Строительство велодорожек
Популярность велоспорта растет с каждым годом. Особенно это справедливо для крупных городов. Отсутствие специальной полосы для велосипедистов – один из сдерживающих факторов, не позволяющих в полной мере развиваться такому виду спорта. В условиях максимальной загруженности дорог и большого количества ДТП строительство велодорожек является востребованной и необходимой услугой.
Размеры и особенности строительства
Велосипедная дорожка представляет собой самостоятельный элемент дорожной инфраструктуры. Она обеспечивает безопасность всех участников движения и удобство велосипедистов.
К велодорожке предъявляется следущие требования
- минимальная ширина велосипедной дорожки для одностороннего движения – 1 метр;
- минимальная ширина полосы для велосипедистов для двустороннего движения – 2,5 метра;
- наличие понятной разметки для участников движения;
- безопасное однородное покрытие.
Узнать стоимость строительства
Выбор покрытия велодорожки
Всё чаще в качестве покрытия для велосипедной дорожки выбирается резиновая крошка. Этот материал имеет множество преимуществ:
- Безопасность
Упругое покрытие снижает риск травматизма и в случае падения защищает от появления синяков и ссадин. Резиновая крошка создаёт отличное сцепление с колесами велосипеда, что обеспечивает устойчивость и легкий ход. - Варианты цветов
Велосипедная дорожка должна быть яркой и заметной. В резиновую крошку добавляется цветовой пигмент, устойчивый к ультрафиолету и не ухудшающий качество материала. В результате получается заметное и однородное покрытие, на которое с помощью специальной краски с легкостью наносятся знаки и разметка. - Водонепроницаемость
На резиновых дорожках не скапливается вода и не образовываются лужи. И велосипедист, и прохожие не пострадают от брызг. - Бесшумность
Упругое однородное покрытие способствует мягкому движению без шума. - Длительный срок эксплуатация
Покрытие устойчиво к погодных условиям, перепадам температур и механическим повреждениям.
Еще один вариант покрытия – акрил. Специальная краска набирает всё большую популярность и имеет целый спектр достоинств:
- быстрая укладка;
- простота в обслуживании;
- противоскользящие свойства;
- стойкость к механическим и климатическим нагрузкам;
- невысокая цена;
- эстетичность.
Акриловые смеси используются для нанесения на асфальтные и бетонное основания. Высокую сцепку обеспечивают особые грунтовки для асфальто-бетонных оснований. Качество велодорожки непосредственно зависит от качества асфальта или бетона. Основание должно быть идеально гладки и чистым, так как краска не способна сгладить неровности. На подготовительном этапе требуются выравнивание и нанесение порозаполнителя.
У велосипедных дорожек с акриловым покрытием отличные характеристики. Их просто восстанавливать и ремонтировать. Широкое разнообразие цветовых решений позволяет четко разграничить велосипедные и пешеходные зоны от проезжей части. Это упрощает движение.
Так же в качестве покрытия для велодорожек используют эпоксидные смеси. Эксплуатационные свойства эпоксида практически такие же как у акрила, но их минус в более высокой цене.
Оснащение, оборудование и разметка
Велосипед — полноценное транспортное средство. Именно поэтому дорожки должны обладать должным уровень освещённости, исключать возможность ослепления и иметь качественную цветопередачу. На всем маршруте не должно быть резких перепадов освещённости, что обеспечит безопасность велосипедистов и прохожих. В качестве источника освещения могут использоваться стандартные осветительные средства или светодиоды, работающие за счёт солнечной энергии.
Разметка
По всей длине велодорожки должны быть нанесены специальные знаки и разметка. Это поможет велосипедистам и пешеходам ориентироваться. Разметка велосипедной дорожки облегчает передвижение. Для её нанесения используется цветной холодный пластик или термопластик со светодиодными маркерами и солнечными элементами.
Компания «ТрамплинСпорт» предлагает строительство велодорожек под ключ. Уже более 10 лет мы обустраиваем площадки, которые помогают любителем активного и здорового образа жизни проводить время приятно и с пользой.
