Кареточный мотор для велосипеда
Кареточные моторы для велосипеда смогли завоевать большую популярность, что объясняется наличием некоторых достоинств. Ниже рассмотрим, какие преимущества и недостатки имеются у данного вида движков, их особенности и как можно самостоятельно выполнить установку?
Электровелосипед с кареточным мотором – транспорт будущего
Другое название кареточных моторов — подвесной или «mid drive motor». При производстве используется дорогостоящий синусный контроллер, из-за чего движок работает достаточно тихо. Это является основной причиной завышенной стоимости.
По надежности он сравним с редукторным вариантом мотор-колеса. Рассматриваемый мотор также обладает редуктором, который необходим для увеличения крутящего момента.
Еще одна отличительная особенность заключается в месте установки — он монтируется непосредственно в каретку велосипеда. При этом трансмиссия остается в традиционном варианте.
Преимущества кареточных моторов
Среди главных достоинств велолюбители выделяют следующее:
- Для установки не требуется трогать спицы колес, менять их или наоборот спицевать. Агрегат ставится за место каретки.
- В мотор сразу встроен контроллер.
- Не требуется ставить усилители дропаутов.
- Если аккумулятор сядет, то вы сможете продолжить езду, прибегнув к кручению педалей. Это объяснимо тем, что мотор не затрагивает вращающиеся детали.
- Отсутствует так называемая «гиря в колесе», что исключает нежелательную нагрузку на спицах и обода.
- Пользователь может свободно настраивать передачи. Допустим, передвигаясь по бездорожью, поставить пониженную передачу, а при езде по асфальтированной дороге увеличить ее.
- Многие готовые модели, представленные в магазинах, имеют довольно тихий мотор.
- По сравнению с другими вариантами велосипедных движков рассматриваемый вариант имеет меньше проводов, которые крепятся к раме.
- В случае прокола или при необходимости ремонтных работ снять колесо не составит труда.
Также отмечается неизменность клиренса, если установить большую переднюю звезду. Подобные велосипеды имеют более лучший накат, из-за чего экономится заряд. Чего нельзя сказать о мотор-колесе. Велики с кареточным агрегатом имеют центр тяжести посередине, что обеспечивает более лучшую управляемость на плохой дороге.
Недостатки кареточных моторов
Среди недостатков выделяют:
- Цепь подвергается быстрому износу. Зубчики звезд и трансмиссия также имеет немного урезанный эксплуатационный срок.
- Монтажные работы не проводятся без специальных инструментов, предназначенных для кареточных моторов. Если сравнивать с движком, который крепится на колесо, то подвесной вариант имеет меньшую надежность. Это связано с наличием увеличенного количества подвижных элементов.
Избежать проблему с износом цепи и звезд можно, купив специальное устройство — Gear Sensor. Через него проходит тросик, отвечающий за заднее переключение скоростей. Когда вы меняете скорость, то движок на это время останавливается, и тем самым дает осуществить эту операцию за счет нагрузки на педали. Устройство предотвращает хрусты и облегчает переключение скорости передач, за счет чего можно продлить работу цепи и звезд.
Как самому установить подвесной электромотор для велосипеда?
Подвесной электромотор принято устанавливать на раму, посередине между колесами. Установка подобного движка на велосипед не требует специальных знаний. Если следовать инструкции, то вы беспроблемно сможете выполнить монтажные работы самостоятельно. Но, она может отличаться в зависимости от производителя. Каждая модель представленного агрегата может монтироваться иначе. Подробная инструкция по установке прилагается в комплекте. Ниже приведем общую схему:
- Снимите заднее колесо и соедините цепь с движком, предварительно установив звезду.
- Закрепите электромотор, затем аккумулятор и генератор.
- В конце ставятся приводные цепи, которые исходят из агрегата к заднему колесу, а также привод, необходимый для импульсной передачи.
Производители электродвигателей на велосипед
В основном кареточные движки предлагаются в комплекте со всем необходимым — конроллер, встроенный в мотор, специальная система, провода и т.д. Подвесные электрические движки для велосипедов можно условно поделить на несколько типов:
- Специальные агрегаты, предназначенные для установки в велики определенных фирм (Bosch, Impulse, Yamaha, Shimano). То есть на простой двухколесный транспорт их поставить не получится.
- Универсальные моторы, монтаж которых можно осуществить на любом велосипеде.
- Моторы, сразу встроенные в байк.
Ниже вы сможете ознакомиться с наиболее популярными и надежными производителями, выпускающих кареточные моторы. Стоит отметить, что некоторые компании, среди которых Бош или Панасоник, перешли на так называемые информационные шины CAN, из-за чего необходимо покупать оригинальные батареи по завышенным ценникам.
