Велостанок для тренировок: выбор, особенности, покупка
С наступлением зимы перед велосипедистами встает проблема: нужно как-то пережить зиму и не растерять форму. Одеваться потеплее и катать по снегу? Идти в фитнес-центр и крутить велотренажер? А может купить велостанок?
Итак, по порядку.
Катать зимой по снегу – неплохой вариант. МТБ, правильная одежда, правильная резина и можно тренироваться. Но не все такое любят.
Велотренажер из фитнес-центра – плохой вариант для велосипедиста. Посадка совсем другая, а значит никакой имитации езды на велосипеде.
Велосипедный станок или турботренажер – вот подходящий вариант для велосипедиста, триатлета и велотуриста. Именно на таких устройствах занимаются велосипедисты, когда нет возможности выехать на шоссе или уехать на зиму в Таиланд.
Типы велостанков
Велостанки делятся на 2 типа: трейнеры и роллеры.
Роллерный велостанок – подставка под велосипед, состоящая из 3 роликов. Требует навыка, поэтому подойдет опытным велосипедистам. Особенность такого станка в том, что велосипед не зафиксирован, и позволяет не терять чувство баланса. Роллер создан больше для работы над техникой педалирования, чем над физической формой.
Трейнер – подставка под заднее колесо велосипеда. Велосипед фиксируется, к заднему колесу прижимается валик с регулировкой сопротивления. Самый распространенный вид велостанков, не требует начальных навыков и дает больше нагрузки, чем роллер.
Плюсы и минусы велостанка
Плюсы велостанка
- Безопасность. Не нужно гонять в темноте по заснеженным трассам или темному городу после работы.
- Доступность. Простой станок с регулировкой нагрузки стоит недорого и занимает мало места.
- Независимость от погоды. Погода не помешает тренировочному плану. Хоть -30 зимой, хоть ливень летом.
- Экономия времени. Не тратится время на дорогу в фитнес-центр или на сборы для зимней покатушки.
- Регулировка нагрузки. Не нужно подстраиваться под поток автомобилей, светофоры, качество дороги. Можно провести всю тренировку с заданной нагрузкой, увеличить или уменьшить, в зависимости от плана.
- Тренировки проходят на своем велосипеде, том же, на котором тренируетесь летом. Нет необходимости перестраиваться.
- Возможность протестировать новое оборудование (седло, руль, переключатели, тормоза) до выезда на трассу.
Минусы велостанка
- Скука и психологическое напряжение. Сидеть на одном месте и крутить педали – то еще мучение. Гораздо приятнее катить с ветерком и меняющейся картинкой перед глазами.
- Потеря навыков маневрирования. Теряется навык управления велосипедом, вхождения в повороты, работы в плотном потоке велосипедистов на стартах.
- Имитация, далекая от реальности. Велостанок – лишь заменитель. Он не имитирует встречный ветер, скоростные спуски, не требует бдительности.
Где лучше поставить велостанок и как подготовить место?
- Помещение должно быть проветриваемо, но без сквозняков.
- Крутить велосипед в помещении ОЧЕНЬ жарко. На улице это не заметно, но в помещении вас не будет обдувать ветерок. Для циркуляции воздуха поставьте вентилятор, только смотрите, чтобы он не подхватывал холодный воздух из открытого окна.
- Будет много пота! Поэтому обязательно стелите на раму полотенце, на пол кладите тряпки, чтобы вскоре не пришлось менять ламинат. В магазинах можно приобрести защиты от пота для велосипеда, но на пол тряпки все равно лишними не будут.
- Уберите домашних животных из помещения, где тренируетесь. Если зверушке захочется посмотреть, что там такое жужжит, то это может кончиться плачевно. Хотя, наш кот никогда не обращает внимания на велостанок, даже сторонится его 🙂
- Станок издает шум. Выручает туристический коврик-пенка (каремат) или специальный коврик для велостанков.
- Так как заднее колесо будет приподнято, велосипед нужно выровнять. Для этого существуют подставкипод переднее колесо.
Нужно обязательно чем-то занять свой мозг. Час крутить велостанок в тишине сможет далеко не каждый. Некоторых не хватает и на 20 минут. Фильм, музыка, аудиокниги, трансляции тур де франс, лыжных гонок, биатлона помогут провести тренировку без мучений или уменьшить их. Многие велосипедисты ставят специальные приложения, где в виртуальном мире соревнуются велосипедисты, которыми управляют реальные люди в велостанках. Об этом расскажем ниже.
Подготовка велосипеда к тренировкам на станке
Покрышки. В трейнере быстро изнашивается резина. Поэтому дорогую резину лучше заменить. В продаже есть специальная резина для велостанков, но можно обойтись и обычной. Мы покупаем дешевые покрышки и крутим на них.
Пульсометр с велодатчиками или велокомпьютер. Как минимум нужен обычный пульсометр для отслеживания пульса, но лучше с датчиками для велосипеда: каденс, скорость, мощность.
Приложения для тренировок на велостанке
Zwift
- Видео-обзор программы от блогера “Бананосипедист”
- Текстовый обзор программы Zwift
Trainerroad
- Текстовый обзор программы Trainerroad
Существуют и другие программы. Zwift – самая популярная в мире программа, в ней тренируются десятки тысяч велосипедистов. Там скучно не будет 🙂
Какой велостанок выбрать?
Выбор роллерного станка оставим за рамками этой статьи. Как мы уже говорили, он больше подходит опытным гонщикам. И вообще роллер – штука не универсальная.
А вот трейнер подойдет каждому велосипедисту любого уровня. Трейнеры, как и любой инвентарь, бывают разные. От недорогих (5 тыс. рублей) до самых крутых (100 тыс. рублей).
Недорогие трейнеры – это рабочие лошадки. Есть все необходимое, подходят на любые велосипеды и колеса от мтб до шоссе. Самый распространенный вариант для домашних тренировок.
Более дорогие трейнеры имеют сложные механизмы сопротивления и смарт функции. Например, имитируют нагрузку в горку, автоматически ставят интервалы и подключаются к различным тренировочным программам через компьютер. Как правило, самые крутые велостанки имеют прямой привод, то есть без заднего колеса.
