Почему проскакивает цепь на велосипеде? — всё о велоспорте
Иногда педали велосипеда проскакивают, особенно, когда к ним прикладывать большое усилие. Ещё чаще такое явление встречается, когда велосипедист встает на педали. Чтобы исключить проскакивание цепи велосипеда, ездоку приходится переключаться на более низкие передачи и оставаться в седле, вместо того, чтобы ехать стоя на более высоких передачах.
Очень часто в проскакивании и перепрыгивании цепи, а также самопроизвольном переключении передач обвиняют переключатель, но те явления, которые были перечислены выше, очень редко вызываются его неправильной работой.
Почему цепь у велосипеда проскакивает
Проскакивание цепи вызывает одно из двух не связанных между собой явлений — непосредственно проскакивание и самопроизвольное переключение передач.
Главное, чтобы решить проблему, необходимо определить, что именно происходит из двух случаев. Проскакивание цепи — это когда она скачет под нагрузкой по верхней части зубцов звезды.
После прыжка цепь продолжает оставаться на той же передаче. Такое явление обычно вызвано износом звезд или цепи, или и того и другого.
Очень часто подобное случается, когда цепь находится на самой маленькой звезде кассеты, особенно когда она используется совместно с меньшей звездой системы (чего нельзя делать). Также, иногда проскакивание может происходить, когда у цепи гнутые звенья.
Самопроизвольное переключение передач
Самопроизвольное переключение передач происходит также, как проскакивание, но только после него цепь оказывается на другой меньшей звезде (более высокой передаче). Причиной этого является сумма двух причин — гибкость рамы и трение тросиков.
Еще посмотреть на эту тему:
Износ цепи велосипеда. Берём участок цепи с количеством звеньев в нём – 20. Умножив количество звеньев на длинну стандартного звена 12,7 мм, получим размер участка новой цепи из 20-ти звеньев, равным 254 мм. Берём линейку и меряем…
Наиболее изнашиваемые части велосипеда. Все части велосипеда имеют износ, одни быстрей выходят из строя, другие служат годами. Чем больше задействован компонент в работе, тем больше его износ и тем чаще требуется его замена…
Шаг горного велосипеда. На горных велосипедах распространенным является привод на 24 передачи. Система с набором передних звезд 42,32 и 22 зуба и кассета со звездами на 11,13,15,17, 20, 23, 26 и 30 зубьев. Такую систему с кассетой в качестве примера и рассмотрим…
Переключение передач на велосипеде. 1. Вариант. Подбор звёзд трансмиссии при езде по грязи, песку, рыхлому грунту, высокой траве, камням и при подъёме на гору – использование самой маленькой передней звезды с самыми большими задними звёздами…
Выбор передачи на велосипеде. От опытных велосипедистов очень часто можно слышать советы как выбирать передачи на велосипеде, в зависимости от условий езды. Например, в городе рекомендуется выбирать соотношение 1,6. Откуда берется это число…
Проскакивает велосипедная цепь: что делать?
Рано или поздно с этой проблемой сталкивается любой велосипедист. Причем, тяжесть её проявлений варьируется от просто небольших неудобств при езде на велосипеде до полного слетания цепи, травм и потери управления.
Я за время моего общения с велосипедом в разное время сталкивался, пожалуй, со всеми возможными причинами проскока/спадания велосипедной цепи, большая часть из которых, как правило, бывает ясна с первого взгляда, и писать о них – то же, что писать о том, что солнце светит.
Однако, как показала практика, причины эти очевидны далеко не для всех, так что, давайте по порядку.
Причины проскока цепи и способы их устранения
Плохо отрегулированы суппорты (один или оба)
Описание проблемы: Если на средних положениях суппорта неправильная регулировка может приводить к появлению левых звуков и спонтанному перескоку на другую звездочку, то в крайних положениях соскок цепи чреват либо ее полным слетанием, либо заклиниванием между звездочкой и рамой.
Велосипедист при этом может травмироваться о педали, либо, вообще, упасть.
Способ устранения: отрегулировать суппорты. Причем лучше это сделать заранее. И, что немаловажно, следует проверить их работу на всех положениях, в том числе и на тех, на которые вы в обычной жизни не переключаетесь (как-то 1-1, 1-8, 3-1, 3-8).
Это важно, потому что есть еще одна проблема, связанная с регулировкой суппорта, о которой я здесь упомяну, хотя она и не касается цепи. При неправильно выставленном крайнем положении задний суппорт в момент переключения на первую (самую большую) звезду может попасть в спицы, что чревато катастрофическими последствиями, такими как поломка суппорта и/или петуха.
Грязь (лед, ржавчина, трава) в суппортах/цепи/кассете
Описание проблемы: Механика имеет тенденцию загрязняться. Цепь велосипеда, брошенного на ночь после поездки по лужам покрывается ржавчиной и, если была недостаточно смазана, уже к следующему утру может перестать гнуться на некоторых звеньях. Грязные суппорты также могут клинить и нечетко срабатывать из-за грязи и ржавчины.
Зимой к перечисленным двум бедам добавляется еще и лед, а при летней езде по бездорожью – наматывающаяся на ролики суппортов и звезды кассеты трава.
Способ устранения: Банально, но это чистка и смазка. С предварительным растапливанием льда и разматыванием травы, конечно же.
Если чистка не представляется возможной, то можно подвергнуть все сочленения суппортов и цепь обработке смазкой WD-40 или аналогичным составом, это в 90% случаев решает проблему. Хотя, смазка поверх грязи — это, конечно, некрасиво, но действенно. При регулярном применении такого метода внешний вид велосипеда начинает внушать ужас.
Износ цепи и звезд кассеты/системы
Описание проблемы: Это рано или поздно случается с любым велосипедом. В зависимости от условий эксплуатации, качества деталей и ухода пробег до критического износа может составлять от 1,5-2 до 7-8 тыс. км.
Цепь начинает проскакивать сначала эпизодически на определенных передачах при повышенной нагрузке, потом критическая нагрузка становится все меньше, а беда распространяется с самой затертой передачи на все остальные. Визуально можно отметить заострение зубьев звездочек и разболтанность роликов цепи.
Поскольку болезнь прогрессирует постепенно, на убитом железе можно кататься еще достаточно долго, соблюдая определенную осторожность.
Способ устранения: Замена цепи, кассеты, системы. Обычно меняют все вместе. Существует также метод циклической смены нескольких цепей через каждые N километров (обычно N=500). Это удлиняет срок нормальной службы всей системы целом.
Автором была проведена серия очень долгих экспериментов, но четкую статистику получить так и не удалось, т.к. в разных экспериментах участвовало разное железо, и условия эксплуатации отличались. То есть, положительный эффект сомнению никто не подвергает, но его экономическая целесообразность остается под вопросом.
Частичный разрыв цепи
Описание проблемы:
На одном из звеньев слетела со штифта или разорвалась одна из щечек цепи и, цепляясь за суппорт/звезды, приводит к ее спонтанным перескокам/сбросу/заклиниванию.
Проблема из разряда особо идиотских и очевидных, однако, мне случилось впервые с ней столкнуться не так давно.
Способ устранения: Удаление из цепи дефектной пары звеньев с помощью выжимки, либо замена всей цепи.
Скручивание цепи
Описание проблемы: Цепь искривлена за счет скручивания одного или нескольких звеньев. Такое может случиться при извлечении заклинившей между рамой и звездочками цепи, либо при неудачном ее слетании.
На этой проблеме остановлюсь чуть подробнее, с некоторым уходом от основной темы в сторону антирекламы.
Если мои мытарства с проскоками и поисками правды вам неинтересны, переходите сразу к пункту «устранение».
Дело в том, что если не знать, то о самой возможности скручивания цепи самому можно и не догадаться, как это случилось со мной. Симптом такого дефекта — периодические перескоки цепи, не имеющие никакой явной корреляции с используемой передачей и нагрузкой на педали.
В моем случае необъяснимость ситуации начала меня просто сводить с ума, особенно в свете совсем недавней замены.
Я обратился в веломагазин, который тогда был в Юбилейном, а сейчас – на Советской рядом с бывшим «Школьником». Там ребята мне долго и с умным видом впаривали, что у меня сносились ролики заднего суппорта. Поменяли, содрав некоторое количество денег. Я проехал квартал и вернулся к ним же, т.к. замена не помогла.
Поняв, что клиент недоволен, ребята с еще более умным видом начали мне рассказывать, что сносилось железо, что железо сейчас некачественное, сплошной китай (а вот раньше) и т.п. Короче, хотели мне впарить еще и цепь+кассету+систему (а до кучи и два суппорта, чо уж, обуем лоха).
Но этот фокус не прокатил, поскольку никаких видимых признаков износа на железе не было, да и менял я его совсем недавно.
Положение спас Александр Осипов из велоклуба «Спартак». Не взяв с меня ни копейки, он внимательно посмотрел на цепь и голыми руками исправил скрученное звено (что заняло у него секунд 40), после чего велосипед благополучно отъездил на этом железе еще не одну тысячу километров.
А ребята из магазина продемонстрировали либо свою некомпетентность, либо нечестность. Скорее, второе, т.к. они показались мне достаточно опытными велосипедистами, чтобы не знать таких элементарных вещей. И это особенно неприятно: велосипедист велосипедиста обманывать не должен.