Bosch Centerdrive
Представленная компания занимает лидирующую позицию в сфере вело- и мотостроения. Выпускают моторы с шестернями, в которых насчитывается до 20 зубчиков. Отличаются более сильным разгоном и надежностью. Предлагают к приобретению два типа кареточных движков — до 32км в час и до 45км в час.
Производитель активно применяет инновационную технологию, помогающая в педалировании. Система учитывает частоту кручения педалей и скорость колеса в задней части. Это позволяет полностью и мгновенно контролировать двигатель. Помимо этого, была внедрена система, отслеживающая состояние цепи, а именно — ее сдвиг. Такая функция полезна и значительно увеличит ее эксплуатационный срок, включая звезды.
Двигатель запускается автоматически, когда велосипедист начинает крутить педали со скоростью 20 оборотов в 60 сек.
Недостаток — повышенный шум.
Panasonic
Панасоник начал выпускать кареточные движки для велосипедов еще в 1996 году. На данный момент предлагаются два типа:
Также предусмотрено несколько различных батарей, среди которых. Сами движки отличаются надежностью, демонстрируют хорошие скоростные результаты. Из минусов выделяют малый заряд батареи.
BAFANG
Производят два различных вида электромоторов, которые устанавливаются лишь на специальные рамы.
Первый вариант — модель MM G520.250 подразумевает мощность в 250в. Крутящий момент достигает 95Нм. Вес не более трех килограмм.
Второй — MM G521.500. Предлагается на выбор с мощностью 350в или 500в. Крутящий момент — 120Нм. Масса не отличается от вышеописанной модели.
При этом уровень шума не превышает 55дБ.
Мотор включается также автоматически, отслеживая кручение педалей. В основном их продают сразу в наборе, где велосипедист сможет найти множество вспомогательных электронных деталей и механических элементов, необходимых для установки.
Impulse
Компания Derby Cycle выпустила в свет свои первые кареточные движки под названием Impulse относительно недавно — в 2011 году. Агрегаты предназначены для байков фирмы Raleigh, Kalkhoff или Focus. По сравнению с моторами фирмы Bosch, Impulse работают намного тише. На данный момент вы можете приобрести следующие модели:
- Impulse 2.0. Мощность равно 250в. Максимальная скорость достигает 25 километров в час. В комплекте можно выбрать аккумуляторную батарею.
- Evo. Имеет 250в мощности. Предлагается в двух видах, отличающихся между собой максимальной скорость — 25 километров в час или 45. Также можно выбрать себе определенный аккумулятор.
- Evo RS. Максимальная мощность составляет 350в. Может развивать скорость до 45 километров в час. Может устанавливаться только на E-Trekking, E-Mountainbike.
Yamaha
Является самым молодым производителем кареточных велосипедных движков. Отличаются доступной стоимостью, в сравнении с Bosch. Несмотря на это, специалисты и велолюбители поставили не совсем высокую оценку представленным моделям. Они объяснили это тем, что агрегат имеет недостаточно хорошую отзывчивость.
На данный момент выпускаются следующие версии движков — PW-X и PWseries SE. Первый вариант имеет следующие характеристики:
Shimano STEPS
Производитель показал в свет первые свои движки в 2015 году. Особенность их кареточных моторов заключается в более тихой работе, показатель опережает модели Bosch и Yamaha. Отличаются наиболее меньшей мощностью, но показывают хорошие результаты в отзывчивости и контролировании крутящего момента.
Вес достигает всего 3,2 килограмма. Популярны в велосипедах городского типа. Встроена специальная система охлаждения. Мощность двигателя достигает 250в. Крутящий момент достигает 70Нм.
Brose
Можно установить на модели великов Specialized Turbo Levo и Bulls. Обладает тихим звуком, компактностью. Мощность равна 250в, развивает скорость до 45 км в час.
Технические характеристики и особенности веломотора f80
Эффектное быстросъемное оборудование, превращающее стандартный велосипед в быстрый мопед, называется веломотором. Оснащенный мощным велодвигателем, велосипед способен порадовать своего владельца такими функциями, как быстрое переключение скоростей, свободное качение и плавное кручение педалей. Одной из наиболее востребованных моделей является веломотор марки f80. Она представляет собой интерес хотя бы тем, что является «клоном» двигателя для велосипеда советского образца.
Отзывы об этой «китайской дешке» в большинстве своем положительные. Примечательно, что большинство хвалебных откликов поступает не столько от отечественных поклонников велосипедов, сколько от жителей западных держав.
Общая информация
F80, этот модернизированный дубликат старой отечественной модели, имеет электронное зажигание и поршневое газораспределение. Именно это делает его намного надежнее и мощнее, нежели его предтеча — двигатель Д5.
