Велосипед
Слово «велосипед» в переводе с латинского означает «быстрая нога». Это вид транспорта, который приводится в движение мускульной силой человека через ножные педали. Обычно у велосипеда два колеса, однако существуют модели с одним, тремя, четырьмя и даже большим количеством колес.
Удивительно, что такое простое транспортное средство, как велосипед, изобрели только в XIX в. Прототип этого транспорта появился лишь в 1817 г. А первый педальный велосипед сделал в 1839 г. шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан.
Дрезина для бега
Колесо, свойства вращения, гироскопический эффект, педали и механизмы вращения — т. е. всё, на чём основано действие велосипеда, использовалось в различных устройствах ещё в Средневековье. Но столетиями никому не приходило в голову сконструировать из этого нехитрый, доступный и нужный транспорт.
Первым смастерил такое транспортное средство немецкий изобретатель барон Карл фон Дрез в 1817 г. Он соединил деревянной рамой два колеса, снабдил устройство рулём и назвал свой самокат «машиной для бега». Двигали эту машину, перебирая ногами по земле, вращение колёс удлиняло шаги, ускоряя бег и экономя энергию. Популярную машину в честь создателя стали называть «дрезиной». Сейчас так называется механически передвигаемая по рельсам тележка.
Велосипед Макмиллана
В 1839 г. деревенский кузнец Макмиллан, снабдив педалями самокат Дреза, превратил его в велосипед (от старофранцузского «velox» — быстрый, «pes» — нога). Педали с помощью кривошипно-шатунного механизма вращали заднее колесо, их толкали ногами, совершая движения, напоминающие ходьбу. Но изобретение Макмиллана прошло незамеченным, и слава создателя велосипеда досталась другому.
Педали создали велосипед
Мастер детских колясок, 19-летний француз Пьер Лалман, в 1864 г. снабдил «дрезину» вращающимися педалями, крутившими переднее колесо. Массовым выпуском педальных велосипедов Лалмана под названием «денди-хорс» («лошадка щёголя») занялись парижские предприниматели Мишо и Ольвье. Их машины были неудобны тем, что достать до педалей с седла между колёсами можно было, только вытягивая ноги вперёд. Кроме того, железные колёса сильно бились о дорогу, и продукцию парижан прозвали «боншейкеры» («костотрясы»).
Вскоре велосипеды начали оснащать легки ми металлическими колесами с проволочными спицами и массивными резиновыми шинами. Вначале колеса были одного размера, но вскоре появился новый тип — с большим передним колесом. Это позволяло за один оборот педалей, прикрепленных к оси, проезжать гораздо большее расстояние. В некоторых моделях велосипедов переднее колесо могло достигать в диаметре 1,5 м, в то время как заднее обычно не превышало 30 см.
Это интересно!
«Велосипедный бум» человечество пережило в 80-е г. XIX в. С 1890 г. началось бурное развитие велосипедной промышленности. Количество этих транспортных средств, выпускаемых тогда по всему миру, составляло несколько миллионов штук. Во всем мире проводились бесконечные соревнования велосипедистов, для них выпускались специальная форма и обувь и даже «велодоги» — револьверы, чтобы отстреливаться, сидя «в седле», от назойливых собак.
Развитие идеи
Велосипед «подготовил» появление автомобилей и самолётов. Производители этого популярного транспортного средства, конкурируя друг с другом, стремились повысить качество своего товара, совершенствуя технологии металлообработки, изготавливая точно подогнанные детали — шайбы, подшипники, шестерёнки. Так родилась техническая база, на которой потом развились автопром и авиастроение. Достаточно сказать, что изобретатели самолёта братья Райт начинали как производители велосипедов, а такие всемирно известные автомобильные фирмы, как «Ровер», «Шкода», «Опель», были основаны как велосипедные компании.
Средство эмансипации
В конце XIX в. велосипед перестает быть лишь предметом развлечения. Государственные организации снабжали велосипедами полицейских, почтальонов и курьеров, а вскоре начали быстро создаваться велосипедные, или как их еще называли «самокатные», войска.
Кстати, считается, что именно велосипеды сыграли большую роль в эмансипации женщин. В частности, благодаря именно им в моду вошли женские шаровары. Как заявляла лидер движения женщин Америки Сюзан Энтони (1826—1906): «Я думаю, что велосипед сделал больше для эмансипации женщин, чем все остальное вместе взятое. Он дает женщинам ощущение свободы и независимости». И, несмотря на то, что один английский критик с возмущением писал в 1900 г.: «Езда на велосипеде — признак потери человечеством эстетического чувства», лишило велосипед его привлекательности лишь активное развитие автомобильного и мотоциклетного транспорта.
Современный вид
Только в конце XIX в. велосипед окончательно приобрел привычный для нас вид. У этой модели колеса были одного размера, а сиденье располагалось чуть впереди заднего колеса. Усилие передавалось при помощи цепной передачи. При этом зубчатое колесо на педалях делали больше, чем на заднем колесе, и поэтому при каждом повороте педалей заднее колесо делало больше оборотов. Кроме того, начиная с 1889 г. у некоторых моделей велосипедов появились легкие пневматические шины.
Трехколесные тяжеловесы
Параллельно с двухколесными велосипедами выпускали и трехколесные. Обычно они имели два колеса на задней оси и одно — на передней. Как и их двухколесные собратья, трехколесные велосипеды приводились в движение педалями, расположенными на переднем колесе. Это были тяжелые и дорогие машины, и поэтому после того, как двухколесный велосипед стал более совершенным, интерес к трехколесной технике резко упал. В наши дни их продолжают производить лишь небольшими партиями, они широко используются для перевозки всевозможных грузов.
Самое распространенное транспортное средство
В середине XX в. велосипед пережил второй период своей популярности. Во многом это было связано с распространением идей экологии и здорового образа жизни. В наши дни во всем мире используется более миллиарда велосипедов, что делает его самым распространенным транспортным средством. Он стал таковым благодаря низкой стоимости, легкости, малым размерам, отсутствию потребности в топливе и относительной безопасности. А еще он очень маневрен и мобилен, что особенно важно для крупных городов, где частые пробки.
Еще один бесспорный плюс: езда на велосипеде — хорошая физическая нагрузка, эффективное средство борьбы с гиподинамией — малоподвижным образом жизни. Все это способствует неуклонному росту популярности велосипеда в самых разных странах. Кстати, по итогам опроса общественного мнения в Великобритании, именно велосипед был признан величайшим техническим изобретением начиная с 1800 г.
Электровелосипед
Электровелосипед — особый вид транспорта. Для подзарядки ему достаточно обычной розетки. Если же аккумулятор разрядится в пути, можно ехать на нем как на обычном велосипеде — крутя педали.
Велорикша
Велорикша, или велотакси, — велосипед для перевозки пассажиров. Этот вид транспорта возник в Японии и оттуда распространился во многие другие страны. Существуют велорикши, в которых водитель находится спереди, а за его спиной на двух колесах установлено пассажирское сиденье. Есть модели, в которых водитель-велосипедист находится сзади, а пассажирское сиденье и два колеса — спереди. Встречаются также четырехколесные велотакси.
Тандём
Велосипед тандем — это двухместный велосипед, который оборудован двумя парами педалей. Тот, кто едет спереди, переключает передачи, рулит, управляет тормозами.
Его напарник сзади просто крутит педали, и ему даже не обязательно смотреть на дорогу.
Лигерад
Лигерад — велосипед, ехать на котором можно лежа или полулежа. Благодаря своей аэродинамике лигерады быстрее обычных велосипедов. Они более комфортны, так как при езде отсутствует нагрузка на спину. Недостатками являются большой вес и размеры, высокая стоимость, медленный поворот и более трудная езда в гору (велосипедист не может встать на педали, чтобы надавить на них своим весом).
Велосипед Артамонова: история и современность
В русской истории было немало неоцененных и не заслуженно забытых изобретений, которые получали признание лишь после того, как были повторно открыты и внедрены на Западе. К числу таковых относится и изобретение велосипеда русским крепостным мастером Ефимом Михеевичем Артамоновым. Его изобретение, сделанное в самом начале XIX века, как это часто бывает, оказалось не востребовано в России.
Но уже в 1818 году немецкий профессор барон Карл фон Дрез запатентовал первый двухколесный самокат. Самокат Дреза, в целом, выглядел как велосипед. Он включал руль и два колеса. Однако рама была деревянной, и конструкция не предполагала педалей. Изобретатель назвал свое устройство «машиной для бега» (Laufmaschine), поскольку для приведения его в движение необходимо было отталкиваться ногами от земли.
В 1839–1840 годах шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан добавил к изобретению Дреза педали и седло, тем самым, создал велосипед, похожий на современный. Педали приводили в движение заднее колесо, с которым они соединялись металлическими стержнями, переднее колесо управлялось рулем.
В 1862 году лионский мастер Пьер Лалман, ничего не знавший об изобретении Макмиллана, оснастил самокат педалями на переднем колесе. Уже через два года в Лионе начался массовый выпуск велосипеда Лалмана.
В Россию велосипеды попали из Европы как иностранное изобретение. И почти никто из наших соотечественников не знал, что еще за несколько десятилетий до просвещенных европейцев это устройство изобрел уральский крепостной «холоп Ефимка сын Артамонов». Впрочем, обо всем по порядку.
Откуда мы знаем об Артамонове и его изобретении?
