Исправление восьмерки на велосипеде своими руками

Содержание скрыть

Вело-Трест

Восьмерка колеса велосипеда, дефекты обода и их устранение

Велосипедное колесо воспринимает во время движения значительные нагрузки во всех направлениях – как в вертикальном (вес велосипедиста), так и в осевом (маневры, повороты, неровности дороги), а также в поперечном (Разгоны и торможения). Причем величины усилий, воспринимаемых колесом, многократно превышают вес самого колеса.
Поэтому, даже если вы катаетесь очень аккуратно, на ободе все равно будут образовываться дефекты – то есть нарушения его геометрической формы. Конечно, если колесо собрано правильно и из качественных деталей, то эти дефекты будут небольшими, и их надо будет устранять не чаще одного-двух раз в год (обычно в начале сезона, а также после серьезных падений). Некачественные обода потребуют больше внимания – на них восьмерки могут образовываться после каждого катания по грунтовой дорожке.

Рис. 1
Рис. 2
Обод без дефектов представляет собой окружность, совершенно плоскую. Он должен располагается точно посередине относительно перьев вилки (а не относительно фланцев втулки!). «Восьмерка» — когда обод перестает быть плоским, или когда часть обода не совпадает с плоскостью вращения. Чаще всего на уже собранных колесах образуются именно «восьмерки».
Рис. 3
Рис. 4
«Яйцо» — когда обод перестает быть окружностью, то есть какая-то его часть оказывается ближе к центру, чем другие. «Яйцо» встречается реже восьмерки, обычно после неудачных приземлений. «Зонт» — когда обод не устанавливается точно посередине между перьями вилки. Дефект этого типа это обычно является результатом неправильной сборки колеса.

Как исправить восьмерку на колесе велосипеда.

Желающие научиться исправлять дефекты обода самостоятельно, должны учесть, что правка колеса – это операция, которая требует не столько умения, сколько терпения и усидчивости. Потому что ничего сложного в этом деле, в сущности, нет. Собрать колесо полностью значительно сложнее, и для выполнения этой задачи начинающему велосипедисту лучше обратиться в мастерскую.

Что нужно для того, чтобы научиться править колесо?

  1. Готовое собранное колесо. Не следует начинать практиковаться на старом, убитом колесе, с множественными дефектами. Хотя его, с одной стороны, не жалко. Но с другой стороны, не всегда возможно выправить такое колесо до идеального состояния. Кроме того, устранить одну небольшую восьмерку проще, чем много пересекающихся восьмерок и яиц, особенно для начинающего веломеханика. Лучше начинать учиться на новом или почти новом ободе, пока он не обзавелся десятками восьмерок.
  2. Кусочек мела, чтобы отмечать дефектный участок.
  3. Спицевой ключ.
  4. Некоторое количество свободного времени.
  5. Станочек для правки колес использовать очень удобно, но необязательно. Небольшие восьмерки на колесе можно устранить, не снимая его с велосипеда, достаточно перевернуть велосипед вверх колесами. При этом правильность колеса можно контролировать относительно тормозных колодок или перьев вилки.

Устранение «восьмерки» колеса велосипеда

Для устранения восьмерки сначала надо найти на ободе место дефекта. Для этого раскручиваем колесо и медленно приближаем к ободу сбоку кусочек мела. Отмечаем мелом место, где обод деформирован, (мел в этом месте начинает задевать обод). Таким образом определяем, в каком месте находится «восьмерка», и в какую сторону деформирован обод.

Для устранения «восьмерки» надо подтягивать спицы с одной стороны обода и ослаблять их натяжение с другой стороны. Причем делать это надо согласованно – иначе на ободе может появиться другой дефект – «яйцо».

«Восьмерка» небольшая, дефектное место оказалось между двумя соседними спицами. Подтягиваем одну спицу, например, на 1/3 оборота, а соседнюю ослабляем тоже на 1/3 оборота.

«Восьмерка» небольшая, дефектное место оказалось напротив какой-нибудь спицы. Подтягиваем эту спицу, например, на 1/4 оборота, а две соседние ослабляем на 1/8 оборота.

«Восьмерка» затрагивает несколько соседних спиц. Спицы, находящиеся ближе к центру дефекта, подтягиваем или ослабляем сильнее, чем те, которые находятся по краям.

После этого еще раз раскручиваем колесо и смотрим, что изменилось. Если восьмерка стала больше, чем была, то возвращаем все ниппели спиц в исходное положение, и еще раз разбираемся, в какую сторону их надо крутить. Если уменьшилась, но не до конца – значит, мы на правильном пути, но надо еще подкрутить ниппели в том же направлении.

Устранение «яйца» колеса велосипеда

Для устранения «яйца» тоже сначала надо найти на ободе место дефекта. Для этого раскручиваем колесо (со снятой покрышкой) и медленно приближаем к ободу кусочек мела (не сбоку, а снаружи). Отмечаем мелом место, где обод деформирован, (мел в этом месте начинает задевать обод). Таким образом определяем, в каком месте находится выступающая часть «яйца».

Рис. 1

Для устранения «яйца» надо подтягивать спицы с обеих сторон обода. Причем делать это надо согласованно – иначе на ободе может появиться «восьмерка». Если подтягиваем одну спицу на половину оборота ключа, то две соседние надо подтянуть на четверть оборота. Обычно начинающим этот процесс надо повторить несколько раз, прежде чем «восьмерка» или «яйцо» исчезнет. Потом, по мере появления опыта, небольшие дефекты будут исчезать с первой – второй попытки.

При устранении восьмерок важно запомнить две особенности:

Во-первых, спицы нельзя перетягивать (можно повредить обод или ниппели). Если в процессе правки одна или несколько спиц оказались перетянуты, надо ослабить их вместе с соседними спицами, и повторить регулировку.

Во-вторых, спицы не должны быть ослаблены (иначе они будут ломаться при езде). Если в процессе правки одна или несколько спиц оказались ослаблены, надо подтянуть их вместе с соседними спицами, после чего повторить регулировку.

Сборка колеса велосипеда. Часть 1

Когда-то мы писали статью об истории появления на свет колес на спицах, где немного касались темы разновидностей спицовок и материалов ободьев. Что ж, пришло время рассказать вам и о полноценной сборке колеса с нуля.

У вас может сформироваться вполне закономерный вопрос — зачем собирать колесо самостоятельно, если рынок и так предлагает массу всевозможных вариантов?

Ну, во-первых, для кого-то важно просто даже самоутвердиться, ведь собранная самостоятельно техника тешит самолюбие и в значительной степени прокачивает скил. В дороге он обязательно пригодится, когда-нибудь, наверное. Но это не точно. По крайней мере, полученный опыт поможет справиться с восьмеркой довольно быстро и без особых затруднений.

Во-вторых, бывают ситуации, когда происходит, например, разрушение обода на дорогостоящем колесе. Если втулка и набор спиц по своей стоимости переваливают за 300 баксов, то самостоятельная спицовка уже не выглядит таким уже бесполезным занятием.

В-третьих, довольно часто собираются кастомные велосипеды, где учитывается миллион самых малозаметных мелочей, среди которых и мелочи в колесах. Например, кому-то до безобразия нравятся втулки Shimano XT, но при этом не нравятся одноименные ободья. Или хочется, чтобы ниппеля спиц были разноцветными. А может хочется разноцветные спицы вставить.

В общем, уже становится понятно, что причин для самостоятельной сборки колеса есть масса и все они имеют вес. Для начала давайте разберемся что вообще такое спицы, ниппеля, обода, втулки и что нам надо знать для непосредственной сборки колеса.

Спойлер — статью мы разделим на две части, в первой (вы ее читаете вот прямо сейчас) расскажем о классических решениях в спицовке и рассмотрим процесс сборки колеса на 32/36 спиц, а во второй мы расскажем о нестандартных решениях и применяемых технологиях. Вторая часть статьи.

Спицы

Наиболее часто употребляемым материалом для спиц является оцинкованная или вороненая сталь, так как обладает она наименьшей стоимостью. Прочностью, кстати, тоже. Конечно, ржавеющая сталь покрывается иногда и хромом, но на прочности это никак не отражается.
Более продвинутые варианты производятся из нержавеющей стали. Она и прочности в себе содержит больше и коррозии не подвергаются.
Вообще, между обычной сталью и другими материалами, о которых мы подробнее расскажем во второй части, нержавейка является золотой серединой с оптимальным соотношением цена/качество.

Велосипедные спицы

На одном конце спицы располагается резьба, а на другом загнутая ножка со шляпкой.
Резьба на спицах, независимо от материала, никогда не нарезается, а только накатывается. При нарезании резьбы лишний метал срезается, а при накатывании специальными роликами происходит формирование рисунка резьбы методом тиснения, если такой термин тут уместен. Такая технология обеспечивает необходимую прочность резьбового соединения, так как по своей сути является имитацией процесса ковки. Он, в свою очередь, способствует структурным переменам в материале, направленным на повышение его прочностных характеристик. Не даром же кованные поршни и колесные диски для автомобилей так высоко ценятся.

