Как сделать седло для лошади и из чего оно состоит
Седло для лошади: виды (женское, казачье, конкурное, скаковое, универсальное), строение, как сделать своими руками
Седло является одним из важнейших элементов конного снаряжения. Только с ним возможно занятие верховой ездой, а от его качества зависят здоровье и хорошее самочувствие как лошади, так и её всадника.
Неправильно подобранный аксессуар может привести к потёртостям, появлению ран и снижению работоспособности лошади.
Рассмотрим, какие виды упряжи бывают, как правильно их использовать и как можно сделать седло самостоятельно.
Строение седла для лошади
Лошадиное седло состоит из следующих составных частей:
Основные виды сёдел
В зависимости от назначения снаряжения варьируется его форма и конструкция.
Кавалерийское (строевое)
Предназначено для длительного нахождения всадника на коне, что предполагает хорошую износостойкость изделия и равномерную нагрузку на спину лошади. Обычно его каркас (ленчик) изготавливается из прочного материала — стали или дерева. А иногда, как и в старые времена, оснащается специальным креплением для носильных вещей и оружия.
Казачье
Главная его задача — возможность наезднику в любой момент езды привстать прямых ногах. Выполнить эту функцию помогает специальная конструкция упряжи, основными элементами которой являются арчак (ленчик), крылья и подушка.
Узнайте больше об конной амуниции.
Кроме того, предусмотрена небольшая рукоять, за которую можно держаться во время стойки или выполнения элементов джигитовки.
Женское (дамское)
Данный вид снаряжения сейчас встречается не очень часто, поскольку был изобретён в те времена, когда пышные длинные юбки не позволяли дамам сидеть в мужском седле. Поэтому появился вид седла, позволяющий расположить ноги с одной стороны коня.
Рекомендуем почитать о том, где живут дикие лошади.При этом одна нога находилась на верхней луке, а вторая — в стремени. Сейчас такую упряжь можно встретить разве что на конных шоу.
Конкурное
Специальное снаряжение, которое используется для одноимённых конных соревнований с преодолением препятствий. Основное требование к нему — устойчивая посадка всадника. Для этого крылья снаряжения немного выдвигаются вперёд, что позволяет крепче прижимать ноги к бокам лошади во время прыжков. Задняя лука при этом выполняется округлой или квадратной формы.
Выездковое
Для хорошей выездки необходимо глубокое седло, в котором наездник легко может полностью выпрямить ноги для лучшего контакта с лошадью. Такая посадка достигнута за счёт существенного укорачивания снаряжения, а также узкого и длинного строения крыльев. Для того чтобы иметь возможность управлять лошадью одним корпусом, уменьшена обивка седла, а полки сделаны узкими и короткими.
Универсальное
Данные снаряжение имеет универсальную классическую конструкцию и подходит практически для любых целей — прогулок, тренировок, охоты и любительских занятий конным спортом. Кроме того, это оптимальный выбор для новичков, только постигающих азы верховой езды.
Скаковое
Конструкция снаряжения выполнена из расчёта необходимости снизить нагрузку на животное во время скачек. Также она подразумевает особое положение всадника — стоя на коротких стременах. Поэтому скаковая упряжь имеет небольшой вес и упрощённую форму с почти плоским сиденьем и короткими стременами.
Офицерское (варшавское)
Этот вид снаряжения предназначен для участия в военных парадах и длительных конных походах. Кроме того, оно встречается на лошадях конной полиции. Упряжь отличается наличием многочисленных креплений для оружия и других необходимых военным или полиции вещей.
Ковбойское (вестерн)
Это классическое снаряжение американских ковбоев, обеспечивающее комфортную посадку и хорошую устойчивость наездника. Его конструкция позволяет освободить руки и удерживаться на седле даже при резких изменениях движения коня.
Читайте подробнее о том, как разводить лошадей в домашних условиях.
Седло имеет глубокую форму с высокой задней лукой, также на нём предусмотрен рожок для крепления лассо.
Троеборное
Данный вид снаряжения напоминает универсальное и также хорошо подходит для любых вариантов верховой езды. Главное его отличие — выдвинутые вперёд крылья, что позволяет при кроссе сменить обычную посадку на полевую.
Австралийское
Является попыткой объединить удобство ковбойского снаряжения с возможностью классического управления лошадью офицерского седла. В нём сочетаются комфортная посадка наездника и удобство самого животного, что позволяет использовать это седло для длительных прогулок.
Важно! Благодаря высокой задней луке выражение «сидеть, как в кресле» особенно подходит для австралийского седла и вестерна. Их фиксированная посадка значительно уменьшает риск падения наездника.
Оснащено дополнительными твёрдыми упорами для колен и расположенной поверх сидения пристругой. По сравнению с вестерном имеет более выраженные полки.
Испанское
Это снаряжение является европейским аналогом австралийского седла. Оно отличается более высокими бортами и используется опытными наездниками, поскольку, по сравнению с классическим, требует некоторой сноровки при работе шенкелем.
Безленчиковое
Представляет собой мягкое, пластичное снаряжение, мягко прилегающее к спине лошади. Является самым щадящим для спины животного и очень мало весит, поэтому используется для лошадей с небольшими травмами или заболеваниями спины. Поверх такого седла обычно крепится гелевая накладка, что позволяет ещё больше смягчить воздействие на спину животного.
Вьючное
Снаряжение предназначено для перевозки на лошади больших и объёмных грузов. Оно используется, например, в дальних туристических или горных походах.
Вам наверняка будет интересно узнать больше о хакаморе для лошади.
Его конструкция предполагает более плотное прилегание к телу и наличие широких подпруг и шлеи, препятствующих сползанию груза во время движения по наклонной местности. Также имеется множество креплений для вьюка.
Как сделать седло для лошади
Самостоятельное изготовление снаряжения для лошади — не самое простое дело. Поэтому если у вас нет специальных навыков и опыта, то лучше приобрести готовое изделие в специализированном магазине. Тем более, что можно не только выбрать любую модель, но и заказать её по своему индивидуальному дизайну.
Важно! Если у вас есть основа от старого снаряжения, то это может значительно облегчить работу. Останется лишь произвести ремонт ленчика и добавить другие необходимые элементы.
Но если вы всё-таки решились на эту работу, попробуйте начать с самой простой модели, в основе которой обычный деревянный ленчик, — со строевого седла.
Инструменты и материалы
Для изготовления упряжи нужны следующие материалы и инструменты:
- деревянная доска;
- картон или плотная бумага;
- искусственная или натуральная кожа, либо прочная ткань;
- проволока;
- поролон;
- войлок;
- ремни;
- молоток;
- напильник;
- строительный степлер;
- гвозди и скобы;
- нож и ножницы.
Этапы изготовления
Пошаговый план работ:
Как надеть седло на лошадь
Приучать лошадь к снаряжению следует только после того, как она прошла базовую подготовку, знает и выполняет основные команды и доверяет своему владельцу.
Советуем почитать о том, как правильно запрягать лошадь.
Надевая седло на лошадь, следует соблюдать следующие шаги:
- проверить состояние спины животного, проведя по ней рукой, и удалить все посторонние предметы — зёрна, колючки, крошки;
- уложить вальтрап — небольшую мягкую подстилку, меховой амортизатор или гелевую накладку, чтобы предотвратить натирание спины;
- встать справа от лошади, установить седло (начинать сверху, постепенно опуская), на нужном месте опустить подпруги;
- постепенно, начиная с первой дырки ремня, зафиксировать нужное положение и затянуть подпруги;
- проверить степень подтянутости подпруг, убедиться, что пряжки равномерны;
- защитить крыло седла, стянув подкрылок вниз.
Видео: как правильно седлать лошадь
Как правильно садиться на лошадь в седло
Для начала перед посадкой следует проверить натяжения подпруг. Слабо натянутые подпруги могут привести к тому, что при посадке или во время движения седло будет съезжать набок.
Важно! Первые выезды с новым снаряжением должны быть непродолжительными, и после них следует внимательно осмотреть спину лошади. Следы потёртостей могут говорить о том, что седло не подходит.
Пошаговая инструкция для посадки на лошадь:
Теперь вы знаете, что правильное седло — это настоящая броня для лошади. Поэтому к его выбору необходимо подойти ответственно и изготавливать самостоятельно лишь в том случае, если вы уверены в своих силах и знаете все особенности конструкции.
Подавляющее большинство наездников использует промышленно выпущенное снаряжение, строение которого соответствует всем существующим нормам.
А с качественным седлом прогулка на лошади становится большим удовольствием как для человека, так и для животного.
Была ли эта статья полезна?
