Замки для велосипедной цепи
Замки для велосипедной цепи позволяют легко снимать цепь для текущего обслуживания, очистки, промывки и смазки. Кроме того, замки на велосипедной цепи позволяют производить круговую замену 2-3 цепей. Круговая замена 2-3 цепей увеличивает срок службы, как самих цепей, так и звёзд системы и кассеты
Велосипедная цепь, собираемая на производстве, как правило, неразборная. Такую цепь довольно сложно снять с велосипеда. Неразборная велосипедная цепь замкнута вокруг левого нижнего (горизонтального) пера задней вилки. Без специального инструмента снять такую цепь весьма затруднительно.
Для того чтобы упростить процесс снятия и установки цепи конструкторами были разработаны специальные разборные звенья цепи или, по-другому, замки цепи.
Различают несколько видов замков для велосипедной цепи. Бывают замки, предназначенные для односкоростных велосипедов. У таких замков в конструкции присутствует дополнительная пружинная щёчка и удлинённые пины с кольцевой проточкой.
Замок для цепей односкоростных велосипедов достаточно надёжен и удобен в эксплуатации, однако дополнительная щёчка и удлинённые пины приводят к несимметричному утолщению цепи, что затрудняет использование цепи с таким замком на велосипедах с переключателем передач.
Замки для цепей горных, шоссейных велосипедов и MTB
Из нескольких конструкций замков для цепей велосипедов наибольшей популярностью пользуется две конструкции замков.
Конструкция с симметричными деталями и конструкция с пружинной щёчкой.
Конструкция с симметричными деталями
Конструкция с симметричными деталями устроена достаточно просто и представляет собой пример изящного технического решения см.Рис.1.

Рис.1. Конструкция замка для цепи с двумя одинаковыми деталями
В этой конструкции замка для велосипедной цепи используется всего две одинаковых детали, состоящие из щёчки цепи с запрессованным в неё пином.
Пины имеют кольцевую проточку, которая входит в соответствующее отверстие второй детали см.Рис.2. Под действием натяжения цепи такой замок достаточно надёжен.

Рис.2. Фигурное отверстие в щёчке, в которое входит кольцевая проточка пина
Для размыкания такого замка достаточно свести пины в направлении друг к другу до совпадения пинов с расширенной частью фигурного отверстия. После чего велосипедная цепь легко разнимается.
Замыкание такого замка производится в обратном порядке. Пины каждой детали вставляются в расширенную часть фигурного отверстия ответной детали. Затем цепь натягивается до тех пор, пока проточка пинов не войдёт в узкую часть фигурного отверстия. Пружинный эффект снижает вероятность самопроизвольного размыкания замка.
Конструкция с пружинной щёчкой
Конструкция с пружинной щёчкой построена несколько иначе и состоит из двух разных деталей см.Рис.3.

Рис.3. Конструкция замка с пружинной щёчкой
Одна деталь замка представляет собой щёчку с запрессованными в неё двумя пинами. Другая деталь замка – это щёчка, выполненная из пружинистой стали. В самой щёчке выполнено продолговатое отверстие соответствующее диаметру кольцевой проточки пинов и дополнительное расширение, соответствующее диаметру пина см.Рис.4.

