маргарине. На сливочном масле я доселе видал лишь одно («настоящее» из Рыбинска), на подсолнечном – вкус не тот.

рыбинское овсяное

Бананы – обожаю (особенно сладкие переспелые), поэтому стараюсь себя в них ограничивать: не более 3-4 штук в день. А вот сушеные бананы стали неоправданно дорогие. Еще есть банановые чип[с]ы, но они слишком жесткие и не очень вкусны.

Молочный шоколад в плитках неудобен в тёплую погоду; тёмный шоколад не так сильно тает, но гораздо дольше усваивается. Выход – брать батончики из разряда «сникерсы». Они все поголовно содержат пальмовое масло, которое я полностью исключаю из рациона в повседневной жизни (в том числе из экологических принципов). Но в походах всё же покупаю батончики типа «Спринт».

Конфеты (неглазированные) ем двух с половиной видов: 1а) creamfudge на сливках или 1b) голые «коровки» без всяких вафель и прочего; 2) соевые батончики «Рот-Фронт».

Первые – это, по сути, полутвёрдая сгущенка с патокой и натуральными добавками, и по этой причине собственно жидкую сгущенку я не покупаю. Щербет – похожая штука, но не так вкусна и удобна. Твёрдую карамель, леденцы, ириски – не ем: и так уже нет четырёх жевательных зубов. =)

Соевые батончики содержат пальмовое масло, но в походах приемлемы – например, с хлебом. Такую же нагрузку несёт и джем «Махеев» (натуральный, много видов, но малиновый застревает в зубах. =)

Хлеб – это «местный» продукт, его редко возят за сотни вёрст. Я люблю вкусные, нетривиальные хлеба (большей частью – тёмные солодовые), и охочусь за ними в каждом уездном городе. В походе хлеб фигуре не вредит, и я этим пользуюсь. =)

Пирожки и булочки – тоже предмет моей провинциальной «охоты».

волгоградский земгальский

Яблоки, персики, дыни и другие фрукты и ягоды тоже хороши для перекусов, но я стараюсь покупать их в сезон, чтоб не переплачивать за хрен знает что, привезённое хрен знает откуда.

И, конечно, подножный (подручный) корм – дары природы! Это приятно и полезно. В мае собирать нечего, но с конца июня и до глубокой осени в нашей «средней полосе» обязательно найдётся, чем поживиться. Земляника лесная и полевая, вишня, малина, смородина, черника, клюква, яблоки, груши, сливы, даже абрикосы!

карельская черника-клюква

Как видите, для перекусов я обычно использую (сухо)фрукты, бананы, семечки-орешки, сладости и хлеб.

Безусловно, всё выделенное выше нужно чем-то запивать.

Что пить в движении и сколько?

Каюсь: раз в несколько дней я балую себя, покупая разливное пиво, сидр или медовуху. Тут возникает дополнительный вопрос:

– допустим ли алкоголь (этанол) при езде на велосипеде?

Однозначного ответа здесь нет. ПДД и ЗОЖ – это хорошо, но здравый смысл и соблюдение ПДК – тоже неплохо. Средний мужчина может выпить до 20 мл спирта без пагубных последствий для клеток мозга (женщина – до 10 мл). Это, соответственно, бутылка и полбутылки «Жигулёвского» пива (4%).

От большего количества вы можете и не начать пьянеть, но этиловый спирт уже начнёт свою подрывную деятельность через кровь. Имейте это в виду!

При повышенной физической активности алкоголь выводится быстрее, но вредных свойств от этого не теряет!

Безалкогольное же пиво разливным не бывает и, скорее всего, производится из порошка, как и большая часть бутылочного, а это не комильфо.

Кроме спирта, пенные напитки содержат углекислый газ и остатки дрожжей. То же самое относится и к квасу. Этим увлекаться не стоит – ухудшается пищеварение. А популярную кока-колу я вообще считаю вреднее пива.

старая этикетка квасёнка

Несмотря на явные минусы, пиво – источник быстрых углеводов, пусть и несравнимый с финиками.