Способ поиска и устранения: С устранением здесь все просто: выделил нужное звено, выгнул цепь под прямым углом и выпрямил.
Главное — догадаться и найти.
Как искать? Смотрим вдоль цепи одним глазом, потихоньку ее проворачивая. Скрученное звено в таком ракурсе будет хорошо заметно.
Так вот просто. Теперь смешно вспоминать, сколько времени я мучился с этой проблемой, так что, берите на заметку, возможно, я только что сэкономил вам кучу времени и нервов.
Проскакивает цепь на велосипеде при нагрузке: почему и что делать, видео ремонта
В процессе скоростной езды, занятий гонками по пересеченной местности и даже на расслабленных велопрогулках движущиеся части велосипеда испытывают высокую механическую нагрузку.
Они активно трутся друг об друга, что со временем сказывается на состоянии металла даже при регулярной чистке и смазке байка. Износ деталей трансмиссии приводит к тому, что проскакивает цепь на велосипеде при нагрузке.
С этим сталкивается каждый велосипедист, и каждый должен знать, что делать в такой ситуации.
Проблема случается, когда нагрузка на трансмиссию велосипеда максимальна — при движении в гору или при переключении передачи. Происходит это по нескольким причинам:
- неисправность переключателя скоростей или неправильное его использование;
- износ звезд на кассете или у педалей;
- растяжение цепи;
- комплексный износ системы переключения передач.
Рассмотрим подробно проблему проскакивания цепи на велосипеде.
Если цепь проскакивает на велосипеде со скоростями, в первую очередь нужно убедиться в правильности регулировки переключателя передач. Байк переворачивается и ставится на седло, затем следует раскрутить педали руками и попереключать скорости.
Совет! Требуется обратить внимание на то, как цепь перескакивает между звездами, не попадает ли она в промежутки между ними.
Ежели неполадка встречается на синглспиде, проблему следует искать в износе деталей.
Чаще всего изнашивается сразу вся трансмиссия — в случаях, если ее элементы не заменялись по отдельности.
Скорость износа увеличивается, если детали загрязнены абразивными материалами — например, песком.
Определить, почему проскакивает цепь на велосипеде при нагрузке, можно, оценив состояние цепи. Степень износа основывается на увеличении ее длины.
Изначально она варьируется в зависимости от типа байка и количества звеньев, но порядок действий при определении износа одинаков, так как длина одного звена всегда равняется 12,7 мм, или 1/2 дюйма. Можно измерить линейкой отдельный участок— достаточно 20 звеньев.
В хорошем состоянии длина его должна составлять 20*12,7=254 мм. Если она на 3–4 мм больше, значит, степень износа достаточна серьезна, чтобы требовалась замена.
Растягивание звеньев приводит к ускорению износа маленьких звезд, из-за чего скорости начинают хуже переключаться, особенно при переходе от больших звезд к мелким.
А со временем кассета и вовсе может выйти из строя, из-за чего ее придется снять и заменить.
Оценить степень истертости зубьев звездочек можно на глаз, сравнив используемую деталь с новой, имеющей аналогичный диаметр.
Думая, почему проскакивает цепь на скоростном велосипеде, многие не учитывают свою технику переключения передач — неправильное использование переключателя тоже может быть причиной быстрого износа трансмиссии. Нужно знать несколько правил:
- Нумерация звезд у педалей идет от меньшей к большей, в кассете — наоборот.
- Нужно включать меньшую передачу спереди и большую сзади и наоборот, то есть сочетать звезды, разные по размеру, чтобы не допускать перекоса.
- На каждую переднюю звезду приходится несколько задних.
Важно! Правильная эксплуатация велосипеда — залог медленного износа трансмиссии истирания звезд.
Устранение неисправности
Итак, что делать, если проскакивает цепь на велосипеде при нагрузке? Самый простой вариант — полностью заменить трансмиссию. Однако делать это не обязательно, можно определить наиболее изношенную часть системы и починить только ее.
Менять звезды приходится только в крайних случаях. Однако это — временное решение. Следует заняться устранением причины неисправности — заменить, укоротить цепь или отрегулировать переключатель.
В зависимости от степени износа детали применяются следующие способы ремонта:
- полная замена — в этом случае проскоки могут по началу случаться даже чаще, но со временем детали притрутся, и неполадка устранится (при этом нужно не забывать смазывать узел, чтобы он не работал на износ);
- укорочение — несколько звеньев снимается при помощи выжимки;
- использование успокоителя — устройства, которое увеличивает натяжение цепи при помощи роликов, не давая ей соскакивать со звездочек.
Важно! Если сильного износа нет, но все равно цепь на велосипеде проскальзывает, нужно выставить натяжитель в правильное положение и отрегулировать натяжение тросиков.
Видео
Самым сложным в устранении неисправности будет работа с цепью — если на ней нет специального замка, проблемой может быть даже снятие ее с велосипеда. В видео подробно объяснено, как разъединить и удалить лишние звенья.
Прокрутка на горном велосипеде, когда резко нажимаешь на педали, то цепь проскальзывает по звёздочкам.В чём проблема?
Алексей Искусственный Интеллект (106777) 4 года назадНе настроенные переключатели. Проверить настройку переключателей. Износ цепи и звезд. Посмотрите на звезды. Если зубья стали острыми их пора менять. Сильней всего снашиваются самые ходовые звезды. Это 2 звезда спереди и 5-7 звезда сзади.
Цепь «ходит» около 1-3 тысячи км. Звезды 3-6 тыс. км. Это примерно один активный сезон.
Marana_tha Гений (56591) 4 года назадИзнос звёзд и цепи. Нужно менять цепь и кассету со звёздами. Если износ не очень большой, то на время поможет отказ от смазывания. Когда вся смазка исчезнет, проскальзывание должно уменьшиться или полностью исчезнуть. Сейчас сам так катаюсь, потому что пока менять не хочется)) Кстати, если не катаетесь только по чистому асфальту, и не чистите постоянно цепь (в растворителе или специальной машинкой), то для большего срока службы, её лучше вообще не смазывать.
Для Ярика Александрова: за всё время катания на горных велосипедах, я никогда не встречал такой поломки собачек, а износ цепи и звёздочек был уже где-то 4 раза:)
Артур Зарембо Искусственный Интеллект (144591) 4 года назадСмотря как это выглядит! ? Если это типа проскок, который происходит ток на одной или паре звезд, а на других нет, то это износ цепи! Когда цепь растягивается, и сьедает немного звезды, при нагрузке она какбы проскакивает. Это лечица заменой цепи и касеты! Замена только цепи или только звезд ацтойна, т. к. новая деталь умрет от старой. Если проблема с переключателем, то надо настраивать его. В нете есть инфа как это делать и мона даже видео найти. Начальная школа Знаток (375) 1 год назадНе настроенные переключатели. Проверить настройку переключателей. Износ цепи и звезд. Посмотрите на звезды. Если зубья стали острыми их пора менять. Сильней всего снашиваются самые ходовые звезды. Это 2 звезда спереди и 5-7 звезда сзади.
Цепь «ходит» около 1-3 тысячи км. Звезды 3-6 тыс. км. Это примерно один активный сезон
Источник: Я
ВЛАДИМИР СИНЬКЕВИЧ Ученик (147) 11 месяцев назад
Прежде чем начинать менять цепи звезды и переключатели надо очистить зубья звездочек от закаксованой грязи. Масло и грязь образуют такой монолит что цепь начинает бегать по верхушкам зубьев особенно если ездить по грунтовым дорогам поэтому начинает проскакивать. Причина самая простая но почему то про нее никто не пишет.
Почему проскакивает цепь на велосипеде?
- Обстоятельства проскоков цепи через звезды
- Как возможно устранить неисправность
- Регулировка тумблеров на новом велосипеде
- Комментарии
Любое катание на велике, будь это гонка на скорость либо несложная покатушка, оказывает значительное влияние на трансмиссию.В ходе езды звёзды и цепь испытывают большое трение приятель о приятеля, в следствии чего со временем приходят в негодность.
Для увеличения силы срока и снижения трения работы трансмиссии нужна очистка и своевременная смазка от грязи. Но кроме того при верном уходе велосипедист может столкнуться с проблемой износа, в то время, когда проскакивает цепь, передачи не хорошо переключаются либо теряется зацепление звеньев за зубья звездочек.
Обстоятельства проскоков цепи через звезды
Неполадки «нехорошего поведения» трансмиссии проявляются при нагрузке: давлении на педали при переключении передач. Особенно ярко выражено проскальзывание при перемещении в гору, в то время, когда эта нагрузка велика. Эта закономерность одинаково честна и для синглспида, и для скоростного велосипеда.
Разберемся, что помогает тому предпосылкой, и возможно ли это исправить.
Обстоятельства, по которым происходит срыв звеньев цепи со звезд, несложны и прозрачны:
- удлинение звеньев благодаря износа;
- источены зубья задних и передних звездочек;
- оба фактора в один момент.
Последний вариант видится значительно чаще, в случае если цепь либо кассета ранее не изменялись по отдельности.
Показателем износа цепи есть ее протяженность. Стандартная величина образовывает 304, 8 мм. Растягивание ведет к тому, что посильнее стачиваются зубчики сперва малых, а после этого громадных звезд, почему эффективность переключения передач на скоростном велосипеде в разы падает.
