Фото велотуризм

Содержание скрыть

Спортивный велотуризм — всё о велоспорте

Велотуризм как вид спорта и активного отдыха появился вместе с изобретением велосипеда. Любители путешествий быстро освоили это транспортное средство, тем более что велосипед предлагал намного больше возможностей в отличие от пешего туризма и являлся довольно дешевым способом передвижения в отличие от автомобиля.

В настоящее время велотуризм остается одним из самых популярных видов туризма. На велосипеде можно пройти такие маршруты, о которых автомобилистам не стоит даже и мечтать. Велопоход – это лучший способ провести выходной день на лоне природы вместе с родными и друзьями.

Главное условие для такого досуга – наличие велосипеда, а все остальное – возраст. Профессия, социальный статус и материальное положение – значения не имеет. Велотуризм не требует длительной подготовки, достаточно просто освоить навыки езды на велосипеде, найти подходящую компанию и можно отправляться в поход.

Велотуризм – активный отдых с пользой для здоровья

Сегодня все больше людей, задумываясь о своем здоровье, отдают предпочтение активному отдыху. Велотуризм – это не просто занятия спортом, это прекрасная возможность позаботиться о собственном теле, укрепить свое здоровье и дух и просто получить удовольствие от велосипедных прогулок.

Простые вращательные движения развивают мышцы ног, убирают лишние жировые отложения, стимулируют работу кровеносной системы, подтягивают кожу на бедрах. Езда на велосипеде – замечательный способ похудеть как для женщин, так и для мужчин. В настоящее время в Москве функционируют школы велотуризма, курс обучения в которых могут пройти все желающие.

Прежде, чем отправиться в свой первый велопоход, каждый ученик приобретает необходимые теоретические и практические знания, знакомится с правилами техники безопасности, учится оказывать первую медицинскую помощь. Часто на занятия в школы велотуризма приходят всей семьей.

Совместные велопоходы – это отличный способ проникнуться командным духом и укрепить отношения между разными поколениями.

Занятия велотуризмом в спортивных школах и секциях Москвы

Велопутешествия – это и короткие однодневные поездки, и длительные, серьезные маршруты, требующие от велосипедиста специальных умений и навыков.

И хотя велотуризм не входит в число олимпийских дисциплин, во всем мире ему отдают предпочтение тысячи людей, для которых главное – не спортивные достижения, а романтика путешествий и огромное удовольствие от такого вида отдыха. Если вы хотите стать одним из членов дружной команды велотуристов, будьте готовы и к трудностям.

А научиться с успехом их преодолевать вы сможете на занятиях в школах велотуризма в Москве, адреса которых размещены на сайте glavsport.ru.

Статья является уникальной собственностью сайта Glavsport.ru

Велосипедный туризм

Велосипедный туризм (велотуризм) — один из видов туризма, в котором велосипед служит главным или единственным средством передвижения. Понятие «велосипедный туризм» многозначно и относится как к одному из видов активного отдыха, так и к разновидности спортивного туризма.

Велотуризм как активный отдых

Велотуризм как активный отдых заключается в прохождении на велосипеде маршрутов, содержащих общетуристические и специфические для велотуризма объекты экскурсионного характера.

Сложность таких походов может колебаться от простой до крайне высокой, маршруты прокладываются так, чтобы использовать преимущества, которые дает велосипед для быстрого передвижения по маршруту.

Главные отличия таких велопоходов от спортивного велотуризма, ориентированного на получение спортивных разрядов и званий — отказ от преднамеренного усложнения маршрута, деления походов на категории сложности и совмещение спортивной составляющей похода с осмотром культурных и природных достопримечательностей. Среди видов активного отдыха, велосипедный туризм является лидером по скорости передвижения и протяженности маршрутов.

Разновидности велопоходов

  • Однодневный велопоход — велопоход без ночёвок. Как правило, выезд утром, приезд — вечером того же дня.
  • ПВД — «Поход выходного дня» — велопоход с одной ночёвкой, как правило выезд в субботу утром и приезд в воскресенье вечером.
  • Многодневный велопоход — велопоход продолжительностью в несколько дней с ночёвками.

Спортивный велотуризм

Спортивный велотуризм входит, наряду с другими видами туризма, в Федерацию спортивного туризма России и в Федерацию спортивного туризма Украины, при которых работают комиссии по всем видам спортивного туризма, и различные клубы туристов.

Категорирование

В велосипедном спортивном туризме выделяется шесть категорий сложности походов. Первая категория — самая простая, шестая — самая сложная. Категория сложности похода определяется по методике категорирования велосипедных походов. Минимальная протяженность велосипедного похода первой категории сложности составляет 300 км.

