Выбираем диаметр колеса для горного велосипеда
Велосипед — не только средство передвижения, но и возможность прекрасно провести время на природе, укрепить здоровье и набраться приятных эмоций. Велопрогулки обретают большую популярность среди любителей активного досуга, как средство для укрепления организма. Растущий спрос стал причиной появления новых инженерных решений в области производства двухколесного транспорта.
Описание задачи
Характеристики существенно разнятся в зависимости от типа и назначения велосипеда. Городские — для езды по пересеченной местности, горные — среди доступных вариантов наибольшей популярностью пользуется последний тип велосипеда. Выбор диаметра — ответственная задача, справиться с которой поможет знание темы. До недавних пор выбор диаметра не становился проблемой для любителей маунтингбайкинга. Так, единственно доступным размером колеса считался диаметр 26 дюймов. Любопытно, что покупателям предлагались различные стандарты кареток, шатунов, рулевых колонок, рулей и тормозов.
Важные характеристики
Кроме 26-дюймовых колес современные горные велосипеды оснащаются ободами других размеров. Наиболее популярны среди любителей горных байков — 27,5 и 29 дюймов.
Чтобы понять, какой вариант предпочтительнее для маунтингбайкинга, целесообразно сравнить каждый из них по характеристикам:
- сцепление;
- скорость разгона;
- маневренность;
- угол заезда на препятствие;
- масса.
Каждый из параметров крайне важен, заслуживает отдельного рассмотрения, если речь идет о выборе размера.
Сцепление
Объективно, 29-дюймовое — имеет лучшее сцепление с дорогой, чем аналоги меньшего размера. По этой характеристике большая площадь соприкосновения с поверхностью играет на руку велосипедисту. В условиях гористой местности, где скользкие камни и корни деревьев — не редкость, сцепление оказывается необходимым с точки зрения безопасности, минимизации травматизма. 27,5 дюйма также обеспечивают покрышке хорошее сцепление с дорожной поверхностью, однако в выборе размера колеса для горного байка большее значение все же имеют масса и разгон.
Масса
Не стоит спорить о том, что габаритные характеристики велосипеда взаимосвязаны с его весом. Чем больше колесо, тем выше значение его массы. Средняя разница в весе между 27,5- и 29-дюймовыми частями составляет около 1 кг. Как бы ни было, эта характеристика не отыгрывает ключевой роли для среднестатистического велосипедиста. Если вы не собираетесь ставить рекорды скорости, уделяйте внимание в большей мере сцеплению и углу заезда на препятствия.
Профессиональным спортсменам, для которых скорость и выносливость — не последние значения, общая масса велосипеда очень важна. Здесь, как в соревнованиях «Formula 1»: каждый грамм сказывается на скорости. Профессиональные велосипедисты не часто используют на соревнованиях уменьшенные 26-дюймовые колеса для снижения показателей массы, так как в этом случае падают показатели скорости. Вместо этого в соревнованиях берут участие байки с карбоновыми рамами, рулями и другими элементами.
Еще одним способом уменьшения веса является использование бескамерных колес. Решение позволяет уменьшить массу двухколесного транспорта, но также снижает вращательную массу, ускоряя разгон. Отдельно отмечается улучшенное сцепление с дорожной поверхностью, что достигается за счет меньшего давления в покрышках.
Угол прохождения неровностей и препятствий
Преодолевать препятствия на 29-дюймовых колесах проще, и это факт. Под углом заезда на препятствие подразумевается угол, формирующийся при заезде колеса на квадратный объект, выступ. Очевидно, что больший размер колеса позволяет справляться с препятствиями при поездках по пересеченной местности и в горах намного лучше. Диаметра в 27,5 дюйма вполне достаточно для удобного преодоления незначительных объектов, катаясь по лесу или по тропинке вдоль реки. Велосипедисты тратят меньше сил и энергии, преодолевая на своем пути крупные ветки, камни и корни на 29-дюймовых колесах.
Большим колесам легче справляться с ямками и выступами, часто встречающимися в гористой местности. Если учесть, что в условиях городских улиц водителям двухколесного транспорта нередко приходится «покорять» бордюры и преодолевать ямы, лучше выбрать больший размер покрышки.