Особенно заметно удлинение скажется на переходе от низших к высшим скоростям.
В случае если расстояние между роликами цепи возрастает, то ширина звездочных зубьев значительно уменьшается. Подметить выработку возможно легко собственными глазами. Для вычисления степени сточки сравниваются толщины зубьев изношенной и новой звезды однообразных размеров.
И, наконец, еще одна обстоятельство, из-за чего трансмиссия скоро изнашивается – это неправильное переключение передач. Для простоты запомним раз и окончательно:
- Спереди звезды отсчитываются от самой маленькой.
- Нумерация на задней кассете начинается от самой громадной звездочки.
- Нужно сочетать высшие передачи с высшими (громадные звезды спереди и мелкие позади), и напротив.
- Так как на передней кассете звездочек меньше, на каждую из них приходится пара звезд на задней кассете. Для стандартной совокупности 3Х8:
Верное применение совокупности переключения передач разрешает избежать чрезмерного перекоса цепи, в результате которого подробности испытывали бы большой износ.
Так пользоваться передачами запрещено
Как возможно устранить неисправность
В этом разделе разглядим обстановку, в то время, когда цепь начинает проворачиваться либо слетать, тумблеры с натяжителем настроены верно. Как уже узнали, неприятность позвана всего лишь износом. Радикальный вариант – поменять кассеты вместе с цепью.
Но имеется и более щадящие варианты, каковые разрешат совокупности послужить ещё.
Итак, снимаем цепь с велосипеда, распрямляем и замеряем ее длину. По размерам возможно делать выводы о ее износе:
- до 306.4 – незначительное удлинение, неприятность лишь в звездах;
- до 308 мм – средний износ.
- более чем 308 мм – полная непригодность к эксплуатации.
По окончании замеров необходимо осмотреть заднюю кассеты и переднюю. При растяжении цепи до 307.9 мм износ, вероятнее, проявится на мелких и средних задних звездочках. Их возможно заменить раздельно, без приобретения новой кассеты.
Измерение нужно проводить штангенциркулем
Замена рекомендуется на среднем износе, действительно, сначала проскок и неточность переброса смогут лишь усугубиться. Это связано с несоответствием расстояний между шириной зубьев и роликами. Со временем компоненты трансмиссии притрутся друг к другу.
Растяжение более чем 308 мм уже не дает нормально ездить на велосипеде. Цепь всегда проскальзывает и болтается, может застревать в пространстве между звездочками. Верное ответ – поменять ее вместе с кассетой.
Кроме этого возможно укоротить на два-три звена посредством выжимки.
А имеется ли другой вариант? Да, он существует, и это успокоитель цепи. По большому счету, эти приспособления употребляются в целях безопасности в велоспорте, в то время, когда громадна возможность слета цепи со звезд.
Но с их помощью возможно и максимально продолжить время катания с изношенными подробностями.
Успокоители складываются из диска (рокринг) и роликов. Имеется и безроликовые модели, где цепь «успокаивается» лишь рамкой. Модификации с двумя роликами употребляются для скоростных велосипедов, где любой из них соответствует двум передним звездам.
Регулировка тумблеров на новом велосипеде
неточные переключения и Проскоки передач при обычном износе говорят о расстроенных тумблерах. Эта неприятность в большинстве случаев свойственна новому велосипеду, и, в случае если звёздочки и цепь были сравнительно не так давно заменены.
Настройка заднего тумблера на велосипеде?
Неспециализированная схема регулировки тумблеров:
- выставить оптимальное натяжение тросиков;
- отрегулировать движение по низшим передачам;
- настройка хода цепи по высшим звездам.
Для задней совокупности звезд еще необходимо выставить верное положение натяжителя, которое будет компенсировать провисание цепи.
Настройка заднего тумблера на велосипеде:
- Ослабить винт и вынуть тросик привода.
- Установить низшие передачи, поместив цепь в положение 1:1.
- Вращением винта L достигается совпадение направляющего ролика со звездой.
- Установить трос в тумблер.
- Вращая педали, выставить высшие передачи: цепь на малой звездочке позади и самой большой спереди.
- Посредством винта H добиться активной звёздочки и совпадения ролика в одной плоскости.
- Верное положение натяжителя – 5 мм от низшей звезды в положении цепи 1:1.
Верное положение в настройке низших передач (подобная регулировка по винту H)
Подобно регулируется передний тумблер по схеме: настройка ограничений по L – регулировка высших передач по H – настройка натяжения приводного троса. Но, сперва необходимо проверить совпадения ролика тумблера с плоскостью крайних звезд. Быть может, достаточно будет лишь настройки заднего тумблера.
И само собой разумеется, проверка работы трансмиссии, например, натяжения цепи, на практике.
В принципе, регулировки тумблеров хватает надолго. Верное применение совокупности скоростей окажет помощь уменьшить скорость износа, а своевременное устранение негативных факторов разрешит трансмиссии прослужить максимально продолжительно.
Из-за чего прокручиваются педали на велосипеде | На некоторых скоростях | Время от времени | Износ звёздочек
Темы которые будут Вам интересны:
Что делать, если слетает цепь на велосипеде?
Почему спадает цепь на велосипеде? Причин может быть несколько:
- слабое натяжение (на велосипеде без передач и скоростном);
- если искривлено звено;
- при деформации зубьев большой звезды;
- если цепь растянулась в процессе продолжительного использования;
- не настроен переключатель скоростей;
- деформировано заднее колесо.
Для того чтобы подробнее разобраться, что делать, если слетела цепь, разберем эти причины подробнее.
Недостаточно сильное натяжение
Если у вас велосипед без передач – предварительно раскрутите гайки на заднем колесе, их две штуки, потяните колесо к себе. Далее верните гайки обратно, таким образом, чтобы исключить смещение колеса к центру. Вот и все, что необходимо сделать.
Сложнее будет исправить эту проблему у агрегата со скоростями. В переключателе передач скоростного велосипеда есть пружина, которая самостоятельно подтягивает цепочку, со временем она растягивается, в таком случае нужно менять переключатель скоростей.
Искривление звена
В случае, когда цепь падает из-за искривления звена, вы должны либо поменять ее всю, либо воспользоваться специальным инструментом для удаления согнутых звеньев.
Деформация зубьев
Зубья могут деформироваться при долгом сроке эксплуатации, что привело к сильному износу, или сильном ударе. Если постоянно слетает цепь на велосипеде по этому предлогу, стоит заменить ее новой.
Неверно настроен переключатель
Данная причина касается исключительно велосипедных транспортных средств, имеющих переключатель скоростей. Вам необходимо сделать как можно более точную настройку заднего переключателя.
Деформация заднего колеса
Колесо может стать деформированным по разным причинам, это влияет на управление транспортным средством и качество работы тормозной системы. Дабы исправить эту ситуацию, нужно проверить натяжение спиц. При необходимости натянуть их до того момента, пока они все не будут издавать одинаковый звук при ударе. Если эти манипуляции не помогли выровнять колесо, его придется заменить новым.
Слетела цепь на скоростном велосипеде
У велосипедов с переключателями передач есть еще несколько причин, почему спадает цепка.
Например, если загнута звездочка на системе переднего комплекта звезд либо не настроены скорости.
При загибе звезды стоит переключиться на иную скорость, где эта проблема отсутствует, и продолжить движение.
Это поможет в случае, если вы не пользуетесь всеми скоростями, иначе ‒ звезду придется заменить.
Если со звездами все в порядке, проверьте настройку скоростей. Возможно, причина соскакивания цепи именно в них. На переключателях скоростей есть болты, которые нужно отрегулировать по специальной схеме.
Далеко не всегда требуется сразу менять слетевшую цепочку новой, возможно, ее следует починить, а может, проблема в переключателе скоростей на велосипеде. Однозначно стоит проводить техническое обслуживание вашего велотранспорта.
Если слетает цепь на детском велосипеде, причины проблемы, советы по ее устранению ‒ аналогичны приведенным выше для взрослого велотранспорта.
Рекомендуем посмотреть видео:
Почему проскакивает цепь на велосипеде?
Любое катание на велике, будь это гонка на скорость или простая покатушка, оказывает существенное влияние на трансмиссию. В процессе езды цепь и звезды испытывают значительное трение друг о друга, в результате чего со временем приходят в негодность.
Для снижения силы трения и увеличения срока службы трансмиссии необходима своевременная смазка и очистка от грязи. Однако даже при правильном уходе велосипедист может столкнуться с проблемой износа, когда проскакивает цепь, передачи плохо переключаются или теряется зацепление звеньев за зубья звездочек.
Причины проскоков цепи через звезды
Неполадки «плохого поведения» трансмиссии проявляются при нагрузке: давлении на педали при переключении передач. Особенно ярко выражено проскальзывание при движении в гору, когда эта нагрузка максимальна. Эта закономерность одинаково справедлива и для синглспида, и для скоростного велосипеда. Разберемся, что служит тому предпосылкой, и можно ли это исправить.
Причины, по которым происходит срыв звеньев цепи со звезд, просты и прозрачны:
- удлинение звеньев вследствие износа;
- источены зубья задних и передних звездочек;
- оба фактора одновременно.
Последний вариант встречается чаще всего, если цепь или кассета ранее не менялись по отдельности.
