Евск по велоспорту шоссе

Содержание скрыть
1 Спорт сверхлегкой авиации. Разряды и звания. Требования и нормы.

Спорт сверхлегкой авиации. Разряды и звания. Требования и нормы.

Итак, вы решили принять участие в соревнованиях, а значит – стать не просто пилотом-любителем, а – пилотом спортсменом!

Давайте разберемся, как им стать легально и официально согласно правилам Российской Федерации. Что такое дисциплины, нормы, требования и условия их выполнения.

СПОРТ СВЕРХЛЕГКОЙ АВИАЦИИ

Для начала надо понять – что у нас за вид спорта такой?

Официальное наименование нашего вида спорта – СПОРТ СВЕРХЛЕГКОЙ АВИАЦИИ. Не забываем, что к СЛА относятся аппараты до 495 кг.

Номер-код вида спорта – 1580001411Я.

Согласно Всероссийского реестра видов спорта, он относится к “видам спорта развиваемым на общероссийском уровне”.

Так же по основному признаку он относится к “неолимпийским видам спорта”.

В рамках этого вида спорта, есть множество спортивных дисциплин.

Наша дисциплина – “параплан – парящий полет” лишь одна их них, хотя и самая массовая.

Итак, с видом спорта разобрались. Теперь посмотрим какие есть уровни градации спортсменов внутри вида спорта.

Звания и разряды.

Как уже описал в своей статье “Как стать спортсменом” Александр Кулишов, согласно ФЗ-329 “О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ” у нас есть спортивные разряды и звания.

Посмотреть ФЗ 329.

Спортивные разряды в порядке возрастания:

  • 3-й
  • 2-й
  • 1-й
  • Кандидат в мастера спорта России (КМС)

Спортивные звания:

  • Мастер спорта России
  • Мастер спорта России международного класса
  • Заслуженный мастер спорта России

Чем отличаются звания от разрядов? Тем что разряды – относятся к массовому спорту и их надо периодически ПОДТВЕРЖДАТЬ, иначе они “сгорают”, а звания – относятся к спорту высших достижений и присваиваются пожизненно.

НОРМЫ и ТРЕБОВАНИЯ

Так вот, чтобы получить разряд или звание нужно выполнить определенные НОРМЫ или ТРЕБОВАНИЯ, по определенным УСЛОВИЯМ согласно ЕВСК (Единой Всероссийской Спортивной Классификации).

Требования – это позиция (место), занятое на официальных соревнованиях удовлетворяющим определенным условиям или количество побед над спортсменами равного или более высокого звания или разряда.

Пример: Пилот может получить звание Мастер спорта международного класса (МСМК), если в дисциплине параплан – парящий полет, он выполнит ТРЕБОВАНИЕ – занять место с 1-го по 6-е на Чемпионате Мира.

Нормы – это показатели, в соответствии с которыми определяется квалификация спортсмена, выражающиеся в единицах измерений, установленных правилами вида спорта и которые вы должны выполнить на официальных соревнованиях, удовлетворяющим определенным условиям.

Пример: Пилот может получить разряд Кандидат в мастера спорта (КМС), если в дисциплине параплан – парящий полет, он выполнит нормы – например 3 упражнения “полет до цели на дальность через один или несколько ППМ” дистанцией более 35 км.

В нашей дисциплине (параплан – парящий полет) разряды (3-2-1-КМС) и Звание Мастера Спорта присваиваются только за выполнение НОРМ.

А звание МСМК – за выполнение ТРЕБОВАНИЙ.

В других дисциплинах (параплан – полет на точность, параплан – пилотаж, и т.д присвоение званий и разрядов идет преимущественно за ТРЕБОВАНИЯ).

Ниже, вы можете ознакомится с действующими на 2017г нормами из ЕВСК (пример обведен красным).

Глядя на таблицу сверху, любой пилот может сказать, – да это просто смешно 🙂 При текущем уровне развития техники (качество парапланов) эти нормы может выполнить любой пилот в первый же год после обучения. Даже нормы Мастера Спорта России.

Действительно, пролететь треугольный маршрут, при хорошей погоде в 35км – это несложно даже на равнине, а в горах так и вообще раз плюнуть.

Вы спросите, для 1-го разряда полет на открытую дальность в 17 км? полет по треугольному маршруту в 10 км? – Да это всего один набор под базу и дальше только на глайде. – Смешные нормы!

Сравните например с нормой 1-го разряда в Легкой атлетике –

бег 1 км – 2м:28с,24

бег 42,195км (марафон) – 2ч:37м:00

Спортивная ходьба 50км – 5:15:00 (для 2-го разряда – просто закончить дистанцию)

(для параплан-парящий полет – у нас 2-й разряд 3км открытая дальность – то есть полет на глайде с затяжке на малинке. ):

Вы представляете сколько нужно тренироваться, чтобы выполнить такие нормы в “классических” видах спорта??

Наши нормы – просто очень просты, по своим “спортивным требованиям”, однако есть одно НО, те самые условия выполнения норм, и именно они, делают выполнение примитивных норм, достаточно сложной задачей.

Условия выполнения норм и требований

Условия – это дополнительные параметры, чему должны соответствовать выполнение норм или требований.

Например, одно из условий, согласно ЕВСК –

21. Условием выполнения норм для всех видов программ является количество участников (экипажей, команд спортсменов):

для международных соревнований – не менее 3, являющихся представителями не менее 3 стран;

для всероссийских соревнований – не менее 3, представляющих спортивные сборные команды не менее 3 субъектов Российской Федерации;

для межрегиональных соревнований – не менее 3, представляющих спортивные сборные команды не менее 3 субъектов Российской Федерации;

для соревнований субъекта Российской Федерации, межмуниципальных и муниципальных соревнований – не менее 3.

24. Для всех видов спорта условиями выполнения требований на международных, всероссийских, межрегиональных, региональных и иных соревнованиях являются:

количество участников (пар, групп, экипажей, команд спортсменов) в виде программы:

не менее 6 (за исключением видов спорта, которыми занимаются инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья);

Например, в приведенном выше примере норм для КМС есть УСЛОВИЯ:

1.1. Спортивные звания и спортивные разряды присваиваются при условии выполнения трех норм, в течение 1,5 лет, считая со дня выполнения первой нормы на официальных спортивных соревнованиях.

1.4. КМС присваивается за выполнение норм на спортивных соревнованиях не ниже статуса официальных спортивных соревнований субъекта Российской Федерации.

Так что выполнить нормы в простом полете или неофициальных соревнованиях – нельзя.

Официальные соревнования – это соревнования внесенные в календарный план мероприятий (могут быть как региональные КП, так и общероссийский единый календарный план (ЕКП).

То есть мало выполнить нормы, надо выполнить несколько норм, в течении определенного периода времени, и только на официальных соревнованиях.

А на официальных соревнованиях задачи могут быть весьма непростыми, и пролететь дистанцию может быть очень трудно.

К тому же очень важно, чтобы задачи ставились на этих соревнованиях соответственно “типу упражнения ЕВСК”, то есть если задача:

Полет до цели с возвращением через один поворотный пункт маршрута на дальность или полет до цели с возвращением через несколько поворотных пунктов маршрута на дальность.

То точка старта должна совпадать с точкой финиша, иначе норму могут не засчитать, и она пойдет по большей норме –

Полет до цели через один или несколько поворотных пунктов маршрута на дальность.

Это особенно важно, если норма привезена с международных соревнований.

Далее, норма может быть не засчитана, если нарушаются условия проведения соревнований.

Нормы для МС – не будут засчитаны если:

  • соревнования имеют статус ниже чем межрегиональных,
  • или на этих соревнованиях в составе ГСК было менее 3-х судий всероссийской категории,
  • или соревнований не внесены в ЕКП,
  • или пилот принял участие в соревнованиях не выполняя требований РЕГЛАМЕНТА и положения соревнований // например в регламенте условия участия описаны – как пилоты имеющие не ниже 1-го спортивного разряда , а пилот не имел этого разряда, следовательно он не сможет зачесть нормы с этого соревнования//

Как пример – Крайний Чемпионат России, пилоты выполнившие на нем нормы Мастера Спорта, не смогли оформить их, так как в регламенте соревнований был пункт о критерии допуска на соревнования – иметь “не ниже 1-го спортивного разряда”.

