Правильная посадка на велосипеде
Велосипед — популярное средство передвижения как среди спортивных людей, так и среди любителей размеренных поездок по городу. Правильная посадка гарантирует отсутствие проблем со здоровьем. В этой статье мы разберем, как сидеть при езде на горном, шоссейном и городском велосипедах.
Влияющие факторы
На правильную посадку кроме факторов, связанных с человеком, влияют также те, что зависят от велосипеда, а именно: рама, седло и руль.
Покупать велосипед с высокой рамой не рекомендуется по причине неудобства контроля над рулем. К нему придется тянуться, что скажется на осанке. Также при крутом спуске нужно будет отрываться от седла. Раму оптимальной высоты следует определить до покупки, так как потом изменить ее вы уже не сможете. Лучше всего, если вы будете выбирать велосипед в той обуви, в которой предстоит ездить.
Высота седла
Чтобы ее настроить, можно воспользоваться следующим методом. Сядьте на велосипед и, разогнув колени почти полностью, выберете подходящую высоту. Закрепить седло можно с помощью ключа. Тип седла и его высота влияют на органы малого таза, поэтому оно должно быть удобным.
При прокручивании педалей бедра не должны уходить в стороны, нога должна свободно, без особых усилий нажимать на педали. Наклон седла устанавливается индивидуально, большинство велосипедистов его не меняют. После первой поездки вы почувствуете, в каком положении вашей спине будет удобнее.
Его геометрия и расположение необходимы для корректной посадки, так как играют важную роль в распределении веса. Слишком сильно занижать руль неполезно для осанки. Однако он не должен быть выше, чем седло. Иначе управление будет нечетким. Рули бывают прямые, подходящие для спокойных или недолгих поездок, либо изогнутые — для спортсменов, любителей горного спорта. Также изогнутые рули ставят на некоторые дорожные велосипеды, они хорошо подходят для людей с остеохондрозом.
Все эти факторы, в той или иной степени влияющие на осанку велосипедиста, должны учитываться при обучении езде на байке и при первой поездке.
При путешествиях на велосипеде на любые расстояния желательно иметь определенные атрибуты.
- Шлем. Обезопасит вас от травм. Он не должен болтаться на голове или сжимать ее. Перед поездкой убедитесь, что вы отрегулировали его под размер головы.
- Велошорты. Одежда такого или подобного типа незаменима при поездке на дальние расстояния.
- Перчатки. Помогут избежать возникновения мозолей. Перчатки закрытого типа дополнительно согреют в холодную погоду. На лето можно приобрести перчатки без пальцев.
- Очки. Защищают не только от солнца, но и от ветра.
- Звонок. Так вы сможете быстро и без крика предупредить пешеходов, что вам нужно проехать.
Какой должна быть?
Правильное положение при велосипедной езде — залог хорошей осанки. Разберемся подробнее, как следует сидеть на велосипеде.
- Руки. Положите их на манетки. Если у вас есть переключатель скоростей, то пальцы должны легко до него доставать. Приблизительный угол между руками и туловищем – 90 градусов.
- Таз. Во избежание травм и проблем с осанкой этому вопросу следует уделить достаточно внимания. Сидеть на велосипеде должно быть удобно. Лучше всего изменяется под своего обладателя кожаное седло. Сначала может быть немного неудобно, но со временем это ощущение пройдет.
- Колена и локти. Они не должны соприкасаться. Иначе ваши руки и ноги будут в синяках. Чем большую скорость развивает велосипедист, тем сильнее он сгибает руки в локтях. Это хорошо видно на велогонках, когда участники почти лежат на руле.
От того, насколько правильно вы сидите на велосипеде, проводя на нем целые часы при езде, зависит нормальная работа мышц ног, спины и шеи. Они не должны быть напряжены.
Для удобной посадки спортсмены, как и все мужчины, по причине своих анатомических особенностей, приобретают узкие седла. Женский пол выбирает широкие седла, так как они более комфортны для девушек.
Для более полного понимания правильной осанки обратимся к схеме.
- Катаясь на байке, важно уметь правильно педалировать, смягчая неровности дороги.
- Спину нужно немного изогнуть, однако она не должна провисать. Сильный изгиб приведет к сгорбленности и перенапряжению мышц.
- Локти немного согните и держите в таком положении.
- Если немного направить плечи вперед, вес будет равномерно распределятся между верхней и нижней частями тела.
Конечно, в первое время посадка будет непривычна, долго в такой позе вы не прокатаетесь. Но со временем, если велосипед подобран и отрегулирован правильно, вы привыкните, и поездка с правильной осанкой будет доставлять одно удовольствие.
Особенности посадки на разных типах велосипедов
Шоссейный велосипед выбирают для поездок по городу или шоссе, развивая при этом максимально возможные скорости. Посадка на таком байке имеет ряд особенностей, заключающихся в его настройке. Только сделав это правильно, вы сможете удобно сидеть на шоссейном велике, раскрывая все его прелести.
Не удивляйтесь тому, что руль у шоссейного байка поставлен ниже, чем у обычного. На начальных этапах его можно немного приподнять, чтобы быстрее привыкнуть к велосипеду.
При езде на шоссейном и гоночном байках тело наклонено вперед (ближе к горизонтальному положению), при езде на сити-байке, дорожном велосипеде спина находится почти в вертикальном положении.
Таким образом, вся нагрузка приходится на седло. Если вам неудобно кататься в таком положении, попробуйте немного занизить руль. Так создастся небольшой угол наклона, и тело примет правильное положение.
При езде на горном (кросс-кантрийном) байке следует перераспределять вес между колесами. Это необходимо для комфортного преодоления разного рода препятствий: грязи, оврагов, луж. Перемещая тело вперед и назад, можно эффективно распределить вес. Например, при спуске лучше немного отклониться назад, и, наоборот, — при подъеме следует наклониться к рулю.
С низкой посадкой против ветра и при спуске с горы езда осуществляется легче — тело наклонено вперед под углом в 45 градусов. Помешать может прямой руль — он не очень подходит для маневров.