Как сделать седло для лошади своими руками: функциональность, строение, замеры
При изготовлении седла, прежде всего, необходимо знать строение частей тела лошади, а уже потом владеть плотницким инструментом. Как сделать седло для лошади, чтобы оно было удобно и животному и всаднику? Неправильно подобранное и изготовленное седло делает не комфортным состояние животному, причиняет боль и неудобства.
Функциональность седла
При изготовлении седла для лошади своими руками необходимо обращать внимание на следующее:
Седло не должно быть узким и широким
Строение седла
Как сделать седло для лошади самостоятельно, учитывая все эти факторы? Изготавливают седло последовательно в несколько этапов. Правильность изготовления играет большую роль – седло не должно мешать и причинять неудобства животному.
Седло состоит из ленчика, внутренней обивки, наружной обивки и подпруги (амуниции лошади), которая крепит седло к спине лошади.
Строение седла «вестерн»
Замеры коня
- Самая высокая часть холки;
- Место передней луки (на 4 пальца ниже лопатки);
- Окончание холки (самая низкая точка спины);
- Место окончания седла (не дальше восемнадцатого позвонка);
- Длина изгиба спины (верхняя линия от холки до окончания седла).
Макет и изготовление ленчика
Делать седло для коня начинают с ленчика (основы седла). Рекомендуется сначала приготовить макет ленчика. Инструмент, необходимый для создания макета ленчика:
Изготавливается макет следующим образом:
- Проволока кладется на холку лошади и плотно прижимается, точно повторяя контуры тела животного за лопатками. Здесь будет передняя часть ленчика (лука). Прижимать проволоку нужно плотно, но так, чтобы она не доставляла неудобств животному.
- Полученный макет накладывают на картон, обводят контур (получается макет части спины животного).
- Вырезают из картона по контуру макет и прикладывают к спине лошади. Важно, чтобы макет точно повторял контур спины. Если есть отклонения – необходимо их исправить и добиться полного совпадения.
Изготовление ленчика, пошаговая инструкция:
Теперь можно начать изготовление ленчика. Ленчики делают трех разновидностей:
Традиционный вид ленчика – из цельного куска дерева. При его изготовлении инструментами вырезают из дерева по макету требуемую форму, чтобы обеспечить необходимую изогнутость, используют электролобзик и наждачную бумагу или, если есть возможность, пресс.
Ленчик кавалерийского седла
Внутренняя и наружная обивка
После изготовления ленчика для седла делается внутренняя обивка. Обычно ее изготавливают из поролона.
Изготовление наружной обивки:
В идеале наружная обивка седла изготавливается из кожи. Но это очень трудоемкий процесс, требующий специальных навыков и умений. Вместо кожи можно использовать прочную ткань. Ленчик обшивают прочной тканью. Иногда спереди и сзади пришивают валики, которые являются дополнительной опорой для наездника.
Крепление подпруги
Подпруги являются креплением седла. Они обеспечивают неподвижность седла во время бега лошади. Подпруги рекомендуется приобретать готовыми и просто пришивать к седлу. Подпруги должны быть пришиты симметрично с обеих сторон седла и держаться очень крепко.
Не забываем о комфорте
Как сделать седло для лошади полностью комфортным? Готовое седло обязательно примеряют на лошадь. Лошадь должна чувствовать себя комфортно, при пробной поездке седло не должно натереть спину и бока животного.
Если все нормально, то седло можно использовать. Чтобы смягчить толчки и убрать те незначительные недочеты, которые были получены в результате изготовления седла, используют также потники. Потник изготавливается из войлока или овчины.
Он должен повторять форму седла.
Видео: Мастер конских седел
Виды седел для лошадей, как сделать седло для лошади
Лошадиное седло является самым важным снаряжением для верховой езды. Его можно назвать неким проводником между лошадью и наездником. Комфорт животного и человека зависит от правильности формы конного снаряжения. Важным является не только правильно надеть седло на скакуна, но и правильно подобрать его. Так как этот элемент способен оказывать влияние на движение и здоровье животного.
Если неправильно выбрать конное снаряжение, животное будет испытывать дискомфорт при езде, что в дальнейшем может отрицательно сказаться его на физическом здоровье. Встречались случаи, когда неправильно подобранное седло становилось причиной травм спины у скакуна.
Стоит более подробно разобраться в том, какие существуют виды верховых снаряжений, а также из чего они состоят.
Основные разновидности
Седло является самым древним снаряжением для верховой езды. Изначально в качестве него использовались простые небольшие накидки с ремешками. В настоящее время снаряжения имеют правильную конструкцию и форму. Об этих важных моментах заботится сама наука.
Современные виды ориентированы на комфорт и здоровье лошади и наездника. Существует множество различных видов этого снаряжения верховой езды, которые применяются в разных конных дисциплинах, учитывая уровень сложности, нагрузку на спину и время нахождения всадника верхом.
Основные виды конного снаряжения для скакунов:
- седло кавалерийское (строевое). Относится к группе строевых и рабочих конных снаряжений. Предназначается для длительного нахождения наездника верхом на скакуне. Ленчик седла изготавливается из прочных материалов (из стали или дерева), что положительно отражается на износостойкости. Данные материалы позволяют правильно распределить нагрузку на спину животного. Раньше такое конное снаряжение использовали в армии и в затяжных кавалерийских походах, поэтому снаряжение оснащено дополнительными крепежными элементами для вьюков и оружия;
- ковбойское седло (Вестерн). Раньше использовалось ковбоями в Америке для выпаса скота. Отличается своей формой, которая обеспечивает комфортную и устойчивую посадку наездника во время резких движений и остановок скакуна. Еще некоторые отличительные черты: рожок для лассо, глубокая форма, высокая задняя лука седла, которая позволяет освободить руки наездника. Вестерн идеально сконструирован, что позволяет лошади чувствовать себя максимально комфортно;
- конкурное седло. Предназначается для конкура и отличается некоторыми особенностями от предыдущих видов: крылья выдвигаются вперед, задняя лука изготавливается круглой или квадратной формы. Самым популярным являются снаряжения компании Кентавр;
- универсальное седло. Свое название получило благодаря универсальной форме, которая подойдет практически для любого вида конного спорта и верховой езды. Для конников-любителей этот вид верхового снаряжения станет идеальным. Его можно использовать во время охоты, для простых прогулок, тренировок, пада и других целей;
- скаковое. Используется исключительно для скачек. Отличается своей простой формой, а также плоским сиденьем и коротким путлищем. Скаковое седло очень легкое. Его стандартный вес составляет 400 грамм . Часто скаковой вид путают с безленчиковым;
- женское седло. Этот вид сконструирован еще 7 веков назад. Необычная форма предоставляет возможность дамам располагать ноги только с одной стороны скакуна. Когда дамы стали носить брюки (в начале 20 века), о данном виде конного снаряжения постепенно забыли. В настоящее время женское конное снаряжение можно встретить только на конных шоу и выставках.
Галерея: седло для лошади (25 фото)
Строение седла
Если говорить о современных конных снаряжениях, они имеют весьма сложную конструкцию. Основная часть – ленчик, от которого зависит форма снаряжения. Рассмотрим остальные составляющие на примере ковбойского седла:
- рожок;
- передняя лука;
- вилка;
- держатель приструги;
- крепление передней подпруги;
- путлище;
- стремя;
- держатель задней подпруги;
- юбка;
- кончо;
- валик;
- задняя лука;
- сидение.
Как сделать седло своими руками?
Лошадиное седло можно назвать неким сидением с подушками для человека, которые позволяют смягчить удар во время езды верхом. Сразу стоит отметить, что сделать своими руками его весьма непросто, так как для этого потребуются специальные материалы, которые отличаются своей износостойкостью. Если такие материалы имеются, для изготовления можно воспользоваться следующей инструкцией.
Материалы и инструменты:
- лист картона;
- ножницы или нож;
- скобы и гвозди;
- молоток;
- кожа или прочный кожзаменитель;
- лобзик;
- поролон;
- несколько кожаных ремней.
Пошаговая инструкция:
Седло для лошади: как подобрать размер, как одевать, виды (казачье, спортивное, дамское, прогулочное), как сделать своими руками
Седло — один из самых главных элементов конной амуниции. От того, насколько правильно оно будет подобрано, зависит комфорт коня и человека. В нашей статье мы расскажем, какие виды сёдел существуют, как оседлать коня и самостоятельно изготовить эту часть амуниции.
Из чего состоит седло для лошади
Выделяют много видов сёдел, но схема конструкции их примерно одинакова.