Если у вас уже есть пульсометр или велокомпьютер с велодатчиками, можно обойтись обычным трейнером с магнитным сопротивлением. И вообще, в качестве первого трейнера берите недорогой. Попробуйте такой вид тренировки, а потом уже решите, стоит ли закупиться дорогим оборудованием.
Где купить велостанок?
- Сравнить цены в разных магазинах удобно на Яндекс Маркет
Занимайтесь спортом, двигайтесь и путешествуйте! Если нашли ошибку или хотите обсудить статью – пишите в комментариях. Мы всегда рады общению.
Подписывайтесь на нас в Telegram, ЯндексДзен и Вконтакте
Контактные педали — обзор типов, советы какие выбрать
Рано или поздно каждый продвинутый велосипедист задается вопросом смены обычных топталок на контактные педали. Многие не решаются сделать этот шаг, продолжая катать на топталках, аргументируя это дополнительными расходами, неудобством использования и просто боязнью упасть и получить серьезную травму. Давайте разберемся, так ли это и оправдают ли потраченные средства наши ожидания?
Содержание
Что такое контактные педали?
Контактные педали, анг.(clipless pedals)-это механизм, который позволяет закрепить ногу на педали в фиксированном положении. Тем самым нога велосипедиста в обуви и педаль, которая закреплена на шатуне, являются единым целым. Достигается полный контакт велосипедиста с приводом велосипеда.
Контактные педали всегда имеют два элемента – это сама педаль-платформа и специальный шип, который крепится к обуви. Для использования контактных педалей нужна специальная обувь (читайте по «ссылке»). Шип крепится к подошве обуви, вставляется в специальный паз на платформе педали и там защелкивается. Для защелкивания на педали используется пружинная рамка.
Процесс встегивания занимает доли секунды и не требует от вас каких либо дополнительных усилий или движений. Просто поставьте ногу на педаль и надавите, шип сам сядет в свое посадочное место и защелкнется благодаря пружине.
Для выстегивания просто потяните пятку от себя! Этот принцип работает во всех разновидностях современных контактных педалей, такие педали еще называют «автоматами».
Немного истории и теории:
История контактных педалей начинается в далеком 1895 году, когда американец Чарлз М. Хенсон (Charles M.Hanson), изобрел и запатентовал свой прототип. Но его изобретение было довольно громоздким и имело множество движимых частей, которые были не очень надежными. Потому педали не завоевали популярность.
В 1970 году, итальянский велогонщик Чино Чинелли (Cino Cinelli) изобрел педали М71 и пустил их в производство. В конструкции использовался шип вставляющийся в паз педали и защелкивающийся вручную специальным рычажком. Нога фиксировалась жестко и без помощи рук невозможно было ее отстегнуть, что было чревато серьезными травмами при падении.
И только в 1984 году на свет появились первые контактные педали которые можно было легко отстегнуть легким движением ноги! Французская компания LOOK переработала свое лыжное крепление и изобрела контактные педали, принцип которых не изменился и по сей день. Уже в 1985 году, Бернард Хинолт (Bernard Hinault) выиграл Тур де Франс в этих педалях, что помогло совершить прорыв и зарекомендовать изобретение во всем мире. Что бы освободить ногу достаточно просто повернуть пятку наружу!
Вслед за компанией LOOK, в 1987 году появились на свет контактные педали TIME. Они обладали рядом уникальных характеристик на то время, и были достаточно популярны. Технология BioPerformance имела некую степень свободы шипа и позволяла чувствовать себя более комфортно и безопасно на тренировках.
Конечно, все первые контактные педали, разрабатывались исключительно для шоссейных гонок, так как горный велосипед еще попросту не существовал.
Преимущества контактных педалей.
Жесткое крепление связки нога-педаль дает прирост производительности, увеличение КПД и помогает улучшить контроль над велосипедом. Контактные педали позволяют добиться эффекта «кругового педалирования» — вращать педаль по кругу и воздействовать на нее во всех положениях. Контакты позволяют давить на педаль не только вниз, но и тянуть ее вверх. Тем самым значительно сокращаются мертвые зоны, в которых воздействия на педаль не происходит. При круговом педалировании задействуется большее количество мышц, что позволяет повысить эффективность и длительность нагрузки на ноги в целом, а так же прокачать дополнительные мышцы. Прирост производительности по разным источникам от 20 до 40%, что согласитесь, очень не мало!
Еще одним преимуществом контактных педалей будет уменьшение нагрузки на коленный сустав. Нагрузка распределяется более равномерно, опять же за счет «кругового педалирования». Снижается «давящая» нагрузка на сустав. Из-за четкой фиксации стопы на педали, нет лишних движений ноги в стороны, голеностоп и коленный сустав работают в одной плоскости.
Контактные педали позволяют перейти на новый уровень катания и получить эффект слияния с велосипедом! Проходить технически сложные участки трассы на большей скорости, не боясь соскочить с педалей при тряске. Педалировать за двоих под горку и даже делать некоторые трюки, которые казались ранее невозможными)
Теперь, когда мы разобрались с конструкцией педалей и выявили преимущества, давайте рассмотрим, какие бывают стандарты контактных педалей на примере самых популярных и востребованных на сегодняшний день.
Все контактные педали берут свое начало именно из шоссейного велоспорта. В соревнованиях на шоссе очень важно держать высокий каденс и иметь возможность совершать невероятные рывки на финише — финальный спурт. Все наверно видели, как велосипедист прикладывает максимальные усилия, извиваясь всем телом и ускоряясь мощными рывками. В этот момент его ноги жестко фиксированы и вся энергия уходит на педалирование. Без контактных педалей это просто невозможно. Так же такой тип педалей применяется на трековых велосипедах, в триатлоне (с использованием специальной обуви), возможна установка на туринговые велосипеды и велосипеды с фиксированной передачей (фиксы). Т.е. на все велосипеды, которые имеют шоссейную геометрию.
Практически все шоссейные контактные педали, в отличии от горных, будут односторонними. Т.е. механизм позволяет встегнуться только с одной стороны. Это уменьшает габариты и вес конструкции в целом. В шоссейном велоспорте очень редко снимают ногу с педали и потому не критична скорость встегивания.