КатегорияПротяженностьПрепятствия «Равнина»Препятствия «Горы»Требования к участникам
1 к/с300 км — 6 дней (+1 днёвка)Не регламентируетсяНе регламентируетсявсе желающие
2 к/с400 км — 8 дней (+1-2 днёвки)Не менее 150 км г/д. При отсутствии г/д > 800 кмНе менее 75 км г/д Н=2.000 м.При отсутствии г/д Н = 4.000мпрошедшие велопоход1-й к/с[1]
3 к/с500 км — 10 дней (+2 днёвки)Не менее 200 км г/д, полевых и лесных троп.При отсутствии этих препятствий >1000 кмНе менее 100 км г/д, Н= 4.000 м.При отсутствии г/д Н = 7.000 мпрошедшие велопоход2-й к/с[2]
4 к/с600 км — 13 дн. (+2-3 днёвки)Не менее 300 км г/д, полевых и лесных троп.При отсутствии этих препятствий > 1200 кмНе менее 150 км г/д, Н = 7.000 мПри отсутствии г/д Н = 10.000 мпрошедшие велопоход3-й к/с[3]
5 к/с700 км — 16 дней (+3 днёвки)Не менее 400 км г/д с песчаными или заболоченнымиучастками, лесных буреломов с преодолением водных преград «вброд»Не менее 200 км г/д, Н = 10.000 м. При отсутствииг/д Н = 15.000 мпрошедшие велопоход4-й к/с[4]
6 к/с800 км — 20 дней (+4 днёвки)Не менее 500 км труднопроходимых дорог сзаболоченными и песчаными участками, лесных буреломов, преодолением рек и проведением не менее одной переправыНе менее 250 км г/д, Н = 12.000 м, прохождение не менееодного категорийного пер. 1-А или реки с наведением переправы. При других условиях — Н = 20.000мпрошедшие велопоход5-й к/с

Примечания:

1 2 3 4 30 % участников может иметь опыт на одну категорию ниже;

Обозначения:

  1. г / д — грунтовые дороги;
  2. Н — суммарный набор высоты за весь поход;
  3. количество дней отдыха составляет примерно 20 % от числа ходовых дней;
  4. не менее 50 % ночёвок для велопоходов всех к/с должно проводиться в полевых условиях.

Велосипеды

Специфика велотуризма накладывает определённые требования к конструкции велосипеда. Например, велосипед «Турист» производства ХВЗ имеет 4-5 передач, облегчённый вес по сравнению с обычными дорожными велосипедами.

В отличие от спортивного велосипеда туристический велосипед обеспечивает более высокую проходимость, более прямую посадку велосипедиста.

Велосипеды для велотуризма (кроме спортивного) имеют передние и задние багажники для сумок и рюкзаков.

Велорюкзаки

Заплечные

Длительная перевозка большого груза на спине неприятна и вредна для позвоночника, что вызвано специфической позой велосипедиста. Поэтому они обычно имеют небольшой объем — от 5 до 35 л и предназначены для коротких маршрутов для перевозки питьевой системы (Camel Back, гидропак) и минимума одежды.

Для велорюкзаков характерны:

  1. Яркая раскраска, наличие светоотражателей и крепления для маячка.
  2. Характерная форма, сужающаяся кверху. Благодаря этому, снижается аэродинамическое сопротивление и вероятность зацепиться рюкзаком за свисающие над дорогой ветки.
  3. Наружные крепления для шлема.

Багажные

Багажные велорюкзаки («велоштаны») крепятся на багажник велосипеда, при этом части рюкзака, как правило, свешиваются по обе стороны колеса. По количеству отделений делятся на:

  • Однообъёмные
  • Двуобъёмные
  • Многообъёмные

Велосумки

На багажник

Самые распространенные велосипедные рюкзаки. Только в них можно перевозить достаточно большие грузы. Имеют объем от 8-10 до 90 литров, часто — чехол от дождя и лямки для переноски, а также систему внешнего крепления груза.

На руль

Имеют небольшой объем и обычно используются для фото-видеотехники и мелких вещей.

Под раму, под седло

Небольшие по объему подрамные велосумки используются для инструментов, запасной камеры, заплаток, бортовок и т.д.

Нашли ошибку в тексте?
Выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Сообщая об ошибке вы помогаете сделать сайт лучше.

Велосипедный туризм — это спорт

Велосипедный туризм — это такой же вид спорта как, например, велоспорт, футбол или авторалли… но, к сожалению, относится к не олимпийским видам спорта. Занимаясь спортивным велотуризмом можно получить звание Мастер спорта или Инструктор (Старший инструктор) велосипедного туризма.

Отличие от ближайшего к велотуризму вида — велоспорта, состоит в том, что в велотуризме другие нагрузки и цель прохождения дистанции. Велотуризм вобрал в себя, как элементы многодневной велогонки в велоспорте, так и элементы многодневного авторалли в автоспорте — движение по маршруту используя карту и легенду.

Спортивный Велотуризм — это многодневное командное велоралли.

КАТЕГОРИЙНЫЕ СПОРТИВНЫЕ ВЕЛОПОХОДЫ:

1 кс — 250 км — 6 дней (+1 дневка)* Не регламентируется Не регламентируется все желающие

2 кс — 400 км — 8 дней (+1-2 дневки), Не менее 150 км гд. При отсутствии гд > 800 км Не менее 75 км гд Н=2.000м. При отсутствии гд Н = 4.000м прошедшие велопоход 1-й кс **

3 кс — 500 км — 10 дней (+2 дневки) Не менее 200 км гд, полевых и лесных троп. При отсутствии этих препятствий >1000 км Не менее 100 км гд, Н= 4.000 м. При отсутствии гд Н = 7.000 м прошедшие велопоход 2-й кс **

4 кс — 600 км — 13 дн. (+2-3 дневки) Не менее 300 км гд, полевых и лесных троп. При отсутствии этих препятствий > 1200 км Не менее 150 км гд, Н = 7.000 м При отсутствии гд Н = 10.000 м прошедшие велопоход 3-й кс **