На Украине этот мотор появился сравнительно недавно. Несмотря на это, можно с уверенностью сказать, что этот двигатель со временем вытеснит остальные, менее мощные и качественные модели. Объясняется это тем, что китайский мотор позволяет «велику» развивать внушительную скорость.
Технические характеристики
Каждый профессиональный велолюбитель непременно должен купить китайский мотор f80, потому как его технические характеристики, действительно, внушают уважение:
- двигатель двухкатный, 1-цилиндровый;
- веломотор имеет естественную, воздушную охладительную систему;
- кубатура f80 составляет восемьдесят кубических сантиметров;
- наибольшая мощность составляет 7 л/с;
- веломотор способствует достижению скорости пятьдесят километров в час;
- объем топливного бака составляет два литра;
- двигатель имеет компактный вес — восемь килограмм;
- сцепление модели — сухое, фрикционное.
Веломотор f80 установлен на велосипед
Беспроблемно купить такую универсальную и удобную вещь, как китайский веломотор маркировки f80 можно не только на Украине, но и в России. Цена — достаточно демократична, да и с доставкой проблем не возникает.
Что входит в комплект
Купить комплект можно как в специализированном магазине, так и в Интернете. В комплект входит:
- Двигатель (объем составляет 50 кубических сантиметров).
- Цепь.
- Карбюратор (модернизированный).
- Тросики, рычаг, ручки.
- Бензобак, бензокран и глушитель.
- Винты, крепления и гайки.
- Катушка, ключ, крепеж и фитиль.
Установка
При помощи комплекта f80 каждый, кто обладает должными навыками, может самостоятельно собрать уникальный, мощный велосипед, не имеющий аналогов. Стоит только купить комплект, как мечты профессионального велолюбителя о быстром и мощном двухколесном друге станут реальностью.
Установка веломотора f80 под рамой велосипеда
Для того чтобы самостоятельно собрать веломотор, необходимо проделать следующие манипуляции:
- установить на втулку «звездочку и «полумесяц» и тщательно закрепить их болтами;
- вмонтировать двигатель;
- на правой стороне руля установить дроссель, а затем выключатель. Здесь следует соблюдать осторожность, поскольку при нажатии выключателя двигатель может «барахлить»;
- установить на левой стороне руля рычаг сцепления, присоединить его к двигателю;
- вмонтировать сначала клапан топливного фильтра, а затем — топливный бак;
- установить катушку зажигания, подключить к ней мотор и выключатель;
- вмонтировать натягиватель цепи, затем надеть цепь на «звездочку» и мотор;
- заключительный этап — установка троса через крышку карбюратора.
Обкатка
Купить и установить это «ноу-хау» на свой велосипед — это только полдела. Для того чтобы новоиспеченный мотовелосипед служил как можно дольше, необходимо его своевременно обкатать.
Так, на первых двухстах метрах можно наблюдать такие проблемы, как появление дыма. В большинстве случаев это связано с недостаточной порцией масла. После пробега в пятьсот километров обкатку можно считать завершенной. После этого снижается количество холостых оборотов, да и дым уже не появляется.
Обкатка велосипеда с мотором f80
Если та или иная модель велотранспорта не предназначена для установления веломотора, то большинство конструкционных дефектов модели будет выявлено на 650-м километре.
Правила эксплуатации
Несмотря на то, что китайский веломотор маркировки f80 отличается неприхотливостью и мощностью, необходимо помнить о следующем:
- Мотор требует предварительной обкатки (минимум 500 километров).
- Для того чтобы мотор не был поврежден во время обкатки, бензин следует смешать с двухтактным маслом в пропорциях 1:16. Марка бензина — 92.
- Во избежание рисков, мотор не должен работать дольше, чем тридцать минут. Превышать скорость 29 километров в час также не рекомендуется.
- После обкатки смешивать масло и бензин рекомендуется в пропорциях 1:20, что позволит повысить скорость до 35 километров в час.
- Перед тем, как отправиться в путь, необходимо прогреть мотор на небольших оборотах.
Преимущества
Купить f80 есть смысл не только профессиональным велогонщикам, но и любителям комфортной и быстрой езды. К преимуществам комплекта относятся три основных режима езды (на педалях, моторе, а также на педалях и моторе одновременно). Двигатель отлично тянет и способен беспрепятственно преодолевать даже высокий подъем. F80 достаточно неприхотлив и нетребователен. Он может прослужить довольно длительный срок.
Китайский веломотор отличается высокой мощностью, и для безопасной езды на своем двухколесном транспорте необходимо придерживаться правил. Например, в первую очередь рекомендуется строго соблюдать правила дорожного движения. Перед тем как выезжать на трассу, следует надевать прочный шлем. Важно помнить о том, что если купить и установить f80, то стандартный велосипед превратится в «лайт-версию» мотоцикла, а это требует реализации определенных навыков. Во время работы мотора нельзя управлять велосипедом на магистрали или на пешеходном переходе. Перед выездом следует тщательно изучить как государственные, так и местные правила дорожного движения.