Самое обычное сиденье состоит из:
- деревянной, пластмассовой или металлической основы-ленчика, которая включает в себя две части-лавки, соединяемые в передней и задней части при помощи дуг-луков;
- двух кожаных крыльев, которые нужны для предупреждения контактирования ног наездника с пряжками на пристругах и путлищах;
- двух подкрылок из кожи;
- кожаного сиденья, позволяющее наезднику принять удобное положение;
- двух подушек из толстого материала, которые набиваются шерстью и располагаются под сидением для минимизации влияния массы наездника на позвоночник животного;
- войлочного потника, который смягчает давление сидения и подушки на спину коня и не даёт образовываться потертостям;
- тесьмяную, прорезиненную или кожаную подпругу, которая должна плотно облегать тело коня и не давать сидению сползти в сторону или вдоль спинки;
- двух или четырёх приструг, на которые прикрепляется подпруга;
- двух стремян, изготовленных из кожи и металла и двух ремней-путлищ.
Такое строение имеет стандартное сиденье, а в зависимости от разных видов некоторые его компоненты могут меняться.
Важно! Чтобы не натереть спину лошади сиденьем, необходимо подкладывать под него потник — особенно если планируется длительная поездка верхом.
Рассмотрим, какие разновидности сёдел бывают.
Пробежное
Главное назначение — поездки на большие расстояния, часто используется для похода или охоты. Характеризуется наличием мягкого сидения.
Благодаря широким полкам лошадь может двигаться свободно, также они не давят ей на спину, так как вес наездника распределяется равномерно. Сиденье оснащено дополнительными кольцами, к которым можно прикрепить снаряжение.
Выездковое
Отличительная черта — это глубокая посадка, благодаря которой человек может распрямить ноги. Имеет укороченное сиденье, крылья узенькие и длинные. На выездке лошадь должна быстро реагировать на команды человека, которые в большинстве случав подают корпусом, поэтому практические все выездковые сёдла не имеют обивки, а полки изготавливают узкими и короткими.
Универсальное спортивное
По тому, как называется это сиденье, можно догадаться о его назначении. Оно имеет универсальную форму, используемую во всех разновидностях конного спорта.
Советуем почитать о том, как выбрать лошадь для себя.Также на нём можно отправиться на охоту, оно идеально для прогулок, разных тренировок и прочих целей.
Конкурное
Используется для конкура и обладает некоторыми отличиями от обычного седла: крылья могут высовываться вперёд, задняя лука имеет округлую или квадратную форму.
Троеборное
По внешнему виду очень напоминает универсальное, его можно применять для разных целей. Однако есть одно отличие — подушка и крыло немного выдвинуты вперёд, что даёт возможность на время кросса изменить посадку на полевую.
Скаковое
Главное назначение — скачки. Имеет простую форму, плоское сидение, укороченное путлище. Многих интересует вопрос — сколько весит эта амуниция. Её масса очень маленькая — всего 400 грамм. Этот вид легко спутать с безленчиковым.
Кавалерийское (скаковое)
Главное назначение — долгое нахождение человека на коне. Для изготовления ленчика седла используют прочные материалы (сталь или дерево), что оказывает благотворное воздействие на износостойкость.
Рекомендуем ознакомиться с самыми популярными видами сбруи для лошади.
Благодаря этим материалам происходит надлежащее распределение нагрузки на спину коня. Ранее подобная амуниция применялась в армии и долгих походах, поэтому она имеет дополнительные крепёжные компоненты для оружия.
Охотничье
Разработка конструкции этого седла проводилась с учётом пожеланий егерей, охотников. Благодаря его устройству обеспечивается сохранение правильной посадки наездника, оно не сковывает движения животного.
Спина коня не травмируется, сиденье не контактирует с холкой, позволяет равномерно распределить вес наездника и вьюка. Для изготовления ленчика используется дерево, усиленное при помощи кованого железа.
Для подкладок применяют натуральную кожу, которая защищает спину животного от наминов и набоев.
Казачье
Относится к походному типу сёдел, но для его изготовления использовалась иная технология. Главными элементами являются крылья, подушка и арчак. Сиденье имеет форму небольших размеров и рукоятку — таким образом, человек может приподняться и осуществить джигитовку.
Офицерское (варшавское)
Чаще всего такое сиденье встречается на военных мероприятиях, парадах, его надевают на животных конной полиции. Оно обладает множеством креплений для различного оружия и прочих вещей.
Вестерн (ковбойское)
Ранее его использовали американские ковбои — выпасали скот. Имеет несколько отличную от стандартного седла форму, благодаря которой человек может комфортно и удобно в нём расположиться и чувствовать себя уверенно даже при неожиданных движениях и остановке коня. Вестерн имеет идеальную схему, и с ним лошади удобно передвигаться.
Вьючное
Специализированный тип седла, который разработан с целью перевозки на коне тяжёлых и больших грузов.
Женское (дамское)
Впервые о дамском седле узнали еще в VII веке. В это время женщины носили пышные юбки, сидеть в мужском седле в них было очень неудобно, поэтому была разработана амуниция специально для слабого пола.
Узнайте как самостоятельно сделать: уздечка, недоуздок, вальтрап и попону.
Однако как только в женскую моду вошли брюки, такие сёдла перестали пользоваться популярностью. Но в последнее время они снова становятся востребованными. Все вышеперечисленные виды, за исключением седла вестерн, относятся к группе «английское седло».
Как правильно подобрать седло для лошади
Чтобы и коню и наезднику было удобно, важно правильно выбрать сиденье.
Важно! Если вы заметили, что в процессе езды потник сбился назад, это говорит о том, что сиденье закреплено плохо, и может привести к травмированию и коня, и наездника.Рассмотрим, на что необходимо обратить внимание:
Видео: как подобрать седло для лошади Подбор седла — очень ответственный момент, и если вы не знаете его нюансов, лучше обратиться за помощью к профессионалам.
Как надевать на лошадь
Прежде чем седлать лошадь, нужно внимательно её осмотреть и убедиться в том, что на теле нет травм.
Рассмотрим, как надевать сиденье на животное:
Видео: как правильно седлать лошадь После установки седла убедитесь, что:
- оно не оказывает давления на спину животного;
- ленчик не защемляет холку и не давит;
- сиденье лежит ровно, и на нём равномерно распределяется вес наездника.
Читайте подробнее о том, как правильно оседлать лошадь.
Как правильно садиться в седло
Рассмотрим, как правильно сесть в сиденье:
Как снять седло с лошади
Снятие седла происходит в следующем порядке:
Как сшить седло для лошади своими руками
Если вы понятия не имеете, как смастерить и перетянуть сиденье своими руками, то лучше приобрести его в магазине. Однако если у вас есть какие-то навыки в деле выкройки и шитья, то можно попытаться сделать его самостоятельно.
Снимаем мерки и определяем размер
Очень важно, чтобы амуниция идеально подходила по размерам, поэтому в первую очередь нужно снять мерки.
Для этого делают такие замеры:
- наивысшую часть холки;
- расположение полок на 4 пальца ниже лопатки;
- окончание холки до 18 позвонка.
Кроме этого, используют проволоку, чтобы сформировать загиб по спине.
Инструменты и материалы
Для изготовления седла вам понадобятся:
- картонный лист;
- скобы и гвоздики;
- лобзик;
- кожа;
- ножницы;
- поролон;
- молоток;
- кожаные ремешки.
Пошаговый процесс изготовления
Седло — очень важный элемент амуниции. Очень важно, чтобы оно идеально подходило лошади. Для того чтобы максимально удачно подобрать этот предмет, рекомендуется воспользоваться помощью профессионалов.
Седла для лошади: обзор видов и самостоятельное изготовление
Данный вид амуниции относится к очень важному снаряжению для занятий конным спортом. Оно создано для удобства всадника. От того, насколько правильная форма будет у седла, будет зависеть комфортность верховой поездки, причем это относится не только к наезднику, но и к его четвероногому компаньону.
Необходимо точно знать, как должна правильно лежать данная амуниция, а также сделать правильный выбор среди огромного количества седел, которые существуют на данный момент. Это очень важно для здоровья лошади.
При неправильном выборе снаряжения лошадь может начать испытывать чувство дискомфорта, в результате которого идет негативное влияние на физическое состояние питомца. В некоторых случаях подобная безалаберность может закончиться тяжелой травмой спинного отдела.
Чтобы разобраться в таких тонкостях, нужно более подробно рассмотреть, какими бывают верховые седла и их составляющие части.
Какими бывают седла
Данный вид амуниции был изобретен очень давно. В первое время он представлял из себя накидку небольшого размера, которая крепилась к спине лошади с помощью ремешков. Время шло, а вместе с ним происходило и совершенствование конструкции.
На сегодняшний день седла выпускаются определенной формы, подходящей под тот или иной вид конного спорта.
Также учитывается и комфортное состояние для животного и всадника (с учетом нагрузок на спинной отдел и длительность нахождения человека верхом).