Преодолевая такие препятствия, как бордюры, корни, впадинки и прочие неровности дороги, следует отделиться от седла. Необходимо это не только для того, чтобы не сломать велосипед, но и для того, чтобы не навредить своему здоровью и не нанести травм.
Складной велосипед — это легкий байк, который можно компактно сложить. У складного велика обычно низкая рама и небольшие колеса, у некоторых моделей даже есть мотор. С таким транспортом легче перемещаться в метро. Сидят на складном велосипеде преимущественно так же, как и на дорожном.
Посадка велосипедистов-гонщиков отличается стремлением как можно сильнее снизить сопротивляемость воздуху и, соответственно, развить максимальную скорость. Специально для них были созданы особые изогнутые рули. На дорогу водитель смотрит немного исподлобья. Чем больше скорость, тем тело больше приближается к горизонтальному положению. И наоборот. С низкой скоростью связано принятие вертикального положения.
Разделочный велосипед был создан специально для участия в велогонках и отличается от обычного шоссейного следующими параметрами:
- геометрией рамы;
- формой труб;
- большими передачами;
- рулем.
Отличие посадки на разделочном байке — меньший наклон, то есть велосипедист сидит ближе к вертикальной оси.
У некоторых дорожных велосипедов и байков Cruiser руль изогнут вверх. Сделано это для того, чтобы спина могла принять вертикальное положение.
При небольших скоростях мышцы спины не устают. С вертикальной посадкой начинаются проблемы, если в день вы проезжаете расстояния от 50 км.
Если вам необходимо преодолевать большие расстояния каждый день, рекомендуем делать несложные упражнения для разминки мышц плеч и спины перед поездкой и после нее.
С чрезмерно высокой посадкой связаны возникающие в ногах боли. Однако они могут появиться и с низкой посадкой. Все вышеприведенные советы носят обобщающий характер. Зная эти базовые принципы, вам будет легче настроить велосипед индивидуально. Не бойтесь экспериментировать — комфорт очень важен при езде.
Ошибки
Неправильная посадка на велотранспорте вызывает напряжение, выматывает и вредит здоровью. Рассмотрим несколько вариантов ошибок, которые допускают чаще всего.
- Среди людей, начинающих осваивать новый вид транспорта, часто можно встретить велосипедистов с неправильной хваткой. Например, не стоит выкручивать запястья вперед или назад и вниз.
- При смещении центра тяжести тела к рулю могут онеметь руки. Это происходит из-за их перегрузки. Чтобы этого избежать, можно заменить руль либо сдвинуть седло назад.
- Затекание ног происходит по причине неправильно выбранного седла. Слишком узкое передавливает кровотоки в мышцах и приводит к онемению конечностей. Боль в коленях может возникнуть при слишком высокой посадке.
- Не держите выпрямленными руки или ноги при прохождении препятствий. Одно неверное движение – и проблемы обеспечены.
- Не фокусируйте взгляд на переднем колесе. Лучше смотреть всегда вперед. Даже, если на первых порах это сложно сделать, нужно стараться контролировать этот момент. Хорошая посадка увеличивает ваш кругозор.
Итак, мы выяснили, что правильная посадка во время езды на велосипеде играет важную роль. Для каждого вида байка она имеет свои отличия. Не забывайте о своем здоровье, и прогулки на велосипеде принесут пользу и удовольствие.
О том, как правильно отрегулировать посадку на велосипеде, смотрите в следующем видео.
Как научиться кататься на велосипеде?
В повседневной жизни велосипед является одним из самых удобных и экономичных способов передвижения. Но несмотря на свою простоту в управлении, навыком катания на нем обладают далеко не все. Сегодня мы поговорим о том, как научиться кататься на велосипеде.
Основные правила
Прежде чем приступать к обучению, нужно помнить, что основное – это хорошо отрегулированное сиденье. Правильная регулировка позволит вам упереться ногой в землю при начале движения. Для того чтобы ездить на велосипеде, понадобится специальная одежда.
После всех приготовлений сначала нужно научиться вести велосипед. Для этого следует идти с одной стороны от него, держа одну из рук на руле.
Такое упражнение необходимо для того, чтобы увидеть, как велосипед будет вести себя при наклоне корпуса и повороте рук. Когда вы почувствуйте велосипед, можно переходить к езде. При посадке на велосипед нужно расслабиться и не паниковать. Вес вашего тела должен распределиться по вашим конечностям равномерно. Двигаться нужно плавно, стараясь избегать резких движений. Старайтесь смотреть вперёд, а не под ноги.
Особенности обучения
Научиться кататься на велосипеде можно в любом возрасте. Рассмотрим, в чем различие в обучении взрослых и детей.
Ребенка
Если вы решили обучить вашего ребёнка ездить на спортивном велосипеде, то можно начинать с двух лет. Для начала ребёнок может начать обучение на велосипеде с дополнительными колёсиками. К четырём годам можно пересесть на двухколёсный аналог. Если вы не уверены, что ваш ребёнок сможет на нём кататься, то для обучения можно использовать аналоги.
Прежде чем сажать ребёнка на велосипед, вам следует подумать о его безопасности. Для этого рекомендуется приобрести шлем, а также защиту на локти и колени. Не следует забывать про обувь. Она должна быть закрытой и надёжно фиксировать ногу.
Когда все меры предосторожности выполнены, можно начинать обучение.
Для начала выберете транспортное средство, которое подойдёт ребёнку. Определить, правильно ли подобрана модель, довольно просто. Убедитесь, что при посадке на велосипед ноги ребёнка достают до земли и находятся в чуть согнутом положении. Посадите малыша за руль, и поставьте его ноги на педали. Поддерживая ребёнка сбоку, катите велосипед. Так велосипедист быстрее научится держать равновесие.
Для первых тренировок подойдёт квартира. В знакомой обстановке ребёнку будет более комфортно.
Когда малыш почувствовать себя более уверенно, находясь в седле, можно совершать прогулки на открытой местности типа парка.
