Какой лучше велосипед — горный или дорожный?
Выбрать велосипед непросто. Особенно в условиях современного рынка, где рекламодатели, жаждущие заполучить деньги клиента, готовы представить множество стендов и доказательств того, что этот велосипед подходит именно вам. Тем не менее, если включить мозг и подойти к вопросу детально, то выбрать нужный велосипед не составит труда.
Итак, первое, что необходимо сделать, это ответить на вопросы: «В каких дорожных условиях будет использоваться велосипед? Для каких целей приобретается?». Если велосипед будет использоваться в условиях бездорожья и пересеченной местности, то выбор должен пасть на горный велосипед.
В противовес горному идет дорожный велосипед, ни с чем не сравнимый и незаменимый при поездках по городу и асфальту.
Для того, чтобы упростить задачу выбора, ниже представлен детальный разбор наиболее популярных моделей горных и дорожных велосипедов.
Прежде чем приступить к рассмотрению отличий, необходимо уяснить, на какие подвиды делятся горные и дорожные велосипеды.
Виды горных велосипедов
1. Cross-country (Кросс-кантри). Данный велосипед был создан для поездок в условиях бездорожья. Как правило, снабжается передним амортизатором. Легкость и прочность конструкции делает его удобным для поездок как в условиях города, так и в условиях пересеченной местности.
2. АТВ (Вседорожный велосипед). Является наиболее распространенным видом горных велосипедов. Технические характеристики позволяют использовать его в умеренно-щадящем режиме. Идеально подходит для размеренных поездок как в условиях города, так и в условиях пересеченной местности.
3. DownHill. Предназначен для спусков с гор и передвижения в условия пересеченной местности.
Данный велосипед не предназначен для спокойной и размеренной езды в условиях города. Основной функцией является обеспечение максимально комфортного управления в условиях спуска и сохранение конструкции рамы при падениях.
Виды дорожных велосипедов
1. Шоссейный велосипед. Предназначен для передвижения по ровной дороге на высокой скорости.
2. Городской велосипед. Незаменим для размеренных и комфортных поездок по городу и ровным дорогам.
3. Touring. Является наиболее универсальным видом дорожного велосипеда. Способен обеспечить комфортную поездку как в условиях города, так и в условиях легкого бездорожья.
Отличия между горными и дорожными байками
Форма
Дорожные велосипеды спроектированы и предназначены для передвижения на средней и высокой скорости по ровной поверхности, как правило, по асфальту.
Конструкция рамы и низкая посадка руля обеспечивают велосипедисту «сгорбленное» положение при поездке. Это обеспечивает передачу максимально возможной энергии от ног велосипедиста к педалям.
Горные велосипеды предназначены для перемещения по пересеченной местности в условиях бездорожья. Рамы делаются максимально прочными, чтобы выдержать агрессивную эксплуатацию. Как правило, снабжаются амортизаторами, поглощающими вибрации, и широким рулем, обеспечивающим максимальный контроль при передвижении.
Легкость конструкции для дорожных велосипедов является необходимостью, позволяющей сохранить скорость и обеспечить максимальный комфорт при передвижении.
Так как горные велосипеды не предназначены для скоростных поездок, большой вес велосипеда является необходимостью, позволяющей обеспечить нужный запас прочности конструкции и устойчивости к деформации при падениях.
Широкие шины с глубоким протектором на горных велосипедах увеличивают площадь соприкосновения резины с поверхностью, что увеличивает силу трения и, как следствие, устойчивость и проходимость.
С другой стороны, дорожные велосипеды с узкой и гладкой покрышкой. Казалось бы, почему бы не применить технологию широкой покрышки с протектором к дорожному велосипеду. Но в этом нет особой необходимости, ведь при взаимодействии резины с асфальтом образуется достаточно высокий коэффициент трения, обеспечивающий комфортную и уверенную поездку.
Подвеска
Как правило, дорожные велосипеды сконструированы для преодоления дистанций по гладкой поверхности на высокой скорости и не комплектуются подвижной подвеской. В этом нет необходимости, ведь велосипед не рассчитан для передвижения по неровным поверхностям.
В противовес дорожному идет горный велосипед. Для него наличие амортизатора, как минимум, переднего, совершенно необходимо.
Таким образом, ответив на вышеуказанные вопросы и разобравшись с техническими характеристиками, выбрать велосипед не составит никакого труда.
Как выбрать хороший горный велосипед?