В следующей таблице можно ознакомиться с различными видами седел:
Из каких элементов состоит
Современное конное снаряжение характеризуется наличием сложных конструкций. Главная часть называется ленчиком, и именно она определяет форму седла. Более подробно познакомиться с составными частями можно на примере универсальной амуниции, которая состоит из:
- передней луки;
- задней луки;
- кольца для подхвостника (может и не быть);
- ленчика;
- малого крыла;
- большого крыла;
- боковых подушек;
- кольца для подперсья;
- приструг (может быть 2 или 3);
- подпруги;
- подушки;
- путлищ;
- стремян.
Советы по выбору
При верховой езде без седла основная масса человека приходится на кости седалищной части скелета. Седло помогает распределить нагрузку более равномерно. Несмотря на то, что общий вес находящийся на лошади вместе с амуницией будет больше, чем без нее, уменьшится давление на спинной отдел в целом.
Седла предназначены, чтобы создать удобства не только всаднику, но и лошади.
Если человеку будет неудобно ездить верхом, то он вполне способен подобрать себе другие элементы одежды или сделать выбор в пользу более мягкой конструкции седла.
Лошадь же всего этого по понятным причинам не может, разумеется, болевые ощущения она будет испытывать, а это впоследствии скажется самым негативным образом как на здоровье, так и на качестве тренировок.
Самой важной частью конструкции является его низ, который имеет соприкосновение со спинным отделом лошади. На тренировках животное делает сгибание в боках, идет работа плечевого корпуса, поднимание и опускание спины.
Все эти движения осуществляются благодаря огромному количеству мышц, которые располагаются под седлом.
Множество разработок и усовершенствований спортивной амуниции, к сожалению, не сделали седло более мягким, оно имеет довольно жесткую конструкцию.
Для предохранения спинного отдела, а вместе с ним и здоровья лошади, каждый человек должен уметь сделать правильный выбор амуниции исходя из того, какой размер имеет ленчик.
Также при этом нужно знать, будет ли оно подходить по форме к спинному отделу животного.
Помимо этого, необходимо знать о правильном расположении седла и не забыть о дополнительных принадлежностях – вальтрапах, подпругах, амортизаторах.
Для большего удобства лошади нужно знать, какого размера должен быть ленчик, играющий роль каркаса из дерева или металла. Измерение производится с помощью проволоки, которая имеет длину 42 см. Выбирается гибкий и жесткий материал для более надежного и точного замера. Животное ставится на ровном, горизонтальном месте.
Затем нужно от лопаточной части провести воображаемую линию, которая идет вертикально, и положить в данном месте проволоку на холку животного. Затем измерительный материал сгибается такими образом, чтобы с каждого бока были равномерные отрезки. Шириной ленчика будет являться расстояние между двумя концами проволоки.
Как сделать седло своими руками
Важно знать, что сделать самостоятельно седло не так легко, как кажется с первого взгляда. Необходимо запастись большим количеством материалов, устойчивых к износу, и только после этого попробовать смастерить конструкцию.
Как выбрать седло: гид для начинающих
Мы не являемся авторами выражения “быстрее тот, кому удобнее”, но довольно часто используем его в своих статьях. Очень точно оно описывает и реальную ситуацию в седле и тенденцию развития велосипедостроения. Всё направлено на достижение максимального комфорта ради максимальных результатов на трейлах, треках, заездах на большие дистанции и прочем.
В категорию удобства, не в последнюю очередь, входят и сёдла, именно о них мы сегодня и поговорим.
Велосипед — это не просто.
Для начала стоит сказать, что все сталкиваются с проблемой боли в. ну, вы поняли. Надо дать себе время привыкнуть к седлу. Ведь любая его форма или конфигурация так или иначе заставит болеть то место, которым вы на него садитесь. Только после периода привыкания есть смысл задумываться о смене седла, если оно остается неудобным. Да, и заезды раз в месяц показателем не являются. В таком режиме пятая точка каждый раз будет отзываться болью. Увы, такие уже наши анатомические особенности без привязки к половой принадлежности.
Разумеется, вы уже могли догадаться, что речь идет о новичках, им в первую очередь кажется, что боль связана с неудобным седлом.
Визуальный осмотр седла друга или на витрине магазина, или по фотографиям в Интернете не несет в себе никакой практической пользы. Выбирать придется попой, она очень тонко чувствует не только страх или приключения, но и смену седла. И, да, придется поездить какое-то время на разных сёдлах, пока не остановитесь на чем-то, что вам действительно понравится. Если же седло понравилось сразу, не спешите с выводами, поездите на нем еще какое-то время. Часто случается, что некоторые моменты ощущаются только спустя некоторое время или при определенных условиях.
Кроме того, озадачив себя выбором седла стоит вдумчиво разобраться в дисциплинах, для которых они создаются. Основных категорий всего пять.
Велосипед для активного отдыха или прогулки
В этой категории находятся, наверное, самые большие и мягкие сёдла, так как предназначены они для исключительно любительского употребления с минимальными болевыми ощущениями. Довольно часто они обладают внушительной шириной, толстой мягкой поверхностью, пружинами и коротким носом.
Типичное седло для городского велосипеда: широкое, мягкое и стоит не дорого. Даже не думайте ездить на нем на большие расстояния. Купить
Велосипед для повседневного применения
Сёдла для такой техники делаются наиболее стойкими к погодным условиям, и не такими мягкими и широкими, как в предыдущем случае. Впрочем, самыми тонкими и легкими их называть не приходится. Они являют собой нечто среднее между всеми дисциплинами.
Шоссейные велосипеды.
Вот, а здесь уже появляется место для небольшого веса и высокой жесткости. Сёдла для шоссеров выполняются очень тонкими и с минимальной прослойкой амортизации, которая носит больше декоративный характер, чем практический. Такая ситуация обусловлена необходимостью передать на педали максимальный крутящий момент без потерь на деформации элементов велосипеда. К тому же, серьезные велосипедисты ездят в велоформе, которая имеет мягкую подкладку в шортах на задней части. Тут напрашивается логичное замечание в виде вопроса. почему убирают мягкость из седла и добавляют ее в велоформу? На этот вопрос у меня ответа нет, я сам озадачен. В любом случае, традиции так уже сложились и, наверняка, инженеры и исследователи поступают таким образом не просто так.
Specialized Romin – одно из самых комфортных седел для шоссейных велосипедов.
Также стоит сказать, что шоссейные сёдла тоже между собой могут значительно отличаться в зависимости от дисциплины. Если речь идет о раздельных стартах на время, то здесь требуется аэродинамика и невысокий вес с минимальными значениями комфорта. Если же мы говорим об эндуранс велосипедах и соответствующих гонках, то здесь уже больше упора на комфорт происходит, так как расстояния покрываются весьма значительные (100-300 км гонка).
Горные велосипеды.
Такие сёдла несколько мягче и шире шоссейных, но по-прежнему остаются довольно жесткими из-за того, что и здесь одежда комплектуется мягкой подкладкой (памперсом). С другой стороны, горные велосипеды между собой значительно различаются в зависимости от дисциплины, и в некоторых ситуациях они выполняют чисто номинальную функцию. Следовательно, они могут быть максимально жесткими и легкими, но и не шоссейными.
Fizik Gravita Alpaca X5 – седло для даунхилла
Туринговый велосипед.
Еще одно направление, которое близко к горным и шоссейным технологиям. Однако вес здесь вторичен, а первична прочность, износостойкость и комфорт. Ведь велотуристы в день проезжают не одну сотню километров. Разумеется, разработчики обязаны учитывать этот фактор. Выполняются они с длинным и узким носом и мягкой задней частью, где располагаются кости таза.
Триатлон/ТТ
ISM PN 3.0 для триатлона и гонок с раздельным стартом. Купить
Для достижения наиболее аэродинамичной позиции и специфической геометрии велосипедов, для этих видов спорта, используются седла особой конструкции. Применение таких седел, на велосипедах других типов не допускается.
Типы амортизации.
Глобальных есть всего две категории — сёдла с амортизацией и без неё.
Кратко мы же упоминали о них, говоря о дисциплинах.
Амортизация на седлах обеспечивается с помощью витых пружин, упругих элементов или подрессоренного подседельного штыря. Все эти способы смягчения поездки дорого обходятся в плане веса. Однако на общем фоне велосипеда эти “потери» значительными не являются. Зато райдер обеспечивается наибольшим комфортом, вставать из седла практически не приходится и болевые ощущения после поездки сводятся к нулю. Надеюсь, вам уже стало понятно, что мы сейчас говорим сидушках для прогулочных велосипедов, которые выполняются широкими, толстыми и мягкими. В среде заядлых велосипедистов такие седла не приветствуются, так как на длительных дистанциях с хорошей стороны себя не показывают — мешают эффективному вкручиванию и удобной агрессивной посадке. А излишне мягкая поверхность может создавать дополнительные точки давления, что тоже на руку не играет. К тому же, снова-таки, вес многое решает.