Впервые предание об Артамонове и его велосипеде упоминается в книге В. Д. Белова «Историческій очеркъ уральскіхъ горныхъ заводовъ» за 1896 год. Там говорится, что во время коронации Павла I в 1801 году Артамонов «бегал на изобретенном им велосипеде», за что по повелению императора «получил свободу со всем потомством». Автор при этом не ссылается на какие-либо письменные источники, но поскольку он происходит из семьи потомственных служащих нижнетагильских заводов, то, возможно, указанные сведения были заимствованы им из устных преданий.
Кроме того, в сообщении Белова бросается в глаза существенная фактическая ошибка: в 1801 году, как известно, вступил на престол не Павел I, а его сын Александр I. Возможно, это просто случайная описка.
В 1910 году сообщение Белова повторяет краевед И. Я. Кривощеков в «Словаре Верхотурского уезда Пермской губернии», одновременно устраняя указанную неточность: «Мастеровой уральских заводов Артамонов в 1801 г. во время коронации бегал на изобретенном им велосипеде, за изобретение Александром I ему была дарована свобода от крепостной зависимости со всем потомством».
Артамонов на коронации. Рисунок
После этого упоминания об Артамонове и его велосипеде появляются лишь в советское время. В 1948 году в книге «Русская техника» В. В. Данилевский автор не только повторяет рассказ об участии Артамонова в коронации Александра I, но и сообщает, что изобретатель будто бы приехал с Урала в Москву на изобретенном им велосипеде. В примечании Данилевский также добавляет, что в Нижнетагильском музее хранится железный велосипед, приписываемый Артамонову.
В более поздних публикациях, прежде всего, А. К. Шварца, об Артамонове появляются дополнительные подробности: полное имя Артамонова — Ефим Михеевич, годы жизни, некоторые эпизоды биографии, маршрут его «велопробега» и даже другие изобретения мастера — «водяная мельница» для откачки воды из барж.
Наконец, информация об Артамонове попадает в Большую советскую энциклопедию. Если в издании 1950 года сообщается, что «имя и годы жизни неизвестны», то в 3-м издании БСЭ за 1970 год у него появляются инициалы и даты жизни со ссылкой на работу А. Г. Козлова «Творцы техники на Урале» 1954 года издания.
Биография изобретателя
Ефим Михеевич Артамонов родился в 1776 г., в семье Михея Артамонова — крепостного специалиста по строительству барж. Мальчик пошел по стопам отца и со временем стал специалистом по работе с металлом. В 1790 г. Михея Артамонова отправили на Старо-Уткинскую пристань на Чусовую, где строили баржи. А его сын, Ефим, был приписан к демидовскому Нижнетагильскому заводу, где готовили металлические крепления.
Годом создания велосипеда Артамонова или его прототипа, видимо, следует считать 1800 год. По крайней мере, А. К. Шварц приводит говорящее об этом свидетельство документов, правда, не давая прямой ссылки на источник: «холоп Ефимка сын Артамонов розгами бит за то, что в день Ильи пророка года 1800 ездил на диковинном самокате». Происшествие имело место в Екатеринбурге, где Ефим, бегая на «самокате», пугал встречных лошадей, которые в испуге на дыбы становились, кидались на заборы, причиняя увечья пешеходам. Самокат Артамонова, построенный на Нижнетагильском заводе, был железный. Он имел два колеса, причем переднее колесо было почти в три раза больше заднего. Колеса были скреплены изогнутой металлической рамой. Самокат приводился в движение ногами путем поочередного нажима на педали, которые крепились к переднему колесу.
Передвижение на таком «самокате» было нелегким делом. Из-за большого переднего колеса при спусках под уклон легко было опрокинуться через голову. А при подъемах в гору надо было «жать» изо всех сил ногами, чтобы велосипед не пошел обратным ходом.
В 1801 г. Артамонов решил поехать в Петербург. А. К. Шварц даже приводит некоторые подробности маршрута его движения. Из Нижнего Тагила умелец поехал в Пермь, а оттуда в — Казань. Затем он оказался в Санкт-Петербурге. Не исключено, что не весь маршрут Артамонов преодолевал «своим ходом». По рекам он мог двигаться на баржах. Так или иначе, уральский умелец добрался до столицы, а оттуда поехал в Москву, где была назначена коронация Александра I. Изобретение Артамонова понравилось императору и мастеровому, как мы уже знаем, пожаловали 25 рублей и дали вольную. Из Москвы Ефим Артамонов без происшествий вернулся в Нижний Тагил и начал совершенствовать свой самокат.
Пример Артамонова оказался заразительным. К лету 1802 г. в Нижнем Тагиле было наделано много самокатов, на которых рабочие собирались по примеру Ефима Артамонова поехать в столицу. Однако приказчики расценили это как кражу хозяйского железа: велосипеды были конфискованы и переплавлены, а виновные биты кнутом. Сам Артамонов был отправлен в ссылку и лишь в 1815 г. вновь появился на родном Пожвинском заводе.
Ефиму Артамонову приписывают и еще одно изобретение, а, точнее, техническое усовершенствование — «водяную мельницу», которая служила для откачки воды с баржи. Присоединение «водяной мельницы» к насосу позволило откачивать воду без участия рабочих, то есть конструкция прекрасно работала при движении баржи против течения. Однако при ее движении по течению насос почти переставал работать. Тогда умелец дополнительно установил на барже ветряную мельницу, которая позволяла насосу откачивать воду и при движении баржи по течению. Так, Артамонову, говоря современным языком, удалось автоматизировать процесс откачки воды.
О дальнейшей жизни изобретателя мало, что известно. Умер Ефим Михеевич Артамонов в Суксуне в 1841 г.
Легенда или быль?
Не все исследователи считают предание об Артамонове и его изобретении достоверным и доказанным. Многие из них указывают, что до нас не дошли документы, позволяющие надежно связать Артамонова и якобы изобретенный им велосипед.
Из этих сомнений произрастает гипотеза, что подлинным изобретателем велосипеда был некий Артамон Кузнецов, имя которого со временем ошибочно трансформировалось в фамилию. Сторонниками такого подхода являются, в частности, А. Г. Козлов и В. А. Блинов.
Существование Артамона Кузнецова надежно устанавливается по документам. Из письма министра юстиции П. В. Лопухина министру финансов графу А. И. Васильеву, датируемого 1804 годом, следует, что государь повелел выкупить из крепостной зависимости у Н. Н. Демидова крестьянина Егора Кузнецова с семьей и его племянника Артамона Кузнецова также с семьей. Там же сообщается, что означенный Егор Кузнецов представил Его величеству изобретенные им дрожки, но о заслугах Артамона Кузнецова не сообщается ничего. В заключении письма П. В. Лопухин сообщает министру финансов, что на его запрос Н. Н. Демидов сообщил, что готов безвозмездно освободить указанных крестьян, поскольку они «делами угодны Государю».
Историчность дяди и племянника Кузнецовых подтверждает и Ревизионная сказка 1795 года, согласно которой Е. Г. Кузнецов был приписан к Нижнетагильскому заводу Демидова, а А. Е. Кузнецов — к Выйскому заводу Демидова.
Таким образом, историчность Артамона Кузнецова не вызывает ни малейших сомнений, как и участие в его освобождении из крепостной зависимости Государя. Однако нет никаких свидетельств, что Артамон Кузнецов изобрел велосипед или иной механизм. Мы вообще ничего не знаем о его изобретательской деятельности.
Другие исследователи идут еще дальше в своем скепсисе относительно историчности Артамонова и его велосипеда. Так, Г. Н. Лист разработал развернутую программу проверки достоверности сообщений о велосипеде Артамонова.
Главным направлением проверки стал поиск сообщений об этом событии в различных исторических источниках — архивных документах, частной переписке и публикациях XIX века. Исследование не дало никаких результатов — никаких свидетельств найдено не было.
Следовательно, вопрос об источниках информации, на которые опирался В. Д. Белов, приводя рассказ об Артамонове, остается открытым. Другое направление исследования — атрибуция экспоната, демонстрируемого в Нижнетагильском музее в качестве «велосипеда Артамонова». Известно, что указанное изделие поступило в Нижнетагильский музей в 1923 г. при расформировании Верхотурского музея без сопроводительных документов.
Велосипед Артамонова в Нижнетагильском музее
Анализ химического состава изделия показал, что металл, из которого сделано колесо велосипеда, выплавлен в мартеновской печи. Отсюда, исследователи сделали вывод, что велосипед изготовлен не ранее 70-х гг. XIX века и не является оригинальным образцом начала XIX столетия. Является ли он копией с оригинального велосипеда Артамонова или имеет иное происхождение также остается неизвестным.
Обращает на себя внимание и другое: конструктивно экспонат музея напоминает английский велосипед «паук». Здесь возможно два варианта. Либо аутентичный «велосипед Артамонова» предвосхитил английскую модель, либо экспонат музея копирует не велосипед русского умельца, а современный времени изготовления зарубежный образец.
Велосипед-паук. Великобритания, 1880 год
Таким образом, мы можем констатировать, что вопрос о достоверности сообщений об изобретении первого в мире велосипеда в России начала XIX века остается открытым. Вместе с тем, как гласит известный логический принцип, не доказано, не значит, опровергнуто. Это лишь означает, что указанная проблема нуждается в дальнейших исследованиях и еще ждет своего разрешения.
Велосипед Артамонова в культурном пространстве современной России
Пока ученые спорят о степени достоверности сведений о жизни и деяниях Артамонова, «велосипед Артамонова» как культурное явление победоносно шествует по культурному пространству современной России.