Какой лодочный мотор лучше — двухтактный или четырехтактный
Движки, в которых рабочий цикл выполняется за 2 такта (1 оборот коленвала), называются двухтактными; за 4 такта (2 оборота) — четырехтактными. Рабочий цикл включает в себя следующие этапы:
- цилиндр заполняется топливом;
- топливная смесь сжимается;
- топливо воспламеняется;
- газы расширяются, производится очищение цилиндра.
Такт — это смещение поршня в 1 направлении (в верхнюю либо нижнюю сторону). Оборот коленвала, при котором газы, которые сгорели, расширяются и выполняют полезную работу, называется рабочим поршневым ходом.
Преимущества и недостатки двухтактных моторов
Основные плюсы двухтактных движков таковы:
- малый вес, компактность;
- простое обслуживание — детали на такие двигатели продаются в российских магазинах и стоят недорого;
- надежность конструкции — благодаря этому при использовании мотора не возникает неполадок;
- невысокая цена;
- обеспечение большой скорости перемещения лодки.
При продолжительной эксплуатации двухтактного двигателя лодки можно выявить такие недостатки:
- высокие затраты горючего;
- шум при эксплуатации;
- небольшой эксплуатационный период.
Преимущества и недостатки четырехтактных моторов
Если говорить о четырехтактном движке, то он обладает следующими плюсами:
- экономичный, экологичный (выхлопы не так загрязнены, как у двухтактных агрегатов);
- простой в эксплуатации;
- долговечный;
- не производит много шума.
Минусы четырехтактных моторов:
- крупные габариты;
- высокая масса;
- пониженная относительная мощность (на 1 кг веса приходится меньше лошадиных сил).
Сравнение двух типов движков
Рассмотрим критерии, по которым нужно проводить сравнение между двух- и четырехтактными движками.
Габариты, объем
Эти параметры моторной части двухтактного агрегата меньше, чем у аналогичного по мощностным показателям четырехтактного мотора. Иначе говоря, двухтактные ДВС имеют больше мощности, если пересчитывать на 1 л объема.
Обусловлено это тем, что мощностные показатели двухтактника при одинаковых габаритах цилиндра и частоте вращения коленвала теоретически в 2 раза выше параметров четырехтактника благодаря увеличенному количеству рабочих циклов.
При этом поршневой ход применяется для расширения не полностью, цилиндр хуже очищается от оставшихся газов. Расход продуцируемой мощности на продувание приводит к тому, что мощностные показатели реально увеличиваются лишь на 60−70 процентов.
Кроме того, имеет значение и то, что у двухтактников отсутствуют громоздкие смазочные и газораспределяющие системы. Габариты и объем нижней части ДВС у обоих видов движков примерно одинаковые.
Масса агрегата
Если двухтактник весит 35 кг, то четырехтактник с такой же мощностью будет иметь вес около 49 кг. Может показаться, что 49 кг — небольшая масса.
Однако нужно учитывать, что она распределяется неравномерным образом. Приблизительно 80 процентов веса приходится на голову (сам движок), а 20 — на ногу. Необходимо учесть и то, что у четырехтактников голова имеет более крупные габариты.
Все эти факторы, сочетаемые с наличием только 1 рукояти для транспортировки, делают процедуру перемещения движка достаточно сложной в реализации.
Стоимость мотора
Четырехтактные моторы производятся по более сложным технологиям, включают в себя больше запчастей, потому всегда стоят больше, чем двухтактники.
Перевозка движка
Двухтактные моторы возможно перевозить в любом положении. Четырехтактные ДВС необходимо размещать в положении стоя либо на боку.
Реакция на ручку газа
Данный критерий весьма относителен. Обыкновенно разница практически незаметна. Однако в четырехтактных агрегатах для выполнения рабочего цикла поршню нужно совершить 2 полных оборота, в двухтактных — 1. Соответственно, двухтактные агрегаты лучше реагируют на ручку газа.
Затраты горючего
Приблизительные затраты горючего возможно определить так: 300 г на 1 л. с. в час (для двухтактных ДВС), 200 г на 1 л. с. в час (для четырехтактных ДВС). Повышенные затраты топлива обусловлены тем, что цикл выпуска отработавших газов и впрыска свежего горючего у двухтактных моторов совмещены.