Горные велосипеды день ото дня набирают обороты. Число их поклонников растет, а сами модели постоянно совершенствуются. Если раньше маунти-байк представлял собой только специально спроектированную раму с «толстыми» колесами, прямым рулем и тормозами V-brake, то сегодня это скоростной внедорожник с амортизационной системой, снабженный стойкими амортизаторами и выносливой тормозной системой с механическим или гидравлическим приводом…
В число любителей покататься на велосипеде и профессиональных гонщиков по пересеченной местности входят не только мужчины, но и женщины. Правильный выбор горного велосипеда, особенно в первый раз, для каждого из них – ответственный шаг на пути к покорению сложных трасс. Разберемся, какими принципами нужно руководствоваться при покупке горных велосипедов, но сначала затронем важную тему: кто и зачем катается на них.
Кому и зачем нужен горный велосипед
Итак, МТБ – это экологичное и быстрое средство передвижения по дорогам с крутыми подъемами и спусками, в лесу, по плохим дорогам и, конечно, по местам их полного отсутствия. Конструкция байков учитывает агрессивность условий передвижения, и не только дорожных. Так, например, все составные части должны быть стойкими к пыли, воде, а порой и к химическим средам. Для горного велика не в диковинку сильный дождь, снег, гололедица…
Горные велосипеды неплохо себя чувствуют и на асфальтированных дорогах. Конечно, здесь они уступают по скорости и комфортности езды шоссейникам и дорожный байкам. Причины этого:
- глубокий рисунок протектора на покрышках создает нешуточное сопротивление;
- мощный встречный поток воздуха из-за особенностей посадки (для МТБ это 45 градусов, для шоссеров – почти 90), где преимущество на стороне «асфальтовых» великов;
- амортизаторы резко ухудшают разгон;
- прямой руль не очень удобен в управлении велосипедом на трассе, из-за чего скорость придется снизить.
В общем, на маунти-байках можно катать по асфальту, но вообще они созданы для другого. Активное использование они нашли среди следующих групп велосипедистов:
- велотуристы,
- триалисты,
- даунхиллеры,
- фрирайдеры,
- кросс-кантри.
Если велосипедист относится к какой-либо из этих категорий либо ему часто приходится передвигаться по пересеченной местности, стоит выбрать именно горный велосипед.
Общие рекомендации
Общие правила подбора велосипеда и для мужчины, и для женщины:
- стиль катания,
- стоимость,
- ростовка,
- дизайн.
Требования к велосипедам по стилю катания
Езда по пересеченной местности в городской черте и пригородах – завышенная форма рамы, широкопрофильные шины, передняя амортизация, ободная система тормозов.
Велотуризм: повышенная прочность конструкции, небольшой вес, передний и задний амортизаторы, мощные дисковые механические или гидравлические тормоза. Главное для туристического велика – это способность выдерживать продолжительные нагрузки и стойкость к резкой перемене условий передвижения.
Тур-байк выдерживает и такое
Триал: небольшой вес, повышенная прочность конструкции и ее стойкость к частым прыжкам, небольшая компактная рама, длинный вынос руля, жесткая вилка.
Для катания в стиле даунхилл стоит выбрать горный велосипед с двумя амортизаторами (двухподвес). Несущая конструкция и основные компоненты должны быть максимально прочными, ход амортизаторов – от 150 мм. А вот к весу особых требований нет, ведь велосипед под нагрузкой в даунхилле катится вниз.
Фрирайд: легкость, прочность, хорошая амортизация спереди (от 100 мм). Обычно фрирайдерские велики – хардтейлы, т.е. не имеют задней подвески. Рама не должна быть слишком большой, правда, особых ограничений здесь нет, главное, удобство.
Кросс-кантри – жесткость и небольшой вес. Главное в этой дисциплине – развивать высокую скорость и легко преодолевать бездорожье. Требования к амортизаторам: от 80 до 100 мм хода. Обязательна мощная тормозная система, а также большое количество передач.
Кросс-кантри – самый быстрый внедорожник
Цена, пожалуй, основной критерий. Бюджет велосипеда – это не совсем точная величина. Нужно заранее рассчитывать на сумму, большую, чем его стоимость. Обязательно понадобятся дополнительные запчасти, аксессуары и прочее. От цены зависит и предназначение великов. Простые маунти-байки для недолгих поездок будут, конечно, дешевле моделей для фрирайда или даунхилла. Также цены разнятся между собой в линейке. В общем, совет: на стадии определения стиля катания нужно присмотреться к стоимости всех возможных моделей.
Ростовка
Ростовка – соответствие размеров рамы росту велосипедиста.
Размер велосипеда – это расстояние от оси каретки до конца подседельной трубы. Для горных велосипедов оно измеряется в дюймах. Не следует путать его с диаметрами колес! Существует приближенная и точная подборка велосипеда по росту.
