История появления велосипеда

Содержание скрыть

История создания велосипеда

Ученные до сих пор не могут точно определить дату, когда началась история создания велосипеда. Некоторые исследователи утверждают, что эскизы с изображением похожих транспортных средств можно увидеть среди барельефов гробниц древнего Египта и фресок Помпеи. Иные версии относят возраст двухколесной машины к XVI веку. Но за неимением неопровержимых доказательств эти идеи остаются гипотезами.

Зачем было изобретать велосипед

В основе каждого изобретения лежит идея отдельного человека или группы лиц, а в основе идеи – объективная причина необходимости появления нового изобретения. По мнению многих исследователей, одной из главных объективных причин изобретения велосипеда послужил голодный и холодный 1816 год, вошедший в мировую историю под названием «Год без лета».

В апреле 1815 года на индонезийском острове Сумбава (что недалеко от современного популярного курортного острова Бали) произошло мощнейшее извержение вулкана Тамбора, в результате которого погибло более 71 тысячи жителей, населявших многочисленные острова региона. Но неприятности на этом не закончились. Огромное количество вулканического пепла попало в атмосферу и в течение нескольких месяцев распространялось по ней, что в конце концов спровоцировало в 1816 году эффект вулканической зимы в северном полушарии.

Постоянные наводнения, многомесячные аномальные холода, непрестанные холодные ливни и даже снег посреди лета – все это почти полностью погубило урожай. Последствия извержения ощущались еще несколько лет. Особенно пострадали от погодных аномалий Западная Европа и Северная Америка. Как следствие, начался массовый падеж домашнего скота, страдавшего от недоедания. Поголовье лошадей также резко снизилось, что заставило срочно искать альтернативу этому способу передвижения.

День рождения велосипеда

Официально история создания велосипеда началась 12 июня 1816 года. В этот день жители немецкого Бадена были немало удивлены, увидев необычное явление. По улицам города ехал уважаемый и широко известный барон Карл Дрез на странном транспортном средстве, состоящем из двух расположенных один за другим колес и рулевого механизма. Приводилось оно в действие ногами седока, отталкивающегося от земли каждые несколько метров. Скорость необычного самоката составляла порядка 10 км/ч. Подлинный экземпляр первого ровера до сих пор можно увидеть в музее Карлсруэ.

Создание велосипеда

В самом начале 1818 года барон Карл Фридрих Кристиан Людвиг Драйс фон Зауерброн из немецкого города Карлсруэ запатентовал созданное годом ранее первое двухколесное самодвижущееся средство, послужившее праобразом современного велосипеда. Изобретатель назвал свое детище «Laufmaschine», что в переводе означало «машина для бега». Это изобретение очень напоминало современный велосипед, только без педалей и с деревянной рамой.

Машина для бега мгновенно стала популярной во всей Европе – многие английские и французские предприятия по производству карет начали выпускать новое модное средство передвижения. Но поскольку англичанам и французам немецкое слово «Laufmaschine» сильно резало слух, то машины для бега стали производить под названием «Дрезина» (если фамилию изобретателя Карла Драйса (Drais) прочитать на французский манер и добавить к нему суффикс -ine, означающий принадлежность, то получится Draisine, то есть, по-русски говоря, дрезина).

Интерес к дрезинам был настолько велик, а прибыли от их продаж были таковы, что уже в конце 1818 года британский коммерсант Денис Джонсон объявил о выпуске новой, усовершенствованной модели. Возникла небольшая заминка – потребовалось новое слово для обозначения усовершенствованной дрезины, дабы отличать старую модель от существенно переработанной новой (иначе это все равно что изобрести дирижабль и продолжать называть его старым словом «аэростат»).

Однако эта неловкая пауза длилась совсем недолго – французский изобретатель Жозеф Нисефор Ньепс, больше известный как первооткрыватель фотографии, предложил слово vélocipède «велосипед» практически сразу же после появления новой модели дрезины.

Французское слово «велосипед» образовано сложением двух латинских слов velox «быстрый» и pedis «ноги» (т.е. буквально «быстроног» или «быстроножник»). Обращение к латыни было не случайно – во-первых, латынь всегда была языком ученых мужей, а во-вторых, французы больше других европейских народов любили баловаться латинскими словечками. Однако авторство слова «велосипед» оспаривается другим французом.

По второй распространенной версии усовершенствованная модель Дениса Джонсона была названа dandy-horse (т.е. «лошадка английского денди»). А вот слово «велосипед» появилось немного позже.