Следовательно, свежее горючее частично выбрасывается вместе с отработавшими газами в выхлоп. Это влияет и на экологию, так как часть топлива, перемешанного с масляной жидкостью, попросту сливается в водоем. По этой причине двухтактные двигатели запрещается использовать в Соединенных Штатах Америки, Евросоюзе.
Шумность двигателя
На максимально возможных оборотах двухтактные агрегаты, как правило, издают немного больше шума, чем четырехтактники.
Уровень вибрации
Четырехтактные агрегаты не создают много вибраций на небольших оборотах. Это относится только к тем моторам, которые включают в себя 2 цилиндра. ДВС с 1 цилиндром создают одинаковые вибрации, вне зависимости от числа тактов.
Экологичность оборудования
Четырехтактники создают меньше дыма, чем двухтактные ДВС. Дым продуцируется, по большей части, из-за прогорания масляной жидкости, которая заливается прямо в топливо у двухтактников.
Количество образуемого дыма — весьма значимый критерий, в особенности для тех, кто предпочитает рыбачить троллингом. Дым может создать неудобства для рыбака, если на водоеме тихо и безветренно.
Эксплуатационный период
Это достаточно спорный пункт. Считается, что двухтактные движки имеют меньший период эксплуатации.
Теоретически, это вполне объяснимо, ведь масляная жидкость для смазывания деталей движка поступает вместе с топливом, соответственно, работает не так эффективно, как в случае с четырехтактными, где соприкасающиеся запчасти буквально плавают в смазке. Однако четырехтактный агрегат конструктивно устроен более сложно, включает в себя больше запчастей, чем двухтактник.
Критерии выбора
Выбирать движок нужно, учитывая, прежде всего, допустимые характеристики лодки и условия, в которых она будет использоваться. Обычно судна применяют для рыбной ловли, прогулок на воде с приятелями.
Если место поклева располагается на малой дистанции, то скорость, обеспечиваемая двигателем, не имеет большого значения. Чтобы добраться до центра спокойного водоема и половить рыбу, можно использовать движок Honda, Mercury, Suzuki малой мощности.
Экономически более выгодно покупать легкий мотор, который расходует немного горючего. Подобный движок имеет невысокую цену, легко устанавливается и транспортируется.
Любителям прокатиться с ветерком либо на водных лыжах необходимы лодки особой конструкции. К ним потребуется покупать высокомощные, дорогие двигатели, расходующие много горючего.
Выбор мощности
В техническом паспорте судна прописывается максимум мощности, которую может иметь движок. Нельзя использовать силовой агрегат, который будет иметь мощность, превышающую данный лимит.
Если вы планируете неспешно передвигаться по водоему, можете купить движок с любыми мощностными показателями. По этой причине рыболовы часто приобретают двигатели мощностью 2−5 л. с. Этого хватает для замены весел мотором, обеспечивающим тихий ход лодке с парой людей на борту.
Если вы желаете передвигаться по воде на большой скорости, покупайте высокомощный силовой агрегат. В особенности это актуально, если вы намереваетесь выходить на глиссирование. Необходимая мощность зависима от конструктивных особенностей судна, общей массы лодки с движком, оснащением и пассажирами.
Глиссирование — это быстрое перемещение судна, при котором корпус не разрезает воду, а выполняет скольжение по глади водоема. Основной признак глиссирования — поднятый кверху нос судна.
Существует несложная формула, по которой можно определить мощностные показатели движка, необходимые для глиссирования. Требуется рассчитать вес судна, снаряжения, людей на борту, приблизительную массу движка. Для выхода на глиссер должна быть соблюдена пропорция: на 110 кг веса нужно 5 л. с. мощности. Если данная пропорция соблюдается, значит, судно может глиссировать по воде.
Юридические тонкости
Если вы поставите на собственное судно движок мощнее 10 л. с., то понадобится проходить регистрацию в ГИМС, оформлять права на управление, периодически выполнять технический осмотр. Это одна из причин, по которым рыболовы предпочитают не приобретать высокомощные агрегаты. 9 л. с. достаточно для развития скорости в 10 км/ч.
Регистрации в ГИМС не получится избежать у тех, кто желает кататься на скорости. Сюда относятся любители выхода в глиссер, которым требуется движок мощностью хотя бы 15 л. с.
Число тактов
К плюсам двухтактников причисляются небольшая стоимость, низкая масса, отсутствие необходимости в особом техобслуживании. Если вы хотя бы немного разбираетесь в автомеханике, то без проблем научитесь самостоятельному ремонту двигателя.
Двухтактники оптимальны для продолжительных нагрузок в жестких условиях, не особо требовательны к топливу.
Из недостатков стоит отметить повышенную шумность при эксплуатации агрегата. Кроме того, двухтактники потребляют много топлива, так как около 25 процентов горючего попросту не сгорает. Еще минус — токсичные выхлопы, продуцируемые двухтактным агрегатом в больших количествах. Для уменьшения их количества необходимо смешивать топливо и масляную жидкость.