Прежде всего, следует упомянуть о судьбе экспоната, который какое-то время считался оригинальным велосипедом Артамонова или, по меньшей мере, поздней, но точной копией с него. Как мы уже знаем, он поступил в Нижнетагильский музей в 1923 году без сопроводительных документов. Конструктивно экспонат очень похож на английский велосипед «паук», а химические особенности металла указывают, что он не мог быть изготовлен ранее 1870-х гг. Тем не менее, сегодня этот экспонат можно увидеть в музее истории техники «Дом Черепановых», который является структурным подразделением Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
В 2006 году в Екатеринбурге на улице Вайнера был установлен памятник Артамонову. Скульптура изображает человека, сидящего на велосипеде. На основании памятника можно увидеть надпись, из которой следует, что человек верхом на велосипеде — это и есть изобретатель Ефим Михеевич Артамонов. Очевидно, что поводом к установлению памятника послужила легенда, что именно в Екатеринбурге в 1800 году Артамонов ездил на своем изобретении, пугая лошадей и прохожих, за что, как мы уже знаем, и был бит батогами.
Памятник изобретателю велосипеда в Екатеринбурге
В 2015 году памятник похожего вида появился и в самом Нижнем Тагиле на Зеленом бульваре.
Скульптура «Велосипед Артамонова» в Нижнем Тагиле
Еще шире «велосипед Артамонова» представлен в Сети. На соответствующий запрос можно получить сотни и сотни ссылок на различные тексты. В большинстве из них пересказывается биография изобретателя как установленный исторический факт, в других же рассказывается об этом как «историческом курьезе», легенде, не нашедшей своего подтверждения. Но не зависимо от этого количество текстов о велосипеде Артамонова продолжает расти и он остается, по меньшей мере, действительным фактом современной культурной жизни России, современного общественного сознания.
Литература:
1. Артамонов, Е. М. // Аризона — Аяччо. — М.: Советская энциклопедия, 1950. — (Большая советская энциклопедия: [в 51 т.] / гл. ред. С. И. Вавилов; 1949–1958, т. 3).
2. Артамонов, Е. М. // Ангола — Барзас. — М.: Советская энциклопедия, 1970. — (Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров; 1969–1978, т. 2).
3. Бљловъ В. Д. Пятый періодъ. Царствованія Александра I и Николая I // Историческій очеркъ уральскіхъ горныхъ заводовъ / Высочайше утвержденная Постоянная Совҍщательная Контора Желҍзозаводчиковъ. — СПб.: Тип. Исидора Гольдберга, 1896. — С. 62. — 179 с.
4. Блинов В. А. Загадка Артамона Тагильского // Рифей: Уральский литературно-краеведческий сборник. — Челябинск, 1985. — С. 115 — 126.
5. Данилевский В. В. Русская техника. — М.: Лениздат, 1948. — 550 с.
6. Козлов А. Г. Творцы техники на Урале: краткий биографический справочник / Анатолий Козлов. — Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1954.
7. Комшина (Смирнова) Татьяна, Клат Светлана Велосипед Артамонова: легенды и документы // газета «Уральский рабочий» от 14 и 18 марта 1987 года.
8. Кривощеков И. Я. Словарь Верхотурского уезда Пермской губернии с общим историческо-экономическим очерком и приложением карты уезда в границах по административному делению России в 1734 г. / сост. действ. чл. Имп. Рус. геогр. о-ва И. Я. Кривощековым. — Пермь: издание Верхотурского земства, 1910. — VIII, [4], 823, [1] с., [1] л. карт.
9. Лист Г. Н. Справка об изобретении в 1801 г. в России первого в мире железного педального двухколесного велосипеда // ГКБУ «Государственный архив Пермского края», Ф. Р-790, Оп. 5, Д. 1124.
10. Шварц А. К. Велосипеду 160 лет // Уральский следопыт. — 1960. № 3. — С. 74.
Автор: Алексей Владимирович Горюнов, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии УлГПУ
Понравился материал?
Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!
История велосипеда: от древности до наших дней
До создания современного велосипеда было несколько примеров более простых устройств, напоминающих велосипед, так званых «протовелосипедов». Первым кто нарисовал чертежи велосипеда, был гениальный художник и изобретатель Леонардо да Винчи, в его знаменитых рукописях помимо многих других интересных вещей имелись и рисунки велосипеда. Увы, но чертежам велосипеда из эскизов Леонардо да Винчи так и не суждено было воплотится в жизнь (как впрочем, и многим другим изобретениям гениального итальянца), в последующие четыреста лет лошади оставались единственным средством передвижения по дорогам Европы.
В начале XIX века немецкий барон Карл фон Дрейс изобрел первое двухколесное движущееся средство, ставшее подлинным прародителем современных велосипедов. Свое изобретение Карл назвал «Laufmaschine», что в переводе с немецкого означает «машина для бега». Сия «машина» состояла из двух колес, которые были скреплены одной центральной планкой. Водителю этого транспортного средства приходилось сначала бежать, чтобы набрать необходимую скорость, а затем поднимать ноги и продолжать движение, до тех пор, пока первоначальный импульс не иссякал.
Вот так выглядел первый велосипед Карла фон Дрейса, уже с двумя колесами и сиденьем на деревянной раме, но еще без педалей.
Как ни странно первый велосипед приобрел большую популярность в Европе, и по имени изобретателя его стали называть «дрезиной» (Draisine).
(А еще с появлением велосипедов вскоре появились и аксессуары к ним, например, велосипедные покрышки, к слову купить покрышки 27 5 по хорошей цене можно перейдя по ссылке).
Как появилось название «велосипед»
Популярность дрезины привела к тому, что их стали делать во многих европейских странах, а некий английский изобретатель Денис Джонсон создал новую усовершенствованную модель дрезины, более удобную и функциональную, вот так она выглядела.
Но случилась заминка, новую модель надо было как-то назвать, а называть ее по прежнему «дрезиной» было уже как-то не комильфо. В итоге коллега Джонсона, французский изобретатель фотографии, Жозеф Нисефор Ньепс предложил название для новинки – «vélocipède», в переводе с французского «vélo» означает «быстрый», а «cipède» – «ноги». То есть если переводить буквально, то французское слово «велосипед» означает «быстрые ноги» или «быстроног». Название «велосипед» вскоре стало повсеместным.
Появление педальных велосипедов
Безпедальные велосипеды оставались в использовании почти 40 лет, пока два французских производителя карет не пришли к идее, которая произвела революцию в мире велосипедов. Пьер Мишо и Пьер Лальмен первыми додумались приделать к велосипеду педали, они же разработали план крепления педалей к переднему колесу и установки сиденья водителя на опорную балку.
В 1864 году они сделали свою первую модель педального велосипеда, которая оказалась очень эффективной и простой в производстве. Еще одним важным нововведением, которое внесли два француза, было изменение рамы велосипеда, если раньше она была деревянной, то теперь стала металлической.
Другие старинные велосипеды
Тем временем велосипеды, уже педальные, завоевывают еще большую популярность, появляются самые разнообразные модели. Одним из самых популярных дизайнов того времени была модель велосипеда с увеличенным передним колесом.
Созданный в 1869 году французом Юджином Мейером и серийно произведенный англичанином Джеймсом Старли, велосипед с высокими колесами улучшил несколько аспектов его использования, но и добавил несколько недостатков (сложный спуск и горная езда). Первые модели таких высоко-колесных велосипедов стали доступны в 1870-х годах в Англии, где они были весьма популярными.
После тех первых нескольких лет популярности велосипедов с высокими колесами, в 1885 году англичанин Джон Кемп Старли создал свой первый «велосипед безопасности». Сегодня это изобретение считается одним из самых важных моментов в истории велосипедов. Он имел цепь, которая соединяла педали с задним колесом и управляемое переднее колесо. Это устройство (называемое Rover) начало эпоху, известную сегодня как «Золотой век велосипедов».
С тех пор дизайн и оборудование велосипедов стали стандартизированными во всем мире, и они удовлетворяли всем четырем основным аспектам – безопасность, скорость, комфорт и рулевое управление. Все они имели основную ромбовидную форму, изготовленную из металла, пневматических резиновых шин, роликовой цепи, одной передачи, тормозов и многого другого. Золотой век велосипедов длился с 1900-х по 1950-е годы, когда велосипеды стали одним из основных средств общественного транспорта. Ранние велосипедные клубы популяризировали развлекательное вождение по всей Америке и Европе. За эти годы их производственные затраты значительно снизились, что увеличило их использование во всем мире.
И в наше время велосипеды не утратили своей актуальности, во многих европейских городах все больше людей отказываются от автомобилей в пользу велосипедов, полезных как для здоровья, так и для экологии.
Кто изобрел велосипед и в каком году?
В вопросе изобретения велосипеда разные страны стараются присвоить эту заслугу именно себе. Множество источников отражает самые разные версии, каждая из которых в принципе имеет право на существование.
Но среди этого количества теорий две все-таки наиболее соответствуют истине.
Кузнец Ефим Артамонов
По одной из версий, первый велосипед – точнее, «двухколесная тележка» – появился в России в 1801-м году благодаря кузнецу Артамонову. Патент Артамонову не дали, хотя он и проехал на своем велосипеде около пяти тысяч километров. Про двухколесную тележку очень скоро благополучно забыли, поэтому общепризнанной версией остается авторство немецкого барона Карла фон Дреза.
История Ефима Артамонова увлекательна: считается, что этот крепостной в 1801-м году приехал в Петербург на коронацию императора на изобретенном велосипеде, и якобы получил вольную для себя и своей семьи за столь новаторскую конструкцию. Велосипед же был помещен в музей в Нижнем Тагиле.