Для правой стороны заднего колеса целесообразно выбирать спицы толще, чем для левой, так как натяжение на разных сторонах в значительной степени разнится. Разумеется, правая сторона натянута больше, так как более нагружена из-за наличия на ее стороне звезды (или звёзд), через которую передается крутящий момент. Однако на практике такими ухищрениями практически не пользуются, если говорить о среднем ценовом сегменте уже собранных колес. Если же мы говорим о скрупулезной сборке качественного колеса для себя, то не лишним будет понимание, что спицы разного диаметра обладают разными показателями упругого растяжения. То есть, собрав колесо на одинаковых спицах мы получим неравномерное растяжение спиц в работе, что отразится на ходовых характеристиках. Сборка на разных диаметрах помогает уравновесить величину упругого растяжения спиц на нагруженной и ненагруженной сторонах заднего колеса.

Длина спиц

Вычисление необходимой длины происходит с помощью специальных калькуляторов, коих в сети достаточно много. В мастерской, к которой я имею отношение, чаще всего используется калькулятор на сайте upbikes.com.ua. Он выдает приемлемые погрешности. Хорошие калькуляторы есть у DT Swiss и Sapim.

Подобрать точную длину спиц по вычисленному значению практически невозможно, поэтому их округляют до ближайшего большего. Имеется в виду ближайшее большее значение выбранного производителя.

Зонт

Мы подошли к понятию зонта велосипедного колеса. Он виден, если рассматривать колеса анфас. На переднем зонт равномерный с обеих сторон, так как натяжение спиц равномерное. На заднем он более пологий с правой стороны, так как спицы там натянуты намного сильнее, о чем мы уже говорили.

Ниппеля

Ниппеля накручиваются на резьбу спицы упираясь юбкой в отверстие обода. Выполняются они из латуни или алюминия. Последний позволяет сэкономить некоторое количество веса, однако имеет свойство “прикипать”, как к ободу, так и к самой спице, если она выполнена из такого же материала.
Латунь предпочтительнее для изготовления ниппелей, так как по своим свойствам довольно “скользкая” и практически не подвергается окислению благодаря никелевому покрытию. Да, без никелевого покрытия они и не встречаются. Скользкость позволяет легче осуществлять накручивание ниппеля на спицу и последующее натяжение уже под нагрузкой.

Ободья

В рамках сборки колеса для себя вы вряд ли захотите иметь непрочное колесо, на котором восьмерки будут появляться просто даже от интенсивного торможения. Значит это, что целесообразнее рассматривать ободья с двойными стенками из алюминия. Иногда с пистонированными отверстиями под ниппеля, так как они повышают прочность обода.
Мы умышленно здесь не говорим о стальных или одностенных ободьях, так как они уже давно свое отжили и не идут ни в какое сравнение с вышеуказанными.
Важно не упускать из виду, что количество отверстий на ободе и на фланцах втулки должно непременно совпадать, иначе сборка колеса не получится. И, да, помните, что одно из отверстий необходимо для размещения ниппеля камеры, оно отличается от других. Ну, это так, к слову.

Втулка

Втулка велосипеда

Да, мы уже сказали о совпадении количества отверстий на втулке и ободе. Собственно, это основной фактор, который следует учитывать.
Также полезным будет измерить высоту фланца от центра оси вращения, если речь идет о переспицовке колеса на другую втулку. Совпадение фланцев по высоте избавит вас от покупки новых спиц. Кроме того, необходимо убедиться в отсутствии трещин и повреждений фланца, а также изучить конфигурацию отверстий.
Спицы в них должны вставляться так, чтобы сторона фланца со снятой фаской на отверстиях оказывалась прикрытой шляпкой загнутого конца спицы. Если толщина фланца меньше, чем длинна изогнутой части спицы, то тут придется или что-то менять или воспользоваться услугами очень маленьких шайб.
Спойлер, вам не захочется их искать. Куда проще окажется заменить спицы или втулку, это будет намного быстрее, чем поиск шайб с отверстием на 2 мм.

Необходимый инструмент.

Спицной ключ

Ключ для спиц

Универсальный ключ для спиц. Купить

Очень маленький предмет, который тем не менее, должен обладать высоким качеством, что отразится на его цене. Наиболее оптимальным считается использование ключа одного размера под конкретный размер ниппеля, а не универсального. Так как последние выполняются чаще всего в низком качестве и создадут вам очень много проблем со слизанными гранями ниппелей при натягивании спиц. Напомню, что спиц на колесе, к сборке которого мы готовимся, от 32 до 36. Я уже молчу о ситуации, когда вам приспичит собрать два колеса. Поверьте, пара лишних баксов, потраченных на ключ, с лихвой себя окупят на первых же спицах. Еще больше вы себя поблагодарите, когда начнется процесс их натяжения.
Чтобы не прогадать при покупке спицного ключа, лучше иметь ниппель в качестве образца.

Также стоит сказать, что ниппеля обычно имеют шлицы под плоскую отвертку, она тоже может пригодиться, так как надевать ключ на каждую спицу каждый раз довольно утомительно. А крутить придется очень много. Правда, отвертка поможет только на начальном этапе сборки колеса, натяжение с её помощью осуществить будет проблематично.

Измеритель натяжения (тензометр)

Измеритель натяжения спиц велосипеда

Цифровой тензометр. Купить

Этот инструмент иметь полезно, но не обязательно.
С его помощью появляется возможность обеспечить равномерное натяжение спиц всего колеса, что очень даже неплохо сказывается на его эксплуатационных и ходовых качествах.

Станок для выравнивания колеса


Профессиональный станок Park Tool TS-2.2

Если в вашем хозяйстве таковой завалялся или вы имеете к нему неограниченный доступ, то качество собранного вами колеса будет намного интереснее, чем без него. Качественный станок имеет несколько регулировок, которые позволяют подогнать его параметры под диаметр вашего колеса.
С его помощью выравниваются восьмерки, элипсы и регулируется смещение зонта.
Ну, а если станок, это не про вас, то пользуйтесь дропаутами подопытного велосипеда. Точность будет хромать, но для первого раза и так сойдет. Да, кстати, ровность обода и приблизительное выравнивание зонта можно осуществить с помощью прикрепленных к перьям велосипеда пластиковым хомутам с длинными хвостиками. Они будут выполнять роль. вы и так уже все поняли.

Сборка колеса

Для начала необходимо провести подготовку и смазать резьбы спиц консистентной смазкой. В случае с передним колесом смазываются все спицы. В случае с задним колесом смазываются только спицы с правой стороны, которые будут испытывать большее натяжение. Смазывать головки ниппелей можно только такой смазкой, которая совместима с алюминием, если обод таковой. Карбоновые обода я бы не рисковал мазать, так как он имеет тенденцию к окислению этими самыми смазками. В любом случае после того, как колесо будет готово, обязательно смойте всю смазку, чтобы она не повредила камеру и покрышку.

Набивка

Присядьте, так будет удобнее.
Классическая схема спицовки колес включает в себя четыре группы спиц, по две с каждой стороны втулки. Они делятся, в свою очередь на хвостовые и лидирующие. Осуществлять набор спиц лучше всего по группам, так меньше шансов на возникновение путаницы.
И еще, было бы неплохо определить сторону вращения втулки. С задней всё понятно, там есть барабан и ошибки быть не должно. С передней надо смотреть на существующие надписи. Они должны располагаться так, чтобы вы могли их прочитать сидя за рулем велосипеда. Технической необходимости в этом нет, а вот эстетика и профессиональное качество будет оценено по достоинству вашими товарищами, соображающими в этом деле. Конечно, если втулка под дисковый тормоз, то все вопросы отпадают.

Напомню, что мы рассматриваем сборку колеса на 32/36 спиц. Для удобства мы остановимся на большем варианте, однако процесс от этого никак не изменится. На рисунках показана спицовка на 32 спицы.
Для простоты дальнейшего применения инструкции к колесам на 32 спицы, мы приведем импровизированную сводную таблицу, где будет указано соответствие количества спиц.