5 кс 700 км — 16 дней (+3 дневки) Не менее 400 км гд с песчаными или заболоченными участками, лесных буреломов с преодолением водных преград вброд Не менее 200 км гд, Н = 10.000 м. При отсутствии гд Н = 15.000 м прошедшие велопоход 4-й кс **

6 кс 800 км — 20 дней (+4 дневки) Не менее 500 км труднопроходимых дорог с заболоченными и песчаными участками, лесных буреломов, преодоление речек с наведением не менее одной переправы Не менее 250 км гд, Н = 12.000 м, прохождение не менее одного категорийного пер. 1-А или реки с наведением переправы. При других условиях — Н = 20.000м прошедшие велопоход 5-й кс

* — допускается уменьшение ходовых дней «Т рекоменд.» до 4-х дней в велопоходах 1 кс, а для велопоходов 2-6 кс — до («Т рекоменд.»+1 день) продолжительности велопохода предыдущей кс;

** — 30 % участников может иметь опыт на одну категорию ниже;

г д — грунтовые дороги; Н — суммарный набор высоты за весь поход; — количество дней отдыха составляет примерно 20% от числа ходовых дней; — не менее 50% ночевок для велопоходов всех кс должно проводиться в полевых условиях.

Отдельной группой, вне классификации, проводятся велосипедные Походы Выходного Дня ( Вело-ПВД ). Это одно-двух дневные тренировочные велопоходы протяженностью от 40 до 150 км. Их маршруты п ладываются, как правило недалеко от места жительства и служат для тренировок.

Велопоход 1-й кс протяженностью примерно 270-320 км прокладывается по равниной части, это может быть и Крым (Арабатская стрелка, Керченский полуостров, полуостров Тарханкут). В основном по асфальту, но можно и подальше от интенсивных дорог. В день необходимо проезжать 45-50 километров.

К 6-ти основным дням движения можно добавить 1 день отдыха (днёвку), которая планируется в хорошем месте , где можно отдохнуть и покупаться в море.

Правила по спортивному туризму состоят из нескольких частей:

Первая — Титульный лист и оглавление. Общая часть. Определяет термины и виды соревнований по спортивному туризму для всех видов.

Вторая — Правила проведения соревнований туристских спортивных походов (СП) по всем видам, нормативы по велотуризму, права и обязанности участников и руководителя СП.

Третья — Правила проведения соревнований по спортивному туризма для всех видов.

Отдельный параграф отведён Правилам проведения соревнований по Велосипедному Туризма. Проведения заочного Чемпионата отчётов по всем видам.

Выдержки из Прав и Обязанностей Участников и Руководителя СП. Кратко они звучат так: Руководитель СП, как капитан и тренер команды, отвечает за подготовку и безопасное проведение СП. Участник обязан теоретически, технически и физически подготовиться к участию в СП, и получить допуск врача.

Велошкола как раз и посвящена теоретической подготовке. Но самое главное это то, что Участник на протяжении всего похода обязан выполнять «пожелания и рекомендации» Руководителя СП. В противном случае Участник может быть исключён из состава группы.

За соблюдением этих правил следит Маршрутно-квалификационная комиссия (МКК). В её состав входят опытные руководители велопоходов. МКК рассматривает документы, выпускает группу на маршрут, засчитывает Участникам и Руководителю прохождение маршрута.

При областных Федерациях Спортивного Туризма есть свои МКК с соответствующими полномочиями зависящими от опыта Руководителей СП по видам туризма. Например Симферопольская областная МККможет выпускать велопоходы до 5-й категории сложности.

Велотурист, который участвовал в велопоходе 1 кс и затем, после зачёта похода, получил справку (сертификат) об участии, тем самым выполняет норматив 3-го взрослого разряда по спортивному велотуризму и может участвовать в велопоходах более высоких категорий сложности.

Несколько слов о Единой Спортивной Классификации — в ней определено какой спортивный разряд можно получить участвуя в спортивных велопоходах:

Для присвоения 3-го разряда достаточно участвовать в велопоходе 1-й категории сложности. Т.о. вы уже после этого майского велопохода выполняете этот норматив и имеете право оформить в своём коллективе физкультуры «Книжку СПОРТСМЕНА».

Для присвоения 2-го разряда, надо участвовать в велопоходе 2-й к.с. и руководить велопоходом 2-й к.с.

Для присвоения 1-го разряда — участвовать в 3-ке и руководить велопоходом 3-й к.с.

Разряд — Кандидат в Мастера Спорта (КМС) — участие в 4-ке и руководство велопоходом 4-й к.с.

Звание Мастер Спорта (МС) — присваивается велотуристу за руководство двумя велопоходами 5-й к.с.

Велопрогулки и велосипедный туризм — идея активного бизнеса

Добавлено в закладки: 0

Рассмотрим сферу велотуризма подробнее.

Почему население выбирает велосипедный вид транспорта?:

  1. Экономия времени – велосипед маневреннее громоздкого автомобиля – он не застрянет в пробке и сэкономит владельцу кучу времени.
  2. Велосипед – экологически чистый вид транспорта, удобен в транспортировке и значительно дешевле автомобиля.

Почему велотуризм является выгодным родом деятельности?

В большинстве европейских стран, а теперь и у нас, в России все более набирает обороты здоровый способ жизни и сохранение экологии Земли. Предприимчивые стараперы вовремя «ловят волну» и быстро достигают успеха.

В странах ближнего и дальнего зарубежья велотуризм стал отдельной отраслью туристического бизнеса и продолжает успешно развиваться.