Седла с пружинами встречаются все реже, даже на городских велосипедах. Купить
Существуют специальные мягкие накладки на седла, которые позволяют смягчить поездку. Однако по опыту могу сказать, что обратной стороной мягкости становится повышенное потоотделение, что комфорта не добавляет нисколько. Куда приятнее надеть велоформу с памперсом, чем обычную одежду и сесть на мягкую накладку. И, да, велосипедные шорты далеко не всегда бывают обтягивающими, есть много моделей для МТБ райдеров, которые от повседневной одежды не отличишь. Однако памперс они все равно содержат, хоть и внешних признаков об этом не подают.
Мягкий чехол-накладка для седла. Купить
Седла без амортизации амортизации не содержат, что вполне логично. Хотя сказать, что они совсем лишены этого качества, нельзя. Любое седло, независимо от конструктива, располагается на подседельном штыре с помощью рельсов (рейлов), упругость всей конструкции в совокупности и обеспечивает некоторую мягкость. Порой показатель этой мягкости очень даже впечатляет, если говорить о карбоне и скандии в материале подседела.
Кроме того, в сёдла без амортизации встраиваются специальные наполнители: гель или пена.
Первый имеет склонность к сравнительно быстрому уплотнению в процессе эксплуатации, что неминуемо сказывается на жесткости седла. Второй наполнитель больше приживается среди велосипедистов, которые проводят в седле много времени, так как материал долго сохраняет свои амортизирующие свойства.
Также встречаются варианты сёдел, чья жесткая поверхность из пластика или карбона покрывается тонким лоскутом ткани или кожи. Разумеется, такие варианты наиболее жесткие и без специальной велоформы с хорошим памперсом на таком седле не уедешь.
С вырезом или без?
На первый взгляд может показаться, что седло с вырезом обладает неоспоримыми преимуществами перед седлом без такового. Однако практика показывает, что всё это не всегда так очевидно, как хотелось бы. На самом деле, да, такая конструкция действительно разрабатывалась специально, чтобы снизить давление на среднюю часть тела и улучшить там кровообращение. Бонусом становится улучшенная вентиляция промежности. Паразитным и далеко не самым приятным бонусом становится незащищенность промежности в условиях дождливой погоды, туда заднее колесо будет сбрасывать всю грязь. так что, решение довольно спорное.
Эквивалентом выреза можно считать сёдла с ярко-выраженным изгибом в средней части. Оно представляет из себя чашу в разрезе и в некоторым смысле является очень удобным. Мне таковым оно кажется только в условиях спокойной и размеренной езды. При наличии активных вкручиваний поднятый нос и задняя часть седла уже становятся неудобными, отсутствует возможность свободно по нему перемещаться.
Еще одним эквивалентом выреза можно считать углубление в средней части седла, оно тоже разгружает промежность. При этом, что очевидно, не позволяет вам запачкаться.
Материал
В данном случае мы поговорим о материале самой сидушки. Их тоже можно разделить на два основных лагеря: натуральные и синтетические.
Кожезаменитель
Наиболее распространен и встречается во всех ценовых категориях. Вариантов отделки очень много. Они удобны тем, что обладают стойкостью к атмосферным воздействиям и физическому истранию. Бывает комбинация из нескольких материалов, или пластиковые вставки.
Натуральная кожа
Самый традиционный материал, обладает важным преимуществом. Дело в том, что кожа со временем склонна принимать форму тела и такое седло становится точным слепком ваших тазовых костей примерно через 300 километров. Работает схема только, если под толстым слоем кожи нет жесткой подкладки. Яркий пример — седла Brooks. Обратной стороной медали является необходимость постоянного ухода за таким седлом с помощью дорогостоящей химии, к тому же кожа не является водоотталкивающим материалом.
Хлопок и каучук
Brooks Cambium — одно из немногих седел с тканевым верхом, имеет массу положительных отзывов, причем от ездоков в разных дисциплинах.
Используется редко. Намного быстрее, чем кожа, принимает форму тела наездника, но и намного сильнее подвержен воздействию влаги.
Карбон
Ради минимизации веса выпускают и карбоновые седла без внешней отделки. Созданы они естественно, не для комфорта, но за счет свойств карбона, немного амортизируют. Цена очень высокая.
Полностью карбоновое седло Selle Italia SLR C59 весит всего 59 грамм. Купить
Рейлы или рельсы
Они являются посредником между седлом и подседельным штырем. Отличаются друг от друга материалом и формой.
Сталь: прочно, дёшево, но тяжело и ржаво.
Сплавы: в данном случае хочется сказать о хромолевой стали, она намного более упругая и легкая, чем обычная сталь. Негативный момент в таких рельсах заключается в подверженности коррозии.
Титан: очень легкий, прочный, хорошо поглощает вибрации, но стоит как дверь от космического шаттла.
Карбон: легко, прочно, дорого.
Что же до формы рейлов, то все они крепятся к носу и задней части седла, разница заключается в профиле сечения. Бывают исключительно круглые и усеченно-овальные. Последние мне встречались в карбоновом исполнении и подходили далеко не под каждый подседельный штырь. Они рассчитаны на зажим сверху и снизу профиля, а боковые зажимы оказываются не у дел. Притом боковой зажим был у меня на карбновом подседеле Specialized S-Works. Будьте внимательны и учитывайте этот момент при покупке.
Размеры
Да, и здесь тоже бывают свои размеры. Основными параметрами, которые учитываются при выборе становятся ширина и длинна. Подобрать под себя нечто исходя из своего роста, веса или ширины бедер, наверное, невозможно. Тут все надо тестировать на длительных дистанциях. Впрочем, в некоторых ситуациях результат будет очевиден сразу.
Существуют варианты для женщин и мужчин, они отличаются между собой шириной. Однако если вы мужчина большой комплекции, то, вполне вероятно, что женская модель вам подойдет по ширине быстрее, чем самое широкое мужское. Разделение на женские и мужские седла весьма условное, хоть и имеет различия. В любом случае, необходимо всё пробовать на практике.
Вот, наверное, и все основные аспекты, которые важно не упускать из виду при выборе нового для себя седла. Помните, что с первого раза попасть в “свое” седло довольно проблематично, это один из тех случаев, когда надо всё пробовать всё на практике. Мы уже говорили об этом и в этой и в других статьях. Повторяемся снова потому, что это действительно важно.
Это не выбор трансмиссии, где повышение уровня оборудования неизбежно положительно сказывается на качестве работы. здесь всё иначе, здесь больше анатомии участвует, переменных намного больше.
И, да. У нас есть группа в Facebook, где статья и будет опубликована. Если вам кажется, что мы что-то упустили или в чём-то ошиблись — сообщайте нам в комментариях, мы будем рады вашему отклику.
Увлеченный велосипедист с 2014-го года. Терпеть не мог, когда велосипед в ходу издавал посторонние звуки, что заставляло его многократно все перебирать, перемазывать и обновлять. Любит вникать в тонкости, посему многочисленные переборки своего велосипеда вылились в дальнейшем в работу веломехаником. Прошёл тернистый путь от Shimano Acera на Comance Tomahawk через SLX до XTR на Specialized S Works, а потом просто пересел на бюджетный шоссейник на оборудовании Campagnolo Xenon 10. За плечами веломарафон (МТБ) Куяльник 2019-года, где на маршруте Light занял 5-е место. В настоящее время остается активным пользователем велосипеда и продолжает углублять свои знания в этой сфере.
Раздельное седло велосипеда – эффективно или нет, какие недостатки, раздельное седло для женщин
Езда на шоссейном велосипеде должна быть удобной, но многие люди по прежнему используют старое седло, несмотря на явный дискомфорт.
Седла выпускаются в огромном диапазоне форм и размеров. Это и понятно, так как все люди индивидуальны, и каждому нужно подбирать под себя форму, фасон и материал.
Важно: Перед тем как выбирать седло убедитесь, что Вы знаете как установить правильную высоту, либо попросите отрегулировать ее консультанта. Также мы рекомендуем освоить профессиональную посадку, так как это является важным фактором при выборе седла, которые изначально создаются под правильное положение гонщика. Особое внимание обратите на угол седла.
Эффективность раздельного седла
К большому сожалению, такой вид седла больше создает проблем, чем их решает.
Отсутствие у седла центральной передней части, ухудшает поперечную управляемость велосипеда. Наклон подушечек вперед приводит к съезжанию велосипедиста вниз, следствие этого является повышенная нагрузка на руки, которая вызывает проблемы с запястьями, руками и шеей. При наклоне подушечек вперед, прерывается циркуляция крови в бедрах, что мешает мышцам бедер нормально работать. Конструкция такого седла эффектно выглядит только на бумаге, но на практике работает плохо.