36 — 32
18 — 16
9 — 8
8 — 7

Хвостовые спицы

Учитывая, что речь сейчас будет идти о заднем колесе, то начинать мы будем с правой стороны втулки (там, где барабан). Вставляем спицы (9 штук) через одно отверстие резьбами внутрь втулки так, чтобы шляпки оказались на внешней стороне колеса.
Принципиального значения сторона, с которой вы начнете вставлять спицы не имеет, это вопрос удобства. Но мы уже будем отталкиваться от такого варианта.
Дальше нам пригодится обод. Смотрим на сторону его вращения, она должна быть такая же, как и у втулки.
Находим отверстие для соска камеры и смотрим на следующее за ним по вращению отверстие для спицы. Если смотреть на колесо справа, то от соска смотрим на следующее отверстие справа. Оно не будет размещаться точно по центру обода, а будет иметь смещение в левую или правую сторону относительно центра обода. Сверление отверстий так происходит не случайно и имеет своей целью плотную посадку ниппелей с учетом угла наклона спиц.
Итак, нам нужно отверстие для правой стороны втулки, значит, если на ободе следующее после соска отверстие ориентировано направо, то вставляем туда первую спицу. Если следующее за соском отверстие с левой стороны, то пропускаем его и вставляем спицу в “правое” отверстие. После проделанной работы накручиваем ниппель на пару оборотов.
Вот таким нехитрым способом мы получили “ключевую” “хвостовую” тянущую спицу. Ключевая спица всего одна, и мы уже её установили, дальше дело пойдет быстрее и проще. Напомню, что с правой стороны втулки во фланец через одно отверстие у нас вставлены 9 спиц. Берем следующую справа спицу и вставляем её через три отверстия на ободе, и так далее.
Еще раз. Спицы первой тянущей хвостовой группы должны иметь между собой по три пустых отверстия в ободе.

Далее разворачиваем колесо левой стороной к себе. Перед нами пустой фланец, если мы начнем вставлять спицы в него, то обнаружим, что отверстия на двух фланцах не совпадают — это нормально, втулка не бракованная, выдыхайте, так и должно быть.
Поворачиваем колесо так, чтобы клапан камеры оказался наверху. Берем спицу с левого фланца, которая на втулке расположена левее относительно ключевой спицы и устанавливаем её слева от ключевой спицы на ободе.
Если все сделано правильно, то повернув колесо правой стороной к себе мы увидим, что первая спица левого фланца находится правее ключевой спицы и с ней не пересекается.
Процедуру повторяем и с остальными спицами на левом фланце. Принцип пропуска отверстий на левом фланце такой же, а спицы вставляем через одну так, чтобы шляпки оказывались снаружи колеса. Все их закрепляем ниппелями на пару оборотов, чтобы не выпадали. Всего на колесе должно быть уже 18 спиц (на ободе чередуются две спицы, два отверстия) или 16, если спиц 32. С хвостовыми спицами мы закончили.

Лидирующие спицы

Действуем дальше. Поворачиваем колесо правой стороной к себе (там, где барабан). Проворачиваем втулку по часовой стрелке так, чтобы спицы немного натянулись и смотрели своими концами в сторону противоположную вращению. То есть, втулку повернули вправо, а спицы наклоняются влево.
Теперь вставляем новую спицу в любое отверстие правого фланца так, чтобы шляпка оказалась внутри втулки. Напомню, что все хвостовые спицы, как бы, смотрят влево. А вот лидирующая спица должна направляться вправо, то есть, ее резьбовая оконцовка вытягивается в сторону вращения колеса.
Устанавливаем ее так, чтобы она образовала три пересечения. Первые два пересечения должны проходить под лидирующей спицей, для формирования третьего придется лидирующую спицу немного изогнуть, чтобы заправить её под хвостовую. Далее тянем лидирующую спицу до обода и вставляем в одно из отверстий справа от двух хвостовых спиц.
Отверстий в ободе у вас должно быть два, вставляем лидирующую спицу в то, которое соответствует стороне фланца. Вы же помните, что сверление под ниппеля не происходит по центру, а происходит по принципу “одно слева, другое справа и так далее”. То есть, лидирующая спица с правого фланца обязана попасть в правое отверстие обода.
Должен получиться следующий порядок по часовой стрелке: первой идет хвостовая спица правого фланца, за ней следует хвостовая спица левого фланца, а за ними, в соответствующем отверстии, находится лидирующая спица правого фланца (в следующем отверстии или через одно, соответствующем правой стороне обода); она проходит над двумя хвостовыми сверху и под одной хвостовой спицей снизу.
Если у вас всё так и получилось, то поздравляю, вы получили спицовку в три креста. Она является одной из самых прочных. Если вам хочется осуществить спицовку в два креста, то вы проделываете все то же самое, только поворачиваете спицу не так сильно вправо. Крест, который будет находиться ближе к ободу, должен образовываться прохождением лидирующей спицы под хвостовой.
Далее процедура повторяется со всеми оставшимися спицами (17 штук). Последние 9, которые будут вставляться со стороны левого фланца в любом случае попадут в свое отверстие на ободе, оно там будет единственным оставшимся. И помните, что шляпки лидирующих спиц должны оказаться с внутренней стороны фланца.
В случае, если вы все делали по инструкции, но лидирующая спица не дотягивается до обода — начинайте проверку правильности установки хвостовых спиц.

Первичное натяжение

Итак, все спицы на колесе, и оно уже приобрело относительно собранный вид. Ниппеля у нас пока закручены всего на пару оборотов. Теперь необходимо все ниппеля закрутить на одинаковое количество оборотов, чтобы получить более-менее равномерное натяжение.
Если вы подбирали спицы несколько длиннее расчетной величины, то хорошим ориентиром можно считать полностью перекрытую ниппелем резьбу на спице.
Делать такую протяжку удобнее отверткой или шуруповертом, или электрической отверткой. Хотя некоторые веломеханики закручивают ниппеля спицным ключом на равное количество оборотов.
Так проходимся по всем спицам. Они не должны быть сильно натянуты в конце этой процедуры, а также не должны быть прямыми.
Далее обращаем внимание на фланец. Когда спицы из него выходят они обладают плавным изгибом в сторону обода. Если его не убрать, то в процессе дальнейшей протяжки он сохранится и такое колесо долго не проходит. Спицы попросту станут прямыми под весом райдера и колесо потребует дополнительной регулировки.
Избавиться от этого изгиба довольно просто, большим пальцем надо прижать каждую спицу в сторону фланца в паре сантиметров от него.

Финальная протяжка и настройка

Всё, теперь колесо готово к финальному натяжению. Устанавливаем его в станок или в дропауты велосипеда. Если обод свободно ходит относительно втулки, то подкручиваем каждый ниппель ровно на один оборот. Начинать действие целесообразнее от единственного теперь незанятого отверстия в ободе — под нипель камеры. Так вы точно не ошибетесь и не сделаете лишних оборотов.

Продолжайте процедуру подкручивания на один оборот раз за разом пока не получите равномерное натяжение на всех спицах. Колесо на этом этапе должно начать приобретать свою жесткость.
Теперь появляется четыре аспекта, которые необходимо учитывать в дальнейшей работе над колесом.
Первое — элипс — горизонтальное биение обода, в народе именуется “яйцо”.
Второе — восьмерка — вертикальное биение обода.
Третье — зонт — смещаем его в соответствии с необходимостью.
Четвертое — натяжение спиц — выравниваем его в соответствии с необходимостью.

Исправлять сразу четыре проблемы в одном месте обода бессмысленно и контрпродуктивно. Начинать следует с той, которая наиболее ярко выражена. То есть, работая над зонтом не исправляйте восьмерки и яйца, иначе у вас ничего не получится. Делая одно будете сбивать другое.

Исправляем элипс

Яйцо колеса

Если вершина элипса приходится на промежуток между спицами, то подтяните каждую из них на пол оборота. Если вершина изгиба пришлась на спицу, то подтяните её на один оборот, а две соседние с ней, идущие к другому фланцу, на пол оборота. Не пытайтесь добиться идеальной окружности первым же подтягиванием, она все равно не получится. Крутите колесо дальше и исправляйте следующие “косяки”.

Исправляем восьмерку

Восьмерка колеса

Если вершина изгиба приходится на левую сторону между спицами, то подтягиваем спицу, идущую от правого фланца на четверть оборота, а спицу, идущую от левого фланца, ослабляем на четверть оборота. Если изгиб обода пришелся не левую сторону и на спицу с левого фланца, то ее мы ослабляем на четверть оборота, но при этом подтягиваем две соседних спицы с правого фланца на восьмую часть оборота. Здесь действует тот же принцип, не пытайтесь всё выровнять сразу, крутите колесо дальше. Смотрите, где остается больше деформации, туда и устремляйте свое внимание.

Исправляем зонт

Элипс или зонт колеса

По мере исправления восьмерки необходимо приступать к формированию зонта. Когда боковое биение оказывается на уровне пары миллиметров проходимся по всем спицам правой стороны добавляя им по пол оборота. Если смещение зонта сильное, то можно и целый оборот накрутить. Начинать следует от соска, чтобы в последствии не запутаться. Когда вы окажетесь в миллиметре от цели, приступайте снова к исправлению восьмерок.

