Что такое циклокроссовый велосипед

Содержание скрыть

Циклокроссовый велосипед

Циклокроссовый велосипед (жаргонное название велокроссового велосипеда, порождённое неверной транслитерацией) — это велосипед, предназначенный для велокросса — это шоссейный велосипед, с повышенной проходимостью.

Содержание

Особенности

Благодаря колесам 622 мм, рулю-«барану», шоссейным манеткам Dual-control и жесткой вилке, велокроссовый велосипед с первого взгляда может быть спутан с шоссейным гоночным. Однако это различные классы велосипедов — по своим характеристикам велокроссовый велосипед находится между шоссейным гоночным велосипедом и дорожным гибридом [1] .

Велокроссовый велосипед имеет три важнейшие особенности, отличающие его от шоссейного:

  • относительно толстая внедорожная резина;
  • измененная геометрия рамы.
  • кантилеверные или дисковые тормоза

Поскольку велокросс проводится в сложных дорожных условиях, требуется установка соответствующей резины. Это «зубастые» покрышки 622х33…35 мм (пример регламента UCI) или более широкие, которые «режут грязь» и обладают хорошим сцеплением с грунтом. Замена покрышек тянет за собой и другие модификации: большие грязевые зазоры рамы и вилки (которые производят в усиленном исполнении) и дисковые или кантилеверные тормоза вместо клещевых.

Геометрия

Геометрия велокроссовой рамы адаптирована под относительно невысокие «грунтовые» скорости, с одной стороны, и под переноску велосипеда на плече — с другой. Для кроссовой рамы характерны более длинные нижние перья, чем у шоссейной, меньший угол наклона рулевой колонки (70° против 73°) и отсутствие слопинга — завала верхней трубы рамы [2] (ряд шоссейных рам также не имеет слопинга). По сравнению с шоссейным велосипедом, велокроссовый байк будет иметь лучшую управляемость на низких скоростях. [3]

Циклокроссовые велосипеды, их особенности и преимущества

Велосипед – это прекрасный универсальный способ передвижения. Существует много видов двухколесного транспорта. Каждый предназначен для своих целей, с которыми он справляется лучше всего. В последнее время вкусы и нравы велосипедистов начали немного меняться. Если только пару лет назад вопрос о том, какого типа брать байк, вообще не стоял (конечно, все брали горный), то современные тенденции популяризации велосипедного спорта чуть-чуть иные. Все больше люди стали пересаживаться с «агрессивных» маунтинбайков на более легкие и «мотористые» двадцатидевятидюймовые модели. К ним относятся циклокроссовые велосипеды, гибридные, шоссейники и городские.

циклокроссовые велосипеды

Такой переход обусловлен не просто спонтанным решением некоторых «катальцев». Нужно как следует во всем разобраться.

Циклокросс как вид гонки

Все большую и большую популярность стали завоевывать циклокроссовые велосипеды. Что же они собой представляют и для чего были созданы? Изначально циклокросс считался одним из видов гонок, в котором принимали участие велосипеды и мотоциклы. Трасса – это замкнутое кольцо протяженностью не более трех с половиной километров. Обычно состязания по такому виду гонки планируются на конец осени и начала зимы. Это неспроста. Трасса сама по себе очень сложная: в ней присутствует грязь по колено, участки с травой, ловушки с песком и прочие природные преграды. В основном все эти «сюрпризы» разрабатываются и создаются человеком вручную, так можно регулировать уровень сложности. Чтобы успешно выступать на таких трассах, нужно иметь очень надежный велосипед, который не подведет в решающий момент. Одни из таких – циклокроссовые велосипеды. Итак, как же выглядят такие байки, каковы их отличия и преимущества?

шоссейные циклокроссовые велосипеды

Циклокроссовый велосипед: отзывы

Данные велосипеды – гибриды. Они позаимствовали у многих моделей байков разные элементы. Все это сделано с целью открытия нового идеального велосипеда, который смог бы «выжить» в самых ужасных условиях, таких как циклокросс.