Но следует помнить, что при обучении ребёнка езде на велосипеде требуется повышенное внимание к деталям:
- во время катания следите за тем, чтобы ребёнок держал спину прямо;
- следует исключить катание после еды;
- детям до 13 лет достаточно проезжать до десяти километров, детям до 15 лет можно увеличить расстояние до двадцати километров.
Взрослого человека
В отличие от ребёнка взрослому намного легче освоить навык катания на велосипеде. Это связано с тем, что мышечная система взрослого человека развита гораздо лучше. Но в стрессовых ситуациях взрослый человек может стать очень зажатым, и такое простое происшествие, как падение, может надолго отбить желание обучаться дальше.
Первому, чему должен научиться взрослый человек – это удерживать равновесие, сидя на велосипеде.
Для этого можно опустить сиденье велосипеда вниз и снять педали. Так человек сможет опереться на землю и не получить травмы.
Обучение следует начинать на ровной дороге.
Когда человек почувствует себя уверенно, то можно переходить на местности с более неровным рельефом. Возвращать педали можно только тогда, когда обучающийся освоит самые простые манёвры. Следует знать, что на поворотах педали не следует крутить, так как вырастает риск упасть с велосипеда. Для сохранения равновесия следует поворачивать руль в сторону вашего наклона.
Если вы новичок, то не следует слишком нагружать себя сразу. Поначалу рекомендуется проезжать не более километра в день. Когда вы почувствуете, что расстояние слишком мало для вас, то можно увеличивать дистанцию. Когда человек научился держать равновесие, он может попробовать водить самостоятельно. Если у обучающегося пока не получается разобраться с педалями, то следует держаться рядом с ним на случай, если человек потеряет управление или забудет о тормозах.
Техника езды на разных велосипедах
Существует большое количество моделей велосипедов. Для каждой из них есть свои особенности в управлении. Если вы начинаете обучение на двухколёсном велосипеде, то следует отрегулировать седло так, чтобы при касании педали ваша нога была прямой. Затем нужно понять принцип работы тормозов. Начинать следует с заднего тормоза. Сядьте в седло и, удерживая ручку заднего тормоза, попытайтесь удержать равновесие. Просто оторвите ноги от земли. Так вы сможете освоить принцип удерживания равновесия на 2-колёсном велосипеде и понять, удобно ли вам на сиденье.
Чтобы начать движение, нужно оттолкнуться от земли. Если вам нужно слезть с велосипеда, или вы чувствуете, что падаете, следует произвести торможение. Велосипед всегда должен ехать прямо. Если вы понимаете, что техника наклоняется влево, то следует повернуть в эту же сторону. Поворот можно сделать как на большой, так и на малой скорости. Если вы двигаетесь медленно, то поворот можно сделать при помощи руля.
Если вы хотите обучиться езде на скоростном велосипеде, то следует подобрать технику относительно вашего роста и веса. Так вы обеспечите себе максимальный комфорт.
Отличительная черта скоростных велосипедов – это передачи. Основной функцией такого устройства является облегчение передвижения велосипедиста. Благодаря им человек сможет беспрепятственно преодолеть свой путь.
Существует несколько правил пользования передачами:
- если вы начинаете подъём, то следует заранее выбрать режим, который позволит снизить скорость;
- внимательно следите за цепью – не должно быть перекосов;
- старайтесь осуществлять переключение скоростей только во время движения;
- старайтесь избегать резкого переключения скоростей, дождитесь, пока ваше средство передвижения начнёт полностью работать на выбранном режиме, а затем переключайте;
- чтобы избежать поломок и неисправностей, не следует начинать движение с самой скоростной передачи.
Если ваш выбор пал на горный велосипед, то его также следует подбирать относительно вашего роста и веса.
В среднем это средство передвижения весит от 7 до 20 килограммов. Разница в весе зависит от того, какая именно модель представлена. Если велосипед имеет массу до 10 килограммов, то это типовая карбоновая модель. Если велосипед весит более 13 килограммов, то такая модель подойдёт для скоростного спуска или фрирайда (спуск с неподготовленных вершин).
Существует три типа горных велосипедов. Выбирайте модель исходя из ваших интересов.
Если ваш выбор пал на жёсткий горный велосипед, то следует учесть, что в нём отсутствует подвеска, а это значит, что такой велосипед не будет требовать частого ремонта. Такую модель лучше использовать на простых дорогах, так как катание по бездорожью принесёт вам дискомфорт. На сегодняшний день самой дорогой моделью среди горных велосипедов считается 2-подвесочный. Но несмотря на его дороговизну, такой велосипед прекрасно подходит для катания по бездорожью из-за наличия подвески спереди и сзади.
Для новичков рекомендуется модель хардтейл, так как она имеет жёсткое заднее колесо и подвеску спереди.
Как уже было отмечено, горные велосипеды предназначены для езды по бездорожью, и поэтому неотъемлемой частью экипировки является шлем, который не должен передавливать ваши уши и закрывать обзор. Отличительной чертой горных велосипедов можно назвать само их строение, а именно: наличие грязевых просветов. Такая конструкция идеально подходит для езды по бездорожью. Велосипед снабжён покрышками, что имеют комбинированный или внедорожный рисунок. Такой способ защиты шины изнутри позволит предотвратить повреждения колёс из-за труднопроходимого маршрута.
Колёса горных велосипедов оснащены высокопрочными ободьями, которые способны выдерживать постоянно увеличивающиеся нагрузки. Стандартной комплектацией для горных велосипедов является наличие двух подвесок – на задних и передних колёсах. Но наличие подвески только на переднем колесе также допускается. При движении на горном велосипеде следует помнить некоторые особенности.
При подъёме по крутому склону вы можете заметить, что переднее колесо отрывается от земли. Чтобы избежать такого, перенесите свой вес вперёд. Это поможет сместить центр тяжести и установить равновесие между колёсами. При спуске у вас может возникнуть проблема противоположного характера. Вы можете почувствовать, что ваш велосипед может перевернуться вперёд. Чтобы избежать этого, вам нужно встать на педали, при этом сохранить ваши колени согнутыми, и сдвинуть корпус вашего тела немного назад, тем самым переместиться на край сиденья.
Рекомендации
Перечислим несколько рекомендаций специалистов, которые пригодятся начинающему велосипедисту.
- При катании следует быть готовым не только физически, но и психологически. Никто не застрахован от травм и падений. Главное в катании на велосипеде – это проявление упорства.
- Следует помнить, что на маленькой скорости вам будет довольно трудно удержать равновесие. Поэтому старайтесь придерживаться среднего темпа, чтобы облегчить себе процесс езды.
- Не нужно быть зажатым. От напряжения ваши мышцы быстрее устанут, и ваше желание кататься на велосипеде быстро пропадёт. Следует совершать плавные движения.
- Не нужно со всей силы сжимать руль, но также не следует отпускать его, если вы хотите избежать травм.
- Запрещено осуществлять резкое торможение.
- Если вы решили кататься, то нелишним будет приобрести велосипедный шлем. Кататься нужно всегда в нём, чтобы избежать травм.
- В начале своего обучения старайтесь ездить на небольшие расстояния. По мере приобретения навыка увеличивайте дистанцию. Но никогда не забывайте, что вам должно быть комфортно.
- Ваше средство передвижения должно быть оборудовано для вашего же комфорта. Не спешите кататься на велосипеде, если вас что-то не устраивает. Попробуйте пересесть на другую модель.
В следующем видео вы узнаете основные правила для новичков, чтобы научиться уверенно ездить на велосипеде.
Езда на велосипеде по городу: правила и рекомендации
Вы приобрели велосипед, а катаетесь на нём только по парку. Со временем появляются и другие потребности: у многих возникает желание ездить на работу на велосипеде, кто-то хочет поехать на нём отдыхать. Перед тем как начать передвигаться на велосипеде по городу, стоит разобраться: где может можно ездить, а также какие существуют условные знаки и правила.
Перед тем, как начать движение на велосипеде, стоит тщательно его проверить:
хорошо надутые колёса;
Безопасность: правила движения на велосипеде
Городские улицы насыщены различными видами транспорта и пешеходами, велосипедисту стоит знать, как с ними взаимодействовать и где можно ездить. Есть три возможных варианта:
Можно ли ездить на велосипеде по тротуару
Часто велосипедисты ездят по тротуарам, так как боятся машин на дорогах. Велосипед — транспортное средство, и передвигаться на нём по пешеходным дорожкам запрещено. Но из каждого правила есть исключения: ездить по тротуарам разрешается только детям до 14 лет под присмотром взрослых, а также взрослому, который везёт в велокресле ребёнка до 7 лет.
Если вы всё-таки выехали на пешеходную дорожку, вопреки правилам дорожного движения, то двигайтесь ближе к проезжей части, следите за скоростью, ведь многие пешеходы гораздо непредсказуемей автомобилей, и не сигнальте с требованием уступить дорогу.
Если вы беспокоитесь о себе и окружающих, лучше слезть с велосипеда и пройти часть пути пешком, держа за руль своего «двухколёсного друга».
Велосипедист на дороге: правила дорожного движения
На дороге вы велосипедист-водитель, который с 14-летнего возраста имеет право быть полноправным участником дорожного движения.
Для безопасной езды на дороге нужно знать ПДД, которые касаются вас как велосипедиста:
Двигайтесь по направлению потока.
Подавайте знаки другим участникам дорожного движения.
Соблюдайте требования дорожных знаков и светофоров.
Притормаживайте перед перекрёстками и выездами со дворов.
Пропускайте автомобили справа при пересечении нерегулируемого перекрёстка.
На зебре переходите дорогу пешком.
Оборудуйте велосипед габаритами: спереди — белого, а сзади — красного цвета.
Старайтесь избегать конфликтов на дороге, пропускать пешеходов на «зебре» и сохранять спокойствие. Когда заезжаете на тротуар и съезжаете с него, ставьте колесо под прямым углом, чтоб оно не соскользнуло и не повело велосипед в сторону. Будьте внимательны на дороге и предсказуемы для водителя.
Это основные правила, которых стоит придерживаться при езде на дороге. Но самый безопасный вариант для передвижения велосипедиста — это велодорожки. Городские власти активно поддерживают их создание в черте города.
Условные знаки велосипедистов
Велосипедисты должны уведомлять о своих намерениях других участников дорожного движения.
Существует ряд общепринятых сигналов руками, которыми не стоит пренебрегать:
Остановка — знак в виде поднятой вверх руки.
Поворот направо — вытянутая правая рука параллельно земле с открытой ладонью или вытянутая и согнутая в локте левая.
Поворот налево — вытянутая левая рука параллельно земле с открытой ладонью или вытянутая и согнутая в локте правая.
Если едет группа велосипедистов, они также должны обмениваться информацией. Первый знак подаёт ведущий, а члены группы его повторяют, заранее предупреждая следующего участника:
Яма справа — опущенная вниз правая рука.
Яма слева — опущенная вниз левая рука.
Знаки нужно подавать заранее, чтоб автомобилисты или участники группы успели на них отреагировать.
Комфорт в дороге: нужна ли велоодежда или можно без неё обойтись
Многие думают: для чего тратить деньги на велоодежду, если можно надеть то, что есть под рукой. Ответ прост: удобство, практичность и безопасность.
При создании специальной экипировки для езды на велосипеде учитываются условия её эксплуатации:
не сковывает движение при езде;
защищает от ветра и дождя;
Велошорты имеют специальный памперс, который смягчает посадку. На кофтах сзади есть кармашек, в который можно сложить всякую мелочь и не брать с собой рюкзак, за что сухая спина скажет вам «спасибо». Также на ней есть яркие вставки, позволяющие сделать вас заметнее на дороге в тёмное время суток.
Правила не обязывают велосипедистов облачаться велоодежду, этот выбор сугубо индивидуален. Если вы часто и долго ездите на велосипеде, удобство превыше всего.
Велосипедный шлем
Важный атрибут велоэкипировки — это шлем. Он необязателен по нормам ПДД, но решение принимайте сами исходя из личных критериев комфорта. Помните, что безопасность достигается не шлемом, а снижением скорости в условиях езды по дорогам. Этот ненавистный многим велосипедистам аксессуар — элемент защиты при падении. Но для детей — это обязательный атрибут.
Можно ли ездить на велосипеде в повседневной одежде
Вы можете чувствовать себя комфортно на велосипеде и в повседневной одежде, особенно если ездите на короткие дистанции. Но в тёмное время суток и туманную погоду, стоит добавить на неё или рюкзак светоотражающие элементы. А также не забывать про фонарики, которые обязательно должны присутствовать на байке.
В дождливую погоду вам на помощь придут: дождевик, специальные бахилы для обуви и правильно подобранные крылья на велосипед. Если байк по дороге сломается или вы устанете ехать, то вас без проблем пустят с ним в общественный транспорт. Поставьте его так, чтоб он не мешал входу и выходу пассажиров.
Если вы хотите ездить на работу на велосипеде, а про душ ваше начальство забыло, единственный выход из ситуации — вооружиться сменкой и влажными салфетками. Также стоит оградить себя от езды с рюкзаком на спине, положите его на багажник или корзину. Не нужно ехать очень быстро, запланируйте на дорогу достаточно времени, чтобы ехать в спокойном темпе.
Защита велосипеда от угона
Конечно, чтоб полностью уберечь себя от угона велосипеда лучше вовсе его не иметь. Но мы не ищем лёгких путей!
Для начала разберемся, чего не стоит делать, дабы не лишиться любимого «железного коня»:
Оставлять велосипед не пристёгнутым без присмотра даже на пару минут.
Оставлять на прикреплённом велосипеде велокомпьютеры, сумки, насосы и т. п.
Парковать велосипед, не пристёгивая в тамбуре магазина или возле него, и просить охранника за ним присмотреть.
Пристёгивать велосипед к хрупким конструкциям.
На велосипеде под рамой находится серийный номер, перепишите его себе, если у вас нет паспорта на байк. Также стоит сделать несколько фото вашего велотранстпорта. Это все пригодится на случай, если его всё-таки угонят.
Где парковать велосипед
Люди всегда оставляют велосипеды без присмотра, когда отлучаются по своим делам. Но нужно это делать грамотно. Сейчас появляется всё больше велопарковок, старайтесь пристёгивать велосипед именно к ним.
Если рядом нет дуг для парковки байков, воспользуйтесь прочными перилами или ограждениями. Обходите стороной хлипкие конструкции и не надейтесь, что в людном месте никто на ваш велосипед не позарится.
Чем прикрепить велосипед
Если вы часто оставляете велосипед надолго без присмотра, купите U-образный металлический замок. Он тяжелее и короче обычного замка-тросика, но его невозможно сломать кусачками, а пилить придётся долго. Такой процесс занимает слишком много времени, поэтому воры предпочитают не связываться с такими замками.
Если вы используете замок-тросик или цепь, обмотайте раму несколько раз и прикрепите к парковочной дуге. Чем плотнее вы это сделаете, тем сложнее будет его перекусить.
Для надёжности, приобретите несколько замков: U-образный используйте для того, чтоб закрепить к парковочному месту раму и заднее колесо, а толстым замком-тросиком пристегните переднее колесо.
Помните, что бережёного бог бережёт. Соблюдайте ПДД, уважайте других участников дорожного движения, и будет вам счастье!
Как самостоятельно научиться правильно кататься на велосипеде
Велоспорт – полезное и приятное занятие. В небольших городах на этом транспорте можно бесплатно добираться на работу или до магазина. Но, к сожалению, у нас нет врожденного навыка езды на велосипеде. Некоторым уже во взрослом возрасте приходится постигать азы того, как правильно ездить на велосипеде. Бороться со страхами, учиться удерживать равновесие и познавать всю мощь железного коня.
Преимущества транспорта
Взрослый человек уже может получить права, и пользоваться машиной или мотоциклом. Зачем использовать велосипед, когда есть более быстрый и комфортный транспорт?
Ошибочно считать, что велики – это для детей и подростков. Ведь польза велопрогулок не уменьшается с возрастом. Да и добавляется несколько дополнительных приятных плюсов.
- Экономия. В сравнении с машиной или мотоциклом. Велосипед стоит дешевле, не нужно покупать гараж или место на стоянке. Не требуется заправлять бензином, проходить ежегодные техосмотры или покупать обязательную страховку.
- Мобильней. Скорость передвижения, конечно, ниже, чем на машине. Но только не в пробках. Пока что водители стоят в пробке и двигаются со скоростью пешехода, велосипедист легко объезжает пробку и быстро добирается до места. Можно срезать дорогу по переулкам и дворам. В некоторых городах есть выделенные полосы для велосипедистов.
- Простая парковка. В центре найти место для стоянки очень сложно, и иногда приходится оставлять транспорт в километре от точки назначения. С велосипедом все проще – можно пристегнуть замком к дереву, столбу или специальным платформам.
- Улучшение здоровья. Любой спорт полезен для организма, а уж тем более столь активный, как велосипедная езда. Все прекрасно понимают, какую пользу приносят велопрогулки.
- Сброс веса. Сидячий образ жизни негативно влияет на фигуру, а велосипед сможет помочь с этим. Достаточно ездить на работу и домой на этом транспорте, и фигура сразу начнет улучшаться.
Психологически велоспорт влияет на человека очень положительно. Свежий воздух, физическая нагрузка, ритмичные действия успокаивают. В результате налаживает сон и обмен веществ.
В целом польза велосипеда неоценима, осталось только научиться ездить на нем, чтобы познать всю прелесть данного спорта.
Особенности обучения езде на велосипеде взрослыми
Считается, что взрослому человеку невозможно научиться кататься на велосипеде, если он не обрел данный навык в детстве. Но это просто заблуждение.
Все ограничения в голове, и именно они мешают обучению. Чаще всего взрослому человеку стыдно учиться в солидном возрасте детскому навыку – это выглядит нелепо. Кажется неправильным. Из-за этого многие откладывают обучение, чтобы не позориться и не испытывать неловкость.
Для решения этого ограничения достаточно выбрать уединенную трассу, где нет посторонних людей. Так вам не придется думать о взглядах окружающих, и вы сосредоточитесь на обучении.
Вторая проблема – страх падения. Боясь упасть, человек слишком напрягается, из-за чего движения выходят скованными, резкими и часто приводят к падению. Вам нужно быть готовым к падениям и перестать бояться. Используйте защиту (шлем, наколеники, налокотники), чтобы избежать травм. Учитесь чувствовать, когда велосипед заваливается, и выправлять его положение.
В остальном у вас будет преимущество – мотивация. Дети не знают, ради чего учатся кататься на велике, их зачастую заставляют родители. А вы точно знаете, что хотите и готовы приложить к этому усилие.
Выбор велосипеда
Обычно ученики думают, что для начала можно взять в аренду или у друзей на время обучения. А уже потом, если получится, приобрести собственный.
Такая точка зрения имеет право на жизнь, но лучше не настраивать себя на поражение. Да и друзья могут дать неподходящий под ваши параметры транспорт. Очень часто падения и неудачи связаны с тем, что велосипед вам просто не подходит.
При выборе подходящего велосипеда нужно учитывать ваш рост. В таблице ниже вы найдете рекомендованные параметры.
На всякий случай проконсультируйтесь с продавцом в магазине, чтобы точно не прогадать.
Помимо высоты, нужно понять, сколько скоростей вам нужно. Односкоростные стоят меньше, но при этом вам придется прикладывать больше усилий, чтобы заехать на гору. Многоскоростные позволяют регулировать нагрузку, переключая цепь на звезды разного размера.
Если вы планируете кататься для удовольствия во дворе дома или по ровной дороге, тогда нет смысла в многоскоростном велике. А вот если планируете ездить по гористой местности, вам приходится возможность переключать скорость.
Подготовка велосипеда
Прежде чем приступить к тренировке, вам удостовериться, что транспорт исправен и не подведет вас в самый ответственный момент.
Для этого нужно:
- проверить работу тормозов;
- проверить давление в шинах;
- покрутить педали, чтобы определить уровень смазки целей;
- расположить сидение на комфортной для вас высоте;
- отрегулировать руль.
Во время обучения лучше опустить сидение, чтобы ноги доставали до земли. В случае опасности вы можете остановить падение, ступив на землю.
Принципы безопасной езды
Новичкам особенно важно озаботиться безопасностью и ради себя, и ради окружающих. Ответственно подойдите к тренировкам, чтобы не получить травм и не повредить чужую собственность.
Подходящее место для тренировок
Сначала вам нужно держаться подальше от дороги, чтобы не попасть под машину. Лучше всего отправиться в парк или на огороженную набережную.
Ваша цель: найти ровный участок асфальтированной дороги, желательно в безлюдном месте. Возможно придется выходить в будние дни, чтобы поймать пустые дорожки.
Отсутствие людей нужно для двух вещей. Во-первых, для безопасности, чтобы вы не врезались в прохожих. Во-вторых, для психологического комфорта – не придется переживать о том, как вы выглядите со стороны.
Ничто не будет мешать вашему катанию на велосипеде.
Специальная одежда
Подберите подходящую одежду на время тренировок. Будьте готовы, что вещь может запачкаться или порваться из-за падения.
Отдавайте предпочтение облегающим вещам, чтобы не зацепиться за части велосипеда. При выезде на трассу потребуется яркая одежда со светоотражающими полосками, чтобы автомобилисты вас замечали и объезжали заранее.
Выбирайте обувь с твердой подошвой и грубым протектором, который не будет скользить по педалям.
Защитная экипировка
Велоспорт травмоопасен, так что не относитесь слишком легкомысленно к тренировкам. В первое время вы будете с трудом контролировать поведение транспорта, и можно упасть.
Для защиты от травм используйте специальное снаряжение:
- Шлем для защиты головы при падении (может спасти вам жизнь).
- Наколенники и налокотники защитят суставы от травм (самые частые травмы).
- Перчатки спасут ладони от мозолей, да и хват на руль будет крепче.
- Велосипедные защитные очки не дадут потерять управление из-за попавшего в глаз насекомого или пыли.
Не бойтесь показаться глупым в полном обмундировании. Профессиональные велосипедисты не выезжают на дорогу без шлема, перчаток и очков. И прекрасно понимают, что это вопрос их жизни, а не просто модные аксессуары.
Этапы обучения езде на велосипеде
Получая новый навык, главное не спешить и действовать постепенно. Существует определенная последовательность, которую желательно учитывать при изучении велоспорта.
- Нужно научиться самостоятельно ездить по прямой. Овладеете этим уровнем, когда научитесь трогаться с места, уверенно ехать по прямой линии, тормозить и останавливаться по своему желанию.
- Простые трюки. Постепенно вы улучшаете свои умения, и лучше управляетесь с велосипедом. Учитесь поворачивать, ездить «змейкой» вокруг конусов, делать «восьмерку» и нарезать круги.
- Свободная езда. Полный контроль над движением велосипеда. Грамотный подбор передач и их переключение. Движение в гору и уверенный спуск с уклона. Преодоление препятствий вроде корней, «лежачих полицейских» и бордюров.
Научившийся всем этим премудростям велосипедист может отправляться в самостоятельную поездку. Основные навыки освоены, остается изучать более сложные трюки.
Как сесть на велосипед
Первым делом нужно научиться садиться на транспорт, чтобы начать движение:
- Поставьте велосипед сбоку от себя.
- Повернитесь лицом к рулю.
- Перекиньте ближайшую к велосипеду ногу через седло, и поставьте на землю с другой стороны.
- Поверните педали так, чтобы они были под углом 45 градусов.
- Опустите ведущую ногу на нее, как на ступеньку. Велосипед начнет движение.
- Садитесь на седло, и когда вторая педаль будет наверху, наступите на нее второй ногой.
- Продолжайте крутить педали, чтобы было легче держать равновесие.
С оглядкой на то, что вы новичок, можно упростить процедуру. Для этого сиденье нужно опустить на высоту, с которой вы сможете достать обеими ногами до земли. Тогда вам нужно перекинуть ногу на другую сторону велосипеда, сесть на сидение, и двумя ногами опереться о землю.
Держите равновесие
Самое главное в езде на велосипеде – держать равновесие. И именно этот момент пугает всех новичков. Им кажется, что они непременно упадут. Из-за этого боятся разогнаться, а на низкой скорости шансы упасть выше.
Побороть этот страх можно с помощью простого упражнения: езда без педалей.
Вам нужно сесть на сидение велосипеда так, чтобы ноги доставали до земли. Руки крепко держат руль, не давая ему колебаться.
Перед стартом поставьте одну ногу на педаль, а второй оттолкнитесь от земли. Вы начнете двигаться, а одна нога почувствует, как вращается педаль. Не бойтесь – вы в любой момент можете опустить стопы, чтобы предотвратить падение.
Сейчас вам нужно научиться держать равновесие в рамках неспешной и безопасной поездки. Старайтесь проехать как можно дольше по прямой линии. Равновесие удерживайте телом, а не рулем.
Научитесь удерживать равновесие, переходите к следующему упражнению.
Как правильно ездить на велосипеде
Во время езды нужно придерживаться следующих правил:
- Нельзя паниковать за рулем транспорта.
- Ровно сидите на сидение, равномерно распределив вес.
- Мышцы должны быть расслабленными.
- Равномерно распределите вес по рукам и ногам.
- Двигайтесь плавно, не совершайте резких движений – это увеличивает шансы на падение.
- Смотрите вперед на дорогу, а не под колеса.
- Первые тренировки проходят по прямой и ровной дороге.
Двигайтесь со средней скоростью, т.к. при низкой сложно удержать равновесие. А на высокой слишком высокая цена падения.
Садитесь на велосипед, и начинайте крутить педали. В прошлом упражнении вы уже научились удерживать равновесие, так что не стоит бояться. За счет кручения педалей вы просто увеличите скорость передвижения, но суть удержания баланса остается прежним.
Если вам все еще страшно, попросите знакомого придерживать велосипед за багажник во время вашего передвижения. Так учат детей, страхуя их до последнего. В какой-то момент он отпустит, и вы поедите сами.
Техника педалирования
Существуют небольшие нюансы того, как нужно правильно крутить педали:
- Вам нужно не просто давить попеременно на педали, и именно крутить их – проворачивать по кругу.
- Важна скорость педалирования (каденс). Оптимальная скорость – 60-90rpm, чтобы не уставать слишком быстро. Для учета скорости можно использовать дополнительные приспособления, к примеру Велокомпьютер SigmaSport 1600.
- Техника «танцовщица» – это педалирование стоя. Позволяет быстрее двигаться, но отнимает много сил. Используйте ее, когда нужно забраться в гору, быстро нагнать соперника или ускориться на ровном участке. При этой технике нужно использовать высокую передачу, чтобы можно было прикладывать больше сил. Низкая передача просто убьет все ваши усилия, но не даст результат.
Новичкам не нужно стремиться сразу овладеть техникой «танцовщицы», потому что в этом нет никакой нужды. Для начала научитесь просто крутить педали и не падать.
Как нужно правильно тормозить
Выберите длинный ровный участок дороги, чтобы ничего не мешало движению. На нем можно потренироваться в торможении.
Тормоза обычно расположены на руле – два рычага для двух колес. Вам нужно запомнить, какой из них за какое колесо отвечает. Это очень важно.
Во время торможения новичкам нужно использовать тормоз для заднего колеса – это безопасное торможение. Передний тормоз действует быстрее, но неопытный велосипедист может слишком резко нажать на тормоз, и после экстренного торможения перелететь через руль.
Основное правило использования – нажимать аккуратно, плавно, пока что велосипед не остановится.
Как поворачивать на велосипеде
Перед поворотом нужно сбавить скорость, чтобы уменьшить радиус движения велосипеда.
Направьте руль в ту сторону, куда планируете поворачивать. В эту же сторону должен наклонить и велосипед, и велосипедист. Несильно, буквально на несколько градусов.
Не двигайте руль слишком резко, лучше заходить на поворот заранее по широкому радиусу.
Как переключать передачи
Относится к тем, у кого велосипед с несколькими скоростями. Это очень удобно для велопрогулок по гористой местности.
Правильно подобранная передача может улучшить скорость, сэкономить силы при длительных поездках или при подъеме в гору.
Основные правила переключения скоростей:
- Переключать нужно во время движения, когда крутятся педали.
- Следите, чтобы цепь не была слишком сильно натянута во время переключения передачи.
- Переключайте скорости последовательно, не перескакивайте с самой нижней к самой верхней за несколько секунд.
Какую именно передачу выбрать зависит от ваших физических способностей и местности. Просто прислушивайтесь к своим ощущениям, и меняйте скорость, если что-то не устраивает.
Когда будете подбирать нужную скорость, нужно следить, чтобы цепь не образовывала перекосы. Достаточно посмотреть вниз, на цепь, и оценить ее расположение: она должна двигаться параллельно рамкам переднего переключателя.
Как правильно парковать велосипед на стоянке
Для сохранности вашего велосипеда нужно использовать замок. Лучше всего подходит U-lock, который назван так из-за своей U-образной формы. Его пристегивать не так удобно, как обычным замком с цепью, но и воришкам сложно снять.
Закрепляйте к устойчивым и крепким конструкциям: прочные перила, ограждения или специальные дуги для парковки велосипедов.
