Уницикл (моноколесо) своими руками
Унициклом (или моноциклом) принято считать средство передвижения с одним колесом, проще говоря – одноколесный велосипед. Он состоит из собственно колеса (которое включает в себя оси, втулки, спицы, обод, камеру и шину), шатунов, педалей, вилообразной рамы, седла и подседельного штыря. С технической точки зрения это велосипед с прямой передачей. Уницикл может быть оснащен дополнительным элементами, например, клаксоном, светоотражателями, фонарями, багажником и крылом – все они служат для комфорта и безопасности наездника. Встречаются и такие унициклы, на которых устанавливается вынос (рычаг рулевого управления) и тормоз (рычаг под седлом или обычный тормоз на выносе).
Как научиться кататься
Самый простой способ оседлать уницикл и уверенно на нем держаться – это попробовать езду с поддержкой, когда один человек старается держать равновесие и педалировать, а второй придерживает моноцикл, чтобы тот не накренялся.
Еще один вариант – езда по узкому коридору. В таком случаи стены слева и справа для едущего будут прочной опорой и можно будет полностью сосредоточить внимание на том, как тренировать баланс (пока только в этой продольной плоскости).
Впрочем, такой коридор не всегда оказывается поблизости, поэтому на помощь может прийти забор или туго натянутые веревки. Есть и еще один способ: поставить два стула спинками друг к другу на небольшом расстоянии, в котором разместится начинающий унициклист. Это не поможет сразу поехать, но зато потренирует посадку – а это так же важно, как и сама езда.
Уницикл своими руками
При должной сноровке можно сделать моноколесо своими руками из имеющихся деталей велосипеда-«донора». В качестве основы (рамы) можно использовать сильную вилку велосипеда, можно заказать уже готовую на заводе – такая рама обойдется примерно в 4 тысячи рублей. Создание уницикла своими руками – это скорее самостоятельная сборка устройства, нежели создание с нуля, которое требует большой практики и понимания принципов механизма. Лучше заказать детали по отдельности и собрать из них уницикил как конструктор. Какие-то элементы подойдут в состоянии б/у, а некоторые, например, втулка, должны быть новыми из магазина. Придется также попрактиковаться в сварочных работах, чтобы на выходе получить готовый к езде надежный и безопасный моноцикл.
Электрический уницикл
Правильнее называть такое устройство моноколесо. Вспышка популярности такого вида транспорта возросла в последние несколько лет, особенно среди городских жителей, для которых одноколесный велосипед – это больше не трюковый цирковой элемент, а удобное средство передвижения в городских джунглях. Моноколесо – это идеальный вариант для перемещения не небольшие расстояния, оно легкое и удобное, а также безопасное, является прекрасной заменой скутерам, скейтбордам или самокатам.
Внутри моноколеса установлен электрический двигатель, аккумулятор и система гидростабилизации. В него строены гироскопические датчики, которые помогают балансировать и распознают наклоны. Максимальная скорость, которую развивает устройство – до 20 км/ч, это поможет избежать падения или сильного столкновения, и при этом будет в 4 и более раза быстрее, чем скорость пешехода.
Никаких навыков акробатики для вождения электрического моноколеса не требуется: если обучение катанию на уницикле требует затрат времени и сил, то чтобы поехать на моноколесе, нужно просто на него встать и нажать кнопку.
Одноколесный мотоцикл, скутер, электроскутер. Что это, для чего кому подойдет и все об этом
Любители технических ноу-хау по достоинству оценят, появившийся недавно, новенький уницикл от Ryno Motors. И хоть, одноколесный мотоцикл Ryno является скорее продолжением серии моноциклов-трансформеров, он обладает рядом особенностей, выгодно выделяющих его среди аналогичных байков. Одним только внешним видом это одноколесное чудо умиляет и вызывает к себе живой интерес. Что сказать, создатели автогаджета постарались на славу, совместив в моноцикле и универсальный дизайн, и высокие технологии. Итог — одноколесный Ryno вне конкуренции даже с новейшими японскими байками.
- Содержание статьи:
История создания
Однако задача оказалась не из простых. В процессе создания монобайка, Крису пришлось решить ряд ключевых вопросов по его компактности, безопасности, балансировке и легкости управления. В результате долгих и упорных стараний миру наконец-то был явлен очень необычный внешне и мегаудобный по функциональности мотоцикл с одноколесной опорой. Схожий в принципе своей работы с электрическими самобалансирующими Segway, моноцикл для большего комфорта и уверенности передвижения был оснащен одинарным посадочным местом и широким колесом.
Сегодня монобайк – это непросто техническое ноу-хау, но и прекрасная альтернатива современному городскому автотранспорту. Компактный и простой в управлении, на нем с легкостью можно передвигаться по улицам и тротуарам города, велосипедным дорожкам, грунтовке, элеваторам и даже офису. При этом благодаря электрическому питанию, уницикл абсолютно экологичен для окружающей среды и имеет нулевой показатель выбросов.