Рис.4. Кольцевая проточка пинов и расширение, соответствующее диаметру пина
Размыкание такого замка производится весьма просто. Для размыкания цепь слегка изгибается. Изгиб производится до тех пор, пока пин не окажется напротив расширения, соответствующего его диаметру. После этого щёчка с отверстием выводится из зацепления с пином и поворачивается, позволяя разомкнуть цепь. При необходимости щёчка снимается и со второго пина.
Замыкание производится в обратном порядке. На пины надеваются звенья цепи. Затем на один пин заводится пружинная щёчка и продвигается в кольцевую проточку пина. Далее цепь слегка изгибается и второй пин вводится в расширенное отверстие. После натяжения цепи продолговатое отверстие входит в кольцевую проточку каждого из пинов, надёжно фиксируя цепь.
Что надо знать про замки для велосипедной цепи?
Все велосипедные цепи имеют одинаковый шаг 1/2” (12.7 мм). Поэтому при подборе замков для велосипедной цепи нужно учитывать только один параметр.
Этот параметр – ширина цепи. Дело в том, что цепи для 8-скоростной кассеты и для 10-скоростной кассеты различаются по ширине. Соответственно и замки для таких цепей должны иметь разную длину пинов т.е. быть рассчитанными на применение в цепи определённой ширины.
Измеренная ширина замков некоторых велосипедных цепей
Измерения ширины замков велосипедных цепей производились по их пинам . В большинстве случаев ширина велосипедной цепи, измеренная по пинам, не отличается от ширины цепи, измеренной по пинам замков.
Например, у 24-скоростного MTB с 8-звёздной кассетой ширина цепи по пинам замка равна 7.5 мм.
Соответственно у 20-скоростного найнера с 10-звёздной кассетой ширина цепи по пинам замка равна 6.1 мм.
Понятно, что цепь, предназначенная для работы с 11-звёздной кассетой, будет ещё уже (около 5.5 мм). В тоже время цепь, предназначенная для работы с 6-звёздной кассетой, может быть несколько шире (около 7.9 мм).
Рейтинг лучших выжимок для велосипедных цепей
Рейтинг лучших выжимок для велосипедных цепей в 2021 году купить. ТОП — 10 обзор лучших.
Велосипеды
Выжимка цепи велосипеда
цепи
Велосипедисты часто сталкиваются с поломками трансмиссии. Чтобы заменить старую порванную цепь или подогнать по размеру новую, можно, конечно, по старинке воспользоваться подручными средствами. Или просто купить выжимку. Компактное и легкое устройство поместится в поясную сумку и поможет устранить поломку даже в полевых условиях.
- 5.1 BIKE HAND YC-327
- 5.2 STG YC-329
- 5.3 Gros
- 5.4 Nautilus II (BTL-05)
- 5.5 VSI 38 Sport от Vinca
- 5.6 KL-9724BL
- 5.7 MIGHTY
- 5.8 TOPEAK
- 5.9 Bike Hand YC-396
- 5.10 Birzman Damselfly Universal
- 5.11 Topeak Ninja C
- 5.12 Super Chian Tool
- 5.13 Bike Hand YC-285
Для чего нужна выжимка
Поможет отрегулировать цепь по длине (добавить, удалить звенья), при необходимости заменить. Облегчает уход за расходниками — смазка, чистка. Для устранения поломки понадобится буквально несколько минут.
Совет: дополнительно стоит возить с собой перчатки. Заменить цепь и не испачкаться еще никому не удалось.
Как пользоваться
Ничего сложного нет. В первый раз, возможно, придется потратить немного больше времени. Инструмент не сложен в использовании, но требует определенной сноровки.
Разъединяем цепь
Чтобы разъединить цепь, нужно «выдавить» один соединительный стержень. Важно не трогать соединительный пин (зависит от производителя). Он отличается по виду от остальных, поэтому разобраться не составит особого труда. После зафиксировать звено в выемке инструмента.
Если зубца (гнезда) два, то цепь располагается ближе к винту. После останется аккуратно заворачивать винт, выдавливая фиксатор. Во время работы нужно контролировать положение цепи (никаких перекосов, давления на звено, вместо фиксатора) быть не должно. Все – цепь снята.
Совет: не переусердствуйте, если пин «выжать» до конца, поставить его на место будет очень сложно. Процедура потребует массу времени и потраченных нервов. Так что стоит действовать аккуратно.
Как соединить
Для начала стоит подобрать цепь, соответствующую по ширине для конкретной марки велосипеда. Зависит от количества звезд на кассете, чем их больше, тем меньше ширина. Для регулировки длины нужно удалить несколько звеньев (рекомендованные размеры указываются производителем).
Если планируется установка замка, то плюсом убирается еще одно звено. Пин лучше использовать новый (если нет в комплекте, стоит купить).
Для правильной установки нужно перевести переключатели скоростей велосипеда на минимальное значение. После завести цепь через рамку переключателя. Важно следить за правильным расположением относительно роликов. По верхнему – справа, по нижнему – слева. После установить соединяемое звено в паз, зафиксировать и поворотами винта впрессовать новый пин на место, до момента, когда он сравняется с краями цепи.
После останется проверить, чтобы соединенное звено свободно сгибалось. Если ход тугой, то опять же можно воспользоваться выжимкой. Установить цепь во вторую выемку на инструменте, (располагается дальше от винта) и немного выдавить пин в обратную сторону. Или просто погнуть в разных направлениях руками до полного выпрямления.

Поможет ли замок избежать проблем
Считается, что установка специальных замков намного облегчает уход за трансмиссией велосипеда. С одной стороны заменить или снять цепь с замком действительно намного проще и быстрее. При этом без использования инструментов и запасного пина. Поскольку многие производители цепей указывают, что выпрессованный пин повторно использовать нельзя. Дело в том, что возможны разрывы в местах соединения.
Еще один плюс – простота в промывке (особенно для тех, кто использует парафин вместо смазки для велосипедных цепей)
Из недостатков – заменить расходники на многоскоростных велосипедах, не используя подручные средства, все равно не получится. Еще один момент – замковое соединение намного уступает по прочности обычным звеньям, поэтому цепь чаще всего рвется именно на замке. Еще один минус – купить новый замок в обычном магазине довольно проблематично, да и стоимость некоторых замков сопоставима с ценой неплохой выжимки.
В любом случае, вне зависимости от конструкции цепи, компактный и удобный инструмент стоит купить.