Если вы сами с большим удовольствием катаетесь на велосипеде и являетесь велоспортсменом, подумайте над идеей открытия собственного бизнеса на велопрогулках.

С чего начать?

Начать бизнес на организации велотуров в России можно двумя способами:

  1. Если вы обладаете большим стартовым капиталом, можно начать свое дело на велосипедном туризме «с нуля», и тогда вашими клиентами станут в основном новички велосипедного спорта и любители. Им нужно будет предоставить в аренду все снаряжение для занятий велотуризмом – велосипеды, палатки, специальные рюкзаки, разработать для начинающих спортсменов несложные маршруты, и, конечно же, устраивать мастер-классы и уроки с демонстрацией видео о велотуризме. Кроме того, вы может начать тесное сотрудничество на взаимовыгодных условиях с магазинами туристического снаряжения или спортивными магазинами, которые предоставят велосипеды, фирменную качественную одежду, электронные таймеры и другие виды снаряжения напрокат. Помните о том, что маршруты для начинающих должны разрабатываться в пределах области проживания. Конечно, велотур по Европе это интересно и увлекательно, но не стоит хвататься за все сразу.
  2. Прибыль от второго вида туристической деятельности будет небольшой, но и стартовать можно с гораздо меньшим капиталом. Туры в этой сфере велотуризма будут разрабатываться для опытных велосипедистов, которые имеют собственное снаряжение и велосипеды.

Туры для таких клиентов будут разрабатываться сложные, с преодолением препятствий и с выездами в другие страны (конечно, все необходимые для выезда за рубеж документы будет оформлять ваша компания, также вопросы размещения, страхования, проживания, а также обеспечение транспортом и билетами вы тоже берете на себя).

Кто будет входить в группу

Постарайтесь сформировать группу туристов таким образом, чтобы она состояла из людей примерно одного возраста, с похожими увлечениями. Здесь инструктору понадобятся знания психологии – вам придется быть лидером среди этих незнакомых людей, и ваша задача- подарить им позитивные эмоции и ни в коем случае не допустить конфликтов.

Еще одно важное условие – участники должны быть осведомлены о состоянии своего здоровья – ведь вы несете за них ответственность за время тура, и если у кого-то имеются заболевания, исключающие сильные физические нагрузки, вам придется отказать такому клиенту.

На видео: как выбрать велосипед для велотуризма?

Как вести себя начинающему инструктору

Для того, чтобы создать крепкую клиентскую базу, необходимо отдаваться каждому туру полностью – только тогда довольные клиенты приведут к вам в группу своих друзей и знакомых, да и в самой группе будет царить хорошая благоприятная атмосфера. Можно также изучить способы анимации в туристическом бизнесе.

Велосипедные туры по Европе – это весело!

Что необходимо для старта бизнеса:

  1. Аренда помещения для организации базы. Здесь клиенты будут отдыхать, питаться, принимать душ, смогут починить поломку и привести в порядок снаряжение после тура, а попутно – восполнить запасы воды и провизии.
  2. Закупка снаряжения или взятие его аренду (для любой возрастной категории).

Велотуризм – это сфера выездного или местного туризма активного типа, заранее спланированного и организованного туристическим агентством , во время прохождения маршрутов которого человек передвигается на велотранспорте.

  • Возрастную категорию клиентов.
  • Уровень их подготовки.
  • При разработке маршрута – особенности ландшафта и местности.

Немного об особенностях видов маршрутов по местности:

  1. Гористая местность – такие маршруты подойдут для опытных велотуристов, а также для экстремалов.
  2. Равнинная местность подойдет для новичков и непрофессионалов, а также для тех, кто не привык подвергать свою жизнь и здоровье сильной опасности.

Расчет стоимости тура

Она может зависеть от таких факторов как:

  • Сложность маршрута и его продолжительность.
  • Снаряжение – будет оно свое у участника велотура или он будет брать его у вас в аренду.
  • Проживание.
  • Питание.
  • Транспортные расходы, оформление документов (виза, страховка и тому подобное).

Так, самый простой однодневный велотур (тур выходного дня) по области, в которой проживает большинство участников, без выезда в другой город или страну, обойдется велотуристу в полтысячи российских рублей.

Здесь вы как организатор берете на себя обязанности проводника и группа должна быть не слишком многочисленной – так вы сможете контролировать каждого новичка. Неделя выездного тура для опытных велосипедистов будет стоить около 20 000 рублей – без учета стоимости прокатного снаряжения.

Минус такого вида бизнеса в том, что он является сезонным: наибольшее количество клиентов придут к вам в период с апреля по октябрь. Зимние катания на велосипедах – это отдельный вид деятельности, для которого нужны специальная экипировка и хорошая физическая подготовка.

Кроме того, велосипеды для зимних видов спорта стоят недешево. Зимой вы можете открыть курс лекций для начинающих велосипедистов.

Способы продвижения бизнеса:

  • В сети с помощью собственного сайта, в социальных сетях, на форумах.
  • С помощью размещения объявлений в магазинах снаряжения и экипировки – туристической или спортивной, а также в торговых точках, реализующих велотехнику и комплектующие.

Еще один существенный минус такого вида деятельности – в долгом сроке окупаемости: бизнес окупится не раньше, чем через полтора года после старта.

Факторы, от которых зависит время окупаемости бизнеса:

  • Личные качества стартапера;
  • Месторасположение офиса;
  • Качество предложенного сервиса, оборудования и снаряжения.