Четырехтактники создают гораздо меньше шума при эксплуатации, чем двухтактники. Владелец судна реже заливает горючее, так как оно сгорает в моторе полностью. Силовой агрегат продуцирует малое количество выхлопов, также не требуется делать смесь, масляная жидкость заливается отдельно от топлива.
Главный недостаток — стоимость. Четырехтактные движки стоят примерно на 15 процентов дороже, чем двухтактники.
Провести ремонт четырехтактника своими руками возможно, но достаточно сложно. Для ремонта определенных моделей двигателей необходимо выполнять компьютерную диагностику.
Также четырехтактные агрегаты больше весят. К примеру, двухтактный « 5 М» имеет вес 20 кг, тогда как четырехтактный « Ф5 М» — 25.
Вес движка
Выбирая лодочный двигатель, необходимо учитывать его массу. От веса агрегата зависит способ его транспортировки, монтажа, регулировки, хранения. Маломощные движки (от 2 до 3 л. с.) имеют массу до 20 кг. Один человек может сам выполнять их погрузку и выгрузку из авто, установку на судно. Движки помощнее (от 10 л. с.) имеют вес от 30 кг. Из-за этого транспортировать и устанавливать их нужно вдвоем.
Государства-изготовители, торговые марки
Лодочные движки производит множество популярных брендов. Каждый из производителей выпускает несколько линеек силовых агрегатов для лодок. Дабы не углубляться в конкретные особенности того или иного движка, нужно рассмотреть самые распространенные среди владельцев судов агрегаты.
Япония изготавливает лучшие двигатели, однако стоят они дорого. Известные производители:
- «Хонда»;
- «Тохатсу»;
- «Сузуки».
Движки из США от фирмы «Меркури Марин» пользуются не меньшей популярностью, чем японское оборудование, являются весьма надежными. Производитель изготавливает разные моторы с 1939 г., особенно его продукция распространена на территории Штатов. Стоимость двигателей «Меркури» аналогична цене агрегатов из Японии.
Популярны следующие марки из КНР:
- Golfstream;
- Hidea;
- HDX.
Это китайские агрегаты, которые не уступают в плане характеристик моторам из США и Японии, однако стоят меньше.
Подводя итоги, можно выделить правила подбора лодочного двигателя:
- Движок подбирают под параметры судна.
- Решите, на какой скорости планируете использовать судно.
- Определите требуемую мощность.
- Определитесь с числом тактов.
- Решите, оборудование какой марки купите, при учете своих нужд и бюджета.
Не рекомендуется пытаться сильно сэкономить на лодочном двигателе, так как это важная часть судна, без правильной работы которой нормальная эксплуатация лодки будет невозможна.
Велосипедный двигатель Д-4
Двигатель Д-4 (с последующими модификациями) был единственный в СССР массовый, серийно выпускавшийся мотор для установки на велосипед. Этот культовый мотор превращал простой велосипед в моторизированный транспорт- вещь уникальная для того времени. За громкий звук выхлопа, вразных регионах страны его называли «дырчиком», «пердунцом», «газовичком» и т.п. Несмотря на примитивность конструкции и ряд недостатков, веломотор с небольшими изменениями, выпускали около тридцать лет. Как ни странно, даже в наши дни, эти моторы практически используют не только любители ретро мототехники.
Двигатель Д-4 был разработан в начале 1950-х годов в ЦКБ велостроения Харьковского велозавода. Конструкция мотора была схожа с некоторыми зарубежными довоенными образцами, но не была копией конкретного прототипа. В экспериментальном цехе ХВЗ была выпущена небольшая серия опытных двигателей и проведены успешные испытания на заводских велосипедах. Очевидно, производство моторов, хотя и велосипедных, не соответствовало профилю велозавода, и с 1954 года дальнейший массовый выпуск был начат на ленинградском заводе «Красный Октябрь». Но все же, короткий период (1958-1960 г. г.) Харьковский велозавод выпускал мотовелосипед В-901 оснащенный веломотором Д-4 уже со знаком «КО».
Опытный образец двигателя ХВЗ Д-4 разработки ЦКБ велостроения харьковского велозавода (ок. 1955 год) Опытный образец велосипеда “Прогресс” с мотором ХВЗ Д-4 разработки ЦКБ велостроения харьковского велозавода.
Техническая концепция
Изначально велосипедный мотор Д-4 предназначался для установки на стандартный мужской дорожный велосипед без его особых доработок.