Управление монобайком
Вся работа этого одноколесного универсала основана на гироскопическом действии, по принципу юлы, позволяющего управлять техникой за счет простых телодвижений. А наличие акселерометра и бортового компьютера в устройстве Ryno обеспечивают ему отличную устойчивость и равновесие во время езды на любой скорости. Так что, даже при желании уронить этот агрегат или упасть с него водителю просто не удастся.
Сам же процесс управления монобайком настолько легкий, что для его освоения потребуется всего несколько минут времени. Достаточно лишь сесть на моноцикл и привести технику в действие с помощью незамысловатых манипуляций – наклонов вперед, назад и в стороны для усиления скорости транспорта, его торможения или поворотов. Прочее же регулирование – газ, смена передач и т. д. − выполняется исключительно электроникой. Ryno точно реагирует на все команды водителя, благодаря чему уже успел сыскать себе славу самого предсказуемого и управляемого мототранспорта.
Устройство электроцикла Ryno
Одноколесный мотоцикл Ryno .
Глядя на монобайк, приходишь в полнейших восторг от смекалки и воображения его создателей, сумевших максимально облегчить конструкцию, убрав всю «начинку» скутера вовнутрь его единственного колеса. Этот нехитрый прием позволил также решить проблему дефицита водительского места, сместив центр тяжести мотоцикла. К тому же наличие регулируемого седла делает поездку на одноколеснике максимально комфортной для ездока любой комплекции и роста. Моноцикл свободно выдерживает до 117 кг при своих 72-х.
Сама же система Ryno состоит из:
- металлической рамы;
- силовой установки;
- блока съемных аккумуляторов или электродвигателя;
- колеса;
- светодиодных ходовых огней/фар;
- компьютеризированной информационной панели;
- подставки в передней части мотоцикла для удерживания аппарата в вертикальном положении.
Что же касается мощности, то одного заряда батареи электроскутера хватает на преодоления расстояния в 50 км. При этом скорость уницикла составляет около 40 км/час. После полного истощения заряда «заправлять» байк можно от обычной розетки или 12-вольтового сетевого блока. Весь же процесс подзарядки займет не меньше 6 часов. Стоит заметить, что для моноциклов новой генерации с выдвижными аккумуляторами заправка проводится без перемещения всего мотоустройства к источнику питания.
Также не менее интересной особенностью одноколесного трансформера являются его фары в виде светодиодных огней, которые автоматически загораются при включении мотоцикла. Поэтому незамеченным водителю остаться не получится. Энергии же светодиодов хватает на 5 часов автономной работы. Что тоже довольно неплохо.
Технические характеристики Ryno:
- Масса: от 60 до 72,5 кг
- Максимальный разгон: 40 км/час
- Километраж: 48-50 км
- Мощность двигателя: 2000 Вт
- Грузоподъемность: 115-117 кг
- Время зарядки: 5-6 часов
Преимущества одноколесного байка
Задумываясь о покупке транспорта для лавирования по городским дорогам, более чем рациональным решением будет выбор уницикла. Ведь кроме эксклюзивного и необычного образца мотоцикла, вы получаете мегаудобное и безопасное транспортное средство. В списке сильных «качеств» этого одноколесного «зверя»:
- компактность;
- эргономичность;
- комфортабельность;
- простота управления;
- плавность и устойчивость движения даже на низких скоростях;
- легкость конструкции моноцикла;
- безопасность;
- большой запас хода;
- маневренность;
- «умная» система управления;
- абсолютная экологичность.
Таким образом, учитывая высокие показатели безопасности, легкости управления и совершенной конструкции моноцикла Ryno, лучшего транспортного средства для пешеходов на сегодняшний день не найти. Единственным препятствием на пути к приобретению этого чуда техники может стать его цена, которая при базовом комплекте составит от 5 до 7 тысяч долларов. Но ведь, как известно – за удовольствие нужно платить!
Возможно Вам также будет интересно узнать:
Одноколесный велосипед уницикл: когда два колеса уже чересчур
Что из себя представляет уницикл и почему его считают одним из самых адреналиновых видов развлечений?
Можно подумать, что спускаться по горным склонам на двух колесах было не достаточно сложно, и искатели острых ощущений придумали еще более сумасшедший вид экстремального спорта — горный моноциклинг (унисайклинг, мountain unicycling, муни).
Говорить про унисайклинг, что это сложно и опасно — большое преуменьшение.
- Детали и строение уницикла
- Виды одноколесных велосипедов
- Серия унициклов для начинающих (Beginner или Neighborhood/Gym)
- Туристические, гоночные моноциклы и для регулярных поездок 26″-36″ (Touring/Commuter Unicycles)
- Горные унициклы, муни, внедорожные и кросс-кантри (Mountain, Off-road, Muni)
- Триал, Стрит и Флэтленд унициклы
- Фристайл унициклы
- Ultimate Wheel уницикл без седла и рамы
- Как выбрать одноколесный велосипед?
