Как установить и настроить передний переключатель скоростей на велосипеде
Если вы являетесь увлечённым велосипедистом, вам непременно придётся столкнуться с необходимостью установить или отрегулировать передний переключатель скоростей на велосипеде. Это может вам понадобиться по целому ряду причин. К примеру, потребуется замена системы переключения или растянется трос. О правильном выполнении этой процедуры мы расскажем вам в этом руководстве.
Велопереключатель передних скоростей
Устройство переднего переключателя скоростей
Конструкция такой системы довольно проста. Перечислим основные компоненты и их функциональные особенности.
- Хомут.
Элемент, предназначенный для крепления устройства к раме вашего велосипеда.
- Параллелограмм.
Элемент, в конструкции которого присутствуют шарниры и специальная пружина. Своё название этот элемент получил из-за формы параллелограмма. Он представляет собой главную движущуюся часть устройства, а также к нему крепится рамка, о которой несколько слов ниже.
- Направляющая рамка.
Деталь, в которой важную роль играет как внешняя, так и внутренняя часть. По внутренней части этого элемента проходит цепь.
- Регулировочные болты.
А ещё эти элементы называют ограничителями. Это два болта, которые используются для ограничения движения рамки как по направлению к раме велосипеда, так и в обратном направлении.
- Болт фиксации троса.
Ещё один болт, который удерживает трос, выполняющий переключение передач.
Схема переднего переключателя скоростей
Принцип действия
Первым делом потребуется разобраться в принципе действия этого устройства, если вы хотите понять, как настроить передний переключатель. Функция этого устройства заключается в переводе цепи велосипеда на необходимую звезду. Когда передача переходит с большей звезды на меньшую, натяжение троса уменьшается, в результате чего пружина перетягивает параллелограмм вместе с направляющей рамкой по направлению к раме вашего транспортного средства. Рамка своей внешней стороной надавливает на цепь, и она переходит на звёздочку меньшего диаметра. Таким же образом выполняется обратный процесс. Натягиваясь, трос перемещает параллелограмм вместе с рамкой в обратную сторону. Рамка надавливает на цепь и перебрасывает её на большую звезду.
Как видите, хорошо настроенный переключатель является простым и надёжным устройством. Большое значение имеет правильная настройка ограничителей, так как в них параллелограмм упирается, достигая крайних положений. Если положение ограничителей будет установлено неверно, цепь будет постоянно соскакивать с нужного места.
Предварительные действия
Если вам предстоит установка нового переключателя или же вы готовитесь настраивать уже установленную систему, перед тем как приступить к действиям, необходимо проверить ряд параметров.
- Визуальный осмотр.
Нужно осмотреть систему и проверить наличие люфтов или повреждений. Бывает так, что после длительного использования на некоторых деталях, например, направляющей рамке или параллелограмме, образовываются зазоры. И также детали, особенно рамка, могут получить повреждения и сгибы от нагрузок и падений. Из-за этого могут возникнуть проблемы при настройке переднего переключателя скоростей вашего велосипеда.
- Очистка переключателя.
Обязательно выполните тщательную очистку всех элементов устройства от пыли и других загрязнений, затем нанесите смазку. В первую очередь необходимо смазать все движущиеся части устройства, а именно пружины и сам параллелограмм. При необходимости можно снять систему переключения с рамы вашего транспортного средства. Эти действия также поспособствуют более качественному визуальному осмотру, о котором шла речь в предыдущем пункте.
- Очистка тросика.
И также необходимо произвести очистку тросика переключателя и проверить его целостность. Если тросик сильно загрязнён, можно отсоединить его от фиксирующего болта и извлечь наружу, но также его можно очистить, не снимая. После этого осмотрите тросик на наличие разорванных жил. Затем, если всё в порядке, тросик также необходимо смазать.
- Проверьте задний переключатель.
Требуется, чтобы задний переключатель скоростей уже был настроен, так как при настройке он используется как ведущий.
Приступаем к установке и настройке
После всех первичных мероприятий пришла пора выяснить, как настроить передний переключатель скоростей на велосипеде.
- Сначала нужно выполнить правильное позиционирование устройства. Правильным положением является следующее: продольная ось направляющей рамки должна быть расположена параллельно передним звёздам. Расстояние от самого низа рамки и до самой большой звезды не должно быть больше 2 мм, и при этом она не должна цепляться за зубья. Во время выравнивания параллелограмм отгибается от рамы по направлению к самой большой звезде. Выполнять позиционирование будет проще при снятой цепи. На многих фирменных переключателях есть специальная наклейка с метками уровня, которые упрощают установку.
Большая звезда велосипеда
- Немного закручиваем болт, который фиксирует хомут, и ещё раз проверяем расположение направляющей рамки. Если всё в порядке, затягиваем болт до конца.
- Установку мы выполнили, теперь нам предстоит настройка переднего переключателя скоростей на велосипеде. Настройку проще всего производить на велосипеде с поднятым задним колесом. Чтобы этого добиться, транспортное средство можно подвесить, зацепив его за седло, или зафиксировать иным образом.
- Начнём с того, что установим самую маленькую скорость. Учитывайте, что при этом трос должен быть свободен. Выполняем регулировку натяжения троса, закрутив её до упора, затем возвращаем на несколько оборотов назад. Часто регулировку закручивают до конца, но для точной настройки требуется небольшой запас по натяжению.
Велопереключатель передних скоростей
- Устанавливаем также и на заднем переключателе наименьшую скорость. Необходимо, чтобы у вас была установлена первая скорость как впереди, так и сзади.
- Выставляем такое положение ограничительного болта L, при котором внутренняя часть направляющей рамки располагается как можно ближе к цепи, но не цепляет её при вращении педалей. Если вам нужно, чтобы рамка смещалась к раме велосипеда, вращайте ограничитель против часовой стрелки, и наоборот. на место, после чего закрутите фиксирующий болт. Закручивайте руками, не нужно использовать плоскогубцы.
- Теперь переведите передачи в такое положение, при котором спереди цепь будет установлена на самую большую звезду, а сзади — на самую маленькую. Выполните настройку второго ограничительного болта H. Теперь нужно добиться, чтобы внешняя часть направляющей рамки находилась максимально близко к цепи, но не цеплялась за неё во время движения. Чтобы рамка смещалась к раме велосипеда, вращайте ограничитель по часовой стрелке, и наоборот.