Минералка не менее газирована, но безе газа её неприятно пить. Компромисс – потрясти, чтобы вышла часть газа. А можно смешать с соком цитрусовых – эти соки самые ходовые у меня.

Пью минералку только в жаркое время, когда организм требует пополнить запас солей. Но без фанатизма: минерализация 2-4 г/л и не больше литра в день.

кашинская минералка лучше

Коровье молоко (в отличие от козьего) в чистом виде я не очень-то жалую, посему не покупаю в походах даже сухое молоко – его заменяют сливочные конфеты.

А вот йогурты (в том числе ряженку) и прочие простокваши весьма уважаю, но понемножку и не в зной. Кефир покупаю реже: густой и вкусный найти не просто.

ряженка-простоквашакефир

Что еще остаётся? Простая вода! Колонки, колодцы, родники. Где я только не набирал воду – проблем с животом не было. Но это – у меня. Не хотите рисковать – берите с собой фильтр и/или обеззараживающие таблетки.

Вода из разных источников составляет больше половины моего питья. Редко, но бывают случаи, когда приходится покупать воду в пластике или просить у туземцев.

Пить рекомендуют медленно и понемногу, при этом не больше, чем нужно (чуть меньше, чем хочется).

Завтрак и ужин

Всё, что я варю – это кипяток на газовой горелке под защитой палатки, что быстро и удобно. Никаких костров, макарон, туш0нок и печеной картошки – это всё прекрасно и романтично в группе, но в одиночку приоритеты меняются.

(Upd: с 2019 всё же беру гречу/рис в пакетиках для варки. Общий расход газа возрастает на 20-25%, но цангового баллона (220 г) мне всё равно хватает дней на 15.)

Поваренную соль я не покупаю много лет. Необходимых организму минеральных солей должно хватать в самой пище. К тому же, многие продукты (тот же хлеб) уже подсолены изначально.

Кто-то скажет – без соли невкусно! Отвечу: это не совсем так. Ваши вкусовые рецепторы настроились на определённую концентрацию NaCl, отучить их – не проблема. Хлорид натрия является не только модификатором, но и усилителем вкуса. Дома я спокойно варю и ем вкусные щи да каши без соли.

Сахар (песок, рафинад) я тоже давно не покупаю, но по другой причине – слишком люблю сладкое! У меня и так всегда есть что-то сладкое к чаю и к каше, в том числе сухофрукты (а то и мёд в маленькой баночке).

Мой завтрак, как и дома, имеет крупяную основу. Но не требующую варки, а просто заливаемые кипятком злаковые хлопья – овсяные, пшенные, многозлаковые. Кукурузные же хлопья, залитые ряженкой или простоквашей – просто объеденье! Для них и кипяток не нужен.

А еще обожаю «подушечки» – они хороши и вместо каши, и с чаем, и на перекус.

Манку я воспринимаю только на молоке, поэтому в походы не беру. Манка и паста (макаронные изделия) – суть тот же хлеб (пшеница же), а хлеба ем и так немало.

Часто покупаю местный творог и ем с джемом, мёдом или свежими ягодами – очень вкусно! Можно и вечером, и утром. Сметану не беру – неудобна. Куриные яйца и масло (любое) не беру по этой же причине.

Иногда позволяю себе перепелиные яйца в коробке, сую в верхний карман велосумки, ем сырыми.

творог-земляника

Чай предпочитаю зелёный или травяной сбор, кофе не пью. Вечером вместо чая практикую йогу растворимый цикорий.

Основа вечерней трапезы – гречневые или картофельные хлопья и греча/рис в пакетиках для варки (см. upd выше), а также консервы. Бывает, что основой выступает вкусный хлеб, и тогда можно обойтись без кипятка (например, поздний привал, хочется спать).

Из консервов – фасоль, горошек, овощные смеси (могут быть с грибами, рисом и др.) и супы в стеклянных пол-литровых банках. Последние проще купить в сельмагах, нежели в «Магнитах» и прочих «Пятёрочках». Вермишель быстрого приготовления не покупаю.