Однако нет никаких письменных подтверждений, никаких документальных доказательств того, что эта история – не вымысел. Как, собственно, нет и документов, подтверждающих, что кузнец Артамонов вообще существовал.
Фон Дрез
Собранная фон Дрезом в 1814-м году конструкция получила название «машина для хождения». Выглядело это как двухколесный самокат из дерева, без педалей, с седлом и рулем. Чтобы привести конструкцию в действие, нужно было отталкиваться ногами от земли. Патент на изобретение барон фон Дрез получил в 1818-м. Именно фамилия изобретателя легла в основу термина «дрезина».
Барон фон Дрез служил в лесном управлении, руководство которого еще задолго до получения патента, сразу после демонстрации велосипеда в городе Карлсруэ, оказалось крайне недовольно «глупой» изобретательностью сотрудника. Барону пригрозили помещением под медицинский надзор. Но в 1816-м году, когда в середине лета внезапно и не один раз выпал снег, пропал урожай, и люди вынуждены были забить скот и лошадей, которых нечем было кормить.
Поскольку ездить больше было не на чем, деревянная машина фон Дреза обрела нешуточную популярность. Самокат понравился и принцу, который попросил короля Баварии наградить фон Дреза. Позже Дрез создал мясорубку, печатную машинку и ту саму тележку, которую называют дрезиной.
Примечательно, что фон Дреза в итоге обвинили в том, что он сумасшедший, потому что нормальный человек не стал бы придумывать «непонятные штуки». Изобретателя поместили под домашний арест, его имущество разошлось по рукам, и в 1850-м году фон Дрез умер в полном забвении и крайней нищете.
От простоты – к совершенству
Спустя несколько десятилетий, в 1840-м, шотландец Киркпатрик Макмиллан усовершенствовал изобретенную Дрезом конструкцию, добавив педали. Но широкой популярности работа Макмиллана не обрела. И лишь в 1853-м году Пьер Мишо запатентовал педальный привод, а также оснастил велосипед тормозом и седлом с пружиной. Такие велосипеды получили едкое название «костотрясы».
Несмотря на столь говорящую характеристику, на костотрясах даже проводили гонки, как, например, гонка в парижском предместье Сен-Клу в 1868-м году. С 1867-го года у велосипедов появляются колеса со спицами. Такую конструкцию колеса предложил некий Каупер. В 1868-м компания «Мейер и Ко» стала выпускать велосипеды с цепью.
На протяжении полутора десятилетий, вплоть до 1885-го года, были очень популярны велосипеды-«пауки» с огромным передним и маленьким задним колесом. Большой диаметр переднего колеса, к которому крепились педали. Обеспечивал высокую скорость передвижения – до 30 километров в час.
Недостатком этого велосипеда была плохая устойчивость – конструкция опрокидывалась при малейшей неровности дороги. Еще один этап в истории велосипеда – цепная передача с шестеренками разного диаметра. Модель получила название «кенгуру».
Пневматической шиной велосипед оснастил шотландец Джон Данлоп: он просто надел на колесо резиновый шланг и наполнил его водой, а уже позже придумал наполнить шланг воздухом и закрыть отверстие специальным клапаном. Со временем велосипеды постоянно совершенствовались, становились легче, маневреннее, комфортнее.
Сегодня мы можем выбирать самые разные варианты – дамские и мужские модели, шоссейные и горные, с переключением передач и без них. Велосипеды-тандемы и трехколесные модели, детские велосипеды и сложные конструкции, рассчитанные на несколько человек – все это сравнительно доступно и доставляет людям огромное удовольствие.
Кто и когда изобрел велосипед: от первых до современных моделей — всё о велоспорте
Кто и когда изобрел велосипед: от первых до современных моделей
- фон Дреза
- История развития
- Формы
- Заключение
На вопрос «кто изобрёл велосипед» есть, как минимум, четыре ответа:
- профессор фон Дрез – изобретатель двухколёсного самоката;
- Киркпатрик Макмиллан – кузнец, первым добавивший к «дрезине» педали;
- Пьер Лалман – мастер по изготовлению колясок, запатентовавший велосипед с педалями;
- Джон Старли – предприниматель, выпустивший первый велосипед современного образца.
Кроме того, изобретение очередных велосипедов не забывают приписывать Леонардо да Винчи и русскому фолк-персонажу Артамонову.
фон Дреза
Общепринятым на текущий момент годом изобретения велосипеда считается 1818, когда лесничий из города Карлсруэ в Бадене, немец Карл фон Дрез, описал и запатентовал своё изобретение – двухколёсную машину, приводимую в движение с помощью ног седока. Правильнее всего называть это изобретеним, но все элементы, кроме педалей и привода, были на месте: два колеса, рама с седлом, руль, позволяющий вращать переднее колесо.
Судьба изобретения одно время висела на волоске.
Начав работу над «машиной для ходьбы», которую придумал ещё в 1810, в 1816 году изобретатель провёл полевые испытания, проехав на своём велосипеде почти 20 километров, восхитив жителей остроумием и скоростью передвижения.
Она превышала 10 км/ч. В отличие от простонародья, городское правление не было впечатлено машиной и предписало фон Дрезу прекратить изобретение безделушек, как им казалось, под угрозой увольнения.
Потеря удачного места на государственной службе была серьёзной опасностью, и в течение нескольких лет изобретения никто не видел. «Помогли» распространению велосипеда тяжёлые годы. 1816-й год выдался засушливым.
Урожаи были плохие, и деревенские жители, вслед за забиваемой скотиной, стали избавляться от лошадей.
Когда пришла пора перевозить тяжести, вспомнили о причудливой коляске лесничего, и дрезина стала распространяться по округе.
Окончательно закрепил популярность изобретения баварский герцог, которому так понравилась новинка, что он профинансировал выпуск первой массовой партии, а уже в 1819 году велосипеды появились в Париже и Лондоне, где дальше и совершенствовались множеством местных механиков.
Первые упоминания о подобных механизмах встречаются уже в конце XVIII века, а неясные намёки находят даже в итальянских летописях середины 1400-х годов и в работах да Винчи. Современная хронология изобретений выглядит следующим образом:
- 1818 – фон Дрез патентует свой самокат, начинается распространение конструкции по Европе.
- 1840 – шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан добавляет к конструкции «машины для ходьбы» педали, но изобретение не расходится дальше окрестных деревень.
- 1860-1866 – парижанин Пьер Лалман (по другим источникам – Мишо) при ремонте самоката закрепляет на нём педали, в течение нескольких лет новое изобретение под названием «велосипед» выпускается его фирмой в объёмах 400 изделий в год.
- 1869 – проходит первая гонка по территории Франции.
- 1870 – выпуск первого полностью металлического велосипеда.
- 1876 – первый байк с приводом на заднее колесо, эксперимент англичанина Г. Бейтса.
- 1879 – первый байк с цепным приводом, который создал изобретатель Г. Лоусон.
- 1885 – старт продаж велосипеда «Ровер», полного конструктивного аналога современного велосипеда.
- 1888 – первая пневматическая шина, придумал её изобретатель Дэнлоп из Шотландии.
- 1915 – под маркой Bianchi в бельгийскую армию поступают первые велосипеды с двумя подвесами.
Далее обновления не изменяют форму изобретения, лишь добавляют новые скоростные и эргономические факторы.
Формы
Самокат
Что такое велокат?
Всё начиналось с простейшей рамы и одинаковых колёс. Вариантов таких механизмов было множество. Назывались они «дрезиной» или «денди-хорс» (в Англии). Отлично снимая нагрузку и позволяя перевозить значительный груз, данные изобретения закрепились на европейском рынке XIX века, дав толчок новым разработкам.
Педальный велосипед
Лишь через 50 лет появилось значительное усовершенствование – педали. Они позволили изолировать пассажира от дороги и резко увеличить скорость катания, а также обеспечить комфорт от него.
Привода не существовало, и для увеличения скорости движения – особенно по неплохим, по тем временам, городским дорогам – увеличивалась окружность ведущего (переднего) колеса. Так появились всем известные «Фарт-феннинги» – от расхожих монет, которые сильно различались в окружности – велосипеды, переднее колесо которых в несколько раз превышало задние.
Новая конструкция начала порождать новые изобретения – появились четырёхколёсные велосипеды и первые тандемы, создавались настоящие произведения искусства.
Ровер
Финальное усовершенствование – цепной привод на заднее колесо – потребовало ещё 30-ти лет разработки. За несколько десятилетий педальный велосипед, любимец денди и городских щёголей, превратился в «рабочую лошадку» и в годы Первой мировой войны активнейшее использовался по всей Европе.
Современные типы
После Первой мировой войны технический прогресс затронул и велосипеды. Ежегодно появлялись новинки, находившие своего покупателя. В 60-х годах появились гоночные модели, а в 70-х – горные байки. Рубеж 80-х и 90-х ознаменовался появлением велокомпьютеров и сложных систем переключения скоростей.
Велосипедный мир не стоит на месте, и уже появляются новые изобретения, такие как электрические велосипеды.
Заключение
История велосипеда – это история эффектного изобретения, на базе которого талантливые инженеры смогли создать современные прекрасные байки. Не так важно, кто конкретно изобрёл велосипед – фон Дрез в 1818 году, Мишо в 1860 или производители «Ровера» в 1885. Все они одинаково достойны звания «гениального изобретателя», потому что оставили свой след в истории современного мира.