- Теперь нам предстоит регулировка переднего переключателя скоростей велосипеда. Установите задний переключатель на пятую скорость. После чего, вращая педали, выполните смену скоростей переднего переключателя по всему диапазону (3 — 2 — 1 — 2 — 3). Повторите процедуру два-три раза, после чего установите впереди вторую скорость и начинайте переключать задние передачи. Необходимо добиться, чтобы цепь не тёрлась о направляющую рамку в таких положениях: 2 — 2 и 2 — 7. Если трение присутствует, нужно дополнительно отрегулировать натяжение троса. При наличии проблем перехода с большей звезды на меньшую требуется ослабить натяжение, а если сложности возникают при переходе с меньшей звезды на большую — усилить.
Регулировка велопереключателя скоростей
Тестирование выполненной работы
Когда установка переднего переключателя скоростей на велосипеде будет завершена, можно приступить к тестированию. Выберите прямой участок дороги, на котором нет резких спусков и подъёмов, и протестируйте работу устройства во время езды. Если обнаружатся какие-то проблемы с функционалом, вы можете выполнять регулировку прямо на ходу на небольшой скорости. Немного навыка и вы научитесь с лёгкостью настраивать передний переключатель скоростей на своём велосипеде.
Как правильно переключать передачи на велосипеде. Как определить число передач на велосипеде, в чём заключается принцип работы трансмиссии, основные правила и рекомендации по переключению передач.
Правильно подобранные крепления для сноуборда — тот фактор, который способен обеспечить комфортную езду на горнолыжном снаряде. Выбираем идеальный механизм.
Своевременная замена троса переключения передач на велосипеде — залог нормального функционирования и целостности механизма. Замена троса — несложная процедура, это вполне реально сделать самостоятельно.
Передний переключатель (перекидка)
После покатушки, когда месили грязь, начала задевать цепь за перекидку после автомойки. И протирать этот переключатель. Посмотрел видео:
Думаю, всё, крут! Ща пойду и починю это гребанную херь! Начал крутить болты и тянуть тросик. Нихера! Всё равно задевает. Через час возни осознал что просто хомут, держащий переключатель немного сместил перекидку относительно оси цепи и она стала не параллельной! су**
! Поправил хомут, но параметры я уже сбил! Причем все! И начал крутить вертеть и выставлять цепь с перекидкой! Провозился 2 часа, но походу всё норм…
После чего решил расписать всё как есть про сам переключатель и как настроить перекидку. Начал искать информацию и нашел интересный материал. Читаем 🙂
Многие байкеры самым важным и ответственным элементом велосипеда считают задний переключатель. Но и передний переключатель оказывается достаточно важным узлом. Хотя пользоваться им обычно приходится реже, чем задним.
Итак, передний переключатель предназначен для того, чтобы переводить цепь с одной передней звездочки на другую. Он управляется устройством — манеткой, которая крепится на руле или на раме.
Как переключатели работают
Большинство современных велосипедов используют переключатели. Переключение передач осуществляется перебрасыванием цепи с одной звёздочки на другую. Переключатели кажутся сложными, но на самом деле они очень просты и работают исключительно на грубой силе, особенно, передние переключатели.
Передний переключатель всего-навсего состоит из металлической рамки, которая может перемещаться вперед-назад, из стороны в сторону. Более старые переключатели представляли собой рамку, закреплённую на одной оси, а современные же используют для этого параллелограмм.
Передний переключатель работает, толкая цепь в стороны, в результате чего цепь идёт под углом к звезде, а не по прямой. Когда этот угол становится слишком острым, цепь больше не может удерживаться на этой звёздочке и соскакивает на соседнюю — меньшую.
Когда цепь переходит с меньшей звезды на большую, переключение происходит немного иначе. Цепь толкается в сторону большей звезды — соседней с той, на которой вы едете и трётся о её бок. В конечном итоге, она захватывается зубом большей звезды, затягивается вверх и в сторону — переходит на эту звезду.
Современные звёзды часто имеют бока специальной формы — наклонные поверхности и штырьки, которые подхватывают цепь для лучшего переключения.
Передний переключатель перебрасывает верхнюю часть цепи, задний — нижнюю часть. Верхняя часть цепи передаёт усилия педалей задним звёздочкам, поэтому, если вы педалируете с большим усилием, цепи сложнее изгибаться в стороны из-за натяжения. Именно поэтому важно уменьшить усилие при переключении передним переключателем. Но это не так важно при переключении задним переключателем, так как он использует нижнюю, слабо натянутую часть цепи.
Существует ряд сложностей при выборе переднего переключателя по сравнению с задним:
Установка перекидки
Существует 5 разных типов креплений переднего переключателя, зависящих от диаметра подседельной трубы рамы. Среди них:
- 1 1/8″ (28.6 мм) хомут. Это традиционный, стандартный тип для большинства шоссейников и старых горных велосипедов.
- 1 1/4″ (31.8 мм) хомут для немного бОльших подседельных труб.
- 1 3/8″ (34.9 мм) хомут для широких подседельных труб, общепринятый для алюминиевых рам.
- «Braze-on» переключатели крепятся на специальную платформу, впаянную или приклеенную к раме. Подобное крепление ограничивает выбор размеров звёзд. Такое крепление позволяет проводить некоторую вертикальную настройку, но её обыно не хватает.
- «E-type» от Shimano — крепление на каретку. Это крепление также предполагает использование крепления, стабилизировавшего его. Такой тип крепления не предполагает вообще никакого вращения, так что вам необходимо использовать точно те звёзды системы, на которые рассчитан переключатель.
Натяжение тросиков
Традиционные передние переключатели имеют «нижнюю тягу» — управляются тросиком, идущим вверх от каретки к переключателю
Переключатели с «верхней тягой» управляются тросиком сверху. Такой дизайн обычно используется на горных велосипедах для того, чтобы избежать проведения тросиков под кареткой, где они мгновенно загрязняются грязью, летящей с переднего колеса.