Мяса ем мало в принципе, основные его источники в походе – пирожки, шаурма (редко), столовые. В палатке же мясного не держу, разве что изредка беру к ужину нежирную вырезку. Промышленные колбасы-сосиски-сардельки содержат тучу добавок, включая нитрит натрия, так что я их не признаю и вам не советую.

Рыбу покупаю мало, и только сушеную («соломка»). Ничего вяленого, пересолёного, копченого!

Сыр я люблю, но, как и везде, смотрю на вредные добавки и оптимальную цену. В походных условиях я не так рьяно изучаю состав и позволяю себе плавленый сыр (в кусочках или ломтиках). Сычужный сыр в тепле хранится хуже, но терпимо. Мой любимый «Natura» я таскал по жаре три дня, и он оставался вполне съедобным.

Адыгейский сыр мне тоже нравится, но его редко делают вкусно.

Овощи – это у меня огурцы, редис, молодая капуста и морква, всё в сыром виде. Зелень (петрушка и т.д.) ем, когда нет сырой капусты.

Приправы: сушеный чеснок, пряности, корица; соусы – кетчупы, майонезный с грибами, всякие изыски от «Heinz» и «Слободы».

астория-рестория

Для меня походная пища должна быть удобной, так как мои завтраки и ужины всегда проходят внутри палатки, не считая редкие гостиницы. (Но это уже тема для другой статьи – про походный быт.)

Питание и автономность

Я езжу по достаточно населённым местам, где магазины встречаются каждый день. Но всегда имею запас съестного на случай дождливой дневки или еще чего непредвиденного.

* Если велопоход длится 10-15 дней, то можно взять с собой из дома некоторые продукты в таком объёме, что не придётся беспокоиться об их докупке. И велорюкзак при этом переполнен отнюдь не будет.

— крупяные и картофельные хлопья: литра «Геркулеса» или «N злаков» мне хватает на 6-7 приёмов, пол-литра пюре – на 5-6 приёмов. Если добавить гречку и пшено – расклад основы для завтраков и ужинов готов на 10 дней. Занимает он 2,5 л, а весит меньше 1,5 кг. «Разбавляя» этот рацион по пути творогом, кукурузными хлопьями, подушечками, хлебами и консервами – хватит на полмесяца с запасом;

— чай, порошковый цикорий, сыпучие специи и приправы: этого добра можно набрать на месяц вперёд.

* Если же походик маленький (3-4 дня), то реально ВСЮ еду взять из дома, заботясь в пути лишь о воде. Но мне такие сроки не шибко интересны. =)

Немного о закупках: поскольку стиль моих, так сказать, путешествий часто подчиняется закону «один день – один райцентр», то свобода действий у меня большая. Универсамы, сельмаги, базары, бабки. Однако сетевые магазины захватывают рынок и в провинции. Где купить вкусный хлеб? – в ларьке от хлебозавода (если он есть) или в супермаркете. В сельмагах и магазах РайПО чаще всего продаётся колхозный набор – батон да калач, а местного творога может совсем не быть. А ежели что и есть, то цены, понятно дело, ощутимо выше.

толстоквашино

Зато в сельмагах есть супы в стеклянных банках и развесные сухофрукты, коих нет в «Магнитах».

А блюда, недостаток которых я испытываю на привалах (к примеру, отварной рис/ячмень или хороший суп) – заказываю в столовых, в которые захожу далеко не каждый день.

Заключение

Главное – не делайте поспешных выводов! В статье описан режим питания, который сформировался у меня за несколько летних сезонов. Для меня такой расклад оправдан – проблем с ЖКТ отмечено не было.

Многие советуют «пить и есть до того, как этого захочется», мотивируя это тем, что после наступления чувства голода быстро теряются силы, а еда действует не мгновенно. У меня такого не наблюдается – я нередко после этого самого наступления проезжаю еще некоторое расстояние, пока не присмотрю в сторонке удобный насест. Грубо выражаясь, у меня большая инерция тонуса.

То же и относительно питья – проблем с суставами не имею. Но и не нагружаю их силовым педалированием. «Не спеши, а то успеешь!» – гласит народная мудрость. Познавательный велотуризм – это не спорт. Ездить стараюсь так, чтобы не было напряжения в ногах, а только нормальная общая усталость к концу дня.