В качестве оригинальной бизнес идеи дополнительного заработка в сфере велотуризма, можно предложить также размещение рекламы на велосипедных сиденьях.

Сотрудники одного из рекламных агентств города Амстердама предложили клиентам размещать информацию о своих товарах и услугах на сидушках велосипедов, которые являются самым популярным видом транспорта в городе.

Текст рекламного объявления (картинка, слоган, логотип) печатаются на специальных чехлах, которыми покрывают сиденье велотранспорта во время непогоды или с целью защиты от пыли и грязи на парковках и стоянках для велосипедов.

Компания-изготовитель таких чехлов утверждает, что подобная промо-акция увеличит число продаж товара или услуги. Кроме того, мы можем предложить вашему вниманию такую оригинальную идею бизнеса как велосипедное седло для домашних любимцев.

Корзина на велосипед для собак

Как вычислить целевую аудиторию?

Очень просто – по месту расположения парковки или по марке велотранспорта. Стоянка расположена около ВУЗа? Значит, на чехлах будет красоваться реклама канцелярской продукции, услуг оперативной полиграфии или типографии.

Велопрокатная система Bixi возникла в столице Канады, Монреале, и представляет высокотехнологический подход.

Суть этой системы заключается в следующем: можно взять велосипед на прокат с велостоянки, поехать куда угодно и поставить велосипед на расположенную поблизости другую стоянку.

В дальнейшем планируется снабжать велосипеды особыми датчиками RFID, которые позволят отслеживать местонахождение велосипедов и количество доступных на стоянке велосипедов по интернету. За пользование системой с постоянных клиентов взимается ежегодный платёж в 78 канадских долларов, можно также получить месячный абонемент за 24 доллара или суточный на 5 долларов.

30 минут езды даются бесплатно, после чего цена поездки может дотягивать до 12 долларов. Таким образом тарифная система поощряет недолгие поездки. При этом тарифы значительно ниже, чем тарифы на проезд в канадском городском общественном транспорте. Система заработала на полную весной 2009 года.

Теперь на территории Монреаля размещено около 300 стоянок, по 10 велосипедов на каждую. Велосипеды доступны для проката с середины весны до поздней осени. Велопрокат – прибыльная часть вашего бизнеса.

Услуги, которые будет предоставлять ваша компания по организации велотура:

  1. Прокат снаряжения и экипировки: велосипедов, одежды, аксессуаров, рюкзаков, спальных мешков, и много другого.
  2. Предоставление подробных инструктажей и помощь квалифицированных специалистов – инструкторов (тренеров).

Условия успешного развития бизнеса:

  1. Разработка новых туров и маршрутов. Каждый месяц необходимо добавлять в ассортимент не менее тридцати новых увлекательных маршрутов – так вы сможете сохранить клиентскую базу и привлечь новый поток клиентов.
  2. Несколько слов об экипировке:

Обязательно информируйте клиента о том, что ему будет предоставлено в походе (и что включено в стоимость тура), а о чем он должен будет позаботиться самостоятельно.

Велосипедный туризм – дело привлекательное и выгодное, тем более, что в этой сфере у вас на старте будет не так много конкурентов, как может показаться на первый взгляд. Можно договориться о скидках в небольшом хостеле или мини-гостинице по пути следования, если тур рассчитан на несколько дней или маршрут действительно был запланирован сложный.

В стоимость тура будет входить:

  • Развлекательная программа на привалах;
  • Организация ночлега и питания;
  • Интересная программа и увлекательный маршрут по живописным местам.

Питаться можно в столовых или на полевой кухне, ночлег можете также организовать в виде кемпинга или поселить клиентов в гостинице. Питание и ночлег клиент может оплатить отдельно.

После прохождения маршрута можете вручить клиентам памятные подарки – сувениры как напоминание об увлекательном отдыхе.

Маршруты можно сделать и тематическими – например, организовать велотур по местам силы, или показать клиентам исторические места или познакомить их с интересной архитектурой или провести экскурсию по святым местам с посещением храмов и монастырей.

Велотуризм

Велосипедный туризм (велотуризм) — один из видов туризма, в котором велосипед служит главным или единственным средством передвижения. Понятие «велосипедный туризм» многозначно и относится как к одному из видов активного отдыха, так и к разновидности спортивного туризма.

Велотуризм как активный отдых заключается в прохождении на велосипеде маршрутов, содержащих общетуристические и специфические для велотуризма объекты экскурсионного характера. Сложность таких походов может колебаться от простой до крайне высокой, маршруты прокладываются так, чтобы использовать преимущества, которые дает велосипед для быстрого передвижения по маршруту. Главные отличия таких велопоходов от спортивного велотуризма, ориентированного на получение спортивных разрядов и званий — отказ от преднамеренного усложнения маршрута, деления походов на категории сложности и совмещение спортивной составляющей похода с осмотром культурных и природных достопримечательностей. Среди видов активного отдыха, велосипедный туризм является лидером по скорости передвижения и протяженности маршрутов.

Разновидности велопоходов

  • Однодневный велопоход — велопоход без ночёвок. Как правило, выезд утром, приезд — вечером того же дня.
  • ПВД — «Поход выходного дня» — поход с одной ночёвкой, как правило выезд в субботу утром и приезд в воскресенье вечером.
  • Многодневный велопоход — велопоход продолжительностью в несколько дней с ночёвками.