Маневренность
Параметр маневренности — тот случай, когда больший размер не оказывается лучшим решением. Входить в крутой поворот на 29-дюймовых колесах будет немного сложнее, чем на велосипеде с ободами меньших размеров. Дело в том, что увеличенная площадь окружности диска удлиняет конструкцию велобайка, вследствие чего возникает худшая маневренность. Если вам часто приходится ездить по извилистым маршрутам, этот критерий лучше учесть. 27,5-дюймовые колеса станут более подходящими. Еще лучше выбирать велосипед с 26-дюймовым стандартом.
Вопрос соответствия
«Найнер» больше подходит высоким людям. Низкорослому велосипедисту будет сложнее управлять двухколесным транспортом на больших покрышках. Так как размер обода сказывается на габаритах транспорта, укрупняя конструкцию, перед выбором лучше примерить несколько вариантов. Это даст возможность прочувствовать велосипед, определиться с наиболее удобным байком.
Разгон и скорость
Большие — медленнее по части разгона, что вызвано в большей степени распределением массы. Чем выше значение диаметра, тем дальше от центральной области колеса расположен центр тяжести во время вращения. Если в скорости разгона большие размеры обода уступают меньшим показателям, при достижении определенной скорости вращать педали становится легче, скорость движения оказывается выше. Таким образом, совершая одинаковое количество витков 29- и 27,5-дюймовых колес, на велосипеде удастся преодолевать разные расстояния.
Всем, кто посещал уроки геометрии в школе, известно, что такое длина окружности. Увеличенная деталь имеет большую длину окружности, поэтому «найнеры» оказываются более выгодным решением для поездок на дальние расстояния. Если райдер ценит в большей мере высокую скорость и легкость во время поездки, ему наверняка приглянутся модели байков 29 дюймов.
26 дюйма — нестареющая классика
Классической размерной характеристикой для велосипедных колес остаются 26-дюймов. Этот показатель не случаен, поскольку именно данный стандарт представляет собой оптимальный баланс массы, скорости, наката колеса.
По ряду объективных причин этот диаметр уступает большим размерам, но вместе с тем подходит для людей с ростом 150-195 см. Разумеется, достичь высоких показателей скорости на таких покрышках едва ли удастся, но вот разгон и маневренность приятно вас порадуют. Есть еще 24-дюймовые, однако их применение в производстве горных байков не практикуется.
Подводим итог
Выбирая велосипед, уделяйте внимание различным характеристикам. Определить наиболее подходящий диаметр, безошибочно купить велосипед поможет короткая поездка на понравившейся модели.
Обод и покрышка — как подобрать?
Как правильно выбрать обод для байка?
Существует большое разнообразие велоободов. Отличаются они между собой конструктивными особенностями, размерами и материалами из которых изготовлены.
При выборе велосипедного обода нужно учитывать на какой байк он будет установлен. Учитывайте его эксплуатационные характеристики, будь-то для горного байка, городского, дорожного или шоссейного.
Как узнать размер обода для велосипеда?
Данная величина характеризуется двумя параметрами:
Для того, чтобы узнать эти значения, нужно внимательно рассмотреть изделие. Как правило, производитель наносит маркировку на поверхность детали и она легко читается. Так, например, надпись 559х19 говорит о том, что диаметр (посадочный) равен 559 мм, а ширина – 19 мм. В случае отсутствия надписи, получить нужные цифры можно через замеры вручную.
Для измерения внутренней ширины потребуется штангенциркуль.
При замере диаметра необходимо измерить расстояние от центра колеса до края велообода, полученное значение умножить на 2. Еще можно используя отвес и рулетку, померить непосредственно диаметр целиком. Если это число в сантиметрах разделить на 2,54 то получится перевод в дюймы.
Материал и толщина непосредственно влияют на вес колеса байка.
В силу своей легкости и достаточной прочности большое распространение получили катаные алюминиевые велообода. На втором месте идут железные или стальные.
В соответствии с предъявляемыми требованиями по нагрузке и прочности, производители выпускают одинарный, двойной, тройной велообод. Также изготавливают бескамерный тип обода.