Самыми распространенными считаются педали таких компаний как: Shimano, LOOK, TIME, Ritchey, Crank Brothers, Xpedo и др. У каждого производителя свой стандарт крепления шипа к педали. Шипы к обуви крепятся одинаково, с помощью трех болтов. Покупая обувь для шоссе можно с легкостью установить любой тип шоссейных педалей.
Самый популярный шоссейный стандар — педали Shimano SPD-SL (Shimano Pedaling Dynamics).
Обувь под SPD-SL имеет три отверстия на подошве к которым прикручивается шип. Отверстия в виде треугольника далеко разнесены друг от друга. Шип так же треугольной формы и выполнен из прочного термопластика или композита. С помощью винтов и шайб-проставок он прикручивается к обуви. Шайбы с овальными отверстиями позволяют осуществить более точную регулировку шипа на подошве достаточно в широком диапазоне. Следует отметить, что в шоссейной обуви очень неудобно ходить. Жесткая подметка и торчащий пластиковый шип делают передвижение пешком практически невозможным. Некоторые модели шипов имеют специальную резиновую накладку, которая помогает при ходьбе.
Шипы отличаются по степени фиксации.
Большинство производителей выделяет их разным цветом. Рассмотрим на примере Shimano SPD-SL:
Красный цвет шипов – самые жесткие шипы (fixed) с фиксированной позицией для максимальной передачи усилия и эффективности кругового педалирования. Используются продвинутыми спортсменами. Шип в педали не имеет никаких люфтов и свободного хода. Дают максимально жесткий контакт, стопа велосипедиста не смещается. Что бы избежать непредвиденных травм, очень важна профессиональная подгонка посадки (fit) для правильной работы суставов и мышц.
Синий цвет шипов – 2 градуса сдвига для комфорта и эффективности.
Желтый цвет шипов – 6 градусов сдвига ноги для комфорта. Идеальный вариант для новичков и матрасных покатушек. Стопа может смещаться во время педалирования.
Важно! Учитывайте цвет шипов перед покупкой.
Вторые по популярности – это педали французской компании LOOK. Уже более 30 лет многие продвинутые гонщики выбирают именно эти педали за их удобство, долговечность и четкость защелкивания. LOOK имеет два стандарта:
Более старый – LOOK Delta и более новый LOOK Keo.
Компания старается убедить потребителя, что новый стандарт лучше и максимально сокращает продукты со стандартом Delta, но еще сегодня можно найти педали и купить под них шипы на официальном сайте компании.
Конечно все топовые педали идут со стандартом Keo. Как и у Шимано есть шипы с разной степенью фиксации. Отличаются по цветам: серые (4,5° хода), красные (9° хода) и черные (0° хода).
Еще одни популярные шоссейные педали — TIME Xpresso. Педали позволяют максимально быстро и интуитивно крепить ногу на педали без сопротивления и трения благодаря запатентованной технологии Iclic. Использование специальной карбоновой пластины вместо традиционной металлической пружины делает педали чрезвычайно легкими.
Стоит отметить еще один шоссейный стандарт — педали от компании SpeedPlay. Эти педали не похожи на все другие и у них все наоборот. Можно сказать, что сама педаль — это шип, а сам запорный механизм крепится на подошву обуви и имеет четырех-болтовое крепление.
Их преимущества — симметричная двухсторонняя педаль, не нужно подстраиваться под шип. Просто — наступил и поехал. Настройка свободного хода в широком диапазоне от 0 до 15 градусов без смены шипов. Низкий вес. Такие педали у нас не распространены, но все же. При заказе обуви, обращаете внимание на расположение и количество отверстий в подошве.
Такой тип контактных педалей применяется на горных велосипедах (кросс-кантри, трейл, эндуро, даунхилл), гравийных, кроссовых, циклокроссовых велосипедах, а так же возможна установка практически на любой байк, включая городские и прогулочные. В качестве тренировочных можно использовать и на шоссейном велосипеде.
Компактная двухсторонняя педаль позволяет легко встегиваться. Металлический шип прячется в подошве обуви и не торчит, что не мешает перемещаться пешком, а конструкция педали проработана так, что не позволяет быстро забиваться грязью и выполняет свою функцию в самых сложных погодных условиях. Большой выбор обуви под разный тип использования. (Как выбрать обувь читайте по «ссылке»). Все эти факторы сделали эти педали очень популярными как среди продвинутых гонщиков так и среди любителей велопутешествий.
Самый популярный стандарт — Shimano SPD (Shimano Pedaling Dynamics). Под этот стандарт педали делает не только Шимано, но и многие другие производители педалей, такие как Wellgo, Exustar, BBB, VP и другие.
Все шипы для МТБ педалей крепятся к обуви на два винта. Металлические пластины на шипе и на подошве обуви позволяют произвести точную регулировку шипа. Шип смещается как продольно (от носка к пятке), так и в стороны.
Еще один популярный стандарт МТБ педалей — Crank Brothers Egg Beater. Эта серия педалей похожа на венчики для взбивания яиц — отсюда и название Egg Beater. У нас их называют «яйцебойки». Педали отличаются отличным дизайном, легкостью, минималистичной конструкцией, приятно и мягко встегиваются, меньше забиваются грязью и мокрым снегом чем SPD стандарт. Но есть и свои минусы. Во-первых это высокая цена и небольшая долговечность при интенсивном использовании. Но красота требует жертв.
TIME Atac— стандарт МТБ педалей от французского производителя. Опять же редко встречаются в наших широтах. Но в старой Европе довольно распространены. Долговечны и приятны в использовании. На больших пробегах требуют замены шипов. Единственный недостаток — это цена. Стартуют от 60 евро за самые простые модели, которые не стоят внимания.
Для более экстремальных дисциплин (таких как эндуро, фрирайд, даунхилл) существуют контактные педали с рамкой, для увеличения площади опоры ноги на педали.
Так же можно применять в туризме, где обувь имеет более мягкую подошву. Давление на стопу будет распределяться более равномерно. Какой стандарт использовать — выбирать только Вам!