Наверняка читателям будет интересно: худею ли я в походах? Ответ: сначала да, а потом – нет.

Как правило, к весне я вешу 66-67 кг (при росте 180 см). Мало ли это? При моих тонких костях – много! Так вот, к концу июля масса тела падает до 60 кг, и пропадают все лишние складки на животе. И, что характерно, после августовского странствия весы показывают всё те же 60 кг. Это отмечалось мной не один год. А значит – такая масса для меня оптимальна, и организм работает наиболее эффективно.

Повторюсь, что данная статья основывается на чистой практике одного дикого человека и не претендует на научность. Экспериментируйте, но обязательно учитывайте особенности своего организма. И, если не знаете вашей «золотой середины» – всегда имейте резерв калорий.

В общем – будьте здоровы!

дикие яблочки брянщины

На одной странице все связанные вопросы охватить невозможно. А таковых может возникнуть немало:

  • Как предпочтительней упаковывать еду? Какую использовать посуду?
  • Почему я готовлю и ем внутри палатки? Каков расход топлива для горелки?
  • Что еще за экологические принципы? А как насчет мусора?
  • Что лежит в моей аптечке?
  • С какой стороны очищать бананы? =)

Задавайте вопросы в комментариях! Вдруг я пропустил довольно важную вещь.

Что нужно в велопоходе

«Удивительный вопрос: почему я водовоз? Потому что без воды и ни туды, и ни сюды!» — эти слова из старого фильма «Волга-Волга» можно применить и к велотуристу, ведь практически всегда в поклаже нашего брата присутствует вода.

В городах мы привыкли к удобствам. А как быть в полевых условиях, где доступ к воде есть далеко не везде, а ее качество – это уже дело второе? Какую воду можно пить и в каких количествах, откуда ее брать, в чем возить? Давайте попробуем выяснить.

** Статья отражает мнение авторов сайта исходя из большого опыта многодневных велопоходов и велопутешествий преимущественно по средним широтам РФ в теплое полугодие (апрель-октябрь). При этом мы не спортсмены и не экстремалы, звезд с небес не хватаем и на разряды не претендуем.

Источники воды в походе. Где набирать воду для питья?

Это могут быть родники (они же «ключи», «источники»), колодцы, водоразборные колонки, открытые водоемы, а также местные жители и магазины.

Качество воды в колодцах и родниках зависит, прежде всего, от глубины залегания водоносного горизонта. В целом, чем ниже – тем лучше: просачиваясь сквозь толщу пород, вода очищается естественным образом и проходит минерализацию.

При прочих равных следует отдавать предпочтение родникам. Вспомните поговорку «не плюй в колодец…» Мало ли, кто что (или даже кого) туда может кинуть, не так ли? Это человеческий фактор. К тому же, вода в колодце может быть застойная или даже тухлая, но редко. К роднику же, бьющему из-под земли, это не относится. Плюс не нужны цепь с ведром, а они не всегда бывают в хорошем состоянии. А иногда их нет вовсе, и тогда приходится набирать воду подручными средствами типа бутылки с привязанным на веревке грузом.

На качество (и количество) воды влияет и тип местности. Во-первых, это рельеф: как правило, среди холмов (а тем более гор) вода лучше, чем на плоской равнине (где ее еще надо найти). Во-вторых, это почвенно-климатическая зона: в лесах с водой проще, чем в сухих степях.

Самая благоприятная для велотуризма природная зона – это холмистая лесостепь, где есть и рощи, и просторы, и хорошая вода.

Надо учитывать и антропогенный фактор. Вблизи крупных предприятий грунтовые воды нередко загрязнены. Злоупотребление растворимыми химикатами в сельском хозяйстве тоже вносит свой вклад.

  • После сильных ливней могут разлиться реки, и если родник расположен низко, то он может оказаться временно затоплен.

«Родник – бесценный дар природы» — так поговаривал сам Тимирязев. Религия трактует это по-своему, благодаря чему родники становятся объектами поклонения. А местами при них устраиваются купели (купальни), что очень удобно для велопутника.