Если в процессе элипс окажется больше восьмерки, то принимайтесь за исправление него. Здесь по-прежнему действует правило — исправляем самый большой косяк первым. Когда мы перечисляли необходимые инструменты, мы не ничего не сказали об измерителе зонта. Он не потребуется, если вы работаете на хорошем станке.

Однако, для большей точности он вам потребуется. Особенно остро он потребуется в случае отсутствия станка.
Прикладываем измеритель центром к оси справа от колеса и настраиваем его так, чтобы плечи равномерно ложились на обод, а указатель центра касался оси колеса. Фиксируем настройки измерителя и прикладываем его к левой стороне колеса. Если плечи ложатся на обод, а центр нет, то зонт необходимо сместить вправо. Повторяем процедуру до тех пор, пока с обеих сторон измеритель зонта не будет одинаково прилегать всеми точками к колесу.

Натяжение спиц

Старайтесь делать его равномерным для каждой стороны колеса. С правой стороны оно будет больше, чем с левой. Так и должно быть, это нормально. Проверить степень натяжения спиц можно по высоте звука, если по спице ударить. Можно пробовать чувствовать по усилию на ключе. Однако способы эти не отличаются точностью. Для точности потребуется тензометр. Берем его в руки и используем по назначению.
Натяжение спиц с левой стороны колеса должно быть существенно слабее, чем с правой, если вы все делали правильно.

Перекручивание спиц

В процессе натяжения спиц, вы столкнетесь с проблемой — спицы будут проворачиваться вместе с ниппелем. Для того, чтобы избежать паразитных перекручиваний нужно придерживать спицу рукой. Нет, рукой вы ее не удержите на месте, но всегда почувствуете момент ее вращения. Нивелировать эффект довольно просто, достаточно вернуть ниппель немного обратно. То есть, делая четверть оборота вы поворачиваете ключ немного больше, но потом возвращаете ниппель немного обратно.

Тем не менее, как бы вы не старались, некоторые спицы все равно будут перекручены. Для того, чтобы “вернуть” их на место необходимо спицы пошевелить руками. Просто сжимаете в ладони по четыре спицы за раз. Вполне вероятно, что вы услышите хруст и щелчки — так и должно быть, ниппеля в это время занимают свои места в ободе и спицы принимают свою нормальную форму. Проще говоря, вы таким образом снимаете напряжения в спицах и ниппелях.

Другой способ снятия напряжения заключается в установке колеса осью втулки на твердую поверхность (пол или стена) и надавливание на обод обеими руками. Повторяется процедура несколько раз с обеих сторон колеса.

Деформация спиц

Если с кручением мы боролись, то деформации будем наносить умышленно. В местах пересечений спиц появляется тенденция к их деформации, и они образуют сравнительно плавный изгиб, к ободу идут по плавной изогнутой траектории. Нечто похожее уже было со спицами около фланцев, тогда мы справлялись большим пальцем руки. Теперь же этой силы уже будет недостаточно.

Берем что-то сравнительно плоское (гаечный ключ на 17, например) и вставляем между спицами параллельно оси вращения. Далее этот предмет поворачиваем в сторону так, чтобы обе спицы, между которыми он заключен, начали им подцепляться и натягиваться друг другом в месте пересечения. Спицы начнут изгибаться, именно это нам и требуется. После указанных действий плавных изгибов на спицах не будет, а в месте креста, где лидирующая спица проходит под хвостовой, образуется довольно резкий изгиб.

Нужны описанные деформации для того, чтобы спицы уже, на этапе сборки и регулировки, заняли свое пожизненное положение и не создавали паразитный запас деформации, который со временем будет уходить, ослабляя натяжение спиц. Теперь спицы от места изгиба тянутся к ободу и фланцу по прямой, что и требовалось. После процедуры деформации может понадобиться дополнительная настройка колеса и борьба с закручиванием спиц, но вы уже знаете, что и как делать.

Собранное описанным выше образом колесо проходит намного дольше колеса, которое было собрано роботом в заводских условиях, так как там с деформациями никто не работает. Что уж тут, далеко даже не все механики учитывают этот аспект.

Итак, если вам удалось собрать колесо своими руками, то примите наши поздравления. Если с первого раза не получилось — не тушуйтесь и пробуйте снова.

Увлеченный велосипедист с 2014-го года. Терпеть не мог, когда велосипед в ходу издавал посторонние звуки, что заставляло его многократно все перебирать, перемазывать и обновлять. Любит вникать в тонкости, посему многочисленные переборки своего велосипеда вылились в дальнейшем в работу веломехаником. Прошёл тернистый путь от Shimano Acera на Comance Tomahawk через SLX до XTR на Specialized S Works, а потом просто пересел на бюджетный шоссейник на оборудовании Campagnolo Xenon 10. За плечами веломарафон (МТБ) Куяльник 2019-года, где на маршруте Light занял 5-е место. В настоящее время остается активным пользователем велосипеда и продолжает углублять свои знания в этой сфере.

Как выровнять деформированное колесо мотоцикла («восьмёрка» или «яйцо»)

Если вы решили ухаживать за своим двухколёсным другом самостоятельно, то уделите время проверке состояния всех спиц. Они не должны свободно болтаться или сильно затягиваться. В противном случае вы рискуете повредить обод или проткнуть камеру. Торчащие из обода можно подпилить напильником.

Проверка состояния спиц велосипеда

Вот такими несложными действиями можно убрать дефекты, полученные во время катаний. Каждый велосипедист вам скажет, что такое техобслуживание должен уметь делать каждый. Если вы не хотите стать частым гостем на сервисах, то должны знать, как быстро своими силами произвести ремонт восьмёрки на велосипеде или выровнять яйцо. Это сохранит деньги, время, а также поможет вам в трудных ситуациях, когда вы в лесу, сервиса нет и вы понимаете, что следующие 10 км ваш велик поедет на вас.

Как научится ездить на заднем колесе велосипеда. Что нужно для подготовки к тренировке. Мануал и вилли — две техники езды на заднем колесе.

Многие велосипедисты не знают, как подобрать спицы для велосипеда. Предлагаем вашему вниманию рекомендации от профессионалов. А также вы узнаете, какие бывают виды спиц.

Как правильно снимать, разбирать и монтировать на место заднее ведущее колесо. Последовательность демонтажа и установка заднего колеса.

  • на сайте

Как могут образовываться дефекты и почему

Есть распространенное мнение, что колесо может менять свою форму если вы не аккуратно ездите, при езде по кочкам или во время неудачных прыжков. Все это так. То есть это все конечно же влияет на быстрый износ. Но колесо может ломаться не только поэтому. Когда велосипедист садится на велосипед — колеса уже поддаются нагрузке в вертикальном направлении. Дальше при торможении на скоростях колеса могут деформироваться, образовывая восьмерки. Во время маневрирования (на поворотах) в каком-либо направлении и резком торможении. В общем, что такое неаккуратная езда думаю можно не объяснять, вы и сами все прекрасно понимаете. Так что бережное отношение к велосипеду может оттянуть проблему, но со временем вы все равно к ней вернетесь. Даже если вы будете ездить очень аккуратно по хорошей дороге, такая уж специфика велосипеда.

Все конечно же зависит еще в большой степени от самого обода колеса, от его физических характеристик

Поэтому при покупке велосипеда на такие вещи надо обращать внимание продавца, задаваясь вопросом как долго могут прослужить колеса, как они реагируют на вышеописанные деформации. Так на дешевых велосипедах обода соответственно менее крепкие

И различные изгибы (яйцо и восьмерки) колес могут образовываться гораздо раньше, чем на более дорогих и качественных своих собратьях.

В общем как может возникать проблема я думаю вы уже поняли. Так что давайте перейдем непосредственно к тому как разрешить задачу и выровнять ваше колесо.

Как определить как изогнуто колесо

Следует поставить велосипед вертикально. Затем крутануть проблемный элемент конструкции. При сильной восьмерке дефекты будут видны невооруженным глазом. Если есть незначительные повреждения, то появится характерный щелкающий звук.

Определить восьмерку на колесе можно тремя способами.

  1. Визуальным. Позволяет найти крупные и средние дефекты. Достаточно сильно раскрутить сильно колесо и внимательно осмотреть его ход. Искривления будут уходить в сторону. После обнаружения, рекомендуется быстро их зафиксировать.
  2. Контактным. Подразумевает отметку поврежденных областей. Здесь требуется подготовить светлый маркер или мелок. Раскрутить колесо, затем прислонить индикатор к ободу. Первая метка — выпуклый край восьмерки. Далее раскрутить элемент еще сильнее, продолжить приближать мел или маркер. Так появится вторая — общая область искривления. Очаг деформации четко отобразиться жирной линией по всей окружности.
  3. Использование подручных инструментов. Требуется подготовить ватные палочки, скотч и маркер. Палочки зафиксировать скотчем на перьях передней вилки. Раскрутить колесо, определить места соприкосновения палочек с ободом. Участки пометить маркером.