Выбор Велосипеда и компонентов
Мы в соцсетях
Веломагазины в Киеве
Без выходных с 10:00 до 20:00
Осокорки, пр. Бажана, 10
Оболонь, пр. Г. Сталинграда, 4, корп. 7
Позняки, ул. Анны Ахматовой, 34
Шулявка, ул. Гетьмана 6, блок А
ППавл. Борщаговка, ул. Садовая 1 Б
Все контакты
Финиш в кому. Велогонщик едва не убил коллегу ради победы
23-летний голландский велогонщик Фабио Якобсен оказался в больнице в тяжелом состоянии после падения на финише 1-го этапа многодневки «Тур Польши». Спортсмена ввели в медикаментозную кому.
«У гонщика серьёзная черепно-мозговая травма, сломано нёбо»
Как сообщает официальный сайт велогонки, на финишной прямой шедший первым гонщик Jumbo-Visma Дилан Груневеген (соотечественник Якобсена) сместился вправо, прижав настигавшего его Якобсена к ограничительному бортику. В итоге соперник вылетел с трассы и получил серьезные повреждения.
Судьба первого места на этапе решалась в борьбе спринтеров. Более опытный Груневеген предпринял рывок раньше, однако Якобсен более грамотно построил тактику и имел все шансы обойти соотечественника на последних метрах. То, что в этот момент сделал велогонщик Jumbo-Visma, является грубейшим нарушением правил. По сути, Груневеген попросту выбросил Якобсена с трассы.
На видеозаписи падение спортсмена выглядит очень страшно. В этот момент скорость спринтеров достигала 80 километров в час. Падающий Якобсен врезался в одного из судей гонки, который был также травмирован.
Груневеген, пересекший линию финиша первым, также упал. Из-за этого в финишном створе произошел массовый завал, в котором пострадали 12 гонщиков. Трое, помимо Якобсена, отправлены в больницу с травмами плечей, разрывами связок и рваными ранами.
Главный врач велогонки Барбара Ерщина рассказала о том, как спасали жизнь голландцу. «Работали в очень тяжёлых условиях. У гонщика серьёзная черепно-мозговая травма, сломано нёбо, поэтому была затруднена интубация. Но трубки и кислород постоянно подключены», — передает ее слова портал naszosie.pl.
«Это преступный акт, мистер Груневеген»
23-летний Якобсен выступает в профессионалах с 2015 года. В 2018 году он подписал контракт с командой мирового тура «Deceuninck-Quick Step». Он является двукратным чемпионом Нидерландов среди молодежи в групповой гонке. В активе молодого гонщика ряд побед в однодневных гонках и на этапах престижных многодневок.
27-летний Груневеген выступает в профессионалах с 2012 года. С 2016 года он является велогонщиком команды Jumbo-Visma. Он чемпион Нидерландов в групповой гонке, многократный победитель однодневных гонок и этапов многодневок. В активе Груневегена четыре победы на этапах самой престижной многодневки Гранд-тура — «Тур де Франс».
Впрочем, все его заслуги померкли после случившегося. Судьи «Тура Польши» приняли решение о дисквалификации Груневегена в рамках 1-го этапа, а также об отстранении его от дальнейшего участия в соревнованиях. Международный союз велосипедистов счел действия Дилана Груневегена неприемлемыми и передал вопрос в Дисциплинарную комиссию для определения наказания. Спринтеру грозит длительная дисквалификация.
Некоторые считают, что и этого мало. Менеджер команды «Deceuninck-Quick Step» Патрик Лефевр написал в Twitter: «Этого парня нужно посадить в тюрьму. Я иду в суд, такого рода действиям не место в велоспорте. Это преступный акт, мистер Груневеген».
Ровно год назад на «Туре Польши» погиб бельгиец Бьорг Ламбрехт
По решению организаторов гонки, победителем 1-го этапа объявлен Якобсен. Продолжится ли «Тур Польши» после случившегося, пока неизвестно.
Велогонка «Тур Польши» впервые была проведена в 1928 году. Нынешние соревнования — 77-е по счету в истории. «Тур Польши» входит в число велогонок Мирового тура UCI, и в 2020 году эта многодневка стала для спортсменов первой пробой сил после многомесячного карантина.
Организаторы постарались обеспечить максимальную безопасность как от коронавируса, так и от инцидентов на трассе. В 2019 году на «Туре Польши» произошла трагедия — во время третьего этапа 22-летний гонщик команды Lotto-Soudal Бьорг Ламбрехт врезался в бетонную трубу. Несмотря на оперативно оказанную ему помощь, молодой спортсмен скончался в больнице.
Причем Ламбрехт погиб 5 августа, ровно за год до нынешней тяжелой травмы Якобсена.
Гибель велогонщиков не является редкостью
К сожалению, трагедии в велоспорте — не редкость.
В том же марте 2016 года бельгийский велогонщик команды Roubaix Lille Mtropole 22-летний Дан Мюнхгер скончался в больнице после сердечного приступа, случившегося с ним на первом этапе французской многодневки «Критериум Интернациональ».
В апреле 2018 года во время престижной однодневной гонки Париж — Рубе 23-летний бельгийский гонщик команды Verandas Willems-Crelan Михел Голартс упал с велосипеда и ударился о дорожное покрытие. Врачи боролись за его жизнь в течение нескольких часов, однако спасти Голартса не удалось.
В октябре 2019 года 22-летний итальянский велогонщик Джованни Яннелли упал в 100 метрах от финишной линии гонки Molino Dei Torti и ударился головой о бетонный парапет. Несмотря на оказанную помощь, спортсмен скончался в больнице, не приходя в сознание.
В июле 2020 года 20-летний гонщик любительской команды VDM-Van Durm-Michiels-TrawoboНильс де Вриендт потерял сознание и умер во время гонки в Бельгии. Соревнования стали первыми после отмены запрета, связанного с карантином. Причиной смерти стала сердечная недостаточность.
Этот список погибших за последние годы является неполным, к тому же не включает в себя тех спортсменов, которые стали жертвами ДТП во время тренировок.
Международный союз велосипедистов принимает все возможные меры для снижения смертности и травматизма среди спортсменов. Поэтому наказание за поступок Груневегена может быть очень и очень серьезным.