Заказать строительство велосипедных дорожек вы можете по телефону: +7 495 723-26-86
Красная разметка на проезжей части в России
Что обозначает красная разметка на дороге? В каких случаях применяется? Какие дублирующие дорожные знаки должны быть установлены? Что будет за несоблюдение требований правил дорожного движения, предусмотренных данным видом разметки? Ответы далее.
Какие бывают виды красной разметки, и для каких целей
Виды и правила нанесения дорожной разметки в Российской Федерации регламентируются Правилами дорожного движения, которые утверждены Постановлением Правительства №1090 и ГОСТ 51256-2018.
В соответствии с данными документами дорожная разметка может быть:
- В зависимости от места расположения:
- горизонтальные полосы, которая наносится непосредственно на дорожное полотно
- вертикальные полосы, наносимые на дорожные ограждения, столбы, элементы обочины и так далее
- В зависимости от назначения:
- постоянная, действующая не зависимо от времени года, дней недели и иных обстоятельств
- временная, нанесенная только на определенный временной период, например, весеннее-осеннюю распутицу или на время выполнения ремонтных работ
Основными цветами дорожной разметки являются белый и желтый. Однако в реальной жизни так же можно увидеть и разметку красного цвета.
Красные линии наносятся:
- в качестве временной разметки, если в дорожной службе отсутствует оранжевый цвет. В данной ситуации линии разметки должны дублироваться соответствующими дорожными знаками
- для обозначения наиболее опасных участков дороги, что позволяет привлечь внимание водителей. Разметкой могут быть выделены места запрета остановки или стоянки, ограничения скоростного режима и так далее
- для обозначения выделенных полос, которые предназначаются для движения маршрутного транспорта. Сплошная линия должна дублироваться буквой «А»
- для обозначения зоны пешеходного перехода. Красные линии разметки чередуются со стандартными белыми линиями. Такие переходы сооружаются на особо опасных участках дороги или при прохождении большого количества людей с ограниченными возможностями (например, около больниц, хосписов и так далее)
- для выделения велосипедных дорожек и мест пересечения велосипедных дорожек с проезжей частью. Красная маркировка обозначает, что механическим транспортным средствам, к которым относится автомобильный транспорт, запрещено пересекать указанные границы
- для выделения пешеходных зон, расположенных вдоль проезжей части, например, при отсутствии обочин и тротуаров. Пересекать сплошную линию разметки автомобилям так же запрещено
- для обозначения участков проезжей части, приближающихся к пешеходному переходу. Как правило, на дорогу наносятся линии разметки, расположенные поперек проезжей части. К краске добавляются стеклошарики, позволяющие дополнительно привлечь внимание водителей шумовым эффектом. В большинстве случаев дополнительная разметка с шумовым эффектом наносится на дорогу на опасных участках дороги, а так же вблизи школ, детских садов и иных учебных учреждений, больниц, зданий с массовым скоплением людей (торговые центы, кинотеатры и так далее)
- для выделения опасных участков дороги или резких поворотов, разделения полос движения в противоположных направлениях. Вертикальная разметка наносится на столбы, установленные вдоль проезжей части.
Сопутствующие знаки ПДД
Красная разметка, как правило, используется совместно с дублирующими знаками. В соответствующих местах должны быть установлены:
- знак «Дети» (устанавливается в местах близкого расположения, садиков, школ и иных детских учреждений)
- знак «Велосипедная дорожка» устанавливается в местах наличия отдельных полос для движения велосипедистов и пересечения велосипедных дорожек с проезжей частью
- знак «Дорожные работы» применяется для предупреждения водителей о проведении ремонтных работ и наличия временной разметки
Что делать, если разметка стёрлась
Нередко возникают ситуации, при которых разметка на дороге не видна (стерлась с течением времени, занесена снегом и так далее), что делать?
При маневрировании в данной ситуации требуется руководствоваться установленными вдоль проезжей части дорожными знаками, дублирующими линии разметки, а при их отсутствии правилами дорожного движения.
Важно знать, что:
- При наличии полос для движения автомобильного транспорта пересекать прерывистые линии разметки можно для обгона или опережения.