Как выбрать
Здесь, как и при выборе любого инструмента стоит обращать внимание на:
- Назначение – производитель обычно указывает, для каких цепей выжимка предназначена. Обращайте внимание на ограничения. Универсальные выжимки могут не подойти для цепей с полыми фиксаторами.
- Металл – лучше, если это будет легированная или закаленная сталь. Она прочнее и, соответственно прослужит дольше. Если производитель сэкономил и использовал силумин, то выжимка может сломаться при первом же использовании (как правило, чаще всего страдают зубцы и прижимной штифт). Так что рассматривать модели дешевле 200 рублей не стоит.
- Конструкция – недорогие модели не оснащены упором, поэтому работать с ними сложнее. Стоит обратить внимание и на наличие накладок на винте, которые при вращении предотвратят сильное давление металла на руку. Отлично, если инструмент оснащен дополнительным держателем-крюком, который зафиксирует звенья.
- Материал бойка или штифта, который давит на пин при вкручивании/выкручивании.
- Цена – если пользуетесь велосипедом редко, то стоит купить недорогой инструмент. Выжимка, даже за скромные 150-300 рублей отлично справится со своей задачей. А вот если байк эксплуатируется интенсивно, в том числе и на дальние расстояния, то лучше купить модель подороже, которая не подведет даже в полевых условиях.
- Отзывы покупателей – их лучше смотреть на специальных форумах.
Ну, и, конечно, страна-производитель. Кстати, китайские выжимки в ценовом сегменте (от 450 рублей) мало чем уступают брендированным аналогам.
Совет: заказывать инструменты на известной китайской торговой площадке имеет смысл, если предлагаются большие скидки. Цены онлайн и оффлайн на выжимки практически одинаковые.
Ниже представлен Рейтинг лучших Рейтинг выжимок в разных ценовых категориях. От доступных – подойдут начинающим велосипедистам, до профессиональных, которые используются в специализированных мастерских.

Рейтинг лучших Рейтинг лучших выжимок для велосипедных цепей на 2021 год
BIKE HAND YC-327
BIKE HAND — тайваньский бренд товаров для велосипедов. Компания зарегистрировала немало патентов на производство надежных инструментов и расходников. Несмотря на демократичные цены к качеству особых нареканий нет. Плюс эргономичный дизайн и качественные материалы. Что касается BIKE HAND YC-327 — это просто хорошее устройство без упора. Простая, полностью разборная конструкция. Длина корпуса всего 5,5 см. Компактный и надежный помощник за смешные деньги. Подойдет, если нужно выжать звенья цепи для последующего разъединения.
Важно: несовместима с широкими ВМХ цепями
Стоимость – от 160 рублей в интернет-магазине;
Оценка покупателей – 4,0.
- цена;
- боек из закаленной стали;
- надежность;
- гарантия производителя.
- проворачивается ручка;
- возможен мелкий брак (наплывы, стружка на резьбе).

STG YC-329
Еще один инструмент от BIKE HAND. Выжимка оснащена упором для удобной фиксации. Подходит для цепей любых производителей. Цена приемлемая, но при использовании могут возникнуть сложности. Во-первых, наличие люфта у выжимного стержня (возможны перекосы при установке пина). Во-вторых, невысокое качество металла. Многие покупатели высказали мнение, что вместо закаленной стали производитель использовал более дешевый сплав. В целом, по мнению пользователей STG «YC-329» неплохой инструмент за свою цену, поэтому включен в обзор.
Страна-бренда – Тайвань, производитель – Китай;
Материал – на упаковке указана сталь;
Цена – от 400 рублей;
Оценка покупателей (средняя на нескольких ресурсах) — 4,1.
- недорогой, полезный инструмент;
- удобный фиксатор, звенья не нужно поддерживать руками;
- пластиковые ограничители на винте;
- компактный размер, легкий вес.
- требует аккуратного обращения из-за хрупкости металла.

Оснащена упором для фиксации звеньев. Удобна и проста в эксплуатации. Подойдет для замены даже нескольких звеньев (например, при укорачивании, замене). Надежный поворотный вентиль позволит выжать крепежный стержень даже в походных условиях.
Материал — сталь, пластик;
Цена – от 350 рублей (со скидкой);
Оценка покупателей – 3,9.
- соотношение цена-качество;
- надежность;
- хорошее качество материалов.

Nautilus II (BTL-05)
От бренда BBB. Позиционируется, как профессиональный инструмент. Нескользящая резиновая ручка, возможность регулировки инструмента под размеры звена (в том числе, 11 скоростные). Компактный размер и простота в использовании. Незаменимый инструмент для велосипедистов, планирующих дальние поездки. В комплекте запасной пин.
Материал – сталь, резина;
Цена – от 1000 рублей;
Оценка покупателей – 4,1.
- удобное использование;
- подходит для любой толщины цепи;
- нескользящие ручки;
- компактный размер.
- цена.