- Как научиться кататься на уницикле?
Одноколесный велосипед имеет несколько общепринятых названий: уницикл, моноцикл, и юнисайкл. Вариант «уницикл» самый распространенный. Это эволюция гран-би или пенни-фартинга, популярного в конце 19 века велосипеда с огромным передним колесом. Примерно до 70-х годов прошлого века этот девайс осваивался только акробатами и производился на заказ, сейчас же одноколесные велосипеды часто встречаются в арсенале городских экстремалов.
Детали и строение уницикла
Конструкция одноколесного велосипеда складывается из колеса, шатунов, рамы, педалей и седла. Отличие колеса уницикла от велосипедного в прямой передаче — ось и втулка объединены, поэтому вращение педалей напрямую передаётся колесу. Рама похожа на вилку двухколесного байка, крепление для седла расположено в верхней части рамы. Руль не направляет движение, а помогает контролировать моноцикл в качестве дополнительной точки опоры.
- Багажник
- Клаксон
- Фары
- Крыло
- Светоотражатели
- Тормоз
Седла унициклов отличаются от велосипедных, их эргономика рассчитана на вертикальную посадку водителя. Фиксаторы для стоп отсутствут, ввиду частых соскакиваний при потере равновесия.
Виды одноколесных велосипедов
На данный момент в арсенале одноколесных велосипедов около 12 видов. Даже сообщество унициклистов до сих пор привыкает к огромному росту интереса к своей субкультуре и выбору приборов — их почти так же много, как типов велосипедов или даже машин. Это относится также к ценовому диапазону и возможностям их использования.
Рассмотрим виды одноколесных велосипедов и их назначение.
Серия унициклов для начинающих (Beginner или Neighborhood/Gym)
Строго говоря, это «простые» одноколесники, которые подходят и для начинающих. Большинство унициклистов учатся кататься на универсальных моделях и только со временем определяются с типом езды.
Лет пятнадцать назад в магазинах можно было найти исключительно эту категорию, различающуюся только размером колес от 12″ до 24″. Нужный размер по типу езды выбирают примерно так:
- 12″-16″ — выбор цирковых артистов для комедийного эффекта и для детей. Удобный размер для транспортировки и хранения.
- 20″ — самый распространенный размер для обучения унициклингу, плюс большой выбор шин.
- 24″ — переходная форма между базовыми моделями и круизерами. Подходит как для базовых трюков, так и для катания по окресностям.
- 26″ и больше — гоночные и для длительных поездок.
24″ круизер-унициклы (Cruiser) все еще в категории универсальных, но с возможностью покрывать большие растояния за счет размера колеса. Подходит для совершенствования навыков вождения, разучивания нескольких трюков.
Туристические, гоночные моноциклы и для регулярных поездок 26″-36″ (Touring/Commuter Unicycles)
Унициклы ограничены по скорости диаметром колеса, поэтому модели для длительных путешествий производятся с внушительными 26″ — 29″. Это классический размер велосипедных колес дорожного типа. Помимо размера, туристические одноколесные велосипеды имеют массивные шины. Эти модели все еще помещаются в багажник автомобиля, при этом гораздо более комфортны для прогулок.
Даже большое колесо уступает по эффективности двум, но пилот моноцикла получает интенсивную тренировку и проработку мышц от поясницы до голени.
Одноколесные велосипеды для регулярных поездок имеют колесо диаметром 32″-36″, которые иногда оснащаются двухскоростными обгонными муфтами, дисковыми тормозами и рулем. Втулки разгоняют 24″ до эквивалента 36″, 29″ до 42″, 36″ до 54″, позволяют ехать по инерции без вращения педалей. В моделях с рулем часть веса пилота подается вперед, тем самым обеспечивается более аэродинамическое положение при движении.
Сложнее ли кататься на больших колесах? Требуется немного практики, но начинать осваивать моноцикл нужно с 20″-24″ диаметров.
Как далеко можно укатить на одном колесе? Опыт сотен путешественников говорит, что расстояние не имеет значения — десятки унициклистов проходят тысячи миль в кругосветных путешествиях на одном колесе. Если континентальное путешествие на уницикле вы не планируете, это отличный вариант добираться на работу и в школу каждый день, оставаясь в форме и привлекая массу внимания.
Горные унициклы, муни, внедорожные и кросс-кантри (Mountain, Off-road, Muni)
В любом месте, где может проехать горный велосипед, проедет и горный уницикл. Горный унисайклинг — быстро развивающийся вид экстремального спорта, имеющий свою Международную Федерацию со штаб-квартирой в Окленде.