- Если на дороге более четырех полос, в обязательном порядке должна присутствовать двойная сплошная линия разметки, разграничивающая направления.
- Разворот запрещается:
- на пешеходных переходах в тоннелях на эстакадах и путепроводах на железнодорожных переездах на участках проезжей части с зоной видимости менее 100 м
- Максимальная скорость движения в населенном пункте составляет 60 км/ч, а за его пределами – 90 км/ч. Исключением являются магистрали и иные участки дороги, выделенные знаками;
- Обгон запрещается:
- на регулируемых перекрестах и на нерегулируемых перекрестках при движении по второстепенной дороге на пешеходных переходах на опасных участках дороги и на участках с ограниченной видимостью (до 100 м) в тоннелях, на мостах, эстакадах и путепроводах на железнодорожных переездах и за 100 м до них
- на трамвайных путях на железнодорожных переездах и за 50 м до них на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними в тоннелях на пешеходных переходах и за 5 м до них на перекрестках и за 5 м до них на опасных участках дороги с видимостью менее 100 м на любых участках при создании помех иным участникам движения на остановках общественного транспорта и маршрутного такси (за исключением посадки, высадки пассажиров)
Размеры штрафов
Нарушение правил, установленных линиями разметки, является административным правонарушением.
Ответственность в виде штрафа или лишения прав предусмотрена за следующие виды нарушений:
- За превышение установленного скоростного режима (статья 12.9 КоАП):
- на величину 20 км/ч – 40 км/ч – штраф в 500 рублей
- на величину 40 – 60 км/ч – 1 500 рублей
- на величину 60 – 80 км/ч – 2 000 – 2 500 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев
- на величину более 80 км/ч – 5 000 рублей или лишение прав на 6 месяцев
- Остановка и стоянка на железнодорожном переезде (статья 12.10 КоАП) – 1 000 рублей или лишение водительских прав на 3-6 месяцев.
- Выезд на перекресток при образовании затора (статья 12.13 КоАП) – штраф 1 000 рублей.
- Разворот в запрещенном месте (статья 12.14 КоАП) – штраф 500 рублей.
- Движение по велосипедным или пешеходным дорожкам (статья 12.15 КоАП) – штраф 2 000 рублей.
- Выезд на полосу, предназначенную для движения общественного транспорта (статья 12.15 КоАП) – штраф 1 000-1 500 рублей.
- Выезд на полосу встречного движения или трамвайные пути (статья 12.15 КоАП) – штраф 5 000 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев.
- Несоблюдение требований, установленных разметкой в части остановки и стоянки (статья 12.16 КоАП) – штраф 1 500 рублей (для регионов Российской Федерации) или 3 000 рублей (для Москвы и Санкт-Петербурга).
- Не предоставление преимущества пешеходам на пешеходном переходе (статья 12.18 КоАП) – штраф 1 500-2 500 рублей.
Другие цветовые разметки на дороге
В соответствии с ГОСТ 51256-2018 для дорожной разметки могут быть применены и иные цвета:
Дорожная разметка
Дорожная разметка очень важна для изучения начинающими водителями, поскольку является средством для визуальной ориентировки на дороге.
Ее применение может быть как самостоятельным, так и в совокупности со знаками дорожного движения и иными техническими средствами, служащими для организации движения на дороге.
Разметка подразделяется на вертикальную и горизонтальную.
Горизонтальная дорожная разметка
Горизонтальная дорожная разметка наносится на проезжую часть. Она бывает белого, оранжевого, желтого цвета и наносится в виде линий, стрелок, символов и надписей.
Сплошная продольная линия, разделяющая встречные полосы движения транспорта, называется сплошной осевой линией. Она располагается строго посередине дороги. Данной разметке присвоен номер 1.1.
Края проезжей части также обозначается сплошной продольной линией — разметка 1.2. За пределами этой линии начинается обочина. Правила дорожного движения запрещают ездить по обочине, она служит для движения пешеходов.