VSI 38 Sport от Vinca
От российского бренда, который занимается поставками расходников, инструментов и аксессуаров для велоспорта. Компания сотрудничает с производителями Китая и Европы. VSI 38 сочетает непосредственно выжимку и ключ для спиц с маркировкой 14/15G. Простая и надежная конструкция, винт с пластиковыми наконечниками. Выжимка выполнена из стали, подходит для ремонта, как в домашних, так и в условиях мастерской.
Страна бренда – Россия, производитель – Китай;
Материал – нержавеющая сталь, пластик;
Стоимость – 350 рублей;
Отзывы покупателей – 3,9.
- цена;
- простая конструкция – ломаться нечему;
- может заменить ключ для спиц.
- существенных нет, но, как и все выжимки в такой ценовой категории требует аккуратного обращения.

KL-9724BL
От китайского бренда STG. Компактная и удобная с эргономичной нескользящей ручкой. Несмотря на миниатюрные размеры, отлично справляется со своей работой. Приемлемая цена и неплохое качество.
Страна бренда и производства – Китай;
Материал – алюминий, сталь, пластик;
Цена – от 300 рублей;
Оценка покупателей – 5,0.
- компактность;
- неплохое качество;
- подойдет для домашнего ремонта;
- отличная цена.

MIGHTY
Выполнена из легированной стали. Универсальный инструмент с дополнительным держателем — пригодится для фиксации разомкнутых звеньев. Благодаря прорезиненной ручке не выскальзывает из рук, удобна в использовании. Подходит для любых цепей (ремонт, регулировка, настройка). Дополнительный пин поставляется в комплекте.
Цена – от 800 рублей;
- универсальность;
- качественный материал корпуса;
- удобство при эксплуатации.
- запасного пина в упаковке может и не быть;
- по мнению покупателей, цена все-таки завышена, хотя многие отмечают, что инструмент отлично справляется с работой.

TOPEAK
Универсальная выжимка. Подходит для обслуживания скоростных велосипедов (до 12, Campagnolo — 11), в том числе и для расходников с полыми пинами. Полая ручка с крючком-держателем выкручивается для компактного и удобного хранения. Оснащена дополнительным отверстием для перелома замыкающего пина. Конструкция надежная и жесткая.
Материал – стальной сплав с добавлением молибдена и хрома;
Стоимость – от 700 рублей;
Оценка покупателей – 4,9.
- жесткая, надежная конструкция;
- универсальность, совместим, в том числе, и с Shimano UG.
- нет ограничителей;
- винт гладкий — может проскальзывать при работе.

Bike Hand YC-396
Профессиональный, универсальный инструмент. Эргономичные нескользящие ручки, настраиваемая конструкция. Подходит в том числе и для Shimano (на 11 скоростей). В комплекте небольшие клещи, предназначенные для разъединения звеньев. Выручит при замене изношенной трансмиссии и при разрыве цепи. YC-396 заслужил хорошие отзывы, в том числе от специалистов – инструмент применяется даже в мастерских.
Оценка покупателей – 4,9.
- прочная конструкция;
- качественная сталь;
- универсальность;
- подходит для профессионального применения;
- клещи в комплекте.
- единственный существенный недостаток – цена.

Birzman Damselfly Universal
Компактный инструмент необычной конструкции. Совместим с расходниками велосипедов с 5-12 скоростями и для 3/32, 1/8 дюймовых односкоростных. Запатентованная технология Smart Cradle System позволяет регулировать опорную пластину под ширину цепи, обеспечивая плотное прилегание. Эргономичная ручка позволяет разжимать звенья даже при небольшом усилии.
Материал – нержавеющая сталь;
Цена – от 2200 рублей;
Оценка покупателей – 5,0.
- надежность;
- компактность и необычный, функциональный дизайн;
- отличное качество.

Topeak Ninja C
Необычный инструмент. Ручки выжимки одновременно выполняют роль рулевых заглушек (подходит для руля с минимальным диаметром 16,5 мм, максимальным – 20 мм). Подходят для замены и ремонта расходников на скоростных велосипедах (Campagnolo – 11).Плюс отсек для пинов, крюк и ключ-шестигранник 4 мм.
Материал – сталь, пластик;
Цена – от 2200 рублей;
Оценка покупателей – 4,1.
- не требует места для хранения;
- удобная транспортировка;
- максимальная комплектация для миниатюрного устройства;
- надежность.
- цена.

Super Chian Tool
От TOPEAK, сочетает: шестигранник, выжимку и фиксирующий крюк. Подходит для большинства видов трансмиссий (до 12 скоростей, за исключением Campagnolo 11 с полыми пинами). Произведен из качественной закаленной стали. Шестигранник крепится к основанию при помощи пластикового держателя.
Материал – закаленная сталь, пластик;
Цена – от 1200 рублей;
Оценка покупателей – 4,3.
- удобство в использовании;
- универсальность;
- качественные материалы.