Отказ от тестирования сидения перед покупкой
Использование рук вместо своей задней части для тестирования сидения — очень распространённая проблема, объясняет Паула. По возможности, вы всегда должны проверять сидения во время реальной поездки.
«Многие магазины позволяют протестировать сидение или предлагают возможность возврата, если вам оно в итоге не понравилось».
Женский вопрос с седлом
У женщин возникают те же проблемы из-за седла. И в случае с раздельным седлом велосипеда также проблема не решается. Подавляющее большинство велосипедов при продаже комплектуются мужскими седлами, а не женскими. У большинства женщин более широкий таз, чем у мужчин, поэтому седалищные кости могут оказаться вне узкого седла, что приводит к давлению на мягкие ткани и болезненным ощущениям.
В продолжение о женщинах. Женские седла шире и короче, чем мужские. Специфическое седло требуется не каждой женщине, но большинству они необходимы. При езде на велосипеде большинство женщин могут испытывать давяще-скользящие неудобства из-за неудобного седла.
Чтобы уменьшить боль, переднюю часть седла наклоняют вниз. Это уменьшает боль, но велосипедистка соскальзывает вперед, в свою очередь это приводит к повышению нагрузки на руки (проблемы с запястьями, руками, шеей), в общем то же, что и у мужчин. Новые конструкции женских сёдел имеют в середине вырез, для уменьшения нагрузки на мягкие ткани. Многим женщинам это подходит, но иногда края выреза могут вызвать раздражение.
Еще посмотреть на эту тему:
Седла для женщин. Строение таза у каждой женщины разное. Есть много женщин с узким тазом. Чтобы определить точки седалищных костей на которые идёт основная нагрузка при контакте с седлом, необходимо присесть, например на бордюр…
Боль от седла при езде на велосипеде. Все мы сталкивались с дискомфортом, ощущаемым от продолжительной езды на велосипеде в области ягодиц и паха. Боль от седла при езде на велосипеде возникает как правило в двух случаях…
Боль в шейных мышцах при езде на велосипеде. Мышцы шеи могут удерживать голову человека в различных положениях. Вертикальное положение тела у человека является нормальным, поэтому мышцы шеи не предназначены для долговременного удержания головы в горизонтальном положении. Вес головы составляет примерно 10% веса тела и гравитация заставляет…
Боль в коленном суставе при езде на велосипеде. Успокаивает то, что боль в колене как правило явление временное и через некоторое время проходит сама без применения лечения. Но в отдельных случаях она может помешать вам продолжить поездки на велосипеде. Коленный сустав соединяет бедро с голенью и двигается…
Компания Brooks England. В 1882 году Джон Бултби Брукс – будущий основатель компании Brooks England после долгих экспериментов и испытаний запатентовал седло новой формы. С этого момента началась история одного из крупнейших производителей в мире аксессуаров и сёдел для велосипедов…
Приравнивание мягкости к комфорту
Мягкость седла ещё не означает, что оно подойдёт вам по размеру или форме. Из-за того, что кости нашего тела всегда ищут надёжную опору, мягкость седла может привести к усилению давления на ваши чувствительные части.
«Вес вашего тела должен поддерживаться костями, а не мягкими тканями», говорит Дюба. «Мягкое седло кажется удобным примерно 20 минут, но затем давление тела на мягкие ткани может вызвать дискомфорт».
Решение о том, что вам обязательно нужно седло определённого бренда
Формы тела всех велосипедистов отличаются. То же самое касается и задниц. Именно поэтому на рынке представлены седла разной длины, ширины и уровня жёсткости. «В чувствительности и стиле вождения разных велосипедистов есть явно выраженные различия», говорит Паула.
Особенности конструкции велосипедных седел
Дополнительно следует рассмотреть основные требования к конструкции и форме сиденья для велосипедов:
- Желательно отдавать предпочтение моделям с узеньким и длинным носиком.
- Задняя площадка должна иметь оптимальные размеры, чтобы косточки перемещались вперед и назад.
- Не допускаются выступающие бока у носа. В ином случае они будут натирать промежность.
Игнорирование точек давления
Существует много способов работы седла с вашей анатомией, объясняет Дюба.
Оно должно обеспечивать поддержку в местах, которые контактируют с вашими мягкими тканями.
Возможно, вам стоит выбрать вариант с более тонким носом. Обратите внимание на то, давит ли седло на ваши чувствительные мягкие ткани.
Если это происходит, подберите другую модель.
Подробнее о регулировке седла – в видео-обзоре:
Отказ от проверки ширины седалищных костей
Ширина седалищных костей не связана с размером штанов, поэтому некоторые компании разработали специальные измерительные инструменты, доступные во многих велосипедных магазинах.
Они помогают измерить расстояние между вашими седалищными костями, чтобы подобрать идеальное седло.
«Вам, без сомнения, нужно достаточно широкое седло для поддержки своих седалищных костей», говорит Паула. «Именно на них приходится основная доля давления от веса вашего тела».
Как выбрать велосипедное седло для трюков
Рекомендуем еще почитать по теме статьи:
Где можно дешево купить новый автомобиль?
Характеристики седел
Рельсы
Рельсы это металлическая рамка, расположенная в нижней части седла, благодаря которой оно крепиться. Существуют разные стандарты рельс. Но большинство популярных марок велосипедов имеют стандарты, которые поддерживаются всеми авторитетными производителями седел. Естественно, один производитель имеет один стандарт.
Рельсы это один из факторов, который определяет стоимость. Седла начального уровня производятся со стальными рельсами, далее идет марганец, титан и самые продвинутые модели имеют карбоновые рельсы.
При повышении уровня материала седло становится легче и дороже. Титановые и карбоновые рельсы также обеспечивают больший уровень комфорта. Важно помнить, что базовая модель со стальными рельсами может иметь такую же форму, как седло с карбоновыми.
Форма
Форма является тем фактором, который больше всего влияет на уровень комфорта. Седла имеют огромное количество форм, которые определяются типом езды и индивидуальными предпочтениями гонщика.
Так плоские и узкие седла, такие как Fizik Arione, как правило, подходят более агрессивным гонщикам, привыкшим занимать самую низкую позицию (например, Брэдли Уиггинс).
Specialized Toupé
Более широкие седла с криволинейным профилем предназначены для гонщиков, которые любят принимать несколько вертикальное положение. К таким моделям относятся Fabric Scoop, Fizik Aliante и Specialized Toupé.
Для любителей оригинальности существуют различные редкие формы седел, вроде Essax Shark, но будьте осторожны при выборе нестандартной модели это может быть чревато огромным дискомфортом.
Ширина седла
Многие специализированные магазины имеют специальное устройство с пеной. Эта пена принимает форму костей, что позволяет любому человеку подобрать самую подходящую ширину седла.
Общее правило гласит, что ширина cедла должна быть на 2 см больше ширины седалищной кости с каждой стороны. Такие производители как Specialized и Bontrager имеют устройства, которые позволяют измерить эту ширину и часто они доступны в вашем местном магазине.
Некоторые производители предлагают несколько вариантов одной модели разной ширины для тех, у кого широкие кости.
Вырезы
Selle Italia SLR
Вы измерили ширину кости, определились с уровнем плоскости и материалом, но все еще испытываете дискомфорт? Попробуйте седло с вырезом.
Доступны седла с разным диапазоном и глубиной вырезов и каналов. Они могут снять напряжение с мягких тканей в самых чувствительных участках (они созданы не для «проветривания задницы»). Часто это помогает избавиться от дискомфорта. Лучший способ подобрать вырез это попробовать разные варианты.
Некоторые седла имеют каналы, а не полные вырезы. Многие люди боятся использовать полное отверстие, хотя все страхи связаны с заблуждением, что это может вызвать излишнее давление на краях.
Отказ от объяснения вашего стиля езды
Вы можете простой зайти в местный магазин и начать выбирать сидения для тестирования. Но перед тем как вы это сделаете, подумайте, с какими проблемами вы столкнулись и для чего именно вам нужно седло. Сёдла горных велосипедов облегчают перемещение веса тела назад, а сидения для шоссейных моделей делаются гораздо уже в целях снижения износа.
Если у вас возникает много проблем с давлением и онемением во время езды, подумайте о приобретении седла с вырезом, предлагает Дюба. А если вы планируете оправляться в очень долгие путешествия, поищите седло с тонким слоем геля на верхушке.
Подобное покрытие может сделать длинные поездки не столь утомительными. Потребности мужчин и женщин тоже различаются.
«Я предлагают женщинам выбирать седло с плоской, а не изогнутой верхушкой, которая как будто бы старается раздвинуть ваши седалищные кости», отмечает Паула.
Седло без носика
Сейчас на рынке появилось уникальное предложение – седло без носика. Оно позволяет исключить дополнительное давление на промежность во время поездки. Но как тогда осуществляется поддержка таза?