Подобная концепция механизации велосипеда существовала в Европе уже с 1920-х годов. Особых успехов в этом добились немецкие фирмы Fichtel-und-Sachs, NSU, Lohmann , Victoria французские Solex, Velosolex и ряд других. Со временем, на рубеже 1930-40-х годов определились три основные концепции: мотор устанавливался на передней вилке над колесом с фрикционным приводом через ролик или цепью, установка мотора с горизонтально расположенным цилиндром под педальной кареткой с фрикционным приводом на заднее колесо. Третий вариант наиболее распространенный в Германии, это когда мотор размещался сбоку на задней вилке и цепной передачей приводил в движение велосипед. Для этого на заднее колесо монтировалась дополнительная большая звездочка. Такие способы позволяли устанавливать моторы практически на любой велосипед независимо от формы рамы и его конструкции. Объем цилиндра веломоторов, в основном, составлял 45-50 см. куб.
Харьковские конструкторы выбрали вариант размещения мотора над педальной кареткой, где он закреплялся в V-образном развале труб рамы.
В то время, все велозаводы уже производили стандартную модель мужского дорожного велосипеда В-110 «Прогресс», угол их рамы стал одинаковым.
Таким образом мотор подходил на все велосипеды, установка мотора на женские модели не предусматривалась.
На картере двигателя было два вогнутых (под диаметр рамы) установочных места, которыми он крепился к раме велосипеда, над педальной кареткой, и закреплялся двумя литыми хомутами. По задумке производителя, ширина мотора не мешала вращению педалей, но на практике, в большинстве случаев, потребителю приходилось самостоятельно немного разгибать педальные шатуны. Разогнуть их в «домашних» условиях было достаточно сложно. Поэтому, сейчас, почти все старые моторы попадаются с потертыми боковыми крышками и даже выхлопным коленом глушителя.
На заднее колесо велосипеда устанавливалась дополнительная большая звездочка. Для ее монтажа нужно было сделать три небольших отпила на ступице колеса и закрепить болтами вместе с резиновыми прокладками и металлическими полушайбами. В начальный период выпуска комплекта, звездочка крепилась сложной резьбовой фрикционной муфтой, которая удерживала ее на втулке колеса только на силе трения.
На передней наклонной трубе рамы монтировался бачок. На руль устанавливалась поворотная ручка газа (справа) и слева выжимной рычаг муфты сцепления. Рычаг был оснащен специальной защелкой, которая фиксировала его в положении выжатой муфты. Это давало возможность двигаться на велосипеде с отключенным мотором или настраивать его работу не поднимая заднее колесо.
Двигатель запускался при движении мотовелосипеда. Достаточно было немного разогнаться и плавно отпустить сцепление, мотор легко запускался и «подхватывал» движение. Велосипед мог легко ехать с регулируемой скоростью до 35- 40 км/ч.
Рекламный проспект на мотор Д-4, 1958 год Оригинальный, восстановленный полный комплект веломотора Д-4 1957 года. Бак двигателей первых выпусков имел оригинальную каплевидную форму, украшался декалью и белыми линовками ручной работы. Веломотор Д-4 выпуска 1957года в оригинальной консервационной смазке, уникальная находка 2017 год.
Конструкция
Д-4 одноцилиндровый двухтактный бензиновый карбюраторный двигатель, рабочим объемом 45 куб. см. Конструкция выполнена в компактном алюминиевом литом картере состоящим из двух половин с тремя боковыми крышками. До конца 1950-х годов картера отливались в «земляные» формы и отличались грубой фактурной поверхностью.
Одноступенчатый редуктор мотора оснащался двухдисковой сухой муфтой сцепления. Газораспределение осуществлялось через цилиндрический золотник (канал в левой полуоси коленчатого вала). Чем рукодствовались конструкторы выбирая такую редкую схему объяснить трудно. В этой конструкции втулка коленвала быстро изнашивалась и топливо подтекало в корпус редуктора. В этом узле не было герметизирующего сальника, а на другой оси коленвала (со стороны катушки зажигания) устанавливался лабиринтный металлический уплотнитель, который также быстро изнашивался.
Цилиндр не имел съемной головки, что практически исключало его ремонтную расточку. На поршне устанавливалось одно компрессионное кольцо. Зажигание рабочей смеси обеспечивало простое магнето, без обмотки для генератора фары.
Мотор серии Д-4 оснащался небольшим хромированным разборным глушителем с приваренным выхлопным коленом. Топливом для мотора служила смесь бензина А-66, А-74 с автомаслом в соотношении по объему 20:1.
На протяжении периода производства, с 1956 по 1962 год, мотор незначительно модернизировался. Прежде всего, был заменен карбюратор, на более эффективный и удобный в регулировке. Карбюратор моторов первых годов выпуска был технологически сложный в производстве и трудно настраивался. К примеру, для того чтобы отрегулировать качество смеси, нужно было снять карбюратор с мотора, открутить заглушку и маленькой отверткой подкрутить иглу поплавка камеры. Для достижения нужного результата, такую процедуру иногда приходилось повторять несколько раз.