Bike Hand YC-285
Складная модель с шестигранниками в комплекте (размером 4/5/6). Подойдет для тех, кто пользуется велосипедом от случая к случаю. Не займет много места в сумке и легко поместится в карман джинсов.
Материал – сталь, пластик;
Цена – от 550 рублей.
- гарантия производителя;
- функциональность;
- пластиковый корпус;
- миниатюрный размер – работать не очень удобно.
Выжимка для велосипедной цепи – это действительно полезный инструмент. При сравнительно невысокой стоимости может здорово облегчить ремонт велосипеда даже в домашних условиях.
Как укоротить цепь на велосипеде в домашних условиях без выжимки

Укорачивать цепь обычно требуется при провисании — после долгого использования, серьёзной нагрузки или при смене набора звёздочек. Как укоротить велосипедную цепь, и как определить её правильную длину?
Всё просто:
- Переключаемся на самые крупные звёзды спереди и сзади.
- Размыкаем одно звено цепи.
- Максимально стягиваем цепь так, чтобы суппорт находился в горизонтальном положении.
- Добавляем одну пару звеньев и получаем искомую длину.
Во многих магазинах при покупке велоцепи предоставляется услуга по её подгонке — стоит ей воспользоваться, обычно у техников есть и инструмент, и должный опыт.
Инструмент
Интернет-специалисты и знатоки советских баек обычно рекомендуют гвоздь и камень, но прогресс не стоит на месте и лучше приобрести выжимку цепи (chaintool) — несложный инструмент, напоминающий детские тиски без станины, приобрести который можно за 500-1000 р.
Держать выжимку в рюкзаке есть смысл только при сложных многодневных походах, обычно это инструмент мастерской, потому при выборе не стоит обращать внимание на облегчённые версии и выжимки в мультитулах — обычно они ненадёжны и выбрасываются через 5-10 применений.
Если выжимки рядом не оказалось — поможет молоток, пара гаек и гвоздь, но об этом позже.
Последовательность действий
Рассмотрим, как укоротить велоцепь конструкции Галля (именно такая используется на 95-99% всех современных велосипедах).
Разъединяем
- Устанавливаем выжимку так, чтобы её стержень был ровно по центру пина (валика).
- Плавно вращаем ручку выжимки, пока валик не выйдет до уровня второй внутренней пластины.
- Разъединяем звено, не вынимая до конца пин.
Удаляем лишние звенья
- Фиксируем необходимую длину и определяем пин для выжимки, учитывая, чтобы освобождаемые пластины звена совпали с пластинами уже выжатого.
- Повторяем последовательность из п. №1, полностью выжав валик.
Сводим цепь и аккуратно, отцентрировав выжимку на старте и контролируя процесс каждые 0,2-0,3мм, вжимаем пин в освобождённое в п. №2 звено.
Некоторые предпочитают снять цепь — в таком случае перед соединением следует проверить, продета ли она в переключатели.
Проверяем работоспособность
- Сам запрессованный ролик. Если наблюдаются скрипы или проблемы с подвижностью на звене — устанавливаем пластины на место, изгибая цепь вдоль плоскости звена до прекращения щелчков, хватит силы рук, инструмент не потребуется.
- Вся укороченная цепь. Пробуем сделать несколько оборотов на самых маленьких звёздочках — если есть проблемы, это будет заметно сразу.
Для цепи повторяющегося типа (half-link, с одной парой повторяющихся пластин) — процесс упрощается, выбирать парность не надо. Укоротить цепь облегчённых моделей и некоторых спортивных вариантов можно только специализированным инструментом, и порядок укорачивания описывается в фирменной документации.
Особенности работы при отсутствии выжимки
Отсутствие выжимки — тоже не беда. Вместо выжимки достаточно штыря — гвоздя, сверла, дюбеля, чуть меньше валика диаметром, и молотка, которым этот штырь будет выбивать пин. Главное — это аккуратность действий, важно чтобы удары не согнули пластины звена — для этого под цепь и внутрь звена прокладывают гайку или иной усилитель.
Если укорачивание без выжимки будет производиться впервые — рекомендуется потренироваться на неиспользуемом звене, так как работа потребует сноровки. Кроме того, без выжимки цепь в любом случае придётся снять с велосипеда, так как потребуется твёрдая опора.
Как снять цепь с велосипеда
Навыки ремонта двухколесного транспорта помогут любителям езды быстро и эффективно справляться с трудными вопросами. Наиболее часто волнует вопрос, как снять цепь с велосипеда. В любое время могут возникнуть непредвиденные ситуации или потребность обслуживания техники и поэтому несколько рекомендаций окажут помощь.
В каких случаях это необходимо?
Данная процедура может понадобиться при следующих моментах:
- Замена старой детали на новую;
- Установка на транспорт новых переключателей скоростей;
- Для того чтобы сделать цепь короче;
- Для чистки элемента.
Процесс работы