Если же дорога является четырехполосной или многополосной, то разделительная линия будет сдвоенной. Такая линия является более надежным разделением встречных транспортных потоков и говорит водителю о том, что дорога является многополосной — разметка 1.3.
Есть случаи, когда на дороге допускается нанесение не только сплошной, но и прерывистой линии, промежутки которой в 2 раза длиннее штрихов — край проезжей части (разметка 1.2.2) Она наносится, если соблюдены следующие условия:
- на дороге отсутствует регулярное движение маршрутных средств транспорта;
- участок дороги имеет ограждение;
- на участке не запрещен обгон;
- интенсивность движения на участке не более 1000 автомобилей в сутки;
- дорога двухполосная (одна полоса в каждом направлении).
Проверьте себя, пройдите тест на знание разметки!
ПДД запрещают пересекать сплошную продольную линию, а вот прерывистую пересекать можно с любой стороны. На двухполосных линию делают прерывистой, чтобы у водителя была возможность обгона. Промежутки такой линии в 3 раза длиннее штрихов — разметка 1.5.
Этой же линией дорога может быть разбита на 3 полосы.
К примеру, на поворотах применяется переход прерывистой линии в сплошную, чтобы запретить водителю выезжать на встречку. Длина ее штриха увеличивается, а промежутка уменьшается. Разметка 1.6. — оповещающая линия, говорящая о приближении к сплошной.
Следующая линия устанавливает границы полос движения для водителя в пределах перекрестка, чтобы он не оказался на встречке и не произошло столкновение с другими транспортными средствами. Данная линия имеет короткие штрихи с равными им промежутками — разметка 1.7.
Если штрихи прерывистой линии толще, то это полоса торможения — разметка 1.8.
Полоса разгона отделяется от основных полос такой же линией — разметка 1.8.
Иногда применяется комбинированная линия, т.е. сплошная осевая и прерывистая. Это указывает на участки дороги, где водитель может пересечь сплошную линию с той стороны, с которой нанесена прерывистая.
Три-пять штрихов означают, что можно развернуться со стороны, где расположена прерывистая линия. Разметка 1.11.
Сдвоенная осевая прерывистая линия, имеющая длинные штрихи и короткие промежутки говорит водителю о том, что на данном участке движение реверсивное — разметка 1.9.
Поперечные линии
Сплошная широкая линия, проведенная поперек проезжей части строго перпендикулярно оси дороги — это стоп — линия. Водителю необходимо остановиться — разметка 1.2. Применяется в совокупности со знаком STOP, при запрещающем сигнале регулировщика или светофора.
Разметка 1.13 сопровождается знаком «Уступите дорогу» — тоже говорит водителю о том, что требуется остановиться.
Разметка 1.14.1 известна нам с детства — это пешеходный переход или зебра.
Разметка 1.14.2.— также пешеходный переход (зебра), где ширина дороги шире 6 метров.
Разметка 1.15. — поперечная прерывистая линия с квадратными штрихами и промежутками — обозначает место, где проезжую часть пересекает велосипедная дорожка.
Разметка 1.25 — искусственная неровность на проезжей части (лежачий полицейский)
Стрелы на проезжей части указывают разрешенные на перекрестке направления по полосам. Разметка — 1.18.
Разметка 1.19 — если стрелы плавно изогнуты, то это говорит о сужении проезжей части, а также предупреждает о приближении сплошной или комбинированной линии, разделяющей полосы встречного движения.
Надписи на проезжей части
«СТОП» — оповещает водителя о том, что впереди пересечение, требующее обязательной остановки у стоп-линии.
«А» — обозначает полосу, по которой происходит движение маршрутных транспортных средств. Двигаться по данной полосе запрещено, если только она не отделена прерывистой линией.
Надпись, указывающая номер дороги, например Р-27, сообщает водителю о номере дороги, по которой он движется. Если же написано Р-27 и стрелка, то вам нужно повернуть по стрелке, чтобы оказаться на данной дороге.
Символы, нанесенные на проезжую часть — дублируют знаки, которые они означают. Это еще один способ обратить на них внимание водителя и предупредить.
Также на проезжей части вы можете увидеть желтые линии разметки. Они сопровождаются соответствующими знаками.