Водоразборные колонки (или просто «колонки») распространены по всем республикам бывшего Союза. Обычно встречаются в сельской местности, но бывают и в больших городах (в старых кварталах или частном секторе). Их пока еще много, но с каждым годом количество уменьшается. В некоторых регионах колонок почти не осталось (Татарстан, например). Причина тому – не только «водопровод в каждый дом», но и жлобство властей. Непонятно, что им мешает оставить хотя бы одну колонку, к примеру, в центре городка? А можно сделать ее украшением улицы или парка.

Вода из колонок сильно разнится по качеству. По сути, это – обычная водопроводная вода, и тут важны все звенья цепочки – водозабор, очистка, состояние труб. Перед тем как набрать воду, попробуйте ее на вкус и запах, а набрав, оцените цвет, прозрачность и наличие осадка.

Колонки, колодцы и родники – это основные источники воды в наших велопоходах. Намечая грядущую поездку на карте, не лишним будет изучить Wikimapia и OSM на предмет наличия родников на вашем пути, в особенности – благоустроенных. Родник без описания и фото может и не существовать (или быть пересыхающим).

Просить воду у местных жителей нам не очень-то нравится, но порой приходится прибегать и к этой мере. Чаще всего вам не откажут в воде, но в отдельных случаях есть риск нарваться на грубость или последствия пьянства. Кстати, к любезно набранной для вас воде из дома надо относиться так же, как и к воде из колонки, т.е. проверять органолептические свойства.

Покупка воды в магазине почти избавит вас от рисков, связанных с качеством воды, но увеличит количество пластика на свалках, ибо с раздельным сбором и переработкой отходов в регионах пока не очень.

  • Большая просьба: не сжигайте пластик на костре! На свалке он разлагается крайне медленно, и в будущем есть шанс это дело как-то переработать, а вредные продукты сжигания тут же безвозвратно попадают в воздух, которым мы дышим.

Что у нас осталось? Открытые водоемы. Разделим их на стоячие (лужи, болота, озера, пруды, водохранилища) и проточные (реки и ручьи). При этом озера могут быть и соленые (разной степени минерализации), в том числе горько-соленые – такая вода, пусть иногда и прозрачная, не подойдет даже для супа.

Разумеется, проточная вода лучше стоячей (при прочих равных). Но бывает и наоборот: вода озера Байкал в целом чище, чем основной его приток – река Селенга (Сэлэнгэ). Из Байкала до сих пор можно пить, если выбрать относительно глухой берег вдали от населенки, трассы и железной дороги.

  • Обычно вода в реках становится наиболее чистой к концу лета, а самая грязная — во время весеннего половодья и сразу после него.

В горах и достаточно «диких» малонаселенных местах воду можно пить прямо из малых рек и ручьев. Риск невелик, но все же он есть. Вдруг выше по течению реку перешел какой-нибудь баран и нагадил в воду? 🙂

Но и это еще не всё. Воду можно получить из дождя, росы, конденсата тумана и т.п. Впрочем, это уже из разряда «выживания»; в наших походах до такого пока не доходило.

Сколько организму требуется воды во время велопохода?

На этот счет нет единого мнения. Всё весьма индивидуально. Но, как-никак, пить нужно ежедневно, а объем жидкости зависит от нагрузок, окружающей температуры, влажности и много чего еще.

Например, зимой при слабой нагрузке может хватить и литра в сутки. А в сильную жару под +40 можно выпить до 7-8 литров в день!

В общем, пить надо столько, чтобы не чувствовать сильной жажды. Кто-то советует пить часто и маленькими глотками, а один из авторов нашего сайта считает это неудобной крайностью. Но очевидно, что выдуть литр залпом не есть хорошо.

Минимум такой: завтрак, ужин и два перекуса между ними. То есть, пить хотя бы 4 раза в день. При обильном потоотделении добавляются разы между перекусами.

А что вообще лучше пить при езде на велосипеде? И, в особенности, в жару?