Снятие элемента с замком не займет много времени и сил. На сегодняшний день существует несколько разновидностей этого приспособления велосипедной цепи, но принцип их открывания схож. Необходимо сомкнуть оси и снять крышку. Для удобства можно применить пассатижи, также хорошо если есть под рукой клещи для размыкания. Таким образом, вся процедура не займет много времени и можно будет быстро удалить неисправность, поменять деталь или снять цепь с велосипеда.
Если замок отсутствует, то нужно приложить определенные усилия. Для работы понадобится специальная выжимка. Она представляет собой инструмент, с помощью которого очень удобно и легко выдавливать пин. Для работы необходимо разместить звено цепи так, чтобы выжимная ось находилась прямо напротив пина. Затем нужно покрутить ручку и выдавить непосредственно сам пин. Очень важно не допустить его выскакивание, иначе вставить пин на место правильно будет очень трудно. Далее цепь велосипеда можно заменять либо ремонтировать.
Есть и некоторые моменты, которые следует учесть при работе. Например, происходило неоднократное снятие одно и той же велосипедной цепи, то в следующий раз необходимо размыкать другое звено и сегмент, ведь после этого процесса оно немного расшатывается. Также некоторые модели выжимки могут иметь два посадочных места и нужно крепить звено аккуратно, правильно и внимательно.
Конструкция и ее особенности

Цепь велосипеда представляет собой достаточно простую металлическую конструкцию, которая предназначена для передачи трансмиссии от ведущей звезды к ведомой. Составляющие элементы:
- Пластина наружная;
- Внутренняя пластина;
- Пин (валик);
- Ролик;
- Втулка.
Главным отличием между разными видами является расстояние между валиками и ширина. У некоторых видов транспорта эта деталь может быть частью системы переключения скоростей. Эта деталь важна и требует особого внимания.
Для качественного функционирования велосипедной цепи требуется регулярное обслуживание, чистка и ремонт. Периодическая смазка и промывка обеспечат хорошую работу техники, а каждые несколько тысяч километров цепь нужно заменять на новую. Существует и определенный показатель степени удлинения (0,5%), то есть поры, когда нужна новая деталь. Без специальных инструментов для измерения можно определить степень изношенности следующим образом: нужно установить элемент на самую большую звезду (ведущую) и оттянуть ее, сдвигая в сторону от зубьев. Если в получившееся пространство вмещается более 4 зубьев, то велосипедную деталь необходимо срочно заменить.
Как укоротить цепь на велосипеде своими силами?
Чтобы эффективно передавать крутящий момент с педалей на заднюю ось велосипеда, цепь должна быть натянута без провисаний и перекосов. Если из-за износа или изменения конструкции байка она стала болтаться, прокручиваться и спадать со звездочек, даже если вы постоянно за ней ухаживали, смазывая и очищая, добиться хорошего натяжения можно, удалив несколько лишних звеньев. Для этого не обязательно обращаться в сервис, так как укоротить цепь на велосипеде можно своими руками в домашних условиях.
Инструменты для укорачивания цепи
Для того, чтобы разомкнуть звенья, нужно подготовить специальный инструмент — выжимку. Она объединяет в себе упор, не дающий пластинам звеньев прогибаться в процессе выталкивания соединительного штыря (пина), и винт, который его выдавливает.

В магазинах спортинвентаря можно найти профессиональный инструмент, предназначенный для веломастерских и изготовленный из прочных сортов стали. Его можно использовать очень долго, перебирая трансмиссию хоть ежедневно, и он не сломается. Однако для того, чтобы укоротить цепь велосипеда в домашних условиях, достаточно более простого варианта выжимки — встроенного в дешевые мультитулы. Надежность этого инструмента ниже, чем у профессиональных моделей, но для персонального применения такая выжимка вполне подойдет.
Пошаговая инструкция
Отвечая на вопрос «как укоротить цепь на велосипеде», стоит помнить, что все действия выполняются в следующем порядке.
- Выжимка устанавливается таким образом, чтобы ее винт оказался ровно по центру соединительного пина. После этого винт плавно закручивается и выдавливает пин. Полностью его выталкивать не следует — только до тех пор, пока он не окажется на уровне второй пластины звена. В ином случае при сборке возникнут сложности с установкой штыря на место.

- Выжимка демонтируется, звенья разъединяются. Они могут быть плотно прижаты друг к другу, и для расцепления понадобится приложить усилие — бояться поломки не следует, можно даже воспользоваться пассатижами.
- Вычисляется количество звеньев, которое нужно удалить, чтобы добиться оптимальной длины цепи. После этого лишние элементы удаляются так, чтобы осталась возможность соединить новые концы друг с другом.
- Концы сводятся и соединяются при помощи выжимки, действуя в обратном порядке. Если перед началом работы цепь была снята, следует предварительно убедиться, что она продета через суппорт.

Самое сложное в этой работе — сделать так, чтобы отверстия совпали, и пин свободно вошел на свое место. При этом после проведенных работ нужно будет также настроить задний и передний переключатели скоростей.
Еще одна сложность — определить необходимую длину цепи. Для этого нужно переключить передачу на велосипеде таким образом, чтобы и спереди, и сзади цепь легла на самую большую звездочку. После этого звенья размыкаются, и деталь стягивается до упора. На ней следует сделать отметку, добавив пару звеньев для того, чтобы трансмиссия не перенапрягалась.
Как укоротить цепь без выжимки?
Если специального инструмента нет, можно воспользоваться любым острым предметом достаточно малого диаметра, чтобы вытолкнуть соединительный пин. Это может быть гвоздь, шило или любой другой стальной прочный штырь, способный выдержать удар молотком. Кроме того, потребуется подставка — например, кирпич.