Некоторые более старые конструкции предполагают использование витка рубашки с держателя в самом низу нижней трубы. Такая конструкция не используется с середины 70-х годов. К счастью, это несложно обойти — если вы хотите установить современный переключатель на раму, где предполагается такое крепление — просто игнорируйте держатель, проведя «голый» тросик под кареткой. Если вы хотите защитить краску, существуют два простых способа сделать это:
Самый простой из них — использовать кусочек «плавающей» рубашки — кусочек 50-75 мм длиной под кареткой. При этом ни один из концов её не должен упираться в держатель. Трение тросика заставит её держаться на своём месте.
Более элегантный способ — установить современную пластиковую направляющую под каретку. Обычно эти направляющие крепятся 5мм болтом, поэтому вам нужно вытащить каретку, просверлить раму и нарезать 5мм резьбу. Это сделать совсем просто.
Размеры большой звезды системы
Современные переключатели работают хорошо, если они установлены низко, при этом не соприкасаясь со звёздочками. В частности, изгиб нижней грани внешней части рамки переднего переключателя должен полностью совпадать с изгибом наибольшей звёздочки.
Если у вас передний переключатель работает с большей звездой, чем он рассчитан, задняя часть рамки приблизится слишком близко к звезде, но при этом передняя часть рамки будет слишком далека, чтобы обеспечить правильное переключение. В обратной ситуации — при работе с меньшей звездой, чем рассчитан переключатель, передняя часть рамки приблизится слишком сильно к звезде, когда задняя её часть будет всё ещё далека. Это не повредит чёткости переключения, но потребует излишнего перетягивания тросика при сбрасывании передач.
Несовпадение переключателя/размера звезды может быть удовлетворительным с фрикционными манетками, но, скорее всего, вызовет проблемы с современными дискретными манетками.
Если у вас необычные требования к системе, вы можете подточить внешнюю часть рамки переключателя, чтобы он подходил под используемую звезду.
Современные переключатели предназначены или для двухскоростных систем или для трёхскоростных. Форма рамки делается в соответствии с этими потребностями.
На «Двойных» передних переключателя внутренняя рамка лишь слегка выступает вниз по сравнению с внешней.
На тройных же переключателях внутренняя часть рамки сильно сильно ниже внешней. Подобная конструкция сильно улучшает переключение с наименьшей на среднюю, так как это позволяет рамке быть ближе к средней звезде.
«Двойные» переключатели неплохо работают на трёхскоростных системах, но только если средняя звезда немного меньше наибольшей. В противном случае переключение с малой на среднюю звезду будет крайне неторопливым.
Современные трёхскоростные переключатели на системах, где средняя звезда немного меньше большой работают весьма неважно. Они, вообще, рассчитаны на конкретную разницу между средней и большой звёздами.
Шимановский «10-ти скоростной» переключатель рассчитан на разницу 13 зубов, обычно 52-39.
Большинство остальных переключателей — на разницу в 10 зубов между большой и средней звёздами.
Удивительно, но размер наименьшей звезды почти не влияет на работу переключателя. Так, многие велосипедисты заменяют в стандартной дорожной системе наименьшую звезду на более полезную меньшую, чем стандартную 30-ти зубую.
7-скоростей, 8-скоростей, 9-скоростей, 10-скоростей…
Множество передних переключателей разработаны для конкретного числа передач сзади. Это, на самом деле, в первую очередь маркетинговых ход, а не функциональные отличия. Почти все современные переключатели будут работать с любыми кассетами.
Правда только то, что рамки чуть-чуть уже, чтобы соответствовать более узкой цепи, используемой на кассете с большим числом звёздочек, но на практике это не вызывает никаких проблем.
Дискретное переключение на горных/ шоссейных велосипедах
То, насколько движется тросик при переключении передачи на шимановских переключателях отличается у горных и шоссейных передних переключателей. Это может вызвать проблемы, если вы используете шоссейных передний переключатель с прямым рулём, и как следствие манетки горного велосипеда; или же, наоборот, используете переключатель горного велосипеда с шоссейным оборудованием. При этом, проблемы могут возникнуть при использовании дискретных систем переключения.
Если же у вас стоят старые добрые фрикционные манетки. Это также не является проблемой при использовании некоторых манеток Campagnolo.
Шимано делает одну модель «тройного» переключателя, разработанного для дорожных нужд (52-42-*) и манетки RapidFire для прямого руля, модель R440
Настройка переднего переключателя
Передний переключатель не стоит настраивать, пока не настроен задний переключатель, так как на настройки переднего переключателя влияет положение заднего, и вам также необходима возможность включить любую заднюю передачу для правильной настройки переднего переключателя.
Настройка переднего переключателя — не точная наука. Она требует хорошего глазомера и немного терпения. Когда вы прикладываете усилия к педалям, сила передаётся верхней частью цепи к задним звёздочкам. Нижняя часть цепи — это просто путь назад, и её натяжение обеспечивается лишь пружинами заднего переключателя. Поскольку передний переключатель работает с верхней частью цепи, его задача совсем не проста. В целом, вы не можете рассчитывать на чёткую работу переключателя, пока вы активно педалируете, даже если задний переключатель прекрасно работает.
Три Главные Настройки Переднего Переключателя
Положение переключателя
Самое сложное в настройке переключателя — правильно его прикрепить к раме. Это должно быть сделано правильно перед тем, как пытаться регулировать ограничители. Тут есть две переменные — угол и высота.
Угол переднего переключателя определяют, глядя свержу вниз на рамку. Но вот незадача — у современных переключателей столь хитрая форма, что не всегда легко сказать когда это положение верно. В целом, средняя линия должна быть параллельна средней линии рамы. Вращение переключателя так, что задняя часть рамки отходит дальше от рамы, иногда улучшает переключение на маленькие звёздочки системы, предотвращая сбрасывание цепи с наибольшей звезды; но может вызвать необходимость подгонки на большой звёзде. Также возможно задевание шатуна о рамку.
Вращение рамки так, что она приближается к раме, уменьшит необходимость подгонки на большой звезде системы, и улучшит переключение на бОльшие звёзды, но с возможности сбрасывания цепи внутрь.