(На нашем сайте уже есть статья о питании и питье в походе. Теперь небольшое дополнение.)

Разделим питье на группы: чаи-цикорий-кофе, (кисло-)молóчка, соки, минералка, пиво-квас, просто_вода.

Чай (а также травяные сборы), кофе, цикорий – это утро и вечер (горячие напитки).

Йогурты, ряженка и т.п. — это тоже утро и вечер, реже днем на перекусах.

Очень хорошо заходит апельсиновый сок, смешанный с минералкой!

В жару наряду с простой водой пейте минералку, лучше с содержанием солей 2…4 г/л. Больше литра такой минералки в день пить не желательно (как правило, этого хватает для поддержания солевого баланса организма).

Если погода не жаркая, мы иногда балуемся разливным пивом к перекусу. Квас, по сути, тоже дрожжевой напиток с газом, что не очень полезно для желудка.

С разливным пивом местами следует быть осторожным, ибо вместо качественного напитка в бутылку вам могут налить полную «бадягу». О качестве и свежести разливных напитков всегда можно поинтересоваться у продавца или местного населения.

Еще можно отметить «Кока-колу». Химия там жестокая, но в крайних случаях (при упадке сил) может помочь «дотянуть» до нужной точки благодаря адской смеси сахара, кофеина и кислоты.

Также (в крайнем случае) можно смешать «Кока-колу» с «Ессентуками» №4 или №17, добавив в бодрящее зелье изрядную долю солей.

Так называемые «изотоники», «спортивные» напитки и витаминно-минеральные добавки стоит употреблять при повышенной нагрузке на организм (а мы ездим размеренно) или же людям с нарушениями обмена веществ.

Очень хорошо себя зарекомендовали шипучие таблетки из известного английского магазина («ChainReactionCycles», «чейн»); неплох и мальтодекстрин в порошке, который удобно разводить во фляге.

  • Существует спорное мнение, что при повышенных физических нагрузках полезно пить в меру хорошее пиво. Но, естественно, не во время активной фазы нагрузок, а после, вечерком. И не ежедневно, а каждый второй-третий вечер. Мол, это способствует нормализации солевого обмена. (Действительно, игроки многих профессиональных футбольных клубов после напряженной игры идут в бар, где выпивают до литра пенного напитка и нарушением спортивного режима это не является, а в некоторых странах, таких как Бельгия, Чехия, Германия, даже приветствуется. Замечено на личном опыте, что 0,5 л светлого пива после знойного дня неплохо восстанавливает силы, но злоупотреблять спиртным явно не стоит. Пить даже легкие алкогольные напитки каждый день — плохой тон.)

Если с метаболизмом порядок, в велопоходе правильно питаться и не перегружать мышцы ног, то проблемы с коленями (а это бич многих велосипедистов, особенно спортсменов) возникнуть не должны.

Как быть с очисткой воды в походе? Нужно ли брать с собой фильтр?

Опять же, тут играют роль индивидуальные особенности ЖКТ. К примеру, Дмитрий Ховрин до 2019 года ездил без фильтра (6 активных сезонов), пил некипяченую воду из колонок, колодцев, родников по всей стране, а у Байкала пил воду прямо из горной реки. И ни разу не испытал ни малейшего отравления из-за плохой воды.

Однако это не исключает возможность «накопительного эффекта» — вредные примеси могут с годами откладываться во внутренних органах. Впрочем, при ежедневном «вкручивании» педалей по 70-100 км обмен веществ ускоряется, и всякие гадости быстрее выводятся из организма.

Но походный фильтр иметь желательно. Такой, что позволяет напиться буквально из любой лужи. Но без фанатизма, конечно. Лужу лучше найти с более-менее прозрачной водой, иначе любой фильтр быстро засорится.

Фильтр этот, так сказать, широко известен в узких кругах туристов. Называется он Sawyer Mini, обеспечивает задержку всего, что больше 0,1 мкм (заявлено 99,99999% бактерий и 100% микропластика). Помещается на ладони, весит 60 г и способен поить вас всю жизнь! Короче, обыкновенное чудо, если американцы не врут. И цена невысокая.