Для прохождения по пересеченной местности спортсмены начали модифицировать простые модели моноциклов, добавляя шипы и крепления на педали, затем подтянулись производители с более широкими рамами и шинами. Но больше всего внимания было уделено сердцу одноколесника — узлу оси/хаба. В основу был положен привод BMX, который был адаптирован под моноцикл. Обычные однорычажные оси ломались от нагрузки, в горных моделях появилась шлицевая ось Q-Axle — надежная система крепления шатуна к втулке.
Триал, Стрит и Флэтленд унициклы
Предназначены специально для прыжков и езды с препятствиями, в том числе для преодоления лестниц, заборов перил и др. Размер колес варьируется от 19″ до 20″, в таком размере моноциклы легче и идеальны для маневров. Из-за постоянных ударов и прыжков стрит-модели имеют усиленную ось и шатуны, толстые шины.
Формат триал отлично подходит для детей и невысоких пилотов. Для уличного катания и трюков требования к одноколесным велосипедам в основном схожи. Слишком высоко на них лучше не прыгать, они не так быстры, как гоночные модели.
Флэтленд-версии подходят для улицы, но без трюкачества и препятствий. Это промежуточный вариант между фристайлом и триалом, относительно новая область езды.
Фристайл унициклы
На 100% трюковые и шоу одноколесные велосипеды. На таких моделях проводятся соревнования в индивидуальном фристайле, парном и групповом. Что делает моно фристайлерским? колесо в 20″, оптимизация для катания в помещении (без металлических деталей, которые могут касаться пола и шин, оставляющие следы на покрытии), очень качественная прочная сборка, рассчитанная на нестандартные нагрузки, часто имеет вилочную коронку, предназначенную для постановки ног.
Возможны ли занятия фристайлом на других типах унициклов? Да, но специально разработанные модели обеспечивают лучшее сцепление с полом и имеют другие преимущества: шины фристайлеров не оставляют следов на полу, укороченные шатуны специально сделаны для облегчения трюков, расстояние между педалями оптимальное для акробатики и маневров, особые вилки, удобные для постановки ног, менее травмоопасные педали.
Размер в 20″ удобен в помещении, оптимален для определенных типов трюков, имеет небольшой вес.
Ultimate Wheel уницикл без седла и рамы
Самая простая конструкция одноколесного велосипеда, состоящая из колеса с двумя педалями. Сложный, но и самый желанный для освоения вид унициклов. Рекомендую посмотреть несколько роликов с ультимейтами здесь. Ultimate Wheels можно делать своими руками, с уникальным дизайном. В качестве тренировочного снаряда это отличный инструмент.
На любой уницикл есть возможность прикрепить дополнительные два страховочных колеса для баланса на время обучения. Если для вас такой вид городского экстрима слишком экстравагантен, обратите внимание на трюковые самокаты.
Как выбрать одноколесный велосипед?
Сначала необходимо определиться с типом езды, и по этому критерию выбрать вид уницикла. Выше обсуждались оптимальные размеры колес для начинающих, но это не единственный критерий — размер уницикла должен соответствовать длине вашей ноги. Выбирать нужно по длине от промежности до пола в обуви, а не по замеру брюк:
Вам также нужно решить, чем вы хотите заниматься на уницикле. Краткий гайд по размерам колеса:
- 12″: предназначен для детей дошкольного возраста, не совсем подходит для активного отдыха на улице, ему нужна ровная поверхность. К слову, самому маленькому унициклисту было всего 18 месяцев.
- 16″: уницикл для детей от 5 до 8 лет, пригоден только для идеального дорожного покрытия или в помещении.
- 20″: самый популярный размер, идеально подходящий как для обучения, так и для спорта. На этот диаметр продается множество шин. Такие модели уже достаточно быстрые и подходят для трюков, но и удобны в хранении и перевозке.
- 24″: универсальный размер среди моноциклов для взрослых. Хорош для улицы и пересеченной местности, но велик для помещения. Для фристайла и трюков уже великоват, но подходит для обучения и Муни.
- 29″: хороший диаметр для длительных поездок, большое колесо быстрое и гладко идет по дорожному покрытию. Для подготовленных ездоков.
- 36″: идеален для длительных прогулок, повседневной езды и скоростного катания. Не для начинающих.
Если колесо окажется для вас слишком маленьким, то поездка на нем будет напоминать поездку на детском трехколесном велосипеде. С большим другие проблемы — сложно удерживать равновесие и маневрировать. Выбор высоты рамы не менее важен — слишком высокая стойка сиденья не даст устойчиво управлять унициклом, маленькая стойка заставит почувствовать себя клоуном в цирке и будет вызывать болезненные ощущения в коленях.
Несколько слов о седлах унициклов. Сиденье для прогулочной модели и регулярной езды должно быть более широким, как Kris Holm Freeride Saddle. Трюковые модели оснащаются узкими седлами, а фристайл еще и пластиковыми.