Еще пример, почему норма может быть не засчитана, общие требования к нормам согласно ЕВСК содержат пункт о необходимых количествах судий на соревновании:

27. Условием выполнения норм, требований для всех видов программ является количество спортивных судей соответствующей квалификационной категории, осуществляющих судейство всероссийских, межрегиональных, региональных и иных соревнований, проводимых на территории Российской Федерации, но не менее:

3 спортивных судей квалификационной категории спортивного судьи «спортивный судья всероссийской категории» – для присвоения спортивных званий «мастер спорта России международного класса» (далее – МСМК) и «мастер спорта России» (далее – МС);

1 спортивного судьи квалификационной категории спортивного судьи «спортивный судья всероссийской категории» и 2 спортивных судей квалификационной категории спортивного судьи «спортивный судья первой категории» – для присвоения спортивного разряда «кандидат в мастера спорта» (далее – КМС);

3 спортивных судей квалификационной категории спортивного судьи «спортивный судья первой категории» – для присвоения МС и КМС по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта;

2 спортивных судей квалификационной категории спортивного судьи «спортивный судья первой категории» и 1 спортивного судьи квалификационной категории спортивного судьи «спортивный судья второй категории» – для присвоения спортивного разряда «первый спортивный разряд»;

1 спортивного судьи квалификационной категории спортивного судьи «спортивный судья первой категории» и 2 спортивных судей квалификационной категории спортивного судьи «спортивный судья второй категории» – для присвоения спортивных разрядов «второй спортивный разряд» и «третий спортивный разряд»;

Поэтому, чтобы правильно выполнить и оформить нормы с каких либо соревнований, важно очень правильно выбрать соревнования, они должны:

  • Быть внесены в КП региона или ЕКП
  • Должен быть состав судий, удовлетворяющим условиям получения необходимой нормы
  • Должны быть правильно поставлены упражнения (таски) – соответствующие выполнению выбранных норм
  • Конечно же пилот ОБЯЗАН выполнить соответствующую норму (физически пролететь задачу), как мы видим – это несложно
  • Должны быть правильно заполнены необходимые бумаги, по окончанию соревнований. (протокол, справка о составе ГСК)

А далее, правильно выполнив и правильно зафиксировав выполнение норм, пилоту нужно лишь правильно оформить и подать документы на получение соответствующего разряда или звания. Информация об этом есть в ЕВСК и ФЗ-329, а на примере эта тема будет рассмотрена в отдельной статье.

Для чего нужны разряды и звания?

А что же дает получение разрядов и званий? Давайте рассмотрим:

Допуск на соревнования:

До недавнего времени наш спорт был еще “диким” и многие вопросы решались “по понятиям”, а не так как положено. Например, на чемпионат России мог поехать почти любой желающий, кто готов был оплатит стартовый взнос. Какой либо отсев проводился организаторами либо формально, по рекомендации “старших товарищей” либо полностью отсутствовал. Это приводило к тому, что состав участников был очень “разношерстным”, на Чемпионат России попадали пилоты, не готовые летать спортивные задачи, особенно в сложных погодных условиях. Это приводило к повышенному травматизму, и сложности в организации процесса соревнований.

Ведь если пилот не готов летать по сложной (например горной задаче, в сильную погоду), и подогреваемый амбициями и спортивным азартом – все-таки полетит, то он рискует своим здоровьем и жизнью. Печальный опыт Курая 2014 – хорошее напоминание о том, насколько безопасность, жизнь и здоровье пилотов зависит от уровня их подготовки.

Слабый уровень некоторых участников на соревнованиях высшего национального уровня (Кубок и Чемпионат России) может приводить и к другим предпосылкам, например небольшой опыт некоторых пилотов по полетам в динамических восходящих потоках – создавало опасные ситуации на ЧР 2016 и 2017 г на Юце. Некоторые пилоты испытывали проблемы при старте в сильный ветер. Организаторам приходится учитывать их уровень подготовки, и сильно ограничивать тех участников, которые действительно готовы к соревнованиям высокого уровня. Однако, если не учитывать этих “слабых” пилотов, то можно получить много травм от них, так как пилоты склонны преувеличивать свои умения.

В идеале, уровень спортивной подготовки – должен определятся согласно полученному разряду или званию, тогда организаторы соревнований могут проводить допуск к соревнованиям не формально, а в соответствии с разрядом/званием. Сейчас идет процесс “обюрокрачивания” спорта, и придется жить в новых реалиях. Разряды и звания станут инструментом “допуска” (для того, чтобы поехать на соревнования определенного статуса, нужно будет иметь действующий разряд требуемого уровня), поэтому важно, чтобы пилоты последовательно получали их и подтверждали свои умения выполненными результатами.

Конечно, само по себе получение разряда или звания не так много говорит об опыте спортсмена, но по крайней мере сможет установить хотя бы “минимально необходимый уровень” подготовки.

Конечно, по ряду норм их необходимо пересмотреть в сторону усложнения, чтобы соответствовать реалиям современных крыльев. Однако и перестараться, тоже нельзя. Ведь в отличии от большинства видов спорта, у нас спорт – очень “погодозависимый”, и само по себе выполнении норматива – немного говорит об умении и мастерстве спортсмена. Например пролететь 40 км на равнине в очень слабую погоду с кризой – намного сложнее чем ту же дистанцию в “сильную” погоду, и тем более “в сильную погоду в горах”.

Очень часто погода на соревнованиях может не позволить пролететь большую задачу. Проблем может быть много, начиная от отсутствия хорошего прогрева и кончая отсутствием дорог в нужном направлении, поэтому некоторые “простые нормы” на практике оказывается выполнить не так-то и просто.

Что еще могут дать звания и разряды кроме допуска к Российским соревнованиям?

Ну например, на некоторых соревнованиях (кубок России и Чемпионат России) пилоты, имеющие разряд КМС могут иметь скидку от стартового взноса, имеющий звание МС и МСМК часто имеют еще большую скидку. Далее, условием доступа в состав Сборной России тоже могут стать соответствующие разряд или звание.

Наконец, по правилам ФАС, для того чтобы получить лицензию FAI нужно иметь 1-й спортивный разряд :))) А не получив лицензию – вы не сможете выступать на международных иностранных соревнованиях и зарабатывать рейтинг FAI (WPRS). (О том что это такое и как его получать читайте ЗДЕСЬ).

В следующих статьях, будет пошагово рассмотрен порядок получения 1-го спортивного разряда, разряда Кандидат в Мастера спорта (КМС), и звания Мастера Спорта (МС).

Для тех, кто хочет ознакомится подробнее с регламентирующими документами – настоятельно рекомендую прочитать статью Александра Кулишова.

“Как стать спортсменом“

В ней приведены ссылки на все регламентирующие официальные документы.

Так же основные документы вы можете скачать с раздела LIB нашего сайта.

Шоссейный велоспорт

Шоссейный велоспорт – это олимпийский вид спорта, в котором велосипедисты соревнуются в преодолении дистанции на скорость на автомобильных дорогах общего пользования.

шоссейный велоспорт

  • История шоссейного велоспорта
  • Правила в шоссейном велоспорте
  • Инвентарь и экипировка
  • Популярные соревнования в шоссейных гонках

Велоспорт на международном уровне регулируется Международным союзом велосипедистов (UCI – Union Cycliste Internationale), Европейским Союзом Велосипедистов (UEC – L'Union Européenne de Cyclisme), а в России – Федерация велосипедного спорта России (ФВСР).

UCI

История шоссейного велоспорта

Велосипед был изобретен в России крепостным мастером Ефимом Михеевичем Артамоновым на одном из заводов Нижнего Тагила в 1800 году в день Пророка Ильи (20 июля (2 августа)). Артамонову не посодействовали в получении патента, и в 1817 году патент на первый в мире велосипед получил лесничий по имени Карл фон Драйс из Мангейма (Германия).

Первая велосипедная гонка состоялась 31 мая 1868 года в одном из парков пригорода Парижа Сен-Клу на дистанции в 2 км. Примечательно, что велосипеды двигались в то время со скорость быстрой ходьбы (10 км/ч). Для сравнения – мировой рекорд скорости на велосипеде, установленный в 1995 году Фредом Ромпелбергом, составляет 268 км/ч.

В дальнейшем этот вид спорта получил большое распространение в Англии и Америке, и уже в 1896 году велогонки по шоссе стали Олимпийским видом спорта.

Первая крупная велогонка стартовала в 1892 году в Бельгии. Спортсменам предстояло пройди дистанцию более 200 км по маршруту «Льеж — Бастонь — Льеж».