Высота переднего переключателя принципиальна для качества переключения. Производители, в основном, рекомендуют расстояние 2мм между внешней частью рамки и большой звёздой. Но это лишь результат сильного упрощения проблемы. Лучшее качество обеспечивается самым низким положением, при котором зубья звезды не задевают за рамку.
Чем ниже вы спустили переключатель, тем лучше будет переключение, и без необходимости подгонки.
Несовпадение переключателя/большой звёзды
Чтобы передний переключатель был как можно ниже, кривизна рамки должна совпадать с кривизной большой звёзды.
Если ваша наибольшая звезда больше той, на которую рассчитан переключатель, задняя часть рамки будет задевать зубья звезды прежде чем передняя часть рамки подойдёт достаточно низко, чтобы обеспечить чёткое переключение без необходимости подгонки.
Если наибольшая звёзда меньше, чем рассчитан переключатель, переключение будет нормальным, но необходима будет подгонка, так как задняя часть рамки выше, чем следует; поэтому цепь пересекает её далеко сзади.
Недавно Шелдон начал подгонять рамку переключателя к большой звёзде. На велосипеде с системой 50/38/28 и переключателем на 46/36/26. Кривизна рамки не совпадает с кривизной звёздочки. Удалив за пару минут немного металла с рамки переключателя (с внешней, внутренней плоскостей и мостика между ними), он добился совпадения кривизны звёздочки и рамки. Теперь переключатель можно было ставить очень близко к звёздочке, благодаря чему обеспечивался отличный контроль цепи.
Ограничитель низких передач.
Этот ограничитель не даёт переключателю сбросить цепь с маленькой звёзды системы. Если он слишком ослаблен, цепь будет спадать при попытках переключиться на маленькую звезду. Если он излишне затянут, будет сложно или почти невозможно переключиться на эту звезду.
На старых переключателях он расположен близко к раме. На современных — наоборот. Это обусловлено исключительно немного иным устройством переключателя.
Главная задача — установить его так, чтобы цепь чуть-чуть отходила от внутренней рамки на низшей передаче (маленькая спереди и большая сзади). Это лучшая позиция для двухскоростных систем, обеспечивающая доступ почти ко всем или всем задним звёздочкам с минимумом подгонки.
Для трёхскоростных систем иногда необходимо его чуть-чуть ослабить, чтобы наружная часть рамки могла перемещаться настолько, чтобы столкнуть цепь со средней звезды.
Для начала нужно установить цепь на самую маленькую звезду спереди и самую большую сзади. Затем ослабить анкерный болт, фиксирующий трос, а также закрутить до упора и открутить на один оборот регулировочный барабан на рычаге переключателя.
Ограничитель нижних передач препятствует дерайлеру перебросить цепь дальше самой маленькой звезды. Если ограничитель слишком ослаблен, то при переключении со средней шестерёнки на маленькую цепь соскочит на кареточный стакан. Если ограничитель затянут слишком сильно, то будет затруднительно или вовсе невозможно переключиться на маленькую звезду.
Цепь должна находиться как можно ближе к внутренней грани рамки переключателя, но чтобы при вращении педалей цепь не задевала за неё.
После этого нужно натянуть трос и закрутить болт крепления.
Anti-derailment devices
Иногда возможно, когда одна установка ограничителя может вызывать лёгкое спадание цепи с маленькой звёздочки, а чуть более затянутое — не давать переключиться на эту передачу.
В подобных случаях хорошее, но грубое, решение — установка специальных устройств.
Ограничитель высоких передач
Его настройка крайне проста — необходимо добиться такого положения, при котором цепь почти трётся о внешнюю часть рамки на высшей передаче (большая спереди, малая сзади). Это уменьшит необходимость подгонки при переключении задних передач.
Для регулировки ограничителя высоких передач нужно установить цепь на самую большую переднюю и самую маленькую заднюю звёзды.
Вращением винта ограничителя, устанавливается такое положение рамки переключателя, чтобы цепь находилась как можно ближе к наружной грани рамки, но при вращении педалей цепь не задевала за неё.
После этого, вращая педали, нужно попробовать пошагово переключить передачи в обе стороны. Если цепь плохо сходит с больших звёзд на маленькие, необходимо ослабить тросик, вращая регулировочный барабан натяжения тросика по часовой стрелке. В противном случае — наоборот.
Если переключение скоростей происходит медленно, убедитесь что вы не прикладываете слишком большие усилия к педалям. При переключении необходимо немного снизить усилия на педали. Если же переключение ненадёжное даже при малых усилиях, вам может помочь небольшое отпускание ограничителя. Если вы так и поступили, убедитесь, что рамка не может отходить слишком далеко и ударяться о шатун.
Иногда может помочь небольшое выгибание передней грани рамки наружу. Это можно сделать разводным ключом, но, к счастью, редко требуется для современных переключателей, но использовалось довольно широко на старых.
«Подгонка» переднего переключателя
По мере переключения передач сзади, направление, откуда приходит цепь к переключателю, немного меняется. В результате, иногда возникает необходимость «подгонки» положения переключателя при изменении задней передачи, даже оставаясь на одной и той же передней звёздочке. «Подгонка» предполагает небольшое перемещение рамки манеткой, но недостаточное для смены передачи, а лишь для устранения трения о звёздочку.
На старых манетках, разработанных для фрикционных манеток «подгонка» просто подразумевалась, но современные дискретные манетки почти всегда могут быть установлены так, что эта подгонка не нужна. Для отличного переключения вам необходимо использовать переключатель, разработанный для конкретного размера звёздочки, а также звездочки должны быть абсолютно плоскими. Чем ниже установлена рамка переключателя к звёздочке, тем меньше требуется подгонка.
Если же система требует «подгонки», вы должны её делать. Если цепь трётся о рамку переключателя вы сотрёте рамку так, что от неё сколько-нибудь приличного переключения ожидать просто не приходится.
Линия цепи
«Линия цепи» — это расстояние от плоскости симметрии рамы до цепи/звёздочек.
Проблемы с переднем переключателем часто вызваны неверной линией цепи, то есть, цепь слишком близка или, что чаще, слишком далека от средней линии велосипеда. Это обычно вызвано неверным выбором каретки для данной системы.