Злые, потому что велосипеда не было: кто и когда создал первую двухколесную технику
Источник: znaj.ua
15.07 18:10
В вопросе возникновения велосипеда, каждая страна, как это принято в истории, «тянет одеяло» на свою сторону
Велосипед, одно из самых популярных средств передвижения по всему миру, миллионы людей ежедневно преодолевают огромные и не очень расстояния на самых разных моделях и типах велосипедов, но далеко не все задумывались о происхождении этого вида транспорта.
Очень сложно отследить историю изобретения и возникновения велосипеда, каждая страна, как это принято в истории, “тянет одеяло” на свою сторону.
По сути, есть две основные версии в истории о том, кто изобрел первый велосипед в мире. Одна версия утверждает, что первый велосипед в мире был изобретен в России, кузнецом Артамоновым. Но вскоре про это изобретение забыли. Его называли двухколесной тележкой. По второй версии изобретателем считается Карл фон Дрез. О нем речь пойдет ниже.
А всё началось в далёком IX веке. В 1817 году немецким профессором бароном Карлом фон Дрезом был изобретён и запатентован первый беговел, который он гордо именовал “машиной для бега”.
В 1819 году первые деревянные велосипеды-самокаты вошли в моду. “Машина для бега” стала любимой игрушкой европейской аристократии.
В этот момент родилось и само слово “велосипед” (le vélocipède), пущенное в ход французами. Оно было составлено из двух латинских слов: velox (velocis), “быстрый” и pes (pedis), “нога”. По-русски это слово могло бы прозвучать как “быстроног”.
Внешне он сильно напоминал современные велосипеды и имел деревянную раму. Однако велосипед, привычный по устройству современному человеку был сделан лишь в 1862 году Пьером Лалманом в Париже.
Лалман тогда работал на производстве детских колясок и кое-что понимал в колесном транспорте. Юношу посетила революционная идея: что если к колесу беговой машины приделать педали?!
В следующем году Лалман переехал в Париж и стал сотрудничать с тремя богатыми студентами – братьями Эме, Рене и Мариусом Оливье.
У братьев было то, чего не могло быть у молодого рабочего – стартовый капитал! Впрочем, довольно скоро Лалман рассорился со всеми Оливье и эмигрировал в США, где в 1866 году взял патент на свое изобретение. Однако в производство его велосипед не попал.
Тем временем в Париже братья Оливье нашли другого компаньона, Пьера Мишо (1813-1883). Мишо развил идеи Лалмана. В 1868 году товарищи организовали компанию Michaux et Cie.
7 ноября 1869 года прошли первые междугородние гонки (Париж-Руан). Победу одержал англичанин Джеймс Мур, который проехал 123 километра за 10 часов 45 минут – медленнее, чем паровоз, но побыстрее лошади. Счастливый победитель стал обладателем призового велосипеда и тысячи франков золотом.
Дальше технический прогресс постепенно доводил вид и устройство велосипеда к тому, что мы с вами можем видеть ежедневно. Первый складной велосипед был сделан в 1878 году, активное использование алюминия при производстве рам началось в 1890-х годах.
Механизмы переключения начали появляться лишь на заре XX века, порой они были довольно забавными, например одним из первых способов было оборудование заднего колеса двумя звёздочками – по одной с каждой стороны, таким образом, чтобы переключить передачу, велосипедисту надо было остановиться, снять заднее колесо, перевернуть его и заново натянуть цепь. Первый механизм переключения, идентичный сегодняшним по схеме работы появился только в 1950 году, его изобрёл итальянский велогонщик и производитель велосипедов Туллио Каманьоло.
Портал “Знай.uа” сообщал, историю появления советского туристического рюкзака.
To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that
supports HTML5 video
Автор материала: Евгения Фрусевич
История изобретения велосипеда
Удивительно, но факт – велосипеду 200 лет. В 1817 году немец Карл фон Дрез из города Карлсруэ придумал нечто, схожее с самокатом на двух колесах, который мог передвигаться при помощи ног ездока. В следующем году он запатентовал «машину для бега», внешним видом напоминающую современную модель велосипеда, однако не имеющую педалей и с деревянной рамой.
6 лет работал фон Дрез над машиной, пока в 1816 году не провел первые ее испытания. Машина, развивавшая скорость до 10 км/ч, вызвала восторг публики, однако городские власти к новинке отнеслись холодно.
Первые велосипеды фон Дреза
Выпуск первой партии велосипедов, называемых тогда Laufmashine, спонсировал один баварский герцог, а уже через год новомодная техническая новинка дошла до Парижа и Лондона.
От фон Дреза до Лармана
Разумеется, механики в разных местностях, как только к ним в руки попадала техническая «штучка», пытались ее усовершенствовать. Так, в маленьком городе на юге Шотландии простой работяга-кузнец Киркпатрик Макмиллан, осмотрев немецкую модель, позаботился о комфорте ездока и ускорении передвижения и добавил к самокату седло и педали.
Внешним видом модель Макмиллана уже походила на современный велосипед, да и принцип передвижения был схожим:
- человек толкал педали;
- педали приводили в движение заднее колесо;
- велосипед двигался, а управлять им можно было с помощью руля.
По каким-то причинам, скорее всего, об изобретении кузнеца мало кто узнал, а сам он не пытался афишировать свое изобретение, оно не получило достаточного распространения.
Модель Макмиллана в музее
Поэтому выпускаемые до шестидесятых годов XIX столетия велосипеды так и передвигались с помощью ног.
Следующим «первооткрывателем» был Пьер Ларман, в 1862 году он установил на «денди хорз» (как прозвали техническое двухколесное средство передвижения) педали.
Во многих источниках именно Лармана называют создателем велосипеда, хотя даже задолго до Дреза попытки придумать быстрое средство передвижения были. Некоторые даже приписывают авторство Леонардо да Винчи, якобы в его рисунках прослеживаются подобные формы. Однако данные версии нежизнеспособны.
Деревянный велосипед Да Винчи — реконструкция по чертежам
Педали на велосипеде 19-летнего изобретателя Лармана были расположены на переднем колесе. Если в конструкции Макмиллана их нужно было толкать, то у юного француза их необходимо было крутить, что и делали активно любители технических новинок того времени.
Уже через год братья Оливье, промышленники из Лиона, решили выпускать «денди-хорзы» в промышленных масштабах. В сотрудничестве с каретником Пьером Мишо они продолжали совершенствовать технику: сделали раму не деревянной, а металлической, назвали конструкцию велосипедом.
Велосипед Лармана с педалями на переднем колесе
Пенни-фартинг – эпоха в истории велосипеда
Появившиеся и широко распространенные с 70-х годов XIX века конструкции велосипедов имели колеса разного размера. Переднее по диаметру значительно превосходило заднее колесико, разница размера и дала название технике – монеты пенни и фартинг так же различались размером, как и колеса велосипеда.
Такая техника грозила ездоку получить травмы: сиденье было расположено высоко, а центр тяжести смещался вперед. При наезде на малейшее препятствие велосипед опрокидывался вперед, и ездок мог получить травмы.
Причиной появления столь неустойчивой и травмоопасной конструкции стало желание увеличить скорость передвижения, ведь приводов на велосипедах тех лет не было, и небольшой диаметр колеса ограничивал скорость. Чтобы ее прибавить, человеку пришлось бы крутить педали быстрее. Какое уж тут удовольствие от прогулки!
Решить проблему, связанную с необходимостью увеличения переднего колеса, помогло запатентованное в 1869 году изобретение Юджина Мейера.
Он придумал, как из железной проволоки можно сделать спицы. Это привело к снижению веса изделия при хорошей прочности колеса.
Конечно, выглядели пенни-фартинги необычно и пользовались популярностью у любителей велосипедных прогулок. На подобных велосипедах проводились первые соревнования.
Конструкция оказалась прочной и позволила в 1885 году Томми Стивенсу объехать на велосипеде вокруг света.
«Прогулка» длиной в 20000 километров вызвала новый интерес к изобретательству. Англичанин Джеймс Старлей усовершенствовал колеса и добавил шариковые подшипники, литые резиновые шины. Рамы велосипеда стали делать из полых труб, что дополнительно облегчало вес изделия, но не прочность.
В 1885 году Томми Стивенс объехал на велосипеде вокруг света.
Современная модель велосипеда
Совершенствование двухколесного «железного коня» продолжалось: в 1878 году англичанин Лоусон добавил цепную передачу, а в 1884 году появился Rover – модель велосипеда, практически ничем не отличимая от современных.
«Скиталец», придуманный англичанином Джоном Кемпом Старли, имел равного диаметра колеса, раму и цепную передачу на заднее колесо. Седло велосипедиста комфортно располагалось между колесами, на раме. Конструкция «Роверов» считалась безопасной.
Следующим этапом развития велосипедного производства стало оснащение их надувными каучуковыми колесами. Изобретение принадлежит шотландцу Джону Бойду Данлопу. Теперь езда даже по бездорожью стала мягче, и двухколесный «конь» избавился от прозвища «костотряс».
90-е годы XIX века – целая эпоха велосипедостроения. Бициклеты, которые до того времени производились из стали, раньше не красили, и поддерживать внешний вид «железного коня» приходилось с помощью чистки керосином, бензином. В 1890 году появились первые модели велосипедов из алюминия.
- педальные тормоза – с 1898 года;
- механизм свободного хода, облегчивший движение с горы;
- ручные тормоза, хотя их оценили не сразу.
Изменялся и внешний вид велосипедов: в 1878 году был придуман складной вариант, а чуть позднее, в 1895 году был придуман «лежачий» велосипед – лигерад. С 1914 года их производство на заводе «Пежо» стало массовым.