Правила в шоссейном велоспорте

Правила шоссейных велогонок варьируются в зависимости от вида гонки: индивидуальная, групповая или критериум.

правила шоссейного велоспорта

В индивидуальной велогонке старт раздельный. Его порядок определяется согласно текущему рейтингу участника. Наиболее сильные велосипедисты стартуют в конце. Временной промежуток между стартом велогонщиков – 3 минуты. Главная задача – показать лучшее время прохождения дистанции.

В групповой гонке на шоссе общее число спортсменов не должно превышать 200 человек. Каждая команда должна предоставить от 4-х до 9-и участников в зависимости от решения организаторов гонок. Это количество должно быть одинаковым для всех команд. Гонщики стартуют одновременно, стараясь преодолеть дистанцию как можно быстрее, используя при этом определённые тактики:

  • основная группа;
  • отрыв;
  • отвал;
  • группето.

В критериуме гонка ведется группой спортсменов по улицам города по кругу (кольцевая гонка). Длина одного круга – от одного до трёх километров, количество таких кругов — до пятидесяти. Через определённое количество кругов устраивается промежуточный финиш, где первый пересекший черту гонщик получает 5 очков, второй — 3 очка, третий — 2, четвёртый — 1. Длина круга и количество кругов в гонке может сильно варьироваться в зависимости от решения оргкомитета гонки и судейства.

Все гонщики могут оказывать друг другу незначительную помощь в виде передачи питания, напитков, ключей и др. Передача или обмен колесами, предоставление велосипеда другому гонщику, а также ожидание и оказание помощи отставшему разрешается только для гонщиков одной и той же команды. Подталкивание одного гонщика другим запрещено во всех случаях.

В качестве трофеев в велосипедном спорте велосипедисты получают призовые майки (в порядке уменьшения важности):

  • майка лидера генеральной классификации;
  • майка лучшего спринтера;
  • майка горного короля;
  • майка лучшего молодого гонщика;
  • майка чемпиона мира;
  • майка национального чемпиона.

майки в шоссейном велоспорте

Инвентарь и экипировка

Велосипед. Согласно регламенту UCI рама велосипеда должна быть выполнена на основе так называемого главного треугольника из верхней, подседельной и наклонной труб, к которым крепятся рулевой стакан и перья для установки заднего колеса. Материал рамы: классические стальные рамы, сварные алюминиевые и карбоновые, имеющие наименьший вес. Однако вес велосипеда в сборе не должен быть меньше 6,8 кг, в среднем – 9-10 кг. Также в конструкцию велосипеда входят алюминиевые или карбоновые обода под клинчерные покрышки (шина отдельно, камера отдельно) или однотрубки (совмещённая конструкция, приклеивающаяся к ободу), втулки, спицы, кассеты, звёзды с переключателем, классические рули формы «баран», тормозные ручки и манетки (устройства переключения передач).

  • велосипедные шорты с защитой/велокомбенизон;
  • дышащая и потоотводящая майка или футболка;
  • перчатки;
  • велосипедные туфли, фиксирующиеся на контактных педалях при помощи подошвы с шипами;
  • шлем.

экипировка для шоссейного велоспорта

Популярные соревнования в шоссейных гонках

В велоспорте различают соревнования по олимпийской программе, по программе чемпионатов мира и соревнования общего характера.

Олимпийские игры – один из самых престижных чемпионатов по шоссейному велоспорту, проводится один раз в четыре года.

Чемпионат мира по шоссейным велогонкам – ежегодный чемпионат мира по шоссейным дисциплинам велоспорта, проводимый под эгидой Международного союза велосипедистов (UCI).

Национальные чемпионаты по шоссейному велоспорту – ежегодно проводимые в каждом государстве (имеющем федерацию велоспорта) соревнования. Они проводятся в двух дисциплинах: групповой гонке и гонке с раздельным стартом.

Велоспорт не только вид спорта — это стиль жизни

Велоспорт не только вид спорта - это стиль жизни

Велосипедный спорт – cycling sport – уважаемый и популярный вид активности в Европе. С марта по октябрь здесь проходят более 50 соревнований на открытом воздухе. Некоторые из них, например, Вуэльта Испании или Тур де Франс, длятся три недели, за которые участники преодолевают 4-5 тыс. км.

История велоспорта

Возникновение велосипедного спорта было связано с прогрессом технологий, который позволил создать двухколесный аппарат лишь в 1817 г. Официальный патент на металлическую конструкцию из двух колес, рамы и сидения для водителя получил немецкий барон Карл Дрез в 1818 г. Транспортное средство, скорее, напоминало прототип велосипеда: устройство не имело передаточного механизма и педалей. Предполагалось, что человек приводит его в движение, отталкиваясь от земли ногами. Сам Дрез назвал аппарат «самокатом».

Двухколесный аппарат 1817 г

На совершенствование технологии изготовления велосипеда ушло почти 70 лет. Одновременно прогрессировали технологии и материалы для покрытия дорог: по мощеной мостовой на велосипеде не покатаешься. Изобретаются битумно-минеральные и асфальтобетонные смеси, позволившие сделать дорогу ровной.

В этот период появляются смешные экземпляры велосипедов: например, аппарат с передним колесом очень большого диаметра и задним – на несколько порядков меньшим. Уже тогда состоятельные люди начинают пользоваться велосипедом в рекреационных целях.

К 1885 г. двухколесное транспортное средство уже не имеет принципиальных отличий от того, которое мы знаем сейчас. Его конструкция окончательно получила передачу на заднее колесо и в разы превзошла своих предшественников по управляемости и устойчивости.

Почти сразу за этим «коренным усовершенствованием» велосипеда проводятся первые международные соревнования:

  • в 1893 г. – чемпионат мира по велоспорту.
  • с 1896 г. велоспорт включен в программу Олимпийских игр.

В 1900 г. Возникает профессиональная организация – Международный союз велосипедистов. На национальном уровне руководство велоспортом осуществляется соответствующими Федерациями.

В СССР велоспортивные соревнования традиционно проводились в рамках спартакиад.

Виды велоспорта

Существует 4 больших направлений велосипедного спорта:

  • шоссейные велогонки;
  • трековые велогонки;
  • велосипедный мотокросс.
  • гонки на горных велосипедах.

Все они входят в программу Олимпийский игр.

Шоссейные велогонки

Велосипедный спорт в классическом виде – гонка на длинные расстояния на шоссейных велосипедах. Путь гонщика не обязательно лежит по асфальтированным дорогам: это может быть и брусчатка, и гравий, и дорога с выбоинами. Единственное условие – дорога должна иметь твердое покрытие и не проходить по пересеченной местности.

Шоссейный велоспорт предполагает следующие виды гонок:

  • однодневные – заезды на дистанцию 200-300 км;
  • многодневные – заезды могут длиться более недели;
  • критериум – групповая круговая гонка в черте города на 50-150 км;
  • гранд тур – 3 гонки, длящиеся 21 день (испанская Вуэльта, итальянская Джиро и французский Тур).

Шоссейный велоспорт – типично европейский весенне-летне-осенний вид спорта. Маршруты проходят, как правило, в пределах одного государства.

Наибольшее количество шоссейных гонок проходят в классических велогоночных странах:

  • Бельгия (14);
  • Франция (10);
  • Италия (8);
  • Испания (5).

По 1-3 соревнований за сезон устраиваются в Швейцарии, Нидерландах, Германии, Великобритании.

Кроме того, шоссейные велогонки организуются и не в совсем «велосипедных» странах, например:

  • в Норвегии (многодневные «Тур фьордов» в мае и «Арктическая гонка» в августе);
  • в Дании (4-дневный «Тур Дании» в августе);
  • в Польше (6-дневный «Тур Польши» в августе);
  • в Турции (недельный «Тур Турции» в апреле).

Несколько велогонок проходят в северной Америке:

  • в США недельные туры по Калифорнии в мае и Колорадо в августе;
  • В Канаде однодневные гран при в Квебеке и Монреале в сентябре.

Когда в Европе зима, шоссейный велоспорт перемещается на другие континенты и страны: в Австралию, в ОАЭ, Оман, Малайзию.

Трековые велогонки

Гонки по треку – стадионный вид велосипедного спорта. Он не столь масштабен как шоссейные гонки по Европе, то также имеет массу своих поклонников. Велогоночный трек всегда имеет твердое ровное покрытие и обязательный угол наклона: небольшой – на прямых участках и доходящий до 42° – на поворотном радиусе.