Тросики
Часто проблемы переключения вызваны не неправильной работой/настройкой переключателя, а слишком большим трением тросика, управляющего им. Большое трение обычно приводит к медленному возвращению рамки под действием пружины переключателя к меньшей звёздочке.
Обычно эти проблемы возникают в коротком отрезке рубашки, ведущей от пера к переключателю. Передний конец рубашки подвергается воздействию грязи, летящей с колеса, и поэтому быстро ржавеет, что серьёзно ухудшает качество переключения. Эта петля должна быть довольно длинной, чтобы не было резких изгибов. На большинстве велосипедов эта петля слишком коротка.
Другая проблемная зона — там, где тросик проходит под кареткой. В добавок к медленному переключению, трение может вызвать спонтанное переключение под нагрузкой
Рубашки для систем переключения состоят из множества прямых проволочек, зажатых в пластик, а тросики для тормозов — из спирально-сплетенной проволоки. Поэтому, необходимо довольно специальное устройство для правильного обрезания рубашек. При покупке рубашек, вам нужно точно знать необходимую длину, чтобы вам могли нарезать её в прямо в магазине, если у вас нет подходящих кусачек.
Когда вы обрезаете рубашку, пластмасса немного сплющивается. Полезно после этого прочистить и закруглить конец, например, шилом. Прямо перед задним переключателем рубашка образует сильную петлю. Рекомендую сначала изогнуть кусок рубашки до примерной формы и лишь затем обрезать окончательно.
Если вы обрезаете прямую рубашку, все продольные проволочки имеют одну длину, поэтому когда вы её сгибаете, торец рубашки становится косым, так как проволочки, идущие внутри изгиба и снаружи его, проходят разный путь. Я (конечно, Шелдон) верю, что обрезание уже согнутых рубашек делает соединение конца рубашки более плавными. Также на конце рубашек должны стоять специальные наконечники.Они сохраняют правильную форму торца рубашки, а также не дают рубашке расслоится на части.
С совремменными рубашками смазывание тросиков больше не требуется. В самом деле, оно часто только всё ухудшает из-за липкости самой смазки. Однако, немного негустого масла для часть рубашки, идущей к переключателю, не повредит — оно предотвратит появление ржавчины.
Тросики и рубашки сильно различаются по качеству. Я бы рекомендовал покупать только лучшие тросики и рубашки. Однако, всё равно возможны ситуации, когда пружина переключателя не может превзойти трение в этой петле.
Крепление тросика (сзади)
Часто вызывает проблемы присоединение конца тросика к болту переключателя. Если он будет подходить под неправильным углом, геометрия параллелограмма будет искажена, и поэтому будет сложно добиться нормального перемещения переключателя во всём диапазоне передач. Обычно на переключателе есть желобок или шайба с изогнутым концом, позволяющим определить, что тросик присоединён правильно.
Например, на переключателе, изображённом выше, неправильно прикреплён тросик. Вы можете разглядеть желобок между тросиком и изгибом шайбы.
Крепление тросика (передний)
В случае передних переключателей, некоторые новые модели разработаны так, что можно присоединить тросик двумя способами. Если тросик подходит снаружи к болту (дальше от шарнира параллелограмма), рамка движется меньше для данного перемещения тросика. Это обеспечивает более лёгкую работу и более простую тонкую регулировку. Если тросик подходит со стороны шарниров параллелограмма к болту, рамка движется дальше для данного перемещения тросика. Это часто необходимо для дискретного переключения передач.
Проскакивание / Самопроизвольное переключение
Педали иногда проскакивают, когда вы прикладываете большие усилия? Это частая жалоба, особенно когда ездок встаёт на педали. В самом деле, это опасное состояние является хорошей причиной, чтобы оставаться в седле и переходить на низкие передачи, нежели стоя ехать на высоких.
Хотя в проскакивании/прыгании/самопроизвольном переключении часто винят переключатель, лишь очень редко это вызвано его неправильной работой.
Скакание цепи может быть связано с одной из двух несвязанных проблем: проскакиванием или самопроизвольным переключением. Первый шаг при решении проблемы — это определить тип проблемы:
Проскакивание предполагает скачки цепи по вершинам зубцов звёздочки под нагрузкой. После этого прыжка цепь остаётся на той же передаче. Обычно оно вызвано износом цепи и/или звёзд.
Наиболее вероятно подобное случается на наименьшей звезде кассеты, особенно если она используется в сочетании с маленькой звездой системы. Этот вывод более подробно рассмотрен в статье об износе цепи.
Иногда проскакивание вызвано также гнутыми звеньями.
Самопроизвольное переключение чувствуется точно также, как и проскакивание, только после прыжка цепь оказывается уже на другой, более высокой передаче (меньшей звёздочке). Причиной подобного является сочетание гибкости рамы и трения тросиков.
Передний переключатель (перекидка) : 8 комментариев
Очень полезная статья. Лучшая из того что я видел. Спасибо!
Полезная статья, но я всё равно не могу настроить.
Трет:
— либо на низких передачах 3*7 (всего 7 звезд)
— либо на высоких 1*1
Как настраивается передний переключатель на велосипедах
Процедура настройки переднего переключателя велосипеда проводится после того, как будет отрегулирована задняя перекидка. Частота регулировки этого механизма зависит от стоимости самого устройства и от условий эксплуатации вела, поэтому чем дешевле механизм, тем чаще приходится ставить велосипед на мелкий ремонт.
Как работает переключатель и его конструкция
Перед тем, как выяснять принцип работы переключательного механизма, нужно узнать, из каких составных деталей состоит агрегат. К его составным деталям относятся:
- Хомут — для закрепления детали к раме велобайка.
- Параллелограмм — шарнирная деталь, которая имеет форму геометрической фигуры. Именно параллелограмм — это главная подвижная частью передних перекидок на велобайках. К этой детали крепится рамка.
- Направляющая рамка — состоит из внутренней и наружной частей, внутри которой располагается цепь.
- Болты для регулировки — имеют обозначение L и H. Это настроечные элементы, ограничивающие смещение рамки к раме велосипеда (для этого нужно вращать болт L) или от нее (крутить болт H).
- Крепежный болт троса — с его помощью происходит закрепление трос, который отвечает за переключение передач.