Если быть точным, то циклокроссовые велосипеды – это смесь горного и шоссейного байка. Говорят, что на практике получилось нечто очень эффективное. Есть как шоссейные циклокроссовые велосипеды, так и мтб (маунтинбайк). Отличаются они уже друг от друга преобладанием одной из сторон.

Особенности циклокроссовых велосипедов

У данного вида велосипеда много полезностей, которые помогают ему «выживать» в столь нелегких условиях. Одно из таких приспособлений – широкие покрышки. Логично, чем больше площадь, тем больше сцепление. Именно этот фактор так нужен на скользкой дороге. Покрышки имеют глубокий рельеф – дополнительное приспособление для гонок по грязи. Благодаря протектору сцепление с грунтом увеличивается.

циклокроссовый велосипед отзывы

Также для циклокроссов очень важны тормоза. Ведь кто знает, что может случиться на опасном участке дороги? Более всего распространены тормоза от маунтинбайков – дисковые. Такая система не только надежнее, но и удобнее. На ободные тормоза налипает очень много грязи, веток и прочего мусора, что потом приводит к недееспособности тормоза. У дисковых такой проблемы вообще нет, поэтому они и считаются более надежными. Но они тяжелее своих ободных собратьев.

От шоссейного циклокроссу достался знаменитый гнутый руль, который в народе называют «баран». Такое приспособление позволяет велосипедисту использовать и менять хват исходя из удобства.

Очень важным приспособлением считается специальное уплотнительное кольцо на втулке колеса. В условиях, когда грязь достигает уровня полколеса, обычный велосипед давно бы отдал концы, так как его втулки очень быстро бы засорились. Впоследствии это могло привести к стиранию внутренней части. Это не ремонтируется. Так вот, разработчики специально учли данный фактор и на циклокроссеры установили дополнительный пыльник, который не дает грязи проникнуть внутрь.

циклокроссовый велосипед cube

Циклокроссовый велосипед Cube

Если нужно выбрать хороший циклокроссовый байк, то здесь даже и думать не стоит. Велосипед от «Куб» считаются лучшими в данной категории. Именно на таких зачастую велосипедисты выступают на гонках. Стоит он, конечно, соответственно: дешевле, чем за полторы тысячи долларов, не найти. Зато взамен можно получить отличнейший байк, который не подведет даже в самый тяжелый момент.

Циклокроссовый велосипед

Циклокросс представляет собой один из видов спортивных дисциплин. Участники должны преодолеть трассу длиной 3,5 километра. Особенность заключается в переменном передвижении – какой-то участок дороги спортсменам необходимо преодолевать пешком, перенося циклокроссовый велосипед на плече. Трасса отличается сложностью из-за обилия грязи, различных препятствий и резких поворотов.

Но чем отличается представленный байк от шоссейного или МТБ? Подойдет ли данная модель для любителя и на какие критерии нужно обращать внимание при выборе?

Велосипед стиля Cyclocross

Особенность циклокроссового велосипеда

Внешний вид схож с шоссейным байком. Руль изготовлен в виде баранки, колеса размером 28 дюймов, жесткая вилка. Подобная модель прекрасно подходит для езды по трассе или по бездорожью. Рама обладает специальной конструкцией, позволяющей перетаскивать велик на плече без особых усилий.

Главная особенность заключается в тормозах и в увеличенном грязевым зазором. Они могут быть дисковыми или кантилеверными. Последние не боятся грязи и хорошо адаптируются на различных поверхностях. Установлена шоссейная трансмиссия, количество скоростей которой может быть либо 2х10, либо 2х9.

Циклокроссовые модели принято считать смешанными. Это является причиной дополнительных преимуществ. Они не отличаются скоростными параметрами от специализированных велосипедов. Но, из-за наличия зубчиков на покрышках, он прекрасно справится с грунтовой дорогой или с бездорожьем. Исключение составит брусчатка.

Среди преимуществ специалисты выделяют удобство и комфорт. Благодаря рулю, выполненному в виде баранки, улучшается аэродинамика. А заниженная посадка поможет избежать дискомфорта при встрече с сильным ветром.