Например, сплошная линия у бордюра или на нем — остановка запрещена.
Желтая гребенка — место для остановки маршруток и стоянки такси.
Оранжевая разметка
Временная разметка наносится оранжевым цветом и предупреждает водителя о том, что на данном участке проводятся ремонтные работы, и он обязательно должен следовать указаниям данной разметки. По окончанию ремонтных работ оранжевая разметка удаляется.
Вертикальная дорожная разметка
Вертикальная дорожная разметка наносится на элементы оборудования дорог, чтобы обеспечить ее лучшую видимость водителями. К данным элементам для нанесения разметки относятся деревья и столбы, если их удаленность от дороги не более 1 метра, а также опоры для мостовых сооружений, бордюры, ограждения, парапеты, пролетные строения и другие.
Она представляет из себя черные и белые полосы, привлекающие внимание водителя к препятствиям, которые следует объехать.
Наглядно и более подробно изучить дорожную разметку вы сможете, посмотрев видео.
Как наносится дорожная разметка
Бывает и такая разметка
Автор: Виктория Голдина.
Дата обновления: 08.07.2014г.
Перепечатка запрещена. Авторские права охраняются законом.
Горизонтальная дорожная разметка
Горизонтальная дорожная разметка наносится на дорожное покрытие, может иметь белый, желтый или оранжевый цвет. Горизонтальная разметка устанавливает определенные режимы и порядок движения транспортных средств, она может быть постоянной (наносится белым/желтым цветом) или временной (оранжевый цвет). Временная разметка наносится поверх постоянной и является приоритетной.
- Если значения дорожных знаков (в том числе и временных) и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу — водитель должен ркуоводствоваться дорожными знаками.
- Если разметка недостаточно различима — водитель должен ркуоводствоваться дорожными знаками.
- Если линии постоянной разметки и линии временной разметки противоречат друг другу — водитель должен руководствоваться линиями временной разметки.
Горизонтальная разметка белого цвета может наноситься:
- вдоль проезжей части;
- поперек проезжей части;
- между проезжыми частями на островках безопасности;
- посреди полос движения.
Горизонтальная разметка, наносимая вдоль проезжей части
Вдоль проезжей части наносятся сплошные или прерывистые линии, которые могут одинарными или двойными.
Горизонтальная разметка 1.1 обозначает границы полос движения, на которые запрещен въезд; разделяет транспортные потоки противоположных направлений; обозначает границы стояночных мест.
1.2.1 (сплошная линия) обозначает край проезжей части.
1.3 разделяет противоположные потоки транспорта на дорогах, которые имеют 4 и более полос движения.
Пересечение сплошных линий горизонтальной разметки 1.1, 1.2.1, 1.3 запрещено. Исключение составляет места, где разрешены остановка и стоянка; также можно пересекать сплошную линию 1.2.1, которая обозначает край проезжей части и расположена справа по ходу движения.
1.2.2 (прерывистая линия с длиной штрихов в 2 раза короче промежутков между ними) обозначает край проезжей части на двухполосных дорогах.
1.5 разделяет противоположные транспортные потоки на дорогах с 2 или 3 полосами; обозначает границы полос движения при наличии 2 и более полос в одном направлении.
1.6 (прерывистая линиия с длиной штриха, который в 3 раза превышает промежутки между ними) предупреждает о приближении к разметке 1.1 или 1.11.
1.7 (прерывистая линия с длиной короткого штриха, равной длине промежутка) обозначает полосы движения в пределах перекрестка, применяется для разметки зоны парковки.
1.8 (широкая прерывистая линия) обозначает границу между полосой разгона (торможения) и основной полосой проезжей части.
1.9 обозначает границы полос движения, на которых осуществляется реверсивное движение (разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах с реверсивным регулированием).
- Одинарные прерывистые линии разметки 1.2.2, 1.5-1.8 разрешается пересекать с любой стороны.
- Двойную прерывистую линию разметки 1.9 разрешено пересекать в случае, когда реверсивный светофор позволяет занять полосу, которая предназначена для реверсивного движения.