Показателем износа цепи является ее длина. Стандартная величина составляет 304, 8 мм. Растягивание ведет к тому, что сильнее стачиваются зубчики сначала малых, а затем больших звезд, из-за чего эффективность переключения передач на скоростном велосипеде в разы падает. Особенно заметно удлинение скажется на переходе от низших к высшим скоростям.
Если расстояние между роликами цепи увеличивается, то ширина звездочных зубьев уменьшается. Заметить выработку можно легко своими глазами. Для вычисления степени сточки сравниваются толщины зубьев изношенной и новой звезды одинаковых размеров.
И, наконец, еще одна причина, почему трансмиссия быстро изнашивается – это неправильное переключение передач. Для простоты запомним раз и навсегда:
- Спереди звезды отсчитываются от самой маленькой.
- Нумерация на задней кассете начинается от самой большой звездочки.
- Необходимо сочетать высшие передачи с высшими (большие звезды спереди и маленькие сзади), и наоборот.
- Так как на передней кассете звездочек меньше, на каждую из них приходится несколько звезд на задней кассете. Для стандартной системы 3Х8:
Правильное использование системы переключения передач позволяет избежать чрезмерного перекоса цепи, из-за которого детали испытывали бы колоссальный износ.
Так пользоваться передачами нельзя
Как можно устранить неисправность
В этом разделе рассмотрим ситуацию, когда цепь начинает проворачиваться или слетать, переключатели с натяжителем настроены правильно. Как уже выяснили, проблема вызвана всего лишь износом. Радикальный вариант – поменять кассеты вместе с цепью. Но есть и более щадящие варианты, которые позволят системе послужить ещё.
Итак, снимаем цепь с велосипеда, распрямляем и замеряем ее длину. По размерам можно судить о ее износе:
- до 306.4 – незначительное удлинение, проблема только в звездах;
- до 308 мм – средний износ.
- свыше 308 мм – полная непригодность к эксплуатации.
После замеров нужно осмотреть переднюю и заднюю кассеты. При растяжении цепи до 307.9 мм износ, скорее всего, проявится на маленьких и средних задних звездочках. Их можно заменить отдельно, без покупки новой кассеты.
Измерение желательно проводить штангенциркулем
Замена рекомендуется на среднем износе, правда, поначалу неточность переброса и проскок могут только усугубиться. Это связано с несоответствием расстояний между роликами и шириной зубьев. Со временем компоненты трансмиссии притрутся друг к другу.
Растяжение свыше 308 мм уже не дает спокойно ездить на велосипеде. Цепь постоянно проскальзывает и болтается, может застревать в пространстве между звездочками. Правильное решение – менять ее вместе с кассетой. Также можно укоротить на два-три звена с помощью выжимки.
А есть ли альтернативный вариант? Да, он существует, и это успокоитель цепи. Вообще, эти приспособления используются в целях безопасности в велоспорте, когда велика вероятность слета цепи со звезд. Но с их помощью можно и максимально продлить время катания с изношенными деталями.
Успокоители состоят из диска (рокринг) и роликов. Есть и безроликовые модели, где цепь «успокаивается» только рамкой. Модификации с двумя роликами используются для скоростных велосипедов, где каждый из них соответствует двум передним звездам.
Регулировка переключателей на новом велосипеде
Проскоки и неточные переключения передач при нормальном износе говорят о расстроенных переключателях. Эта проблема обычно присуща новому велосипеду, а также, если цепь и звездочки были недавно заменены.
Общая схема регулировки переключателей:
- выставить оптимальное натяжение тросиков;
- отрегулировать ход по низшим передачам;
- настройка хода цепи по высшим звездам.
Для задней системы звезд еще нужно выставить правильное положение натяжителя, которое будет компенсировать провисание цепи.
Настройка заднего переключателя на велосипеде:
- Ослабить винт и вынуть тросик привода.
- Установить низшие передачи, поместив цепь в положение 1:1.
- Вращением винта L достигается совпадение направляющего ролика со звездой.
- Установить трос в переключатель.
- Вращая педали, выставить высшие передачи: цепь на малой звездочке сзади и самой большой спереди.
- С помощью винта H добиться совпадения ролика и активной звездочки в одной плоскости.
- Правильное положение натяжителя – 5 мм от низшей звезды в положении цепи 1:1.
Правильное положение в настройке низших передач (аналогичная регулировка по винту H)
Аналогично регулируется передний переключатель по схеме: настройка ограничений по L – регулировка высших передач по H – настройка натяжения приводного троса.
Впрочем, сначала нужно проверить совпадения ролика переключателя с плоскостью крайних звезд. Возможно, достаточно будет только настройки заднего переключателя.
И конечно, проверка работы трансмиссии, в частности, натяжения цепи, на практике.
В принципе, регулировки переключателей хватает на долгое время. Правильное использование системы скоростей поможет уменьшить скорость износа, а своевременное устранение негативных факторов позволит трансмиссии прослужить максимально долго.
Как надеть цепь на велосипед обычный. Как поставить слетевшую цепь на велосипеде. Как настроить правильно переключение передних передач
Велосипедная цепь – это один из основных узлов велосипеда. Многих приводит в ступор вопрос как натянуть цепь на скоростном велосипеде? Особых навыков и наличие специального инструмента для проведения этой операции не требуется. Действия можно выполнить самостоятельно, достаточно в точности следовать инструкции.
Причины слёта или разрыва
Одна из основных деталей велосипеда — цепь. Но даже при обычной езде она может слетать или разрываться. Основные причины поломки:
- Повреждение одной из звёзд системы передач. Системы передач скоростных велосипедов делятся на разборные и неразборные. Замена звезды возможна в разборной системе. Неразборную систему передач меняют полностью, в комплекте. При повреждении одной звезды, езда возможна на скоростях, которые остались исправными.
- Неправильная настройка скоростей . Передний и задний переключатели скоростей имеют специальные болты, которые регулируют трансмиссию. Если эти болты , то появляется вероятность, что при переключении передач, цепь слетит.
Натяжка велоцепи
Механизм возможно натянуть самостоятельно, как на скоростных моделях с переключением передач, так и на велосипедах без них.
Для того чтобы правильно натянуть цепь на велосипеде, особенно, если она , понадобятся гаечные ключи (которые обычно идут в комплекте с транспортным средством) и немного терпения.
На велосипедах без скоростей
Перед началом работы с этим элементом обыкновенного велосипеда, который отличается от других , следует знать основное правило – нельзя натягивать цепь до состояния струны . Нормальным состоянием этого узла считается провисание до 5-ти мм.
Как натянуть цепь на обычном велосипеде, последовательность операций:
- Транспортное средство переворачивается. Чтобы не повредить сиденье или поверхность руля, под них можно подкладывают небольшие куски мягкого материала.
- Заднее колесо держится на двух гайках. Для работы с цепью, их необходимо ослабить.
- Последствием движения колеса по наклонным пазам, надо настроить требуемое провисание.
- После того, как было достигнуто рекомендуемое расстояние в 5 мм, заднее колесо надо закрепить на 2 гайки, которые потом следует аккуратно затянуть. Не стоит прикладывать массу усилий.
- Слишком натянутый механизм не даст велосипедисту свободно вращать педали. Также при возвращении транспорта в исходное состояние, внимательно следят за тем, чтобы ось колеса проходила параллельно валу каретки.
На скоростных с передачами
Как натянуть цепь на ? Конструкция скоростных обеспечивает натяжение звеньевого элемента посредством увеличения жёсткости пружины заднего переключателя. В случае неправильного выбора длины звеньевого элемента и последующей замены, переключатель не обеспечит должного натяжения.
При сильном провисании цепь будет бить по раме , а переключение передач станет затруднительным. Также не следует ставить слишком короткий механизм, натяжение ускорит износ всего механизма скоростей.
Важно! Иногда при установке новой цепи на скоростной велосипед нужно укоротить ее длину, убрать лишнее звенья.
Это можно сделать двумя способами:
- Натягиваем цепь на самую большую переднюю и заднюю звездочки. Тянем за нее, отводя задний переключатель до максимума вперед. Добавляем два звена и получаем оптимальную длину цепи.
- Перебрасываем цепочку спереди на самую большую звезду, сзади — на самую маленькую. Подтянуть ее до такого положения когда:
- рамка заднего перебрасывателя будет указывать ровно вниз;
- ролики переключателя должны быть в одной вертикальной линии.
Как можно укоротить цепь?
Цепи обычных безскоростных байков разборные. Одно из звеньев имеет специальный замок. Его открытие позволит убрать лишние звенья или добавить новые.
Важно! Перед тем как приступить к удалению лишних звеньев цельноклепанной цепи на скоростном велосипеде, приобретается специальная выжимка.
С её помощью можно аккуратно расклепать места зажимов, оставить их необходимое количество, а потом заново заклепать.
Существует и другой способ решения: при отсутствии инструмента, с помощью наждачной бумаги обтачиваются штифты на звеньях. После этого они снимаются.
Как подобрать и установить успокоитель цепи
Успокоитель представляет собой простую конструкцию, изготавливаемую из металла высокого качества, которая предотвращает слёт звеньевого элемента. Для правильного функционирования его необходимо грамотно установить.