По сути рассматриваемая модель – это улучшенная версия шоссейного велосипеда. Она достаточно усилена и изготовлена специально для езды, где обычный байк будет проходить с трудом.

Лучшая управляемость наблюдается на небольших скоростях.

Чем циклокроссовый велосипед отличается от МТБ

В связи с трассой, проходимой по пересеченной местности, производители взяли несколько критериев у МТБ. Рассмотрим какие:

  • Ширина покрышек (32-42мм). Это необходимо для проходимости.
  • Увеличенный размер звезд, располагающихся в задней части. Позволяет заезжать на достаточно крутые подъемы.
  • Уменьшенный размер звезд, расположенных в передней части. Поднимает показатели клиренса.
  • Некоторые модели представлены с дисковыми тормозами.
  • Контактные педали.

Разновидность циклокроссовых велосипедов

На данный момент существует несколько основных классификаций. Сначала рассмотрим основную разновидность циклокроссового велосипеда:

  1. Классический. Имеет стандартные параметры, а именно – верхняя часть рамы на полтора сантиметра больше подседельной трубы, показатель высоты каретки варьируется от 65 до 75 миллиметров. Подобные характеристики были признаны стандартом еще много лет назад, из-за чего представленные модели отнесли к категории классических. В качестве примера можно привести — Marin Lombard. Покрышки имеют ширину до 37мм, а шатуны снабжаются до трех звезд (на спортивные байки устанавливают одну). В основном производители ставят карбоновую вилку, чтобы загасить вибрации. Эксцентрики заменены вставными осями, как например в варианте — Format 2312.
  2. Гревел. В продаже появились недавно. Некоторые производители называют его – adventure bike, performance road bike. Гравийный велик является чем-то средним между циклокроссовым и туристическим. Ширина покрышек может быть до 42 миллиметров, что лучше гасит вибрации. Рама обладает более удобной геометрией. В качестве примера приведем модель — Polygon BEND RV, где установлены нижние перья.
  3. Туристический. Идеальный вариант для дальних поездок, является популярной моделью среди путешественников. Обладает максимальной надежностью. Изготавливается из титана или хромолюбдена, что гарантирует высокую прочность конструкции. Предусмотрены крепления для багажника. В качестве примера приведем модель — Marin Fourcorners.

Также представленные велосипеды можно классифицировать в зависимости от материала изготовления. Ниже подробно ознакомимся с данной информацией.

Алюминиевый сплав

Среди преимуществ выделяют:

  • Достаточные показатели жесткости.
  • Небольшой вес.
  • Прочность. В случае удара конструкция получит максимум небольшую вмятину.
  • Алюминий позволяет перенаправить усилия, прилагаемые велосипедистом, на колесо, располагающееся сзади. Иными словами – представленный материал обеспечивает прекрасные ходовые характеристики.
  • Недостаточно хорошо гасит вибрации.
  • Долгое использование приведет к появлению небольших трещин в районе швов. Это связано с постоянными нагрузками, из-за чего металл подается деформации.

Последний недостаток коснется вас, если вы активно пользуетесь своим двухколесным транспортом в течение пяти лет.

Хромомолюбден и сталь

Из данного материала в основном производят туристические циклокроссовые велосипеды. Существует несколько видов рам, отличающихся типом стали:

  1. Высокотянутая углеродистая.
  2. Хромо-молюбден.
  3. Стандартная.
  • Описанные материалы прекрасно гасят вибрации.
  • Повышенная прочность. Такой велосипед довольно сложно сломать.
  • Надежность. Можно забыть о появлении возможных микротрещин.
  • Рамы, выполненные из стали, легко поддаются сварке.
  • Увеличенный вес.
  • Может подвергаться коррозии, если транспорт будет стоять в помещении с высокой влажностью.

Титан

Из достоинств данного материала выделяют:

  • Небольшой вес.
  • Хорошая пластичность.
  • Прочность. Он не стареет и не подвергнется трещинам, как алюминий.

Из недостатков выделяют высокую цену. Это связано со сложностью обработки титана. Приобретая такой велосипед, помните – ремонт также обойдется в завышенную стоимость. Также подобные модели представлены далеко не везде, часто их продают под заказ.