Специалисты разработали для сиденья особенную форму полумесяца. Оно прекрасно справляется с поддержкой таза, косточки упираются в седло. Подобное сиденье могут использовать люди любого возраста, в том числе и дети.
«Неправильное» вело-седло, как источник реальной опасности для здоровья
Очевидно, что именно таз в человеческом организме испытывает наибольшую нагрузку во время езды на велосипеде. А женский таз — особенно. И поэтому очень важно выбрать такое седло, которое позволит, крутя педали, без болей и мозолей преодолевать даже большие расстояния.
Ученые из Йельского университета (США) провели ряд серьезных исследований и выяснили, что велосипедное седло способно стать угрозой для сексуального здоровья дам! И если раньше считалось, что неправильно выбранное вело-сиденье вызывает эректильную дисфункцию лишь у мужчин, то теперь есть проверенные медицинские данные о негативных последствиях и для женщин.
О том, какой вред может причинить здоровью неправильно подобранное седло, вы узнаете, посмотрев видео-обзор:
Многие дамы, регулярно путешествующие на велосипеде или занимающиеся в фитнес-зале на велотренажерах, жалуются на онемение и неприятные ощущения в промежности после поездок и тренировок. Это значит, что неправильно выбранное седло уже начало свое «черное дело». Еще немного, и у этих женщин возникнет (а может и уже возник) реальный повод обратиться к врачу.
Узкое или широкое седло – какое лучше?
Узкие седла разработаны для профессионального использования. Они подойдут для шоссейных велосипедов и позволяют развивать высокую скорость. Но неужели подобные седла удобны в применении?
Велогонщик не сидит во время поездки. Он практически едет стоя, оказывая максимальное давление на педали. Узкая седушка не будет мешать ему во время соревнований и тренировок.
Городские велосипеды и круизеры предполагают сидячую поездку. Поэтому на них устанавливаются широкие седла. Они обеспечивают комфортное размещение и снижают нагрузку на различные группы мышц.
Минус широкого седла – оно замедляет вращение педалей. Поэтому приобретайте его только для прогулочного или городского велосипеда. Для горного, туристического или шоссейного велика лучше подобрать более узкое сиденье.
Отверстие в седле
Некоторые компании выпускают модели с вырезом в центральной части. По задумке, отверстие должно снизить давление на мягкие ткани и повысить комфортность поездки.
Некоторые люди считают отверстие лишним элементом. По их предположениям, мягкие ткани начнут проваливаться в вырез, в результате возникнет еще больший дискомфорт во время поездки.
Но все опасения скептиков беспочвенны. Во время поездки ягодицы постоянно перемещаются вперед и назад. За счет этого исключено проваливание мягких тканей в вырез, тем более, основной вес приходится на косточки таза.
Пружины
Пружины будут полезны только для круизеров и городских байков. Они должны иметь оптимальную жесткость. Если пружины будут слишком мягкими, сиденье начнет постоянно раскачиваться во время поездок.
На горных, шоссейных и туристических велосипедах эти элементы не нужны. Велосипедист во время поездки наклоняется к рулю и перемещает на него около 40 процентов веса тела. Пружины же снизят эффективность педалирования, при их наличии невозможно развивать высокую скорость.
Вывод: если руль поставлен высоко, то жесткие пружины будут полезны. Они выступают в качестве амортизаторов и поглощают механические нагрузки. Если руль расположен на уровне седла или ниже него, то от данных элементов лучше отказаться.
Велосипедное седло: выбор, настройка, обкатка
В велоспорте не бывает мелочей: формула «сел и поехал» работает разве что с прогулочными велосипедами.
В седле своего шоссейного или разделочного велосипеда вы проводите несколько часов в неделю, а значит, само седло и посадка должны быть максимально комфортными – это влияет и на качество тренировок, и на здоровье спортсмена.
Изменится ли качество велотренировки, если изменить ширину седла на несколько миллиметров? А как несколько миллиметров наклона седла повлияют на здоровье? Почему седла различаются по форме, и нужно ли женщинам и мужчинам выбирать разные модели? Разбираемся с этими и другими вопросами.
Выбираем седло
Условно разделить все велосёдла можно на две большие категории: стоковые и подобранные индивидуально.
Стоковое седло (то, что идет в комплекте с велосипедом) не учитывает ни одной анатомической особенности спортсмена и по факту существует номинально – вы же не можете приобрести велосипед без седла?
Седло не может одинаково подходить высокому крупному мужчине и миниатюрной девушке – поэтому подбор и настройка седла происходит для каждого спортсмена индивидуально, исходя из его пола, роста, растяжки, особенностей таза и даже угла разгибания колена при педалировании.
Для шоссейного велосипеда
Корпус спортсмена на шоссейном велосипеде находится в более приподнятом положении, нежели в ТТ, поэтому, выбирая седло, следует учитывать следующие параметры:
Подбирается, исходя из антропометрических данных спортсмена, а именно ширины седалищных бугров, на которые приходится основной упор.
Например, седла от фирмы specialized с типом седла power идеально подходят для езды на шоссейном велосипеде. Большой выбор различных размеров позволяет подобрать именно то седло, которое будет подходить именно вам по ширине седалищных бугров. Вариант с размером в 130 мм очень близок к стоковым седлам.
Для остальных размеров работает следующая логика:
- Для седалищных бугров размером до 120 мм (не включительно) – седло specialized 143 мм
- Для седалищных бугров размером от 120 до 130 мм (не включительно) – седло specialized 155 мм
- Для седалищных бугров размером шире 130 мм – седло specialized 168 мм.
Седла других производителей при этом могут отличаться на несколько миллиметров.
Если, сидя на шоссейном велосипеде, спортсмен наклоняет корпус вперед, седалищные бугры поднимаются над седлом.
На удобство посадки здесь сильно влияет форма седла, которая подбирается в зависимости от уровня растяжки спортсмена (а значит, его умения перемещать таз вперед) и может быть двух видов (по классификации от gebioMized):
- Седло формы v-shape (напоминает букву V) – резко расширяется от кончика к задней части и подходит для тех, кто не обладает хорошей растяжкой и, нагибаясь к рулю, тянет за собой таз;
- Седло формы t-shape (напоминает букву T) – имеет узкий и длинный носик и резко расширяет в задней части. Такая форма подойдет спортсменам с хорошей растяжкой.
Разгрузка на промежность
Разгрузкой называют вырезанный посередине седла канал.
Он может различаться по ширине и располагаться в разных частях: ближе к носику, ближе к задней части седла или ровно посередине.
Бывают и седла без разгрузки – как правило, это стоковые седла.
Отсутствие разгрузки может быть чревато перекрытием кровотока и, как следствие, чувством дискомфорта во время езды. Выбор формы разгрузки зависит исключительно от индивидуальных ощущений спортсмена.
Еще один индивидуальный параметр. Понять, седло какой длины подходит именно вам, можно только опытным путем. Короткими считаются седла длиной в 240-250 мм, классическими – от 260 до 280 мм. Универсальная рекомендация здесь – короткие седла, которые предполагают большее количество вариантов по установке и регулировке.
Самый незначительный критерий. Градация по весу между всеми возможными седлами может составлять максимум 100 гр – как правило, этот параметр можно вовсе не учитывать при выборе седла.
Различают три основных материала, из которых изготавливаются рамки седла:
- Железные – более тяжелые по весу, но более мягкие (поддаются деформации);
- Титановые – более легкие и прочные;
- Карбоновые – максимально лёгкие и максимально прочные.
Разным может быть и материал каркаса: пластиковый (переживёт даже жёсткие падения) и карбоновый (он легче и отличается большей упругостью).
Обшивку можно выбирать на свой вкус и цвет, перечислить все варианты даже не представляется возможным: от клеёнки и искусственной кожи до специальных покрытий с маленькими резиновыми ворсинками для предотвращения скольжения.
В большинстве случае все вопросы можно закрыть, подобрав седло по перечисленным выше параметрам. Но есть и специальные решения: например, у specialized есть модель седла Power MIMIC, созданная именно для девушек. Специальная вставка из геля добавляет мягкости на переднюю часть седла и помогает избежать лишнего давления на мысок.
Для разделочного велосипеда
Тело спортсмена на разделочном велосипеде принимает почти горизонтальное положение, поэтому и посадка в седле отличается от посадки на шоссейнике: спортсмен не касается седла седалищными буграми.
Задача седла разделочного велосипеда – максимально разгрузить лобковую часть, на которую приходится большая часть нагрузки.
Нюансов подбора и различий между седлами здесь меньше. Если замерить седалищные бугры для подбора седла к шоссейному велосипеду довольно просто, то замерить лобковую часть представляется малореальным и подобрать седло для разделочного велосипеда можно только с помощью специального оборудования – в MySportExpert, например, оно есть.