Спортивный велотуризм входит, наряду с другими видами туризма, в Федерацию спортивного туризма России и в Федерацию спортивного туризма Украины, при которых работают комиссии по всем видам спортивного туризма, и различные клубы туристов.

Категорирование

В велосипедном спортивном туризме выделяется шесть категорий сложности походов. Первая категория — самая простая, шестая — самая сложная. Категория сложности похода определяется по методике категорирования велосипедных походов. Минимальная протяжённость велосипедного похода первой категории сложности составляет 300 км.

При отсутствии г/д, Н = 4000 м

При отсутствии этих препятствий >1000 км

При отсутствии г/д, Н = 7000 м

При отсутствии этих препятствий > 1200 км

При отсутствии г/д, Н = 10 000 м

При отсутствии г/д Н = 15 000 м

При других условиях — Н = 20 000 м

  1. 1234 30 % участников может иметь опыт на одну категорию ниже;
  1. г / д — грунтовые дороги;
  2. Н — суммарный набор высоты за весь поход;
  3. количество дней отдыха составляет примерно 20 % от числа ходовых дней;
  4. не менее 50 % ночёвок для велопоходов всех к/с должно проводиться в полевых условиях. [1]

Специфика велотуризма накладывает определённые требования к конструкции велосипеда. Например, велосипед «Турист» производства ХВЗ имеет 4-5 передач, облегчённый вес по сравнению с обычными дорожными велосипедами. В отличие от спортивного велосипеда туристический велосипед обеспечивает более высокую проходимость, более прямую посадку велосипедиста. Велосипеды для велотуризма (кроме спортивного) имеют передние и задние багажники для сумок и рюкзаков.

Заплечные

Длительная перевозка большого груза на спине неприятна и вредна для позвоночника, что вызвано специфической позой велосипедиста. Поэтому они обычно имеют небольшой объём — от 5 до 35 литров и предназначены для коротких маршрутов для перевозки питьевой системы и минимума одежды.

Для велорюкзаков характерны:

  • Яркая раскраска, наличие светоотражателей и крепления для маячка.
  • Характерная форма, сужающаяся кверху. Благодаря этому, снижается аэродинамическое сопротивление и вероятность зацепиться рюкзаком за свисающие над дорогой ветки.
  • Наружные крепления для шлема.

Багажные

Багажные велорюкзаки (велоштаны) крепятся на багажник велосипеда, при этом части рюкзака, как правило, свешиваются по обе стороны колеса.

Получили массовое распространение на территории постсоветского пространства ввиду относительной дешевизны и возможности перевозки запредельного количества вещей. Возник даже термин — хламовозинг велопитерского толка.

На багажник

Самые распространённые велосипедные рюкзаки. Только в них можно перевозить достаточно большие грузы. Имеют объём от 8—10 до 90 литров, часто — чехол от дождя и лямки для переноски, а также систему внешнего крепления груза.

На руль

Имеют небольшой объём и обычно используются для фото-видеотехники и мелких вещей.

Под раму, под седло

Небольшие по объёму подрамные и подседельные велосумки используются для инструментов (бардачок), запасной камеры, велоаптечки, бортовок и тому подобного.

Велосипедный туризм

Велосипедный туризм (велотуризм) — один из видов туризма, в котором велосипед служит главным или единственным средством передвижения. Понятие «велосипедный туризм» многозначно и относится как к одному из видов активного отдыха, так и к разновидности спортивного туризма.

Содержание

Велотуризм как активный отдых

Велотуризм как активный отдых заключается в прохождении на велосипеде маршрутов, содержащих общетуристические и специфические для велотуризма объекты экскурсионного характера. Сложность таких походов может колебаться от простой до крайне высокой, маршруты прокладываются так, чтобы использовать преимущества, которые дает велосипед для быстрого передвижения по маршруту. Главные отличия таких велопоходов от спортивного велотуризма, ориентированного на получение спортивных разрядов и званий — отказ от преднамеренного усложнения маршрута, деления походов на категории сложности и совмещение спортивной составляющей похода с осмотром культурных и природных достопримечательностей. Среди видов активного отдыха, велосипедный туризм является лидером по скорости передвижения и протяженности маршрутов.

Разновидности велопоходов

  • Однодневный велопоход — велопоход без ночёвок. Как правило, выезд утром, приезд — вечером того же дня.
  • ПВД — «Поход выходного дня» — велопоход с одной ночёвкой, как правило выезд в субботу утром и приезд в воскресенье вечером.
  • Многодневный велопоход — велопоход протяжённостью в несколько дней с ночёвками.

Спортивный велотуризм

Спортивный велотуризм входит, наряду с другими видами туризма, в Федерацию спортивного туризма России и в Федерацию спортивного туризма Украины, при которых работают комиссии по всем видам спортивного туризма, и различные клубы туристов.

Категорирование

В велосипедном спортивном туризме выделяется шесть категорий сложности походов. Первая категория — самая простая, шестая — самая сложная. Категория сложности похода определяется по методике категорирования велосипедных походов. Минимальная протяженность велосипедного похода первой категории сложности составляет 300 км.