Падение империи: ведущая команда мирового велоспорта Team Sky погрязла в допинговых скандалах
Профессиональный велоспорт только недавно пережил грандиозное разбирательство по нашумевшему делу американской команды US Postal/Discovery Channel, построившей и в течение многих лет развивавшей систему улучшения результатов гонщиков при помощи запрещённых препаратов.
Зрители с большим трудом, но всё-таки стали воспринимать результаты престижных многодневок всерьёз, а не подшучивать в социальных сетях, что через несколько лет все итоговые протоколы будут пересмотрены и призовые майки получат новых обладателей. В мировой тур вновь потянулись состоятельные спонсоры. Казалось, что крупнейший за 115-летнюю историю «Тур де Франс» допинговый скандал заставил атлетов и функционеров учиться жить по-новому. Напомним, тогда выяснилось, что победивший рак ради больших побед на европейских дорогах Лэнс Армстронг не пример для подражания будущих поколений, а самый настоящий мошенник.
Но теперь в эпицентре скандала оказался признанный гранд — Team Sky, самая состоятельная команда мирового велоспорта современности. Их заподозрили в злоупотреблении терапевтическими исключениями.
Возможно, коллективу удастся избежать серьёзных санкций и даже сохранить за своими нынешними и бывшими гонщиками завоёванные ими титулы. По мнению ряда экспертов, среди которых и бывший президент Международного союза велосипедистов (UCI) Пэт Маккуэйд, британцы «всего лишь обернули в свою пользу серые зоны регламента и нарушили разве что морально-этические принципы, пожертвовав ими ради достижения результата».
- globallookpress.com
Но, даже если глава Team Sky Дэйв Брэйлсфорд вместе со своими подопечными каким-то образом выйдет сухим из воды, его проект (а вполне вероятно, и британский велоспорт в целом) понесут невосполнимые репутационные потери. А имена его недавних героев станут упоминаться в одном ряду с фамилией Армстронга — с той лишь разницей, что Лэнс отважился выйти к публике и сознаться в своих грехах ещё до того, как разбирательство по его делу было завершено. Ни действующий победитель «Тур де Франс» и «Вуэльты» Крис Фрум, ни его бывший партнёр по команде Брэдли Уиггинс этого не сделают. Ведь формально они закон не нарушали.
Становление флагмана велоспорта
Для лучшего понимания ситуации необходимо вернуться на шесть лет назад. Летом 2012-го Team Sky и британский велоспорт в целом одержали первую громкую победу, а легендарная «Тур де Франс» получила, пожалуй, самого удивительного триумфатора за всё время своего существования.
Принято считать, что борьба за высокие места в генеральной классификации трёхнедельных гонок в их актуальном виде — удел спортсменов, комфортно чувствующих себя на горных дорогах и способных самостоятельно покорять самые крутые вершины. Упомянутому выше Уиггинсу удалось разрушить этот стереотип.
Начинавший свою профессиональную карьеру на треке (и завоевавший на нём шесть олимпийских медалей, в том числе три золотые, ещё до подписания контракта с Team Sky), Брэдли лишь чудом выживал в Пиренеях и Альпах. Зато он доминировал в гонках с раздельным стартом и довёз жёлтую майку до Елисейских полей с солидным отрывом от преследователей.
«Двойные стандарты»: британского велогонщика оправдали после допинг-скандала и номинировали на звание «Спортсмен года»
Защищать её Уиггинс не стал. Отчасти из-за падения и последовавшего за ним схода с дистанции «Джиро д’Италия» весной 2013-го, отчасти — по причине конфликта с Фрумом, которому хотелось бороться за титулы, а не возить капитана по горам в интересах команды. Официальным поводом послужила обнаружившаяся во внесоревновательный период травма колена, но уже тогда Брэдли заявил, что победный «Тур де Франс», скорее всего, был для него последним в карьере.
Так оно и вышло: спустя год с небольшим британец вернулся на трек и сосредоточился на подготовке к Играм в Рио-де-Жанейро. Карьеру он завершил осенью 2016 года в статусе единственного гонщика в истории, становившегося чемпионом мира и победителем Олимпиады как на треке, так и на шоссе. А также получил за свои достижения рыцарский титул и звание командора ордена Британской империи.
К тому моменту над головой Уиггинса уже сгустились тучи. Хакеры из группировки Fancy Bears выяснили, что после перехода в шоссейные велогонки (соответственно, уже во время сотрудничества с Team Sky) британец получил шесть терапевтических исключений на различные запрещённые препараты, среди которых — мощный кортикостероид триамцинолон и использующийся для лечения астмы сальбутамол, популярный, в частности, среди представителей сборной Норвегии по лыжным гонкам.
Этим, впрочем, в наши дни уже никого не удивишь — Мартин Йонсруд Сундбю, например, отделался двухмесячной дисквалификацией после того, как его допинг-проба показала содержание сальбутамола, на 35% превышавшее установленную для астматиков норму, и блистал на недавней Олимпиаде в Пхёнчхане.
В деле титулованного велогонщика важно другое. Инициированное комитетом британского парламента по культуре, работе СМИ, спорту и цифровым технологиям антидопинговое расследование, результаты которого были опубликованы несколькими днями ранее, пришло к выводу, что Уиггинс (а вместе с ним, вероятно, и некоторые другие гонщики Team Sky) употреблял запрещённые препараты не для борьбы с какими бы то ни было заболеваниями, а именно для улучшения спортивных результатов.
Триамцинолон, в частности, использовался им во внесоревновательный период для сгонки веса к победной «Тур де Франс» 2012 года.
Формально ни команда, ни лично Уиггинс антидопинговых правил не нарушали. Более того, комиссия, проводившая расследование, допустила, что гонщик мог и не знать о том, что медики Team Sky подводили его к ответственным стартам при помощи запрещённых препаратов. По результатам проверки, длившейся более двух лет, комитет смог лишь обвинить Брэйлсфорда в нарушении профессиональных и этических принципов при исполнении своих обязанностей и выразить сомнение в честности его показаний, данных в декабре 2016-го.
Для более серьёзных санкций не хватает ни оснований, ни доказательств — то ли банально за давностью лет, то ли потому что функционер преуспел в их сокрытии больше, чем печально известный создатель допинговой системы в US Postal/Discovery Channel Йохан Брюнель.