Длинные ноги — не приговор. Приобретите более высокую раму под свои габариты на любое колесо. Приятно, что ограничений по весу для унициклистов нет. Если вы тяжелее 100 кг, просто выберите Муни или укрепленный фристайл.
Как научиться кататься на уницикле?
Одной теорией тут не обойдешься, но есть несколько по-настоящему важных деталей при освоении уницикла:
- Вы должны научится держать вес на седле, а не на педалях.
- Сидеть необходимо идеально прямо, словно стойка является продолжением вашего копчика.
- Как только начнете движение, продолжайте крутить педали — импульс вперед помогает удержать равновесие.
- Идеальное место для первых тренировок — узкий длинный коридор, в котором вы достаете до обеих стен.
- Не смотрите вниз, только вперед. Это правило работает везде, где необходимо сохранить баланс.
Великолепная статья на тему обучения езде на моноцикле на сайте жонглеров, настоятельно рекомендую ознакомиться. Автор статьи берет интервью у нескольких профи унициклистов, и каждый из них подробно описывает свой способ обучения. Можно сказать, что по этой ссылке исчерпывающая теория, которую остается только опробовать на практике. Все говорят, что освоить одноколесный велосипед не сложно, но обучение нелинейно — прорыв случается после нескольких неудачных попыток и все идет как по маслу дальше.
Семейный активный отдых на унициклах
Ничего не сказал о ценах. Самый дешевый уницикл уровня Beginner стоит около $80, самый дорогой из серии Kris Holm $770. Часто вижу в продаже почти новые б/у моноциклы на сайтах-барахолках, за какие-то символические деньги. Есть смысл начать даже с подержанного велосипеда, чтобы понять, ваше это или нет.
Одноколёсный велосипед
Моноцикл (греч. μόνος — один, лат. cyclus от др.-греч. κύκλος — окружность, колесо) — средство передвижения, приводимое в движение мускульной силой человека, оснащённое одним колесом, «одноколёсный велосипед». Моноцикл похож на двухколёсный велосипед, но проще устроен. В среде моноциклистов часто используется термин «уницикл» [1] , от английского названия моноцикла — unicycle.
Одна из теорий происхождения моноцикла гласит, что он возник благодаря популярности пенни-фартинга, также известного как «Паук» — велосипеда с большим передним и маленьким задним колесом. Так как его педали крепились непосредственно к передней оси, заднее колесо могло подскакивать на неровностях, и ездок некоторое время двигался на одном колесе. Многие владельцы «Пауков» обнаружили, что они могут ездить, убрав заднюю часть рамы и руль. Эту теорию подтверждают изображения моноциклов конца 19 века с большими колесами. [2] С тех пор энтузиасты моноцикла вдохновили производителей на создание различных конструкций, например, моноцикл без седла («ultimate wheel»), высокие моноциклы («Жирафы»). В конце 1980-х годов интерес к моноциклу возникает в среде спортсменов-экстремалов, в результате чего был создан «внедорожный» или «горный» моноцикл («муни», от англ. «MUni», «mountain unicycling»).
Моноцикл состоит из следующих основных деталей:
- (состоящее из велосипедной шины, камеры, обода, спиц, втулки и оси)
- Шатуны
- Велосипедные педали
- Вилообразная рама
- Подседельный штырь
- Седло
Колесо выглядит как велосипедное. Отличие в том, что ось составляет одно целое со втулкой, и вращение педалей напрямую передаётся колесу. Это называется прямая передача. Рама крепится сверху на подшипники втулки, а шатуны педалей присоединяются к концам оси. Подседельный штырь соединяет раму и седло. Седло моноцикла также отличается от велосипедного, оно сконструировано в расчёте на прямую посадку седока, и оснащено бамперами спереди и сзади.
Дополнительное оборудование
Аналогичное велосипедному
- Крыло
- Багажник
- Фонари
- Светоотражатели
- Звуковой сигнал
Не все модели оборудования для велосипедов могут быть установлены на моноцикл. Например, крылья с креплением к втулке из-за различия в конструкции втулки велосипеда и моноцикла, фонари, предназначенные для крепления только на руль и т. д.
Специфичное для моноцикла
- Вынос — рычаг, укреплённый под седлом и направленный вперёд, похожий на велосипедный руль. Применяется как дополнительная точка опоры в длительных поездках и для крепления оборудования (звукового сигнала, ручки тормоза, иногда — фонарей).
- Тормоз — для моноциклов выпускаются тормоза со специально сконструированным для крепления под седло рычагом. При наличии выноса можно установить и обычный тормоз.