Как правильно ездить по склонам
Спускаться со склона нужно осторожно и соблюдая определенную технику. В зависимости от крутости наклона нужно выбрать свою тактику:
- Легкий уклон. Согните колени и локти, центр тяжести сдвиньте к заднему колесу. Смотрите на 3-5 метров вперед. Используйте оба тормоза: и передний, и задний.
- Крутой уклон. Согните руки и ноги, отодвиньтесь с сидения назад, зависнув над задним колесом. Сохраняйте минимальную скорость, просто чтобы удерживать равновесие. Используйте оба тормоза. Смотрите на метр вперед, иногда бросая быстрый взгляд вперед, чтобы заметить дерево или другое препятствие. Если появится чувство, что колесо проскальзывает, нужно чуть-чуть отпустить тормоз буквально на секунду.
- Скоростной спуск. Центр тяжести расположить над кареткой, руки и ноги согнуты. Скорость высокая, но постоянно оценивать местность вперед – 3-4 метра. В сложных местах плавно притормаживать, чтобы пройти, и потом снова разогнаться.
Старайтесь постепенно набирать крутость склона, чтобы плавно повышать сложность обучения. Работайте в проверенной местности, где устойчивая поверхность. Берите друзей с собой, чтобы в случае падения они оказали помощь.
Основные правила дорожного движения для велосипедистов
Велосипедист – участник дорожного движения, и должен соблюдать ПДД. К сожалению, не все воспринимают всерьез поездки на велосипеде, и из-за этого возникает много дополнительных сложностей и разногласий с автовладельцами или пешеходами.
Необходимо ознакомиться с основными правилами для велосипедистов, прежде чем вы начнете передвигаться на длинные дистанции.
Нарушение правил наказывается штрафами от 800 до 1500 рублей, в зависимости от правонарушения.
Алкогольное опьянение велосипедиста
Велосипед – транспортное средство, и водитель должен садиться за руль только в трезвом состоянии.
Об этом ясно написано в ПДД, пункт 2.7. За нарушение закона грозит штраф от 1000 до 1500 рублей. Прав за это не лишают, но вы рискуете своим здоровьем, отправляясь кататься в пьяном состоянии.
Сигналы поворота
У велосипедиста нет возможности фарами предупреждать окружающих о своих маневрах, так что придется делать все вручную. И при этом не нужно импровизировать – все сигналы уже продуманы, и надо использовать их.
- Поворот или перестроение направо – вытяните правую руку или согните в локте левую и вытяните ее.
- Поворот или перестроение налево – вытяните левую руку или согните в локте правую и вытяните ее.
- Остановка – поднимите любую руку вверх. Не тормозите сразу, как только поднимите руку, дайте машинам время среагировать.
Все данные жесты регламентированы пунктами ПДД 8.1-8.2.
Возраст велосипедиста
Кататься на велосипеде можно в любом возрасте, если вы не выезжаете со двора и тротуара.
Выезжать на проезжую часть и становиться полноценным участником движения можно только после 14 лет.
Дорожные знаки для велосипедистов
На велосипедах можно ездить по дороге, а значит это движение должно как-то контролироваться. Существуют отдельные знаки, предназначенные для велосипедистов.
Вы можете ознакомиться с ними ниже.
Самое главное для вас – запомнить последний, запрещающий, знак. Если увидите велосипед в красном круге, не заезжайте на территорию.
Световые приборы
По правилам ПДД (19.1) все транспортные средства в ночное время суток, а также в условиях недостаточной видимости (туман, тоннель), должны быть оснащены световыми приборами.
По отношению к велосипеду есть весьма конкретное указание: использовать фары или фонари.
Помимо этого рекомендуют использовать световозвращающие элементы, но они необязательны. За их отсутствие вас не оштрафуют, но для собственной безопасности лучше озаботиться.
Полезные рекомендации для новичков
Во взрослом возрасте постигать велосипедную науку может быть страшно, но вы получите несомненный плюс от этих знаний. После небольшой тренировки вам обязательно понравится чувствовать ветер у себя в волосах, ощущать скорость и при этом полную безопасность.
Для облегчения вашего обучения, позвольте дать несколько советов:
- Морально подготовьтесь к тому, что в первое время у вас будет плохо получаться. Вы взрослый человек, но некоторое время будете кататься хуже детей. Это абсолютно нормально, и в этом нет ничего постыдного – все начинали с этого.
- Постоянно практикуйтесь. Разучиться кататься на велосипеде невозможно, но можно растерять сноровку и навыки. Для тех, кто хочет не просто покататься во дворе, нужно как минимум раз в неделю выбираться на велопрогулку.
- Найдите наставника. Вам не нужно платить тренеру или учителю, с этой ролью справится ваш друг, который уже уверенно держится в седле. Пусть следит и страхует вас, пока что вы делаете первые движения. Самостоятельный урок может закончиться ссадинами и порезами.
- Не используйте наушники в дороге. Вы управляете транспортом, а значит нужно быть сосредоточенным. Музыка в наушниках может помешать услышать чей-то окрик или сигнал машины, из-за чего вы попадете в аварию. Не отвлекайтесь от дороги.
- Заведите аптечку и берите ее с собой. Можно найти удобные и компактные футляры, в которые помещается самое необходимое, и при этом их можно закрепить на раме или на багажнике. Никаких конкретных требований к аптечке нет, но положите бинты, спирт, перекись, жгут и т.д.
В обществе не принято считать велосипед серьезным транспортом, но не стоит его недооценивать. Соблюдайте бдительность во время движения, и не забывайте проверять своего железного друга на исправность. И тогда он вас не подведет.
Источники:
https://vplate.ru/velosiped/pravilnaya-posadka/
https://vplate.ru/velosiped/kak-nauchitsya-katatsya/
https://www.ria.com/articles/ezda-na-velosipede-po-gorodu-pravila-i-rekomendaczii-3564.html
https://legkonauchim.ru/sport/kak-nauchitsya-katatsya-na-velosipede