- globallookpress.com
Тем не менее, и этого с головой хватило, чтобы уничтожить проект Team Sky и разрушить наследие Брэйлсфорда, над созданием которого он трудился с 2010 года.
Крах Брэйлсфорда
После раскрытия допинговых махинаций в US Postal/Discovery Channel Дэйв, по сути, провозгласил Team Sky флагманом борьбы с запрещёнными препаратами в профессиональном велоспорте. Британский проект был чуть ли не единственным представителем мирового тура, кто не отсиживался в сторонке в надежде, что его интересы не будут затронуты разбирательством по делу Армстронга, а занял активную позицию и действовал независимо от UCI в рамках собственной компетенции.
В частности, после собеседований с подчинёнными Брэйлсфорд решил прекратить сотрудничество с теми, кто был или мог быть замешан в незаконных схемах на предыдущих местах работы, и публично заявил о введении так называемой политики нулевой толерантности в отношении людей, чьё прошлое могло бросить тень на команду.
Теперь, после обнародования результатов расследования в отношении Уиггинса, журналисты и даже конкуренты припоминают руководителю Team Sky его громкие заявления, на поверку оказавшиеся лишь попыткой отвлечь внимание общественности — в том числе болельщиков и многочисленных партнёров. Эксперты сходятся во мнении, что карьера Брэйлсфорда как велоспортивного функционера подошла к концу — независимо от того, будет он дисквалифицирован UCI или нет. По слухам, в отставке Дэйва заинтересованы даже некоторые гонщики, имеющие действующие контракты с командой, но от предметных публичных заявлений они пока воздерживаются.
- globallookpress.com
Впрочем, решающее влияние на ситуацию окажет поведение не Брэйлсфорда или его подопечных, а правления компании Sky, на средства которого была создана сильнейшая команда мирового велоспорта — только здесь в роли помощников капитана выступают одновременно сразу несколько чемпионов мира на шоссе и двукратный олимпийский чемпион на треке Герант Томас.
В последние дни всё активнее высказываются сомнения в том, что один из крупнейших медиахолдингов Европы продолжит финансирование проекта, серьёзно запятнавшего свою репутацию. Американский гонщик Флойд Лэндис, с показаний которого началось разоблачение Армстронга, например, уверен, что команда будет распущена ещё до старта ближайшей версии «Тур де Франс».
Дело Фрума
В официальном заявлении команды утверждается, что допущенные в начале 2010-х ошибки (в частности, наличие лишь отрывочных сведений о работе медицинского штаба) были давным-давно признаны, проанализированы и исправлены, а победа Уиггинса на «Тур де Франс» — 2012 никак не связана со злоупотреблением терапевтическими исключениями.
Теоретически в это можно было бы поверить — или, скорее, пришлось бы поверить в связи с невозможностью доказать обратное, — если бы прямо сейчас лидер Team Sky Фрум, выигравший в прошлом сезоне и «Тур де Франс», и «Вуэльту» (то есть две трёхнедельные гонки топ-уровня подряд), не подозревался в аналогичном нарушении. После одного из этапов испанской многодневки британец провалил допинг-тест: уровень сальбутамола в его организме в два раза превысил норму, предусмотренную выданным ему терапевтическим исключением. И это не похоже на случайность.
Сам Крис объясняет проваленный допинг-тест приступом астмы, сразившим его на третьей неделе «Вуэльты», перед этапом с четырьмя категорийными подъёмами. Именно тогда якобы испытывавший проблемы со здоровьем британец привёз своему главному конкуренту в борьбе за победу в генеральной классификации, итальянцу Винченцо Нибали из Bahrain-Merida, более 20 секунд чистого времени.
Допинг, сэр: четырёхкратный победитель «Тур де Франс» из Великобритании сдал положительную пробу на сальбутамол
Положение, в котором оказался Фрум, гораздо хуже ситуации с Уиггинсом. Если Брэдли никаких реальных обвинений пока не предъявляют, то его преемник в роли капитана Team Sky не прошёл соревновательный допинг-контроль и рискует не только репутацией, но как минимум титулом победителя «Вуэльты», не говоря уже о возможной дисквалификации. Но UCI по неизвестным общественности причинам тормозит расследование.
Положительную пробу Крис сдал в середине сентября, в СМИ эта информация просочилась в декабре, но британец продолжает участвовать в соревнованиях. Неделей ранее он как ни в чём не бывало вышел на старт недельной гонки «Тиррено — Адриатико», традиционно входящей в программу подготовки к «Джиро д’Италия», первой из трёх главнейших многодневок сезона.
Президент UCI Давид Лаппартьен, занимающий свою должность менее полугода, повлиять на происходящее, к сожалению, не может. Он уже рекомендовал менеджменту Team Sky отстранить Фрума до окончания разбирательства, но команда его просьбу проигнорировала, сославшись на презумпцию невиновности. Сейчас стороны обмениваются дипломатичными заявлениями о готовности тесно сотрудничать друг с другом в ходе расследования, чем доводят до белого каления директора «Тур де Франс» Кристиана Прюдомма.
Последний любой ценой стремится избежать повторения истории с Альберто Контадором семилетней давности, когда испанец выходил на старт гонки под угрозой дисквалификации, стал пятым в общем зачёте, вошёл в десятку очковой и горной классификаций — а уже через несколько месяцев все его результаты пришлось аннулировать.
Впрочем, в недавнем интервью BBC Лаппартьен заявил, что намерен обратить внимание независимого органа UCI по борьбе с допингом в велоспорте на ситуацию в Team Sky и инициировать ещё одно масштабное расследование, которое запросто может поставить жирную точку в истории британского проекта. Не исключено, что к его окончанию команда в её нынешнем виде просто перестанет существовать — предпосылок для этого хватает уже сейчас, и их станет ещё больше, если Брэйлсфорд потерпит поражение в деле Фрума.
Но главным пострадавшим окажется не функционер, решивший пренебречь морально-этическими принципами, и даже не Фрум с Уиггинсом, ценность суммарных пяти побед которых на «Тур де Франс» резко устремится к нулю, а велоспорт в целом.