При отсутствии г/д Н = 4.000м

При отсутствии этих препятствий >1000 км

При отсутствии г/д Н = 7.000 м

При отсутствии этих препятствий > 1200 км

При отсутствии г/д Н = 10.000 м

участками, лесных буреломов с преодолением водных преград «вброд»

заболоченными и песчаными участками, лесных буреломов, преодолением рек и проведением не менее одной переправы

одного категорийного пер. 1-А или реки с наведением переправы. При других условиях — Н = 20.000м

  1. 1234 30 % участников может иметь опыт на одну категорию ниже;
  1. г / д — грунтовые дороги;
  2. Н — суммарный набор высоты за весь поход;
  3. количество дней отдыха составляет примерно 20 % от числа ходовых дней;
  4. не менее 50 % ночевок для велопоходов всех к/с должно проводиться в полевых условиях. [1]

Велорюкзаки

Заплечные

Длительная перевозка большого груза на спине неприятна и вредна для позвоночника, что вызвано специфической позой велосипедиста. Поэтому они обычно имеют небольшой объем — от 5 до 35 л и предназначены для коротких маршрутов для перевозки питьевой системы (Camel Back, гидропак) и минимума одежды.

Для велорюкзаков характерны:

  1. Яркая раскраска, наличие светоотражателей и крепления для маячка.
  2. Характерная форма, сужающаяся кверху. Благодаря этому, снижается аэродинамическое сопротивление и вероятность зацепиться рюкзаком за свисающие над дорогой ветки.
  3. Наружные крепления для шлема.

Багажные

Багажные велорюкзаки («велоштаны») крепятся на багажник велосипеда, при этом части рюкзака, как правило, свешиваются по обе стороны колеса. По количеству отделений делятся на:

  • Однообъёмные
  • Двуобъемные
  • Многообъемные

Примечания

  1. Сайт туристско-спортивного союза России. Перечень велосипедных классификацированных маршрутов 2005 г.

Ссылки

  • Велосипедный туризм

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Велосипедный туризм» в других словарях:

Туризм — получить на Академике действующий промокод ТопРадар или выгодно туризм купить со скидкой на распродаже в ТопРадар

автомототуризм и велосипедный туризм — 3.11 автомототуризм и велосипедный туризм: Путешествия, походы и экскурсии, включающие прохождение маршрутов по равнинной и горной местностям на соответствующих средствах передвижения велосипедах, автомобилях, мотоциклах, снегоходах и др.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ТУРИЗМ — популярный вид активного отдыха в путешествии, гармонично сочетающий физическое воспитание, элементы спорта и познание различных районов страны. В зависимости от возраста, наклонностей и возможностей путешествия совершаются пешком, на велосипедах … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

Туризм в России — Туризм в России  развивающаяся отрасль. Россия занимает одно из ведущих мест в мире в сфере международного туризма. За 2011 год Россия приняла около 20 млн международных визитёров. Доходы России от международного туризма в 2011 году… … Википедия

Туризм в Беларуси — Туризм в Белоруссии развивается по трём основным направлениям: посещение многочисленных достопримечательностей, организация отдыха в курортных районах (Нарочь, Минское море и др.), а также агротуризм. Власти республики поставили задачу каждому… … Википедия

Туризм и отдых в Крыму — На территории Крыма сочетаются уникальное разнообразие форм рельефа и климатических условий, что придаёт ему особую неповторимость. Как следствие этого богатство, разнообразие и оригинальность ландшафтов, растительного и животного мира. В Крыму… … Википедия

Туризм для инвалидов — Инвалидный туризм вид рекреационного туризма, рассчитанного на людей с ограниченными физическими возможностями. Инвалидный туризм в СССР начал формироваться в начале 1970 х гг. в рамках всесоюзных инвалидных организаций слепых (ВОС) и глухих… … Википедия

Туризм в Украине — Побережье Алупки в Крыму. Михайловский Златоверхий монастырь в Киеве. Ливадийский дворец в Ялте … Википедия

ВЕЛОСИПЕДНЫЙ СПОРТ — ВЕЛОСИПЕДНЫЙ СПОРТ, пользование велосипедом для упражнения в езде с различной скоростью и на различные расстояния (катание, гонки и пр.) или в качестве средства передвижения при прогулках и более длительных и даже кругосветных путешествиях… … Большая медицинская энциклопедия

ТУРИЗМ — ТУРИЗМ. В СССР туристское движение есть массовое самодеятельное общественное движение. Объединяется оно в форме добровольного «общества пролетарского Т. и экскурсий» ОПТЭ, к рое опирается в своей работе на сеть первичных ячеек на… … Большая медицинская энциклопедия

Туризм в Новой Зеландии — Снежные вершины возле Милфорд Саунд … Википедия

Велотуризм

Когда в далеком 1986 Александр Барыкин собирался долго гнать велосипед по глухим лугам, понятие велотуризма уже существовало во всем мире и активно развивалось в Советском Союзе. Правда, в отличие от лирического исполнителя, суровые туристы ездили не за цветами, а за яркими впечатлениями, новыми ощущениями и, конечно, здоровьем.

История велопоходов стартует сразу за изобретением удивительной колесной техники и относится к XIX веку. Несмотря на относительно небольшой возраст, популярность велотуризма крайне велика: среди путешественников, предпочитающих активно-спортивный вид отдыха, мало осталось тех, кто не поучаствовал бы в однодневных маршрутах или походах выходного дня.

Велотуризм

Преимущества подобного туризма очевидны: велосипед не нуждается в топливе, может проехать по любой дороге (в крайнем случае его можно перенести в руках), позволяет передвигаться намного быстрее, чем пешком с тяжелым рюкзаком за плечами. Кроме того, ездить на велосипеде мы все умеем с детства, а значит никаких особых навыков не потребуется.