Первые несколько лет, мотор комплектовали сварным каплевидным топливным баком емкостью 1,8 литра. Новый бак был упрощенной формы с увеличенным объемом 2,3 литра.
Составные части веломотора Д-4.
Дальнейшие модификации
На смену двигателю Д-4 пришел мотор Д-5 (1961 год) с увеличенной мощностью до 1,2 л.с.
Первые моторы Д-5 внешне почти не отличались от версии Д-4, и оснащались цилиндром без съемной головки и таким же коротким глушителем. Позже на нём устанавливали цилиндр со съемной головкой, оснащенной ребрами охлаждения, и комплектовали новым малошумным глушителем. Был установлен резиновый сальник коленвала со стороны катушки зажигания и второе компрессионное кольцо поршня. Позже мотор оснащали цилиндром со съемной головкой с ребрами охлаждения, и комплектовали новым малошумным глушителем. Некоторое количество моторов производили на Ковроском мехзаводе с маркировкой Д-5К.
Мотор продавался комплектом для установки на велосипед. Набор включал в себя двигатель, ручку газа и сцепления с тросиками, бак, глушитель, щиток цепи, накладку для защиты рамы велосипеда, цепь и звездочку с комплектом крепежа ее на колесе, инструментами.
Хотя моторы выпускались в достаточно большом количестве, в стране тотального дефицита, приобрести их можно было не всегда, а с покупкой запчастей была большая проблема. Стоимость мотора в 1970 году составляла около 40 руб., при цене велосипеда приблизительно 55 рублей и средней зарплате ок. 80 руб.
В конце 1970-х годов мотор незначительно модернизировали до версий Д-6, Д-8, оснащенных магнето с генератором фары 6 Вольт и выносной высоковольтной катушкой зажигания, была увеличена степень сжатия. Эти агрегаты предназначались уже для установки на легкие мопеды «Рига» и «ЗиФ». Производство двигателей Д-8 было прекращено в конце 1990-х годов.
Двигатель Д-4 со снятым цилиндром и крышками магнето и ведущей звездочки. До 1960 года на моторах крепилась металлическая табличка с указанием года выпуска и выбитым заводским номером. В дальнейшем эти надписи отливались на картере, год не указывался, а заводской номер выбивался.
Моторы Д-4, Д-5 устанавливались и на первые, производимые в СССР мотовелосипеды (предшественник мопеда). Первым из них был мотовелосипед ХВЗ В-901, его выпускал Харьковский велосипедный завод с 1958-1960 года. На рижском велозаводе производили серийный велосипед Рига-16 укомплектованный мотором Д-4 под названием Рига-18.
Всего за период около тридцати лет производства, было выпущено более 10 млн. двигателей Д-4, 5,-6, -8, 12 типов и модификаций.
Интересно, что в 2000 годах, в Китае начали производить велосипедный моторы очень похожей конструкцией на Д-8, но с главным отличием: карбюратор установлен на цилиндре.
В наши дни среди любителей мотостарины очень популярен веломотор именно модели Д-4. Двигатель привлекает их внимание простой архаичной конструкцией и винтажным видом.
В станах Балтии ежегодно проходит ряд ретро мероприятий, на которых собираются много любителей мотовелосипедов «Гауя», «Рига», В-901, В-902 оснащенных моторами Д-4 и Д-5. При этом это не только статичные выставки, но и пробеги и даже небольшие гонки.
Технические характеристики двигателя Д-4:
- Тип двигателя -одноцилиндровый двухтактный карбюраторный
- Диаметр цилиндра — 38 мм
- Ход поршня — 40 мм
- Рабочий объем — 45 см?
- Степень сжатия — 5,2
- Номинальная мощность при 4000-4500 об / мин. — 1 л. с.
- Расход топлива на 100 км, при скорости 20 км / ч. — 1,5 л
- Передаточное отношение / коленвал-ведущая зубчатка — 4,2: 1
- Передаточное отношение цепной передачи — 4,1: 1
- Вес комплекта мотора без топлива — около 9 кг
Мы за грамотность! Поэтому если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источники:
https://cyclearea.ru/velosiped-i-ego-sostavlyayushhie/karetochnyj-motor-dlya-velosipeda
http://omopede.ru/service/ustrojstvo/velomotor-f80.html
https://partprice.ru/articles/gid-pokupatelja/kakoj-lodochnyj-motor-luchshe-dvuhtaktnyj-ili-chetyrehtaktnyj/
https://provse.kh.ua/velosipednyj-dvigatel-d-4/