Для разделочных велосипедов идеально подходят седла модели SiteroExpert: они имеют ширину на носике в 55мм, разгрузку на промежность (выглядят такие седла так, будто их обрубили спереди) и плоский профиль.
Также для разделочных велосипедов подойдут седла от ISMAdamo, которые имеют раздвоенный кончик, похожий на язык змеи. Несколько вариантов моделей таких сёдел скоро появятся в ассортименте MySportExpert.
Настройка посадки седла
Регуляция седла на шоссейном велосипеде должна учитывать три фактора:
- Высота
Определяется по уровню растяжки спортсмена – чем лучше растяжка, тем выше устанавливается седло. Уровень растяжки атлета специалист определяет, исходя из угла разгибания его ноги в коленном суставе, который, в свою очередь, определяется на специальном оборудовании с помощью камер.
- Положение таза вперед-назад
Аппаратура gebioMized позволяет увидеть работу таза. Главное здесь – добиться того, чтобы человек находился в седле максимально стабильно, иначе говоря, не ёрзал. Добиться нужно такого положения, чтобы диапазон движения таза в седле во всех направлениях не превышал 2 сантиметров.
- Давление на седло
В случае с шоссейным велосипедом центр давления должен приходиться на середину седла. Если седло подобрано неверно и является слишком узким для спортсмена, тот будет инстинктивно сдвигаться назад – на более широкую часть седла. С разделочным велосипедом картина несколько меняется: основная часть давления должна приходиться на переднюю часть седла (на 2-5 см вперед от его центра).
Меняя положения седла и угол его наклона можно изменить давление тела спортсмена на седло.
Обкатка. Как понять, что всё в порядке?
Ответ краток и прост: понять, что седло выбрано и настроено правильно, можно только на практике.
Уйти на это может от нескольких секунд (профессионалы знают свой вел идеально и очень чувствительны к малейшим изменениям) до нескольких часов – столько времени может уйти у любителя на то, чтобы понять, комфортно ли ему находиться в седле своего велосипеда.
А если не настраивать?
Неправильная высота седла (обычно его ставят слишком низко) даёт постоянное компрессионное давление на колени. А само седло, не учитывающее индивидуальные особенности спортсмена, может вызвать общее чувство дискомфорта, усталости, онемения и даже провоцировать натёртости. Рано или поздно это приведет к тому, что желание заниматься велоспортом пойдет на убыль.
Избежать этого, подобрать и настроить велоседло можно в MySportExpert, записавшись по телефону +7 495 374 94 22 или на сайте .
Все про седло велосипеда
Велосипедное седло — часть велосипеда, принимающая на себя основную часть веса велосипедиста (наряду с педалями и рулём). Велосипедное седло одновременно должно быть и удобным, и не должно создавать трудностей для педалирования. Седло крепится на подседельный штырь, который вставляется в подседельную трубу рамы.
Конструкция велосипедного седла
Обычное современное седло состоит из трех частей:
- Рамка, чаще всего металлическая. Она крепится к подседельному штырю с помощью зажима.
- Пластмассовая основа, которая крепится к рамке в трёх точках («по углам» седла). Она задаёт форму седла и пружинит под весом велосипедиста.
- Подкладка, которая делает седло мягким. Делается из вспененного материала, более дорогие варианты с гелевыми вставками.
Иногда в середине основы делается отверстие для того, чтобы седло меньше давило на область промежности.
Нужны ли пружины в конструкции?
Можно сказать, что на велосипеды, у которых руль находиться высоко, лучше поставить сиденье с пружинами, а если руль расположен на уровне или ниже места посадки, тогда можно обойтись и седлом без пружин.
Кожаное седло Brooks
Мягкие пружины, особенно при интенсивном педалировании, вызывают небольшое раскачивание, которое приводит к снижению эффективности педалирования и натиранию внутренних поверхностей бёдер. Более жесткие пружины, такие как на кожаных сёдлах Brooks, имеют достаточную упругость, чтобы обеспечить эффект задней подвески без раскачивания.
Типы велосипедных сёдел
Современные велосипедные седла условно разделяют на несколько типов, отличающихся между собой параметрами и предназначением велосипедов.
- Комфортные. Устанавливают преимущественно на городские и дорожные велосипеды. Как правило, они достаточно мягкие и широкие. Часто в конструкции используют пружины. Удобные при езде с вертикальной (прямой) посадкой.
- Спортивные. Применяются на шоссейных велосипедах. Тверже и уже комфортных, способствуют достижению высоких скоростей.
- Горные. Небольшие и упругие, не препятствующие езде стоя.
- Женские. Учитывают анатомические особенности женского таза. Более широкие в передней и задней части и короче. Встроенные эластомеры придают дополнительную мягкость.
- Рельефные и перфорированные «мужские» модели. Отличаются специальными формами, улучшающими циркуляцию крови в области простаты.
Самые разные велосипедные седла
Основными параметрами седел являются:
- Ширина. Очень важный параметр при подборе. Наиболее комфортной для велосипедиста будет ширина седла, соответствующая расстоянию между так называемыми «седалищными буграми», образованными тазовыми костьми;
- Мягкость. Мягкие седла могут быть причиной появления потёртостей, для дальних поездок не годятся.
Как регулируется велосипедное седло
Обычно есть возможность регулировать положение седла по трём степеням свободы:
- высота — регулируется выдвиганием подседельного штыря из подседельной трубы рамы;
- наклон — регулируется с помощью зажима, крепящего седло к подседельному штырю;
- небольшой сдвиг вперёд-назад — регулируется за счёт сдвигания рамки в зажиме.
Распределение нагрузки на седло в зависимости от позиции
Регулировка по высоте и сдвиг вперёд-назад позволяют расположить седло относительно педалей наиболее подходящим для педалирования образом.
Неправильная настройка может привести к повышенной нагрузке на колени (чаще всего это слишком низкая установка седла).
Чаще всего седло располагается горизонтально, но возможен небольшой наклон назад или вперёд. Слишком сильный наклон вперёд может привести к повышеной нагрузке на руки, плечи и спину (так как, чтобы не съезжать с седла вперёд, велосипедисту придётся сильнее упираться в руль.
Гелевая накладка на седло
Сейчас продается много гелевых чехлов на велосипедные сиденья. Но к таким новшествам нужно относиться критически. Рассуждая логически: мягкая накладка на седло велосипеда нужна тем же людям, которые ставят «подушки» вместо сиденья, то есть неспешным велосипедистам.
Чрезмерное увеличение набивки седла, при закреплении на нём гелевого чехла, усиливает раскачивание по сторонам. Качка не только мешает крутить педали, а также приводит к натиранию кожи бёдер.
Материал велосипедного седла
Кожаное седло. Первые седла для велосипедов изготавливались из кожи. Главное преимущество кожи как материала в том, что она может принимать новую форму, а также она пропускает воздух и впитывает влагу.
Пластмассовое седло. Большинство современных сидений на велосипеды собирают из поливинилхлоридной основы, поролоновой подкладки и покрытия из искусственных материалов. Подобные сиденья устанавливаются фактически на каждый имеющийся в продаже велосипед.
Так как большинство пластмасс является недорогим материалом, то изготовленное из них седло будет иметь низкое качество. Катаясь на велосипеде с пластмассовым сиденьем, желательно надевать велоформу или толстую одежду, поскольку вы очень быстро натрете мозоли, когда будете ёрзать по скользкому искусственному покрытию.
Кожезаменители. Как материал покрытия велосипедных сидений применяется на экземплярах среднего ценового уровня. Видов кожезаменителя много, они различны по плотности и прочности.
Мне подойдет широкое или узкое седло?
Как правило, узкие жесткие седла устанавливают на шоссейные велосипеды. Еще они очень удобны при катании на горном велосипеде в стиле кросс-кантри, то есть при активной езде по лесам, полям, паркам. Идеальный вариант для преодоления больших дистанций.
На городские велосипеды и круизеры, на которых люди ездят, усевшись вертикально, ставят широкие и мягкие сиденья. На таких велосипедах важен комфорт при непродолжительной и неспешной поездке по городу.
Быстрому вращению педалей на горных, туристических, шоссейных велосипедах широкие сиденья будут мешать.
Источники:
https://remkasam.ru/kak-sdelat-sedlo-dlia-loshadi-i-iz-chego-ono-sostoit.html
https://velojournal.net/kak-vybrat-sedlo-gid-dlya-nachinayuschikh
https://portalss.ru/zapchasti/sedlo-dlya-shosseynogo-velosipeda-polnoe-rukovodstvo.html
https://mysportexpert.ru/articles/velo/velosipednoe-sedlo-vybor-nastroyka-obkatka
http://velomozg.com/vse-pro-sedlo-velosipeda