Если факт систематических злоупотреблений терапевтическими исключениями в Team Sky всё-таки будет доказан, список триумфаторов самой престижной многодневки мирового тура приобретёт ужасающий вид. Начиная с 1999 года, когда на высшую ступень пьедестала впервые взошёл Армстронг, только три первоначальных обладателя жёлтой майки никогда не были замешаны в различного рода допинговых скандалах — упомянутый выше Нибали, австралиец Кэдел Эванс и испанец Карлос Састре.
Принцесса Каденс
Принцесса Каденс (англ. Princess Mi Amore Cadenza, Princess Cadance ← лат. Cadentia → рус. Установка на процветание) — аликорн, впервые показанный в финале второго сезона.
В конце второго сезона появляется лже-Каденс, заточившая настоящую принцессу в пещере под Кантерлотом. Настоящая Каденс впоследствии выходит замуж за Шайнинг Армора.
Начиная с третьего сезона она — правительница Кристальной империи.
Содержание
Разработка
В создании Каденс принимала участие Лорен Фауст, но при ней она задумывалась как единорог. Впоследствии, Каденс переделали в аликорна, чему Фауст сильно удивилась, так как по её задумке в Эквестрии должны быть лишь две принцессы: Селестия и Луна, но повлиять на решение она уже не смогла в связи со своим уходом из проекта.
Своим именем Каденс обязана термину «каденция», что в музыке означает или гармонический оборот, завершающий музыкальное построение, или виртуозное соло в вокальной или инструментальной музыке.
Интересным моментом является путаница, возникшая поначалу, с написанием её имени. Так, в начале третьего сезона встречалось написание «Cadence». Оно же попало на некоторые рекламные и промо материалы. А в New York Times её поспешно назвали «Princess Mi Amore Cadenza».
Появления в сериале
Второй сезон
Молодые Каденс и Искорка повторяют кричалку
Первое появление Каденс в сериале состоялось в серии «Свадьба в Кантерлоте. Часть 1» в воспоминаниях Сумеречной Искорки. В её памяти Каденс сохранилась как молодая, весёлая и заботливая няня. Каково же её разочарование, когда перед ней предстаёт строгая, жестокая и напыщенная лже-Каденс. Искорка узнаёт по требовательности и неискренности Каденс, что она не настоящая, хотя остальные друзья Искорки и Шайнинг Армор (вопреки тому, что его заколдовала Каденс) не верят Искорке. В конце эпизода самозванка заключает Искорку под землю.
Соединённая магия Шайнинг Армора и Каденс.
В серии «Свадьба в Кантерлоте. Часть 2» Искорка, которую лже-Каденс заключила в древних пещерах Кантерлота, находит там настоящую Каденс. Во время арии Искорка с Каденс бегут из пещер, в то время как самозванка готовится к свадьбе. В последнюю минуту свадьбы прибегают Искорка и Каденс, которая объявляет её оборотнем, и самозванка разоблачает себя: выясняется, что это не кто иная, как Королева Крисалис, предводитель оборотней. Они начинают нападать на Кантерлот. В борьбе с оборотнями Элементы гармонии не помогают. Но благодаря силе любви Шайнинг Армора и Каденс все оборотни вместе с Крисалис изгоняются за горизонт, и свадьба оканчивается счастливо.
Третий сезон
Каденс, измотанная постоянным удерживанием магического барьера вокруг империи.
В сериях «Кристальная империя. Часть 1 и 2» принцесса Каденс и Шайнинг Армор пытаются сдерживать короля Сомбру. Каденс сильно истощается, пытаясь удерживать защитное поле несколько дней подряд. На помощь к ним приезжает Искорка с подругами. Во второй части Шайнинг Армор бросает Каденс в воздух, чтобы поймать падающего Спайка с Кристальным сердцем, и вместе с Кристальными пони они побеждают Сомбру и спасают от него Кристальную империю.
В серии «Только для любимцев» Флаттершай упоминает Каденс, которая появляется в следующей серии. Каденс должна принять ревизора из Кантерлота, Мисс Харшвинни, которая должна проинспектировать империю на предмет готовности к Эквестрийским играм. К несчастью, по традиции Каденс должна иметь особую причёску, с которой возникают проблемы. Почти всю серию она вынуждена провести в салоне красоты, где Рарити (так как личный парикмахер Каденс заболел) «колдует» с её гривой и устраивает на ней бардак. Тем не менее, единорожке удаётся сделать ту самую причёску. После этого принцесса узнаёт, что Искорка и друзья ошиблись с ревизором и привели вместо него Мисс Пичботтом.
В серии «Загадочное волшебное лекарство» Каденс появляется лишь в самом конце серии на коронации Сумеречной Искорки.
Четвёртый сезон
Приезд Каденс в Понивилль.
В серии «Третий лишний» Принцесса Каденс приезжает в Понивилль, дабы беззаботно провести время с Искоркой и сходить на ярмарку Свирла Бородатого. Но тут к ним прибавляется лечение больного «синим гриппом» Дискорда (и не одним лишь стаканом водички). Они летят за цветком — лекарством от недуга — на самый край Эквестрии, где сражаются с Тазлвурмом. Однако потом оказывается, что Дискорд симулировал, но всё же Каденс довольна приключением, так как её жизнь в Кристальной империи была «немного предсказуемой».
Позже Каденс появляется на Эквестрийских играх, где восседает рядом с остальными принцессами на специальных местах на стадионе и просит Спайка как героя в Кристальной империи зажечь факел Игр, а после спасения империи им же — зажечь фейерверки на церемонии закрытия.
Принцесса Каденс без магии.
В серии «Королевство Искорки. Часть 1» Каденс приветствует делегацию из Мэйртонии, а затем поёт вместе с Луной и Селестией «Твой черёд придёт». Позже она предлагает Искорке остановить Лорда Тирека, но Селестия решает вызвать Дискорда.
Поскольку Дискорд присоединяется к Тиреку, то принцессы, в том числе и Каденс, решают отдать свою магию Искорке, чтобы Тирек не украл её у них: по их мнению, он не знает о существовании четвёртой принцессы в Эквестрии. Они поручают ей большую ответственность, а когда к ним приходит Тирек, то он заключает их в Тартар. Магия возвращается к принцессам после окончательной победы Искорки и её друзей над Тиреком.