Первый завод и другие вехи истории создания велосипеда

Модель Дреза впоследствии неустанно совершенствовалась. В хронологическом порядке достижения располагались так:

  • 1839 г. Томасом Мкколом была предпринята попытка улучшить качественные показатели изделия, сделав велосипед трехколесным и оборудовать системой педалей и толкателей.
  • 1845 г. Готлибом Миллиусом и Филиппом Фишером был изобретен привод переднего колеса.
  • 1861г. Первыми из них, кто построил велосипед, в наибольшей мере соответствующий современным образцам, стали Пьер и Эрнест Мишо. Их модель имела педали над осью переднего колеса. Модель стала пользовать высокой популярностью. В том же году господа Мишо открыли велосипедный завод, который изготовлял от трех до пяти машин в день.
  • 1868г. Французская фирма «Майер» наладила серийное производство веломашин с привычным сегодня задним приводом.
  • 1888г. Ветеринар Джон Данлопп запатентовал пневматические шины. Идея пришла ему в голову, когда он наблюдал, как его сын катается на велосипеде с деревянными колесами. Его изобретение сделало процесс езды более удобным и добавило двухколесной машине скорости.
  • 1914 – по настоящее время. Многократно совершенствовались конструкция рамы и привода, добавляя велосипеду новые аэродинамические качества. И вот, спустя 212 лет после первого выезда изобретения барона Дреза был зафиксирован мировой рекорд. Сэмом Уиттингем на велосипеде Varna Diablo II смог разогнаться до 132,5 км/ч.

История велосипеда

Официальная история велосипеда началась в 1817 году после того, как немецкий профессор Карл фон Дрез создал и спустя год запатентовал первый двухколесный самокат, который был назван “машиной для бега”. Деревянный самокат, в дальнейшем в народе прозванный “дрезиной”, был снабжен двумя колесами и рулем, и в общем был похож на велосипед, но только без педалей.

Изобретение Карла фон Дрез «Машина для бега» Карла фон Дрез

Примерно в 1839-1840 годах кузнец Киркпатрик Макмиллан из Шотландской деревушки усовершенствовал “дрезину”, добавив ей педали и седло. Педали толкали заднее колесо, с которым они были соединены металлическими стержнями посредством шатунов. Велосипедист восседал на седле между передним и задним колесами, а передним колесом можно было поворачивать с помощью руля. По сути доработанный Макмилланом велосипед можно смело назвать первым прототипом нынешнего велосипеда, но к сожалению он остался совершенно не замеченным и малоизвестным.

Рисунки велосипеда Киркпатрика Макмиллана Усовершенствования Киркпатрика Макмиллана Велосипед Киркпатрика Макмиллана

Примерно в это же время, подобная идея посетила , молодого французского мастера по изготовлению детских колясок Пьера Лалмана. Он ничего на знал о разработках Макмиллана и в его машине нужно было педали крутить, а не толкать.

Изобретение Пьера Лалмана

В 1963 Лалман отправляется в Париж, где он и смастерил свою первую модель. А уже в 1864 году он, совместно с промышленниками братьями Оливье и в сотрудничестве с каретным инженером Пьером Мишо, начинает массовый выпуск своего изобретения. Именно каретный инженер Пьер Мишо догадался сделать раму велосипеда металлической, все предыдущие изобретения были деревянными, а по некоторым сведениям название “велосипед” придумал тоже Мишо. Спустя два года Лалман уезжает в Америку, где и запатентует свое изобретение.

Пьер Лалман со своим изобретением Велосипед Пьера Лалмана

В 1867 году изобретатель Каупер предлагает удачную конструкцию металлического колеса со спицами.

А в 1878 году английский изобретатель Лоусон вводит в конструкцию велосипеда цепную передачу.

Самые первые велосипеды похожие на нынешние назывались Rover — “Скиталец” и были сделаны в 1884 году английским изобретателем Джоном Кемпом Старли. Они выпускались с 1885 года по 2005 года. Велосипед, к большому удивлению тех времен, обладал цепной передачей на заднее колесо и одинаковыми по размеру колесами.

Одна из первых версии Rover — “Скитальца” Rover — “Скиталец”

В 1888 году шотландец Джон Бойд Данлоп изобрел надувные шины из каучука. Они были гораздо совершеннее своих предшественников запатентованных в 1845 году. Благодаря новым каучуковым шинам велосипеды избавились от обидной клички “костотрясы” и это способствовало их популяризации. 1890-е годы были золотым веком велосипедов.

Хотя велосипеды того времени и стали в визуальном плане похожи на современные, то материалы из которых они были изготовлены были далеки от идеала. Так как нержавеющую сталь не умели еще варить, то рама и все металлические детали были изготовлены из ржавеющей стали и не были покрашены. Уход за таким велосипедом требовал трудоемкого ухода: чистка, смазка, промывание бензином или керосином после каждой поездки.

В это же время появлялось множество модифицированных вариантов велосипедов: складной, алюминиевый, с разными колесами, тандемы, лигерад — велосипед которым можно управлять лежа.

Лигерад Тандем 20-века

Складной велосипед демонстрация склодного велосипеда

За последние сто лет популярность велосипедов переживала свои пики и спады. Начиная с 1905 года популярность велосипедов начала падать из-за развития автомобильного транспорта. А к 1940 в Америке велосипед начали воспринимать как всего лишь игрушку для детей. А с конца 60-х велосипеды постепенно снова стали входить в моду, благодаря пропаганде здорового образа жизни и всеобщему осознанию важности экологических проблем.