Существуют различные способы обучения катанию. Самый простой — езда с поддержкой. Другой способ предполагает обучение езде в узком коридоре, стены которого служат боковой опорой, и ученик может сосредоточиться на тренировке баланса в продольной плоскости. Если нет подходящего коридора, поможет забор или даже натянутая верёвка. Балансирование между двумя стульями, поставленными спинками друг к другу, также помогает ученику отрегулировать посадку перед тем, как приступать к езде. Использование приспособлений, подобных лыжным палкам, обычно не приветствуется, так как они мешают балансированию и входят в привычку. Кроме того, использование приспособлений чревато травмами при падении. [3]
Моноциклы для фристайла
В основном используются для трюков на плоской поверхности (флатленд) и фристайла. Обычно имеют относительно высокий подседельный штырь, узкое седло и вилку с квадратным верхом (используется для постановки ног при исполнении трюков). Такие моноциклы используются также, как и велосипеды для плоской поверхности. Обычный размер колеса — 20 дюймов (510 мм), но моноциклисты низкого роста могут использовать 12-дюймов (300 мм). Некоторые предпочитают колёса размера 24-дюйма (610 мм).
Моноциклы для триала
Созданные для триала, эти моноциклы прочнее, чем обычные, чтобы выдерживать нагрузки, связанные с прыжками и дропами. Как правило, оснащены широкими колёсами и шинами 19- или 20-дюймов (510 мм) с высоким протектором, для поглощения энергии ударов.
Горные моноциклы (MUni)
Горные моноциклы, или MUni (от англ. mountain unicycling), во многом похожи на моноциклы для триала, за исключением нескольких отличий. Как правило, у горных моноциклов больше колёса (24 или 26 дюймов (660 мм)), с которыми легче преодолевать небольшие препятствия, например, корни деревьев или камни. 29-ти дюймовые колёса используются для поездок на длинные дистанции, или для намеренного усложнения процесса. Сёдла горных моноциклов толще и комфортнее для компенсации неровностей грунта. Также на горных моноциклах используются тормоза, необходимые при съезде с крутых склонов.
Дорожные моноциклы
Такие моноциклы созданы для преодоления длинных дистанций. Обычно на них ставятся большие колёса, от 26 до 36 дюймов, что позволяет проезжать большее расстояние, делая меньше оборотов педалей. Начало моде на 36-дюймовые моноциклы положила компания Coker Tire. [4] Существуют другие варианты дорожных моноциклов, например, «GUni» (от англ. «geared unicycle», «моноцикл с передачами») — моноцикл с планетарной втулкой на две передачи, производства компании Schlumpf. На большие колёса, как правило, ставятся педали с короткими шатунами, для лёгкого каденса и высокой скорости. При этом, колёса с передачами, имеющие эффективный диаметр больше, чем само колесо, используют более длинные шатуны, чтобы увеличить усилие, так как на них нет необходимости в высоком каденсе, как на колёсах с прямой передачей, но требуется большее усилие нажатия на педаль.
Другие разновидности
- «Жираф»: моноцикл с цепным приводом. Использование цепи позволяет сделать моноцикл такого типа намного выше обычного (многоколёсные моноциклы тоже иногда называют «жирафами»). [5] У обычных моноциклов нет цепи, и это ограничивает высоту седла, так как наездник должен доставать ногами до педалей, прикреплённых к центру оси. Высота «Жирафа» может достигать от 1 до 3 метров.
- Моноцикл с передачей, GUni (от англ. «geared unicycle»): моноцикл, колесо которого вращается быстрее, чем педали. Их используют для дальних поездок и гонок. [6]
- Многоколёсный моноцикл: моноцикл с несколькими колёсами, размещёнными одно над другим таким образом, чтобы только одно колесо касалось земли. Колёса либо связаны цепью, либо вращают друг друга, как шестерни.
- «Кенгуру»: моноцикл, педали которого смотрят в одну сторону. Название происходит от характера движений наездника при езде, напоминающих прыжки кенгуру.
- Эксцентрический моноцикл: моноцикл, ось которого расположена вне центра колеса. Эксцентрическое колесо на моноцикле-«кенгуру» делает езду на последнем проще, причём движения наездника становятся ещё более схожи с прыжками кенгуру.
- Ултимейт (Ultimate wheel): колесо без рамы и седла, просто колесо с педалями.
- Невозможное колесо, «Импосибл», «Impossible wheel», « BC wheel»: колесо со штырями или металлическими платформами для стояния. Обычное применение — езда по инерции и прыжки. Пуристская форма моноцикла, даже без педалей.
- Интроцикл: большое колесо, внутри которого размещается наездник (как в колесе для хомяков). Интроцикл может быть как моторизованным, так и с педальным приводом. У интроциклов есть эффект гироскопа, а центр масс расположен ниже, что делает поддержание баланса проще, а манёвры — сложнее.
- Самобалансирующийся моноцикл (Моноколесо): моторизованный моноцикл, оснащённый компьютером, автоматически поддерживающим баланс во время езды.