- Двойную линию разметки 1.9 разрешается пересекать в случае, когда она находится с правой стороны, и, во время движения по реверсивной полосе реверсивный светофор выключился или запрещает дальнейшее движение по реверсивной полосе.
1.11 разделяет транспортные потоки на участках дорог, где перестроение разрешено только с одной полосы. Также обозначает место разворота, въезда/выезда со стоянки, где движение разрешено только в одну сторону. Разметку 1.11 можно пересекать только со стороны прерывистой линии. Исключение составляют случаи, когда данная разметка разделяет противоположные транспортные потоки, в таком случае при выезде для обгона на встречную полосу со стороны прерывистой линии, разрешено позже вернуться на свою полосу со стороны сплошной линии.
Горизонтальная разметка, наносимая поперек проезжей части
Поперек проезжей части наносится горизонтальная разметка, которая обозначает места остановки транспорта и переходы через проезжую часть, а также искусственные неровности на ней.
1.12 (стоп-линия) указывает место, где водитель должен остановиться. Данная разметка наносится перед регулируемым перекрестком и в местах, где установлен знак 2.5 «Движение без остановки запрещено». .
линия 1.13 указывает место, где водитель должен остановиться уступая дорогу. Данная размета может наносится в виде ряда треугольников в местах, где установлен знак 2.4 «Уступите дорогу». .
1.14.1
1.14.2 «зебра» обозначает пешеходный переход, стрелки указывают направление движения пешеходам.
Горизонтальная разметка 1.14.1 и 1.14.2 обязывает водителя утсупать дорогу пешеходам, находящимся на разметке, независимо от того, установлены или нет знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход» .
1.15 место, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть. Данная разметка предоставляет велосипедистам преимущество при движении.
1.25 обозначает искусственные неровности на проезжей части (лежачие полицейские).
1.16.1
1.16.2
1.16.3 обозначает направляющие островки в местах разделения или слияния проезжих частей, заезжать на эти островки запрещено.
Горизонтальная разметка в виде стрелок, надписей
1.18 указывает на перекрестке разрешенные направления движения по полосам. Может применяться, как самостоятельно, так и в сочетании со знаками 5.15.1 и 5.15.2
Разметка с изображением тупика запрещает поворот на ближайшую проезжую часть. Разметка, которая разрешает поворот налево из крайней левой полосы, разрешает также и разворот.
1.19 предупреждает о сужении дороги (приближении к концу полосы). Данная разметка может наноситься вместе с линиями разметки 1.6 при приближении к линии разметки 1.1 или 1.11, которая разделяет транспортные потоки, движущиеся в противоположных направлениях. В первом случае разметка 1.19 может применяться в сочетании со знаками 1.20.1-1.20.3
1.20 наносится в виде предупреждающего треугольника посередине каждой полосы одного направления при приближении к знаку 2.4 и разметке 1.13 .
1.21 надпись «СТОП» предупреждает о приближении к стоп-линии 1.12, если в месте, где она нанесена установлен знак 2.5
1.22 номер дороги (маршрута) наносится посередине полосы перед перекрестком и после него в случае, если дорога меняет направление на перекрестке. В случае, если и на полосе движения нанесена разметка 1.18 с несколькими направлениями движения, номер маршрута наносится под боковой стрелкой разметки 1.18 шрифтом меньшего размера.
1.23.1 разметка в виде буквы «А» наносится на полосе, предназначенной для движения маршрутных транспортных средств.
1.23.2 обозначает пешеходную дорожку или пешеходную сторону велопешеходной дорожки.
1.23.3 обозначает велосипедную дорожку или велосипедную сторону велопещеходной дорожки или полосу для велосипедистов.
1.24.1, 1.24.2 дублируют соответствующие предупреждающие и запрещающие знаки. Выполнение требований данного вида разметки обязательно при движении по полосе, на которой она нанесена.
Разметку 1.24.3 применяют для обозначения участков дорог, стояночных мест, въездов/выездов, предназначенных для транспортных средств, управляемых инвалидами 1 и 2 групп, перевозящих таких инвалидов или детей-инвалидов.