Трековые велогонки

Трековых дисциплин – 16. Они имеют между собой небольшие различия в правилах. Бывают:

  • индивидуальные и в составе команды;
  • с общим или раздельным стартом;
  • спринтом или гонкой преследованием;
  • с оценкой на время или в баллах;
  • со стартом с места или с ходу;
  • на дистанции от 500 м (женский гит с места) до 50 км (заезд «мэдисон» в команде на очки).

В любом случае задача велогонщика на треке проехать дистанцию как можно быстрее, наиболее эффективно распределив свои силы.

Первые несколько кругов велосипедисты следует с ограниченной скоростью: впереди них едет мотоцикл, который они не должны обгонять. Зрители в это время могут оценить качество езды каждого, предположить исход гонки и сделать ставки. Мотоциклист-регулировщик постепенно увеличивает скорость езды и за 700 м до финиша сходит с трека, снимая скоростное ограничение. Оставшуюся дистанцию велогонщики преодолевают как полноценный спринт, разгоняясь до 70 км/ч. В это время на треке бьют в специальные железные гонки, подбадривая участников и публику.

Велосипедный мотокросс

Сокращенное название для этого направления велоспорта – BMX. Используются специальные велосипеды, маркируемые этим тремя буквами. У них широкие шины по типу маунтинбайка, меньший диаметр колеса, низкая посадка велосипедиста и высокое положение руля. Конструкция делает аппарат более устойчивым: она заточена под прохождение трасс с перепадами высот и выполнение трюков. BMX-гонки появились раньше, чем гонки на маунтинбайках.

Велосипедный мотокросс

Непосредственно BMX-кросс – это гонки на грунтовой, извилистой трассе с трамплинами, ямами, возвышениями и другими препятствиями. С 2008 г. спортсмены по велосипедному мотокроссу участвуют в Олимпийских играх. Современные юношеские спартакиады, как правило, включают экстремальные BMX-соревнования

Одним из популярных среди молодежи направлений катания на велосипедах BMX является стрит-рейсинг, в котором большое значение имеет трюковая составляющая. При катании велосипедисты активно используют городскую инфраструктуру – бордюры, лестницы, перила и прочее. Но это, скорее, любительский велоспорт.

Гонки на горных велосипедах

Гонки на мотобайках – зрелищный и экстремальный вид спорта. Появившись относительно недавно, он быстро обрел популярность, преимущественно в США, став альтернативой традиционным шоссейным велогонкам Европы. По гонкам на мотобайках проводятся чемпионаты мира и национальные соревнования, спортсмены участвуют в Олимпийских играх.

Сегодня гонки на горных велосипедах дифференцировались на несколько подвидов:

  • Кросс – наиболее популярен – заезд проводится по пересеченной местности, обычно кругами, на общей дистанции до 5 км.
  • Даунхилл – скоростной спуск по трассе с естественными препятствиями.
  • Марафон – заезд на дистанциях более 100 км, в котором могут принимать участие все желающие.

В разных странах перечисленные гонки практикуются в различных вариациях: параллельный слалом, байкер-кросс, дерт-джампинг, фрирайд. Они проходят как в виде индивидуальных соревнований, так и – гонки командой.

Лидеры велоспорта

Велосипедный спорт имеет своего традиционного лидера. Французы – это мастера спорта в велоспорте. За ними идут спортсмены из США, Великобритании, Италии, Бельгии.

По количеству полученных золотых медалей за все время проведения Олимпийских игр первое место занимают спортсмены из Франции.

Трековый велоспорт: виды, правила гонок, дисциплины, экипировка, требования к велосипедам

Велоспорт – это вид спорта, в котором спортсмены передвигаются по трассе на велосипедах, применяя физическую силу. Основная нагрузка в процессе тренировок и соревнований по велосипедному спорту приходится на мышцы ног. Поэтому спортсменам необходимо развивать выносливость и укреплять общее состояние организма. Для победы также важны характеристики велосипеда.

Трековый велоспорт – это одна из спортивных дисциплин велосипедного спорта. Чтобы уметь отличать его от других направлений, стоит изучить все его разновидности.

Виды велосипедного спорта

В велосипедном спорте существуют 4 основные дисциплины.

Трековый велоспорт

Велотрековые состязания проходят на велодромах и велотреках. Велотрек – это стадион, имеющий овальную форму, на котором спортсмены ездят по кругу. Велодром отличается тем, что имеет дополнительные строения (например, трибуны). Покрытие данных спортивных площадок может быть бетонным или деревянным, и обязательно должно быть ровным. Еще одна особенность – велосипедисты должны ездить под определенным углом, и для этого треки имеют наклоны: углы наклонов на прямых участках – 42°, а на поворотах – 12,5°.

Трековый велоспорт имеет множество собственных дисциплин. Можно выделить два основных направления, которые включают в себя отдельные состязания:

Спринтерские гонки

Особенность данных гонок в том, что в них преодолеваются короткие дистанции. Для участия в спринтерских гонках спортсменов учат специальным тактикам. Упражнения нацелены больше на развитие силовой мощи, а не выносливости. В эту группу входят следующие гонки:

  • «Спринт»: в ней участвуют два или четыре отобранных спортсмена, которые совершают заезд на дистанцию в 2-3 круга. Побеждает тот, кто пересек финиш первым.
  • Командный «спринт»: между собой соревнуются 2 команды. Существуют как мужские, так и женские гонки. В мужских гонках каждая команда состоит из трех мужчин (дистанция – 3 круга), а в женских – из двух женщин (дистанция – 2 круга). Процедура состязания: на первом круге один из гонщиков ведет за собой остальных, а перед следующим кругом выходит из гонки. И так до тех пор, пока на конечном круге не остается один спортсмен. Побеждает команда, в которой последний участник преодолевает финишную черту быстрее.
  • Гонка на тандемах: для соревнований используются специальные двухместные велосипеды – «тандемы». Таким образом, на одном транспорте умещаются 2 спортсмена, но они засчитываются как один участник состязания. Дистанции обычно включают от трех до шести кругов.
  • «Кейрин»: в соревновании участвуют от четырех до восьми участников. Спортсмены должны преодолеть 2 километра при скорости – до 30 км/ч. Победа присуждается гонщику, который раньше всех пришел к финишной черте.
  • «Гит»: относится к индивидуальной трековой велогонке, в которой перед спортсменами стоит задача – как можно быстрее преодолеть дистанцию.
Темповые гонки

Дистанции в темповых гонках длиннее, чем в спринтерских (в среднем – 12-16 кругов, а может доходить до 120 кругов). Главное в данном виде состязаний – высокая выносливость и технические навыки.

В данную группу включены гонки:

  • Индивидуальная гонка преследования: между собой соревнуются два гонщика на дистанциях от двух до четырех километров. Победу одерживает тот, кто догнал и перегнал соперника или преодолел дистанцию за меньшее время.
  • Командная гонка преследования: процедура прохождения состязания такая же, как у индивидуальной гонки преследования. Отличие – участвуют две команды.
  • «Скретч»: мужские гонки проводятся на дистанции 15 километров, а женские – 10 километров. Победителем объявляется спортсмен, который первый пересек финишную черту.
  • Гонка по очкам: гонка проходит поэтапно. За каждый этап гонщику насчитывается по 5 очков. Дистанции: 25 километров (женская гонка) и 40 километров (мужская гонка). Побеждает участник соревнования, набравший максимальное количество очков.
  • «Мэдисон»: командная гонка, в которой дистанция варьируется от 25 до 50 километров, а также имеются промежуточные финиши (каждые 20 кругов). Спортсмен, который первый преодолевает промежуточный финиш, получает 5 очков. Второй гонщик зарабатывает 3 очка, третий – 2 очка, а четвертый – всего 1 очко.
  • Гонка на выбывание: также состоит из промежуточных финишей. Спортсмены, пересекающие промежуточные финиши последними, покидают соревнование.
  • Гонка за лидером: участники состязания («стайеры») должны следовать за «лидером» – гонщиком на мотоцикле.
  • «Омниум»: состязание, которое включает в себя 4 гонки: скретч, темповая гонка, гонка на выбывание, гонка по очкам. Соревнования проходят именно в таком порядке. Цель спортсмена – прийти к финишу первым в каждой гонке. За каждое состязание (кроме гонки по очкам) победитель получает по 40 очков, за второе место – 38 очков, за третье – 36 очков и т. д. Результаты первых трех состязаний объединяются, а к очкам, заработанным в последнем соревновании, прибавляются ранее полученные. Победу одерживает гонщик, набравший большее количество очков.

Таким образом, можно заметить существенные различия между двумя направлениями трекового велоспорта. Каждый вид гонок требует определенных навыков, поэтому велоспортсмены обычно делают выбор между спринтерскими и темповыми гонками.

Шоссейный велоспорт

Шоссейный велоспорт – это дисциплина велосипедного спорта, в которую включены гонки на шоссейных велосипедах по твердым поверхностям.

Данное направление включает в себя следующие виды гонок:

  • Однодневные (классические): состязания проводятся всего один день. Заезд осуществляется на дальние дистанции (более 200 километров) по дороге с неровностями.
  • «Критериум»: неклассическая однодневная велогонка, т. к. проводится в городе.
  • Многодневные: соревнования состоят из нескольких этапов, которые длятся более одного дня (иногда – более недели).
  • «Гранд тур»: гонки, которые проводятся в течение трех недель. Состязания состоят из 21 этапа и включают в себя два дня отдыха.

В целом шоссейный велосипедный спорт наиболее популярен в европейских странах, а соревнования проходят с весны по осень.

Велосипедный мотокросс

Велосипедный мотокросс – это гонки на велосипедах с препятствиями по грунту. Препятствия могут быть в виде поворотов, канав, трамплинов. Для данного велоспорта используются специально оборудованные велосипеды BMX, поэтому мотокросс часто называют просто «BMX».

В велосипедный мотокросс включены гонки:

  • «Классик»: поэтапная гонка, проходящая на дистанции 300 и более метров. В состязании могут принимать участие до 8 гонщиков. Особенность данной гонки в том, что участники стартуют с возвышенности (высота – от 1,5 до 9 метров). Победа достается самому быстрому спортсмену.
  • «Крузер»: то же самое, что и гонка «классик», но с одним отличием: колеса велосипедов должны иметь диаметр в 24 дюйма.
  • «Эстафета»: гонка, состоящая из четырех этапов. В соревновании участвуют 4 гонщика, среди которых три мужчины и одна женщина. Суть состязания – передача эстафеты от одного спортсмена другому.
  • Гонка на время: гонка на трассе, в которой фиксируется время прохождения трассы каждым участником. Победителем признается гонщик, прошедший дистанцию быстрее всех.

Помимо профессиональных состязаний существуют и любительские заезды по велосипедному мотокроссу. В них принято демонстрировать различные трюки в воздухе.

Горный велоспорт

Горный велоспорт – самая экстремальная дисциплина в велосипедном спорте, включающая гонки в условиях бездорожья. Для данного вида состязаний используются гибридные дорожные или горные велосипеды, оснащенные специальным оборудованием. В горном велоспорте существуют как одиночные, так и групповые состязания.

Он включает в себя гонки:

  • «Кросс-кантри»: гонки, которые проходят по специально оборудованной пересеченной местности на дистанции от 5 до 9 километров. Иногда помимо искусственных препятствий используются естественные.
  • «Скоростной спуск», или «даунхилл»: гонка по крутым спускам и поворотам с препятствиями на время.
  • «Веломарафон»: гонки по бездорожью на длительные дистанции.

Горный велоспорт – опасный вид велосипедного спорта, поэтому гонщикам важно иметь при себе нужное снаряжение. Это и защитные элементы одежды (налокотники, наколенники, шлем, очки, перчатки и т. д.), и система навигации, необходимые инструменты для ремонта велосипедной техники, а также вещи первой необходимости (вода, пища, аптечка).

Правила соревнований по трековому велоспорту

В велосипедном спорте, как и в любом другом, существуют строго регламентированные правила. Трековый велоспорт, в частности, имеет ряд отдельных положений.

Что такое карточка участника и зачем она нужна?

Идентификационный документ, который выдается велогонщикам, называется «карточка участника». Спортсмены, имеющие карточку, допускаются к соревнованиям любого вида велосипедного спорта и обязаны соблюдать правила соревнований, Устав, регламенты Международного союза велосипедистов (UCI) и Федерации велосипедного спорта России.

Принципы выдачи и действия карточки участника:

  • Без карточки участника нельзя участвовать в соревнованиях, которые организуются/контролируются Федерацией велосипедного спорта России и ее членами (региональными федерациями). Если у спортсмена нет карточки, но он все равно принял участие в состязаниях, его результаты аннулируются, и гонщика могут наказать.
  • Участники по требованию уполномоченных сотрудников обязаны предъявить карточку.
  • Карточка участника обязует ее владельцев соблюдать правила и честно вести борьбу.
  • Даже, если гонщик подал заявление на получение карточки и находится в ожидании ее выдачи, он все равно несет ответственность за нарушения правил и регламентов, соблюдение которых контролируют дисциплинарные органы.
  • Совершив какое-либо нарушение, владелец карточки участника попадает в поле зрения дисциплинарных контролирующих органов. Это происходит и в случае, если расследование нарушения уже начато, а также в случае, если участник перестает быть владельцем карточки.
  • Владелец карточки или его официальный представитель несут за нее личную ответственность.
  • Органы, выдающие карточку участнику соревнования, не несут ответственность за его поведение или нарушения.
  • Нюансы выдачи карточек Федерацией велосипедного спорта России:
  • Федерация велосипедного спорта России также может выдавать карточки участников, и она несет ответственность за соблюдение правил при выдаче карточек.
  • Участник, желающий получить карточку, и Федерация велосипедного спорта России должны гарантировать, что гонщик застрахуется от несчастных случаев. Страховка должна действовать в странах, в которых спортсмен тренируется или соревнуется, на протяжении года, пока действует карточка.
  • Федерация велосипедного спорта России может выдавать только утвержденные карточки участника. Карточки, выдаваемые Федерацией велосипедного спорта России, утверждает Руководящий орган.
  • Условия, при которых невозможно получить карточку участника:
  • Если желающий получить карточку намерен участвовать в соревновании в качестве персонала, но ранее, будучи спортсменом, он нарушил антидопинговые правила, и это было зафиксировано уполномоченными органами.

Исключения составляют случаи, когда единовременно выполняются 3 условия:

  • нарушение произошло единожды;
  • за нарушение не было дисквалификации (на 2 года или более);
  • после нарушения прошло 5 лет и первый день года обращения за карточкой.
  • Если желающий получить карточку участника намерен участвовать в соревновании в качестве персонала, но ранее нарушил антидопинговые правила, работая врачом во время фиксации нарушения.
  • Период действия карточки участника – ровно год.
  • Действие карточки участника распространяется на все страны, где национальные федерации входят в Международный союз велосипедистов.
  • У одного гонщика может быть карточка участника лишь одной федерации.
  • Все люди, принимающие участие в соревновании, обязаны приобрести карточку. Статус и должность участников должны быть внесены в нее. Если участник выполняет несколько обязанностей, то он должен приобрести несколько карточек. Выдачей карточек одному человеку с разными обязанностями занимается Федерация велосипедного спорта России.
  • За отсутствие карточки участника могут применяться штрафные санкции:
  • За попытку участия или фактическое участие в состязании без получения карточки применяются следующие штрафные санкции: выдача карточки участника только через год, недопуск к старту.
  • За попытку участия или фактическое участие в состязании без наличия карточки в момент ее проверки применяются санкции: дисквалификация, недопуск к старту. Однако если карточка участника была утеряна или забыта, но возможно установление личности с помощью других источников, то санкции не предусмотрены.

Существуют и исключения из правил:

  • Федерация велосипедного спорта России может дать разрешение на участие спортсмена без карточки участника на всероссийских соревнованиях, но только при наличии действительного страхового полиса.
  • Если участник был дисквалифицирован на территории федерации, в которой он состоит, и его карточка была отозвана, ему могут предоставить временный допуск к соревнованиям Международного союза велосипедистов. Временный допуск выдается по тем же правилам, что и карточка участника.

Таким образом, для того, чтобы участвовать в любых соревнованиях по велоспорту необходимо избегать нарушений и вовремя приобретать карточку участника.

Категории спортсменов

Спортсменов распределяют по возрастным категориям:

  • 10, 11-12, 13-14, 15-16 лет – девушки и юноши;
  • 17-18 лет, 19-22 года – юниорки и юниоры;
  • От 23 лет – женщины и мужчины.

При распределении участников на возрастные категории учитывается разница между датой рождения гонщика и годом проведения соревнования.

Дисциплины трека

Трековый велоспорт – одна из дисциплин велосипедного спорта, в которую входят множество состязаний (гонок):

  • Гит с ходу (от 200 до 1000 метров), а также гит сходу парами на 1000 метров.
  • Гит с места (от 200 до 1000 метров), гит с места парами на 1000 метров.
  • Гонка за лидером.
  • Гонка по очкам.
  • Многодневная гонка по очкам.
  • Гонка с выбыванием.
  • Индивидуальная гонка преследования (от 2 до 4 километров).
  • Командная гонка преследования (от 2 до 4 километров).
  • Парная гонка преследования (от 2 до 4 километров).
  • Спринт как индивидуальный, так и командный.
  • Кейрин.
  • Мэдисон (однодневная и многодневная гонка)
  • Омниум.
  • Скретч
  • Тандем.

Каждая дисциплина трекового велоспорта имеет свои особенности.

Спортивные судьи

Спортивный судья – это главное официальное лицо, которое назначается всероссийскими, региональными, местными федерациями. Он работает как индивидуально, так и в составе судейской коллегии, и регулирует соревнования согласно регламенту и правилам. Особое внимание уделяется соблюдению положений регламента относительно каждой конкретной гонки. Основная роль судей – фиксация нарушений и применение штрафных санкций.

Для каждого конкретного соревнования назначается коллегия судей. Судьи, состоящие в коллегии, должны согласовывать решения друг с другом. В трековом велоспорте коллегия судей имеет следующий состав:

  1. В главную судейскую коллегию входят:
  • Главный судья.

Является самым главным членом судейской коллегии, контролирует и регулирует соревнование согласно регламенту и правилам. Также главный судья имеет следующие обязанности:

  • проверка готовности места, где проводится соревнование;
  • проведение совещания с организаторами соревнования, а также с официальными представителями команд;
  • обсуждение и проведение инструкций с остальными судьями;
  • может отменять мероприятие, если складываются неблагоприятные условия;
  • имеет право вносить изменения в программу состязания;
  • имеет право отстранять судей из-за ошибок или в связи с неудовлетворительным исполнением ими обязанностей.
  • Главный секретарь.

Является главным организатором работы секретариата. Он обязан вовремя выпускать необходимые материалы для проведения соревнования (различные протоколы, расписания, графики и т. д.). После каждого соревнования главный секретарь должен выдать готовый финальный протокол с результатами. Также он может проводить комиссию по допуску к соревнованиям.

  • Заместитель главного судьи.

Исполняет обязанности главного судьи в его отсутствие. Также заместитель контролирует подготовку к соревнованию, отчитывается перед главным судьей, передает сведения о недочетах подготовки, наблюдает за соблюдением правил.

  • Заместитель главного секретаря.

Исполняет обязанности главного секретаря в его отсутствие. Также заместитель главного секретаря передает судьям необходимые материалы, предоставляет документацию о процессе соревнования, вывешивая ее на информационную доску. В обязанности заместителя входит взаимодействие с тренерами и СМИ.

  • Судья на финише.

Следит за приходом спортсменов к финишу, занимается составлением промежуточных классификаций. Для помощи судье на финише выделяются помощники, которыми он руководит. Также ему подчиняется судья на счетчике кругов. Судья на финише обязан вносить данные в протокол (занятые места, заработанные очки, количество кругов), а после окончания соревнования он должен подписать и передать собранную информацию.

  1. В судейскую коллегию входят:
  • Судья-арбитр.

Должен наблюдать за тем, соблюдается ли регламент, и как себя ведут спортсмены. Арбитр в праве применять штрафные санкции и участвовать в принятии любых решений.

  • Судья на старте (стартер).

Следит за тем, чтобы старт начался правильно и принимает решения в случае спора. Судья на старте должен давать старт спортсменам по порядку, который отражен в протоколе. Также в его обязанности входит проверка внешнего вида, стартовых номеров на соответствие правилам.

Имеет право остановить состязание, если возникла непредвиденная опасная ситуация. Стартеру тоже предоставляют помощников.

  • Судья-хронометрист.

Следит за точным временем пересечения участниками финишной черты, а затем передает эту информацию судье на финише. Хронометристу также выделяются помощники.

  • Судья-информатор.

Информирует участников соревнования обо всех важных нюансах: программе, условиях гонки, графике. В его обязанности входит передача объявлений или комментариев в процессе соревнования. Также он обязан объявлять гонщикам промежуточные результаты, вызывая их на старт. Однако итоговые результаты информатор по собственной инициативе объявлять не может. Он это делает только после разрешения главного судьи или судьи на финише.

  • Судья по контролю велосипедов.

Занимается проверкой велосипедов гонщиков до старта и после финиша согласно регламенту.

  • Судья-секретарь.

Работает совместно с главным секретарем и организатором соревнования. В обязанности судьи-секретаря входит: подготовка документов, медалей, кубков, призов, сувениров. Также он отвечает за время выхода спортсменов на пьедестал и за время их ухода с пьедестала.

  • Судья на счетчике кругов.

Следит за правильным количеством пройденных кругов. В случае необходимости судье на счетчике кругов предоставляются помощники.

  • Судья на вираже.

Сотрудничает с главным судьей и наблюдает за тем, чтобы участники соревнования соблюдали правила и регламент.

  • Судья-помощник.

В первую очередь, судьи-помощники выполняют поручения судей, за которыми они закреплены. Также помощники взаимодействуют с главным судьей и письменно докладывают ему обо всех инцидентах и нарушениях. Для официального подтверждения фактов нарушения или инцидента они обязаны фиксировать все подробности, точное место происшествия, его обстоятельства.

Каждый международный судья проходит практику и сдает экзамен согласно положениям регламента Международного союза велосипедистов, и только после этого ему присваивается квалификация. Такую же процедуру проходит спортивный судья всероссийской категории, но по согласованию с Федерацией велосипедного спорта России.

Судьи должны быть беспристрастны, независимы и нейтральны. В случае, если судья не может быть нейтральным, он обязан прекратить исполнение своих полномочий.

Допуск к соревнованиям

Дисквалифицированным владельцам карточки участника запрещено находиться в закрытых зонах, где проводится гонка, а также участвовать в ней. Любому официальному представителю гонки, допускающему к соревнованию дисквалифицированного участника, выносится дисциплинарное взыскание.

За аккредитацию и доступ к соревнованию представителей Федерации велосипедного спорта России и Международного союза велосипедистов отвечает организатор гонки.

Тотализатор

Лица, входящие в Федерацию велосипедного спорта России и Международный союз велосипедистов, не могут участвовать в организации тотализаторов в процессе проведения состязаний. За нарушение этого правила применяются штрафные санкции вплоть до дисквалификации (от восьми дней до года). В случае, если в организации тотализатора участвует организатор соревнования, то гонку могут исключить из календаря мероприятий на один год.

Спортивная форма

Для участия в велоспорте, в частности, на треке, гонщики обязаны носить спортивную форму. Это велосипедная майка, у которой обязательно должны быть рукава, и трусы до колен (велосипедные трусы). Вместо майки и трусов может использоваться специальный комбинезон.

Велосипедные майки должны соответствовать следующим правилам:

  1. Велосипедные майки не должны быть похожи на майки чемпионов мира или майки чемпионов России.
  2. Гонщики не могут использовать отличительные велосипедные майки, если это не предусмотрено регламентом.
  3. Все надписи и номера на майке должны быть видны.
  4. Во время дождя гонщики используют прозрачные ветровки, которые должны иметь такие же основные цвета, как у велосипедных маек команды. Также ветровка должна иметь надпись с названием команды.

В трековом велоспорте гонщики обязаны надевать жесткую защитную каску.

Правила, которые касаются ответственности спортсменов относительно каски, следующие:

  • Гонщик обязан использовать каску с утвержденной конструкцией, которая должна соответствовать официальным стандартам по безопасности.
  • Каску необходимо надевать на голову так, чтобы она плотно к ней прилегала. Также гонщик должен отрегулировать крепежные ремешки.
  • Спортсмен обязан следить за защитными характеристиками каски, чтобы они не ухудшились при падении.
  • Нельзя использовать поврежденную каску.
  • Нельзя использовать каску с измененной конструкцией.

Спортивная форма гонщиков не должна содержать элементы, которые могут снижать сопротивление воздуха. Сотрудники персонала не могут носить одежду, содержащую рекламу, если она не утверждена.