«Лежачий» велосипед – лигерад, современная модель
Век XX. Новая эра велосипеда
Популярный вид транспорта активно совершенствовался и в прошлом веке. Был придуман механизм переключения скоростей. Сначала он был примитивным: две звездочки на задник колесах.
Велосипедист останавливался, снимал заднее колесо, переворачивал его, затем вновь устанавливал, фиксировал и натягивал цепь.
Для спортивных соревнований это было неприемлемо, поэтому умы изобретателей создали планетарный механизм, представляющий собой систему зубчатых колес.
Во второй половине прошлого века велосипеды стали изготавливать из титана, углепластика. Современные технологии позволили облегчить вес «железного коня», что повлияло и на скорость движения.
В СССР было развито производство велосипедов, и кататься на них начинали с самого раннего возраста. «Левушку», «Школьник» и «Каму» помнят все, кому за 40.
Для самых маленьких велосипеды были трехколесными, трансформируемыми – из трехколесного в двухколесный.
Сейчас интерес к двухколесному транспорту переживает новый бум популярности.
Во многих городах по причине вечных «пробок» на дорогах велосипед стал удобным средством передвижения, а стремление к здоровому образу жизни сделало популярными велосипедные прогулки. Чуть не с пеленок малыши удобно устраиваются в трайке, чуть позже осваивают два колеса.
Горные и городские велосипеды, модели для мужчин и женщин – все модели не перечислить, и каждая имеет свои особенности. Двухколесный транспорт претерпел такие изменения, что никто уже и не помнит, с чего все начиналось.
Не на слуху и имя немецкого барона фон Дреза, который первым соединил деревянную раму и два колеса.
Кто изобрёл велосипед?
Во многих странах велосипед является более предпочтительным средством передвижения. Каждый человек знаком с ним с самого раннего детства. Большинство людей помнят свой первый маленький трёхколёсный велосипед. Но как же выглядел самый первый двухколёсный конь? И всё же, кто его изобрёл? Кто быт тем человеком, который навсегда изменил жизнь множества людей?
В настоящее время существует множество теорий о том, кто изобрёл велосипед. Одни полагают, что изобретателем стал Леонардо да Винчи ещё в 1493 году, и прилагают в качестве доказательства одно из старинных витражных изображений в церкви. Другие считают, что первый байк изобрел русский кузнец Артамонов, который долгое время использовал своё изобретение в хозяйстве.
Наиболее популярной является версия о бароне Карле Дрейзе, создавшем в 1814 первый самокат с седлом и рулем, который и послужил началом велосипедной эпопеи.
В 1840-х годах шотландским кузнецом Киркпатриком Макмилланом были добавлены педали. А в 1853 году француз Пьер Мишо запатентовал педальный привод, который был прикреплён к переднему колесу.
Именно после присоединения педалей «машине для ходьбы» Дрейза, как он назвал своё изобретение, было дано гордое звание велосипеда.
Со временем конструкция всё больше развивалась и совершенствовалась. Варианты деталей и моделей сменяли друг друга, всё это было направлено на то, чтобы велосипед стал более быстрым, более прочным и лёгким, более комфортным.
- В 1970-х годах были популярны весьма необычные модели велосипедов с огромным передним колесом и маленьким задним. Они были очень опасными, так как при малейшей кочке грозили перевернуться;
- Такие велосипеды были востребованы за счёт того, что большое переднее колесо позволяло проходить большее расстояние с наименьшими усилиями;
- Важным шагом в эволюции велосипедов стало изобретение металлического колеса со спицами;
- Ещё одним важным изобретением были пневматические полые шины, которые создал Джон Бойд Данлоп из надутого поливного шланга, придумав к нему специальный клапан, не позволяющий выходить воздуху.
Первый деревянный байк
Изначально все первые велосипеды, вне зависимости от изобретателя, были практически полностью деревянными. Исключением были лишь некоторые элементы, соединяющие детали и позволяющие передвигаться. За счёт такого материала конструкции были весьма массивны и очень неудобны, а для того чтобы ехать, требовались большие физические усилия и определённая сноровка.
Для того чтобы уменьшить вес, детали со временем начали делать из стали. Это также сделало конструкцию более прочной и надёжной в отличие от деревянной сборки. В 80-х годах 19 века англичанин Коупер изобрел колесо, которое по своей структуре мало отличается от современного – обод, который держится на лёгких металлических спицах.
Постепенно все деревянные детали заменялись на металлические, велосипеды меняли свой облик и свойства, приобретая всё новые формы и возможности.
Современный велосипед
Современный байк, как изобретение – весьма сложная конструкция. Он очень отличается от своих предков по внешнему виду, материалу, из которого он состоит, и возможностям.
Существует множество разнообразных моделей, которые даже и не снились тем, кто изобрёл велосипед в далёком 19 веке.
Они различаются и по назначению – определённая модель для определённого типа досуга, и по размерам, это делает железного коня доступным средством изобретения для всех, от мала до велика.
Типичный байк 21 века помимо металлической рамы особой конструкции и прочных колёс, выдерживающих высокие нагрузки, имеет ещё множество важных деталей. Они обладают системой переключения передач, снабжены тормозами, чаще всего передним и задним, а также имеют амортизаторы.
Современные модели делятся на множество видов:
Горный велосипед | Этот вид является наиболее распространённым. Он предназначен для умеренно агрессивного передвижения по дорогам невысокого качества или же вовсе вне них. |
Шоссейный велосипед | Предназначен для скоростной езды по хорошей ровной дороге. В надлежащих условиях он может достигать скорости на 7-10 км/ч выше, чем другие виды при условии одинаковых затрат энергии. |
Гибрид | Представляют из себя смесь горного и шоссейного велосипедов. Набирают большую скорость, чем горные, на ровной дороге и в то же время более неприхотливы на пересеченной местности в отличие от шоссейных. Является достаточно универсальным видом, но в то же в |
Туринг | Данный вид создан для длительных путешествий. Он обладает повышенным комфортом, надёжностью и выносливостью, что позволяет осуществлять долгосрочные загородные поездки. |
Складной велосипед | Является весьма компактным, удобным в хранении и транспортировке видом, который подходит для неспешных городских велопрогулок. |
BMX | Данный вид предназначен исключительно для исполнения разнообразных, зачастую экстремальных, троков на площадках с различными препятствиями. |
Ситибайк | Его основное назначение – велосипедные прогулки по городу. Подходят для неспешного и приятного времяпрепровождения в компании железного коня. |
Кто первым изобрел велосипед? Где и зачем изобрели велосипед?
Велосипед – интересное устройство. Он давно уже стал частью расхожего выражения. Обычно человеку, который хочет что-то улучшить или модернизировать, советуют «прекратить изобретать велосипед». Это означает, что дело настолько простое и привычное, что улучшить его просто невозможно. Мол, два колеса, руль и две педали – что может быть проще?
В реальности все не настолько просто даже с обычным велосипедом. Не говоря о многочисленных его разновидностях — гоночных, горных, дорожных, акробатических и даже грузовых. И далеко не все знают, кто в действительности изобрел велосипед.
Кто первым изобрел велосипед
Сторонники различных «теорий заговора» приписывают создание велосипеда величайшему изобретателю всех времен и народов — Леонардо Да Винчи. Наряду с роботами и вертолетами упоминают о некоем рисунке, принадлежащем его перу. Увы, «чертеж» оказался фальшивкой.
Сторонники того, что «все изобретения были сделаны в России» упоминают крестьянина Артамонова из Нижнего Тагила. И убеждают, что прототип первого в мире велосипеда хранится в запасниках городского краеведческого музея. Но это тоже не соответствует истине.
История гласит, что простое, на первый взгляд, изобретение, появилось не сразу. И прошло в своем развитии несколько этапов.
Первым претендентом на изобретение стал барон Карл фон Дрез, немецкий профессор. В 1817 году он придумал устройство, которое назвал «Laufmaschine» (машиной для ходьбы). Это было нечто, напоминающее современный самокат, и у него было 2 колеса. В ходе усовершенствований устройство получило среди соотечественников название «Дрезины». Именно так оно и было запатентовано в 1818 году.
Нужно сказать, что у первой модели велосипеда педалей не было, и на нем можно было кататься, отталкиваясь от земли ногами, как в некоторых современных детских моделях. Кстати, само слово «велосипед» (быстрые ноги) было придумано французом Жозефом Ньепсом тоже в 1818 году.
Не прошло и 20 лет, как о странном приспособлении прознали в Великобритании, где оно получило прозвище «Денди-хорз».
Талантливый кузнец из Шотландии Киркпатрик МакМиллан в 1939-1840 годах догадался усовершенствовать этот агрегат, добавив седло и педали.
В его изобретении нажимая на педали можно было вращать заднее колесо. Увы, задумка талантливого шотландца осталась невостребованной и канула в небытие.
Второй раз педали для велосипеда были придуманы в 1862 году. Именно тогда мастер из Франции Пьер Лалман установил педали для вращения переднего колеса. Воплотил он свою идею в металле в 1863 году. В этот год появился первый настоящий велосипед.
Учитывая все источники, можно сказать, что годом создания велосипеда можно считать и 1817, и 1840, и 1862 годы. Наиболее педантичные исследователи добавляют еще одну дату — 1866 год. Именно тогда был выдан официальный патент на изобретение велосипеда (Пьеру Лалману).
Где изобрели велосипед?
Как видим, спорным остается вопрос и о месте изобретения велосипеда. Если Италия (Да Винчи) и Россия (кузнец Артамонов) отпадают, так как в обоих случая имеются веские доказательства подделки, то на роль родины велосипеда претендуют три европейские страны.
Прежде всего, Франция, где проживал запатентовавший велосипед Пьер Лалман. Однако конкурирующие с французами немцы твердо уверены, что первым велосипедом в мире было изделие Карла фон Дреза. Ведь если бы не «Машина для ходьбы», то Лалману нечего было бы усовершенствовать.
Не стоит забывать и Великобританию, точнее, входящую в ее состав Шотландию. Ведь машина, созданная Киркпатриком МакМилланом, оказалась ближе к современным моделям, чем даже изобретение Лалмана.
«Зачем изобретать велосипед?»
Что же касается упоминавшегося в начале текста предложения «прекратить изобретать велосипед», то это выражение прочно вошло в лексикон постсоветских стран. Означает оно предложение не тратить силы над созданием чего-то, что давно всем известно. Аналогичные высказывания существуют и в других странах, но упоминание о велосипеде характерно только для тех, кто жил в СССР.
История изобретения велосипеда. Статьи компании «ВелоПодольск»
Велосипед – двухколесное транспортное средство, популярность которого распространилась по всему миру. Сейчас это чудо техники с самого детства известно каждому человеку и ни у кого не вызывает удивления. А вот история его создания полна разрозненных сведений, догадок, домыслов, фальсификаций, предположений и различного рода интриг, порой опровергающих, казалось бы, вполне достоверные факты.
Идея передвижения на колесах
Существует огромное количество предположений относительно возникновения идеи передвижения на колесах. По некоторым данным ее появлению способствовал массовый падеж скота, в результате чего люди были вынуждены искать альтернативу верховой езде.
По иным источникам, мысль использовать мускульную силу человека для более скоростного передвижения, пришла в голову практически одновременно многим изобретателям и конструкторам Англии, Франции, России, Германии и ряда других стран.
То здесь, то там стали появляться самые разнообразные конструкции на колесах – коляски, тележки и прочие первобытные чудеса техники. Причем, количество колес варьировалось от одного до целых четырех штук.
Единственное, до чего не дошло, согласно историческим данным, так это до давно известного из поговорки, никому не нужного и бессмысленного «пятого колеса».
Исторические тайны и невероятные открытия
Если заглянуть в туманные дали цивилизации, якобы можно отыскать отголоски пращуров велосипеда в изображениях, найденных во время раскопок Помпеи. Более твердые, но почти такие же далекие факты, говорят о том, что эскизы двухколесного транспорта хранились в закрытых запасниках Ватикана.
Их авторство принадлежит великому Леонардо Да Винчи и его способному ученику Джакомо Капротти. История гласит, что при реставрации рукописей старинных изобретателей был обнаружен рисунок, являющийся аналогом современного велосипеда – с двумя колесами одинакового размера, педалями и рулем.
Хронологическая последовательность версий
Кто изобрел первый велосипед? Ответ на этот вопрос неоднозначен и до сих пор оспаривается историками разных стран. Сначала страницы минувших лет переносят в 1685 год. Вроде бы здесь, в Нюрнберге, часовой мастер Стефан Фарлер соорудил по образу и подобию часового механизма трехколесное чудо. Согласно задумке часовщика, техника работала от вращения шестеренок.
Французы согласны взять на себя роль первооткрывателей популярного транспортного средства. Они утверждают, что это изобретение в 1791 году стало результатом творческих трудов графа де Сиврака.
Но немало противников такой версии готовы поспорить, доказывая, что наглая фальсификация принадлежит Луи Бодри.
Именно этот журналист в 1891 году, обнародовав данные факты, просто выдумал несуществующего графа и причислил его к изобретателям велосипеда.
Русский народ также не пожелал оставаться в стороне от гениального изобретения человечества. Здесь на далеком Урале проживал крепостной кузнец Артамонов.
По историческим данным, начиная с 1800 года он рассекал по окрестностям Нижнего Тагила и Екатеринбурга на металлическом сооружении, имевшем более 40 кг веса. Высота транспортного средства достигала 1,5 м.
Механизм для передвижения был оснащен шатунами и педалями, крепящимися к переднему колесу, диаметр которого составлял более 1 метра.
Вдоволь накатавшись на Урале, Артамонов в 1801 году направил колеса своего изобретения в стольный град. Как гласит народная молва, прибыл кузнец прямо на коронацию царя. Царь, заметив чудесный и загадочный механизм, определил его в собственную коллекцию редкостных вещей, а Артамонова в благодарность освободил от крепостной зависимости.
И все бы гладко да хорошо в этой версии, но современные историки, аналитики и прочие научные деятели спорят. Во-первых, говорят, года не сходятся, так как коронация царя проходила в 1796 году. Во-вторых, проведенный анализ металла показал, что изготовлен он был не ранее 80-х годов 19 века.
Но версия с российским кузнецом все-таки красива, так что, как ни спорить, а доля истины в этом есть. Возможно, отличаются лишь мелкие нюансы?
Официально запатентованный «денди-хорз»
Отступая от домыслов и смутно подтверждаемых фактов, постепенно приближается официальная версия. В ней первым фигурантом выступает немецкий барон Карл фон Дрез. Этот известный изобретатель в 1817 году представил миру деревянный двухколесный транспорт, более напоминающий самокат.
То есть, сиденье у него имелось, а вот вместо того, чтобы крутить педали, было задумано просто перебирать ногами по земле. Переднее колесо было достаточно управляемым, чтобы ехать в любую сторону.
В 1818 изобретение получило патент и стало достаточно популярным в Великобритании, где, в честь разработчика, называлось «денди-хорз», а в ряде других стран – просто «дрезина».
Появление «костотряса»
Мало кому известно, что первые педали, функция каких была связана с задним колесом, разработал в 1839 году кузнец Макмиллан из Шотландии.
Западная Европа и Америка тоже не стояли в стороне и внедряли попеременно в двухколесное транспортное средство усовершенствованную систему шатунов, а затем и педали, приводящие в движение переднее колесо.
Теперь пращур велосипеда стал более быстрым, но при езде, не предусматривающей наличие рессор и амортизации, довольно сильно трясся. Именно за это свойство модели тех лет получили название «костотрясы».
Этапы совершенствования
Уменьшить эффект тряски попытался было англичанин Р.У. Томпсон. В 1845 году он предложил использовать надувные шины. Но, к сожалению, это предложение было не полностью проработано из-за отсутствия технологическо-конструкторской базы.
Идея крепления педалей к переднему колесу принадлежала мастеру-колясочнику Пьеру Лалману. Мысль, посетившая французского мастера в 1862 году, была успешно реализована. Уже спустя 2 года Лалман запатентовал велосипед в Америке.
По технологии колясочного мастера, при содействии братьев Оливье и инженера Пьера Мишо, началось серийное производство.
С 1870 активно использовались модели, получившие наименование «пенни-фартинг». Этот транспорт отличался разницей в диаметре колес – диаметр переднего в разы превышал диаметр заднего. Конструкция не прижилась, так как имела ряд существенных недостатков: сидеть было высоко, а ездить из-за смещенного центра тяжести – опасно.
Постепенно к изобретателям пришла мысль, которая якобы была отражена еще в эскизах Да Винчи – для обеспечения безопасности колеса должны быть одинакового диаметра. Доработку конструкции сделал Каупер (1867), предлагая дополнить колесо специальными спицами. Также свою лепту внес англичанин Лоусон, внедрив удобную и функциональную цепную передачу.
В 1884 Старли разработал наиболее схожую с современной модель, названную Rover. Спустя 4 года Данлоп (Шотландия) усовершенствовал велосипеды тех времен надувными шинами, изготовленными из каучука. Еще через год двухколесное транспортное средство было оснащено такими инновациями, как механизм свободного хода, а также ручные и педальные тормоза.
Велосипед сегодня
Что же такое велосипед сегодня? За свою более чем 200 летнюю историю велосипед проник в каждую точку планеты, где живут люди, стал самым популярным транспортным средством в Азии, используется в медицине, являясь одним из лучших тренингов на ряду с плаванием, для физического развития всех групп мышц детей.
Велосипед стал Олимпийским видом спорта, а также одним из самых зрелищных экстремальных видов спорта и, конечно же, предметом искусства. Каждый год во многих странах мира проходят выставки-ярмарки на самые индивидуальные и концептуально новые модели.
Ну и наконец, велосипед стал прародителем ЭлектроВелосипеда. Серьезный эволюционный шаг застал и это изобретения человечества, сделав его быстрее, технологичнее и комфортнее.
Купить электровелосипед или электрокомплект для самостоятельной установки можно в нашем магазине в г. Подольск.
В ассортименте представлены мотор-колёса различной мощности с различными конструкциями и типами крепления батарей.
Как изобрести велосипед
Существует немало теорий, приписывающих создание велосипеда разным людям, начиная от Леонардо да Винчи и заканчивая неким крепостным крестьянином Артамоновым, получившим за своё изобретение свободу. Но доказательства либо не были найдены, либо со временем были признаны подделками…
Первое признанное упоминание о изобретении велосипеда относится к 1817 году. Хотя это был ещё не велосипед, а самокат, маленький деревянный двухколёсный самокат, который его создатель, немецкий профессор барон Карл фон Дрез окрестил «машиной для ходьбы”.
Но название это не прижилось, а изобретённый Дрезом самокат стали называть «дрезиной», в честь самого барона.
В Великобритании же название «дрезина» также показалось неблагозвучным и британцы стали называть самокат Дреза «дэнди-хорзом». Но официально своё изобретение Дрез запатентовал лишь в 1818 году, хотя это был лишь первый шаг на пути к созданию велосипеда.