Ниже я подобрала для вас фотографии велосипедов и велосипедистов прошлых столетий. Приятного просмотра.

Мистификации в истории создания велосипеда

В исторических хрониках можно увидеть немало мифов о первых создателях двухколесных транспортных средств, например:

  • Эскиз Леонардо да Винчи. Усомниться в подлинности рисунка исследователей заставляет факт наличия на эскизе цепной передачи и шарикоподшипника, не существовавших в XV веке. Кроме того, бумага «нашлась» только в 1973 году, что склоняет к мысли о попытке фальсификации документа, представляющего историческую ценность.
  • Ефим Артамонов. Долгое время считалось, что уральский крепостной умелец создал велосипед в 1800 году и даже совершил на нем пробег в 2 тыс. верст. Изделие потом хранилось в Краеведческом музее Нижнего Тагила. С развитием современных методик анализа было проведенное новое исследование. На самом деле возраст работы Артамонова оказался значительно меньше. Предмет был сделан не ранее 1870 года.

Другие старинные велосипеды

В истории велосипеда есть модели, которые не получили большой популярности и практически никак не повлияли на эволюцию транспортного средства. В первую очередь сюда можно отнести изобретенный шотландцем Томасом МакКоллом в 1830 году двухколесный велосипед без педалей. Главное отличие модели от дрезины заключается в том, что у разработки переднее колесо несколько больше заднего.

Не стал популярным велосипед и другого шотландца – Киркпатрика Макмиллана. В 1839-1840 годах кузнец из маленькой деревушки усовершенствовал изобретение МакКолла тем, что добавил к нему седло и педали. Можно сказать, что именно Макмиллан первым сделал велосипед, имеющий максимальное сходство с современным. Педали приводили в движение заднее колесо, которое в свою очередь было соединено шатунами с металлическими стержнями. Повернуть переднее колесо можно было рулем, велосипедист размещался между колесами. Очень напоминает привычный нам велосипед, не так ли? Вот только в те годы изобретение осталось незамеченным, поскольку сильно опережало свое время.

Во второй половине XIX века появились известные всем нам по старым фотографиям и гравюрам велосипеды с огромным передним колесом и непропорционально маленьким задним. Такие велосипеды получили особое наименование – «penny-farthing», данное им по названию соответствующих английских монет – пенни и фартинга (фартинг, стоивший одну четвертую пенни, по размерам был намного меньше, чем пенни).

Однако эти монстры очень быстро вышли из моды, так как сиденье было расположено на очень большой высоте, а центр тяжести в пенни-фартинге был смещен к переднему колесу, что делало такие велосипеды довольно опасными.

Что такое велосипед? Значение слова, происхождение

Спор о достоинствах машины и велосипеда все еще актуален. Внесем и мы свою лепту в эти дебаты. Рассмотрим вопрос о том, что такое велосипед. Мы не пройдем мимо значения слова, его перевода на основные европейские языки, расскажем об истории самого изобретения.

Происхождение

В русский язык слово попало из французского в середине XIX века. В язык Жан-Поля Сартра оно проследовало прямиком из латыни, где velox – это «скорость», а pes множественное число существительного «нога». Правда, другие словари указывают, что pes – это родительный падеж того же самого существительного. Тут можно выбрать одну или другую сторону, но суть от этого не меняется. Латинское слово «велосипед» означает «быстроног». Кажется, хотя бы раз, но каждый из нас слышал подобное определение.

Значение

что такое велосипед

После того, как мы разобрались с происхождением объекта исследования, было бы недурно узнать его смысловое содержание. В толковом словаре написано следующее: «Двухколесная или трехколесная машина для езды, приводимая в движение ножными педалями».

Значительно нагляднее словарного определения фото велосипеда, которое есть в нашей статье. Но давайте не будем сердиться на словарь, ведь у него на самом деле довольно трудная задача – дать обобщенное представление о целом классе явлений. Ведь велосипеды все очень разные, особенно сейчас.

Фразеологизм

велосипед фото

Продолжая лингвистическую часть нашего повествования, необходимо сказать и об устойчивом выражении, в котором задействован объект исследования. Мы хорошо знаем этот фразеологизм – «изобретать велосипед». Он означает нечто всем хорошо известное, трюизм, общее место. Речь может также идти о чем-то уже давно существующем в мире и не нуждающемся в представлении. Проблема «изобретения велосипеда» – это вопрос актуальности, который распространяется на все сферы человеческой жизни. Когда люди создают нечто, начиная от рассказа и кончая технической новинкой, главный вопрос, который им вслух или про себя задает общество: «Что в этом нового?». Творцы как могут оправдываются. В литературе, правда, происходит естественный отбор: то, что людям не нравится и не кажется оригинальным, просто не проходит отбор строгих редакторов.

На вопрос о том, что такое велосипед, можно ответить и так: это часть устойчивого словосочетания.

Перевод на основные европейские языки

значение слова велосипед

Языки можно учить по-разному. Кто-то считает, что эффективно начинать с основ и исследовать грамматику, потом на этот скелет наживлять «мясо» слов, выражений. А кто-то придерживается иной методики, при которой человек учит несколько слов каждый день. Мы внесем свою лепту, скорее, во второй подход, ибо предложим читателю перевод слова «велосипед» на пять основных европейских языков. Итак, список:

  • bicycle (по-английски);
  • fahrrad (по-немецки);
  • bicicletta (по-итальянски);
  • bicicleta (по-испански);
  • bicyclette (по-французски).

Бросается в глаза схожесть испанского и итальянского варианта. Их различает одна буква «t». Любопытно также и то, что во всех языках, представленных выше, основной упор делается на устройство аппарата – на наличие у него двух колес. Русский же упирает на силу ног ездока.

История велосипеда. Мифы и легенды

Лингвистическая часть закончена. Наступила пора рассказать немного о самом устройстве. Естественно, у нас нет задачи рассказать об истории полновесно. Укажем пунктиром только основные вехи. Без экскурса в историю трудно понять, что такое велосипед.

До 1817 года. Велосипед – это то, что является объектом мифов и легенд. Нет достоверных данных о том, что устройство было изобретено до этого времени. Немецкий ученый Дрез создает самокат, который напоминает велосипед без педалей. Потом устройство становится популярным в Великобритании.

Изобретатель велосипеда — Пьер Лалман

происхождение слова велосипед

Затем для аппарата придумали педали. Изобретателей последних было двое — Киркпатрик Макмиллан и Пьер Лалман. Француз сделал более совершенные приспособления, чем его шотландский коллега, зато последний оснастил велосипед седлом. Они ничего не знали друг о друге, и разница между техническими преобразованиями составляла 23 года (в 1839-1840 и 1862 соответственно). Источники говорят, что именно Пьер Лалман – изобретатель велосипеда. В 70-х годах XIX века появляется смешная на современный взгляд модель, у которой очень большое переднее колесо и очень маленькое заднее.

Прототип современного велосипеда

Велосипед, похожий на современный, создал Джон Кемп Старли. Назывался он Rover или «Скиталец». О влиянии этого изобретения можно судить хотя бы потому, что велосипед так и называется в некоторых языках, к примеру, rower – это по-польски.

В дальнейшем изобретались шины, которые делали езду приятной, тормоза, различные модификации самого аппарата. Полученные данные позволят лучше понять читателю, что такое велосипед.

Машина vs велосипеда

перевод слова велосипед

Наш экскурс в историю продолжается, но факты будут приправлены долей моральных рассуждений.

В начале XX века популярность «быстроногих» падает — их вытесняют машины. Но в 1960-е они снова в моде, потому что люди задумались об экологии и пользе велосипеда для жизни. Речь, конечно, о Европе и Америке.

Машина – это удобно и приятно, но все еще весьма опасно для человека и вредно для окружающей среды. Сейчас многие люди в России пересаживаются на велосипеды. Как и в 60-е годы в Америке, дает о себе знать пропаганда здорового образа жизни и привлечение внимания людей к экологическим проблемам. Но такие меры следует признать неэффективными, потому что для велосипедистов отсутствуют элементарные условия в нашей стране. Например, нет велосипедных дорожек на трассах, что делает передвижение на «быстроногом» почти экстремальным видом спорта. Поэтому любителей и активных пользователей велосипеда значительно меньше, чем хотелось бы и могло бы быть в идеале, если все устроить так, как надо.

Какая польза от велосипеда?

После уяснения значение слова «велосипед» можно поговорить и о том, что дарит человеку дружба с самим аппаратом. Многие наверняка мучаются вопросом: покупать или нет? Список преимуществ следующий:

  • кардиотренировки;
  • улучшение пищеварения;
  • похудение;
  • тонус мышц;
  • прекрасный способ снять стресс.

Самое интересное, что от езды на велосипеде вреда почти никакого. Противопоказания носят только индивидуальный характер. Если продолжать сопоставление с машиной, то человек не может купить автотренажер, чтобы быть в форме, а велосипед такой проблемы не создает. Когда на улице холодно, мрачно, пасмурно и мерзко, можно сесть на велотренажер и получить заряд бодрости.

Увлечение ездой на велосипеде – отличный способ завязать знакомство

велосипед латинское слово

Наверное, полным-полно всяких клубов автолюбителей, но вряд ли их узы такие уж тесные. С велосипедистами другая история. Они любят кататься все вместе, это отличный способ найти себе пару или новых друзей. Кроме того, общая тема уже есть: прекрасным стартом хоть дружеских, хоть любовных отношений может стать разговор о происхождение слова «велосипед». Те времена, когда мужчины и женщины «случайно» женились, кажется, уходят в прошлое. Теперь молодым людям хочется какой-то общей основы для отношений. Совместные интересы замечательно подойдут в качестве последней. Почему бы не начать с обоюдного увлечения велосипедными прогулками? Тем более, что проблема одиночества стоит все еще довольно остро. Несмотря на ожидания, интернет не принес здесь никакого облегчения, напротив, он усложнил ситуацию. Теперь люди, у которых проблемы с общением с себе подобными, могут вовсе не выходить из дома, если им этого не хочется. Интернет предоставляет широкие возможности жизни в виртуальном пространстве. Велосипед в такой ситуации не только прекрасный способ передвижения, но и повод выйти-таки на улицу.

История велосипеда

Идея передвижения на колесах за счет мускульной силы человека родилась очень давно. Различные коляски, повозки, приводимые в движение человеком на четырёх, трёх и двух колесах, появились почти одновременно в Германии, Франции, Англии и других странах.

clip_image001

Барон Карл фон Дрез, 1820 год

Первый велосипед

Все же родоначальником веломашины как таковой считают немецкого барона Карла фон Дреза (иногда пишется Драйс или Дрейс). В 1814 году он сконструировал свое двухколесное детище — деревянный самокат, который сам назвал «машиной для хождения». Соседи изобретателя прозвали данный самокат «прогулочной лошадью». Но движения велосипедиста напоминали скорее работу ног лыжника: человек передвигался, отталкиваясь ногами от земли.

В 1817 году Карл фон Дрез получил патент в Германии на изобретение якобы первого в мире велосипеда.

Беговая машина Карла фон Дреза, 1817 год.

В мире конструкторов этот вариант простейшего сооружения из двух колес, впервые управляемых с помощью руля, получил название по фамилии своего создателя — «дрезина». Слово «дрезина» и сегодня есть в нашем словаре, но означает оно немного иной агрегат.

Существует множество выдумок и мифов, связанных с началом истории велосипеда. К примеру, по непроверенным данным, российский умелец Артамонов объехал немецкого барона на своих колёсах на целых 14 лет.

Крепостной мастеровой нижнетагильского завода Ефим Михеевич Артамонов создал свой цельнометаллический велосипед еще в 1800 году. Продемонстрировал он его широкой публике — «в день Ильи Пророка года 1800 ездил на диковинном велосипеде по улицам Екатеринбурга», а в 1801 году добрался на своем самокате в Москву, преодолев по бездорожью более 5 тысяч км и показал свое детище во время коронации царя на Ходынском поле, за что был освобожден от крепостной зависимости. Весила «веломашина» Артамонова более 40 кг. Шатуны и педали крепились на переднем, ведущем колесе, диаметр которого превышал метр; диаметр заднего колеса — почти в 2 раза меньше. Общая высота велосипеда была около 1,5 метра. Но русскому мастеровому патент на изобретение не выдали.

В 1839−1840 годах шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан усовершенствовал изобретение Дреза, добавив педали, кривошип и рычаги к заднему колесу. Педали толкали заднее колесо, с которым они были соединены металлическими стержнями. Переднее колесо возвращалось рулем, велосипедист сидел между передним и задним колесом. Велосипед Макмиллана опередил свое время, но не получил большого распространения.

Педальный привод, придуманный Киркпатриком Макмилланом, 1839 год.

Дальнейшее техническое улучшение велосипеда происходило в Западной Европе и Соединенных Штатах Америки. Предприятия производят веломашины с усовершенствованной системой шатунов, прикрепленной непосредственно на переднее колесо.

Благодаря французскому мастеру каретных дел по фамилии Мишо в 1853−х годах появилась конструкция велосипеда, названная впоследствии «костотрясом».

«Костотряс» Пьера Мишо, 1853 год.

Пьер Мишо запатентовал педальный привод на переднее колесо велосипеда. Шатуны закреплялись на колесной оси; также впервые были применены: подпружиненное седло и тормоз, воздействующий на обод заднего колеса. Практически одновременно с Мишо подобную машину изобрел механик Пьер Лалльман.

Хотя англичане прозвали этот «самоходный» велосипед «костотрясом», но его популярности это не повредило.

Оптимальная конструкция

Официальной датой начала проведения соревнований по велосипедному спорту принято считать 31 мая 1868 года, когда на аллеях парка парижского пригорода Сен-Клу была организована гонка на 2000 метров. Ее победителем стал англичанин Дж. Мур, который в следующем году триумфально финишировал в шоссейной гонке «Париж — Руан» на 120 км, впервые проводившейся на «костотрясах» . По словам очевидцев, от участников этого мучительного испытания требовались «сила слона и ловкость обезьяны». Победитель англичанин Мур окончил дистанцию за 10 часов 45 минут, т.е. со скоростью спортсмена-пешехода.

Катание на двухколесной транспортной новинке становится повсеместно причудливым увлечением. В Англии этим видом спорта увлекались и молодые, и старые, и мужчины, и женщины.

Вы можете себе представить, как велосипедист тех времен выглядел даже после короткой поездки по пыльной дороге? Но любители и владельцы этого нового средства передвижения не замечали ни стершихся подметок, ни замызганных штанов, ни усталости. Правда, остается открытым вопрос, отчего у человека больше ныли ноги — от ходьбы или от езды на «веломашине»?

При всем этом первые любители велосипедной езды героически противостояли и усмешкам врагов, и лаю собак, которые так и кидались на седоков «железных коней», причиняя немало транспортных невзгод. Поэтому велосипедисты возили с собой кнуты и пробочные пистолеты, дабы отгонять разъяренных псин. Правда, нельзя сказать, что в наше время собаки сильно поменяли свое отношение к велосипедистам.

В 1867 году изобретателем Каупером была предложена удачная конструкция металлического колеса со спицами. Годом позже парижская фирма «Мейер и К°» начала выпуск велосипедов с цепным приводом на заднее колесо.

Цепной привод французской компании «Мейер и К°», 1868 год.

С 1869 года велосипеды стали оборудовать металлической рамой. В том же году на смену железным пришли шины из цельной резины. Хотя, по правде говоря, никаким новшеством это не было — еще в 1845 году англичанин Роберт Уильям Томпсон запатентовал надувную шину, но его изобретение было надолго забыто.

1870−1885 годы были периодом «пауков», т.е. высоких велосипедов с разновеликими колесами. К оси переднего колеса были прикреплены педали и руль, а велосипедисту приходилось сидеть практически на вершине переднего колеса.

Большеколёсный велосипед, 1870 год.

Их производили и французы, и немцы (фирма в Нюрнберге), и англичане. Также они назывались «большеколёсный велосипед» (англ. «Ніgh bicycle» или «High Wheeler») и «пенни-фартинг» (англ. «Penny-farting»).

Желание изобретателей увеличить расстояние, пройденное велосипедом за один оборот колеса, приводило к увеличению диаметра ведущего колеса, и, соответственно, к уменьшению заднего. Притом увеличилась скорость, набираемая данным велосипедом, по сравнению с его предшественниками. В дальнейшем скорость велосипеда была доведена до 30 километров в час.

К сожалению, передвижение на «пауке» было довольно небезопасным — этому способствовали большая высота сидения и смещенный к переднему колесу центр веса. При малейшем толчке велосипед опрокидывался, и седок совершал кульбит через руль. Прогресс «пауков» шел по пути уменьшения веса и увеличения надежности узлов машин.

В 1872 году в Британии был собран «Ариэль» — экземпляр велосипеда с большим передним колесом, в дальнейшем получивший название «Ординари» (с англ. — «обычный»).

Альтернативой «паукам» были трехколесные велосипеды.

Хотя, нужно заметить, что именно на усовершенствованном «пенни-фартинге», можно сказать «небоскребе», Томас Стивене совершил в 1885−м кругосветное путешествие, передвигаясь со скоростью 60 километров в день.

В 1878 году английский изобретатель Лоусон ввел в конструкцию велосипеда цепную передачу.

Вслед за «пауками» стала распространяться другая модель велосипеда, названная «кенгуру» — с цепной передачей, увеличение скорости в этом велосипеде достигалось соотношением шестерен.

Велосипед «Кенгуру» с цепным приводом, 1878 год.

В 1880 году Петербургская городская управа зарегистрировала около 100 велосипедов, а через 2 года они появились в Москве. Для булыжной мостовой они были малопригодны. К тому же езда на них в городе была строжайше запрещена.

Усовершенствование полюбившегося транспортного средства продолжалось — только в 1892 году во Франции было выдано 1000 патентов на новые велосипедные конструкции, в Англии — 2400, в США — 4000!

В 1884 году Джеймс К. Старли изобретает «безопасный велосипед», конструкция которого — с равновеликими колесами — стала прообразом современных моделей.

«Безопасный велосипед» с равновеликими колёсами, 1884 год.

Но настоящий переворот в изобретении велосипедов произошел в 1887 году, когда шотландский ветеринар Джон Бойд Данлоп применил полую пневматическую шину. Для того чтобы сделать более приятной езду на «костотрясах» для своего сына, он «обул» колеса велосипеда кольцами садового резинового рукава, применяемого для поливки цветов, и наполнил их водой. Тряска значительно уменьшилась, но появилось другое неудобство — водяные шины сильно замедлили движение. Тогда изобретательный врач накачал шины воздухом. Для того чтобы воздух не выходил обратно, он изобрел особый клапан, автоматически закрывающийся под напором уплотненной атмосферы. Пневматические шины были тем новшеством, которого не хватало «стальному коню» для окончательного признания его удобным способом передвижения.

В последующие годы в конструкцию велосипеда вносится очень много усовершенствований, направленных на улучшение его прочности, легкости, красоты и возможности достижения на нем высоких скоростей. За короткий срок велосипед получил широкое распространение как одно из средств транспорта, отдыха и спорта.

Велосипедный спорт

Начиная с 1870 года, в различных городах Франции, Италии, Великобритании и других странах начинается строительство велотреков.

Велосипедная гоночная лихорадка, охватившая в конце 19 века Западную Европу и Америку, докатилась и до российских просторов. Первое официальное соревнование было проведено в Москве 24 июля 1883 года на двух дистанциях — 1,5 и 7,5 верст. В гонках приняли участие американский, австрийский и английский спортсмены.

1883 год и стал датой рождения велосипедного спорта России.

Вторым по значению для развития отечественного велоспорта было соревнование, состоявшееся 23 сентября 1884 года на Царском Лугу (Марсовом поле) в Санкт-Петербурге. Эти выступления ускорили создание Московского клуба велосипедистов и Московского общества велосипедистов-любителей. В Петербурге такое общество (первое русское) было создано еще в 1882 году, а вот его Устав был утвержден 5 декабря 1884 года.

В 1896 году среди любителей велосипедной езды москвичи увидели Льва Николаевича Толстого. 70−летний писатель прекрасно владел машиной. Почитатели вскоре подарили ему велосипед с серебряными спицами.

Центрами велосипедной жизни постепенно стали города Рига, Киев, Одесса. Вначале состязания проводили на ипподромах и шоссе. В дальнейшем на средства общества и крупных предпринимателей были выстроены циклодромы (треки). В 1891 году в Москве был построен трек, покрытый цементом. В Петербурге действовал деревянный трек длиной 250 метров, который собирался за полчаса. А в Одессе в 1894−м был построен первый велотрек с асфальтовым покрытием длиной 360 метров.

С 1890 года в велосипедном спорте наметилось несколько категорий гонщиков: профессионалы, любители и независимые. С появлением пневматических шин велосипедные гонки получили широкое распространение не только на треке, где до этого гонялись только «пауки» и «кенгуру», но и на шоссе.

Здесь хочется подчеркнуть, что пневматические шины усовершенствовал именно наш соотечественник — Г. Иванов, который предложил раздельные камеру и покрышку.

1890 год также стал годом создания «классического» в нашем понимании велосипеда. Французская фирма Clement, Paris выпустила модель с названием Safety — с замкнутой рамой, подвесной кареткой, цепным (блоковым) приводом, колесами одинакового диаметра, которые имели радиальные спицы. Практически единственными недостатками этого велосипеда, как для нашего времени, были литые резиновые шины «Кушен» и отсутствие свободного хода в цепной передаче.

В 1891 году было положено начало традиционной дорожной гонке «Бордо — Париж» длиной 600 километров.

А в России в том же году произошло важнейшее событие в спортивной жизни — розыгрыш звания «Первый ездок России» (его еще назвали первым «Всероссийским чемпионатом»). В Москву тогда съехались сильнейшие гонщики Петербурга, Киева и Одессы. В программе была гонка на дистанции 7,5 версты, считавшейся тогда классической. Подобные соревнования были проведены потом в 1892−1894 г.г. в Москве.

В 1894−м впервые был проведен интереснейший марафон от Москвы до Нижнего Новгорода, но шоссе оказалось таким разбитым, что только двое спортсменов доехали до Волги.

Надо отметить и рождение в 1895 году самой тяжелой и длительной гонки «Петербург — Москва».

Победителем ее стал волевой и выносливый гонщик Михаил Дзевочко.

В 1898 году американская «велосипедостроительная» фирма в штате Индианаполис выпустила на рынок современную веломашину Waverley, которая отличалась оригинальным дизайном, деревянными ободами на колесах, а самое главное — технической новизной. Ее блоковая цепь имела шаг в один дюйм.

1899−й стал годом рекорда велосипедной скорости — гонщик Мэрфи «Миля» проехал 1 милю за 57,75 секунды.

До наших дней дошло только заслуженно заработанное прозвище этого велогонщика, а вот фамилия осталась неизвестна.

Наиболее значительной дорожной гонкой является гонка для профессионалов вокруг Франции — «Тур де Франс». Впервые она состоялась в 1903 году, общая протяженность — 5000 километров. Условия этой сверхдальней гонки меняются каждый год, подвергаются изменению и этапы.

Олимпийские велогонки

Велосипедный спорт — одна из немногих дисциплин, которая была представлена на всех Олимпийских играх современности. Причем для участников Игр I Олимпиады в Афинах был построен трек, во многом отвечающий современным стандартам. 8 апреля 1896 года были даны первые олимпийские старты, в которых приняли участие велосипедисты из 5 стран Европы. В программу соревнований было включено 5 видов гонок на треке и один — на шоссе.

Российские велосипедисты впервые выступили на олимпийской трассе в Стокгольме в 1912 году.

Из 12 гонщиков только один велосипедист закончил 320−километровую гонку, он был на 60−м месте. Но уже в 1926−м российские гонщики убедительно победили на состязаниях в Париже и Бермене. Однако официальный счет выступлениям на международной арене был открыт лишь в 50−е годы, после признания наших гонщиков Международным союзом велосипедистов в 1952 году.

Уникально достижение французского спортсмена Пауля Массона, ставшего на одной Олимпиаде трехкратным чемпионом.

clip_image009

Командный заезд на 4000 метров, Олимпийские игры в Финляндии. Хельсинки, 1952 год.
Фото: Life

На первых Олимпийских играх лидировали велосипедисты Франции и Великобритании, затем к ним присоединились спортсмены Дании, Италии, Германии, СССР.

На Олимпийских играх в Атланте в 1996 г. велосипедисты крутили педали в погоне за медалями на шоссе, на треке и по дорогам Атланты. Тогда впервые в истории Олимпийских игр к своим двухколесным братьям присоединился горный велосипед, для которого характерны широкие колеса.

Кстати, изобрели горный велосипед чуть больше 20 лет назад хиппи из Северной Калифорнии.

Одним из наиболее заметных явлений олимпийского движения в последние десятилетия является постоянное расширение видов программы. К началу 90−х годов приобрели массовую популярность новые виды велосипедного спорта: маунтинбайк (горный велосипед), триатлон, ряд дисциплин трековой программы соревнований.

Эта тенденция затрагивает и программу женского велосипедного спорта. На XXVII Олимпийских играх в Сиднее в 2000 году программа соревнований по велосипедному спорту была расширена до 18 видов, из них 7 комплектов медалей разыграны женщинами.

История появления и развития велосипеда

Современные велосипедисты даже не задумываются о том, какой долгий путь прошло изобретение, чтобы обрести известный всем внешний вид и функциональность. С этим моментом следует разобраться, ведь история разработки гораздо интереснее, чем может показаться на первый взгляд.

История появления и развития велосипеда

Первые шаги

Первый, запатентованный прообраз предка современного велосипеда был зарегистрирован в 1817 году. Немецкий профессор Карл Дрез разработал так называемую машину для ходьбы. Устройство в принципе сильно напоминало современный велосипед. Здесь водитель находился между колесами, сидя на деревянной раме с закрепленным поверх седлом.

Главными особенностями конструкции являлось наличие подвижного узла, позволяющего управлять передним колесом. Это и позволило «машине» обрести достаточно широкое распространение.

Дальнейшее развитие

Дальнейшее развитие конструкция получила в 1840 году, после модернизации Киркпатриком Макмилланом. Шотландский кузнец доработал систему, внедрив сюда педали и более привычное сидение. Особенность конструкции заключалась в том, что педали были присоединены к заднему колесу посредством металлических стержней и их нужно было нажимать, а не крутить.

Ввиду того, что конструкция буквально опередила свое время, «велосипед» не обрел популярности.

Первые педали и металлическая рама

Увидев на улице и покатавшись на машине для ходьбы, молодой мастер Пьер Лалман в 1862 году вдохновился конструкцией и решил ее переработать.

В 1864 году промышленники из Лиона, братья Оливье решили совместно с изобретателем массово выпускать «современные велосипеды». Благодаря совместным усилиям, разработчики внедрили в конструкцию металлическую раму и несколько новых доработок, позволявших передвигаться на аппарате с большим комфортом.

После этого, в начале 1867 г, изобретатель Каупер предложил использовать в агрегате разборное колесо с металлическим ободом и натяжными спицами. Подобная конструкция используется по сей день.

Первая цепь

Первая запатентованная версия велосипеда на цепной передаче обрела популярность в начале 1878 г. разработка изобретателя Лоусена имела более привычные педали, гибкую цепь и узнаваемые очертания. Единственное но, передача была жесткой и постоянно вращалась вместе с колесом.

Далее конструкция постоянно модернизировалась и дорабатывалась. В последствии спустя 20 лет появились первые втулки с тормозами и свободным ходом, когда педали не нужно крутить если велик катится сам.

Начало спортивного велосипеда

В начале 20 века, уже «современные» на вид велосипеды обзавелись первыми прототипами передач. На первичных версиях задняя втулка имела по две звездочки, жестко закрепленных с разных сторон. Аналогичная система применяется на некоторых современных модификациях типа FIX.

Также в это время был разработан планетарный механизм. Подобные «планетарки» были оборудованы специальными тягами для возможности удаленного переключения. Внутренняя часть представляла собой подобие редуктора с подвижными валами.

После второй мировой войны, итальянский велогонщик Тулио Компаньоло создал известную сегодня систему наружного переключения передач. Собственно, некоторые велосипедисты и называют задний перекидной механизм по фамилии его создателя.

Под конец 20 века, начали изготавливаться первые велосипеды из углепластика, композитов. Сильно обновился дизайн и стали массово внедряться в конструкцию индексные переключатели.

Видео

Сегодня, 200 летняя история появления и развития велосипеда, кажется достаточно растянутой во времени. Благодаря современным темпам модернизации и развития, системы эволюционируют с огромной скоростью. К чему это приведет спустя еще двести лет неизвестно.

Источники:

https://school1208.ru/raznoe/istoriya-velosipeda.html
https://www.syl.ru/article/370065/chto-takoe-velosiped-znachenie-slova-proishojdenie
https://er-ka.ru/istoriya-velosipeda/
https://masladvig.ru/istorija-pojavlenija-i-razvitija-velosipeda/