Порядок установки успокоителя:
- снять с велосипеда звёзды переключения передач. В некоторых моделях необходимо снять каретку;
- самую крупную звезду, место которой займёт роклинг, необходимо установить на место средней;
- закрепить конструкцию на местах кареточных выступов;
- смазать все трущиеся элементы;
- надеть цепь и правильно её натянуть.
Следуя вышеописанным инструкциям, можно понять, как на спортивном велосипеде натянуть цепь или сделать ту же операцию на более простом двухколёсном транспорте.
Видео
Как натянуть цепь на скоростном велосипеде поможет следующее видео.
Рано или поздно у каждого заядлого велосипедиста выходит из строя цепь. К счастью, нет необходимости отдавать велосипед на ремонт в дорогую мастерскую, если вы можете исправить ситуацию сами. Следующие советы помогут вам в кратчайшие сроки устранить неполадку.
Замена поломанной цепи
Оцените поломку и попытайтесь что-то предпринять. Если цепь сломалась во время езды, подкатите велосипед к обочине, и положите его набок, звездочками вверх. Осмотрите место разрыва цепи – скорее всего цепь болтается на звездочке, и вы легко сможете найти два разорванных конца. В обычной цепи звенья соединяются друг с другом посредством пина (штифта, или цилиндрического стакана), скрепляющего пластины внутреннего звена, сквозь который проходит пин, и ролика, находящегося поверх стакана. Поэтому, если вы опытный велосипедист, и возите с собой инструмент для монтажа цепи и запчасти, вы сможете самостоятельно починить цепь и снова натянуть ее (см. Метод 2). В основном, велосипедные цепи делятся на три категории:
- Цепи со специальными заклепками. С такими цепями поставляются специальные заклепки от производителя. Если у вас нет при себе таких заклепок, то, для ремонта цепи, вам придется добираться до ближайшего магазина велозапчастей.
- Цепи с замыкающими звеньями. В таких цепях есть специальное звено с двумя заклепками, которые соединяют концы цепи. Если это соединение разорвется, то, для починки цепи вам придется заменить это звено.
- Цепи с «нормальными» звеньями. Старые, традиционные цепи состоят из стандартных звеньев, каждое из которых можно заменить таким же (если у вас есть инструмент).
Снимите поломанную цепь. Если вы поняли, что заменить цепь будет легче, чем отремонтировать, то первое, что вам нужно сделать, это снять старую цепь. Если она порвалась полностью, то просто прокрутите педали, и она сама спадет со звездочки. Если цепь не спадает при прокручивании, то ее нужно разъединить вручную. Это можно сделать с помощью выжимки, доступной практически в любом веломагазине.
- Разъем звеньев цепи с помощью выжимки: расположите пин цепи напротив штифта выжимки. Затем закрутите винт штифта, выдавливая пин. Если вы планируете использовать цепь повторно, не извлекайте пин полностью, а только до уровня, достаточного для разъединения звеньев цепи.
- После того, как вы разъедините цепь, прокрутите педали, чтобы цепь спала с кассеты. Если вы хотите заменить цепь, то не забудьте подсчитать количество звеньев в старой цепи (в велосипедах с задним переключателем учитывайте погрешность). Также учитывайте тип вашей трансмиссии, так как она определяет тип цепи, подходящей вашему велосипеду. Например, для трансмиссии с 9 скоростями подходит цепь для 9 скоростей, и т. д.
Приподнимите заднее колесо. Следующим шагом будет продевание новой цепи через задний переключатель. Для этого вам нужно будет прокрутить заднее колесо, что будет сделать значительно легче, если оно не будет стоять на земле. Если у вас есть велосипедная стойка, или штырь в стене, на который можно повесить велосипед, воспользуйтесь этим. Если таких благ у вас нет, просто приподнимите заднюю часть рамы, подложив под нее что-нибудь, например, ящик или шлакоблок.
Проденьте цепь в задний переключатель. На большинстве современных горных велосипедов задний переключатель представляет собой пружинную систему механизмов, нисходящих вниз, под главную заднюю звездочку. Продевание цепи через этот механизм требует особого внимания, так как от этого зависит безопасность езды. Возьмите «маму» (конец цепи без пина) предварительно подобранной по размеру цепи, и обведите ее вокруг нижнего натяжного ролика, а затем – вокруг верхнего. Если все сделано правильно, цепь будет проходить S-образным образом. Если S получилась неровная, возможно, цепь зашла не во все пазы роликов, или за что-то зацепилась.
- Между натяжными роликами заднего переключателя может находиться маленькое металлическое ушко. Цепь не должна его касаться.
- У некоторых велосипедов, например, у «глухарей» (велосипедов с фиксированной передачей), или велосипедов с планетарными втулками, нет заднего переключателя. В таких случаях, просто натяните цепь на звездочку и прокрутите педаль, как советуется в следующем шаге.
Наденьте цепь на заднюю кассету. На горных велосипедах задняя кассета представляет собой комплект из нескольких звездочек, прикрепленных к заднему колесу. После того, как цепь продета через переключатель, наденьте ее на самую маленькую звездочку в кассете. Убедившись, что цепь надежно прошла через переключатель и плотно лежит на звездочке, слегка протяните ее.
Проденьте цепь в передний переключатель. На большинстве современных горных велосипедов в районе передней звездочки находится металлический механизм, перемещающий цепь с одной звездочки на другую. Проведите передний конец цепи через этот переключатель. Если цепь не достает, просуньте заднее колесо чуть дальше.
- У «глухарей», опять же, нет переднего переключателя, поэтому, просто наденьте цепь на переднюю звездочку, как показано в следующем шаге.
Наденьте цепь на переднюю звездочку. Наденьте цепь на самую маленькую переднюю звездочку. Хорошо натяните ее, и проверьте, чтобы она легла на все зубцы звездочки, после чего прокрутите педаль.
Соедините концы цепи. Теперь, когда цепь надежно прошла через все элементы трансмиссии, вы можете соединить ее концы, и снова наслаждаться поездками. Поместите соединяемое звено («маму» и «папу») в выжимку, на упор, который ближе к фиксирующему винту. Подстраивая положение цепи, подведите штифт к зажимаемому пину так, чтобы они были соосны. Подожмите звено фиксирующим винтом. Вращая рукоятку, зажмите пин в звено. Постоянно контролируйте степень погружения пина. Несоблюдение этой тонкости может привести к поломке.
- Есть один полезный инструмент — с-образная скоба (маленький тонкий кусок метала), которая помогает удерживать два конца цепи рядом. Это существенно облегчает работу, поскольку вам не нужно держать два конца цепи самим. Такой с-образной скобой может служить согнутая скрепка.
Замена ослабленной цепи
Определите, где соскочила цепь. Иногда цепь не разрывается, а просто сходит со своего обычного положения. Поскольку в этом случае она по-прежнему находится на переднем и заднем переключателях, никакого особого вмешательства не потребуется – все, что вам нужно будет сделать, это установить цепь обратно на звездочку. Если цепь спала в пути, слезьте с велосипеда, положите его набок, звездочками вверх, и найдите место соскока. Обычно цепь спадает с передней звездочки, но остается на обоих переключателях.
- Поищите места, где цепь может зажаться. Примите соответствующие меры перед следующей поездкой.
Послабление эксцентрика в случае, если цепь зажало. Как говорилось выше, иногда цепь застрянет между задней звездочкой и рамой. В таком случае, ослабьте эксцентрик заднего колеса и открутите гайку эксцентрика так, чтобы можно было извлечь цепь.
- Эксцентрик открывается путем разжатия маленького рычажка, находящегося в центре заднего колеса. После чего открутите гайку на противоположной стороне от рычажка, и высвободите цепь.
- Не забудьте зажать эксцентрик обратно перед поездкой. Гайка должна быть в меру натянутой, так, чтобы рычажок зажимался не слишком туго и не слишком слабо. Если рычажок зажимается слишком туго, немного открутите гайку, и попробуйте зажать снова. Если же рычажок зажимается слишком легко, гайку нужно подкрутить.
В велосипедах с задними переключателями следует ослабить натяжение цепи, и натянуть ее на переднюю звездочку. На большинстве велосипедов в заднем переключателе имеется пружина, которая обеспечивает натяжение цепи при езде. Преодолевая сопротивление пружины, натяните цепь так, чтобы ее можно было надеть на самую маленькую переднюю звездочку. Затем отпустите цепь, и убедитесь, что она достаточно натянута.
- Как правило, теперь вы можете продолжить езду. Первое время велосипед может ехать хаотично, пока цепь не сядет в правильное положение.
В велосипедах без скоростей цепь натягивается на переднюю звездочку путем прокручивания педали. Как упоминалось выше, во многих велосипедах, например, в «глухарях» переключателей скоростей нет. В таком случае, наденьте цепь на заднюю звездочку, и, зацепив ее за как можно большее количество зубцов снизу на передней звездочке, прокрутите педаль назад. Цепь должна зацепиться и начать накручиваться на звездочку. Когда цепь накрутится на последний верхний зубец звездочки, она сможет нормально функционировать.
- Крутить педали будет легче, если вы приподнимете заднее колесо. Для этого вы можете поставить велосипед на стойку, или подложить под него какой-либо материал. Также вы можете попросить кого-то подержать заднее колесо на весу, или, в крайнем случае, просто перевернуть велосипед.
- Нет ничего необычного в том, что цепь время от времени спадает, но если это происходит слишком часто, может потребоваться помощь специалиста.