Карбон

Является самым современным материалом. Среди достоинств специалисты выделяют небольшой вес, ходовые параметры и прочность.

Циклокроссовый велосипед, выполненный из карбона, отлично справляется с поглощением вибраций. Производители утверждают – этот материал обходит по своим характеристикам сталь, алюминий и титан. Но, если верить практике, то такой велосипед требует осторожного обращения – удар с острым углом нанесет серьезные повреждения.

В основном из карбона изготавливают спортивные модели. Также данный материал делится на две разновидности – обычна и Hi modul Carbon im8. Особенность последнего заключается в более тонкой волоконной нити и в плотном плетении, что предоставляет меньший вес и повышенные показатели прочности.

Тормоза циклокроссового велосипеда

Рассмотрим существующие типы тормозов, устанавливаемые на циклокроссовые байки.

Кантиливеры

Это наиболее старый тип, работающих по следующему принципу – колодки, выполненные из резины, посредством тросика зажимают обод с обеих сторон. Если сравнивать их с u-brake, устанавливаемых на шоссейных велосипедах, то кантиливерные лучше справляются со своей работой в пасмурную погоду.

Имеют достаточный просвет для грязи. Главное преимущество – вес (примерно на 400г меньше простых дисковых). Также они легко поддаются ремонту в случае поломки.

Недостаток заключается в сложном торможении при дожде – придется прикладывать чуть больше усилий в момент нажатия ручки тормоза, а в дальнейшем они сотрут тормозную поверхность, что потребует замены.

Кантеливерные тормоза

Дисковые механические тормоза

Их принцип работы идентичен кантиливерным – благодаря тросику колодки зажимают тормозной диск. Колодки представляют собой металлические пластины с абразивным слоем. Не боятся погоды, гарантируют длительный срок службы, ломаются крайне редко.

Из недостатков выделяют вес.

дисковые механические тормоза циклокросс

Дисковые гидравлические

В представленных тормозах роль тросика выполняет гидравлическая жидкость – ДОТ или минеральное масло в зависимости от модели байка. Когда велосипедист нажимает ручку тормоза, срабатывает система, образующая давление, которое заставляет колодки зажимать диск.

Гидравлический тормоз предоставляет полный контроль при торможении. Данный тип является самым эффективным среди существующих. Прекрасно справляются при любых погодных условиях. Дополнительным преимуществом гидравлики выступает маленький вес. В основном этот вид тормозов принято устанавливать на спортивных велосипедах.

Основным минусом считается сложность ремонта. Если повредятся гидравлинии, то тормоза придется прокачивать сначала. Рекомендуется беречь конструкцию от сильных ударов.

дисковый гидравлический тормоз циклокросс

Рейтинг циклокроссовых велосипедов

Существует определенный рейтинг хорошо себя зарекомендовавших циклокроссовых велосипедов. Оценивались следующие факторы – универсальность, скоростные параметры, исполнение составляющих, внешний вид.

  1. Specialized CruX Elite Disc Apex. Имеет облегченную раму, дисковые тормоза, гарантирующие максимальный контроль при торможении, качество комплектующих позволяет свободно менять скоростной режим байка. Имеется дополнительная защита тросиков в виде внутренней прокладки. Ручки велика позволят держать под контролем велосипед даже на сложных участках дороги, вы беспроблемно сможете перенести байк в абсолютно не проезжаемых местах. Specialized CruX Elite Disc Apex
  2. На втором месте стоит модель – Surly Cross Check. Отличается интересной расцветкой, простотой и универсальность. Производитель предусмотрел множество нюансов. На переднюю часть можно установить багажник или множество сумок на раму. Это объясняет, почему представленная модель является идеальным вариантом для путешественников или туристов. Surly Cross Check
  3. Cannondale CAADX Disc Ultrega. Благодаря спортивной геометрии вы с комфортом сможете ездить на нем по городским дорогам или бездорожью. Установлена трансмиссия фирмы Shimano и дисковые тормоза. Cannondale CAADX Disc Ultrega
  4. Giant TCX 1. Благодаря высокой верхней трубе, которая установлена на облегченной раме из алюминия, вы не испытаете сложностей при переноске велика на плечах. Вилка выполнена из карбона, что предоставляет идеальное гашение вибраций. Трансмиссия SRAM Rival гарантирует бесперебойное переключение скоростей. Giant TCX 1
  5. Пятую строчку рейтинга занимает – Trek CrossRip Elite. Это универсальная модель, имеющая прекрасные ходовые характеристики. Беспроблемно справляется с грунтовой, шоссейной дорогой или бездорожьем. По желанию пользователь может установить багажник, производитель предусмотрел специальные крепления. Установлена трансмиссия Shimano Sora STI и механические дисковые тормоза — Hayes CX5, обеспечивающие идеальное торможение на любой поверхности.