Выравнивание обода колеса

в результате неправильного «спицевания» повело обод колеса — теперь «восьмеркой» движется. Колесо стандарт. Возможно ли восстановление геометрии колеса в домашних условиях? Буду благодарен любой информации

Я выводил огромную восьмерку,правда на Минске,за счет протяжки спиц.Получилось все ок.Осталось лишь радиальное биение,но оно не ощутимо по сравнению с былой 8ой,когда на 50км/ч начиналась такая болтанка. П.С. Да и спроси у поиска,тема про это уже была,а поиск много чего знает Сам в той теме копался.

у меня есть специальная оправка в которую зажимаешь колесище, протягиваешь спици (на кануне этого их надо ослабить) и все ок. даже радиального биения нет.

Chekm , По-подронее, плз?

Вот оправка http://photofile.name/users/vasiapz/2698127/ Нашол в поиске, в яндексе, видать альбом когото возможно даже с оппозита, интересно чей )))

psih, оправка немного другая чем на представленных фото. она у меня самопал, чтобы не мучать мозг, я седня ее сфотаю и выложу, а там наглядно объясню что как делается.

Как выровнять деформированное колесо мотоцикла («восьмёрка» или «яйцо»)Как выровнять деформированное колесо мотоцикла («восьмёрка» или «яйцо»)Как выровнять деформированное колесо мотоцикла («восьмёрка» или «яйцо»)Как выровнять деформированное колесо мотоцикла («восьмёрка» или «яйцо»)Как выровнять деформированное колесо мотоцикла («восьмёрка» или «яйцо»)Как выровнять деформированное колесо мотоцикла («восьмёрка» или «яйцо»)Как выровнять деформированное колесо мотоцикла («восьмёрка» или «яйцо»)Как выровнять деформированное колесо мотоцикла («восьмёрка» или «яйцо»)Как выровнять деформированное колесо мотоцикла («восьмёрка» или «яйцо»)Как выровнять деформированное колесо мотоцикла («восьмёрка» или «яйцо»)

схема проста: спицуем колесо, но не протягиваем спици, зажимаем обод и ступицу в эту оправку, протягиваем спици от руки и относительно ровномерно. колесо готово. ни восьмерок ни радиальных биений.

Классная штука! Что одна, что вторая. Первая легче повторяется..

Оправки классные! Особенно для сборки колеса. Но если нет времени или возможности изготовить такую оправку, то можно воспользоваться дедовским методом. Понадобиться лиш кусок мела. Последовательность действий такая: 1. Вывешиваем колесо и стравливаем давление. 2. Привязываем кусок мела к чему нибудь (вороток, палка и т.п.). 3. Вращаем колесо. Прижимаем палку к перу вилки и медленно придвигаем к ободу пока мел не чиркнет по ободу. 4. Со стороны где след мела наиболее чёткий (бугор) отпускаем спици, а с противоположной (яма) подтягиваем. Нипеля поворачиваем на 1-2 оборота (в конце работы 0,5 оборота) и повторяем всё с пункта 3. Таким способом можно минут за 30-40 выправить 8-ку с точностью до 0,1мм.

Спасибо за инфу! Вот нашел в книге по первой оправке

Млин, я все правильно понял — там, где бугор — отпустить, там, где яма — подтягиваем. А яйцо, часом, не получится?

Vaychaniatka1 , по-ходу неполучится. манипуляции роводятся соседними спицами же. просто через одну их тянеш-отпускаеш. и обод сдвигается. но приспособа для сборки-класс!! обязательно буду делать,ток спицы новые вымучу на 2 колеса своему Касьяну..

А вот как от радиального биения избавиться?

Ni_Kola, если ты колесо собираешь в оправке то никакого биения не будет, а если без нее, то подставляешь мел (как сказано выше) только колесо надо накачать и мел подставлять к протектору и там где чиркнул мел тянуть все спици подряд.

Покрышку лучше снять, а мел подставлять сверху к поверхности, на которую садиться покрышка по диаметру. Ну а если покрышку снимать совсем лень то мел подставляется к внутренней стороне обода (нужно помнить, что мел в этом случае будет рисовать по ямам). Под ямой в данном случае понимается часть обода расположенная ближе к оси колеса, а под бугром дальше от оси. При исправлении радиального биения встречаются два вида неровностей: 1. Обод имеет форму близкую к окружности, но центр этой окружности не совпадает с осью вращения колеса. Это выглядит как один большой бугор и отстоящая от него на 180 градусов яма; 2. Обод имеет местные неровности (несколько ям и бугров). Скорее всего, будет и то и другое. Последовательность действий следующая: 1) Устраняем боковое биение (описанным ранее способом) так как оно искажает картину неровностей и вместо устранения дефектов может получиться совсем наоборот; 2) В случае 1 находим вершину бугра (если используется внутренняя поверхность обода удобнее находить центр ямы) делаем метку мелом, примерно через 60-80 град влево и 60-80 град вправо от нее делаем ещё по одной метке. На противоположной стороне обода напротив нанесённых меток ставим ещё по одной метке. В яме спицы отпускаем, на бугре подтягиваем в пределах меток. В случае 2 отпускаем спицы слева и справа от бугра и подтягиваем на бугре. После выполнения пункта 2) из-за неравномерного натяжения спиц появиться боковое биение, поэтому повторяем всё с пункта 1). Не пытайтесь устранить всё биение за одну итерацию, так как угадать, на сколько нужно повернуть каждый ниппель невозможно. Вращать надо понемногу 1-2 оборота. Углы 60-80 градусов приблизительные и выбираются на глаз. В отличие от устранения 8-ки, где всё получается почти автоматически, здесь придётся повозиться. У меня в первый раз ушло примерно 4 часа (колесо было совсем кривое).

Общий алгоритм устранения проблем с деформированным колесом

Общий алгоритм такой — определяем в каком конкретно месте начинается восьмерка и в каком заканчивается (выделяем очаг поражения). Следующий шаг — находим центральную спицу в восьмерке и работаем с ней. Если у нас восьмерка заваливается в левую сторону — выбираем спицу на противоположной стороне и подтягиваем ее на расстояние меньше одного оборота спицевого ключа. Затем берем две соседние спицы — это будут спицы уже на противоположной стороне от предыдущей спицы — ослабляем их на количество оборотов чуть меньше (например в 2 раза меньше) чем подтягивали предыдущую спицу. И так далее до полного выпрямления. То есть следующие две спицы (они будут размещаться уже на противоположной стороне) мы уже подтягиваем еще слабее чем самую первую спицу. По мере отдаления от центральной спицы (очага поражения) количество оборотов соответственно также будет уменьшаться постепенно.

Если восьмерка небольшая на три спицы.

Итак, еще раз как исправить восьмерку на велосипеде? Чтобы исправить колесо мы выбираем участок, где есть восьмерка, и на длине всего этого участка ослабляем и подтягиваем спицы идущие друг за другом. С одной стороны колеса спицы ослабляем, с другой — подтягиваем. Когда со всем спицами выполнили требуемые операции снова вращаем колесо и смотрим правильность движения колеса вокруг оси. Если стало хуже возвращаем спицы на прошлое место и делаем подтяжку-ослабление меньше. Таким образом закос в одну сторону приводящий к восьмерке будет постепенно выравниваться. Чтобы идеально выровнять восьмерку придется терпеливо и кропотливо выполнять все вышеизложенные действия не спеша (т.е. подкручиваем по немного).

Восьмерка побольше — лечиться также как и малая.

Колесо сплющено яйцом, алгоритм выпрямления чуть другой. Только подтягиваем нужную сторону.

Как выровнять деформированное колесо мотоцикла («восьмёрка» или «яйцо»)Как выровнять деформированное колесо мотоцикла («восьмёрка» или «яйцо»)Как выровнять деформированное колесо мотоцикла («восьмёрка» или «яйцо»)Как выровнять деформированное колесо мотоцикла («восьмёрка» или «яйцо»)Как выровнять деформированное колесо мотоцикла («восьмёрка» или «яйцо»)Как выровнять деформированное колесо мотоцикла («восьмёрка» или «яйцо»)Как выровнять деформированное колесо мотоцикла («восьмёрка» или «яйцо»)Как выровнять деформированное колесо мотоцикла («восьмёрка» или «яйцо»)Как выровнять деформированное колесо мотоцикла («восьмёрка» или «яйцо»)Как выровнять деформированное колесо мотоцикла («восьмёрка» или «яйцо»)

Деформация колеса или почему стало колесо восьмеркой на велосипеде?