- Если у вас есть такая возможность, приобретите специальный инструмент, называемый натяжителем цепи. Купите себе парочку, и следуйте инструкциям на упаковке. Как правило, вам понадобится крестообразная отвертка и универсальный гаечный ключ определенного размера. Эти инструменты помогут вам поддерживать необходимое натяжение цепи.
- Если ваша цепь все еще провисает, и вы не можете обратиться за помощью к специалисту, возможно, потребуется удалить несколько звеньев цепи, чтобы укоротить ее. Но, не беритесь за это, если не знаете, как правильно снимать звенья.
- Каждый велосипедист должен обладать базовыми знаниями и навыками ремонта. Так можно не только сэкономить на сервисном обслуживании, но и не оказаться в безвыходном положении, находясь вдали от веломастерской.
Предостережения
- Заплетайте длинные волосы, заправляйте одежду и застегивайте ширинку до конца перед тем, как ремонтировать цепь.
- Лучше пользоваться перчатками при ремонте, чтобы не выпачкать руки в смазке.
- Не суйте пальцы в цепь, иначе их можно травмировать, или лишиться вообще.
(function(w, d, n, s, t) ); >); t = d.getElementsByTagName(«script»); s = d.createElement(«script»); s.type = «text/javascript»; s.src = «//an.yandex.ru/system/context.js»; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); >)(this, this.document, «yandexContextAsyncCallbacks»);
Потребность в снятии/установке велоцепи возникает по разным причинам. Кто-то регулярно кипятит ее в парафине или воске, кто-то решил провести комплексную очистку в банке с бензином, а кто-то докатался до такого состояния, что и ее необходимо менять. Как это делать – интуитивно понятно, но кому операция в новинку, обойтись без пояснений и ответов на волнующие вопросы трудно.
На распутье двух технологий: методы замены изношенной цепи на велосипеде со скоростями
Основная цель процедуры – расцепить старую цепочку и соединить воедино новую. Прежде чем что-либо делать, убедитесь каким образом сцеплена цепка сейчас. Она либо представляет собой единое целое, либо имеет в своей конструкции разъемное звено (замочек). Это важно, поскольку тип скрепления определяет список необходимого инструмента и, собственно, методику обслуживания.
Замок/не замок
Итак, задача №1 в деле, как поменять изношенную цепь на велосипеде – выяснить, нет ли замочка. На грязной цепочке это определить трудно, поэтому почистите ее. Очищать не обязательно в полном соответствии с регламентной .
Вполне достаточно смахнуть основной слой грязи с боковых пластин и покрутить педали в обратную сторону. Форма разъемного звена заметно отличается от других, и сразу бросается в глаза. Более подробно его конструкцию можно изучить по фото.
Техники расцепления
- Если в составе цепочки есть замочек, достаточно раскрыть его.
- Если цепка представляет собой единое целое, необходимо выпрессовывать одну из осей (пинов).
Как поменять цепь без замка на велосипеде с переключаемыми передачами
В случае отсутствия замка, технология замены цепка сводится к трем операциям:
- Выпрессовка штифта из любого звена.
- Укорочение новой цепочки.
- Постановка и запрессовка оси на новой велоцепи.
Как снять велосипедную цепку без замочка
Сперва расположите цепочку ближе к себе для того, чтобы было удобно ее снимать после размыкания и заводить на звезды новый аналог. Для этого достаточно отклацать задний переключатель в крайнее положение (самая маленькая звездочка), а передний – совместить с третьей зубчатой шестерней (самая большая звезда).
Выжать пин из звена гораздо проще, чем задвинуть его обратно. Выберите один из составляющих элементов цепки и выдавите ось любым из способов:
- Постукивая молотком через спицу или тонкий гвоздик.
- Выжимая твердым наконечником, зафиксированном на болте выжимки для цепи.
Важно! При выстукивании или выпрессовке задняя пластина звена должна в что-либо упираться. Например, в выжимающем устройстве для этого предусмотрено специальное ребро. Орудуя спицей и молотком, велоцепь можно положить на металлическую подложку (к примеру, рельсу, гирю) или твердый камень, но так, чтобы пину было куда выходить.
Выжимать удобнее на нижнем уровне. После рассоединения выводить цепку проще на холостом ходу, когда педали крутятся в обратную сторону.
К сведению. Не выпрессовывайте пин полностью. Его очень тяжело вставить во внешнюю пластину. Если не чувствуете позицию, действуйте ступенчато: сделайте оборот ручкой болта выжимки, снимите ее, оцените, можно ли уже размыкать звено. Ежели да, то выжимание считается оконченным, а в случае «нет» – снова ставьте выжимное устройство и повторите цикл действий.
(function(w, d, n, s, t) ); >); t = d.getElementsByTagName(«script»); s = d.createElement(«script»); s.type = «text/javascript»; s.src = «//an.yandex.ru/system/context.js»; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); >)(this, this.document, «yandexContextAsyncCallbacks»);
Как укоротить цепочку
Обычно свежая цепь немного длиннее даже подуставшего изделия. Если поставить ее, не укорачивая, положение заднего переключателя не будет соответствовать требуемому. От этого страдает качество переключения скоростей.
Самый простой способ вычислить нужный размер – сравнить длины старой и новой цепки. Не обязательно пользоваться рулеткой, достаточно положить их рядом. Совместив с одной стороны оба конца, на другой увидим расхождение в габаритах. Лишние звенья выпресовываются по уже изложенной методике с учетом рекомендации по неполному удалению оси из отверстия.
Внимание! При удалении лишних звеньев соблюдайте логику их соединения: внешние пластины насаживаются на внутренние. Наружные пластинки на аналогичные внешние не сядут. Учитывайте конструкцию подвески: на двухподвесах длины цепочки должно хватать в положении полного сжатия амортизатора.
Как поставить новую велоцепь
Будем полагать, что все требования технологии, как подобрать цепь на скоростной велосипед , успешно выполнены. Т.е. перед вами деталь, подходящая по ширине задним и передним звездам и остается только ее надеть:
- Расположите изделие так, чтобы выдавленный штифт был ближе к вам.
- Проведите цепь по большой звезде системы в направлении холостого хода (обратному ездовому педалированию), продев ее через передний переключатель.
- Заведите цепочку на кассету и обойдите ролики переключателей по схеме, указанной на рисунке.
К сведению . Вжимать ось звена можно только выжимкой. При запрессовке попросите помощника или зафиксируйте задний переключатель куском проволоки так, чтобы цепь на нижнем ярусе провисала. Так можно практически исключить риск повреждения противоположной пластины.
Как заменить изношенную цепь с замком на скоростном велосипеде
Технология аналогична технике смены велоцепи без замочка: снять старую, укоротить новую и поставить ее. И можно сказать, что и здесь без выжимки не обойтись – лишние звенья нужно чем-то удалять.
Хотя здесь можно опустить рекомендацию по поводу неполной выпрессовки пина – в случае использования замка его как раз необходимо полностью удалять. И тогда альтернатива работает на 100%: молоточек и спица делают свое дело, а запрессовывать-то и ничего не нужно.
Внимание! Удаляя лишние звенья, смотрите как устанавливается замок: оба конца должны оканчиваться внутренними пластинами
По технологии замены цепи на велосипеде со скоростями рассоединение разъемного звена производится специальными пассатижами. На деле же можно взяться в области замка обеими руками (лучше в перчатках) и стягивать концы цепки друг к другу.
Монтаж замочка
Проденьте пластины с осями в ролики, совместите все пазы и разведите цепь в области замка в противоположные стороны, взявшись за нее обоими руками. Опять же, можно использовать плоскогубцы подходящего профиля, если таковые есть.
Чтобы замок окончательно защелкнулся при отсутствии под рукой пассатижей, выполните список действий:- Прокрутите педали так, чтобы замочек оказался на верхнем ярусе.
- Придержите заднее колесо.
- Нажмите ногой на педаль. Участок растянется, и звено сядет как положено.
- Обзаведитесь выжимкой, даже если замок присутствует. Цепка может порваться и в пути этот инструмент будет очень кстати. К тому же укорачивать велоцепь выжимкой гораздо легче. При выборе выжимной оснастки ориентируйтесь на качественные дорогие модели, изготовленные из добротного металла. Идеальный вариант – взять мультинабор.
- Не избегайте использования замочка. Вещь практичная и надежная. Цепочку с разъемным звеном быстрее и удобнее снять для той же регламентной чистки перед тем, как ее смазать.
- Не используйте старый замок с новой цепью. Новому – только новое.
(function(w, d, n, s, t) ); >); t = d.getElementsByTagName(«script»); s = d.createElement(«script»); s.type = «text/javascript»; s.src = «//an.yandex.ru/system/context.js»; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); >)(this, this.document, «yandexContextAsyncCallbacks»);
Одной из самых частых проблем, с которой сталкиваются владельцы скоростных велосипедов, является износ или повреждение цепи. Чтобы велик прослужил как можно дольше, не доставляя хлопот, необходимо соблюдать рекомендации по регулярному уходу и обслуживанию. Зная о том, как установить цепь на скоростной велосипед, вы избежите лишних затрат на ремонт у специалиста.
С какой целью производится замена цепи?
Менять цепь на скоростном велосипеде эксперты рекомендуют каждый раз при достижении пробега в 1,5-2 тыс. км.
Это связано с достаточно быстрым износом узла. Он растягивается, что приводит к возникновению повышенных нагрузок на трансмиссию. В результате страдают показатели скорости. Сложности появляются и при переключении скоростей. Невозможными становятся крутые подъемы и падают эксплуатационные свойств велосипеда в целом. Кроме всего, при перебрасывании цепи между звездочками будет отсутствовать жесткая фиксация, и она начнет соскальзывать.
Определение уровня износа цепи на скоростном велосипеде
Чтобы исключить вероятные проблемы с эксплуатацией двухколесного транспортного средства, необходимо научиться определять степень изнашивания узла.
Для определения износа цепи нужно замерить расстояние между 24 пинами. Показатель должен варьироваться в пределах от 304,8 до 306,4 мм. При превышении этого значения необходимо заменить цепь.
Замена цепи на скоростном велосипеде: тонкости процесса
Цепи на байках бывают двух видов: с пинами либо с замками. Цепи с замком встречаются лишь на детских велосипедах. Их замена не представляет сложностей. Цепи с пинами нуждаются в особом подходе.
Специалисты не рекомендуют снимать узел посредством подручных приспособлений. Это может стать причиной повреждения соседних деталей. Для замены цепи применяется специальный инструмент для разъема и для соединения ее звеньев — выжимка.
Выполняя замену цепи на скоростном велосипеде, стоит придерживаться определенной последовательности:
- установка пина параллельно штифта выжимки
- закручивание винта
- выдавливание и извлечение пина.
После этих манипуляций деталь снимается без труда. Установка нового элемента проводится аналогичным образом. Байк нужно перевернуть и снять заднее колесо. Цепь собирается непосредственно на раме и натягивается на звездочки. Колесо закрепляется в последнюю очередь. При необходимости звенья можно снимать и наращивать. Для этого также используется выжимка.
Если уверенности в собственных силах и положительном исходе запланированного мероприятия у вас нет, доверьте замену цепи специалистам. Стоит эта услуга недорого, выполняется в течение получаса. Обратившись к специалистам, можно минимизировать риск повреждения других важных деталей велосипеда при ремонте.
В зависимости от стиля катания, вопрос снятия цепи встаёт либо практически сразу после начала катания, например, в триале или даунхилле, либо, по истечении многих километров прогулок, когда требуется обслуживание и замена цепи.
Ситуации снятия цепи
Очень важно, и причин для того, чтобы снять цепь, может быть несколько:
- Глубокая чистка – рекомендуется время от времени снимать все элементы и очищать от смазки и накопившегося абразива.
- Повреждение и замена звеньев.
- Замена изношенной цепи.
- Изменение длины при новой комбинации звёзд, например, на горном велосипеде.
Износ в «домашних условиях» в первую очередь определяется по растяжению. Растянутая цепь – причина для беспокойства, так как смещение звеньев серьёзно повреждает звёздочки и может быть опасно для переключателей.
На глаз отметить износ достаточно тяжело, и для его определения существует показатель – длина 24 звеньев:
- если она равна 305 мм (304.8 значение для нового комплекта), всё в порядке;
- 306.5-307.5 мм – пора менять;
- 307.5 мм – если с таким износом велосипед ещё эксплуатрировался, то скорее всего повреждён весь комплект звёздочек;
- 308 мм – значение повреждённой трансмиссии.
Пример растянутых звеньев
Объективно рекомендуется обслуживать трансмиссию каждые 500 километров, но это значение не фиксировано, так как и 50 километров по пересечённой местности с обилием песка и грязи по износу может соответствовать иной тысяче по чистым городским дорогам.
Некоторые предпочитают обрезать цепь, но растяжение обычно равномерно распределено, и звенья всё равно могут повреждать звёзды, которые уже невозможно починить.
Важные моменты
Кроме обычных устройств, существуют модели с замком – специальным звеном, которое немного отличается по форме от остальных, и позволяет с помощью обратного натяжения разомкнуть звено без применения выжимки или иных инструментов, главное, правильно поставить замковое звено. Не рекомендуется размыкать звенья рядом с замковым, так как это снизит надёжность всего механизма.
Очень важно перед началом снятия запомнить, как цепь заведена на систему, кассету и переключатели – без наличия небольшого опыта монтажа и демонтажа может оказаться сложно надеть её обратно.
Стандартный процесс снятия
Все гайды описывают одинаковый порядок работы для снятия. Для этого потребуется, в первую очередь, небольшой набор инструментов – без них будет достаточно тяжело.
Инструменты
- ключ для снятия заднего колеса;
- пассатижи для удержания сегментов и пина;
- выжимка – устройство для выпрессовки пинов, без замка – важнейший инструмент в процессе.
Процесс
Рассмотрим пошагово, как снять цепь с велосипеда:
- Очищаем звенья от грязи – она будет мешать на каждом последующем шаге.
- Снять заднее колесо – шаг не обязательный, но работать без него намного проще.
- Выдавить пин (металлический цилиндр, замыкающий каждое звено) с помощью выжимки.
- Разъединить одно звено.
- Вывести крайние звенья из переключателей.
Обратная последовательность аналогична – завести цепь на место и собрать конструкцию обратно, заклепав пин с помощью выжимки, и вращая её в обратную сторону.
Без инструментов
В отсутствие выжимки можно установить всё обратно и без неё. Помогут пассатижи и любой крепкий цилиндр, например, небольшой шестигранник. Аккуратно зажимая цилиндр, пин можно расклепать аналогично работе выжимки, просто это требует намного больше внимания и приложения сил.
Модели с замком можно расцепить, используя плотную верёвку или тросик. Это позволяет производить оперативный ремонт буквально в полевых условиях, например, когда цепь внезапно порвалась в небольшом походе.
Снятие замкового звена без инструментовЗаключение
Снять цепь с велосипеда очень легко, если иметь несложный инструмент или базовые знания об этом процессе. Самое важное – действовать аккуратно, так как силовые действия с выпрессовыванием могут быть опасными.
Как правильно подобрать велосипедную цепь?
Когда речь заходит о современных цепях, многие утверждают, что производство их страшно испортилось. Перенос заводов в Китай привёл к тому, что приходится менять цепь для велосипеда каждый сезон, а то и чаще. Однако подобные высказывания происходят от малых знаний.
Выпускаемые сейчас запчасти серьёзно превосходят советские аналоги, а своевременный уход за байком увеличивает срок службы деталей. «Секрет» в том, что на скоростном велосипеде сейчас у звёзд зубья едва доходят до середины цепи, чтобы она могла перескакивать по «команде» переключателя, что приводит, вместе со сложными комбинациями скоростей, к сильным перекосам цепи. А работа с перекосами повреждает всю трансмиссию.
Появление и конструкция цепи
Для начала рассмотрим, откуда появилась цепь и как она устроена.
История появления и развития
Если первые модели байков были скорее «беговелами», то полноценная конструкция велосипеда с цепным приводом появилась лишь к 1870-м, а заняла лидирующее место лишь к концу XIX века, когда появилась калёная сталь. До этого материалы были слишком ненадёжными, а условия производства не позволяли сформировать звенья, которые будут работать долго под большой и нестабильной нагрузкой.
Были эксперименты с прямым приводом на колёса с помощью шестерён, долго исследовались возможности ремённого привода. Однако к началу XX века сегодняшний стандарт «взял своё», и практически все выпускаемые велосипеды по конструкции отличались от современных лишь отсутствием передач. Передачи появились в 1950-х годах на спортивных велосипедах, и лишь через 30 лет завоевали массовый рынок.
Цепи применяются повсеместно и не только в велосипедах. Разные размеры, типы, формы, количество лент – прогресс не стоит на месте, и их изготовлением занимаются огромные заводы, – что, конечно же, идёт на пользу качеству и стоимости данной детали для велосипеда.
Типы цепей
Стандарты выделяют следующие виды велосипедных цепей по общей конструкции:
- роликовые – внутри звеньев небольшие ролики. Такой тип износоустойчив, но применяется редко, так как дорог в изготовлении;
- втулочные – аналогичны роликовым, но вместо отдельной детали сквозь звено проходит прямая втулка. Подавляющее число велосипедных цепей – данного типа;
- зубчатые – используются только в экспериментальных байках, пришли из промышленного производства.
Кроме того, по способу соединения звеньев:
- обычная велоцепь – звенья можно соединить через одно, попеременно чередуясь. Для обычных велосипедистов лучше всего выбрать этот тип;
- халфлинк (half link, половина звена) – последовательность однотипных не чередующихся полузвеньев, которые входят одно в другое. Велосипедная цепь устойчива к динамическим повреждениям и ремонтопригодна, но при длительном использовании быстро растягивается, ведь число «ослабленных» элементов вдвое больше, чем у обычной. В таких цепях почти всегда ставится замок.
Многие производители вводят свои уникальные размыкающие звенья (замок), которые позволяют быстро снять цепь. Сколько звеньев такого плана есть, сложно сказать, каждый производитель продвигает свой стандарт, часто появляются новые. Устоявшейся классификации нет.
Если длина цепи может быть легко изменена добавлением и выключением звеньев, не стоит забывать, что существуют несколько типов цепей, различающихся по ширине.