- Моноцикл со свободным ходом: моноцикл со втулкой, оснащённой обгонной муфтой, как на обычном велосипеде. Это позволяет наезднику ехать по инерции, не вращая педали. На таких моноциклах, как правило, устанавливаются тормоза, так как на нём невозможно тормозить традиционным для моноцикла способом (педалями). Рычаг тормоза обычно размещается под сиденьем. На таком моноцикле невозможно ездить задним ходом.
Варианты
Так же, как и на двухколёсном велосипеде или мотоцикле, поддерживать равновесие на моноцикле возможно преимущественно во время движения. Эксперименты и математическое моделирование показывают, что моноцикл сохраняет вертикальное положение до тех пор, пока колесо удерживается под центром масс (теория инвертированного маятника). Удержание колеса в нужном положении — задача наездника. Гипотеза о значительной роли гироскопического эффекта в поддержании баланса моноцикла в настоящее время считается опровергнутой. Кроме того, моноцикл является неголономной системой, так как его поведение зависит от направления движения. Проблема контроля самобалансирующегося моноцикла — интересная задача из области теории управления (см. Segway).
Во время езды на моноцикле ездок подсознательно замечает, в какую сторону стремится упасть его транспортное средство и корректирует «падение», перемещая колесо под свой центр масс до того, как моноцикл переместится слишком далеко от стабильного положения. Сохранение вертикального положения может быть основной задачей для начинающего ездока, но им приходится учиться и контролируемому «падению» — для поворота, ускорения или торможения.
Расстояние по горизонтали от центра тяжести до точки контакта (между колесом и грунтом) определяет ускорение. Скорость и направление вращения колеса определяет относительное положение пятна контакта, и, соответственно, падение или рост ускорения.
Если моноциклист теряет равновесие, и не может сдвинуть свой центр тяжести на другую сторону колеса (нижняя часть которого является точкой опоры) без помощи стены или другой опоры — и, соответственно, чтобы не упасть, он должен повернуть колесо (нижней частью своего тела) и сдвинуть его, вращая педали, в направлении своего центра тяжести.
Чтобы начать движение в том или ином направлении, нужно сместить центр тяжести, «упасть», что, как правило, достигается наклоном тела и движениями рук. Более опытные ездоки могут корректировать направление движения только при помощи бёдер («закручивая» верхнюю часть тела в противоположном повороту направлении). Моноциклист начинает «падать» в желаемом направлении, и это помогает ему начать движение, несмотря на возможные изменения скорости.
Когда ездок едет, он смещает центр тяжести вперёд от точки контакта, чтобы ускориться или назад, чтобы замедлить движение. Для удержания постоянной скорости ездок должен удерживать центр тяжести прямо над пятном контакта. Но более надёжный (и контринтуитивный) способ управления ускорением — с помощью изменения скорости вращения педалей и колеса, без наклонов тела.
Педали обычного моноцикла (то есть, не «Жирафа» и не GUni) напрямую присоединены к оси колеса. Это означает, что у моноцикла отсутствуют передачи и свободный ход втулки, что даёт постоянную обратную связь с колесом. Кроме того, это означает, что размер колеса — основной фактор, влияющий на скорость моноцикла: [7] [8]
Размер | Обычно | Быстро |
---|---|---|
50 см | 6,4 км/ч | 13 км/ч |
60 см | 8 км/ч | 16 км/ч |
75 см | 12 км/ч | 24 км/ч |
90 см | 17,6 км/ч | 35 км/ч |
Традиционно моноцикл ассоциировался с парадами и цирком. Но в наше время, с появлением более прочных велосипедных, и, соответственно, моноциклетных, деталей, возникло много новых стилей езды, таких как триал и горный моноцикл. Таким образом, езда на моноцикле в наше время уже не только развлечение, но и спорт.
Фристайл Возможно, старейший из экстремальных стилей езды на моноцикле. Традиционный фристайл это, прежде всего, шоу. Трюки и движения происходящие из различных способов езды на моноцикле, связываются единым ритмом в эстетически привлекательную композицию. Конкурсы фристайла больше всего похожи на конкурсы фигурного катания. Триал Цель триала — преодоление препятствий, аналогично велосипедному триалу. Уличный моноцикл, «Стрит» уличный стиль использует комбинации уличных объектов, таких как лестницы, перила и заборы, для различных трюков, многие из которых аналогичны трюкам в других видах экстремального спорта, например BMX и скейтбординг. Оффроуд или горный моноцикл езда по пересечённой местности — самый динамично развивающийся вид спорта в последние годы. Обычное место проведения — горные склоны крутизной от 20 до 40 градусов. [ источник не указан 1725 дней ] Любой маршрут, проходимый для горного велосипеда, доступен и для моноцикла, причём, иногда пройти сложную местность на моноцикле оказывается легче, из-за большей манёвренности последнего. Туризм Этот стиль концентрируется на поездках на большие расстояния. С колесом в 29-дюймов (740 мм) или 36-дюймов (910 мм) легко ехать со скоростью от 15 до 20 км/ч и быстрее. Флэтлэнд Относительно новый стиль. В целом похож на фристайл, но без элементов хореографии. Как в уличном стиле, трюки похожи на BMX и скейтбординг.