Действовать нужно аккуратно, чтобы не погнуть пластины звеньев цепи. Для обеспечения безопасности верхнюю пластину нужно упереть, просунув внутрь звена гайку или другой прочный кусок металла. Скорее всего, цепь предварительно придется снять с велосипеда. А для профилактики можно будет снять кассету с заднего колеса, почистить, смазать ее и установить на место.
При наличии выжимки с работой справится и ребенок; без инструмента же гораздо сложнее укоротить цепь на велосипеде — видео, показывающее этот процесс во всех подробностях, поможет разобраться.
Как укоротить цепь на велосипеде: практические рекомендации
После долгого использования велосипеда без обслуживания цепь нередко начинает провисать. Как укоротить цепь велосипеда в домашних условиях? Что требуется для определения ее правильной длины? Поиском ответов на эти и другие вопросы займемся в представленном материале.
Какие факторы сказываются на удлинении велосипедной цепи?
![]()
Как определить оптимальную длину?
![]()
Подготовка к демонтажу
Чтобы было легче работать с цепью, стоит предварительно выполнить ее очистку. Простейший способ – протереть ее обычным отрезком материала, пропитанным керосином. Также можно воспользоваться специальной смывкой, в частности жидкостью AB-80 или WD-40.
Инструменты
Как укоротить цепь на скоростном велосипеде либо горном байке? Чтобы разъединить звенья, можно воспользоваться несколькими инструментами. Прежде всего стоит обратить внимание на специальную выжимку. Последняя представляет собой несложное приспособление, напоминающее ручную станину со штоком, что осуществляет давление на оси (пины) звеньев. Купить такой инструмент можно в любой точке по продаже спортивного инвентаря. Обойдется его приобретение в сумму от 500 до 1000 рублей.
Если же нет возможности купить выжимку, в таком случае придется воспользоваться подручными средствами. Речь здесь идет о молотке и металлическом прутке, который послужит пробойником для извлечения осей звеньев. Также понадобится пара гаек, что будут подкладываться под звенья цепи.
Как укоротить цепь на велосипеде с помощью выжимки?
![]()
- Установить выжимку в положение, при котором ее стержень будет находиться по центру оси звена цепи.
- Выполнять вращательные движения инструментом, пока ось практически полностью не выйдет из звена.
- Разъединить цепь и при необходимости произвести аналогичные операции с ее оставшимися участками.
- Убрать ненужные звенья и соединить конструкцию.
Разобравшись, как укоротить цепь на велосипеде, нужно выяснить, как ее соединить. Узкое полузвено необходимо вставить между щечками широкого. Затем ось должна полностью войти в отверстие втулки. Далее необходимо оценить подвижность звеньев. Если она недостаточна в месте соединения, шарнир можно разработать при помощи плоскогубцев.
Как укоротить цепь на велосипеде без выжимки?
![]()
При таком подходе к делу главное — соблюдать осторожность. Ведь неаккуратные, слишком сильные удары могут привести к деформации пластин звеньев. Чтобы этого не происходило, под элементы цепи нужно заблаговременно подложить обычные гайки.
Тем, кто впервые прибегает к укорачиванию велосипедной цепи без применения специальной выжимки, рекомендуется предварительно потренироваться. В этих целях стоит использовать старую цепь либо отдельные, ненужные звенья. Такая работа требует определенной сноровки. Поэтому перед воздействием на исправную цепь с помощью молотка и пробойника нужно выполнить вышеуказанные действия несколько раз и оценить результат собственных трудов.
В заключение
Вот мы и выяснили, как укоротить велосипедную цепь. Как видно, справиться с такой задачей можно не только при помощи специальной выжимки. Для выполнения работы иногда достаточно воспользоваться подручными средствами, которые найдутся в каждом доме.
Выжимка для цепи и как снять цепь без выжимки

Что может быть лучше, чем день, проведенный загородом на велопрогулке! Однако, удовольствие может быть омрачено неожиданной поломкой цепи. Если отечественные велосипеды в большинстве своем состоят из разъемных участков цепи, замки между которыми без особого труда можно разделить, то в спортивных байках цепи зачастую неразъемные. О том, как снимается цепь, и какие для этого существуют приспособления, мы и поговорим сегодня.
В каких случаях с велосипеда снимают цепь?
Бывалые велосипедисты снимают цепь регулярно. Например, в случае, когда замена системы либо только кассеты повлекла за собой изменение числа зубьев, цепь придется укорачивать, снимая зубья, или удлинять, добавляя дополнительные. Кроме того, цепь снимают для того, чтобы:
- помыть;
- проварить в солидоле;
- заменить (если ремонт уже невозможен).
Инструкция по самостоятельной замене цепи с выжимкой