Trek CrossRip Elite
Как выбрать циклокроссовый велосипед

Чтобы не ошибиться с выбором транспорта изначально необходимо обратить внимание на ростовку. На циклокроссовых моделях размерность рамы обозначается в миллиметрах или в буквенных символах – S, M, L, XL, также, как у шоссейных. Данный показатель демонстрирует высоту подседельной трубы.

Помочь выбрать правильную ростовку сможет таблица:

Таблица ростовки велосипеда

Приведенная таблица не является общим стандартом, лишь небольшим помощником. В ней собраны усредненные значения. Помните – у производителей может быть другая ростовка, уточняйте этот параметр.

Также, вы должны определиться – зачем вам подобный велосипед? Если для спорта – выбирайте модель с алюминиевой или карбоновой рамой. Для туристических поездок хорошим вариантом станет велик со стальной рамой.

Велосипеды циклокросс: 5 лучших моделей 2019

Циклокроссовые велосипеды покоряют мир. Именно они вошли в тренды 2019 года. Какие же модели станут лучшими в грядущем сезоне?

Производители возвращаются к рамам с «узкой» геометрией, что часто становится причиной скопления грязи в главных узлах велосипеда. Да, неприятно. Но есть веский аргумент в пользу этого — простота и легкость таких рам.

Shimano и Campagnolo все активнее внедряют дисковые тормоза. Ну и наконец, внутренняя проводка тросов — еще один хоть новоиспеченный, но уже стандарт.

Более доступные материалы и модернизированная геометрия

Карбон — материал для циклокроссов среднего и высшего класса. Ближайшие годы дешеветь он не собирается. Поэтому байки с такой рамой и компонентами = дорого. Выход из ситуации — старый-добрый сплав алюминия 6061.

Многие бренды продолжают увеличивать опускание верхней трубы на собственных рамах (слопинг), что облегчает управление велосипедом. Вот, например, Jamis, Scott и Van Dessel. Данные марки выпускают велосипеды с немалым уклоном рамы от 68 до 70 мм. Круто. Но на рынке хватает и традиционных рам на 56 сантиметров без всяких ваших модных слопингов (например, велосипед Fuji Altamira CX 1.1).

Scott Addict CX RC — один из лучших циклокроссов 2019. Цена —

Scott Addict CX RC — один из лучших циклокроссов 2019. Цена — $3,800

Что можно купить

Как всегда, все зависит от суммы. За $4000 можно приобрести Van Dessel Full Tilt Boog или тот же Fuji Altamira CX 1.1 с ультра-точной трансмиссией SRAM Force 1 и рамой весом 7 кг, и забыть обо всем на свете.

Покупая Jamis Supernova Elite, вы получаете карбоновую раму аналогичного качества. Но байк будет оснащен немного более тяжелой трансмиссией и колесной парой. Велосипеды, такие как VonHof Steel ACX, имеют уже стальные рамы, но с карбоновыми вилками и гидравлическими дисковыми тормозами.

Стальная рама, гидравлика — звучит не очень спортивно. Но не обессудьте: такие байки легко могут тягаться с топовыми циклокросами в рамках локального соревнования по велокроссу. Так что призываем вас не убивать какой-нибудь Турист Warhawk за $580, а отнестись к нему со всевозможной серьезностью. И то же делать по отношению к следующим пяти циклокроссовым велосипедам.