Категории сложности и временные рамки

Все велосипедные походы в первую очередь разделяются по временному критерию . Они бывают:

  • однодневные, когда выезд совершается рано утром, обед проводится на природе, а вечером вы уже дома, разминаете уставшие мышцы и выкладываете свежие фото в социальные сети;
  • выходного дня, когда с собой берется палатка, и ночлег организуется в пиковой точке маршрута;
  • длительные, продолжительностью до 20 дней, — конечно, эта разновидность подходит спортсменам, путешествующим по своей или чужой стране, поскольку без хорошей физической подготовки перенести подобные нагрузки невозможно.

Велотуризм

Классификация по уровню сложности существует только для спортсменов и бывает шести категорий: по возрастанию от первой до шестой. При определении уровня учитываются и длительность, и километраж, и наличие непроходимых участков (обносов) и водных переправ, а также множество других параметров, о которых начинающему путешественнику задумываться просто не стоит.

Необходимое снаряжение: покупка или прокат

Отправляясь в свой первый велопоход, помните, что снаряжение и самого стального коня, конечно, можно взять в аренду, а если вы не уверены, что это увлечение останется с вами на всю жизнь, поступить так даже предпочтительнее. Но в дальнейшем стоит купить собственные велосипед, рюкзак и каску ─ это минимум, без которого обойтись невозможно.

Велотуризм

Итак, выбирая велосипед, учитывайте, как часто и как долго вы планируете его использовать. Нет необходимости тратиться на отличную походную модель, если 364 дня в году ей предстоит проводить на балконе или в гараже. Возьмите самый простой туристический велосипед, который впоследствии можно будет использовать и для езды по городу. Кроме того, вам необходимо оснастить свой велосипе белым (спереди) и красным (сзади) фонарями, а если поход предполагает общественный транспорт, то взять с собой и велочехол.

И еще: у кого-то в группе должен обязательно быть велоремнабор (даже если вы отправляетесь в однодневный простой маршрут), в который стоит включить запасную камеру, несколько спиц, набор ключей, насос и тормозные колодки.

Что касается рюкзака, определитесь, будет ли вам удобнее возить его за плечами или повесить на багажник. Велорюкзаки, именуемые в туристической среде «штанами», позволяют перевозить весь необходимый груз, не напрягая при этом спину, и не влияют на маневренность велосипеда.

Велотуризм

И, наконец, каска: она необходима. Просто примите это как данность, выберите и купите. Да, в России не принято уделять внимание собственной безопасности, но рано или поздно любой велотурист сталкивается с тем, что без каски никуда. Не буду приводить ужасных примеров, скажу лишь, что при путешествии по лесной тропинке ветви деревьев доставляют массу неудобств, а каска и очки способны избавить вас от них.

Остальное снаряжение и одежда подбираются по сезону как для стандартного пешего похода.

Зимний велотуризм

Такой вид туризма, пожалуй, один из самых пугающих. Мысль о путешествии по зимнику, ночевке в заснеженном лесу способна ужаснуть даже туриста с богатым опытом. Но не стоит волноваться, и для начала вы можете выбрать цивилизованную версию зимнего маршрута: путешествовать от города к городу, преодолевая по 50 километров в день, а на ночлег останавливаться в гостиницах.

Если подобный способ вас не заинтересовал, выбирайте классику. При прокладывании маршрута помните, что большинство деревенских дорог в это время не чистятся и пробраться по ним нереально, а на федеральных трассах все покрыто грязью и реагентами. Идеальным вариантом станут дороги между райцентрами: они расчищены, но оживленного движения здесь нет.

Велотуризм

Останавливаясь на ночлег, в первую очередь очистите велосипед от грязи и снега, а затем устанавливайте лагерь. Постарайтесь выбрать место для палатки в лесу, там вас не будет тревожить ветер. Запаситесь толстой «пенкой» (более 12 миллиметров) и зимним спальником. Кроме того, не помешают шерстяные носки и мягкая флисовая шапка, в которой вы будете спать.

Горный велотуризм

Это испытание на выносливость абсолютно не подходит новичкам. Дело в том, что физические нагрузки на высоте в полторы-две тысячи метров возрастают в разы по сравнению с привычными. А здесь потребуется не просто крутить педали и любоваться окрестностями, но и внимательно выбирать маршрут, ведь малейшая ошибка может повлечь за собой трагические последствия.

Организаторы горных велопоходов, как правило, требуют у потенциальных участников справку от врача о том, что им не противопоказаны нагрузки на высоте, медицинскую страховку, а также маршрутную книжку с прошлым опытом, либо (в случае ее отсутствия) домонстрации навыков и умений до начала маршрута.

Самыми популярными горными направлениями в России являются Кавказ, Крым и Хибины. В этих частях страны можно совмещать все виды велотуризма, но, повторюсь, подходят они лишь для опытных путешественников.

Если подобные перспективы не отпугивают вас, попробуйте для начала взять напрокат велосипед или достать с балкона собственного старого двухколесного друга, собрать друзей и отправиться на выходных не в бар, а на природу. Невероятные ощущения и позитив гарантируем!

Источники:

https://spiegelstudio.ru/remont/sportivnyj-veloturizm-vsyo-o-velosporte.html
https://wikicom.ru/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/101397
http://www.restbee.ru/guides/aktivnyi-otdykh/vieloturizm.html