Разметка 1.24.4 может применяться самостоятельно или дублирует табличку 8.23 «Фотофиксация».
Разметка 1.4 (сплошная линия желтого цвета) обозначает места, где запрещена остановка. Наносится по краю проезжей части или по верху бордюра. Может применяться самостоятельно или в сочетании со знаком 3.27
Разметка 1.10 (прерывистая линия желтого цвета) обозначает места, где запрещена стоянка. Наносится по краю проезжей части или по верху бордюра. Может применяться самостоятельно или в сочетании со знаком 3.28
1.17 (зигзагообразная линия желтого цвета) обозначает места остановок маршрутных транспортных средств и стоянок такси.
Велосипедная дорожка
Велосипе́дная доро́жка (велодоро́жка) — это или часть дороги общего пользования, или самостоятельная дорога (дорожка), предназначенная преимущественно для движения велосипедов.
Движение механических транспортных средств (включая мопеды) и гужевых повозок по велодорожке запрещено. Пешеходы могут двигаться по велодорожке только при отсутствии тротуаров, обочин, пешеходных дорожек и пешеходных зон.
В международной конвенции о дорожном движении [1] велосипедная дорожка определяется следующим образом:
Термин «велосипедная дорожка» означает отдельную дорогу или часть дороги, предназначенную для велосипедистов и обозначенную соответствующим знаком. Велосипедная дорожка конструктивно отделяется от других дорог или от других элементов одной и той же дороги. |
Если велосипедная дорожка является частью дороги общего пользования, она отделяется от проезжей части разделительной полосой, газоном, бордюром или разметкой.
Велосипедные дорожки распространены во многих странах Европы. Причём велодорожки могут образовывать транспортную сеть не только в городе, но и по всей стране [2] . (схема национальных велодорожек Дании). На территории СНГ встречаются крайне редко и не образуют транспортной сети.
Содержание
Разновидности
Велосипедная дорожка — очень широкое понятие. Это название охватывает различные типы велодорожек. Наиболее распространены следующие варианты:
- Велодорожки с односторонним движением, расположенные по обеим сторонам проезжей части (cycle track) на городской улице. Такие велодорожки составляют основы велосетей в Голландии и Дании. В этих странах велодорожки, как правило, приподняты в уровне над проезжей частью. В США, в частности, в Нью-Йорке велодорожкой считается полоса для одностороннего движения велосипедистов, расположенная в уровне проезжей части, но отделённая от автомобильных полос парковочной полосой и буферной зоной.
- Велодорожка с двусторонним движением, проходящая вдоль улицы или дороги (two way cycle path). В крупных городах такие велодорожки встречаются нечасто, они более обычны в пригородах, в небольших посёлках и на загородных трассах. К такой велодорожке обычно примыкает тротуар или же она сама служит для прохода пешеходов. Такие велодорожки, как правило, делают:
- если дорога имеет много примыканий второстепенных улиц с одной стороны. Велодорожку тогда можно проложить с другой стороны, чтобы велосипедистам не надо было часто пересекать второстепенные дороги. Типичный пример такой ситуации — набережные рек в черте города;
- на улицах, где точки интереса расположены преимущественно с одной стороны. Здесь разумнее расположить велодорожку именно с этой, представляющей интерес, стороны, чтобы велосипедистам не приходилось пересекать дорогу у каждого пункта назначения;
- на улицах с односторонним движением, где нужно организовать движение на велосипедах в обоих направлениях. Здесь вроде всё понятно. Альтернатива велодорожке с двухсторонним движением — отдельные велодорожки по обе стороны улицы, но проблема в том, что водители, выезжающие со дворов и второстепенных проездов на улицу с односторонним движением, не ожидают встретить велосипедистов, движущихся навстречу потоку.
Исторические факты
В Голландии велосипеды появились в 1870 г. и быстро стали основным видом транспорта. К 1920 году их доля в транспортном потоке составила 75 %. Конфликты велосипедистов с другими участниками дорожного движения — всадниками и пешеходами, в доавтомобильную эпоху тоже были обычным делом. Поэтому уже сто лет назад звучали предложения разделить дорожное пространство на обособленные секции для разных видов транспорта и пешеходов.