Приближенный размер показывает, какой это будет велосипед – большой, средний или маленький, в зависимости от размера рамы:
Размер | Дюймы | Сантиметры |
Большой | 22” | 55.8 |
Больше среднего | 20” | 50.8 |
Средний | 18” | 45.7 |
Маленький | 16” | 40.6 |
Очень маленький | 14” | 35.4 |
Примерная подборка велосипеда по росту:
Размер, “ | Диапазон роста |
14 | 135 – 155 |
16 | 150 – 165 |
18 | 165 — 178 |
20 | 175 — 185 |
22 | 185 — 190 |
Далее 24 – рост 200 см и выше.
Размер рамы подбирается и в зависимости от типа велосипеда – хардтейла или двухподвеса. Для байка с одним амортизатором подбор к высоте рамы идентичен общим рекомендациям с разницей в +/- 5 см. Для велосипеда с двумя амортизаторами высота соответствует:
- Низкой – при 15.5”.
- Средней – 17.5”.
- Высокой – для рамы в 19.5”.
- Очень высокой – при 21.5”.
Дизайн – немаловажная характеристика при покупке велосипеда, особенно для девушки. Велосипед должен быть стильно оформлен, выглядеть презентабельно и даже подчеркивать достоинства своего хозяина.
Правила выбора мужской модели
Кроме роста, велосипед должен максимально соответствовать физиологическим особенностям мужчины.
Мужской вариант: продолговатая наклонная рама с прямой трубой, узкое седло, агрессивный дизайн
Основные параметры, которые помогут выбрать правильный велосипед:
- свободная стойка,
- выпрямленная нога,
- длина рамы.
Примерка начинается со свободной стойки. Для этого необходимо ровно поставить велосипед между ног. Минимальное расстояние до верхней трубы рамы должно быть 4 – 5 см, но лучше иметь запас до 7 – 10 см. Почему нельзя брать «впритык», ведь седло итак располагается выше. Все дело в том, что могут возникнуть экстренные ситуации: резкое торможение или соскок с велосипеда на ходу. Чтобы избежать травмы, необходимо свободное расстояние, которое и обеспечит свободная стойка.
Размер велосипеда можно подобрать не только теоретически по справочным данным. Так, например, хорошо работает формула, где нужно знать длину ног. Высота ноги (в см) делится на 0.56, а затем умножается на 2.54.
Если рама подобрана правильно, тогда приступаем к регулировке высоты седла. Оно должно располагаться таким образом, чтобы нога на педали в низшем положении была почти выпрямлена, при этом обе ноги смогли бы свободно достать до земли. Неверно выбранная высота рамы не даст возможности отрегулировать седло как нужно.
Свободная стойка (слева) и прямая нога (справа). Велосипед подобран правильно
Обращаем внимание на длину рамы. Стандартное расстояние от руля до седла должно уже без регулировки обеспечить примерную посадку. Если приходится сильно горбиться или же откидывать спину назад даже на начальном этапе, стоит перейти на другой размер.
И еще рекомендации по ростовке: взрослому человеку худощавого телосложения больше подойдут большие размеры рамы, а полному – низкие модели.
Как правильно выбрать женский МТБ
Велосипед для девушек подбирается по общим правилам с учетом анатомического строения. Вообще, стоит оговориться, что горный велосипед, хотя и завоевывает популярность среди велосипедисток, все же остается больше мужским средством передвижения.
Хоть нечасто, но встретить такое можно
Выбор женского маунти по критериям:
- подбор велосипедной рамы по росту;
- заниженная и укороченная рама;
- небольшой вес.
Вначале из предложенного ассортимента выбирается женская модель. Женские горные велики выглядят привлекательно-агрессивно. Можно присмотреть и мужской, точнее, универсальный аналог, но ездить на нем может быть неудобно. Далее с учетом средних данных подбирается размер.
Как правило, производителю удается подгадать средние оптимальные параметры велосипедов, так что для корректировки удобства катания потребуется только регулировка. Высота рамы велосипеда по сравнению с мужскими моделями для женщин будет на размер меньше.
Комфорт и безопасность движения обеспечивает правильная посадка. На горном велосипеде она соответствует приблизительному углу наклона корпуса в 45 градусов. Поскольку спина у женщин короче, чем у мужчин, длина передних труб должна быть меньше, чем на мужском велосипеде. А вот седло, наоборот, будет удобно более широкое. Никто не отменяет и правило «прямой» ноги, поэтому при покупке нужно выставить требуемую высоту седла.