Canyon Inflite CF SLX 8.0 Pro Race

  • Цена: $2,400

Уникальная конструкция рамы позволяет ездоку чувствовать себя в своей тарелке. Благодаря длинному выносу руля байк ведет себя очень послушно. А за счет необычного подседельного штыря появляется больше места для сгибания и смягчения ударов.

Добавьте сюда 33-миллиметровые шины Schwalbe X-One, легко удерживающие сцепление с дорогой. Кстати, данная резина хорошо себя показала даже при более низких давлениях. Клиренс тоже немал, что сводит к минимуму накопление грязи даже в самых плохих условиях.

В общем, с Canyon Inflite CF SLX 8.0 Pro Race у вас есть все шансы на победу. Не зря же он стоит $2400.

Trek Boone 5 Disc

  • Цена:$3,550

Оснащен технологией IsoSpeed: верхняя труба рамы в районе подседельного штыря плавно перетекает в перья, «обволакивая» подседельный штырь. Одни эксперты твердят, что это повышает ее жесткость. Другие — наоборот: с такой технологией ход, рама и ощущения мягче. Не попробовать — не понять. Лишь в одном все сошлись единогласно: IsoSpeed = надежно.

Trek Boone 5 Disc оснащен шустрой системой SRAM Rival 1 + плоские гидравлические диски Rival, которые не выцветают и не ломаются в грязи. «Бун» — циклокросс, на котором ездят Кэти Комптон и Свен Найс, поэтому он должен быть достаточно быстрым. Думая об этом, инженеры и проектировали сей байк.

State Warhawk

  • Цена: $580

Байк для тех, кто только начинает приобщаться к циклокроссу и не уверен, хочет ли принимать участие в соревнованиях. State Warhawk оснащен тормозами Tektro canti и колесами Novatec, благодаря чему отлично себя ведет на гравийных и грунтовых дорогах.

Но есть нюанс: «Вархавк» имеет лишь одну передачу (синглспид), поэтому владельцам такого агрегата на подъемах придется несладко.

Vnyl Cyclocross

  • Цена: $1,999

Имеет алюминиевую раму, плавно заниженную к подседельному штырю на немалые 70 мм. Благодаря этому байк стабилен и предсказуем, даже на высоких скоростях. Хорошо себя показал на как на гравийном, там и асфальтном покрытии.

Ход Vnyl Cyclocross плавный и податливый, но при этом имеет отличную жесткость рамы. В общем, велосипед что надо.

Vnyl Cyclocross. Цена — $1999

Vnyl Cyclocross. Цена — $1999

Colnago Prestige

  • Цена: $3,700

Хоть итальянская компания Colnago всем известна своими гоночными велосипедами, в жанре циклокросса она тоже преуспела. Доказательство этому — победа бельгийского профессионального шоссейного велогонщика Ваута ван Арта на Чемпионате мира по велокроссу в 2016-м. Он выступал именно на байке Colnago Prestige. Более того, чемпионаты мира 2008 года (Lars Boom) и 2013 года (Sven Nys) тоже были выиграны на велосипедах Colnago.

Серия Presige предлагается только в одной сборке среднего класса. Но если вы предпочитаете создавать собственную, то бренд продает рамы по $2400 за штуку. Полная сборка байка включает в себя надежную группу SRAM Force1 с колесами Fulcrum на бескамерных шинах. Все просто и со вкусом.

Желаете получать наши статьи в социальных сетях? Подписывайтесь на наши каналы в Twitter, Telegram и Facebook!

Источники:

https://wiki2.info/%D0%A6%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4
https://www.syl.ru/article/210602/new_tsiklokrossovyie-velosipedyi-ih-osobennosti-i-preimuschestva
https://cyclearea.ru/velosiped-i-ego-sostavlyayushhie/tsiklokrossovyj-velosiped
https://bikeandme.com.ua/dosug/obzory/834876-tsiklokrossovye-velosipedy-2019-pyaterka-luchshikh-modelej