Когда известна конструкция ремонтируемой детали, не трудно разобраться с принципом ее работы. Основывается работа велосипедного агрегата на смещении цепи по рядом располагающимся звездам. Цепь перескакивает с одной звездочки на другую в двух направлениях, то есть с большей по диаметру на меньшую и наоборот.
Для понятия технологии работы предлагается следующая инструкция:
- При снижении натяжения троса наблюдается смещение цепи с большой звезды на малую.
- При увеличении натяжения происходит переход цепи в другом порядке, т.е. она смещается от меньшей звезды на большую.
Когда происходит ослабление натяжки, то пружинка переключателя тянет за собой параллелограмм с рамкой на соответствующую длину к раме. Снаружи рамки наблюдается воздействие ее на цепь, реализуя перескакивание на малую звезду.
При увеличении натяжки наблюдается обратный эффект, то есть, при натяжке троса сдвигается параллелограмм с рамкой в сторону — от рамы. Внутреннее воздействие рамки способствует смещению цепи, и за счет конструкции звездочки с зацепами, осуществляется ее сцепление и перекидка на большую звезду.
Строение рассматриваемой детали предусматривает наличие болтов-ограничителей. В них упирается параллелограмм, когда достигаются крайние его расположения. При неправильной реализации настройки ограничивающих устройств, отвечающих за работу переднего переключателя, будет наблюдаться соскальзывание цепи к каретке или шатуну.
Соскальзывание цепи — это отвратительное явление, которое больше известно среди велосипедистов, как закусывание детали. При защемлении детали между малой звездой и трубой кареточного узла понадобится выполнить небольшой ремонт — выдернуть цепь из ловушки.
Подготовка к настройке — что нужно первоначально сделать
Перед тем, как приступать к настроечным работам перекидки на велобайке, рекомендуется уделить время, и произвести подготовительные действия. Актуальны подготовительные мероприятия в случае, если устанавливается новый переключатель. Первоначально необходимо произвести проверку перекидки — подходит ли она под имеющиеся передние звездочки.
Имеется три главных параметра, по которым должна подбираться перекидка на велосипед:
- Количество зубьев максимальное на большой звездочке.
- Максимальная разница зубьев между большой и малой звездами.
- Минимальная разница между большой и средней звездочками.
Во внимание также необходимо принять направление подачи троса. Уточнить все эти сведения можно в технической документации к агрегату. Ведь перекидки могут быть рассчитаны на 2 или 3 передних звездочки, что также нужно учитывать, иначе будет несоответствие систем, и настройка не получится.
Когда выяснили, что перекидка соответствует системе, нужно продолжить подготовительные действия. Они основываются на выполнении следующих действий:
- Убедиться в отсутствии люфтов, а также провести осмотр на наличие повреждений. Если продолжительное время ездить на велосипеде и не проводить диагностические мероприятия, то возникает люфт рамки — она разбалтывается. При падении велосипеда возникает люфт параллелограмма, а также прогибается рамка. При наличии люфтов в рамке и параллелограмме, велосипедист обнаружит неисправности при переключении. Перед тем, как приступать к регулировочным процедурам, требуется устранить эти люфты. Если устранить люфт путем выравнивания параллелограмма и рамки невозможно, то рекомендуется купить новый переключатель на велосипед.
- При наличии загрязнений, рассматриваемая деталь подлежит очистке и повторной смазке. Для этого деталь предстоит разобрать, удалить имеющуюся смазку, а также нанести новую. Смазке подлежат пружины, а также различные подвижные соединения параллелограмма. Если перекидка извлекается с велосипеда, то при ее установке нужно учитывать правильность положения относительно звездочек системы.
- Проверить целостность тросиков, а также произвести их очистку с последующим применением смазочных материалов. Чтобы смазать тросик, не нужно его снимать с велосипеда. Однако демонтаж может понадобиться при выявлении разрыва жил детали. Если разрывы уместны, то устройство подлежит замене. Для смены тросика на манетке понадобится отсоединить деталь на переключателе, где она крепится крепежным болтом, и вынуть его через манетку на руле. Если тросик извлекался или выполнялась его замена, то его следует установить в манетку, и продеть в рубашку. Закреплять в конструкции перекидки его не нужно, так как это будет выполняться во время регулировочных мероприятий.
- Очистка цепи. Современные велобайки имеют цепи для передачи крутящего момента от прикладывания физической силы к заднему колесу. В Дании в 2018 году был представлен велосипед без цепи, однако до такого нововведения еще далеко, и поэтому продолжаем использовать цепь, и цепную передачу на велобайках, которую нужно правильно очищать и смазывать.
- Перед настроечными действиями переднего переключателя на велобайке, нужно выполнить регулировку заднего. Делать это рекомендуется, так как при отрегулированной задней перекидке не потребуется осуществлять перестановку цепи на звездочки задней кассеты. Если вы не знакомы с процедурой настройки, то настоятельно рекомендуется произвести регулировку заднего переключателя, а уже после выполнять регулировку переднего.
Когда все мероприятия по подготовке выполнены, можно приступать к настройке. Этот процесс хотя и не сложный, но при неправильном подходе, произвести правильную регулировку будет невозможно.
Процесс настройки переднего переклюка
Чтобы правильно настроить передний переключатель, понадобится провести подготовительные мероприятия, без которых точная регулировка невозможна. При установке нового устройства или при демонтаже старого, которое снималось с целью очистки и смазки, понадобится выполнить процедуру позиционирования. Позиционирование — это процесс, предусматривающий правильное расположение переключателя по отношению к передним звездочкам велосипеда.
Как установить переднюю перекидку на велосипед
Регулировка переднего переключателя начинается с того, что нужно выбрать правильное положение детали. Верным считается такое расположение, при котором продольные втулки рамок расположены параллельно с передними звездочками. Нужно взглянуть на промежуток от нижней части рамки устройства до зубьев большой звезды. Этот промежуток между цепкой должен быть в пределах нормы, то есть не более 2 мм.
Это интересно! Упростить процесс выравнивания детали поможет демонтаж цепки с велосипеда.