Стандарт по количеству устанавливаемых спиц составляет 36, 32, 28 и 16 штук.
Раньше в системе обозначения многие производители использовали внешний диаметр велопокрышки, который измеряется в миллиметрах или дюймах. К примеру, 24″ (500 мм), 26″ (650 мм) или 28″ (700 мм). Со временем, из-за постоянной путаницы, система обозначений поменялась. В настоящее время стали использовать универсальную систему для маркировки по посадочному диаметру.
Существует 3 действующие системы обозначения:
1. По ISO – это реальное значение диаметра велообода в миллиметрах. Анализируя совместимость посадочных размеров велообода с велопокрышкой, лучше сразу же обращать внимание на параметры ISO.
2. Параметры в дюймах. Это приблизительное значение внешнего диаметра колеса. Бывает маркировка в десятичных и обыкновенных дробях. Советские размеры в дюймах не всегда совпадают и могут отличаться от западных.
3.Французский размер – это значение внешнего диаметра колеса в миллиметрах. В старой системе исчисления учитывали ширину шины и обозначали ее латинскими буквами A, B, C, D. Где А – самая узкая, D – наиболее широкая. Теперь, в современном обозначении буквенная составляющая потеряла свой первоначальный смысл.
Как правильно подобрать покрышку к ободу.
Велосипедные шины отличаются невероятным разнообразием размеров. В результате этого появилась несогласованность и путаница. Каждая страна-производитель, имеет свою маркировочную систему параметров. Велопокрышка с одинаковыми параметрами может быть известна под совершенно несхожим кодом обозначения в разных странах. Случилось так, что не взаимозаменяемые шины с разными посадочными величинами имеют одинаковые номера. А взаимозаменяемые – разные.
Все имеет свой конечный срок службы. Это относится и к велосипедным покрышкам. Приходит такой момент, когда нужно сделать апгрейт или на смену старым велопокрышкам поставить новые. Возникает выбор, что же подойдет, можно ли заменить в случае отсутствия родной резины.
Теоретически можно использовать любое сочетание покрышек и ободов, при условии совпадения у них посадочных размеров. Но практика говорит, что лучше придерживаться определенных правил. Так вы обезопасите себя, свой кошелек от частых проколов резины и повреждения велообода.
Какой размер обода для покрышки?
Подбор ширины велопокрышки.
При выборе этого параметра шины существует больше вариантов совместимости размеров, а значит и ассортимент богаче. Измеряется и маркируется ширина велообода в миллиметрах, велопокрышки – в дюймах или миллиметрах. Поэтому, при подборе необходимо все свести к единой единице исчисления.
Совместимость велообода колеса и шины по ширине для различных типов байков:
26″, 27,5″ или 29″ – как выбрать размер обода?
Чтобы правильно выбрать размер обода, главное – объективно определить тип езды будущего владельца велосипеда, а также местность, в которой будет эксплуатироваться байк. Основная цель правильного выбора – низкий вес вкупе с высокой прочностью. От этих параметров зависит интенсивность нагрузки при езде, а также прочность при ударах, приземлениях, неровностях дорожного покрытия. Для каких стилей и условий подходят эти три стандарта размера колес?
26 дюймов – старая и маневренная классика
Благодаря своей универсальности и мобильности, такой диаметр обода наиболее распространен, и еще несколько лет назад большинство любителей катались именно на таких байках. Сегодня купить велосипед с 26 диагональю можно как для поездок по неидеальной дороге, так и для прогулочного или городского стиля катания.
Такой диаметр оптимален для:
- недорогого ремонта и модернизации (запчасти стоят дешевле)
- катания по легкому бездорожью;
- преодоления крутых точек на низкой скорости.
Многие модели с такими колесами отлично разгоняются, прекрасно управляются и комфортны при езде даже по камням и песку. Хотя если вы собираетесь ездить по местности с ветками, корнями или бордюрами, то лучше 29 диагональ, велосипед с такими колесами купить можно как новичку, так и продвинутому велорайдеру – разница в качестве езды будет очевидна обоим. Еще один плюс – байк на 26 дюймах не займет много места при хранении и транспортировке.