Деформация – это потеря производной формы колеса. Деформация бывает обратной и необратимой. Основными видами деформации являются так называемая восьмерка (поперечное отклонение сегмента обода), яйцо (овальность обода), смещение зонтики (когда колесо становится не по центру вилки), поперечная и продольная вмятина обода, и тому подобное. Восьмерка, яйцо и смещение зонтики относятся к обратной деформации, а последняя из них почти всегда является ошибкой механика. Все остальные – это примеры катастрофической поломки, которая требует замены одного из основных компонентов или всего колеса в целом. Они бывают вызваны ударами, сила которых превышает порог упругой деформации материалов, из которого сделано колесо, лопанием спицы и ниппеля, расстыковки шва, концентрическим, продольным или поперечным лопаньем обода, лопаньем фланца втулки, вызванных статическими и / или динамическими нагрузками, и тому подобное.

Иногда деформация колеса вызвана необратимым растяжением спицы (плохое качество). Также из-за длительной действие большого статической нагрузки спица может вырвать окружающую зону вокруг отверстия визуально похоже на кальдеру активного стратовулкана. Этот вид деформации вызванный несоблюдением механиком рекомендаций по натяжения спиц и / или перегрузкой велосипеда туристическим снаряжением (ошибка пользователя).

В рамках этой статьи катастрофические (необратимые) деформации колеса и его компонентов мы рассматривать не будем и сфокусируемся на том, что можно исправить без замены комплектующих.

Устранение дефектов велосипедного колеса

Когда область искривления колеса найдена, пора приступать к его выпрямлению. Сделать это своими руками под силу каждому владельцу двухколесного транспорта, тем более что подобные проблемы могут возникать с завидной регулярностью. Существует два способа самостоятельного устранения восьмерки:

  1. Силовое выпрямление, или «коленом», как говорят велосипедисты.
  2. Метод подтяжки и ослабления спиц колеса.

Силовое выпрямление

Чтобы убрать изгиб таким способом, потребуется снять колесо с рамы. Покрышку с камерой в этом случае снимать не нужно. Поворачиваем выпуклостью к себе и хватаемся за обод и шину с обеих сторон. При средних деформациях оптимальный захват колеса – положение «10» и «2», то есть по 60 градусов в обе стороны от очага восьмерки. Приставляем колено к самой выпуклой области и с силой давим от себя.

Какое положение колеса позволит лучше всего выровнять обод? Если сил в ноге достаточно, то давить можно и на весу. Альтернативный вариант – поставить колесо вертикально дефектным участком вверх. Здесь понадобится помощь напарника. Он должен крепко прижимать колесо к полу. После выправления колесо надевается на раму и снова проверяется методом вращения.

Назвать этот метод эффективным нельзя по нескольким причинам:

  1. Невозможно выгнуть мелкие изгибы.
  2. Обод может перегнуться в другую сторону.
  3. Неудобно.
  4. Низкая точность.
  5. Не каждый обод так просто может подвергаться простому силовому воздействию.

Относительно неплохо данный способ работает где-нибудь в дороге, когда восьмерка образовалась внезапно из-за наскока на крупное препятствие и ее необходимо срочно выправить, чтобы доехать до пункта назначения.

Регулировка колесных спиц

Переходим ко второму варианту устранения кривизны обода. Регулирование спиц заключается в их поочередном ослаблении и подтягивании. Для работы с ними нам понадобится специальный инструмент – спицевой ключ. Это незатейливое приспособление представляет собой кругляш с квадратными отверстиями сбоку под разные размеры спиц. Купить ключ без проблем можно в любом веломагазине.

Внимание! Изменять натяжение спиц следует только спицевым ключом, и ни в коем случае не плоскогубцами или разводными гаечными ключами!

Чтобы выровнять восьмерку на колесе велосипеда, понадобится терпение, особенно тем, кто делает это в первый раз. Шины необходимо полностью снять.

Сначала следует проверить натяжение всех спиц. Зачастую обод искривляется из-за их общего ослабления. Проверить это просто: когда спицы явно болтаются и «слушаются» пальцев как струны на гитаре, то необходима их подтяжка примерно на 1 оборот по всему колесу. Если такой проблемы не наблюдается, то ничего трогать не надо: так можно только усугубить восьмерку.

Отмечаем дефектную область и приступаем к «центральной» спице – той, которая расположена у выпуклости. Поворот спицы осуществляется в сторону, противоположную направлению выпуклости. Спицы по бокам от нее ослабляются. При восьмерке на три спицы схема выпрямления следующая:

  • Затяжка центральной на четверть оборота ключа.
  • Ослабление крайних спиц на восьмую часть оборота: сила ослабления вдвое меньше силы натяжения по центру.

При восьмерке на 7 спиц ремонт колеса делается так:

  • Натягивается центр на пол-оборота.
  • Ослабляются две спицы (вторая и третья) по бокам на ¼ оборота ключа.
  • На 1/8 затягиваются четвертая и пятая спицы.
  • Ослабляются шестая и седьмая (крайние) спицы на 1/8 оборота.

Чередование натяжения и растягивания проводится таким образом, чтобы крайние спицы на восьмерке были ослаблены. Для проверки результата колесо вешается на велосипед и тестируется на остаточную кривизну. Если восьмерка выгнулась в обратную сторону, следует убрать все натяжение и усилить момент затяжки на ослабляемых спицах и снова повторить процедуру, но уже с меньшими силами затягивания и ослабления.

Как выровнять деформированное колесо мотоцикла («восьмёрка» или «яйцо»)Как выровнять деформированное колесо мотоцикла («восьмёрка» или «яйцо»)Как выровнять деформированное колесо мотоцикла («восьмёрка» или «яйцо»)Как выровнять деформированное колесо мотоцикла («восьмёрка» или «яйцо»)Как выровнять деформированное колесо мотоцикла («восьмёрка» или «яйцо»)Как выровнять деформированное колесо мотоцикла («восьмёрка» или «яйцо»)Как выровнять деформированное колесо мотоцикла («восьмёрка» или «яйцо»)Как выровнять деформированное колесо мотоцикла («восьмёрка» или «яйцо»)Как выровнять деформированное колесо мотоцикла («восьмёрка» или «яйцо»)Как выровнять деформированное колесо мотоцикла («восьмёрка» или «яйцо»)

Несмотря на то, что придется изрядно повозиться, можно добиться идеального результата – выпрямления колеса до ровного круга. И если в первый раз работа может затянуться слишком долго, то при последующем возникновении восьмерки ремонт пойдет куда быстрее. Теперь при появлении дефекта на колесе можно не откладывать байк в сторону, а быстро подрегулировать спицы самостоятельно и возобновить поездки.

Берём мелок и спицевой ключ

Если вы уже столкнулись с вопросом, как выправить восьмёрку на колесе велосипеда, то внизу советы для вас.

Итак, восьмёрка — это искривление обода влево или вправо. Чтобы её выявить достаточно поставить ваш велотранспорт вверх ногами на руль и раскрутить колесо. При этом типе дефекта оно будет крутиться неровно, отгибаясь либо влево, либо вправо. И также есть тест с мелком: если поднести его к ободу, то при раскрутке мелок оставит отметины в месте, где есть восьмёрка.

Искривление обода колеса

Далее, нам понадобятся инструменты. Основной и единственный в большинстве случаев — спицевой ключ

Важно подобрать его точно по размеру, иначе пользоваться им будет невозможно. Есть ещё один инструмент для исправления дефектов — это станок для правки покрышек

Но его применяют в особо сложных случаях, когда подтяжкой ничего нельзя исправить.

Итак, как выровнять восьмёрку на колесе велосипеда? Просто подтянув спицы в месте деформации. Предположим, что уже вы нашли место изгиба. На нём нужно определить центральную спицу. Она должна находиться по центру дуги. В дальнейшем мы будем подкручивать или ослаблять её и другие ключом для спиц.

  • Если поломка проявилась между двумя спицами, нужно подтянуть одну из них ключом на 1/3, а другую так же ослабить.
  • Если изгиб занял три спицы, то необходимо центральную, которая находится в центре поломки, затянуть на 1/4, а две другие, по краям, отпустить на 1/8.
  • Если искривление заняло несколько секций, то сильнее всего нужно подтянуть центральную, на 1/2, две соседние — ослабить на 1/4. Следующие две подтянуть, но уже на 1/8, и при необходимости соседние с ними — ослабить. Таким образом, чередуя такие действия по всей длине искривления, можно убрать восьмёрку на колесе велосипеда.

Ремонтируя обод, прокручивайте его после каждой пары манипуляций. Если вы подкрутили основной изгиб и ослабили соседние, то раскрутите покрышку и сделайте тест. Иначе вы рискуете искривить обод в другую сторону.