Ещё одно британское название немного переработанной дрезины — хобби-хорз, вошло в употребление с 1818 года
Изобретение оказалось настолько неожиданным и необычным для того времени, что быстро завоевало популярность, и никто даже не думал что-либо менять в этой простейшей конструкции, пока в 1839 году шотландскому кузнецу Киркпатрику Макмиллану не пришла в голову идея добавить к дрезине педали и седло.
Правда соединил он педали с задним колесом не посредством привычного для нас цепного механизма, а при помощи обыкновенных шатунов и железных стержней. По сути Макмиллан создал практически современный велосипед, но его изобретение не получило широкого распространения и осталось малоизвестным
Вскоре, в 1845 году англичанином Томпсоном была создана первая надувная шина, оказавшаяся, тем не менее, непрактичной и технологически несовершенной
Следующий «шаг» в истории велосипеда произошёл в 1862 году во Франции в городке Нанси, когда местный мастер по созданию детских колясок Пьер Лалман, ничего не знавший об изобретении Макмиллана, решил прикрутить к переднему колесу дрезины педали. В 1963 году, уже в Париже, Лалман собрал свой первый велосипед
Изобретение француза заинтересовало лионских промышленников братьев Оливье, которые, скооперировавшись в 1864 году с Лалманом и каретным инженером Пьером Мишо, начали массовый выпуск велосипедов, отличавшихся от первоначальной конструкции металлической рамой, которой Мишо предложил заменить непрочный деревянный аналог.
Патент на своё изобретение Пьер Лалман получил лишь в 1866 году и по сути это официально сделало его первым создателем велосипеда
В 1867 году английский ниженер Эдвард Каупер разработал первую удачную конструкцию колеса с натянутыми металлическими спицами (до этого спицы были деревянными и, следовательно, непрочными и недолговечными).
В 70х годах кому-то пришло в голову увеличить переднее колесо велосипеда Лалмана и разместить седло практически на нём, заднее же колесо при этом было уменьшено, что сделало и без того глупую конструкцию ещё более неустойчивой.
Большое количество травм покупателей мотивировало создателей этого чуда на добавление третьего заднего колеса, иначе на таком велосипеде было слишком опасно ездить, хотя, судя по продажам, в Британии оказалось немало таких смельчаков.
Такой велосипед стали называть «пенни-фартинг» — второе слово никак не связано с английским глаголом. Так назывались две британские монеты, размер которых значительно отличался, как и размер колёс нового велосипеда.
Кто-то даже додумался сделать такую вот необычную модель пенни-фартинга.
Цепная передача в конструкции велосипеда появилась в 1878 году, благодаря ещё одному англичанину Лоусону (имя, к сожалению, неизвестно). Тогда же был изобретён первый складной велосипед.
Первый велосипед, походивший на привычное нам средство передвижения, появился в 1884 году. Он был оборудован цепной передачей, почти одинаковыми колёсами, а седло располагалось между ними, ближе к заднему колесу.
Идея такой безопасной конструкции пришла в голову очередному англичанину — Джону Старли. А назвал он своё творение «Скитальцем» (Rover). И да, именно с этого момента начала существовать фирма Ровер, производившая велосипеды, а затем автомобили вплоть до 15 апреля 2005 года, когда она была признана банкротом
Первые настоящие надувные каучуковые покрышки для велосипеда появились в 1888 году стараниями шотландца Джона Данлопа.
Именно после изобретения каучуковых шин на велосипедах стало действительно удобно ездить, без постоянных трясок на повсеместном бездорожье (ах да, мы и забыли, что дорог тогда тоже не было).
В 90е годы XIX столетия велосипеды обрели небывалую популярность, а фирма Данлопа обеспечила себе безбедное существование на долгие годы вперёд — о её популярности можно судить даже по тому, что автомобильные шины Dunlop даже сегодня считаются одними из лучших, а фирма является одной из крупнейших в мире!
Ниже — собственно сам Джон Данлоп со своим изобретением:
Стоит заметить, что хотя велосипеды того времени уже выглядели практически как современные, сделаны они были всё ещё из обычной, подверженной коррозии стали (нержавейку тогда ещё не умели варить), тем более что раму не красили.
Поэтому за каждым велосипедом требовался тщательный уход после каждой поездки, а инструкция о том, как это делать (чистка, смазка, промывание бензином или керосином и т.д.), занимала в 1895 году целых 4 страницы!
В 1895 году был изобретён первый лежачий велосипед — лигерад, а в 1914 году компания Пежо начала массовое их производство
В 1898 году появилось ещё одно усовершенствование, без которого просто невозможно представить, как люди ездили раньше, — тормоз.
Первоначально это был педальный тормоз и механизм свободного хода, позволявший не крутить педали, когда велосипед катится.
Примерно тогда же появились и ручные тормоза, но популярность они обрели далеко не сразу. Так выглядят современные дисковые гидравлические тормоза
Начало XX столетия ознаменовалось появлением первого механизма переключения скоростей, но он был совсем непрактичным — на заднем колесе располагалось две звёздочки, по одной с каждой стороны. Представьте себе, что для переключения скорости надо было «всего лишь» остановиться, снять цепь, открутить заднее колесо, перевернуть, снова прикрутить и надеть цепь.
Следующим механизмом переключения скоростей стал изобретённый в 1903 году «планетарный механизм». Если кратко, то основывался он на вращении нескольких малых шестерёнок вокруг центральной, «солнечной» шестерни. Более глубже рассматривать планетарный механизм нет смысла, скажу только, что на основе него впоследствии был создан автомобильный дифференциал.
Знакомая нам велосипедная система переключения передач появилась лишь в 1950 году стараниями известного и популярного в то время итальянского велогонщика Туллио Кампаньоло
С этого момента велосипед, в принципе, полностью принял привычный для всех нас облик.
После этого изменения были уже некардинальными, в основном касательно более лёгких материалов для рамы (в 1974 году начались массовые продажи велосипедов из титана, в 1975м — из углепластика) и альтернативных механизмов переключения скоростей. Например, введение индексной системы переключения передач в начале 90х.
Понятное дело, что популярность велосипедов померкла с появлением автомобилей, первое время велосипедистов считали одной из главных помех на дороге, а в 40х годах в США велосипеды и вовсе считались детскими игрушками.
Но, как это ни странно, с конца 60х годов этот двухколёсный вид транспорта вновь начал набирать популярность, в основном в связи с популяризацией в развитых странах здорового образа жизни и осознания важности экологических проблем человечества.
О популярности велосипедного транспорта сегодня говорит даже обилие специальных парковок в европейских городах. Вот, например, трёхэтажная велосипедная стоянка в Амстердаме:
Пара интересных фактов о велосипедах:
— в настоящее время существует около 15 видов велосипедов для различных нужд и условий применения;
— самой «велосипедной» страной Европы является Дания, средний житель которой проезжает в год почти 900 километров на велосипеде;
— во многих европейских городах велосипед можно взять напрокат прямо на вокзале, а в Копенгагене и некоторых других городах их вообще дают напрокат бесплатно, причём на любой срок (вероятность «угона» нивелируется благодаря своеобразной раскраске);
— в Амстердаме есть специальная гостиница для велосипедистов с собственной веломастерской и программой велосипедных экскурсий;
— 95% всех велосипедов производится в Китае — в основном благодаря тому, что большинство велопроизводителей перенесли производство в эту огромную страну с дешёвой рабочей силой;
— рекорд скорости на велосипеде составляет 268,83 км/ч и был установлен Фредом Ромпельбергом из Нидерландов на Бонневильской соляной равнине в США, штат Юта — в установлении рекорда голландцу «помог» едущий впереди гоночный автомобиль, «прорезающий» велосипедисту воздушный поток;
— самый большой в мире велосипед — «Франкенсайкл», высота которого составляет 3,40 метра, а диаметр колеса — 3,05 метра, — был построен калифорнийцем Дэйвом Муром в 1989 году;
— самый большой в мире трёхколёсный велосипед «Диллон Колоссал» также собрал Дэйв Мур, в 1994 году) Диаметр задних колёс составлял 3,35 метра, а переднего — 1,77 метра;
— самый длинный велосипед появился в 1988 году в Новой Зеландии стараниями Терри Тессмана — 22,24-метровый велосипед был рассчитан на 4 человека и весил 340 килограммов;
— а ведь есть чудаки и повеселее Дэйва Мура и Терри Тессмана) Я говорю об австралийце Невилле Паттене, собравшем в 1988 году самый маленький в мире велосипед, диаметр колёс которого составлял всего 1,9 см! Не знаю как, но он проехал на своём творении больше 4х метров!
— ещё один минималист, швед Питер Розенталь в 1996 году собрал самый маленький в мире одноколёсный велосипед высотой 20 сантиметров и диаметром колеса 1,8 см! Швед также проехал на своём «чуде» 4 метра)) Видимо о практичности своих изобретений ни он, ни все остальные вышеперечисленные неординарные личности не думали.
Источники:
https://sitekid.ru/izobreteniya_i_tehnika/velosiped.html
https://ruvera.ru/articles/velosiped_artamonova_istorija_i_sovremennost
https://www.poznavayka.org/nauka-i-tehnika/istoriya-velosipeda-ot-drevnosti-do-nashih-dnej/
https://www.vseznaika.org/history/kto-izobrel-velosiped-i-v-kakom-godu/
https://spiegelstudio.ru/bez-rubriki/kto-i-kogda-izobrel-velosiped-ot-pervyh-do-sovremennyh-modelej-vsyo-o-velosporte.html