Безопасность во время гонки

Гонки на треке могут быть опасны, поэтому организаторы соревнований должны обеспечить безопасность для всех участников. Федерация велосипедного спорта России также может вносить собственные коррективы в обеспечение безопасности гонок.

В целях безопасности устанавливается предельно допустимое количество спортсменов, которые одновременно участвуют в состязании:

  • 20 гонщиков (или 15 команд в мэдисоне) на велотреке 200 метров;
  • 24 гонщика (или 18 команд в мэдисоне) на велотреке 250 метров;
  • 36 гонщиков (или 20 команд в мэдисоне) на велотреке 333,33 метров.

Однако стоит уточнить, что Федерация велосипедного спорта России не несет ответственности за требования дополнительных мер по безопасности, а также за возникновение несчастных случаев.

Соревнования на треке

Для подробного изучения правил соревнований на треке стоит изучить положения, которые касаются поведения гонщиков, присвоения номеров, полномочий судейской коллегии, причин предупреждений и дисквалификаций и т. д.

Поведение гонщиков

Поведение гонщиков на соревнованиях также регулируется правилами:

  • Спортсменам нельзя какими-либо действиями нарушать процесс гонки или влиять на ее результаты.
  • Во избежание дисквалификации участники соревнования должны участвовать в следующих турах или в заездах «надежды», если они туда прошли. Исключения составляют чрезвычайные ситуации.
  • Гонщикам нельзя брать с собой предметы, которые могут выпасть во время гонки.
  • Спортсменам запрещено использовать средства связи или музыкальную технику.
  • Если гонщик использует электронные устройства с монитором, то они должны быть скрыты. Спортсмен не должен в них заглядывать.
  • Гонщик не имеет права ни при каких обстоятельствах самостоятельно прерывать состязание.
  • В случае непредвиденных ситуаций (падения, поломки велосипеда) гонщик может обратиться за помощью, а затем продолжить гонку с того места, где случился инцидент.
  • Спортсмен не имеет права специально совершать езду за пределами трека.

Таким образом, правила поведения для спортсменов делают соревнование прозрачным, честным и безопасным.

Номера гонщиков

У спортсменов должно быть два номера, но в некоторых видах гонок допускается использование одного номера: гит (500 метров и 1 километр) на время, индивидуальная и командная гонки преследования, командная гонка на время и командный спринт.

Судейская коллегия

Важную функцию на трековых гонках выполняет судья-арбитр. Он обязательно должен присутствовать на некоторых гонках (спринт, мэдисон, скретч, кейрин, гонки с выбыванием, гонки по очкам). Арбитра назначает главный судья.

  • Контроль поведения спортсменов в процессе гонок.
  • Наложение штрафных санкций.

Он находится всегда за пределами трека, в спокойной зоне с хорошим обзором. Также арбитр должен беспрепятственно взаимодействовать с главным судьей, для этого он обязан использовать средства связи.

Если судья-арбитр участвует в проведении чемпионата или Кубка России, то ему должны предоставить возможность просмотра видеозаписей соревнования. Доступ к видеосистеме на финише также должен быть у главного судьи, чтобы одновременно с арбитром просматривать видеозаписи. Обслуживанием видеосистемы занимается технический специалист.

Предупреждения и дисквалификация

Предупреждения и дисквалификация выносятся за разные нарушения правил. За следующие нарушения выносятся предупреждения:

  • Предупреждение выносится для нарушений без штрафных санкций или за неспортивное поведение. Для этого используется желтый флаг, который предъявляется нарушителю.
  • Гонщик может получить понижение в гонке и следом предупреждение.

Иногда участника, нарушившего правила, дисквалифицируют. В таком случае ему предъявляется красный флаг. Отстранение от гонки происходит, если:

  • спортсмен получил 2 предупреждения или 3 понижения;
  • спортсменом было произведено изменение конструкции велосипеда или собственного положения на нем.

Таким образом, предупреждение или отстранение от гонки происходит в зависимости от тяжести проступка нарушителя.

Хронометраж

Если гонка идет на время, то результаты гонщиков фиксируются крайне точно, вплоть до тысячной секунды.

Старт

Старт дает судья-стартер: он находится в центре трека и стреляет из стартового пистолета. Иногда старт дается посредством специального механизма. В таком случае это происходит иначе: хронометр включается одновременно с электронной системой, которая отвечает за опускание тормозов велосипеда.

До начала старта велосипед должен быть зафиксирован в стартовом механизме, а за обратный отсчет до старта (50 секунд) отвечает электронное табло.

Остановка

Остановка гонки происходит в случае фальстарта. Остановить гонку может только стартер. Он сигнализирует об остановке гонки с помощью стартового пистолета, стреляя из него 2 раза подряд. Исключением служат гонки на время, в которых дистанция составляет 500 метров и 1 километр.

Признаваемые инциденты

Инциденты в процессе гонки делятся на признаваемые и не признаваемые. К признаваемым относятся падения, проколы и неисправности важных частей в велосипеде. Остальные инциденты относятся к не признаваемым.

Посев

Посев – это ранжирование спортсменов, участвующих в соревновании, на основе их предыдущих результатов. Для посева в трековом велоспорте используется действующая на данный момент индивидуальная трековая классификация Международного союза велосипедистов и Федерации велосипедного спорта России. Те спортсмены или команды спортсменов, которые не имеют рейтинга, должны быть посеяны произвольно. Решение о посеве в данном случае принимает коллегия судей. А для чемпионата и кубка России участники должны быть посеяны только Федерацией велосипедного спорта России.

Федерации

Спортивные федерации – это официальные общественные объединения, участвующие в организации и контроле соревнований. Существуют международные федерации, национальные (на территориях своих стран), региональные (внутри одной страны).

Главная национальная (общероссийская) федерация в России – это Федерация велосипедного спорта России (сокращенно – ФВСР). Она была создана в России в 1990 году. Сегодня под ее контролем находятся 61 региональная федерация. ФВСР была признана на международном уровне и стала единственной общероссийской организацией в велоспорте, которая имеет право управлять развитием данного спорта по всей стране, проводить национальные и международные соревнования на территории России и представлять велоспорт на международной арене.

Федерация велосипедного спорта России имеет строгую иерархию. Главой является президент. Также в ФВСР входят генеральный директор, президиум, главный тренерский совет, тренерский совет, коллегии комиссаров, экспертный совет, совет по вопросам ветеранов, совет спортсменов. Сама организация находится в Москве.

Что касается международной ассоциации, то к ней можно отнести Международный союз велосипедистов. Это главный руководящий орган, контролирующий весь велоспорт. В нее включены конфедерации, которые находятся на разных континентах (Азия, Европа, Океания, Африка). Представительство Международного союза велосипедистов находится в Швейцарии.

История появления и развития велосипедного спорта

Самый первый велосипед появился вследствие экспериментов немецкого ученого – Карла фон Дреза. Изначально в 1817 году он изобрел первый в мире самокат, который внешне был похож на велосипед без педалей. Это был транспорт, состоящий из металлической рамы, двух колес и сиденья. Любой желающий прокатиться на технике должен был передвигать ноги по земле для того, чтобы привести механизм в движение. Лишь спустя время в устройство были добавлены педали для более легкой езды.

Шли годы, дороги становились все более цивилизованными за счет появления бетонных смесей. Наряду с этим видоизменялась конструкция велосипеда, и само устройство становилось все более комфортным и функциональным. Так, в 1885 году изобретателям удалось добиться желаемого – велосипед начал выглядеть, как современный, и передвижение на нем стало удобным. Именно в это время и начал развиваться велосипедный спорт.

Франция – страна, в которой прошли первые соревнования между велосипедистами-любителями. Затем состязания становились все более профессиональными, а начиная с 1893 года началось проведение международных турниров. Через 7 лет, в 1900 году, велосипедисты из разных стран решили объединиться и создали Международный союз.

Россия также участвовала в развитии велоспорта. Так, в 1884 году образовалось Московское сообщество велосипедистов, которое активно продвигало спортивную езду на велосипеде. Это было нелегко, ведь в России не было собственных фабрик по производству данного устройства. Таким образом, транспортную технику можно было привезти только из-за рубежа, что могли себе позволить лишь богатые люди.

Позднее, в 1895 году появились первые московские и рижские заводы, изготавливающие велосипеды. Именно тогда началось активное развитие российского велоспорта, т. к. велосипеды получили возможность купить и менее обеспеченные жители. В то же время в Москве появился первый циклодром для велосипедных гонок. Затем эти сооружения возникли и в других городах (Одесса, Санкт-Петербург, Симферополь и т. д.).