Для велосипедов стандартом стало следующее деление:- На 7-8 скоростей – достаточно широкие, стандартные;
- На 9 скоростей – уже, обычно поставляются под конкретные сборки, могут использоваться (с некоторыми оговорками) для 7-8;
- На 10 скоростей – узкие цепи, не могут использоваться с другим набором звёзд.
Использование неправильной комбинации цепи попросту опасно. Например, цепь на 7 звёзд застрянет в дорогом переключателе на 10 скоростей. Она же будет цеплять звёзды на барабане, чем помешает нормально передвигаться и моментально убьёт трансмиссию.
Износ цепи
Главное, что должно беспокоить велосипедиста, – это износ. Как уже было указано, современные горные велосипеды очень требовательны к надёжности и износ цепи велосипеда неизбежен. Главное – это предотвращать серьёзный износ правильным уходом, регулировать все элементы трансмиссии. О том, как сделать это своими руками, читайте в отдельной статье про чистку и смазку цепи. Правильно установить цепь на место и выполнить ее регулировку тоже обычно не составляет особого труда.
Для снижения износа служат и некоторые аксессуары, например, успокоитель цепи или внешняя защита цепи в виде закрытого кожуха. Очень важно и натяжение. Оно не должно быть слишком маленьким, тогда провисание и приведёт к быстрому выходу из строя всей трансмиссии, но и должно быть достаточно большим, чтобы скорости могли переключаться. Стоит потратить время, чтобы хорошо настроить натяжение.
Определение износа
Многие определяют износ «на глазок». К сожалению, «глазок» практически любого человека не способен вычленить катастрофические для состояния цепи и звёзд изменения.
Очень часто за маркер берут длину 24 звеньев стандартной цепи. Длина этого отрезка должна быть 12 дюймов или 304.8 миллиметра. Небольшая таблица для понимания состояния:
Удлинение, мм % Состояния До 1.5 < 0.5 Норма 1.5-2.5 0.5-0.8 Износ, под замену 2.5-3 0.8-1.0 Серьёзный износ, проблемы с переключением передач после замены 3 и более > 1.0 Фатальный износ, потребуется замена всей трансмиссии вместе с кассетой «На глаз», если инструментов для измерения рядом нет, определить растяжение можно, приложив цепь к самой большой звезде. Лишние миллиметры будут заметны.
Три цепи
Можно по-разному определять, когда менять цепь. Многие ездят на одном комплекте со звёздами 5-10 тысяч километров, после чего полностью меняют трансмиссию. Другие покупают новую цепь на велосипед каждые 1000 км, чтобы сохранить звёзды в хорошем состоянии.
Золотой серединой между этими способами является «правило трёх цепей». Следует подобрать 3 одинаковых модели, менять которые стоит каждые 500 километров, таким образом, чтобы износ равномерно по ним распределялся. Благо, снять цепь очень просто, используя современный замок. Такой способ позволяет не только сберечь все детали трансмиссии, но и «пробегать» без проблем много тысяч километров.
Измеритель износа цепи от BBB
Модели и выбор
Выделяют нескольких производителей:
- Shimano и SRAM – два лидера практически по всем комплектующим, у каждого есть свои фанаты, но выбрать однозначного лидера невозможно. Предлагают большой ассортимент, закрывающий все модели велосипедов. SRAM первые сделали цепь с замком, а Shimano применили сухую смазку. Конкуренция помогает велосипедистам.
- Compagnolo – итальянская крупная фирма, сотрудничающая со спортивными командами, их велосипедные цепи очень качественны, фирма много вкладывает в разработку новых элементов, в их продукции часто встречаются уникальные новшества (замки, покрытия, смазывающие канавки, приёмы против растяжения).
- KMC – тайваньский производитель, работающий больше 30-ти лет. Производит аналоги Shimano и SRAM по доступным ценам.
- Wipperman – немецкий производитель, редкий гость в российских магазинах из-за высокой цены. Любим многими профессионалами.
Заключение
Цепь – несложная часть трансмиссии горного велосипеда, используется уже почти полтора века. Современный режим эксплуатации привёл к тому, что эта деталь стала скорее расходным материалом при активном катании и, мало того, влияет на состояние переключателей и звёзд. Чтобы избежать проблем, следует правильно выбирать цепь, регулярно её обслуживать и менять. Все операции по монтажу и настройке несложно выполняются своими руками без привлечения механиков или иных специалистов.
Как натянуть и отрегулировать велосипедную цепь
Важным элементом для работы велосипеда является цепь, срок службы которой зависит от своевременного ухода. При работе она не должна трещать и скрипеть. Это нормально, что в процессе эксплуатации она постепенно изнашивается и, как следствие, удлиняется. При правильной регулировке цепь должна провисать на 10–12 мм. При оттягивании пальцами она должна поддаться на 10-15 мм, а если эта величина больше, то её необходимо натянуть. Заметьте, что это актуально только для велосипедов или без переключателей скоростей, или с планетарным механизмом передач.
При установке новой цепи также важно отрегулировать её натяжение. Ещё важнее — после первых трёх заездов подтянуть её. Новая деталь в первое время эксплуатации очень быстро растягивается.
Регулировка натяжения на велосипеде без передач
Правильно натянутая цепь на велосипеде без скоростей должна быть немного свободной на величину провисания около 5 мм.
Чтоб натянуть цепь на обычном бесскоростном велосипеде, нужно:
- Положить свой транспорт вверх колесами.
- Ослабить гайки или эксцентрики крепления заднего колеса.
- Настроить правильную величину провисания цепи, передвигая колесо по наклонным пазам, которые называются дропаутами.
Закреплять заднее колесо нужно только в положении, когда его ось параллельна валу каретки.
При чересчур натянутой цепи вращать педали на велосипеде становится очень тяжело, детали цепной передачи быстро изнашиваются. Тогда как провисшая цепочка может соскочить со звездочек, и дальше ехать уже точно будет невозможно.
Если колесо уже уперлось в край дропаутов, его больше некуда отодвигать, а цепная лента по-прежнему болтается, тогда потребуется удалить парочку звеньев.
Регулировка на велосипеде со скоростями
Величина натяжения цепи на велосипеде с задним параллелограммным переключателем задаётся всецело силой жёсткости пружины самого переключателя. Но если цепь будет слишком длинной, то этот натяжитель не сможет скомпенсировать её провисание, и она станет бить по раме. Особенно это актуально для велосипедов с коротким задним перебрасывателем.
Слишком короткая цепочка затрудняет переключение передач. Она станет причиной ускоренного износа деталей передачи. В первую очередь это относится к двухподвесным велосипедам.Очень часто при установке на скоростной велик новой цепи необходимо укоротить её длину, то есть убрать несколько звеньев.
Есть два способа определения того, сколько звеньев нужно убрать:
- Установить цепь на самые большие звездочки спереди и сзади. Потянуть за неё, отводя задний переключатель до предела вперед. Теперь остается лишь добавить два звена, и оптимальная длина будет определена.
- Перебросить цепь спереди на наибольшую звездочку, а сзади – на самую маленькую. Подтянуть цепочку до положения, при котором рамка заднего перебрасывателя будет указывать ровно вниз, точнее говоря, когда оси роликов переключателя станут в одну вертикальную линию.
На двухподвесах настраивать длину цепи правильнее будет, придавив задний маятник до позиции, когда передняя кассета звездочек максимально удалена от задней трещотки. Пометив нужную длину, лишние звенья можно удалить.
Удаление звеньев
На обычный велосипед без скоростей ставятся разборные цепи, у них на одном из звеньев имеется замок. На большинство современных байков со скоростями ставятся неразборные цепочки с одинаково хорошо заклепанными всеми звеньями. Разобрать цельную заклёпанную цепочку несложно, достаточно лишь обточить на наждаке головки штифтов на одном из её звеньев. Ещё легче и боле аккуратно можно рассоединить заклепки при помощи специального инструмента — выжимки.
Нужно заметить, что выжимка — это универсальный инструмент. С её помощью можно не только выдавить фиксирующий штифт, но и заново заклепать разобранную цепь. Многие выжимки имеют две рабочие канавки: одна нужна для выпрессовки штифта из ролика, а вторая – для запрессовки. Установочное место, расположенное дальше от давящего винта, предназначено для расклёпки штифтов цепи. Подробнее о пользовании подобным инструментом можно узнать из следующего видео.
Проскальзывание цепи
Цепь начинает проскальзывать, когда ослабевает натяжение вследствие ее сильного растяжения. А будучи чрезмерно растянутой, она, в свою очередь, быстро изнашивает звездочки. Так что, поставив новую цепочку на старую трещотку, можно ничего и не добиться. Всё равно пробуксовка на маленьких звездочках останется.
Если вы подтягиваете старую цепь же не в первый раз, готовьтесь к скорой её замене. Помните, что удалить два звена из неё можно лишь один раз. В конечном исходе, вам все равно придётся потратиться на новую деталь.
Источники:
https://spiegelstudio.ru/remont/pochemu-proskakivaet-tsep-na-velosipede-vsyo-o-velosporte.html
https://kakoyrost.ru/kak-nadet-cep-na-velosiped-obychnyi-kak-postavit-sletevshuyu.html
https://velofans.ru/vibor/kak-pravilno-podobrat-velosipednuyu-cep
https://velofans.ru/remont/kak-natyanut-otregulirovat-velosipednuyu-cep