27,5 дюймов – усредненный стандарт горных велосипедов
Маркировкой «27 дюймов» всегда определялись шоссейные велосипеды, при езде на которых приоритетом была скорость. В 2013 году появились колеса нового диаметра – 27,5 дюймов, предназначенные для стремительного катания по горным тропам. По своей сути, такая диагональ – компромиссный вариант между габаритными «твентинайнерами» и 26-дюймовыми ободьями.
Представьте, что перед вами задача – купить маневренный велосипед с 26 диагональю и одновременно получить высокую скорость. Именно эти характеристики объединяют в себе колеса размером 27,5 дюймов, поэтому идеально подходят для начинающих спортсменов, нацеленных на быстрое достижение высоких результатов. Так, эффективность прохождения препятствий у байков этого стандарта на 10% выше, чем у 26-дюймовых собратьев.
Твентинайнеры – быстрые вездеходы
Этот стандарт для горных велосипедов, который появился не так давно и становится все более популярным. «Найнеры», или «твентинайнеры», позволяют дольше сохранять максимальную скорость при езде, при этом разогнаться на таком байке будет немного тяжелее, чем, скажем, на 20-дюймовых колесах. При выборе диаметра обода обязательно учитывайте рост велосипедиста – 29 диагональ велосипед купить стоит тем, чей рост превышает 170 см.
У таких велосипедов лучше плавность хода и накат, но могут возникнуть проблемы с транспортировкой, например, потребуется пассажирский лифт вместо обычного, а перевозка в кузове типа седан потребует складывания задней спинки. Благодаря большой площади, колеса найнера обеспечивают более прочное сцепление с поверхностью, исключают возможность пробуксовки при разгоне и торможении. Обладая высокими показателями прочности, обода оптимальны для длительных путешествий с минимумом препятствий.
Перед тем как выбрать правильный размер обода, обязательно учтите свои физические возможности, а также результаты, которых вы стремитесь достичь в перспективе. Помните, что прочность колеса также будет зависеть от количества и прочности спиц. Оптимальный размер обода избавит вас от постоянной правки «восьмерок», а также продлит срок эксплуатации ободьев.
Размер покрышек
Несколько раз на своей практике мы столкнулись с тем, что покрышки, имеющие вроде одинаковую кодировку, имели разный размер покрышек. В этой статье исчерпывающая информация про размеры и обозначение покрышек. Мы взяли на себя смелость дополнить эту статью размерами шин производимых в России и ближнем зарубежье — помечены красным цветом.
Какая покрышка подходит, к какому ободу?
Устрашающее количество размеров велосипедных покрышек существует на сегодняшний день в мире. Еще больше усложняет дело то, что на заре велостроения в каждой стране, производящей велосипеды разработали свою собственную систему обозначений размеров и маркировки покрышек. Это привело к тому, что одна и та же по размерам покрышка в разных странах известна под разными маркировками. Более того, покрышки разного размера, которые не взаимозаменяемы, часто имеют одинаковую маркировку, если они изготавливались разными производителями!
Традиционная система маркировки.
Традиционная система обозначений базируется на измерении внешнего диаметра покрышки. Этот размер покрышек обычно выражается в дюймах (26″, 27″ и т.д.) или миллиметрах (650, 700 и т.д.).
Размер покрышек (маркировка)
К сожалению, эволюция ободьев и покрышек привела к тому, что эта маркировка потеряла связь с истинным диаметром. Вот как это получилось. Начнем с популярных в 30х годах тяжелых и толстых покрышек 26х2.125, которые до сих пор используются в «пляжных велосипедах». Внешний диаметр такого колеса очень близок к 26″. Однако многим велосипедистам не нравились такие колеса, и они хотели иметь что-то более скоростное и легкое. Промышленность откликнулась производством более легких и узких покрышек, подходящих на тот же обод, обозначаемых 26х1.75.
Хотя такие покрышки и продолжали называться «26ти-дюймовыми», на самом деле они имели диаметр 25 5/8″, а не 26″. Позднее то же размер обода использовали пионеры горного велосипеда с западного побережья, который ныне является стандартом для горного велосипеда. Рынок диктовал свои условия производителям, и теперь можно купить покрышку шириной всего в 25 миллиметров для обода «размера 26″». Хотя истинный внешний диаметр колеса равен в этом случае 24 7/8″.