В течение года после открытия заводов и фабрик по изготовлению велосипедов появлялись многочисленные спортивные клубы. В то время газеты активно писали о велосипедном спорте, а в 1896 году его включили в программу Олимпиады. Сначала в состязаниях принимали участие мужчины, и лишь намного позже (в 1988 году) в них разрешили участвовать женщинам.

Книги о велоспорте

Для более глубокого погружения в тему велоспорта, рекомендуется прочитать следующие книги:

  1. Голубев Анатолий, «Никто не любит Крокодила».

Главный герой – велосипедный гонщик Роже Дюваллон, у которого есть необычное прозвище – «Крокодил». В книге легко и доступно описывается велосипедный спорт изнутри.

  1. Анкетиль Жак, «Велосипедный спорт».

Сам автор является велогонщиком, признанным на мировом уровне. В своей книге он описывает схемы тренировок и виды нагрузок для велогонщиков, а также правила питания.

  1. Полищук Дмитрий, «Велосипедный спорт».

Автор подробно описывает современные техники велосипедного спорта, а также систему тренировок для профессиональных велоспортсменов.

Подводя итог повествованию нужно отметить, что трековый велоспорт – это один из самых зрелищных видов спорта. Вместе с тем для гонщиков состязания – это настоящие испытания на силу и выносливость. В целом, трековый велосипедный спорт проводится как на местном, так и международном уровне, что доказывает его серьезность и ценность.

По каким правилам устраиваются велосипедные соревнования

Спорт и его состязания помогают определить сильнейшего, быстрейшего или наиболее ловкого и эрудированного спортсмена. Но для того чтобы это определение было правдивым, соревнования проводятся согласно специально для этого придуманным правилам.

Соревнования на велосипедах

Велосипедных соревнований существует много, и у каждого вида свои правила

Такие нормы существуют и в велосипедном спорте. В этой статье мы расскажем о правилах, по которым проводятся гонки на велосипедах.

Дисциплины

Стоит отметить, что правила будут разниться в зависимости от того, какой вид велоспорта мы описываем.

Существует несколько основных дисциплин:

  • шоссе;
  • трек;
  • BMX;
  • горные гонки.

Далее, каждый вид рассмотрим более подробно.

Шоссе

Шоссейные — гонки, для которых используются дороги. Маршруты таких гонок очень длинные. Иные заезды проходят по нескольку дней.

Общие правила

Какой бы вид шоссейных гонок мы ни описывали, у него есть несколько определяющих черт:

  • Дорога, по которой едут спортсмены, должна обладать твёрдым покрытием. Это необязательно должен быть асфальт. Правилами не запрещено передвижение по гравию, брусчатке и даже дорогам с большими дефектами покрытия.
  • Дорога, по которой едут спортсмены, должна проходить по пересечённой местности.
Индивидуальная

Этот вид гонки подразумевает раздельный старт участников. Важно не то, кто приедет к финишу первым, а то, кто потратит на дорогу наименьшее количество времени.

Согласно правилам, первыми стартуют менее результативные спортсмены и те участники, которые недавно пришли в спорт. Завершают соревнования самые быстрые велосипедисты.

Круговой критериум

Эти шоссейные гонки предполагают, что участники едут по круговому маршруту, проложенному через городские улицы.

Группа велосипедистов на шоссе

Согласно правилам, после определённого количества круговых проездов судьи начинают давать очки за проезд промежуточных финишей. Побеждает тот спортсмен, который по итогам заезда набирает самое большое количество очков.

Групповая

Эти гонки на велосипедах предполагают одновременный старт большого количества спортсменов. Этот вид считается экстремальным.

Согласно правилам, всего гонщики проезжают расстояние от 50 до 200 километров. Побеждает тот, кто первым пересекает черту финиша.

В несколько этапов

Такой спорт предполагает, что самый быстрый велосипедист будет выбираться в несколько этапов. Сначала проводится индивидуальный заезд, затем групповой.

Согласно правилам, победителем считается тот участник, чьё суммарное время проездов оказывается самым маленьким.

Минимальный срок проведения такой гонки на велосипедах — два дня. Но знаменитый заезд Тур де Франс, например, проходит в течение трёх недель.

Такие гонки на велосипедах проводятся на территории стадионов. Такой спорт не столь экстремален, как, например, групповые шоссейные гонки. Может быть, поэтому он менее популярен в Европе.

Велосипедные соревнования на треке

В отличие от шоссейного типа трековый спорт предполагает обязательное наличие твёрдого и ровного покрытия.

К тому же велодорожки для таких дисциплин специально делаются под углом. На прямых участках градус наклона невелик и практически незаметен. На поворотах наклон может достигать 42 градусов.

Трековые гонки бывают разными. О том, какие особенности подразумевает тот или иной вид, понятно из названий.

На стадионе проводятся следующие типы заездов:

  • командные и индивидуальные;
  • с раздельным стартом или одновременным;
  • спринт и преследование;
  • спорт может оцениваться в баллах или по времени;
  • старт может даваться с движения или с места.

Общая протяжённость таких гонок варьируется от 500 метров до 50 километров.

Довольно экстремальный спорт. Иначе этот вид называют велосипедным мотокроссом.

Для него создаются специальные велосипеды, непохожие на прочие гоночные модели. У них крепкая рама и широкие шины, повышающие устойчивость и проходимость снаряда.

Такие гонки проводятся на специальных велотреках, располагающих различными неровностями.

Сама гонка неразрывно связана с покорением небольших высот и прыжками.

Велосипедные соревнования на BMX

В классическом BMX запрещены трюки. Они не только ставят под угрозу общую безопасность состязаний, но и порой отнимают драгоценнее секунды у спортсменов.

Зато существует отдельное направление мотокросса, называемое стрит-рейсингом. В нём трюки не только разрешены, но и идут в общий зачёт квалификации каждого участника состязаний.

Горные

Как видно из названия, этот вид соревнований предполагает поездку по горной местности. Этот спорт также считается экстремальным.

Этот вид гонок прочно ассоциируется со специальными горными велосипедами, которые также называют маунтинбайками.

У них массивная прочная рама, широкие, устойчивые колёса и иногда наличествуют целых два амортизатора — на вилке и на заднем колесе. Такие велосипеды называют двухподвесами.

Дисциплины

Этот спорт обладает несколькими дисциплинами:

  • Марафон. По правилам в таком соревновании может принять участие любой желающий, прошедший процесс регистрации. Дистанция таких заездов, как правило, не бывает меньше ста километров.
  • Кросс. Правила гласят, что такой заезд должен проводиться по пересечённой местности. Маршрут строится вкруговую. Общая его длина достигает пяти километров или большего расстояния.
Даунхилл

Этот спорт предполагает движение по трассе. По правилам спортсмены во время заездов должны преодолевать естественные препятствия.

В каждой из этих дисциплин побеждает тот, кто проедет трассу быстрее.

Это были основные гоночные велосипедные дисциплины и правила, по которым они проводятся. Если у вас есть, чем дополнить, воспользуйтесь для этого комментариями.

Любите спорт и не нарушайте правила. Удачи вам.

Спортсмен на велосипеде

Накачивание шины

Давление в шинах велосипеда. Каким должно быть оптимальное давление в шинах велосипеда, где уточнить необходимые параметры давления и от чего они зависят, какие имеются стандарты.

K-trak

Зимний велосипед кардинально отличается от летних вариантов многими моментами. Упускать из виду ни один из них нельзя, поскольку можно не только испортить своего двухколёсного коня, но и подвергнуть риску своё здоровье.

Седло велосипеда

Выбор нового седла на велосипед часто становится проблемой для многих велосипедистов. Частой причиной является дискомфорт и болезненные ощущения во время покатушек на седле, которое не подходит своему владельцу.

Источники:

https://www.para2000.ru/sport/competition/sport-reglament/put-molodogo-sportsmena-ili-kak-stat-ofitsialnyim-sportsmenom-sla/
http://ru.sport-wiki.org/vidy-sporta/shossejnyj-velosport/
https://zextrem.com/zemlya/velosport/vidy-i-spartakiady.html
http://alvin-almazov.ru/rules/trekovyj-velosport-vidy-pravila-gonok-discipliny-ekipirovka-trebovaniya-k-velosipedam/
https://aktsport.ru/velosiped/osnovnyie-pravila-velosipednyih-gonok.html