Как выпрямить колесо на деле и как определить точно где проходит восьмерка колеса велосипеда

Как же определить где именно проходит восьмерка. Мастера, которые набили руку в этом деле могут устранить проблему без подручных средств (мелка и прочего). Вам же прийдется править колесо сначала с использованием мелка . Раскручиваем (вращаем) колесо и постепенно подносим мелок к ободу крутящегося в оси колеса. В тех местах, где есть восьмерка мелок будет касаться обода и черкать на нем засечки. Так вы определите для себя восьмерку.

Еще один отличный вариант как выправить восьмерку на колесе велосипеда я подсмотрел в одном видео. Берем ушные палочки. По обеим сторонам колеса у нас находяться перья передней вилки. К этим перьям цепляем на скотч ушные палочки с двух сторон и точно также как с мелком вращая колесо, постепенно подносим ушные палочки к ободу колеса и места, в которых они начнут явно касаться обода — отмечаем мелком. Довольно удобный вариант, так как держать на весу мелок бывает довольно проблематично. Если у вас колесо сплющено по типу яйцо, то есть потеряло свою идеально круглую форму, делаем все тоже самое, что и для восьмерки, лишь только мелок уже подносим с внешней стороны обода — там где дожна находиться покрышка с камерой.

Как видите из вышеописанного устранение восьмерки на велосипеде не очень сложный процесс, и что самое приятное — доступный каждому. Единственное что хочется еще добавить, когда проделали всю работу по выравниванию восьмерки на велосипеде, обязательно проверьте все остальные спицы. Чего не должно быть? Спицы не должны болтаться на своих местах или быть сильно перетянуты. Свободно болтающиеся спицы могут переломиться, поэтому аккуратно подтягиваем их и снова повторяем регулировку колеса. Если спицы сильно затянуты — они могут проткнуть нипель или обод колеса. Умельцы советуют если вы произвели настройку колеса и вас все устраивает, но некоторые спицы выпирают из обода колеса можно их подточить напильником, чтобы не проткнуть камеру.

Как итог хочется сказать, что лучше один раз научиться делать все это самому — чем каждый раз ездить в мастерскую. Лично мне мастерские запомнились горе-мастерами, которые не успевают обслужить всех поэтому делают все на скорую руку. А вы являетесь хозяином велосипеда и можете все сделать неспеша, неторопливо, граммотно и аккуратно. Так что вперед покупать спицевые ключи и исправлять свои велоколеса!

Все вышеизложенное может потребовать от вас специальных велоинструментов.

Прокручиваются педали на велосипеде узнайте причину здесь.

Как снять педали с велосипеда, разобрать их и смазать для лучшей работы //velosipedinfo.ru/kak-snyat-pedali-s-velosipeda-ih-remont-i-obsluzhivanie.

Смотрите еще про исправление восьмерки на велосипеде в видео ниже, чтобы все окончательно уложилось в голове ясной картиной.

Восьмерка на колесе велосипеда – устраняем самостоятельно

Спицевое колесо смело можно назвать одним из самых классических элементов вашего байка, так как его устанавливают на большинстве современных велосипедов. Конфигурация такого колеса включает в себя:

В процессе длительной эксплуатации колесо подвергается значительной нагрузке и со временем может быть деформировано. Поэтому каждый велолюбитель должен уметь самостоятельно устранить несложные неполадки.

Как выровнять деформированное колесо мотоцикла («восьмёрка» или «яйцо»)Как выровнять деформированное колесо мотоцикла («восьмёрка» или «яйцо»)Как выровнять деформированное колесо мотоцикла («восьмёрка» или «яйцо»)Как выровнять деформированное колесо мотоцикла («восьмёрка» или «яйцо»)Как выровнять деформированное колесо мотоцикла («восьмёрка» или «яйцо»)Как выровнять деформированное колесо мотоцикла («восьмёрка» или «яйцо»)Как выровнять деформированное колесо мотоцикла («восьмёрка» или «яйцо»)Как выровнять деформированное колесо мотоцикла («восьмёрка» или «яйцо»)Как выровнять деформированное колесо мотоцикла («восьмёрка» или «яйцо»)Как выровнять деформированное колесо мотоцикла («восьмёрка» или «яйцо»)

Что такое восьмерка?

Деформация колеса носит название «восьмерка» в том случае, если часть обода отклоняется от плоскости вращения. При такой неисправности вы можете ездить на велосипеде, однако удовольствия от такой прогулки никакого не будет. Более того, со временем восьмерка приведет к тому, что обод полностью придет в негодность и его необходимо будет заменять на новый. Поэтому лучше не затягивать и устранять проблему сразу же после ее выявления.

Как правильно выявить наличие восьмерки?

Если вы начинаете подозревать, что колесо деформировано, в первую очередь необходимо найти место искривления обода. Это можно сделать двумя методами:

В первом случае, вы просто интенсивно раскручиваете колесо и определяете искривленный участок. Он будет постоянно отходить в сторону от плоскости вращения. В этот момент необходимо схватить колесо рукой и пометить деформированный участок маркером. Отдавая предпочтение контактному методу вы берете маркер и вращая колесо проводите им по ободу. Маркер должен сделать полноценный круг и после этого вы четко увидите место деформации.

Как правильно устранить восьмерку?

После того как вы определили участок деформации дело остается за малым – устранить восьмерку. Вы легко сможете сделать это самостоятельно, не обращаясь за помощью к специалистам. Существует два основных способа устранения восьмерки:

Исправление восьмерки силовым методом

Опытные велосипедисты не очень доверяют этому методу и прибегают к нему в том случае, если деформация колеса застала их внезапно в дороге и нужно устранить неисправность, чтобы добраться до точки назначения. Для того чтобы исправить восьмерку силовым воздействием необходимо снять колесо с рамы, повернуть деформированным участком на себя и крепко схватить обод и шину с обеих сторон. Коленом прижимаем область деформации и с максимальной силой давим от себя. Назвать данным метод эффективным затруднительно в силу следующих причин:

  • Вы не сможете устранить небольшие выпуклости
  • Есть риск выгнуть обод в другую сторону
  • Устранять восьмерку таким методом очень неудобно
  • Некоторые обода просто не подвергаются силовому воздействию человека

Устранение регулировки методом подтяжки спиц

Этот метод более популярен среди велолюбителей, ведь позволяет добиться прекрасного результата в виде идеально ровных колес. Для работы вам обязательно понадобится специальный спицевой ключ, который свободно можно приобрести в любом магазине велотехники. В большинстве случаев искривление обода происходит из – за общего ослабления спиц. В этом случае поочередно подтягиваем их примерно на один оборот. Если спицы ослабились конкретно в месте деформации, аккуратно подтягиваем те, что находятся в непосредственной близости от искривления. Начинаем с центра. Крутить спицы необходимо в сторону, противоположенную выпуклости. Овладев этим нехитрым методом единожды, во сможете быстро и аккуратно устранить неисправность и спокойно наслаждаться стремительной ездой на любимом велосипеде!

Спицы.

Спицы подбираются под:

  1. вес велосипедиста;
  2. стиль езды / условия использования;
  3. высоту профиля обода и диаметр фланцев втулки (выбираем длину спиц для переднего и заднего колеса).

Также следует определиться с тем, спицы какой форме вы хотите иметь в своем колесе. По форме спицы бывают прямые круглого сечения, батованные круглого сечения, батованные овального сечения, плоские аэродинамические, плоские с батованными конечностями и тому подобное. Напомним только, что от знакопеременных нагрузок спицы ломаются в зонах накопления стресса, которые находятся у конечностей. Чаще всего спица ломается чуть выше головки. Батование позволяет перераспределить нагрузку на большую центральную зону, увеличивает эластичность спицы и продлевает ее жизнь.

Определение восьмерки

Чтобы точно выровнять обод, необходимо правильно определить местоположение изгиба. Сделать это можно двумя способами:

  • Визуальный;
  • С использованием метки.

Наиболее традиционный метод определения неисправностей, который испытывал каждый юный велосипедист во дворе, это визуальный осмотр колеса.

Для этого необходимо перевернуть агрегат вверх колесами и сильно прокрутить обод. На скорости вы сможете четко заметить искривленный участок.

Главное – закрутить посильнее. Однако, определив дефект, необходимо точно запомнить участок или резко остановить колесо рукой, чтобы не потерять место искривления.

Как выровнять деформированное колесо мотоцикла («восьмёрка» или «яйцо»)Как выровнять деформированное колесо мотоцикла («восьмёрка» или «яйцо»)Как выровнять деформированное колесо мотоцикла («восьмёрка» или «яйцо»)Как выровнять деформированное колесо мотоцикла («восьмёрка» или «яйцо»)Как выровнять деформированное колесо мотоцикла («восьмёрка» или «яйцо»)Как выровнять деформированное колесо мотоцикла («восьмёрка» или «яйцо»)Как выровнять деформированное колесо мотоцикла («восьмёрка» или «яйцо»)Как выровнять деформированное колесо мотоцикла («восьмёрка» или «яйцо»)Как выровнять деформированное колесо мотоцикла («восьмёрка» или «яйцо»)Как выровнять деформированное колесо мотоцикла («восьмёрка» или «яйцо»)

Данный метод имеет свои недостатки. Главный из них – ненадежность наших глаз. Они не всегда могут определить мелкие восьмерки, тем более, если искривленных участков больше одного.