Женский МТБ по всем правилам: заниженная рама, широкое седло, короткие трубы и розовый цвет
Конечно, велик не должен быть слишком тяжелым. Представительницам прекрасного пола не свойственно поднимать большой вес, а велосипед все равно ведь придется кое-где нести в руках. Небольшой вес в сочетании с компактностью рамы – идеальный вариант для девушки!
В профессиональном веломагазине, где всегда хороший ассортимент товаров, и они всегда в наличии в различных вариантах, подбор нового велика займет не более получаса. Следуя несложным правилам, и мужчина, и женщина смогут купить хороший и комфортный велосипед практически для любых целей.
Различия между горным и дорожным велосипедами
Из — за разнообразия велосипедов, у потенциальных покупателей зачастую разбегаются глаза.Исходя из этого, многие покупают байки, не предназначенные для целей будущих велосипедистов.Из — за чего велосипеды очень быстро находят укромное место на чердаке или балконе, и больше оттуда не извлекаются.При выборе двухколесного друга очень важно помнить, что в зависимости от типа велика, его возможности меняются.Вместе с этим, неправильный выбор повлечет за собой разочарование и нежелание на нем ездить.Для удобного пользования нужно подобрать такой велосипед, который полностью будет отвечать Вашим требованиям.
Первое, что нужно сделать, так это определить требования к велосипеду.Должен ли он быть маленьким и легким, или это не имеет значения.Должен ли он обладать большим количеством скоростей, или Вы хотите простой велик, чтобы отдыхать и не заморачиваться с изучением возможностей каждой скорости и выборе подходящей.
Виды велосипедов
Для того, чтобы было легче выбирать, приведем пример двух самых популярных видов байков — горный и городской(дорожный).
Горный байк представляет из себя большую и прочную конструкцию, предназначенную для езды по неровной горной местности.Этот велик очень надежен, однако обладает большим весом.Также, на таком байке управление куда сложнее, чем на городском.
Плюсы:
- Высокая прочность, а также устойчивость к деформации.
- Возможность поглощения удара при столкновении, а также поглощение вибрации.
- Крепкие шины.Благодаря своей толщине и ширине облегчают езду.
- Удобный широкий руль.
- Универсальность.На подобных транспортных средствах можно ездить не только в горах, а по обыкновенному ровному асфальту, или городской дороге.
- Расширенное наполнение.В них установленны детали, которых нет в городских великах.
Минусы:
- Большой вес.
- Не поддается складыванию.Благодаря своей конструкции его невозможно сложить, что усложняет перенос, а также делает невозможным упаковывание в чехол для переноски.
- Плохая маневренность.Благодаря своему весу и конструкции управление транспортным средством подобного типа может быть не легкой задачей.
Велосипед городского типа хорошо подойдет любителям скорости и ценителям легкого компактного транспорта.Конструкция дорожного велика отличается от предыдущего байка своей легкостью и ненадежностью.Обычно, они выполнены из более легкого сплава, позволяющего велосипеду набирать высокую скорость, а также облегчать транспортировку.
Плюсы:
- Легкость и мобильность.Такие байки позволяют развивать большую скорость, а отзывчивое и легкое управление позволяют быстро совершать различные маневры.
- Компактность.Благодаря своей конфигурации, некоторые модели великов этого типа можно трансформировать в более удобный для упаковки в чехол вид.
- Простота.Подобные дорожные велосипеды не перегружённые большим количеством деталей.
- Удобство.Конструкция байка позволяет запросто поменять высоту седла и руля так, чтобы наезднику было максимально комфортно.
- Форма шин позволяет не затрачивать энергию зря.
Минусы:
- Хлипкость.В дань скорости была перенесена защита.Повреждаемость такого велика довольно высока, а при столкновении или аварии высока вероятность деформации или полной поломки.Почти наверняка, этот вид велосипедов не подойдет для наездников, обладающих пышными формами, ведь из — за своего веса, они могут с легкостью погнуть транспортное средство.
- Проводимость.Подобные байки практически не обладают способностью поглощать удары и вибрацию, что зачастую приносит в езду дискомфорт.
- Слабость шин.Не только конструкция байка, а еще его шины такие же легкие и тонкие, что повышает вероятность прокола.
Различия между горным и дорожным велосипедами
Горный велосипед не обходится без амортизаторов, также обладает усиленным ободом, а также покрышкой шин.Удобное расположение руля позволяет удобно разместиться с грузом на спине.Вес ТС в районе десяти — пятнадцати килограмм.
Городские велики — обладатели простого и резвого управления.В суете городской жизни, данный вид байка позволяет быстро совершать маневры, а еще резко менять положение велосипеда на дороге.Защищает наездника от песка, пыли и грязи благодаря крыльям и защитным аксессуарам на велосипедной цепи.Простейшая конфигурация тормозов.Имеет возможность прикрепления багажника и сумок.Система регулировки скорости.
Выбор велосипеда
Большинство людей нуждаются в велосипеде, чтобы быстро перемещаться в разные места города.Дети любят ездить в школу на своих великах, если она находится довольно далеко от их дома.Несмотря на все преимущества дорожного байка в городской среде, выбор в основном падает именно на велик городского типа.
Если цель покупки байка — езда по ровному асфальту или городским дорогам, советуем остановить свой выбор именно на городском типе велосипедов.Горные велосипеды требуют больше усилий, соответственно, Вы будете быстрее уставать, так что он не подходит.Городские, в свою очередь, созданы именно для езды в городе.Гладкая поверхность шин отлично сочетается с ровной дорогой, а высокая маневренность позволит быстрее перестраиваться и преодолевать резкие повороты.
Людям, предпочитающим поездки в лесу, деревне или степенной местности, где дорога бугрится или часто уходит вверх или вниз отлично подойдет горный тип велосипедов.Его колеса отлично сочетаются с неровностями на дорогах, а способность поглощения сведет на нет дискомфорт от наездов на мелкие объекты, коими усыпаны дороги.
Если покупателю нужно нечто среднее между двумя этими видами, обратите свой взор на универсальные(гибридные) байки.Они отлично справляются не только с проблемными дорогами, а еще с бордюрами.
Также, при выборе велика обратите внимание на дополнительные аксессуары.Будь то защита от грязи и пыли, сумки, багажник, фонарик или нечто подобное.некоторые велики при продаже уже укомплектованы некоторыми приспособлениями, а к другим их прийдется докупать отдельно.
Также, удобной функцией некоторых моделей является возможность складывания.Такая технология упрощает транспортировку транспортного средства.В сложенном виде велосипед занимает меньше места в том же багажнике, или на том же балконе, когда наступает зимний сезон.
Чем отличается горный велосипед от городского
Многие не знают, какой велосипед выбрать: горный или городской. Оба вида велосипедов имеют существенные различия в конструкции и выполняемых функциях.
Первый имеет хорошую проходимость при езде на возвышенностях, а второй – идеален для повседневного использования. Купить велосипед в Днепре по доступным ценам можно в интернет-магазине Lisoped. Так в чем отличия между горным и городским велосипедами?
Горный велосипед
Такой велосипед идеально подойдет для езды по бездорожью или на возвышенностях. Он имеет отличную проходимость в местах, где на городском велосипеде проехать очень сложно или практически невозможно.
- Вилка и рама имеют отличные амортизаторы, что смягчает урон для велосипедиста при езде в сложных условиях.
- Руль выдвинут немного вперед по отношению к стойке для того, чтобы велосипедисту было удобно ездить с рюкзаков на спине.
- Втулки и каретка расположены на 1 уровне.
- Для езды по бездорожью усилены покрышки, обода и колеса в целом.
- Некоторые модели имеют заднюю подвеску.
Городской велосипед
Такой велосипед предназначен для езды в городских условиях, т.к. он имеет отличные для этого характеристики.
- Более удобный руль при управлении.
- Диаметр колес больше, чем в горном велосипеде. Это обеспечивает лучшее сцепление с дорогой и хорошую скорость.
- Многие модели имеют багажники и кресла для перевозки детей.
- Амортизация обеспечивается за счет пружин, находящихся под седлом.
Отличия
- Горные велосипеды значительно тяжелее городских, которые легче переносить.
- Городской велосипед способен развивать большую скорость на ровной дороге, тогда как горный предназначен для комфортной езды по бездорожью.
- В отличие от городских, горные велосипеды имеют отличную проходимость в сложных условиях.
- О многих моделях городских велосипедах есть корзины и багажники для перевозки грузов, тогда как горные велосипеды таких функций не предусматривают.
Выбирать велосипед стоит из личных предпочтений. Каждый из видов имеет свои особенности. Для езды по бездорожью идеально подойдут горные велосипеды. Городские велосипеды способны развивать высокую скорость и перевозить груз или пассажиров, что зачастую очень важно.
Источники:
https://velofans.ru/novichkam/kakoy-luchshe-velosiped-gornyy-dorozhnyy
https://velofans.ru/vibor/kak-vybrat-horoshiy-gornyy-velosiped
https://cyclearea.ru/velosiped-i-ego-sostavlyayushhie/razlichiya-mezhdu-gornym-i-dorozhnym-velosipedami
http://stroybud.com/chem-otlichaetsya-gornyiy-velosiped-ot-gorodskogo/