Получается, что Sawyer Mini эффективнее даже длительного кипячения, которое убивает гораздо меньший процент органики! А уж микропластик — это бич нашего общества…

Но надо учесть, что НЕорганические примеси на молекулярном уровне фильтр не уберет . Задерживаемые молекулы больше 100 нм – это только органика. Так что не надо пить из городских луж и вблизи «техногена»!

Есть фильтры-насадки и от российских компаний, например, недорогой Аквафор Универсал. В отличие от «Сойера» он задерживает тяжелые металлы, хлор, нефтепродукты, но при этом не заменяет кипячение.

В какой таре лучше возить воду в велопоходах? Сколько воды в среднем требуется на день?

Наверняка многие из вас знают о такой штуке, как гидратор. Эта питьевая система с гибкой трубочкой обычно кладется в заплечный рюкзак, и даже есть специальные рюкзаки для этого.

Но велотуризм для нас подразумевает свободную спину, поскольку вся поклажа развешивается по велосипеду. Поэтому мы используем два типа емкостей для воды: PET (ПЭТФ) бутылки объемом до 2 л и мягкий бурдюк на 5…6 литров.

Надо сказать, что привычные пластиковые бутылки с узким горлышком вполне надежны и герметичны, пусть и не всегда удобны в походе. Бурдюки даже от именитых западных фирм (например, MSR или Ortlieb) рано или поздно начинают протекать через крышку или около нее. При этом стоят они недешево.

Но есть у бурдюка большое преимущество (особенно при одиночных походах): его удобно повесить на ветку дерева и использовать как душ, так как подача воды регулируется. Дело в том, что мы не рекомендуем маленьким группам становиться лагерем возле водоемов из соображений безопасности.

  • Чтобы неплохо помыться из бурдюка, хватит 2 л воды, а в особых случаях можно обойтись и литром. Но следует учесть, что женщинам и девушкам необходимо больше воды.

Объем воды на одного человека в день можно рассчитать так: утренняя готовка пищи (1 л) + вечерняя готовка (1…1,5 л) + «душ» (1,5…2 л) + перекусы (1 л) + умыться днем (0,5 л) + запас (1 л) = 6…7 л.

Многовато, не так ли? Но это в случае, если между источниками воды не менее суток, а магазинного питья не осталось. В более «мягких» условиях старайтесь набирать воду в середине или в конце ходового дня, чтобы не возить «лишнее» весь день. Но и медлить с поиском воды не стоит, чтобы потом в сумерках не искать ее где попало.

Если под конец дня проезжаете хороший водоем или купель, то можно там вымыться, уменьшив ношу таким образом.

А для уменьшения нагрузки на багажник и для быстрого доступа к воде есть крепления для бутылок на велосипедную раму. Можно приладить хомуты для флягодержателей и на переднюю вилку.

Итак, вода в велосипедном походе является жизненно важным ресурсом. Ее необходимо уметь добывать, перевозить и, что не менее важно, — правильно употреблять.

В особо сильный зной воду большими порциями глотать не стоит. Лучше, набрав немного в рот, «полоскать» во рту несколько секунд, смачивая язык и гортань. Тот, кто воду глотает быстро и жадно, сильно потеет и никогда не напьется; в итоге он быстро выходит из строя. В жару надо пить часто и маленькими порциями.

Старайтесь пить натуральные напитки. Утром кого-то может взбодрить чашка кофе или даже зеленого чая, а перед сном лучше сильно не напиваться и заменить бодрящий чай на что-то нейтральное или успокаивающее (цикорий, мята и т.п.).

Изотоники, сладкие лимонады, колу и пиво часто употреблять не стоит; но если организм порой требует чего-то сладкого или хмельного на язык, умейте его разумно баловать.

Источники:

https://zclub-caspian.ru/turizm-stati/veloturizm-i-vsechto-nuzhno-o-nem-znat/.html
https://bikelifeforms.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B-%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8-%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC-faq
https://bikelifeforms.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/%D0%B5%D0%B4%D0%B0-%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0
https://bikelifeforms.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B0-%D0%B2-%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B5