Другой минус заключается в запоминании поврежденного сектора. Поэтому данный способ можно применять, когда у вас под рукой нет инструментов или вы находитесь в дороге.

Второй метод более точный. Он заключается в установке отметок на искривленном участке колеса. Но, если для визуального осмотра снимать покрышку с обода не требовалось, то при данном методе определения дефекта необходимо освободить колесо.

Перевернув велосипед вверх колесами, прокрутите искривленный обод и медленно приближайте к его тыльной стороне мелок или маркер. Выпуклая часть заденет мел, и отметка на искривленном секторе будет установлена.

Продолжайте медленно приближать мелок к колесу до тех пор, пока он не начертит контур по всему радиусу. Это необходимо для определения менее заметных восьмерок. Места очерченного контура, где след мела становится толще, и есть восьмерка.

Данный метод определения неисправности требует больше времени и подготовительных работ, но благодаря ему вы сможете точнее определить даже незначительные изменения формы колеса.

Как выправить гнутый литой диск

18 апр 2014, 20:13

18 апр 2014, 21:17

сначала геометрию обода по ширене киянкой, лучше свинцовой на деревяшкезатем распорным винтом (я правил складным автодомкратом) вогнутости обода упираясь в ступицучерез прокладки в виде резинок или тряпок( этот металл не выносит точечных нагрузок)потом восьмерку на деревянных опорах торцом легонького кило на 10 бревна бить мощьно но не резкоот резких ударов силумин треснетви без фанатизма. лучьше оставить 1-2мм биения чем выбросить диск пытаясь выровнять в идеал

з.ы. отдали диск от альфы с 15 милиметровыми биениямиотровнял до 1,5-2 мммалость чуствуется, но ездить можно вполнекатаюсь на нем 2 тыщи (поставил проверить а поменять назад все лень)

Как убрать восьмерку на велосипеде

Исправление восьмерки на колесе велосипеда

Восьмерка на колесе, наверное, самый распространенный вид неисправности на велосипеде. Практически каждый велосипедист, рано или поздно встречается с ним, но не каждый знает что исправить восьмерку на колесе велосипеда не очень сложно, и под силу каждому.

На колесо, во время движения, воздействуют несколько типов нагрузок:

  • Вертикальные нагрузки — возникают под весом велосипедиста и велосипеда;
  • Поперечные нагрузки — возникают во время разгона и торможения;
  • Осевые нагрузки — возникают во время резких поворотов и маневров.

И с течением времени, под влиянием этих нагрузок, форма колеса может измениться и образуется «восьмерка», даже если вы катались только по ровной дороге. На скорость образования восьмерки и ее размер влияют несколько факторов: стиль катания на велосипеде, правильность настройки колеса, материал из которого оно сделано. Соответственно чем качественней обод колеса — тем реже его придется исправлять.

Дефекты обода колеса велосипеда

Новый обод колеса должен быть идеально круглым и плоским в профиле. Но в процессе эксплуатации и воздействии упомянутых выше нагрузок он деформируется, наиболее частыми бывают следующие дефекты.

Исправное колесо велосипеда

  • Восьмерка — дефект образующийся выгибанием в сторону части обода, и плоскость ее вращения перестает совпадать с плоскостью вращения остального колеса. Является самым распространенным дефектом.

Восьмерка на колесе

  • Зонт — дефект возникает когда колесо устанавливают не посередине между перьями рамы. Учтите, что некоторые колеса специально выпускают со смещенным зонтом. И если он не мешает езде можно не обращать на него внимания.

Зонт на колесе велосипеда

  • Яйцо — дефект возникает когда обод колеса сплющивается и превращается из круга в овал. Появляется реже восьмерок, обычно после приземления с большой высоты.

Яйцо на колесе волосипеда

Исправление восьмерки и других дефектов колеса является не сложным, но весьма кропотливое занятие. Чтобы все получилось требуется не столько умения, сколько усидчивость и терпение. Перед началом исправления восьмерки колеса приготовьте следующее:

  • Само колесо — новичку лучше сперва исправлять колесо на котором одна или две восьмерки, иначе он может запутаться;
  • Кусочек мела или белый маркер — чтобы отмечать места искривления;

Белый мелок

  • Спицевой ключ — важно подобрать ключ точно по размеру ниппелей спиц;

Спицевой ключ

  • Станок для правки колес — нужен только в особо сложных случаях, колеса на которых мало восьмерок можно исправлять не снимая колесо с велосипеда.

Исправление восьмерки на колесе велосипеда

Для поиска восьмерки раскрутите колесо, и медленно приближайте мелок к ободу колеса. Как мелок начнет задевать обод уберите его и место, где он оставил отметку покажет направление и место восьмерки.

Далее начинаем исправление — ослабляем натяжение спиц с одной стороны и подтягиваем с другой. Но ослабление о подтягивание спиц надо проводить аккуратно и пропорционально, постоянно следить за тем, чтобы не образовалось яйцо.

Есть несколько вариантов восьмерок, далее я опишу какие спицы надо использовать для исправления:

1. Если восьмерка образовалась между двумя спицами — одну спицу следует немного подтянуть, а вторую на столько же ослабить.

Исправление восьмерки на колесе велосипеда

2. Если восьмерка образовалась напротив какой-то спицы — спицу, напротив восьмерки надо подтянуть на четверть оборота, а соседние с ней спицы ослабить на одну восьмую.

Исправление восьмерки на колесе велосипеда

3. Восьмерка образовалась напротив нескольких соседних спиц — надо спицу расположенную ближе к центру восьмерки подтянуть сильнее всех остальных (на пол оборота), далее , чем дальше от центральной, тем слабее подтягивает/ослабляем остальные спицы.

Исправление восьмерки на колесе велосипеда

Проведя настройку обода, вновь раскручиваем колесо и проводим проверку, если восьмерка пропала или уменьшилась значит все сделали правильно, а если восьмерка увеличилась возвращаем ниппели в исходное положение. Затем надо провести те же операции, но наоборот — спицы которые закручивали надо открутить, а соответственно те, которые откручивали закрутить.

Исправление яйца на колесе велосипеда

Первым делом нужно найти место появления яйца. Берем мелок, раскручиваем колесо и подводим медленно мелок к ободу снаружи колеса. Как только мелок начинает касаться обода, получается там и яйцо.

Для исправления яйца спицы нужно подтягивать с обоих сторон обода одинаково, в противном случае может образоваться восьмерка. Спицы находящиеся ближе к центру яйца подтягивать нужно сильнее, получается, если центральную спицу подтянули на пол-оборота, соседние с ней надо подтягивать только на четверть оборота.

Исправление яйца на колесе велосипеда

Не стоит расстраиваться, если не получится исправить восьмерку с первого раза, повторюсь, эта работа требует усидчивости. Также важен опыт, чем больше восьмерок вы исправите, тем легче будет исправлять очередную.

Исправление зонта

Настройте и установите зонтомер на ось колеса. Его ноги должны касаться обода, а указатель центра совпадать с осью колеса и касаться ее.

Зонтомер

Далее переверните колесо. Не перенастраивая зонтомер приложите его к другой стороне колеса. Если его ноги не касаются обода, а указатель центра соприкасаться с осью то спицы с этой стороны колеса необходимо подтянуть. Если его ноги касаются обода, а указатель центра не достает до оси колеса, то спицы с другой стороны обода надо подтянуть.

Не допускать при исправлении восьмерок

Не допускайте ослабления отдельных спиц, иначе они могут сломаться во время езды. Если после настройки остались ослабленные спицы, их следует подтянуть, а вместе с ними подтянуть соседние (но слабее чем предыдущую), затем повторить настройку колеса.

Не перетягивайте спицы, они могут повредить обод. Если после настройки оказалась сильно перетянута спица, ослабьте ее, и ослабьте соседние спицы (но слабее чем предыдущую), затем повторите настройку.

Читайте также:

Какой диаметр колёс лучше для горного велосипеда 26″; 27,5″; 29″

Источники:

https://velo-trest.ucoz.ru/index/0-20
https://velojournal.net/sborka-kolesa-velosipeda-chast-1
https://excellent-moto.ru/kak-vyrovnat-deformirovannoe-koleso-motocikla-vosmerka-ili-ajco/
http://velobajo.ru/bez-rubriki/kak-ubrat-vosmerku-na-velosipede.html

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector