Износ цепи велосипеда

Содержание скрыть

Как определить износ кассеты велосипеда

Привод велосипеда | Как определить износ привода велосипеда

Привод велосипеда — это совокупность связанных между собой элементов/частей, которые обеспечивают передачу энергии с ног велосипедиста на ведущее колесо.

Чаще всего используется цепная передача, в которой механическая энергия передается при помощи цепи — гибкой части привода велосипеда. Цепь цепляется за зубья системы (передние звезды) и кассеты/трещотки (задние звезды) тем самым и обеспечивая передачу энергии.

Цепная передач имеет много преимуществ:

1) Высокий КПД (Передающаяся энергия практически не теряется);

3) Простота в замене (как заменить цепь);

4) Работа с много скоростными трансмиссиями;

5) Относительно низкая стоимость.

Однако есть и недостатки:

1) Быстрый износ;

3) Возможны рывки при работе на малых звездах, так как скорость не постоянна.

Также существует и ременная передача, однако она встречается крайне редко.

Как определить износ привода велосипеда?

Все элементы привода имеют свойство изнашиваться, больше всего износу подвержена цепь, но давайте рассмотрим все элементы привода.

Передняя звезда/система (набор звезд).

В зависимости от уровня оборудования и от стиля езды райдера, ресурс системы составляет 15 000 — 25 000 км. Если у вас начала проскакивать цепь — это первый признак износа. Чтобы определить уровень износа взгляните на зубья с обратной стороны. Новая система имеет зубья одинакового размера и определенной формы, задняя сторона более «крутая» чем передняя.

Задняя звезда/трещотка (кассета).

Ресурс задних звезд также зависит от уровня оборудования и стиля езды. В среднем от 10 000 до 15 000 км. Износ определяется так же как и на системе, по зубьям.

Определить износ цепи можно при помощи специальных инструментов или линейки. Если приложить растянутую цепь к новой (с таким же количеством звеньев) то старая цепь окажется длиннее на несколько звеньев. Ресурс цепи также зависит от уровня оборудования, но не более 4 000 км, однако мы рекомендуем менять цепь каждые 1 500 -2 000 км. Сильно изношенная цепь из-за несовпадения звеньев с зубьями, начнет быстро изнашивать систему и трещотку(кассету).

Самый простой способ определить износ цепи — использовать линейку, цепь можно не снимать с велосипеда. Одно звено новой цепи имеет размер 12.7 мм. Для более точного замера лучше замерять длину 24-х звеньев, от центра первой оси до центра двадцать пятой. Новая цепь будет иметь размер 304.8 мм, Допускается растяжение до 306.4 мм, в таких случаях придется заменить только цепь, если растяжение более 307,9 то придется менять систему и кассету (трещотку), в противном случае цепь будет проскакивать.

Исходя из выше описанного следует помнить, что если у вас большой износ привода велосипеда, то лучше менять сразу все компоненты (систему, кассету, цепь) т.к. замена компонентов по отдельности может привести к неприятным проскокам цепи и более быстрому износу хороших компонентов.

Если Вы не знаете как проверить износ цепи и заменить неисправные компоненты обращайтесь в нашу вело мастерскую.

Как определить износ велосипеда — Велобаджо

В процессе работы велосипеда, все его детали подвержены износу. В этой статье я опишу как можно определить степень износа цепи и некоторых совместных с ней узлов.

Степень износа звездочек кассеты велосипеда определяется формой зубьев. Основная нагрузка на звездочки кассеты приходится на заднюю часть зубьев, соответственно они изнашиваются больше. Из-за этого заднюю часть зубьев производят большего размера, чем переднюю. Во время езды цепь воздействует на заднюю часть зубьев, «расплющивая» ее и делая ее более пологой. Если кассета сильно изношенна, тогда цепь будет проскакивать.

Срок службы у всех кассет разный, он зависит от класса оборудования, материала, стиля педалирования, но в среднем это 10000 — 15000 километров.

Износ системы велосипеда

Износ звезд системы происходит также, как и на задних звездочках. Со временем, под воздействием цепи, зубья звезд системы меняют свою форму и цепь начинает проскакивать при педалировании. Срок службы системы больше чем кассеты и в среднем составляет 20000 — 25000 километров, но сильно изношенная цепь может сократить ресурс системы.

Износ цепи велосипеда

Цепь является одним из сложнейших элементов велосипеда, она состоит из множества соединенных между собой звеньев которые постоянно находятся в напряжении. При движении на цепь воздействует как звездочки кассеты так и системы. Из-за этого срок службы цепи меньше и в среднем составляет 3000 — 4000 километров, но и он сильно зависит от множества других факторов, таких как материал из которого она изготовлена, стиль педалирования, условия эксплуатации и многих других.

Изнашиваясь цепь «вытягивается» — соответственно, чем длиннее цепь становится, тем хуже. Это происходит из-за износа осей, которые соединяют звенья. Чем больше расстояние между звеньями, тем белее пагубное влияние цепь оказывает на звезды кассеты и системы и они начинают изнашиваться быстрее.

Чтобы измерить изношенность цепи надо измерить ее длину. Ее принято измерять на 24-х звеньях, это нормальное количество которые покажут изменение длины. В данном случае измерение можно проводить на велосипеде, не снимая цепь.

Для измерения предлагается использовать дюймы (1 дюйм — 2.54 сантиметра). Длина одного звена цепи 0,5 дюймов соответственно 24 звена будут равны 12 дюймам (304,8 мм).

Поставьте начало рулетки к середине первой оси и замерьте расстояние до середины 25 оси.

  • 12 дюймов (304,8 мм) — Хорошая, не изношенная цепь;
  • 12 — 12,063 дюймов (304,8 −306,4 мм) — Цепь в норме, можно использовать;
  • 12,063 — 12,122 дюймов (306,4-307,9 мм) — Цепь изношена. Если ее заменить сейчас, то поначалу возможны небольшие проблемы из-за несоответствия шага новой цепи и старых звездочек. Через некоторое время цепь и звездочки должны приработаться друг к другу и все будет нормально;
  • 12,122 дюймов (307,9 мм) или больше — Цепь сильно изношена, кассета и система- скорее всего, тоже. Если заменить только цепь, то процесс приработки может затянуться. Лучше поменять кассету и систему вместе с цепью.

Так как цепь, кассета и система находятся в постоянном взаимодействии необходимую замену цепи лучше производить вовремя. Если сильно изношенная цепь будет долгое время воздействовать на звездочки, они будут изнашиваться быстрее и придется менять все элементы сразу, а это достаточно дорого. Если поставить новую цепь на сильно изношенную кассету, тогда она не будет работать нормально и в итоге, уже новая цепь быстрее испортится. Соответственно сильно изношенная цепь быстрее испортит работу кассеты или системы.

Стратегию смены изношенных узлов каждому велосипедисту необходимо подбирать под свой стиль катания. Например, если Вы катаетесь только в парках и вокруг дома и за сезон проезжаете 300-400 километров и своевременно производите техническое обслуживание, сможете растянуть срок службы элементов и до десяти лет. А тем кто за сезон проезжает по несколько тысяч километров, можно предложить купить три цепи и менять их каждую 1000 километров. В этом случае элементы будут изнашиваться равномерно и прослужат дольше.

Действие кофеина на велосипедиста

Подготовка велосипеда к длительному велопоходу

Все статьи раздела

  • http://velosreda.ru/izmerenie-iznosa-tsepi-velosipeda

Как определить износ привода велосипеда?

Во время эксплуатации велосипеда происходит износ всех узлов привода – кассета, цепь и система. Но при этом износ каждого такого узла имеет свои особенности и нюансы.

Определить износ кассеты можно по форме зубьев звездочки. Потому что цепь во время езды воздействует лишь на заднюю часть каждого зуба, соответственно изнашивается эта сторона. В процессе износа задняя сторона понемногу съедается цепью, становясь более пологой. Как правило, одной кассеты хватает на 10000 км, хотя это сильно зависит от стиля катания. При сильном износе начинает проскакивать цепь, поэтому ее необходимо сразу же заменять. Что касается самой цепи, то ее хватает меньше, нежели кассеты, поэтому ее следует менять через каждые 4000 км. Ее износ проявляется в том, что она попросту вытягивается.

Если положить изношенную цепь и новую, то длина первой будет на порядок больше. Такое вытягивание обуславливается износом осей, на которые крепятся звенья, т.е. цепь разбалтывается. Ее замену следует производить, как только вы заметите, что появились несоответствия между зубцами звездочки и основной длиной звена. Поскольку при таких условиях очень быстро начинает изнашиваться кассета и система. Кроме того износ цепи можно определить и при помощи линейки, для этого следует измерить длину всех сегментов цепи. Если длина всех 24 сегментов равна 304.8 мм, то цепь еще новая, при данных в 306,4 мм цепь будет в норме, но если она больше этого размера, то это означает, что она сильно изношенна.

При замене цепи, необходимо учесть, что первое время с ней будут проблемы, как бывают проблемы и при вождении, но это будит происходить всего лишь первое время, потом система приработается. А если вы заметили, что весь привод сильно износился, то необходимо произвести замену всех ее частей, т.е. цепи, системы и кассеты.

Как предотвратить износ цепи велосипеда?

Износ цепи: что это такое, как с ним бороться и чем чреваты его последствия? Как определить насколько изношена цепь вашего велосипеда и что делать, чтобы продлить ей жизнь? Обо всем по порядку.

Как любая другая движущаяся деталь, цепь со временем изнашивается и приходит в негодность. Это выражается в растяжении цепи вдоль ее длины и расшатывании ее звеньев. Так ли опасен износ цепи? Да, и в определенных условиях он может доставить очень много проблем. Буквально во время прошлой покатушки у товарища лопнула цепь. Хорошо, что произошло это в городе и до ближайшего магазина было 20 минут пешком. Если бы она лопнула в походе.. Я думаю, вы и сами понимаете, что поход на этом может закончится, если вы не взяли с собой запаску.

Если не соблюдать режим обслуживания цепи, можно получить целый букет проблем. Когда цепь изнашивается, то она начинает понемногу «убивать» трансмиссию велосипеда (идет износ кассеты и звезд, стачиваются зубья), в некоторых случаях возможен разрыв цепи. В итоге придется потратится на замену изношенных деталей, а трансмиссия стоит недешево. Если вы сами не готовы браться за замену и настройку трансмиссии, то работа мастера тоже влетит в копеечку.

Как выявить износ цепи? Как определить, что она нуждается в замене?

Для начала, нужно снять цепь с велосипеда. Положите ее на ровную поверхность и приготовьте штангенциркуль. Устанавливаем на нем 119 мм, просовываем его в цепь внутренними губками и развигаем их до упора. Смотрим результат. От 119,7 до 120,6 мм – нормальный износ, замена цепи не требуется От 120,6 до 120,9 мм – требуется замена цепи Более 120,9 мм – надо менять и цепь, и трансмиссию

Как правильно ухаживать за цепью велосипеда?

Предположим, ваша цепь пока не требует замены, и вы интересуетесь как по максимуму продлить ей жизнь? Для начала спросим себя: что влияет на износ цепи? Основных причин две: 1) Перекос цепи в трансмиссии;

2) Воздействие окружающей среды: влага, грязь, пыль, инородные предметы.

Первая проблема решается элементарно: нужно купить синглспид 🙂 Второй избежать невозможно, но бороться с воздействием окружающей среды на цепь можно и нужно! В первую очередь регулярно проводите чистку трансмиссии и смазывайте цепь. Мы расскажем как это делается быстро и качественно.

Нет смысла чистить цепь непосредственно на велосипеде. Смазка на поверхности цепи, смешиваясь с пылью и грязью, со временем превращается в абразив, потихоньку съедающий цепь. Даже используя специальную машинку для чистки цепи, вы не сможете его полностью вымыть из звеньев, так что воспользуемся дедовским, но очень действенным способом.

Для того, чтобы проводить адекватное обслуживание цепи, вам понадобится установить на нее замок. Замок цепи — размыкаемое звено, которое позволяет вам быстро снимать и устанавливать цепь на велосипед.

  1. Снимите цепь и поместите ее закрывающуюся в емкость, наполовину заполненную бензином или растворителем (достаточно 500 мл)
  2. Трясите емкость около минуты, пока жидкость, смыв часть масла, не превратится в однородную жижу черного цвета
  3. Вытащите цепь и поместите ее в другую емкость с чистой жидкостью
  4. Повторите пункт 2
  5. Снова поставьте цепь на велосипед и нанесите смазку. Делайте это аккуратно и экономно, вполне достаточно одной капли на каждое соединение звеньев
  6. Прокрутите педали, чтобы смазка проникла внутрь звеньев
  7. Хорошо протрите цепь салфеткой от всей смазки, оставшейся снаружи — она не нужна! На самом деле имено эта лишняя смазка и есть главная причина загрязнения цепи!

Таким незамысловатым образом, без покупки дополнительных приспособлений и специальных патентованных препаратов, вы получите цепь, готовую к использованию.

Не выливайте оставшуюся после промывки цепи отработку растворителя в канализацию!

Как наиболее эффективно использовать ресурс цепи?

Есть несколько стратегий, которые помогут вам сделать это наиболее эффективно:

1) Система трех цепей. Один из самых распространенных способов, работающий за счет того, что детали трансмиссии изнашиваются медленнее цепи. Покупается сразу 3 цепи и меняются через определенные промежутки, обычно это 500-1000 км пробега. Так цепи меняются по кругу, пока они все не будут изношены полностью.

2) Простой стособ: периодически заменять цепь на новую, то есть примерно раз в 1500-2000 километров.

Тем же, кто катает до тех пор, пока цепь не будет убита полностью, я могу сказать, что это самый неразумный подход даже в том случае, если вы купили ашанбайк за бутылку пива и мешок картошки.

Как проверить цепь велосипеда на растяжение

Износ цепи характеризуется ее удлинением ввиду постоянной расточки пином (осями каждого из звеньев). Каждое звено по небольшой доле миллиметра растачивается и, как результат, цепь уже не ложится должным образом на звезды кассеты. Затем начинает растачиваться профиль звезды под новые посадочные места звена. Процесс растягивания цепи продолжается, а параллельно ему, идет видоизменение звезды под новые места посадочного размера звена. Процесс растягивания цепи и подтачивания звезды заходит так далеко, что в общем эффекте цепь начинает проскальзывать, срываясь на соседнюю звезду или же просто прокручиваться. Такая грустная история касается, в первую очередь, самой часто используемой звезды велосипеда – средней (обычно она объемом от 32 до 40 зубьев). То есть, если запоздать с заменой цепи, новая не сможет нормально функционировать, так как ее посадочное место уже расточено.

Когда нужно производить замену цепи на велосипеде

По статистике, средним ресурсом самых обычных цепей (Sram, Shimano) принято считать 1000 – 1500 километров. Примерно после преодоления данного расстояния цепь уже износилась, но не критично. Звезды системы намного дольше переносят влияние растянутой цепи, нежели звезды кассеты. Однако, нагрузки для каждого велосипедиста разные, а потому подходить к вопросу износа стоит индивидуально. Степень износа проще всего определить при помощи штангенциркуля. Необходимо выставить 119 мм, вложить звенья, чтобы узнать внутренний размер между ними. После того, как проделана вышеуказанная процедура, требуется растянуть штангенциркуль и посмотреть на результат.

Показатели от 120,6-120,9 мм говорят о том, что неплохо было бы заменить цепь. В случае, если значение больше 120,9 мм, растяжение цепи достигло критического уровня, когда придется покупать новую кассету.

Стратегия замены цепи

Для некоторых велосипедистов вопрос контроля износа цепи принципиален и они используют стратегию «круговой замены» цепи. Она характеризуется тем, что они производят замеры степени износа данной детали и как только замечают его наличие, цепь моментально снимается (и вешается на гвоздь), а вместо нее устанавливается новая. В классическом варианте данной стратегии необходимо использовать три цепи. После растяжения третьей цепи, которая была снята, снова ставится первая, на которой снова можно ездить до появления первых признаков более-менее ощутимого растяжения. После второй, разумеется, снова устанавливается третья.

После вышеописанного цикла смены цепей снова берется первая цепь, на которой уже ездят до появления ее критических показателей износа, а потом так же «докатываются» и остальные цепи. Как следствие, стратегия «круговой замены» полностью себя оправдывает: данный процесс постепенно убивает три цепи и всего одну кассету. Для большинства людей такой вариант утомителен в плане постоянного контроля над цепью и ее постоянной заменой, но в экономическом плане это наиболее выгодное решение.

Менее затратный по времени вариант стратегии «круговой замены»: выбрасывать цепь после обнаружения первых признаков растяжения. В таком случае звезды кассеты и звезд будут служить невероятно долго.

Какие будут последствия, если не менять цепь

Растянутая цепь — не повод менять трансмиссию. При езде по ровному асфальту неприятных ощущений будет минимум, можно не спешить с заменой. Тенденция растяжения цепи не остановится, кассета будет продолжать стачиваться, но трансмиссии хватит ещё надолго. Однако, злоупотреблять тоже не стоит, ведь разрыв цепи — не самое приятное дело.

Уменьшение износа цепи

Как было указано выше, растяжение цепи происходит из-за расточки пинами посадочного места. Использование смазки, которая не сильно собирает грязь — неплохой вариант. Можно легко убить новую цепь, проехав всего 500 километров по лесной дороге, потому как грязь и песок являются идеальным абразивом для ее износа. Часто люди спрашивают о возможности смазывания цепи WD40. Ответ отрицательный. WD40 не является смазкой, скорее наоборот, средство для удаления смазки. Как только испарятся все летучие элементы данного средства, цепь будет абсолютно сухой.

Лучше всего почаще обращать внимание на цепь, если катание осуществляется по местности, где много песка, глины, грязи. К примеру, при налипании большого количества грязи, необходимо снять цепь и поместить в емкость с растворителем: за ночь она должна отмокнуть и стать почти что новой.

Самое простое решение

Многие профессиональные велосипедисты дают неожиданный для новичков в этом деле совет: просто расстаться с цепями брендов Sram, Shimano. Пример: цепь Campagnolo Record прослужит до семи тысяч километров перед тем, как на ней начнут появляться первые серьезные признаки растяжения.

Опытные велосипедисты использую следующую стратегию. Приобретают Campagnolo Record (она довольно дорогая) в связке с кассетой от Sram или Shimano и проезжают на данном комплекте не менее 10 тыс. километров без особых проблем. Потом просто покупают еще один комплект, и так по новой.

Покупка данной цепи в связке с брендовой кассетой — идеальное решение для тех, кто отказывается морочить себе голову «круговой» сменой цепей. Как только износятся изначально установленные на велосипед цепь и кассета, стоит попробовать данный вариант. Своевременная замена цепи позволяет сохранить эффективность педалирования и удовольствие от езды. Предлагаем дополнительно посмотреть видео, в котором подробно рассказывается, как нужно чистить цепь.

Оригинальная публикация — на cortobike.ru

Правильная проверка цепи велосипеда — когда и как менять цепь

Цепь отличается наибольшей скоростью износа во всей группе трансмиссии у любого велосипеда. Износ цепи отражается в ее чрезмерном удлинении. Поэтому её следует менять время от времени, чтобы сохранить точность переключения скоростей трансмиссии. Кроме того, изношенная цепь начинает «подъедать» звёздочки на кассете и шатунах, иногда они даже могут сломаться. Однако равномерный износ всех трущихся компонентов трансмиссии не так страшен. Гораздо опаснее более выраженное растяжение отдельных звеньев цепи и истирание групп зубьев на звездах. Это происходит из-за неправильного монтажа компонентов или нарушения в плоскопараллельности между звездами.

Пример истирания цепью зубов на роликах переключателя

Так когда же именно стоит менять цепь? Износ цепи зависит от целого ряда факторов: обслуживание (чистку/смазку), условия эксплуатации (вода/грязь/песок), стиль езды райдера и состояние трансмиссии в целом (износ кассеты и звёзд). Именно поэтому не совсем верно определять износ цепи по количеству откатанных на ней километров.

Представитель компании Campagnolo, мирового лидера в производстве трансмиссий, Джошуа Риддл отмечает: «Тяжело свести всё к количеству километров, так как ездоки имеют разный вес, катаются по-разному, переключаются чаще или реже, выдают разную мощность, катаются по плоскому или горному рельефу, посуху или в жуткие погодные условия, заботятся о трансмиссии или катают на грязной… всё это складывается в совершенно разную картину износа цепи. Цепь может проходить от 3000 до 8000км, если округлять, но может быть даже меньше или даже больше, в отдельных случаях.»

Цепь необходимо стразу же заменить, если вы обнаружите какие-либо повреждения и трещины на ней. Ведь ее неожиданный разрыв в происходит, как правило в момент приложения пиковой нагрузки, из-за чего нога резко проваливается в пустоту, все это приводит к падению. Также полезно регулярно проверять цепь на предмет степени износа.

Далее мы опишем несколько простых способов, позволяющих оценить состояние цепи.

Измерение линейкой

Измерить износ можно простой линейкой, особенно удобно пользоваться дюймовой шкалой, так как два звена должны соответствовать 1 дюйму. Возьмите один пин для начала отсчёта и отмерьте 24 звена (12 полных, если считать узкое + широкое за полное звено). На новой цепи 12 полных звеньев должно равняться 12 дюймам. Но на изношенной и удлинённой цепи 12 звеньев будут длиннее. Если пин цепи 12го полного звена будет смещён более, чем на 1/16 дюйма, то цепь пора менять.

Если дюймовой линейки нет под рукой, то можно использовать метрическую, тогда удобней проводить измерения на 10 звеньях. На новой цепи 10 полных звеньев будут равны 25.4см. Если расстояние между центрами линков цепи окажется больше 25.5см, то цепь считается изношенной и требует замены. Все

Измерение с помощью калибра

Калибр для цепи — очень простой, недорогой и полезный прибор для измерения износа.

Крючком необходимо зацепить одно звено и если головка на другой стороне свободно заходит внутрь цепи, то значит износ вышел за рамки указанного в процентах на двух сторонах. Одна сторона рассчитана на индикацию 0.5% износа, вторая на 0.75%. Рекомендуется менять после того, как начинает заходить 0.75%.

Все вышеописанные измерения лучше проводить на снятой с велосипеда цепи, чтобы исключить вклад износа звезд в измерение.

Когда приходит время менять цепь на велосипеде

На сегодняшний день — короткая заметка, касающаяся замены цепи. Расскажу, как делаю я: как раз есть повод — новый велосипед, о котором напишу обзор сразу, как только накатаю необходимое количество километров и произведу апгрейды.

В комментариях читатели иногда пишут: «что вы делаете с этими цепями, я уже катаю третий год, и у меня даже намека нет на то, что её нужно менять». Дело здесь в том, что износ многоскоростной трансмиссии неравномерный — очень много зависит от того, где катать, как катать и даже как часто переключать передачи.

Я уже много писал о том, что происходит с «растянувшейся» цепью, можно почитать также про стратегию замены «в три цепи». Вкратце — имеет место такой эффект, когда изношенная цепь растачивает под себя зубья кассеты и в результате под нагрузкой пытается соскочить на соседнюю звезду.

Чем реже вы переключаетесь, используя несколько «любимых» звезд, тем быстрее они портятся. Как только износ дойдет до критической точки и цепь начнет проскакивать на зубьях, комплект кассета+цепь надо менять (а в особо запущенных случаях придется менять и основную звезду спереди).

Те читатели, которые недоумевают, почему у других улетают цепи за сезон и быстрее, просто в основном ездят по асфальту и хорошим грунтам, равномерно и без рывков в гору. В этом случае цепь может жить годами — у меня на дорожном гибриде самая обычная шимановская цепь бегала очень долго.

Если это ваш случай, то лучше всего оставить всё, как есть — износ на цепи и кассете уже есть, но он некритический — не надо ничего менять, пока цепь не начнет проскакивать. Не нужно тратить деньги, даже если калибр проваливается — кассета уже всё равно проточена и пока износ зубьев в пределах нормы, можно катать.

Что будет, если ездить на изношенной цепи до упора? В общем, ничего страшного — иногда цепь рвется, но это не проблема, если у вас с собой выжимка. Скорее всего, когда цепь настолько растянется, что будет шуметь даже свеже смазанная, вам захочется её поменять.

На велосипеде с пробегом не имеет смысла менять одну цепь, новая сразу же начнет скакать по старой кассете. Менять только комплектом «цепь+кассета»

На новых велосипедах я делаю так: спокойно катаюсь, раз в 300-400 км замеряя износ цепи специальным калибром. Как только износ стал заметным, снимаю стоковую и ставлю кампаньоловскую цепь, которая имеют гораздо больший ресурс. После этого вообще не заморачиваюсь заменой трансмиссии на долгое время. Эта стратегия работает не только на шоссерах, но и на МТБ, проверено.

Остается только чистить и смазывать цепь, но последнее время я и тут иду по пути наименьшего сопротивления. Давно минули времена, когда я каждые 500 км снимал цепь, вымачивал её в банке с вайт-спиритом и потом мыл Фейри.

Сейчас я делаю так: тряпкой снимаю основную грязь, потом продуваю каждое звено спреем WD-40, снова вытираю тряпкой и после этого капаю смазку на каждое звено, прокручиваю педали и уже в последний раз протираю тряпкой. Вся операция занимает 5 минут, вместо получаса раньше. Кстати, не забудьте вычистить грязь из зазоров между звездами.

Поделитесь в комментах, вы относитесь к тем, у кого цепи живут годами или наоборот, к тем, у кого они «улетают»?

среднее: 4,71 из 5 добавьте свою оценку Загрузка.

Что влияет на износ трансмиссии велосипеда

Учитывая цены на велосипедные расходники, никто не отказался бы продлить жизнь цепи, кассеты или передних звезд. Если следить и ухаживать за трансмиссией, то срок службы можно немного (или много) увеличить.

Азы для начинающих — в первую очередь износу подвержена цепь: она «вытягивается». Для того, чтобы велоцепь могла переходить со скорости на скорость, звено сконструировано таким образом, чтобы обеспечить изгиб, в этом слабое место, в отличие от односкоростных велоцепей

Каждая ось (пин) растачивает своё посадочное место на доли миллиметра, и растянувшаяся цепь уже не может идеально встать на зубец звезды кассеты или системы.

В результате оси (пины) растачивают профиль звезды, после чего цепь может начать перескакивать на другую звезду под нагрузкой, слетать с передних звезд, передачи переключаются нечетко. Вывод — первое, за чем нужно следить — это цепь.

Причины повышенного износа

1. Работа цепи с перекосом. На мой взгляд, это один из основных факторов, которые могут «убить» вашу трансмиссию в кратчайшие сроки.

Так как на многоскоростном велосипеде есть две-три звезды спереди и 8-11 сзади, то чтобы достать крайние положения, цепи придется сильно изогнуться. Такая работа очень быстро вытянет её, и в свою очередь, она начнет «сжирать» звезды трансмиссии.

На картинке выше указано красным неправильное положение, нужно стараться ездить на передачах, позволяющих держать цепь без сильных перекосов. Читайте более подробно о том, как правильно переключать скорости на велосипеде.

2. Грязь и смазка. Это второй кит, на котором держится долгая и счастливая жизнь кассеты и цепи на байке. Если на шоссейнике это не такая уж острая проблема, то для МТБ чистота — это в прямом смысле залог здоровья.

Из-за конструктивных особенностей звеньей многоскоростной цепи, набившаяся внутрь грязь служит абразивом, который ускоряет расточку осями звеньев своих посадочных мест , а следовательно — износ всей трансмисии.

Если катаете по лесу, то лучше всего купить машинку для мойки цепи, тогда можно будет быстро удалить грязь после каждой покатушки.

Смазка велоцепи — это совершенно отдельный разговор, нескончаемая война мнений. Лично я придерживаюсь той позиции, что нужно смазывать именно велосипедной смазкой, а не первой попавшейся под руку в гараже.

Я не буду спорить с тем, что продажа велосмазок — это маркетинг в чистом виде, и в этих смазках нет ничего чудодейственного. Если вы разбираетесь в смазочных материалах, то сможете найти в автомагазине нужный аналог.

С другой стороны, производитель (точнее тот, кто разливает по маленьким пузырькам и продает под своим брендом) уже подобрал смазку нужной вязкости, и учитывая, что пузырька стоимостью 5 долларов хватает на целый сезон, я не вижу смысла на этом экономить.

Ни в коем случае не смазывайте цепь маслами для бензопил, швейных машинок и т.п. Велосипед работает в совершенно иных условиях: вода, грязь, песок, глина. Вязкая смазка будет цеплять грязь, ускоряя износ цепи, а жидкая, наоборот, быстро испарится, оставив звенья работать насухую. Смазка нужна правильная.

Что касается конкретного бренда, то раньше я пользовался Pedro’s, но с прошлого сезона перешел на экологическую Green Oil, чем вполне удовлетворен.

3. Качество самих цепей. Этот пункт тоже весьма спорный, потому что все хвалят то, чем пользуются. Но факт остается фактом — ни Shimano, ни SRAM, ни KMC не были замечены в производстве цепей с высоким ресурсом.

В зависимости от условий катания, велоцепи этих брендов ходят по 1000-2000 км до критического растяжения (подробнее читать про то, как узнать, насколько растянулась велосипедная цепь), а это, на мой взгляд, крайне мало.

Многие велосипедисты перешли на вот эти легендарные цепи Campagnolo, которые совместимы с шимановскими или срамовскими кассетами, и ходят до десяти тысяч километров.

4. Усилие на педалях. При силовом педалировании (большое усилие на педалях, высокая передача) трансмиссия изнашивается быстрее. Если вы хотите по быстрому «убить» расходники, то сочетайте езду по грязному лесу в горку стоя (танцовщицей) с «перекошенными» передачами, и буквально за несколько сотен километров цепь растянется до критического значения.

Если ваша цель противоположна, то постарайтесь педалировать, поддерживая достаточно высокий каденс, чтобы на цепь не передавалась повышенная нагрузка.

Влияет ли большой вес велосипедиста на износ трансмиссии

Заодно я хотел бы обсудить с аудиторией интересный вопрос, который поднял вчера в комментариях читатель Сергей — он считает, что износ трансмиссии напрямую зависит от веса катальца. Наша дискуссия шла относительно людей с избыточным весом, то есть о езде без спортивных амбиций.

Мой опыт говорит о другом — цепь растягивает не вес ездока, а именно усилие на педалях, и нет прямой связи между весом и этим усилием (если не брать в учет езду стоя, но тяжелые катальцы редко прибегают к этому приему).

Я поясню, что имею в виду. Нормальный велосипедист стремится к тому, чтобы обеспечить примерно одинаковое усилие на педалях, несмотря на условия (скорость, рельеф, ветер), чтобы не подвергать лишним нагрузкам коленные суставы.

Назовем усилие, которое выдает каталец на педалях — N. Подбирая каденс и правильную передачу, это усилие будет всю дорогу примерно одинаковым. Возьмем двух велосипедистов, один с весом 70 кг, другой — 140.

Чтобы заехать в горку, казалось бы, более тяжелый каталец должен выдать вдвое большее усилие на педалях, но если у него нет цели приехать наверх с той же скоростью, что и его легкий коллега, то он просто подберет низкую передачу, и без особых усилий заедет на вершину, просто в два раза медленнее.

Усилие на педалях зависит больше от мощности мышц, чем от физического веса, это я замечал не раз, когда катался с продвинутыми велоспортсменами-любителями. Они, будучи легче меня, могут «заломить» в горку с такой скоростью, что я не смогу продавить на этой же передаче, даже если встану «танцовщицей» — просто не хватает мощи.

Посему делаю вывод — спортсмен с силовым педалированием ушатает трансмиссию гораздо быстрее, чем тяжеловес. Друзья, что вы скажете на этот счет? Изнашиваются ли цепи и звезды под тяжелыми велосипедистами быстрее?

Устранение проблем с цепью велосипеда

Проблемы с цепью велосипеда

Одним из основных элементов трансмиссии считается цепь велосипеда, которая, при условии содержания в достойном состоянии, обеспечивает нормальную работу механизма. Покупая байк, искать новую не будет никто. Однако, она приходит в негодность поздно или рано, и требует замены. Вот тогда актуальным становится вопрос о том, какую цепь велосипеда выбрать.

Уход за цепью велосипеда

Люди старшего возраста не забыли велосипеды «Салют», в которых цепь велосипеда не меняли, потому что служила она дольше, чем сам велосипед. Им странно слышать предложение, касающееся замены цепи велосипеда. «Старые» велосипеды верой и правдой служили много лет, потому что предусмотрена на них была единственная скорость, что находящейся постоянно в спокойном положении детали помогало не изнашиваться. Современные же велосипеды могут только позавидовать такому сроку ее эксплуатации. В свою очередь, раритетные средства передвижения не сравнить с байками наших дней по количеству скоростей. Даже бюджетные модели оснащены переключателями скоростей, что сопровождается скорым износом деталей современных велосипедов. Нельзя сказать, что они некачественные. Напротив, если такие нагрузки они выдерживают, это свидетельствует об их надежности и прочности.

И все же, время замены когда-то приходит. Чтобы деталь выбрать правильно, нужно познакомиться с производителями. Из них выделяются компании: SRAM, Shimano, КМС. Линейки перечисленных производителей предлагают цепи велосипеда разного качества и стоимости. Детали эти взаимозаменяемые, поэтому велосипедист при желании может перебирать их сколько угодно, пока не встретится та, которая устроит.

Важно: цепь под восемь передач приобретается для 7-8 звездочных кассет, под девять — для кассет из 9 звездочек.

Выбирая новую деталь, важно познакомиться с маркировкой. В числовом обозначении производитель сообщает данные о качестве изделия. К примеру, модель CN-HG53 более низкого качества, чем модель CN-7701.

Касета для велосипеда

Чтобы работа байка была адекватной, велосипедист не должен пропустить момент, когда требуется замена этого элемента или ремонт, пока не повреждена трансмиссия остальная. Если момент пропущен, то изношенная цепь велосипеда создает проблемы при езде и медленно «убивает» звездочки. В этом случае потребуется заменить и ее, и дорогостоящую кассету, а то и систему полностью.

Износ определяют не по «пройденным» километрам, т.е. километражу, а по длине 24 звеньев. Это происходит по той причине, что нередко, прогулки за городом, где грязь и бездорожье, протяженностью в 100 км соответствуют по износу 1000 км поездок по городским улицам.

Возвращаясь к длине звеньев: если состояние этого элемента оценивается как нормальное, то она соответствует 304,8 миллиметрам. Если эта цифра увеличилась до 306,5 – 307,5 мм – требуется замена, хотя еще ездить можно. Когда же значение это составляет 308 мм – это говорит не просто об изношенной цепи велосипеда, но об имеющихся проблемах в звездочках. Если ее не поменять, показатель превысит значение 308 мм, а это указывает уже на проблемы с ней, кассетой и в целом с системой.

Другой метод, помогающий определить «на глаз» уровень изношенности:

цепь велосипеда накидывают на большую звезду, оттягивают пальцами, чтобы увидеть зубья. Если видно два, то хотя она изношена, но продолжать езду можно. Когда же их 3 – она полностью изношена и требует замены немедленной. Иногда нехарактерный звук появляется от смазанного элемента. Он тоже сигнализирует, что цепь изношена. Советуют купить три цепи, на каждой из которых проезжать не больше 600 км. После этого, производить замену, выбирая из всех наиболее короткую. Этим цепям и трансмиссии увеличивают жизнь.

Как произвести замену цепи

Кажется все просто: снять и правильно установить. Но есть свои нюансы, которые облегчат эту работу:

  • на передачах перекошенных ездить не следует;
  • от поломки цепь убережет своевременная смазка;
  • не применять для смазки слишком густых средства (WD40);
  • пользоваться несколькими цепями, чтобы продлить срок их эксплуатации.

Рекомендуем:

  • Что делать если слетает цепь велосипеда
  • Техника педалирования
  • Обслуживание педалей велосипеда

Замок велосипедной цепи

Велосипедная цепь с замком

Если без замены цепи не обойтись, нужно произвести ее грамотно. Начать следует с проверки цепи, которая стоит на велосипеде, чтобы узнать с замком она или без. Обычно замок есть на байках недорогих и детских. Снять ее не составит труда, когда найден замок, снимающийся отверткой.

Велосипедная цепь с пином

Цепь с пином

Велосипедная выжимка для цепи

Выжимка

Посложнее справиться с цепью с пином, т.е. не имеющей замка. Чтобы работать с ней, нужен специальный инструмент, называемый выжимкой. Он поможет деталь снять быстро, не деформируя звенья.

Снимают ее в следующей последовательности:

  • определяют для разборки сегмент. Но, чтобы из-за многочисленных разборок его не расшатать, для каждой последующей разборки выбирается новый;
  • в приспособление поместить цепь, используя посадочное место инструмента, которое расположено рядом с фиксирующим винтом. Ось в нем легко выпрессовать и запрессовать, или во втором положении отрегулировать внутреннюю область втулки;
  • в сторону винта, который заворачивается с помощью рукоятки, выдавить ось.

Старайтесь не повредить ось, которая используется вновь при сборке звена.

Установка цепи

Прежде требуется выверить, потому что чрезмерно длинная, начнет спадать, а короткая не даст передачам свободно переключаться.

Определив длину, приступайте к установке — процедуре несложной и легко выполняемой, при наличии опыта:

  • переключатели установить на звездочке маленькой;
  • учитывая положение натяжительных роликов, надеть цепь (верхний ролик находится справа, нижний – слева);
  • совместив и зафиксировав звенья винтом, зажать цепь в выжимке;
  • вращая рукоять выжимки, запрессовать ось;
  • проверить работу оси, которая не должна заедать и выступать.

Наиболее часто встречающиеся проблемы

Первое место среди поломок занимает провисшая цепь. Вызвано это с износом. Процесс предотвратить невозможно, поэтому, при возникновении проблемы, нужно лишние звенья удалить.

Работу выполняют плоскогубцами и выжимкой:

  • разъединив цепь и убрав выжимку, определяют число лишних зубьев;
  • по описанному выше принципу, ненужные звенья удаляют;
  • цепь вновь соединяют, затем, проверяем подвижность.

Другая проблема – провисшая цепь. Велосипедист, в зависимости от степени давности проблемы, при езде испытывает дискомфорт или сталкивается со сложностями, которые приводят к травмам, даже авариям и потери деталей.

Причины проскакивания:

  • неправильно отрегулированы суппорты. Цепь перескакивает по звездочкам, если суппорты в среднем положении, или заклинивает между звездочками и рамой, если они в крайних положениях. Чтобы этого не допускать, регулируют суппорты своевременно, помня о редко используемых передачах (3-9 и 1-1);
  • износ составляющих или самой цепи. Соскальзывания начинаются после критического пробега, который лежит в пределах 2-8 тысяч километров. Для устранения потребуется устранить нехарактерную для звездочек заостренность или разболтанность цепи;
  • вызвать неадекватную работу может образование ржавчины на поверхности цепи или попадание в цепь частичек грязи, земли, травы, льда. Достаточно очистить и смазать цепь, чтобы устранить проскоки;
  • разрыв или скручивание цепи. Последнюю проблему решают, найдя и выпрямив поврежденное звено. С разрывом усилий потребуется больше, чтобы заменить испорченные звенья или цепь.

Для чего нужен успокоитель цепи

Успокоитель на цепь велосипеда

Спадание вызвано нагрузкой при езде. Закончиться это может травмами. Чтобы предотвратить неисправность используют успокоитель цепи велосипеда, под которым подразумевают ряд аксессуаров. Чаще конструкция собой представляет два ролика и рокринг. Такую конструкцию крепят к раме спереди вместо переключателя, чтобы не «улетела» цепь и была защищена от ударов (рокринг) передняя звездочка.

Выполняющую функцию успокоителя деталь делают в виде круга, диаметром большим, чем размер звездочки. Крепится он стандартно, а эксплуатироваться может с переключателем передач. Главной деталью «успокоения» является поддерживающий ролик.

Но, встречаются и другие варианты успокоителей:

  • безроликовые, т.е. деталь удерживается рамкой;
  • с двумя роликами – снизу и сверху;
  • с широкими роликами – для моделей спортивных.
  • Креплений тоже несколько:
  • тремя винтами к раме – ISCG;
  • передовой стандарт — ISCG 05;
  • к каретке – ВВ. Успокоитель притягивается к раме байка.

Выпускают еще монтируемый сзади успокоитель на кассету, чаще встречающийся на велосипедах классических и реже – на профессиональных, поскольку он мешает переключать передачи и требует дополнительного расхода энергии. Стоимость устройства зависит от престижа производителя и лежит в пределах 1000-5000 рублей. Признанными компаниями являются: SRAM, Hope (Британия), Funn и Shimano, рассчитанная на российского потребителя.

Почему проскакивает цепь на велосипеде?

велосипедная цепь

Любое катание на велике, будь это гонка на скорость или простая покатушка, оказывает существенное влияние на трансмиссию. В процессе езды цепь и звезды испытывают значительное трение друг о друга, в результате чего со временем приходят в негодность.

Для снижения силы трения и увеличения срока службы трансмиссии необходима своевременная смазка и очистка от грязи. Однако даже при правильном уходе велосипедист может столкнуться с проблемой износа, когда проскакивает цепь, передачи плохо переключаются или теряется зацепление звеньев за зубья звездочек.

Причины проскоков цепи через звезды

Неполадки «плохого поведения» трансмиссии проявляются при нагрузке: давлении на педали при переключении передач. Особенно ярко выражено проскальзывание при движении в гору, когда эта нагрузка максимальна. Эта закономерность одинаково справедлива и для синглспида, и для скоростного велосипеда. Разберемся, что служит тому предпосылкой, и можно ли это исправить.

Причины, по которым происходит срыв звеньев цепи со звезд, просты и прозрачны:

  • удлинение звеньев вследствие износа;
  • источены зубья задних и передних звездочек;
  • оба фактора одновременно.

Последний вариант встречается чаще всего, если цепь или кассета ранее не менялись по отдельности.

Показателем износа цепи является ее длина. Стандартная величина составляет 304, 8 мм. Растягивание ведет к тому, что сильнее стачиваются зубчики сначала малых, а затем больших звезд, из-за чего эффективность переключения передач на скоростном велосипеде в разы падает. Особенно заметно удлинение скажется на переходе от низших к высшим скоростям.

Если расстояние между роликами цепи увеличивается, то ширина звездочных зубьев уменьшается. Заметить выработку можно легко своими глазами. Для вычисления степени сточки сравниваются толщины зубьев изношенной и новой звезды одинаковых размеров.

И, наконец, еще одна причина, почему трансмиссия быстро изнашивается – это неправильное переключение передач. Для простоты запомним раз и навсегда:

  1. Спереди звезды отсчитываются от самой маленькой.
  2. Нумерация на задней кассете начинается от самой большой звездочки.
  3. Необходимо сочетать высшие передачи с высшими (большие звезды спереди и маленькие сзади), и наоборот.
  4. Так как на передней кассете звездочек меньше, на каждую из них приходится несколько звезд на задней кассете. Для стандартной системы 3Х8:

Правильное использование системы переключения передач позволяет избежать чрезмерного перекоса цепи, из-за которого детали испытывали бы колоссальный износ.

неправильное использование передач

Так пользоваться передачами нельзя

Как можно устранить неисправность

В этом разделе рассмотрим ситуацию, когда цепь начинает проворачиваться или слетать, переключатели с натяжителем настроены правильно. Как уже выяснили, проблема вызвана всего лишь износом. Радикальный вариант – поменять кассеты вместе с цепью. Но есть и более щадящие варианты, которые позволят системе послужить ещё.

Итак, снимаем цепь с велосипеда, распрямляем и замеряем ее длину. По размерам можно судить о ее износе:

  • до 306.4 – незначительное удлинение, проблема только в звездах;
  • до 308 мм – средний износ.
  • свыше 308 мм – полная непригодность к эксплуатации.

После замеров нужно осмотреть переднюю и заднюю кассеты. При растяжении цепи до 307.9 мм износ, скорее всего, проявится на маленьких и средних задних звездочках. Их можно заменить отдельно, без покупки новой кассеты.

измерение цепи

Измерение желательно проводить штангенциркулем

Замена рекомендуется на среднем износе, правда, поначалу неточность переброса и проскок могут только усугубиться. Это связано с несоответствием расстояний между роликами и шириной зубьев. Со временем компоненты трансмиссии притрутся друг к другу.

Растяжение свыше 308 мм уже не дает спокойно ездить на велосипеде. Цепь постоянно проскальзывает и болтается, может застревать в пространстве между звездочками. Правильное решение – менять ее вместе с кассетой. Также можно укоротить на два-три звена с помощью выжимки.

А есть ли альтернативный вариант? Да, он существует, и это успокоитель цепи. Вообще, эти приспособления используются в целях безопасности в велоспорте, когда велика вероятность слета цепи со звезд. Но с их помощью можно и максимально продлить время катания с изношенными деталями.

Роликовый успокоитель

Роликовый успокоитель

Успокоители состоят из диска (рокринг) и роликов. Есть и безроликовые модели, где цепь «успокаивается» только рамкой. Модификации с двумя роликами используются для скоростных велосипедов, где каждый из них соответствует двум передним звездам.

Регулировка переключателей на новом велосипеде

Проскоки и неточные переключения передач при нормальном износе говорят о расстроенных переключателях. Эта проблема обычно присуща новому велосипеду, а также, если цепь и звездочки были недавно заменены.

Общая схема регулировки переключателей:

  • выставить оптимальное натяжение тросиков;
  • отрегулировать ход по низшим передачам;
  • настройка хода цепи по высшим звездам.

Для задней системы звезд еще нужно выставить правильное положение натяжителя, которое будет компенсировать провисание цепи.
Настройка заднего переключателя на велосипеде:

  1. Ослабить винт и вынуть тросик привода.
  2. Установить низшие передачи, поместив цепь в положение 1:1.
  3. Вращением винта L достигается совпадение направляющего ролика со звездой.
  4. Установить трос в переключатель.
  5. Вращая педали, выставить высшие передачи: цепь на малой звездочке сзади и самой большой спереди.
  6. С помощью винта H добиться совпадения ролика и активной звездочки в одной плоскости.
  7. Правильное положение натяжителя – 5 мм от низшей звезды в положении цепи 1:1.

правильная настройка передач

Правильное положение в настройке низших передач (аналогичная регулировка по винту H)

Аналогично регулируется передний переключатель по схеме: настройка ограничений по L – регулировка высших передач по H – настройка натяжения приводного троса. Впрочем, сначала нужно проверить совпадения ролика переключателя с плоскостью крайних звезд. Возможно, достаточно будет только настройки заднего переключателя. И конечно, проверка работы трансмиссии, в частности, натяжения цепи, на практике.

В принципе, регулировки переключателей хватает на долгое время. Правильное использование системы скоростей поможет уменьшить скорость износа, а своевременное устранение негативных факторов позволит трансмиссии прослужить максимально долго.

Источники:

http://sashamoto.ru/velosiped/kak-opredelit-iznos-kassety-velosipeda.html
http://sashamoto.ru/velosiped/kak-proverit-cep-velosipeda-na-rastyazhenie.html
https://motocarrello.ru/pedali-shatuny-i-cep/1355-cep-velosipeda-problemy.html
https://velofans.ru/remont/pochemu-proskakivaet-cep-velosipede