Второе число или буквенный код в традиционной системе обозначает ширину покрышки. (26×1.75, 27×1 1/4, 650B, 700C и т.д.).
Равно ли «ноль семьдесят пять» трем четвертям?
Обратите внимание на то, что в традиционной дюймовой системе ширина покрышки может обозначается как десятичной дробью (26×1.75), так и простой (26×1 3/4). Хотя обозначения ширины в математическом смысле равны, они относятся к покрышкам разного размера, которые не взаимозаменяемы! Это обстоятельство часто приводит к приобретению покрышки не того размера неспециалистами.
Я сформулировал «правило Брауна для размера покрышек», которое гласит:
Если две покрышки промаркированы математически равными числами, но одно из них выражено десятичной дробью, а другое простой, то такие две покрышки не будут взаимозаменяемыми.
Неправдивость маркировки.
Конкуренция на рынке часто приводит к тому, что производители неточно указывают ширину покрышек. Посмотрим, как это делается. Предположим, что Вы продаете на рынке покрышки высокого уровня 700-25. Естественно Вы изучаете каталоги и рекламу, чтобы найти наилегчайшие покрышки этого размера. Если, например, компании Pepsi Tire и Coke Tire производят покрышки по одинаковой технологии и одинакового качества, но компания Pepsi промаркирует покрышку шириной 24 мм как 700-25, она будет весить меньше, чем честно промаркированная 700-25 покрышка компании Coke. Такой прием даст компании Pepsi преимущество. В качестве ответной меры компания Coke выпустит еще более легкую покрышку 700-23, промаркировав ее 700-25.
Такой сценарий конкурентной борьбы преобладал в 70-х и 80-х годах. Ситуация настолько усложнилась, что трезвый подход наконец возобладал, и сейчас есть четкая тенденция точно указывать истинные размеры.
Система маркировки ISO (ETRTO).
ISO — (International Organization for Standardization) Международная организация стандартизации разработала универсальную систему обозначений размеров покрышек, чтобы исключить путаницу. В прошлом эта система бала известна как «ETRTO», разработана она была одноименной организацией. ETRTO – European Tyre and Rim Technical Organization (Европейская техническая организация по ободьям и покрышкам).
Размер покрышек по ISO состоит из двух чисел:
Первое число – ширина покрышки (обода) в миллиметрах. Действительная ширина покрышки может отличаться от указанной в зависимости от того, на ободе какой ширины она будет установлена. Ободья измеряются между фланцами.
Второе число – посадочный диаметр обода в миллиметрах. Это очень важный размер покрышки. Он определяет взаимозаменяемость покрышек. Если это число у обода и покрышки совпадает, то данная покрышка подходит к данному ободу.
Например, 700х20 шоссейная покрышка в системе ISO обозначается 20-622; гибридная покрышка 700х38 будет обозначаться 38-622. Из-за различия в ширине, возможно, они и не являются идеальной парой для замены, но к любому ободу, к которому подходит покрышка 20-622, подойдет и покрышка 38-622.
Следующие две таблицы дают соответствие между традиционными обозначениями и посадочным размером по ISO. (Таблицы приводятся с сокращениями и дополнены некоторыми велосипедами производства стран бывшего СССР. Как видно из таблиц, даже одинаково промаркированные покрышки могут быть не взаимозаменяемыми, если изготовлены были в разных странах.)
Традиционная система, простые дроби дюймы.
Традиционная система, десятичные дроби дюймы.
Традиционная система, метрическая.
Французский размер покрышек.
Во Французской системе первое число представляет собой номинальный (внешний) диаметр, за которым следует буква определяющая ширину: «A» – узкие, «D» — широкие. Буквенный код теперь не имеет никакой связи с шириной покрышки, поскольку узкие покрышки часто изготавливаются для ободьев изначально предназначенных для широких покрышек. Так размер покрышек 700С изначально был широким размером, но теперь существует очень узкие покрышки 700С, у которых фактический диаметр всего 660 мм.