Кроме индивидуальных занятий, в последнее время растёт популярность командных видов спорта с использованием моноцикла [ источник не указан 1725 дней ] .
Баскетбол на моноциклах
В баскетбол на моноциклах играют на обычном баскетбольном поле, по правилам обычного баскетбола, то есть, перемещаться с мячом можно только используя дриблинг. Есть несколько правил, специфичных для моноцикла, например, игрок должен ехать на моноцикле при дриблинге. В баскетбол играют на 24-дюймовых или меньших моноциклах с пластиковыми педалями, во избежание травм и повреждения покрытия поля. В Северной Америке турниры по баскетболу на моноциклах проходят в Беркли, [9] Детройте, Фениксе, Минеаплисе и Торонто. В Швейцарии, Франции, Германии и Пуэрто Рико есть баскетбольные команды моноциклистов. Пуэрто-риканская команда All Stars — одна из наиболее сильных; они побеждали в нескольких мировых турнирах.
Хоккей на моноциклах
Хоккей на моноциклах похож на хоккей на льду или на траве. Играют теннисным мячом и клюшками для хоккея на льду. Игра, как правило, не контактная. Есть активные лиги в Германии, Швейцарии и Великобритании, международные турниры проводятся минимум раз в два года. Турниры в Великобритании между различными командами проводятся в разных городах, обычно на крытых аренах, но иногда и на открытых площадках. Каждый турнир продолжается день, в течение которого проходят игры между 8-ю командами по круговой системе, где побеждает команда, набравшая больше всего очков. Если две команды набрали поровну очков, победитель выбирается по количеству голов или решающим пенальти.
Гандбол на моноциклах
В гандбол на моноциклах играют гандбольным мячом. Команды стараются кинуть его в вертикальный обруч, размещённый на высоте около 2-х метров над землёй. В такой гандбол играют в польской деревне Хжелице (Chrzelice (польск.), Chrzelice (англ.)) с конца 1970-х годов. [10]
Поло на моноциклах (унициклах)
В поло на унициклах (униполо) играют почти по тем же правилам, что и в поло на лошадях. Основное отличие состоит в размере и покрытии поля и в форме клюшки. Мяч забивается в ворота только торцом клюшки. Первая официальная встреча проведена 12 июня 2015 года между командами Дубны и Москвы. Команды существуют в ряде городов России (Санкт-Петербург, Вологда, Подольск, Якутск, Казань, Дубна, Москва).
В настоящий момент (январь 2014 г.) правила дорожного движения Российской Федерации определяют велосипед, как «транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нём» [11] , что исключает моноцикл из их числа.
Профессионалы
Персоналии
- Крис Холм (Kris Holm) и Джордж Пек (George Peck), пионеры горного моноцикла.
- Руди Хорн (Rudy Horn), немецкий жонглёр.
- , немецкий жонглёр.
- Лаки Даймонд Рич (Lucky Diamond Rich), татуированный артист.
- Анатолий Марчевский, советский и российский артист цирка, член Совета при президенте РФ по культуре и искусству Юрий Александрович российский артист цирка парная акробатика на моноцикле золотая медаль в Париже Цирк завтрашнего дня
Группы
- Группа моноциклистов короля Чарльза [12][13][14][15]
UNICON и Eurocycle — регулярные международные конвенты моноциклистов.
Проводимый раз в два года UNICON (Международный Конвент Моноциклистов), поддерживаемый Международной Федерацией Моноцикла, включает все основные дисциплины и является основным событием в международном календаре моноцикла. В ходе конвента проводятся смотры и соревнования по художественной езде (в группах, парами, индивидуальные, standard skill, open-X), гонки (100 м, 400 м, 800 м, 30 м «вилвок», 50 м при помощи одной ноги, 10 км.), марафон 42.195 км, горный моноцикл (пересечённая местность, апхилл, даунхилл), триал, баскетбол и хоккей. [16]
Eurocycle — такое же мероприятие, но с фокусом на Европе.
Первая в мире многостадийная гонка моноциклов, Ride the Lobster, была проведена в Новой Шотландии в июне 2008 г. Около 35 команд из 14-ти стран соревновались на дистанции в 800 км. [17] Каждая команда состояла максимум из 3-х наездников и 1 помощника.
«Уникросс» или «велокросс на моноциклах» — новый формат гонок, в котором моноциклисты соревнуются на трассе для велокросса.
Источники:
http://yvelo.ru/vidii_velosipedov/unitcikl.html
https://velosipedinfo.ru/odnokolesnyj-motocikl-ryno
https://pro-extrim.com/xtim-city/unicikl.html
https://wikicom.ru/wiki/%D0%9E%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%91%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4