Чтобы уменьшить расстояние до 2 мм, понадобится переместить переключательный механизм по вертикальной трубке рамы. Параллелограмм при этом следует отогнуть к стороне большой звезды. Чтобы выставить точное расстояние 2 мм, рекомендуется воспользоваться соответствующим щупом или любым предметом толщиной до 2 мм. Это упростит процесс регулировки, а также повысит точность. Если выставить промежуток до 2 мм между зубьями большой звезды и нижней частью перекидки, то повысится не только точность переключения скоростей, но еще и вырастет скорость переключения звездочек.
Это интересно! Многие заменяют старую перекидку, покупая новый переключатель от Shimano. достоинством применения такого переключателя является наличие наклейки с отметками, показывающие уровень расположения устройства относительно большой звезды.
Как только выставлена высота расположения устройства, нужно при помощи маркера сделать отметку, а затем приступать к подтяжке болта хомута на переключателе. Чтобы отрегулировать положение оси рамки, надо ослабить затяжку болта хомута, откинув предварительно тросик. Чтобы добиться параллельного расположения рамки со звездами, требуется вращать переключатель. Выставить параллельность на глаз трудно, поэтому можно использовать линейку, закрепленную на скотч к рамке.
В окончании нужно выполнить затяжку болта хомута, проверив повторно расстояние от нижнего края рамки до большой звездочки. Затягиваем хомут, и надеваем цепь на звездочку. Процедура подготовки выполнена, и теперь остается произвести настройку.
Как настраивается переключатель скоростей
Процесс настройки начинается с того, что изначально следует подвесить велосипед за седло, что упростит процесс проведения регулировочных манипуляций. Как выполнить регулировочные действия по настраиванию передней перекидки, детально описано в таблице ниже.
Последовательность действий | Описание процесса |
Шаг первый | Установить минимальную скорость. Для этого задействуется манетка. Тросик фиксируется к перекидке. Настроечный винт ограничивающего механизма троса на манетке завинчивается до упора, и возвращается на 2 оборота назад. |
Шаг второй | Выставить низкую скорость на задней перекидке, расположив цепь на большой звезде. Цепь при этом должна быть расположена параллельно, и находиться на малой передней звезде и большой задней. |
Шаг третий | Винтом L нужно настроить ограничивающий механизм так, чтобы внутренняя часть рамки расположилась вблизи к цепи, но при этом не дотрагивалась до нее при перемещении педалей. Вращать болт L надо по часовой стрелке для перемещения рамки от рамы велосипеда, и против – наоборот. |
Шаг четвертый | Установить тросик в паз на перекидке, и натянуть его. После натягивания троса, его следует хорошо закрепить зажимным винтом. |
Шаг пятый | Теперь нужно переключить передачи так, чтобы цепь расположилась на большой передней звезде и на малой задней. |
Шаг шестой | В работу вступает ограничитель H. С его помощью нужно получить расположение рамки, чтобы внешняя ее часть была очень близко приближена к цепи. Чтобы сместить рамку переключателя в сторону, надо винт перемещать по часовой стрелке, и в обратном направлении – против. |
Шаг седьмой | Приступаем к проверке. Для этого включаем пятую скорость на задней перекидке и, вращая педали, выполнять смену скоростей на переднем переключателе. Если трение будет отсутствовать, то настройка произведена правильно. Если будет немного подтирать, следует еще подрегулировать перекидку. |
Шаг восьмой | Устанавливаем вторую скорость на переднем переключателе и, вращая педали, нужно сменить скорости на заднем переключателе. При наличии трения, надо осуществить натяжение троса на манетке. Если возникают неисправности с переключением скоростей (с меньшей на большую звезду), то понадобится натянуть трос. Если же переключение выполнить не удается, то трос ослабляется. |
Шаг девятый | Если трения отсутствуют, то нужно произвести проверку под нагрузкой, прокатившись на велосипеде. |
Ниже представлено видео, где подробно описан процесс регулировки переднего переключателя.
Что делать если не получается настроить передний переключатель
Если вы впервые пытаетесь настроить переключатель, то все действия нужно выполнять строго по инструкции, пока не поймете принцип настройки. Если не удается выполнить регулировку, то причиной этого могут служить следующие факторы:
- Установлен несоответствующий переключатель. Проверьте, подходит ли устройство для велосипеда.
- Наличие признаков деформации перекидки.
- Тросик имеет тугой ход.
- Неисправность манетки.
- Растяжение цепи.
- Наличие загрязнений на тросике, цепи и перекидке.
Процесс регулировки перекидки не самый сложный, но если вы хотите научиться выполнять этот процесс самостоятельно, то нужно разобраться с каждым шагом отдельно. Для этого последовательность настроечных действий представлена в табличном виде. Не надо спешить, а если после выполнения всех действий обнаруживается трение, то требуется повторить процедуру. Не упускайте подготовительные работы, так как во многом успех зависит именно от качества их проведения. Если понять принцип настройки, то можно регулировать перекидки разных производителей.
Как пошагово настроить скорость на разных переключателях велосипедов
Ремонт
Функции переключения могут работать смазано, со сбоями, с опозданием. Это сказывается на качестве езды. Велосипедист должен знать, как настроить скорости на велосипеде, чтобы вовремя отрегулировать их. Провести настройку можно в домашних условиях, не прибегая к услугам специалистов. Главное, разобраться в устройстве, следовать инструкции.
Разновидности переключателей
Часть трансмиссии, отвечающая за переключение скоростей, нуждается в настройке. Перекидка состоит из крепления к петуху, упора рубашки, направляющих, фиксаторов, винтов регулировки цепи, параллелограмма, ролика натяжителя и лапки. Регулировка заднего переключателя скорости велосипедов зависит от конструкции:
- внешняя;
- внутренняя;
- комбинированная.
Настройка велосипеда обусловлена механизмом переключения. Внутренний спрятан в задней панели, количество передач варьируется от трех до семи. Выдерживает частую эксплуатацию, работа не зависит от погодных условий, долговечный и надежный. Планетарные втулки позволяют менять скорость, даже не воздействуя на педали.
Внешние переключатели могут быть передними, задними. Они отличаются простотой конструкции, небольшим весом и низкой стоимостью. Позволяют активизировать широкий спектр скоростей. Передачи с таким переключателем имеют отрицательные стороны:
- подвержены влиянию неблагоприятной среды;
- легко повреждаются при механическом воздействии;
- при падении транспорта выходят из строя;
- нельзя переключить на стоящем транспорте.