Размер | I.S.O. (mm) | Велосипеды |
---|---|---|
700 C | 622 | Дорожные велосипеды, гибриды, шоссейная клинчерная резина. Россия. «Турист». 700 С – 32 (32-622), «Украина» 700 С – 40 (40-622) |
700 D | 587 | Старый размер на некоторых моделях GT. |
650 A | 590 | Французская версия 26 x 1 3/8; Итальянские гоночные велосипеды для маленьких гонщиков. Россия: «Диана», «Прима», «Вираж». 650 А – 35 (35-590) |
650 B | 584 | Французские дорожные, велосипеды для туризма с грузом, тандемы, некоторые Raleigh (U.S.) & старые горные Schwinn |
650 C | 571 | Триатлон |
600 A | 540 | Европейские детские шоссейные, большинство инвалидных колясок |
550 A | 490 | Европейские детские шоссейные |
500 A | 440 | Европейские детские складные |
450 A | 390 | Европейские детские |
400 A | 340 | Европейские детские |
Таблица соответствия I.S.O.
I.S.O. (mm) | Традиционные обозначения |
---|---|
635 | 28 x 1 1/2 |
630 | 27 x любое число, США |
622 | 700 C, Россия: 28х1 3/4, 28×1 1/2, 27×1 1/4 (37-622, 40-622, 32-622) |
599 | 26 x 1.25, x 1.375 |
597 | 26 x 1 1/4, 26 x 1 3/8 (S-6) |
590 | 26 x 1 3/8 (E.A.3), 650 A, Россия: 26×1 1/4 (32-590) |
587 | 700 D |
584 | 650B, 26 x 1 1/2 |
571 | 26 x 1, 26 x 1 3/4, 650 C |
559 | 26 x 1.00- x 2.125, Россия: 26×1 3/4, 26 x 2 (40-559, 48-559) |
547 | 24 x 1 1/4, 24 x 1 3/8 (S-5) |
540 | 24 x 1 1/8, 24 x 1 3/8 (E.5), 600 A |
533 | Россия: 24×1 1/2 |
520 | 24 x 1, 24 x 1 1/8 |
507 | 24 x 1.5- x 2.125, Россия: 24 x 2 (47-507) |
490 | 550 A |
457 | 22 x 1.75; x 2.125 |
451 | 20 x 1 1/8; x 1 1/4; x 1 3/8 |
445 | Россия: 20×1 1/4 (30-445) |
440 | 500 A |
419 | 20 x 1 3/4 |
406 | 20 x 1.5- x 2.125, Россия: 20×1 3/4 (40-406) |
Большинство этой информации взято из книги John Allen «Sutherland’s Handbook for Bycicle Mechanics» – библии велотехнологии. В ней приведены более полные версии этих таблиц.
Соображения по выбору ширины.
Хотя и можно использовать практически любую комбинацию покрышка-обод, у которой совпадают посадочные размеры, с практической точки зрения неразумно, чтобы ширина покрышки значительно отличалась от ширины обода.
Если одеть очень узкую покрышку на широкий обод, вы рискуете получить частые проколы и повредить обод при езде по не идеальным дорогам.
Если использовать очень широкие покрышки на узком ободе, то боковины покрышки могут легко повредиться. Такая комбинация к тому же приводит к плохой управляемости, особенно на низких скоростях. К сожалению, с целью экономии веса на современных горных велосипедах используются чрезвычайно узкие ободья. Такие ободья очень плохо подходят к широким покрышкам, если только покрышки не накачивать очень сильно, что в свою очередь приводит к излишней нагрузке на боковины обода. При этом теряется смысл широких покрышек – это их малое рабочее давление.
Ниже следует таблица рекомендаций по выбору ширины покрышки и обода, составленная Georg Boeger.
Источники:
https://bro-sport.ru/stati/vybiraem-diametr-kolesa-dlya-gornogo-velosipeda/
https://frikke.ua/novosti/obod-i-pokryshka-kak-podobrat
https://www.velosklad.ru/velo-obzor/info/3743-26-27-5-ili-29-kak-vybrat-razmer-oboda
https://velolife.by/velostati/2017/06/razmery-pokryshek/