Пятый сезон
В серии «Кусочек жизни» Каденс появляется на свадьбе Кренки Дудла и Матильды вместе с плачущим Шайнинг Армором.
Каденс даёт Спайку важное задание.
Также Каденс появляется в эпизоде «Принцесса Спайк», где поручает Спайку проследить, чтобы никто не потревожил спящую Искорку. Однако она разочаровывается тем, что Спайк принимает решения от имени Искорки. Когда сломанную трубу прорывает и затапливается весь зал для встречи, то закупоривает её своей магией. Позже она подбадривает Спайка загладить свою вину перед делегатами встречи, и посвящает статую из камней пони со всех краёв Эквестрии.
В серии «Разрушитель вечеринки» Каденс проводит Пинки Пай к северной границе Кристальной империи, и та идёт дальше сама в Як-Якистан, а позже мчится мимо Каденс на санях назад в Понивилль. Также Пинки упоминает Каденс в эпизоде «Налаживание отношений».
В серии «Пинки Пай кое-что знает» выясняется, что у принцессы Каденс и Шайнинг Армора будет жеребёнок.
Шестой сезон
Каденс и Флурри Харт.
В сериях «Кристаллинг. Часть 1 и 2» Каденс рождает аликорна и помогает Искорке укротить неконтролируемую магию малышки. Позже она с Шайнинг Армором дают ей имя Флурри Харт.
Особенности
Характер
Добрая, ласковая, весёлая, заботливая, преданная своему долгу и друзьям, она готова отдать все силы ради счастья друзей и подданных. Более эмоциональна по сравнению с Селестией и Луной.
Внешность
Худощава, имеет более узкую, острую мордочку. В отличии от принцесс Селестии и Луны грива и хвост у неё спадают, а не свободно развиваются в воздухе. Носит небольшую аккуратную корону, а не диадему, как остальные принцессы. Концы крыльев у неё двухцветные, розово-фиолетовые, не как у остальных принцесс.
Способности
Как любой аликорн, обладает магией «широкого профиля», но особый её дар — мирить и сплачивать пони, дарить любовь.
Отношения
С Сумеречной Искоркой
Каденс нянчится с Искоркой.
Каденс знает Искорку ещё жеребёнком, когда нянчила её в Кантерлоте. Предположительно (в сериале это не показано) их знакомство происходит перед тем, как Искорка становится ученицей принцессы Селестии (на что указывает, что у Искорки тогда не было отличительного знака). Они очень сдружились, впоследствии Искорка говорит о Каденс, как о самой лучшей няне на свете. Принцесса играла с кобылкой, поддерживала её в минуты сомнений, демонстрировала свою магию. Вскоре у них даже появилась своя песенка-приветствие с шуточным танцем.
Спустя годы, когда они вновь встретились, именно этот стишок помог Искорке найти настоящую Каденс. Время ни капельки не изменило их отношения и даже, когда принцесса приняла важную роль правления Кристальной империей, их старая дружба не ослабла: они всё так же проводят свой шуточный ритуал, смеются и обнимаются.
С Шайнинг Армором
Магия любви Каденс и Шайнинг Армора.
Из сериала об отношениях Каденс и Шайнинг Армора до предсвадебной суеты ничего не известно, кроме того что они полюбили друг друга и решили связать себя узами брака. Подробности их встречи и знакомства раскрываются в двух выпусках комиксов Neigh Anything. Любовь же их действительно безгранична, настолько, что именно её сила помогла спасти Кантерлот от нашествия оборотней, с чем не смогла справиться Принцесса Селестия, как считалось, самый могущественный аликорн Эквестрии.
Шайнинг Армор переживает о Каденс.
Однако им достаётся недолгая передышка. По прибытии в Кристальную империю они сталкиваются с напастью — возвращением тирана, короля Сомбры. Принцесса Каденс смогла создать особое защитное поле вокруг города, но оно не могло держаться вечно. Спустя несколько дней, когда шестеро главных героинь прибывают в Кристальную империю, Каденс была уже сильно измождена. Ситуация осложнялась тем, что она не могла передать поддержание поля Шайнинг Армору, хотя он всем сердцем хотел облегчить её долю. Ему оставалось лишь находиться возле принцессы и поддерживать её, не отходя ни на шаг.
С принцессами Селестией и Луной
Принцесса Каденс является племянницей Принцессы Селестии, хоть доподлинно и неизвестна природа такого родства. Тем не менее, отношения между Каденс и сёстрами-аликорнами тёплые, родственные, пусть в общении они обычно и придерживаются вежливого официального стиля.
Беременность
В серии «Пинки Пай кое-что знает» Каденс и Шайнинг Армор приезжают в Понивилль с известием о том, что ждут ребенка. Это становится настоящим испытанием для Пинки Пай, которая узнает новость раньше всех и едва сдерживается, чтобы не рассказать ее остальным раньше времени. Однако супруги все равно проводят с главной шестеркой веселую игру, в процессе которой Искорке выпал шанс самой догадаться о беременности своей бывшей няни. Позже, в первой серии 6 сезона, появляется Флурри Харт — новорождённая дочь Принцессы Каденс и Шайнинг Армора. Малышка имеет необычайно большие для жеребёнка крылья и рог.
Генеалогическое древо
Девочки из Эквестрии. Игры дружбы
Хуманизированная Каденс с Шайнинг Армором
Хуманизированная версия Каденс появляется в полнометражном мультфильме «Девочки из Эквестрии: Игры дружбы». Она является деканом факультета, на котором учится Сумеречная Искорка из мира людей, а также заместителем директора Кристальной Академии и одним из судей Игр. Несмотря на состязания между школами, Каденс доброжелательно относится как к директору Кантерлота Селестии, так и замдиректору Луне. Также видно, что она заигрывает с Шайнинг Армором (который в мире людей тоже представлен как старший брат Искорки).
Источники:
https://training365.ru/velostanok-dlya-trenirovok/
https://www.veloonline.com/articles.shtml?id=380
https://aif.ru/sport/summer/finish_v_komu_velogonshchik_edva_ne_ubil_kollegu_radi_pobedy
https://russian.rt.com/sport/article/491977-velosport-sky-doping
https://mlp.fandom.com/ru/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B0_%D0%9A%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%81