Правильное переключение скоростей производят только в движении, а во время процесса снимают с педалей нагрузку. Посторонние звуки, клацанье – повод наладить функционирование переключателей. Идеальную работу обеспечивает исправный трос, недеформированная цепь, звезды.
Внешний задний
Внешний передний
Внутренний
Инструменты и подготовка
Причиной плохого переключения скоростей может послужить неисправность деталей, повреждение механизма, износ пружины, растянутый трос. Источником неисправности является также плохой ход цепи по звездам. Устранить недостатки можно самостоятельно, без помощи специалистов. Главное, запастись следующими инструментами и материалами:
- пассатижи;
- отвертки;
- набор шестигранных ключей;
- ветошь.
Все детали предварительно очищают от загрязнений, налипшей грязи. Ветошь избавит от излишней смазки. Весь процесс сводится к освобождению троса, его регулировке и натягиванию. Настройка заднего и переднего переключателя скоростей на велосипеде проводится после проверки следующих факторов:
- исправность компонентов;
- ровное положение рамки переключателя;
- наличие деформаций;
- отсутствие люфтов;
- целостность роликов.
Перед тем как настраивать, проверяют цепь на износ. Специальная линейка позволит оценить степень растянутости, перекоса. Также очищают детали, снимают загрязнения с пружины, роликов, лапок. Избавляют от грязи и пыли тросик, проверяют его изношенность. Если с деталью все в порядке, то ее смазывают.
Загрязнения на тросике мешают переключению, так как создают дополнительное трение.
Настройка переднего переключателя скоростей проводится в последнюю очередь. Рекомендуется заняться сначала задним. Стоит учитывать, вне зависимости от фирмы производителя (Форвард, Стелс и так далее) исправление проходит в стандартном порядке.
Подготавливают инструменты
Велосипед очищают от грязи
Проверяют цепь на износ
Пошаговая инструкция
Стабильность переключения передач зависит от растянутости троса, наличия повреждений. В этом случае барабан прокручивают по часовой стрелке до правильного положения. В некоторых ситуациях барабан подкручивают до плавного перескакивания цепи. Если проблема не устранена, трос подлежит замене. Порванное или поврежденное изделие можно заменить самостоятельно.
Когда проблема в пружине, ее очищают от загрязнений, затем смазывают и проверяют. Настройка и регулирование не потребуется, если при устранении неисправности работа скоростей восстановилась. Перед тем как отрегулировать переключатели, нужно проверить наличие деформации плоскости петуха.
Если петух испорчен, его стоит заменить сразу. Самостоятельное исправление ненадолго продлит срок жизни детали.
Появление неисправности могло начаться после падения велосипеда или удара. В этом случае проверяют транспортное средство на наличие деформаций. Поломанные винты, рамки и ушки заменяют. Затем вновь проверяют работоспособность транспорта.
После всех проверок можно отрегулировать передний переключатель и задний. В противном случае манипуляции не помогут. Любые неисправности могут негативно сказаться на качестве езды, привести к неожиданным серьезным поломкам, травмам. Полезно проводить настройку передачи в качестве профилактики исправности транспортного средства.
Перед началом настройки нужно проверить наличие деформации плоскости петуха
Задний переключатель
Владельцы должны знать, как правильно настроить скорости на велосипеде. Самостоятельное регулирование требует соблюдения инструкции:
- перемещают цепь на малую звезду;
- откручивают винт;
- ослабляют натяжение троса;
- регулируют винт с буквой «Н»;
- натягивают трос.
Проверяют работоспособность механизма переключателей. Несколько раз прокручивают педали, наблюдают за перекидыванием цепи. Если проблема не устранена, натягивают трос сильнее. После проверки перемещают цепь на большую звезду и регулируют натяжение винта с буквой «L».
При настройке велосипедных переключателей обращают внимание на равное положение лапки и звезды.
Настроить переключение можно при наличии отверток, шестигранных ключей и пассатижей. Сам транспорт фиксировать необязательно. Желательно заранее подготовить тряпочку для очищения деталей и смазочный материал. Регулировка ограничителей возможна после проверки исправности составляющих механизма.
Конструкция заднего переключателя
Схема переключения
Передний переключатель
Пошаговая инструкция пояснит, как настроить переключатели скоростей на велосипеде. Процесс сводится к регулировке натяжения и ограничителей передач. Важна настройка качества переброса. Стоит заранее устранить люфты, заменить деформированные детали. Настроить передний переключатель можно по следующей схеме:
- цепь переставляют на наименьшую звезду;
- снимают фиксирующий элемент;
- ослабляют натяжение троса;
- регулируют рамку винтом с буквой «L»;
- трос натягивают;
- фиксируют винтом.
Цепь переставляют на среднюю звезду и проверяют. При необходимости вновь регулируют рамку, фиксируют правильное натяжение троса. Барабан на левой монетке поможет быстро добиться верного натяжения. Передний переключатель скоростей проверяют.
Цепь должна располагаться посередине, не касаться стенок рамки. Настроить положение можно при помощи фиксирующей детали с маркировкой «Н».
Любое натяжение троса сбрасывают на минимальной скорости. Чтобы завершить регулировку и быстрее настроить передний переключатель, после исправления положения троса его закрепляют болтом, проверку повторяют.
Переключение передач должно быть исправным. Регулировка может потребоваться по причине разбалтывания, износа деталей, повреждений. Провести работы можно самостоятельно, если заранее ознакомиться с конструкцией механизма, изучить инструкцию, в точности следовать алгоритму.
Устройство переднего переключателя
Настройка
Видео
Источники:
https://aktsport.ru/velosiped/ustanovka-i-nastroika-peredntgo-pereklyuchatelya-skorostey.html
http://moy.bike/peredniy-pereklyuchatel-perekidka/
https://pro100vel.ru/obsluzhivanie-i-remont/kak-nastraivaetsya-perednij-pereklyuchatel-na-velosipedah
https://sport-snaryazhenie.ru/velosipedy/remont/18-kak-nastroit-skorosti