Снятие цепи выжимкой .
Обычно для снятия с байка цепи используют вспомогательный инструмент – выжимку. С его помощью легко снять даже неразъемную цепь. Последовательность работ при этом такова:
- Определиться с участком цепи для разбора. В случае повторного разбора цепи, то предпочтительно взять не ремонтируемый участок цепи.
- Вставить в выжимку цепь таким образом, чтобы пин был напротив зажимной оси.
- Зафиксировать цепь рифленым винтом.
- Крутить ручку , выдавливая пин наружу.
- Убрать ненужные звенья с помощью выжимки, выпрессовывая пин целиком.
- Соединить звенья цепи. При этом штифт, находящийся в щечке, должен смотреть наружу по направлению к вам. Сначала нужно провести цепь сквозь задний и передний переключатели. Затем наложить звенья цепи один на другой так, чтобы пин совпал со втулкой.
- Разжать «щечки» плоскогубцами. После того, как концы цепи наймут свое место, выходящий наружу штифт не даст звеньям разъединиться.
- Вставить выжимку в звено, чтобы оси пина и штока идеально совпали, и вращать воронок, запрессовывая пин в отверстие.
- Проверить симметрию положения штифта и «щечек» звеньев. Откорректировать их положение, если это нужно.
- Проверить звенья на подвижность друг относительно друга. При необходимости увеличить подвижность плоскогубцами.
Последовательность действий по снятию цепи с велосипеда без выжимки своими руками
Выжимка – полезное приспособление. Однако, не всегда оно оказывается под рукой. Что же тогда делать? Перспектива остаться с нерабочем велосипедом посреди первозданной природы где-то за много км от города не выглядит привлекательной. Снять цепь с байка можно и без выжимки. Сделать это самостоятельно будет непросто, но вполне реально. Рассмотрим подробно варианты разбора цепи с замком и без него.
Модель с замком

Как проверить, есть ли у цепи замок? Проще простого! Беглого осмотра, чтобы увидеть, имеет ли цепь звено, которое отличается от соседних. Это и есть замок. Разъединить его можно путем сдвигания пинов на каждом из звеньев руками или пассатижами. Чтобы собрать цепь, нужно проделать аналогичные действия в обратной последовательности.
Модель без замка
В этом случае без выжимки придется непросто. И результат будет непредсказуемым. Но, если других вариантов нет, из 2 зол выбираем меньшую. Итак, снимаем цепь без замка с велосипеда подручным средствами в таком порядке.
- Привинтить к столу обыкновенные тиски.
- Зафиксировать в тисках цепь, подложив с одной стороны гайку, отверстие которого соотносится с пином.
- Прилепить с другой стороны небольшой шуруп шляпкой.
- Зажимая тиски, протолкнуть шариком пин в гаечную дырку.
Подводя итоги, можно уверенно заявить, что выжимка — незаменимая вещь в дороге для каждого велосипедиста. И если поломанную цепь с замком еще можно снять с велосипеда без этого приспособления, то, что касается цепи без замка, то без нее обойтись будет сложно. Впрочем, на случай форм-мажорных обстоятельств, можно воспользоваться приведенными выше инструкциями.
Как отделить или заменить звенья в велосипедной цепи
04.06.2019
Будьте осторожны, чтобы не толкнуть штифт неправильно. Если штифт трудно протолкнуть через цепь, скорее всего, инструмент не выровнен должным образом. Смазывание резьбы цепного режущего инструмента облегчит вдавливание или извлечение штифта.
Шаг 1 Разрыв цепи
Наденьте режущий инструмент на нужное звено.
Совместите нажимной штифт инструмента со штифтом на цепи и затягивайте инструмент до тех пор, пока штифт не вылетит на другую сторону, не выпав полностью.
![]()
![]()
Шаг 2
Прекратите выталкивать штифт, когда он просто удерживается внешней связью, чтобы он не выпал полностью. Вы все еще сможете разделить ссылки.
При необходимости повторите предыдущий шаг, чтобы снять разделы ссылок.
![]()
Шаг 3 Сборка цепи
Разведите цепь вокруг передних колец и заднего переключателя.
Потяните концы цепи вместе.
![]()
![]()
Шаг 4
Используйте инструмент для обрезки цепи, чтобы протолкнуть палец назад через звено цепи. Если его трудно вставить обратно, ссылки не выровнены должным образом. Выровняйте и попробуйте еще раз, если это так.
Повторное использование контактов в цепях может привести к выходу цепи из строя. Это потому, что контакты вставляются в ссылку. Использование нового штифта при сборке цепи рекомендуется для длительного использования.
Источники:
http://abcibc.com/mountain-bike-mtb.php?art=20
https://creativportal.ru/top-vyzhimok-dlja-velosipednyh-cepej-rejting-2020/
https://avtopraim.ru/velosiped/kak-ukorotit-tsep-na-velosipede-v-domashnih-usloviyah-bez-vyzhimki.html
https://isfix.ru/manuals/9909-how-to-separate-or-replace-the-links-in-a-bike-chain.html