Первые знаки для дорожки были текстовыми. Например, с 1883 года в Англии ставили таблички To cyclists: This hill is dangerous Велосипедистам: Этот спуск опасен .
На заре прошлого века велосипед был очень модным и популярным развлечением в США. 1 января 1900 (!) года в Калифорнии была открыта первая часть платной прогулочной веломагистрали Пасадена — Лос-Анджелес. По проекту велодорожка должна была протянуться на 10 км и соединить Пасадену, тогда ещё пригород Лос-Анджелеса, с городским районом Хайлэнд Парк. Открытая в 1900 году часть имела в длину 2 км, была вымощена сосновыми плитками, и освещалась в тёмное время суток. Проезд по дорожке стоил 10 центов в один конец, 15 — туда и обратно. Из-за падения популярности велосипеда, владельцы веломагистрали отказались от дальнейшего строительства, а через несколько лет разобрали и уже построенную часть.
Появление и начало массового производства автомобилей в конце XIX — начале XX-го века быстро изменило соотношение сил на дороге. В Германии в 1920—1930 годы авто промышленное лобби пыталось изгнать велосипедистов с дорог. Причём, заметьте, тогда никто не называл дороги автомобильными. Это были просто дороги и просто улицы. В те же годы в Англии сторонники велосипедного движения пытались сделать то же самое с автомобилями — запретить им ездить по обычным дорогам и улицам, изгнать их в резервации — на специальные автомобильные дороги, которые, правда, ещё нужно было построить. Пока автомобилей было немного, это казалось вполне возможным. Но и на континенте, и в Англии довольно быстро победили автомобилисты. С весьма простой и демократической идеей — с идеей свободного пользования общественными дорогами. Велодорожки, проходящие вдоль проезжих частей улиц, в Англии планировали строить ещё в 1920-х годах. Но английский клуб велотуризма тогда выступил против этого, опасаясь, что велосипедистам придётся платить дополнительный налог в счёт постройки велодорожек, и в итоге до 1970-х годов велодорожки в Англии почти не строили.
История появления велопешеходных дорожек восходит к послевоенной Швеции. Исследовательская группа SCAFT из Технического университета Чалмерса разработала руководство по городскому планированию, которое оказало значительное влияние, как минимум, на североевропейские страны. Данный документ предлагал отделить моторизованное движение от немоторизованного везде, где это возможно. Пешеходы и велосипедисты при этом считались гомогенной группой, и дорожки для них предлагалось строить по одинаковым принципам, или даже совмещать их на одних и тех же дорожках. Поэтому сейчас больше всего совмещённых пешеходно-велосипедных тротуаров можно наблюдать именно в Швеции и Финляндии. Под влиянием этого руководства была построена обширная велосипедная сеть в Хельсинки.
В Германии к концу 1960 — началу 70-х число велосипедистов значительно сократилось, и велодорожки «за ненадобностью» стали застраиваться автомобильными парковками. К этому времени автомобиль стал основным средством транспорта в европейских странах. Даже в такой велосипедной стране, как Голландия, строительство велодорожек практически прекратилось. Начало велосипедного возрождения в европейских странах связывают с ухудшением экологической обстановки из-за автомобилей и нефтяным кризисом 1973 года. В Голландии к этому также прибавилось большое количество жертв среди детей и велосипедистов, погибших из-за автомобилей. В результате уже в 1978 г. в плане транспортного развития Амстердама приоритет был возвращён велосипеду и велосипедной инфраструктуре.
В 2014 году в Нидерландах открылась первая в мире велодорожка, сделанная из солнечных батарей.
Источники:
https://tramplinsport.ru/stroitelstvo-velodorozhek
https://yurzone.ru/krasnaya-razmetka-na-proezzhej-chasti.html
https://www.avtogai.ru/dor_razmetka.html
http://vaz-2101-07.ru/pdd/razmetka-gorizontalnaya.html
http://wikiredia.ru/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%BA%D0%B0